Давно ушли в прошлое многие события, вол­новавшие поэта Сергея Есенина, но каждое новое поколение открывает для себя в его творчестве нечто близкое и дорогое. Объяснить данное явле­ние довольно просто: поэзия Есенина рождена любовью к человеку и природе. М. Горький пи­сал: «… Сергей Есенин не столько человек, сколь­ко орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой “пе­чали полей”, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - зас­лужено человеком». Милосердие, сочувствие и любовь ко всему живому - вот основные состав­ные поэзии С. Есенина всех периодов творчества.

Для героя Есенина родная земля это свое­образный храм, в котором, молясь «на алы зори» и причащаясь у ручья, можно забыть о людском горе. Мягкая зелень полей - лучшие в мире па­латы и хоромы. Человек и природа говорят на одном языке, доверяя друг другу душевные тай­ны, горести и мечты:

Говорят со мной коровы На кивливом языке.

Духовитые дубровы Кличут ветками к реке.

Поэтические пейзажи Есенина наполнены светлой радостью и ярким колоритом. Любуясь особенностями деревенской жизни, картинами природы, мы просто заражаемся авторским ощу­щением полноты и красоты жизни. Мы сочув­ствуем и оплакиваем горькую судьбу Танюши, краше которой не было во всем селе. Мы слуша­ем незатейливые мотивы тальяночки, а потом вдруг оказываемся в душной и угрюмой кузни­це. Наслаждаемся отлаженной мастерской рабо­той сельского кузнеца. С каждым ударом сердце зажигается пожаром, в работе забывается горе.

Игривые мечты, улетающие в заоблачную даль, превращаются в сталь. А там, вдали, «за черной тучей, за порогом хмурых дней, реет солн­ца блеск могучий над равнинами полей». Карти­ны родной природы неразрывно связаны у Есе­нина с чувствами и переживаниями лирическо­го героя. Есенинская параллель природа - чело­век отмечена яркой печатью национальной само­бытности, поэт находит для нее типично русские реалии быта и пейзажа, характерные приметы образа мыслей и чувств русского человека. Все у него - из мира родной природы, народных по­этических представлений, переживаний.

Картины сенокоса, молотьбы, выпаса лоша­дей пробуждают во мне воспоминания о минув­шем лете. Я, как и лирический герой, вдыхая аромат свежескошенного сена, забывал обо всем на свете. Природа у Есенина словно живая. При­ем очеловечивания природы, перенесения явле­ний природы на внутренний мир лирического героя в принципе не нов, он использовался клас­сиками. Есенин же существенно обогатил этот прием, пользовался им весьма своеобразно. Чем богаче становился духовный мир лирического героя, тем содержательнее и драматичнее стано­вились образные уподобления, взятые из мира природы или переносимые на него.

В основе художественного метода Есенина - полное и органичное слияние внутреннего пере­живания с природой. Его пейзаж одушевлен­ный - это образное самораскрытие, философ­ская медитация. В картине природы, в ее поэти­ческой метафоре поэт запечатлевает что-то свое, своего героя и общее для людей. Через посредство природы - о самом сокровенном, о том, что свой­ственно человеку:

Листья падают, листья падают.

Стонет ветер,

Протяжен и глух.

Кто же сердце порадует?

Кто его успокоит, мой друг?

При этом, особенно в ранний период творче­ства, поэт использует традиционную фольклор­ную символику: «понакаркали черные вороны»; «стая туч твоих, по-волчьи лающих». Для созда­ния общей эмоциональной картины используют­ся хорошо знакомые каждому явления и состоя­ния природы. Для передачи грустных настрое­ний, утрат, душевного смятения - образы осе­ни, листопада, пронизывающего ветра, зимней метели:

Хорошо в эту лунную осень Бродить по траве одному И сбирать на дороге колосья В обнищалую душу-суму.

Для передачи умиротворенного состояния души - образы лета, весны, зрелых колосьев на полях, цветущих лугов:

Гляжу в простор твоих полей,

Ты вся - далекая и близкая.

Сродни мне посвист журавлей И не чужда тропинка склизкая.

Один из любимейших образов поэта - русская береза. Появляется он в одном из первых опуб­ликованных стихотворений «Белая береза под моим окном». Внешняя простота, безыскусность несет в себе неведомые глубины чувств, пережи­ваний. Душа восемнадцатилетнего юноши, оча­рованная красотой родной природы, стремится в неизведанные дали. В одном из последних стихо­творений у Есенина есть строки:

Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

Цель уроков: углубление знаний о есенинской поэзии, постижение есенинской концепции мира.

Аспекты цели:

1. Образовательный аспект цели: показать единство человека и природы в лирике Есенина.

2. Развивающий аспект цели: совершенствовать навыки анализа поэтического текста, развивать творческое воображение, ассоциативное и критическое мышление.

3. Воспитательный аспект цели: воспитывать гуманное отношение к природе, пробудить переживания, связанные с восприятием поэзии Есенина, музыки на стихи Есенина.

Домашнее задание предыдущего урока: 1 группа - прочитать стихотворения с описанием пейзажа, найти приемы пейзажной лирики; 2 группа - прочитать стихотворения о животных, раскрыть особенности изображения «живой» природы.

Методы:

Индуктивный метод при языковом исследовании;

Сравнительный анализ поэтического текста;

Аналитическая беседа.

Технологии:

Педагогика сотрудничества;

Элементы технологии критического мышления.

Тип урока : комбинированный.

Оборудование :

1. Мультимедийная презентация к уроку, выполненная учителем.

2. Тексты стихотворений Сергея Есенина.

3. Музыкальное приложение: романсы «Отговорила роща золотая…» и «Какая ночь! Я не могу…» в исполнении группы «Золотое кольцо» и Н. Сличенко.

4. Аудиоприложение: Василий Качалов читает «Песнь о собаке».

5. Раздаточный материал для индивидуальной работы: таблицы 1, 2, опорная схема.


6. На правой стороне доски – репродукции картин русских художников о временах года Ф. Васильева, И. Левитана, А. Саврасова и др.

7. На левой стороне доски написаны слова: 1) концепция, синквейн; 2) зеленя, закут, бластился, топь, желна.

Эпиграфы :

«И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове…»

«Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег».

С. Есенин.

Ход урока

1. Приветствие.

У ч и т е л ь.

Здравствуйте, те, у кого сегодня хорошее настроение!

Здравствуйте, те, кто любит проводить время в одиночестве!

Здравствуйте, те, кто любит проводить время в общении с друзьями!

Здравствуйте, те, кто любит проводить время в общении с природой!

Здравствуйте, те, кто любит поэзию Сергея Есенина!

Слайд 2

Его поэзия есть как бы разбрасывание пригоршнями сокровищ его души.

У ч и т е л ь. Так сказал о. Как вы понимаете эти слова? (Ответы учащихся).

2. Стадия вызова.

У ч и т е л ь. Ребята, давайте вспомним по опорным схемам, что мы знаем о Сергее Есенине. Демонстрация слайдов 3,4.

Детство Сергея Есенина – село Константиново.

Образование – школа, университет.

Литературное направление – ?

Путешествия – ?

Есенин и его женщины – «Много женщин меня любило, Да и сам я любил не одну».

Эволюция мировоззрения. Тема Родины в творчестве Сергея Есенина – «Все равно остался я поэтом…»

Философская лирика – «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель...»

Смерть. Версии о смерти Есенина

Ответы учащихся.

Учитель. Сегодня на каждый из вас откроет для себя еще одну страничку в творчестве Сергея Есенина. А теперь давайте перенесемся на родину Есенина, в село Константиново.

Демонстрация слайдов «Село Константиново и его окрестности» на фоне романса «Отговорила роща золотая» (муз. В. Липатова, исп. «Золотое кольцо»)

Слайды 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12

«Отрывок из воспоминаний сестры С. Есенина: «В нашем Константинове не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село…Раздольны, красивы наши луга. Вдали, в дымке, синеют леса; воздух чист и прозрачен…»

У ч и т е л ь. С детства Сергея Есенина окружала такая природа. Воспитанный в крестьянской семье, он не просто верил в существование кровной связи человека с миром природы, он сам чувствовал себя частью природы, старшим братом разумного зверья. Например, своему знакомому художнику он говорил:

– У тебя, Ильюша, прямо собачья любовь к природе!

– Почему «собачья? – удивлялся художник.

– Да как тебе сказать... Мне кажется, что по-настоящему любят и понимают природу только животные… И еще растения… Ты тоже, по-моему, не человек, а большая, умная, добрая собака… И если тебя ласково погладить, ты растрогаешься и заплачешь собачьими слезами…».

У ч и т е л ь. А теперь попробуем сформулировать тему нашего урока. Репродукции картин русских художников (учитель обращает взгляд на левую сторону доски) тоже затрагивают эту тему (Ответы учащихся).

Слайд 13

Тема урока: «Человек и природа в лирике Сергея Есенина».


У ч и т е л ь. Таким образом, мы можем сформулировать цели урока. (Учащиеся формулируют цели урока, учитель обобщает ответы и озвучивает цели).

Слайд 14

Цели урока:

· показать, как изображает Есенин природу;

· обратить внимание на приемы изображения природы;

· узнать о есенинской концепции мира.

Словарная работа. Обращение к значению слова «концепция» (на правой стороне доски). Концепция(от лат. сoceptio – понимание, система) определенный способ понимания, трактовка какого-то явления, предмета, основная точка зрения на предмет, руководящая идея.

У ч и т е л ь. А сейчас мы послушаем некоторые из стихотворений Есенина о природе, заданных для домашнего ознакомления.

(Звучит чтение наизусть стихотворений : «Пороша», «Береза», «Лисица», «Корова». Аудиозапись: Василий Качалов читает «Песнь о собаке»).

Словарная работа: учитель помогает определить лексические значения слов, записанных на правой стороне доски и прозвучавших в стихотворениях (зеленя – листва, зелень; закут – хлев для мелкого скота; бластился – мерещился; топь – болото; желна – черный дятел с красным теменем)

3. Стадия осмысления.

Работа в парах.

У ч и т е л ь. Я предлагаю вам составить вопросы, которые можно задать после прослушивания стихотворений о природе.

Слайд 15

Таблица 1

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

К кому …?

Объясните, почему…?

Как относится к …?

Почему сравнивает с …?

Как рисует…?

Какие чувства вызывает…?

Звучит тихая аудиозапись : романс «Клен ты мой опавший» на стихи Сергея Есенина (исполняет Николай Сличенко).

Парная работа. Учащиеся записывают вопросы в таблицу.

У ч и т е л ь. Послушаем ваши вопросы (опрос 2-3 учащихся).

У ч и т е л ь. Я тоже хочу задать «толстый» вопрос, на который вы должны ответить с помощью цитат из стихотворений. Какими художественными средствами чаще всего пользуется Есенин, изображая природу? (ответы учащихся: сравнения, метафоры, эпитеты, олицетворения).

4. «Чтение с пометками».

У ч и т е л ь. Теперь мы можем выделить приемы изображения так называемой «неживой» и «живой» природы. Первая группа расскажет об особенностях есенинского пейзажа, а вторая – об особенностях изображения животных в стихотворениях Есенина. Во время анализа мы заполним эту опорную схему.

Слайд 16

Групповая работа. В результате анализа и обсуждения учащиеся первой группы с частичной помощью учителя выделяют следующие приемы пейзажной лирики:

· чередование различных состояний природы («Синь то дремлет, то вздыхает»);

· уподобление растительного мира животному («Кленёночек маленький матке Зеленое вымя сосет»);

· очеловечивание природы («Словно белою косынкой подвязалася сосна»);

· диалог человека с природой («О тонкая березка, Что загляделась в пруд?»).

Затем учащиеся второй группы анализируют стихотворения о животных и выделяют особенности изображения «живой» природы:

· очеловечивание животных («Спит медведиха. И чудится ей: Колет охотник острогой детей»);

· уподобление явлений природы животному миру («Пляшет ветер по равнинам, Рыжий ласковый осленок», «Осень – рыжая кобыла – чешет гриву»);

· страдания животных на трагедийно уровне («Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег» – «Песнь о собаке»);

· образная передача состояния животного («Желтый хвост упал в метель пожаром, На губах – как прелая морковь» - «Лисица»);

· противопоставление беззащитности животного человеческой жестокости («Бил ее выгонщик грубый На перегонных полях» – «Корова»).

Заполнение опорной схемы в листах для индивидуальной работы: «Природа и человек в лирике Есенина» – пейзажная лирика – мир животных – приемы – цитаты. Слайд 16.

5. Стадия рефлексии.

У ч и т е л ь. Подведем итог групповой работе. Какой вывод можно сделать? В чем заключается концепция Есенинского мира?

Ответы учащихся.

У ч и т е л ь (обобщая ответы учащихся, обращаясь к эпиграфам). Да, действительно, для Есенина Природа – живая душа, сотворенная по образу и подобию души человеческой. У нее глаза –словно «золотые звезды». Она мучается и радуется, страдает и торжествует, живет и умирает. И она кажется более живой и одухотворенной, чем сам человек. Человек в его поэзии – часть природы. Есенинская концепция мира и заключается в единстве Природы и Человека. Человека, ответственного за все живое на земле. Как «старший брат», который «зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове».

У ч и т е л ь. Удалось ли нам сегодня решить поставленные цели?

– Что нового вы открыли для себя на уроке?

– Удалось ли поэту спустя 100 лет после написания стихов затронуть наши души, заставить сопереживать коровам, собакам?

– Как вы оцениваете свою работу на уроке? Поставьте себе оценку в кавычках в правом верхнем углу листа.

– Кто работал на «5»?

Творческое задание.

Индивидуальная работа.

У ч и т е л ь. А сейчас мы с вами напишем синквейн, или пятистишие, по теме нашего урока. Алгоритм написания вам напомнит этот слайд.

Слайд 17

Алгоритм написания синквейна

· 1-я строка (одно слово) – существительное, главная тема, мысль.

· 2-я строка (два слова) – прилагательные, качества первого слова.

· 3-я строка (три слова) – глаголы, действия первого слова.

· 4-я строка (суждение из 4-х слов по теме первого слова, мысль, цитата).

· 5-я строка (одно слово) – существительное, синоним первому слову. Вывод, заключение.

Индивидуальная работа учащихся.

Озвучивание работ школьников.

Синквейн учителя:

Слайд 18

Божественная, беззащитная.

Вздыхает, страдает, плачет.

Живой мир, подобный человеческому.

6. Домашнее задание. Слайд 19.

1. Подобрать стихотворения на тему «Философская лирика Есенина».

2. Заполнить таблицу по творчеству Сергея Есенина «Знал, знаю, хочу узнать»

Таблица 2

ХОЧУ УЗНАТЬ

7. Заключительное слово учителя.

В самом звучании фамилии Есенин есть что-то лесное, природное, весеннее. В то время были популярны в среде поэтов псевдонимы, а ему они не понадобились. Есенин настолько родной, свой, что нам кажется, мы все о нем знаем. И все же за свою короткую жизнь он оставил такое литературное наследие, которое содержит, оказывается, еще множество загадок.

Есенин народный, национальный поэт, не только потому, что родился, как и мы с вами, в российской деревне, не только потому, что писал о Родине и о родной природе, но и потому, что каждый человек хоть однажды пережил те чувства, что и Есенин. Это и сострадание, и жалость, и разочарование, и любовь, и сомнения, и надежды на счастливое будущее.

Я желаю вам всем, чтобы ваши надежды и мечты о счастливом будущем сбылись. Спасибо за сотрудничество!

Литература и ресурсы сети Интернет:

1. «Мне в душу грусть вошла…» Стихотворение «Песнь о собаке». VII класс // Литература в школе. – 2004. – №2. – С.35-37.

2. Литература. 5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков / авт.-сост. и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 298 с.

3. Прокушев Есенин. Поэт. Человек: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1973. – 238 с.

4. Русская литература XXвека. 11 кл. Поурочные разработки. Метод. рекомендации для учителя / , и др.; Под ред. . – М.: Дрофа, 2000. – 480 с.

5. Шнипова схемы-конспекты как творческие проекты: Методическое пособие / ИПКиПРО. – Курган, 2003. – С.22-23.

6. Эвентов Есенин: кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – 159 с.

8. http://www. *****/photos/medium_...-

9. http://wiki. kspu. *****/index. php

Сергей Александрович Есенин был поэтом, кровно связанным с родной землей, с народом, с его поэтическим творчеством. Любовь к Родине, к родному краю - главная сквозная тема лирики Есенина. Родина и природа неразрывны в его поэзии. С проникновенным лирическим чувством передано в стихах ощущение единства человека с природным миром, его растительным животным началом.
Поэт по-дружески беседует с кленом, с любовью говорит о ветерке, ласково об-ращается к березке. Просторы полей, синь небес, глубина рек и озер, плакучие ивы и длиннокосые красавицы березы - во всем этом видел Есенин неброскую красоту, щемящую прелесть природы средней полосы России.
О край дождей и непогоды,
Кочующая тишина,
Ковригой хлебною под сводом
Надломлена твоя луна.
За перепаханною нивой
Малиновая лебеда.
На ветке облака, как слива,
Златится спелая звезда...
... Клубит и пляшет дым болотный...
Но и в кошме певучей тьмы
Неизреченностью животной Напоены твои холмы.
(«О край дождей и непогоды»)
Природа у Есенина живет, слушает, мечтает. «Береза... принакрылась снегом, точно серебром».
В стихотворениях «Береза», «Пороша» обращает на себя внимание одухотво-ренность мира. Природа у Есенина всегда в движении. Отсюда обилие в его стихах отглагольных форм. Такое восприятие окружающего мира, такое представление, выраженное в поэтических образах, Есенин почерпнул в народных сказках, поверьях, мифологии.
Вся система образов Есенина зиждется на этом чувстве движения и превращений, совершающихся в окружающем мире, зиждется на чувстве единства человека с природой, со всем живым на земле.
В стихотворении «Задремали звезды золотые...» звезды дремлют, зеркальный блеск воды смягчен утренней зыбкой рябью; небосклон не румяный, а тронутый блеклым, сетчатым светом. Ярко только то, что не бывает совсем ярким - серебряные росы да перламутровое ожерелье на тугих стеблях одичавшей крапивы.
Своеобразность поэзии Есенина в том, что образность его, как и образность народной поэзии, - строго и отчетливо, при всей внешней причудливости, упорядочена. Поэтому каждое преображение, то есть превращение одной образной фигуры в другую, имеет внутреннюю согласованность. В творчестве раннего Есенина мы наблюдаем уподобление месяца кудрявому и смирному ягненку. В первые после- А революционные годы поэт чаще использует другую метафору: месяц-конь, и этот конь - праздничной, солнечной окраски: «Сойди, явись нам, красный конь! Впрягись в земли оглобли!». Многие исследователи отмечают, что конь в образной системе Есенина - знак устремления в светлое, утопически-прекрасное будущее.
На мой взгляд, все творчество Есенина пронизано, неизбывной, горячей иногда с нотками горечи любовью к родной стороне. И это чувство поэт выражает не только непосредственными признаниями, но и через трогательные, овеянные теплотой образы природы. Вся Русь, милая сердцу Есенина, соткана из нерукотворного мира, и именно этот мир, мир природы, более всего дорог поэту.
О верю, верю, счастье есть! Еще и солнце не погасло. Заря молитвенником красным Пророчит благостную весть. О верю, верю, счастье есть! Звени, звени, златая Русь, Волнуйся, неуемный ветер! Блажен, - кто радостью отметил Твою пастушескую грусть. Звени, звени, златая Русь. Люблю я ропот буйных вод И на волне звезды сиянье. Благословенное страданье Благословляющий народ Люблю я ропот буйных вод.
Есенин с горечью сознает, что сельские пейзажи, которые так хорошо вписывались в мир природы, так гармонировали с ним, должны уступить место картинам урбанистическим. Поэт понимает неизбежность этого процесса, он признает, что во многом это станет благом для России, но, тем не менее, Русь прежняя, с ее бескрайними полями, подернутыми туманной синевой лесами всегда оставалась для Есенина самым дорогим в его жизни. В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая...» поэт пишет:
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Но и все же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!

"Певец и глашатай деревянной Руси" — так сам Есенин дал определение себе как поэту. Его произведения по-настоящему искренни и откровенны. Он без лишнего стеснения оголяет свою русскую душу, которая страдает, тоскует, звенит и радуется.

Темы лирики Есенина

Есенин писал о том, что волновало его самого и современников. Он был дитем своей эпохи, познавшей много катаклизмов. Именно поэтому основные темы поэзии Есенина - судьба русской деревни, настоящее и будущее России, умиление природой, любовь к женщине и религия.

Красной ниткой через все творческое наследие поэта проходит животрепещущая любовь к Родине. Это чувство — отправная точка всех его дальнейших литературных изысканий. Причем в понятие Родины Есенин вкладывает в первую очередь отнюдь не политический смысл, хотя не обошел он стороной горести и радости крестьянской Руси. Родина для поэта — это окружающие его поля, леса, равнины, которые начинаются от родительского дома лирического героя и простираются в необъятные дали. Невероятной красоты образы поэт черпал из воспоминаний детства и природы своей вотчины — деревни Константиново, откуда и начиналась для Есенина его "малиновая Русь". Такие чувства трепетной любви к родной земле выразились в нежнейших стихотворных акварелях.

Все темы в частности тема любви к Родине и настолько тесно переплетаются, что их нельзя отличить одну от другой. Он восхищался окружающим миром, как дитя, "родившееся с песнями в травном одеяле", считая себя неотъемлимой его частью.

Любовная лирика — отдельный пласт творчества поэта-самородка. Образ женщины из его стихотворений списан с русских красавиц "с алым соком ягоды на коже", "со снопом волос овсяных". Но любовные отношения всегда происходят как бы на заднем плане, в центре действия всегда все та же природа. Девушку поэт часто сравнивает с тонкой березкой, а ее избранника — с кленом. Для раннего творчества характерна юношеская пылкость, сосредоточенность на физическом аспекте отношений ("зацелую допьяна, изомну, как цвет"). С годами, познав горькие разочарования на личном фронте, поэт выражает свои чувства презрения к продажным женщинам, саму любовь цинично считая не более чем иллюзией ("наша жизнь — простыня да кровать"). Сам же Есенин вершиной своей любовной лирики считал "Персидские мотивы", где оставила отпечаток поездка поэта в Батуми.

Следует отметить множество философских мотивов в стихах Есенина. Ранние работы искрят ощущением полноты жизни, точным осознанием своего места в ней и смысла бытия. Лирический герой находит его в единении с природой, называя себя пастухом, чьи "палаты — межы зыбистых полей". Он осознает быстрое увяданье жизни ("все пройдет, как с белых яблонь дым"), и от этого его лирика просякнута светлой грустью.

Особый интерес вызывает тема "Бог, природа, человек в поэзии Есенина".

Бог

Истоки христианских мотивов у Есенина надо искать в его детстве. Его бабушка и дед были глубоко религиозными людьми и привили внуку такое же благоговейное отношение к Творцу.

Поэт ищет и находит аналогии искупительной жертвы в явлениях природы ("схимник-ветер... целует на рябиновом кусту язвы красные незримому Христу", "дня закатного жертва искупила весь грех").

Бог у Есенина живет в той самой, старой уходящей Руси, там, «где капустные грядки красной водой поливает восход». Творца поэт видит прежде всего в творении — окружающем мире. Бог, природа, человек в поэзии Есенина всегда взаимодействуют.

Но не постоянно поэт был смиренным богомольцем. В один период у него появляется целая череда бунтарских, богоборческих стихотворений. Это связано с его верой в и принятием новой коммунистической идеологии. Лирический герой даже бросает вызов Творцу, обещая создать новое общество без необходимости в Боге, "град Инонию, где живет божество живых". Но такой период был недолгим, вскоре лирический герой вновь нарекает себя "смиренным иноком", молящимся на копны и стада.

Человек

Довольно часто поэт изображает своего героя как странника, идущего по дороге, или как гостя в этой жизни ("каждый в мире странник - пройдет, зайдет и вновь покинет дом"). Во многих произведениях Есенин затрагивает антитезу "молодость — зрелость" ("Отговорила роща золотая..."). Он нередко размышляет о смерти и видит ее как естественный финал каждого ("я пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть"). Смысл своего существования каждый может познать, найдя свое место в триаде "Бог — природа — человек". В поэзии Есенина главным звеном этого тандема является природа, и ключ к счастью — это гармония с ней.

Природа

Она является храмом для поэта, а человек в ней должен быть богомольцем ("я молюсь на алы зори, причащаюсь у ручья"). Вообще, тема Всевышнего и тема природы в поэзии Есенина настолько взаимосвязаны, что нет четкой линии перехода.

Природа является и главным героем всех произведений. Она живет яркой, динамичной жизнью. Очень часто автор применяет прием олицетворения (клененочек сосет зеленое вымя, рыжая кобыла-осень чешет свою золотую гриву, метель плачет, как цыганская скрипка, черемуха спит в белой накидке, сосна подвязалась белою косынкой).

Самые излюбленные образы — береза, клен, месяц, зори. Есенин — автор так называемого деревянного романа между березой-девушкой и кленом-парнем.

Стихотворение Есенина "Береза"

Как пример утонченного и в то же время простого осознания бытия можно рассмотреть стих "Береза". Это дерево издревле считается и символом русской девушки, и самой России, поэтому в это произведение Есенин вложил глубокий смысл. Умиление малой частичкой природы перерастает в восхищение красотой необъятной русской земли. В обычных будничных вещах (снег, береза, ветки) автор учит видеть большее. Такой эффект достигается с помощью сравнений (снег — серебро), метафор (снежинки горят, заря обсыпает ветки). Простая и понятная образность делает стихотворение Есенина "Береза" очень похожим на народное, а это наивысшая похвала для любого поэта.

Общее настроение лирики

Нужно отметить, что в поэзии Есенина так отчетливо чувствуется легкая грусть "по гречневым просторам", а иногда щемящая тоска даже в любовании родным краем. Скорее всего, поэт предугадывал трагическую судьбу своей Родины-Руси, которая и в дальнейшем "все так же будет жить, плясать и плакать у забора". Читателю невольно передается жалость ко всему живому, потому что, несмотря на свою красоту, абсолютно все вокруг быстротечно, и автор наперед скорбит об этом: "Грустная песня, ты - русская боль".

Также можно отметить некоторые отличительные черты стиля поэта.

Есенин — король метафор. Он настолько умело упаковывал емкие в несколько слов, что каждое стихотворение пестрит яркими поэтическими фигурами ("вечер черные брови насопил", "по пруду лебедем красным плавает тихо закат", "галочья стая на крыше служит вечерню звезде").

Близость поэзии Есенина к фольклору дает ощущение, что некоторые его стихи — народные. Они невероятно легко ложатся на музыку.

Благодаря таким особенностям художественного мира поэта "деревянной Руси" его стихи не спутаешь с другими. Не может не покорить его беззаветная любовь к Родине, которая берет начало с рязанских полей и заканчивается космосом. Суть тематики "Бог — природа — человек" в поэзии Есенина можно подытожить его же словами: "Я думаю: как прекрасна земля и на ней человек..."

Давно ушли в прошлое многие события, вол­новавшие поэта Сергея Есенина, но каждое новое поколение открывает для себя в его творчестве нечто близкое и дорогое. Объяснить данное явле­ние довольно просто: поэзия Есенина рождена любовью к человеку и природе. М. Горький пи­сал: «… Сергей Есенин не столько человек, сколь­ко орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой “пе­чали полей”, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - зас­лужено человеком». Милосердие, сочувствие и любовь ко всему живому - вот основные состав­ные поэзии С. Есенина всех периодов творчества.

Для героя Есенина родная земля это свое­образный храм, в котором, молясь «на алы зори» и причащаясь у ручья, можно забыть о людском горе. Мягкая зелень полей - лучшие в мире па­латы и хоромы. Человек и природа говорят на одном языке, доверяя друг другу душевные тай­ны, горести и мечты:

Говорят со мной коровы

На кивливом языке.

Духовитые дубровы

Кличут ветками к реке.

Поэтические пейзажи Есенина наполнены светлой радостью и ярким колоритом. Любуясь особенностями деревенской жизни, картинами природы, мы просто заражаемся авторским ощу­щением полноты и красоты жизни. Мы сочув­ствуем и оплакиваем горькую судьбу Танюши, краше которой не было во всем селе. Мы слуша­ем незатейливые мотивы тальяночки, а потом вдруг оказываемся в душной и угрюмой кузни­це. Наслаждаемся отлаженной мастерской рабо­той сельского кузнеца. С каждым ударом сердце зажигается пожаром, в работе забывается горе.

Игривые мечты, улетающие в заоблачную даль, превращаются в сталь. А там, вдали, «за черной тучей, за порогом хмурых дней, реет солн­ца блеск могучий над равнинами полей». Карти­ны родной природы неразрывно связаны у Есе­нина с чувствами и переживаниями лирическо­го героя. Есенинская параллель природа - чело­век отмечена яркой печатью национальной само­бытности, поэт находит для нее типично русские реалии быта и пейзажа, характерные приметы образа мыслей и чувств русского человека. Все у него - из мира родной природы, народных по­этических представлений, переживаний.

Картины сенокоса, молотьбы, выпаса лоша­дей пробуждают во мне воспоминания о минув­шем лете. Я, как и лирический герой, вдыхая аромат свежескошенного сена, забывал обо всем на свете. Природа у Есенина словно живая. При­ем очеловечивания природы, перенесения явле­ний природы на внутренний мир лирического героя в принципе не нов, он использовался клас­сиками. Есенин же существенно обогатил этот прием, пользовался им весьма своеобразно. Чем богаче становился духовный мир лирического героя, тем содержательнее и драматичнее стано­вились образные уподобления, взятые из мира природы или переносимые на него.

В основе художественного метода Есенина - полное и органичное слияние внутреннего пере­живания с природой. Его пейзаж одушевлен­ный - это образное самораскрытие, философ­ская медитация. В картине природы, в ее поэти­ческой метафоре поэт запечатлевает что-то свое, своего героя и общее для людей. Через посредство природы - о самом сокровенном, о том, что свой­ственно человеку:

Листья падают, листья падают.

Стонет ветер,

Протяжен и глух.

Кто же сердце порадует?

Кто его успокоит, мой друг?

При этом, особенно в ранний период творче­ства, поэт использует традиционную фольклор­ную символику: «понакаркали черные вороны»; «стая туч твоих, по-волчьи лающих». Для созда­ния общей эмоциональной картины используют­ся хорошо знакомые каждому явления и состоя­ния природы. Для передачи грустных настрое­ний, утрат, душевного смятения - образы осе­ни, листопада, пронизывающего ветра, зимней метели:

Хорошо в эту лунную осень Бродить по траве одному И сбирать на дороге колосья В обнищалую душу-суму.

Для передачи умиротворенного состояния души - образы лета, весны, зрелых колосьев на полях, цветущих лугов:

Гляжу в простор твоих полей,

Ты вся - далекая и близкая.

Сродни мне посвист журавлей И не чужда тропинка склизкая.

Один из любимейших образов поэта - русская береза. Появляется он в одном из первых опуб­ликованных стихотворений «Белая береза под моим окном». Внешняя простота, безыскусность несет в себе неведомые глубины чувств, пережи­ваний. Душа восемнадцатилетнего юноши, оча­рованная красотой родной природы, стремится в неизведанные дали. В одном из последних стихо­творений у Есенина есть строки:

Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

Становится понятным, что белая береза с тон­ким станом олицетворяет для поэта и русскую природу, и женщину, и возлюбленную, и саму родину. По словам А. Толстого, Есенин - это «пе­вучий дар славянской души»; «он весь растворен в природе, в живой, многоголосой прелести зем­ли». Растворение в родной природе, родной сти­хии и привлекает нас в творчестве этого велико­го национального поэта.

Одной из проблем, которые волновали и, очевидно, будут волновать человечество на протяжении всех веков его существования, является проблема взаимоотношений человека и природы. Тончайший лирик и прекрасный знаток природы Афанасий Афанасьевич Фет так сформулировал ее в середине XIX века: «Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребность спрашивать, что такое окружающая его природа? Откуда все это? Что такое он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы».



О том, что человек и природа связаны неразрывными нитями, писали и говорили в прошлом веке все наши классики, а философы конца XIX - начала XX века даже установили связь между национальным характером и образом жизни русского человека, природой, среди которой он живет.

Евгений Базаров, устами которого Тургенев выразил мысль определенной части общества о том, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», и доктор Астров, один из героев пьесы Чехова «Дядя Ваня», сажающий и выращивающий леса, думающий о том, как прекрасна наша земля, - вот два полюса в постановке и решении проблемы «Человек и природа».

Погибающее Аральское море и Чернобыль, загрязненный Байкал и высыхающие реки, наступающие на плодородные земли пустыни и страшные болезни, появившиеся только в XX веке, - вот лишь немногие «плоды» человеческих рук. А таких, как Астров, слишком мало, чтобы остановить разрушающую деятельность людей.

Тревожно зазвучали голоса Троепольского и Васильева, Айтматова и Астафьева, Распутина и Абрамова и многих, многих других. И возникают в русской литературе зловещие образы «архаровцев», «браконьеришек», «туристов-транзистор-щиков», которым «сделались подвластны необъятные просторы». «На просторах» они так резвятся, что за ними, как после Мамаева войска, - сожженные леса, загаженный берег, дохлая от взрывчатки и отравы рыба». Люди эти потеряли связь с землей, на которой они родились и выросли.

Голос сибирского писателя Валентина Распутина в повести «Пожар» звучит гневно и обличающе против людишек, которые не помнят родства своего, своих корней, истока жизни. Пожар как возмездие, обличение, как сжигающий огонь, уничтожающий на скорую руку построенное жилье: «Горят лес-промхозовские склады в деревне Сосновка». Повесть, по замыслу писателя, созданная как продолжение «Прощания с Матерой», говорит о судьбе тех, кто...предал свою землю, природу, самую человеческую суть. Прекрасный остров уничтожен и затоплен, так как на его месте должно быть водохранилище, оставлено все: дома, огороды, неубранный урожай, даже могилы - место святое для русского человека. По указанию начальства все должно быть сожжено. Но природа противится человеку. Как кресты, торчат из воды обгорелые скелеты деревьев. Гибнет Матера, но гибнут и души людей, теряются духовные ценности, сохранявшиеся веками. И по-прежнему одиноки продолжатели темы чеховского доктора Астрова Иван Петрович Петров из повести «Пожар» и старуха Дарья из «Прощания с Матерой». Не услышаны ее слова: «Эта земля рази вам одним принадлежит? Это земля-то вся принадлежит кто до нас был и кто после нас придет».

Тональность темы человека и природы в литературе резко изменяется: из проблемы духовного обнищания она превращается в проблему физического уничтожения природы и человека. Именно так звучит голос киргизского писателя Чингиза Айтматова. Автор рассматривает эту тему глобально, в общечеловеческом масштабе, показывая трагичность разрыва связей человека с природой, соединяя современность с прошлым и будущим.

Уничтожающий и продающий заповедный лес Орозкул превращается в быкоподобное существо, отвергающий народную нравственность и отстранившийся от жизни родных ему мест Сабиджан, вообразивший себя большим городским начальником, проявляет черствость и неуважение к умершему отцу, возражая против его похорон на родовом кладбище Ана-Бейт, - это «герои» романа «Буранный полустанок».

В «Плахе» до предела заострен конфликт между природой и «темными силами», и в лагере положительных героев оказываются волки. Имя волчицы, теряющей по вине людей один выводок за другим, - Акбара, что значит «великая», а глаза ее охарактеризованы теми же словами, что и глаза Иисуса, легенду о котором Айтматов сделал составной частью романа. Огромная волчица не угроза человеку. Она беззащитна перед мчащимися грузовиками, вертолетами, винтовками.

Природа беззащитна, она нуждается в нашей помощи. Но как порой обидно за человека, который отворачивается, забывает о ней, обо всем добром и светлом, что только есть в ее недрах, и ищет свое счастье в ложном и пустом. Как часто мы не прислушиваемся, не хотим слышать сигналы, которые она без устали посылает нам.

Свои размышления я хочу завершить словами из рассказа Виктора Астафьева «Падение листа»: «Пока падал лист; пока он достиг земли, лег на нее, сколько же родилось и умерло на земле людей? Сколько произошло радостей, любви, горя, бед? Сколько пролилось слез и крови? Сколько свершилось подвигов и предательств? Как постигнуть все это?