Сочинение-рассуждение (задание 15.1) на лингвистическую тему по высказыванию Л.С.Сухорукова: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума»

Высказывание знаменитого писателя Л.С. Сухорукова действительно отражает любопытную закономерность, о которой некоторые люди, к сожалению, забывают: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Я согласен с автором: одним словом мы можем испортить себе репутацию, отпугнув друзей, близких и коллег, ведь все они понимают, что речь отражает наши личностные качества. Если мы позволяем себе употреблять, например, жаргонные слова, это значит, что нам не хватает воспитанности, эрудиции или такта. А кто из приличных людей захочет общаться с человеком грубым и умственно неполноценным?

В данном тексте в предложении 17 рассказчик выражается сленгом («физиономия» и «смазал»), в 26 предложении он и вовсе употребляет в речи ругательство «кретин». Очевидно, что хвалят его действительно зря: он демонстрирует несдержанный и грубый характер в своей манере выражаться.

В отличие от рассказчика, его отец умеет держать себя в руках и вести себя в обществе. Он пытается воспитать сына не кулаками и криком, а своим хорошим примером и корректными, тактичными замечаниями (предложения 10 и 11). Отчитывая отпрыска за драку в предложениях 18-21, (поступок, прямо скажем, не красящий главного героя), он выражается мягко и взвешено. Взрослый человек делает это для того, чтобы заставить сына самому осознать, что он неправильно поступает. Как мы видим, такой метод эффективен, ведь герой пришел к выводу: хвалить его не за что. В финале (в 36 и 37 предложениях) мать героя подтверждает эту мысль: «Значит, любовь, и забота не сделали тебя эгоистом, – заключила мама. – Мы очень рады». Родители специально нахваливали сына, чтобы в нем пробудилась совесть. В отличие от отца, мать героя – не любительница поговорить. Она еще более сдержана и лаконична, высказываясь лишь по сути.

Таким образом, мы смогли охарактеризовать всю семью по репликам героев. Это лишнее подтверждение тому, что Л.С. Сухоруков был прав: речь может сказать о человеке даже больше, чем слова, им сказанные. В словах можно налгать, а вот манера выражаться никогда не обманет.

Как написать сочинение-рассуждение (задание 15.1)?

План сочинения 15.1

  • вступление, в котором нужно сформулировать тезис;
  • основная мысль текста, которую нужно раскрыть;
  • описание с примерами из текста, которое должно обосновать первую часть высказывания;
  • описание, объясняющее вторую часть цитаты с примерами из текста;
  • вывод.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

При помощи речи человек может высказывать свои мысли, доносить до собеседника то, что он чувствует в данный момент, то, чем заняты его мысли, в чем состоят его переживания. Манера речи человека может показать, каков он на самом деле, чем занят его разум, чем он живет, что влияет на его жизнь, каков круг его интересов и каков уровень образования. Высказывания человека достаточно просто можно проанализировать, отвечая на вопрос, кто же человек на самом деле, чего он хочет и чем живет.

Не зря язык каждого нового поколения меняется. Если сравнить речь представителя 19 века с человеком из века 20, можно увидеть существенную разницу не только в суждениях, но и в словах, выражениях, составе предложений. То, что ранее было важно для людей, постепенно уходило из их жизней и, соответственно, речи. Такие слова, как «сударь», «возничий», «ямщик», так часто встречавшиеся в речи представителей 19 столетия, вышли из употребления. На смену им пришли новые слова, потому что возникли новые предметы и явления, которые они обозначали. Слова «товарищ» «водитель», «таксист» были заимствованы из других языков или преобразованы из более старых слов в новые формы. А в 21 веке им на смену снова пришли новые выражения, наполняя привычный смысл новыми словоформами. Таким образом, речь человека постоянно изменяется, наполняется новыми словами и избавляется от уже устаревших.

Большое значение для изменения речи имеют исторические, политические события, происходящие в стране. На речь отдельно взятого человека влияют уже не только глобальные процессы, но и его уровень образования и любознательности. Речь ребенка и взрослого разительно отличается между собой. Детский лексикон пополняется из окружения ребенка - родителей, воспитателей или учителей, друзей. Речь взрослого основывается уже не только на его окружении, но и на образовании и огромном опыте общения. Взрослый человек может варьировать языковые формы, изменять их в зависимости от ситуации. Так, он ласков и нежен в семейной обстановке и серьезен в деловой сфере. Поэтому его речь меняется вместе с его настроением и обстоятельствами, является выражением его истинного «я», его позиции по отношению к окружающим людям.

Человек может не выражать всех своих мыслей словами, но ведь речь - это не только набор слов и выражений. Речь - это еще и интонация, обозначающая не только то, что сказал человек, но и то, как он это сказал. И это тоже является отражением отношения человека к другим людям, предметам или событиям. Поэтому в каждый момент речевого высказывания человек показывает себя, рассказывает о себе и своем отношении к происходящему, ведь речь - это и есть он сам.

Речь общения людей посредством языковых восприятие языковых конструкций и их понимание

мышления человека. Высшее, абстрактное мышление

устную (подразумевающую

Итак, мы наблюдаем, как герои этого произведения общаются между собой, как они любят друг друга, как стремятся воспитать человека прекрасного, который будет правильно себя вести, потому что уже сейчас видно, как умен мальчик, как он щедр душой. Все это показала нам речь, с помощью которой писатель нарисовал замечательную картину жизни.

Предварительный просмотр:

Передо мной высказывание известного английского писателя Дж. Свифта: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается». Верно ли его суждение? Попробуем разобраться.

Итак, что такое общество? Общество - это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Общество - это совокупность людей. Однако это не простая сумма входящих в нeгo индивидов, которых иногда называют «социальными атомами», а форма, скрепленная мнoгoчисленными связями и отношениями. Первоосновой этих связей является человеческая деятельность. В процессе совместной деятельности возникает взаимодействие между ее участниками. Следовательно, если я выражаюсь на русском языке, то меня можно отнести к русскому обществу, потому что я вхожу в большую социальную группу с общей географической территорией.

Если характеризовать общество с признаков культуры, то можем увидеть, как язык подчеркивает принадлежность человека к тому или иному слою. Язык подсказывает, где живет индивидуум, в какой среде вращается. Попробуем понять, как в данном тексте автор использует язык героини для того, чтобы читатель понял и характер Оксаны, и круг ее общения. В 11 предложении мы видим, как нейтральное словосочетание « в длинной новой кофте в стиле «ретро» превращается в одно слово разговорной лексики: «ретруха», и понимаем, что это молодежный сленг, который использован для того, чтобы подчеркнуть пропасть между двумя поколениями. Диалог, который следует далее, показывает, насколько шестнадцатилетняя девочка неуважительно относится к своей маме.

– (12)Пап, ну скажи ей, – громко пожаловалась Оксана. – (13)Чего она мне нервы мотает?

– (14)Как ты разговариваешь с матерью? – одёрнул Корольков.

– (15)Ну, пап. (16)Ну, чего она сядет с нами? (17)Я всё время буду в напряжёнке. (18)Она вечно что-нибудь ляпнет, и всем неудобно…

– (19)Что значит «ляпнет»?

– (20)Ну, не ляпнет. (21)Произнесёт тост за мир во всём мире. (22)Или начнёт обращать на меня внимание… (23)Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод…

– (24)Довольно-таки противно тебя слушать, – объявил Корольков. – (25)Ты говоришь, как законченная эгоистка.

Благодаря этому диалогу отец понимает, что «в шестнадцать лет … закладывается фундамент всей дальнейшей жизни», потому что « осложнения, как он понимал, грядут».

Итак, язык, на котором общается главная героиня, полностью рассказывает о ее характере, о круге ее общения.

Писатель Л.С. Сухоруков сказал: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума» . Попытаемся понять правильность этого суждения. Что такое речь? Почему она так тесно связана с поведением? Почему она показывает душу и ум?

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны - восприятие языковых конструкций и их понимание . Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

Являясь средством выражения мыслей, речь становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности. Только речевая деятельность даёт человеку возможность отвлечения от действительности и обобщения, что и является отличительной особенностью человеческого мышления.

В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную (подразумевающую говорение и слушание ) и письменную (письмо и чтение ).

Следовательно, если я умею формировать и правильно формулировать свои мысли, то, являясь человеком воспитанным, я знаю, какую лексику когда использовать в общении с другими людьми. Если я дурно воспитанный человек, то я не всегда понимаю, что можно говорить, а чего говорить не следует. Если я позволяю себе в речи употребление слов ненормативной лексики, то зачастую я и веду себя не всегда подобающим образом. Человека острого ума характеризует умение прекрасно говорить, человек недалекий зачастую не умеет выразить самые примитивные мысли, то есть не может двух слов связать. Человек с чистой душой и чистыми помыслами не позволит себе нецензурных выражений, ибо знает, что таковые не делают ему чести. С помощью речи я, как человек разумный, должен (должна) познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

Что можно сказать о тексте, который дан для анализа? Во-первых, это речь письменная, так как это отрывок из художественного произведения. Во-вторых, здесь есть диалогическая речь, грамматически верно оформленная, которую можно отнести к речи устной. Вот этот отрывок.

«(32)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (33)Я сказал об этом родителям.

– (34)Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. (35)Какой добрый, а! – воскликнул отец.

– (36)3начит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом, – заключила мама. – (37)Мы очень рады».

Мы видим, как с помощью правильно подобранной лексики автор рисует замечательное отношение родителей к сыну, который считает, что « (2)ужасно быть поздним ребёнком». Следующие предложения раскрывают содержание предыдущего: «(3)Я стал драгоценным подарком, как чашка, которая, нарядная и чистая, стоит за стеклом, но из которой никогда не пьют чай. (4)Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света».

Итак, мы видим, как герои этого произведения общаются между собой, как они любят друг друга, как стремятся воспитать человека прекрасного, который будет правильно себя вести, потому что уже сейчас видно, как умен мальчик, как он щедр душой. Все это показала нам речь, с помощью которой писатель нарисовал эту замечательную картину жизни.


Е. Прокушкина (11 класс)

Эссе на тему «Тип моей речевой культуры»

специалистам-филологам для уточнения значений слов, привычка спрашивать других о том, «как правильно сказать» и многое другое - у меня отсутствуют. Значит, протестировав себя, как носителя литературного типа, я могу сказать, что и сюда не отнесу себя.

Рассмотрев все тесты, могу сказать, что, скорее всего, мне подходит средне-литературный тип. Здесь я набираю больше высоких баллов. Но это не значит, что меня удовлетворяет этот тип речевого общения. Прочитав работы О. Б. Сиротининой « Основные критерии хорошей речи» и И.А. Стернина «Типы речевых культур», я для себя решила, что нужно стремиться к элитарному типу речевой культуры.

Речь - это отражение мыслей человека, его мировоззрения, показатель его отношения к другим. Умение человека использовать богатства языка для того, чтобы выразить свои мысли, характеризует его как образованного, развитого, духовно богатого. Кто-то скажет, что для него это не имеет значения - как говорить, потому что в жизни есть проблемы гораздо более существенные. Но общение - это одна из основных потребностей человека, а сделать его приятным, хотя бы с помощью культурной речи - это доступно каждому. И я считаю, что для этого не обязательно иметь высшее образование. Мы, русские люди, должны стремиться к образцовой речи.

Задание

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл вы­сказывания современного филолога Л. Сухорукова: «Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Аргументируя свой от­вет, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Вариант 1

Речь человека характеризует его лучше всяких отзывов о нем.

В произведении Б. Екимова рассказчик согрел свою ду­шу и сердце, услышав рассказ одной из пассажирок о но­вогодних подарках, которые она приготовила родным. О том, с какой нежностью девушка их готовила, свидетельст­вуют пояснительные отношения в бессоюзном сложном предложении 35: «...пришлось облагородить [тапочки]: я обшила их голубенькой каймой, а тесьмой сделала цвето­чек». Уменьшительно-ласкательные суффиксы («мамОЧКа», «бабУШКа», «дедУШКа», «папОЧКа») передают любовное от­ношение девушки к родным. Она очень чуткая и вниматель­ная: «у мамочки ноги болят от резины» (предл. 33), «ба­бушка болеет, а ей... хочется вкусненького» (предл, 46), дед «любит читать детективы, и я ему купила» (предл. 41). Речь характеризует ее как человека большой души и сердца.

Прав был лингвист Л. Сухорукое, говоря, что «наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и личности, души, ума».

Вариант 2

По мнению филолога Л. Сухорукова, «наша речь - важ­нейшая часть не только нашего поведения, но и нашей лич­ности, нашей души, ума».

В самом деле, одной из главнейших характеристик чело­века является его речь. Она отражает его внутренний облик, нравственные устои, интеллект.

В рассказе Б. Екимова речь девушки - яркое тому под­тверждение. Восклицательные предложения передают ее счастье от того, что она подарит радость близким: «Ой, как мама обрадуется!»; «Он будет такой довольный!» - говорит о дедушке, которому куплен желанный подарок; «Она так будет рада!» - счастливо смеется девушка, проявляя заботу о бабушке. «У нас такой папа хороший, работящий», - радостно сообщает она подруге. И эти восклицательные предложения и определения, как лакмусовая бумага, высве­тили ее богатый внутренний мир, одухотворенный добротой, заботой, любовью.

Именно речь сделала образ героини запоминающимся, выделила его на фоне других персонажей рассказа.

Вариант 3

В повседневной жизни, слыша речь окружающих нас людей, мы невольно даем им характеристику. И это не слу­чайно: ведь по тому, как человек говорит, можно судить и о его характере, и об интеллекте, и о душевном состоянии.

Давайте проверим это утверждение, проанализировав речь героини рассказа Б. Екимова. Девушка эта - заботли­вая, любящая дочь: об этом свидетельствует уменьшительно- ласкательный суффикс («мамОЧКа», «папОЧКа»).

Она прекрасная внучка, внимательная и чуткая. Ее от­ношение к дедушке передано в сложном предложении 41 с сочинительной связью: союз и соединяет его части и выра­жает значение последовательности событий («Он любит чи­тать детективы, и я ему купила целых два тома»). Все ду­шевные качества и чувства девушки - это ее повседневное состояние, неотъемлемая ее часть.

Даже совершенно незнакомая женщина, став невольным слушателем монолога героини, благодарит ее за подаренные радость и тепло.

В самом деле, прав был лингвист Л. Сухоруков, утвер­ждавший, что «наша речь - это важная часть нашего пове­дения, личности, души и ума».

Текст для работы

(1)Нынешняя зима словно подарок: снегопады, метели, легкий мороз. (2)В середине ноября, когда уезжал я из Вол­гограда на поезде, было тепло, а утром в купе проснулся - за окном зима, белое Подмосковье: поля, перелески, люд­ские селенья - все в снегу. (З)Живи и радуйся.

(4)А вот радости как раз было мало: я приехал в Москву лечиться. (5)Рано утром впотьмах поднимался я и брел к электричке, ехал в битком набитом вагоне. (б)Потом - сля­котный перрон, под ногами - жижа. (7)Городские зимние угрюмые сумерки. (8)Молчаливый людской поток несет тебя ко входу в метро. (9)Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах...

(Ю)Потом - больничные коридоры, очереди, долгое время ожидания... (11)К вечеру наглядишься, наслушаешь­ся, устанешь, еле бредешь.

(12)Снова - метро, его подземелья. (13)Выберешься от­туда, вздохнешь и спешишь к электричке, в ее вечернюю толкотню.

(14)Так и текла моя московская жизнь: за днем - день, за неделей - другая. (15)Затемно встанешь, затемно к дому прибьешься. (Іб)Ничему не рад, даже зиме и снегу.

(17)Однажды вечером мне повезло: вагон оказался не больно набитым. (18)Уселся, газету развернул для порядка. (19)Хотя чего там вычитывать: убили, взорвали, ограби­ли...

(20)Вечерний поезд, усталые люди. (21)3има, теснота, кто-то ворчит, а кто-то уже ругается.

(22)Но тут заговорили рядом молоденькие девушки. (23)Обычная девичья болтовня: лекции, практика, зачеты - словом, учеба. (24)Потом Новый год вспомнили.

(25)- Подарки пора покупать... - сказала одна из них. (26)- А чего дарить? (27)И все дорого.

(28)- Ты еще подарки не приготовила?! - ужаснулась другая девчушка. (29)- Когда же ты успеешь?!

(30) - А ты?..

(31) - Ой, у меня почти все готово... - восхищенно за­стрекотала девчушка. (32)- Маме я еще осенью купила до­машние тапочки на войлоке. (33)У мамочки ноги болят от резины... (34)А там - войлок. (35)Они, конечно, немножко грубоватые, пришлось облагородить: я обшила их голубень­кой каймой, а тесьмой сделала цветочек. (Зб)Получилось - картинка. (37)Ой, как мама обрадуется! - голос ее прозве­нел такой радостью, словно ей самой подарили что-то очень хорошее.

(38)Я голову поднял, взглянул: обычная молоденькая де­вушка. (39)Лицо живое, милое.

(40)- А дедушке я прямо в этой электричке подарок ку­пила, - продолжался рассказ. (41)- Он любит читать де­тективы, и я ему купила целых два тома. (42)Он будет та­кой довольный! - прозвенел в вагоне счастливый девичий голос и смех. (43)- А бабушке... (44)Мы завтра будем на практике, там рядом хороший магазин для диабетиков. (45)Я уже все разглядела. (46)Бабушка болеет, а ей тоже хочется вкусненького. (47)Я ей клюквенных конфет возьму и печенья для диабетиков. (48)Она так будет рада!

(49)И снова - счастливый смех. (50)Лицо девушки све­тилось радостью, глаза сияли.

(51)- А папочке... (52)У нас такой папа хороший, рабо­тящий. (53)И я ему подарю...

(54)Не только я и соседи, но, кажется, уже весь вагон слушал радостную повесть девушки о новогодних подарках. (55)Опустились на колени раскрытые книги, развернутые листы газет. (56)Наверное, у всех, как и у меня, отступило, забылось дневное, несладкое, а просыпалось иное, доброе, чистое: ведь и вправду Новый год близок...

(57)А тем временем электричка уже спешила к моей станции. (58)3десь выходит много народу. (59)Собирались, прятали так и не прочитанные книги, газеты, торопились к выходу, проходя с улыбкой мимо девушек, глядели, угады­вая, какая из них? (60)А молодая женщина, что сидела на­против, на прощанье сказала:

(61) - Спасибо тебе, милая.

(62) Девушка не поняла, о чем речь, улыбнулась недо­уменно: за что, мол...

;(63)И в самом деле - за что?

(64)Я вышел из вагона. (65)Дорога славная: березы да сосны сторожат тропинку; не больно холодно, а на душе, на сердце и вовсе тепло. (бб)Спасибо той девочке, которая по­дарила надежду и заставила задуматься о добром.

(По Б. Екимову)