Япония находится в восточном направлении от Китая и Кореи, она расположена на бесчисленном количестве мелких и четырех больших островах. Существует легенда, что цепочка островов появилась благодаря каплям, упавшим в океан с копья бога. Первыми жителями островов являлись переселенцы из Азии. Они смогли выжить в неблагоприятных условиях из-за умения разводить скот и выращивать рис. Им приходилось отбивать атаки местных племен, но со временем они заселили все большие острова на архипелаге. На уклад жизни японцев, культуру и историю издревле значительное влияние оказывали Китай и Корея. Интересные особенности средневековой Японии будут рассмотрены далее.

Исторические сведения

Как рассказывает история средневековой Японии, самые первые упоминания о правителях страны относятся к VII веку до н. э. Хотя ученые утверждают, что первое государство возникло здесь только в III-IV веке на территории племени ямато. Вожди ямато за последующие три столетия смогли завоевать племена, проживающие на островах Хонсю и Кусю, также известны их атаки на земли Кореи.

Местные жители до сих пор уверены в божественном происхождении императорской династии. По легенде, богиня солнца вручила знаки власти первому императору. Хотя правитель пользуется безграничным почтением, но реальной власти почти никогда не имел.

Как рассказывает история, средневековая Япония всегда управлялась представителями нескольких самых богатых и уважаемых семей, передававших власть из поколения в поколение. С 645 года сторонники императора устроили переворот, в результате которого был устранен от правления род Сога. Такой шаг должен быть укрепить государственную власть, чтобы все жители подчинялись одним законам, а местные власти безоговорочно исполняли приказания императора.

Страна в Средневековье

Страна всегда развивалась обособленно, ведь располагалась на периферии остального мира. Ученые считают, что становление Японии отдельно от китайской цивилизации началось около 100-400 годов, поэтому культуру средневековой Японии можно отнести к островной форме культуры Китая. Японцы переняли многое от китайской цивилизации - религию, письменность, буддизм, ритуалы, искусство, церемонии. Уже немного позже японская цивилизация стала отличаться. Она настолько органично смогла сочетать традиции Китая со своими приобретениями, что становится отдельной самобытной культурой.

Правители средневековой Японии

В 8 веке реальными правителями стали представители рода Фудзивара, которые превратили императорские семьи в заложников в собственных дворцах. До истечения 12 столетия былая власть монархов идет на убыль. Появляется альтернативное самурайское правительство - сегунат в Камакуре. В 1221 году дворцовая аристократия полностью разгромлена в антисегунском восстании, а император превращается исключительно в распорядителя церемоний и ритуалов. Чтобы содержать пышный монарший двор, ведется продажа почетных должностей всем желающим самураям.

После падения сегуната император Го-Дайго проводит реставрацию Кэмму с целью вернуть государственную модель 9 века, но она вызвала социально-политический кризис. Императорский дом распался на две династии: Северную и Южную. Только через 30 лет единство дома было восстановлено стараниями самурайского сегуната Муромати, но монархи потеряли власть над страной. Трагические события повлекли за собой упадок императорского дома. В течение нескольких веков не проводилась церемония Императорского сбора урожая и не назначался наследник - Великий сын императора. Только с приходом к власти в 18 веке сегуната Токугава восстановлены императорские ритуалы и церемонии.

Религиозные предпочтения

В средневековой Японии происходит смешение нескольких религиозных течений. Наиболее всего выражен синтоизм или «путь богов». Большинство населения свято веровали в мифы, поэтому всему приписывали божественные истоки. Духи неба считались предками монархов, а простые жители происходили от духов более низкого происхождения. В синтоизме поклоняются духам предков, а после смерти готовятся сами превратиться в духов. Бестелесные сущности вездесущи, они невидимо изменяют течение жизни, способны влиять на происходящие события. Благодаря синтоизму проявляется еще одна отличительная черта японцев - любовь к гармонии природы.

Из Китая в Японию пришел буддизм. Придворная знать первая решила примкнуть к этому новомодному учению. Философское учение должно было сплотить страну и поддержать авторитет центральной власти. Религия в средневековой Японии вошла в кодекс чести самураев: дисциплинированность, хладнокровность, отрешенность и самоконтроль. Стали появляться буддийские монастыри, готовящие настоящих бесстрастных воинов. С буддизмом японцы позаимствовали иероглифическую письменность, которая нужна при переписывании священных буддийских наставлений.

В стране мирно уживались две религии, в некоторых случаях они переплетались между собой. Население могло одновременно следовать принципам предписаний синтоизма и буддизма, которые не шли между собой в диссонанс. Государственной религией в средневековой Японии считается буддизм, но в качестве национальной религии одновременно проявляется и синтоизм. От буддизма в 12 веке отделяется отдельная ветвь - конфуцианство. По новой идеологии, дети не только должны подчиняться решению родителей, но и безоговорочно их любить.

Концепция права

Известна самая первая конституция Сётоку-тайси, относящаяся к ранней эпохе Тайка 604 года. Концепция права в то время слабо очерчена, можно сказать разве что о нормах наказаний, обозначенных понятиями кары или божьего гнева. Нужно было следовать определенным нормам поведения, называемых гири. В стране существовало несколько гири: отца и сына, старшего и младшего братьев, мужа и жены. Также выделялись гири, не связанные с семейными отношениями, то есть между торговцами и покупателями, хозяина и подчиненного и подобное. Им следовали как неписанным законам, с учетом осуждения в случае плохого или некорректного отношения к близким людям или подчиненным.

Собственное обычное право (букэ-хо) было обозначено в военной касте (букэ или самураи). Внутри военного сообщества существовал свой кодекс правил, основанный на исключительной верности подчиненного своему сюзерену. Если последний проявлял излишнюю жестокость, то вассал не имел никаких прав на защиту, всецело зависел от воли своего господина. Немного позже против произвола сюзеренов составили специальный Сборник обычаев военной касты, в котором указывались нормы уголовного права и кодекс чести для военных.

В средневековой Японии право предписывало только одно - подчинение низших слоев населения вышестоящим по иерархии господам. В государстве для каждой социальной группы существовали четко обозначенные функции, уточнение обязанностей описывалось в сборниках рицу-рё. Термином "рицу" указывались репрессивные нормы, а термином "рё" - административно-применительные.

Экономика

В 17 веке военачальнику Токугаве Иэясу удалось сформировать династию сёгунов. Хотя император считался главой страны, династия сёгунов управляла всеми сферами деятельности Японии. Возникла необходимость создания своей денежной единицы. Только от риса зависела экономика средневековой Японии. В качестве стандартной единицы измерения считалось такое количество риса, которое человеку нужно для питания в течение одного года. Налоги тоже платились рисом. С середины 16 века в страну часто стали приезжать португальцы, предпочитающие вместо риса рассчитываться золотыми монетами. Местные феодалы тоже ощутили преимущества драгоценных металлов. Токугава продолжил дело своего предшественника Тоетоми Хидэёси, который прибрал к рукам большую часть золота и серебра страны. Так и появилась золотая монета обан, но ее не использовали для оплаты сделок, а дарили или награждали.

Японская знать стремилась привязать крестьян к земельному наделу. Крупные землевладельцы пытались решить проблему, как усмирить восстание крестьян или вернуть сбежавших подчиненных назад. Появляются специальные отряды обученных воинов, которые с течением времени образовали свою замкнутую общину самураев. Стал соблюдаться кодекс чести воинов, или бусидо, который основывался на идеи верности господину. Воин обязывался ценой жизни защищать своего господина, а в случае бесчестья совершить ритуальное самоубийство, или харакири.

Политический уклад

С 12 века укрепилась феодальная иерархия. Ввиду феодальной раздробленности страна пребывает в состоянии постоянных междоусобных разборок. Даже после установления верховной власти сёгунов стычки между мелкими феодалами не прекращаются. Среди таких условий создается мировоззрение самурая, готового принести себя в жертву своему сюзерену. Самурай становится образчиком мужества, чести и верности.

После появления больших феодальных хозяйств начинается образование и рост городов. Около замка властителя начинал строиться город, где преобладало торговое и ремесленное население. На смену частным землевладениям приходят крупные латифундии.

Культура средневековой Японии

В зрелом Средневековье начинают строиться новые города, укрепляются связи с Китаем, развиваются ремесла и расширяется торговля. Появляются совершенно другие эстетические предпочтения, основанные на народных мотивах. Япония постепенно приобретает самобытные черты, переходит на другой уровень развития. В художественной культуре средневековой Японии акцент делается на человеческое восприятие мира, драматическую подоплеку совершаемых поступков. Стали появляться драматические произведения для постановок в театре. В живописи и скульптуре в самостоятельный жанр выделяется пейзаж и портрет. На изобразительное искусство средневековой Японии влияют суровые будни эпохи, наполненной конфликтами. Искусство пронизано налетом буддизма, особенно процветает секта Дзэн. Прежде приходилось осуществлять непонятные сложные религиозные обряды, но секта Дзэн перевела служение в более простую и понятную форму. Отрицается любая буддийская литература и множественные обряды, на место которым приходит только стремление к познанию своей духовной сущности. Каждый мог стать на путь истины посредством созерцания и углубления в себя.

Воспевание самураев

В то время самураи еще не стремились к роскоши и изнеженности дворцов. Им приходилось часто вступать в схватки в междоусобицах, отбивать атаки чужестранных племен, поэтому главным для них были воинская доблесть, отвага и честь. Воинскому сословию понятия дзэн-буддизма пришлись по душе, ведь рая можно достигнуть дисциплиной и одной простой молитвой. О воинах слагают повести-гунки, передающие ощущение тревоги, но лишенные пышности интерьеров и напыщенности. Подвиги самураев описываются в свитках, появляется культ меча и брони, возводятся статуи Будды, исполненные со всей строгостью. Сочиняли стихи, как самураи отправляются на охоту, стреляют и упражняются в верховой езде. В особом почете нарское искусство, выраженное в строительстве статуи Будды Камакура. В средневековой Японии начинают реставрировать нарские храмы, разрушенные во время войны или те, что находятся в ветхом состоянии.

Архитектурные предпочтения

Чем особенна архитектура средневековой Японии? В 12 веке буддийские храмы стали возводить среди живописной природы. Природу считали божеством, поэтому архитектурные сооружения должны были гармонично вписываться в окружающий пейзаж. Усадьбы и дворцы строились в виде прямоугольника, обращенного южной стороной к площади, обрамленной с двух сторон галереями с флигелями. С южной части здания всегда старались обустроить пейзажный сад, состоящий из озер, скал, мостов и островов. Сады должны навевать мысли об уединении, настраивать на тишину и спокойный лад. Вместо бурного потока водопада предпочитали сооружать пруды со стоячей водой, а на поверхности должны покачиваться утонченные цветы лотосов. Прелесть уединенного сада создавали в хэйанских парках, когда за каждым поворотом тропинки ожидала перемена пейзажа. Вместо воздушных мостов появились гладкие камни, которые создавали мозаичные картины. Пользуются успехом у знати сады, декоративные все четыре времени года.

Наиболее излюбленными в то время становятся дворцы, замки и домики для проведения чайных церемоний. Наблюдается стремление к простым архитектурным линиям. Деревянные сооружения не всегда покрывались краской. Сучки на поверхности древесины обыгрывались в качестве декоративных элементов. Постройки возводились в виде прямоугольного павильона, окруженного галереей, а крыша должна иметь изогнутую форму. Строятся многоярусные пагоды, хотя и небольшого размера. Если здание окрашивается, то не используется больше одного-двух цветов. В Японии самыми первыми священными храмами считались кладовые, где хранились запасы риса. Кладовые возвышались на высоких столбах, чтобы влага не испортила рис. Первые храмы строились по типу кладовых для зерна. Климат в Японии достаточно влажный, но деревянные храмы сохранились до наших дней. Этим долголетием они обязаны обычаю японцев каждые 20 лет разбирать священные храмы, а на том месте возводить новые из другого материала.

Светское строительство

С 16 века строились феодальные замки, способные за своими надежными стенами сдерживать атаки вражеских армий. Эти многоярусные сооружения возводили из дерева, а в основе закладывали каменные фундаменты. Вокруг дополнительно строили бастионы и низкие стены, а по периметру замок окружали рвы. Самым впечатляющим замком того времени является Химедзи близ Кобе, состоящий из 80 различного вида построек.

Эпоха Эдо привнесла затишье после разрушительных междоусобных войн. Вместо замков разворачивается строительство дворцов. Они являются одноэтажными постройками, хотя самые первые еще имеют систему укреплений, но далее уже строят подобно садово-парковому ансамблю. По традиции дворцовые стены не обладают конструктивными функциями, поэтому заменяются проемами или съемными перегородками. Строители пытались достигнуть максимальной естественности и единства с природой.

Живопись

Начиная с 7 века, живопись средневековой Японии остается очень простой. Об уровне мастерства можно судить по росписи, украшающей ковчег Тамамуси из храма Хорюдзи. Автор разрисовал ковчег желтой, красной и зеленой краской по черному основанию. По мере распространения буддизма появляется все больше культовых сооружений, поэтому появился спрос на высококвалифицированных художников. Теперь мастера совокупно работали над одним рисунком соответственно своей специализации. Один художник только делал набросок, второй занимался раскрашиванием, а третий обводил контур готовой картины. На полотнищах эмакимоно в 8 веке рисунки имеют символический характер, здесь отсутствует динамика. Начинает развиваться пейзажная и жанровая живопись. Ярким примером служит раскрашенная ширма «Женщина с птичьими перьями», где линии уже становятся более плавными и легкими, создается выразительное изображение. С 9 века развивается буддийская живопись, для которой характерно изображать мандалу. Чтобы нарисовать мандалу, применяли более дорогие материалы, например, серебро и золото.

В конце 16 века появляется ряд школ живописи: Тоса, Сога, Кано, Кайхо, Ункоку. В этот период создано много уникальных картин, принадлежащих не только известным мастерам, но и неизвестным художникам.

История Японии отсчитывается не с какой-то конкретной даты. Заселение территорий началось около 40 тыс. лет назад, хотя, разумеется, ни о каком государстве речи тогда не шло. Древние японцы жили небольшими общинами по 20-30 человек, занимаясь охотой, рыбалкой и собирательством. Примерно за три столетия до нашей эры из Кореи и Китая на острова были завезены технологии рисоводства и кузнечного дела. Ведение сельского хозяйства подразумевало оседлый образ жизни, а культивирование риса, требовавшего постоянного полива, привело к тому, что общины стали переселяться в долины рек. Именно с появлением сельского хозяйства племенные союзы начали объединяться в подобия небольших государств.

Первые упоминания о государствах, расположенных на территории современной Японии появились в китайских хрониках I века нашей эры. Три десятка из ста, о которых упоминают исторические хроники тех лет, наладили контакты с Китаем, отправляя туда свои посольства и дань.

Под властью племени Ямато страна начала постепенно объединяться. Именно Ямато дали Японии императорскую династию, первым представителем которой был император Дзимму, взошедший на престол якобы в 660 году до нашей эры. Однако большинство историков склонны считать Дзимму мифологическим персонажем, да и само возникновение династии относить к периоду не ранее середины I века до нашей эры.

Период Кофун

К концу III века нашей эры практически завершилось объединение мелких государств в некое федеративное образование под властью императора, который жил вместе со своим двором в столице. Каждый новый император переезжал в новую столицу, поскольку обычай не разрешал ему жить в месте, где осталась могила предшественника. И только в 710 году была основана постоянная столица государства город Хэйдзё-кё (современная Нара), а всего за 9 лет до этого был составлен первый законодательный свод, который формально действовал до принятия Конституции в 1889 году.

Примерно в середине VI века началось распространение буддизма. Несмотря на противодействие синтоистских жрецов, которое привело к конфликтам и нескольким войнам, со временем учение обрело популярность в высших слоях аристократического общества и стало государственной религией. Однако низшие слои общества продолжали исповедовать синтоизм.

В 645 году к власти пришел аристократический клан Фудзивара, который сосредоточил фактическую власть в своих руках, в то время как императору оставалась лишь роль верховного жреца.

Период Нара и Хэйнан

Отсчет периода начинается с постройки столицы Хэйдзё на территории современного города Нара. В это время в подчинении столицы находится более 60 провинций, каждая из которых возглавлялась своим губернатором, назначенным из центра. Согласно принятому за несколько лет до этого своду законов, земля и проживающее на ней население считались собственностью государства. В период Нара, длившийся около 80 лет, в значительной степени возросло влияние буддизма. В столице были построены самые большие храмы и монастыри. Одному буддийскому монаху из захудалого провинциального рода удалось настолько подчинить себе жившую в то время императрицу Кокэн, получившую при повторном восшествии на трон имя Сётоку, что он даже возжелал стать императором. Однако смерть императрицы помешала его планам, а для того чтобы избежать влияния буддистов на членов императорской семьи, столица переносится в город Хэйан. В новой столице не было построено ни одного буддийского храма.

В течение последовавшего периода Хэйан фактическая власть была сосредоточена в руках клана Фудзивара. В течение нескольких столетий девушки этого клана выходили замуж за членов императорской династии, все больше укрепляя родственные связи. Это привело к тому, что на ключевых должностях зачастую оказывались люди неспособные к государственной деятельности.

В конце IX века Япония прекращает официальные отношения с Китаем, носившие и до того времени довольно ограниченный характер. Если до этого момента Китай считался неким эталоном, то в последующие века благодаря отсутствию китайского влияния Япония выработала уникальную и обособленную культуру, переработав на свой лад все прежние заимствования.

Взошедший на трон в середине XI века император Госандзё не имел родственных связей с родом Фудзивара и захотел править страной самостоятельно. Отрекшись от престола в 1086 году в пользу своего несовершеннолетнего сына, он фактически управлял государством из монастыря. Последующие правители поступали так же, и до 1156 страна управлялась императорами-иноками.

Период Камакура

Начиная с XII века, все большее влияние на политическую жизнь государства начинают оказывать провинциальные военные кланы. Главное соперничество разворачивается между кланами Тайра и Минамото. Более удачливые Тайра, установившие связи с императорской династией, вызывали недовольство и зависть своих соперников, что привело к затяжной войне, в которой побеждают последние. Представитель клана Минамото Ёритомо, последовательно устранивший всех конкурентов, получает от императора должность сэйи тайсёгуна и в Японии на долгие века устанавливается фактическое двоевластие. За императорским домом остается отправление внешних ритуалов, а вся реальная власть принадлежит военным правителям сёгунам. Новое правительство (сёгунат) было основано в родном городе Ёритомо – Камакуре.

В 1274 году монголы, завоевавшие Китай, отправляются покорять Японию. 30-тысячный флот, предварительно разграбив острова Ики и Цусима, направляется в залив Хаката. Японские войска, уступавшие монголам и в численности и в вооружении, были обречены на поражение, однако налетевший тайфун разметал флот противника, и до прямого столкновения дело не дошло. Повторная попытка, предпринятая монголами в 1281 году, закончилась с тем же результатом – налетевший шторм похоронил большую часть монгольских кораблей. Именно тогда, судя по всему, и зародилось понятие «камикадзе», что буквально переводится как «божественный ветер», уничтожающий врагов.

Период Муромати

В 1333 году раскол между императором Годайго и его бывшим сподвижником Асикага Такаудзи выливается в открытое военное противостояние. Победа остается за Такаудзи, и императору приходится спасаться бегством. Он выбирает своей новой резиденцией Ёсино и основывает Южный двор. В то же время в Киото на трон восходит другой император, которого поддерживает клан Асикага. Район Муромати, где располагались правительственные здания, дал название этому периоду истории страны. До 1392 года в Японии параллельно существуют два императора, и два двора – Северный и Южный, каждый из которых назначал своих сёгунов.

Однако ни клан Асикага, ни предшествовавшая им династия сёгунов Минамото не обладали всей полнотой власти – провинциальные военные дома вели постоянное соперничество за должности и протекцию правящего дома. Естественно, кто-то оставался обделенным, что и вылилось со временем в вооруженное противостояние. В результате десятилетнего военного конфликта 1467-1477 была разрушена столица Киото, а сёгунат Асикага лишился власти. Потеря центрального управления привела к усилению провинциальных военных кланов, каждый из которых начал издавать собственные законы внутри своих владений. Япония вступила в период феодальной раздробленности, который продлился более 100 лет.

Именно в это время на территорию страны попадают первые европейцы, оказавшиеся купцами, которые помимо прочих товаров привезли с собой мушкеты. На основе купленных образцов японцы налаживают собственно изготовление огнестрельного оружия. Вслед за торговцами прибывают миссионеры, которые обращают в христианство некоторых японских феодалов. Веротерпимость японцев вполне допускала исповедование нескольких религий одновременно, принятие христианства не означало отказ от веры предков, зато способствовало налаживанию прочных контактов с европейцами.

Период Адзути-Момояма

Называется так благодаря замкам Адзути и Момояма, которыми владели Ода Нобунаги и Тоётоми Хидэёси.

Смутный период феодальной раздробленности закончился в 1573 году с изгнанием последнего сёгуна Асикага из Киото, за участие в заговоре против одного из будущих объединителей Японии Ода Нобунаги. Начиная с 1568 года, Ода планомерно и последовательно уничтожал своих врагов, воюя, в том числе, и с буддийскими школами, в подчинении которых целиком находились некоторые провинции. После смерти Нобунаги объединение страны продолжил его сподвижник Тоётоми Хидэёси, подчинивший своей власти северные провинции, а также острова Сикоку и Кюсю.

Хидэёси конфисковал оружие у монахов и крестьян, заставил самураев переселиться в города, провел ревизию государственных земель и перепись населения. Специальным указом из страны изгонялись все христианские миссионеры, для устрашения которых даже пришлось казнить несколько десятков католических монахов.

После объединения страны Хидэёси начал планировать экспансию на материк, мечтая покорить Китай и Корею. Однако его смерть положила конец безуспешной военной кампании на Корейском полуострове, после чего вплоть до конца XIX века Япония отказалась от попыток вторжения в другие страны.

Период Эдо

Завершил объединение Японии Токугава Иэясу, управлявший своими землями из замка Эдо. В 1603 году он стал основателем последней династии сёгунов. В этот период была создана 5-классовая система: самураи, крестьяне, ремесленники, купцы и «эта» — парии японского общества, занимавшиеся самой грязной работой. Изменить статус было невозможно.

После того, как в 1615 году Токугава расправился со своими последними противниками, наступило время мирного затишья. Попытка крестьянского бунта в Симабаре, имевшего в основании христианские лозунги, привела к тому, что сёгунат издал указ, запрещающий европейцам находиться на территории страны, а японцам покидать ее пределы. С 1639 года и до середины XIX века Япония вступает в период добровольной самоизоляции.

Мирная жизнь привела к расцвету культуры, творчества и различных ремесел. Активно развивались литература и театр.

Однако ограничение контактов с внешним миром пришлось по вкусу не всем. Купечеству нужны были рынки сбыта, да и внешний мир не желал игнорировать существование Японии. В 1853-54 году американский офицер Пэрри силой заставил японское правительство открыть несколько морских торговых портов. Его действия, вкупе с комплексом накопившихся проблем, привели к недовольству в отношении сёгуната, который под давлением военных был вынужден передать власть императору. Закончилось 6-вековое правление военных домов.

Период Мэйдзи

После Реставрации император переселяется в новую столицу – Токио. Начинается период активных реформ: отменяются социальные классы, объявляется свобода вероисповедания, вводится обязательное начальное образование. Правительство выкупает земли у феодалов-землевладельцев и проводит административную реформу. Вводится всеобщая воинская повинность. Развивается транспортная система и связь. Множество студентов отправляются на Запад, а в Японию приглашаются иностранные преподаватели. В 1889 году принимается первая Конституция и создается парламент.

Конфликт интересов приводит к войне с Россией, в которой Япония побеждает и увеличивает свою территорию. В 1910 году она возрастает еще больше за счет аннексии Кореи.

Вторая Мировая война и послевоенный период

Политика агрессивного милитаризма приводит к оккупации Маньчжурии в 1931 году с последующими бомбежками Шанхая. В 1937 году началась Вторая японо-китайская война продолжавшаяся до 1945 года. Только поражение во Второй мировой войне и подписание императором безоговорочной капитуляции положило конец милитаристским устремлениям Японии.

Разоренная войной страна, пережившая две атомные бомбардировки и оккупированная американцами, к тому же лишилась части своей территории. Под руководством американского генерала Мак-Артура началось реформирование политического и экономического строя государства. В 1947 году была принята новая Конституция, запрещавшая Японии иметь свои вооруженные силы.

Образование Японского государства. Название Япония или Ниппон (Источник Солнца) восходит корнями еще к мифологической традиции и под таким наименованием появляется примерно в VIII в. Государство сформировалось на островах Тихого океана, вблизи побережья восточной Азии. Островное положение, отсутствие сухопутных границ с другими государствами оказали влияние на формирование японской государственности.

Заселение Японских островов происходило путем смешения монголоидных маньчжуро-тунгуских, палеоазиатских и малайских племен. Эти этнические группы на протяжении тысячелетий наслаивались на другие, смешиваясь, или оттесняя друг друга.

Ранний этап истории Японии это время существования неолитической культуры дзёмон («веревочный орнамент»), главным занятием племен этого периода было охота и рыболовство. Постепенно эту культуру начинает вытеснять культура яёи (культуры водяного риса). Основным занятием населения этого периода было земледелие и животноводство, охота и рыбная являлись вспомогательным занятием. Переселенцами из Китая и Кореи была завезена технология производства меди, бронзы и железа, а также новые методы земледелия, ткачества и других ремесел.

Основу социальной организации древнего японского общества составляли отдельные кланы (удзи) . Центральный, господствующий дом или семья давала клану имя. Члены клана (удзибито) делились по социальным и профессиональным группам бэ или томо, ставной частью клана, кроме того, считались бесправные рабы или яцуко не связанные с кланом кровным родством и находящиеся на самом низу иерархической лестницы. Все без исключения должны были подчиняться власти вождя клана (удзи-но ками) или (удзи-но-оса), который являлся абсолютным лидером и жрецом клана. Кланы представляли собой довольно обособленные объединения разделяющиеся, в том числе и по этническим признакам, но их взаимоотношения были далеко не мирными, об этом свидетельствует, в частности многочисленное древнее оружие найденное в курганах. О древних народах проживающих на японских островах в китайских летописях говорилось: «Они распадаются на более чем сто государств. Они ежегодно приезжают и приносят нам дань».

Начало складывания государственности и централизации власти относится к III в. н. э., когда образуется крупный племенной союз Ямато, вождь которого в V в. объединяет уже под своим верховенством большую часть территории страны. В VI и VII вв. под влиянием китайской мысли и институтов и распространения буддизма происходит ряд социальных, политических, религиозных и культурных перемен. В целом VI в. был неспокойным для Японии, длительная борьба кланов за лидерство увенчалась в 587 г. победой клана Сога и воцарением в 592 г. Суйко назначением юного Сётоку Тайси принцем-регентом.



Этот период обычно называют период Асука, по названию реки, где располагалась обычно резиденция правителей Ямато. С конца VI – начала VII вв. процессы институализации японской государственности проходил довольно активно. Государственные реформы были направлены на ограничение старой родовой организации управления общества и создания новой территориальной системы управления. Неудачный поход в Корею, с целью вернуть утраченный ранее японский форпост в этой стране и возможность ответной угрозы вторжения со стороны Китая или Кореи в значительной степени продиктовали создание новой системы управления страной. Создание новой государственности сопровождалось ростом чиновничьего аппарата и последующей его реорганизацией. С 603 г. согласно – «Нихон сёки» все чиновничество делилось на 12 рангов. Система рангов была индивидуальная, не передавалась по наследству, ранги давались отдельным лицам, которые выполняли особые поручения дворца. Параллельно с ней сохраняла существование старая система наследственных титулов «кабане», которые наследовались по родовому принципу. В последующие годы ранговая система подверглась изменениям, число рангов увеличивается до 13 в 647 г. затем их становится 19 в 649 г., а в 685 г. уже 48 степеней. В 701 г. устанавливается по образцу китайской классическая система, включавшая 30 степеней, объединенных в 9 ранговых категорий.

Созданные в 604 г. Законы 17 статей инкорпорированных в «Нихон сёки», представляли собой наставления о государственном управлении. Была принята китайская концепция император – «Сын Неба» , который в управлении государством должен опираться на помощь чиновников. Сётоку, а именно ему приписывают авторство этого сочинения, намеревался создать сословие просвещенных аристократов-управленцев, для этого посылал подающих надежды молодых чиновников, ученых и буддийских священников обучаться в Китай и Корею. Законы 17 статей, (которые часто в отечественной литературе называют первой японской конституцией), в большей мере, являлись сводом политико-моральных и религиозных поучений, влияние конфуцианства и буддизма сказалось на их общей концепции. В них провозглашался принцип высшего суверенитета правителя и строгого подчинения младших старшему. Все общество делилось на три класса: правители – вельможи – народ. Основой правопорядка провозглашался «всеобщий закон» выразителем, которого был правитель. Осуждалась клановая междоусобица, частная собственность, провозглашалась государственная собственность на землю.

Реформы, предпринятые Сётоку и направленные на создание сильного централизованного государства, не смогли все же ликвидировать клановую усобицу. В результате продолжившейся борьбы, Каматари, глава древнего клана Накатоми свергнул власть семьи Сога. Сам клан был подвергнут эвфемизму (все мужчины носивший имя Сога, в том числе старики и дети, были преданы мечу). Каматари номинально вернул власть императору, который принял титул тэнно («сын Неба»), но оставил за собой и членами своего клана, все важные государственные должности. По указу императора клан Накатоми получил имя Фудзивара и постепенно он становиться самым могущественным среди других кланов.

Но и переворот «Тайка» 645 г. («Тайка» - букв. «великие перемены») не прекратил политической борьбы, и для второй половины VII в. характерным явлением были кровопролитные схватки за власть между членами разросшейся императорской семьи, бюрократии и вождей кланов и как следствие этого усиление внутренних беспорядков. Правителям зачастую приходилось безжалостно уничтожать своих противников для укрепления собственной власти. В этих условиях предпринятое реформирование государственной структуры и общества затягивалось на длительные сроки. Продолжением реформы Тайка стало принятие кодексов «Тайхо рицурё» 701 - 702 гг. и «Ёоро рицурё» 718 г., однако вступил в силу последний только в 757г., такая задержка была, по всей видимости, вызвана временным ослаблением позиций Фудзивара.Каждый из этих кодексов состоял из двух разделов – уголовного кодекса (рицу) и установлений касающиеся государственно-бюрократического устройства и системы землепользования (рё) . Эти преобразования во многом проводились по китайскому образцу, но с учетом местных японских традиций и заложили основы политической и социальной структуры Японии того периода.

Государственное управление . Главой государства считался император, принявший титул тэнно (правитель угодный Небу), в своем правлении он опирался на могущественный клан Фудзивара, который поставлял не только регентов (соправителей императора), но и жен императорам, таким образом, воздействуя на усиление своей власти путем заключения династических браков. Император обладал верховными правами в области административного управления, назначения чиновников, ведения внешних сношений и управления войском. Императору непосредственно подчинялись три высших государственных учреждения: Палата большого государственного совета (Дайдзёокан) , Палата небесных и земных божеств (Дзингикан) и Ведомство инспекций цензоров (Дандзёотай).

Верховное управление в стране выполнял Государственный совет (Дайдзёокан), который определял общее направление государственной политики, рассылал императорские указы и распоряжения по стране. Возглавлял совет «главный министр», который был наставником императора в делах управления и обеспечивал в стране «мир, покой и гармонию». Эта должность порой могла быть и вакантной, если не находилось подходящего кандидата который обладал определенной харизмой и безупречной репутацией. Опираясь на китайскую традицию, функцию управления осуществляли два высших министра левый (старший) и правый (младший) им подчинялись «старшие советники» и «младшие советники» дающие рекомендации соответственно по «большим и малым делам». Они отвечали за текущие дела управления в государстве и несли непосредственную ответственность за это перед Государственным советом.

Внутри Дайдзёокан состоял Высший политический совет (Гисэйкан), который формировался из представителей старых аристократических родов и его состав менялся в зависимости от расстановки политических сил. На его заседаниях обсуждались важные государственные и военные вопросы, об этом докладывалось императору, и после этого начиналась выработка соответствующих указов и распоряжений.

Государственный совет имел под своим началом восемь министерств (сё) : центральных (общих) дел (Тюомусё), церемониального или чинов (Сикибусё), управления (Дзибусё), народных дел (Мимбусё), военных дел (Хёобусё), уголовных дел или наказаний (Гёобусё), финансового или сокровищ (Оокурасё), Императорского двора (Кунайсё). Министерствам подчинялись управления (сики), отделы (рё или цукаса) и бюро (си или цукаса) имеющие довольно широкий штат чиновников. Например, Министерство центральных (общих) дел состояло из десяти управлений: дворца императрицы, главного архивного, астрологического, живописи, придворного этикета, главного управления дворцовых кладовых и др. Несмотря на множество министерств и управлений четких разграничений полномочий между ними не было.

Помимо государственного совета большое значение в государственном управлении играл – Дзингикан, основными функциями которого было проведение храмовых служб, религиозных празднеств и церемоний общегосударственного масштаба.

Дандзёотай – осуществляло контроль за исполнением законодательных норм в столице и на местах, проводило инспекционные проверки провинциальных и уездных управ, расследовало нарушения закона.

Местное управление. Вся страна делилась на три части: область императорского дворца (кэйси) , группа провинций вокруг кэйси – «домашние провинции» (кинай) и внешние провинции (чихоо) . Домашние и внешние провинции подразделялись на куни (провинции) во главе с губернатором провинции (кокуси) , уезды (гун) во главе с начальником уезда (гунзи) и села (ри или сато) возглавляемые старостой (ричоо) , который назначался из местных жителей. К его обязанностям относилось: поощрение развития земледелия и шелководства, побуждение к уплате налогов и выполнению повинностей, предотвращение нарушений законов и наблюдение за жителями села. Старосте села подчинялись 50 дворов (ко) с главами дворов (косиу). Пять дворов (хо) возглавлялись хочоо. Члены пятидворки были связаны круговой порукой, исполняли обязанности перед государством, должны были наблюдать друг за другом, чтобы другие не нарушали законов. Для усиления контроля в уезды направлялись специальные государственные контролеры.

Создание новой жесткой системы местного управления было направлено на ликвидацию клановых традиций и влияния и введению новой системы налогообложения.

Армия. Военную силу этого периода составляла в столице гвардия (эфу), в провинциях армия (гундан) , на наиболее важных стратегических пунктах западного направления стояла пограничная стража (сэкимори). Согласно законодательству, каждый крестьянский двор должен был поставить рекрута от трех взрослых мужчин. Служба на наиболее опасных и важных направлениях была срочной. В пограничных, гвардейских и сторожевых частях была три года. Армия строилась по десятичной системе, во главе с полусотниками, сотниками и двухсотниками.

Общественный строй. В VII в. население Японии составляло примерно 6 млн. человек и подразделялось на две главные категории: рёомин («добрые люди)» и сэммин («подлые люди»). К рёомин относились: столичное (найкан) и провинциальное (гайкан) чиновничество; свободные общинники (бякутёо) ; ремесленники (синабэ и дзакко).

Чиновничество, как указывалось раньше, подразделялось по рангам, обладало сложной и иерархичной структурой. Различия между высшими и низшими рангами был очень велик. Чиновники получали за свою службу экономические и правовые льготы, и привилегии в соответствии с занимаемыми рангами и классами. К экономическим льготам относилось право на получение земли (ранговые поля), дворов в кормление, рангового и сезонного жалования. Правовые привилегии включали: право на соискание должности в административном аппарате, право на смягчение наказания за совершенные преступления, право детям и внукам чиновников с первого по пятый ранг занимать представляемые им ранги без аттестации («теневой» ранг).

Крестьянство было самым многочисленным сословием (около 90% от общего числа). Кодекс «Тайхо рё» определял экономический и правовой статус крестьянства. Впрочем, законодательство по отношению к крестьянам, не всегда исполнялись в надлежащей мере. Так с шести лет должна была производиться выдача земельного надела сроком на шесть лет, однако, как правило, это не соблюдалось, и в лучшем случае земельный участок представлялся в девятилетнем, а порой даже пятнадцатилетнем возрасте. Налоги с крестьян были трех видов: земельный налог который платили рисом (со), налог который платили изделиями домашнего ремесла, тканями, морепродуктами, металлами (тёо) и выполняемая трудовая повинность (буяку) . Отработочная трудовая повинность была основной формой эксплуатации государством крестьянства, продолжительность ее составляла до 70 дней в году, на это время работникам выдавались продукты питания. Крестьян в основном использовали на строительстве ирригационных систем, дорог, буддийских храмов и пр.

Ремесленники составляли незначительную долю населения (около 1% от общего числа). Деление на синабэ и дзакко происходило по профессиональному признаку. К синабэ относились гончары, виноделы, красильщики и пр., а к дзакко те, кто непосредственно относились к производству военного снаряжения. Ремесленники не были окончательно оторваны от земли, в соответствии с надельной системой они получали землю, которая порой являлась единственным источником их существования. Как государственные служащие (мелкие) они освобождались от уплаты налогов и трудовой повинности, а государственную повинность несли виде производства ремесленных изделий. По своему социальному положению они находились ниже, чем крестьяне и занимали промежуточное положение между рёомин и сэммин.

К сэммин («подлым люди») (4 -10 %) относились: преступники и их семьи, рабы (государственные и частные). Положение рабов было различным, они делились на пять групп. Браки между ними должны были заключаться только внутри этих групп, межгрупповые браки должны были расторгаться, а заключившие брак возвращались в прежние группы.

Вне сословного деления находились неприкасаемые (эта) . Они селились обособленно, имели мизерный клочок земли, занимались преимущественно ремеслом, убоем скота, обработкой кожи, т.е. тем занятием, которое запрещалось буддизмом.

Сильное централизованное государство реформами VII – VIII в.в. создать все же не удалось. Взятая за основу китайская модель государственной власти оказалась не достаточно прочной. Император с конца VIII в. все более царствовал, чем правил. С середины IX в. наступает эпоха регентства Фудзивара, которые назначали себя регентами (сэссё) и канцлерами (кампаку) и по существу до середины XI в. страной правила олигархия этого рода. Позднее создается система «монастырского правления» (инсэй) по которой император как бы отрекался от власти, принимал монашеский сан, но оказывал влияние на дела государства из своей удаленной резиденции. В стране устанавливался некий стандарт двойственной, а порой даже тройственной власти. Один политический центр находился в старой столице Нара , другой в новой столице Хэйане (Киото), третий политический центр группировался вокруг инсэй. Первая постоянная столица была построена в 710 г. в Нара, новая столица, отстроенная в 794 г. в Киото получила название Хэйанкё, или «Столица мира и покоя» однако спокойствия стране не принесла. Этот период получил название «эпоха Хэйан» и характеризовался не только постоянной междоусобной войны аристократических кланов (кугё) друг с другом или с воинственными монахами, но и дальнейшим ослаблением императорской власти.

Ослабление императорской власти было не случайным явлением, реформы VII – VIII в.в. так и не смогли ликвидировать клановую разобщенность общества, многие кланы сохранили влияние и реальную возможность участвовать в борьбе за распределение власти. Они не создали сословия государственных чиновников-администраторов (бюрократии), которые были бы опорой императорской власти. Система формирования придворной бюрократии по китайскому образцу с системой регулярного воспроизводства путем сдачи конкурсных экзаменов в Японии так и не прижилась. Не сформировалась и сильная императорская армия. Да и сама централизация проведена была довольно ограничено, путем введения земельного учета, единой системы налогообложения и контроля над наместниками провинций и уездов. Основой всей организации должна была стать государственно-надельная система землепользования, которая с самого начала оказалась мало эффективной, и как показало будущее недолговечной.

Возникший вакуум власти был довольно быстро заполнен на центральном уровне влиятельным кланом Фудзивара, а на местах посты губернаторов и уездных начальников вскоре становятся почти наследственным правом местных знатных домов. Именно в это время начинает, складывается новая феодальная система. Феодализация Японии шла довольно быстрыми темпами, в противовес государственной собственности на землю уже в VIII в. начинают возникать поместья (сёзн) – частные владения аристократии и храмов. К середине X в. государственно-надельная система фактически перестала существовать, ее заменяет феодальная система землевладения, господствующей формой которой являлось поместье. Изменилась и сословная структура японского общества. Формируется замкнутое сословие воинов-самураев (буси). С XI в. складываются военно-аристократические группировки феодалов начинающие активно вмешиваться в процесс политической борьбы за власть.

Сёгунат. Власть клана Фудзивара в XII в. все более слабела и на фоне этого ослабления все более заметным становиться противостояние двух аристократических домов Минамото и Тайра. Это противостояние закончилось победой Миномото Ёритомо в 1185 г. После победы над своими врагами и устранения своих конкурентов-союзников Ёритомо присвоил себе титул сэйи тайсёгун дословно – «великий полководец покоряющий варваров». С 1192 г. при Миномото Ёритомо этот титул становится наследственным правом его дома, а впоследствии принимали один за другим военные диктаторы, которые управляли Японией от имени императора до 1867 г. Этих правителей стали величать по сокращенной версии этого титула – сёгун, который иногда переводят как военный правитель или великий полководец. Ставкой сёгуна вначале был город Камакура. Этот период, на протяжении которого власть принадлежала основанному Ёритому военному правительству (бакуфу) известен, как Камакурский сёгунат (1192 – 1333 гг.) Императорский престол в это время находился под непосредственным контролем сёгунов. Сёгун назначал военных губернаторов (сюго) в провинции и поместных начальников (дзито) в феодальные поместья, подлежавшие налогообложению. Со временем сюго стали наделяться большими военными, полицейскими и судебными полномочиями.

После свержения в июне 1333 г камакурского сёгуната на короткое время экс-император Годайго восстановил свою власть и создал правительство Кэмму, но власть удержать не смог. В 1336 г. Один из победителей камакурского сёгуната Асикага, изменил Годайго и объявил о переходе власти Бакуфу. Становление сегунства Асикага происходило в обстановке острой политической борьбы и завершилось в 1392 г. примирением противоборствующих сторон. Время политического господства Асикага именуется сёгунатом Муромати (1336 – 1573 гг.) по наименованию района в Киото, где находилась резиденция сёгунов.

В период Муромати (1335 – 1573 гг.) наряду с распадом сёэнов происходит становление княжеств как социально-экономической основы развитого феодализма.

Образование третьего сёгуната связано с именем легендарного Иэясу Токугава. Победив в битве при Сэкигахара в 1600 г. коалицию объединившихся против него феодальных князей, Токугава фактически начинает управлять страной. В 1603 г. он присваивает титул сёгуна и основывает третий сёгунат со столицей в Эдо (современный Токио). Эпоха между 1600 и 1867 гг. часто называют периодом Токугава. В период правления Токугава начинается период изоляции Японии. Японцам под страхом смертной казни было запрещено покидать территорию страны и строить большие суда. Иностранцам было также запрещено появляться в Японии, исключение было сделано только для голландцев, а также корейцев и китайцев. Два раза в год был разрешен вход голландских, китайских и корейских кораблей в единственный порт Нагасаки. Особому гонению подверглась христианская религия, указом 1614 г. был введен запрет новой религии. Многие христиане, в том числе и японцы, подверглись казням и преследованием.

Общественный строй периода сёгуната. Формирование основных социальных слоев происходит в Японии в периоды Асикага (Муромати) (1336 - 1568 гг.) и Момояма (1568 - 1600 гг.) и завершается в эпоху Токугава созданием жесткой сословной системы основанной на законах страны и строго охраняемой сегунатом.

Это деление на сословия официально определялось формулой «си-но-ко-сё» : самураи (си) , крестьяне (но) , ремесленники (ко) и торговцы (сё) . Вне сословий, на самом дне феодального общества находилась группа париев (эта, хинин) . Но на самом деле это была довольно сложная и гораздо разветвленная сословная система. Унаследованные нормы морали Китая, эволюционировавшие в Японии, определяли характер общественных связей. Моральные принципы, обусловливающие отношения между отцом и сыном переносились и на общественные отношения между хозяином и подчиненным. Взаимоотношения господина и подчиненного определяли не только структуру и обязанности различных сословий, но и обуславливали внутри сословную иерархию и субординацию взаимоотношений. Вот почему в феодальной Японии не было более страшного преступления, чем бунт против господина или отца. Токугава создал такую общественную структуру, которая распределяла население страны в соответствии их значимости. Преимущество отдавалось воинскому сословию, которому повиновались все остальные социальные классы.

Самураи. На самой вершине сословной пирамиды находилось воинское сословие (самураи, букё) . В широком смысле под самураями понималось все дворянское сословие от владетельных князей (даймё) до мелких дворян. В узком и наиболее употребляемом смысле самураи – военное сословие небогатых дворян.

Возглавлял иерархическую структуру японского общества клан Токугава с сёгуном во главе. Сёгун обладал неограниченной властью военного диктатора над населением провинций, которые находились под его непосредственным контролем. Затем следовали кланы, возглавляемые феодальными правителями (даймё) . Даймё принадлежали личные земли, имели собственные армии и постоянно сражались друг с другом в эпоху раннего и среднего феодализма. Японские правители во второй половине XVI в. потратили немало сил, чтобы подчинить и объединить их в довольно непрочный союз. Через даймё сёгун контролировал остальные провинции Японии. Сравнительная независимость феодальных правителей определяла особую политику сёгуна в отношении их. Для ослабления даймё часто применялась практика отправки в их земли специальных цензоров (мэцукэ). Вводился институт заложничества, согласно которому они должны были оставлять в Эдо своих жен и детей. Принудительные, строго регламентированные посещения двора сёгуна с интервалом в год и прочие акции.

Во времена Токугава число даймё составляло 260 человек, но их статус различался. Три высокопоставленные семьи (саккё) имеющие побочные родственные связи с домом Токугава занимали первые ступени иерархии. Они управляли ближайшими к Эдо провинциями, из их числа назначались на наиболее привилегированные и важные должности в центральном правительстве. За ними следовали наследственные даймё (фудаи), бывшие вассалами сёгуна еще до решающей битве при Сэкигахара. Следующую ступень занимали тодзама, некогда бывшие противники клана Токугава, но после знаменитого сражения подчинившиеся и признавшие его власть. Саккё, фудаи и тодзама подлежали дальнейшему разграничению по территориальному, имущественному, военному и др. принципам.

Получая титул даймё давал присягу на верность сёгуну, которая определяла ряд обязательств: содержание регулярной армии, представление войск для несения караульной службы, поддержание мира на контролируемых им территориях, предоставление денежных средств, материалов и рабочих для проведения работ по указанию сёгуна.

Даймё, как высший представитель воинского сословия после сёгуна, обязан был строго следовать «Тринадцати законам о военных домах» (Букё сёхатто), изданных Иэясу. Он должен был осуществлять поимку и выдачу представителям сёгуна бунтовщиков (ст. 3, 4); препятствовать проникновению на территорию своего феода посторонних (ст. 5); направлять доносы о любых признаках заговора замеченных в соседних владениях (ст. 7). Он имел право в качестве знаков отличия носить официальное платье особого цвета и покроя и путешествовать в особых паланкинах (ст. 11). Но не мог проводить капитальный ремонт своего замка или замка своего вассала и возводить новые укрепления и замки без разрешения сёгуна (ст.6). Не имел право устанавливать родственные связи с другими кланами посредством женитьбы без разрешения сёгуна (ст. 8). Не мог окружать себя при путешествии в Эдо большим количеством вассалов, если только этот эскорт не состоял из личных сил сёгуна (ст. 9).

Военный вассал: самурай. Термин самурай (дословно можно перевести «тот кто служит») стал распространяться со временем на всех воинов которым было дозволено было носить на поясе длинный и короткий мечи и которые находились на службе у своего господина.

Вначале основная масса самурайства формировалась из крестьянской зажиточной верхушки. Второй путь – наделение землей домашних слуг. Обязанностью самурая было выполнять беспрекословно все приказы того, кому они присягнули в верности. Как представитель воинского сословия (буси) вассал должен был служить своему хозяину в качестве воина. Он должен был выполнять все приказы моментально без страха и тени сомнения. Философия самурая строилась на концепции пренебрежения к собственной безопасности, и даже жизни. Презрительное отношение к смерти прививалось ребенку с самого раннего детства. Для воспитания силы воли и качеств, присущих воину ребенка выставляли зимой на холод и заставляли, чтобы он стойко переносил летний зной, при этом он должен был переносить физическую боль без малейшего признака эмоций. Одной из главных целей обучения молодых воинов состояла к подготовке к церемонии ритуального самоубийства сэппуку или харакири.

Особое положение в феодальной Японии занимали ронины – самураи без хозяина. Причины изменения статуса самурая на ронина были многочисленными и разнообразными. Гораздо опаснее были последствия этого изменения. Некоторые ронины вынуждены были переходить либо на положение горожан (чоонин) и заниматься ремеслом, торговлей или становится людьми свободных профессий – учителями, врачами и пр. Учитывая особое мировоззрение самурая, основанное на средневековом кодексе поведения – бусидо (путь воина), такое изменение в его жизненном укладе было не просто сложным с идеологической стороны, а порой просто невозможным психологически.

Крестьяне. По своему положению на социальной лестнице крестьяне располагались сразу после самураев и пользовались определенным престижем. Это было не случайным явлением, поскольку сельское хозяйство (производство риса) считалось основой национальной экономики. На раннем этапе формирования классов, сословные рамки были в большей степени размыты, так что воины низших рангов и категорий часто были выходцами из крестьян и по необходимости всегда могли вернуться обратно в это сословие. Особое положение занимала «крестьянская аристократия» - глава округа (одзия) и сельский староста (нануси). Они имели право носить мечи и отправлять своих детей в провинциальные школы. По своему статусу они находились гораздо выше простых солдат пехотинцев и в значительной мере отличались от простого крестьянства, которому согласно указу 1588 г. Хидэёси «об охоте за мечами» запрещалось носить оружие. Сам Хидэёси талантливейший полководец был выходцем из крестьян, но именно этот его указ во многом положил начало формирования четко выраженных сословных границ. Спустя три года после указа «об охоте за мечами» издается указ о закреплении социальных различий, который ознаменовал процесс отделения самураев от торговцев и крестьян.

Крестьяне вели свое хозяйство самостоятельно на правах наследственного держания. Феодал не мог продать или купить крестьянина, но существовала личная зависимость – прикрепление к земельным участкам. Крестьянам было запрещено покидать свои дома и переезжать в другую местность под страхом сурового наказания. Они платили рисовую ренту (нэнгу) даймё или самураю. Эта рента была неизменна, и ее размер не зависел от капризов природы или неурожая. В особых случаях правительство могло на ограниченный период снизить ренту, но за крестьянами все равно оставалась определенная задолженность. Довольно частым явлением были восстания крестьян, за более чем двухсотлетний период правления клана Токугава произошло более тысячи крестьянских восстаний. Как правило, такие выступления жестоко подавлялись, а их зачинщики немедленно казнились.

Крестьяне были связаны круговой порукой и были объединены системой «пятидворк», заимствованной из Китая. Пять крестьянских семей согласно системе коллективной ответственности (гонингуми) несли ответственность за любые действия признанные властями незаконным. Наказание для всех наступало даже в том случае, если незаконные действия совершались отдельными членами без ведома остальных. Каждая пятидворка имела своего главу (кумигасира) , который подчинялся сельскому старосте (нануси, сёйя), который в свою очередь нес ответственность и сообщал о положении дел в деревне представителю военного правительства (гундай или дайкан) .

Среди земледельцев было много бедняков, но верхний слой крестьянства отличался от основной массы, и по уровню жизни приближался к средним представителям класса самураев.

Ремесленники (сёкунин, ко) и торговцы (акиндо, сё). Ремесленники и торговцы составляли значительную часть японских городов. Юридически они обладали меньшими правами, чем другие сословия, но усиливающаяся экономическая мощь богатых торговцев и ремесленников обеспечивала им все возрастающее влияние в стране. В период Токугава сравнительная независимость этих сословий была ликвидирована, и их поставили в самый низ создаваемой социальной структуры японского общества, ниже крестьян, которые были подвластны им в период Муромати.

По правовому положению города делились на три категории: принадлежавшие сёгунату, владельческие (даймё) и «вольные». Города, управляемые правительством (бакуфу) находились в наиболее жестких условиях административного контроля и даже не имели гарантии от дальнейшего ущемления своего правового положения. Управлял городом губернатор , наделявшийся особыми полномочиями, которые могли усиливаться в зависимости от обстановки. Нагасаки единственный город, в который могли прибывать иностранцы, управлялся назначаемыми двумя губернаторами-префектами (бугё) , каждый исполнял свои обязанности полгода, не встречаясь друг с другом. Если один управлял городом, то другой в это время находился в Эдо.

В некоторых городах (Нара, Киото, Сакаи, Хакада, Мацуяма) корпорации имели свои собственные органы самоуправления. Некоторые торговцы даже становились непризнанными центральной властью провинциальными правителями. Однако, самостоятельность этих городов ограничивалась правительственными чиновниками.

В городах вводился строгий контроль за сословиями, торговцы и ремесленники подлежали регистрации в соответствующих гильдиях и корпорациях, которую самостоятельно без разрешения властей переменить не могли. Город делился на кварталы (дза) , управляемые квартальными и специальными чиновниками. Каждый квартал был окружен рвом или обнесен стеной, а вход осуществлялся через строго охраняемые ворота. На ночь городские ворота закрывались, и покинуть квартал можно было только по специальному пропуску. Кварталы делились на улицы (не менее двух) которые управлялись старостами. Староста жил на этой же улице и отвечал за сбор налогов податным населением. Домовладельцы улицы в свою очередь объединялись в пятитидворки (аналогично крестьянским) были связаны круговой порукой и должны были шпионить друг за другом. Домовладельцы и городские чиновники несли ответственность перед тремя городскими старейшинами (мати-досиёри) . Эти старейшины не принадлежали к воинскому сословию, занимали должность пожизненно и даже могли передавать ее по наследству, они напрямую подчинялись двум городским судьям (мати-бугё) которые назначались из представителей самурайского сословия.

Положение ремесленников в отличие от торговцев отличалось еще более строгой регламентацией и контролем. Они объединялись в цехи, которые обладали монополией производства отдельных товаров. Цеха имели четкую иерархию и наследственный принцип занятия ремеслом. Правительство наделяла цеха особыми привилегиями и полномочиями, но при этом строго регламентировало и контролировало ремесленное производство.

Крупным торговцам и ремесленникам в период кризиса режима сёгуната Токугава переходит частично прямой и косвенный контроль над финансовыми средствами страны. Некоторые торговые кланы в поздний период Такугава достигли большого влияния на государственную экономику. Поэтому принимать решения без их участия особенно в отношении вопросов касающихся их интересов было политически неоправданно. Торговый капитал завоевывал все более прочные позиции, так большим влиянием пользовались гильдии оптовых торговцев, которые порой монополизировали отдельные районы страны. Так, например осакские компании «Хигаки Кайсэн» и «Тару Кайсен» обслуживали районы Эдо и Осака. Компания «Мацмаэбуне» перевозила товары в районе Хоккайдо и в районах северной и центральной части Хонсю.

Сэнмин (парии). В самом низу социальной лестницы находились парии (сэнмин) . Они делились на хинин, или «тех, кто ниже четырех социальных классов» (актеры, палачи, нищие и содержатели публичных домов), и эта (отверженные), порой жившие в отдельных деревнях и занимающиеся производством и продажей кожаных изделий, ламповых фитилей и сандалий.

Эпоха Хэйан

В 8 веке аристократическая знать и буддистские монахи начали борьбу за влияние на правительство. Власть императора понемногу ослабевала.

Для избавления от контроля буддистов столичного региона Нара император Камму в 794 году сделал новой столицей город Хэйан, «столицу мира и спокойствия», который впоследствии получил название Киото. Промежуток времени с начала строительства Хэйан до создания первого сёгуната принято называть эпохой Хэйан (794-1185).

Правление Фудзивара (794-1185 год)

После переноса столицы в новый город император принялся проводить реформы, основная задача которых состояла в обновлении «правового государства» и снижении деспотизма знати в провинциях. Правительство внимательно следило за тем, как выполняется «Закон о выдаче земельных наделов» в регионах. Всеобщая воинская повинность перестала распространяться на крестьян, а вместо них функции по защите регионального правительства обязана была выполнять местная аристократия, сформированная в военные отряды кондэй. Также было проведено нападение на автохтонов, обитавших на юге Кюсю и северной части Хонсю, целью которого являлось расширение территорий японской империи.

Усмирение автохтонов

После того, как императорский двор переехал в новую столицу и после укрепления исполнительной вертикали императорская власть усилилась и необходимость в его личном участии во всех государственных делах пропала. Однако вместе с тем окрепло влияние советников императора, которыми стали наиболее знатные японцы из рода Фудзивара. Они отдалили от престола представителей других известных родов женщины Фудзивара становились главными императорскими женами, таким образом этот род вступил в родственные отношения с императором. Владыки рода Фудзивара получили титул сэссё - регент малолетнего императора, и кампаку - советник взрослого императора. По сути они получили всю полноту власти в Японии и создали правление регентов и советников в лице императора. Вершиной правления Фудзивара стал 11 век, период власти Фудзивары-но Ёримити, сына Фудзивары но Митинага, во время которого этот род обладал множеством частных поместий (сёэн) и состоял на всех главных должностях в правительстве.

В десятом столении образовался дефицит земель государственного фонда, из-за чего осуществление «Закона о выдаче земельных наделов» застопорилось. Императорский двор дал право собирать дань провинциалам кокуси, которые стали обогащаться на этом. В то же время зажиточные крестьяне принялись бросать государственные земельные участки и начали возделывать целину, чтобы затем сделать из этих территорий частные владения. Правительство взимало крупный налог с таких владений, поэтому их хозяева дарили свою собственность высокопоставленной знати и буддистским храмам, чтобы урезать величину налога. В обмен новые собственники делали дарителей управляющими на своих территориях. Так образовался слой новой провинциальной аристократии из бывших крестьян.

Возникновение самураев и института инсэй

В эпоху Хэйан, из-за отсутствия внутренней или внешней опасности для руководящей власти в Японии отсутствовала регулярная армия. Однако степень защищенности в удаленных провинциях была невелика. Для защиты своих владений от нападений региональная аристократия создала военные отряды из «служилых людей» - самураев . Главой таких вооруженных групп обычно становились представители столичной знати, находившиеся с подданными бойцами в отношениях хозяина и подчиненного. Наиболее знаменитыми лидерами были представители родов Минамото и Тайра.

Вооруженный аристократ

Минамото-но Ёсиие с женой

Стрельба ябусамэ

В середине 11 столетия престол получил император Го-Сандзё. Так как Го-Сандзё не был связан родственными узами с родом Фудзивара, он стремился реанимировать неограниченную императорскую власть. Его начинания были продолжены следующим правителем Сиракава. В 1086 году он снял с себя императорские полномочия, передав престол своему сыну, а сам стал исполнять функции советника и опекуна, тем самым снизив воздействие регентов и советников Фудзивара на императора. Благодаря этому было основано «правление экс-императоров», так называемый институт инсэй, задачей которого было оградить монарха от слишком сильного влияния знати. Благодаря удачному воплощению в жизнь такого правления, род Фудзивара, который на в течении двухсот лет применял родство с монархами для контроля над государством, утратил свое положение при императорском дворе.

Вместе со знатью на военные должности правящего дома стали назначать высокородных самураев. Понемногу образовалось самостоятельное самурайское сословие. Во второй половине десятого столетия провинциальные самураи обладали большой силой, например в провинции Канто под руководством Тайра-но Масакадо и поблизости Внутреннего японского моря под командованием Фудзивара-но Сумитомо были подняты мятежи против императорского дома. Так как в империи отсутствовала постоянная армия, она усмирила восстания при помощи других самураев, тем самым подняв их авторитет. В конце 11 столетия на северо-восточной части Японии дважды вспыхивали восстания (бунт Хогэн и бунт Хэйдзи), которые были подавлены войском самураев из Канто. Их предводитель Минамото-но Ёсииэ удостоился лавров самого успешного военачальника на востоке Японии.

Культура периода Хэйан

В начале девятого столетия большое количество молодых монахов были разочарованы тем, что буддизм стал использоваться в государственных целях и в политике. В поисках настоящего буддизма двое монахов - Сайтё и Кукай - отбыли в империю Тан и прошли там обучение. После возвращения Сайтё возвел на вершине горы Хиэй храм Энряку-дзи, который стал местом обитания последователей учения Тэндай, а Кукай воздвиг на горе Коя-сан монастырь Конгобу-дзи, ставший основанием секты сингон. Необычный эзотерический буддизм, который привезенный этими настоятелями, требовал уединяться в горах для познания истины.

В 894 году из-за охлаждения отношений с китайской империей Тан и политики японского советника Сугавара но Митидзанэ, Япония перестала отправлять делегации в Китай. Нововведения из других стран перестали поступать в Японию, благодаря этому японцы принялись создавать свои собственные формы искусства. Образовалась новая самостоятельная культура знати Кокуфу, которая начала пользоваться особой популярностью в период владычества рода Фудзивара. Был создан оригинальный стиль строительства дворцов-усадеб с садами и галереями. Одежда населения приобрела самобытные японские черты. В художественном искусстве появился новый стиль написания картин ямато-э, главными мотивами которых стали будничная жизнь знати и живописные пейзажи. В это же время возникла японский алфавит кана, на котором впервые начали писать произведения художественной литературы. Среди них наибольшую известность получили «Записки у изголовья» Сэй-Сёнагон, «Повесть о старике Такэтори», «Собрание старых и новых песен Японии», «Повесть о Гэндзи» Мурасаки Сикибу и «Дневник путешествия из Тоса в столицу» Ки-но Цураюки. Основная часть произведений иллюстрировалась картинками и получили особое распространение среди знати.

Зал фениксов Бёдоин (Удзи, Киото)

Иллюстрированная повесть о Гэндзи

пагода Энрякудзи

Постоянные стихийные бедствия, эпидемии и неустойчивость в обществе Японии середины десятого столетия породили в народе эсхатологические взгляды. В государстве приобрело популярность новое буддистское верование Чистой Земли, в соответствии с которым каждый, кто поклоняется будде Амида, после смерти попадает в рай - так называемую «Чистую Землю невероятной радости». Проповедовали это мировоззрение монахи Куя и Гэнсин. Знать в надежде попасть в рай после смерти, начала воздвигать по всей Японии храмы и монастыри, для поклонения Амиде. Самыми знаменитыми примерами подобных архитектурных сооружений являлись «Зал фениксов» в храме Бёдо-ин около столицы и мавзолей храма Тюсондзи, расположенного в северо-восточной части Японии. Одновременно сформировались основы японского синто и буддистского синкретизма.

Жанр статьи - История Японии

Берет свое начало с эпохи палеолита. В это время Япония соединялась с материком перешейками, а Японское море представляло собой внутреннее море между современной Японией, Маньчжурией и Кореей. Население древней Японии занималось охотой и собирательством, изготавливало первые каменные орудия труда грубой обработки.

Около 10 тысяч лет назад древние японцы начали изготавливать керамические изделия, которые считаются одними из старейших в мире. Среди керамики того времени преобладала кухонная посуда в виде глубокодонных кувшинов для хранения продуктов, жарки и варки пищи. Характерной особенностью этих изделий был "шнурковый орнамент", который по-японски называется дзёмон.

Первые письменные упоминания о древней Японии содержатся в исторических хрониках 1 века н. э. китайской империи Хань. В них указывается, что древние японцы вадзин проживали на островах в Восточном море, имели 100 малых стран, к 108 году до н. э. около 30 из них наладили контакт с китайцами, и иногда присылали дань Китаю. В "Книге Поздней Хань" сохранилось сообщение о посольстве японского вана (между 26 и 56 годом н. э.) страны На (самая южная в Японии), который в 57 году получил от китайского императора золотую печать.

В 4 веке письменные уведомления о Японии исчезают. Китай погрузился в междоусобицы, повлекшие ослабление его международного авторитета. Одновременно на Корейском полуострове возникли три государства - Когурё, Силла и Пэкче, которые начали борьбу за объединение Кореи. На этом фоне в Японии также усилились объединительные тенденции. Их выразителем стало государство Ямато, расположенное в одноименном регионе современной префектуры Нара. Письменные свидетельства о начальной истории этого государства отсутствуют, однако археологи связывают его усиление с распространением культуры курганов-кофунов в центральной Японии.

В конце 6 века японское правительство возглавил член императорской семьи Японии, принц Умаядо, более известный как легендарный принц Сётоку. В 593 году он был назначен регентом императрицы Суйко. С начала правления принца исчисляют период Асука (538-710), названный в честь политического и культурного центра страны в районе села Асука современной префектуры Нара.

Принц Сётоку взял курс на превращение аристократической федерации Ямато в централизованное государство континентального образца. В 600 году он отправил китайской династии Суй первое посольство, стремясь перенять опыт государственного строительства. Тремя годами позже принц основал в Японии систему 12 рангов, с помощью которой пытался создать чиновничью бюрократию континентального типа, связанную напрямую с престолом. Следующим шагом Сётоку было издание в 604 году "Конституции 17 статей", морально-этического кодекса чиновников, в котором идеалом страны провозглашалась централизованная монархия.

В середине 11 века на трон взошел император Го-Сандзё, который не был родственником аристократов Фудзивара, и поэтому повёл курс на восстановление абсолютной власти монарха. Его реформы были поддержаны следующим императором Сиракава. Он ограничил влияние регентов и советников Фудзивара на монарха тем, что в 1086 году досрочно ушёл в отставку, передав трон своему сыну, а сам стал его опекуном и советником. Таким образом было положено начало так называемому «правлению экс-императоров», институт инсэй, который был призван оберегать династию от чрезмерного вмешательства аристократов. Благодаря успешной реализации такого правления, род Фудзивара, который на протяжении 200 лет использовал родственные связи с императорским домом для узурпации власти, утратил свои позиции в правительстве.

Наряду с аристократами на воинские должности императорского двора стали принимать знатных самураев. Постепенно их стали признавать как отдельное сословие. К середине 10 века региональные самураи имели такую силу, что поднимали восстания против центрального правительства - в регионе Канто во главе с Тайра-но Масакадо и вблизи Внутреннего японского моря под руководством Фудзивара-но Сумитомо. Поскольку государство не имело регулярной армии, оно подавило выступления силами других самураев, тем самым способствуя росту их авторитета. Во второй половине 11 века на северо-востоке страны дважды вспыхивали бунты (смута Хогэн и смута Хэйдзи), которые были разбиты силами самураев из Канто. Их командир Минамото-но Ёсииэ снискал себе славу успешного полководца во всей Восточной Японии.

В 14 веке, с упадком сёгуната, род Ходзё взял курс на централизацию управления, что вызвало недовольство самурайства в регионах. Этим воспользовался император Го-Дайго, сторонник сильного монархического государства, который поднял восстание против камакурского правительства, но потерпел поражение и был сослан на острова Оки. Его сын принц Мориёси продолжил борьбу и при поддержке провинциальных самураев во главе с Кусуноки Масасигэ длительное время противостоял армиям Ходзё. Когда в 1333 году Император Го-Дайго сбежал из ссылки, на его сторону перешла региональная знать. Один из её лидеров, Асикага Такаудзи, ликвидировал органы власти сёгуната в Киото, а другой, Нитта Ёсисада, атаковал Камакуру и уничтожил сам сёгунат вместе с родом Ходзё.

В 1338 году Асикага Такаудзи был назначен северной династией на должность сёгуна. Появилось второе самурайское правительство, получившее название сёгунат Муромати, по имени одноименного района столицы, где находилась резиденция сёгуна. Время существования этого правительства называется периодом Муромати (1338-1573). В отличие от предыдущих режимов новый сёгунат повел курс на децентрализацию. Он предоставил военным губернаторам сюго в провинциях право присваивать половину налогов из региона, заставив их собственноручно поддерживать местных малоземельных самураев. Эти начальные реформы способствовали привлечению японской знати на сторону правительства в войне двух династий, но превратили военных губернаторов в мощных провинциальных властителей, которые часто пренебрегали приказами центра.

В 15 веке в Западной Европе стартовала эпоха великих географических открытий. Через сто лет её жители - купцы, миссионеры и военные - стали проникать в Восточную Азию. В 1543 году первые европейцы добрались до японского острова Танэгасима. Они передали островитянам огнестрельное оружие, производство которого было вскоре налажено по всей Японии. В 1549 году в город Кагосима прибыл иезуит Франциск Ксаверий, который впервые познакомил японцев с христианством. В течение века Японию посещали португальские и испанские купцы, которые выполняли роль посредников в восточноазиатской торговле, обменивая китайские и европейские товары на японское серебро. Поскольку европейцы прибывали из южных колоний, японцы называли их "южными варварами".

В первой половине 19 века Японию поразил великий голод, вызванный многолетними неурожаями. Вместо того, чтобы спасать население, сёгунат начал скупать рис в регионах и отправлять его в свою правительственную резиденцию. Такая политика вызывала вооруженные протесты не только крестьян, но и местного самурайства, на поддержке которого держалось правительство. Для успокоения общества сёгунат начал в 1841 году "реформы Тэмпо" под руководством Мидзуно Тадакуни. Их целью было возвращение к традиционным методам хозяйствования: консервация села и торможение торговли. Однако реформы оказались непопулярными, что опять ударило по престижу сёгуната.

В 1866 году новым сёгуном стал малоопытный Токугава Ёсинобу. Одновременно вместо покойного императора Комэя на трон взошел 14-летний император Мэйдзи. Сёгун планировал создать вместо сёгуната новое правительство с участием киотоской аристократии и региональных властителей, в котором сам получил бы пост премьер-министра. С этой целью он отрёкся должности и 9 ноября 1867 года вернул полноту государственной власти Императору. Этим воспользовалась анитисёгунатская оппозиция, и 3 ноября 1868 года в одностороннем порядке сформировала новое правительство и приняла от имени императора указ о реставрации императорского правления. Сегунат Токугава ликвидировался, а экс-сёгун устранялся от власти, теряя титулы и земли. Это событие завершило период Эдо и ознаменовало конец пятисотлетнего доминирования самураев в японской политике.

Взяв за основу западные политическую, судебную и военные системы, Кабинет министров Японии создал Тайный совет, подготовил к принятию Конституцию Мэйдзи и собрал парламент. Реставрация Мэйдзи превратила Японскую империю в индустриальную мировую державу. После победы в японо-китайской (1894-1895) и русско-японской (1904-1905) войнах Япония обеспечила себе господство на Японском и Жёлтом морях и присоединила к себе Корею, Тайвань и южный Сахалин.

В начале XX века непродолжительный демократический период Тайсё сменился ростом милитаризма и экспансионизма. Япония приняла участие в Первой мировой войне на стороне Антанты, расширив своё политическое влияние и территорию. В 1931 году, продолжая свою политику экспансионизма, заняла Маньчжурию и создала марионеточное государство Маньчжоу-Го. После доклада Литтона в 1933 году Лига Наций осудила её действия и Япония демонстративно покинула Лигу. В 1936 году Япония подписала Антикоминтерновский пакт с нацистской Германией, а в 1941 году присоединилась к странам "Оси". Тогда же Япония подписала Пакт о нейтралитете между СССР и Японией, обязавшись уважать территориальную целостность и неприкосновенность Монгольской народной республики и Маньчжоу-Го.

В 1937 году Япония вторгается и в другие части Китая, начиная вторую японо-китайскую войну (1937-1945), после чего США накладывают на неё нефтяное эмбарго. 7 декабря 1941 года Япония напала на Пёрл-Харбор и объявила войну США и Великобритании. Это приводит к участию США во Второй мировой войне. Японская империя завоевала Гонконг, Филиппины и Малакку, но в 1942 году поражение в Коралловом море лишило её преимущества на море. После атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 года авиацией США, а также после присоединения СССР к военным действиями против Японии, Япония подписала 2 сентября 1945 года Акт о безоговорочной капитуляции.

В 1947 году Япония приняла новую пацифистскую конституцию, в которой делается акцент на либеральную демократию. Оккупация Японии союзными войсками закончилась с принятием Сан-Францисского мирного договора, который вступил в силу в 1952 году, а в 1956 году Япония вступила в ООН. Позже Япония добилась рекордного экономического роста, который продолжался четыре десятилетия и составлял в среднем 10% ежегодно. В 1991 году экономический рост сменился кризисом, из которого страна сумела выбраться только в 2000 году.