Николай Гумилев родился 15 апреля 1886 года в Кронштадте. Его отец Степан Яковлевич Гумилев служил корабельным врачом, и после его отставки вся семья переехала в Петербург.

Николай был очень слабым и болезненным мальчиком. Его мучили регулярные головные боли и высокая чувствительность к громким звукам и резким запахам. Из-за нездорового внешнего вида будущий поэт часто подвергался нападкам и насмешкам ровесников. Чтобы не подвергать дополнительному риску здоровье и ранимую психику ребенка родители решили перевести его на домашнее обучение.

Литературный дар у Гумилева проснулся в раннем детстве, свое первое стихотворение он написал в шесть лет. Для укрепления здоровья семья три года прожила в Тифлисе, а после возвращения в Царское Село Николай возобновил учебу в гимназии. В то время он был увлечен Ницше и все свое свободное время проводил за чтением его работ.

За год до окончания гимназии на деньги родителей был издан первый сборник стихов Гумилева «Путь конквистадоров».

Поэт-путешественник

В 1906 году юный поэт уезжает в Париж, где посещает лекции по литературоведению в Сорбонне и становится частым посетителем музеев и художественных выставок. Он знакомится с Гиллиус, Белым, Мережковским и показывает им свои работы.

Страсть к путешествиям приводит поэта в Египет. Осмотрев достопримечательности и истратив все наличные, Гумилев некоторое время голодает и даже ночует на улице. Однако эти трудности его не сильно огорчили, и после путешествия он пишет ряд стихотворений и рассказов.

Жажда новых эмоций и приключений подтолкнула Гумилева к исследованию Русского Севера. Интересный факт: при содействии императора Гумилев устроил экспедицию на Кузовской архипелаг. Там была найдена древняя гробница, внутри которой был обнаружен необыкновенный «Гиперборейский» гребень.

Познакомившись с академиком Василием Радловым, Гумилев увлекся исследованием черного континента и провел несколько лет в Африке. После поездки в Сомали он написал поэму «Мик».

В первую мировую войну Гумилев уходит на фронт. За мужество, проявленное во время военных действий, ему было присвоено звание офицера, кроме того поэт был удостоен двух Георгиевских крестов.

После Октябрьской революции Гумилев всецело отдался литературному творчеству. В начале 1921 года он становится председателем Петроградского отдела Всероссийского союза поэтов, а в августе его арестовывают и заключают под стражу. После чего по ложному обвинению поэта расстреляли.

Личная жизнь

Что касается личной жизни, поэт был дважды женат. Самые бурные отношения были с поэтессой Анной Ахматовой. Он очень долго и поначалу безуспешно добивался ее расположения, даже предпринял несколько попыток суицида. В итоге они поженились, родился сын Лев, но брак закончился неудачей и разводом.

Второй женой Гумилева была потомственная дворянка Анна Николаевна Энгельгардт.

Также у него был краткосрочный роман с актрисой Ольгой Высотской в результате которого появился сын Орест, о рождении которого Гумилев так и не узнал.

Творчество Гумилева

Все творчество Гумилева зависело от его мировоззрения, где главную роль занимала цель торжества духа над телом. Всю жизнь поэт намеренно ставил себя в тяжелые ситуации по той причине, что только в момент тяжелых утрат и крушения надежд к нему приходило подлинное вдохновение.

Одна за другой выходят его книги:

  • 1905 год – «Путь конквистадоров»;
  • 1908 год – «Романтические цветы»;
  • 1910 год – «Жемчуга»;
  • 1912 год – «Чужое небо»;
  • 1916 год – «Колчан»;
  • 1918 год – «Костер», «Фарфоровый павильон» и поэма «Мик»;
  • 1921 год – «Шатер» и «Огненный столб».

Литературное наследие Гумилева сохранилось до настоящего времени как в поэзии, так и в прозе.

В 2007-ом году известный певец Николай Носков наложил текст стихотворения Гумилева «Однообразные мелькают…» на музыку А.Бальчева. В итоге получилась великолепная композиция «Романс», на которую снят одноименный клип.

Николай Степанович Гумилёв (1886-1921) родился в Кронштадте под Санкт-Петербургом. Его отец был кронштадтским корабельным врачом. Николай в 8 лет был отдан в Царскосельскую гимназию, но по состоянию здоровья переведён на домашнее обучение. Когда Николаю исполнилось 9 лет, семья переехала в Петербург. В 10 лет Гумилёв поступил в гимназию Гуревича. Когда Гумилёв учился в 4 классе, из-за болезни брата семья переехала на Кавказ, в Тифлис. Николай потерял год, дважды проучившись в 4 классе.

Ещё раз он остался на второй год в Царскосельской гимназии (вернулся в 7 классе), из которой его едва не отчислили. За юного поэта заступился директор, Иннокентий Анненский. Гумилёв окончил гимназию только к 20 годам и уехал в Париж, учился в Сорбонне, где издавал литературный журнал «Сириус».

В возрасте 26 лет, в 1912 г., Гумилёв поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет.

Начало творчества

По словам Ахматовой , первое стихотворение Гумилёв сочинил в 6 лет. Стихотворение гимназиста Гумилёва было напечатано в «Тифлисском листке».

Первый сборник стихов «Путь конквистадоров» был издан за деньги Гумилёвых, когда поэту было 19 лет. Этот сборник привлёк внимание Брюсова, ставшего наставником юного поэта.

Второй сборник, «Романтические цветы», был издан 22-летним Гумилёвым.

С 1908 по 1910 гг. Гумилёв был частым гостем в «Башне» Вячеслава Иванова, слушал лекции в Обществе ревнителей художественного слова , заведовал отделом критики в журнале «Аполлон» (редактор С.Маковский), где печатал «Письма о русской поэзии».

Гумилёв-путешественник

Ещё обучаясь в Сорбонне, Гумилёв путешествовал по Италии и Франции. Первое путешествие на Восток, в Левант, Гумилёв предпринял в 1907 г.

Получив деньги за второй сборник, поэт отправился во второе путешествие. Проехав через Турцию и Грецию, он оказался в Египте, где у него кончились деньги. Гумилёв вернулся в Петербург.

Следующие экспедиции Гумилёва были организованы в Африку. Результатом этих экспедиций стало пополнение Кунсткамеры ценными экспонатами.

В 1908 г. Гумилёв побывал в Абиссинии, свёл знакомство с негусом Менеликом 2 и исследовал жизнь народа в статье «Умер ли Менелик?»

Второе путешествие в Абиссинию состоялось в 1913 г. Гумилёв ставил перед собой цель изучить и цивилизовать дикие племена в Данакильской пустыне. Академия наук скорректировала его маршрут. Гумилёв со спутниками (племянником Николаем Сверчковым и турецким консулом Мозар-беем, с которым познакомился в Стамбуле) проделал полный опасностей путь.

Любовь Гумилёва

В 20 лет в Париже Гумилёв познакомился с Елизаветой Дмитриевой, которой в 1909 г. сделал предложение. Но она предпочла Максимилиана Волошина, хотя впоследствии не вышла за него замуж. Зато из-за неё Гумилёв и Волошин стрелялись на дуэли, на которой никто не пострадал.

В 1910 г. Гумилёв женился на Ахматовой. В 1912 г. у них родился сын Лев. Супруги были единомышленниками. Но постепенно отношения сошли на нет. Развод стал возможным в 1918 г. в Советской России.

В 1919 г. Гумилёв женился на Анне Энгельгардт.

Зрелое творчество. Гумилёв-мастер

В 1910 г. вышел третий сборник Гумилёва «Жемчуга», в который вошла поэма «Капитаны» и предыдущий сборник «Романтические цветы». Новый сборник 26-летнего мастера некоторые критики всё-таки назвали ученическим.

В 1911 г. было создано объединение «Цех поэтов» (входили Мандельштам, Городецкий, Ахматова), в котором Гумилёв имел звание «синдика» (мастера). Именно в «Цехе поэтов» родилось новое направление – акмеизм, которое, в противовес символизму, ратовало за точность и предметность образов. Члены объединения основали издательство и журнал «Гиперборей». «Цех» просуществовал до 1914 г.

В 1912 г. вышел в свет сборник «Чужое небо», в котором были напечатаны первые песни поэмы «Открытие Америки».

Тематика Первой мировой войны отражена в сборнике «Колчан» (1916).

Сборник «К Синей звезде» (стихи 1918 г., издан в 1923 г.) посвящён любви Гумилёва Елене дю Буше, парижанке, с которой он познакомился в 1917 г.

В 1918 г. издан сборник «Костёр».

В Советской России Гумилёв занимал активную общественную и литературную позицию. Он читал лекции о поэтическом творчестве, был членом, затем председателем Петроградского отдела Всероссийского Союза поэтов, участвовал в проекте Горького «История культуры в картинках», предложив свои стихи и пьесы.

Как руководитель студии «Звучащая раковина» Гумилёв учил мастерству молодых поэтов.

Гумилёв-военный

В 1914 г. Гумилёв ушёл добровольцем на фронт. За годы Первой мировой войны Гумилёв проявил себя как храбрый разведчик и офицер, награждён тремя Георгиевскими крестами. В перерывах между военной службой Гумилёв занимался литературной деятельностью, путешествовал по Европе.

Арест и расстрел

Гумилёв не скрывал своих монархистских убеждений в Советской России. В начале августа 1921 г. он был арестован как участник антисоветского «Таганцевского заговора». 24 августа Гумилёв был приговорён к расстрелу, а 26 августа расстрелян. Место расстрела и захоронения неизвестно. Гумилёв был реабилитирован в 1992 г., но остаётся загадкой, участвовал ли он в заговоре, просто знал о нём, или никакого заговора вообще не было.

Николай Степанович Гумилёв – русский поэт, переводчик, прозаик, критик – родился 3 (15) апреля 1886 года в Кронштадте. Сын флотского врача.

Детство провел в Царском Селе, Санкт-Петербурге, Тифлисе. В 1906 году окончил Царскосельскую гимназию, директором которой был И.Ф. Анненский.

Первая публикация – стихотворение «Я в лес бежал от городов…» (газета «Тифлисский листок», 1902 ). В 1905 году на собственные средства издал книгу стихов «Путь конквистадоров», замеченную В.Я. Брюсовым, который надолго стал поэтическим учителем Гумилёва. В 1906-1908 гг. жил в Париже, учился в Сорбонне, выпускал журнал «Сириус» (1907 , 3 номера), издал сборник стихов «Романтические цветы» (1908 ).

Раннее творчество Гумилёва развивалось в русле символизма под сильным воздействием оккультных теорий в изложении французских популяризаторов (Папюс, Э. Леви). После возвращения в Россию (1908 ) учился в Санкт-Петербургском университете (не окончил), сотрудничал в газете «Речь», журналах «Весы», «Русская мысль» и др., издавал журнал «Остров» (1909 , 2 номера), с осени 1909 года стал деятельным сотрудником журнала «Аполлон» (вёл рубрику «Письма о русской поэзии»).

Вышедшая весной 1910 года книга стихов «Жемчуга», куда вошли и лучшие стихи из почти неизвестных в России «Романтических цветов», на долгие годы определила литературную репутацию Н. Гумилёва: экзотика, романтическая любовь, несколько риторичная героика сделались составной частью читательских представлений о самом поэте; особой популярностью пользовались циклы «Озеро Чад» и «Капитаны». К этому же времени относится роман Гумилёва с Е.И. Дмитриевой, дуэль с М.А. Волошиным из-за неё (ноябрь 1909 ), путешествие в Абиссинию. 25 апреля 1910 года Н. Гумилёв на А.А. Горенко (А.А. Ахматовой), в 1912 году родился их сын Л.Н. Гумилёв (развелись в 1918 ).

С 1909 году Гумилёв тесно общается с В.И. Ивановым, одобрившим книгу «Жемчуга»; однако в полемике 1910 года о символизме Гумилёв стал на сторону Брюсова (противостоявшего Иванову и Блоку), отрицая теургическое начало в поэзии. Осенью 1911 года организовал и возглавил «Цех поэтов», внутри которого в 1912 году сформировалась программа нового литературного направления – акмеизма . Н. Гумилёв – автор одного из его манифестов и ряда образцовых для акмеизма стихов. В сборник «Чужое небо» (1912 ) Гумилёв еще пробовал разные типы поэтики, представил эпические и драматические опыты в стихах; первым и последним несомненно акмеистическим стал сборник «Колчан» (1916 ). В нём отчетливо выделяются несколько формально не организованных циклов: военные стихи, стихи об Италии, об Африке и о России.

В 1910-1911 гг. Гумилёв совершил два путешествия в Африку (последнее – по поручению Музея антропологии и этнографии Петербургской АН; собранные коллекции поступили в музей). С начала Первой мировой войны добровольцем ушел на фронт, служил в уланских и гусарских полках, дважды был награжден Георгиевским крестом, однако экзаменов на чин корнета сдать не смог, оставшись прапорщиком. В эти годы, помимо военных стихов, выгодно отличающихся от массовой продукции на эту же тему, и прозаических «Записок кавалериста» (1915-1916 ), Гумилёв написал пьесы «Дитя Аллаха» и «Гондола» (обе 1916 ), продолжал деятельность обозревателя современной поэзии в «Аполлоне» и других изданиях. Весной 1917 года добился перевода на Салоникский фронт. Через Скандинавию приехала в Лондон, оттуда в Париж, где остался при комиссариате, ответственном за русский экспедиционный корпус.

После Октябрьской революции 1917 года пытался попасть на Персидский или Месопотамский фронт, в связи с чем отправился в Лондон, а оттуда в апреле 1918 года – в Петроград. В эти годы были написаны трагедия «Отравленная туника», оставшаяся неоконченной повесть «Весёлые братья», цикл стихов, опубликованный посмертно под названием «К синей звезде» (1923 ). Стихи 1916-1918 гг . составляют сборник «Костёр» (1918 ). В Петрограде Николай Гумилёв переводил с разных языков, работал в издательстве «Всемирная литература», читал лекции; организовал новый «Цех поэтов», вёл занятия в литературных студиях. Сотрудничал в Союзе поэтов (в начале 1921 стал председателем Петроградского отделения) и других литературных организациях.

Летом 1921 года издал книгу стихов «Шатёр». В августе 1921 года арестован по обвинению в причастности к контрреволюционному заговору (т.н. Таганцевское дело), 25 августа 1921 года Николай Гумилёв был расстрелян без суда. Вопрос об участии Гумилёва в заговоре остается нерешенным, однако очевидно, что он не участвовал ни в каких конкретных действиях.

Последний сборник стихов Н. Гумилёва «Огненный столп», ставший его высшим поэтическим достижением, вышел в свет, когда Н. Гумилёв уже находился в тюрьме. Читатели-современники нашли в нем прежде всего облик поэта – рыцаря и воина, умевшего «не бояться и делать что надо»; понадобилось значительное время, чтобы осознать книгу как завещание «поэта-визионера, поэта-пророка» (слова А. Ахматовой). В первые два года после смерти Гумилёва его книги продолжали выходить в Советской России, затем – только в издательствах русского зарубежья; с 1986 года вновь издаются в России.

Николай Гумелев – великий русский поэт, исследователь, основатель движения под названием «акмеизм », литературный критик. Также занимался языковыми переводами. Известный псевдоним А.С. Гумелева – Александр Грант .

Краткая биография Гумелева

Николай Степанович Гумелев родился 3 апреля 1886 года в Кронштадте, под Петербургом, Российская Империя. Его отец – Степан Яковлевич Гумелев – врач на северном флоте. Его мать – Анна Ивановна Гумелева (Львова) , потомок достаточно старого дворянского рода.

У Николая был брат – Дмитрий Гумелев, старше его на 2 года. Достаточно болезненными были оба брата. Из-за этого семья Гумелевых была вынуждена переехать в Тифлис из Петербурга в 1900 году. В Тифлисе они прожили около 3 лет.

Учеба в гимназиях

В 1894 году Николай поступил в гимназию Царского Села, но по состоянию здоровья буквально через несколько месяцев был вынужден перейти на домашнее обучение.

В 1895 году его семья переехала в Петербург, и только через год Николай Степанович был зачислен в гимназию Гуревича. После переезда на Кавказ он обучался сначала во 2-й, а затем в 1-й гимназии Тифлиса.

В 1902 году именно здесь было опубликовано впервые
стихотворение Николая Гумилева «Я в лес бежал из городов».

Возвращение в Петербург

По возвращению в Петербург, Николай снова продолжил обучение в царскосельской гимназии. Учился он неважно, даже стоял вопрос о его отчислении, но благодаря таланту поэта, этого не произошло.

В 1905 году вышел первый сборник стихов Н.С. Гумелева - «Путь конквистадоров» . В 1906 году Николай Гумилев окончил с единственной «пятеркой» (по логике) обучение в гимназии и получил аттестат.

Гумилев в Париже

Сразу по окончании обучения Николай Степанович переехал в Париж . Там он знакомился с соотечественниками и французскими деятелями искусства. Ему нравилось путешествовать – он побывал в течение года в других городах Франции, а также в Италии.

В Париже Гумилев попробовал издавать собственный журнал под названием «Сириус» , где печатался как под своим именем, так и под псевдонимом Александр Грант .

В одном из 3-х вышедших номерах «Сириуса» впервые были изданы стихи Анны Горенко (под псевдонимом Анна Ахматова ). С Анной Николай познакомился в 1903 году и влюбился в нее.

В 1908 году вышел второй сборник стихов поэта, который полностью был посвящен Анне Горенко и назывался «Романтические стихи» .

Возвращение в Россию

Весной 1908 года Гумилев возвращается в Россию, сводит знакомство с петербургским литературным светом, выступает постоянным критиком в газете «Речь» . В этом же издательстве он впоследствии печатает свои стихи и рассказы.

Валерий Брюсов , которого Николай считал своим учителем, достаточно тепло отзывается о творчестве Гумелева в этот период, несмотря на критику более ранних стихотворений поэта.

Анна Ахматова и Николай Гумелев

В 1910 году Николай Гумелев и Анна Ахматова (Горенко) венчаются. Их брак продлился фактически только около 4 лет. Но в те времена развестись с правом на дальнейшее вступление в брак было невозможно. По документам развод состоялся только в августе 1918 года – уже в Советской России.

У Анны и Николая родился сын – Лев Гумелев, который не оставил после себя потомков.

Гумелев – исследователь

Гумелеву принадлежат заслуги не только в литературе и поэзии, но и в исследованиях Африки — Абиссинии. Он совершил несколько экспедиций по восточной и северо-восточной Африке и привёз в Музей антропологии и этнографии (Кунсткамеру) в Санкт-Петербурге богатейшую коллекцию.

В 1913 году состоялась вторая экспедиция Николая Степановича в Абиссинию, которая была предварительно согласована с Академией наук. Все свои наблюдения Гумелев записывал в дневник.

Гумелев – поэт акмеист

Между экспедициями Николай Гумелев вел активную литературную деятельность. В 1910 году вышел сборник «Жемчуга» , в который как одна из частей были включены «Романтические цветы» .

В состав «Жемчугов» входит поэма «Капитаны» , одно из известнейших произведений Николая Гумилёва. Сборник получил хвалебные отзывы В. Брюсова, В. Иванова, И. Анненского и других критиков.

В 1911 создается «Цех поэтов» , манифестировавший свою автономию от символизма и создание собственной эстетической программы – акмеизма . В Цех входили Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Владимир Нарбут, Сергей Городецкий, Елизавета Кузьмина-Караваева (будущая «Мать Мария»), Зенкевич и другие.

В 1912 году представители акмеизма открыли собственное издательство «Гиперборей» и стали в нем издавать журнал с таким же названием.

Гумелев – воин

Поэты, жившие во времена Первой мировой войны, красочно и подробно описывали в своих стихах военные действия. Однако лишь единицы самостоятельно в них участвовали. Среди таких был и Николай Гумелев.

Он прошел путь от рядового до прапорщика, получив за весь период войны множество наград, в том числе знаки отличия Георгиевского креста с 1-й по 4-ю степени .

В 1916 году вышел сборник стихов Гумелева «Колчан» , в который вошли стихи на военную тему.

Последние годы

В 1918 году был издан сборник «Костёр» , а также африканская поэма «Мик» . В 1919 году Николай Степанович женился на Анне Николаевне Энгельгардт . У них родилась дочь Анна.

В 1918-20 годах Гумилёв читал лекции о поэтическом творчестве в Институте живого слова. В 1921 году вышли два его сборника произведений – «Шатер» и «Огненный столп».

Арест и расстрел Гумелева

В начале августа Николай Гумелев был арестован и обвинен в участии «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева», которая замышляла политический заговор.

Современные историки все больше склоняются к тому, что как таковой «организации Таганцева» не существовало вообще и все дела были сфабрикованы ЧКистами.

В ночь на 26 августа 1921 года Николай Степанович Гумелев был расстрелян вместе с 56 другими обвиненными в измене. До сих пор неизвестны точные места как расстрела, так и захоронения всех тел.

В 1992 году имя Николая Гумелева было реабилитировано.

В наше время в Краснознаменске Калининградской области ежегодно проходит вечер «Гумилёвская осень» , на который съезжаются поэты и известные люди со всей России почтить память великого поэта.

Николай Степанович Гумилев прожил очень яркую, но короткую, насильственно прерванную жизнь. Огульно обвиненный в антисоветском заговоре, он был расстрелян. Погиб на творческом взлете, полный ярких замыслов, всеми признанный Поэт, теоретик стиха, активный деятель литературного фронта.

И свыше шести десятков лет его произведения не переиздавались, на все им созданное был наложен жесточайший запрет. Само имя Гумилева обходили молчанием. Лишь в 1987 году стало возможно открыто сказать о его невиновности.

Вся жизнь Гумилева, вплоть до трагической его смерти, -- необычна, увлекательна, свидетельствует о редком мужестве и силе духа удивительной личности. Причем ее становление протекало в спокойной, ничем не замечательной обстановке. Испытания Гумилев находил себе сам.

Будущий поэт родился в семье корабельного врача в Кронштадте. Учился в Царскосельской гимназии. В 1900-1903 гг. жил в Грузии, куда получил назначение отец. По возвращении семьи продолжал занятия в Николаевской царскосельской гимназии, которую закончил в 1906 г. Однако уже в это время он отдается своему страстному увлечению поэзией.

Первое стихотворение публикует в «Тифлисском листке» (1902), а в 1905 г.-- целую книжку стихов «Путь конквистадоров». С тех пор, как сам позже заметил, им целиком завладевает «наслаждение творчеством, таким божественно-сложным и радостно-трудным».

Творческое воображение пробудило в Гумилеве жажду познания мира. Он едет в Париж для изучения французской литературы. Но покидает Сорбонну и отправляется, несмотря на строгий запрет отца, в Африку. Мечта увидеть загадочные земли изменяет все прежние планы. За первой поездкой (1907) последовали еще три в период с 1908 по 1913 г., последняя в составе организованной самим Гумилевым этнографической экспедиции.

В Африке он пережил много лишений, болезней, на опасные, грозившие смертью испытания шел по собственному желанию. А в результате привез из Абиссинии ценные материалы для Петербургского Музея этнографии.

Обычно считают, что Гумилев стремился только к экзотике. Страсть к путешествиям, скорее всего, была вторичной. В. Брюсову он объяснил ее так: «...думаю уехать на полгода в Абиссинию, чтобы в новой обстановке найти новые слова». О зрелости поэтического видения неотступно думал Гумилев.

В первую мировую войну ушел добровольцем на фронт. В корреспонденциях с места военных действий отразил их трагическую сущность. Не счел нужным обезопасить себя и участвовал в самых ответственных маневрах. В мае 1917 г. уехал по собственному желанию на Салоникскую (Греция) операцию Антанты.

На родину Гумилев вернулся лишь в апреле 1918 года. И сразу включился в напряженную деятельность по созданию новой культуры: читал лекции в институте Истории искусств, работал в редколлегии издательства «Всемирная литература», в семинаре пролетарских поэтов, во многих других областях культуры.

Перенасыщенная событиями жизнь не помешала стремительному развитию и расцвету редкого таланта. Один за другим выходят поэтические сборники Гумилева: 1905 -- «Путь конквистадоров», 1908 -- «Романтические цветы», 1910 -- «Жемчуга», 1912 -- «Чужое небо», 1916 -- «Колчан», 1918 -- «Костер», «Фарфоровый павильон» и поэма «Мик», 1921 -- «Шатер» и «Огненный столп».

Писал Гумилев и прозу, драмы, вел своеобразную летопись поэзии, занимался теорией стиха, откликался на явления искусства других стран. Как он сумел все это вместить в какие-то полтора десятка лет, остается секретом. Но сумел и сразу привлек внимание известных деятелей литературы.

Жажда открытия неведомой красоты все-таки не была удовлетворена. Этой заветной теме посвящены яркие, зрелые стихи, собранные в книге «Жемчуга». От прославления романтических идеалов поэт пришел к теме исканий, собственных и общечеловеческих. «Чувством пути» (определение Блока; здесь перекликнулись художники, хотя и разное ищущие) проникнут сборник «Жемчуга». Самое его название исходит от образа прекрасных стран: «Куда не ступала людская нога,/Где в солнечных рощах живут великаны/И светят в прозрачной воде жемчуга». Открытие ценностей оправдывает и одухотворяет жизнь. Символом этих ценностей и стали жемчуга. А символом поиска -- путешествие. Так реагировал Гумилев на духовную атмосферу своего времени, когда определение новой позиции было, главным.

По-прежнему лирический герой поэта неиссякаемо мужествен. В пути: оголенный утес с драконом -- «вздох» его -- огненный смерч». Но покоритель вершин не знает отступлений: «Лучше слепое Ничто,/Чем золотое Вчера...» Поэтому так влечет полет гордого орла. Авторская фантазия как бы дорисовывает перспективу его движения -- «не зная тленья, он летел вперед»:

Он умер, да! Но он не мог упасть,

Войдя в круги планетного движенья,

Бездонная внизу зияла пасть,

Но были слабы силы притяженья.

Небольшой цикл «Капитаны», о котором так много высказывалось несправедливых суждений, рожден тем же стремлением вперед, тем же преклонением перед подвигом:

«Ни один пред грозой не трепещет,

Ни один не свернет паруса».

Гумилеву дороги деяния незабвенных путешественников: Гонзальво и Кука, Лаперуза и де Гама... С их именами входит в «Капитаны» поэзия великих открытий, несгибаемой силы духа всех, «кто дерзает, кто хочет, кто ищет» (не здесь ли нужно видеть причину суровости, ранее социологически истолкованной: «Или, бунт на борту обнаружив,/Из-за пояса рвет пистолет»?).

В «Жемчугах» есть точные реалии, скажем, в картине береговой жизни моряков («Капитаны»). Однако, отвлекаясь от скучного настоящего, поэт ищет созвучий с богатым миром свершений и свободно перемещает свой взгляд в пространстве и времени. Возникают образы разных веков и стран, в частности вынесенные в заглавия стихотворений: «Старый конквистадор», «Варвары», «Рыцарь с цепью», «Путешествие в Китай». Именно движение вперед дает уверенность автору в избранной идее пути. А также -- форму выражения.

Ощутимы в «Жемчугах» и трагические мотивы -- неведомых врагов, «чудовищного горя». Такова власть бесславного окружающего. Его яды проникают в сознание лирического героя. «Всегда узорный сад души» превращается в висячий сад, куда так страшно, так низко наклоняется лик луны -- не солнца.

Испытания любви исполнены глубокой горечи. Теперь пугают не измены, как в ранних стихах, а потеря «уменья летать»: знаки «мертвой томительной скуки»; «поцелуи -- окрашены кровью»; желание «заворожить садов мучительную даль»; в смерти найти «острова совершенного счастья».

Смело проявлено подлинно гумилевское -- поиск страны счастья даже за чертой бытия. Чем мрачнее впечатления, тем упорнее тяготение к свету. Лирический герой стремится к предельно сильным испытаниям: «Я еще один раз отпылаю упоительной жизнью огня». Творчество -- тоже вид самосожжения: «На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ/И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача».

В статье «Жизнь стиха» Гумилев писал: «Под жестом в стихотворении я подразумеваю такую расстановку слов, подбор гласных и согласных звуков, ускорений и замедлений ритма, что читающий стихотворение невольно становится в позу героя, испытывает то же, что сам поэт...» Таким мастерством владел Гумилев.

Неутомимый поиск определил активную позицию Гумилева в литературной среде. Он скоро становится видным сотрудником журнала «Аполлон», организует «Цех поэтов», а в 1913 г. вместе с С. Городецким формирует группу акмеистов.

Самый акмеистический сборник «Чужое небо» (1912) был тоже логичным продолжением предшествующих, но продолжением иного устремления, иных замыслов.

В «чужом небе» снова ощущается беспокойный дух поиска. В сборник были включены небольшие поэмы «Блудный сын» и «Открытие Америки». Казалось бы, они написаны на подлинно гумилевскую тему, но как она изменилась!

Рядом с Колумбом в «Открытии Америки» встала не менее значительная героиня -- Муза Дальних Странствий. Автора теперь увлекает не величие деяния, а его смысл и душа избранника судьбы. Может быть, впервые во внутреннем облике героев-путешественников нет гармонии. Сравним внутреннее состояние Колумба до и после его путешествия: Чудо он духовным видит оком.

Целый мир, неведомый пророкам,

Что залег в пучинах голубых,

Там, где запад сходится с востоком.

А затем Колумб о себе: Раковина я, но без жемчужин,

Я поток, который был запружен.

Спущенный, теперь уже не нужен.

«Как любовник, для игры другой

Он покинут Музой Дальних Странствий».

Аналогия с устремлениями художника безусловна и грустна. «Жемчужины» нет, шалунья муза покинула дерзновенного. О цели поиска задумывается поэт.

Пора юношеских иллюзий прошла. Да и рубеж конца 1900-х -- начала 1910-х гг. был для многих трудным, переломным. Чувствовал это и Гумилев. Еще весной 1909 г. он сказал в связи с книгой критических статей И. Анненского: «Мир стал больше человека. Взрослый человек (много ли их?) рад борьбе. Он гибок, он силен, он верит в свое право найти землю, где можно было бы жить». К тому же стремился и в творчестве. В «Чужом небе» -- явственная попытка установить подлинные ценности сущего, желанную гармонию.

Гумилева влечет феномен жизни. В необычном и емком образе представлена она -- «с иронической усмешкой царь-ребенок на шкуре льва, забывающий игрушки между белых усталых рук». Таинственна, сложна, противоречива и маняща жизнь. Но сущность ее ускользает. Отвергнув зыбкий свет неведомых «жемчужин», поэт все-таки оказывается во власти прежних представлений -- о спасительном движении к дальним пределам: Мы идем сквозь туманные годы,

Смутно чувствуя веянье роз,

У веков, у пространств, у природы

Отвоевывать древний Родос.

А как же смысл человеческого бытия? Ответ на этот вопрос для себя Гумилев находит у Теофиля Готье. В посвященной ему статье русский поэт выделяет близкие им обоим принципы: избегать «как случайного, конкретного, так и туманного, отвлеченного»; познать «величественный идеал жизни в искусстве и для искусства». Неразрешимое оказывается прерогативой художественной практики. В «Чужое небо» включает Гумилев подборку стихов Готье в своем переводе. Среди них -- вдохновенные строки о созданной человеком нетленной красоте. Вот идея на века:

Все прах.-- Одно, ликуя,

Искусство не умрет.

Переживет народ.

Так созревали идеи «акмеизма». А в поэзии отливались «бессмертные черты» увиденного, пережитого. В том числе и в Африке. В сборник вошли «Абиссинские песни»: «Военная», «Пять быков», «Невольничья», «Занзибарские девушки» и др. В них, в отличие от других стихотворений, много сочных реалий: бытовых, социальных. Исключение понятное. «Песни» творчески интерпретировали фольклорные произведения абиссинцев. В целом же путь от жизненного наблюдения к образу у Гумилева очень непростой.

Внимание художника к окружающему всегда было обостренным.

Однажды он сказал: «У поэта должно быть плюшкинское хозяйство. И веревочка пригодится. Ничего не должно пропадать даром. Все для стихов». Способность сохранить даже «веревочку» ясно ощущается в «Африканском дневнике», рассказах, непосредственном отклике на события первой мировой войны -- «Записках кавалериста». Но, по словам Гумилева, «стихи -- одно, а жизнь -- другое». В «Искусстве» (из переводов Готье) есть сходное утверждение:

«Созданье тем прекрасней,

Чем взятый материал

Бесстрастней».

Таким он и был в лирике Гумилева. Конкретные признаки исчезали, взгляд охватывал общее, значительное. Зато авторские чувства, рожденные живыми впечатлениями, обретали гибкость и силу, рождали смелые ассоциации, притяжение к иным зовам мира, а образ обретал зримую «вещность».

Сборник стихов «Колчан» (1916) долгие годы не прощали Гумилеву, обвиняя его в шовинизме. Мотивы победной борьбы с Германией, подвижничества на поле брани были у Гумилева, как, впрочем, и у других писателей этого времени. Патриотические настроения были близки многим. Отрицательно воспринимался и ряд фактов биографии поэта: добровольное вступление в армию, проявленный на фронте героизм, стремление участвовать в действиях Антанты против австро-германо-болгарских войск в греческом порту Салоники и пр. Главное, что вызвало резкое неприятие, -- строка из «Пятистопных ямбов»: «В немолчном зове боевой трубы/Я вдруг услышал песнь моей судьбы...» Гумилев расценил свое участие в войне как высшее предназначение, сражался, по словам очевидцев, с завидным спокойным мужеством, был награжден двумя крестами. Но ведь такое поведение свидетельствовало не только об идейной позиции, о нравственной, патриотической -- тоже. Что касается желания поменять место военной деятельности, то здесь опять сказалась власть Музы Дальних Странствий.

В «Записках кавалериста» Гумилев раскрыл все тяготы войны, ужас смерти, муки тыла. Тем не менее не это знание легло в основу сборника. Видя народные беды, Гумилев пришел к широкому выводу: «Дух <...> так же реален, как наше тело, только бесконечно сильнее его».

Сходными внутренними прозрениями лирического героя привлекает «Колчан». Б. Эйхенбаум зорко увидел в нем «мистерию духа», хотя отнес ее лишь к военной эпохе. Философско-эстетическое звучание стихов было, безусловно, богаче.

Еще в 1912 г. Гумилев проникновенно сказал о Блоке: два сфинкса «заставляют его «петь и плакать» своими неразрешимыми загадками: Россия и его собственная душа». «Таинственная Русь» в «Колчане» тоже несет больные вопросы. Но поэт, считая себя «не героем трагическим» -- «ироничнее и суше», постигает лишь свое отношение к ней:

О, Русь, волшебница суровая,

Повсюду ты свое возьмешь.

Бежать? Но разве любишь новое

Иль без тебя да проживешь?

Есть ли связь между духовными исканиями Гумилева, запечатленными в «Колчане», и его последующим поведением в жизни?

Видимо, есть, хотя сложная, трудноуловимая. Жажда новых, необычных впечатлений влечет Гумилева в Салоники, куда он выезжает в мае 1917 г. Мечтает и о более дальнем путешествии -- в Африку. Объяснить все это только стремлением к экзотике, думается, нельзя. Ведь не случайно же Гумилев едет кружным путем -- через Финляндию, Швецию, многие страны. Показательно и другое. После того как, не попав в Салоники, благоустроенно живет в Париже, затем в Лондоне, он возвращается в революционный холодный и голодный Петроград 1918 г. Родина суровой, переломной эпохи воспринималась, наверное, самым глубоким источником самопознания творческой личности. Недаром Гумилев сказал: «Все, все мы, несмотря на декадентство, символизм, акмеизм и прочее, прежде всего русские поэты». В России и был написан лучший сборник стихов «Огненный столп» (1921).

К лирике «Огненного столпа» Гумилев пришел не сразу. Значительной вехой после «Колчана» стали произведения его парижского и лондонского альбомов, опубликованные в «Костре» (1918). Уже здесь преобладают раздумья автора о собственном мироощущении. Он исходит из самых «малых» наблюдений -- за деревьями, «оранжево-красным небом», «медом, пахнущим лугом», «больной» в ледоходе рекой. Редкая выразительность «пейзажа» восхищает. Только отнюдь не сама природа увлекает поэта. Мгновенно, на наших глазах, открывается тайное яркой зарисовки. Оно-то и проясняет подлинное назначение стихов. Можно ли, например, сомневаться в смелости человека, услышав его призыв к «скудной» земле: «И стань, как ты и есть, звездою,/ Огнем пронизанной насквозь!»? Всюду ищет он возможности «умчаться вдогонку свету». Будто прежний мечтательный, романтичный герой Гумилева вернулся на страницы новой книги. Нет, это впечатление минуты. Зрелое, грустное постижение сущего и своего места в нем -- эпицентр «Костра». Теперь, пожалуй, можно объяснить, почему дальняя дорога звала поэта. Стихотворение «Прапамять» заключает в себе антиномию: И вот вся жизнь!

Круженье, пенье,

Моря, пустыни, города,

Мелькающее отраженье

Потерянного навсегда.

И вот опять восторг и горе,

Опять, как прежде, как всегда,

Седою гривой машет море,

Встают пустыни, города.

Вернуть «потерянное навсегда» человечеством, не пропустить что-то настоящее и неведомое во внутреннем бытии людей хочет герой. Поэтому называет себя «хмурым странником», который «снова должен ехать, должен видеть». Под этим знаком предстают встречи со Швейцарией, Норвежскими горами, Северным морем, садом в Каире. И складываются на вещной основе емкие, обобщающие образы печального странничества: блуждание -- «как по руслам высохших рек», «слепые переходы пространств и времен». Даже в цикле любовной лирики (несчастливую любовь к Елене Д. Гумилев пережил в Париже) читаются те же мотивы. Возлюбленная ведет «сердце к высоте», «рассыпая звезды и цветы». Нигде, как здесь, не звучал такой сладостный восторг перед женщиной. Но счастье -- лишь во сне, бреду. А реально -- томление по недостижимому:

Вот стою перед дверью твоею,

Не дано мне иного пути.

Хоть я знаю, что не посмею

Никогда в эту дверь войти.

Неизмеримо глубже, многограннее и бесстрашнее воплощены уже знакомые духовные коллизии в произведениях «Огненного столпа». Каждое из них -- жемчужина. Вполне можно сказать, что своим словом поэт создал это давно им искомое сокровище. Такое суждение не противоречит общей концепции сборника, где творчеству отводится роль священнодействия. Разрыва между желанным и свершенным для художника не существует.

Стихотворения рождены вечными проблемами -- смысла жизни и счастья, противоречия души и тела, идеала и действительности. Обращение к ним сообщает поэзии величавую строгость, чеканность звучания, мудрость притчи, афористическую точность. В богатое, казалось бы, сочетание этих особенностей органично вплетена еще одна. Она исходит от теплого, взволнованного человеческого голоса. Чаще -- самого автора в раскованном лирическом монологе. Иногда -- объективированных, хотя весьма необычно, «героев». Эмоциональная окраска сложного философского поиска делает его, поиск, частью живого мира, вызывая взволнованное сопереживание.

Чтение «Огненного столпа» пробуждает чувство восхождения на многие высоты. Невозможно сказать, какие динамичные повороты авторской мысли больше тревожат в «Памяти», «Лесе», «Душе и теле». Уже вступительная строфа «Памяти» поражает нашу мысль горьким обобщением: Только змеи сбрасывают кожи.

Чтоб душа старела и росла,

Мы, увы, со змеями не схожи,

Мы меняем души, не тела.

Затем читатель потрясен исповедью поэта о своем прошлом. Но одновременно мучительной думой о несовершенстве людских судеб. Эти первые девять проникновенных четверостиший неожиданно переходят к преобразующему тему аккорду: Я -- угрюмый и упрямый зодчий

Храма, восстающего во тьме,

Я возревновал о славе Отчей

Как на небесах, и на земле.

А от него -- к мечте о расцвете земли, родной страны. И здесь, однако, еще нет завершения. Заключительные строки, частично повторяющие изначальные, несут новый грустный смысл -- ощущение временной ограниченности человеческой жизни. Симфонизмом развития обладает стихотворение, как и многие другие в сборнике.

Редкой выразительности достигает Гумилев соединением несоединимых элементов. Лес в одноименном лирическом произведении неповторимо причудлив. В нем живут великаны, карлики, львы, появляется «женщина с кошачьей головой». Это «страна, о которой не загрезить и во сне». Однако кошачьеголовому существу дает причастие обычный кюре. Рядом с великанами упоминаются рыбаки и... пэры Франции. Что это -- возвращение к фантасмагориям ранней гумилевской романтики? Нет, фантастическое снято автором: «Может быть, тот лес -- душа моя...» Для воплощения сложных запутанных внутренних порывов и предприняты столь смелые ассоциации. В «Слоненке» с заглавным образом связано трудно связуемое -- переживание любви. Она предстает в двух ипостасях: заточенной «в тесную клетку» и сильной, подобной тому слону, «что когда-то нес к трепетному Риму Ганнибала». «Заблудившийся трамвай» символизирует безумное, роковое движение в «никуда». И обставлено оно устрашающими деталями мертвого царства. Более того, с ним тесно сцеплены чувственно-изменчивые душевные состояния. Именно так донесена трагедия человеческого существования в целом и конкретной личности. Правом художника Гумилев пользовался с завидной свободой, и главное, достигая магнетической силы воздействия.

Поэт как бы постоянно раздвигал узкие границы стихотворения. Особую роль играли неожиданные концовки. Триптих «Душа и тело» будто продолжает знакомую тему «Колчана» -- лишь с новой творческой энергией. А в финале -- непредвиденное: все побуждения человека, в том числе и духовные, оказываются «слабым отблеском» высшего сознания. «Шестое чувство» сразу увлекает контрастом между скудными утехами людей и подлинной красотой, поэзией. Кажется, что эффект достигнут. Как вдруг в последней строфе мысль вырывается к иным рубежам:

Так, век за веком -- скоро ли, Господь? --

Под скальпелем природы и искусства,

Кричит наш дух, изнемогает плоть,

Рождая орган для шестого чувства.

Построчные образы чудесным совмещением простейших слов-понятий тоже уводят нашу думу к дальним горизонтам. Невозможно иначе реагировать на такие находки, как «скальпель природы и искусства», «билет в Индию Духа», «сад ослепительных планет», «персидская больная бирюза»...

Тайн поэтического колдовства в «Огненном столпе» не счесть. Но они возникают на одном пути, трудном в своей главной цели -- проникнуть в истоки человеческой природы, желанные перспективы жизни, в сущность бытия. Мироощущению Гумилева было далеко до оптимизма. Сказалось личное одиночество, чего он никогда не мог ни избежать, ни преодолеть. Не была найдена общественная позиция. Переломы революционного времени обостряли былые разочарования в частной судьбе и целом мире. Мучительные переживания автор «Огненного столпа» запечатлел в гениальном и простом образе «заблудившегося трамвая»:

Мчался он бурей темной, крылатой,

Он заблудился в бездне времени...

Остановите, вагоновожатый,

Остановите сейчас вагон.

«Огненный столп» тем не менее таил в своих глубинах преклонение перед светлыми, прекрасными чувствами, вольным полетом красоты, любви, поэзии. Мрачные силы всюду воспринимаются недопустимой преградой духовному подъему:

Там, где все сверканье, все движенье,

Пенье все,-- мы там с тобой живем;

Здесь все только наше отраженье

Полонил гниющий водоем.

Поэт выразил недостижимую мечту, жажду не рожденного еще человеком счастья. Смело раздвинуты представления о пределах бытия.

Гумилев учил и, думается, научил своих читателей помнить и любить «Всю жестокую, милую жизнь,

Всю родную, странную землю...».

И жизнь, и землю он видел бескрайними, манящими своими далями. Видимо, потому и вернулся к своим африканским впечатлениям («Шатер», 1921). И, не попав в Китай, сделал переложение китайских поэтов («Фарфоровый павильон», 1918).

В «Костре» и «Огненном столпе» находили «касания к миру таинственного», «порывания в мир непознаваемого». Имелось, наверное, в виду влечение Гумилева к сокрытому в душевных тайниках «его невыразимому прозванью». Но так, скорее всего, была выражена противоположность ограниченным человеческим силам, символ небывалых идеалов. Им сродни образы божественных звезд, неба, планет. При некоторой «космичности» ассоциаций стихи сборников выражали устремления вполне земного свойства. И все-таки вряд ли можно говорить, как это допускается сейчас, даже о позднем творчестве Гумилева как о «поэзии реалистичной». Он сохранил и здесь романтическую исключительность, причудливость духовных метаморфоз. Но именно таким бесконечно дорого нам слово поэта.