С утра мы направились в то место, которое мне очень хотелось увидеть, но о котором я почти ничего не знала - в музей ковра, находящийся в маленьком городке Байё.

Немного истории города. Байё появился как римский лагерь для защиты от нападений германцев в I в. до н.э. под именем Аугустодурум. Хотя укрепления между морем и рекой Ор существовали и ранее, но доказательств существования кельтского города не найдено. В галло-римскую эпоху это был важный центр на дороге между нынешними Лизье и Валонь у брода через Ор, который пересекает город с юга на север. Так как поселение находилось на территории галльского племени байокассов (так их называл Плиний), в IV в. оно упоминается уже как Байокассиум.

Сначала поселение ремесленников и торговцев развивалось на западном берегу реки. Недалеко находилась гора Фаунус, где еще кельтские друиды проводили свои ритуальные обряды. Эта гора была связана и с первыми мучениками новой религии - христианства. Все это, видимо, способствовало превращению в дальнейшем поселения в религиозный центр. К концу Римской империи оно становится епископским центром, одним из самых старых.

Город римских времен имел четкую прямоугольную планировку, которая сохранялась и в средневековом городе, долгое время не выходившем за пределы стен: на севере жили ремесленники, на юго-западе - знать, на юго-востоке были владения церкви. Причем церковные владения становятся все более важными и обширными, а существовавший когда-то норманнский замок исчезает совсем (нынешняя площадь Де Голля).

Епископство Байё является одним из самых старых в Нормандии. Первые епископы происходили из галло-римской знати, близкой к королям. Епископская власть усилилась после падения Римской империи. После образования в X в. герцогства епископы были из норманнского герцогского рода. При Вильгельме Завоевателе религиозная власть в городе процветает. Недалеко от Байё находился Кан, во времена Вильгельма бывший главным городом герцогства. Герцог назначает епископом Одона, своего сводного брата. Именно при нем начато строительство нынешнего собора. И именно Одон помещает на века в этот собор знаменитый ковер.

Во время войны за трон между сыновьями Вильгельма Байё подвергся сильным разрушениям и переживал упадок. В XIII в. он в составе Нормандии переходит под власть французского короля. Но религиозная власть клириков остается в городе очень сильной, потому что, владея огромными богатствами, они смогли купить льготы у короля. Только после Столетней войны в городе появляется сильная светская власть, которая сопротивляется религиозной. Религиозные войны ослабили церковь, раскололи жителей и тем самым снова затормозили развитие города. Епископская власть усилилась в XVII в., когда город выходит за пределы городских стен, проходивших примерно по границе еще римского лагеря. Появляется ряд монастырей разных орденов вокруг центра. Революция положила конец религиозной власти в городе.

Байё находится в 12 км от пляжей, на которых высадились союзники в июне 1944 г. В ходе операции «Оверлорд» город был освобожден первым, поэтому избежал разрушений. Здесь обосновалось первое французское правительство на освобожденной территории. Для подготовки операции по освобождению Кана союзники даже построили объездную дорогу (сейчас окружной бульвар), чтобы вибрация тяжелой техники не разрушила старинный город и его собор. На окружной дороге в настоящее время находится кладбище погибших при освобождении Нормандии союзников и посвященный этому музей.

Так как Байё являлся долгое время епископским центром, нужно рассказать о главном соборе города. Собор Богоматери Байё строился с XI по XV век, он был главным собором епископства, существовавшего здесь с IV по XIX век. Строительство начал епископ Уго из Эври, но закончен и освящен собор был при Одоне. Одон участвовал в завоевании Англии, получил значительные финансовые средства и после этого смог быстро завершить строительство. Храм был освящен в присутствии Вильгельма и Матильды. Но он уже использовался и этого, потому что на ковре королевы Матильды Гарольд дает клятву верности на реликвиях этого собора.

Собор Богоматери Байё

Вокруг собора образовался квартал духовенства: дома клириков (XIV-XVIII веков), епископский дворец, библиотека капитула, дом каноника.

Самыми старыми частями собора являются крипта (с элементами декора XI века и росписями XV века) и основания башен западного фасада. Только крипта сохранилась после войны за наследство сыновей Вильгельма Завоевателя, когда собор выгорел почти полностью. Потом собор еще раз горел в конце XII в. Почти полтора века крипта была замурована. Когда решили перестроить собор, романский стиль уже уступил место готическому. Поэтому перестраивать его стали уже в новом стиле. Так собор оказался одной из первых построек этого стиля. Это был едва ли не первый пример постройки высокого центрального нефа в архитектуре, что дало возможность лучше осветить храм.


Крипта собора

Снаружи собор представляет собой здание, которое практически полностью можно отнести к XIII веку. Романские башни надстроили готическими стрельчатыми завершениями.

Западный портал собора снаружи

Западный фасад имеет три портала. Скульптуры были утеряны во время религиозных войн. Тимпан левого портала посвящен страстям Христа, правого - последнему суду. Во время Столетней войны северная из башен служила дозорной.


Западный портал собора изнутри; витраж XIII века

Самый непривычным является южный фасад. На тимпане портала каноника изображены сцены из жизни английского святого Томаса Бекета. Этот святой был популярен во Франции в XIII веке. Описания его жизни были переведены, и их читали. Он посетил Байё во время своего изгнания из Англии. Так сцены из его жизни оказались на французском соборе. Там же сохранилась не разбитая вандалами скульптура, надписи на стене, посвященные умершей сестре одного из епископов.

Северный портал прежде не существовал. Его пробили только в XIX веке. С этой стороны к собору примыкает библиотека капитула, где переписывали и хранили документы и книги. С этой же стороны хорошо видна обратная сторона башен западного портала.

Высокую центральную башню, характерную для построек норманнского стиля, начали строить только в XIV веке. Строилась она долго, была разрушена пожарами, изменена «реставрациями», закончена только в XIX веке уже в стиле нео-готики.

Интерьер собора сохранил несколько интересных мест. Нижняя часть собора романская. Декор содержит элементы норманнского стиля. В южной части можно увидеть на барельефах, в том числе, и так называемых любовников из Байё, и повтор с ковра клятвы Гарольда. На потолке хора в медальонах изображены первые епископы.


Любовники из Байё

На стене у южного портала (каноника) помещены Благовещение, Троица, Распятие и сцены из жизни Св. Николая - все XIII в., мученичество святого Томаса Бекета (XIX в.).

Троица - наверху и Благовещение - внизу (XIII век)

Из жизни Св. Николая (XIII век) - внизу, Убийство Томаса Бекета (XIX век) - наверху

У северной стены находится сокровищница (вход только с группой), где хранился веками ковер, а сейчас находятся предметы XII-XIII веков (риза св. Регноберта, ларец арабской работы, шкаф со средневековыми росписями). Рядом у входа витраж XIII века (еще один - на западном портале, где орган). За северной башней находится проход в зал капитула (только с группой), где сохранился лабиринт. Капеллы этой стороны связаны с библиотекой, епископским дворцом.

Если выйти из собора через западный портал, повернуть налево и идти по улице вдоль южного фасада и далее, пересечь Ор, то выходишь к находящемуся в бывшей семинарии Центру Вильгельма Завоевателя . Гобелен из Байё или ковер королевы Матильды сегодня находится там. По всему городу стоят указатели на Музей ковра. Музей занимает 2 этажа. Верхний - история создания ковра, а внизу, в полутьме, под стеклом находится это чудо, о котором ниже. На входе дают аудиогиды на 14 языках, в т.ч. на русском языке. Экскурсия вдоль ковра занимает примерно 1 час. Максимальная стоимость визита сейчас - 9 евро, студенты и школьники старше 10 лет - 4 евро.

Река Ор

Некоторые называют этот объект «ковром», некоторые «гобеленом», но на самом деле это вышивка. В голове не укладываются некоторые детали: как удалось сохранять этот ковер-гобелен почти 1000 лет, сколько человек вышивали его (а его длина поражает), почему это чудо оказалось в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО только в 2007 году?

Ковер (будем его так называть, т.к. его называют tapisserie) вышивали сразу после битвы при Гастингсе. Есть два предполагаемых заказчика (т.к. во все времена подобные работы выполнялись по заказу): герцогиня-королева Матильда, жена Вильгельма Завоевателя, и епископ Одон, его единоутробный брат. Вторая версия многим представляется более реальной по многим причинам. Епископ Одон сам был участником битвы при Гастингсе. После завоевания он получил во владение земли в Кенте, а стиль вышивки, который долго изучали, является юго-восточным англо-саксонским. На ковре изображены три приближенных епископа. Он долго стоял во главе епископства Байё (с 1049 по 1097), по его приказу начали строить собор Богоматери. На ковре изображена сцена клятвы на реликвиях из собора в Байё. Ковер долгие века хранился в соборе Богоматери этого городка, откуда его выносили «на всеобщее обозрение» один раз в год в июле по случаю праздника реликвий (т.е. это был рассказ в картинках о завоевании Англии Вильгельмом для неграмотных прихожан).

Епископ Одон участвует в битве при Гастингсе

Теперь изложу цифры, имеющие отношение к вышивке. Ковер вышит на льне, использованы нитки 8 цветов. Ширина - около 50 см, длина - около 70 м. Ковер включает 58 сцен. Предполагают, что за почти 1000 лет утеряно 2 сцены (возможно, въезд Вильгельма в Лондон, его коронация в Вестминстере, строительство Тауэра). На ковре изображены во всех подробностях события, произошедшие с 1064 по 1066 год. Вышиты больше 600 людей, 200 лошадей, 50 собак, 30 зданий, 40 кораблей, общее число сюжетов - более 1500. После изучения вышивки пришли к выводу, что ковер изготовлен двумя (!) вышивальщицами за 2 года. Сверху кратко изложены на латыни вышитые события. На вышивке показаны орудия труда, прически, одежда XI века, реальные события (появление кометы Галлея), мифологические существа из известных в то время историй (басен, античных мифов). Об исторических событиях, изображенных на ковре, рассказывали современники (Гийом из Пуатье и Гийом из Жюмьежа), веком позднее они были дополнены еще двумя авторами, т.е. вышивка документально верна.

Во время коронации Гарольда была видна комета Галлея

Кем бы и где бы ни был вышит ковер, он был сделан для того, чтобы доказать легитимность завоевания Англии Вильгельмом. Он является рассказом о торжестве добра над злом, потому что Гарольд сначала дал клятву верности Вильгельму как своему сюзерену, а потом ее нарушил, за что и был наказан, погибнув во время битвы при Гастингсе.

Несколько слов о персонажах на ковре и событиях, произошедших до тех, что на нем вышиты. О Вильгельме я рассказала в предыдущей части. Эдуард Исповедник был сыном одной из нормандских герцогинь (его мать Эмма приходилась сестрой деду Вильгельма). После убийства ее первого англо-саксонского мужа, она вышла замуж за его убийцу - датчанина Кнута. После чего Эдуард долгие годы скрывался у родственников в Нормандии. Гарольд был шурином английского короля Эдуарда Исповедника (тот был женат на его сестре), выходцем из богатой англо-саксонской семьи Уэссекса. Таким образом, Вильгельм являлся наследником по крови английского короля. Гарольда же поддерживала англо-саксонская знать, которая его и избрала после смерти Эдуарда королем.

Эдуард Исповедник

Повествование начинается в 1064 г., когда Гарольд направляется к Вильгельму, чтобы передать желание Эдуарда Исповедника сделать того наследником английского престола. Есть версия, что он ехал в Нормандию выкупать брата, взятого в заложники. Во время шторма он попадает не туда, куда планировал. Его берут в плен. Вильгельм выкупает Гарольда из плена. Тот живет в Нормандии, участвует в походах Вильгельма на Бретань. Затем следует сцена вассальной клятвы на реликвиях собора в Байё.

Гарольд дает клятву на реликвиях собора Богоматери

Потом Гарольд возвращается в Англию. Два года спустя умирает бездетный Эдуард. Гарольда коронуют. О событиях в Англии становится известно Вильгельму. Он снаряжает флот, плывет в Англию, чтобы получить свое наследство. Так как в те времена клятвопреступление являлось тяжелым грехом, его поддерживает Папа римский, в войско вступает множество европейских наемников.

Во время битвы при Гастингсе Вильгельма сочли убитым. Он открывает забрало, чтобы показать, что жив

Далее следует рассказ о битве при Гастингсе, когда Гарольд погибает. Долгое время считалось, что он умер от попавшей в правый глаз стрелы. Но есть версия, что от стрелы умер его брат, а Гарольда убили мечом. Все это, как в комиксе, рассказывается на ковре. И этот комикс можно рассматривать бесконечно - не надоедает.

Гарольд убит стрелой

Первое письменное упоминание о ковре относится к XV в. Во время религиозных войн его прятали. Ученых ковер заинтересовал лишь в XVII веке. До XVIII века он хранился в сокровищнице собора Богоматери в Байё. Во время революции, когда церкви закрыли, ковер чуть было не порезали на части для упаковки вывозимых ценностей. К счастью, вмешался адвокат Ламбер-Лефорестье. Потом Наполеон вывез ковер в Париж, где он стал средством пропаганды его идеи по второму завоеванию Британских островов. Ковер тогда выставлялся для публики в Лувре. Когда завоевание не случилось, ковер вернули обратно. В XIX в. с него делают копию для Англии. Во время Второй мировой войны ковер находится в одном из замков, где его изучают немецкие ученые. Потом его перевозят в Лувр на выставку примитивного искусства, откуда предполагают вывезти в Германию, но не успевают. Ковер возвращается в Байё в 1945 году, где и находится до сегодняшнего дня.

В городе можно также посмотреть художественный музей барона Жерара (в части бывшего епископского дворца, остальная часть занята мэрией); рядом на пл. Свободы растет Дерево Свободы, посаженное во время революции; военное британское кладбище, музей-мемориал битвы за Нормандию и мемориал, посвященный погибшим с 1944 года журналистам (на окружном бульваре). Самые старые церкви посвящены первым епископам: Св. Экзуперия (на востоке города, здесь хоронили епископов), Св. Вигора, Св. Патрика. В городе сохранились фахверковые дома XIV-XVI и особняки XVII-XIX веков.

Дерево Свободы

В Байё получили развитие искусство кружевоплетения на коклюшках и фарфоровое производство.

Каждый год в первый июльский выходной в городке проходит средневековый фестиваль.

Гобелен из Байё (иногда ковёр из Байё; англ. Bayeux Tapestry; фр. Tapisserie de Bayeux) - памятник средневекового искусства, представляющий собой вышивку по льняному полотну шириной 48/53 см и длиной 68,38 м. Изображает сцены подготовки нормандского завоевания Англии и битвы при Гастингсе, создан в конце XI века. В настоящее время гобелен выставлен в специальном музее в городе Байё в Нормандии и относится к национальному достоянию Французской Республики. В 2007 году ЮНЕСКО включила гобелен из Байё в реестр «Память мира».

Самое раннее письменное свидетельство о ковре содержится в описи имущества кафедрального собора Байё, датированной 1476 годом. Точный автор этого произведения искусства не установлен. Согласно традиционной точке зрения, гобелен был вышит по приказу королевы Матильды, жены Вильгельма Завоевателя, её придворными ткачихами. Во Франции гобелен известен как «Гобелен королевы Матильды». В XX веке была выдвинута другая гипотеза: заказчиком создания ковра мог быть Одо, епископ Байё, единоутробный брат и один из ближайших соратников короля Вильгельма I. В качестве подтверждения этого тезиса обычно приводят следующие факты: на ковре изображены трое из служилых людей епископа, чьи имена также содержатся в Книге Страшного суда; гобелен хранился в соборе Байё, построенном Одо; возможно, он создавался именно в то время, когда велось строительство собора (1070-е годы гг.) и, наверное, предназначался для его убранства. В случае, если заказчиком ковра действительно был епископ Одо, его авторами, вероятно, были английские ткачи, поскольку основные земельные владения епископа находились в Кенте. Это косвенно подтверждается тем, что некоторые латинские названия на ковре являются производными от англосаксонских, а растительные красители, использованные при создании ковра, были широко распространены именно в Англии. Существует предположение, что авторами ковра из Байё были монахи монастыря Св. Августина в Кентербери. Гобелен вышит на льняном полотне шерстяными нитями разных цветов: терракотового (жёлтого, красного), сине-зелёного, тусклого золотого, оливково-зелёного и голубого, с небольшим количеством синего, чёрного, а также шалфейно-зелёного. При вышивке применялись техника тамбурной строчки, техника стебельчатого шва, а также простой «набор».

История обнаружения

Гобелен был обнаружен в конце XVII века в Байё, где он по традиции раз в год выставлялся в местном соборе. Первые репродукции ковра были опубликованы в 1730-х гг. Бернаром де Монфоконом. В период Великой Французской революции некоторые республиканцы из Байё хотели сделать из ковра покрытие для повозки с военной амуницией, но один из адвокатов, понимавший ценность ковра, спас его, предоставив другую ткань. В 1803 г. Наполеон вывез гобелен в Париж с целью пропаганды планируемого французского вторжения в Англию. Однако, когда план вторжения провалился, его возвратили в Байё. Там он и хранился в свёрнутом виде, пока его не захватили представители германского Аненербе…

Ковёр из Байё - огромное льняное полотно, расшитое шерстяными нитками 8 цветов. Его ширина достигает 53 см, а длина равна 68,38 метра. Объективности ради следует заметить, что данный шедевр раннего средневековья ковром-гобеленом не является. Это вышивка разноцветными нитями. Относится она к всемирным наследиям ЮНЕСКО. Хранится в городской ратуше города Байё (Франция - Нормандия). Данный шедевр был создан в XI веке.

Предыстория

В IX-X веках жители северных прибрежных районов Франции регулярно подвергались нападению викингов . Те не только грабили, но и селились на разграбленных территориях возле моря. Так в устье реки Сены появилось герцогство Нормандское. Эту территорию французский король закрепил за предводителем викингов Роллоном в качестве феодального владения.

Нормандцы освоили верховую езду и стали грозной силой не только на море, но и на суше. В XI веке они стали претендовать на английский престол. Вылилось это всё в военный поход потомка Роллона Вильгельма в Англию в 1066 году. Нормандцы высадились на английском побережье и в битве при Гастингсе нанесли сокрушительное поражение англосаксам, во главе которых стоял король Гарольд. После этого в Англии установилось нормандское правление, а Вильгельм к своему имени получил добавление Завоеватель.

Фрагменты ковра из Байё

Изображения на ковре из Байё

На ковре из Байё как раз и отражены вышеописанные исторические события. Причём сцены вышиты в хронологической последовательности. Основное полотно сшито из 9 полотен длиной от 3 до 14 метров. Места соединений замаскированы вышивкой. Между первым и вторым полотном границы несколько не совпадают, но затем технику улучшили, и последующие места соединений практически незаметны.

На полотне вышито 626 человеческих фигур, 202 лошадиные фигуры, 55 собак, 505 других различных животных, 41 корабль, 37 домов и 49 деревьев. Начинается вышивка с отъезда наследника престола Гарольда в Нормандию. Затем изображены другие исторические перипетии, включающие в себя коронацию Гарольда, появление на небе кометы, указывающей на грядущие несчастья, вторжение флота Вильгельма в Англию. Изображена также битва при Гастингсе и гибель короля Гарольда. Последняя часть гобелена (предположительно более 6 метров в длину) не сохранилась. На ней, скорее всего, была вышита коронация Вильгельма Завоевателя.

Благодаря вышивке, историки составили представление о доспехах и вооружении воинов того далёкого времени. Так большую часть воинов Вильгельма составляют всадники, одетые в кольчуги и шлемы с наносниками. Другие доспехи - простёганная броня по типу халата-ватника, расшитого разноцветными матерчатыми треугольниками.

Пешие англосаксы рубят головы лошадей топорами с длинными ручками и мечут копья во всадников. Некоторые всадники соскакивают с сёдел, чтобы принять участие в рукопашной битве. Кольчуги у воинов длинные и имеют по бокам разрезы. Некоторые кольчуги имеют особую прорезь для ножен меча. Из прорези видна лишь рукоять, а сами ножны скрыты под кольчугой. Так носили мечи в XI веке. Однако впоследствии рыцари начали вешать кинжалы и мечи поверх доспехов.

Всадники и пехотинцы имеют одинаковые по форме каплевидные щиты. Долгое время щиты такой формы называли норманнскими. Но применяли их не только европейцы, а также и мусульмане. Вот только роспись на них была другая, а нижняя часть щита была не заостренной а тупой. На таких щитах воины в то далёкое время ели. Они крепили их на козлах и раскладывали съестные припасы.

На полотне вышито 29 воинов с луками. Но лишь 6 из них изображены на основном поле. Остальные находятся на кайме. Это указывает на более низкий статус лучников по-сравнению с всадниками. А вот конный лучник только один. Изображён он позади скачущих нормандцев, преследующих англосаксов.

Что касается лошадей, то никакие защитные доспехи на них не изображены. Поэтому можно допустить, что животные очень сильно страдали от вражеских стрел. Впрочем, средневековые рыцари стрелами и луками в сражениях никогда не пользовались. Лук они применяли лишь на охоте. А вот с коней всегда стреляли восточные воины, но данная военная тактика в Европе не получила массового распространения.

Из всего сказанного видно, что ковёр из Байё представляет для историков уникальную находку. Он рассказывает не только об исторических событиях, но и даёт полное представление об униформе западноевропейских воинов. Это длинная кольчуга, шлем конической формы с наносником, щит каплеобразной формы. Также длинный прямой меч, созданный специально для рубящего удара, секира с широким лезвием и копьё.

Норманнский всадник XI века, воспроизведённый по изображениям на полотне

История создания и обнаружения ковра из Байё

Первое упоминание об уникальном полотне датируется 1476 годом. В это время проходила инвентаризация в кафедральном соборе Байё, и полотно было включено в перечень имущества. Затем об уникальном гобелене забыли до конца XVII века, когда служители церкви стали каждый год выставлять его в соборе на всеобщее обозрение. В 30-х годах XVIII столетия опубликовали первые репродукции ковра.

В 1803 году по приказу Наполеона Бонапарта гобелен привезли в Париж. Император планировал войну с Англией и использовал для этой цели различные способы пропаганды. Однако позднее полотно вернулось в родной собор. Во времена гитлеровской Германии гобелен забрало себе общество по изучению древней германской истории (Аненербе). Уникальный шедевр увезли в Париж и поместили в закрома Лувра. После падения гитлеровского режима его опять переместили туда, откуда взяли. В настоящее время полотно находится в специальном музее и защищено стеклом от внешних повреждений.

Кто же создал этот уникальный шедевр? Как величали великого мастера? Долгое время считалось, что вышивку сделали по личному распоряжению королевы Матильды (жена Вильгельма Завоевателя). Занимались этим придворные ткачихи. Видимо они были прекрасными мастерицами, если смогли сотворить такое.

Однако позднее появилась иная версия. Инициатором и заказчиком назвали епископа Одо. Этот почтенный во всех отношениях господин приходился братом Вильгельму Завоевателю. Именно при нём в 1077 году было завершено строительство собора пресвятой Богородицы в Байё. По задумке епископа полотно должно было служить украшением церковных стен и радовать взоры прихожан. Уникальную вышивку в этом случае делали английские ткачи. Есть также мнение, что ковром занимались монахи из монастыря святого Августина. В наши дни это аббатство святого Августина в Кентербери.

Ковёр из Байё является одним из величайших достижений норманнского искусства. Этот шедевр за 1000 лет великолепно сохранился, что можно считать настоящим чудом. Идеальная гармония, свежесть цветов, тонкое мастерство и сама историческая идея делают просмотр вышивки чрезвычайно увлекательным занятием .


Байё (фр. Bayeux) - город в Нормандии (северо-запад Франции), в департаменте Кальвадос. Байё расположен в плодородной долине реки Ор, в 12 км от Ла-Манша.
В древности Байё был центром гальского племени байокассов, а во времена римлян носил название "Augustodorum" и, как показывают остатки водопровода, гимназии и других признаков цивилизации, достиг известной степени процветания.
В III веке эта область принадлежала к так называемому «Саксонскому берегу» (лат. Litus Saxonicum, современный департамент Антлантическая Луара), потом к территории Малой Саксонии (лат. Otlingua Saxonia, современный департамент Кальвадос), куда Карл Великий выселил покоренных им саксонцев. Потомки этих переселенцев ещё долгое время именовались «бессенские саксы». Байё был главным городом области Бессен. В IV веке в городе было основано епископство, а в IX веке к саксонскому элементу присоединился ещё один, тоже германского происхождения. Норманн Роллон (с 912 г. христианский герцог Нормандии) отнял Байё у графа Беренгарда, который был убит при штурме города викингами, и красивая дочь которого стала женой победителя. Таким образом Байё стал главным центром норманнской власти в Верхней Нормандии и дольше других городов сохранял скандинавские обычаи.
Главная достопремичательность города - кафедральный собор, постройка которого началась в 1105 г. и была закончена в 1497 г. В городе также находится музей, в котором экспонируется знаменитый «ковёр из Байё», памятник раннесредневекового искусства, представляющий собой вышитое полотно 50 см высоты и 70,3 м длины, изображающее главнейшие события из истории завоевания Англии Вильгельмом Нормандским. Во Франции гобелен известен как «Ковёр королевы Матильды», так как долгое время полагали, что эта картина вышита руками жены Вильгельма Завоевателя, королевы Матильды. Однако в настоящее время существует и вторая теория, что заказчиком ковра был Одо, епископ Байё, один из ближайших соратников и единокровный (по матери) брат Вильгельма, и в этом случае, вероятно, изготовителями гобелена были английские ткачи, поскольку основные земельные владения епископа находились в Кенте. Это косвенно подтверждается тем, что некоторые латинские названия на ковре являются производными от англосаксонских, а растительные красители, использованные при создании ковра, были широко распространены именно в Англии. Существует предположение, что авторами ковра из Байё были монахи монастыря Cв. Августина в Кентербери.

Основным сюжетом гобелена является битва при Гастингсе(англ. Battle of Hastings, 14 октября 1066 г.) между англосаксонской армией короля Гарольда Годвинсона и войсками нормандского герцога Вильгельма:
«Бились ожесточенно большую часть дня, и ни одна из сторон не уступала. Убедившись в этом, Вильгельм дал сигнал к мнимому бегству с поля брани. В результате этой хитрости боевые ряды англов расстроились, стремясь истреблять беспорядочно отступающего врага, и тем была ускорена собственная их гибель; ибо нормандцы, круто повернувшись, атаковали разъединенных врагов, и обратили их в бегство. Так, обманутые хитростью, они приняли славную смерть, мстя за свою отчизну. Но все же они и за себя отомстили с лихвой, и, упорно сопротивляясь, оставляли от своих преследователей груды убитых. Завладев холмом, они сбрасывали в котловину нормандцев, когда те, объятые пламенем [битвы], упорно взбирались на высоту, и истребили всех до единого, без труда пуская в подступающих снизу стрелы и скатывая на них камни.»
Хронист Вильгельм Пуатевинский о сражении нормандцев и англосаксов.

Самое ранне письменное свидетельство о ковре содержится в описе имущества кафедрального собора Байё, датированной 1476 г. Ковёр был обнаружен в конце XVII века в Байё, где он по традиции раз в год выставлялся в местном соборе. Первые репродукции ковра были опубликованы в 1730-х гг. Бернаром де Монфоконом. В период Великой Французской революции некоторые республиканцы из Байё хотели сделать из ковра покрытие для повозки с военной аммуницией, но один из адвокатов, понимавший ценность ковра, спас его, предоставив другую ткань. В 1803 г. Наполеон вывез ковёр в Париж с целью пропаганды планируемого французского вторжения в Англию. Однако, когда план вторжения провалился, ковёр возвратили в Байё. Там он и хранился в свёрнутом виде, пока его не захватили представители германского Аненербе. Бо?льшую часть Второй мировой войны ковёр провёл в подземельях Лувра.

В настоящее время ковёр выставлен в специальном музее в Байё, причём во избежание ухудшения состояния этого произведения искусства, он помещён под стекло, а в комнате поддерживается специальное слабое освещение.

Ковёр вышит на льняном полотне шерстяными нитями четырёх цветов: фиолетового, голубого, зелёного и чёрного. При вышивке применялись техника тамбурной строчки, техника стебельчатого шва, а также простой «набор».

События разворачиваются в хронологическом порядке и представлены последовательными сценами: отправка Гарольда королём Эдуардом Исповедником в Нормандию; его пленение людьми Ги, графа Понтье, и освобождение герцогом Вильгельмом; клятва Гарольда Вильгельму и его участие в осаде Динана; смерть Эдуарда Исповедника и коронация Гарольда; появление кометы, предвещающей несчастье, над дворцом Гарольда; приготовления Вильгельма к вторжению и путь его флота через Ла-Манш; и, наконец, битва при Гастингсе и гибель Гарольда. Часть ковра длиной около 6,4 м не сохранилась. На ней, вероятно, изображались события после битвы при Гастингсе, в том числе коронация Вильгельма Завоевателя.

Авторы ковра отразили нормандскую точку зрения на события 1066 г., например, коронацию Гарольда проводит отлучённый Стиганд, хотя скорее всего, по свидетельству Флоренса Вустерского, помазание осуществлял архиепископ Элдред, рукоположенный в полном соответствии с церковными канонами. Кроме того, согласно легенде, изображённой на гобелене из Байё, стрела попала в правый глаз короля. По другой же версии Гарольд был зарублен нормандскими рыцарями. Хроника Roman de Rou сообщает, что король Гарольд был ранен стрелой в глаз, но вырвал стрелу и продолжил сражаться, пока не пал под ударами нормандских рыцарей. Ещё раньше погибли братья короля Гирт и Леофвин. Оставшись без предводителей, англосаксонская армия ударилась в бегство, хотя дружина короля продолжала биться вокруг тела своего сюзерена до последнего.
Победа Вильгельма была полной. Несколько тысяч англосаксов осталось лежать на поле боя. Изрубленное тело короля Гарольда Вильгельм позднее отдал его матери для захоронения.

Памятная плита на месте гибели короля Гарольда:

Сражение при Гастингсе - одна из немногих битв, кардинально изменивших ход истории. Победа открыла перед Вильгельмом Англию. После недолгого сопротивления покорился Лондон, а уцелевшая англосаксонская аристократия признала права Вильгельма на английский престол.
25 декабря 1066 г. в Вестминстерском аббатстве состоялась коронация Вильгельма королём Англии. В результате нормандского завоевания было уничтожено древнее англосаксонское государство, на смену которому пришла централизованая феодальная монархия с сильной королевской властью, основанная на европейской рыцарской культуре и вассально-ленной системе. Развитию страны был дан новый толчок, позволившей Англии в короткое время превратиться в одну из сильнейших держав Европы.
На месте битвы при Гастингсе был основан монастырь Баттл (англ. Battle - «битва»), причём алтарь главной церкви монастыря находился прямо на месте гибели короля Гарольда. Позднее вокруг монастыря вырос небольшой город Баттл.

Поле битвы при Гастингсе. Вид с нормандских позиций:

Ковер из Байе (Байенский гобелен) – это шедевр нормандского искусства, находящийся в музее французского города Байе. Историков и туристов гобелен привлекает своим огромным размером (70 метров в длину и 50 метров в высоту) и красочным сюжетом. Этот шедевр за 1000 лет великолепно сохранился, что можно считать настоящим чудом. Идеальная гармония, свежесть цветов, тонкое мастерство и сама историческая идея делают просмотр вышивки чрезвычайно увлекательным занятием.

На гобелене изображено историческое событие – завоевание Англии норманнами под предводительством Вильгельма-Завоевателя. Дата изготовления гобелена до сих пор точно не определена, примерно - это вторая половина XI века.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ.

У Байенского гобелена насыщенная и интересная история. Она напрямую связана с историей Франции и с Мировой Историей. Изначально Гобелен провисел 400 лет в Байенском Соборе, о чем свидетельствуют ведущиеся церковные записи. В 1750 году к ковру стали проявлять неподдельный интерес англичане и даже забрали его изучать на два года.

Потом к власти пришел Наполеон и привез произведение искусства в Париж с целью пропаганды вторжения в Англию. Когда Наполеон потерпел поражение, гобелен увезли на родину в Байе и спрятали в хранилища. Как известно, далее история развивалась стремительно, было много разных исторических событий, прошла Вторая Мировая Война.

Гобелен находился на территории Франции в различных хранилищах. После капитуляции Германии французы вывесили Гобелен в Лувре в знак победы над нацистами. Затем гобелен прошел серьезную реставрацию и выставлен в «Центре Гийома Завоевателя» в Байе.

Французы оказались надежными хранителями своего шедевра, благодаря этому он по сей день имеет большую ценность и радует взгляд как местных жителей, так и многочисленных туристов.

Три версии изготовления Байенского Гобелена

Большинство историков придерживаются официальной точки зрения относительно изготовления легендарного ковра. Она гласит, что вышить Ковер приказала супруга Вильгельма-Завоевателя королева Матильда. Ее указ исполнили ткачи при дворе. Во Франции ковер называют «Ковер королевы Матильды».

Другая версия была выдвинута историками в ХХ веке. Возможно, что заказчиком ковра был Одо, родной брат близкого друга Вильгельма-Завоевателя. В то время он занимал пост байенского епископа. На ковре есть сцены, подтверждающие это:

На гобелене вышиты силуэты людей, которые служили епископу. Их имена также есть в английской Книге Страшного суда.
Изначально ковер находился в Байенском Соборе, который был построен при жизни Одо. Вероятно, что ковер создавался параллельно со строительством Собора. Его предназначением было украшать здание изнутри.

Если же ковер был сшит по заказу Одо, то изготовили ковер, вероятнее всего, английские ткачи. Большинство епископских земель находились в английском графстве Кент. Подтверждению этой гипотезы служат использованные при изготовлении гобелена красители, они были очень распространены именно в Англии. Также любознательный человек может обнаружить на гобелене некоторые латинские названия, которые изначально произошли от англосаксонских.

Сторонники третьей версии предполагают, что изготовили гобелен монахи из монастыря Святого Августина в английском юго-восточном городке Кентербери.
Намного более интересный вопрос – кто был автором задумки и придумал план создания столь осмысленной картины завоевания.

Ковер целиком и полностью посвящен норманнскому завоеванию и создавался он с целью прославления этой великой победы. Скорее всего, автором был мужчина, который сам участвовал в историческом событии. Если вы посмотрите на гобелен в целом, то у вас создастся впечатление, что вы как бы перенеслись в гущу событий исторической схватки. Навряд ли женщина могла знать столько подробностей и тонкостей, которые изображены на ковре.

ИЗОБРАЖЕНИЯ НА КОВРЕ БАЙЕ.

Изображения, вышитые на ковре, рассказывают историю нормандского завоевания Англии. События разворачиваются в хронологическом порядке и представлены последовательными сценами: отправка Гарольда королём Эдуардом Исповедником в Нормандию; его пленение людьми Ги, графа Понтье, и освобождение герцогом Вильгельмом; клятва Гарольда Вильгельму и его участие в осаде Динана; смерть Эдуарда Исповедника и коронация Гарольда; появление кометы, предвещающей несчастье, над дворцом Гарольда; приготовления Вильгельма к вторжению и путь его флота через Ла-Манш; и, наконец, битва при Гастингсе и гибель Гарольда.

Причём сцены вышиты в хронологической последовательности. Основное полотно сшито из 9 полотен длиной от 3 до 14 метров. Места соединений замаскированы вышивкой. Между первым и вторым полотном границы несколько не совпадают, но затем технику улучшили, и последующие места соединений практически незаметны.

На полотне вышито 626 человеческих фигур, 202 лошадиные фигуры, 55 собак, 505 других различных животных, 41 корабль, 37 домов и 49 деревьев. Начинается вышивка с отъезда наследника престола Гарольда в Нормандию. Затем изображены другие исторические перипетии, включающие в себя коронацию Гарольда, появление на небе кометы, указывающей на грядущие несчастья, вторжение флота Вильгельма в Англию. Изображена также битва при Гастингсе и гибель короля Гарольда. Последняя часть гобелена (предположительно более 6 метров в длину) не сохранилась. На ней, скорее всего, была вышита коронация Вильгельма Завоевателя.

Благодаря вышивке, историки составили представление о доспехах и вооружении воинов того далёкого времени. Так большую часть воинов Вильгельма составляют всадники, одетые в кольчуги и шлемы с наносниками. Другие доспехи – простёганная броня по типу халата-ватника, расшитого разноцветными матерчатыми треугольниками.

Пешие англосаксы рубят головы лошадей топорами с длинными ручками и мечут копья во всадников. Некоторые всадники соскакивают с сёдел, чтобы принять участие в рукопашной битве. Кольчуги у воинов длинные и имеют по бокам разрезы. Некоторые кольчуги имеют особую прорезь для ножен меча. Из прорези видна лишь рукоять, а сами ножны скрыты под кольчугой. Так носили мечи в XI веке. Однако впоследствии рыцари начали вешать кинжалы и мечи поверх доспехов.

Всадники и пехотинцы имеют одинаковые по форме каплевидные щиты. Долгое время щиты такой формы называли норманнскими. Но применяли их не только европейцы, а также и мусульмане. Вот только роспись на них была другая, а нижняя часть щита была не заостренной а тупой. На таких щитах воины в то далёкое время ели. Они крепили их на козлах и раскладывали съестные припасы.

На полотне вышито 29 воинов с луками. Но лишь 6 из них изображены на основном поле. Остальные находятся на кайме. Это указывает на более низкий статус лучников по-сравнению с всадниками. А вот конный лучник только один. Изображён он позади скачущих нормандцев, преследующих англосаксов.

Что касается лошадей, то никакие защитные доспехи на них не изображены. Поэтому можно допустить, что животные очень сильно страдали от вражеских стрел. Впрочем, средневековые рыцари стрелами и луками в сражениях никогда не пользовались. Лук они применяли лишь на охоте. А вот с коней всегда стреляли восточные воины, но данная военная тактика в Европе не получила массового распространения.

Из всего сказанного видно, что ковёр из Байе представляет для историков уникальную находку. Он рассказывает не только об исторических событиях, но и даёт полное представление об униформе западноевропейских воинов. Это длинная кольчуга, шлем конической формы с наносником, щит каплеобразной формы. Также длинный прямой меч, созданный специально для рубящего удара, секира с широким лезвием и копьё.

В средние века ковер ежегодно выставлялся на всеобщее обозрение в кафедральном соборе. Сейчас же для него построен специальный музей, в котором ковер является единственным экспонатом. Действительно, ценность этого предмета для истории сложно переоценить. Ведь в письменных источниках того времени практически нет описаний жизни, внешнего облика людей, традиций. На основании изображений на ковре сделаны многие выводы об одежде, вооружении и обычаях людей того времени

Несмотря на то, что Ковру довольно много лет, поражает качество и яркость красок. Также очень четко и красиво вышиты детали – особенно вас поразят благородные кони и детали оружия.