Том 156, кн. 1

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Гуманитарные науки

АБСЕНТЕИЗМ В ПОЛИТИКЕ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

К.И. Аринина

Аннотация

В статье рассматривается актуальная сегодня для большинства государств проблема сознательного отказа граждан от участия в голосовании. Раскрываются субъективные и объективные причины абсентеизма и возможные его последствия для политической системы государства, проводится различие между случайными и протестными абсентеистами. Исследуется специфика абсентеистических настроений в современной России, анализируются причины низкой заинтересованности граждан в политике. Сделан вывод о решающем влиянии самоотчуждения на уровень политической активности в Российской Федерации.

Ключевые слова: абсентеизм, электоральная активность, выборы, российский абсентеизм, политическое отчуждение, самоотчуждение.

В государстве, построенном на демократических принципах, гражданам предоставляется возможность участвовать в политическом процессе. Одним из наиболее важных типов такого участия является формирование выборных органов государственной власти. Однако сегодня всё более актуальной становится тенденция отказа граждан от участия в политической жизни социума, что негативно влияет на формирование структур гражданского общества, на эффективность выборных органов власти, в связи с чем возрастает интерес к проблеме абсентеизма.

Сознательное уклонение избирателей от участия в выборах - распространённое явление в мировой избирательной практике, для демократических государств абсолютное участие в выборах нехарактерно. Стопроцентная явка типична для недемократических режимов, где используются различные методы принуждения к участию в голосовании.

Увеличивающееся количество людей, которые по тем или иным мотивам отказываются участвовать в выборах органов власти, поднимает проблему легитимности выбранной власти. Поэтому некоторые государства применяют различные меры для обеспечения явки: от введения минимального порога явки до штрафов. Установление юридической обязанности принимать участие в голосовании используется в таких странах, как Австрия, Бельгия, Италия, Люксембург, Португалия и др. . Однако вряд ли это можно считать решением проблемы абсентеизма, так как причины отказа от осуществления своего избирательного права различны и зачастую носят политический характер.

Высокий уровень участия граждан в политике, в частности в выборах, скорее возможен при преобладании коллективистских настроений в обществе.

По мере роста индивидуалистических настроений появляются приоритетные для каждого человека сферы деятельности, связанные с его личными целями, политика же как сфера общественного и решение политических проблем уходят на второй план.

По мнению З. Баумана, кризис политического участия связан со снижением интереса к совместным общим делам, размыванием политических убеждений . Э. Гидденс объясняет растущее число абсентеистов отмиранием старых форм легитимации власти, которые становятся неэффективными по мере роста глобализации . Р. Инглхарт считает, что простые формы политического участия, такие, например, как голосование, выборы, теряют свою действенность, и на смену им должна прийти гораздо более сложная система, обеспечивающая политическое участие .

Уровень абсентеизма в государстве характеризует состояние политической системы, отношение граждан к ней. Игнорирование голосования может быть как формой пассивного одобрения существующей политической ситуации, так и наоборот - формой выражения недовольства властями, недоверия, приводящего к отчуждению человека от политических процессов. Таким образом, среди абсентеистов можно выделить две основные группы: 1) группу граждан, чьё решение не ходить на голосование не является выражением их политической позиции и демонстрирует конформное поведение, и 2) группу граждан, выражающих таким образом свой протест.

На уровень абсентеистических настроений влияет множество факторов, которые можно условно разделить на объективные и субъективные. К объективным относятся такие факторы, как уровень и тип выборов, уровень экономического развития и социальное положение избирателя, его демографические характеристики. К субъективным можно отнести индивидуальные и психологические качества избирателя, специфику его культуры, в том числе и политической, социально-психологическое состояние на момент выборов .

Численность не участвующих в голосовании во многом определяется уровнем выборов. На выборах местного и регионального уровней отмечается значительно меньшее количество проголосовавших, чем на выборах федерального уровня. При прогнозировании явки избирателей на выборы также следует учитывать специфику социально-экономической ситуации. Как правило, с повышением степени экономического развития падает уровень политического развития, что можно проследить на примере развитых стран.

Численность абсентеистов варьируется в различных возрастных группах. По мере взросления человека и повышения уровня его образования политическая активность возрастает. По данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), всегда ходят на выборы только 23% молодёжи (18-35 лет), среди людей старшего поколения (от 55 и старше) этот показатель значительно выше - 60%. Из тех, кто имеет средне-общее и средне-специальное образование, регулярно участвуют в выборах 32% и 39% соответственно. Среди имеющих высшее образование доля таких граждан составляет 44% (I).

Субъективные факторы не только объясняют причины отказа от участия в голосовании, но и связывают проявления абсентеизма с отчуждением от политики. Уклонение избирателей от участия в голосовании - частный случай

Динамика явки на федеральные выборы (по данным ЦИК (II))

1995/1996 1999/2000 2003/2004 2007/2008 2011/2012

Выборы ГД РФ 64.5 60.5 55.6 63.7 60.1

Выборы Президента РФ 1 тур - 69.8 2 тур - 68.9 68.7 64.4 69.7 65.3

уклонения от участия в политической жизни вообще, показатель равнодушного к ней отношения. Л.Я. Гозман и Е.Б. Шестопал, характеризуя причины абсентеизма, выделили факторы, оказывающие угнетающее влияние на интенсивность политического участия: ощущение бессилия и фрустрирующие особенности самосознания. Ощущение бессилия в большинстве случаев подавляет желание принимать участие в политике, редко приводит к внеинституциональным формам политической активности. Гозман и Шестопал выделяют четыре параметра фрустрации: 1) деиндивидуализацию как результат социализации, 2) размытость групповой принадлежности, 3) деперсонализацию, 4) ощущение зависимости от окружающих обстоятельств . Вышеперечисленные факторы связаны с одной из главных причин абсентеизма - недоверием к политическим институтам и процессам. Недоверие порождает такую форму политического отчуждения, как самоотчуждение, проявляющееся в абсентеизме.

Несомненно, абсентеизм - естественноисторический феномен, появившийся с распространением всеобщего избирательного права, с предоставлением права участвовать в политической жизни группам, которые не были в этом заинтересованы. Сегодня абсентеизм - неотъемлемая часть политической жизни государства, выбравшего демократический путь развития.

Проблема абсентеизма актуальна и для современной России. В советский период высокий уровень участия обеспечивался авторитарными методами, не последнюю роль в этом играли коллективистские ценности. Сращивание партийного и государственного аппаратов определило участие в общественной жизни как необходимое условие профессиональной самореализации. Трансформировавшиеся в результате перестройки принципы государственного устройства изменили ситуацию, и уровень неучастия значительно вырос. После конституционного закрепления демократической формы государства явка на выборы федерального уровня составляет не более 2/3 от числа зарегистрированных избирателей (см. табл. 1).

Выборы президента РФ отмечаются наиболее высоким процентом явки избирателей. Это связано не только с набором его полномочий, но и с особенностями политической культуры, которая обусловливает стремление к сильной личности во главе государства и авторитарному стилю управления. Тот факт, что на выборах Государственной Думы явка всегда ниже по сравнению с президентскими выборами, объясняется низким уровнем доверия к политическим партиям, неверием в возможность представительного органа власти решать какие-либо важные вопросы самостоятельно.

Показательны в этом отношении данные опросов ФОМ. На вопрос «А Вам хотелось или не хотелось бы состоять в какой-нибудь политической партии, организации?» ответили положительно 9% в 2005 г., 9% в 2006 г. и 5% в 2011 г. (III).

Таким образом, институт политических партий не вселяет веру в возможность изменить политическую ситуацию в стране или повлиять на неё. По данным исследовательского холдинга «Ромир», в 2011 г. низкую эффективность Государственной Думы признали 40% россиян против 16%, считающих её эффективность высокой. В 1996 г. лишь 11% признали высокую эффективность Государственной Думы, более того - около 30% опрошенных считали, что работа законодательного органа негативно влияет на положение страны (IV).

Показатели явки на выборы не дают полной картины о доле действительных абсентеистов среди населения. Необходимо учитывать ситуативность принятого решения участвовать или не участвовать в голосовании. Среди абсентеистов, заранее принявших решение не участвовать в выборах, около 80% действительно не пришли на избирательный участок. Однако в общем числе не участвующих доля этой группы весьма невелика: на парламентских и президентских выборах она составила 20-22%, остальные же не пришедшие на голосование не заявляли о своём неучастии . На основе этих данных можно предположить, что среди абсентеистов немало тех, кто принял решение не участвовать в голосовании в последний момент под действием случайных обстоятельств и по причине отсутствия понимания значимости выборов, а значит, их выбор следует трактовать скорее как бездействие, нежели как действие.

Тем не менее в основе принятого решения как протестных, так и случайных абсентеистов лежат одни и те же причины. В последние годы наблюдается увеличение доли не заинтересованных политикой граждан. По сведениям ВЦИОМ, в 2013 г. 36% граждан избежали различных форм политического участия по причине низкой заинтересованности, в 2012 г. таковых было 30%, в 2007 г. -20% (V). Низкая заинтересованность российских граждан в политике часто объясняется олигархизацией власти, коррумпированностью и закрытостью политических институтов, что лежит в основе главного фактора, влияющего на политическое участие, - недоверия к институтам и процессам политической системы. На вопрос «Иногда можно услышать, что политика - "грязное дело". Вы лично согласны или не согласны с таким мнением?» только 22% опрошенных ответили, что не согласны. Среди тех, кто выразил своё согласие, 49% не интересуются политикой вообще (VI).

Недоверие формирует негативное отношение не только к отдельным политическим деятелям, но и к сфере политики в целом, что увеличивает степень политического отчуждения. Проводимые опросы подтверждают преобладание настроений недоверия к институтам политической системы. Количество тех, кто никому не доверяет, с 2004 по 2011 г. выросло с 23% до 37%. Доверие к президенту России в этот же промежуток времени снизилось с 59% до 20%, к правительству РФ - с 14% до 11%, к Совету Федерации - с 4% до 2%, только доверие к Государственной Думе осталось неизменным - 6%, что, однако, ситуацию никак не меняет (VII).

Стоит заметить, что среди граждан старшего поколения наблюдается более высокий уровень электоральной активности по сравнению с молодёжью. Грядущее на смену поколение если и заинтересовано в политике, то выбирает неформальные виды участия в политической жизни. Объясняется это разным характером политической социализации в советский и современный периоды.

Однако выборы на сегодняшний день остаются единственным способом формирования легитимной власти, и тенденция игнорировать голосование может негативно сказаться на развитии России как демократического государства.

Немаловажным фактором, влияющим на участие в выборах, является наличие действительной конкуренции политических сил. Когда выбор предопределён или не из кого выбирать, то логично, что явка снижается, так как смысл волеизъявления теряется. Когда же существует реальная конкуренция между кандидатами, партиями, то внимание повышается как к предвыборной борьбе, так и к её исходу. В ходе опроса ФОМ, проведённого накануне выборов 2004 года, более половины респондентов высказали мнение, что реальной конкуренции на президентских выборах они не ждут (66% против 18%). Однако ситуация меняется в 2012 г.: ожидания респондентов относительно серьёзной предвыборной борьбы между кандидатами на выборах 2012 года разделились примерно пополам. Это связано с повышенным вниманием к политическим событиям, вызванным реакцией населения на результаты думских выборов 2011 года (VIII).

Однако явка на президентских выборах была немногим больше, чем в 2004 г., и связано это было, возможно, с отношением граждан к честности проводимых выборов. По данным холдинга «Ромир», только 20% опрошенных сочли, что выборы 2011-2012 гг. прошли без нарушений, 62% признают наличие как малозначительных, так и массовых нарушений (IX). Выборы в сознании граждан не представляются инструментом серьёзного влияния на политическую жизнь страны. Согласно опросу 2011 года, 40% граждан считают, что их участие в выборах совсем не влияет на принятие решений в жизни страны, 22% считают, что их участие влияет немного, 26% - незначительно (X). Таким образом, выборы в сознании россиян приобрели ритуализированный, формальный характер: бытует мнение, что они нужны в первую очередь власти, а не избирателям. Потеряна вера в возможность этой процедуры как-то изменить жизнь страны. Перманентная неудовлетворённость качеством реализации своего избирательного права, наслаивающаяся на множество других актуальных проблем, неминуемо будет порождать отчуждение от сферы политического, которое проявляется в росте количества абсентеистов.

Выборы - важнейший процесс в демократическом государстве, посредством которого формируются представительные органы власти, предопределяется вектор политического развития. Распространяющееся явление абсентеизма может привести в итоге к установлению нелегитимной власти, выбираемой меньшей частью граждан. Незаинтересованность граждан в политике, их низкая активность ослабляет позиции гражданского общества, стремящегося власть контролировать. Следствием может стать закрытость политической элиты, её безответственное отношение к политическим решениям, что порождает опасность замены демократических политических механизмов на авторитарные.

Абсентеисты - самоотчуждающаяся от политики часть населения, как правило, мало заинтересованная в политике, слабо в ней разбирающаяся. Их объединяет низкий уровень доверия к политическим институтам и процессам, сильные сомнения в возможности повлиять на ход политического развития государства. Большинство абсентеистов отличаются социальной пассивностью, но есть

среди них и те, кто, игнорируя законные формы участия, выбирает неконвенциональные. Эта часть абсентеистов представляет собой протестную силу и в случае социальных кризисов и конфликтов может приобрести черты политического экстремизма.

Явление абсентеизма демократическими методами искоренить невозможно, да и не нужно, так как, не имея массового характера, он не представляет опасности для основ демократического и правового государства. Всегда будет существовать категория лиц, не участвующих в голосовании по неполитическим причинам. Всегда будет существовать доля людей, не заинтересованных в политике. К негативным последствиям для политической системы абсентеизм может привести в случае его масштабности в государстве, так как он парализует важнейшие демократические процессы. При этом размывается смысл демократии как формы государства, в которой народ сам выбирает и контролирует выбранную им власть.

Абсентеизм, имея распространение во всех странах развитой демократии, имеет несколько другую природу в современной России, где неучастие порождено в большей степени недоверием к политической системе. В советский период имело место отчуждение от народа со стороны самой власти, которое трансформировалось в самоотчуждение граждан по причине неэффективности демократических механизмов. Именно такое самоотчуждение порождает постоянный рост числа абсентеистов, не верящих в возможность изменить политическую ситуацию существующими законными способами, и политическое бездействие именно таких абсентеистов может превратиться в политическое действие протестного радикального характера.

K.I. Arinina. Political Absenteeism: Causes and Consequences.

This article concerns voluntary abstention from vote among citizens, which has become a palpitating problem in many states around the globe. An analysis of the subjective and objective reasons for absenteeism and its possible consequences for the political system of a state is presented. A differentiation between haphazard and protest absentees is provided. The particular characteristics of absenteeism in modern Russia and the grounds for the low interest of Russian citizens in politics are studied. A conclusion is made that self-alienation has a decisive impact on the level of political activity in the Russian Federation.

Keywords: Absenteeism, electoral activity, elections, Russian absenteeism, political alienation, self-alienation.

Источники

I - Институт выборов и электоральное поведение россиян (12.01.2006) // База данных

ФОМ. - URL: http://bd.fom.ru/report/cat/est_el/dd0600110#tb0600101, свободный.

II - Центральная избирательная комиссия Российской Федерации: Информационный

центр. - URL: http://www.cikrf.ru/banners/vib_arhiv/electday/vib_080913/cik_info.html,

свободный.

III - Уровень политической активности (17.03.2011) // База данных ФОМ. - URL:

http://bd.fom.ru/report/map/dominant/dom1111/d111111, свободный.

IV - Дума с запасом КПД (25.10.2011) // Romir: Исследования. - URL: http://romir.ru/

studies/276_1319486400/, свободный.

V - Политика невмешательства (10.04.2013) // ВЦИОМ: Исследования. - URL: http://

wciom.ru/index.php?id=266&uid=113870, свободный.

VI - Кертман Г. Политика - дело грязное? (15.10.2012) // ФОМ: Политика. - URL:

http://fom.ru/blogs/10662, свободный.

VII - Институт недоверия (11.10.2011) // Romir: Исследования. - URL: http://romir.ru/ studies/259_1318276800/, свободный.

VIII - Есть ли реальная конкуренция на выборах? (6.02.2012) // ФОМ: Политика. -URL: http://fom.ru/Politika/10309, свободный.

IX - С широко закрытыми газами (16.02.2012) // Romir: Исследования. - URL:

http://romir.ru/studies/307_1329336000/, свободный.

studies/284_1323028800/, свободный.

Литература

1. Граф И.В., Жаромских Д.Г. Правовые способы преодоления абсентеизма в зарубежных странах // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. - 2008. - № 2. - С. 54-60.

2. Бауман З. Индивидуализированное общество. - М.: Логос, 2005. - 390 с.

3. Гидденс Э. Последствия современности. - М.: Праксис, 2011. - 343 с.

4. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. - 1997. - № 4. - С. 6-32.

5. Бушенёва Ю.И. Абсентеизм как фактор избирательного процесса в современной России: Дис. ... канд. полит. наук. - СПб., 2007. - 180 с.

6. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. - М.: ИНФРА-М, 2002. -448 с.

7. Баскакова Ю.М. «Мы эту власть не выбирали»: абсентеизм на выборах 2011-2012 гг. // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. -2012. - № 5. - С. 5-15.

Поступила в редакцию 25.09.13

Аринина Ксения Игоревна - аспирант кафедры политологии, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. E-mail: [email protected]

Абсентеизм. Пути преодоления

Проблема абсентеизма в России сейчас стоит достаточно остро, чтобы она нуждалась не только в обсуждении, но и в принятии каких-то мер и решений. Однако прежде чем рассматривать проблему абсентеизма в электоральном поведении во всевозможных ее ракурсах, необходимо понять, что же такое абсентеизм.

Абсентизм – (от лат. «absens, absentis» – отсутствующий) – отстранение избирателей от участия в голосовании. В современных демократических странах абсентеизм достаточно распространенное явление: нередко в голосовании не принимают участия 50% и даже более избирателей, имеющих право голоса. В России это явление также распространено. Как и в зарубежных странах, в Российской Федерации наибольшая активность избирателей проявляется на общенациональных выборах, значительно ниже она на региональных выборах и выборах органов местного самоуправления.

Однако в контексте жизненных реалий, равно как и в рамках проведенного нами исследования, феномен абсентеизма необходимо понимать значительно шире. Сам по себе абсентеизм это термин широкого применения. В общих чертах абсентизм определяется как отсутствие индивидов в определенном месте в определенное время и связанное с этим невыполнение соответствующих социальных функций. При этом выделяется бесчисленное количество оттенков этого явления. Так, можно говорить о политическом, трудовом, земледельческом абсентеизме; определим каждый из этих видов в рамках заданной проблематики.

Политический абсентеизм – уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представителей власти, главы государства и т.д.

Политический абсентеизм не означает, тем не менее, полного выключения человека из поля политических властных отношений, так как он, как правило, остается законопослушным гражданином, добросовестным налогоплательщиком. Позиция неучастия, занятая человеком, касается только тех видов политической деятельности, где он может каким-то образом проявить себя как активная личность: высказать свое мнение, выразить свою сопричастность какой-то группе или организации, определить свое отношение к тому или иному кандидату в депутаты парламента.

Абсентеизм возникает тогда, когда исчезает внешнее принуждение к политической деятельности, когда у человека появляются право и реальная возможность воздержаться от политических действий. Как массовое явление абсентеизм отсутствует в тоталитарных обществах. Поэтому многие исследователи не дают однозначной оценки данному феномену. С одной стороны, существование проблемы абсентеизма свидетельствует о том, что у индивида есть право выбора той линии поведения, которая соответствует его интересам, но с другой – абсентеизм, несомненно, является свидетельством индифферентности людей к выборам, политическим событиям.

Абсентеизм опасен тем, что приводит к снижению численности избирателей, при явке которых выборы считаются состоявшимися.

Трудовой абсентеизм – в широком смысле – вызванное разными причинами отсутствие индивида на рабочем месте; в узком смысле – уклонение от работы без уважительной причины. Обычно такие прогулы выражаются в однодневном отсутствии на работе в связи с болезнью, но без посещения врача.

Земледельческий абсентеизм – форма землевладения, при которой собственник земли, не участвующий в производстве продукции, получает доход в виде ренты. При этом земля обрабатывается арендаторами-фермерами или издольщиками в отсутствие ее владельца.

Таким образом, абсентеизм затрагивает не только узкие политические стороны жизни, но является довольно широким социальным явлением, выраженным в невыполнении самых разнообразных социальных функций. Борьба с существующим в нашем обществе абсентеизмом должна вестись не только в рамках его преодоления в электоральном сознании общества, но и затрагивать все прочие жизненные сферы, ведь в данном случае все глобальное начинается с малого.

Однако мы не будем расширять наше исследование до решения глобальных социальных проблем, а остановимся на проблеме абсентеизма в электоральном поведении граждан России.

На сегодняшний день среди проблем общественного сознания, связанных с абсентеизмом, наиболее актуальной является абсентеизм молодежи. При этом необходимо отметить, что низкий уровень политического участия молодежи, или политический абсентеизм, не является исключительно российской проблемой. «Абсентеизм в большей степени наблюдается у молодежи» независимо от ее гражданства. Даже в развитых демократических странах Европы привлечение молодежи к участию в выборах – самой массовой, общедоступной, простой и наименее время- и ресурсозатратной форме политического участия – представляет собой задачу отнюдь не тривиальную. Меры, направленные на повышение уровня политического участия молодежи, принимаются на самом высоком уровне, создаются программы, выделяются средства, но молодежь по-прежнему отказывается приходить на избирательные участки.

В России же ситуация более сложная. Если говорить о причинах политического абсентеизма молодежи в России, то эксперты выделяют целый комплекс таковых, среди которых важнейшими мне представляются следующие.

Низкий уровень жизни населения страны (особенно молодежи). Все помыслы людей сводятся к поиску средств для существования, ни на что другое, в том числе и активность в общественной сфере, не остается ни времени, ни сил, ни желания. Люди с низкими доходами были и остаются крайне аполитичными.

Отсутствие реальных, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, результатов политического участия, что лишает молодежь веры в способность изменить хоть что-то в своей жизни посредством политического участия.

Политико-правовая безграмотность, когда большинство молодых людей просто не представляют себе, как можно участвовать в политической жизни страны. Даже председатель Центральной избирательной комиссии РФ отметил, что «многие проблемы на выборах в России возникают из-за низкого уровня правовой культуры».

Эмоциональное отчуждение молодежи от власти, связанное с высоким уровнем коррумпированности и некомпетентности существующих властных институтов.

Противодействие со стороны старших поколений, которые укрепились в политике и зачастую не желают допускать в нее конкурентов в лице молодежи.

С политическим участием населения в России дело всегда обстояло плохо, власти предержащие редко когда соглашались уступить хоть малую толику своих полномочий народу. Определенная политическая активность населения проявилась после Отечественной войны 1812 г. и особенно после заграничного похода российской армии в 1813 г., когда вернувшиеся из Европы войска принесли в Россию либеральные идеи. Неудовлетворенность демократических ожиданий привела в 1825 г. к восстанию декабристов, среди которых было немало молодых максималистски настроенных офицеров. Однако в целом выступление декабристов было малочисленным и не достигло намеченных целей.

К сожалению, эти тенденции сохранились и по сей день, пережив все наши исторические катаклизмы. Исследуя проблему абсентеизма в рамках проблемы влияния социальных факторов на поведение российского электората, мы отметили среди одного из направлений работы по повышению электоральной активности населения – работу с молодежью. Ведь молодежь с ее свежими силами, активной жизненной позицией, минимальной зависимостью от социальных условностей должна являться основой и опорой выборного института в государстве.

Институт выборов, как известно, был «импортирован» в Россию сравнительно недавно, и его освоение отечественной политической культурой при любых обстоятельствах не могло не быть более или менее длительным процессом. Однако результаты последнего опроса свидетельствуют о том, что ценность этого института в глазах российских граждан не только не растет, но, напротив, ощутимо снижается.

По результатам проведенного в апреле 2003 г. социологического опроса, 73% россиян признавали, что выборы в принципе нужны, тогда как 20% – считали их ненужными. Сейчас первую точку зрения разделяют только 61% опрошенных; доля сторонников противоположной позиции выросла не слишком значительно (до 23%), однако более чем вдвое – с 7 до 16% – увеличилось число затрудняющихся с ответом на это вопрос.

Чаще других признают необходимость выборов молодые респонденты (68%), граждане с высшим образованием (73%), жители мегаполисов и других крупных городов (66%).

Тенденция к снижению субъективной ценности выборов проявляется и в реальном электоральном поведении российских граждан, и – в еще большей степени – в их отношении к участию в голосовании. Сегодня 39% опрошенных утверждают, что всегда участвуют в выборах, 22% – что делают это часто, 26% – что редко, и 11% – что никогда не участвуют в выборах. Стоит отметить, что молодые респонденты, которые охотнее других признают выборы необходимыми, особенно часто заявляют, что ходят на выборы редко или не ходят никогда – 31% и 21% соответственно. Вопрос об участии в выборах в той же редакции задавался респондентам на протяжении одного года (с ноября 2002 г. по октябрь 2003 г.) четыре раза. Доля ответивших, что они всегда приходят к избирательным урнам, варьировалась в узком «коридоре» 47–53%. Сейчас таких респондентов 39%.

Таким образом, реальное сокращение электоральной активности россиян не столь значительно, как можно было бы предположить на основании этих данных. Однако они, очевидно, свидетельствуют о тенденции к дискредитации института выборов, о том, что скептическое отношение к ним становится все более «принятым» в российском обществе, а электоральный абсентеизм – все более легитимной практикой.

Среди проводимых опросов населения сотрудниками и аналитиками фонда Общественное мнение нередко звучал вопрос о причинах снижения электоральной активности наших сограждан. Отвечая на соответствующий открытый вопрос, они чаще всего объясняли абсентеизм разочарованием в институте выборов, восприятием его как бесполезного, не влияющего на жизнь людей («разочаровались в выборах – ничего не меняется», «не видят смысла в участии в выборах») и недоверием к выборам, опасением фальсификаций («видимо, есть при подсчете голосов какие-то искажения», «люди не верят в честные выборы, они чувствуют, что их обманывают»).

У. Милбрайт подразделяет политическое участие на конвенцио­ нальное (легальное и регулируемое законом) и неконвенциональное (незаконное, отвергаемое большей частью общества по моральным, рели­гиозным или другим соображениям). Виды деятельности, относящиеся к конвенциональным и неконвенциональным формам, различаются по сте­пени активности. Сочетание этих двух характеристик политического уча­стия позволило выделить 6 групп политического участия (см. табл).

Типология политического участия (по У. Милбрайту)

Уровень вовлеченности в политический процесс

Конвенциональные формы

Неконвенциональные

Низкий уровень активности — абсентеизм; — чтение о политике в газетах, просмотр сюжетов по телевидению — подписание петиций
Средний уровень активности — обсуждение политических проблем с друзьями и знакомыми; — голосование — участие в неразрешенных демонстрациях, митингах; — бойкот
Высокий уровень активности — участие в работе партий и в избирательных кампаниях;

— участие в митингах и собраниях;

— обращение во властные структуры или к их представителям;

— активность в качестве политического деятеля (выдвижение кандидатуры, участие в выборах, руководство общественно-политическим движением или партией)

— участие в акциях протеста и неповиновения;

— неуплата налогов;

— участие в захватах зданий, предприятий;

— блокирование дорожного движения

Особым видом политического участия является протестное поведе­ние.

Политический протест – это проявление негативного отношения к политической системе в целом, ее отдельным элементам, нормам, ценно­стям, принимаемым решениям в открыто демонстрируемой форме.

К протестным формам поведения относят митинги, демонстрации, шествия, забастовки, пикетирование, массовые и групповые насильствен­ные акции. Наиболее распространенной теоретической моделью, объяс­няющей причины протестного поведения, является концепция депривации. Депривация – это состояние недовольства, вызываемое расхождением между реальным и ожидаемым состоянием, к которому стремится субъект. В том случае, когда сравнение социальной действительности с социально значимыми ценностями порождает чувство глубокой неудов­летворенности, возникает ощущение, что при некоторых социальных и политических изменениях желанные цели могут быть достигнуты в отно­сительно короткий срок. В том случае, если описываемое расхождение становится значительным, а недовольство приобретает массовый харак­тер, возникает мотивация участия в протестных действиях. Факторами депривации могут быть экономический спад, резкий рост цен и налогов, утрата привычного социального статуса, завышенные ожидания, отрица­тельные результаты сравнения собственных успехов с успехами других или с некоторым «нормативным» состоянием.

Для того чтобы протест состоялся, необходим определенный уро­вень социального недовольства, признание силы и массовых действий в качестве приемлемого средства социальных перемен. Росту депривации и активизации протестных действий способствуют радикальные идеологии, лозунги, недоверие к политическому режиму, упадок веры в традицион­ные способы выражения требований.

Достаточно часто политический протест проявляется в форме ми­тингов, демонстраций, шествий, забастовок. При низкой степени инсти-туционализации и организованности подобные акции могут приводить к массовым беспорядкам, насилию, прямому столкновению с властями. Именно поэтому проведение массовых политических мероприятий регу­лируется специальными законами, которые предусматривают ряд необхо­димых мер, предшествующих проведению подобных акций (уведомление властей о проводимом мероприятии или получение организаторами пред­варительного разрешения властей на проведение митингов, демонстра­ций, шествий). И все-таки опасность перерастания конвенциональных форм протеста в неконвенциональные сохраняется всегда.

Крайней формой неконвенционального типа политического пове­дения и участия является терроризм. Под терроризмом понимается оппо­зиционная деятельность экстремистских организаций или отдельных лич­ностей, целью которой является систематическое или единичное приме­нение насилия (или его угрозы) для запугивания правительства и населе­ния. Характерной чертой, отличающей терроризм от уголовных преступ­лений, является целевая установка – повлиять на ход политических собы­тий и принятие решений, вызвать широкий общественный резонанс.

Существуют различные виды политического терроризма:

1) по идеологическим ориентациям выделяют правый (неофашист­ский) и левый (революционный, анархистский) терроризм;

2) по исторической направленности терроризм может подразделяться на «анархо-идеологический», стремящийся изменить традицион­ную политическую систему, прервать историческую преемственность, и «национал-сепаратистский», стремящийся, наоборот, восстановить былое величие нации, ее единство, независимость, отвоевать утраченные терри­тории, отомстить за нанесенные обиды;

3) в отдельный вид выделяется религиозный терроризм как война против «неверных». Среди организаций такого типа наиболее воинствен­ными являются некоторые группы исламско-фундаменталистского толка.

К методам террористической деятельности относятся убийства по­литических деятелей, похищения, угрозы, шантаж, взрывы в обществен­ных местах, захват зданий и организаций, захват заложников и т.п. Для членов террористических организаций характерно стремление оправдать свои действия высшими целями, невозможностью иначе повлиять на си­туацию. Однако мотивы включенности в террористические организации чаще всего бывают абсолютно иные.

Было бы неправомерно объяснять политический терроризм исклю­чительно психопатологическими чертами его агентов. Обследования за­держанных террористов показывают, что лиц с психопатологическими отклонениями среди них немного. Для террористов характерны такие чер­ты личности, как завышенные притязания, неадаптированность к реально­сти, неудачи в освоении социальных ролей, обвинение других в собствен­ных неудачах, эмоциональная неразвитость, повышенная степень агрессивности, фанатизм. Участие в террористиче­ских организациях – это своего рода способ компенсации заниженной са­мооценки (за счет чувства господства над другими), способ преодоления чувства одиночества, формирования ощущения сопричастности, единства.

Основу террористических организаций составляют лица от 20 до 30 лет. Высок удельный вес студенчества (среди которых, в свою очередь, преобладают студенты гуманитарных специальностей). Лица старше 30 лет либо возглавляют эти организации, либо являются «экспертами» или «спонсорами».

Какими бы целями ни оправдывался политический терроризм, он был и остается одним из тяжелейших преступлений. Поэтому проблемы борьбы с терроризмом признаются международным сообществом одними из наиболее приоритетных.

Говоря о политическом участии, необходимо остановиться еще на одном феномене.

Абсентеизм – это уклонение от участия в политической жизни (в голосовании, в акциях протеста, деятельности партий), утрата интереса к политике, т.е. политическая апатия.

Обычно рост доли абсентеистов в обществе интерпретируется как проявление серьезного кризиса легитимности политической системы, глубокого кри­зиса ее норм и ценностей. Иногда абсентеизм рассматривается как прояв­ление политического протеста. В то же время этот тип поведения может являться, напротив, показателем уважения и доверия людей к своим представителям во власти. Многие политологи полагают, что признаком нормально функ­ционирующей системы политических отношений является не всеобщая политизация населения, а нормальная деятельность граждан и политиков в своих сферах, причем индивид, успешно занимающийся своим делом и полноценно обеспечивающий свою жизнь, как правило, не вмешивается в политику. Подобного типа люди ограничивают свою политическую дея­тельность участием в выборах, референдумах. Более активное участие и включение в политическую деятельность происходит в том случае, если их существование и деятельность испытывает ограничения и давление со стороны существующей власти (несовершенство законодательства, завы­шенные налоговые ставки, расовая дискриминация и т.п.).

В политической науке выделяются несколько причин, обусловли­вающих абсентеизм определенной части населения:

1) высокая степень удовлетворенности личных интересов; с точки зрения некоторых политологов, способность личности самостоятельно справляться со своими проблемами, частным образом отстаивать свои интересы может порождать ощущение ненужности политики и, наоборот, угроза собственным интересам со стороны более могущественных групп порождает необходимость обратиться к политике как средству отстаива­ния и защиты своих интересов;

2) на политическую апатию может влиять недоверие к политическим институтам, ощущение невозможности хоть как-то повлиять на про­цесс выработки и принятия решений («от меня ничего не зависит», «все уже решено»);

3) абсентеизм может быть обусловлен отсутствием представлений о связи политики и частной жизни.

Абсентеизм в большей степени наблюдается у молодежи, предста­вителей отдельных субкультур, лиц с низким уровнем образования.

В современной России доля политически апатичных людей в со­ставе населения довольно большая. Это обусловлено кризисом массового сознания, конфликтом ценностей, отчуждением большинства населения от власти и недоверием к ней, политико-правовым нигилизмом. Многие потеряли веру в собственные возможности, не верят, что могут повлиять на политические процессы, считают, что политические решения прини­маются независимо от их участия в голосовании и других политических акциях. Люди не ощущают личной выгоды от участия в политике, считая, что она обслуживает интересы элиты. На абсентеизм определенной части российского населения значительное влияние оказало крушение мифа о скорейшем вхождении в круг высокоразвитых стран.

Оценка роли абсентеизма в политической науке неоднозначна. Од­ни исследователи настаивают на необходимости вовлечения как можно большей части людей в различные формы политического участия. Другие считают, что ограниченное участие и неучастие может рассматриваться как стабилизирующий фактор, поскольку активизация аполитичных слоев населения, включение их в политический процесс может привести к дес­табилизации политической системы.

И политическое участие граждан: понятие, формы, типы.

Политическое сознание (психология и идеология) является важной составной частью политической культуры. Однако ограничиваться только этим компонентом было бы неправильно. Точно также как критерием истинности любой теории является практика, лучшей проверкой чувств и взглядов лично сти является ее действие или бездействие в определенной ситуации. Предположить, что человек является патриотом, выслушав лишь его заявления, разумеется, можно, но будет ли верным сделанный прогноз? Может случиться так, что индивид, позиционировавший себя как патриот, во время войны окажется дезертиром или уклонистом. И, наоборот, человек, публично не заявлявший о своей любви к Отечеству, осознанно будет защищать его с оружием в руках. Данный пример совершенно ясно показывает, что полное представление о политической культуре сложится лишь тогда, когда будут в комплексе проанализированы и политическое сознание и политическое поведение . Как отмечалось ранее, политическое поведение может быть определено как внешне наблюдаемое и субъективно мотивированное проявление политической деятельности в поступках (единичных актах поведения) . Характеристикой политической деятельности и, соответственно, политического поведения является «политическая активность» , демонстрирующая меру проявления и степень интенсивности деятельности . Политическую активность можно сравнить с шкалой измерительного прибора, на которой указаны минимальные и максимальные значения. О максимальном значении речь шла выше, теперь следует уделить внимание минимуму и среднему показателю. Нулевым показателем политической активности личности является политический абсентеизм (от лат. absens, absentis – отсутствующий) – проявление равнодушного отношения к политической жизни, уклонение от участия в ней, политическая бездеятельность .


Исследователи выделяют несколько групп людей, добровольно отказавшихся от участия в политической жизни:

1) Апатичные люди, т. е. не интересующиеся политикой из-за вовлеченности в собственные проблемы, требований профессиональной карьеры, увлечений богемной жизнью или субкультурой (молодежной, расовой, религиозной и т. д.). Они не связывают события собственной жизни с событиями, происходящими «вовне» их замкнутого мира. Некоторые из них считают политику непонятной, скучной, бессмысленной.

2) Отчужденные от политики – те, кто считает, что политика отказалась от них. Они верят, что независимо от того, будут они голосовать или нет, политические решения все равно будут принимать немногие (истэблишмент). Они не видят каких-либо различий между политическими партиями или кандидатами на выборах. Эти люди считают, что политика обслуживает лишь интересы элиты, а обычному человеку каких-либо выгод участие в политическом процессе не принесет. Отчужденные, в отличие от апатичных, не просто пассивны, а отрицают политическую систему как таковую и могут быть мобилизованы различными экстремистскими движениями, особенно в периоды значительных социальных потрясений.

3) Аномичные люди – это те, кто потерял веру в собственные возможности, цели, социальные корни, идентичность с какой-либо социальной группой. Они ощущают собственную бесцельность и бессильность, поскольку потеряли смысл жизни. Эти люди считают социальные изменения непредсказуемыми и неуправляемыми, а политических лидеров неспособными как-то откликнуться на их нужды.

4) Доверяющие политикам  группа людей, отказывающихся от участия в политике в силу доверия к правосудию, законности, стабильности, справедливости политических решений. Такие люди считают, что перспективы политической жизни будут благоприятны и без их активного участия. Однако они могут энергично включиться в политический процесс в период депрессии.

Поскольку наиболее доступной из форм политической активности является участие в выборах, политический абсентеизм проявляется у граждан, прежде всего в их неучастии в выборах. Согласно данным, представленным в таблице 47, средний процент абсентеизма в России за период с 1993 по 2007 гг. составляет 40,9%. Много это или мало?

Ответить на этот вопрос позволяют данные об уровне

абсентеизма в странах либеральной демократии Представленные данные свидетельствует о том, что уровень неучастия Россиян в парламентских выборах довольно высок. Мы уступаем только американцам и швейцарцам, но высокий абсентеизм в США объясняется иными причинами:

сложностью регистрации (это происходит за несколько недель до выборов и, как правило, в окружном суде), неспособностью американских партий мобилизовать избирателей, а

также тем обстоятельством, что день выборов в США является рабочим днем. Таким образом, абсентеизм является общим явлением для всех демократических стран. Как замечает

российский исследователь, «широкое распространение абсентеизма –болезнь демократии, рецидив олигархического правления (власти немногих)».Чем объясняют Россияне свою неявку на выборы? Согласно, данным социологического исследования , главными причинами неприхода на избирательный участок, граждане называют: случайное стечение обстоятельств (33,3%), неверие в то, что отданный голос способен что-либо изменить (27,6%), отсутствие интереса к выборам (20%), сетования, что их никто не привлекал (13,7%),


несоблюдение избирательными комиссиями законодательства (2%), неравное положение кандидатов (1%) и другое (4,5%). Если исключить из вариантов ответа ссылки на стечение обстоятельств и отсутствие привлечения к выборам, которые представляют явные отговорки,

главными причинами политического абсентеизма следует признать отсутствие интереса к политике и неверие в возможность повлиять на политический курс страны. Таким образом, среди Россиян-абсентеистов преобладают апатичный, отчужденный и аномичный типы. Следует также заметить, что абсентеизм в России, также как и в других странах, зависит от значимости выборов. В России доля неучаствовавших в выборах президента существенно меньше, чем в парламентских выборах: в 1991г. за президента не голосовало 25,3%, в первом туре выборов 1996 г. –30,3%, в

1999 –38,2%, в 2004 –44,3% Между минимумом политической активности (абсентеизмом) и ее максимумом (властноуправленческой деятельностью) располагается политическое участие (political participation). Первопроходцами в области изучения политического участия являлись американские ученые Сидней Верба, Норман Най и Джеон Ким, авторы книги «Участие и политическое равенство: Сравнение семи стран» (1978). Они определили политическое участие так: «Законные действия частных граждан, более или менее прямо направленные на то, чтобы воздействовать на отбор правительственного персонала и (или) влиять на его действия».

По сути, американские ученые определили участие как законную возможность граждан влиять на формирование и осуществление власти, но, как представляется, такая трактовка неточна, поскольку ее сторонники не считают участием вовлеченность граждан в запрещенные акции или государственные перевороты. Т. е., по логике американских политологов, то, что не разрешено законом, не может быть политическим участием. Это неверно.

Более точным было бы такое определение: Политическое участие это деятельность отдельных граждан или групп, стремящихся разными путями оказать влияние на процесс политического управление и формирования политического руководства. Современные исследователи выделяют различные формы политического участия , такие как

1. чтение газет и обсуждение политических сюжетов с родными и близкими;

2. подписание петиций в адрес властей;

4. обращение во властные структуры, общение с представителями власти и

политическими лидерами;

5. участие в митингах и собраниях;

6. содействие партии или кандидату на выборах;

7. участие в забастовках, митингах, бойкотах , пикетах государственных органов;

8. участие захвате зданий и столкновениях;

9. членство в партиях и легальных организациях;

10. выполнение роли партийного активиста и др.

Совершенно очевидно, что среди форм политического участия во всех странах мира наиболее распространенной является электоральное участие (голосование). Исключение составляют лишь США. Наиболее популярными среди неэлекторального участия являются собрания, митинги и подписание петиций, в то время как агрессивные формы политического участия сравнительно мало распространены (исключение  Чехословакия).

Впрочем, следует оговориться, что 1991 г., когда проводилось исследование, был временем «бархатных революций» – периодом свержения социалистических правительств. Именно этим объясняются высокие показатели таких форм участия как собрания, митинги и агрессивные формы. Множественные проявления политического участия заставили исследователей задуматься об их типологии . Наиболее распространенной среди типологий форм политического участия является дихотомия: конвенциональное (традиционное, рутинное) – неконвенциональное (нетрадиционное, протестное) участие . При этом к первому типу относят 1,3,4,5,6,9,10, а ко второму – 2,7 и 8 формы политической активности. В зависимости от степени свободы участника, исследователи выделяют автономное политическое участие (сознательное и самостоятельное) и мобилизованное (под давлением других субъектов, зачастую приводящее к искажению собственных предпочтений) участие .

Весьма удачной признана типология, разработанная западными исследователями М. Каазе и А. Маршем. Политологи разделили формы политического участия на пять типов:

 пассивный – абсентеизм, чтение газет, а также подписание петиций и участие в выборах «за компанию»;

 конформистский (приспособленческий) – эпизодическое конвенциональное участие;

 реформистский – более активное, чем при конформизме, конвенциональное участие;

 активистский – активное конвенциональное участие, а также эпизодическая протестная активность;

 протестный тип участия – преобладание неконвенционального участия.

Проведенное в конце 1980-х гг. сравнительное исследование политической активности в Европе и США, выявили следующее соотношение типов политического участия, выделенных М. Каазе и А. Маршем Анализируя политическое участие в странах Запада, следует отметить, значительную роль реформизма. Вместе с тем, в ряде стран (Нидерланды, Германия, Италия) значительная доля населения предпочитает другим формам участия акции протеста. В Великобритании, Австрии и Финляндии, напротив, лидирующие позиции занимают пассивные формы политического участия. Несмотря на значительную долю конформизма и активизма, эти типы политической активности ни в одной стране не вышли на первое место. Характеризуя формы политической активности в современной России, следует отметить, что значительная часть Россиян (29-33%) регулярно обсуждают политические вопросы с родными, друзьями и коллегами; еще 16% содействуют проведению выборов; собрания, встречи и конференции посещают 12%; принимают участие в подписании петиций в СМИ и органы власти – 11%; ходят на митинги и демонстрации – 7%.

Но самой массовой формой политического участия для Россиян, как и для граждан других стран, является голосование на выборах. Большинство опрошенных Россиян заявили о том, что они принимали участие в прошедших вы борах и собираются участвовать на будущих. При этом федеральные выборы (Президента и Госдумы) граждане России считают более важными, чем региональные и местные. Если об участии в первых заявило 95 и 84% респондентов, то в голосовании за губернатора, мэра и законодательные собрания региона и города признались 76, 81, 67 и 72 % соответственно. Граждане России рассматривают выборы в основном как средство выражения отношения к власти (31%) или политикам (25%). Другие мотивы встречаются гораздо реже. В возможности отстаивания с помощью голосования собственных интересов убеждено 18% респондентов, выборы считают участием в формировании органов власти – 11%, способом решения общественных проблем – 10%. Таким образом, Россияне относится к выборам как к своеобразному каналу донесения до власти общественного мнения. Это, очевидно, происходит потому, что большинство граждан (53%) убеждено, что результаты выборов определяются органами власти и лишь 29-30% респондентов считают, что итоги соответствуют результатам голосования. В отличие от стран Европы, в акциях протеста участвует лишь 1-2% Россиян. Столь незначительная доля протестующих, очевидно, связана с особенностями политического сознания граждан нашей страны, готовых терпеть в надежде, что жизнь улучшится.

Регистрация кандидатов

8) Агитационная кампания . Законодатель определяет: сроки агитационной компании (начала, конца), условия и способы, места, использование СМИ (равные условия и равное время выступления кандидатов). В некоторых странах запрещено публиковать опросы общественного мнения за несколько дней до окончания агитации. Финансирование – см. вопрос 39.

9) Голосование . В большинстве стран голосование тайное, личное, методом бюллетеней. Бюллетени печатаются государством официального образца (в большинстве стран) и самими партиями (напр.Франция). Допускается голосование по почте (Великобритания, ФРГ), по доверенности, выдаваемой на родственников (Франция, ФРГ), во многих странах допускается досрочное голосование. Бывают и др.методы: механический рычаг, перфокарта (пробивание отверстия), электронная система прямой записи (сенсорный экран, кнопочные машины) и т.д.

10) Подсчет голосов, подведение итогов, опубликование . Подсчет осуществляется членами избирательных комиссий и др.органами, производится открыто и гласно, присутствуют партийные наблюдатели, представители независимых кандидатов, общественности, СМИ, международных наблюдателей (дают заключение о степени легитимности выборов). Действительность выборов или их недействительность подтверждается различными органами: прежде всего центральными избирательными комиссиями, подтверждение действительности может входить в компетенцию Парламента, Судебный порядок, Конституционным судом, Конституционный совет (Франция).

Это обязательные стадии. Также предусматриваются факультативные стадии:

12) Окончательное определение результатов голосования и опубликование итогов

Избирательные споры решаются в административном порядке (избирательными комиссиями) и судебном. Для судебного в некоторых странах создаются специализированные избирательные суды (Бразилия), в некоторых не создаются (США).


Абсентеизм (от латинского absentia - отсутствие), уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представительных органов или должностных лиц.

Абсентеизм – одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест населения против существующей формы правления, политического режима, проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей. В широком плане под абсентеизмом можно понимать факт равнодушного отношения населения к политической жизни , обывательское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит, политика "не мое дело" и т.д.



Масштаб абсентеизма напрямую связан с историческими условиями становления институтов демократии, с различиями в менталитете народов, с существованием различных традиций и обычаев в данном социуме.

ПРИЧИНЫ:

Абсентеизм вызван, как правило, аполитичностью граждан, утратой их доверия к государственным органам власти, низким уровнем политической компетенции избирателей, низкой значимостью результатов выборов для граждан. Абсентеизм оказывает негативное влияние, поскольку снижает легитимность власти и свидетельствует об отчуждении граждан от государства; в некоторых странах (Италия, Бельгия, Греция, Австрия) преследуется по закону.

Рост числа абсентеистов – это свидетельство несовершенства сложившейся политической системы, показатель роста недоверия к демократическим институтам, индикатор нарастания социальной напряженности в обществе.

Одной из характерных черт политической жизни постиндустриального общества является резкое снижение политической активности граждан. Рост числа абсентеистов фиксируется практически во всех высокоразвитых в экономическом отношении странах. (По данным Международного института демократии и содействия выборам (Стокгольм, Швеция), проводившего анализ активности избирателей на всеобщих парламентских и президентских выборах в 163 странах мира, среднестатистический показатель явки избирателей снизился за последние годы с 70 до 64%3). Таким образом, с известными допущениями можно утверждать, что абсентеизм стал своеобразной "визитной карточкой" новейшего времени.

Главной причиной абсентеизма является неприемлемость для части избирателей социального строя , института выборов, отсутствие интереса к политике и потребности заниматься политической деятельностью, а не сложности технического или организационного порядка, как это утверждает ряд западных авторов.

Можно выделить два основных вида абсентеизма : пассивный абсентеизм - низкая политическая и правовая культура определенных слоев населения, порождающая безразличие к политическому процессу и отчуждение от него и активный абсентеизм - результат отказа от участия в выборах по политическим мотивам, например несогласие с вынесением вопроса на референдум, отрицательное отношение ко всем кандидатам на президентских выборах и т.п.