Классный час в 3 классе на тему
«Семья и семейные ценности»
учитель Новикова А.А.
Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».
Задачи: 1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.
2.Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки, плакат, рисунки домика и его членов.
Ход классного часа
1.Организационный момент. Психологический настрой.
Сегодня, 1 сентября – в День знаний, первый день нового учебного года, мы поговорим на очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение.
2. Постановка проблемной ситуации.
Давным-давно это было. Стояла в наших краях избушка. Жила в ней семья, большая и дружная. Старики со временем умерли, а молодые разъехались кто куда: кто в город, кто на стройку, даже письма друг дружке редко пишут, больше открытки-поздравления с праздником, а что до дама родительского, так совсем про него и забыли.
Впрочем, дома кое-кто жил.
На чердаке - ворона Галя, в подполье - мышка-норушка, под крылечком - лягушка-квакушка, а в доме под печкой - домовенок Кузя.
Хорошо они жили, только однажды загудели трактора, растащили избушку по бревнышку, кому она, старая да бессемейная, нужна!
Разбежались животные кто куда: мышка в поле, лягушка в болото, ворона улетела в соседнее село.
А Кузя с тех пор ходит по свету и не может найти тот дом, где бы ему жилось хорошо.
Ребята, а кто хочет пригласить Кузю пожить в свой дом?
(Примерные ответы детей) Почему вы решили, что ему у вас будет хорошо.
3. Открытие нового.
Вот вы говорите, что у вас хорошая и дружная семья, у кого-то она даже спортивная. А как вы думаете: что такое семья?
(Ответы детей)
В словаре русского языка С.И.Ожегова "семья" определяется как группа живущих вместе родственников. Но для современной действительности семья, прежде всего: это не просто родственники, а дети и родители..
(На доске выходит - Семья - это родители и дети )
Все мы любим, слушать семейные истории, смотреть фильмы о семейных ситуациях, но обязательно со счастливым концом. Ведь это все о нас, о нашей жизни. Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе.
Итак, тема нашего классного часа "Семья"
Очень хорошее стихотворение о семье расскажут нам ребята -
Круглов Дима, Рыжков Ваня и Герасимов Никита.
Звучит стихотворение "Что может быть семьи дороже?"
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно.
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже.
На этой сказочной земле!
А кто является членами семьи? Объясните родство членов семьи.
(Ответы детей)
Кто в семье главный? Есть разные семьи. У кого главный папа, а у кого - мама. Все семьи хороши! И семья - это еще и те кто тебя окружают.
Ученики -Агафонова Даша и Синёва Лилия - прочитают стихотворение
"Моя семья"
Мама, бабушка и я -
Вот и вся наша семья.
Мы живем все дружно.
Что нам еще нужно?
Мама ходит на работу,
Дома бабушки сидят.
Мурка, Стешка - это кошки-
Лишь играют да едят.
Я хочу быть программистом
И, конечно же, артистом,
Как певец Олег Газманов.
Говорю вам без обманов.
Про свою семью писал
И маленечко устал.
Не жалею, что тружусь.
Я семьей своей горжусь!
Давайте поговорим о тех семьях, где главная мама . Расскажите, как в вашей семье называют маму?
(Ответы детей)
Как хорошо вы называете маму, ведь недаром говорят:
"При солнышке тепло, при матери добро" (На доске закрыть,а потом открыть)
Аналогично ведется обсуждение, где в семьях главные папа, дедушка, бабушка.
- Поднимите руку, кто считает, что его семья - счастливая?
4. Физкультминутка.
Давайте мы с вами немного отдохнем.
Мама, папа, брат, сестра,
А мизинчик – это я!
5. Совместное выполнение заданий.
Задание № 1
Назовите качества счастливой семьи.
(После обсуждения, каждая группа зачитывает качества счастливой семьи)
А вот, что поэтому поводу писал великий китайский ф илософ Конфуций:
(на доске записано)
"Государство - это большая семья, а семья- это маленькое государство"
Задание № 2
Допишите в карточках пять определений счастливой семьи.
Семья будет счастливой если:.
Выводы детей.
Задание №3
(эти пословицы разрезаны на 2 части, ученик читает одну, а остальные дочитывают)
Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.
Где любовь да совет, там и горя нет.
Кто детям потакает, тот потом слезы проливает.
Детей наказывай стыдом, а не розгою и бичом.
Вот вы говорите, что семья счастлива, когда папа, мама и дети вместе. У вас на столах лежат карточки, помогите деткам найти папу и маму.
жеребенок | ||
зайчонок |
Вывод: оказывается и у животных есть папа и мама. Но у животных понятие "семья" не так тесно связано как у людей, за исключением лебедей, львов.
А в старые времена и не так давние времена бабушки и дедушки, их дети и внуки жили одной семьей, где молодые, хотя и были заняты работой или учебой, находили время, чтобы уделить внимание не только своим любимым родителям, но и бабушкам и дедушкам. Так поддерживалась связь времен, продолжение традиции.
6. Итоговое творческое задание
В заключение дети рисуют, по своему представлению, счастливую семью.
7. Выставка детских работ
Урок я хочу закончить строчками одного стихотворения
Папа в зеркало глядит:
Свитер как на нем сидит?
Мама ловит папин взгляд:
Папа рад или не рад?
Папа рад, и мама рада,
Ну, а мне того и надо:
Если в доме каждый рад,
Значит, в доме мир да лад!
Пусть в ваших семьях сияет солнышко мира и доброты.
8. Итог урока.
Вы придёте домой, что вы расскажете о нашем уроке? О чём мы сегодня говорили? Что нового вы узнали?
Цель к лассного часа: раскрыть роль семьи в жизни каждого человека; обратить внимание учащихся на значение слова «семья» в их жизни;
способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи; развивать мышление, речь, воображение.
Задачи: привитие навыков осмысления семейных ценностей, традиций, особенностей каждой ячейки общества; развить интерес к родословной своей семьи, понимания родных и близких людей и уважительного отношения к ним.
Ход классного часа.
Классный руководитель:
Сегодня мы проводим с вами классный час под названием «Семья и семейные ценности».
Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.
Очень хочется узнать ваше мнение «Что такое семья» , ведь через небольшой промежуток времени вы тоже станете папами и мамами, и будете зажигать свет в своих окнах.
Учащимся предлагается тест «Незаконченное предложение».
1. Семья - это...
2. Мои родители - это...
3. Свет в окнах моего дома - это...
4. Радость в моей семье - это...
5. Горе моей семьи - это...
6. Вдали от родного дома я буду вспоминать...
7. Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в будущую семью...
8. Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье...
9. Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей - это...
В современной литературе семья определяется как:
«Малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведением хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей» .
А сейчас мы посмотрим на слайдах правила жизни семьи.
Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию:
1. Ставь интересы других людей выше собственных.
2. Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее.
3. Будь верен и надежен.
4. Уважая других людей, уважай себя.
5. Терпимо относись к чужим точкам зрения.
6. Воспринимай людей как равных себе.
7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
8. Умей прощать и не будь обидчив.
9. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.
10. Проявляй чуткость.
11. Будь уверен в себе и достоин своего дома.
12. Будь свободен ото лжи и обмана.
13. Умей контролировать свои желания и поступки.
14. Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.
Дом – это очаг. Это – начало всех начал. В нем важно поддерживать тепло, чтобы оно не остыло, а сохранилось в памяти и сердце на всю жизнь. О нем вспоминают с теплотой и нежностью. Многие известные писатели и поэты в своих произведениях с большой теплотой и нежностью вспоминают о доме, о родных людях, которые отдали им тепло своей души, научили жить и любить все, что их окружает.
А какие бывают традиции в семье?
(Ответы учащихся)
Традиции:
Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;
Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
Приглашать гостей и собирать застолье;
Собирать и хранить семейные фотографии;
Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.
А знаете ли вы, что издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.
А в вашей семье есть у кого-нибудь династии?
(Ответы детей).
Классный руководитель предлагает детям закончить пословицы о семье:
Где любовь да совет, там и горя … (нет)
Где мир и лад, не нужен и … (клад)
Лучший клад, когда в семье … (лад)
В гостях хорошо, а дома … (лучше)
В своём доме и стены … (помогают)
В семье разлад, так и дому … (не рад)
Доброе братство лучше … (богатства)
Вся семья вместе, … (так и душа на месте)
Классный руководитель:
Ребята как вы думаете, можно наш класс назвать семьёй?
(Ответы детей).
А можно ли нашу страну назвать семьей и почему?
Наверное многим приходилось слышать о том, что семья - это "первичная ячейка общества". Но этому выражению обычно не придают особого значения, в него попросту не вдумываются. Между тем - это очень верно и очень важно. Семьи - это те кирпичики, из которых складывается всё здание государства. Какие семьи - такое государство. Из гнилых кирпичей крепкого здания не построишь. И французское королевство (накануне их "Великой" революции), и Римская империя (накануне её падения), и древняя Греция (накануне своего бесславного заката и исчезновения), прошли через моральное разложение своих граждан, через развал "института семьи", через торжественный расцвет всевозможных извращений. Государство может чувствовать себя сколь угодно сильным, может иметь на вооружении сколько угодно ракет с ядерными боеголовками, может пользоваться в мире каким угодно авторитетом; но если "на семейном уровне", в кругу своих, граждане этого государства смеются над своей страной, не уважают её и с презрением критикуют своё руководство - значит жить этому государство (или - этому руководству) осталось недолго. Правительство, которое упустило контроль над умами граждан и утратило авторитет на самом "низовом", "семейном" уровне - практически обречено. И никакие ракеты, никакое количество танков - его не спасут. Для государства жизненно важно знать, чего хочет каждая семья (в целом) - и ориентироваться на желания семей, а не на свои мечтания. Неплохо если и каждая семья, в целом, понимает, принимает и одобряет политику государственного руководства.
В заключении мне хочется сказать , что
самое дорогое в жизни человека – семья. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.
Помните, ребята, какой бы век ни стоял на Земле, есть нерушимые ценности, которые мы должны беречь. Первое – это наша семья. Берегите своих родных, будьте внимательны, заботливы. Весь наш мир проходит в семье, пусть он будет красочным, интересным и светлым.
Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели».
Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно, уютно.
Всем спасибо!
Тема классного часа интересна и актуальна для учащихся 5-7 классов С(К)ОУ. В разработке представлены практические упражнения, в результате которых дети учатся строить межличностные отношения на взаимном уважении, доверии в своей семье.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема. Семья и семейные ценности.
Цель: формировать у детей представление о семье как о людях, которые
Любят друг друга, заботятся друг о друге
Задачи:
- Раскрыть значение понятий «семья», «счастливая семья», «семейные ценности»;
- Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности;
- Воспитывать уважительное отношение к родным и близким;
- Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
Оборудование : ромашки, дерево семьи, карточки- слова, предложение
Ход урока:
- Орг. момент
Каждый год звонок веселый
Собирает вместе нас.
Здравствуй, осень! Здравствуй, школа!
Здравствуй, наш любимый класс.
Пусть нам лета жаль немного -
Мы грустить не будем зря.
Здравствуй, к знаниям дорога!
Здравствуй, праздник сентября!
(В. Степанов)
- Сегодня мы снова собрались все вместе в новом уютном классе. Я поздравляю вас с началом нового учебного года. Я рада видеть вас повзрослевшими уже в 6 классе.
- Сегодня, 1 сентября – в День Знаний, первый день нового учебного года, мы поговорим на очень интересную и важную тему. Я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца урока сохранится прекрасное настроение.
Тема нашего первого урока в этом учебном году – «Семья и семейные ценности».
- Основная часть
«Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро»).
Что такое семья?
Какая семья называется счастливой?
Что такое семейные ценности?
А для начала мне бы хотелось узнать, как вы провели лето: как отдохнули, где побывали и с кем?
(рассказы учащихся о летнем отдыхе).
- По вашим рассказам каникулы вы провели замечательно, отлично отдохнули, окрепли.
Кто из вас был самым внимательным во время рассказов детей о своём отдыхе и сможет ответить на вопрос: какие слова вы употребляли чаще других?
- ( мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, тётя, дядя).
А кто это?
- ( Это члены семьи).
- Так что же такое семья?
Дети высказывают мнения
(«Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят ». «Семья – это родные друг другу люди». «Семья – это близкие друг другу люди, которых объединяют общие интересы »).
- Совершенно верно, люди, с которыми мы вместе живём, отдыхаем, которые рядом и в праздники, и в трудные минуты – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надёжные друзья. В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали: «Что хорошо»? «Что плохо»? «Что можно»? «Что нельзя»?, приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные.
- Ребята, как же появилась дружная семья? (заслушиваю мнения детей).
Я вам расскажу одну легенду:
«Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств…».
В России символом любви и семейного благополучия является обыкновенная РОМАШКА.
- Ребята, каких качеств надо придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой; на чём же должна строиться семья? И почему некоторые семьи крепкие, дружные, сплоченные, и просто счастливые, а другие словно случайно образовались из абсолютно незнакомых друг другу людей?
- (Напишите на лепестках ромашки семейные качества)
Прочитайте качества на лепестках ромашки которые вы написали.
- Совершенно верно, семья строится на доверии и любви, на взаимоуважении и взаимопонимании. Всё это – составляющие крепкого фундамента для семьи – семейные ценности. Это общие интересы всей семьи. Мы не рождаемся с ними, семейные ценности не передаются по наследству, их нельзя купить, а можно их только привнести и беречь всю жизнь, беречь как зеницу ока
- Хорошо, когда семья большая, однако, семья может быть и маленькая: например, мама и сын, мама и дочь. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.
Я вам предлагаю заглянуть в гости в одну семью.
«Какой хороший вечер» (Золтана Зелка)
Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
С газетой папа дремлет.
Готовит мама ужин.
Под крышкой пар в кастрюле
Насвистывает песню.
Глаза мои закрылись
Раскрыть бы их пошире.
Глядеть бы удивлённо.
Да открывать мне лень их.
Весь мир исчез. Лишь мама
Посередине мира.
И я уже уснувший
У мамы на коленях.
Хотелось ли вам жить в такой семье? Почему? (высказывания детей).
Выберите слова, которые «живут» в такой семье?
уют , спокойствие , вражда, здоровье, болезнь, любовь , ненависть, чистота, добро , счастье , ссора, дружба , согласие , грубость).
“Я и родословная”
“Не гоже быть Иванами не помнящими своего родства”. Многие из вас помнят своих родных и любят вспоминать и рассказывать о своей семье, братьях и сестрах. Знаю, что ваша память хранит не только радостные, но и не очень приятные воспоминания, но это ваша жизнь, ваша судьба и не от вас она зависела. А сейчас давайте заполним своё родословное дерево семьи.
А сейчас поиграем в игру, которая называется «Аплодисменты».
Встаньте, те:
- кто похож на маму?
Аплодисменты!
Кто похож на папу?
Аплодисменты!
Кто скучает по родителям, уезжая из дома?
Аплодисменты!
В чьей семье занимаются спортом?
Аплодисменты!
У кого нет секретов от родителей?
Аплодисменты!
К кому приходят друзья в гости?
Аплодисменты!
Кто помогает родителям по дому?
Аплодисменты!
Кто любит свою семью, дорожит ей!
Аплодисменты!
Я думаю, что вы счастливые дети, потому, что «Счастлив тот, кто счастлив дома».
Упражнение «Ассоциация»
У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?
Если семья - это постройка, то какая…
Если семья - это цвет, то какой…
Если семья - это музыка, то какая …
Если семья - это геометрическая фигура, то какая…
Если семья - это название фильма, то какого…
Если семья - это настроение, то какое…
Ребята как вы думаете, можно наш класс назвать семьёй?
(ученики: высказывают свои мнения).
- Верно, наш класс можно назвать семьёй. Конечно, мы не родственники, но видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаём что-то новое, радуемся вместе победам и огорчаемся из-за неудач. И мне бы хотелось, чтобы наш класс стал ещё дружнее и остался такой дружной семьёй до окончания школы.
А теперь давайте мы с вами сделаем ромашку счастья и благополучия своей семейки.
«Расскажи обо мне»
- Итог урока
Учитель: Наш классный час подходит к концу и мне бы хотелось узнать ваше мнение:
Семья.
А что значит семья?
Это – семь я.
Без чего не может быть она?
Без папы, мамы и меня.
А чем же скреплена она?
Любовью, заботой и теплом.
Ведь все мы связаны семьёй.
Пусть всё это только игра,
Но ею сказать мы хотели:
Великое чудо семья!
Нет в жизни важнее цели!
Храните её! Берегите!
Свято храни честь своей семьи.
Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.
Подари родителям радость.
Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.
Жизнь – это дорога, полная испытаний,
будь готов с честью пройти их.
Цели : показать значение семьи, домашнего тепла; развивать речь, умение рассуждать; воспитывать уважение к родным, желание заботиться о близких людях, дорожить ими.
Оборудование : запись песни «Родительский дом», иллюстрации к пословицам о доме и семье.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Звучит запись песни «Родительский дом» в исполнении Л. Лещенко.
II. Сообщение темы занятия.
Учитель.
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них покоится от века
По воле бога самого
Самостоянье человека -
Залог величия его.
Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина станет эпиграфом нашей встречи. О чем оно? Какова его основная мысль? (Это стихотворение о любви к Родине)
Родина, родной дом - это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом - это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг. Когда строят дома? (Когда нужно где-то жить)
Дом строят, когда создается семья. Сегодня мы узнаем, каким должен быть дом и что такое дом и семья.
III. Беседа по теме.
Как зовут вас и членов вашей семьи?
Это редкие или хорошо известные имена?
Знаете ли вы, что обозначают эти имена? Расскажите.
Как обычно дома вы называете друг друга?
Какие ласковые обращения звучат в вашем доме?
Какие из них вам больше всего нравятся?
Что же такое семья?
Заранее подготовленные ученики читают стихотворения:
Очень люблю, когда все собираются,
Белою скатертью стол накрывается,
Бабушка с мамою, папа и я,
Мы называемся вместе семья.
Л. Куклин
Любят меня без особых причин
За то, что я - внук, за то, что я - сын,
За то, что расту, за то, что малыш,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца моих дней
Останется тайной опорой моей.
Валентин Берестов
IV. Анализ и разыгрывание ситуаций.
1. Вы проснулись утром и приветствуете своих маму, папу, бабушку, сестру (брата). Что они отвечают?
2. Вы уходите в школу, прощаетесь с родными.
3. Вы пришли из школы, встречаетесь с родными, приветствуете их.
4. Мама отдыхает, вы учите уроки, а младший брат включил телевизор. Как вы поступите?
V. Работа со стихотворением С. Маршака «Наши с папой разговоры».
Вот висят пальто и шляпа,
День у папы выходной
Не ушел сегодня папа,
Значит, будет он со мной.
Что мы нынче делать будем?
Это вместе мы обсудим.
Сяду к папе на кровать -
Станем вместе обсуждать...
Чем вы обычно занимаетесь вместе с папой?
Чему научил вас папа?
Что интересного он вам рассказал?
VI. Анализ ситуации.
Учитель читает отрывок из рассказа В. Драгунского «Денис Кораблев».
«... Потом мама принесла целую тарелку манной каши.
Ешь! - сказала мама. - Безо всяких разговоров...
Я сказал: - Я ею давлюсь!..
Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила:
Хочешь, пойдем с тобой в Кремль?
Конечно, хочу в Кремль!
Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем...»
А у вас так бывает?
Подумайте и ответьте, кто чаще всего говорит такие слова:
Мой маленький, ненаглядненький,
Мой хорошенький, мой пригоженький.
Какие лаковые слова вы слышите дома?
Кто чаще всего их говорит?
Какие стихотворения вы знаете о маме?
Учащиеся читают стихотворения:
Берегите матерей
(отрывок из поэмы)
Воспеваю то, что вечно ново.
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою.
И, моей не подчиняясь воле,
Рвется к звездам, ширится окрест...
Музыкою радости и боли
Он гремит-души моей оркестр.
Но когда скажу я, как впервые,
Это слово - Чудо. Слово - Свет, -
Встаньте, люди! Павшие, живые!
Встаньте, дети бурных наших лет!
Встаньте, сосны векового бора!
Встаньте, распрямитесь, стебли трав!
Встаньте, все цветы! И встаньте, горы,
Небо на плечах своих подняв!
Встаньте все и выслушайте стоя
Сохраненное во всей красе
Слово это - древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте!.. Встаньте все!
Как леса встают с зарею новой,
Как травинки рвутся к солнцу ввысь,
Встаньте все, заслышав это слово,
Потому что в слове этом - жизнь.
Слово это - зов и заклинанье,
В этом слове сущего душа.
Это - искра первая сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это пусть всегда пребудет
И, пробившись сквозь любой затор,
Даже в сердце каменном пробудит
Заглушенной совести укор.
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем - исток всего. Ему конца нет...
Встаньте!.. Я произношу его:
Р. Гамзатов
Мать
У ней счастливей не было лица:
Пошел сынишка!.. Женщина готова
Рассказывать об этом без конца.
Вот только о себе самой - ни слова.
А было так: он, что-то лепеча,
Поднялся вдруг, качаясь от волненья,
И две ее руки, как два луча,
Ему определили направленье.
И страх его растаял неспроста,
Когда он зашагал, круша преграды:
Ведь две ее руки, как два шита,
Все это время находились рядом.
И он прошел от стула до стола,
Хоть пол шатало, будто на причале:
Ведь две ее руки, как два крыла,
Парили над сыновьими плечами.
Наступит время: сын - через порог.
Потом - отъезд и долгие разлуки...
Но у начала всех его дорог -
Опять ее протянутые руки.
Ю. Воронов
Подумайте, а всегда ли вы готовы помочь своим родителям?
Как вы должны вести себя дома?
Как вы общаетесь с родителями?
Помните, что ваши родители - это ваше богатство. Они построили семью, дом, в котором вы живете, окружили вас теплом, заботой и любовью.
VII. Строительство дома.
Давайте и мы построим дом. Подберите к слову «дом» синонимы.
Учитель обобщает ответы учащихся и записывает на доске:
Дом - изба - квартира - жилище.
Изначально дом - жилище, изба. В древнерусском языке слово истба означало «баня, теплое помещение». Сравните слова истопить, топить, тепло.
Представьте, что мы с вами - семья. Чтобы всем в нашем доме было хорошо, что нам для этого необходимо? Мне нужна в семье любовь. А вам? (Доброта, понимание, уют, забота, уважение)
Учитель размещает на доске «бревна», на которых написаны слова. В результате выстроен «дом». На «крыше» написано слово тепло.
Мы построили дом, в котором тепло.
Соберите в ладони свое тепло.
Пусть его будет много.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.
Было утром тихо в доме.
Я писала на ладони имя мамино...
Не в тетрадке на листке,
Не на стенке каменной -
Я писала на руке имя мамино.
Было утром тихо в доме,
Стало шумно среди дня...
Что ты спрятала в ладони? -
Стали спрашивать меня.
Я ладонь разжала -
Счастье я держала.
У каждого из нас есть свой дом, и мне хотелось бы, чтобы вы рассказали, какой он у вас.
Выслушиваются рассказы детей.
VIII. Работа с пословицами.
Какие пословицы о доме, о семье вы знаете?
Учащиеся называют пословицы:
Дома стены помогают.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
Без хозяина дом - сирота.
Не нужен клад, когда в семье лад.
Всякой матери свое дитя мило.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
Учитель демонстрирует иллюстрации пословиц.
— Опишите иллюстрации. Прочитайте пословицы к ним. Объясните их смысл.
IX. Кроссворд «В нашем доме».
Теперь поиграем. Сейчас мы узнаем, как вы знакомы с домашними вещами.
На доске записан кроссворд «В нашем доме». Учитель читает вопросы, учащиеся дают ответы.
По вертикали:
1. Не смотрел в окошко -
Был один Антошка,
Посмотрел в окошко -
Там второй Антошка!
Что это за окошко,
Куда смотрел Антошка?
2. Кассету поставим,
На кнопку нажмем -
И музыкой сразу
Наполнится дом.
3. В комнаты не попадем,
Если по нему мы не пройдем.
5. Бородатый Герасим
Поясом опоясан.
По полу идет -
Но за строкой бежит строка.
И вот уже про все на свете,
Ее читая, знают дети.
9. Как куда-нибудь пойдешь,
Ты в него заглянешь
И рубашку и пальто
Из него достанешь.
11. Ног нет — а хожу,
Рта нет - а скажу,
Когда спать,
Когда вставать.
По горизонтали:
1. Маленькая собачка
Свернувшись лежит -
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает.
4. Веселый Никитка
К венику подбегает,
Мусор забирает.
6. Игрушечная Маша
Платочком пестрым машет,
Детишек развлекает.
А кто она такая?
8. Мы его сплетали сами,
В нем висит горшок с цветами.
10. Здоровается ею
Со всяким гостем дверь.
12. Бабушкин подарок
Связан хоть куда!
Внученьку согреет
В любые холода.
13. Ею сверху
Дом накрыт.
Ответы: По горизонтали: 1. Замок. 4. Совок. 6. Кукла. 8. Кашпо. 10. Ручка. 12. Кофта. 13. Крыша.
По вертикали: 1. Зеркало. 2. Магнитофон. 3. Коридор. 5. Веник. 7. Книга. 9. Шкаф. 11. Часы.
X. Итог занятия.
Какие правила поведения в семье нужно знать и выполнять?
Есть ли разница в приветствии родных, знакомых, друзей? В чем она выражается?
Задание на дом . Нарисуйте портрет своей семьи или кого-то из близких.
Классный час в 9 классе на тему «Семья и семейные ценности»
Цель классного часа : раскрыть роль семьи в жизни каждого человека; обратить внимание учащихся на значение слова «семья» в их жизни;
способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи; развивать мышление, речь, воображение.
Задачи : привитие навыков осмысления семейных ценностей, традиций, особенностей каждой ячейки общества; развить интерес к родословной своей семьи, понимания родных и близких людей и уважительного отношения к ним.
Ход классного часа.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!
Классный руководитель .
Сегодня мы проводим с вами классный час под названием «Семья и семейные ценности».
Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.
Вне семьи на протяжении всей истории человечества было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.
И в сегодняшнем цивилизованном мире, люди все равно стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности. Человека без семьи трудно считать вполне счастливым.
Каждый человек хочет быть счастливым, это, значит, все мечтают об одном и том же. Представления у людей о счастье разные. Сейчас выполним несложное задание. Пронумеруйте по мере убывания значимости те области жизни человека, которые могут ассоциироваться со счастьем. (1 место - самое важное и т. д.).
Отдых, путешествие
Материальные блага
Почему же семья ассоциируется со счастьем?
В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали (Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?); приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные…
Очень хочется узнать ваше мнение «Что такое семья», ведь через небольшой промежуток времени вы тоже станете папами и мамами, и будете зажигать свет в своих окнах.
Тест «Незаконченное предложение».
1. Семья - это...
2. Мои родители - это...
3. Свет в окнах моего дома - это...
4. Радость в моей семье - это...
5. Горе моей семьи - это...
6. Вдали от родного дома я буду вспоминать...
7. Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в будущую семью...
8. Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье...
9. Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей - это...
Молодцы, ребята! Семья - это
трудовой коллектив,
и моральная опора,
и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба),
и пространство для отдыха,
и школа доброты,
и многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми,
мораль и вкусы,
манеры и привычки,
мировоззрение и убеждения,
характер и идеалы…
Основы всего этого закладываются в семье.
Итак, семья – это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и близких родственников, живущих вместе.
В жизнедеятельности современной семьи первостепенное значение приобретают функции, связанные с общением, взаимопомощью, эмоциональными отношениями супругов, родителей и детей.
Мы с вами говорили, что семьи отличаются друг от друга обычаями, традициями. В каждой семье есть семейные фотографии. Традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.
А какие бывают традиции? (Ответы учащихся)
Традиции:
Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;
Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
Приглашать гостей и собирать застолье;
Собирать и хранить семейные фотографии;
Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.
А знаете ли вы, что издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.
А сейчас давайте немного поразмышляем…
СЕМЬ ДОЧЕРЕЙ.
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.
Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.
Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья.
Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, - щебетала четвертая.
Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - промолвила пятая.
Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, - сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу - помыть ноги.
В.Сухомлинский
Вопросы и задания к сказке:
Какой была седьмая дочка? Чем она отличалась от своих сестер?
Как вы думаете, что труднее: говорить красиво или поступать красиво?
Подумайте и расскажите, что каждая дочка из сказки могла бы сделать для своей мамы.
Что вы для делаете для мамы, когда она устает?
Классный руководитель: Ребята как вы думаете, можно наш класс назвать семьёй?
(ученики: высказывают свои мнения).
Верно, наш класс можно назвать семьёй. Конечно, мы не родственники, но видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаём что-то новое, радуемся вместе победам и огорчаемся из-за неудач.
В современной песне поётся:
Родительский дом – начало начал,
Ты в жизни моей, надёжный причал.
Родительский дом! Пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет.
Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют.
Самое дорогое в жизни человека – семья .
Помните, ребята, какой бы век ни стоял на Земле, есть нерушимые ценности, которые мы должны беречь. Первое – это наша семья. Берегите своих родных, будьте внимательны, заботливы. Весь наш мир проходит в семье, пусть он будет красочным, интересным и светлым.
Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели».
Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно, уютно.
Всем спасибо!
«Семья и семейные ценности»