Трафальгарское сражение известно своими историческими последствиями. В этой битве погиб легендарный адмирал Нельсон. Неоспоримая победа Английского флота, положила конец нападкам из Франции.

    Мыс у которого все это случилось, называется Трафальгар, а сама битва произошла двадцать первого октября тысяча восемьсот пятого года. Ответ - ТРАФАЛЬГАР.

    Для Англии это событие имеет значение как национальный праздник победы своего флота. Для мировой истории, как самое грандиозное морское сражение, произошедшее в девятнадцатом веке. Эта морская битва произошла в районе Трафальгарского мыса. Место стало известным в истории как - ТРАФАЛЬГАР.

    ТРАФАЛЬГАР

    Вернее - морское сражение при вышеуказанном мысе.

    Именно в нм погиб британское военно-морское вс, краса и гордость гранд-флита - сэр Горацио Нельсон.

    Англичане, так думаю, с радостью согласились бы потерять кучу кораблей.

    Военно-морские англичане, а не спонсеры из Сити, разумеется.

    В общем же - считается крупнейшим военно-морским сражением девятнадцатого века.

    В этот день произошло Трафальгарское сражение, его отмечают в Британиии как день победы королевского флота. Командовал флотом знаменитый вице- адмирал Нельсон, сражение стало для адмирала последним. Трафальгарской сражение вошло в историю как одно из самых великих морский сражений. Ответ из десяти букв- Трафальгар.

    Речь в вопросе идет о знаменитом морском сражении, произошло оно у мыса Трафальгар.

    Тогда в сражении участвовало два флота - франко-испанский, это был объединенный флот и английский флот.

    Сражение получало название - Трафальгарское. Хоть победа Англии была безаговорочной, она не потеряла ни одного судна, но именно в этой битве погиб Горацио Нельсон.

    ТРАФАЛЬГАР - правильный ответ.

    Правильный ответ на вопрос будет ТРАФАЛЬГАР (10 букв)

    Двадцать первого октября 1805 года у трафальгара было сражение в котором флот Великобритании просто уничтожил флоты Испании , это сражение называлось Трафальгарское

    Верный ответ на этот вопрос мыс ТРАФАЛЬГАР .

    На этом мысе произошло историческое морское сражение, которое носит название Трафальгарское сражение. Сражение было между франко-испанским и английским флотами. На удивление противнику Британия в этом сражении ни потеряла ни одного корабля, но зато погиб вице-адмирал Горацио Нельсон. После этого сражения Наполеон не стал больше нападать на Англию.

    В вопросе речь идет о знаменитом сражении 19 века, когда на море сошлись два флота: английский и объединенный франко-испанский.

    Битва произошла 21 октября 1805 года у мыса Трафальгар, потому это сражение попало в историю как Трафальгарское.

    По одним источникам союзники Испания и Франция потеряли в сражении 18 кораблей, а по другим число увеличивается до 22. Англия не потеряла ни одного военного судна. Но Туманный Альбион все же получил существенный урон, потому что в битве погиб знаменитый адмирал Горацио Нельсон.

    ТРАФАЛЬГАР - верный ответ на этот вопрос.

    А битва эта была у мыса Трафальгара. Мыс этот имеет арабское происхождение и находиться он на испанском берегу. Эту битву иногда ещ называют Трафальгарским сражением 1805 года. В общем правильный ответ - это ТРАФАЛЬГАР.

    Эта знаменитая битва носит название ТРАФАЛЬГАР .

    Сражение действительно стало знаменитым, так как действительно потери были разными у этих стран, а последствия тяжелыми. Англия наконец смогла отбиться от Франции.

    Поскольку в вопросе предоставлено достаточное количество информации, ответ на него получилось отыскать очень быстро - сражение, место которого предстоит угадать, неразрывно связано с именем адмирала Нельсона, памятник которому установлен на Трафальгарской площади в Лондоне - в 1805-м году английский флот под командованием Нельсона одержал доблестную победу в военно-морском сражении у мыса Трафальгар .

21 октября 1805 года на Атлантическом побережье Испании у мыса Трафальгар около города Кадис произошло историческое морское сражение между британскими и франко-испанскими морскими силами. В ходе восьмичасового боя британская эскадра адмирала Горацио Нельсона, не потеряв ни одного корабля, полностью разгромила союзный флот, уничтожив и захватив половину его судов. В этом сражении сам Нельсон погиб.

В 1805 году ведущей сухопутной силой в Европе являлась армия французской империи во главе с Наполеоном. А на море главной силой был английский королевский военный флот, который и ввел во Франции морскую блокаду, влияющую на ее торговлю и мобилизацию морских сил. Несмотря на несколько достаточно удачных походов, французам не удавалось окончательно прорвать блокаду. И тогда Наполеон перешел на ту же политику, основав континентальную блокаду, воспрещающую всем зависимым от него странам торговать с Великобританией. Это, в свою очередь, нарушило связь Британских островов с Европой.

Не ограничиваясь своими планами по захвату английских колоний, Наполеон намеревался высадиться крупным десантом на территории Туманного Альбиона, а подготовку к этой операции назвал «булонской экспедицией». Собственно это и стало причиной Трафальгарского сражения. Английская эскадра адмирала Нельсона заблокировала франко-испанский флот в гавани Кадиса. Французский адмирал Вильнев получил от Наполеона приказ прорвать окружение и вырваться в воды Средиземного моря для воссоединения с находящимся там силами.

Английская эскадра насчитывала 27 линкоров и 4 фрегата, в составе франко-испанского флота было 33 линкора и 5 фрегатов. Вильнев, используя традиционную тактику, выстроил корабли в линию. Нельсон же применил революционный прием - построил эскадру в две колонны, которые используя попутный ветер, ринулись на малоподвижные корабли противника.

Первый залп этой битвы раздался в 11 часов, а в 17.30 сражение завершилось полным разгромом союзного флота. В результате битвы Франция и Испания потеряли двадцать два корабля, в то время, как Великобритания - ни одного. Победа британцев была омрачена гибелью их адмирала: 47-летний Нельсон, чьи личная отвага и искусство флотоводца сыграли решающую роль в сражении, был смертельно ранен на своем флагманском корабле «Victory» - мушкетная пуля раздробила ему позвоночник. Французский же адмирал Шарль Вильнёв попал в плен.

Трафальгарский триумф принес Англии более столетия безраздельного мирового господства на морях. Победа Великобритании подтвердила морское превосходство страны, установленное в XVIII веке. После поражения Наполеон оставил свой план нападения на южную часть Англии и начал войну против двух других главных сил Европы: России и Австрии.

Сегодня в Великобритании День Трафальгарского сражения является государственным торжеством - в его честь ежегодно проходят праздничные мероприятия.

Начало XIX века в Европе проходило под знаком наполеоновских войн. Революционная Франция, отразив атаки контрреволюционеров всех мастей, сменила установившийся было республиканский строй на диктатуру, а затем и на новую монархию под властью Наполеона Бонапарта .

Новоявленная Французская империя теперь уже сама выступала в роли захватчика, намеренного перекроить карту мира по своему вкусу.

Для того, чтобы утвердить господство в Европе, Франции требовалось нейтрализовать своего давнего заклятого противника — Англию.

К 1805 году Наполеоном был полностью разработан план вторжения на Британские острова. Согласно ему, готовились две волны десанта. В первой 1700 барж должны были перевезти 113 тысяч человек и 5600 лошадей. Во второй к ним должны были присоединиться 48 тысяч солдат и 3400 лошадей, для перевозки которых были подготовлены 590 барж.

Армия, уже получившая наименование «Английской», готовилась к форсированию Ла-Манша в специально созданном Булонском лагере. Наполеон несколько раз посещал войска, чтобы проверить их состояние и укрепить моральный дух бойцов.

Плохой командующий неважного флота

К форсированию Ла-Манша было всё готово. Однако осуществить эту операцию мешал английский флот, стороживший пролив.

Военный флот был главной надеждой и опорой Британской империи, и для осуществления планов вторжения Франции необходимо было если не разгромить его, то хотя бы вынудить ослабить своё присутствие в районе Ла-Манша.

Проблема заключалась в том, что французский флот серьёзно пострадал в период революции. Костяк его офицерского состава составляли выходцы из аристократических семей, которые в массе своей либо погибли, либо вынуждены были бежать из страны.

Командующим французским флотом являлся адмирал Пьер-Шарль Вильнёв , также выходец из аристократов, пострадавший за происхождение, но избежавший худшего. За плечами у него было поражение от англичан в битве при Абукире, что не настраивало на оптимистический лад, но флотоводца лучше у Наполеона не было.

Французский император отдавал себе отчёт, что его флот не чета британскому, и поэтому ставил перед ним вспомогательные задачи. В марте 1805 года адмирал Вильнёв получил приказ от Наполеона совершить поход в район Карибского моря. Расчёт был на то, что англичане, встревоженные судьбой своих колоний, отправят основные силы своего флота вслед за Вильнёвом и тем самым позволят форсировать Ла-Манш.

Карибский поход Вильнёва. Март - октябрь 1805 года. Источник: Public Domain

Боевой поход под угрозой отставки

Англичане, однако, замыслы противника разгадали и продолжали держать корабли у Ла-Манша.

Французский император потребовал, чтобы Вильнёв повёл свои корабли к Ла-Маншу, чтобы сделать ещё одну попытку отвлечения британского флота.

Адмирал Вильнёв же, ссылаясь на болезни и плохое состояние кораблей, привёл эскадру в испанский Кадис, где встал на якорь для ремонта. Французов сопровождали союзные испанские корабли.

Стоянка в Кадисе растянулась на два месяца, чем воспользовались англичане. Британский флот под командованием адмирала Горацио Нельсона организовал блокаду Кадиса, лишив противника возможности манёвра.

17 сентября 1805 года Наполеон послал Вильнёву приказ со всем союзным флотом сняться с якоря, идти к Картахене, чтобы там соединиться с испанским контр-адмиралом Сальседо , а оттуда — к Неаполю, чтобы высадить там войска, находящиеся при его эскадре, в подкрепление генералу Сен-Сиру , который должен был с севера вторгнуться в Неаполитанское королевство.

Адмирал Вильнёв медлил, считая, что столкновение с англичанами обернётся катастрофой. Его поддерживал испанский командующий Антонио де Эсканьо , полагавший, что франко-испанским силам следует укреплять оборону Кадиса, а не идти на прорыв.

Во второй половине октября адмирал Вильнёв узнал, что потерявший терпение император готовит ему замену, и отдал приказ эскадре выйти в море. 19 октября 1805 года франко-испанские силы вышли из Кадиса навстречу англичанам.

Источник: www.globallookpress.com

Английский план

В распоряжении союзного флота было 18 французских и 15 испанских линейных кораблей против 27 английских. Перевес этот, однако, был нивелирован нерешительностью адмирала Вильнёва.

У французского командующего не было никакого чёткого плана сражения. После Абукира Вильнёв, кажется, уверовал в английскую непобедимость и не верил в возможность благополучного исхода боя.

Горацио Нельсон был человеком решительным и деятельным. К столкновению с противником он подошёл с тщательно продуманным планом действий. Отказавшись от классической на тот момент линейной тактики морского боя, Нельсон намеревался атаковать противника из походного порядка без перестроения в боевой с кратчайшей дистанции путём прорезания его строя и нанесения главного удара по флагманским кораблям. В соответствии с этим планом, Нельсон построил свой флот в две колонны. Первой колонной, состоявшей из 15 линейных кораблей, командовал младший флагман Коллингвуд , второй, насчитывавшей 12 линейных кораблей, — сам Нельсон. Согласно плану, главный удар по противнику должна была нанести колонна адмирала Коллингвуда; ей предстояло прорезать строй франко-испанского флота между 12-м и 13-м кораблями с конца, окружить отрезанные корабли арьергарда, а затем уничтожить их или пленить.

Риск — благородное дело

Около 5:30 утра 21 октября 1805 года примерно в 10 милях от мыса Трафальгар французские сигнальщики увидели приближающуюся с запада английскую эскадру. Адмирал Вильнёв снова заколебался. В конце концов, он отдал приказ лечь на обратный курс, чтобы в случае неудачного исхода сражения иметь возможность укрыться в Кадисе. Поворот союзной эскадры продолжался около двух часов. Из-за слабого ветра и плохой подготовки командиров кораблей строй кильватерной колонны после поворота нарушился, и это в дальнейшем не позволило многим кораблям использовать своё оружие в бою.

Нельсон, обнаружив противника, понял намерения Вильнёва и приказал немедленно начать атаку. Ветер и океанская волна в этих условиях выступали за англичан. В то же время движение английских кораблей, сближавшихся с противником под курсовым углом, близким к 90 градусам, ставило их в чрезвычайно невыгодное положение, так как они почти лишались возможности использовать свою артиллерию в период сближения, тогда как неприятель мог поражать их продольными залпами.

Горацио Нельсон шёл на этот риск сознательно. Зная о неважном уровне подготовки французских военных моряков, он был уверен, что огонь пушек противника не нанесёт существенного ущерба.

Источник: www.globallookpress.com

Пуля для адмирала

Сражение началось около полудня. Первая колонна английских кораблей прорезала строй французов и испанцев. Англичане с нескольких десятков метров давали с обоих бортов продольные залпы, причиняя кораблям противника серьёзные повреждения в корпусе и нанося большие потери в личном составе. Английские комендоры вели огонь по противнику примерно в три раза быстрее, чем союзники.

Замысел Нельсона тем не менее едва не погубил адмирал Коллингвуд. Ошибка в маневрировании вынудила 15 английских кораблей драться с 16 кораблями противника, в то время как Нельсон рассчитывал, что на главном направлении у англичан будет перевес «15 против 12». К тому же атака получилась неодновременной — корабли англичан вступали в бой с продолжительными интервалами, что давало французам возможность использовать свой численный перевес. Однако нерешительность Вильнёва и плохая подготовка французских командиров привела к тому, что шансы эти были упущены.

В час дня в бой вступила колонна Нельсона. На флагманский корабль английского адмирала «Виктори», шедший первым, обрушился мощный артиллерийский и ружейный огонь.

Одна из пуль с французского корабля пробила золотой эполет адмирала Нельсона, прошла через плечо, раздробила позвоночник и вошла в лёгкое, наполнив его кровью. Ранение оказалось смертельным — английский главнокомандующий умер ещё до окончания битвы.

Источник: www.globallookpress.com

«Милорд, этот день за вами»

Смертельное ранение Нельсона окончательно перевело сражение в схватки отдельных кораблей друг с другом. Здесь на первый план вышла лучшая выучка английских моряков.

Около двух часов дня флагманский корабль адмирала Вильнёва спустил флаг и сдался в плен. Ещё несколько кораблей французов и испанцев были настолько серьёзно повреждены, что не могли продолжать сражение.

Многие английские корабли также были серьёзно повреждены, однако в действиях британцев было больше упорства, решительности и профессионализма.

Адмирал Нельсон скончался около четырёх часов дня. Перед смертью один из офицеров доложил ему: «Милорд, этот день за вами», — давая понять, что свою последнюю битву флотоводец выиграл.

В отличие от Вильнёва, испанский адмирал Федерико Гравина , возглавлявший аръергард союзников, флага не спустил. Он продолжал руководить боем, даже когда его руку раздробила картечь. Именно адмирал Гравина сумел вывести уцелевшие корабли союзников из боя и укрыться с ними в Кадисе, избежав английского преследования.

Личное мужество Гравины не могло изменить общий итог битвы, которая прекратилась примерно в половине шестого вечера. Союзники потеряли 18 кораблей (из них 1 был уничтожен и 17 взято в плен) и, по разным данным, от 7 до 14 тысяч человек убитыми, ранеными и пленными. Англичане потеряли до 2 тысяч человек убитыми и ранеными, а их корабли были настолько повреждены, что не смогли привести в свои базы захваченные в плен союзные корабли. Некоторые из них затонули, а другие на следующий день были отбиты французами.

Рождение «адмиральской крови»

Разница заключалась в том, что потери английского флота были восполнимы, в то время как для франко-испанских сил поражение при Трафальгаре стало полной катастрофой.

Поражение в Трафальгарской битве заставило Наполеона отказаться от планов вторжения в Англию и снова переключиться на своих противников в континентальной Европе. Британская империя была спасена.

Главный герой битвы Горацио Нельсон был похоронен в Лондоне в соборе Святого Павла 9 января 1806 года. Флагманский корабль «Виктори» получил настолько серьёзные повреждения, что в течение долгого времени ремонтировался в Гибралтаре. Всё это время тело погибшего Нельсона ради сохранности держали в бочке с бренди.

По легенде, охочие до спиртного английские моряки не брезговали тайком цедить алкоголь из бочки, где находилось тело Нельсона. Возможно, это всего лишь миф, однако с той поры ром, выдаваемый на кораблях английским морякам, получил неофициальное наименование «адмиральская кровь».

Есть и ещё одна известная легенда о Трафальгарском сражении. Согласно ей, перед началом битвы Нельсон поднял на флагмане флажной сигнал «Англия ожидает, что каждый исполнит свой долг». Эта фраза стала крылатой в Британии, однако скептики настаивают, что никаких доказательств ей нет, а сигнал, поднятый адмиралом, гласил обычное в таких случаях «Следовать за мной».

Одним почести, другим позор

На долю проигравших, разумеется, не выпало славы, доставшейся Нельсону. Адмирал Федерико Гравина, чьё мужество позволило испанцам и французам сохранить честь, так и не пережил последствий тяжёлого ранения, полученного при Трафальгаре, и умер в марте 1806 года.

Адмирал Вильнёв находился в английском плену до апреля 1806 года и был отпущен под честное слово, что не будет более воевать против Британской империи.

Понимая все последствия поражения при Трафальгаре, французский адмирал не перенёс ожидания решения своей участи императором. 22 апреля его тело было найдено в одной из комнат постоялого двора, где он остановился в ожидании приказов Наполеона. Полиция сообщила, что Вильнёв покончил с собой.

Победа в Трафальгарском сражении и поныне почитается в Великобритании как один из самых выдающихся военных триумфов в истории страны.

В день 204-летия битвы, 21 октября 2009 года, на аукционе в Лондоне был продан последний из сохранившихся флагов с английского корабля, участвовавшего в сражении при Трафальгаре. При начальной заявленной цене в 14 000 фунтов флаг был продан за 384 000 фунтов.

Это морское сражение у берегов Испании оказалось решающим для судеб Европы. В случае победы франко-испанских морских сил Франция лишила бы Англию ее основного оружия защиты – флота, и тогда высадка наполеоновских войск на остров была бы предрешена, как, возможно, и судьба Великобритании. После же поражения у Трафальгара Наполеон отказался от планов десанта и сосредоточился на сухопутном театре военных действий – там, где ему не было равных. В дальнейшей перспективе было намерение ударить по Индии – главной колонии англичан – с суши, о чем Наполеон уже было договорился с русским царем Павлом в 1800 г. Планы завоевателя мира поломал английский вице-адмирал Горацио Нельсон – яркая личность, опытный и талантливый флотоводец. Он сумел подстеречь франко-испанский флот, когда он по приказу Наполеона вышел из порта Кадис с целью пройти в Средиземное море и соединиться там с кораблями, находившими в Тулоне и в испанских портах. Корабли союзников под командой адмирала Вильнёва имели численное превосходство над англичанами и шли кильватерной колонной курсом на юг, к Гибралтару. Недалеко от мыса Трафальгар Нельсон увидел вражеские суда. Английский флот, не перестраиваясь в линейную боевую колонну, двинулся двумя колоннами на сближение с кораблями союзников с запада перпендикулярно их движению. В мировую военно-морскую историю навсегда вошел мужественный флажный приказ Нельсона, вывешенный на его флагмане – корабле «Виктори»: «Англия ожидает, что каждый исполнит свой долг» (England expects that every man will do his duty). Вильнёв, заметив маневр англичан, решил вернуться в Кадис, его корабли сделали поворот «все вдруг» на 180 градусов фордевинд (т. е. с попутным ветром) и пошли обратно, но при этом сбили строй и замешкались, опасаясь столкновения друг с другом. Корабли Нельсона «взрезали» колонну Вильнёва, вклиниваясь между идущими на север кораблями противника и ведя огонь двумя бортами. Канониры англичан были подготовлены лучше французов и испанцев – на каждый выстрел пушки противника они отвечали тремя выстрелами, причем били преимущественно по нижним палубам, подавляя расчеты тяжелых пушек. Затем «Виктори» вступил в абордажную схватку с флагманом французов. В этот момент стрелок с марса французского корабля заметил блестящий парадный мундир и ордена Нельсона и смертельно ранил его. Тем временем Вильнёв спустил флаг и сдался противнику. Строй везде поломался, начались сражения кораблей один на один, причем 11 кораблей арьергарда союзников не стали ввязываться в бой и прошли мимо бьющихся с англичанами товарищей в Кадис, бросив их на произвол судьбы. В итоге результат сражения был невероятный: союзники потеряли один потопленный противником корабль, а 17 (!) сдались англичанам, которые, в свою очередь, не потеряли ни одного корабля. Потери в людях тоже были в их пользу: 2 тыс. человек против 7 тыс. у союзников. Но зато англичане потеряли адмирала Нельсона, который один стоил целых флотов: он умер еще до конца сражения. «Виктори» был в ужасном состоянии и пошел на ремонт в Гибралтар, а тело великого адмирала положили в бочку с ромом (по другой версии – с бренди), где оно и пролежало до возвращения в Англию.

Из книги История русской литературы XX века. Том I. 1890-е годы – 1953 год [В авторской редакции] автора Петелин Виктор Васильевич

Из книги Описание примечательных кораблекрушений, претерпенных русскими мореплавателями автора Головнин Василий Михайлович

Крушение военного брига «Диспач» (под начальством капитан-лейтенанта Касливцова) у берегов острова Рюгена в ночь с 5 на 6 октября 1805 года Контр-адмирал Сарычев летом 1805 года начальствовал небольшой эскадрой, которая плавала в Балтийском море для окончания

Из книги Всемирная история. Том 4. Новейшая история автора Йегер Оскар

Из книги Крупнейшие танковые сражения Второй мировой войны. Аналитический обзор автора Мощанский Илья Борисович

Из книги Неизвестная война автора Мощанский Илья Борисович

Танковая битва у Эль-Аламейна (23 октября - 27 ноября 1942 года) Танковое сражение в районе Эль-Аламейна стало крупнейшей операцией подобного рода, проведенной в течение Второй мировой войны вне советско-германского фронта. На пустынных просторах Северной Африки

Из книги История России автора Мунчаев Шамиль Магомедович

№ 10 Программа партии "Союз 17 октября" Воззвание "Союза 17 октября" Высочайший манифест 17 октября 1905 года, являющийся дальнейшим развитием закона 6 августа 1905 года о Государственной Думе, приобщает народ русский к деятельному участию, в согласии с Царем, в государственном

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ТРАФАЛЬГАРСКАЯ БИТВА Уильям Тернер. Трафальгарская битваС начала Великой французской революции одной из основных противниц Франции была Великобритания. Здесь не столько переживали по поводу судьбы французского короля, сколько боялись торгового, промышленного,

Из книги История Франции. Том I Происхождение франков автора Стефан Лебек

Наступление ислама и битва при Пуатье (25 октября 732 года) Именно вторжение Ислама послужило Карму поводом для похода в Аквитанию, который не удалось осуществить его отцу. Следует напомнить, что в 507 году в результате битвы при Вуйе франки распространили свое господство на

Из книги Испытание огнем автора Мощанский Илья Борисович

Битва за Балканы Боевые действия в Южной Европе 28 октября 1940 года - 1 июня 1941 года Из всех южноевропейских стран только Греция и Югославия посмели сопротивляться германо-итальянскому нашествию. Силы противоборствующих сторон были неравны, однако подвиг солдат «малых»

Из книги Русь меж двух огней – против Батыя и «псов-рыцарей» автора Елисеев Михаил Борисович

Битва за Чернигов 18 октября 1239 г. Слыша же Мстислав Глебович нападение иноплеменных на град и приде на ня с своим воем, бившеся им крепко, лют бо бе бой у Чернигова. Пискаревский летописец В этой главе будет рассказано о событии, которое, на мой взгляд, явилось центральным

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1813, 16–19 октября Битва народов под Лейпцигом Эта битва решила судьбу Германии и привела к тому, что французы были вынуждены отступить во Францию. После провального похода в Москву Наполеон быстро оправился, создал две армии и, несмотря на переход Пруссии на сторону

Из книги История войн на море с древнейших времен до конца XIX века автора Штенцель Альфред

Битва при Лепанто 7 октября 1571 г. Дон-Хуан Австрийский с испанской эскадрой прибыл, наконец, 24 августа в Мессину, где Вениеро и Колонна давно его ожидали. Вскоре отношения между честолюбивым и вспыльчивым главнокомандующим, опыт которого в морском деле был еще очень,

Из книги Влияние морской силы на французскую революцию и империю. 1793-1812 автора Мэхэн Алфред

Глава XVI. Трафальгарская кампания (окончание) – Изменения в плане Наполеона – Движения флотов – Война с Австрией и Аустерлицкая битва – Трафальгарская битва – Существенная перемена в политике Наполеона, вынужденная результатом морской кампании За объявлением войны

Из книги Два ракурса времени в истории Ричарда III автора Стратиевская Вера Израилевна

50-8. Битва при Ладфорд Бридж (12 октября 1459 года) Ещё большие неприятности обрушились на графа Солсбери через месяц, когда после победы при Блор - Хите, объединив свои силы с основными войсками йоркистов, он вышел из Ладлоу и направился в Вустер. Здесь, по пути следования,

Из книги Скрытый Тибет. История независимости и оккупации автора Кузьмин Сергей Львович

1805 Начато строительство…

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 6 Дева Мария и римлянка Вергиния Куликовская битва описана как Вторая Латинская война Рима и как битва при Клузии (Битва Дмитрия Донского с Мамаем отразилась в Библии как борьба Давида с Авессаломом, а у Ливия - как война Тита Манлия с Латинами) Еще раз вернемся к

Кадикс, куда 15 августа 1805 г. пришла эскадра Вильнева в составе 33 линейных кораблей (18 французских, 15 испанских), был заблокирован эскадрой Нельсона , насчитывавшей 27 линейных кораблей.

20 октября 1806 г. по приказанию Наполеона франко-испанская под командованием Вильнева вышла из Кадикса с целью прорыва в Средиземное море для действий против Неаполя. По боевой подготовке она уступала эскадре англичан. Сам Вильнев не верил в победу. Являясь представителем французской тактики XVIII в., он избегал боя. Разработанного плана боя Вильнев не имел. В инструкции, данной им перед выходом из Кадикса, указывалось только на необходимость взаимной поддержки в бою и предусматривалось выделение резерва. Нельсон же заранее разработал план боя, в котором стремился к решительному разгрому противника. В этом плане он предусматривал построение такого походного порядка, который одновременно мог быть и боевым, использование резерва в бою, сближение на самую короткую дистанцию, прорезание строя, разделение сил противника и удар по флагманским кораблям с целью нарушения управления.

Предполагая, что численность его эскадры будет доведена до 40 линейных кораблей, Нельсон решил разделить всю эскадру на три части, из которых две, по 16 линейных кораблей в каждой, в строе кильватерных колонн должны были одновременно атаковать противника, а третья из восьми линейных кораблей - образовать резерв.

Главный удар по должна была нанести колонна Коллингвуда , для чего ей следовало прорезать строй французской эскадры у 12-го корабля с конца и атаковать отрезанные корабли. Колонна Нельсона должна была в это время осуществить обеспечивающий удар: атаковать центр французской эскадры и, связав его боем, не дать прийти на помощь арьергарду колонны. Против французского авангарда не было выделено сил, так как Нельсон , зная о слабой подготовке французов, считал, что их арьергард и центр будут разбиты до того, как подойдет к месту боя.

Поставив перед командованием своих кораблей общие задачи, Нельсон предоставил им действовать самостоятельно, отказавшись от управления силами и корректировки задач в ходе боя.

Выйдя из Кадикса, Вильнев , стремясь избежать боя, повернул на северо-запад, пытаясь ввести в заблуждение англичан. Пройдя некоторое время в этом направлении, Вильнев повернул на юг. На рассвете 21 октября он приказал перестроиться из походного порядка - пяти кильватерных колонн - в боевой - одну .

Около 6 часов на параллели мыса Трафальгар англичане увидели противника. Около 8 часов Вильнев приказал повернуть на север через , чтобы быть ближе к Кадиксу. К 10(?) часам поворот был закончен. Несмотря на то, что он длился два часа, линия строя вследствие слабого ветра и плохой морской выучки командиров кораблей пришла в расстройство. Союзный флот шел со скоростью два-три узла.

В это время английская эскадра шла двумя параллельными колоннами, спускаясь на противника. Так как к началу боя у Нельсона было 27 линейных кораблей вместо предполагаемых 40, то он отказался от выделения резерва и приказал атаковать французскую эскадру двумя колоннами. Главный удар по французскому арьергарду наносили 15 линейных кораблей, а вспомогательный - 12 линейных кораблей.

Метеорологическая обстановка чрезвычайно благоприятствовала англичанам. Дул слабый ветер западо-северо-западного направления, который затруднял управление идущими в кораблями франко-испанской эскадры. Находясь полнее к ветру, англичане могли лучше управлять кораблями. Шедшую с запада океанскую зыбь корабли союзников принимали , что сильно затрудняло ведение прицельного артиллерийского огня. После поворота на север Вильнев так и не смог построить эскадру в боевую линию, что облегчило Нельсону прорезание строя противника.

В процессе сближения, когда угол между линией курса английской эскадры и направлением на противника для колонны младшего флагмана Коллингвуда составил примерно 30°, а для колонны Нельсона 60°, франко-испанская эскадра могла нанести англичанам сильные повреждения артиллерийским огнем, так как последние в это время почти не могли стрелять. Однако в силу слабой подготовки кораблей союзников и бортовой качки огонь их кораблей был неэффективным.

Первой сблизилась с союзной эскадрой колонна Коллингвуда . В 12 час. 30 мин. ее флагманский корабль «Ройал Соверен» прорезал строй противника под кормой корабля «Санта Анна» , шедшего шестнадцатым от конца, таким образом, наме ченное Нельсоном создание количественного превосходства на направлении главного удара путем прорезания строя у двенадцатого от конца французского корабля из-за просчета в маневрировании не было достигнуто. Следующие английские корабли прорезали строй поодиночке, подвергаясь мало действительным бортовым залпам союзников, между тем продольные залпы английских кораблей были весьма эффективными.

Флагманский корабль Нельсона «Виктори» только в 13 часов сблизился с флагманским кораблем Вильнева «Буцентавр» и прорезал строй у него под кормой. За Нельсоном поодиночке следовали остальные корабли. Ветер стихал, скорость хода уменьшилась до 1,2 узла, и подходившие корабли колонны Нельсона долгое время находились под огнем союзников. Англичане, отрезав центр франко-испанской эскадры от авангарда, сосредоточили огонь на флагманских кораблях - «Буцентавр» и «Сантиссима Тринидад». Несмотря на поднятый около 14 часов сигнал Вильнева об оказании помощи атакованному центру, 10 кораблей французского авангарда под командой Дюмануара продолжали идти прежним курсом.

Флагманский корабль Нельсона подвергся ожесточенному артиллерийскому и ружейному обстрелу, в результате чего английская эскадра потеряла управление. Во время этого обстрела Нельсон был смертельно ранен французским унтер-офицером, стрелявшим с мачты корабля «Редутабль» , и умер до конца боя.

Около 15 часов отдельные корабли французского авангарда стали поворачивать часть , часть через и пошли на помощь своим силам. Адмирал Коллингвуд, завершив к этому времени почти полное окружение арьергарда, обнаружил поворот французского авангарда. Но так как никаких сигналов с корабля Нельсона не последовало, а обстановка на северном участке боя Коллингвуду не была ясна, он поднял сигнал «привести к ветру», с тем чтобы пойти навстречу подходившему авангарду противника. Это ошибочное решение позволило и французским и испанским кораблям выйти из окружения и уйти в Кадикс. Кроме того, четыре корабля ушло с Дюмануаром . Корабли Коллингвуда имели сильные повреждения, личный состав понес большие потери, поэтому преследовать корабли союзников Коллингвуд не смог. В 17 час. 30 мин. бой закончился.

Союзники потеряли 18 кораблей (17 было взято в плен, один сгорел) и более 6 000 человек убитыми, ранеными и пленными. Англичане потеряли 3 000 человек. Английские корабли были так сильно повреждены, что не смогли привести в свои базы взятые в плен французские корабли. Одни из них на следующий день были отбиты французами, а другие затонули во время шторма. Таким образом, полностью уничтожить эскадру Вильнева англичане не сумели.

Выводы

1. Английский флот в Трафальгарском бою одержал победу над более слабым противником. Английские корабли показали большее, чем французские, искусство в раздельном и групповом маневрировании. Английская корабельная артиллерия стреляла лучше французской, и команды кораблей проявляли большую стойкость. Существенную роль сыграла принятая у англичан система ведения огня по корпусам неприятельских кораблей, в то время как французы вели огонь по рангоуту.

2. Нельсон смог обеспечить подготовку эскадры к бою и ее развертывание. Он заранее разработал план боя, направленный на решительный разгром противника. Предусмотренные Нельсоном в этом плане тактические приемы не являлись новшеством. Такие приемы, как построение нового походного порядка, который одновременно мог быть и боевым, выделение резерва, сближение на самую короткую дистанцию, удар по флагманским кораблям с целью нарушения управления, применял создатель наступательной тактики выдающийся русский адмирал Ф. Ф. Ушаков еще во время войны с Турцией в 1787-1791 гг.

Прорезание строя и разделение сил противника были рекомендованы еще Джоном Клерком .

3. В плане боя Нельсон допустил следующие ошибки:

- отказался от управления в бою;

- просчитался в определении темпа боя, что при отказе в последний момент от выделения резерва на случай подхода авангарда противника привело к тому, что младший флагман английской эскадры, не выполнив до конца задачу нанесения главного удара по арьергарду французов, повернул навстречу подходившему авангарду неприятеля и тем самым дал возможность 11 кораблям франко-испанского арьергарда выйти из окружения и уйти.

Ошибки Нельсона не оказали значительного влияния на результат боя потому, что противник не сумел ими воспользоваться.

Успеху англичан способствовали следующие недостатки франко-испанской эскадры:

- низкий уровень боевой подготовки;

- отсутствие взаимодействия;

- нерешительность Вильнева.

Трафальгарский бой не имел большого военно-политического значения. В этом бою англичане достигли лишь тактического успеха.

Фальсификация буржуазной историографией роли английского флота

в наполеоновских войнах и роли Нельсона в развитии военно-морского искусства

Буржуазные, в особенности американо-английские историки (Мэхэн, Коломб) утверждают, что решающую роль в победе над наполеоновской Францией сыграл английский флот. Подобное утверждение буржуазных историков не соответствует действительности. В борьбе против наполеоновской Франции главную роль сыграла Россия с ее вооруженными силами, действия же английского флота имели вспомогательное значение. Наиболее крупные бои на море между английскими и французскими флотами у Абукира в 1798 г. и у Трафальгара в 1805 г. принесли англичанам лишь тактические успехи. В последующие же годы борьбы с наполеоновской Францией английский флот вообще не имел крупных боевых столкновений с французским флотом.

Английские буржуазные историки для того, чтобы показать решающую роль английского флота в победе над наполеоновской Францией, возвеличили адмирала Нельсона, который командовал английскими морскими силами при Абукире и Трафальгаре. Личность Нельсона вполне устраивала английскую буржуазию, так как он был верным слугой своего класса и активно поддерживал реакцию. Например, летом 1799 г. он со страшной жестокостью расправился с республиканцами в Италии. Великий русский демократ А. И. Герцен справедливо называл Нельсона дурным человеком.

Ему приписывают честь создания новой тактики, основные положения которой были разработаны и применены выдающимся русским адмиралом Ф. Ф. Ушаковым в русско-турецкую войну 1787-1791 гг.

Сравнивая этих двух флотоводцев, необходимо отметить, что Нельсон был в лучшем случае талантливым тактиком. Ошибки Нельсона в анализе и оценке стратегической обстановки свидетельствуют о том, что он в отличие от Ушакова не обладал широтой стратегических взглядов на использование военно-морских сил.

Примечания "Кубрика":

На страницах нашего сайта можно прочесть стихи Дмитрия Маслова , а также статью Алексея Романова с красочными

иллюстрациями .