География как наука возникла на определенном этапе развития человеческого общества, но знания, которые мы вправе называть географическими, стали накапливаться с тех пор, когда начался процесс очеловечивания. Древнейшим нашим предкам необходимо было знать местность обитания со всеми ее благоприятными и опасными свойствами. Это диктовалось необходимостью выживания и сохранения вида.

Цивилизация Древнего Египта уходит более чем на 30 веков до нашей эры. Египтяне много строили дворцов и храмов и украшали их стены сценами из своей жизни. Постепенно сложилось иероглифическое письмо. Египтяне хорошо знали звездное небо, составляли его карты и карты собственной территории, знали способы определения точного времени, пользовались календарем. За 3 тыс. лет до н.э. египтяне усовершенствовали письмо, заменив глину папирусом, а клиновидные знаки - иероглифами. В искусстве мореплавания они уступали финикийцам и пользовались их услугами. Значительный вклад в развитие древней культуры и науки внесли народы Месопотамии. Жители Шумера придумали колесо, освоили клинопись, ввели счет и счет времени, разделили круг зодиака на 360 частей, изготавливали кирпичи и строили большие дома. Для борьбы с наводнениями шумерами был создан ряд каналов, плотин.

Древние персы занимали ограниченную территорию у северного побережья Персидского залива. Высокоразвитую цивилизацию сформировали древние китайцы . В целях обороны от набегов кочевников в период IV-II вв. до н.э. китайцы соорудили Великую стену, протянувшуюся на тысячи километров. Это предприятие не могло быть выполненным без должного географического и топографического обоснования.

Китайцы придумали начертание «арабских» цифр, иероглифическое письмо, компас, порох, изготовление шелковых тканей, наконец, бумаги.

Основоположником милетской (ионийской) философской школы считают Фалеса . Фалесу приписывают формулирование нескольких математических аксиом. В основе всех вещей Фалес предполагал воду: «Вода - начало всех вещей». Землю Фалес представлял плоским диском, плавающим в Океане.

Анаксимандр «О природе». Анаксимандр считал основой вещей бесконечно малые частицы, обладающие творческой силой. Это вещество он назвал алейрон. Из бесконечной и вечной первичной материи под действием движущей силы образовались сначала теплое и холодное, а потом через смешение этих элементов и жидкое, которое в свою очередь дало начало земле, воздуху и огню. Анаксимандр первым предположил, что Земля висит свободно в пространстве и удерживается в таком положении благодаря одинаковому со всех сторон расстоянию от небесного шара. Фигура Земли напоминает цилиндр, на верхней круговой поверхности которого мы живем. Земля движется вокруг космоса. По Анаксимандру, первоначальное вещество было однородно. Потом произошло его разделение: горячие частицы поднялись вверх, а илистые, более тяжелые, стекли вниз. Из жидких частиц возникло море, из твердых - суша. Из болотных пузырей возникли всевозможные животные, а от животных произошли люди.

Анаксимен полагал, что первоосновой всего является воздух. При разрежении воздух становится огнем, а при сгущении - облаком, потом водой и, наконец, землей. Первой возникла Земля из воздуха, а Луна, Солнце и звезды произошли от Земли.

По Гераклиту , первовещество - огонь. Из огня произошел мир в целом, отдельные вещи и даже души. Все вещи возникают через борьбу согласно необходимости, которую Гераклит назвал «логосом». Мировой процесс цикличен: по истечении «великого года» все вещи вновь становятся огнем. Основным законом природы, по Гераклиту, является испарение, поскольку огонь, сгущаясь и уплотняясь, превращается в воду, вода же, отвердевая, превращается в землю, причем соответ­ственно совершаются переходы от земли к воде и от воды к огню. Испарение Гераклита - прообраз взаимного превращения элементов.

Гекатей Милетский - автор двух известных сочинений. Первое - историческое - «Генеалогии» («Родословные»). В нем Гекатей отстаивал принципы правдоподобия. Второе - географическое - «Землеописание», в котором дана характеристика известных частей Европы, Азии и Африки. Гекатея называют основоположником описательного метода в географии, использующего принцип достоверности.

Геродот - «История в девяти книгах». Настойчиво искал объяснения причин развития природных процессов. Геродот предположил, что Нилу потребовалось около 10 тысяч лет для создания равнины на месте залива, бывшего на месте дельты.

Демокрит - один из основоположников атомистической теории. Весь мир, по Демокриту, состоит из пустоты и мельчайших неделимых частиц - атомов. Атомы вечны, находятся в постоянном движении. Все предметы - соединения атомов. Рождение и смерть обусловлены соединением атомов и их распадом. Написал книгу «Большой мирострой», в которой изложил свои взгляды на мироздание.

Эпикур исходил из признания вечности материи, которая имеет внутренние источники энергии движения. Человеческую душу Эпикур считал смертной и состоящей из особо тонких атомов.

Пифагор . Пифагорейцы полагали, что все тела состоят из «единиц бытия», сочетания которых соответствуют различным геометрическим фигурам. «Все вещи - суть числа». Известна «пифагорейская четверица», в которой единица соответствует точке, два - линии, три - плоскости, четыре - объемному телу. Десять, т.е. сумма первых четырех чисел, есть символ полноты Космоса. Планеты - дочери Солнца. Фигура Земли должна быть идеальной. Такой геометрической фигурой является шар.

Платон развивал теорию о существовании бестелесных форм вещей, которые он называл видами, или идеями. Чувственный мир - порождение идей. Идеи вечны, не возникают, не погибают, не зависят от пространства и времени. Источником познания служат воспоминания бессмертной Души человека о мире идей, созерцаемом ею до вселения в смертное тело.

Аристотель признавал объективность существования и развития материального мира, но вместе с тем и акт первоначального творения - «неподвижный перводвигатель». «Метеорологика» - вершина географической науки, античности. В ней, в частности, рассмотрен вопрос о круговороте воды при участии испарения с поверхности водоемов, охлаждения с образованием облаков и атмосферных осадков. Выпавшие на поверхность земли осадки образуют ручьи и реки, наиболее крупные из которых берут начало в горах. Реки несут свои воды в моря в объеме, равном количеству испарившейся воды. Вот почему уровень моря остается стабильным. Между морем и сушей происходит постоянное противодействие, отчего в одних местах море разрушает берег, в других - образуется новая суша. Это Аристотель впервые объяснил лунное затмение тенью Земли, отбрасываемой на поверхность Луны. В книге «Политика» Аристотель рассмотрел влияние природных факторов на человека и его поведение в направлении, которое впоследствии получило наименование «географический детерминизм».

Эратосфен был автором двух крупных произведений: «Истории от падения Трои до Александра Македонского» и «Географики». Им впервые была выделена область знаний, которую мы до сей поры называем географией. Эратосфен рассмотрел историю развития географических идей своих предшественников, дал анализ шарообразности Земли и связанных с этим географических следствий, предложил метод и впервые рассчитал основные параметры земного шара, очень близкие к современным, рассмотрел принципы развертки шарообразной поверхности на плоскость, осуществил страноведческое описание известного ему мира с характеристикой природы, государственного устройства стран и культуры народов. Книга была иллюстрирована картой мира с нанесенными на нее меридианами и параллелями. Эратосфену принадлежит идея достижения Индии, плывя на запад от Пиренейского полуострова.

Страбон. Им написаны «Исторические записки», отражавшие столетний период бурной истории Римского государства. Создатель 17-книжного сочинения под названием «География». Основная задача географии - создание теоретических предпосылок «искусства жить» в мире себе подобных и в среде, созданной природой и человеческой деятельностью. Страбон утверждал, что нельзя постичь тайны географии, не разбираясь в небесных явлениях, не умея производить вычисления, не изучив свойств атмосферы. Страбон считал, что водная поверхность превышает площадь суши. При описаниях территорий Страбон пользовался принципом географического районирования.

Страбон относил себя к философской школе стоиков. По их представлениям, великий огонь фор­мирует и определяет весь окружающий мир. По прошествии определенного цикла произойдет миро­вой пожар и уничтожит мир. Затем начнется его возрождение с повторением всего того, что уже было. Как органическая часть Космоса человек должен заботиться обо всем мире, о прекрасном Космосе, о человечестве в целом, а не только об одном городе или отдельном коллективе.

Птолемей внес существенный вклад в развитие астрономии и географии, был автором трудов, наиболее известными из которых являются «Великое построение астрономии» и «Руководство по географии». С именем Птолемея связывают окончательное установление геоцентрической системы мира. По учению Птолемея, Земля неподвижна, находится в покое и составляет центр Вселенной. Вокруг Земли вращаются планеты и Солнце в следующем порядке: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. По периферии расположена сфера неподвижных звезд. Птолемеева система мира была освящена христианской церковью и считалась непререкаемым руководством до Коперника.

Птолемей был выдающимся представителем античной «математической географии». Для Птолемея было характерным стремление к количественной строгости. Географические знания Птолемей подразделял на хорографию и географию. Хорография занимается преимущественно качеством, она заботится о сходстве и не нуждается в математических методах. География есть линейное изображение всей известной поверхности Земли со всем тем, что на ней находится.

По мере накопления знаний о мире всœе более насущной становилась задача их систематизации. Ученик Платона, знаменитый мыслитель древности Аристотель (384-322 гᴦ. до н.э.) составил систематический свод научных знаний своего времени.

Аристотель родился в Греции, в ᴦ. Стагире, расположенном рядом с Македонией. Отец Аристотеля был врачом македонского царя Аминты II, сын которого Филипп, став царем Македонии, в 343 ᴦ. до н.э. пригласил Аристотеля в наставники своему сыну Александру Македонскому, будущему знаменитому полководцу.

В 366 ᴦ. до н.э. молодой Аристотель приехал в Афины в Академию Платона и пробыл там с Платоном около 20 лет, до смерти Платона. Аристотель был любимым учеником Платона, который называл его ʼʼумом своей школыʼʼ. С 343 по 399 гᴦ. до н.э. Аристотель жил в столице Македонии в качестве наставника Александра Македонского. В 399 ᴦ. до н.э. Аристотель возвратился в Афины и создал там свою школу. Он назвал ее Лицеем и успешно руководил им 13 лет.

Научное наследие Аристотеля огромно. Оно образует полную энциклопедию научных знаний своего времени. Наибольшей известностью пользуются следующие его сочинœения: ʼʼМетафизикаʼʼ (философия - 14 книг), ʼʼФизикаʼʼ (8 книг), ʼʼПоэтикаʼʼ, ʼʼО душеʼʼ, ʼʼЭтикаʼʼ, ʼʼПолитикаʼʼ, ʼʼОрганонʼʼ (логика), ʼʼО небеʼʼ, ʼʼ История животныхʼʼ. Уже эти названия говорят об универсальности знаний этого выдающегося философа. Его воззрения принимались за истину в течение ряда столетий. В средневековых европейских университетах естествознание излагалось по Аристотелю, которого называли предтечей Христа в истолковании природы. В теории Аристотеля были высказывания, за которые ухватилась христианская церковь и объявила их каноническими догмами (неопровержимыми истинами).

Аристотель не был догматиком. Он не был и идеалистом, как его учитель Платон. Знаменитые слова Аристотеля: ʼʼПлатон мне друг, но истина дорожеʼʼ - означали отход его от воззрений учителя. Он признавал объективное существование материального мира и его познаваемость. Но одновременно он верил в существование богов, противопоставлял земной и небесные миры, искал высшую цель природы.

ФИЗИКА

Название его книги, посвященной исследованию природы, - ʼʼФизикаʼʼ стало названием физической науки. Сам Аристотель в начале своей книги определяет цели и задачи этой науки следующим образом: ʼʼТак как научное знание возникает при всœех исследованиях, которые простираются на начала, причины и элементы путем их познания (ведь мы тогда уверены в познании всякой вещи, когда узнаем первые причины ее возникновения, первые начала ее строения и можем разложить ее до элементов), то ясно, что и в науке о природе нужноопределять прежде всœего то, что относится к началамʼʼ. Говоря современным языком, физика должна изучать основные закономерности (первые причины) и принципы организации (ʼʼпервые началаʼʼ) природы и ее структурные элементы (ʼʼэлементарные частицыʼʼ). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, физика является общей теорией природы, основанной на фундаментальных законах и представлениях об базовых элементах-частицах и полях. Следуя взглядам Аристотеля, одним из направлений современной физики является создание всœеобщей теории природы.

Говоря о пути познания, Аристотель так определяет его: ʼʼОт более явного для нас к более явному в природеʼʼ. Действительно, люди воспринимают вещи такими, какими они им представляются (ʼʼявными для насʼʼ), а не такими, какими они есть на самом делœе (ʼʼв природеʼʼ). Так, Земля представлялась нам сначала плоской и неподвижной; открытие ее шарообразности было большим шагом в направлении к ʼʼявному в природеʼʼ и ʼʼменее явному для насʼʼ. История науки подтверждает подобный путь познания.

Необычен и метод познания по Аристотелю. В его ʼʼФизикеʼʼ нет математических формул, он совершенно не обращается к опыту, так как, по его мнению, ʼʼэксперимент нарушает жизнь природы и искажает ее познаниеʼʼ. Аристотель приходит к тем или иным выводам путем рассуждений, установления логических противоречий в выводах, следующих из тех или иных предположений. Такой метод, метод диалектики был в полном ходу у древних мыслителœей. Сократ, выдвигая те или иные положения, ставил вопросы, придумывал ответы, сопоставлял эти ответы и показывал логическую противоречивость тех или иных ответов, кажущихся на первый взгляд очевидными. Тем самым он доказывал их неправильность, абсурдность. Диалог, дискуссия были основными методами Сократа и его ученика Платона, сочинœения которого прямо написаны в форме диалога.

У Аристотеля труды хотя и не являются диалогами, но носят следы такого метода познания, и несомненно, что его идеи вызревали в подобного рода дискуссиях и беседах.

Метод эксперимента и математического анализа был отброшен Аристотелœем. Причина этого кроется, по-видимому, в том, что в эпоху рабовладения ʼʼремесленноеʼʼ искусство экспериментаторов не пользовалось и не могло пользоваться уважением. Рабовладелœец ценил тонкую игру мысли, но к искусной работе рук он относился с пренебрежением, хотя это не мешало ему ценить достижения художников и архитекторов. Аристотель был тонким наблюдателœем и даже искусным экспериментатором, как это видно из его биологических работ. Но в своей ʼʼФизикеʼʼ он не апеллирует к опыту, полагаясь исключительно на силу логического анализа.

Следует отметить, что Аристотель отличал вещи, существующие ʼʼпо природеʼʼ, от вещей, созданных искусственно. ʼʼПо природе, мы говорим, существуют животные и части их, растения и простые тела, как-то: земля, огонь, вода, воздухʼʼ. Вещи, существующие по природе, носят в самих себе ʼʼначало движения и покояʼʼ, в то время как искусственные тела ʼʼне имеют в себе врожденного стремления к изменениюʼʼ, а изменяются только потому, что состоят из элементов природы.

Это одна из причин, почему Аристотель отрицал эксперимент как способ исследования природы. Он считал, что эксперимент нарушает жизнь природы и искажает ее познание.

По тем же причинам он считал недопустимым применение математики в исследовании природы. Дело в том, что математика Древней Греции имела дело в основном с постоянными величинами и отношениями, природа же - нечто движущееся, непрерывно меняющееся. Математика имеет дело с абстрактными, не материальными понятиями, природа же конкретна, материальна.

Ясно, что при таком подходе ʼʼФизикаʼʼ Аристотеля является скорее философским трактатом, чем руководством по естествознанию. В ней Аристотель обсуждает общие понятия науки и природы: понятия материи и движения, пространства и времени, разбирает действующие причины, вопрос о существовании пустоты, о конечном и бесконечном, о первичных качествах.

Аристотель признавал объективное существование материи, которая у него, однако, является своеобразным ʼʼтекучимʼʼ понятием. Так, материей статуи является мрамор, из которого она сделана, материей дуба - желудь, из которого он развился. ʼʼТекучестьʼʼ понятия материи состоит в том, что и к мрамору, и к желудю можно также применить понятие их материи и, таким образом, прийти к какой-то первичной субстанции - ʼʼпервоматерииʼʼ.

Важным моментом в представлении Аристотеля о материи является то, что она сама по себе служит только возможностью возникновения реальной вещи. Для того, чтобы вещь стала реальностью, она должна получить форму. Всякая вещь есть единство материи и формы, в природе происходят постоянные переходы материи в форму, формы в материю. Отсюда возникает учение Аристотеля о четырех действующих причинах: 1) материальной; 2) формальной; 3) производящей; 4) конечной. Активная производящая причина есть движение, конечная - цель.

Движение Аристотель понимает как общее изменение, как активное превращение возможного в действительное. В понятие движения он включает психологические и социальные изменения - там, где речь идет об усвоении человеком технических знаний или об обработке материалов. Понятие движения включает в себя также переход из одного состояния в другое, к примеру из бытия в небытие. Механическое движение - это только один из видов движения, заключающийся в перемене места. Понятие ʼʼместаʼʼ у Аристотеля неразрывно связано с материальным телом (пространство, лишенное материи, Аристотель категорически отвергает) и образуется из отношения одного тела к другому. Место, по Аристотелю, - это граница объёмного тела. Пример: воздух, окружающий Землю, является местом Земли.

Время Аристотель связывает с движением, оно служит своеобразной мерой движения, ʼʼчислом движенияʼʼ. Сила для Аристотеля - причина движения, и она должна непрерывно поддерживать движение. Но тогда возникает вопрос, чем же поддерживается движение в телах, оторвавшихся от того, что их двигало, то есть силы, которая сообщила им движение? Аристотель отмечает, что когда мы толкаем по плоскости тело, к примеру шар на столе, то одновременно приводим в движение и окружающий его воздух. В образующуюся за движущимся шаром пустоту устремляется воздух и как бы подталкивает его. По этой причинœе шар не останавливается мгновенно после прекращения действия силы, а неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время движется вследствие воздействия окружающей среды. Воздушная среда в данном случае является причиной движения - не будь ее, тело должно было бы мгновенно остановиться.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, всякое движение возможно лишь в наполненном пространстве, так как в пустоте оно происходило бы мгновенно. По этой причине Аристотель отвергает существование пустоты.

Следует отметить, что Аристотель считает движение вечным. ʼʼНевозможно допустить, чтобы не было движения... Движение крайне важно существует всœегдаʼʼ. При этом он полагал, что мы должны признать существование первого двигателя, который должен быть либо неподвижным, либо самодвижущимся. Первичный неподвижный двигатель, по Аристотелю, порождает простые, однородные, непрерывные и бесконечные движения. Вращательные движения небесных сфер, кстати, являются примером таких вечных непрерывных и совершенных движений.

В земном мире действуют также начала тяжести и легкости, всœе тела в силу этих качеств стремятся в связи с этим либо к центру мира, либо от центра вверх. Все эти движения, по Аристотелю, являются естественными движениями, всœе остальные движения - насильственны и поддерживаются только внешними силами.

Исследования Аристотеля относились также к механике, акустике, оптике. В частности, звук он объяснял ʼʼсотрясениемʼʼ воздуха звучащим телом, эхо - отражением звука. Аристотель первым указал на преломление света͵ поставив вопрос, почему палка в воде кажется преломленной. Интересна теория Аристотеля о цветах. Ученый утверждал, что различие в цвете определяется различием в количестве темноты, ʼʼпримешиваемойʼʼ к солнечному (белому) свету. Фиолетовый цвет, по Аристотелю, возникает при наибольшем добавлении темноты к свету, а красный - при наименьшем. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, цвета радуги - это сложные цвета͵ а основным является белый цвет.

ХИМИЯ

Земной мир построен из изменчивых и превратимых друг в друга элементов, в нем происходит непрерывное изменение, разрушение и уничтожение. Первичными качествами материи Аристотель считал две пары противоположностей ʼʼтеплое-холодноеʼʼ и ʼʼсухое-влажноеʼʼ, основными (низшими) элементами, или стихиями, - землю, воздух, воду и огонь (своеобразная ʼʼсистема элементовʼʼ), которые являются различными комбинациями первичных качеств; соединœению холодного с сухим соответствует земля, холодного с влажным - вода, теплого с влажным - воздух, теплого с сухим - огонь. Пятым, наиболее совершенным элементом, он считал ʼʼэфирʼʼ (некую гипотетическую среду). Эти 4 элемента отличаются от аналогичных элементов Эмпедокла тем, что они могут переходить друг в друга путем изменения первичных качеств. Это учение Аристотеля стало теоретической базой алхимии.

Аристотель - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Аристотель" 2017, 2018.

Платон и Аристотель. Вклад в географию

Платон (428–348 гг. до н. э.) и Аристотель (384–322 гг. до н. э.) – два знаменитых древнегреческих философа – внесли важный вклад в развитие географической мысли. Платон, будучи основоположником дедуктивного метода, превосходно владел мастерством дедуктивных заключений; исходя из них, он утверждал, что все наблюдаемые на Земле вещи и явления суть лишь бледные копии идей, или совершенных (абсолютных) префекатов, поскольку они представляют собой ущербный продукт преобразования последних или находятся в процессе такого преобразования (Popper, 1945/1962: 18–34). Некогда, рассуждал он, Аттика (территория в пределах Древней Греции, главным городом которой были Афины) обладала очень плодородными почвами, обеспечивавшими безбедное существование ее жителей. Горы были покрыты лесами, которые не только кормили обитавших в них зверей, но и задерживали под своей сенью дождевые воды, не давая им бесполезно стекать по склонам в реки. «Вода не исчезала, как теперь, скатываясь в море по оголенной земле... То, что сохранилось, если сравнить это с тем, что существовало раньше, похоже на истощенное тело больного человека; все плодородные, мягкие земли растратились и исчезли, оставив лишь остов суши» (Glacken, 1967: 121). Объясняя с позиций общей теории частную ситуацию в Аттике, Платон использует это как пример упадка, или перерождения, вещей и явлений по сравнению с их исходным совершенным состоянием. Если бы рассуждения Платона шли от частного к общему, он мог бы прийти к выводу, что именно люди изменили облик той земли, на которой они поселились, и что эрозия почвы и разрушение природных ландшафтов сопровождают историю человеческой цивилизации, повторно обнаруживая себя во многих местах Земли. Но мысль о человеке как агенте преобразований на земной поверхности и тысячи лет спустя после Платона еще оставалась не сформулированной. Как указывает Глаккен, Платон упустил возможность изменить всю историю развития представлений о взаимоотношениях человека и природы, не увидев в человеке ее разрушителя.

Имя Платона связано с преданием об Атлантиде. Греческий мир, сообщал он, чуть было не оказался завоеванным в 9000 г. до н. э. людьми, обладавшими высокой цивилизацией и жившими где-то на западе. Но греческое войско вышло победителем в жестокой битве. К тому же сразу после поражения завоевателей их отечество было разрушено катастрофическим землетрясением и погрузилось в морскую пучину. Можно даже проплыть над затопленным городом Атлантидой, утверждал он, если только быть очень внимательным и не сесть на мель. С тех пор исследователи и популяризаторы ищут Атлантиду. Некоторые из них вообразили даже существование сухопутного моста между Африкой и Америкой (на котором якобы и находилась загадочная цивилизация). Только в 1966 г. стала оформляться другая гипотеза, основанная на том, что в Средиземном море между островом Крит и материковой частью Греции был обнаружен погрузившийся город – он вполне мог бы быть той самой Атлантидой, о которой говорил Платон.

Какая Земля – круглая или плоская? Подавляющее большинство людей, живших в те времена, не сомневались в том, что Земля плоская; лишь несколько философов, исходя из чисто теоретических посылок, полагали, что Земля имеет форму шара. Все греческие мыслители были согласны в том, что симметричная форма – один из атрибутов совершенства, а наиболее полной симметрией обладает сфера. Следовательно, доказывали они, созданная совершенной по форме Земля в своем качестве дома людей должна быть сферичной. Пифагор, живший в VI в. до н. э., возможно, был первым из философов, придерживавшихся такой точки зрения. Во всяком случае, им были разработаны математические законы кругового движения небесных тел, а его ученик Парменид применил их к наблюдениям, сделанным с поверхности шарообразной Земли. Что касается Платона, жившего столетием позднее Парменида, то он был, по-видимому, первым из философов, выдвинувшим гипотезу о расположенной в центре Вселенной шарообразной Земле с вращающимися вокруг нее небесными телами. Правда, не представляется возможным точно установить, был ли Платон автором этой гипотезы или же он заимствовал ее у Сократа, на которого ссылается. Современник Платона Евдокс Книдский (400–347 гг. до н. э.) создал теорию климатических зон, исходя из представления о возрастающем наклоне (klima) солнечных лучей относительно сферической поверхности Земли. Эти выводы были продуктом дедуктивных заключений из теории, согласно которой все доступные наблюдению вещи и явления созданы как образцы совершенной формы, а самой совершенной формой обладает сфера. И лишь Аристотель впервые стал искать реальные доказательства, которые могли бы поддержать теорию.

Аристотелю было семнадцать лет, когда он поступил в Академию Платона вблизи Афин. Тогда (367 г. до н. э.) ее временно возглавлял Евдокс, замещая отсутствовавшего Платона. Аристотель оставался в Академии до тридцати восьми лет, вплоть до смерти Платона. Следующие двенадцать лет он посвятил путешествиям по Греции и плаванию вдоль побережья Эгейского моря. В 335 г. до н. э., когда ему исполнилось сорок девять лет, он вернулся в Афины и основал там свою собственную школу, назвав ее Ликеем. К этому времени у него сложилось убеждение, что наилучший путь к построению теории лежит через наблюдение фактов, а наилучший способ проверки теории состоит в сопоставлении ее с результатами наблюдений. Тогда как Платон интуитивно создавал теоретический конструкт и размышлял, следуя от общего к частному, Аристотель в процессе теоретизирования шел от частного к общему. Два этих подхода соответственно называются дедукцией и индукцией.

Аристотель обнаружил, что наблюдения, ставшие нашим достоянием при помощи чувств, сами по себе не способны что-либо объяснить. Наши чувства, говорил он, могут сказать нам, что огонь горячий, но не могут сказать, почему он горячий. Аристотель вывел четыре основных принципа научного познания, которые даются в форме ответов на вопрос: «Что это за предмет и почему он существует?». Первый принцип состоит в описании природы, или сущности, рассматриваемого предмета, что позволяет выявить его главные особенности. Второй – в определении характера, вида вещества, из которого он состоит. Третий рекомендует установить, что вызывает процесс, в результате которого предмет становится тем, что он есть. Четвертый, дополняющий третий, должен раскрыть цель осуществления предмета. В противоположность Платону Аристотель полагал, что вещи и явления находятся в процессе физического изменения, ведущего к заключительному совершенному состоянию. Указанная модель научного объяснения представляет собой первую в мире парадигму, которой следовало руководствоваться всем ученым.

Во взглядах на вещество, или основную субстанцию, из которого построены все материальные тела, Аристотель следовал Эмпедоклу (490–430 гг. до н. э.). Эмпедокл, живший столетием раньше Аристотеля, сделал шаг вперед по сравнению с воззрениями Фалеса Милетского о единой первичной субстанции (воде). Он выделял четыре первовещества: землю, воду, огонь и воздух. Согласно ему, все тела на Земле состоят из этих главнейших элементов, присутствующих в них в разных пропорциях. Аристотель прибавил еще и пятую субстанцию – эфир; он отсутствует на Земле, но служит тем материалом, из которого созданы небесные тела.

Аристотель указывал, что каждый материальный объект на Земле или вне ее создается в результате некоего процесса изменения. Вначале же было пустое пространство. Философы того времени постулировали существование двух видов пространства – небесного и земного, или пространства земной поверхности. Существовало также несколько чисто умозрительных заключений о внутриземном пространстве, но знаний в этой области было слишком мало. Аристотель, развивая идеи Эмпедокла, предложил теорию естественных (натуральных) мест. Во Вселенной у каждого тела есть свое естественное место и при удалении его с этого места это тело будет стремиться к возвращению. Земное пространство – естественное место для земли и воды, и если поднять их над этой поверхностью, то они сами и вещества, слагающие их, будут падать на нее. У воздуха и огня естественные места находятся в небесном пространстве: вот почему они стремятся вверх. В то же время естественное место эфира – небесные тела, расположенные далеко от Земли.

Аристотель был согласен с той частью учения Платона, восходившей к Пифагору и Пармениду, в которой говорилось о том, что все тела подчиняются закону чисел, и основные законы Вселенной – это законы геометрии и алгебры (математики). Однако он выражал и недовольство, замечая, что «теперь все люди думают, что наука – это математика и что для того, чтобы понять абсолютно все, необходимо только изучить математику». Аристотель утверждал, что математику можно использовать для объяснения процесса изменения, который делает вещи такими, какие они есть, но с ее помощью нельзя ответить на четвертый вопрос – о целях или идеальных состояниях. Аристотель был первым телеологом в том отношении, что был убежденным сторонником точки зрения, согласно которой все в мире изменяется в соответствии с заранее предписанной схемой или планом. Все вещи, говорил Аристотель, не удаляются от идеального состояния, но, скорее, наоборот, развиваются в направлении идеала.

Разделяя представление Платона о сферичности Земли, Аристотель стал искать объяснение этой концепции и способы ее проверки путем наблюдений. Его объяснение было связано с теорией естественных мест: сфера должна была образоваться при падении к центральной точке твердого вещества, из которого сложена Земля. Аристотель был первым из ученых, кто понял важность для доказательства шарообразности Земли наблюдения о кругообразном крае тени, отбрасываемой Землей на Луну во время затмения. Он заметил также, что высота различных звезд над горизонтом возрастает в северном направлении – это может быть лишь в том случае, если наблюдатель перемещается вместе с выпуклой поверхностью сферы, на которой он находится. Странно, что он ни разу не упомянул о таком дополнительном подтверждении концепции шарообразности Земли, как феномен исчезновения судна за горизонтом, когда вначале скрывается корпус, а потом уже паруса. У него должно было быть достаточно случаев наблюдать это явление.

Метод научного объяснения, предложенный Аристотелем, не включал каких-либо соображений о контролировании экспериментов или проверке предварительных заключений. Он целиком строился на использовании логики для формулирования и подтверждения теории. И тем не менее некоторые из его основанных на логике объяснений считались в IV в. до н. э. столь неопровержимыми и были так безоговорочно восприняты учеными многих последующих поколений, что его влияние на историю западной мысли оказалось поистине огромным. Считается, что современная наука вообще не могла бы появиться без Аристотеля. Здесь хотелось бы отметить весьма характерную особенность развития идей: появление всякой новой концепции оказывает громадное стимулирующее воздействие на научную мысль и выражается в возрастании количества и качества наблюдений, но продолжительное ее исповедование становится препятствием для прогресса науки в следующих поколениях ученых.

В области географии примером сказанному служит концепция Аристотеля о различной пригодности Земли для жизни людей в зависимости от географической широты. Люди, жившие по берегам Средиземного моря, полагали, что степень пригодности Земли для обитания зависит от географической широты, что, казалось, подтверждается и наблюдениями. Если Земля – сфера и Солнце обращается вокруг нее, то в тех местах, где Солнце оказывается почти прямо над головой, должно быть много жарче, чем в местах, удаленных от этих условий. И в наши дни абсолютный максимум температуры, зарегистрированный в стандартной метеобудке и составляющий 136,4°F (+58°С), сохраняется за одним из пунктов современной Ливии, находящимся в 25 милях южнее Средиземного моря и удаленным от экватора к северу больше, чем на 32° широты. Если воздух так прогревается на этой широте, рассуждали греки, то у экватора должно быть намного жарче. Люди, живущие на севере Ливии, имеют черную кожу, и греки полагали, что они обгорели до черноты на жарком солнце. Следовательно, у экватора жизнь невозможна, так как все живое сгорело бы там под яростно жгучими лучами светила. Аристотель поэтому полагал, что части Земли, прилегающие к экватору (тропическая зона), были необитаемыми, как и части Земли, наиболее удаленные от него (полярная зона), где царствовал вечный холод; только умеренная зона, заключенная между этими двумя, была обитаемой частью Земли, или Ойкуменой. Однако и она, говорил Аристотель, была заселена не полностью из-за существования в ее пределах океана. Аристотель был убежден, что есть и южная умеренная зона, но греки не могут ее достигнуть из-за нестерпимой жары в тропической зоне. Многие античные ученые, разделявшие мнение Аристотеля о существовании южной умеренной зоны, были уверены в том, что она необитаема, так как тамошним людям – антиподам – пришлось бы ходить вниз головой. Представление о степени обитаемости как функции географической широты имеет длинную историю и до сих пор широко распространено, особенно среди негеографов.

Список литературы

  1. Джеймс П. Все возможные миры / П. Джеймс, Дж. Мартин / Под ред. и с послесл. А. Г. Исаченко. – Москва: Прогресс, 1988. – 672 с.

География как наука возникла на определенном этапе развития человеческого общества, но знания, которые мы вправе называть географическими, стали накапливаться с тех пор, когда начался процесс очеловечивания.

Древнейшим нашим предкам необходимо было знать местность обитания со всеми ее благоприятными и опасными свойствами. Это диктовалось необходимостью выживания и сохранения вида.

Цивилизация Древнего Египта уходит более чем на 30 веков до нашей эры. Египтяне много строили дворцов и храмов и украшали их стены сценами из своей жизни. Постепенно сложилось иероглифическое письмо. Египтяне хорошо знали звездное небо, составляли его карты и карты собственной территории, знали способы определения точного времени, пользовались календарем.

За 3 тыс. лет до н.э. египтяне усовершенствовали письмо, заменив глину папирусом, а клиновидные знаки - иероглифами. В искусстве мореплавания они уступали финикийцам и пользовались их услугами. Значительный вклад в развитие древней культуры и науки внесли народы Месопотамии.

Жители Шумера придумали колесо, освоили клинопись, ввели счет и счет времени, разделили круг зодиака на 360 частей, изготавливали кирпичи и строили большие дома. Для борьбы с наводнениями шумерами был создан ряд каналов, плотин.

Древние персы занимали ограниченную территорию у северного побережья Персидского залива. Высокоразвитую цивилизацию сформировали древние китайцы .

В целях обороны от набегов кочевников в период IV-II вв. до н.э. китайцы соорудили Великую стену, протянувшуюся на тысячи километров.

Это предприятие не могло быть выполненным без должного географического и топографического обоснования.

Китайцы придумали начертание «арабских» цифр, иероглифическое письмо, компас, порох, изготовление шелковых тканей, наконец, бумаги.

Основоположником милетской (ионийской) философской школы считают Фалеса . Фалесу приписывают формулирование нескольких математических аксиом.

В основе всех вещей Фалес предполагал воду: «Вода - начало всех вещей». Землю Фалес представлял плоским диском, плавающим в Океане.

Анаксимандр «О природе». Анаксимандр считал основой вещей бесконечно малые частицы, обладающие творческой силой.

Это вещество он назвал алейрон. Из бесконечной и вечной первичной материи под действием движущей силы образовались сначала теплое и холодное, а потом через смешение этих элементов и жидкое, которое в свою очередь дало начало земле, воздуху и огню.

Анаксимандр первым предположил, что Земля висит свободно в пространстве и удерживается в таком положении благодаря одинаковому со всех сторон расстоянию от небесного шара. Фигура Земли напоминает цилиндр, на верхней круговой поверхности которого мы живем.

Земля движется вокруг космоса. По Анаксимандру, первоначальное вещество было однородно. Потом произошло его разделение: горячие частицы поднялись вверх, а илистые, более тяжелые, стекли вниз. Из жидких частиц возникло море, из твердых - суша.

Из болотных пузырей возникли всевозможные животные, а от животных произошли люди.

Анаксимен полагал, что первоосновой всего является воздух. При разрежении воздух становится огнем, а при сгущении - облаком, потом водой и, наконец, землей. Первой возникла Земля из воздуха, а Луна, Солнце и звезды произошли от Земли.

По Гераклиту , первовещество - огонь.

Из огня произошел мир в целом, отдельные вещи и даже души. Все вещи возникают через борьбу согласно необходимости, которую Гераклит назвал «логосом». Мировой процесс цикличен: по истечении «великого года» все вещи вновь становятся огнем.

Основным законом природы, по Гераклиту, является испарение, поскольку огонь, сгущаясь и уплотняясь, превращается в воду, вода же, отвердевая, превращается в землю, причем соответ­ственно совершаются переходы от земли к воде и от воды к огню. Испарение Гераклита - прообраз взаимного превращения элементов.

Первое - историческое - «Генеалогии» («Родословные»). В нем Гекатей отстаивал принципы правдоподобия. Второе - географическое - «Землеописание», в котором дана характеристика известных частей Европы, Азии и Африки. Гекатея называют основоположником описательного метода в географии, использующего принцип достоверности.

Геродот — «История в девяти книгах».

Настойчиво искал объяснения причин развития природных процессов. Геродот предположил, что Нилу потребовалось около 10 тысяч лет для создания равнины на месте залива, бывшего на месте дельты.

Демокрит - один из основоположников атомистической теории. Весь мир, по Демокриту, состоит из пустоты и мельчайших неделимых частиц - атомов.

Атомы вечны, находятся в постоянном движении. Все предметы - соединения атомов. Рождение и смерть обусловлены соединением атомов и их распадом. Написал книгу «Большой мирострой», в которой изложил свои взгляды на мироздание.

Эпикур исходил из признания вечности материи, которая имеет внутренние источники энергии движения.

Человеческую душу Эпикур считал смертной и состоящей из особо тонких атомов.

Пифагор . Пифагорейцы полагали, что все тела состоят из «единиц бытия», сочетания которых соответствуют различным геометрическим фигурам. «Все вещи - суть числа».

Известна «пифагорейская четверица», в которой единица соответствует точке, два - линии, три - плоскости, четыре - объемному телу. Десять, т.е. сумма первых четырех чисел, есть символ полноты Космоса. Планеты - дочери Солнца. Фигура Земли должна быть идеальной.

Такой геометрической фигурой является шар.

Платон развивал теорию о существовании бестелесных форм вещей, которые он называл видами, или идеями. Чувственный мир - порождение идей. Идеи вечны, не возникают, не погибают, не зависят от пространства и времени. Источником познания служат воспоминания бессмертной Души человека о мире идей, созерцаемом ею до вселения в смертное тело.

Аристотель признавал объективность существования и развития материального мира, но вместе с тем и акт первоначального творения - «неподвижный перводвигатель».

«Метеорологика» - вершина географической науки, античности. В ней, в частности, рассмотрен вопрос о круговороте воды при участии испарения с поверхности водоемов, охлаждения с образованием облаков и атмосферных осадков.

Выпавшие на поверхность земли осадки образуют ручьи и реки, наиболее крупные из которых берут начало в горах. Реки несут свои воды в моря в объеме, равном количеству испарившейся воды. Вот почему уровень моря остается стабильным. Между морем и сушей происходит постоянное противодействие, отчего в одних местах море разрушает берег, в других - образуется новая суша.

Это Аристотель впервые объяснил лунное затмение тенью Земли, отбрасываемой на поверхность Луны. В книге «Политика» Аристотель рассмотрел влияние природных факторов на человека и его поведение в направлении, которое впоследствии получило наименование «географический детерминизм».

Им впервые была выделена область знаний, которую мы до сей поры называем географией. Эратосфен рассмотрел историю развития географических идей своих предшественников, дал анализ шарообразности Земли и связанных с этим географических следствий, предложил метод и впервые рассчитал основные параметры земного шара, очень близкие к современным, рассмотрел принципы развертки шарообразной поверхности на плоскость, осуществил страноведческое описание известного ему мира с характеристикой природы, государственного устройства стран и культуры народов.

Книга была иллюстрирована картой мира с нанесенными на нее меридианами и параллелями. Эратосфену принадлежит идея достижения Индии, плывя на запад от Пиренейского полуострова.

Страбон. Им написаны «Исторические записки», отражавшие столетний период бурной истории Римского государства.

Создатель 17-книжного сочинения под названием «География». Основная задача географии - создание теоретических предпосылок «искусства жить» в мире себе подобных и в среде, созданной природой и человеческой деятельностью. Страбон утверждал, что нельзя постичь тайны географии, не разбираясь в небесных явлениях, не умея производить вычисления, не изучив свойств атмосферы. Страбон считал, что водная поверхность превышает площадь суши. При описаниях территорий Страбон пользовался принципом географического районирования.

Страбон относил себя к философской школе стоиков.

По их представлениям, великий огонь фор­мирует и определяет весь окружающий мир. По прошествии определенного цикла произойдет миро­вой пожар и уничтожит мир. Затем начнется его возрождение с повторением всего того, что уже было. Как органическая часть Космоса человек должен заботиться обо всем мире, о прекрасном Космосе, о человечестве в целом, а не только об одном городе или отдельном коллективе.

Птолемей внес существенный вклад в развитие астрономии и географии, был автором трудов, наиболее известными из которых являются «Великое построение астрономии» и «Руководство по географии».

С именем Птолемея связывают окончательное установление геоцентрической системы мира. По учению Птолемея, Земля неподвижна, находится в покое и составляет центр Вселенной. Вокруг Земли вращаются планеты и Солнце в следующем порядке: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн.

По периферии расположена сфера неподвижных звезд. Птолемеева система мира была освящена христианской церковью и считалась непререкаемым руководством до Коперника.

Птолемей был выдающимся представителем античной «математической географии». Для Птолемея было характерным стремление к количественной строгости. Географические знания Птолемей подразделял на хорографию и географию. Хорография занимается преимущественно качеством, она заботится о сходстве и не нуждается в математических методах.

География есть линейное изображение всей известной поверхности Земли со всем тем, что на ней находится.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

ARISTOTEL (384-322 до н.э.) Это древнегреческий ученый.

Идея о сферичности земли впервые была представлена ​​греческим философом Парменидом (в столетии до н.э., N. №). Однако его высказывания были не чем иным, как результатом спекулятивной философии. Сторонники сферичности Земли, наконец, выиграли, когда старый греческий ученый Аристотель встал на его сторону. Правда, он допустил большую ошибку, отказавшись от Доктрины вращения Земли и заявил, что Земля все еще находится и находится в центре Вселенной.

Но это принесло новые доказательства того, что Земля — ​​это шар. Вот один из них: «Взгляд звезд не только показывает, что Земля — ​​это сфера, но также и то, что она не особенно велика. Поскольку достаточно двигаться немного на север или на юг, чтобы горизонт был совершенно иным. над головой сильно меняется ». Как аргумент о сферичности земли, Аристотель указывал на то, что в темном затмении земная тень является формой круга.

Когда вопрос о форме Земли был решен, греки стали интересоваться вопросом о его размере, но как греки не измеряли Землю.

Аристотель — величайший философ.

Он пытался найти ответы на вопросы, наблюдая окружающий мир и собирая факты. Аристотель была первой мыслью, которая представляет собой очень продуктивную идею о древней географии, единстве и безграничности Мирового океана.

Идеи Аристотеля о шарообразной форме Земли

Научные доказательства шарообразности Земли, одними из первых, согласно мнению большинства исследователей, были представлены Аристотелем (384–322 гг.

до н.э) спустя примерно 200 лет после Пифагора в трактате «О небе». В нем было приведено сразу несколько доводов, основанных на наблюдательных фактах:

  • Во-первых, это лунные затмения. Если верно то, что Луна при затмении попадает в земную тень, и если мы видим, что граница этой тени (линия Терминатора) всегда дугообразна, мы можем заключить, что вся тень целиком имеет круглое поперечное сечение.

Однако эта тень отбрасывается Землёй; и если бы Земля имела форму, отличную от формы шара, сечение тени не было бы круглым при любых взаимных положениях Земли и Солнца.

Рисунок 2 – Изображение Земной тени на Луне.

  • Второе доказательство связано с видом звёздного неба при перемещении наблюдателя с юга на север.

В более северных широтах мы видим небесный полюс находящимся выше над горизонтом; Солнце же поднимается над горизонтом ниже, чем на юге; и некоторые звёзды, которые видны на юге, не видны в северных странах, а звёзды, которые в северных странах видны постоянно, в южных областях оказываются заходящими.

  • Также Аристотель заметил, что все тяжелые тела падают на землю под равными углами.

Это аристотелевское доказательство шарообразности Земли нуждается в пояснении. Дело в том, что Аристотель считал, что тяжелые элементы, к числу которых он относил землю и воду, естественные образом стремятся к центру мира, который поэтому совпадает с центре Земли.

Если бы Земля была плоской, то тела падали бы не перпендикулярно, ибо они устремлялись бы к центру плоской Земли (Рисунок 3), но поскольку все тела не могут находиться непосредственно над этим центром, то большинство тел падало бы на землю по наклонной линии.

Таким образом, Аристотель также является первым ученым, выдвинувшим гипотезу закона всемирного тяготения.

Рисунок 3 – Притяжение тел к центру мира в случае плоской (слева) и шарообразной Земли.

  • Наконец, возможно, наиболее известный и популярный довод, в котором рассказывается о том, как уходящий в море корабль постепенно скрывается за горизонтом, и как при приближении к берегу постепенно встают из-за горизонта прибрежные горы.

Рисунок 4 – Причина скрытия уходящих кораблей за горизонтом.

Поиск на сайте:

Если спросить любого человека какую форму имеет наша планета, то он не задумываясь ответит – шар. Действительно, школьные учебники начального курса географии разных авторов, например, Максимова Н. А. , Крыловой О. В. и других позиционируют нашу планету, как шар или сферу. Ведь даже земные оболочки носят названия сфер: литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, геосфера.

”Сфера – замкнутая поверхность, все точки которой одинаково удалены от центра,“ — такое определение дает толковый словарь.

Греческое слово ”sphaira“ означает шар. Так ли это на самом деле? Современные геодезические исследования показывают, что форма Земли сложная: поверхность дна океанов как бы вдавлена, приближена к центру Земли, а поверхность материков – наоборот.

Следовательно, наша планета не обладает правильными пропорциями.

Таким образом, возникает проблема несоответствия данных школьного учебника и научной литературы на предмет описания формы Земли. На самой первой странице географического атласа приведены два изображения Земли. Одно – вид из космоса, где мы ясно видим, что по форме Земля напоминает шар; другое – представление древних о месте их жительства, когда люди считали, что Земля неподвижна и у неё должна быть какая-то опора.

Поэтому древний народ – вавилоняне – думал, что Земля сама плавает на поверхности океана, а древние индусы, например, считали, что Земля покоится на четырёх слонах, стоящих на спине плавающей черепахи.

Наши предки воображали, что Земля покоится на спинах трёх больших китов, которые плавают на поверхности огромного океана. Даже в сказке Ершова «Конёк Горбунок» Иванушка пролетает на коньке над китом, на спине которого стоят деревни, едут на телегах мужики, на полях выращивают рожь, а кит в это время плавает в море-океане.

Проблема усугубляется: так какую же форму имеет Земля – плоскую, круглую, или какую-нибудь другую?

Тем более, некоторые народы полагали, что она похожа на невысокий пень спиленного дерева, на плоской поверхности которого живут люди.

Только в сказках могут существовать такие громадные киты или слоны, которые держат на себе нашу планету. Известно же, что все животные должны питаться и размножаться.

Кроме того, ни одно животное не живет больше нескольких сот лет, оно стареет и умирает, не говоря уже о том, что никакие животные не в состоянии выдержать на себе не только тяжести всей Земли, но и даже небольшой горы.

А мысль вавилонян о том, что Земля плавает на поверхности океана, подобно куску дерева, также ошибочна.

Ведь Земля очень тяжела для того, чтобы плавать на воде. Даже если бы она могла плавать в каком-нибудь океане, то вода этого океана тоже должна была бы на чем-то держаться.

Целью данной работы является исследование закономерностей образования фигуры Земли с помощью практического физического эксперимента и теоретических научных данных.

В ходе работы были решены следующие задачи:

Систематизирован теоретический материал по развитию взглядов на истинную форму Земли.

2. Опытным путем с помощью физических приборов исследована форма нашей планеты.

Поставленные задачи решались методами эмпирическим и сравнительного анализа различных данных.

Актуальность данной работы заключается в том, что в ней проведена обширная систематизация знаний по, казалось бы, самой простой теме; широко показаны межпредметные связи – интеграция нескольких предметов друг в друга: физика и география, история и география.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ШАРООБРАЗНОСТИ ЗЕМЛИ.

Людей издавна интересовал вопрос о форме Земли. Истоки идеи о шарообразной форме Земли неразрывно связаны с учением Пифагора и его последователей – пифагорейцев: впервые в истории человеческой мысли логически последовательно проводилась идея шарообразности Земли и симметрично устроенных сфер, из которых состоит космос.

Аристотелем и его последователями была доказана шарообразность Земли, что сыграло значительную роль в становлении географии как определенной системы знаний.

Эратосфен рассматривал шарообразность Земли, понимая, что только научное доказательство истинной формы планеты может стать необходимым фундаментом географии.

Кстати, Эратосфен впервые ввел термин «география» вместо ранее употребляемых.

Убедиться в выпуклости Земли можно, наблюдая, как скрываются или появляются высокие предметы на той линии, где небо будто сходится с земной поверхностью, то есть на линии горизонта. Холмы, леса, горы скрывают её от нас. Но на море линия горизонта отчётливо видна.

Вот почему моряки первыми заметили, что земная поверхность выпуклая.

Приближаясь к берегу, моряки видели, что сначала показывались только верхушки гор, а по мере приближения к ним горы как бы вырастали на глазах, пока не становилось видным их подножие.

Удаляясь от берега, наблюдалось обратное – горы как бы погружались в море: сначала исчезали из виду их подножие и строение на берегу, а затем скрывались из глаз и вершины.

Если бы Земля была плоской, горы не исчезали бы из виду, а лишь становились бы по мере удаления от них всё меньше.

Их можно было бы видеть за сотни километров с такой же легкостью, как мы видим за сотни метров обычные дома. В действительности же, когда гора скроется за горизонтом, её нельзя увидеть даже в самую сильную зрительную трубу. Но, если подняться на высокое место, то скрывшийся за горизонтом корабль можно снова увидеть.

Взбираясь на высокие места (ими могут быть даже крыши домов), можно заметить, что горизонт как бы расширяется.

Расширение горизонта – одно из доказательств выпуклости земной поверхности: если бы Земля была плоской, этого явления не наблюдалось бы.

Вторым доказательством выпуклости земной поверхности служит появление над горизонтом новых звёзд при перемещении вдоль меридиана. Если ехать из Москвы в Санкт-Петербург, то в Твери Полярная звезда будет стоять выше над горизонтом, чем в Москве, а в Санкт-Петербурге ещё выше.

Это происходит потому, что Тверь севернее Москвы почти на 20, а Санкт-Петербург на 40.

Такие наблюдения показывают, что земная поверхность везде – на суше и на море – выпуклая, а не плоская.

Третьим доказательством шарообразности Земли является вид тени Земли, которую можно увидеть в полнолуние, когда Земля находится между Солнцем и Луной.

Освещаемая Солнцем, она отбрасывает в пространство тень, которая может упасть на Луну Тогда происходит полное или частичное лунное затмение: земная тень надвигается на светлый диск полной Луны, а край земной тени всегда круглый, такой же как у тени, падающей от апельсина на стену.

Четвертое доказательство появилось в эпоху Великих географических открытий, во время путешествия испанского мореплавателя Фернана Магеллана в 1519-1522 годах. Плывя всё время на запад, он пересек Атлантический океан, обогнул Южную Америку через пролив, названный его именем, и вышел в Тихий океан.

Плывя в одном направлении, эскадра пересекла Индийский океан и через мыс Доброй Надежды вышла в Атлантический, то есть совершилось плавание вокруг земного шара.

Правда, кругосветное путешествие еще не доказывает шарообразности Земли. Если бы она имела форму, подобную кабачку или огурцу, её тоже можно было бы объехать вокруг.

Пятым доказательством служит круговая линия горизонтаЕсли бы Земля не была по своей форме близка к шару, то горизонт не был бы в форме правильного круга.

Это доказательство позволило немецкому ученому Мартину Бехайму в ХV веке построить модель земного шара – глобус.

Шестым доказательством – современным – являются фотоснимки Земли из космоса.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ: ИСТИННАЯ ФОРМА ЗЕМЛИ

Однако взгляд с межпланетных станций и орбитальных спутников позволил подтвердить то, что Земле нашей до идеального шара далеко.

Впервые на это обратил внимание в 1672 году французский астроном Шарль Рише. А помогли ему в этом. часы! Обыкновенные ходики с маятником. Ученый обратил внимание, что его часы, исправно шедшие в Париже, при переезде в Южную Америку вдруг стали отставать. Вначале Рише предположил, что всему виною жара, потому что в Кайене, расположенной неподалеку от экватора, гораздо жарче, чем в Париже: “Под действием температуры металл расширился, маятник стал длиннее, вот часы и стали отставать”, –рассудил исследователь.

Однако расчет показал, чтобы часы стали отставать на 4 минуты! в сутки, как это произошло на практике, необходимо, чтобы разница в температурах составляла. 2000!

Истинную причину парадокса только в 1787 году объяснил Исаак Ньютон.

Он рассудил, что причиной отставания часов является вращение Земли вокруг своей оси (на экваторе линейная скорость чуть выше, чем в Париже), а также сплюснутость нашей планеты у полюсов. Вращение Земли вокруг своей оси заставляет её сплющиваться у полюсов так, что все точки на экваторе находятся на 21 км дальше от центра, чем на полюсах.

Таким образом, Земля по своей форме напоминает мандарин, хотя сжата она гораздо меньше.

Расчеты Ньютона были уточнены в XVIII веке английским ученым Мак-Лореном. Он доказал, что Земля имеет форму дыни – сфероида.

В 1834 году путем довольно сложных вычислений немецкий ученый Якоби выяснил, что для формы Земли больше подходит другое название – трехосный эллипсоид.

Дальнейшие поправки усложнили картину: была отмечена некоторая «грушевидность» планеты.

Изучение формы Земли показало, что Земля сжата не только вдоль оси вращения, но и в плоскости экватора, то есть, другими словами, диаметры экватора не одинаковой длины.

Это сжатие незначительно, но оно существует. Но ведь Земля не гладкая, как бильярдный шар. На ней есть возвышенности, горные хребты, долины, впадины морей и океанов. Поэтому ученые принимают за земную поверхность уровень океана. Этот же уровень океанов можно мысленно продолжить на материки, если прорезать все материки такими глубокими каналами, что все океаны и моря соединились бы между собой. Уровень в этих каналах и был принят за поверхность Земли.

Он немного отличается от поверхности сжатого эллипсоида.

Эту истинную форму Земли назвали ГЕОИДОМ (гео – Земля, ид – форма).

ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ: ИСТИННАЯ ФОРМА ЗЕМЛИ

Земля вращается вокруг своей оси. На опыте можно пронаблюдать, как изменяется форма сферического тела при вращении вокруг своей оси.

Возьмем машину, которая является вспомогательным прибором служащим для приведения во вращательное движение двух гибких обручей, соединенных между собой и закрепленных вертикальным стержнем. Получилась модель сферы, где пластины символизируют меридианы, а соединительный стержень – ось Земли.

Верхняя точка крепления может свободно перемещаться вдоль стержня. Установим прибор в центробежной машине и начнем вращение. Мы увидим, как обручи начинают сплющиваться. И чем быстрее вращаем ручку, тем приплюснутость у «полюсов» становится больше.

Опыт 2. Итак, вращение Земли отразилось на её форме. Почему это происходит, показывает еще один опыт с каплей растительного масла, вращаемой в смеси воды со спиртом.

Нальем в стакан смесь воды со спиртом в такой пропорции, чтобы растительное масло не всплывало и не тонуло в ней.

Только тогда масло примет форму шара Затем осторожно введем в масляный шарик легкую вертушку на тонком стержне. При вращении вертушки постепенно начинает вращаться и масляный шарик, и чем быстрее он вращается, тем больше сплющивается вдоль своей оси.

Таким образом, сплюснутость Земли объясняется её вращением.

И Земля, совершающая полный оборот вокруг своей оси за 24 часа, как вращающееся тело имеет форму сфероида, или эллипсоида вращения, а не сферы.

Подобным образом сплюснуты и другие вращающиеся небесные тела.

Юпитер, например, сплюснут очень сильно благодаря большой скорости вращения (один оборот за 10 часов). А Луна, совершающая один оборот вокруг своей оси за один месяц, практически не сплюснута и имеет форму шара.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, изучив доказательства шарообразности Земли, я пришла к выводу, что Земля, как всё живое, имеет только ей присущую форму, на изменение которой влияют различные силы, в том числе скорость вращения вокруг своей оси и Солнца, притяжение Луны и других планет.

И не подлежит никакому сомнению, что Земля – это вращающийся шар.

При этом она подчиняется тем же движениям, что и обыкновенный волчок.

Поэтому можно сказать, что Земля – это гигантский волчок, изменения в скорости которого не прошли бесследно для формирования её формы.

Аристотель Заслуги в географии

Работу выполнил:

Ученик 5 класса В

МБОУ СОШ №32

Эврика-развитие

Лыгин Данил


2.Труды Аристотеля в области географии.

3.Идея Аристотеля о шарообразности земли.

1.Краткая биография.

4.Аристотель и географические зоны.

6.Литература


Краткая биография.

  • Древнегреческий мыслитель Аристотель родился в 384 году до нашей эры в городе Стагира в Македонии. Отец Аристотеля был придворным врачом, от него сын получил первые познания в медицине и биологии. В 17 лет Аристотель отправился в Афины, чтобы учиться там, в академии известного Платона.

Краткая биография.

  • В 334 году до н.э. Аристотель основал свою школу в Афинах. Здесь, Аристотель давал уроки своим ученикам Труды самого Аристотеля охватывают множество наук. Аристотель писал трактаты по астрономии, биологии, медицине, по устройству космоса и строению Земли, разработал правила поведения человека в обществе, создал собственное учение об искусстве

Труды Аристотеля в области географии.

  • В своих трудах: "Метеорология", "О небе", "О море", "О главных законах природы", "История животного мира", "О растениях" и др. он показал разнообразные географические сведения. Он дал убедительные доказательства шарообразности Земли, приводимые и ныне, сделал заключение о существовании на Земле климатических поясов, объяснял происхождение ветров, бурь, метеоров, землетрясений, приливов и отливов и др. явлений; описал около 500 видов животных и сделал попытку их классификации.

Идея Аристотеля о шарообразности земли.

  • В качестве довода о шарообразности Земли Аристотель обратил внимание на то, что при затмении Луны земная тень имеет форму круга.

Аристотель и географические зоны

  • Аристотель первым выдвинул гипотезу о существовании географических зон. Он считал, что земля разделена на три типа климатических зон, основывающихся на их расстоянии от экватора. Размышляя, что область около экватора была слишком жаркой для жилья, Аристотель выделил регион в обе стороны от экватора (23,5° с.ш. - 23,5° ю.ш.) и назвал его «Жаркая зона». Он считал, что от Северного Полярного Круга и до полюса находится вечная мерзлота.

Аристотель и географические зоны.

  • Он назвал эту непригодную для жилья зону «Полярная зона». Единственным местом, которое Аристотель считал приемлемым для жизни, была «Умеренная зона», расположенный между «Полярной зоной» и «Жаркой зоной». Одной из причин, по которой Аристотель считал, что Умеренная зона была лучшим местом для жизни, мог быть тот факт, что сам он жил в этой зоне. Поскольку знание географии земли улучшилось, вторая «Умеренная зона» была выделена к югу от экватора, а вторая «Полярная зона» - вокруг Антарктики.

Аристотель и причины землетрясений.

  • В поисках причин землетрясений Аристотель обратился к недрам Земли. Он полагал, что атмосферные вихри внедряются в землю, в которой много пустот и сквозных щелей. Вихри, думал он, усиливаются огнем и ищут себе выхода, вызывая, таким образом, землетрясения, а иногда извержения вулканов.

Аристотель и причины землетрясений.

  • Эти представления просуществовали много веков, даже не смотря на то, что он не привел никаких аргументов в пользу своих гипотез, а просто дал волю своей бурной фантазии. Аристотель также говорил, что когда воздух затягивается в землю перед землетрясением, оставшийся над землей воздух становится спокойнее и разреженной, затрудняя дыхание. Поскольку такие условия бывают при жаркой влажной погоде, такую погоду стали называть «сейсмоопасной погодой», полагая, что она сигнализирует о приближении землетрясений.

Литература.

  • 1. http:// ru.wikipedia.org/wiki/% D0%90%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C
  • 2. http:// znaem-o-pogode.ucoz.ru/publ/climat_pogoda/klimat_pogoda_i_ee_prognozirovanie/6-1-0-16
  • 3. http:// aphorism-list.com/biography.php?page=aristotel
  • 4. http:// www.grinchuk.lviv.ua/referat/1/2431.html