Морской собор святителя Николая Чудотворца (полное наименование — Ставропигиальный Никольский Морской собор города Кронштадта) — крупнейший морской собор времен Российской империи, признан памятником всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня это главный военно-морской храм России.

Никольский Морской собор построен в городе-крепости Кронштадт по указу Николая Второго в 1903 году. Император сам присутствовал при закладке первого камня, а после торжественной церемонии вместе со своим окружением посадил в сквере около собора 32 дуба.

Расписание богослужений в Никольском Морском соборе

Ежедневно утром и вечером в соборе проводятся богослужения:

  • Божественная Литургия — в 10:00 часов;
  • Вечернее Богослужение — в 18:00 часов.

Часы работы

Собор работает каждый день с 10:00 до 19:00 часов. В соборе каждый день также проходит Таинство Крещения, а по четвергам и воскресеньям — чтение Акафиста.

Описание Никольского Морского собора в Кронштадте

Архитектурный стиль Никольского военно-морского собора — неовизантийский. В плане каменный собор похож на храм Святой Софии в Стамбуле — бывшем Константинополе. Центральный купол опирается на апсиды, по бокам размещены колоннады. Диаметр купола — 26,7 метров. Длина собора составляет 83 метра, а ширина — 64 метра.

Высота собора до купола — 52 м, с крестом — 70,5 м. Собор является самым высоким зданием в Кронштадте.

На фасаде из кирпича — терракотовые орнаменты. Фасад украшен также колоннами порталов, над которыми размещены мозаики и иконы. Медные рельефные орнаменты украшают купола. Макет собора можно увидеть внутри, вместе с макетами кораблей и небольшой экспозицией.

Никольский Морской собор внутри

Собор имеет богатое убранство и много внимания уделяется морской теме. Он задумывался не просто как храм, а как памятник всем погибшим морякам. Поэтому внутри были установлены мраморные доски: черные и белые. На черных — имена погибших в боях или при исполнении служебного долга морских офицеров. На белых досках в алтаре — имена погибших в море священнослужителей. Эти памятные доски после революции были демонтированы и использовались для различных хозяйственных целей — например, в качестве ступеней, надгробий и т. д. Сейчас мемориальные доски вновь установлены по периметру стен галереи первого яруса.

Проект собора разработал архитектор В. А. Косяков. В проектировании участвовал инженер А. И. Виксель.

Под куполом — двухъярусные галереи-хоры. Колонны, которые поддерживают хоры, покрыты искусственным мрамором. Карнизы украшены лепными орнаментами.

Скульптор беломраморного иконостаса с мозаичными вставками — Н. А. Попов, авторы проекта — архитектор собора Василий Косяков и его сын Григорий. После уничтожения иконостаса в 1929 году, его восстановление проходило по архивным материалам.

На полу из тонкого мрамора в медной оправе изображены мозаики на морскую тему: рыбы, водоросли, корабли. Все рисунки хорошо видно с высоты, при подъеме в ходе экскурсии на колокольню или под купол. Экскурсия длится 30 минут, за нее платится пожертвование: по отзывам путешественников, от 100 до 400 рублей, выдается аудиогид с рассказом об истории собора. При подъеме нужно будет преодолеть более 200 ступеней.

В соборе — большие круглые витражные окна с религиозными сюжетами. По форме они напоминают иллюминаторы в кораблях, их красоту лучше наблюдать внутри собора. Эти стеклянные полотна восстановлены в 2011-2012 годах.

История

Возведение собора было посвящено 200-летнему юбилею Российского флота. Постройка осуществлялась на пожертвования. Проект был разработан с таким условием, чтобы высота собора была достаточной для того, чтобы купол был ориентиром для моряков.

На церемонии освящения собора, состоявшейся в 1913 году, побывала императорская семья. Службы проводились в соборе до 1927 года, а в 1929 он был закрыт и началось его разорение. Позолоту с куполов смыли, мозаичные иконы были замазаны, мраморный иконостас разобрали. В советское время здание использовали как кинотеатр, концертный зал со сценой на месте иконостаса.

В годы Великой Отечественной войны собор пострадал от артобстрелов. Здесь установлена памятная плита на месте неразорвавшегося вражеского снаряда. Состояние здания сильно ухудшилось, пока оно не использовалось для церковных целей.

В 2002 году началось возрождение собора. Первая Божественная литургия состоялась в 2005 году. Восстановительные работы велись до 2013 года, но регулярные богослужения начались уже в 2012 году.

Иконы и святые мощи

Среди святынь Никольского Морского собора — несколько икон и раки со святыми мощами:

  • икона с частицей мощей святителя Иннокентия;
  • икона святителя Николая Чудотворца;
  • икона святого праведного воина Феодора Ушакова;
  • икона Божией Матери «Державная»;
  • частица мощей святителя Николая Чудотворца, покровителя моряков;
  • частица мощей святого преподобного Сергея Радонежского;
  • частица мощей святого праведного воина Феодора Ушакова;
  • частицы мощей святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары.

Как добраться до Никольского Морского собора в Кронштадте

Собор находится в Муниципальном образовании «город Кронштадт» Кронштадтского района Санкт-Петербурга по адресу: Якорная площадь, 5. Якорная площадь находится у главного входа в Кронштадтское адмиралтейство . До собора можно доехать на автобусе № 1Кр, 2Кр, 3Кр, остановка «Пл. Рошаля» в 300 метрах от собора. Эти маршруты ходят по Кронштадту.

Из Санкт-Петербурга можно доехать следующими способами:

  • на второй линии синей ветки метро доехать до станции «Черная речка». Выйти к остановке маршрутного такси № 405 «Приморский проспект (ул. Академика Королева)» и ехать до остановки «Пл. Рошаля» в Кронштадте.
  • на пятой линии фиолетовой ветки метро ехать до станции «Старая деревня», оттуда — на автобусе № 101 до остановки «Гражданская». До собора нужно будет пройти 1,3 км по ул. Советская.
  • на второй линии синей ветки метро доехать до станции «Проспект просвещения», сесть на маршрутное такси № 407 до остановки «Гражданская».
  • от станции метро «Автово» первой линии красной ветки на автобусе № 401 доехать до г. Ломоносов, на вокзале сесть в автобус № 175 до остановки «Гражданская».

Карта-схема пешего маршрута от остановки «Гражданская» до собора:

До собора можно доехать на такси: в Санкт-Петербурге работают сервисы Яндекс.Такси, Uber, Gett, RuTaxi, «Максим».

Панорама Ставропигиального Никольского Морского собора:

Видео о Кронштадтском Морском соборе (съемка с воздуха):

Всем привет! Прошел месяц, как мы . Про Азию как-то сосем не пишется, вот и решила пройтись по своим архивам достопримечательностей Ленинградской области. Сегодня хочу рассказать о величественном храме – Морском Никольском соборе, расположенном в городе Кронштадт в Санкт-Петербурге.

Кронштадтский Морской собор: немного истории

Никольский собор, а точнее Кронштадтский Морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца, начали строить в 1902 году по проекту В.А. Косякова и окончили в 1913 г. Храм был призван стать главным православным символом флота Российской Империи. При проектировании сооружения за основу брался принцип строительства церкви Айя София в Константинополе, которую позже переоборудовали в мечеть, а ныне – это музей. Для сравнения, ниже на фото храм Святой Софии из нашей прошлогодней поездки в Стамбул.


В XIX в Российской Империи было популярно сочетание византийского и русского стилей, которое часто использовалось при проектировании религиозных сооружений. Такой стиль стал называться русско-византийским (неовизантийским, псевдорусским).

При освящении церкви в июне 1913 года принимал участие Император Николай II и его семья. Кстати, он внес личный вклад в строительство Морского Собора, пожертвовав храму бухарский лазурит для украшения алтаря.

С приходом советской власти отношение государства к церкви резко изменилось. С 1927 г. прекратили проводить службы, а в 1929 году здание храма было передано под использование в культурно-просветительских целях. После этих событий Морской собор был переоборудован под кинотеатр имени Максима Горького, а позже здесь появился концертный зал и театральная сцена. В 1974 г. в здании церкви был открыт филиал Центрального военно-морского музея.

В 2002 году взялись за восстановление Никольского Морского Собора в Кронштадте. Длилось оно более 10-ти лет. Впервые мы приезжали в Кронштадт весной 2012 года. К этому времени уже состоялось малое освещение собора (09.04.12 г.), но сам храм был огорожен синим забором и зайти внутрь не представлялось возможным.


Кронштадтский Морской собор до открытия

Только с лета 2013 года по окончании всех реставрационных работ верующие смогли снова посещать церковь.

Наши фото прогулки у Морского Никольского собора в центре Кронштадта

Мы в Кронштадте были неоднократно, поэтому фото Морского собора Николая Чудотворца представлены разных времен и погодных условий.


Вечный огонь на братской могиле

Храм находится в центре острова на Якорной площади. По соседству размещаются братская могила и памятник бывшему губернатору Кронштадта и адмиралу С.О. Макарову. С юга и севера от церкви разбиты парки.

Купол изготовлен из меди. Местные жители помнят его в зелено-голубом цвете, в который тот был окрашен долгое время. Сейчас купол серебристый, украшенный золотым узором в виде морских якорей и узлов.

Внутреннее убранство храма

Вообще фото и видеосъемка в Кронштадтском Морском соборе запрещена. Но я об этом узнала не сразу, поэтому несколько снимков внутри храма все-таки имеются.

Балконы в двух ярусах для церковного хора.

Роспись на куполе изнутри.

На фото ниже — памятные доски из черного мрамора. Изначально в Никольском Морском соборе были белые и черные плиты. На белых досках высечены имена священников, погибших на морских судах. На черных – имена офицеров, которые с 1695 по 1910 г. отдали жизнь при исполнении долга во время флотской службы. К сожалению, в период советской власти оригинальные плиты были изъяты и использованы в других нуждах. Сейчас доски воссозданы по архивным записям и фотографиям.



Макет Кронштадтского Морского собора

Никольский Морской собор: как добраться до храма, адрес, карта

Кронштадтский морской собор на карте :

Расшифровка меток на карте:

  • Красная – Морской собор.
  • Желтая – братская могила и вечный огонь на Якорной площади.
  • Синяя – остановка «Гражданская улица» автобусов 101, 175 и маршрутки К407.
  • Зеленая – остановка «Площадь Рошаля» маршрутного такси К405.

Координаты GPS : 59.991723, 29.777713.

Адрес Никольского Морского собора: г. Санкт-Петербург, г. Кронштадт, пл. Якорная, д.1.

Часы работы: среда – воскресенье 11.00-18.00, понедельник и вторник – выходной. Официальный сайт Кронштадтского Морского собора, где можно было бы смотреть в режиме онлайн время работы и график богослужений, я не нашла. Скорее всего, такового еще нет.

Реквизиты для помощи:

Карта Тинькофф 4377 7237 4260 2448 Саморосенко Константин Игоревич (папа Елисея)

Яндекс.Деньги 410012258423394 Саморосенко Константин Игоревич (папа Елисея)

Своим внешним видом Морской Никольский собор напоминает Софийский храм в Стамбуле. Структура его практически идентична турецкому религиозному музею, однако имеет гораздо меньшие размеры: длина Никольского собора оставляет 83 м, ширина – 64 м, высота же (включая крест) – чуть более 70 м. Одновременно в Никольском храме, в основной его части, могут разместиться около 3 тысяч человек. Морской собор в Кронштадте по своим размерам занимает второе место в России после Московского храма Христа Спасителя.

C незапамятных времен город Кронштадт, расположенный на острове Котлин в Финском заливе, служил охранным рубежом северо-запада России на Балтийском море. Однако знаменит он не только как военный гарнизон, но и как вместилище множества исторических ценностей и достопримечательностей Санкт-Петербурга, связанных с морской славой. Одной из самых значимых и величественных построек является Никольский Морской собор в Кронштадте. Находится он в центре города и служит не только памятником героизму и отваге российских моряков, но также выполняет и вполне мирные функции: в обычные и праздничные дни здесь проводятся богослужения, крещения и венчания.

История Морского Никольского собора

Предпосылки к началу строительства собора стали появляться еще в конце XIX в., когда остров Котлин уже приобрел статус обжитого: к этому времени были отстроены порт, верфи, доки, военная база. А вот серьезного храма, который бы символизировал веру и благочестие российской армии, так до сих пор и не было. Конечно же, православная церковь имелась.

Но у нее, по сравнению со стоящими рядом лютеранскими молельнями, был до того неказистый вид, что главный сторонник возведения нового храма и пожертвователь протоиерей Иоанн Кронштадтский постоянно пенял на это начальству. По его словам, от этого и были возможны некоторые неудачи России на военном морском поприще. Кроме того, величественная церковь охраняла бы и защищала Русь от посягательств иноземцев, так как храм приравнивается к тому же кораблю, которым управляет Господь.

Проектирование

1896 – 1902 гг. В 1896 году, стараниями одного из инициаторов, вице-адмирала и командира порта в г. Кронштадте Н. И. Казакова, была начата работа по проектированию будущего Никольского собора. Вкупе со свои прямым назначением, храм должен был также увековечить память выдающихся военно-морских чинов и служащих, погибших при исполнении своего долга.

В 1897 году был объявлен международный конкурс на проектирование сооружения, а также назначен Комитет по сбору пожертвований на строительство. Деньги сдавали и члены царской фамилии, и обычные граждане, и чины, принадлежащие к Морскому ведомству. К слову, последних в 1898 году обязали отчислять 0,25% от всего жалованья вплоть до 1914 года.

Всего было дано два конкурса на Морской собор в Кронштадте. Расписание их датировалось 1897 и 1898 годами, однако ни на одном из мероприятий победитель выбран так и не был. В июле 1899 года Николай II уже было одобрил проект ранее не участвовавшего в конкурсах А. И. Томишко, но Комитет по строительству воспротивился этому, и в итоге разработки поручили В. А. Косякову. Несколькими годами ранее этот архитектор уже построил два аналогичных по тематике храма.

В 1901 году В. А. Косяков представил специальному военному собранию два эскиза, один из которых был окончательно утвержден и Николаем II, и Комитетом. Будущий Морской собор (г. Кронштадт) по данному проекту во многом повторял линии константинопольской Св. Софии.

Закладка: 1901-1903 гг.

Место для возведения Морского собора было выбрано еще в 1898 году. Им стала Якорная площадь в силу своих следующих особенностей: — этот отрезок являлся центром города; — место обладало некоторой возвышенностью, и было защищено от наводнений; — согласно плану, Никольский собор, расположенный здесь, мог наблюдаться со всех точек в фарватере; — обширная площадка перед храмом послужила бы плацем для парадов морских войск; — размеров площади как раз хватало для огромного собора.

В 1901 году, после того как руководством были ассигнованы средства на возведение храма, на Якорной площади был проведен молебен. Землю освятил сам Иоанн Кронштадтский. На мероприятии присутствовало около 14000 военно-морских чинов и курсантов. После торжества были начаты работы по расчистке площадки, продолжавшиеся несколько месяцев. 1902 год был ознаменован началом обустройства котлована и фундамента под Морской собор в Кронштадте.

В 1903 году заложили первые стены. Произошло это 8 мая в присутствии императора Николая II, его супруги Александры Федоровны, матери Марии Федоровны и князей Михаила, Алексея и Владимира.


Строительство и отделка: 1903-1913 гг.

До начала 1905 года не прекращалась строительная работа Морского собора. В Кронштадте процесс контролировался самим руководством Комитета, однако даже высшие чины не смогли повлиять на приостановку процесса, внезапно возникшую в 1905-1906 годах из-за внутренних беспорядков. Обуславливалось это главным образом недопоставками важных строительных материалов: металлических конструкций, кирпича и орнаментов. В 1907 году возведение собора было возобновлено, началась внутренняя отделка помещений. Декор занял больше времени, чем само строительство. В 1908 году закончили монтировать систему отопления.

В 1913 году был выполнен завершающий этап отделки: на стенах Никольского собора разместили таблички с именами погибших моряков, выполненные из мрамора. В списки попали все служащие, начиная с 1696 года.

10 июня 1913 года Морской собор был освящен в присутствии императора и членов его семьи. Не только в Кронштадте, но и в самом Санкт-Петербурге состоялись грандиозные гуляния в честь данного события. После того как все работы были завершены, произвели перерасчет затрат на строительство. В результате выяснилось, что всего на Морской собор в Кронштадте было израсходовано около 1 876 000 рублей.

Никольский собор во времена Революции

Номинальное свое предназначение храму пришлось выполнять недолго – всего 4 года. В 1914 году началась Первая мировая война, в 1918 году строение перепрофилировали под гражданские нужды, а на следующий год и вовсе сдали прихожанам в договорное пользование.

Летом 1929 года прошла последняя служба в Морском соборе Кронштадта. После этого все оставшееся после расхищения имущество храма описали и передали в Госфонд, Госбанк, Военно-морской и Русский музеи. Безвозвратной утратой стали списки моряков, золотом увековеченные на мраморных скрижалях. Одна часть их была разбита, другая — использована в монтажных работах.

В 1930 году большевики отправили на переплавку почти все колокола и металлические приборы, которые только смогли найти в храме. Для оповещения о тревоге был оставлен только один колокол весом около 5000 кг. Бытует версия, что рабочие его просто не смогли снять. Спустя несколько месяцев с верхушки были сброшены и кресты. Теперь над верхушками куполов собора развевались красные флаги.

В 1932 году внутреннее убранство храма переоборудовали под кинотеатр, в 1939 переделали снова, но уже под Дом офицеров. Инженерная служба последнего внесла значительный вклад в сохранение технических характеристик строения. Регулярное обслуживание помогло спасти храм и коммуникации от обветшания и полнейшей разрухи.

Великая Отечественная война и послевоенное время

С приходом фашистских войск на куполе Морского собора оборудовали наблюдательную площадку. Она функционировала до самого снятия блокады. Несмотря на все усилия горожан, за время войны в храм попало несколько снарядов, пробоины от которых
впоследствии устранили, а внутри здания произвели ремонт. По окончании боевых действий возникла новая идея: обустроить в Морском соборе киноконцертный зал.

В результате капитальных строительных работ был оборудован подвесной потолок, балкон, сцена и стеновые перегородки. Переделка помещений производилась вплоть до 1954 года, а ее результатом стало нарушение целостности стен храма – по ним пошли многочисленные трещины. В феврале 1955 года зал был торжественно открыт. Здесь проводились вечера, концерты, различные увеселительные мероприятия. После сокращения гарнизона в 60-х гг. зал снова стал одним из филиалов Дома офицеров.

Морской собор: с 70-х гг. до наших дней

В 1970 годы сознание населения изменилось, и в Морском соборе Николая Чудотворца было принято решение провести капитальный ремонт и реставрацию. Государство взяло храм под свою опеку, обозначив его как культурный памятник. 1976 год стал новой вехой в истории православного сооружения. Реставрация Морского собора в Кронштадте вернула ему первоначальный облик.

В 1978 году в здании Кронштадтского Матросского клуба случился пожар. В этом случае помещения Морского собора снова пришли на выручку – клуб временно разместили в храме.

8 мая 1980 года, в день, приуроченный к годовщине победы над германскими войсками, в Никольском соборе открылся музей, названный в честь Кронштадтской крепости. Площадь его составила чуть менее 1000 м2, а в коллекциях оказалось примерно 3000 предметов, дошедших до нас с военных времен.

Архитектура и убранство Морского собора

Во внешнем облике здания превалируют элементы в романском стиле. Фасад облицован светлым кирпичом, колонны, порталы и арки рельефные, с добавлением множественных декоративных элементов и орнаментов. Несмотря на массивность и внушительные размеры строения, за счет многочисленных украшений оно не создает ощущения громоздкости. Портал над главным входом украшают мозаичные изображения ангелов и цитата из 112 псалма «От восток солнца до запад хвально имя Господне!».

По бокам расположены две звонницы с золочеными сводами и иконами на фронтальной части. Главным украшением Морского собора является, конечно же, его главный купол. Светлый, огромнейший, богато изукрашенный золотыми якорями, покоящийся на «барабане» из многочисленных оконец, он создает поистине величественное впечатление. Ко входу в Никольский собор ведут несколько гранитных ступеней. Двери – массивные, украшенные резьбой и изображениями святых.

Внутри Морского собора взгляд непроизвольно поднимается вверх. Центральный купол отсюда кажется еще более широким. Диаметр его составляет 27 метров, а высота от пола до самой маковки – 52 метра. По бокам к нему примыкают еще два купола, но уже размером поменьше. Пространство увеличивают расположенные по бокам открытые галереи. Изнутри храм поражает истинным величием: гигантское пространство пестрит мозаичными панно, выполненными в византийском стиле. Интерьер включает в себя многочисленные изображения рыб, водорослей, морских коньков, кораблей.


Особого внимания заслуживает иконостас и витражные полотна размером 52 квадратных метра каждое. Нельзя обойти вниманием и мраморные черные доски с именами погибших моряков – все, что удалось спасти и восстановить из небытия. Они расположены по всему периметру Никольского собора и являются главной его особенностью.

В молельном здании имеется три престола, освященные в честь самого Николая чудотворца, а также Петра и Павла и Святого Иоанна. Размещены они в западном портале. Северная и южная части украшены образами Казанской Божьей матери и святителя Митрофания соответственно.

Реставрация Морского собора в Кронштадте помогла донести до наших времен эти изображения во всей их красе и великолепии. Если любоваться художественной красотой Морского собора в обычные дни можно бесконечно, то в даты православных праздников он преображается в наивысшей степени. Бессчетные вереницы свеч и ламп заставляют панно, позолоту и витражи сверкать и переливаться, внушая трепет и торжественное благоговение. Эффект усиливает пышность проводимой службы и пение церковного хора, находящегося на балконной галерее.

Нет более пышной и монументальной в городе Кронштадт достопримечательности: Морской собор – настоящий символ острова Котлин, памятник героическому морскому прошлому России и хранитель ее водных северных границ.

Функционал Морского собора в наши дни

Сегодня Собор Святого Николая Чудотворца работает в полноценном режиме. Работы по капитальному восстановлению его внешнего и внутреннего убранства, а также духовно-патриотического статуса святыни начались 15 лет назад, когда в 2000 году впервые поднялся вопрос о возрождении военно-морских традиций и возвращению православных памятников в лоно Церкви.

В 2002 году осенью на верхушке храма был воздвигнут новый, отлитый на пушкинском Софийском заводе семиметровый крест. Три года спустя была совершена первая за столь долгое время литургия в честь Иоанна Кронштадтского. Непосредственное участие в восстановлении храма приняла супруга Президента РФ Д. А. Медведева – Светлана Владимировна.


В марте 2009 года в Сергиево-Посадской Лавре при ее участии прошло совещание Совета по попечительству строительства Морского собора в г. Кронштадт, где было подписано решение о создании одноименного благотворительного фонда. Уже в мае того же года образовалась и начала свою деятельность соответствующая некоммерческая организация.

Декабрь 2009 года ознаменовался началом масштабной реконструкции храма в г. Кронштадт. Морской собор, режим работы которого до полного завершения строительства и отделки не предусматривал посещений гостей и прихожан, 28 мая 2013 года был торжественно освящен Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в присутствии многочисленных представителей Русской Православной Церкви, государственных деятелей, а также высших чинов Черноморского, Северного, Тихоокеанского и Балтийского флота.

На сегодняшний день экскурсии – не единственная причина для того, чтобы посетить Морской собор в Кронштадте. Крещение детей и взрослых, венчание, различные службы – все это точно так же проводится в Никольском храме, как и в любой другой церкви в России. Хочется верить, что трагическая история собора наконец-то закончилась. Теперь не только россияне изо всех уголков страны, но и многие туристы из дальнего и ближнего зарубежья стремятся попасть на остров Котлин, чтобы своими глазами увидеть грандиозное святилище. Режим работы его хоть и стандартный – ежедневный, — однако стоит помнить, что в связи с окончательным открытием по большим православным праздникам храм заполняется прихожанами полностью. В связи с этим для тщательного ознакомления со святыней рекомендуется выбирать обычные дни.

Контакты Морского Никольского собора

Адрес: Морской собор в Кронштадте: адрес Россия, Санкт-Петербург, г. , Якорная площадь, д. 1.

Режим работы: ежедневно с 9.30 до 18.00. Также по желанию можно попасть и на богослужение, которое проводится дважды в день: в 10.00 и в 18.00.

Как добраться? Наземным транспортом:
– маршрутка № 405 в Кронштадт от метро «Черная Речка» до остановки у Якорной площади;
– маршрутка № 407 в Кронштадт от метро «Проспект Просвещения» до остановки у Якорной площади;
– автобус № 101 в Кронштадт от метро «Старая Деревня» до остановки у Дома быта, далее – пешком по Советской улице до Якорной площади.
-есть возможность добраться и водным путем (требуются уточнение непосредственно на месте)

Кронштадтский Морской собор October 10th, 2013

Вторая достопримечательность Кронштадта - Никольский Морской собор (Морской собор Святителя Николая Чудотворца). Я уже упоминала, что его зеленовато-бирюзовый (первоначально, и сейчас - серебристый с золотой "оторочкой") купол был виден и из Лисьего Носа, и из Комарова, и из Петродворца, то есть со всех берегов Финского залива и с моря, и таким образом являлся ориентиром для моряков (маяки там есть другие). С купола собора просматривается пространство на 45 км, что имело важное стратегическое и военное значение. То, что я назвала "оторочкой" - золоченый рельефный орнамент в виде якорей и спасательных кругов (!). Высота собора 70,5 метров, и это до сих пор самое высокое здание в городе.
Морской собор в Кронштадте строился по плану храма Святой Софии в Константинополе (с иным соотношением частей), некоторые элементы декора несут печать эстетики модерна. По архитектурному облику Морской собор относят к неовизантийскому стилю, возникшему в конце XIX – начале XX века в русле культуры модерна как воплощение национально-романтического движения. По замыслу проектировщиков, в нем должно было помещаться до 3000 моряков одновременно.

Морской собор со стороны памятника адмиралу Макарову. Довольно трудно было уместить собор на одном снимке и одновременно передать его громаду.

Никольский собор построен по проекту инженера-архитектора В. А. Косякова. Косяков развил и сделал чрезвычайно востребованной в храмостроении конструкцию свода из перекрещивающихся арок. Он же ввёл её в типологию соборного храма, освободив внутреннее пространство от столпов, став, таким образом, новатором в решении этой задачи. Именно этот принцип лежал в основе купола Св. Софии, и именно он дает ощущение парящего свода (см. пост marinagra http://marinagra.livejournal.com/66619.html). Мне неизвестно, использовал ли Косяков этот принцип в какой-то из других 17 построенных им церквей (многие из них в Петербурге, в том числе в неовизантийском стиле Косяковым построена Казанская церковь Воскресенского Новодевичьего монастыря у Московских ворот, 1912), но считается, что третий такой парящий купол в мире сконструирован в Соборе Святого Вардана (Нью-Йорк, 1968).
Проект был принят в 1901 году, в 1903 году произошла торжественная закладка кирпичных стен (в Высочайшем присутствии, и император с окружением посадили вокруг собора 32 годовалых дубка). В 1913 году строительство было закончено, собор освящен.

Вид Собора с Якорной площади, главный фасад, снимок взят в http://redigo.ru/geo/Europe/Russia/poi/13976/media/photo/2

Храм задумывался как памятник русской морской славы, памятник всем морякам, всем когда-либо погибшим чинам российского флота. В храме собирались реликвии, связанные с историей флота, а также хранились черные мемориальные доски с именами всех флотских офицеров (без различия вероисповедания), погибших в сражениях, при кораблекрушениях и при исполнении служебного долга с 1695 по 1910 год, а также гражданских и медицинских чинов, служивших на военных кораблях. На отдельных белых мраморных досках были записаны имена погибших в море флотских священнослужителей. Вот образец такой доски, я сфотографировала хронологически первую:

Я не рискну дать здесь свои фото интерьера собора. Он потряс меня именно огромным пространством. Парящий купол? Да. Иконостас? Да. Роспись стен? Да. Но главное - хоры меня поразили, балконы с обеих сторон, с колоннами, как бы второй этаж, расширяющий пространство. А у меня простой мобильник, не фотоаппарат. Снимки из интернета. Общий вид внутри:

А вот мои (все-таки!):

В интерьере собора в изобилии присутствует морская тема. Я уже упоминала якоря и спасательные круги на рельефном орнаменте основания купола, хотя тут не просто морская символика, а использование морской темы для выражения духовных, религиозно-патриотических идей. На тяжелых входных дверях выделяются рельефы рыб; изображения рыб, кораблей, якорей, морских животных и растений находятся на мозаичном полу.

Собор действовал 4 года. Затем произошли печально известные события. Иконостас, иконы, мемориальные доски были сорваны, уничтожены, ценные вещи разворованы. В 1929 году храм закрыли и реконструировали под кинотеатр. Во время Великой отечественной войны храм служил наблюдательным пунктом советской артиллерии, сюда перенесли службу точного времени, в цокольном этаже разместили госпиталь. В 1953 году была произведена перепланировка: на месте алтаря устроили сцену, под алтарем - буфет и общественные туалеты, на месте главного входа - кассовый зал. Такая реконструкция вызвала осадку здания, потерю росписей и многих деталей интерьера. По стенам собора пошли трещины, наступила мерзость запустения. Тем не менее в соборе был устроен музей "Кронштадтская крепость", проводились торжественные собрания актива города и гарнизона, танцевальные вечера, концерты художественной самодеятельности.
Возрождение собора связано с именем капитана первого ранга в отставке А.П. Шумского. Этот человек в 1998 году составил и издал книгу "Морской собор в Кронштадте" - репринтное воспроизведение сохранившейся в единичных экземплярах брошюры архитектора В.А. Косякова о своем проекте плюс 200 страниц послесловия к ней. Шумский собрал статьи, обращения, документы, фотоиллюстрации, фотообвинения, исторические справки и публикации кронштадтских газет начала прошлого века. Автор-составитель горел идеей восстановления флотских храмов-памятников и заражал ею читателей. Он отправил тысячи писем и дарил свои книги Президенту России, Патриарху всея Руси, министрам, адмиралам, депутатам, губернаторам, мэрам, разного рода чиновникам, - всем, от кого могло зависеть хоть на шаг продвижение на трудном пути возвращения святыни.
В апреле 2000 года совместная комиссия Главного командования Военно-морского флота и Русской Православной церкви изучила дело и приняла положительное решение.
В октябре 2002 года был поднял крест над куполом собора, в нем стали проходить молебны и богослужения (в частности, по затонувшей подводной лодке "Курск"). Рабочая группа по воссозданию морского собора была создана в 2008 году после визита в собор жены тогдашнего президента России Светланы Медведевой, уроженки Кронштадта. Реставрационные работы начались и шли круглосуточно. 28 апреля 2013 года Патриарх всея Руси Кирилл освятил собор (чин великого освящения храма). В кратчайшие сроки проделан невероятный объем работ.
В восстановленный храм стали приезжать петербуржцы и паломники из других стран. Но свободный вход туда открылся незадолго до моего приезда. Еще летом верующие и туристы отмечали, что попасть в храм невозможно ни в субботу, ни в обычные дни, причем не только туристам, но и иностранным паломникам и священнослужителям (заметка "Широко закрытый Морской собор"

Морские храмы называют церквями-маяками. Они довольно распространены в православных странах и служат своего рода ориентиром для путешественников. В издаваемых для мореплавателей описаниях морей, океанов и прибрежий (лоциях) расположение таких объектов обычно указывается. При их прохождении верующие, обратив свой взор к алтарю, могут воззвать в молитве к Богу.

В России таких храмов семь. Это Николо-Богоявленский собор и Чесменская церковь в Санкт-Петербурге, Свято-Никольский храм в Севастополе, Храм-маяк Святителя Николая в селе Малоречное (г. Алушта, Республика Крым), церковь Николая Чудотворца в Таганроге, Свято-Троицкий морской собор в поселке Усть-Луга и Морской Никольский собор в Кронштадте. О последнем – наш рассказ.

Самый крупный в дореволюционной России

Идея строительства на острове Котлин вместительного морского собора родилась еще в 1830 годах. С ней выступил член Святейшего Синода, первый протопресвитер военного и морского духовенства Александр Алексеевич Желобовский, по инициативе которого уже строились сотни войсковых церквей. Однако высочайшее разрешение в 1897 году получило лишь ходатайство адмирала и генерал-адъютанта Николая Ивановича Казнакова, и начался сбор добровольных пожертвований. Собор должен был стать достойным памятником погибшим морякам Российского флота.

Разработкой проекта занимался архитектор Василий Антонович Косяков. В работе над ним участвовали гражданские инженеры Владимир Шаверновский и Александр Виксель. Поскольку собор задумывался как ориентир с моря, то в проекте предусмотрели соответствующую высоту купола. И первое, что должны были видеть с приближающихся к Кронштадту судов, это его крест. 21 мая (3 июня по новому стилю) 1901 года Николай II утвердил проект.

Морской собор святителя Николая Чудотворца стал последним и одновременно крупнейшим из всех аналогичных соборов дореволюционной России. Местом его возведения избрали Якорную площадь. Прежде тут находились старые якоря, а теперь она была свободной, что позволяло разбить вокруг будущего храма парк и оборудовать территорию для крестных ходов. Дата начала строительства – 1 (14) сентября 1902 года. Перед этим состоялся молебен, который в присутствии вице-адмирала С. О. Макарова совершил протоиерей Иоанн Кронштадтский. На закладке храма 8 (21) мая 1903 года были Николай II и императрица Александра Федоровна, его мать вдовствующая императрица Мария Федоровна, великие князья Михаил, Алексей и Владимир Александровичи.

Окончание торжественной церемонии увенчал салют в 31 выстрел, произведенный с орудий крепости и находившихся на рейде кораблей. В тот же день государь и представители императорской фамилии посадили в сквере, что вокруг храма, 32 годовалых дубка. В 1907 году собор в целом был готов, оставались только внутренние работы. Строительство обошлось в немалые по тем временам деньги – 1 млн 876 тыс. рублей. 10 (23) июня 1913 года в присутствии августейших особ и тысяч верующих церковь была освящен протопресвитером военного и морского духовенства отцом Георгием Шавельским. Ему сослужил настоятель Адмиралтейского собора Санкт-Петербурга митрофорный протоирей Алексий Ставровский. Службы в храме, состоявшем в приходе Морского Богоявленского собора г. Кронштадта, проводились вплоть до 1927 года.

Величественный собор превратили… в кинотеатр

Новые власти в лице президиума исполкома Ленинградского облсовета вынесли решение о закрытии морского собора. Его здание наметили передать под «культурно-просветительские цели». Верующие попытались отстоять храм и обратились повыше, но ВЦИК ходатайство Приходского совета отклонил. 27 сентября 1929 года его члены собрались на свое последнее заседание. Окончательной датой закрытия собора стало 14 октября того же года. Церковное имущество было передано по акту от Приходского совета к Государственному фонду. После этого здание переоборудовали… в кинотеатр имени М. Горького, прозванный в народе «Максимкой».

Переоборудование сопровождал демонтаж мраморных иконостаса и памятных досок со стен алтаря и галерей, установленных в честь погибших моряков русского флота и представителей морского духовенства. Их потом использовали при постройке хозяйственных объектов: на ступени, электрощиты, надгробия и т. д. Позолота с куполов была смыта, а позолоченные части икон – отломаны. Поверх мозаичных икон наложили штукатурку, а росписи закрасили. Церковное имущество вывезли. После войны «культурное освоение» бывшего собора продолжилось. В 1956 году в нем открыли клуб Кронштадтской крепости с театральной сценой и концертным залом на 1250 мест. В 1974-м тут появился филиал Центрального военно-морского музея СССР.

Все эти действия нанесли урон не только храму как таковому, но и исторической памяти. Ведь на черных мраморных досках были вписаны имена морских офицеров, павших при исполнении служебного долга и в боях (нижние чины шли общим числом, кроме тех, кто совершил выдающийся подвиг – имена последних вписывали отдельно). Доски же из белого мрамора содержали имена служивших на военных судах и погибших в море представителях духовенства. Всего таких досок было 150, а высеченные на них данные охватывали 200 лет существования Военно-Морского флота Российской империи.

Морской Никольский собор вернули верующим

После распада Советского Союза храм-памятник, хоть и не сразу, возвращен Русской православной церкви. Это стало результатом переговоров РПЦ с морским ведомством РФ. 19 ноября 2002 года на федеральном уровне принят закон, согласно которому религиозное имущество в нашей стране передается церквям. В том же году на колокольне Никольского Морского собора установили православный крест. 19 декабря 2005 года здесь состоялась литургия – впервые за 75 лет. 20 ноября 2010 года в соборе служил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Трансляция с богослужения шла по Петербургскому телевидению.

Чин малого освящения храма совершен предстоятелем РПЦ 19 апреля 2012 года в присутствии тогдашнего президента России Дмитрия Медведева. Все эти важные церковные мероприятия проходили на фоне реставрационных работ, продолжившихся до весны 2013 года. 28 мая 2013 года, в день 100-летнего юбилея собора, состоялось его великое освящение.

На следующий день Священным синодом постановлено присвоить ему ставропигию – статус, дающий независимость от власти местной епархии и подчиняющий непосредственно патриарху или синоду. Такое решение полностью соответствовало его положению главного храма российского флота и центра Военного благочиннического округа. В выходные и праздничные дни тут планировались службы, но были сложности с доступом в собор – из-за еще существовавших в июне 2013 года неясностей с его юридическим статусом.

Особенности внешнего и внутреннего убранства

Планировка каменного Морского Никольского собора в целом идентична храму Святой Софии в Стамбуле. И там и там центральный купол опирается на апсиды, а боковые колоннады выполнены в стиле традиционной византийской базилики. В единую византийскую концепцию, безусловно, вписывается и роспись. Разница наблюдается в соотношении частей: храм в Кронштадте несколько меньше своего прототипа. Диаметр его купола 26,7 м, высота, длина и ширина – 52, 81 и 64 м, в то время как у собора в бывшем Константинополе – 31, 56 и 83 м соответственно.

Морской собор – самое высокое здание в Кронштадте. Так называемая внешняя высота – с учетом креста – составляет 70,5 и 52 метра – до основания главного купола. Пролеты главных арок высятся на 23 метра, а сторона внутреннего центрального зала имеет 24 метра. Облицовка фасада кирпичная и терракотовая. Его украшают гранитный цоколь, колонны порталов и, совсем немного, мозаика и майолика. Иконы на фасадах изготовили в мастерской русского художника-мозаичиста Владимира Александровича Фролова (1874–1942).

Два сюжета из жизни Николая Чудотворца, мозаичные изображения Спаса Нерукотворного, символы евангелистов и орнаменты украшают западный центральный портал. Иконы святых апостолов Петра и Павла (слева) и святителя Николая Чудотворца и преподобного Иоанна Рыльского (справа) находятся над боковыми порталами главного входа. Над северным и южным порталами – образы Божией Матери и святителя Митрофания. Вызолоченные по мардану медные рельефные орнаменты украшают главный купол и купола звонниц. Пространство под первым окружают двухъярусные галереи-хоры. В восточной части имеются еще два предназначавшихся для духовенства входа. Их двери богато декорированы бронзовым орнаментом.

Роспись (художник М. М. Васильев) украшает только алтарь, паруса и своды южных и северных хор. Она частично выполнена под мозаику, частично – под фрески. Закончить роспись, поскольку остальные части собора были окрашены в ровный колер, решено при реставрации. Хоры поддерживают увенчанные капителями колонны, которые покрывает искусственный мрамор колонны. Такое же покрытие имеют наличники на внутренних дверных проемах.

Алтарную часть приподняли на четырехметровую высоту. Иконостас, уничтоженный в 1929 году, изготовлен из белого мрамора, имеет мозаичные вкрапления. Скульптор Н. А. Попов восстанавливал его по проекту В. А. и Г. А. Косяковых – на основе эскизов, архивных фотографий и материалов. Над главным престолом высилась мраморная сень. Мраморная кафедра для проповедей, декорированная колонками, изображением Святого духа в образе голубя и мраморными панелями, находилась в левой половине солеи.

Карнизы покрывает лепной орнамент, а пол устилал мелкий мрамор в тонкой медной оправе. Его украшали мозаичные фигуры рыб и медуз, изображения кораблей и морской флоры. Парадная ризница и место для церковного хора располагались в восточной части хор. Тут же хранили иконы с упраздненных судов. Ризница и библиотека находились на первом этаже.

Огромные круглые окна – произведения искусства

Окна в морском соборе огромные, круглой формы. Их, похожих на иллюминаторы, украсили витражами. Всего витражей было пять. Невероятно большими – по 52 кв. метра – были только два из них, вполне вписываясь размерами в грандиозный интерьер. Кто конкретно проектировал эти гигантские стеклянные полотна и собирал их, неведомо до сих пор. Известно только то, что все стекольные работы – а, значит, и создание витражей – взяло на себя знаменитое в то время Стекольно-промышленное общество братьев Максимилиана и Адольфа Леонтьевичей Франк. На момент установки в 1913 году эти круглые окна, вне всякого сомнения, были самыми большими в стране.

В 2011–2012 годах в петербургской мастерской Алексея Яковлева трудились над воссозданием этих уникальных витражных полотен. Восстановить западное окно, на котором изображен «Деисус» (икона с Христом в центре, справа и слева от него находятся Богоматерь и Иоанн Креститель), помогла сохранившаяся черно-белая фотография. Три фигуры, расположившиеся в канонической композиции, изображены в духе работ популярного художника В. М. Васнецова, самого востребованного церковью в начале XX века. Еще два окна первого яруса созданы, что называется, с нуля – в соответствии с духом того времени и стилистикой, присущей церковной настенной живописи начала прошлого века.

Рядом с Морским Никольским собором расположились северный и южный скверы. В первом, на месте будущего монумента участникам восстания 1921 года против большевиков, находится закладной камень.

Адрес: г. Кронштадт, Якорная площадь, 1.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.