Сегодня в России и странах СНГ существует довольно много каникулярных образовательных школ для детей, имеющих, большей частью, олимпиадное направление. В этой статье я бы хотел рассказать вам о в некоторой степени уникальном для России проекте - научно-образовательной школе МГУ «ЛАНАТ» .

Наша школа проводится уже несколько лет большой командой из студентов, выпускников и преподавателей топовых Российских ВУЗов: Московского Государственного Университета, МГТУ им. Баумана, МФТИ. Наша основная задача - окунуть школьников со всей России в научно-исследовательский процесс, и помочь им выработать навыки проектной работы, публичных выступлений и самостоятельности, которые несомненно важны для любого современного специалиста (в чем, я думаю, многие хабровчане меня поддержат). Летняя школа является частью большой круглогодичной работы с детьми - каникулярные весенние и осенние школы, дистанционная работа с научным руководителем. Под катом я расскажу вам подробнее о том, чем занимаются наши ребята, и как мы организовываем наш учебный процесс.

Образовательная программа

Образовательная программа школы включает в себя несколько направлений:
  • Физико-математический поток (математика, физика, программирование)
  • Инжереный поток (электроника, схемотехника и все, что касается механической и «железной» составляющей устройств)
  • Химико-биологический поток (химия и биология)
  • Младший поток (занимательная математика и физика, английский язык)
Занятия в потоках разделяются на два вида: общие обычные и «спецкурсы». На общих занятиях мы преподаем вещи, жизненно необходимые для всех, кто находится на данном потоке (например, на уроках информатики в физмат потоке читался курс о обработке массивов данных в Excel и оформлении и представлении результатов научной работы, а на инженерном потоке на основных занятиях давались основы пайки и схемотехники).
На спецкурсах же (спецкурс, кстати, при желании можно выбрать из другого потока), ребята непосредственно занимались своим научным исследованием вместе с руководителем. Расскажу подробнее о организации, пожалуй, самых профильных для Хабра спецкурсах - программировании, электронике, инжениринге и физике. Примеры же выполненных ребятами работ можно будет увидеть чуть ниже.
Программирование

На программировании мы стараемся руководствоваться принципом «лучший способ начать программировать - это программировать». По этому практически с самого начала спецкурса ученик получает задачу (можно выбрать идею из готового спика или предложить свою), над которой он работает до конца школы (а некоторые и далеко после). Задачи подбираются самые разные - от совсем простых для начинающих с нуля (вроде реализации игры в морской бой или крестики-нолики), до сложных проектов, связанных с обработкой данных и разработкой сложных веб-систем. Общего языка, на котором работают ребята, нет - мы стараемся выбирать вместе с ними языки и технологии, которые наиболее соответствуют их задаче. Далее ученик обсуждает идею с научным руководителем и получает от него некий «стартовый набор» - список литературы, статьи, или другие проекты, с которыми необходимо ознакомиться, и начинает самостоятельную работу над проектом. Руководитель же «направляет» школьника и консультирует его по возникающим вопросам. Большое внимание мы стараемся уделать вопросам алгоритмизации, code style и выбору верных архитектурных решений в коде.

Электроника

На электронике мы занимаемся тем, что учим паять с нуля и считать простые схемы, а также, с этого года: управлять разного рода электродвигателями и моторчиками. Делается это для того, что бы:

  • Научить человека, который никогда не держал паяльник в руках паять;
  • Научить человека, который уже паял, паять лучше и качественнее;
  • Обучить элементам расчета схем. Это делается из-за того, что многие умеющие собирать вполне неплохие платы, совершенно не умеют придумывать и использовать по-новому старые схемы;
  • В подробном режиме объясняется тема управления моторами и электродвигателями.
В конце курса обучающиеся углубляются в изучение конкретной технической задачи, стараясь внести что-то новое в ее решение. Задачи же бывают самые разные: от простых индикаторов попадания в воду, до сложных устройств, считывающих всевозможные данные. Руководитель в данной деятельности выступает как учитель, в первой части курса, к которому можно подойти с любым вопросом и разобраться в любой из изучаемых тем, так и консультант в выполнении проекта во второй части курса.
Инжениринг

На спецкурсе по инженирингу мы стараемся обучить детей основам разработки печатных плат, конструирования, программирования микроконтроллеров. В процессе обучения мы стараемся отойти от готовых решений и конструкторов, таких как Arduino, Lego Mindstorms и другие. Разработку своего устройства дети ведут с нуля. Они проходят весь путь создания своего устройства или робота, от создания механической основы до изготовления печатной платы и программирования микроконтроллера (в нашем курсе мы используем преимущественно микроконтроллеры ATmega32). Вначале предлагается список проектов, после чего школьники могут выбрать задачу по душе, или же предложить свою идею. Работа над проектами начинается после небольшого курса по основам программирования микроконтроллеров AVR. Дело в том, что знаний в этой области школьники практически не имеют, а для начала работы необходим некоторый начальный уровень. Работа над каждым проектом ведётся индивидуально. Научный руководитель консультирует ученика, подсказывает как и где можно найти информацию, руководит процессом создания устройства.
Предлагаются проекты разных уровней сложности, от самых простых (работа с моторами и управление ими) до серьёзных исследований и разработок (обработка и потоки данных, общение со сложными периферийными устройствами и так далее).
Физика


На этом спецкурсе учащиеся с первых дней занятий самостоятельно выполняют проекты по физике. Тема проекта может быть выбрана учеником из предложенного списка или найдена самостоятельно. Чаще всего на данном спецкурсе ребята занимаются решением задач Всероссийского турнира юных физиков. Среди предлагаемых тем присутствуют довольно простые задачи, например, исследование движения сильного магнита внутри неферромагнитной металлической трубы, и принципов работы двигателей для авиамоделей, сделанных из скрученного резинового жгута. Решение этих задач давно известно, участникам летней школы предлагается самостоятельно исследовать данное явление, провести эксперименты, обработать их результаты и представить результат своей работы в виде стенда на закрытии школы.
Для исследования также предлагаются довольно нетривиальные и малоизученные явления, например, изменеие формы замерзующих при низкой температуре капель на конусообразную, и задачи, решение которых не единственно, например, создание устройства, преобразующее теплоту горящей свечи в электрическую энергию.
Несмотря на то, что дети тесно взаимодействуют с руководителем, большую часть работы они выполняют сами. Большое внимание уделяется планированию исследования и представлению результатов работы (подготовка стендов, стендовая защита, устный доклад).

Проекты и исследования, выполненные нашими учениками

Многие ребята, работающие с нами, достигают серьезных успехов - победы и призовые в конференциях и конкурсах научных работ школьников, представление проектов на нашем стенде в рамках Всероссийского фестиваля науки. Некоторым ребятам удалось получить возможность принять участие в самом крупном в мире смотре научных работ школьников Intel ISEF, проводящемся каждый год в США. Вот некоторые из этих работ:

Система управления курсором с помощью голоса для людей с ограниченными возможностями
Федтов Артем, Евгений Попов, г. Волгорад

Работа ребят началась с простой идеи - сделать несложную игрушку, в котрой необходимо собирать очки, управляя самолетом, при этом управление самолетом осуществлялось с помощью голоса - чем громче говоришь в микрофон, тем выше летит самолет. Эта идея в процессе работы претерпела существенные изменения - был разработан интерфейс голосового управления движением, максимально стабильного и простого для пользователей. На различные звуки при настройке устанавливаются различные действия, которые затем активируются с помощью произнесения этого звука. Ребята создали несколько моделей, реализующий этот интерфейс - систему управления курсором мыши, и модель инвалидной коляски, управляемой звуками голоса.

Настольный лазерный 3D сканер
Веловатый Даниил, Хивинцев Максим, г. Новосибирск

Данный проект представляет собой комплекс из работающего прототипа настольного 3D сканера и ПО для взаимодействия с ним. Конструкция сканера состоит из лазерного дальномера и вращающейся платформы, на которой помещается объект для сканирования. Разработка ребят выгодно отличается от прочих моделей такого класса благодаря высокой точности и скорости работы. Их система способна строить модели объектов небольшого размера за 2-10 минут (в зависимости от требуемой точности, максимально возможная сейчас - 0.3мм) и сохранять их в формат obj, пригодный для редактирования в сторонних редакторах.

Система добровольных распределенных вычислений в браузере
Моисеевский Алексей, г. Петрозаводск

Идея данной работы состоит в следующем - использовать принцип популярных систем добровольных вычислений вроде BOINC или Folding@home, но в качестве расчетного клиентского модуля использовать не специальный софт, а встраеваюмую на веб-сайты JavaScript библиотеку. Алексею удалось реализовать такую систему, использующую все современные веб-технологии вроде WebWorkers и Asm.js, и не требовательную к ресурсам клиентских компьютеров.
Экспресс-диагностика состояния микробных сообществ почвы при загрязнении нефтепродуктами
Вострокнутова Валерия, г. Чайковский


Всем известно, что большие выбросы нефти и продуктов ее переработки негативно влияют на состояние окружающей среды: почва, вода, атмосфера. В этой работе Валерия исследует почву разных образцов, имитируя загрязнения нефтью и соляркой. Результатом проекта является разработка методов, позволяющих определить уровень загрязненности почв, а так же выявление органических субстратов, с помощью которых можно решить вопрос об источнике загрязнения. Так, Валерия выяснила, что во всех почвах с содержанием нефтепродуктов активно усваивалась глюкоза.
Исследование сингулярности замерзших капель
Смирнов Алексей, г. Москва


При замерзании жидкостей можно наблюдать много, на первый взгляд странных, эффектов. Один из них рассматривается в данной работе - эффект формирования ледяных пиков, или сингулярностей, на каплях разных жидкостей при их замерзании. Исследовались небольшие капли (чтобы их поверхность можно было считать сферической), а также капли большого размера. Капли замораживались на алюминиевой пластине при температурах -15, -24, -78 и -196 градусов Цельсия. Далее, полученные результаты сравнивались с теоретически рассчитанной геометрической моделью конечной формы замерзшей капли, созданной в MATLAB, посредством такого сравнения было выяснено, что теоретическая модель точно предсказывает форму малых замерзших капель, но расходится с результатами для капель, радиусом превышающих 1 мм. Нельзя не отметить, что результаты данного исследования удивляют: оказалось, что описываемое свойство имеют лишь жидкости, расширяющиеся при замерзании.
Отрицательное сопротивление и его механический аналог
Новиков Олег, г. Иваново


Основные характеристики электрических элементов, такие как сопротивление, ёмкость и индуктивность, в основном, положительны. У автора проекта появилась идея создать элементы с отрицательными эффективными коэффициентами. Их создание позволит осуществить множество различных физических целей иным способом. Идея состоит в создании элемента, внутри которого будет расположен определённый потенциал, зависящий от внешнего сигнала. Если соединить через резистор этот потенциал со входами элемента, будет обеспечен вытекающий и втекающий в элемент ток, соответствующий элементу с указанными свойствами. Элементы имеют очень большой диапазон частот, таким образом, подходят для работы в низкочастотном и высокочастотном диапазоне. Так как элементы созданы с использованием операционного усилителя, были также расписаны ограничения их работы.

Подробнее

В этом году нам предстоят две летние школы, и одна весенняя. Подробнее о них можно узнать на

18.06.2018

ИНФОРМАЦИЯ О ЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В 10 КЛАСС УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ГИМНАЗИИ МГУ

Второй этап Приема в 10-й класс будет проводиться на базе Университетской гимназии МГУ по адресу: Ломоносовский проспект, дом 27, корпус 7 (станция метро "Университет").

Проживание и питание предоставляются участникам Летней школы бесплатно.

Заезд участников строго 16 июля с 8:00 до 21:00. Выезд участников из гимназии – 22 июля в течение всего дня. Трансфер участников от аэропорта/вокзала до здания гимназии не предусмотрен. Пожалуйста, планируйте Ваши перемещения самостоятельно. Затраты участников на проезд не возмещаются.

При заезде в Гимназию необходимо присутствие сопровождающего взрослого (родителя, законного представителя участника или лица, обладающего правом представлять интересы участника по нотариальной доверенности от родителя/законного представителя). При самостоятельном заезде участника в Гимназию (отбытии из Гимназии) необходимо наличие нотариально заверенного согласия на самостоятельное прибытие/отбытие. Размещение сопровождающих лиц на территории гимназии не предусмотрено.

Просим Вас сообщить предполагаемое время приезда/отъезда заранее, не позднее 1 июля, письмом на электронный адрес Приемной комиссии () с указанием темы «Летняя школа. Прибытие/отбытие» следующего содержания:

"ФИО участника

Прибытие в ЛШ:

2) предполагаемое время прибытия в Университетскую гимназию

Отбытие из ЛШ:

1) ФИО сопровождающего / самостоятельно

2) предполагаемое время отбытия из Университетской гимназии

3) Контактный телефон сопровождающего"

Список необходимых документов для зачисления в ЛШ:

3) паспорт (для участников, не достигших 14-летнего возраста, – свидетельство о рождении и справка о регистрации) участника Летней школы;

4) копия паспорта Заказчика, указанного в договоре, а также свидетельство о рождении Участника или документ, подтверждающий смену фамилии родителя (законного представителя) при наличии фамилии, отличной от фамилии Участника;

5) медицинская справка по форме № 086/у;

6) справка об эпидемическом окружении (действительна три дня);

7) медицинский полис ОМС нового образца;

8) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС).

16.00 – 20.00. Регистрация участников школы (ауд 1-31, физический факультет)

25 июня, среда

8.30 – 10.30. Регистрация участников школы (ауд. 1-31, физический факультет)
10.30 – 11.00. Открытие Летней школы. Приветственное слово декана физического факультета МГУ профессора Н.Н. Сысоева (ауд. ЦФА, физический факультет)
11.00 – 12.00. Умные полимеры. Академик РАН А.Р. Хохлов (ауд. ЦФА, физический факультет)
12.00 – 12.20. Кофе-брейк. (ауд. 1-31, физический факультет)
12.20 – 13.20. Физика в СУНЦ МГУ – 50 лет. Старший преподаватель Т.П. Корнеева (ауд. ЦФА, физический факультет)
13.20 – 14.20. Сложные вопросы в курсе физики средней школы. Доцент А.В. Грачев (ауд. ЦФА, физический факультет)
14.20 – 15.20. Обеденный перерыв
15.20 – 16.20. Акустические волны в природе и технике. Академик РАН О.В. Руденко (ауд. ЦФА, физический факультет)
16.20 – 17.20. Развитие опыта смыслового чтения в работе с УМК «Физика 7» коллектива авторов А.В. Грачев, В.А. Погожев, А.В. Селиверстов. М.С. Атаманская (ауд. ЦФА, физический факультет)
17.30 – 18.30. Экскурсия в музей физического факультета МГУ (запись при регистрации)

26 июня, четверг

9.00 – 14.00. Экскурсионная программа (Курчатовский институт, Институт Общей Физики РАН, Московский Планетарий, лаборатории физического факультета МГУ и его научных центров) – по выбору (запись на экскурсии при регистрации)
14.00 – 15.00. Обеденный перерыв
15.00 – 15.45. Формирование универсальных учебных действий средствами УМК коллектива авторов А.В.Грачев, В.А.Погожев, П.Ю.Боков, А.М.Салецкий. Г.В. Елькин (ауд. ЦФА, физический факультет)
15.45 – 16.30. От окружающего мира до физики: ошибки в школьных учебниках. Профессор А.Г. Хунджуа (ауд. ЦФА, физический факультет)
16.30 – 16.50. Кофе-брейк (ауд 1-31, физический факультет)
16.50 – 17.35. Исследовательские работы - как способ обучения одарённых школьников. Доцент С.Б. Рыжиков (ауд. ЦФА, физический факультет)
17.35 – 18.30. Оптика в старшей школе. Старший преподаватель А.В. Селиверстов (ауд. ЦФА, физический факультет)

27 июня, пятница

10.00 – 11.00. История поисков жизни во Вселенной. Академик РАН А.М. Черепащук (ауд. ЦФА, физический факультет)
11.00 – 12.00. Трудные вопросы электростатики. Доцент А.В. Погожев (ауд. ЦФА, физический факультет)
12.00 – 12.30. Фотона память у памятника М.В. Ломоносову
12.30 – 13.30. Обеденный перерыв
13.30 – 14.30. Графический подход к решению физических задач. Доцент П.Ю. Боков (ауд. ЦФА, физический факультет)
14.30 – 15.00. Торжественное закрытие Летней школы (ауд. ЦФА, физический факультет)
15.00 – 15.30. Выдача Сертификатов участникам школы (ауд. 1-31, физический факультет)

Глубокоуважаемые коллеги!

  • Участие в летних школах бесплатное. Всем участникам летних школ выдается сертификат об участии.
  • Чтобы иметь возможность записаться на летние школы, необходимо и заполнить обязательные поля анкеты слушателя. Обращаем Ваше внимание, что регистрация на сайте и заполнение анкеты слушателя при регистрации на сайте​ не является подачей заявки на конкретную летнюю школу!
  • Обращаем Ваше внимание на необходимость заполнения обязательных полей (отмеченных красной звездочкой) в Вашей анкете слушателя (меню "Слушатель" - "Моя анкета" - "Редактировать" ) перед подачей заявки на летнюю школу (кроме летней школы для учителей физики). Чтобы записаться на интересующую Вас летнюю школу, необходимо после заполнения анкеты слушателя затем вернуться на эту страницу.
  • Для записи на интересующую Вас летнюю школу необходимо нажать на кнопку «Записаться на школу» напротив соответствующей школы, после чего на открывшейся странице нажать кнопку «Подать заявку на школу для учителей».
  • Если кнопки " Записаться на школу" не отображаются, хотя Вы на сайте зарегистрированы, необходимо заново, после чего вернуться на эту страницу.
  • Если вместо кнопок "Записаться на школу" отображается надпись "Необходимо заполнить обязательные поля анкеты слушателя", у Вас не заполнены обязательные поля анкеты слушателя. Необходимо перейти по данной ссылке в Вашу анкету слушателя (меню "Слушатель" - "Моя анкета" - "Редактировать") и внести необходимую информацию. После этого Вы можете вернуться на эту страницу и подать заявку на интересующую Вас летнюю школу.
  • Обращаем Ваше внимание, что заполнение анкеты слушателя не является подачей заявки на конкретную летнюю школу!
  • Поданные заявки Вы можете посмотреть в меню "Слушатель" - "Мои мероприятия" (кроме заявок на летнюю школу учителей физики). Последняя информация о летней школе учителей физики публикуется на странице: http://distant.msu.ru/course/view.php?id=89
  • Иногородним участникам летних школ может быть предоставлено место в общежитии. Обращаем Ваше внимание, что заполнение регистрационной формы и подтверждение принятия заявки не означает автоматического предоставления места для проживания на время проведения школы в связи с ограниченным количеством мест в общежитии . Узнать о состоянии вопроса о предоставлении общежития можно в меню "Слушатель " - " Мои мероприятия".
  • Если при подаче заявки на летнюю школу в регистрационной форме нет вопроса о необходимости общежития, это значит, что дальнейшая регистрация на эту школу ведется без возможности предоставления места в общежитии .
  • Подробную информацию о каждой школе можно получить на странице соответствующей школы (для перехода на нее необходимо нажать на название интересующей Вас школы).
  • По всем вопросам Вы можете обращаться на факультеты МГУ, на базе которых организованы летние школы. Их контакты указаны на страницах школ.
  • Кроме того, Вы можете обращаться в отдел "МГУ - школе" Управления учебно–методической деятельности и дополнительного образования МГУ по почте

Факультет - школьному учителю


Факультет иностранных языков и регионоведения принимает участие в комплексной программе Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова по расширению взаимодействия с системой среднего образования, приуроченной к Году учителя в России. Мероприятия программы «МГУ - школьному учителю» ориентированы на создание всестороннего диалога между специалистами в сфере образования.


В рамках программы «МГУ - школьному учителю» на факультете с 2010 года ежегодно проводятся Летние школы для учителей.


Отчет о проведении

Летних школ для учителей



В рамках программы « МГУ - школьному учителю» 28-29 августа 2018 года факультет иностранных языков и регионоведения организовал проведение Летних школ для учителей средних школ в объеме 16 академических часов.

В работе Летних школ приняли участие 140 педагогов из более 70 школ, лицеев и гимназий Москвы (63 участника), Московской области (31участник), Республики Башкортостан (5 участников), Республики Корелия (2 участника), Республики Марий Эл (1 участник), Республики Татарстан (5 участников), Алтайский край (1 участник) Астраханской (2 участника), Брянской (1 участник), Владимирской (3 участника), Калужской (1 участник), Красноярский край (1 участник), Курской (3 участника), Ленинградской (2 участника), Ориенбургской (1 участник), Орловской (4 участника), Пензенской (1 участник), Ростовской (1 участник), Самарской (6 участников), Свердловской (1 участник), Тверской (3 участника), Тульской (1 участник) и Ярославской (4 участника) областей.


Занятия Летней школы проходили в форме интерактивных лекций и мастер-классов. Перед участниками выступили профессора: д.п.н. Титова С.В. «Цифровые технологии для подготовки к ЕГЭ », д.ф.н. Городецкая Л.А. «Подготовка к Всероссийским олимпиадам и международным экзаменам », д.п.н. Сафонова В.В. «Методические стратегии для подготовки к устной части ЕГЭ », а также приняли участие к.п.н., ст. преп. Коренев А.А. «Использование игровых методов обучения при подготовке к стандартизованному контролю », к.ф.н., ст.преп. Мишиева Е.М. «Современный учебник английского языка для старшей школы », преп. Фурсова А.А. «Олимпиада как альтернатива ЕГЭ: стратегии подготовки», преп. Харламенко И.В. «Проектирование веб-заданий для подготовки к разделу «Грамматика и лексика » части ЕГЭ по иностранным языкам », преп. Староверова М. В. «Интерактивное онлайн пространство в обучении ИЯ », руководитель центра повышения квалификации преподавателей ММА Усачев Е.В. «Использование онлайн ресурсов при подготовке учащихся к ЕГЭ по английскому языку».


На данном мероприятии впервые была проведена онлайн трансляция, на которую зарегистрировалось более 400 человек.

Ссылка на онлайн-трансляцию летней школы


Весенняя школа на ФИЯР учителей английского языка: современные методы обучения

14 апреля 2018 года на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В.Ломоносова состоялась «Весенняя школа» - серия лекций и практических семинаров для учителей английского языка, которая была организована кафедрой лингвистики и информационных технологий.


В ней приняли участие учителя и преподаватели школ и высших учебных заведений Москвы и Подмосковья, республики Дагестан, а также выпускники программы профессиональной переподготовки «Теоретико-прагматические основы преподавания иностранных языков: современные подходы» выпусков 2014, 2015, 2016 и 2017 годов, которую также проводит кафедра лингвистики и информационных технологий.

Участников познакомили с современными тенденциями, методами и подходами в преподавании иностранных языков. Зав. кафедрой лингвистики и ИТ, профессор Назаренко А.Л. открыла заседание «Весенней школы-2018». Она поблагодарила присутствующих за интерес к мероприятию и рассказала об общей ситуации с информатизацией лингвистического образования в России и мире и о новых тенденциях в этой области. В частности, были затронуты вопросы внедрения смешанного обучения, новой для России технологии "перевернутый класс" и использования социальных сервисов для создания образовательной среды, в которой возможно применять такие приемы, как создание обучающегося сообщества, обучение в сотрудничестве, проектная деятельность и др., которыми с успехом пользуются ученые и преподаватели кафедры ЛиИТ.

Преподаватель кафедры лингвистики и информационных технологий Хван М.В. представила концепцию lifelong learning, рассказала о ее роли в обществе и значении для преподавателя. Также Мария Владимировна подробно остановилась на вопросе существующих образовательных порталов и провела обзор некоторых наиболее крупных и полезных для преподавателя иностранных языков образовательных платформ и массовых открытых онлайновых курсов (МООК).

Фадеева В. А. (к.п.н., старший преподаватель кафедры ЛиИТ) свое выступление посвятила очень важной теме: «Новая роль преподавателя в учебном процессе и ее влияние на формирование новой культуры обучения». Особое внимание она уделила ассмотрению современного общества в глобальном контексте, традиционных и новых взглядов на процесс обучения, смене образовательных парадигм. В.А. Фадеева подробно проанализировала характеристики новой учебной среды , сделав акцент на изменении ролей преподавателя и учащегося в учебном процессе. Внимание слушателей было обращено на стратегические факторы, обуславливающие успешную подготовку преподавателя к его новой роли и стандарты аккредитации программ подготовки преподавательских кадров со специализацией в области ИКТ .



Преподаватель механико-математического факультета, к.п.н. Амиралиева Разия Зейдулаховна, защитившаяся на кафедре ЛиИТ, в своем сообщении рассмотрела вопросы, связанные с проблемой формирования навыков академического английского письма у студентов механико-математического факультета. Формирование данного навыка на начальном этапе базируется на умении писать небольшие научные тексты вторичного жанра на английском языке, что является одной из составляющих профессиональной и общепрофессиональной компетенций . Лектор заострил внимание на проблему, знакомую всем преподавателям иностранных языков неязыковых вузов: требованием стандартов готовить специалистов, обладающих развитой компетенцией научного письма и отсутствием у студентов практически базовых знаний и умений в этой области. Были даны ценные методические рекомендации по выборке определённых научных текстов вторичных жанров для формирования навыков письма в последовательном порядке, сведения о дидактических возможностях информационно-коммуникационных технологий, с помощью которых можно оптимизировать процесс обучения. Также были предложены возможный вариант структуры онлайн курса по академическому письму и примеры практических заданий, формирующие профессиональные компетенции.

На Весенней школе также выступила одна из наиболее активных организаторов, преподаватель кафедры лингвистики и информационных технологий Скакунова Виктория Александровна. Она поделилась опытом использования информационно-коммуникационных технологий в формировании письменных умений и навыков студентов. Виктория Александровна рассказала о некоторых полезных сервисах для развития умений письма, а также показала наглядно, как преподаватель и учитель английского языка может их использовать в своей профессиональной практике. Лектор также поделилась практическими примерами использования таких сервисов.

П реподаватель факультета фундаментальной физико-химической инженерии Шайхлисламова Лилия Финадовна, выпускница кафедры ЛиИТ, рассказала о сервисе Microsoft Sway для создания презентаций и учебных онлайн курсов. Она также показала примеры использования онлайн сервиса Voicethread для контроля устно-речевых умений обучающихся на иностранном языке. Лектор поделилась собственным опытом использования видео фрагментов для развития умений говорения на иностранном языке. Так, были продемонстрированы примеры заданий на озвучку научно-популярных фильмов для развития и контроля устной речи студентов на английском языке в рамках профессионально-ориентированного обучения.

Мероприятие носило научно-методический характер и очевидную прагматическую направленность. Его целью было познакомить лингвистов-практиков с новейшими достижениями лингводидактической науки, которые они реально могут использовать в своей практике преподавания иностранного языка

Организаторы благодарят всех участников Весенней школы за их поддержку, выразившуюся в истинной заинтересованности, сотрудничестве и высокой оценке полезности мероприятия.

«Большое спасибо организаторам Весенней школы - 2018» для преподавателей английского языка. Мероприятие прошло в теплой доброжелательной атмосфере и, разумеется, стало еще одной ступенькой на пути повышения профессионального мастерства участников. Особенно хочется отметить выступления преподавателей МГУ Р.З. Амираелиевой, В.А. Скакуновой и М.В. Хван – емкие и лаконичные, однако за краткостью изложения можно увидеть большой труд и неподдельный интерес к преподаванию английского языка и поиску новых форм его преподавания». Афанасьева А.Г.

Спасибо большое за организацию данного мероприятия!Было интересно послушать про современные технологии. Информация про открытые образовательные ресурсы особенно понравилась. Присутствие сегодня дает возможность черпать новую информацию, которая актуальна для образовательного процесса сегодня. Спасибо, что помогаете оставаться «в теме»». Сусленкова С.Е.

Весенняя школа на ФИЯР учителей английского языка 2017

Современные методы обучения

18 марта 2017 года на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ состоялась серия практических семинаров («Весенняя школа») для учителей английского языка, которая была организована кафедрой лингвистики и информационных технологий.

В семинарах приняли участие учителя и преподаватели школ и высших учебных заведений Москвы и Подмосковья, а также выпускники программы профессиональной переподготовки «Теоретико-прагматические основы преподавания иностранных языков: современные подходы» 2014, 2015 и 2016 годов, которую также проводит кафедра лингвистики и информационных технологий.

В рамках Весенней школы участники заслушали несколько докладов, посвященных современным тенденциям, методам и средствам преподавания иностранных языков. Заведующая кафедрой лингвистики и информационных технологий, профессор Назаренко Алла Леонидовна открыла Весеннюю школу для учителей английского языка приветственным словом и докладом, посвященным использованию формы смешанного обучения как возможности расширения образовательной среды очного лекционного курса за счет дистанционного компонента. В частности, она познакомила слушателей с дидактическими принципами, положенными в основу авторского курса «Мир Британии» и показала, как можно структурировать самостоятельную работу студентов и их регулярную работу с учебными материалами лекционного курса, используя современные технологии.

Об использовании интернет-сервисов для формирования и развития лексических навыков рассказала преподаватель кафедры лингвистики и информационных технологий Хван Мария Владимировна. Она представила различные способы формирования лексических навыков при обучении иностранным языкам, особо остановившись на разработке системы лексических упражнений на уровне слова и словосочетания, продемонстрировала работу с различными Интернет-сервисами (Flashcards , WordSearchPuzzle , Crossword , WordScramble ) , позволяющими создавать разнообразные лексические упражнения и направленными на отработку правописания, понимания дефиниции и активизации целевого словаря.

На семинаре также выступила профессор кафедры теории преподавания иностранных языков и представитель издательства Cambridge University Press Городецкая Людмила Александровна. Ее сообщение было посвящено когнитивным, культурологическим и технологическим особенностям современного учебника английского языка. Городецкая Л.А. представила различные способы работы с современным интерактивным учебником, на примере учебного пособия Think , рассмотрев, в частности, его дидактические возможности развития продуктивных и рецептивных видов речевой деятельности студентов.

К.п.н, старший преподавателя кафедры лингвистики и информационных технологий Фадеева Виктория Александровна рассказала об использовании веб-продуктов Google в обучении иностранному языку. Она познакомила с основными характеристиками современных веб-сервисов, относящихся к поколению Веб 2.0, уделив особое внимание двум веб-продуктам из линейки Google : Google . Docs и Google . Forms . Автор подробно остановилась не только на техническом функционале, но и на дидактических возможностях каждого из них. Были продемонстрированы примеры заданий, созданных с помощью представленных веб-продуктов, которые можно использовать на уроке иностранного языка, особый акцент был сделан на методически оправданном включении ИКТ в учебный процесс.

Завершила семинар одна из его наиболее активных организаторов, преподаватель кафедры лингвистики и информационных технологий Скакунова Виктория Александровна, поделившись опытом создания и поддержания ИКТ-насыщенной среды в процессе обучения студентов английскому языку на примере авторского курса, размещенного на Интернет-платформе HaikuLearning . Она продемонстрировала основные свойства и преимущества создания ИКТ-насыщенной среды, и (что немаловажно!) рассказала, как можно избежать потенциальных технических и организационных проблем при использовании данной обучающей среды учащимися.

Организаторы благодарят всех участников Зимней школы за их поддержку, выразившуюся в истинной заинтересованности,сотрудничестве и высокой оценке полезности мероприятия. Ниже представлены отзывы участников Весенней школы для учителей английского языка – 2017г.:

Была ли Весенняя школа очень полезной для Вас? Почему?

Школаочень полезнадля практикующих учителей. Информация, представленная в виде лекций, актуальна, интересна .(Илюхина Анна Сергеевна, г. Наро-Фоминск, СОШ №3)

Да. Узнала о новых ресурсах, которые будет удобно использовать в дальнейшем. (Суспенкова Светлана Евгеньевна, «Международная лингвистическая школа» (ENS )

Да, полезна информация об обучающей среде. Хотела бы использовать нечто подобное в будущем. (Башкирова Александра Владимировна, частный преподаватель)

Весенняя школа была для меня полезной, т.к. узнала много интересного и нового. (Жуковина Александра Сергеевна)

Да! Много интересной и полезной информации (особенно по использованию сайтов).

Что, на Ваш взгляд, было наиболее полезным?

Создание сайтов для самостоятельной или смешанной работы студентов. (Шаршакова Анна Николаевна, ГБПОУ «Колледж малого бизнеса №4»)

Хорошо, что фокус был сделан на практической стороне, много полезных советов. (Борисова Марина Марковна)

Как организовать интернет-курс, как развивать лексические навыки, современные учебники, использование веб-ресурсов Google , как создать ИКТ-среду. (Тарасова Алина Альбертовна, ГБОУ Школа №1352)

Все очень понравилось. Вдохновляет создание ИКТ-насыщенной среды в процессе обучения. (Афанасьева Алена Григорьевна)


Летняя школа для учителей 2016


В рамках программы «МГУ-школьному учителю» 29-30 августа 2016 года факультет иностранных языков и регионоведения организовал проведение Летних школ для учителей средних школ в объеме 16 академических часов.



В работе Летних школ приняли участие 115 педагогов из более 90 школ, лицеев и гимназий

Москвы (62 участника),

Московской области (17 участников), Республики Башкортостан (2участника),

Республики Татарстан (1 участник), Брянской (1 участник),

Вологодской (1участник), Воронежской (1участник), Калининградской (5участников), Калужской (2участника), Ленинградской (1 участник), Липецкой (1 участник), Нижегородской (3 участника), Орловской (1 участник),

Самарской (6 участников), Саратовской (1 участник), Свердловской (1 участник),

Тверской (2 участника), Тульской (3 участника) и Ярославской (4 участника) областей.






Занятия Летней школы проходили в форме интерактивных лекций и мастер-классов. Перед участниками выступили профессора:

д.п.н. Титова С.В. «Интерактивные технологии для организации проектной деятельности », «»;

д.ф.н. Городецкая Л.А . «Использование межпредметных связей в учебнике иностранного языка для развития когнитивных, коммуникативных и социокультурных знаний и навыков учащихся »;

д.ф.н. Бубнова Г.И. «».

Также приняли участие к.п.н., ст. преп. Коренев А.А. « »; к.п.н., координатор олимпиады Ломоносов по иностранным языкам Авраменко А.П. « Олимпиады школьников: подготовка учеников, форматы заданий, процедура проведения (на примере олимпиады Ломоносов) », «Презентация курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки ФИЯР МГУ »; к.п.н., ст. преп. Фадеева В.А. «Вики — технология для обучения в сотрудничестве »; к.э.н., генеральный директор ATBE Ильинский А.С. «Онлайн программа ROSETTA STONE в преподавании иностранных языков: дидактические возможности, способы интеграции в учебный процесс ».

При подведении итогов работы Летней школы участниками были даны самые высокие оценки как программе занятий, так и их организации, был отмечен высочайший уровень лекций, их практическая направленность и большая значимость для педагогической практики школьных учителей, а также высказаны пожелания продолжать данную работу.


Летняя школа для учителей 2016


29-30 августа 2016 года на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках проекта «МГУ школе» и при поддержке Департамента образования города Москвы состоится Летняя школа МГУ для учителей и преподавателей иностранных языков «Интерактивные технологии в преподавании иностранных языков ». Вас ждут мастер-классы и презентации ведущих профессоров Московского университета! Приходите, мы ждём Вас!

Зарегистрироваться на Летнюю школу можно на сайте по ссылке .

Программа летней школы 2016

Время

Тема

Преподаватель



9.00- 10 .00

Регистрация участников


10. 00-11.30

Интерактивная лекция

Преподавание иностранных языков как способ преодоления языкового и культурного барьеров

проф., д.ф.н.

Тер-Минасова С.Г.

11.40-13.10

Интерактивная лекция

Цифровые технологии для контроля и оценивания в языковом классе

проф., д.п.н.

Титова С.В.

13.10-14.00

Перерыв


14.00-15.30

Мастер-класс

Онлайн программа ROSETTA STONE в преподавании иностранных языков: дидактические в озможности, способы интеграции в учебный процесс

к.э.н., генеральный директор ATBE

Ильинский А.С.

15.40-17.10

Мастер-класс

Олимпиады школьников: подготовка учеников , форматы заданий, процедура проведения (на примере олимпиады Ломоносов)

к.п.н., координатор олимпиады Ломоносов по иностранным языкам

Авраменко А.П.

17.10-17.30

Презентация курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки ФИЯР МГУ

проф., д.п.н.

Титова С.В.

к.п.н., ст. преп.

Авраменко А.П.



10.00-11.30

Мастер-класс

Использование межпредметных связей в учебнике иностранного языка для развития когнитивных, коммуникативных и социокультурных знаний и навыков учащихся

проф., д.ф.н.

Городецкая Л.А.

11.40-13.10

Мастер-класс

Подготовка к устной части ЕГЭ

проф., д.ф.н.

Бубнова Г.И.

13.10-14.00

Перерыв


14.00-15.30

Мастер-класс

Вики - технология для обучения в сотрудничестве

проф., д.ф.н.

Назаренко А.Л.

15.40-17.10

Мастер-класс

Оценка письменных работ: техники, стратегии, критерии

к.п.н., ст. преп.

Коренев А.А.

17.10-17.30

Закрытие Летней школы.

Торжественное вручение сертификатов