Обучение по индивидуальному плану является одним из возможных вариантов обучения в школе. Обучение индивидуальному учебному плану (далее — ИУП) закреплено в законодательстве в сфере образования. Для кого подходит обучение по ИУП, каким образом, такое обучение должно быть организовано, рассмотрим исходя из существующей нормативной базы. Родители должны знать, что значит такое обучение, каковы его особенности, если его предлагают для ребенка.

Для начала следует определиться, что индивидуальный учебный план — это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (п.23 ст.2 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон). Индивидуальный учебный план разрабатывается и реализуется в соответствии с ФГОС в пределах осваиваемой образовательной программы. Порядок осуществления обучения по ИУП определяется школой самостоятельно в соответствии с образовательной организацией.

Помимо норм Закона положения об ИУП можно найти в следующих нормативных актах:

  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  • Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 ««Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
  • Постановление главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 34) за обучающимися закреплено право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.

Чаще всего на индивидуальный учебный план переходят следующие категории обучающихся:

  • Одаренные и высокомотивированные обучающиеся, дети с высокой успешностью освоения образовательной программы.
  • Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ст. 42 Закона).

Обучающиеся с ОВЗ должны иметь рекомендации ПМПК для того, чтобы определить необходимые формы и методы обучения. Стандартный индивидуальный учебный план ребёнка с ОВЗ должен быть выполнен в соответствии с требованиями образовательного учреждения. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

  • Обучающиеся, которые не ликвидировали академическую задолженность (ст. 58 Закона).

Обычно это дети с устойчивой дезадаптацией и неспособностью к усвоению образовательных программ в условиях массовой школы. Обучение по индивидуальному учебному плану должно обеспечивать достижение показателей, позволяющих допустить обучающегося к прохождению ГИА. Применительно к учащимся, имеющим академическую задолженность, это учебный план, который содержит меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану обучающихся, не ликвидировавших в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) обучающегося. В заявлении указываются срок, на который обучающемуся предоставляется индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания обучающегося или его родителей по индивидуализации содержания образовательной программы.

«Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану».

  • Обучающиеся, которые занимаются по предпрофильной или углубленной программе.

Цель обучения по ИУП — обеспечение освоения основной образовательной программы с учетом особенностей и потребностей обучающихся. Обучение по ИУП может быть организовано на любом уровне освоенной ранее учебной программы для учащихся. Индивидуальный учебный план включает в себя: перечень предметов, последовательность их освоения, обязательную и вариативную части обучения, количество часов на изучение предмета, курса, формы промежуточной и итоговой аттестации. В школе должен быть разработан локальный акт, который определит особенности и порядок обучения по ИУП в школе .

Администрация школы разрабатывает положение об организации обучения по ИУП, предоставляет данные в орган управления образования об обучающемся, который осваивает программу. причину перехода на индивидуальный план обучения, данные о периоде обучения. Обучение в рамках ИУП — это вид освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования самостоятельно, под контролем учителя, с последующей аттестацией .

При формировании индивидуального учебного плана может использоваться модульный принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, входящих в учебный план образовательной организации. ИУП, за исключением индивидуального учебного плана, предусматривающего ускоренное обучение, может быть предоставлен с 1 класса.

Индивидуальный учебный план составляется, как правило, на один учебный год, либо на иной срок, указанный в заявлении обучающегося или его родителей (законных представителей) обучающихся об обучении по индивидуальному учебному плану.

Особенности перевода на ИУП

Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся либо по заявлению совершеннолетних обучающихся. В заявлении указываются срок, на который обучающемуся предоставляется индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания обучающегося или его родителей (законных представителей) по индивидуализации содержания образовательной программы (включение дополнительных учебных предметов, курсов, углубленное изучение отдельных дисциплин, сокращение сроков освоения основных образовательных программ и др.).

Перевод осуществляется на основании приказа директора школы и утверждается решением педагогического совета образовательной организации.

При организации обучения по индивидуальному учебному плану образовательная организация имеет следующие документы:

  • заявление родителей (законных представителей) обучающихся;
  • решение педагогического совета образовательной организации;
  • приказ руководителя образовательной организации;
  • расписание занятий, консультаций, письменно согласованное с родителями (законными представителями) образовательных организаций и утвержденное руководителем образовательной организации;
  • журнал учета обучения по индивидуальному учебному плану.

Стоит особо отметить роль тьютора, который может оказывать помощь педагогу при организации индивидуального обучения. В соответствии с единым классификационным справочником должностей тьютор:

  • организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
  • организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения;
  • определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи;
  • оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования, создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий);
  • обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта;
  • проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.

Тьютор может организовать взаимодействие обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана. Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации индивидуальной образовательной программы.

Закон об образовании дает возможность коллективу школы самому выбрать учебный план и определить тип школы.

Это может быть общеобразовательная школа общего типа, школа с углубленным изучением ряда предметов, это может быть гимназия, лицей, колледж или частная школа.

Допускается открытие классов коррекции для ослабленных детей и детей, отстающих в развитии.

Разрешается вводить дополнительные платные услуги (изучение иностранного языка, музыкальные кружки, спортивные секции, ритмика, шахматы и т.д.).

Министерство общего и профессионального образования предоставляет широкий выбор вариантов для получения образования, им разработаны инструкции, правила получения сертификатов и т.д.

Однако следует предостеречь руководителей от бездумных модных увлечений и необоснованных решений по проведению конкурсных экзаменов при приеме в старшие классы, стремлений превратить так называемые альтернативные школы в основной способ получения полноценного школьного образования. С момента принятия Закона Российской Федерации "Об образовании" открыто тысячи негосударственных образовательных учреждений, в том числе частных школ.

Министерство общего и профессионального образования России подготовило ряд законодательных актов, регулирующих деятельность гимназий, лицеев, колледжей, различного рода частных школ и т.д. Выпущено положение о таких школах, их правах и обязанностях, порядке их открытия, аттестации, аккредитации и лицензирования.

Значит ли это, что будущее за альтернативными школами и их следует предпочесть обычным массовым школам? Есть два пути. Первый переименовать все средние школы в гимназии. В этом дурного ничего нет. Так было в России, так есть во многих странах. Второй параллельное существование различных видов и типов школ, что также приемлемо. Гимназии и лицеи это заведения для одаренных детей, колледжи дают соответствующее образование и профессию для всех остальных.

При рассмотрении путей модернизации школьного образования во всех типах школ особое внимание следует уделять соотношению обязательных и необязательных предметов, изучаемых в них. Совсем недавно у нас намечалась тенденция к резкому уменьшению обязательных предметов, при этом ссылались на опыт развитых капиталистических стран. Да, такое увлечение там было, но это привело к резкому снижению качества обучения. Например, в школах США 35% обучающихся не изучали физику, 32% химию и т.д. В настоящее время от такой практики многие страны отказались. Например, во Франции все учащиеся средних школ обязательно изучают родной язык,

математику, иностранный язык, историю, географию, физику, биологию, геологию, гражданское право, физкультуру. Проще говоря, на обязательные предметы используется 70-90 процентов учебного времени. В США 70 процентов, в Англии 7585 процентов и т.д. Это оправдано.

Право на открытие того или иного вида учебного заведения предоставлено местным органам власти, органам народного образования.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

Наряду с принципами и критериями отбора содержания общего образования в настоящее время надежным ориентиром в его определении выступает государственный образовательный стандарт. Стандартизация образования как таковая вызвана, с одной стороны, необходимостью создания единого образовательного пространства в стране, что позволит обеспечить единый уровень общего образования для всех детей, обучающихся в различных типах общеобразовательных учреждений: как государственных, муниципальных, так и негосударственных, частных, с другой - стремлением России войти в систему мировой культуры, что требует при формировании общего образования учета достижений в этой области международной образовательной практики.

Образовательный стандарт - это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы, средства обучения и контроля. Это «норма», «образец», «мерило».

Известный специалист-педагог по научному обоснованию стандартизации образования B.С. Леднев утверждает, что под стандартом образования следует понимать систему основных параметров, применяемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

В государственном стандарте общего образования выделяются три составных компонента: федеральный, национально-региональный и местный, школьный. В федеральном компоненте отражены нормативы, обеспечивающие единство педагогического пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры. Национально-региональный компонент составляют нормы в области изучения родного языка, истории, географии, искусства и других учебных предметов, отражающих специфику функционирования и развития региона, населяющего его народа, а школьный компонент - специфику отдельно взятого образовательного учреждения.

Стандарт образования отражает обязательства, с одной стороны, государства перед своими гражданами, а с другой - гражданина перед государством в области образования.

В рамках федерального и национально-регионального уровней стандарт образования включает:

  • обобщенное описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;
  • требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;
  • максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения.

В содержательном аспекте стандарт общеобразовательной школы - лишь общий ориентир, обозначающий образовательные области и определяющий общее направление в конкретизации содержания образования с учетом того, чтобы не упустить при его отборе существенного и необходимого для овладения учащимися социальным опытом, для развития и формирования их как личностей. Он в общих чертах должен обозначать базовые умения в познавательной и практической сферах жизнедеятельности человека, которыми предстоит обладать учащемуся по окончании школы; основные проблемы общества (России), которые выпускник школы должен понимать и определять свою роль в их решении: социальных, политических, экономических, экологических, нравственных, производственных, управленческих, национальных, международных, культурных, семейных и других; иметь собственные суждения по этим проблемам и уметь их отстаивать, а также владеть технологией непрерывного самообразования по отраслям знаний, наукам и видам деятельности.


Изложенное представляет собой общие основы стандартизации образования по ступеням, уровням образования и конкретизируется оно по образовательным областям, конкретным учебным дисциплинам, и уже на основе требований к уровню представления учебного материала и обязательной подготовке ученика разрабатывается система заданий (тестов), служащих инструментарием для контроля и оценки уровня подготовки школьников.

Разумеется, изложенные подходы к стандартизации образования со временем будут претерпевать изменения, уточнения, корректироваться в ходе перестройки системы школьного образования по ходу накопления опыта использования стандарта как нормативного документа. Но сам факт введения образовательных стандартов ставит вопрос о гарантированном достижении каждым учеником определенного, заранее заданного уровня базовой подготовки, позволяет каждому ученику обучаться на максимально посильном уровне, формирует положительные мотивы учения.

Государственные образовательные стандарты приобретают реальное воплощение в формировании содержания образования в следующих документах: учебном плане, учебной программе и учебной литературе (учебниках, учебных пособиях, задачниках и т.п.). Каждый из этих нормативных документов соответствует определенному уровню проектирования содержания школьного образования. Учебный план - уровню теоретических представлений; учебная программа - уровню учебного предмета; учебная литература - уровню учебного материала. Рассмотрим эти нормативные документы в той последовательности, которая соответствует уровням проектирования содержания образования. Предварительно оговоримся, что эти нормативные документы не должны быть жесткими и однозначно привязанными к стандарту, в частности, программы и рекомендуемая литература к ним. Они должны составляться применительно к конкретным условиям региона, школы с позиции не знаниево-ориентированного, а культурологического личностно-ориентированного подхода, нацеленного на освобождение творческой энергии каждого человека.

8.4. Учебный план средней общеобразовательной школы

Учебный план

Учебные планы - нормативные документы, направляющие деятельность школы.

Учебный план общеобразовательной школы - это документ, содержащий перечень изучаемых в ней учебных предметов, их распределение по годам обучения и количество часов на каждый предмет.

Определяя набор учебных предметов, время, отводимое на изучение каждого из них в целом и по отдельным этапам, учебные планы, с одной стороны, устанавливают приоритеты в содержании образования, на которые непосредственно ориентируется школа, а с другой - сами являются предпосылкой для реализации.

В практике современной общеобразовательной школы известны следующие виды учебных планов: базисный учебный план РФ, примерные типовые федеральные и региональные учебные планы и учебный план конкретной школы .

Базисный учебный план

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений - это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он утверждается Государственной Думой РФ как часть стандарта для основной школы. Примерный федеральный учебный план утверждается Министерством образования РФ. Являясь частью государственного стандарта, Базисный учебный план представляет собой государственную норму общего среднего образования, которая устанавливает требования к структуре, содержанию и уровню образования учащихся. Базисный учебный план служит основой для разработки региональных, типовых примерных и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы.

Региональный базисный учебный план

Региональный базисный учебный план разрабатывается региональными органами управления образованием на основе государственного базисного учебного плана. Он носит рекомендательный характер и утверждается Министерством образования РФ.

Учебный план общеобразовательной средней школы

Учебный план школы (общеобразовательного учреждения) разрабатывается на основе государственного Базисного и регионального учебных планов на длительный период. Он отражает особенности конкретной школы. Существуют два типа учебных планов школы:

  • собственно учебный план школы, который разрабатывается на основе Базисного учебного плана на длительный период. Он отражает особенности конкретной школы. В качестве такого учебного плана могут служить типовые учебные планы из примерных, предложенных в качестве приложения к базисному учебному плану для начальной школы, основной школы с русским родным языком обучения, средней общеобразовательной по профилям с русским родным языком обучения, сельской малокомплектной школы, общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения и с обучением на русском языке (неродном) и др. (см. «Вестник образования», 1998, № 4);
  • рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий. Рабочий план школы утверждается ежегодно педагогическим советом школы.

Разработка учебных планов общеобразовательной школы и их совершенствование ведется по двум направлениям:

  1. Вводятся новые, ранее не изучавшиеся предметы. Они отражают прогресс науки, техники, изменения в общественной жизни.
  2. Пересматривается удельный вес традиционных дисциплин. Ведутся поиски баланса между разными компонентами образования - обязательными и элективными между циклами учебных предметов.

Государственные органы разрабатывают единые стандартные учебные планы. Закон РФ «Об образовании» дает школам право составлять индивидуальные учебные планы при том условии, что они отвечают государственным образовательным стандартам. Это означает наличие обязательных для всех школ учебных предметов и право на углубленное изучение ряда предметов, выражающее некоторую специализацию по направлениям: естественно-математическое, гуманитарное и пр. Имеется и набор предметов по выбору (факультативы). Дифференцированное обучение, его сроки и степень составляют проблему теоретического и практического плана, поскольку напрямую влияет на развитие личности и полноту образования.

Учитывая тот факт, что базисный нормативный документ коренным образом отличается от всех предыдущих вариантов учебных планов, по которым работали наши школы многие десятилетия, помещаем новый вариант Базисного учебного плана, утвержденного Министерством образования 9 февраля 1998 г.

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предоставляет родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся право выбора образовательной организации. При обучении в общеобразовательной организации (далее – организация) такая необходимость может возникнуть, например:

  • при записи ребенка в первый класс;
  • если родители (законные представители) обучающегося не удовлетворены качеством обучения в данной организации;
  • после получения аттестата об основном общем образовании.

При выборе организации важно располагать информацией, чему и в каком объеме в ней обучают детей. Такую информацию можно получить, познакомившись с образовательной программой организации , в частности с ее составной частью – учебным планом организации .

Образовательная программа организации должна быть размещена на её сайте в сети «Интернет». С образовательной программой администрация организации обязана ознакомить обучающихся и их родителей (законных представителей) при приеме на обучение.

Что такое учебный план школы

Учебный план организации — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено Федеральным законом об образовании, формы промежуточной аттестации обучающихся.

Т.о., учебный план общеобразовательной организации (далее – Учебный план ) – это её основной документ, который определяет:

  • продолжительность обучения (в учебных годах): общая и по каждому из его уровней обучения;
  • перечень учебных предметов, обязательных для изучения на каждом уровне обучения;
  • между отдельными предметными областями и учебными предметами;
  • распределение учебного времени между федеральным, региональным и школьным компонентом (для БУП-2004);
  • распределение учебного времени между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательного процесса (для ФГОС);
  • максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся.

Учебный план разрабатывается организацией самостоятельно , принимается и утверждается в соответствии с порядком, определяемым её уставом. В организации может быть один (единый) Учебный план или несколько учебных планов. Обучение в рамках Учебного плана является бесплатным.

Учебный план реализуется посредством расписания и является обязательным документом. Организация несет ответственность за исполнение Учебного плана в полном объеме и качественно.

Как формируется учебный план школы

Учебный план должен обеспечить выполнение требований образовательных стандартов. Учебные планы государственных, муниципальных общеобразовательных организаций разрабатываются на основе примерных федерального или регионального учебных планов.

Особенность учебных планов 2014-2015 учебного года состоит в том, что начальная школа полностью перешла на федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС); в основной школе — 5,6 классы могут работать по ФГОС, а остальные классы — по государственным образовательным стандартам (ГОС) или основная школа полностью работает по ГОС; средняя школа полностью работает по государственным образовательным стандартам с реализацией профильного обучения .

Как определить чему учат в школе

Для этого следует посмотреть, какие учебные предметы включены в её Учебный план. Учебные предметы (предметные области) в нём делятся на обязательные (инвариантная часть, федеральный компонент) и предметы, определяемые организацией самостоятельно (часть, формируемая участниками образовательных отношений для ФГОС, региональный, школьный компонент- для ГОС). В организации может быть организовано углубленное изучение ряда предметов. При этом на предметы повышенного уровня выделяется больше учебного времени, чем на эти же на базовом уровне.

Перечень обязательных предметов (предметных областей) обеспечивает единство образовательного пространства . Освоив обязательные предметы, обучающийся должен получить объем знаний, предусмотренный госстандартом на базовом уровне.

Так, обязательными предметными областями в начальной школе, являются: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание, основы религиозных культур и светской этики, искусство, технологии, физическая культура.

Обязательными учебными предметами, например, в 8 классах, являются: русский язык, литература, иностранный язык, математика (алгебра, геометрия), информатика и ИКТ, история, обществознание, география, физика, химия, биология, искусство (музыка и ИЗО), технологии, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура.

Перечень учебных предметов средней школы формируется с учетом введенных в организации профилей и состоит из общеобразовательных и профильных предметов . Профили могут быть, например, универсальный, физико-математический, химико-биологический, лингвистический, технологический и др., и определяются организацией самостоятельно с учетом её специфики.

Обязательными предметами в средней школе являются: русский язык, литература, иностранный язык, математика (алгебра, геометрия), информатика и ИКТ, история, обществознание, география, физика, химия, биология, Мировая художественная культура (МХК), ОБЖ, физкультура. В зависимости от профиля школы они могут изучаться на базовом или профильном уровне. Например, на базовом уровне изучаются литература, алгебра и начала анализа, геометрия, история, физическая культура, ОБЖ, а по выбору на базовом или профильном уровне география, физика, химия, биология, информатика и ИКТ, МХК, русский язык, право, иностранный язык, обществознание.

Организацией сверх Учебного плана осуществляется внеурочная деятельность по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное. Занятия могут проводиться в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, студий, интеллектуальных игр, соревнований, организации проектной деятельности, поисковых маршрутов и т.д. и не только учителями организации, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

Кроме того, сверх Учебного плана организация может предлагать обучающимся набор дополнительных образовательных услуг, в т.ч. платных. Выбор дополнительных образовательных услуг, в т.ч. платных, а также участие во внеурочной деятельности является добровольным.

Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, региональный, школьный компоненты, набор дополнительных образовательных услуг, профилей обучения, направлений внеучебной деятельности — определяют индивидуальность образовательной организации, её конкурентоспособность, а обучающимся — позволяют сформировать индивидуальную образовательную траекторию.

Как определить, в каком объеме школа предоставляет знания обучающимся

Объем и глубина получения обучающимся знаний зависят от продолжительности обучения, числа учебных недель в году, продолжительности учебной недели, числа учебных часов в неделю, продолжительности урока, содержания основных образовательных программ.

Продолжительность обучения в России установлена по уровням обучения: в начальной школе – 4 года (I – IV классы), в основной школе – 5 лет (V-IX классы, в средней школе – 2 года (X-XI классы).

Продолжительность учебного года определяется школой самостоятельно и может составлять от 34 до 37 учебных недель.. Например, в 1 классе – это 33 недели; во 2-4 классах – 34 недели и т.д.

Продолжительность учебной недели определяется организацией также самостоятельно и может составлять 5 или 6 учебных дней. Чем длиннее учебная неделя, тем больше учебных часов отводится на изучение предмета.

определяется СанПиН 2.4.2.2821-10 . Например, предельная недельная нагрузка в начальной школе не должна превышать: в 1 классах – 21 час (только 5-дневка); во 2-4 – 23 часа при пятидневке и 26 часов при шестидневке; в 5 классах – 29 час при пятидневке и 32 час при шестидневке; в 10-11 классах — соответственно 34 и 37 час.

На каждый учебный предмет в соответствии с основной образовательной программой Учебным планом предусматривается определенное количество часов (уроков) в неделю в зависимости от класса.

Важно отметить, что образовательная организация не может уменьшать количество обязательных учебных предметов и часов, отводимых образовательными стандартами на изучение предметов на базовом или профильном уровнях и несет ответственность в случае нарушения этого требования.

В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 продолжительность урока не может превышать 45 минут и устанавливается организацией самостоятельно .

Таким образом, Учебный план :

  • гарантирует получение обучающимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным стандартом;
  • предоставляет обучающимся возможность более полно реализовать свой потенциал, удовлетворить свои образовательные потребности и интересы, развить разнообразные способности;
  • обеспечивает сохранение единого образовательного пространства.

Итак, изучив Учебный план организации, можно составить представление, чему и на каком уровне осуществляется в ней обучение.

Режим работы организации, продолжительность учебных четвертей, каникул, уроков, расписание уроков и кружков, занятий по внеурочной деятельности и др. определяется её годовым календарным графиком на учебный год, разрабатываемым организацией самостоятельно.

К сведению. В соответствии с Порядком приема в общеобразовательные организации местные органы власти до 1 февраля обязаны издать распорядительный акт о закреплении за организациями территорий. После этого начинается запись детей в 1 класс. Дети, проживающие на закрепленной территории, имеют преимущественное право приема в образовательную организацию. Дети из других территорий могут поступить в данную организацию при наличии в ней свободных мест после 30 июня. Возможен и более ранний прием, если будут зачислены все дети, проживающие на закрепленной территории, а в организации останутся свободные места. Переход детей из одной организации в другую возможен при наличии в последней свободных мест.

Примерные формы заявления о приеме и согласия на обработку персональных данных размещаются на информационном стенде и (или) на официальном сайте общеобразовательной организации в сети «Интернет».

Алгоритм перевода обучающихся из школы в школу

1.Обратиться к администрации общеобразовательной организации, в которую планируется перевести ребенка, для получения информации о наличии в ней свободных мест. При их наличии заручиться согласием (желательно в письменном виде) о возможности приема ребенка на обучение в эту организацию.

2.Подать заявление на имя директора организации, в которой обучается ребенок, с указанием причины перевода, наименования и адреса организации, в которую планируется перевод. К заявлению, желательно, приложить документ, подтверждающий согласие на принятие ребенка в новую организацию.

3.После издания приказа об отчислении ребенка из организации, в которой он обучался, получить следующие документы :

  • личное дело;
  • справку об обучении по образцу, самостоятельно установленному организацией;
  • ведомость текущих отметок.

Документы должны быть за подписью руководителя организации и с её печатью.

4.Написать заявление на имя директора новой организации о приеме на обучение, приложив к нему документы, полученные в прежней организации, другие документы по усмотрению родителей (законных представителей) ребенка. При подаче заявления предъявляется документ, удостоверяющий личность заявителя (родителя (законного представителя)).

5.Ознакомиться с приказом о зачислении ребенка на обучение в новую организацию.

При подготовке использованы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 №1312;
  • Приказы Минобрнауки России: от 05.03.2004 №1089, от 06.10.2009 №373, от 17.12.2010 №1897, от 30.08.2013 №1015, от 22 января 2014 г. N 32, от 12.03.2014 N 177, от 15.02.2012 г. №107 (в ред. от 04.07.2012 г.);
  • Проект приказа Минобрнауки России о внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011г. №03-296;
  • Письмо Минобрнауки России от 28.07. 2012 № ИР-535/03;
  • Письмо Минобрнауки России от 04.03.2010г. №03-413.

Читайте также по теме в настоящем блоге

О чем расскажет Учебный план школы : 130 комментариев

    не понятно, что значит «на базовом уровне изучаются литература, алгебра и начала анализа, геометрия, история, физическая культура, ОБЖ, а по выбору на базовом или профильном уровне география, физика, химия, биология, информатика и ИКТ, МХК, русский язык, право, иностранный язык, обществознание». поясните, пожалуйста, данное высказывание

    Здравствуйте!
    Обязательно ли изучение в 10-11 классах в школе с углубленным изучением отдельных предметов ВТОРОГО профильного предмета?
    Мы выбрали профильное изучение обществознания,руководство школы нас обязывает выбрать второй профильный предмет,либо перейти в другую школу,где нет обязательного изучения профильных предметов. Где прописано,что профильных предметов должно быть именно два? Нам для поступления в выбранный нами ВУЗ достаточно обществознания. Правомерны ли действия руководства школы по отношению к нам?Или мы имеем право сами выбирать,то что нам нужно?

    Хорошо. Предметы, которые нужны нам для поступления в выбранный нами ВУЗ — обществоведение и литература. Мы вторым профильным предметом выбрали литературу, на что руководство школы ответило отказом, так как из-за одного человека они не могут это организовать. Какое минимальное количество учеников должно быть на профильном предмете?
    Обязано ли руководство школы предоставить нам литературу в качестве предмета для профильного обучения? Если нет, имеем ли мы право выбрать обществоведение для профильного изучения, а остальные часы учебного плана добрать элективами?
    С уважением, Лилия.

    Одно дополнение-мы занимаемся по индивидуальному учебному плану,обучаемся в 10 классе.
    Спасибо.

    Добрый день! В соц-эконом классе на географию отводится 3 часа. Можно ли ученьшить количество часов на этот предмет, перекинуть на другой предмет?

    Здравствуйте!Хотелось бы уточнить:нам выдали аттестаты и бланки на заполнения индивидуального учебного плана(дело было в июне),все сдалось обратно в школу.Возможны ли изменения в учебном плане в августе?Те прийти в школу,добавить/отказаться от определенного предмета.В общем внести изменения до сентября?

    Здравствуйте. Может ли школа поменять профиль в 11 классе, если в 10 классе у этих детей был другой профиль обучения?

    Спасибо за ответ. У нас сложилась такая ситуация: в прошлом учебном году в 10 профильном классе в химико-биологической группе в учебном плане было по 3 часа биологии и химии, а также 1 час элективного курса по предмету. В этом учебном году в 11 классе в этой же группе по учебному плану оставляют по 1 часу биологии и химии и по 1,5 часа элективных курсов. Насколько это является законным, можно ли назвать такое распределение часов профильным обучением? Какие аргументы можно привести инспектору комитета по образованию, который утверждает учебный план и настаивает на сокращении часов?

    Здравстсвуйте. Спасибо за такой блог!
    Помогите советом, пожалуйста. Количество часов на предмет в год — определяется ведь исходя из календарного графика и расписания? Нет ведь никакого «обязательно 35 часов» в год? А то каждый год всё спорим по этому поводу. Я считаю, что раз есть расписание и календарный график, то количество часов определяется из этого, а не из Примерных программ.

    Добрый день! Может ли школа по своему усмотрению менять структуру учебного плана? Директор школы сказал, что башкирский язык, который был в части « * часы, отведенные образовательной организацией на преподавание предмета «Башкирский язык» как государственный, засчитываются в часть, формируемую участниками образовательных отношений» теперь будет в обязательной части и все дети в обязательном порядке будут учить башкирский язык.

    Добрый день.Подскадите,пожалуйста.В нашей школе нет разделения по профельным классам,все одинаковые,но почему то программа у всех 8 классво разная.учебный план на год для всех д.б. одинаков или каждый класс может учиться по своему уч.плану?спасибо.

    обучаемся во 2 классе. второй год во вторую смену. сейчас нам хотят ввести 6 дневную учебную неделю. Родители обращались устно к директору с просьбой оставить 5 дневную учебную неделю, но нам было отказано без обоснований. Что мы родители можем сделать для продолжения обучения по 5 дневке?

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста, что необходимо сделать, чтобы в школе было углубленное изучение отдельных предметов? Могут ли родители быть инициаторами? Куда необходимо обращаться? Спасибо.

    Здравствуйте! В 6 классе у ребенка в гимназии нет предмета Информатика и никогда не было. Кл. рук. говорит, что это не обязательный предмет, а по выбору. Что 3 человека выбрали родной башкирский, след-но остальные 24 — родной русский. Т.е. все изучают родные языки. Чтобы внедрить информатику, нужно, чтобы те трое отказались от изучения родного башкирского. Это соответствует стандартам? Если нет, то как подойти к тому, чтобы у детей появился предмет Информатика? Спасибо.

    Добрый день!
    Скажите,пожалуйста, может ли быть включён для 7 класса предмет «предпрофильная подготовка экономики» в учебный план школы с углублённым изучением иностранного языка?
    При включении в учебную программу школы запросы участников образовательного процесса не учитывались, анкетирование и письменный опрос не проводились. Нагрузка зашкаливает. Предмет в предпрофильном объёме интереса не вызывает.
    Можно ли перейти на индивидуальный план обучения, заменив этот предмет на самостоятельную углублённую подготовку, допустим, того же иностранного языка или любого обязательного предмета ФГОС?

    Добрый день. Подскажите, пожалуйста, какова минимальная нагрузка ученика 10-11 класса при 6-дневной учебной недели.

    Здравствуйте! Такая ситуация у нас складывается в школе. Ребенок 6 лет учится в специализированной школе, профильный класс «Социально-экономический». В этом году заканчиваем 6 и переходим в 7 класс. Руководство школы сказало, что наш профильный класс закрывают. Объясняют это, что это было экспериментально и имеются законные основания. Возможно ли такое? Мы, родители не согласны, хотим чтобы наши дети учились в профильном классе. Подскажите, пожалуйста какие наши действия в этой ситуации? И вообще могут ли они просто закрыть класс? Если такое возможно можно ли мне ссылки на законодательство. Спасибо заранее за ответ.

    Добрый день! В школе сложилась следующая ситуация. Предмет «История» ведёт преподаватель, имеющий ребенка дошкольного возраста и обучающийся в магистратуре. В течение учебного года преподаватель периодически отсутствовала (больничный, сессия и т.п.), замены уроков не было, план по курсу история за 6 класс не выполнен. Курс истории за 6 класс включает в себя историю средних веков — 32 часа, историю России — 27 часов, 9 часов на контрольно-обобщающие уроки, итого 68 часов. В итоге в журнале записано 20 часов из истории средних веков, по тетрадям учащихся фактически проведено 8!, сейчас идет история России, которая по идее должна была уже закончиться. Куда обратиться с жалобой по невыполнению учебного плана, какими документами это регламентируется? Разговор с директором и завучем ничего не дал, завуч сказала, что допускается 10% невыполнение учебного плана. Спасибо!

    Скажите пожалуйста, неужели учебный план составляется администрацией школы и не согласовывается нигде? Ни в гороно, ни у юриста?

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, как составить учебный план в 1-4 классах, чтобы выполнить 20% вариативности, если минимальная нагрузка учащихся не позволяет этого сделать.

    Может ли курс ОБЖ быть реализован по учебному плану за 34 часа в 10-11 классах за 2 учебных года?

    Здравствуйте. В примерной ООП НОО от 8 апреля 2015 г. № 1/15 в учебном плане (вариант2) в части формируемой участниками образовательного процесса в 4 классе при шестидневной учебной неделе стоит нагрузка 2,5 часа. Тогда максимальная нагрузка 26,5 часа, а в САНПИНе 26. Это опечатка или новая норма?

    Здравствуйте! Можно ли использовать в 10-11 классах учебники, предназначенные для углублённого изучения учебного предмета, на профильном уровне? У нас на 2017-2018 учебный год не будет хватать учебников для профильного обучения, поскольку параллели сильно увеличиваются и мы вынуждены закупать новые учебники, хотя на ФГОС еще не перешли. В Федеральном перечне учебников отсутствуют учебники для профильного обучения, есть только углублённое изучение. Прошу дать конкретный ответ, можем использовать или нет! спасибо!

    Еще вопрос. Заметила, что в Федеральном перечне учебников утвержденный Приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 нет привязки учебников к какой-либо системе учебников. Существуют ли нормативные документы, которые запрещают учителю выбирать учебники из разных «УМК»? Например: Использовать учебник математики из системы Планета знаний, обучаясь по системе Эльконина-Давыдова? Если существует такой документ, дайте на него пожалуйста ссылку.

    Здравствуйте! При распределении нагрузки на новый учебный год узнала, что у меня изъяли 1,5 часа математики индивидуального обучения. Обучение веду по программе 8 вида. Передают эти часы другому учителю. Объясняют тем, что если ученик обучается в 7 классе (8 вид!), то и часы должен вести учитель 7 класса. Я три года веду у ребенка математику и знаю, что программа 7 класса коррекционной школы отдаленно соответствует математике 5 класса. Но толковых объяснений по этому поводу от директора не получила. Правомерны ли его действия?
    И еще вопрос. Должна ли администрация знакомить учителя с учебным планом на предстоящий учебный год? Директор отказался познакомить меня с учебным планом.

    В этом году параллель 7 классов будет обучаться по ФГОС, администрация убрала один час по технологии, оставив по одному часу на класс, объясняя это стандартом. При этом в других школах по 2 часа. На какие документы опираться, чтобы отстоять два часа на обучение предмета?

    В 2017-2018 учебном году сказали, что можно менять количество часов из обязательной части учебного плана. Так ли это? Получается, что максимальная нагрузка не меняется, но часы спускаем в часть, формируемую участниками обр. процесса, чтобы выполнить соотношение 80 процентов и 20.

    По плану нашей школы в 4 классе:
    русский язык — 4 часа
    математика — 4 часа
    чтение — 1 час
    окр.мир — 2 часа
    ОРКСЭ- 1 час
    изо-труд — 1 час.
    А остальное
    англ.яз. — 3 часа
    второй иностранный — 2 часа
    шахматы — 1 час
    ИКТ-робототехника — 1 час.
    Плюс 5 часов не самой удачной внеурочки.
    Директор собрала учителей началки и сказала, что должна платить всем не менее 60 тысяч, а т.к. никто этих денег не вырабатывает, все ОБЯЗАНЫ трудиться в платном центре досуга и развития.
    но ведь это разные статьи бюджета..
    Я гуманитарий, разобраться трудно. Почему бы учителю началки не дать отработать свою полную ставку плюс часы внеурочки — и не нужно было бы мудрить…
    Объясните, пожалуйста, в чём я не права.
    И ещё вопрос (не по теме). Есть ли единый калькулятор зарплаты учителя, чтобы можно было самостоятельно посчитать свою заработную плату?

    Есть несколько вариантов примерных учебных планов для начальной школы, например учебный план с русским языком обучения и вариант с изучением родного языка. Должна ли школа учитывать мнение родителей учащихся, если родители запрашивают учебный план с русским языком обучения, а школа предлагает только один вариант с родным языком обучения?

    Добрый день! Подскажите что делать!11 класс. Учебный план по истории и обществознанию (учитель один) фактически совершенно не совпадает с действующими уроками. Например, согласно плану по обществознанию должна быть экономика, а преподается философия, которой в плане нет в принципе. По истории такая же картина. Администрация и учитель заняли враждебную позицию.

    Здравствуйте! В примерном учебном плане по ФГОС в 7 классе в 2013 (см ООП ООО) году в области «Технология» отводился 1 час, а в 2016 — 2 часа. Имела ли право администрация и в этом учебном году 2017-2018 отводить на «Технологию» 1 час, опираясь на то, что в примерной программе по данному предмету по ФГОС определен минимум часов — 170 за ступень 5-9 классы. Спасибо.

    Здравствуйте! Пишет родитель ученика 1 класса, помогите разобраться. Все школы нашего города подключены к АИС «Сетевой город. Образование.» Родителей обязали зарегистрироваться в данной системе, что и было сделано. Ознакомившись с названной системой, сильно обрадовалась, что смогу полностью контролировать процесс образования ребенка. На деле выяснилось, что в расписании отображаются только основные уроки и ни одного занятия внеурочной деятельности, расписание звонков тоже ложное (указано расписание основной школы, наша школа является её подразделением). В итоге, заходя в АИС, я не получаю истинную информацию распорядка дня ребенка в школе. Руководство школы ответило, что не имеет возможности заводить информацию по внеурочной деятельности в АИС. Правомерно ли это?

    Добрый день, у меня следующий вопрос. В какой орган власти нужно обратиться, чтобы проверить соответствие дополнительного школьного предмета государственным стандартам? В нашей школе ввели дистанционное обучение. Оно, мягко говоря, безграмотное. Огромное количество орфографических ошибок или сведения, не соответствующие возрасту. Кто должен проверять школу в таком случае?

    Объясните, пожалуйста, если в учебном плане написано, география 35 часов, а фактически выдано 43 часа, это правильно? Что необходимо делать в такой ситуации, уроки были фактически были проведены заменой предмета «математика» .

    Добрый день! Подскажите нормативный документ, которым закреплены часы (их количество) по предметам и классам. Примерная ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и рекомендована, но необязательна.
    На каком основании вы решили, обязательными учебными предметами, например, в 8 классах, являются: русский язык, литература, иностранный язык, математика (алгебра, геометрия), информатика и ИКТ, история, обществознание, география, физика, химия, биология, искусство (музыка и ИЗО), технологии, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура?

    Добрый день!
    Для школы выбран филологический профиль. На углубленное изучение профильного языка отводится 6 часов (по ФБУП 2004) — региональный компонент.
    Можно ли сократить количество часов регионального компонента и перекинуть часы на другой предмет?

    Можно ли перекинуть часы из школьного компонента, чтобы усилить другой предмет?

    Добрый день. Я заместитель директора по учебной работе. Проживаю в регионе, но в русскоязычном городе. У меня такой вопрос. По новому закону «Об образовании…» школа САМА определяет выбор учебного плана. Однако местное минобр НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендует использовать в работе вариант учебного плана для школ изучающих региональный язык. Родители наших учащихся НЕ ЖЕЛАЮТ, чтобы их дети изучали региональный язык (подтверждение — заявление родителей ВСЕХ обучающихся). После последних проверок учебных планов прокуратурой РФ родной региональный язык заменили на родной русский. Зачем?!! Зачем наши дети должны изучать русский как два разных предмета: просто «Русский язык» и «Родной язык (русский)» Конечно, этот предмет будет не лишним для развития детей, но так рассуждать можно и об уроках истории, обществознания, физической культуры и т.д. И вот собственно вопрос: может ли школа НЕ ВЗИРАЯ НА РЕКОМЕНДАЦИИ МЕСТНОГО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ВЫБРАТЬ ВАРИАНТ УЧЕБНОГО ПЛАНА ДЛЯ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ШКОЛ (вариант 1,2). Тогда и вопрос об изучении регионального языка сам собой отпадёт — там его просто нет.
    С уважением, Татьяна Алексеевна

    Добрый день. Подскажите, пожалуйста, можно ли использовать часть, формируемую участниками образовательных отношений на факультативные курсы или на курсы по выбору, т.е. не для всех учащихся, тем самым выстраивая для каждого линую образовательную траекторию? Спасибо.

    Добрый день!
    Я писала Вам ранее по вопросу организации обучения учащейся 11-го класса по ИУП. Точнее, мой вопрос заключался в следующем: возможно ли внести изменения (исключить предмет из вариативной части, т.е. предметов по выбору) в уже действующий ИУП, составленный для 10-11-й классов естественно-научного профиля на период обучения в 11-м классе. ИУП на период обучения в 10-м классе реализован, промежуточная аттестация без задолжностей.
    В указанном Вам документе (приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 N 1312 (ред. от 01.02.2012) информации, регламентирующей подобные вопросы для разработанных ИУП среднего общего образования нет.
    Буду Вам очень признательна за помощь. К каким документам я могу обратиться и найти однозначную, исчерпывающую вопрос информацию.

    Добрый день. Помогите разобраться в ситуации: ребенок инвалид обучался на дому по индивидуальному учебному плану, осваивал общеобразовательную программу. В аттестате за 9 класс нет следующих предметов:музыка, искусство, технология, ОБЖ, физическая культура. При сдаче документов в учреждение СПО возникли проблемы. Что делать родителям?

    Добрый день) Мы в семейной школе. Могут ли в семейной школе не руководствоваться нормами федерального базисного учебного плана?

    Добрый вечер. Нам пытаются изменить количество часов в учебном плане ФГОС НОО, ФГОС ООО. Это правомерно со стороны РУО? Ведь за невыполнение учебного плана могут быть штрафы и немалые!

    Добрый день. Подскажите, пожалуйста, возможно ли при обучении по ФГОС использовать часть, формируемую участниками образовательных отношений на факультативные курсы или на курсы по выбору, т.е. не для всех учащихся? Спасибо.

    Добрый час!
    МАОУ СОШ с углубленным изучение отдельных предметов, 5 класс, физ-мат профиль, 5-ти дневная учебная неделя. Фактическое расписание, как я понимаю, составлено с нарушениями СанПиН, так как включает 34 часа недельной нагрузки по общеобразовательным предметам (математика 7 ч, лит-ра 3ч, русский 5 ч, английский 3 ч, история 2 ч, однк 1 ч, биология 1 ч, география 1 ч, музыка 1 ч, физика 1 ч, обществознание 1 ч, экономика 1 ч, обж 1 ч, информатика 1 ч, технология 2 ч, физ-ра 3 ч). По всем этим предметам дети аттестовываются и получают ДЗ. И естественно, обязаны посещать все эти 34 часа. При этом учебный план составлен корректно: 29 часов обязательных предметов (куда прекрасно встроилось 7 математик, физика — как предметы ФМ профиля) + 5 часов внеурочки с веселыми названиями (занимательная экономика, игры — модуль физ-ры и пр…). Родители вышли к директору с законной просьбой — чтобы фактические занятия четко соответствовали учебному плану и СанПиН: обязательные предметы, далее 45 минут перерыв, далее внеурочная деятельность. Директор на это не идет категорически. Смогут ли контролирующие органы обязать администрацию школы изменить фактическое расписание в строгом соответствии с учебным планом? Если да, то как скоро — со следующей четверти или со следующего учебного года? И можно ли будет поставить школу «на контроль», так как у всех классов с 5 по 11 точно такие же нарушения СанПиН по предельной нагрузке (несоответствие фактического расписания УП)?

    Добрый день, в нашей школе в 11 классе в УП есть 2 язык.(2ч.). В 11 класс пришла девочка, которая раньше не изучала 2 ин. язык. изучить его она не сможет, но,тогда у нее в УП будет 35 часов, а не 37 как у других. Это возможно?

    Уважаемый господин инспектор! Большое спасибо за Ваш блог. У меня возник такой вопрос. Может ли государственная школа, набрав по конкурсу класс с расширенным обучением предметов, через пару месяцев после начала учебного года внести изменения в образовательную программу и учебный план, сократить часы и превратить класс в общеобразовательный? Есть ли какие-то законодательные ограничения, предотвращающие такое развитие событий, которое, очевидно, ущемляет права учащихся, но может быть по какой-то причине выгодно школе или ее учредителю?

При рассмотрении особенностей освоения стандартной образовательной программы учениками младших классов нередко возникает вопрос изучения предметов по индивидуальному учебному плану в школе. Это вовсе не случайная прихоть и такое положение продиктовано общими требованиями инновационного развития образования в РФ, а также постоянного совершенствования общего образования.

Согласно федеральному государственному стандарту общего образования, для детей предусмотрена возможность обучаться по индивидуальному учебному плану тем, кто проявляет особые способности и интерес к занятиям. Это необходимо для развития потенциала некоторых школьников, а также организации обучения для детей с ограниченными возможностями.

Стоит отметить, что в реальной практике работы учебных учреждений, внедрение индивидуального учебного плана в школе чаще встречается в образовательных учреждениях среднего образования, особенно при профильном обучении, а в учреждениях начального образования это довольно редкий случай и как правило исключение. При анализе вопроса, оказывается что программа индивидуального обучения для начальной школы разработана слабо: есть маршрутный лист, который и представляет собой индивидуальный учебный план занятий. Но обучаться по индивидуальному учебному плану такого качество совершенно невозможно, так как он не ориентирован на индивидуальные образовательные потребности, конкретного ученика.

Таким образом данный вопрос требует серьёзной разработки и поддержки со стороны как высокопоставленных уровней образования, так и специалистов.

Кому может понадобиться индивидуальный учебный план в школе?

В начальной школе индивидуальный план обучения может понадобиться не только гениальным школьникам и детям с ОВЗ. На самом деле на такую программу могут претендовать ученики желающие сделать карьеру в спорте, танцах, шахматах, то есть те кто занимаются дополнительным образованием, для кого школа является менее значимым, чем развитие в секции.

Обучение по индивидуальному учебному плану: цели и задачи реализации

Основной целью реализации индивидуального учебного образования является поддержка талантливых, мотивированных учеников и детей с ОВЗ. Программа поможет удовлетворить их образовательные потребности: выбрать необходимый набор курсов, предметов и дисциплин, а также сроки и темпы освоения.

Основные задачи индивидуального учебного плана в школе:

  • Поддержать мотивированных и талантливых учащихся.
  • Помочь получить образование детям с ОВЗ.
  • Организовать преемственность между общим средним и основным образованием.
  • Помочь получить образование детям с ярко выраженной дезадаптацией, ограниченным по здоровью.

Однако, необходимо также отметить частные задачи обучения по индивидуальному учебному плану , которые ставятся в зависимости от специфики и миссии. В качестве примера можно привести задачу создания особой образовательной среды:

  • Через реализацию условий НОО и ООП для школьников: 1) направленных на развитие личности учащихся (социального, духовно-нравственного, спортивно-оздоровительного). 2) Позволяющих ученикам определиться самим в выборе предметов и дополнительного образования в рамках индивидуального учебного плана в школе, сообразно их предпочтениям и возрасту. 3) Дающих возможность добиться творческих успехов (участие в конкурсах и соревнованиях международного, регионального и всероссийского масштаба).
  • Через организацию равного доступа к образованию, для различных категорий потенциальных учеников, учитывая их особенности: неспособность обучаться по стандартным программам в обычном детском коллективе.

Ключевые факторы при организации обучения по индивидуальному учебному плану

При организации плана обучения по индивидуальному плану занятий для младших школьников, руководители или заместитель должны знать о новшествах принятых законодательно:

  1. Список категорий детей которым может быть предоставлена возможность учиться по ИУП расширена.
  2. Индивидуальный учебный план в школе, регламентируется законодательно, поэтому ученикам не может быть отказано в его разработке.
  3. Учащиеся имеющие задолженность перед учебным заведением, могут продолжать обучение по ИУП.

Здесь необходимо отметить, что каждое образовательное учреждение должно иметь в уставе позицию - “обучение по индивидуальному учебному плану”.

Приблизительная структура индивидуального учебного плана в школе

Продемонстрируем пример авторского подхода к созданию структуры ИУП для учащегося первого класса, основанный на изучении специальных источников и документов, а также личном опыте руководителя. Пример ИУП состоит из сетки часов и пояснительной записки.

Пояснительная записка содержит 2 раздела:

  1. Общий раздел где описываются подходы к разработке обучения по индивидуальному плану, нормативные основы, начало обучение, продолжительность учебного года, формы аттестации и получения образования, обеспечение здоровьесбережения в школе .
  2. Раздел самого индивидуального плана обучения где прописываются особенности и содержание образования.

Сетка часов графически отображает список установленных предметов, часы занятий и числа аттестации. Визуально можно посмотреть в представленной ниже таблице.