Виды буллинга в школе. Методы профилактики.

Анна Волкова, 16.02.2018

1495 145

Содержимое разработки

Слайд 1 «Добро пожаловать!»

Слайд 2

Особенности и виды буллинга в школе

Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся объектом насмешек и открытых издевательств. Школьная травля не является чем-то уходящим и преходящим: боль и унижение часто продолжаются по нескольку лет, а то и до окончания школы. Самое главное, что проблема в том, что в группе риска может оказаться практически любой. Что же это за явление, в котором обуючащегося называли раньше "белой вороной", "козлом отпущения", а теперь жертвами буллинга?

Слайд 3

Буллинг ( от англ. Bullying) - травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.

О травле в образовательных, закрытых и иных детских учреждениях было известно давно в разных странах, включая Россию. Тем не менее, реальное изучение буллинга началось лишь в конце 20 века. В современном мире школьный буллинг рассматривается как серьезная социально-педагогическая проблема, которую нужно признать и принимать меры по профилактике. Профилактика буллинга (мероприятия по его предупреждению или снижению уровня агрессии, насилия) поможет снизить масштабы данного негативного явления, сократить количество вовлеченных в него "агрессоров" и "жертв», наладить взаимоотношения между детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого.

Слайд 4

    Оно осуществляется регулярно.

Слайд 5

Существуют следующие виды буллинга:

1. Физический школьный буллинг – применение физической силы по отношению к ребенку, в результате чего возможны телесные повреждения и физические травмы (избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники). В крайних случаях применяется оружие, например нож. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем у девочек. Подвидом физического буллинга является сексуальный (домогательства, насилие, принуждения к сексу).

2. Психологический школьный буллинг –насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность.

Слайд 6

Психологический буллинг имеет несколько подвидов:

    вербальный буллинг – обидное имя или кличка, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, насмешки, распространение обидных слухов, бесконечные замечания, необъективные оценки, унижение в присутствии других детей . Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика;

    невербальный буллинг – обидные жесты или действия (плевки в жертву либо в её направлении, показывания неприличных жестов);

    запугивание использование постоянных угроз, шантажа для того, чтобы вызвать у жертвы страх, боязнь и заставить совершать определенные действия и поступки;

    изоляция жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом . С ребенком отказываются играть, дружить, гулять, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и другие мероприятия. Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах;

    вымогательство от жертвы требуют деньги, ценные вещи и предметы, талоны на бесплатное питание путем угроз, шантажа, запугивания ;

    повреждение и иные действия с имуществом – воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы;

    школьный кибербуллинг оскорбление, унижение через интернет, социальные сети, электронную почту, телефон или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, анонимные телефонные звонки, обзывания, распространение слухов, жертв буллинга снимают на видео и выкладывают в интернет ).

Обычно физическое и психологическое насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.

Потенциально "жертвой" или насильником может стать любой ребёнок при стечении определенных ситуационных, жизненных обстоятельств. Тем не менее, юные насильники - это преимущественно активные, уверенные в себе, склонные к доминированию, морально и физически сильные дети.

Слайд 7

В ситуации травли всегда есть:

" Агрессор " человек, который преследует и запугивает жертву.

"Жертва " – человек, который подвергается агрессии.

"Защитник " – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии.

«Агрессята» - люди, участвующие в травле, начатой агрессором.

"Сторонники " – люди, находящиеся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им.

" Наблюдатель " – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающий нейтралитет.

Слайд 8

Типичные черты обучающихся, склонные становиться " агрессорами " буллинга:

    Испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей;

    импульсивны и легко приходят в ярость;

    часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей;

    не испытывают сочувствия к своим жертвам;

    если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков;

    дети, воспитывающиеся в семьях с низким уровнем эмоционального тепла и поддержки (например, сироты в опекунских семьях и т.п.).

Важно отметить, что не всегда обидчики хотят своим поведением принести вред своей жертве. У них могут быть свои цели: почувствовать свою силу, повлиять на ситуацию, сформировать значимые для себя черты характера.

"Жертвой" буллинга обычно становятся те дети, которые слабее или чем-либо отличаются от других.

Слайд 9

Чаще всего жертвами насилия становятся дети, имеющие:

    физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;

    особенности поведения замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные или дети с импульсивным поведением. Гиперактивные дети бывают слишком назойливыми и общительными: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре. По этим причинам они часто вызывают раздражение и негодование в среде сверстников;

    особенности внешности – все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба);

Слайд 10

    плохие социальные навыки – недостаточный опыт общения и самовыражения. Такие дети не могут защищаться от насилия, насмешек и обид, часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, чем со сверстниками;

    страх перед школой – неуспеваемость в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к школе, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими как повышенная тревожность, неуверенность;

    отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети) – не имеющие опыта взаимодействия в детском коллективе до школы, могут не обладать навыками, позволяющими справляться с проблемами в общении;

    особенности здоровья – существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики, заикание, нарушения речи и другие болезненные состояния;

    низкий интеллект и трудности в обучении – слабые способности могут являться причиной низкой обучаемости ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: "Я не справлюсь", "Я хуже других" и т. д. Низкая самооценка может способствовать в одном случае формированию роли жертвы, а в другом – насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.

Роли обидчиков и жертв не являются постоянными, они могут меняться: жертвы могут стать обидчиками и наоборот. Иногда кто-то из одноклассников берет на себя роль спасателя, защищая жертву перед обидчиком. Однако достаточно часто эта роль становится неоднородной, так как спасатель начинает испытывать на себе силу преследователя, он превращается из спасателя в жертву, а иногда и просто в жертву данной ситуации.

В начальной школе насилие может начинаться с рэкета – когда старшеклассники отбирают у младших деньги. У детей 11–15 лет в ходу сплетни, унизительные шутки, бойкот. Причем мальчики и девочки используют разные формы буллинга. Если мальчики чаще прибегают к физическому буллингу (пинки, толчки и т.п.), то девочки охотнее пользуются косвенными формами (распространение слухов, исключение из круга общения). Девочкам труднее справиться с проблемой буллинга, чем мальчикам.

Половые (гендерные) различия буллинга связаны с особенностями мальчишеской нормативной (агрессивной) культуры, которая заметно меняется с возрастом. В среде маленьких мальчиков физическая агрессия, как правило, влечет за собой непопулярность и социальное отторжение со стороны сверстников. У 10-12 – летних мальчиков буллинг сильнее всего выражен в начале учебного года, когда дети борются за свой статус в школьной жизни (лидер, принятые, непринятые, отверженные, изгои). Когда этот процесс завершен и групповая иерархия оформлена, буллинг ослабевает. Многочисленные исследования показывают, что более напористые мальчики имеют больше друзей и пользуются большим успехом у девочек в установлении дружеских отношений. В тех школьных классах, где существует жесткая структура иерархии класса, ребенок вынужден играть отведенную ему роль жертвы на протяжении всей школьной жизни. Если же класс слабо структурирован, ребенок может от этой роли освободиться. Буллинг существует не только среди детей, но и в отношениях между учителями и учащимися. Некоторые учителя, злоупотребляя властью, оскорбляют, унижают и даже бьют своих учеников, а другие преподаватели могут подвергаться буллингу со стороны учащихся.

Чаще всего "жертвы" буллинга молчат о том, что над ними издеваются. Распознать его можно по поведению и настроению ребенка. "Жертва", как правило, ощущает свою беззащитность и угнетенность перед обидчиком. Это ведет к чувству постоянной опасности, страху перед всем и вся, неуверенности и, как следствие, к утрате уважения к себе и веры в собственные силы. Другими словами, ребенок - "жертва" становится действительно беззащитным перед нападками хулиганов. Крайне жестокий буллинг может подтолкнуть "жертву" на сведение счетов с жизнью. В связи с этим окружающим близким людям необходимо проявлять предельное внимание даже к незначительному изменению в поведении ребенка.

Слайд 11

    притворяются больными, чтобы избежать похода в школу;

    боятся одни идти в школу и домой, просят проводить их на уроки, часто опаздывают;

    меняется поведение и характер ребенка;

    явные симптомы страха, заключающиеся в нарушениях сна и аппетита, ночном крике, энурезе, заикании и нервном тике, нелюдимости и скрытности;

    частые просьбы дать денег, воровство;

    снижение качества учебы, потеря интереса к любимым занятиям;

    постоянные ссадины, синяки и другие травмы;

    молчаливость, нежелание идти на разговор;

    суицидальные намерения и как крайняя степень – суицид.

Указанные проявления не всегда говорят о том, что ребенок стал "жертвой" буллинга. Между тем, если данные симптомы отмечаются постоянно, то стоит заподозрить неладное и провести небольшое следствие для установления причин, вызвавших изменения в поведении ребенка.

Слайд 12

Каковы могут быть последствия для жертвы буллинга:

Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости. У ребенка пропадает желание ходить в школу, у него могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Подозрительность, неверие в добрые намерения других людей – естественное состояние нормальной психики, в течение долгого времени подвергавшейся атаке отвержением. Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей . Травля наносит непоправимый ущерб не только психике жертвы. Не менее вредна ситуация травли для наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе. Агрессоров же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.

О классе, в котором происходит травля, нельзя говорить, как о коллективе. Объединение произошло не благодаря взаимной симпатии или общим интересам, а по необходимости - детям просто некуда деться. В такой группе нет динамики, отношения не развиваются, а застывают, приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в классе появится новый изгой, так как это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами.

Важно отметить, что сама ситуация травли приводит к искажению формирования личности детей. Именно достойное положение в группе сверстников, дающее ребенку и подростку моральное удовлетворение, – основное условие для нормального психического развития.

По результатам исследования норвежского психолога Дана Ольвеуса, у ребенка-жертвы могут возникнуть проблемы во взаимодействии с окружающими, причем эти трудности могут проявиться и в юности, и в молодости, и даже в зрелом возрасте. Большинство обидчиков часто не достигают высокой степени реализации своих способностей, так как привыкают самоутверждаться за счет других, а не в результате собственных усилий. Даже психика сторонних наблюдателей подвергается изменению – у них может развиваться позиция невмешательства и игнорирования чужого страдания.

Слайд 13

Признаки буллинга:

    кого-то зажимают в углу помещения, а когда взрослый подходит к группке детей они замолкают, разбегаются, резко меняют деятельность (могут обнять "жертву", как будто все в порядке);

    школьные принадлежности ребенка (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу или спрятаны;

    на уроках ученик ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, а в классе начинают распространяться смех, шум, помехи, комментарии;

    школьника постоянно оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;

    во время перемены, в столовой ребенок держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших учеников, старается находиться недалеко от учителей и взрослых;

    на других детей школьник реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать;

    ребенок может быть растерянным, трястись от испуга, страха, плакать;

    признаки насилия на теле или лице у школьника (синяки, ссадины, порезы, бледное или красное лицо);

    один из учеников не выбирается другими во время групповых игр, занятий, то есть находиться в изоляции;

    младшие школьники боятся зайти в туалет;

    дети после уроков не расходятся, а кого-то ждут около школы.

Слайд 14

Технология реагирования на выявленные или установленные факты буллинга:

1. При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллирования учитель сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации.

2. Администрация, совместно с социально-психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.

3. Непосредственная работа с жертвами и преследователями .

Слайд 15

Слайд 16

Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга.

Скажите ребенку:

    Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).

    (это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).

    Это не твоя вина . (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).

    (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).

    (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).

Слайд 17

Директору ОУ ___________
от _______ (Ф.И.О., должность, место работы)

ЗАЯВЛЕНИЕ

«___» __________20_года в____ часов ____ минут были обнаружены (указать кем)
признаки буллинга в отношении несовершеннолетнего (указать несовершеннолетнего,
его местожительство, место учебы), в отношении которого неустановленными лицами
(либо указать конкретных лиц, если они известны потерпевшему) были совершены
действия (указать какие). Признаками, дающими основания подозревать буллинг,
являются (указать конкретные признаки).
Прошу рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом ответственности.
«___» __________20_года
____________________________________

Слайд 16

На имя директора
от (ФИО ребёнка)

Класс


Довожу до вашего сведения, что я (ФИО) число месяц, год время место, пострадал от
действий (имя обидчика), описание случившегося.
Указание возможной причины и текущего эмоционального и физического состояния
пострадавшего.

Число, подпись

Слайд 19

На имя директора
от (ФИО ребенка)

Объяснительная

Число, подпись

Слайд 20 «Спасибо за внимание!»

Упражнение «Поменяйтесь местами»

Выбирается водящий, он встает в центр. Все остальные сидят в кругу на стульях, для водящего стула нет. Водящий говорит: «Поменяйтесь местами те, кто или у кого… (кто любит гулять, кто сегодня не завтракал, у кого есть часы и т.д.)». Обладающие этим признаком должны встать и быстро пересесть на другое место (соседний стул занимать нельзя), водящий тоже спешит занять освободившийся стул. Тот, кто не успел пересесть, становиться водящим.

Упражнение «Шутливое письмо»

Часто проблему решить легче, если подходить к ней не только оптимистически, но и с чувством юмора. В ходе этого упражнения дети могут написать шутливое письмо знакомому, в общении с которым они испытывают трудности. Это письмо относится к разряду тех, которые можно писать, но не стоит отправлять.

Инструкция педагога-психолога:«Выберите кого-нибудь, на кого вы недавно рассердились, с кем у вас сложные отношения. Напишите этому человеку шутливое письмо, в котором безмерно преувеличьте все свои чувства по отношению к нему. Также вы можете безгранично преумножить и «провинности» этого человека. Старайтесь писать настолько смешно, чтобы вам самому захотелось посмеяться над этой проблемой или этим конфликтом».

Вопросы для обсуждения:

Как вы себя чувствовали, когда писали шутливое письмо?

Что было при этом труднее всего?

Легко ли вам было преувеличить собственные чувства, например злость или обиду?

Можете ли вы иногда смеяться над собой?

Как вы думаете, что бы сказал человек, которому вы писали, если бы прочитал ваше письмо?

Когда полезно смеяться над конфликтом? (Например, когда конфликт возникает по недоразумению.)

Упражнение «Поиграем в ситуации»

- Обыграйте ситуацию, что бы произошел конфликт. (Дети предлагают вариант)

- обыграйте ситуацию, что бы выйти из конфликта, проявить коммуникабельность.

Приложение к игре «Поиграем в ситуации»

Содержимое разработки



Тема

Буллинг в школе


Буллинг

травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.


Главные компоненты буллинга :

  • Это агрессивное и негативное поведение.
  • Оно осуществляется регулярно.
  • Оно происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью.
  • Это поведение является умышленным.

Виды буллинга:

Физический школьный буллинг

Психологический школьный буллинг



Ситуация травли

«Агрессор»

«Агресята»

«Жертва»

« Сторонники»

«Защитник»

«Наблюдатель»


Типичные черты учащихся, склонных становиться « агрессорами»

- испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей;

Импульсивны и легко приходят в ярость;

Часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей;

Не испытывают сочувствия к

своим жертвам;

Если это мальчики, они обычно

физически сильнее других

мальчиков;

Дети, воспитывающиеся в семьях с низким уровнем эмоционального тепла и поддержки (например, сироты в опекунских семьях и т.п.).


Наиболее часто жертвами школьного буллинга становятся дети, имеющие:

физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;

особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные дети или дети с импульсивным поведением, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение;

особенности внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;


неразвитые социальные навыки – часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками;

страх перед школой , неуспешность в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к школе в целом, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими иногда как повышенная тревожность, неуверенность,

провоцируя агрессию;

отсутствие опыта жизни в коллективе

(домашние дети);

болезни – эпилепсию, тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;

низкий интеллект и трудности в обучении.


Для подростков, ставших жертвами буллинга, характерно следующее:

Притворяются больными, чтобы избежать похода в школу;

Боятся одни идти в школу и домой, просят проводить их на уроки, опаздывают;

Поведение и темперамент меняются;

Явные симптомы страха, заключающиеся в нарушениях сна и аппетита, ночном крике, энурезе, заикании и нервном тике, нелюдимости и скрытности;

Частые просьбы дать денег, воровство;

Снижение качества учебы, потеря интереса к любимым занятиям;

Постоянные ссадины, синяки и другие травмы;

Молчаливость, нежелание идти на разговор;

Суицидальные намерения и как крайняя степень – суицид


ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЖЕРТВЫ БУЛЛИНГА

Регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого – то из преследователей


Признаки, по которым можно распознать буллинг:

Кого-то зажимают в углу помещения;

Когда взрослый подходит к группке детей они: замолкают, разбегаются, резко меняют деятельность (могут обнять «жертву», как будто все в порядке);

  • один из учеников ни выбирается другими

(в изоляции);

Весь класс смеется над одним и тем же учеником;

Очень обидные прозвища;

По лицу одного из учеников: бледный, красный (в пятнах), в слезах, напуган, трясет, признаки насилия на теле/лице;

Младшие школьники боятся зайти в туалет;

Школьники после уроков не расходятся, кого-то ждут около школы


Технология реагирования на выявленные или установленные факты буллинга.

1. При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллирования учитель сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации.

2. Администрация, совместно с социально-психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.

3. Непосредственная работа с жертвами и преследователями.


  • Оставаться спокойным и контролировать ситуацию в случае обнаружения буллинга в классном коллективе
  • Отнестись к случаю или к рассказу о буллинге серьезно
  • Оказать поддержку потерпевшему.
  • Показать обидчику (агрессору, буллеру) своё отношение к ситуации
  • Дать возможность оценить ситуацию обидчику с точки зрения потерпевшего (т.е. поставить себя на место жертвы)

Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга.

Скажите ребенку:

  • Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).
  • Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).
  • Это не твоя вина . (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).
  • Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).
  • Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).

Форма заявления о подозрении на буллинг

Директору ОУ ___________ от _______ (Ф.И.О., должность, место работы )

ЗАЯВЛЕНИЕ

«___» __________20_года в____ часов ____ минут были обнаружены (указать кем) признаки буллинга в отношении несовершеннолетнего (указать несовершеннолетнего, его местожительство, место учебы), в отношении которого неустановленными лицами (либо указать конкретных лиц, если они известны потерпевшему) были совершены действия (указать какие). Признаками, дающими основания подозревать буллинг, являются (указать конкретные признаки). Прошу рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом ответственности. «___» __________20__ года ____________________________________


Форма заявления для ребенка о случае жестокого обращения

На имя директора от (ФИО ребёнка)

Довожу до вашего сведения, что я (ФИО) число месяц, год время место, пострадал от действий (имя обидчика), описание случившегося. Указание возможной причины и текущего эмоционального и физического состояния пострадавшего.

Число, подпись


Объяснительная для ребенка-агрессора

На имя директора от (ФИО ребенка)

Объяснительная

Я ФИО время, место, что сделал, кто пострадал, объяснение причин.

Число, подпись



Индивиду, подвергающемуся боулингу, обычно нелегко себя защитить – он, как правило, относительно беспомощен. Ссора между примерно равными по соотношению сил индивидов не является боулингом. (Значимость этого аспекта была отмечена еще в 1983 году, когда в Норвегии была проведена первая в мире компания, направленная против моббинга.)


Распространенность боулинга: - 13% школьников имеют опыт жертв, 20% – преследователей, причем в больших городах уровень боулинга выше, чем в сельской местности - 25% подростков хотя бы раз участвовали в боулинге - -68% учеников средней школы бывали свидетелями травли в школе




Косвенная травля она включает в себя: распространение слухов и сплетен, социальное исключение и изоляцию (когда с ребенком никто не общается, не приглашает в игру, не выбирает в команду), избегание, манипуляцию дружбой («Если ты дружишь с ней – мы с тобой не друзья»).


Виды отвержения Травля (не дают проходу, обзывают, бьют, преследуя какую-то цель: месть, развлекаются и т.п.). Активное неприятие (возникает в ответ на инициативу, исходящую от жертвы, дают понять, что он никто, что его мнение ничего не значит, делают его козлом отпущения). Пассивное неприятие, возникающее только в определенных ситуациях (когда надо выбрать кого-то в команду, принять в игру, сесть за парту, дети отказываются: «С ним не буду!»). Игнорирование (просто не обращают внимания, не общаются, не замечают, забывают, ничего против не имеют, но и не интересуются).




Зачинщики активные, общительные дети, претендующие на роль ли­ дера в классе; агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безот­ ветную жертву; дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания; дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на «своих» и «чужих» эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других; максималисты, не желающие идти на компромиссы дети (особенно в подростковом возрасте).


Преследователи Несамостоятельны, легко поддаются влиянию окружающих, безынициативны. Конформисты, всегда стремятся следовать правилам, неким стандартам (очень прилежны и законопослушны во всем, что касается школьных правил). Не склонны признавать свою ответственность за происходящее (чаще всего считают виноватыми других). Часто подвержены жесткому контролю со стороны старших (их родители очень требовательны, склонны применять физические наказания). Эгоцентричны, не умеют ставить себя на место другого. Не склонны задумываться о последствиях своего поведения (в беседах часто говорят: «Я и не подумал об этом»). Не уверены в себе, очень дорожат «дружбой», оказанным доверием со стороны лидеров класса (в социометрических исследованиях получают наименьшее количество выборов, нет взаимных выборов ни с кем из класса). Трусливы и озлоблены.


Жертвы с необычной внешностью (заметные шрамы, хромота, косоглазие и т.д.); страдающий энурезом или энкопрезом (недержанием мочи и кала); тихий и слабый, не умеющий за себя постоять; неопрятно одетый; часто пропускающий занятия; неуспешный в учебе, слишком опекаемый родителями; не умеющий общаться.






Моральное насилие Клички и дразнилки агрессия (сознательное желание оскорбить, досадить, разозлить сверстника) желание привлечь внимание (того, кого дразнишь или окружающих) месть (обиженный или униженный ребенок начинает дразнить обидчика, особенно если не может ответить физически; так же поступает от зависти)


Виды отговорок «Черная касса - ключ у меня, кто обзывается - сам на себя!» «Чики-траки стеночка!» (Ребенок рукой ставит преграду между собой и обзыванием.) «Шел крокодил, твое слово проглотил, а мое оставил!» «Кто обзывается сам так называется!» - Дурак! - Приятно познакомиться, а меня Петя зовут.








Последствия боулинга и связанные с ним риски: - жертвы испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью, в три раза чаще сверстников имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, апатию, головные боли и энурез, совершают попытки суицида - у преследователей часто отмечаются низкая успеваемость, прогулы, драки, воровство, вандализм, хранение оружия, употребление алкоголя и табака






Денисова Л.В., методист ГБОУ ППМС центр Пензенской области Хэйзинг (от англ. hazing – издевательство, аналог «Дедовщины») - ритуальные издевательства, при которой школьники проходят через череду разнообразных испытаний и унижений (передвижение вприсядку, стояние под холодным дождем без одежды, употребление большого количества воды и пр.) с целью доказать свое право на принадлежность к той или иной группе. Присутствует только в ситуации наличия некой закрытой группы, в которую нельзя войти по доброй воле. Мобинг (от англ. mob – толпа) – подавление коллективом одиночек, «белых ворон», недоброжелательные или агрессивные действия со стороны группы, направленные на одного из членов коллектива, которые производятся систематически в течение длительного времени, так называемый целевой психотеррор. При мобинге цель – устранить человека из группы, тот кто силен и воспринимается как опасный и угрожающий, как возможный конкурент. Дедовщина - издевательства, практикуемые старшими по отношению к младшим в так называемых группах «принудительного членства» (группы из которых нельзя выйти по собственной воле). По типу дедовщины могут развиваться издевательства в коллективе класса, во взаимоотношениях микрогрупп, либо в отношениях «родитель-ребенок» в семье. Буллинг (от англ. bullying – запугивание) физический и/или психологический террор в отношении ребенка со стороны группы одноклассников, школьная травля), – это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку. БУЛЛИНГ – относительно новый термин, обозначающий старое, можно сказать, вековое явление – детскую жестокость. Неравенство сил, повторяемость и неадекватно высокая чувствительность жертвы, - три существенных признака буллинга. На Западе буллинг – проблема номер один. Публикации на тему травли появились еще в 1905 г. Первопроходцами в этой сфере считаются скандинавские ученые (Д. Олвеус, П.П. Хайнеманн, А. Пикас, Е. Роланд). Отечественные исследователи, Е.Н. Пронина в частности, отмечают, что жестокие отношения между учениками – дело обычное. Однако не любая ссора является буллингом. Обычные конфликты возникают, разрешаются и проходят. В случае буллинга сохраняется постоянная враждебность, чаще всего по отношению к отдельному ребенку, то есть возникает длительный конфликт. Выходки буллеров (так называют инициаторов буллинга) происходят на глазах у остальных детей, и это оказывает негативное влияние, как на «зрителей», так и на атмосферу, как в классе, так и в школе в целом. Заметное звучание проблема буллинга приобретает в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих детей, внутренних и внешних условий их развития. Именно в это время, усвоив определенные паттерны (образцы, шаблоны) поведения, например поведение "жертвы", подросток может следовать им всю последующую жизнь. При этом ситуация буллинга негативно влияет не только на "жертв", но и на "агрессоров", т. к. если проявление агрессии оказывается эффективным, то это может закрепиться в качестве стиля поведения в будущем. Буллинг у представителей женского и мужского пола имеет различия в формах проявления: у мальчиков особенности проявления буллинга связаны с мальчишеской нормативной культурой, прежде всего, с борьбой за власть; буллинг со стороны девочек более персонализирован, психологически направлен и гораздо более эмоционально деструктивен. Девочкам в силу гендерных особенностей труднее справиться с проблемой буллинга. Ассиметричен - представляет собой ассиметричные отношения. Его отличительными признаками являются власть и произвол того, кто обладает властью, а также беспомощность жертвы. Осуществляется преднамеренное, исполненное скрытой злобы, нападение на социальный статус и душевное здоровье человека, который выбран целью. Используется как способ для спуска собственной агрессии; как возможность присоединиться к сильным; как способ испытать чувство принадлежности (к группе, к более сильным); для повышения собственного престижа. Доставляет удовольствие - от причинения страданий другим людям; от злоупотребления властью Затрагивает: доверие, самооценку, учебную мотивацию, здоровье, человеческое достоинство Имеет латентный и пролонгированный характер Никогда не исчезает сам по себе кого-то зажимают в углу помещения; когда взрослый подходит к группке детей они: замолкают, разбегаются, резко меняют деятельность (могут обнять «жертву», как будто все в порядке); один из учеников не выбирается другими для совместной деятельности (находится в изоляции); весь класс смеется над одним и тем же учеником; ученику придумывают очень обидные прозвища; изменения во внешности одного из учеников: бледный, красный, в пятнах, в слезах, напуган, трясется, признаки насилия на теле/лице; младшие школьники боятся зайти в туалет; школьники после уроков не расходятся, кого-то ждут около школы и пр. Ученик, который подвергается буллингу, может проявлять следующие признаки и симптомы: Имитация физических недомоганий (боль в желудке, головная боль). Боязнь дороги в школу и из школы; просьба привести в школу и забрать из школы, попытки избежать обычного времени похода в школу. Изменения в темпераменте и/или поведении. Признаки страха или страдания – бессонница, отказ от еды, плач, ночное недержание мочи, кошмары, заикание, замкнутость или необщительность. Повреждение или отсутствие личных вещей и/или одежды. Учащённые просьбы о деньгах и/или кража денег. Ухудшение успеваемости в учёбе или потеря энтузиазма и интереса к школе. Необъяснимые синяки или порезы. Нежелание и/или отказ говорить о том, что его/её беспокоит. Нанесение себе вреда или попытки самоубийства. Словесный буллинг (вербальная травля) – насмешки, присвоение кличек, угроза применения физического насилия, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр. В этом случае оружием служит голос. Может существовать в форме обидного имени, с которым постоянно обращаются к одному человеку, тем самым раня, оскорбляя и унижая его. Этот вид буллинга зачастую направлен на те жертвы, которые имеют заметные отличия в физической внешности, акценте или особенностях голоса и высокую или низкую академическую успеваемость. Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика. (Использование анонимных телефонных звонков – очень распространённая форма словесного буллинга, при котором жертвами могут стать не только ученики, но даже учителя). Запугивание основывается на использовании очень агрессивного языка тела и интонации голоса, чтобы заставить жертву делать то, что он/она не желает делать. Мимика или "взгляд" преследователя может выражать агрессию и/или неприязнь. Угрозы также используются для того, чтобы подорвать уверенность жертвы. Изоляция (социальное исключение)– бойкот отторжение, отказ от общения с жертвой. Жертва намеренно изолируется, изгоняется либо игнорируется частью класса или всем классом. Это может сопровождаться распространением записок, нашёптыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах. Вымогательство, шантаж - в этом случае от жертвы требуют деньги и угрожают, если он/она не отдаёт их немедленно. Могут вымогаться также завтраки, талоны или деньги на обед. Жертву также могут принуждать воровать имущество для преследователя. Такая тактика используется исключительно для возложения вины на жертву. Повреждение имущества- преследователь может сосредоточить внимание на имуществе жертвы. В результате могут быть повреждены, украдены или спрятаны одежда, учебники или другие личные вещи. Физическое насилие – избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, отнимание вещей, домашних работ и др. , может также приобретать форму жестокого физического насилия. В крайних случаях может применяться оружие, например ножи. Кибербулинг - создание интернет сайтов оскорбляющего содержания, преследование жертвы в социальных сетях. Обычно несколько видов травли сопутствуют друг другу, продолжаются длительное время, вызывая у жертвы длительные травмирующие переживания. Эти роли в свое время были введены психологом Стефаном Карпманом Жертвы Дети с неразвитыми социальными навыками, не имеющие опыта жизни в коллективе, в том числе, испытывающие страх перед школой. Дети, не похожие на других: - с физическими недостатками; - с особенностями поведения: замкнутые (интроверты и флегматики), с импульсивным поведением, с яркими особенностями поведения, со своеобразными манерами и реакциями; - выделяющиеся из общей массы по внешнему виду, - принадлежащие к другой национальности, конфессии и пр.. Часто болеющие школьники. Дети (особенно подростки) с ярко выраженным собственным мнением, своими взглядами и ценностями, нонконформисты («белые вороны»). Дети с низким интеллектом и/или испытывающие трудности в учебе и др. Жертвы Однако более важной, чем внешние особенности, является способность ребенка к эффективному взаимодействию в ситуациях травли: спокойная реакция, встречный юмор, умение при необходимости дать отпор, чего, как правило, не могут сделать жертвы. Типичные жертвы буллинга имеют свои характерные черты: пугливость, чувствительность, замкнутость и застенчивость; тревожность, неуверенность в себе, низкая самооценка; склонность к депрессии, они чаще своих ровесников думают о самоубийстве; социальная отрешенность, склонность уклоняться от конфликтов; жертвы часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками.; если это мальчики, они могут быть физически слабее своих ровесников. Агрессоры (преследователи или обидчики) Дети, воспитывающиеся в семьях с авторитарным, жестким воспитанием – будучи запуганными и забитыми дома, они пытаются выплеснуть подавленные гнев и страх на более слабых сверстников в классе. Дети, воспитывающиеся в семьях с низким уровнем эмоционального тепла и поддержки. Дети, пришедшие из семей, где процветают идеи шовинизма, ксенофобии и снобизма. Дети, стремящиеся к лидерству, которые не могут самоутвердиться в школе социально приемлемыми способами: за счет учебы, общественной деятельности, спорта, но претендуют на высокий статус в коллективе. Дети, испытывающие сильную потребность унижать, господствовать и подчинять себе других, добиваясь таким путем своих целей. Как правило обидчики импульсивны, легко приходят в ярость, часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей, не испытывают сочувствия к своим жертвам. Агрессоры (преследователи или обидчики) В ситуации травли всегда есть: Зачинщики активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе; агрессивные дети, нашедшие для своего самоутверждения безответную жертву. Преследователи подчиняются «стадному чувству»; пытаются заслужить расположение лидера класса; боятся оказаться в положении жертвы или не решаются пойти против большинства. Спасатели Иногда кто-то из одноклассников берет на себя роль спасателя, защищая жертву перед обидчиком. Однако достаточно часто эта роль становится неоднородной, так как спасатель начинает испытывать на себе силу преследователя, он превращается из спасателя в жертву, а иногда и просто в жертву данной ситуации. Наблюдатели Как правило действия преследователя происходят на глазах у других детей. Далеко не все дети класса поддерживают буллера, однако являясь невольными свидетелями, они испытывают различные негативные чувства: страх, оказаться в роли жертвы, угрызения совести, от того, что не заступился за одноклассника, брезгливость и пр. Таким образом, буллинг затрагивает весь коллектив. Формирование позиции отношения к себе при помощи значимых взрослых (формирование позиций» ребенка). поведенческих стереотипов, «жизненных Индивидуальные особенности самого ребенка, его желание самоутверждаться и невозможность сделать это в социально желательном направлении могут привести к неблагоприятному поведению. Особенности межличностных отношений между детьми, травля как сведение счетов. Ребенок, играющий роль обидчика, испытывает чувство враждебности, ведет себя агрессивно, часто находится в состоянии фрустрации. Это состояние возникает, когда на пути к желаемой цели встает препятствие. Поэтому очень важно, чтобы у подрастающего человека были сформированы другие способы поведения в состоянии фрустрации. Это прежде всего умение считаться с чувствами другого человека, а также способность переоценить ситуацию, переключиться на другую цель, найти иные способы для достижения своей цели. Агрессивное поведение может быть связано с социальным научением, когда дети и подростки усваивают определенные модели поведения, наблюдая их в своей среде, в телевизионных передачах. Часто агрессивное поведение становится моделью для подражания. Как отдельную причину можно назвать скуку. Бездеятельность ребенка в школе приводит к поиску острых впечатлений, которые часто связаны с эмоциональными реакциями обижаемых детей. Иногда школьную травлю провоцирует поведение учителя и позиция школы. на сайте Государственного бюджетного образовательного учреждения Пензенской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр психолого-медико-социального сопровождения детей» (ППМС центр Пензенской области) АДРЕС: crk58.narod.ru в разделе «Материалы»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Буллинг.

Буллинг - это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль, насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие чаще всего испытывают стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах.

Типы буллинга: 1. Физическая агрессия 2.Словесный буллинг 3. Запугивание 4. Изоляция 5.Вымогательство 6. Повреждение имущества

Наиболее часто жертвами школьного буллинга становятся дети, имеющие: – физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников; – особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные дети или дети с импульсивным поведением, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение; – особенности внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;

– неразвитые социальные навыки – часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками; – страх перед школой, неуспешность в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к школе в целом, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими иногда как повышенная тревожность, неуверенность, провоцируя агрессию; – отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети); – болезни – эпилепсию, тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.; – низкий интеллект и трудности в обучении.

Поведение жертвы определяется по следующим показателям: его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу или спрятаны; на уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии; во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;

его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища; на других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет; хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками; опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу; во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.

Статистика: По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг - явление достаточно распространенное в школе. До 10% детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55% эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников. 26% матерей считают своих детей жертвами таких издевательств.

Виды школьного насилия: Эмоциональное (эмоциональное напряжение, унижение, снижение самооценки) насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр. отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д. Физическое (нанесение физической травмы) избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др.

Насильники в школе Неполные семьи семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни Властные авторитарные семьи Семьи с конфликтными семейными отношениями Семьи с генетической предрасположенностью к насилию

Последствия школьного насилия Падение самооценки, затравленность Проблемы в учёбе и поведении Суицидальные намерения

Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга. Скажите ребенку: Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой). Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства). Это не твоя вина. (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления). Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой). Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).

Технология реагирования на выявленные или установленные факты буллинга. 1. При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллирования учитель сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации. 2. Администрация, совместно с социально-психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии. 3. Непосредственная работа с жертвами и преследователями.

Что делать? Стратегия поведения взрослого.

1. Педагог дает понять пострадавшему, что он принимает его чувства как реальные и понятные для любого человека в такой ситуации. Здесь же: ребенок (подросток) не будет чувствовать себя одиноким и может рассчитывать на продолжение помощи и поддержку.

3 Поблагодарите ребенка за то, что он поделился с вами своими переживаниями, выразив желание встретиться с ним еще раз. Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).

Памятка для родителей Посоветуйте вашему ребёнку, для того чтобы не попадать в группу риска по школьному буллингу: --не показывать своё превосходство над другими; --не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода; --не хвастаться- ни своими успехами, ни своими электронными игрушками, ни своими родителями;

Не игнорировать решения класса, если они не противоречат его нравственным нормам (не плыть против течения своего коллектива); --не давать повода для унижения чувства собственного достоинства; --не демонстрировать свою физическую силу; --не показывать свою слабость; --своим даром,увлечениями надо научиться привлекать детей к себе, а не отталкивать от себя; --одарённость вашего ребёнка должна быть направлена на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились, что они учатся вместе, а не завидовали ему

не демонстрировать свою элитарность; Нужно: *отыскать себе друга, среди одноклассников, а ещё лучше несколько настоящих друзей; *найти общий язык с каждым учеником в классе; *приглашать одноклассников в гости; *научиться уважать мнение своих одноклассников; *не пытаться всегда побеждать в своих спорах с ровесниками; *научиться проигрывать и уступать, если он, в самом деле, не прав.

Что конкретно могут сделать родители, чтобы повысить авторитет своего ребёнка в кругу одноклассников: 1 научить не бояться своих одноклассников, у которых тоже есть проблемы; 2. наладить родителям контакты с учителями и одноклассниками; 3. участвовать в классных мероприятиях, в которые вовлекаются и родители;

Если профилактические меры не помогли и ваш ребёнок оказался жертвой буллинга, родители должны: *прежде всего, понять истинную причину проишедшего с ним; *убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга; *сообщить об этом учителю и школьному психологу; *сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации; *если ребёнок был сильно напуган и потрясён случившимся, не отправлять его на следующий день в школу; *при сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу;

Разрешение проблемы буллинга в наших руках. Удачи НАМ!!!



Буллинг - это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации.

Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль, насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие чаще всего испытывают стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах.


Типы буллинга:

1. Физическая агрессия

2.Словесный буллинг

3. Запугивание

4. Изоляция

5.Вымогательство

6. Повреждение имущества


Наиболее часто жертвами школьного буллинга становятся дети, имеющие:

физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;

особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные дети или дети с импульсивным поведением, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение;

особенности внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;


неразвитые социальные навыки – часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками;

страх перед школой, неуспешность в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к школе в целом, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими иногда как повышенная тревожность, неуверенность,

провоцируя агрессию;

отсутствие опыта жизни в коллективе

(домашние дети);

болезни – эпилепсию, тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;

низкий интеллект и трудности в обучении.


Поведение жертвы определяется по следующим показателям:

  • его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу или спрятаны;
  • на уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии;
  • во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;

  • его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;
  • на других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет;
  • хорошо ладит с учителями

и плохо со сверстниками;

  • опаздывает к началу занятий

или поздно покидает школу;

  • во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.

Статистика:

По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг - явление достаточно распространенное в школе. До 10% детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55% эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников. 26% матерей считают своих детей жертвами таких издевательств .


Виды школьного насилия:

насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.

Эмоциональное

( эмоциональное напряжение,

унижение, снижение самооценки )

отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.

Физическое

( нанесение физической травмы )

избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др.


семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни

Насильники в школе

Неполные семьи

Семьи с генетической предрасположенностью к насилию

Семьи с конфликтными семейными отношениями


Последствия школьного насилия

Суицидальные намерения

Падение самооценки, затравленность

Проблемы в учёбе и поведении


Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга.

Скажите ребенку:

  • Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).
  • Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).
  • Это не твоя вина . (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).
  • Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).
  • Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).

Что делать?

Стратегия поведения взрослого.


Памятка для родителей

  • Посоветуйте вашему ребёнку, для того чтобы не попадать в группу риска по школьному буллингу:
  • --не показывать своё превосходство над другими;
  • --не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода;
  • --не хвастаться- ни своими успехами, ни своими электронными игрушками, ни своими родителями;

Не игнорировать решения класса, если они не противоречат его нравственным нормам

(не плыть против течения своего коллектива);

Не давать повода для унижения чувства собственного достоинства;

Не демонстрировать свою физическую силу;

Не показывать свою слабость;

Своим даром,увлечениями надо научиться привлекать детей к себе, а не отталкивать от себя;

Одарённость вашего ребёнка должна быть направлена на благо класса и школы, чтобы

одноклассники гордились, что они учатся вместе, а не завидовали ему


*отыскать себе друга, среди одноклассников, а ещё лучше несколько

настоящих друзей;

*найти общий язык с каждым учеником в классе;

*приглашать одноклассников в гости;

*научиться уважать мнение своих одноклассников;

*не пытаться всегда побеждать в своих спорах с ровесниками;

*научиться проигрывать и уступать, если он, в самом деле, не прав.

не демонстрировать свою элитарность;


Что конкретно могут сделать родители,

1 научить не бояться своих одноклассников, у которых тоже есть проблемы;

2. наладить родителям контакты с учителями и одноклассниками;

3. участвовать в классных мероприятиях, в которые вовлекаются и родители;


Если профилактические меры не помогли и ваш ребёнок оказался жертвой буллинга, родители должны:

*прежде всего, понять истинную причину проишедшего с ним;

*убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга;

*сообщить об этом учителю и школьному психологу;

*сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации;

*если ребёнок был сильно напуган и потрясён случившимся, не отправлять его на следующий день в школу;

*при сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу;