В. Шукшин — талантливейший русский писатель. Определяющее место в его творчестве занимает изо-бражение русского национального характера. Шук-шин любит своего героя. Он сам писал, что «без любви к тем мужикам, без сострадания, скрытого или явно-го, без уважения к ним неподдельноготак о них не на-писать».

Герой рассказа «Мастер» —Семка Рысь, «забулды-га, непревзойденный столяр». Он «не злой человек», но «транжирит свои «лошадиные силы» на что угод-но поорать, позубоскалить, нашкодить где-ни-будь» . К тому же Семка временами «крепко пьет». На первый взгляд, совсем не привлекательный образ. Но постепенно автор, разворачивая повествование о ге-рое, приоткрывает такие стороны его души, которые заставляют читателя не просто проявить снисхожде-ние к Семке, но и залюбоваться им.

Во-первых, Семка «мог такой шкаф изладить, что у людей глаза разбегались». Мастера, равного ему, нет во всей округе. К герою приезжают издалека, делают заказы, платят большие деньги. Простой русский че-ловек одарен от природы, необыкновенно талантлив, мастеровит. Но по-настоящему удивляет Семка Рысь, когда мы видим его мытарства по поводу заброшенно-го храма. Герой умеет чувствовать красоту, ценить ее. Увидев талицкую церковку, он теряет покой. Очаро-ванный ее обаянием и восхищенный мастерством соз-дателя храма, Семка загорается желанием восстано-вить церковь. «Мне жалко, такая красота пропа-дет»,— говорит Рысь и начинает свои хождения. Терпеливо и последовательно идет он к своей цели. Выслушивает рядового батюшку, потом митрополи-та, затем отправляется в облисполком, потому что по-нимает: «Это — гордость русского народа, а на нее все махнули рукой». Сердце Семки полно патриотизма.

Образ героя в рассказе «Мастер» многогранен, как многогранен вообще русский характер.

Герой рассказа «Микроскоп», Андрей Ерин — тоже столяр. Он работает в маленькой мастерской при «Заготзерне». Однако «маленькому человеку» не чу-жды «высокие» интересы. Он готов «вламывать» в полторы смены, готов полностью быть лишенным за-работанной премии только ради того, чтобы обзавес-тись, к примеру, микроскопом и стать посвященным в таинства мироздания и науки. Андрей понимает, каким разговором с женой может быть чревато такое приобретение, и тем не менее, осуществив свою мечту, он «тихосиял».

С необыкновенной любознательностью разгляды-вает Андрей «микробов». Для него их существование в эти мгновения — вопрос наипервейшей важности. Невольно проникаются интересом к микроскопу жена и дети Ерина. Хотя жене, конечно, мужниного одухотворения не понять. Как только Зоя понимает, какой ценой достался Андрею микроскоп, она без ко-лебаний отправляется сдавать «счастливое приобре-тение» в комиссионку. Для Ерина же материальное второстепенно. Даже о детских шубках, о житейских проблемах он вспоминает в последнюю очередь. И горько ему становится от того что «быт» все-таки бе-рет верх.

Дядя Ермолай из одноименного рассказа Шукши-на трогателен своей честностью, которую он страстно пытается найти в других. Столкнувшись с откровен-ным и упорным враньем шаловливых мальчишек, Ер-молай искренне плачет от своего бессилия перед ло-жью. Сначала он требует от них признания, потом умоляет о нем, не ради открытия истины, а только ради самой правды, чтобы правда восторжествовала. У дяди Ермолая доброе сердце. Он обещал снять с мальчишек за вранье трудодни, но не снял, хотя те ни в чем и не сознались. Не снял, несмотря на то что обид-но Ермолаю было до слез.

Шукшин создал великое многообразие характеров. Его герои заставляют о многом задуматься, полюбить простого русского человека, удивиться ему. Справед-ливо сказал о шукшинских героях исследователь Э. Павляк: «Все эти шоферы, плотники, трактори-сты, деревенские «всезнающие» мудрецы, весельча-ки, высмеивающие всех и вся,— все эти люди, на пер-вый взгляд, неотесанные, казалось бы даже примитивные, в глубине души таят богатый мир переживаний ».

марта 11 2011

Общественная система тоталитарного типа нивелирует . Защитить ее берется искусство. С этой целью в конце 60-х годов В.Шукшин создает своего «Чудика». Брежневская цензура милостиво разрешает тому увидеть свет, ведь «что, мол, с дурачка возьмешь». Предложенная трактовка рассказа «Микроскоп» осуществляется в форме «отзыва на прочитанное ». Одним из элементов его является стилизация под авторскую манеру повествования. Шукшин представляет семью. Обычную. Глава ее - столяр. Если воспользоваться классификацией горьковского Луки («Вот, скажем, живут столяры и все - хлам-народ… И вот от них рождается столяр… такой столяр, какого подобного и не видала земля, - всех превысил, и нет ему в столярах равного. Всему он столярному делу свой облик дает…»), то к последней категории персонаж Шукшина явно не относится. Как стал столяром? Ну, вышло так, получилось.

А был ли выбор? Наверное, хоть и невеликий: шофер, электрик и т.п. (после семилетки). Учиться дальше? Может быть, и хотел, но традиции среды - разве перескочишь? (Эдакого лба - кормить?!) Да и в особых талантах замечен не был.

Короче говоря, Андрей Ерин скорее ремесленник, чем мастер. Во всяком случае, до нилинского Павлюка ему далеко. Работа от сих до сих. Иногда приносит, чтобы продолжить дома. Интереса ради? Вряд ли. Скорее, из желания побыстрее «закрыть наряд», больше денег получить в зарплату. Детей - трое. Жена по этому случаю не работает. На ней - дети и дом. Приходится изловчаться: денег маловато. Живут скромно. Однако без водки Андрей все равно обходиться не может. Ну не то чтобы изо всех сил налегал - жена держит в руках, да и совестно у своих детей отнимать.

За последнее время особенно отцу понравилось - про микробы. И это ж надо: так человеку досаждать! Тварь мел-котная!.. И так забрала Андрея эта проблематика, что он бросил пить водку. И…-»на это надо было решиться. Он решился». Поступок состоял в том, чтобы обманным путем извлечь из семейного бюджета 120/рублей и купить на них микроскоп. Чтобы своими глазами всю эту дрянную мелочь увидеть и… Ну что дальше делать - там видно будет, а сначала надо разглядеть…

Трудности местного значения заключались в том, что жена никогда на эту трату не пойдет и с ней не согласится. Скажет: новые шубки детям нужны, присмотрены уже. Ну а самое главное - на что он, микроскоп? Гвозди им, что ли, вколачивать?.. Ах, микробы рассматривать! Да лучше вон три новых кастрюли купить… Старые-то все уже клепаные-переклепаные!..

А уж если совсем главнейшее из главного называть, то и говорить не станет. Привыкла командовать, генеральша! Чуть не по ней (достоинства оскорбление!) - так за сковородник и воевать. Вот характером-то Бог наградил! Не женщина - львица! Как в сказках про злую жену. Или как Простакова у Фонвизина в «Недоросле». Или как в романе «Большие надежды»: мисс Джо Гарджери. Но школьное образование Андрея на седьмом классе оборвалось, и Диккенса он тоже вряд ли читал - и оттого характерность собственной жены усваивал с чистого листа, практически: в ходе довольно частых театральных представлений, главным бутафорским предметом которых служил сковородник.

Вот так они и жили. Так и трудилась женина душа в отношении мужа своего. И навряд ли в жизни этой женщины было что-нибудь более волнующе занимательное, чем этот театр. Так что отними его у нее, и жизнь бы сразу померкла. Муж, впрочем, это постиг и великодушно разрешал себя унижать. Последствия? Были, конечно… Перестал шутить, например. Не то чтобы вообще не умел. А вот как-то перестал, не шутилось, сник. Все чаще хотелось выпить, «встряхнуться», как говорится. А тут - микробы эти. И вдруг - ожил , купив микроскоп. Про водку, например, забыл. Шутить опять начал. Жене стал оказывать сопротивление…

Так что же произошло? Просто Андрей Ерин немножечко расширил горизонты своей жизни. В нем проснулся интерес исследователя (нормальное человеческое качество). Заниматься наукой в профессиональном смысле он, естественно, не мог. Как же тогда поименовать его увлечение? Существует такое понятие «наивная живопись». Это когда картины пишут художники, не имеющие высшего образования. Занятия Ерина по аналогии можно назвать «наивной наукой». Научного смысла они не имеют никакого, зато для самого Ерина значение их трудно переоценить. С микроскопом в жизнь этого человека вернулось то, что давно перестало приносить столярное дело: увлеченность («Ночью Андрей два раза вставал, зажигал свет, смотрел в микроскоп… Неделю, наверное, Андрей Ерин жил как во сне. Приходил с работы, тщательно умывался, наскоро ужинал… Косился на микроскоп… Вдвоем с сыном часами сидели у микроскопа, исследовали»), эмоциональность («взволнованно стал ходить по комнате»), уважение окружающих (Зое Ериной «лестно было, что по селу говорят про ее мужа - ученый»). Работа с микроскопом стала для него тем, в чем он мог себя личностно проявить, чем был для его жены «театр». Жизнь сделалась одухотворенной.

Зоя Ерина, достойно ведшая дом и детей, но в последнее время переставшая «вести» мужа, чтобы возвратить возможность своего «театра», едет в райцентр, чтобы сдать микроскоп в комиссионку. Последняя реплика столяра Ерина полна шекспировской глубины: «Продаст. Да… Шубки надо. Ну ладно - шубки, ладно. Ничего… Надо, конечно…» Продала.

Нравственные идеалы В. М. Шукшина воплощаются в характерах героев, унаследовавших все лучшее, что было свойственно русскому человеку. Все они стремятся обрести свое место в жизни страны, найти приложение своим силам. Герой киноповести «Живет такой парень» Пашка Колокольников живет так, как может, не задумываясь о том, как следует жить. Но при этом он полон внимания к людям, его деятельное добро - проявление сердечности. Он вообще живет не разумом, а чувством, и сердце его не обманывает. Иван Расторгуев - это хранитель русской земли. Люба Байкалова («Печки-лавочки») сочетает в себе ум, сердечность, верность нравственным устоям семьи. Она не обретает в жизни, но сохраняет идеалы добра, чистоты и душевности.

Герои Шукшина постоянно размышляют о вечном, о добре и зле, о смысле жизни, призвании человека. Многие из них склонны к максимализму, не готовы к компромиссам. Они свято верят в реальность своего идеала, готовы до последнего защищать его («Космос, нервная система и шмат сала»). Поиск истины для них начинается с познания окружающего мира. Самые активные споры начинаются тогда, когда речь заходит о роли и назначении человека в жизни, о его душевных качествах и путях самосовершенствования Они пытаются все постичь своим умом, познать на собственном опыте. В духовных исканиях проявляются его натура, восприятие им действительности. Смысл жизни они видят в гармонии мира и человека.

Поп из рассказа «Верую!» становится страстным жизнелюбом, как бы воплощая в себе радость стихийной жизни. Неизлечимо больной Саня Неверов («Залетный») стремится оставить людям свои заветные мысли, добрую память о себе. Смысл жизни шукшинские герои находят в согласии с миром, которое возможно только тогда, когда человек открыт для людей, отзывчив, готов подарить другим часть своей души. В. М. Шукшин восхищается героями-фантазерами, эдакими «чудиками», воспринимающими жизнь поэтически, стремящимися наделить ее легендой, наполнить сказкой. Талантливые люди почти всегда щедры. Им тяжело бороться с повседневностью, но они находят опору в любви ко всему живому, к природе. Алеша Бесконвойный, герой одноименного рассказа, ощущает: «Людей труднее любить, но вот детей и степь… он любил все больше и больше». Только согласие, любовь, лад делают мир прекрасным.

Задача человека - освободиться от эгоизма, тщеславия, мелочности. Но как вернуть прекрасное, если оно утрачено? Шукшинские максималисты требуют немедленного решения всех проблем. Они живут с твердым сознанием собственной правоты, считают себя вправе поучать людей, а потому нередко становятся одиноки. Такие персонажи, как Князев, Кудряшов, Глеб Капустин не способны прислушаться к голосу другого человека, их интонация всегда обличительна. Они стремятся сделать так, чтобы другим людям было лучше, но не признают возможности сомневаться, искать истину в чем-то другом. Из своего «целесообразного здания» Князев («Штрихи к портрету») изгоняет реальную жизнь обыкновенных людей, нравственные основы бытия, чувства доброты и любви. И постепенно в личности героя все более и более явственно проявляются эгоизм, озлобленность на людей. Естественно, что другие персонажи произведения отвергают его жизненную систему. Для того чтобы стать настоящим носителем истины, Князеву не хватает доброты и человечности. Похож на Князева местный просветитель Кудряшов («Психопат»). Оба эти героя активны, бескорыстны, готовы даже пострадать за свою веру. Они пребывают в заблуждении, но сами искренне верят в то, что говорят. Можно даже сказать, что они становятся жертвами жизни, потому что поглощают всю льющуюся на них ин- формацию, находятся под гипнозом чужих красивых фраз, по нятий, мнений. Они стремятся стать интеллигентами, но в результате не только ими не становятся, но и утрачивают те лучшие качества, которые были им присущи изначально: уважение к любому труду, доверие к людям. Их положение среди людей становится трагикомическим.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Особенности народного характера в рассказе «Микроскоп» . Литературные сочинения!

Цели урока:

Знакомство с многогранной личностью В. Шукши­на, с особенностями индивидуальной манеры;

Развитие умения анализировать рассказ «Микроскоп»;

Формирование нравственно-этических представлений.

Ход урока

Ι. C тадия вызова .

Сибирь в осеннем золоте,
В Москве - шум шин.
В Москве, в Сибири, в Вологде
Дрожит и рвется в проводе:
- Шукшин: Шукшин: Шукшин…

Наверное, вам уже приходилось слышать имя Василия Макаровича Шукшина, смотреть фильмы, в которых он участвовал как актёр и режис­сер. Он не писал специально для детей. Но проблемы, которые он поднимал в своих произведениях, вневременные и вневозрастные. Сегодня, исследуя рассказ “Микроскоп”, мы приобщимся к творчеству В.М. Шукшина.

ΙΙ. ТЕМА. Целеполагание.

1.Эпиграф:

Откуда берутся такие таланты ? От щедрот народных. Живут на земле русские люди – и вот избирают одного.

Василий Шукшин

О каких людях идёт речь? Много ли их?

Какое отношение имеет эпиграф к В.Шукшину?

(Запись темы и эпиграфа в тетрадь)

2. Проблемные вопросы:

Почему героя рассказа Андрея Ерина можно отнести к «чудикам»?

3. Слово о Василии Макаровиче Шукшине (1929 – 1974 г.г.)

До обидного мало – 45 лет прожил В. М. Шукшин. Но то, что он создал, хватило бы на несколько биографий. (Презентация, подготовленная учеником).

1) Родился 25 июля 1929 г. в Сибири, в деревне Сростки. Василию ещё не исполнилось 4-х, когда его отец был арестован и уничтожен как кулак. Семья потеряла кормильца, и уже с 6 лет мальчику пришлось работать в колхозе. Из рассказа матери, Марии Сергеевны: «Корчевал Вася со мной пни… уставали очень, а он ребёнок ведь совсем был. Несёт лопатку, топор, лом, верёвку – всё тяжёлое, - так вдвоём и шли. Отец у меня был плотник. Я ему и говорю: «Тятя, дай Васе топорик маленький». Подыскал он мальчонке топорик поменьше, а тот был рад, подрубает корешочки – тут ведь лес-то был непроходимый. А он маленько передохнёт и снова. Гляжу, рубашонка-то на нём вся уже мокрая от пота… а после я спрошу: «Устал, сынок?» «Нет, нет, мама, жарко просто, нисколь не устал», - отвечал мне. Читала как-то книгу его – это после смерти Васи –наткнулась на то, где он пишет, что устаёт, как на раскорчёвке пней. Я прямо целый день проплакала: «Господи, когда покаялся-то!»

В 11 он первый раз попал в город. Там, на базаре сибирского города Бийска, он « окончательно решил стать жуликом» . Полуголодный мальчишка мечтал о том, как будет воровать арбузы.

Во время войны семья особенно бедствовала. В 1942 г. от рук злых людей погибла корова Райка – горе для крестьянской семьи огромное. Нужда заставила идти подростка в город. Сперва он пытался учиться на бухгалтера, потом – в автомобильном техникуме. Не было способностей у Шукшина ни к автоделу, ни к бухгалтерии. Уже в это время он втайне пишет стихи, а к концу войны – небольшие юмористические рассказы, анекдоты из деревенской жизни. В печать их не принимают

В поисках заработка переезжает из города в город. Был он и разнорабочим, и помощником маляра, и грузчиком, и слесарем- такелажником, работал на стройке, на восстановлении железных дорог. В 1949 его призвали в армию, но из-за язвы желудка демобилизовали досрочно. Полечившись дома мамиными травами, Шукшин сдаёт экстерном экзамены на аттестат зрелости. Некоторое время работает сельским учителем, а затем, получив мамино благословление и деньги, вырученные за продажу коровы, отправляется в Москву – учиться дальше.

2) Ш. хотел поступить в литературный институт , учиться «на писателя». Но к этому времени приём уже был закончен, да и опубликованных произведений у деревенского парня не было, а без этого в институт не брали. И он подаёт документы в институт кинематографии , где учится в классе известного кинорежиссёра Михаила Ромма.

Но и в этом институте – предмет мечтаний многих молодых людей - непросто складывалась судьба Шукшина. Не мог он смириться с тем амплуа «деревенского дурачка» , в которое его пытались

втиснуть. Он хотел говорить о людях. Хотел говорить правду.

Работа над заданиями в институте, необходимость ставить жанровые сценки, этюды не прошли даром для становления Шукшина-писателя . Всё это помогло ему стать мастером динамичных, ярких, психологически коротких рассказов, большую часть которых занимает выразительный, живой диалог героев. Поддержал в это время Шукшина и его учитель Михаил Ромм. В августе 1958 г. в журнале «Смена» появился 1-й рассказ В. Шукшина – «Двое на телеге ».

Много трудностей и невзгод ещё выпадает на долю Шукшина: не выпустят на экран его 1-й дипломный фильм, 5 лет он будет жить в Москве полулегально, не имея своего жилья, затем – уже известным актёром и писателем, имея жену и двоих детей, - ютится в маленькой квартирке на окраине Москвы с «живописным пустырём» под окнами, но самое главное – рождение писателя – произошло. Приходилось часто жить в напряжении, «стиснув зубы», но за себя он умел постоять.

Наверное, отсюда встречаются высказывания о том, что этот большой художник слова был злым в жизни. Эти суждения опровергаются его суждениями. Творец, несущий людям добро своим искусством, не может быть злым. Непримиримость к человеческому унижению, к хамству – отличительная черта его характера. В его художественных произведениях очень редки прямые авторские оценки, нет назидательности.

Василий Макарович – явление уникальное. Актёр, снявшийся в 24 картинах, знаменитый режиссёр, постановщик, сценарист, писатель…

Жизнь его не была ни простой, ни долгой. Умер Василий Макарович 2 октября 1974 года на съёмках очередного фильма…

Вопросы для закрепления:

- Многое ли ему довелось пережить в жизни?

- Шукшин любил свою родину, почему он удивлялся свой любви? (война, холод, голод, безотцовщина, тяжкий труд)

III . «Погружение» в текст рассказа В. Шукшина «Микроскоп».

Шукшин - писатель, мас­тер короткого рассказа. Он говорил об искусстве рассказа: «Вот рассказы, какими они должны быть:

1). Рассказ - судьба.

2). Рассказ - характер.

3). Рассказ - исповедь.

Самое мелкое, что может быть, это рассказ - анекдот».

    Словарная работа:

«Чудик» - человек странный с виду, не похожий на других, но обладающий доброй душой, тянущейся к прекрасному, к зна­ниям, искусству и потому чуждый и непонятный обывателю.

2. Выявление смыслового понимания текста.

Как вы думаете, к какому типу рассказов относится «Микро­скоп»? Почему?

Каков сюжет рассказа?

Какова тема? (Главная тема его творчества - судьба простого, русского, деревенского жителя. В небольших рассказах, очень емких по содержанию, он з простых людей из народа, с их неустроенным бытом, заботами и тревогами, немного чудаковатых.)

3. Работа с текстом.

1) Выразительное чтение с начала до слов: «Он обзываться вслух не смел»

Кто прав, по-вашему, в конфликте? Только ли осуждения заслуживает Андрей Вырин? Почему? (Сочувствие вызывает герой рассказа, стремяшийся к знаниям, озабо­ченный борьбой с микробами и вопросом о продлении человеческой жиз­ни, тем более он хочет возместить ущерб. Но по-своему права и Зоя: нельзя ребятишек лишать самого необходи­мого из-за причуд отца.)

2) «Неделю жил как во сне…»

Почему изменился Андрей Вырин с появлением микроскопа? Найдите в тексте глаголы, передающие состояние

героя после появления в доме микроскопа.

Где находил микробы? Как пытался их уничтожить?

Смешно или грустно наблюдать за попытками героя открыть секрет долголетия?

Понимает ли герой, что для открытия одного микроскопа мало?

3) Сравнение героев рассказа.

Как в диалоге проявляются особенности характеров героев? (Здесь автор показывает и невежество, душевную пустоту и нравственную глухоту Сергея. В сравнении с его обыденностью и приземленностью ярче выступает фанатическая увлечённость Андрея. Тяга к знаниям вызывает уважение.)

Почему Вырин не стал защищать своё открытие, а напился с Серегой?

Как вы понимаете последний диалог Андрея Ерина с сыном:

Понимаю: она продаст его.

Продаст. Да... Шубки надо. Ну ладно - шубки, ладно. Ничего... На­до, конечно...

(В коней концов Андрей понимает правоту своей жены Зои.)

4) Характеристика

Что вы можете сказать о характере главного героя?

(С одной стороны, увлеченность неведомой стороной жизни, азарт любознательности; с другой - страх пред женой.)

Имя героя

Внешность

Черты характера

Суть “праздника” героя

Чувства героя в минуты “праздника”

Последствия (минусы) для героя и окружающих

Последствия (плюсы) для героя и окружающих

Изменения внешности и речи героя в минуты этих праздников

Почему они это делают?

5) Язык героев. Не менее важна для писателя речь персонажей (предварительное задание: найдите в тексте просторечные слова).

6) Юмор. В рассказе немало смешного. (предварительное задание:приведите примеры).

в рассказе «Микроскоп»

Примеры

Эффект двойного разоблачения

«….Не могли уж чего-нибудь другое присудить? А то – микроскоп».

«Кого присудить? Не понял Сергей. Андрей похолодел.»

Язык персонажей, воссоздающий особенности их

образа мыслей.

«Догонют да ищо раз выдадут».

«Какого хрена болтаешься по дворам».

Емкость, многозначность слова

Скважина

Особенности героев и манеры Шукшина. Вывод:

Герои Шукшина – люди из народа. Он показывает их такими, какими они были. Задиристыми, смешными, со всеми их слабостями и недостатками. Нужно было обладать огромным талантом, чтобы с любовью и уважением рассказать о своих земляках простую, строгую правду. В его героях поражает непосредственность действий, импульсивность, естественность. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. И эта реакция принимает различные формы, ведет к самым неожиданным результатам.

Язык шукшинских персонажей изобилует просторечными выраже­ниями. Герои говорят так, как разговаривают в жизни простые деревенские люди.

Приёмы сатирического изображения

Большую часть его рассказов занимает диалог.

Что скрывает Шукшин - писатель за юмором? Как он относится к людям и жизни в целом?

(За юмором, который у писателя подчёркнут грустью, скрывается лю­бовь к человеку, неприятности всего, что уродует нашу жизнь, и утвержде­ние высоких норм нравственности, человеческого достоинства.)

IV . Объяснить мысль Шукшина: “Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!”

- Главное качество, которое Шукшин ценил в человеке: помнить о добре и быть благодарным.

VI . Итог урока.

В чём проявился талант писателя?

Почему героя рассказа Андрея Ерина можно отнести к «чуди­кам»?

Вывод: Герои Шукшина – люди из народа. Он показывает их такими, какими они были. Задиристыми, смешными, со всеми их слабостями и недостатками. Нужно было обладать огромным талантом, чтобы с любовью и уважением рассказать о своих земляках простую, строгую правду. И правда эта стала фактом искусства. В его героях поражает непосредственность действий, импульсивность, естественность. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. И эта реакция принимает различные формы, ведет к самым неожиданным результатам.

YII . Рефлексия (использование смайликов, как показателя уровня качества урока).

Резерв

Кому из героев принадлежат эти слова?

Зоя Ерина

Андрей Ерин

    «Наступил человек в лужу, пришел домой, наследил. Тут же прошел ребенок

босыми ногами, м пожалуйста подцепил».

Учёные. У них микроскопы-то получше нашего –

все видят. И молчат. Не хотят расстраивать

народ».

    Дело в том,…что человеку положено жить сто пятьдесят лет. Спрашивается,

    почему же он шестьдесят, от силы семьдесят – и протянул ноги! Микробы! Они, сволочи, укорачивают век человеку».

«Не могли уж чего-нибудь другое присудить? А то – микроскоп».

3. «…будут у моих детушек к зиме шубки теплые да нарядные!...»

«Пешком! Пешком – туда и назад, скважина! А где, так ищо

побежишь – штоб не опоздать».

Работа в парах с текстами рассказов“Микроскоп” (отмечены детьми заранее)

Задание: На форматах А-3 записать выводы и наблюдения по тексту рассказов, заполнив листы.

VIII .Домашнее задание:

Когда нам плохо, мы думаем: “А где-то кому-то хорошо”. Когда нам хорошо, мы редко думаем: “Где-то кому-то плохо”.

Особенности рассказов В. Шукшина

Создавая свои рассказы, В. Шукшин ориентировался на устное народное творчество. Он отмечал, что народному искусству чужды «пустое баловство», «манерность», «холодная игра ума».

Вот отсюда и возникла простая и доступная форма рассказа. Рассказывали так, чтобы слушатели решительно всё поняли <…> Тут – почему я и говорю искусство устного рассказа – всегда был свой неожиданный прием, свой особенный фокус. Народный рассказчик – это и драматург, и актёр, а вернее, целый театр в одном лице. Он и ситуации сочиняет, и проигрывает диалоги за всех действующих лиц, и комментирует действие… Но всё это богатство речи, выдумка, неожиданные приемы рассказа не были самоцельными… Главными оставался смысл рассказа, стремление через простое сказать очень многое, посильнее задеть слушателей за живое.

К чему я всё это говорю? Да к тому, что я стараюсь в своей работе делать то же самое».

В статье «Нравственность есть правда» он пишет: «Я знаю, когда я пишу хорошо: когда пишу и как будто пером высекаю из бумаги живые голоса людей». В этой же статье читаем: «Вот рассказы, какими они должны быть: 1. Рассказ-судьба. 2. Рассказ-характер. 3. Рассказ-исповедь.

Самое мелкое, что может быть, это рассказ-анекдот. Нет, литература – это всё же жизнь души человеческой, никак не идеи, не соображения даже самого высокого нравственного порядка».

Шукшинское слово богато интонационно, воспринимается нами как бы озвученным, оно точно воспроизводит смену психологических состояний действующих лиц, выражая характер, весь духовный строй персонажей.

(По статье В. А. Апухтиной «Рассказ. Ситуации и характеры»
в книге «Проза В. Шукшина»)

VI . Работа с текстом.

Данные об авторе

Меркурьева Светлана Викторовна

Саратовская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Среднее профессиональное образование

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Предмет(ы):

Русский язык

Цель урока:

Ι. Проверка дом. задания. ΙΙ. Слово учителя о В.Шукшине. Работа с портретом. ΙΙΙ. Обсуждение прочитанного рассказа «Срезал». IV. Анализ рассказа В. Шукшина «Микроскоп».

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткое описание:

Цели: показать своеобразие творчества писателя; познакомить учащихся с многогранной личностью В. Шукши¬на, закрепить умение давать сравнительную характеристику и видеть ав¬торскую позицию; проанализировать его рассказы «Срезал», «Микроскоп»

Василий Макарович Шукшин(1929 - 1974 г.г.)

Особенности героев Шукшина

Цели: показать своеобразие творчества писателя; познакомить учащихся с многогранной личностью В. Шукши-на, закрепить умение давать сравнительную характеристику и видеть ав-торскую позицию; проанализировать его рассказы «Срезал», «Микроскоп»

Оборудование: Портрет В.М. Шукшина. Слайды (Презентация биографии)

Ход урока.

Ι. Проверка дом. задания.

(Биографияписателя, подготовленная учениками).

ΙΙ. Слово учителя о В.Шукшине. Работа с портретом.

Наверное, вам уже приходилось слышать имя Василия Макаровича Шукшина, смотреть фильмы, в которых он участвовал как актёр и режис-сер. Сегодня вам предстоит познакомиться с Шукшиным - писателем, мас-тером короткого рассказа.

- Рассмотрите фотографию Шукшина. Ответьте на вопросы.

- Как вам кажется, откуда родом этот человек?

- Много ли ему довелось пережить в жизни, много ли препятст-вий пришлось преодолеть?

- Как вы думаете, какой характер скрывается за этой внешно-стью?

- Каких рассказов вы ждёте от него?

В.М. Шукшин ушел из жизни рано, в 45 лет, но оставил богатое творческое наследие. Он был писателем, сценаристом, режиссером, актером. Фильмы с его участием «Ваш сын и брат», «Калина красная», «Странные люди», «Печки-лавочки», созданные более 30 лет тому назад, идут и сегодня на экране, вызывая интерес зрителей.

Главная тема его творчества - судьба простого, русского, деревенского жителя. В небольших рассказах, очень емких по содержанию, он изображает простых людей из народа, с их неустроенным бытом, заботами и тревогами, немногочудаковатых.

Словарная работа: «Чудик» - человек странный с виду, не похожий на других, но обладающий доброй душой, тянущейся к прекрасному, к зна-ниям, искусству и потому чуждый и непонятный обывателю.

Мне бы только правду рассказать о жизни...

Не было бы добрых людей.

Жизнь давно бы остановилась...

В. Шукшин.

Искусство должно учить добру. Шукшин в способности чистого человеческого сердца к добру видел самое дорогое богатство. «Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке», - говорил он. С этим жил, в это верил В.М. Шукшин.

ΙΙΙ. Обсуждение прочитанного рассказа «Срезал».

Какое событие встревожило жителей новой деревни?

Почему Глеба Капустина можно назвать местной «знаменитостью»?

На что надеялись мужики, направляясь вместе с Глебом к дому старухи Агафьи Журавлевой?

Как встретили гостей в доме бабки Агафьи?

С чего начал Глеб «атаку» на кандидата?

Из каких областей человеческих знаний задавал Глеб Капустин свои вопросы? (Философия, физика, филология, астрономия.)

Глеб Капустин проявил некоторые познания в области философии, когда ставил вопрос о том, что первично -дух или материя; не дождавшись ответа, он тут же перешел к другому вопросу:что такое невесомость; затем попросил кандидата филологических наук определить свое отношение к проблеме шаманизма в отдельных районах Севера и в заключение выразил предположение, что Луна - дело рук разумной цивилизации.

Как отнесся к вопросам Глеба Константин Иванович? Почему он не торопился с ответом? (Константин Иванович, как человек воспитанный и интеллигентный, пытался парировать, но, видя напор гостя, позвал на помощь жену.)

Многие вопросы Глеба звучали риторически: не дождавшись ответа, он сам отвечал на поставленный вопрос. Но у окружающих создалось мнение, что «кандидаты» не могут дать ответ, а следовательно, дать отпор Глебу. Преимущество явно было на его стороне. Это и называлось у мужиков «срезать», т.е. показать собственное превосходство и несостоятельность оппонента.

Что хотел доказать Глеб подобным отношением к людям, приезжавшим в деревню из города, достигшим определенного отношения? (Глебу казалось, что люди, стоявшие выше его на социальной лестнице, его презирают, не уважают,и чтобы возвысить себя, он устраивал для односельчан такие «спектакли».)

Действительно ли Глеб «срезал» кандидата филологических наук? На чьей стороне были мужики? Кем восхищались? Кого жалели?

Действительно, в поведении Глеба много нарочитой грубости, нетактичности. Это особенно заметно, когда он начинает поучать ученого, обвинять его в том, что не имело место. Мужикам даже становится неловко за поведение Глеба. Но Глеб их восхищал. «Хоть любви, положим, тут не было. Нет, любви не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, не любил еще».

Как вы думаете, в чем причина жестокости Глеба к «знаменитым» людям? Почему ему так хотелось их «щелкнуть по носу»?(СамГлеб многого не смог добиться в жизни - он работал на пилораме.)

Человек достаточно начитанный, имеющий некоторые знания, он пытался компенсировать отсутствие образования тем, что «поучал» других людей, искал возможности их унизить.

IV . Анализ рассказа В. Шукшина «Микроскоп».

Сам Шукшин говорил об искусстве рассказа: «Вот рассказы, какими они должны быть:

1). Рассказ - судьба.

2). Рассказ - характер.

3). Рассказ — исповедь. Самое мелкое, что может быть, это рассказ - анекдот».

- Как вы думаете, к какому типу рассказов относится «Микро-скоп»?

- Каков сюжет рассказа?

(Для Шукшина сюжет - это характер персонажа. «Будет одна и та же ситуация, но будут действовать два разных человека, будет два разных рассказа - один про одно, другой совсем-совсем про другое», - говорил он).

- Что вы можете сказать о характере главного героя?

(С одной стороны, увлеченность неведомой стороной жизни, азарт любознательности; с другой - страх пред женой.)

- Кто прав, по-вашему, в конфликте героя с женой? А на чьей сто-роне ваши симпатии? Почему?

(Сочувствие вызывает герой рассказа, стремяшийся к знаниям, озабо-ченный борьбой с микробами и вопросом о продлении человеческой жиз-ни. Но по-своему права и Зоя: нельзя ребятишек лишать самого необходи-мого из-за причуд отца.)

- Как вы понимаете последний диалог Андрея Ерина с сыном:

- Понимаю: она продаст его.

- Продаст. Да... Шубки надо. Ну ладно - шубки, ладно. Ничего... На-до, конечно...

(В коней концов Андрей понимает правоту своей жены Зои.) Не менее важна для писателя речь персонажей. Большую часть его рассказов занимает диалог.

Задание:. Прочитать диалог Андрея с Сергеем Куликовым, который «под хмельком» забрёл и к Сергею от нечего делать, заодно «микробов по-смотреть».

- Как в диалоге проявляются особенности характеров героев?

(Здесь автор показывает и невежество, и самоунижение, и душевную пустоту, и нравственную глухоту Сергея. В сравнении с его обыденностью и приземленностью ярче выступает фанатическая увлечённость Андрея. Тяга к знаниям вызывает уважение. )

Язык шукшинских персонажей изобилует просторечными выраже-ниями. Герои говорят так, как разговаривают в жизни простые деревенские люди.

Задание: найдите в тексте просторечные слова. В рассказе немало смешного. Приведите примеры.

- Что скрывает Шукшин — писатель за юмором? Как он относится к людям и жизни в целом?

(За юмором, который у писателя подчёркнут грустью, скрывается лю-бовь к человеку, неприятности всего, что уродует нашу жизнь, и утвержде-ние высоких норм нравственности, человеческого достоинства .)

V . Итог урока.

- Почему героя рассказа Андрея Ерина можно отнести к «чуди-кам»?

Герои Шукшина - люди из народа. Он показывает их такими, какими они были. Задиристыми, смешными, со всеми их слабостями и недостатками. Нужно было обладать огромным талантом, чтобы с любовью и уважением рассказать о своих земляках простую, строгую правду. И правда эта стала фактом искусства.В его героях поражает непосредственность действий, импульсивность, естественность. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. И эта реакция принимает различные формы, ведет к самым неожиданным результатам.

Для рядового гражданина нашей страны Василий Макарович Шукшин, прежде всего0 актер и режиссер. Но речь в нашей статье пойдет не о его кинематографических, а о литературных свершениях. В центре нашего внимания рассказ, который написал Шукшин, - «Микроскоп».

Потеря 120 рублей

Начинается все с того, что главный герой - Андрей Ерин - решается. Правда, на что именно, не совсем ясно, так как первые строки рассказа повествуют о семейной ссоре. Герой приходит домой и говорит жене, что потерял 120 рублей (приличные деньги по тем временам). Она хватается за сковородку, он - за подушку. Сцена выяснения супружеских отношений, с одной стороны, смешная, с другой - трагичная.

Самое интересное то, что В. М. Шукшин («Микроскоп») воспроизводит в своем рассказе некоторый архетип семейной ссоры в России. Даже сейчас, когда мы думаем о живописном брачном выяснении отношений, на ум приходит сковородка как орудие в руках жены.

Далее продолжаем. И вот они бегали друг за другом, пока жена не попала Андрею по голове. Потом было решено, что наш герой отработает полтора месяца без выходных и тем самым залатает семейный бюджет. Конечно, он трудится на заводе, а где же еще?

Микроскоп

В один из дней Андрей приносит домой микроскоп, вернее, коробку с ним, говорит, что ему дали на заводе премию за ударный труд. Жена посетовала: «Жаль, что не пылесос». Отныне и вовеки приспособление для научных поисков становится центром притяжения всей семьи. Даже супругу разбирает любопытство: что они (отец и сын) высматривают в этой штуковине?

Что преподносит читателю В. М. Шукшин? «Микроскоп» - фантастически-реалистическое сочинение, которое правдиво описывает характеры людей.

Бактерии атакуют!

Ерин-старший все вечера напролет смотрел в микроскоп и видел там бактерий в большом количестве. Он исследовал все, что только можно: обычную и дождевую воду, уличную грязь и даже кровь. Его «научные» изыскания позволили сделать вывод: бактерии везде! И ученые скрывают от людей страшную тайну: бактерии не позволяют жить человеку положенные ему 160 лет.

Нежданно-негаданно в доме появляется сослуживец Андрея - Серега. Он пьян в стельку, громко кричит на всю избу, что тоже желает смотреть на микробы. Слава Андрея как ученого разнеслась по всему селу. Жене приятно, что ее Ерин становится популярным человеком. Но тут она говорит о своем сожалении, что премии на заводе выдаются исключительно микроскопами, а не пылесосами. Сергей, которого не успел предупредить Андрей, сделал большие глаза и спросил: «Какие премии?». Жена все поняла, но решила вкратце пересказать коллеге мужа историю Андрея.

Конечно, был скандал. Друзья ушли пить. Промотали они 20 рублей - Андрей явился домой только к обеду следующего дня. Жена поехала сдавать микроскоп в комиссионку. Аппарата, естественно, уже дома не будет, зато у детей появятся новые шубки к зиме.

Что хотел показать нам В. М. Шукшин? «Микроскоп», краткое содержание которого вызывает лишь улыбку, неожиданно заканчивается на моральной ноте. Герой говорит своему сыну, чтобы он учился. Будучи грамотным, он сможет прожить более содержательную жизнь, чем его отец.

Правдива ли история, рассказанная В. М. Шукшиным?

Кто-то, прочитав «Микроскоп» (рассказ Шукшина), скажет, что это фантастика, и таких работников завода не бывает. Боимся разочаровать читателя, но такие люди существуют. Представьте, что человек волею судьбы стал тем, кем он является. Все равно кем - работником завода или машинистом поезда, но духовное начало его живо и требует какой-то пищи для своего бытия. Подобным образом и возникает такой вот чудак с микроскопом или машинист, увлекающийся книгами по истории России.

Философы-экзистенциалисты говорят, что человек может все, в том числе и преодолеть силу обстоятельств. К сожалению, это, как правило, весьма затруднительно. Особенно тогда, когда у человека появляется желание жить своей жизнью в уже зрелом возрасте. У некоторых людей самосознание созревает достаточно поздно. Человек хочет жить, духовное стремление бунтует и требует выхода, а у него уже жена, дети - полный комплект. Поэтому он ищет спасения в вине, но не находит.

В. М. Шукшин («Микроскоп», содержание которого было нами рассмотрено чуть раньше) заставляет нас анализировать моральную сторону рассказа. Не зря писатель решил рассказать о рядовом человеке. Он старался показать, с одной стороны, комичность положения такого героя, а с другой - трагичность. Нет ничего смешного в сломанной судьбе и разбитых мечтах. Шукшин не прихоти ради избирает такого героя, он старается обратить внимание читателя на обычного, рядового, ничем не примечательного человека для того, чтобы напомнить нам афоризм И. В. Гете: «Каждый человек - это целый мир, который с ним рождается и с ним умирает. Под каждой могильной плитой лежит всемирная история».

Дополняя классика, хотелось бы сказать, что человек - это действительно целый мир, но внутри у него трагедия неосуществленных желаний и стремлений. Именно поэтому жизнь в основном печальна, а совсем не потому, что в ней присутствует смерть.

Полный вариант рассказа, который написал Шукшин («Микроскоп»), рекомендуется к прочтению и взрослым, и школьникам. Тем более что он небольшой. Его можно осилить минут за десять.