Викторина по истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

для обучающихся 8-11 классов

1. План нападения гитлеровской Германии на СССР? (Барбаросса)

2. Чрезвычайный орган высшего военного управления, созданный 23 июня 1941г.?

(Ставка Верховного Главнокомандования)

4. Прорыв блокады Ленинграда состоялся ( 18 января 1943 года).

5. Битва под Сталинградом проходила (17 июля 1942 - 2 февраля 1943 года).

6. Сражение, после которого стратегическая инициатива окончательно перешла в руки Красной Армии? Наступил коренной перелом в годы войны.

(Курская битва)

7. Название военной операции по освобождению Белоруссии

(«Багратион»)

8. Когда Красная Армия вышла на линию государственной границы СССР?

(март 1944 года).

9. Операция, в ходе которой Красная Армия завершила Великую Отечественную войну? (Берлинская наступательная операция)

10. Назовите выдающихся советских полководцев, дважды награждённых высшим военным орденом «Победа»

(Жуков Г.К., Василевский А.М.)

11. Род войск, в котором в период Великой Отечественной войны служили трижды герои Советского Союза И.Н. Кожедуб и А.И. Покрышкин

(Авиация).

12. Лётчик-ас, Герой Советского Союза. Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны ему были ампутированы обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в авиацию и продолжил участие в Великой Отечественной войне

(Алексей Петрович Маресьев).

13. Создатель пистолета ТТ, который признан, как один из лучших пистолетов времен Второй мировой войны?

(Токарев Федор Васильевич).

14. Диктор «Советского информационного бюро», объявленный Адольфом Гитлером своим личным врагом № 1.

(Юрий Борисович Левитан).

15. Этого полководца называли «советским Багратионом». Ему выпала честь командовать Парадом Победы в Москве. Кто этот полководец?

(командовал – Рокоссовский К.К. (принимал Парад Победы – Жуков Г.К.).

16. Кем и когда было водружено Красное Знамя Победы над Рейхстагом?

17. Настоящее имя разведчика Пауля Зиберта, ликвидировавшего 11 немецких генералов?

(Николай Иванович Кузнецов).

18. Крепость-герой, ставшая символом несгибаемого мужества, стойкости и героизма советских воинов в первые дни войны (Брестская крепость).

19. Город-герой, который за свою великую историю, которая началась в 863 году, отважно защищался во все времена, в т.ч. в Смутное время, от войск Наполеона и в 1941 году. (Смоленск.)

20. Сколько дней длилась героическая оборона Севастополя периода Великой Отечественной войны? Кто из морских офицеров её возглавлял?

(длилась 250 дней с 30 октября 1941 г. по 4 июля 1942 г., общее руководство возглавлял вице-адмирал Ф.С. Октябрьский).

21. В связи с освобождением, каких городов был дан первый за годы Великой Отечественной войны победный салют? (городов Орла и Белгорода)

22. Столько городов носит почетное звание «Город-герой»?

( 12 городов и 1 крепость-герой - Брестская крепость)

23. Впервые войска Красной Армии применили систему полевой реактивной артиллерии, прозванной «Катюша» в…

24. Какой орден стал первой советской наградой, учреждённой в годы Великой Отечественной войны?

(Орден Отечественной войны)

25. Высший военный орден, учрежденный указом от 8 ноября 1943 год

(Орден «Победа»)

26. Эту медаль называли солдатским орденом

(медаль «За отвагу»)

27. В годы Великой Отечественной войны в честь выдающихся полководцев и флотоводцев были введены ордена. Какие?

(А. Невского, М. Кутузова, А. Суворова, Б. Хмельницкого, Ф. Ушакова, П. Нахимова)

28. Перечислите фамилии командиров, возглавлявших крупные партизанские соединения в тылу врага.

(С.А. Ковпак, А.Ф. Федоров, А.Н. Сабуров, С.В. Руднев, К.С. Заслонов).

29. Девиз тружеников советского тыла

(«Все для фронта, все для победы над врагом»)

30. Какая организация занималась вопросами эвакуации населения и промышленных предприятий в годы Великой Отечественной войны?

(Совет по эвакуации при СНК СССР)

31. Тыловой уральский город во время Великой Отечественной войны был более известен под именем «Танкоград»

(Челябинск, тракторный завод выпускал знаменитые танки Т-34.)

32. Раскройте аббревиатуру ППШ.

(пистолет-пулемет Шпагина)

33. Какой танк был признан лучшим танком Второй мировой войны?

(Танк Т-34)

34. К 60-летию Победы на Поклонной горе Москвы установлен памятник, изображающий четырёх солдат. Что символизирует каждый из них?

(Союзническую армию: это фигуры советского, французского, американского и английского солдат)

35. Название мемориального комплекса на Мамаевом кургане в Волгограде.

(Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы»)

36. Какое имя носит памятник русскому солдату в болгарском городе Пловдив.

(«Алёша»).

37. Что такое «ленд-лиз»?

( В годы Второй мировой войны СССР получал от союзников, прежде всего от США, бесплатные поставки вооружения и продовольствия. Эта помощь и получила такое название)

38. Где, когда был открыт Второй фронт?

результате высадки англо-американских войск в Нормандии, 6 июня 1944 года)

39. Где и когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии?

(в ночь с 8 на 9 мая 1945 года в пригороде Берлина, в Карлсхорсте)

40. В каком городе прошел международный суд над бывшими руководителями гитлеровской Германии?

( Нюренберг)

41. Сколько военных парадов прошло на Красной площади Москвы в период с 1941 по 1945 год?

(три парада:7 ноября 1941 года, 1 мая 1945 года, Парад Победы 24 июня 1945 года).

42. Когда в Москве состоялся Парад Победы?

43. За героизм, проявленный при преодолении этой преграды осенью 1943 года, 2438 воинов, были удостоены звания Героя Советского Союза. Что это за преграда?

(Система укрепления «восточный вал» при форсировании р. Днепр).

44. Когда и где был зажжён первый Вечный огонь в память о павших в Великой Отечественной войне.

(Посёлок Первомайский Щёкинского района Тульской области 9 мая 1955 года)

45. Стихи этой песни, ставшие главной песней Великой Отечественной войны, были напечатаны на третий день войны - 24 июня 1941года. О какой песне идет речь?

( «Священная война» В.И. Лебедева-Кумача музыка А. Александрова)

46. Эта симфония написана и исполнена в блокадном Ленинграде.

(Седьмая симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича)

47. Какой киногерой произнес эту фразу? В каком фильме?

«Кто сказал, что надо бросить песни на войне?

После боя сердце просит музыки вдвойне».(кинофильм «В бой идут одни старики», киногерой капитан Титаренко)

48. Какому литературному герою принадлежат эти слова? Как называется это произведение? Кто автор?

«Грянул год, пришел черед,

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете».

(герой Василий Тёркин из поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин»)

49. Сколько участников войны из Тюменской области удостоены звания Героя Советского Союза? (97 или 105)

50. Сколько человек из Тюменской области удостоены звания Полного кавалера ордена Славы? (13 или 14)

51. В какие годы в Тюмени учился Герой Советского Союза легендарный разведчик Н.И. Кузнецов? (1926-1927 гг.)

52. Как называется памятник, посвященный выпускникам школ города Тюмени 1941 года?

(«Прощание», второе название «Выпускникам школ города Тюмени, не вернувшимся с войны»).

53. Как называли в народе танк А-40 «КТ», созданный в Тюмени в 1942 году?

(«Летающий танк»).

54. Завод в городе Тюмени, выпускавший с первых дней войны минометы и мины калибра 82 и 120 мм.

(Завод «Механик», бывший чугунолитейный завод промышленника Н. Д. Машарова)

55. В память о каком событии в 2008 году в Тюмени был открыт сквер Сибирских кошек?

(В феврале 1944 года тюменская милиция две недели собирала по городу котов и кошек для отправки в Эрмитаж, чтобы защитить хранилища музея от грызунов)

56. Стрелковая дивизия, сформированная в Тюмени, принимала участие в освобождении более 400 населенных пунктов в Вологодской и Ленинградской областях, а также в Карелии и Норвегии.

(368-я Краснознаменная стрелковая дивизия)

57. В июле 1941 года в Тюмень прибыл поезд с необычным грузом. Груз был размещен в здании сельскохозяйственного техникума ныне Государственный аграрный университет Северного Зауралья. Что это был за груз?

( саркофаг с телом В.И. Ленина).

58. Перечислите не менее 5 улиц Тюмени, названных в честь героев Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.

(например, улицы Н. Ватутина, Р. Малиновского, О. Кошевого, З. Космодемьянской, А. Матросова, М. Джалиля, М. Цукановой, И. Федюнинского, Героев молодогвардейцев, ул. Краснодонцев, Л. Чайкиной, Н. Гастелло, М. Мельникайте, Д. Карбышева, В. Хохрякова, В. Гнаровской, Н. Фёдорова, Ф. Щербакова, А. Логунова, М. Расковой, А. Маресьева, З. Безноскова, В. Худякова, Т. Чаркова и т.д.)

59. Как называлось военное училище в Тюмени и где оно располагалось?

(Первое Тюменское военно-пехотное училище, в здании Гостиного двора, по ул. Ленина,1)

60. Сколько предприятий было эвакуировано в Тюмень в начале Великой Отечественной войны? Какую продукцию они выпускали?

(22(28), выпускали катера, мотоциклы М-72 , аккумуляторы, миномёты, мины, реактивные боеголовки для легендарных «Катюш», электрооборудование для военной авиационной и наземной техники, лекарства для фронта и тыла и др.)

для школьников, учеников 5 – 6 класса

Почему в некоторых европейских странах День Победы празднуется 8 мая?
(Потому что Акт о безоговорочной капитуляции Германии был подписан 9 мая по московскому времени, а по центрально-европейскому это был ещё поздний вечер 8 )

Сколько лет продолжалась Великая Отечественная война?
(4 года. 1941-1945 гг.)

Георгиевская ленточка – что символизируют её цвета?
(Чёрный цвет – дым, оранжевый – огонь)

Как фамилия диктора, объявившего о победе над фашистской Германией?
(Левитан)

Кто принимал парад Победы в 1945 году?
(Г.К. Жуков)

Кто из четвероногих воинов, кроме лошадей, принимал участие в Параде Победы 1945 года?
(собаки)

После победы Красной армии в Белоруссии, в ходе операции “Багратион”, по улицам Москвы провели пленных немцев. А после них сразу же проехали поливальные машины. Почему?
(Чтобы очистить улицы, осквернённые самим присутствием фашистов)

Где состоялся первый парад Победы?
(Москва, Красная площадь)

Когда состоялся этот парад? Усложнённый вариант: и почему?
(Парад состоялся лишь 24 июня 1945г. Потому что нужно было успеть сшить форму для участников парада)

А когда же прогремел салют Победы, небывалый по размаху до сих пор: 30 залпов из 1000 орудий?
(А вот салют состоялся 9 мая 1945 года)

Назовите самые крупные победы Красной армии в Великой Отечественной войне.
(Москва, Сталинград, Курская дуга, план «Багратион»)

Город-герой, переживший почти трёхлетнюю блокаду.
(Ленинград)

Что такое «Дорога жизни»?
(Магистраль, проходящая через Ладожское озеро, единственная нить, связывающая Ленинград с большой землёй во время блокады)

Ленинградские подростки во время блокады по ночам забирались на крыши домов. Зачем они это делали?
(Чтобы гасить зажигательные бомбы, которые немцы сбрасывали на город. Если их погасить сразу, то взрыва не будет. Эту работу взяли на себя дети осаждённого города)

Ленинградцы во время блокады заклеивали стёкла окон крест- накрест полосами бумаги. Зачем?
(Чтобы при бомбёжке стёкла не разлетались вдребезги)

Вечерами окна осаждённого Ленинграда занавешивали плотными одеялами. Почему?
(Свет от свечи или керосиновой лампы мог быть виден с самолёта в ночной темноте и послужить мишенью для вражеских лётчиков)

Советский солдат И.Масалов уже в последние дни войны вынес из боя маленькую девочку. В каком городе находится памятник советскому солдату с девочкой на руках?
(В Берлине. В последние дни войны бои шли именно там.)

Великая Отечественная война. Почему – Великая и почему – Отечественная?
(Великая – потому что это была самая масштабная война в истории. Отечественная – потому что носила освободительный характер, бойцы защищали своё отечество)

Не памятник, но символ вечной памяти о павших героях. Есть во многих городах, как правило, находится возле памятника или могилы героев. Что это?
(Вечный огонь)

Назовите самые активные страны-участницы антигитлеровской коалиции.
(Франция, Англия, США)

Один из самых известных памятников Великой Отечественной войны. Находится в одном из городов-героев. К слову, это самый высокий памятник-статуя в мире.
(«Родина-Мать зовёт!». Находится в Волгограде)

На фюзеляжах советских самолётов часто можно было увидеть нарисованные краской маленькие звёзды разных цветов. Что они обозначали?
(Воздушные победы – количество сбитых вражеских самолётов)

Город (то название, каким оно было во время войны), именем которого названо самое эпохальное сражение Великой Отечественной войны. Как этот город называется сегодня?
(Сталинград, Сталинградская битва. Сейчас город называется Волгоград)

Каким образом люди, находящиеся за линией фронта, помогали приблизить день победы?
(Работа на заводах в тылу, народное ополчение, посылки и письма на фронт, участие в концертных бригадах…)
































































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Введение

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного студента. Компьютер вписывается в жизнь колледжа и является эффективным техническим средством. Новые технические средства облачают в современную, увлекательную форму изучаемый материал, становятся активным стимулятором познавательного процесса студентов.

Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Студентов привлекает новизна проведения мультимедийных занятий. В группе во время таких занятий создаётся обстановка реального общения, при которой студенты стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

Один из важных путей проведения содержательной, творческой и интересной работы со студентами – это внеклассная работа. Строгие рамки занятия и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие, интересующие студентов вопросы. И тогда на помощь приходят внеклассные занятия. А если в них внедрить новые информационные технологии, то они в силу своей наглядности, красочности и простоты, принесут наибольший эффект и будут иметь еще большее значение в развитии и воспитании молодых людей.

Мероприятие проводится с применением презентации Microsoft Power Point и Notebook. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере. Компьютер вносит элемент новизны, делает процесс работы наглядным, помогает учителю сконцентрировать внимание на основных моментах.

В истории любого государства и народа есть исторические события величайшего национального значения, которые, как легенда, переходят в памяти народа от поколения к поколению на века, сохраняя при этом свое величие и национальную гордость.

Таким всемирно-историческим событием для нашего государства и народов, населяющих нашу Родину, является победа над фашистской Германией, 67 годовщина которой будет отмечаться 9 мая 2012 года. С каждым годом все меньше остается живых свидетелей тех событий и важно сохранить память о героях боев и тружениках тыла в сердцах молодого поколения.

Через живое слово ветерана, стихи и песни военных лет молодежь приобщается к великим историческим традициям нашего народа.

Во внеклассной работе по истории заложены широкие возможности формирования интереса к предмету, развития познавательной деятельности, расширения кругозора студентов.

Разработка может оказать определенную помощь преподавателям в проведении внеклассной работы по истории.

Цели:

  • Обучающая: закрепить, совершенствовать, углубить знания по истории Великой Отечественной войны, побуждать студентов к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора
  • Развивающая: развивать память, быстроту реакции, умение работать в команде
  • Воспитательные: содействовать формированию у студентов уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершённых в годы Великой Отечественной войны, воспитание у молодежи чувства патриотизма и любви к Родине; формировать активную жизненную позицию; положительное отношение к знаниям

Оснащение мероприятия: Компьютер; проектор; доска и мел (для турнирной таблицы); комплекты приложений для жюри; вывески (командные); интерактивная доска; Музыкальное сопровождение (фонограммы песен, посвященных Великой Отечественной войне).

Подготовительная работа:

  • Разработка сценария;
  • Подготовка презентаций для сопровождения игры;
  • Проведение отборочных туров в группах для определения состава участников.

Дата проведения:

Место проведения: кабинет №19

Группы профессий:

30.3 Оператор по обработке перевозочных документов

30.4 Помощник машиниста локомотива

306 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава

Эпиграф на доске:

«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки».
(Т.Г. Шевченко)

Ход мероприятия

Вечер начинается словами ведущего и показом презентации на экране.

Фрагмент песни «Священная война».

Ведущая 1: Добрый день, дорогие друзья!

Ведущая 2: Здравствуйте, участники сегодняшнего мероприятия. Наша викторина посвящается памяти событий Великой Отечественной войны.

Ведущая 1: Бывают события, которые со временем стираются из памяти народной, становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых с годами не только не уменьшается, а, напротив, с каждым новым десятилетием приобретают особую значимость, становятся бессмертными.

Ведущая 2: К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне, 67 годовщину которой мы сегодня отмечаем.

Ведущая 1: Время успело запахать траншеи на полях былых сражений, однако оно бессильно ослабить память о несгибаемой стойкости и героизме миллионов советских людей.

Чтец:

Никогда не сотрутся даты
Этих подвигов боевых.
В вечном отдыхе спят солдаты –
Горе тем, кто разбудит их.

Ведущая 2: Эта жестокая война круто изменила жизнь людей, живущих в Советском Союзе. На фронт ушло огромное количество мужского трудоспособного населения страны.

Ведущая 1: За четыре года смертельной схватки с фашистским захватчиком защитники страны прошли суровый путь войны через неудачи и отступления, от первых приграничных боев до стен Москвы, берегов Волги и гор Кавказа, а затем нелегкий путь мощного победоносного наступления.

Ведущая 2: Мы собрались сегодня, чтобы расширить свой кругозор по истории войны, попробовать свои силы в конкурсе знаний, порадоваться за тех, кто станет победителем игры, а участниками ее будут все присутствующие.

Ведущая 1: Позвольте ознакомить Вас с правилами нашей познавательной игры – викторины.

Она будет проходить в несколько туров:

I тур ЗНАКОМСТВО

II тур РАЗМИНКА ДЛЯ УМА

III тур МЫ ЭРУДИТЫ В ИСТОРИИ ВОВ

IV тур УГАДАЙ-КА (Музыкальный конкурс)

V тур ПОГОНЯ ЗА ЛИДЕРОМ (Блиц – турнир)

Ведущая 2: Но прежде всего правила общения во время викторины

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ НА ВИКТОРИНЕ:

  1. С уважением относимся друг к другу
  2. Любое мнение заслуживает внимания
  3. Пока один говорит, все его слушают
  4. О своем желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки

Ведущая 1: Представляем жюри:

  • Преподаватель истории;
  • Методист;
  • Студент 2-го курса.

Жюри получает судейские листы

Судейский лист

№ тура Название тура 1 команда 2 команда
I Знакомство
II Разминка для ума
III Мы эрудиты в истории ВОВ
IV Угадай-ка
V Погоня за лидером
ИТОГО

I ТУР – Знакомство с командами.

(Оценочная система – 5 баллов)

  • 1 команда – (например, «Юность», девиз: В памяти нашей бронзой отлито, Никто не забыт, ничто не забыто…)
  • 2 команда – (например, «Дружба», девиз: Клянемся павшим героям: То, что отцы не доделали – мы доделаем. То, что отцы не допели – мы допоем.)

(Название команды : «Товарищ»

девиз:

Когда мы едины –
Мы непобедимы!

название команды : «Стрельцы»

девиз:

Стой за себя,
защищай других
И держи стрелу наготове.

Каждая команда проговаривает свое название, девиз имеет эмблему.

II. ТУР – Разминка для ума.

Чтец:

Мирно страна проснулась
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах ее сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала Москва.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова…

Ведущая 1: “Из заявления Советского правительства 22 июня 1941 года: …Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолётов наши города – Житомир, Севастополь, Киев, Каунас и некоторые другие.

Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом. В своё время на поход Наполеона на Россию наш народ ответил Отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение, пришёл к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную войну за Родину, за честь, за свободу. Наше дело правое. Враг будет разбит”.

Ведущая 2: Одновременно командам будут заданы вопросы о том, как начиналась война (Приложение 1). Если у команды есть ответ – вы поднимаете сигнальную карточку. Если ответ – правильный, вы получаете 3 балла. За каждое дополнение – 1 балл.

Ведущая 1: Первый вопрос: Назовите названия планов фашистской Германии перед наступлением на СССР.

Ведущая 2: Вопрос второй: Для нападения на СССР гитлеровское командование сосредоточило 3 группы армий. Как назывались эти группы?

Ведущая 1: Вопрос третий: Назовите направления наступления фашистских войск группы армии «Север».

Ведущая 2: Вопрос четвёртый: Назовите направления наступления фашистских войск группы армии «Центр».

Ведущая 1: Вопрос пятый: Назовите направления наступления фашистских войск группы армии «Юг».

Ведущая 2: Первыми приняли на себя удар фашистского нашествия советские пограничники. Они оказали врагу героическое сопротивление. Шестой вопрос: Назовите первые приграничные сражения.

Чтец:

О крепости Брестской я слышал рассказ,
Легенду, прекрасней старинных…
В той крепости, вражьей ордой окружен,
Границу страны защищая,
Пожертвовал жизнью своей гарнизон,
Захватчикам путь преграждая…

Ведущая 1: Вопрос седьмой: Назовите начало Смоленского сражения.

Ведущая 2: Вопрос восьмой: Какой вид вооружения использовали советские войска в этом сражении впервые?

Ведущая 1: Вопрос девятый: Когда началась блокада Ленинграда?

Ведущая 2: В конце августа 1941 года к Ленинграду подошли еще не знавшие поражений лучшие части вермахта. Мир затаил дыхание. Ленинградцам силой своего духа, ненавистью к захватчикам, беспримерным героизмом удалось остановить врага у стен города.

8 сентября гитлеровцам удалось замкнуть блокадное кольцо вокруг Ленинграда. Началась блокада города, самая длительная и чудовищная в мировой истории. 900 дней и ночей длилась она.

Чтец:

Над Ленинградом – смертельная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называлось страхом и мольбой.
Свистят снаряды, свирепеет стужа…
– Товарищи, мы в огненном кольце…

Ведущая 1: Вопрос десятый: Сколько грамм составлял паёк в блокадном Ленинграде?

Чтец:

Враг силой не мог нас осилить –
Нас голодом хочет он взять.
Отнять Ленинград у России,
В полон ленинградцев забрать.
Такого вовеки не будет
На невском святом берегу,
Рабочие русские люди
Умрут, не сдадутся врагу!

Ведущая 2: Вопрос одиннадцатый: Какой город оборонялся в течение 250 дней?

Ведущая 1: Вопрос двенадцатый: Назовите дату – начало битвы за Москву.

Чтец:

И вот опять истории страница
Покрыта кровью подмосковных битв.
Тремя путями враг к Москве стремится,
Путем единым будет он отбит.

В дни защиты столицы была написана “Песня защитников Москвы” (сл. А.А. Суркова, муз. Б.А. Мокроусова ). Непоколебимая уверенность в победе звучала в ней.

Ведущая 1: Вопрос четырнадцатый: Назовите фамилию командира дивизии, оборонявшей Москву в районе Волоколамского шоссе?

Чтец:

Война… Жестокая война
Не первый месяц длится.
Жизнь, как струна, напряжена,
В опасности столица.
Все громче злобный вой ветров,
На взрывы дни похожи,
А сводки Совинформбюро
Тревожней все и строже.

Ведущая 2: Вопрос пятнадцатый: Кому принадлежат слова: «Велика Россия! А отступать некуда, позади Москва?»

Ведущая 1: Второй тур закончен. Жюри подводят итоги.

III ТУР – Мы эрудиты в истории Великой Отечественной войны (5 из 25) .

Ведущая 1: Мы должны знать историю своего народа, иначе нельзя по-настоящему научиться любить свою Родину.

Чтец:

Не быть рабыней Отчизне,
И нам рабами не быть!
За счастье свободной жизни
Не жалко голов сложить!
Отсюда наше бесстрашье
Начало своё берёт.
Священна ненависть наша,
Расплаты близок черёд!
Нет краше, страна родная,
Счастья – тебе служить.
Идём мы, смерть, презирая,
Не умирать, а жить!

Ведущая 2: Перед вами на табло 25 разноцветных ячеек: вопросы серого цвета – простые вопросы (за правильный ответ вы получаете 1 балл); вопросы жёлтого цвета – вопросы с четырьмя вариантами ответа (за правильный ответ вы получаете 2 балла); вопросы синего цвета – вопросы на соответствие (за правильный ответ вы получаете 3 балла); вопросы красного цвета – вопросы о героях – омичах – по полному рассказу о герое вы должны назвать его (за правильный ответ вы получаете 4 балла).

Ещё напомню, что у каждой команды есть возможность ответить на 5 вопросов. На обдумывание – 10 секунд. Сосредоточьтесь! (Приложение 2)

Ведущая 1: Третий тур закончен. Жюри подводят итоги.

IV ТУР – «Угадай-ка» (музыкальный конкурс).

Чтец:

На войне – в пути, в теплушке,
В тесноте любой избушки,
В блиндаже иль погребушке, –
Там, где случай приведет, –
Лучше нет, как без хлопот,
Без перины, без подушки,
Примостясь кой-как друг к дружке,
Отдохнуть... Минут шестьсот.

Ведущая 1: Командам предлагается выбрать 3 фонограммы из 12. За каждую правильно угаданную песню команда получает 3 балла (Приложение 3).

Ведущая 2: Четвёртый тур закончен. Жюри подводят итоги.

V ТУР – «Погоня за лидером» (блиц-турнир).

Ведущая 2: В апреле 1945 года был нанесен завершающий удар по гитлеровскому вермахту в берлинской операции. В течение одиннадцати суток была разгромлена миллионная берлинская группировка противника и взят Берлин. Советские воины водрузили над рейхстагом Знамя Победы.

Чтец:

Сквозь кровь и пот, через огонь и воду,
Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад.
Отстаивая право на свободу,
К Победе шел, Россия, твой солдат.

И не сломила сердце, не сгубила,
И душу не растлила им война
Видать, нечеловеческая сила ему,
Солдату русскому, дана!

Ведущая 1: Командам по очереди предлагается ответить на 15 вопросов (Приложение 4). За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Ведущая 2: Более 20 миллионов жизней унесла та война. Но эти жертвы не были напрасными, фашисты были разбить. 9 мая 1945 года Берлин, последний оплот фашизма, пал. Все небо взорвалось салютом долгожданной победы.

Чтец:

В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!

Ведущая 2: Вот закончен и пятый тур. Жюри подводят итоги.

Ведущая 1 (Подведение итогов, награждение): Слово членам жюри. Каждая команда получает диплом I или II степени в зависимости от результатов.

Ведущая 2: Закончена викторина и путешествие в мир истории. Мы поздравляем победителей. Игра закончена, но процесс познания продолжается, так как вам еще многое предстоит узнать, дорогие ребята. Удачи, успехов Вам на дороге знаний.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18 пос. Паркового МО Тихорецкий район

викторина для 5-6 кл. « По страницам Великой Отечественной войны»

Разработала учитель истории и обществознания

Татьяна Владимировна Лопатина


Вопрос №1

Эта война была самой широкомасштабной и кровопролитной . Наш народ вел освободительную борьбу, защищал свою Родину, сражался за своё Отечество. Потому её называют Отечественной.

Но не только свою Родину освободил советские народ. Красная Армия дошла до Берлина, освобождая страны Европы от фашистского ига, великое дело совершила, много людей спасла. Потому эта война названа

Великой.

Назовите годы Великой Отечественной войны


Ответ


Вопрос №2

18-ти летняя девушка, участница диверсионного отряда, действовавшего в деревне Петрищево осенью 1941 г. Её целью было выявлять дома местных жителей, у которых жили фашисты и поджигать их. В одно из таких заданий немцы её схватили, жестоко пытали, но она не выдала никого. Её вели на казнь, повесив на шею табличку «поджигатель». Стоя с петлёй на шее в последние минуты своей жизни, она бросила вызов своим врагам:«Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете, нас 170 миллионов! Но за меня вам наши товарищи отомстят!».

За свой подвиг она удостоена звания Герой Советского Союза.

НАЗОВИТЕ ЕЁ ИМЯ И ФАМИЛИЮ


Зоя Космодемьянская


Вопрос №3

Блокада Ленинграда - это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Ленинградцы испытали много боли и страдания, голод и холод, постоянные бомбёжки. Казалось, такие испытания не под силу перенести обычному человеку. Но они проявили столько мужества и самоотверженности, что удивлялись даже фашисты. В блокадном городе работали кинотеатры, театры, школы, ходили трамваи…

Для Гитлера Ленинград был "лакомым куском"- ведь здесь находится Балтийский флот и дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников.

Но город выстоял

СКОЛЬКО ДНЕЙ ДЛИЛАСЬ БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА?


871 ДЕНЬ


Вопрос №4

Четырежды Герой Советского Союза, талантливейший полководец. «Маршалом Победы» назовут его в народе. Именно он от имени правительства СССР принимал капитуляцию Германии и парад Победы в Москве.

В одной из анкет так ответил на вопрос, о том, что он считает главным в жизни человека: «Осознание выполненного долга».

НАЗОВИТЕ ФАМИЛИЮ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО ЭТОГО МАРШАЛА


ГЕОРГИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ЖУКОВ


Вопрос №5

Звание Героя Советского Союза ему присвоили посмертно. Батальон, в котором он служил, попал под сильнейший пулемётный огонь противника близ деревни Чернушки. Он бросился рывком к дзоту и закрыл амбразуру своим телом.

Ценою собственной жизни этот солдат помог подразделению выполнить боевую задачу и сохранил жизни своим товарищам.

НАЗОВИТЕ ИМЯ И ФАМИЛИЮ ЭТОГО ГЕРОЯ


Александр Матросов


"Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами". Он говорил с такой уверенностью и силой, что эти слова как заклинание запомнили миллионы людей, собравшихся у громкоговорителей в роковой день начала Великой Отечественной войны.

В опрос №6

По-своему "оценил" мастерство диктора Адольф Гитлер. Он объявил его своим личным врагом №1 и обещал "повесить, как только вермахт войдет в Москву". За голову первого диктора Советского Союза было обещано вознаграждение - 250 тысяч марок.

НАЗОВИТЕ ЭТОГО ДИКТОРА


Юрий Борисович Левитан


Вопрос №7

ПО ЛЬДУ КАКОГО ОЗЕРА ПРОХОДИЛА ДОРОГА ЖИЗНИ?


По льду Ладожского озера

Вопрос №8

Летчик 580-го истребительного авиационного полка младший лейтенант, пилотируя истребитель Як-1, 4 апреля 1942 года совершал боевой вылет на штурм аэродрома противника Истошно, находившегося в так называемом Демянском котле. Во время выполнения боевого задания его самолет был подбит и совершил вынужденную посадку в лесном массиве в районе озера Селигер. После 18-суточного пребывания в лесу без пищи, обессиленный, с обмороженными ногами, пилот был найден жителями в 3 км от деревни Плав. Московские врачи сумели спасти ему жизнь, но в результате развившейся гангрены ступни ног пришлось ампутировать.

Несмотря на полученную инвалидность, летчик сумел добиться возвращения в истребительную авиацию и уже на протезах в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, участвуя в боях на Курской дуге, сбил еще семь самолетов противника, доведя общий счет своих побед до 11. За свой подвиг получил звезду Героя Советского Союза.

Его подвиг лег в основу произведения Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

НАЗОВИТЕ ИМЯ И ФАМИЛИЮ ЭТОГО ЛЁТЧИКА


Алексей Петрович Маресьев


Вопрос №9

Скольким городам присвоено звание Город-Герой?

Назовите эти города.


13 городам

Брест, Ленинград, Одесса, Керчь, Тула, Волгоград, Москва, Новороссийск, Мурманск, Севастополь, Киев, Минск, Смоленск


Вопрос №10

В апреле 1945 г. силы Красной Армии фактически взяли Рейхстаг - над его куполом водрузили знамя Победы. Бои тогда шли на улицах Берлина, эсесовцы отчаянно сопротивлялись, но шаг за шагом советские войска подходили все ближе к Рейхстагу.

Назовите дату, когда же водрузили Знамя Победы над куполом Рейхстага?



Вопрос №11

Назовите фамилии бойцов, которые рискуя своей жизнью проникли 30 апреля 1945 года в Рейхстаг, вскарабкались по усеянной осколками стекла скользкой крыше и водрузили Знамя Победы.


Кр айний слева – лейтенант Николай Беляев, справа сверху - разведчики Михаил Егоров

и Мелитон Кантария


Вопрос №12

Основную тяжесть жестоких боев, в том числе и Курской битвы, принял на себя этот танк! Именно он заставил впервые засомневаться противника в своем превосходстве! И именно он положил начало легенде! Этот танк принес победу и славу советской армии. И слава его вполне заслужена!

Какое название он носил?


Танк Т-34

легендарная наша «тридцатьчетверка»


Интеллектуальная игра, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне в рамках Месячника патриотического воспитания

«По страницам Великой Отечественной войны»

Цель:

  1. Воспитание гражданского сознания, патриотизма
  2. Развитие познавательных способностей
  3. Расширение кругозора и интеллекта

Участники: педагоги, учащиеся 10-11 класса, разделенные на 2 команды

1 тур. «Своя игра»

3 тур. «Угадай личность»

4 тур. «Угадай пару»

5 тур. Ва-банк

Ход игры

Ведущий. Здравствуйте, дорогие учащиеся и педагоги. Сегодня мы проводим интеллектуальную игру, в рамках Месячника патриотического воспитания и посвященную 70-летию Победы в ВОВ. Перед началом нашей игры я предлагаю вам вспомнить основные события той ужасной войны (просмотр презентации и небольшой рассказ).

22.06.1941 г. Германия напала на СССР. В тот же день была объявлена всеобщая мобилизация военнообязанных, введено военное положение в западных районах страны. Были образованы Северный, Северо-Западный, Западный, Юго-Западный, Южный фронты. С учетом опыта войны в Европе план «Барбаросса» предусматривал ведение «молниеносной войны» против СССР на трех основных направлениях – на Ленинград (группа армий «Север»), Москву (группа армий «Центр») и Киев (группа армий «Юг»). Внезапность и мощь удара противника, его численное превосходство были настолько велики, что уже через три недели оказались оккупированы Литва, Латвия, Белоруссия, значительная часть Украины, Молдавии и Эстонии. Враг продвинулся в глубь советской земли на 350-600 км. Гитлер планировал через 3 месяца выйти на рубеж Архангельск-Астрахань. Лидеры фашистской Германии прежде всего надеялись использовать многонациональный характер Советского государства. Предполагалось, что СССР, как и в годы гражданской войны, распадется на национально-государственные образования.

Одной из самых героических и трагических страниц военной поры стала оборона Ленинграда. 8 сентября немецким войскам удалось полностью блокировать город, отрезав его от внешнего мира. В тот же день вражеской авиацией были уничтожены Бадаевские склады с продовольствием. Выдержать защитники города могли лишь благодаря беспримерному мужеству и тем поставкам продовольствия, которые осуществлялись по Дороге жизни, проложенной по льду Ладожского озера. По ней под непрерывными бомбежками врага в город доставлялось продовольствие, а обратными рейсами вывозили население. Лишь в январе 1943 г. блокада города была прорвана. Блокада Ленинграда длилась 900 дней.

30 сентября 1941 г. немецкое командование приступило к осуществлению операции «Тайфун» - взятия Москвы. Для Москвы сложилась критическая ситуация. Бои шли в 80-100 км. от столицы. 20 октября в Москве было введено осадное положение. К концу ноября войска Западного фронта получили значительные подкрепления из восточных районов страны. Это позволило 5-6 декабря 1941 г. начать контрнаступление советских войск под Москвой. Враг был отброшен на 100-250 км от Москвы. Это было первое крупное поражение немецких войск в ходе все Второй мировой воны.

2 сентября 1942 г. 6-я немецкая армия под командованием генерала Паулюса вышла к Сталинграду. Бои шли за каждую улицу, каждый дом. В середине ноября 1942 г. наступательный порыв германских войск иссяк окончательно. В сентябре 1942 г. заместитель Верховного Главнокомандующего Г.К.Жуковым и начальником Генштаба А.М.Василевским начал разрабатываться план операции «Уран» - разгрома немецко-фашистских войск. Для ее осуществления создавались три новых фронта: Юго-Западный (Н.Ф.Ватутин), Донской (К.К.Рокоссовский) и Сталинградский (а.Е.еременко). советские войска перешли в наступление 19 и 20 ноября 1942 г. северо-западнее и южнее Сталинграда, что оказалось неожиданным для немецкого командования. 31 января-2 февраля 1943 г. окруженная группировка немецких войск во главе с фельдмаршалом Ф.Паулюсом капитулировала. Победа под Сталинградом ознаменовала собой начало коренного перелома в ходе не только Великой Отечественной, но и Второй мировой войны в целом. Инициатива на советско-германском фронте перешла к СССР.

В феврале 1943 г. продвижение советских войск было остановлено. Армии вермахта, вновь овладев инициативой, захватили Донбасс, Харьков и Белгород. На центральном участке советско-германского фронта к апрелю 1943 г. образовалась так называемая Курская дуга. Немецкий план операции «Цитадель» предусматривал «срезать» Курскую дугу ударами немецких войск с севера и юга, окружить советские войска и уничтожить их. 5 июля 1943 г. германские войска начали наступление. После упорных и кровопролитных боев им удалось продвинуться на Орловском направлении всего на 10-12 км. в районе Прохоровки разыгралось крупнейшее во Второй мировой войне танковое сражение. Планы вермахта были сорваны. И на Орловском, и на Белгородском направлениях Красная Армия перешла в наступление. 5 августа 1943 г. Орел и Белгород были освобождены. Битва на Орловско-Курской дуге закончилась.

С середины сентября 1943 года началась беспримерная битва за Днепр. На его крутом правом берегу, немцы возвели систему укреплений, делавшую ее неприступной. 6 ноября был освобожден Киев, а Днепр был преодолен на большинстве направлений. За героизм, проявленный при форсировании этой преграды, 2438 воинов, первыми вступивших на правый берег Днепра , были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Попов Федор Кузьмич (1921-1943гг). Родился 8 декабря 1921 г. в Батаринском наслеге Мегино-Кангаласского района ЯАССР, в семье крестьянина. Якут. Образование начальное. До войны работал бригадиром в колхозе «Октябрь». Призван в армию в июне 1942 г. Мегино-Кангаласским РВК.

Рядовой стрелок 3 роты 1 батальона 467 стрелкового полка 81 стрелковой дивизии 61 армии. Федор попов одним из первых в полку 1 октября 1943 г. переправился через Днепр у деревни Глушец, в траншеях врага вступил в рукопашный бой, захватил вражеский пулемет, открыл из него огонь и лично уничтожил свыше 70 фашистов. Принял участие в отражении десятков контратак противника и удержании занятого плацдарма. Своими смелыми действиями способствовал преодолению реки другими стрелковыми подразделениями полка. Погиб 10 октября 1943 г., похоронен в деревне Дерожичи Лоевского района Гомельской области.

Звание Героя Советского союза присвоено 15 января 1944 г. посмертно. Награжден орденом Ленина. После гибели Федора Попова фашистских захватчиков громили танки «Герой Федор Попов», построенные на средства, которые собрали его земляки. Имя героя носят грузовой теплоход, приписанный морскому пути Тикси, улицы в г. Якутске, в с. Майя Мегино-Кангаласского улуса. В родном селе героя Сымах и в с.Майя установлены памятники.

Самая крупная наступательная операция - «Багратион», предпринятая Красной Армией для освобождения Белоруссии в июне-июле 1944 г. за месяц советские войска продвинулись на запад на 550-600 ем. Темпы их наступления оказались выше, чем у вермахта летом 1941 г. были освобождены Белоруссия и четверть территории Польши. Группа армий «центр» оказалась разгромлена.

Остановив продвижение союзников на границе Германии осенью 1944 г., армии вермахта в декабре 1944 г. прорвали их оборону в Арденнах. 12 января 1945 г. 1-й Украинский фронт под командованием И.С.Конева прорвал немецкую оборону на Висле и устремился на запад. Стремительно наступал и 1-й Белорусский фронт под командованием Г.К.Жукова. Сдержать натиск советских войск вермахту не удалось. За 6 дней Красная Армия продвинулась на запад более чем на 500 км. были освобождены Варшава, Краков, Лодзь и др. города. Советские войска выбили противника из Силезии. Красная армия вышла к Одеру и захватила плацдармы на его западном берегу.

На фоне развивающегося наступления советских армий 4-11 февраля 1945 г. в Ялте прошла очередная конференция глав ведущих держав антигитлеровской коалиции. Основным был вопрос о послевоенном устройстве Германии. Речь шла о ее демилитаризации, проведении суда над главарями фашистской Германии, ликвидации военной промышленности империи Гитлера, а также о разграничении оккупационных зон германии и управлении Берлином силами союзников. Было принято решение о репарациях, которые предстояло выплатить Германией странам, пострадавшим от ее оккупации. Конференция согласовала условия начала Советским Союзом военных действий против Японии. Было принято решение о созыве учредительной конференции Организации Объединенных наций, главной задачей которой должно было стать предотвращение в будущем новых войн.

Советское командование предполагало взять Берлин к 15-16 февраля 1945 года. Однако начавшаяся переброска сил Германии с Западного фронта на Восточный помешала выполнению этих планов. 9 апреля 1945 г. гарнизон окруженной крепости Кенигсберг в Восточной Пруссии капитулировал. Отбив немецкое наступление, советские войска вступили на землю Австрии.

16 апреля 1945 г. войска 1-гокомандующий – Г.К.Жуков), 2-го (командующий – К.К.Рокоссовский) Белорусского и 1-го Украинского (командующий – И.С.Конев) фронтов приступили к штурму Берлина. На оборону столицы были направлены почти все остающиеся в распоряжении командования вермахта силы. Однако Красная армия обладала подавляющим превосходством. К 20 апреля, преодолев оборону противника, советские войска вышли на окраины Берлина. Одновременно танковые корпуса, прорвав фронт севернее и южнее столицы рейха, к 24 апреля завершили ее окружение. 30 апреля 1945 г. над рейхстагом было водружено Знамя Победы М.А. Егоровым и М.В. Кантарией. Второго мая гарнизон Германии капитулировал, 8 мая 1945 г. правительство Германии, которое после самоубийства Гитлера возглавил адмирал Денниц, подписало акт о капитуляции.

24 июня 1945 г. в Москве состоялся парад победы., в котором принимали участие представители всех фронтов и родов войск, участвовавших в войне. Командовал парадом маршал К.К.Рокоссовский, а принимал его маршал Г.К.Жуков. это было торжественное и символическое завершение Великой Отечественной войны: к кремлевским стенам были брошены знамена и штандарты войск поверженного Третьего рейха.

Выполняя союзнические обязательства, СССР 8 августа объявил войну Японии, после чего нанес сокрушительный удар по миллионной японской Квантунской армии, расположенной в Маньчжурии. Всего за 2 недели Советская армия под командованием маршала А.М.Василевского разгромила основные силы японцев и заняла не только Харбин и Мукден в Северо-Восточном Китае, но и Порт-Артур и Дальний (на Ляодунском полуострове), а также Пхеньян. В ходе десантных операций советских войск были освобождены Южный Сахалин и Курильские острова.

2 сентября 1945 г. японская делегация на борту американского линкора «Миссури» в Токийском заливе подписала Акт о безоговорочной капитуляции.

Предлагаю вам разделиться на две команды (команды смешанные, в состав водят и обучающиеся и учителя). (Дается время на обсуждение названия команды и выбор капитана. Каждая команда представляется и представляет своего капитана)

1 тур. «Своя игра».

В конкурсе участвуют обе команды. По жребию команда выбирает категорию и количество баллов. Если команда не может ответить, то шанс дается команде-сопернице.

ВЕЛИКИЕ БИТВЫ

ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ

НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО

Великие битвы:

10 - Где в ходе войны произошло крупнейшее сражение с участием 1200 танков и самоходных орудий? (Под Прохоровкой )

20 – Где произошло первое крупное поражение Германии? (Под Москвой )

30 - Назовите кодовое название летней операции немецких войск в 1943 году в районе Курска, Орла и Белгорода (Цитадель )

40 – Когда началось Смоленское сражение и какой вид вооружения советские войска в этом сражении использовали впервые? (10 июля 1941 г., «Катюша» )

50 – Расскажите о героизме защитников «Дома Павлова». Где это было? (Дом Павлова – это кирпичное здание, занимавшее господствующее положение над окружающей местностью. Отсюда можно было наблюдать и обстреливать занятую противником часть города Сталинграда. 20 сентября 1942 г. в дом проник сержант Я.Ф. Павлов со своим отделением, а затем прибыло подкрепление: пулеметный взвод лейтенанта Афанасьева (семь человек с одним станковым пулеметом), группа бронебойщиков старшего сержанта Сабгайды (6 человек с 3 противотанковыми ружьями), четверо минометчиков с двумя минометами и три автоматчика. Фашисты подвергли дом сокрушительному артиллерийскому и минометному обстрелу, бомбили его с воздуха, непрерывно атаковали, но его защитники стойко отражали бесчисленные атаки врага, наносили ему потери и не позволяли противнику прорваться к Волге на этом участке. «Эта небольшая группа,- отмечал генерал армии Чуйков,- обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа». Все защитники дома были удостоены государственных наград, а сержанту Я.Ф. Павлову было присвоено звание Героя Советского Союза ).

Они сражались за Родину

10 – Как зовут генерал-майора, выходца из Хангаласского улуса (Андрей Иванович Притузов )

20 – Якутский снайпер, Герой Советского Союза, уничтоживший 429 фашистов (Ф. Охлопков )

30 – Имя предателя, генерала, чье имя стало нарицательным и обозначало лиц, предателей Родины (Андрей Андреевич Власов )

40- Кто из российских военачальников носил звание маршала двух государств? (К. Рокоссовский СССР и Польша )

50 - Самый юный Герой Советского Союза, партизан-разведчик (В. Котик )

Никто не забыт, ничто не забыто

20 – Назовите имя поэта, блокадницы Ленинграда, строки из стихотворения которой стали заголовком раздела нашей игры. (О. Берргольц )

50 – Назовите имя героини поэмы М. Алигер, которой принадлежат слова:

«Граждане, не стойте, не смотрите,
Я живая, голос мой звучит.
Убивайте их, травите, жгите,
Я умру, но правда победит!»
(Зое Космодемьянской)

40 – Когда в 1941 г. враг приближался к Москве, на улицах города появились плакаты со словами: «Ребята, не Москва ль за нами?». Откуда взяты эти слова, кто их автор? (Из стихотворения «Бородино» М. Лермонтова).

2 тур. Конкурс капитанов «Блиц-опрос»

В туре участвуют только капитаны. Капитаны участвуют в конкурсе по очереди. Каждому зачитывается по 15-20 вопросов. Каждому капитану дается время: 1 мин. Если не могут ответить на вопрос, то могут пропустить.

Вопросы для первой команды:

Назовите звериное имя немецкого танка «T-V»

«Пантера»

Самое знаменитое письмо с фронтов ВОВ – это…

«Жди меня…» К. Симонов

Какой город России в годы ВОВ выдержал 900-дневную осаду немцев?

Ленинград

Назовите имя солдата памятник, которому стоит в Болгарии?

Алеша

Кого в годы войны называли «ночными ведьмами»?

Женщин - лётчиц

Какую годовщину со дня Победы праздновали Россияне в 2005 году?

60 лет

В каком городе можно посетить Мамаев курган?

Волгоград

Какой город защищали герои-панфиловцы?

Москва

Кто был Верховным Главнокомандующим в годы Великой Отечественной войны?

И.В.Сталин

Левитан

За что вручали самую известную медаль ВОВ?

За отвагу

Какой номер имеет симфония, написанная Шостаковичем в блокадном Ленинграде?

Симфония № 7

Назовите четырежды героя Советского Союза

Г.К.Жуков

Кто стоял во главе фашистской Германии?

Гитлер

Самый известный советский танк Великой Отечественной войны?

Т – 34

Вопросы для второй команды:

Тигр, на которого русские охотились с гранатой – это…

Немецкий танк

Команда «Воздух» времен ВОВ означала именно это. Что?

Тревога, появился вражеский самолет

Во время ВОВ колонна немцев все же смогла пройти по улицам Москвы. Что это была за колонна?

Колонна военнопленных немцев

Парад Победы

Какую годовщину победы в ВОВ праздновали россияне в 2010 году?

65 лет

Какое название получило советское реактивное орудие залпового огня времен ВОВ?

«Катюша»

Кто написал самое популярное в годы ВОВ стихотворение «Жди меня»?

К. Симонов

Когда было водружено Знамя Победы над Рейхстагом в Берлине?

Как называлась операция партизан по подрыву вражеских эшелонов?

«Рельсовая война»

Кто стоял во главе фашистской Италии?

Б. Муссолини

Кто водрузил знамя Победы над Рейхстагом?

Егоров и Кантария

Кто выступил по радио и сообщил о начале войны?

Молотов

По льду, какого озера проходила «Дорога жизни», проложенная для снабжения блокадного Ленинграда?

Ладожское озеро

В декабре 1941 г. на омском заводе был собран первый самолёт, признанный лучшим фронтовым пикировщиком 2-й мировой войны

ТУ - 2

В ходе какой битвы ВОВ шли бои за Мамаев Курган?

Сталинградская

3 тур. «Угадай личность»

Сначала зачитывается характеристика героя. Дается время на размышление. Если угадают, то дается 2 балла. Если не угадают, то показывается портрет. После показанного портрета если угадают дается 1 балл. Если же не угадают, то шанс дается противоположной команде. Им присуждается 1 балл.

4 тур. «Угадайте пару»

Даты

События

Ответ

Освобождение Киева

1. -

Курская битва

2. -

Сталинградское сражение

3. -

Снятие блокады Ленинграда

4. -

Оборона Москвы

5. -

Оборона Брестской крепости

6. -

Операция «Багратион»

7. -

Лето 1944 г.

Битва за Берлин

8. -

1-6 – оборона Брестской крепости;

Н. Гастелло

Наземный таран скопления вражеских войск

А. Матросов

1-й авиационный ночной таран бомбардировщика

С. А. Ковпак

Получение звания «Генералиссимус»

А. А. Ковпак

Проведение тактики «выжженной земли»

Г. К. Жуков

Водружение Знамени Победы над Рейхстагом

И. В. Сталин

Закрыл телом амбразуру пулеметного дзота

Принимал парад Победы

Руководитель партизанских отрядов

Руководил парадом Победы

Командующий 6-й немецкой армии

1-6: М.А. Егоров и М.В. Кантария – водружение знамени Победы над Рейхстагом;

2-2: Н. Гастелло – наземный таран скопления вражеских самолетов;

3-7: А.Матросов – закрыл телом амбразуру пулеметного дзота;

4-9: С.А.Ковпак – руководитель партизанских отрядов;

5-1: А.А. Власов – командующий «Русской освободительной Армией»;

6-8: Г.К.Жуков – принимал парад Победы;

7-4: И.В. Сталин – получение звания «Генералиссимус».

5 тур. Ва - банк

Каждой команде задается один вопрос. Если отвечают правильно то присуждается 1 балл, если нет, то балл теряется. Шанс ответить за команду соперницу другой команде не предоставляется.

1. Перед взятием Берлина маршал Жуков со своим штабом разработал план ночного штурма Зееловских высот с применением ЭТОГО. После необходимой подготовки в ночь на 17 апреля 1945 года войска стали штурмовать вторую половину обороны. Немцы не могли понять, что за «новое оружие» у русских. Чем воспользовались советские войска, чтобы шокировать фашистов и сломить их сопротивление? (Чтобы шокировать фашистов и сломить их сопротивление вперед двинулись 140 прожекторных установок, которые освещали путь советским войскам и слепили противника.)

2. Где согласно своему завещанию похоронен дважды Герой Советского Союза маршал Василий Иванович Чуйков? (Согласно завещанию Чуйков похоронен там, где воевал, где сложили головы многие его товарищи – в Волгограде на Мамаевом кургане у подножия монумента «Родина-мать».)

Андрей Андреевич Власов Генерал

Маршал Советского Союза, Маршал Польши Рокоссовский Константин Константинович Дважды Герой Советского Союза

Валя Котик (1930 – 1944 гг.) Партизан – разведчик Герой Советского Союза

Константин Симонов Военный корреспондент автор стихотворения «Жди меня»

Ольга Берргольц Блокадница Ленинграда Поэтесса Здесь лежат ленинградцы. Здесь горожане - мужчины, женщины, дети. Рядом с ними солдаты-красноармейцы. Всею жизнью своею Они защищали тебя, Ленинград, Колыбель революции. Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем, Так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням: Никто не забыт, ничто не забыто

Зоя Космодемьянская Партизан – диверсант Герой Советского Союза Маргарита Иосифовна Алигер Автор поэмы «Зоя»

Маршал Советского Союза Василевский Александр Михайлович Дважды Герой Советского Союза

Иван Васильевич Панфилов Генерал – майор Герой Советского Союза

Иван Никитович Кожедуб Трижды Герой Советского Союза Летчик Маршал авиации

Василий Иванович Чуйков Маршал Советского Союза Дважды Герой Советского Союза