Нередко можно услышать фразу, что без знания истории нельзя построить будущего. Прошлое может дать ответы на тысячи самых разных вопросов. Опыт, накопленный предыдущими поколениями, способен принести немалую пользу следующим. Связь с прошлым важна для человечества, поэтому изучение истории начинается у человека еще в школьном возрасте. С начальных классов школьники начинают знакомиться с далеким прошлым (например, с историей Древнего Рима и Древнего Востока). Для огромного количества людей эта сфера вызывает неподдельный интерес, так как в ней можно найти множество интересной и нужной информации.

Если вы проявляете интерес к этой науке, представленные в видеоформате на нашем сайте уроки истории помогут лучше ознакомиться с историей. Уверены, что вы почерпнёте для себя немало интересной информации, ведь наш портал удобен не только тем, что на нём содержатся уроки в формате видео, но и тем, что они снабжены множеством конспектов по истории.

Уроки истории от опытных преподавателей

Вашему вниманию представлены видеоматериалы, затрагивающие множество различных эпох. Каждая из них известна рядом событий и персон. Школьная программа обучения подразумевает знакомство с этими страницами истории, а значит - совсем нелишним будет разобраться в ней заранее. Тем более что процесс ознакомления с уроками истории посредством профессиональных учебных видеоматериалов будет проходить быстрее и эффективнее, нежели с использованием обычных бумажных учебников. Судите сами, каким образом школьник может быстрее усвоить нужную информацию - просматривая учебные видеоматериалы от профессиональных преподавателей или листая учебники? Конечно же, снабженные комментариями и конспектами уроки истории способны дать больший эффект. Учебникам сложно тягаться по пользе с изображениями и звуками таких материалов.

Уроки истории в видеоформате

Эти уроки истории - больше чем обычный учебный материал. Каждый из них является увлекательным мини-фильмом, способным привлечь внимание вашего ребенка-школьника к этой науке. А такой интерес может поспособствовать и выбору будущей профессии. Так как история разделяется на множество различных направлений (аспекты российской истории, всемирная история, особенности истории Нового времени, отечественная история в целом), то есть большая вероятность того, что школьник захочет сделать эту науку свой основной деятельностью. Может быть, ему приглянется ранняя история человечества и он захочет участвовать в исследованиях этого направления. В таком случае ему наверняка понравятся материалы на эту тему - результаты археологических раскопок и составленные на их основе хроники. Возможно, ему будут интересны более поздние эпохи - Средневековье, Возрождение. Или он захочет изучать историю какого-то отдельного государства или персоны. Множество этих тем отражено в уроках истории, размещенных на нашем школьном образовательном портале. Здесь вы обязательно найдете нужный материал.

Возможно, школьнику понравится углубленное изучение истории и он захочет исследовать возникновение и развитие какой-нибудь области человеческой деятельности - торговли, войн, искусства; а может, он растёт истинным патриотом и будет заинтересован в глубоком изучении отечественной истории. В таком случае ему пригодятся материалы, в которых сделан акцент именно на этом. Как бы ни относился ваш ребенок-школьник к этой науке, у него могут возникнуть проблемы с ее изучением в школе. Чтобы помочь ему решить их, воспользуйтесь нашими видеоматериалами. Они - идеальная альтернатива бумажным учебникам. Бесплатный доступ к ним является существенным плюсом. Не нужно ходить на консультацию к преподавателям или оставаться на дополнительный урок - множество материалов в формате видеоуроков и конспектов по истории, касающихся различных эпох и персон, помогут школьнику изучить предмет со всех сторон.

Urokiistorii приглашают школьников и студентов на игру по историческому ориентированию. Она пройдёт 13 июня в парке скульптуры «Музеон» в рамках детской программы Московского международного открытого книжного фестиваля и будет посвящена истории СССР, отраженной в архитектуре и искусстве.

() 

Posted at 02:43 pm | | |

Sep. 18th, 2009

Jun. 22nd, 2009

Предполагается просмотр отрывков изфильмов, о которых будет упоминать докладчик.

3 июля в 18:00 в конференц-зале Международного «Мемориала» - второе событие цикла:

«МОНОЛОГ ДВАЖДЫ ИСКЛЮЧЕННОГО».

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Виктор Матизен о ситуации вСоюзе кинематографистов РФ и соответствующих исторических аллюзиях.

В программе: ответы на вопросы, дискуссия, хорошее кино на 30 минут.

Адрес: Малый Каретный пер., 12. Проезд: м. Цветной бульвар, Чеховская

Приглашаем всех желающих!

Posted at 08:16 pm | | |

Jun. 16th, 2009

http://www.urokiistorii.ru/

Сайт «Уроки истории» - один из самых молодых проектов «Мемориала», сайт, который мог бы быть полезен для старшеклассников, учителей истории, организаторам исследовательской работы со школьниками и всем другим читателям, которые ради своего собственного любопытства вчитываются в сложные и часто трагические страницы советской и российской истории ХХ века.

Сайт призван стать важным консультационно-методическим источником для организации проектной и исследовательской работы учителей, тьюторов и старшеклассников; площадкой, дающей возможность и стимулирующей самостоятельно е изучени е истории молодежью, осмысления сложных моментов истории, изучения источнико .

На сайте будут опубликованы наиболее удачные и полезные примеры проектной работы (в частности материалы школьных конкурсов "Россия ХХ век. Человек в истории" ) , для российски х учител ей , тьютор ов , школьник ов и студен тов будет предоставлена возможность познакомиться с зарубежным опытом (в рубриках

В 2019 году конкурс исторических исследований старшеклассников «Человек в истории. Россия - XX век» отметил свое двадцатилетие. Это старейший и крупнейший школьный конкурс в России. С 1999 года в нем участвовало более 50 тысяч школьников со всех концов страны.

Главная особенность конкурса - внимание к судьбам простых людей. Этот фокус определяет его основные номинации: Цена победы, История семьи, Человек и власть, Человек и малая родина, Человек в обществе. Приходящие на конкурс работы показывают не парадную историю страны, а ту повседневность, которой жили десятки миллионов наших соотечественников в двадцатом столетии.

Основной организатор конкурса - общество «Мемориал». Оно было создано в 1989 году для того, чтобы сохранить память о политических репрессиях и проявлениях гражданской активности в СССР . Для этого сотрудники «Мемориала» собирают документы, письма и воспоминания, записывают интервью, публикуют результаты своей работы. То же делают и участники конкурса «Человек в истории». Нередко молодым исследователям удается открыть неизвестные факты, найти ценные документы, заполнить «белые пятна» в истории своего города или поселка. Так они участвуют в сохранении исторической памяти – не сконструированной, а настоящей, полной не только побед и достижений, но и трагических испытаний, которые пережили люди в России в ХХ веке. Мы надеемся, что самостоятельное и непредвзятое изучение событий прошлого сможет повлиять на отношение школьников к тому, что происходит сегодня, заставит думать, анализировать и с осторожностью относиться к громким словам и пустым символам.

40 тысяч работ, пришедших в «Мемориал» за два десятилетия, сформировали крупный архив из исследований, исторических свидетельств, архивных документов, фотографий и интервью. Это ценный материал, к которому часто обращаются профессиональные историки и журналисты, пишущие о российской истории ХХ в. Лучшие исследования опубликованы в 25 сборниках. Пять из них подготовлены вместе с нашими зарубежными партнерами и опубликованы на немецком, итальянском и норвежском языках. Последний сборник – «Простые истории: История России ХХ века глазами школьников»» – вышел в 2018 году.

За двадцать лет у конкурса появилось множество друзей и помощников. С нами активно сотрудничают ученые-историки, работники библиотек и музеев, писатели и журналисты. Но главная опора организаторов конкурса – это десятки учителей по всей стране, которые поддерживают нашу работу. Для них «Мемориал» регулярно проводит в Москве научно-методические семинары, посвященные преподаванию российской истории и внешкольной исследовательской работе со старшеклассниками. Огромную помощь конкурсу оказывают региональные координаторы. Благодаря их усилиям конкурс и стал по-настоящему всероссийским: работы приходят из всех регионов страны, причем почти половина участников – жители деревень и поселков.

«Человек в истории. Россия – XX век» является членом «Eustory» – европейской сети исторических конкурсов. В ее рамках проводятся совместные семинары, летние школы для победителей. Каждый год несколько наших финалистов принимают участие в летних школах «Eustory».

С 2009 года при поддержке Фонда Михаила Прохорова для лауреатов исторического конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век», поступивших на гуманитарные факультеты в высшие учебные заведения, проводится специальный конкурс на получение стипендий. Ежегодно до пяти победителей Конкурса становятся стипендиатами Фонда.

Позади огромный путь. Конкурс меняется на наших глазах. Ушли в прошлое тысячи конвертов, которые мы получали в почтовом отделении. Теперь участники регистрируют и отправляют работы, не выходя из дома. Но есть нечто неизменное из года в год. Это чувство восхищения и вера в лучшее будущее, возникающие при чтении многих работ и при личном знакомстве с победителями конкурса. Ради них конкурс живет и будет жить.

Муниципальное образовательное учреждение

«Общеобразовательная средняя школа № 13» г.Азов Ростовская область



Разработка урока в 11 классе по теме:
«Гражданская война в России»


учитель: Гоцуляк Наталья Васильевна

Эпиграф: Из крови пролитой в боях,

Из праха обращенных в прах,

Из мук казненных поколений,

Из душ крестившихся в крови,

Из ненавидящей любви,

Из преступлений, исступлений

Возникнет праведная Русь.

М. Волошин. 1920г.



Тема урока: «Гражданская война в России».

Тип урока: комбинированный

Цель урока: в результате исследования источников сформировать представление о том, что гражданская война стала национальной трагедией народа; опираясь на исторические источники сформировать представление о причинах победы красного движения.

Задачи:

Образовательные:

    Выделить и охарактеризовать политические, социально- экономические и национальные противоречия, которые привели к Гражданской войне в России.

    Систематизировать и обобщить знания учащихся о событиях Гражданской войны в России.

    Проанализировать политику «военного коммунизма».

    Подвести учащихся к выводам об итогах и последствиях Гражданской войны.

Воспитательные:

Продолжить работу над развитием у учащихся человеколюбия и толерантности.

Развивающие:

Продолжить работу над развитием умений учащихся анализировать, обобщать, систематизировать исторические факты, обосновывать свое отношение к ним.

Приемы и средства обучения: повторительная беседа, работа с историческими терминами, работа с документами, презентации, решение проблемных заданий.

Оборудование: документы времён Гражданской войны, плакаты времён Гражданской войны, презентации учителя и учащихся, песни времён гражданской войны мультимедийное оборудование (доска, компьютер)

План урока.

    Причины и особенности гражданской войны в России.

    Временные рамки Гражданской войны.

    Война «внутри демократии».

    Красные против белых.

    «Военный коммунизм» и его последствия.

    Итоги и последствия Гражданской войны.

Ход урока.

Организационный момент. (3 мин.)

Учитель. (Вводное слово, фоном урока могут служить песни гражданской войны, которые можно включить на перемене, это, как правило, привлекает внимание учащихся к теме урока, создаёт рабочий настрой. Урок рассчитан на 2 часа).

В 1917 году в России разворачивается самая страшная, самая беспощадная война. Эту войну россияне вели друг с другом, брат с братом, отец с сыном. Гражданская война... Это незабываемые страницы нашего прошлого, когда страна раскололась на красных и белых, «своих» и «чужих»

Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию.
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир перековать.

И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
“Кто не за нас, тот против нас.
Нет безразличных, правда с нами”.

Максимилиан Волошин.

Ребята, обратите внимание, как точно определил автор настроение той эпохи…Общечеловеческие ценности, такие, как милосердие, гуманизм, терпимость, отодвинуты в эти годы на второй план, уступая принципу: «Кто не с нами, тот против нас».

Сегодня наша цель на уроке – изучить проблему побед и поражений в этой войне, посмотреть на войну как бы изнутри, глазами участников тех далёких событий. Попытаться понять, как они сами объясняли причины своих побед и поражений.

В процессе урока вы должны будете дать собственный ответ на следующие вопросы:

    Почему победу одержали «красные»?

    Можно ли определить победителя в Гражданской войне с позиции общечеловеческих ценностей?

    Чему учат итоги Гражданской войны?

Для этого мы должны проанализировать исторические источники и попытаться понять, в чём заключались причины их победы и поражения. А также определить последствия войны для судьбы страны.

Итак, тема сегодняшнего урока «Гражданская война в России» (запись в тетрадь, слайд№1).

1. Причины и особенности Гражданской войны.

Вопрос: что такое гражданская война? (ответы учащихся)

Запись в тетрадь определения «гражданская война» (слайд№2)

Гражданская война - непримиримая вооруженная борьба больших, относящихся к различным классам и социальным группам масс людей, за государственную власть и собственность .

Задание для учащихся: Сформулируйте причины и особенности Гражданской войны в России (§10-11, п.1; с.65-67, п.3; с.68-71, учебник О.В.Волобуева «Россия и мир. История XX века».).

Учитель дополняет ответы учащихся.

Запись в тетрадь причин и особенностей Гражданской войны. (слайды№3, №4)

Причинами Гражданской войны послужили большевистские преобразования:

    Роспуск Учредительного собрания и установление однопартийной политической системы; требование меньшевиков и эсеров созыва Учредительного собрания и начало военного противостояния большевиков и эсеров.

    Заключение Брестского мира; потеря обширной территории России.

    Чрезвычайные декреты по организации хлебозаготовок.

    Тотальная национализация предприятий; упадок промышленности, безработица, голод в столичных городах; запрет большевиков на свободную продажу хлеба.

Особенности Гражданской войны:

    Исключительно длительные и кровопролитные военные действия проходили практически на всей территории бывшей Российской империи.

    Внутрироссийский конфликт усугубила его интернационализация.

    В обществе отсутствовали политические традиции мирного разрешения социальных противоречий.

    В общественном сознании ценность человеческой жизни упала до самой низкой отметки- «человек с ружьём».

2. Временные рамки Гражданской войны.

Сообщение учителя с элементами повторения и обобщения. Преподаватель объясняет сложность чёткого обозначения хронологических рамок событий Гражданской войны, дискуссионность в современной отечественной исторической науке её периодизации. Старшеклассники знакомятся с текстом учебника, выявляют критерий, который положен в основу периодизации Гражданской войны в России и хронологических рамок этого периода, данного в методическом пособии к учебнику О.В. Волобуева «Россия и мир. История XX века». (слайд№5)

Традиционные хронологические рамки Гражданской войны:

    Лето-осень 1918 года - период постепенного развёртывания Гражданской войны, открытые военные столкновения: мятеж Чехословацкого корпуса; десанты Антанты на Севере и Японии, Англии и США на Дальнем Востоке; формирование антисоветских центров в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Северном Кавказе, Дону; расстрел семьи последнего русского царя; объявления Советской республики единым военным лагерем.

    Осень 1918-весна 1919 года - период усиления иностранной интервенции: аннулирование Брестского договора, усиление красного и белого террора.

    Весна 1919- весна 1920 года- период военного противоборства регулярных армий красных и белых: походы белогвардейских войск А.В. Колчака, А.И. Деникина, Н.Н. Юденича и их отражение, решающие военные успехи Красной Армии.

    Лето – осень 1920 года- период окончательного военного поражения белых: война Советской республики с Польшей, разгром войск П.Н.Врангеля в Крыму.

В процессе сопоставления периодизаций (и подходов к их определению) делаются выводы о новом подходе в периодизации Гражданской войны в России современной исторической наукой.

Задание для учащихся: дайте ответы на вопросы.

    Каковы причины разногласий историков о дате начала Гражданской войны в России.

    Почему историки предлагают несколько периодизаций Гражданской войны?

    Какие критерии лежат в основе каждого варианта периодизации?

В заключение беседы делаются записи в тетрадях учащихся. (слайд№6)

Современная периодизация Гражданской войны в России (по учебнику):

    1917- весна 1918 года - начальный этап Гражданской войны и интервенции.

    Май 1918- осень 1918 года - «демократический» период Гражданской войны.

    Осень 1918- 1920 года- военное противоборство красных и белых армий.

    1921- 1922 годы - поражение белого движения и подавление большевиками крестьянских мятежей.

Вопросы для учащихся :

    Кто, на ваш взгляд, виновен в развязывании Гражданской войны в России? Можно ли дать однозначный ответ на этот вопрос?

Задание для учащихся: проанализировав лозунги и призывы, которые чаще всего встречались на знаменах советских и белогвардейских воинских частей (слайд 7), на агитационных плакатах, сделайте вывод, что было дорого для красных и белых. Кто и за что сражался в братоубийственной Гражданской войне? Ответы учащихся

Учитель: Гражданская война в России - процесс необыкновенно сложный. Говоря о виновниках Гражданской войны в России, мы не можем дать однозначный ответ. Диалектически так не бывает, чтобы в многосторонней борьбе не на жизнь, а на смерть была виновна одна группа людей, один класс, одна сторона. Так что виновны в общероссийском побоище 1917-1922 гг. и красные, и белые, и «зеленые», и целый ряд стран, осуществлявших интервенцию в Россию.

Вопрос : исходя из причин Гражданской войны, можно определить какие социальные силы, участвовали в войне. Назовите их, определите, кто поддержал «красных», кто – «белых»? (ответы учащихся)

Запись в тетрадь (слайд 7)

Вопрос: почему «белых» поддержала часть крестьянства и пролетариата? (ответы учащихся)

3-4. Война «внутри демократии». Красные против белых.

Задание для учащихся: познакомьтесь с текстом учебника, исторической картой №4 «Гражданская война в России».

Вопрос : на каких направлениях происходили главные сражения в период Гражданской войны?

Задание для учащихся : заполните хронологическую таблицу.

Гражданская война и военная интервенция 1917- 1922 гг.

(по материалу учебника и рассказу учителя)

В ходе обсуждения результатов таблицы будет полезно посмотреть презентации школьников о наиболее знаменитых военачальниках Гражданской войны. Персонализация истории Гражданской войны в России способствует развитию интереса учеников к изучению данной темы. (Приложение№1)

5. «Военный коммунизм» и его последствия.

Задание для учащихся : заполните рабочий лист, используя материал учебника. (Приложение№2)

6. Итоги и последствия Гражданской войны.

Запись в тетрадь (слайды 8,9)

Итоги Гражданской войны

    Победа красных (большевиков)

    Уничтожение оппозиционных, антисоветских сил

    Сохранение целостности России

Последствия Гражданской войны.

    Демографические потери с осени 1917 г. по 1922 г. составили почти 13 млн. чел.; эмиграция - около 2 млн. чел.

    Нанесён колоссальный ущерб российской экономике

    Сумма ущерба на 1922 г. составляла от 40 до 50 млрд. золотых рублей, что превышало четвертую часть довоенного достояния страны

    Промышленное производство упало в 7 раз, сокращение посевных площадей (67 % довоенного уровня)

Разрыв с наследием прошлого:

    борьба большевиков с культурой, обычаями, традициями старого государства;

    борьба с церковью;

    насаждение новой «пролетарской» культуры и новой идеологии.

    Продолжившийся раскол общества на «своих» и «чужих»

    свертывание демократии и установление в стране жесткой однопартийной диктатуры.

Учитель: Подведем итоги нашего урока.

У нас нет оснований идеализировать ни большевиков, ни их противников. Обе стороны проявили рвение, подбрасывая поленья в полыхающий костер братоубийственной войны. При этом каждая сторона считала себя абсолютно правой.

Белые претендовали на роль представителей общенационального дела, воевали и умирали за великую Россию и ее интересы, как они их понимали. В свою очередь большевики были убеждены, что являются выразителями интересов всех трудящихся, борцами против угнетения и эксплуатации, за скорое и окончательное освобождение не только собственного народа, но и всего мира.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: (слайд 10)

    В чём же заключается трагизм Гражданской войны?

    Можно ли определить победителя в Гражданской войне с позиции общечеловеческих ценностей? (ответы учащихся)

Учитель: Можно сделать вывод о том, что если история чему - либо способна научить потомков, то главный урок гражданской войны состоит в отказе от насаждения нетерпимости, от столкновения различных слоев общества, от насилия и произвола как метода государственного строительства.

Учитель завершает занятие строками И.Северянина:

Я чувствую, близится судное время:

Бездушье мы духом своим победим,

И в сердце России пред странами всеми

Народом народ будет грозно судим.

И спросят избранники - русские люди -

У всех обвиняемых русских людей,

За что умертвили они в самосуде

Цвет яркий культуры отчизны своей.

Зачем православные Бога забыли,

Зачем шли на брата, рубя и разя...

И скажут они: «Мы обмануты были,

Мы верили в то, во что верить нельзя».

И судьи умолкнут с печалью любовной,

Проверив себя в неизбежный черед.

И спросят: «Но кто же зачинщик виновный?» -

И будет ответ: «Виноват весь народ».

Он думал о счастье отчизны родимой,

Он шел на жестокость во имя любви...»

И судьи воскликнут: «Народ подсудимый!

Ты нам неподсуден; мы - братья твои!»

Мы - часть твоя, плоть твоя, кровь твоя, грешный,

Наивный, стремящийся вечно вперед,

Взыскующий Бога в Европе кромешной,

Счастливый в несчастье, великий народ!

Выставление оценок.

Домашнее задание: §10-11, написать эссе о роли личности в событиях Гражданской войны.

Приложение№1.

Семен Михайлович Буденный (1883-1973) - советский военачальник, участник Гражданской войны, командующий 1-й Конной армией, один из первых Маршалов Советского Союза, Трижды Герой Советского Союза. Родился 25 апреля 1883 года в бедной крестьянской семье. Участвовал в русско-японской войне 1904-05 годов и 1-й мировой войне, был награждён за храбрость Георгиевскими крестами четырёх степеней и четырьмя медалями.

В феврале 1918 года С. М. Будённый создал революционный конный отряд, действовавший против белогвардейцев на Дону, который вырос затем в кавалерийскую дивизию, успешно действовавшую под Царицыном в 1918 году - начале 1919 года.

Во второй половине июня 1919 года в Красной Армии было создано первое крупное кавалерийское соединение - Конный корпус под командованием С. М. Будённого, сыгравший в августе 1919 года решающую роль в разгроме в верховьях Дона основных сил Кавказской армии генерала Врангеля. В ноябре 1935 года получил воинское звание Маршал Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны Семен Буденный входил в состав Ставки Верховного Главнокомандования, участвовал в обороне Москвы,

удостоен звания Героя Советского Союза. Семен Михайлович Буденный умер на 91-м году жизни, 26 октября 1973 года. Похоронен на Красной площади в Москве у кремлевской стены.

Василий Иванович Чапаев родился 28.1(9.2).1887в деревне Будайки, ныне в черте города Чебоксары. Герой Гражданской войны 1918-1920. С 1914 года - в армии, участвовал в I мировой войне. Был награжден за отвагу тремя георгиевскими крестами, медалью, получил звание подпрапорщика.

В начале 1918 года сформировал красногвардейский отряд и подавлял кулацко-эсеровские мятежи в Николаевском уезде. С апреля 1919 года командовал 25-й стрелковой дивизией, отличившейся во время контрнаступления Восточного фронта против войск Колчака. 11 июля 1919г. 25-я дивизия под командованием Чапаева освободила Уральск.

В ночь на 5 сентября 1919 года белогвардейцы внезапно напали на штаб 25-й дивизии. Чапаев со своими соратниками сражался против превосходящих сил врага. Расстреляв все патроны, раненый Чапаев пытался переплыть реку Урал, но был сражен пулей и погиб.

Награжден орденом Красного Знамени. Легендарный образ Чапаева отражён в повести "Чапаев" Д. А. Фурманова, в кинофильме "Чапаев" и других произведениях литературы и искусства.

Тухачевский Михаил Николаевич (1893. - 1937) - военный деятель. Родился в семье обедневшего дворянина. Учился в гимназии, в 1914 был отправлен на фронт. За 6 месяцев первой мировой войны Тухачевский был награжден 6 орденами, проявив незаурядное командирское мастерство. В 1918 вступил в РКП(б). О себе говорил: "Моя настоящая жизнь началась с Октябрьской революции и вступления в Красную Армию".

В годы гражданской войны командовал 1-й и 5-й армиями на Вост. фронте; был награжден Золотым оружием "за личную храбрость, широкую инициативу, энергию, распорядительность и знание дела". Успешно провел ряд операций на Урале и в Сибири против войск.

В 1924 - 1925 принимал активное участие в осуществлении технической реконструкции Вооруженных Сил; разрабатывал вопросы развития оперативного искусства, военного строительства, составления военных энциклопедий и др. В 1936 стал первым заместителем. наркома обороны СССР.

В 1935 он первым в истории Красной Армии провел тактическое учение с применением воздушного десанта, положив начало воздушно-десантных войск.

Тухачевский поддержал предложение С.П. Королева о создании Реактивного института для проведения исследований в области ракетостроения. Творческая мысль Тухачевского обогатила все отрасли советской военной науки. Г. К. Жуков оценивал его так: "Гигант военной мысли, звезда первой величины в плеяде военных нашей Родины". В 1933 был награжден орденом Ленина, а в 1935 Тухачевскому было присвоено звание Маршала Советского Союза.

В 1937 Тухачевский был обвинен в создании троцкистской военной организации, осужден как "враг народа" и расстрелян.

Александр Васильевич Колчак (1873-1920) – российский военачальник, полярный исследователь, гидролог, адмирал (1918). Родился 4 (16) ноября 1874 в селе Александровское Петербургского уезда Петербургской губернии. Окончил Морской кадетский корпус, произведен в мичманы. В 1894-1900 служил на военных кораблях на Балтике, затем на Тихом океане; занимался самостоятельно изучением гидрологии и океанографии, начал публиковаться в научной печати. В 1900г. был откомандирован в распоряжение Академии наук. Участник Русской полярной экспедиции.

С началом русско-японской войны, несмотря на хроническую пневмонию и суставной ревматизм, ставшие следствием полярных экспедиций, Александр Колчак добился возвращения в Морское ведомство и направления в Порт-Артур, где командовал миноносцем; под его руководством были расставлены минные заграждения при входе в Порт-Артурскую бухту, затем командовал береговой артиллерийской батареей; был ранен. После сдачи крепости оказался в плену, в апреле 1905 вернулся через Америку в Петербург. Был награжден Георгиевским оружием, орденами Святой Анны 4-й степени и Святого Станислава 2-й степени с мечами.

С 1912 - в действующем флоте; командир эсминца на Балтике, в декабре 1913 произведен в капитаны 1-го ранга, назначен флаг-капитаном оперативной части штаба командующего флотом. В период Первой мировой Александр Колчак войны руководил минированием входа в Финский залив, высадкой морского десанта на Рижском побережье в немецком тылу и т. д.

С сентября 1915 командовал Минной дивизией, руководил обороной Рижского залива. Награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. В апреле 1916 произведен в контр-адмиралы, в июне назначен командующим Черноморским флотом (одновременно произведен в вице-адмиралы «за отличия по службе»).

В 1916-17 командующий Черноморским флотом.

Один из организаторов белого движения в Гражданскую войну.

В 1918-20 «верховный правитель российского государства»; установил режим военной диктатуры в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке, ликвидированный Красной Армией и партизанами. Сам Колчак по постановлению Иркутского ВРК расстрелян. Расстрелян 7 февраля 1920, в Иркутске.

Антон Иванович Деникин (1872-1947) - российский военный деятель, генерал-лейтенант, один из руководителей белого движения, публицист и мемуарист.

А.И. Деникин родился 4 декабря 1872 года. Окончил реальное училище, военно-училищный курс Киевского пехотного юнкерского училища (1892) и Императорскую Николаевскую академию Генерального штаба. Во время Русско-японской войны в марте 1904 подал рапорт о переводе в действующую армию и был назначен штаб-офицером для особых поручений при штабе 8-го армейского корпуса. В Первую мировую войну командовал стрелковой бригадой и дивизией, армейским корпусом.

Осенью 1917 А. Деникин прибыл в Новочеркасск, где принял участие в организации и формировании Добровольческой армии. Стремился сгладить разногласия между генералами М. В. Алексеевым и Корниловым, с октября 1918 - главнокомандующий Добровольческой армией, с января 1919года - главнокомандующий «Вооруженными силами Юга России».

29 августа Деникин арестован и помещен на гауптвахту в Бердичеве, затем переведен в Быхов, где находились в заключении Корнилов и его соратники. 19 ноября 1917 по распоряжению Верховного главнокомандующего генерала Н. Н. Духонина освобожден из-под ареста, как и некоторые другие арестованные по корниловскому делу; с документами на чужое имя пробрался на Дон. С апреля 1920 - в эмиграции.

Работы по истории русско-японской войны; воспоминания: «Очерки русской смуты», «Путь русского офицера». Скончался 7 августа 1947, г. Анн Арбор, США.

Приложение№2.

Рабочий лист.

Дайте характеристику политике «Военного коммунизма»

    Причины введения политики «Военного коммунизма

2. Сущность________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Основные мероприятия___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Итоги политики__________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература:

    Волобуев О.В. Россия и мир. История ХХ века: учебник для 11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2005.

    А.В. Игнатов. Методическое пособие к учебнику О.В. Волобуева, В.А. Клокова, М.В. Пономарёва «Россия и мир. История ХХ века». – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2005.

    Человек в истории. Россия ХХ век. М., 2001.

Форма проведения урока: урок-путешествие.
Цель: знакомство с произведением православной архитектуры, с культурой Византии, которая повлияла на культуру Руси через крещение и православие.
Задачи:
Личностная - приобщение к культуре народов страны, воспитание чувства уважения и восхищения к культуре народов в диалоге культур;
Метапредметная - формирование и развитие умения понимать произведения искусства как знак, читать этот знак;
Предметная - изучение особенностей крестово-купольного типа храма, мозаики как вида искусства; изучение культуры государства, которое повлияло на становление культуры, религии и государственности Русского государства.

В афинских школах и гимнасиях
Урок - образовательное путешествие
Форма проведения урока: образовательное путешествие с элементами ролевой игры.
Цель: используя исторический материал выяснить особенности образования в Афинах.
Задачи:
1. Способствовать воспитанию уважительного отношения к образованию; развитию всесторонне развитой личности, формирование умения принимать события из прошлого, анализируя их через исторические тесты.



Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование и средства обучения: Презентация «В афинских школах и гимнасиях», исторический текст: «Жалоба раздражённой матери учителю на прогульщика сына из весёлой пьесы древнего автора», греческий алфавит и цифры, проектор, ПК для учителя, экран.

Целевая аудитория: для 5 класса

«Место и роль Руси в международной торговле в IX - XII веке»
Урок - систематизация и обобщение знаний.
Форма проведения урока: систематизация и обобщение знаний.
Цели:
Содержательная: выявление уровня знаний учеников по теме: «Место и роль Руси в международной торговле в IX - XII веке», формирования обобщение знаний по данной теме.
Деятельностная: воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки учеников, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умение работать в группе, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умений обещать, систематизировать знания.
Задачи:
1. Способствовать развитию проектных умений:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
умение взаимодействовать в группе в решении общих задач;
навык монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
разделение ролей в группе и выполнения роли;
способность рефлексировать этапы работы со знанием.
2. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение.
3. Исследовать и сопоставлять исторические события, раскрывая причинно-следственные связи.
4. Способствовать развитию внимания, памяти, речи, логического мышления.

Целевая аудитория: для 6 класса

Цель урока : объединив полученные знания учеников на уроке по обществознанию по теме «Государство и экономика» - внутренние функции государства и по теме «Политические режимы. Тоталитарные режимы» (10 класс. Дж. Оруэлл; Е. Замятин - на уроках литературы - 11 класс), расширить эти знания на примерах культуры СССР 30-х годов ХХ века.

Задачи:
Личностные: развитие интереса к изучению вопросов культуры, к чтению произведений великих писателей;
Метапредметные: продолжить работу над формированием способности школьников анализировать произведения искусства, извлекать из них знания об эпохе;
Предметные: работа над понятием культура, идеология, над знание представителей культуры СССР в 30-х годах ХХ века.

Цель: через изучение основной реформы Александра II понять особенности развития России.
Задачи:
Личностные - сформировать рефлексивное отношение к реформе Александра II;
Метапредметные - умение анализировать исторические документы, проводить сравнение уровня проводимых реформ в разных странах;
Предметные - изучить содержания реформы 1861 года, подготовиться к изучению подобных реформ во всеобщей истории.

Целевая аудитория: для 10 класса

Разработка по теме "Культура России в начале ХХ века". На этом уроке через творчество одного представителя культуры показывается ситуация культурного напряжения в обществе, перечисляются имена ученых (их деятельность ученикам известна через уроки по химии, физике и т.д.), живописцев, композиторов. Показывается братство этих людей культуры и трагедия времени. На уроке звучат стихи М. Цветаевой, показывается сложность времени через судьбу ее семьи.

Целевая аудитория: для 11 класса

Сегодня многие ученые ставят под сомнение существование м-т. ига на Руси. Для ответа на вопрос об иге необходимо проанализировать те изменения, которые произошли в государстве, увидеть источник этих изменений.(Для метапредметнного уровня работы по истории м-т ига на Руси надо выйти на такую формулировку проблемы, которая не решается традиционными методами и нуждается в поисках нового алгоритма работы. Ученики этот алгоритм выстраивают в совместной работе с учителем, затем используют в других подобных ситуациях).