Приведите примеры общественных изменений. Всегда ли изменения в общественной жизни приводят к положительным последствиям? Свой ответ обоснуйте.

Ответы:

В обществе постоянно происходят различные изменения. Некоторые из них осуществляются на наших глазах (выбирают нового президента, внедряют социальные программы помощи семье или малоимущим, изменяется законодательство). Общественные изменения характеризуются своей направленностью, они бывают как позитивные (положительные изменения к лучшему), их называют прогрессом, так и негативные (отрицательные изменения к худшему) - регресс. Переход от аграрного общества к индустриальному, а затем и постиндустриальному обществу. Нет, многие изменения ведут к ухудшению жизни и отрицательным последствиям. Обратимся к историческому примеру. Римская империя развивалась прогрессивно на протяжении сотен лет. Возводились новые постройки, развивались архитектура, поэзия и театр, совершенствовалось законодательство, завоёвывались новые территории. Но в эпоху Великого переселения народов варварские кочевые племена разрушили Римскую империю. На развалинах античных дворцов пасли скот и птицу, акведуки уже не подавали свежую воду в города. Безграмотность воцарилась там, где прежде процветали искусства и ремёсла. Прогресс сменился регрессом.

С приходом к власти Н.С. Хрущева начались заметные изменения в общественно-политической жизни страны. Прекратились массовые репрессии. На XX съезде КПСС в феврале 1956 Хрущев выступил с докладом, разоблачающим культ личности Сталина. 30 июня 1956 по этому поводу было принято постановление ЦК. Оно способствовало проведению ряда мероприятий по укреплению законности в стране.

Началась реабилитация невинно пострадавших людей. Придя к власти, Хрущев постарался внести существенные коррективы и в сферу международных отношений. Новые отношения внешней политики были сформулированы им в докладе на XX съезде партии в 1956. Главными принципами здесь были следующие: признание разнообразия путей построения социализма, возможность мирного сосуществования государств с различным общественным строем. С одной стороны, проявления «оттепели» - большей свободы, исчезновение страха перед диктатором давали толчок для развития творческой мысли. С другой - по-прежнему сильным оставался надзор административных и партийных органов.

Середина 50-х характеризуется, прежде всего, расширением внешних связей советской науки и художественной культуры. Многие советские театры, оркестры, другие творческие коллективы побывали на гастролях за рубежом. В период «оттепели» возникли новые литературно-художественные журналы («Юность», «Молодая гвардия» и др.), новые театры.

В литературу, изобразительное искусство, кино пришли молодые силы, не боявшиеся говорить правду о жизни. В хрущевское десятилетие в СССР успешно развивалась и наука. Позиции нашей страны в области фундаментальных исследований, в физике, математике и особенно в освоении космоса были признаны всем миром. Определенные успехи имели место и в гуманитарных науках. На страницах специальных, общественно-политических журналов печатались статьи по острым проблемам истории, философии, велись научные дискуссии. Все это способствовало развитию общественной мысли, а также поднимало престиж российской науки за рубежом.

Но уже в начале 60-х «оттепель» заметно пошла на убыль. Некомпетентность и непоследовательность главы государства в вопросах идеологии и культуры умело использовали консерваторы в партийном и государственном аппарате.

Значение оттепели в жизни советского общества трудно переоценить. Этот период времени воспитал целое поколение, впоследствии, в 80-е гг., активно участвовавшее в серьезных реформаторских процессах, названных «перестроечными».

Попытки демократизации общественно-политической жизни в 1950-х -- первой половине 1960-х гг.

В 1952 г. прошел XIX съезд ВКП(б). Он принял решение изменить название партии: Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков) стала называться Коммунистической партией Советского Союза (КПСС).

Изменения в общественно-политической жизни начались после смерти И.В. Сталина (март 1953 г.). Сразу же были предприняты шаги по преодолению культа личности. Из средств массовой информации изымались материалы, прославлявшие Сталина, осуществлялись меры по укреплению законности и правопорядка. Теперь граждане СССР могли быть лишены свободы только по приговору суда.

После смерти И.В. Сталина разгорелась жестокая борьба за власть. В результате внутрипартийной борьбы на руководящие посты в партии и государстве выдвинулся Н.С. Хрущев, выступивший инициатором дальнейшей демократизации советского общества. Наиболее ощутимые изменения в общественно-политической жизни СССР и БССР начались после XX съезда КПСС, прошедшего в феврале 1956 г. На его закрытом заседании Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». Доклад вызвал неоднозначную реакцию, но, после того как он прозвучал, перемены в жизни общества стали неизбежными.

Наиболее значительным результатом нового политического курса стала реабилитация жертв культа личности Сталина. За 1956--1961 гг. Верховный суд БССР и Трибунал Белорусского военного округа реабилитировали десятки тысяч жителей республики, многих посмертно. Среди них были известные государственные и общественные деятели, работники науки и культуры (В.Г. Кнорин, Н.Ф. Гикало, Н.М. Голодед, В.Ф. Шарангович и др.), рабочие и крестьяне.

Однако не все изменения в общественно-политической и социально-экономической жизни страны вели к положительным результатам.

Внутренняя политика, проводимая руководителем государства Н.С. Хрущевым, отличалась противоречивостью и волюнтаризмом (деятельностью, которая не учитывает объективные обстоятельства и характеризуется произвольными решениями личности, ее осуществляющей).

Разработанная в 1961 г. на XXII съезде КПСС программа построения коммунизма предусматривала создание его материально-технической базы за 2 десятилетия. Нереальность поставленной цели была очевидной для специалистов даже в те годы, особенно в условиях ухудшения экономической ситуации в начале 1960-х гг. Не оправдала себя и реорганизация структуры Компартии, в соответствии с которой партийные организации разделились на промышленные и сельские.

Период середины 1950-х -- начала 1960-х гг. был отмечен усилением государственного давления на церковь. В 1959--1963 гг. власти закрыли несколько сотен православных храмов Беларуси. Были закрыты храмы других конфессий, созданы преграды для поступления в духовные семинарии, назначена слишком большая арендная плата за пользование монастырскими строениями. В средствах массовой информации вновь развернулась кампания по дискредитации религии и роли церкви. Многочисленные непродуманные реформы и реорганизации, проведенные по инициативе Н.С. Хрущева, вызвали недовольство почти всего советского общества. В 1964 г. он был отстранен от власти.

С 1956 по 1965 г. партийную организацию Беларуси возглавлял К.Т. Мазуров. Этот талантливый руководитель в сложных условиях того времени отстаивал интересы белорусского народа, а также личные взгляды, которые не всегда совпадали с позицией высшего руководства партии.

Изменения в общественно-политической жизни государства. Распад Союза

В марте 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. До настоящего времени нет полной ясности относительно деталей и обстоя­тельств этого избрания. Версии об альтернативных кандидатурах, обсуждав­шихся в узком кругу «партийных старцев», еще не нашли своего подтвержде­ния. Как бы то ни было, избрание Горбачева – самого молодого в ту пору члена высшего политического руководства – свидетельствовало о желании части партаппарата несколько модифицировать дряхлеющую тоталитарную систему. Субъективной предпосылкой перестройки явился приход во второй по­ловине 70-х-начале 80-х гг. к руководству страны относительно молодых по­литиков (М.С. Горбачев, Е.К. Лигачев, Э.А. Шеварднадзе, Н.И. Рыжков, А. Н. Яковлев), стремившихся не только к укреплению своей власти, но и вы­ступавших за обновление государства и общества.

Начало радикальных реформ в области государственного управления, широких социально-политических, экономических преобразований связано с решениями апрельского Пленума ЦК КПСС, где было заявлено, по суще­ству, о начале политики перестройки . На этом партийном форуме был дан об­щий анализ состояния советского общества и выдвинута стратегия ускорения хозяйственного развития в качестве главной экономической задачи вместе с провозглашением политики гласности как основы демократизации. По своей сути начатые преобразования не затрагивали основ ни политического, ни хозяйственного механизма, а скорее преследовали задачу придания им более либерального характера, способного открыть, по замыслу реформаторов, как бы второе дыхание в существующей системе.

В истории перестройки в широком смысле этого термина некоторые ис­следователи выделяют четыре периода:

1) с марта 1985 г. по январь 1987 г. – проходящий под лозунгом «больше социализма»;

2) 1987-1988 гг. – «больше демократии»;

3) 1989-1991 гг., ставшие периодом размежеваний и расколов в лагере перестройки;

4) 1990-1991 гг.: колебания Горбачева в сфере эконо­мики, ГКЧП и распад Союза.

Не имея конкретного плана реформ, достаточного представления о конечных целях и тем более о путях и методах преобразований, а также для популяризации идеи перестройки, руководство страны открывает как бы общесоюзную дискуссию по важным вопросам внутренней и внешней политики, делая упор на «общечеловеческие ценности». Так формируется политика гласности. Основные проявления политики гласности:

снятие цензуры и разрешение издания новых газет;

возникновение многочисленных общественных объединений в поддержку перестройки;

широкое обсуждение нового правительственного курса на митингах граждан;

развертывание на страницах периодических изданий дискуссий о выборе пути общественного развития.

Одними из наиболее значимых шагов перестройки являются:

1) смена части партийных и советских руководителей для обеспечения реализации задач перестройки;

2) борьба с нарушениями производственной дис­циплины и коррупцией (1985-1986 гг.). За взяточничество и хищения был наказан ряд бывших государственных деятелей;

3) критические мотивы звучали поначалу робко, а затем все сильнее в прессе, других средствах массовой информации. В 1987 г. впервые проявился «феномен Ельцина» – первого секретаря Московского горкома КПСС, выступившего с критикой нерешительности обновленческих процес­сов. Отставка Ельцина и массовое распространение слухов вокруг этого со­бытия привели к глухим, но уже явно различимым требованиям расширения политики гласности;

4) при Политбюро ЦК КПСС создана комиссия во главе с А.Н. Яковле­вым с целью дополнительного изучения документов репрессированных в 30-начале 50-х гг. граждан. Реабилитированы многие невинно осужденные люди. В результате сделан мощный прорыв в прошлое, открыты неизвестные страницы истории Советской России. Все это, естественно, меняло оценки, подходы к пропаганде. Многим людям с трудом приходилось преодолевать стереотипы в восприятии истории и современности;

5) новый Закон «О свободе совести» закрепил курс на либерализацию отношения государства к религии. Состоялось несколько встреч М.С. Гор­бачева с Патриархом Русской православной церкви Пименом и представите­лями других религиозных конфессий. Зарегистрированы новые религиозные общины, открыты духовные учебные заведения. Увеличились тиражи издавае­мой религиозной литературы. Верующим возвращались отобранные у них ранее культовые здания. Органы власти дали разрешение на строительство новых храмов;

6) проведение кампаний по борьбе с пьянством и алкоголизмом и борьбе с нетрудовыми доходами. Определив, что это зло губительно действует на обстановку в стра­не, на социально-психологическое состояние общества, политическое руководство не учло, что бюрократический стиль проведения в жизнь намеченных мероприя­тий может привести к побочным последствиям. И действительно, резкое сокращение продажи спиртных напитков, повышение цен на них, привели к росту спекуляции спиртным, самогоноварению, и, как следствию, «сахарному» буму. В борьбе же с нетрудовыми доходами оказался реально задет слой людей, которые тесно срослись с аппаратом, пострадали мелкие спекулянты, а воротилы теневого бизнеса по-прежнему процветали;

7) в конце 80-х гг. преобразования коснулись структуры государственной власти. Начало им положила XIX Всесоюзная партийная конференции (июнь 1988 г.). На ней развернулась острая борьба мнений сторонником и противников перестройки по вопросу о задачах развития страны. Сторонниками административно-командной системы высказывались мнения о том, что «гласность не должна наносить ущерба интересам государства, обще­ства и правам человека». Большинство делегатов поддержало точку зрения М.С. Горбачева о назревшей необходимости экономической реформы и преобразования политической системы общества. Суть политической реформы заключалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам. Конституционная реформа сыграла важную роль в демократизации политической системы, перераспределив высшую власть в пользу демократического органа – Съезда народных депутатов и Верховного Совета;

8) в конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял Закон об изменении систе­мы выборов в Советы. Отныне избрание народных депутатов должно было проводиться на альтернативной основе. Выборы в высший орган власти на новых избирательных принципах состоялись весной 1989 г. В состав депутатского корпуса вошли многие сторон­ники продолжения радикальных преобразований, в их числе – Б.Н. Ельцин, Н. X . Попов, А.Д. Сахаров, А.А. Собчак, Ю.Н. Афанасьев, Ю. Черниченко. Съезд народных депутатов (1989 г.) сформировал Верховный Совет СССР. Его Председателем был избран М.С. Горбачев;

9) составной частью реформы политической системы, на­правленной на создание демократического государства, являлось введение в стране президентского поста (первым Президентом СССР в марте 1990 г. на III Съезде народных депутатов был избран М.С. Горбачев);

10) в марте 1990 г. была отменена статья 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. К этому времени в стране уже действовали многочисленные политические организации. Отмена статьи 6 явилась стимулом возникновения новых партий и движений. После принятия закона «Об общественных объединениях» с марта 1991 г. началась регистрация новых партий. Время существования многих партий оказалось кратким, они распадались, сливались с другими организациями. Возникали новые политические группы и блоки, и все они активно участвовали в общественной жизни СССР;

Ультраправое направление было представлено «Демократическим союзом», выступившим за резкую и безоговорочную смену модели общественно­го развития, и партиями христианско-демократической ориентации (РХДД, ХДСС, ЛДПР).

Либеральное направление было представлено «Демократической партией Советского Союза», позже преобразованной в «Консервативную партию», «Демократической партией России» и другими демократическими партиями (ДП, РПРФ, тремя партиями конституционных демократов), выступившими с идеей создания в России правового государства. В октябре 1990 г. большин­ство из них объединилось в массовое общественно-политическое движение «Демократическая Россия».

Социал-демократическое направление представлено социал-демократи­ческими (СДА, СДПР) и Социалистической партиями, выступавшими за мо­дернизацию общества через систему социальных реформ. К этому направле­нию тяготели и партии анархистского толка (АКРС, КАС), выступавшие за безгосударственный социализм.

Центральной политической силой, противостоящей новым партиям, оста­валась КПСС. В 1990-начале 1991 г. в ней образовалось три платформы (де­мократическая, марксистская, большевистская), каждая из которых предлагала свой вариант и свою направленность реформ.

Одновременно с указанными процессами шел процесс образовании партий национально-патриотической ориентации (Национально-патриотический фронт «Память», Русская национально-демократическая партия), выступавших с позиций праворадикального переустройства общества и ста­вивших целью возрождение русской нации, единой и неделимой России.

Начался массовый выход из КПСС, значительная часть коммунистов пе­рестала выплачивать членские взносы. Фактически прекратили свою дея­тельность комсомол и пионерская организация как молодежная и детская структуры КПСС.

Кризис перестройки и распад Союза. Весной 1990 г. начался последний этап перестройки, который можно охарактеризовать как ее кризис. Постоян­ные колебания Горбачева привели к тому, что консерваторы начали обвинять его в «буржуазности», «предательстве дела социализма», в срыве перестройки в том виде, как она замышлялась, а демократы осуждали за нерешительность и непоследовательность.

Не вызывает сомнения, что логика процесса демократизации требовала от застывшей административно-хозяйственной системы перераспределения власти и функций управления в пользу низовых органов управления, новых самодеятельных демократических образований. Однако этот сложнейший процесс имел серьезные издержки: рост сепаратистских тенденций, местни­чества и т. п.Одним из самых опасных симптомов сепаратизма, в целом определивших впоследствии ход, а также нынешний невысокий результат преобразований, явился рост национальной напряженности в республиках СССР.

В середине 80-х гг. в состав СССР входили 15 союзных республик. На их территории проживали свы­ше 270 млн. человек – представители свыше ста наций и народностей. Хотя в СССР был в принципе решен национальный вопрос и произошло фактическое выравнивание республик по уровню политического, социально-экономического и культурного разви­тия, существовали многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты. В 1988 г. начались военные действия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха – территории, населенной по преимуществу армянами, но находившейся в составе АзССР. Вооруженный конфликт между узбеками и турками-месхетинцами вспыхнул в Фергане. Очагом межнациональных столкновений стал Новый Узень (Казахстан). Появление тысяч беженцев – таков был один из результатов происшедших конфликтов. В апреле 1989 г. в течение нескольких дней проходили массовые демонстрации в Тбилиси. Главными требованиями демонстрантов являлись проведение демократических реформ и независимость Грузии. За пересмотр статуса Абхазской АССР и выделение ее из состава Грузинской ССР выступило абхазское население. От­рытые формы приняло общественное недовольство в республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии.

В 1988-1990 гг. в союзных республиках в полный рост поднялось национальное движение и формировались партии, выступавшие за выход из СССР («Саюдис» в Литве, «Рух» на Украине, «Народные фронты» в Латвии и Эстонии). Выборы в Верховные Советы республик в ряде мест привели их к власти. Декларации о государственном суверенитете приняли Эстония, Литии, Латвия, Азербайджанская ССР и другие. Вслед за объявлениями о суверенитете состоялись избрания Президентов бывших союзных республик.

12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными. Первым Президентом РФ стал Б.Н. Ельцин, вице-президентом – А.В. Руцкой.

Принятием деклараций союзных республик о суверенитете был поставлен вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. IV съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) высказался за сохранение Союза Совет­ских Социалистических Республик и его преобразование в демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление «Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения». В документе отмечалось, что осно­вой обновленного Союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность.

Альтернативная центру модель нового союза, крайнее обострение отно­шений российского и союзного руководства сыграли свою роль в начале под­готовки нового договора. В апреле-мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции Президента СССР) состоялись переговоры М.С. Горбачева с ру­ководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном дого­воре. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, приня­тие новой Конституции, изменение избирательной системы. Подписание до­говора было назначено на 20 августа 1991 г. Проект поддержали девять республик, за исключением Армении, Грузии, Молдавии и республик При­балтики.

В августе 1991 г. часть союзного руководства совершает попытку госу­дарственного переворота. Созданный Государственный комитет по чрезвы­чайному положению СССР (ГКЧП) под председательством вице-президента Г. Янаева фактически отстраняет М. Горбачева от выполнения президент­ских функций, блокируя его в южной резиденции Форос. После подавления путча процесс распада СССР принимает необратимый характер. 21 декабря 1991 г. одиннадцать республик, ранее подписавших декларацию о намерени­ях войти в обновленный союз, объявили о роспуске СССР. Страны Балтии и Грузия поддержали данное решение. На встрече в Беловежской пуще Б. Ельцин, Л. Кравчук и В. Шушкевич, а затем на встрече в Алма-Ате руководители бывших союзных республик (кроме Эстонии, Латвии и Грузии) прекратили действие союзного договора 1922 г., СССР перестал существовать, а президент Горбачев ушел в отставку. На территории бывшего Союза возникло Содружество независимых госу­дарств (СНГ).

Таким образом, стремление Горбачева сохранить основы прежней политической системы и руководящую роль Коммунистической партии были обречены на поражение. Либеральные реформы в рамках тоталитарного государства вели его к разрушению. Перестройка переросла в антикоммунистическую революцию, разрушившую Союз.

Экономические реформы. Пленум ЦК КПСС в апреле 1985 г. сформулировал задачу «ускорения социально-экономического развития страны». Предполагалось увеличить темпы роста национального дохода и активизировать социальную политику (решить жилищный, продовольственный и другие вопросы). Одной из главных задач стала реконструкция промышленного производства, его перевод на новые научные и технологические основы (роботизация, создание мощных производственных комплексов и т. д.).

Одним из показателей состояния экономики и царившей в ней бесхозяй­ственности явилась авария на Чернобыльской АЭС. В апреле 1986 г. во время испытания турбогенератора произошел взрыв атомного реактора на одном из блоков атомной электростанции. Информация об аварии не сразу стала до­стоянием населения и мировой общественности. Это явилось одной из причин глобального характера последствий катастрофы.

Понимая важность экономических вопросов, Горбачев созвал в июне 1987 г. Пленум ЦК КПСС, на котором предлагалась программа реформ в эко­номике. Провозглашен переход от административных к экономическим ме­тодам руководства народным хозяйством.

Двумя краеугольными камнями реформы стали принятые в 1987 г. законы о государственном предприятии и о кооперации. Однако в условиях, когда не проводились меры по структурной перестройке управления хозяйством, со­хранялись министерства, не менялись мотивы труда, это не могло принести ожидаемых результатов. Упомянутые законы вступили в противоречие с остав­шейся неизменной экономической практикой и только усилили дисбаланс экономики. Несмотря на все при­нятые меры, плановые задания в области народного хозяйства не выполня­лись по большинству показателей. Более того, усилилась нехватка продо­вольствия и товаров народного потребления. Возрос бюджетный дефицит, чему отчасти способствовало и сокращение поступлений от экспорта нефти.

В конце 80-х гг. большинство экономистов, хозяйственников, партийных руководителей признали необходимость широкого развития рыночных отношений. I Съезд народных депутатов СССР постановил начать переход к новой модели экономического развития.

Экономическая реформа (в основу положены разработки Абалкина, Заславской, Бунича и др.) предполагала:

сокращение государственного вмешательства в управление народным хозяйством;

расширение самостоятельности предприятий, хозрасчет, самофинансирование;

постепенное возрождение частного сектора;

отказ от монополии внешней торговли;

интеграция в мировой рынок;

расширение форм хозяйствования на селе.

Результаты реформы:

разрешены индивидуальная трудовая дея­тельность и создание кооперативов по производству това­ров;

предприятия получили возможность продавать самостоятельно сверхплановую продукцию;

реорганизация банковской системы, со­здание коммерческих и кооперативных банков;

привлечение в экономику иностранных инвестиций, создание совместных с зарубеж­ными фирмами предприятий;

появились фермерские и частные крестьянские хозяйства.

Реформирование экономики не было доведено до логического конца иимело значительные социально-экономические издержки. С 1988 г. наме­чается общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. – в промышленности. Уменьшились реальные доходы большинства населения. Оставались нерешенными многие социальные проблемы, в том числе жилищ­ная, продовольственная, экологическая. Нехватка продуктов питания привела к их нормированному распределению, а усиление инфляционных процессов и дефицит бюджета - к первым массовым забастовкам рабочих.

Таким образом, реформирование экономики в период перестройки не привело к значительным позитивным результатам. Сказалось сильное влия­ние старых, традиционных отношений системы социализма, а также непо­следовательность и осторожность в действиях реформаторов.

Вторая половина XIX века началась в России серьезными общественными переменами, происходившими в обстановке бурного брожения умов. С историографической точки зрения эти перемены следует отсчитывать с 1861 г., когда наконец было отменено крепостное право, хотя это было лишь наиболее заметным событием в цели давно назревших реформ. В 60-70-е гг., в правление Александра II (1818-1881), прошли также земская, городская, судебная, военная реформы. Хоть и половинчатые, они все-таки значительно расширяли свободу в экономической, политической, духовной области.

Именно в этот период впервые были применены понятия «оттепель» и «гласность», вновь использованные уже в советское время. Произошли серьезные послабления в области цензуры, стала допускаться «публичность» общественной жизни, то есть возможность обсуждать государственные вопросы в печати, открытых дискуссиях и общественных собраниях. Начиная с 1856 г., цензоры терялись между указаниями о «строгости» и «гибкости», «недопущении» и «прозорливости». Возникали просветительские издательства, одно из которых, Ф. Ф. Павленкова , наряду с занимательными книгами по географии и истории (серия «Жизнь замечательных людей», - 180 книг, «Научно-популярная библиотека для народа» - 40 книг, «Иллюстрированная Пушкинская библиотека» - 35 книг) выпустило перевод 1-го тома «Капитала» Маркса тиражом в 3 тыс. экземпляров. Стали выходить «толстые журналы» - «Современник » Н. Некрасова, «Русский вестник » М. Каткова, «Русское слово» Д. Писарева.

В этот период все более складывалось впечатление, что в России уже вполне подготовлена почва для ее включения в «единую цепь общечеловеческого развития», превращения ее в правовое государство. В это верили охранительные либералы , которые, горячо обсуждая пришедшие из Европы учения о гражданском обществе, естественных правах человека, ценности человеческой личности, отводили особую роль в их реализации интеллигенции . Это понятие, введенное в обиход писателем П. Д. Боборыкиным , приобрело в России (вплоть до 1917 г.) смысл, далеко выходящий за пределы буквального, исходного (от лат. inellectus), то есть умственной деятельности. Российский интеллигент был человеком высококультурным в самом широком и благородном смысле, высоконравственным, совестливым, ответственным за свои поступки, за людей, которые ему доверились, человеком слова, преданным народу и отчизне. Выросли они в основном из небогатых дворян и разночинцев.

Примером русского интеллигента был сам вышедший из этой среды публицист и педагог Д. И. Писарев (1841-1868). Призывая к «свободному воспитанию», формированию личности, он писал: «Воспитывая наших детей, мы втискиваем молодую жизнь в те уродливые формы, которые тяготели над нами… Чем раньше молодая личность становится в скептическое отношение к своим наставникам, тем лучше». Однако в полемическом запале Писарев утверждал: «Что можно разбить, то и нужно разбивать, что выдержит удар, то годится, что разлетится вдребезги, то хлам». Нигилистические настроения вообще были характерны для российского общества 60-70-х гг. XIX века. «В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем», - говорил тургеневский Базаров, «типический герой в типических обстоятельствах».


Нередко нигилизм (от лат nihil - ничто) принимал форму не просто отрицания, но и прямых призывов к разрушению, к революционной борьбе. Либерализм оппозиционный , как заметил юрист и историк Б. Н. Чичерин, «понимает свободу с чисто отрицательной стороны… Отменить, разрушить, уничтожить - вот вся его система… Ему верхом благополучия представляется освобождение от всяких законов, всяких стеснений. Этот идеал, неосуществимый в настоящем, он переносит в будущее». Во что он выльется в «будущем», показало уже следующее столетие. Пока же наиболее горячими его приверженцами были революционные демократы 1869-70-х гг. Самые видные из них, Н. Г. Чернышевский (1828-1889) и Н. А. Добролюбов (1836-1861) буквально стали властителями дум разночинной молодежи.

Сотрудничая в некрасовском «Современнике», Чернышевский, по словам В. И. Ленина, «умел влиять на все политические события его эпохи в революционном духе, проводя через препоны и рогатки цензуры - идею крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение всех старых властей». Чернышевский был одним из родоначальников «крестьянского социализма » и народничества , в значительной степени он вдохновлял и направлял деятельность тайного общества «Земля и воля ». В 1862 г. Чернышевский был заключен в Шлиссельбургскую крепость, приговорен к смерти, которую в 1864 заменили «гражданской казнью» и каторгой. В романе «Что делать?» он вывел образ героев, которые готовы на любые жертвы во имя революционной борьбы, спят на гвоздях, закаляя волю, носят синие чулки, чтобы эпатировать общество. На их примерах воспитывались будущие террористы, члены революционных кружков, связанные круговой порукой, не знавшие сомнений, страха и сострадания. Н. А. Добролюбов, полагая те же цели, стоял все же на гораздо более умеренных позициях. Ставя любовь к Родине выше личных интересов и привязанностей, он вместе с тем видел ее в «теснейшей связи с любовью к человечеству», Называя самодержавие «внутренними турками», он считал все же главным оружием против него страстное перо публициста.

В условиях революции органы печати работали с перебоями, и свежие газеты в Курган не поступали, поэтому информация о событиях в столице приходит в город с некоторой задержкой. Первыми на события в столице реагируют солдаты 34-го запасного Сибирского полка: уже к 5 марта они занимают все социально значимые объекты в городе, а именно, телефонную станцию, железнодорожную и почтово-телеграфную конторы. 6 марта на Троицкой улице Кургана проходит демонстрация, поддержавшая достижения революции и свержение монархии. В отставку уходит городской голова Фёдор Васильевич Шветов, полиция и судебные учреждения распускаются.

Образование Советов стало важнейшим результатом революции: в первых числах марта был образован Курганский Совет солдатских депутатов, вслед за ним Совет рабочих депутатов. 12 марта 1917 года они объединились в единый орган – Курганский Совет рабочих и солдатских депутатов.

В Шадринске к середине марта 1917 года был создан Военный комитет. Его организатором стала группа большевиков 139-го запасного полка во главе с военнослужащими А.А. Ждановым и Н.М. Уфимцевым. Шадринская партийная группа с самого начала работала под руководством Уральского комитета большевиков, который находился в Екатеринбурге. Члены партийной группы вели активную работу среди солдат гарнизона и рабочих города, яро пропагандируя сопротивление и неприязнь к внутренней и внешней политике Временного правительства.

В первой половине апреля 1917 года в состав военного комитета вошли представители рабочих Шадринска. 22 мая 1917 года фактически на базе военного комитета был образован Шадринский Совет рабочих и солдатских депутатов.

В апреле-мае 1917 года возникли Советы рабочих депутатов в Мишкино, Шумихе, Щучье, Чумляке и других местах.

В противовес Советам 7 марта офицерский состав курганского гарнизона создаёт Комитет общественной безопасности или КОБ, который поддерживает Временное правительство. КОБы создавались по всей стране также активно, как и Советы, и на первом этапе революции сотрудничали с ними. Кроме поддержки Временного правительства КОБы обеспечивали общественную безопасность, осуществляли контроль за работой типографий, пресекали монархические выступления.

Позднее других организовалось зауральское крестьянство: первое заседание Курганского совета крестьянских депутатов состоялось 15 июля, председателем Совета был избран прапорщик 34-го Сибирского стрелкового запасного полка Константин Матвеевич Петров .

В течение всего марта и апреля в крае велась активная работа по созданию всевозможных съездов и союзов. Например, кроме Советов и КОБов появились съезд представителей кооперативов Западной Сибири, крестьянский уездный съезд, общество солдаток. Происходит оживление профсоюзов. Для защиты своих интересов в нашем крае создаются Союз учащихся, профсоюз плотников, Союз увечных воинов, легковых извозчиков, городских служащих. Идея самоорганизации захватила даже те слои населения, которые ранее никогда не проявляли общественную активность, например, домашняя прислуга. На 11 июня в Кургане было назначено собрание всех кухарок, сторожей, кучеров, дворников, нянек, прачек, горничных и т.п., чтобы организовать свой профессиональный союз – союз домашней прислуги.

Временное правительство учредило на местах должности своих полномочных представителей – комиссаров. Например, Курганский уезд должен был подчиняться комиссару Временного правительства по Кургану и Курганскому уезду. Им стал Иосиф Антонович Михайлов .

Вскоре начинается подготовка к введению земств в Курганском уезде.

В эти месяцы продолжали работать и привычные для местного населения органы государственной власти: городские думы, городские и уездные управы. И старые, и разнообразные новые органы местной власти действовали одновременно, то находя компромиссы, то противоборствуя друг с другом. Это позволяет называть политическую систему региона не просто двоевластие м, как в центре страны, а многовластием.

Оживляется деятельность политических партий: многопартийность – характерная черта общественно-политической жизни страны в 1917 году. Эсеры, социал-демократы, кадеты – все эти и другие партии были представлены в политическом спектре Южного Зауралья.

В начале мая начинается подготовка к выборам в Курганскую городскую думу, которые состоялись 2 июля 1917 года. Предвыборная кампания была хорошо освещена в местных газетах, в которых публиковались списки кандидатов по каждому округу, подробно сообщалось о проведении собраний и агитационной работы. О заинтересованности и отклике населения можно судить по данным о регистрации и явке избирателей: «По спискам гражданским – 12682, по военным – 2837. В выборах участвовало 5150 избирателей. Избрано 40 гласных от пяти партий». Таким образом, можно заметить, что явка на выборы была невелика и составила около 33% от зарегистрированных избирателей. Возможно, сказалось недоверие населения к этому органу местного самоуправления.

Большинство курганцев доверили свои голоса «Объединенным социалистам» , которые получили в Городской Думе 29 мандат ов. «Граждан-избирателей 3-го участка г. Кургана» в обновленном органе самоуправления представляли 5 гласных , «Группу торгово-промышленников и домовладельцев» – 2 гласных и «Трудовую группу мещан» – 1 гласный. Социальный и профессиональный состав народных избранников был весьма разнообразен: это учителя и чиновники, врачи и общественные деятели, священник и рабочий депо. Гласными были избраны Курганский уездный комиссар Временного правительства эсер И.А. Михайлов и председатель Совета рабочих и солдатских депутатов эсер Т.П. Белоногов. В состав Думы вошли наиболее уважаемые представители общественности, многие из которых уже имели большой стаж работы в качестве депутатов: М.К. Сажин, П.П. Успенский , Г.М. Легких. Таким образом, по политическому составу Дума оказалась социалистической.

13 июля 1917 года состоялось первое заседание обновленной Курганской городской думы. Городским головой единогласно был избран Михаил Константинович Сажин. Предстояло выбрать городскую управу и членов Продовольственного комитета, создать думские комиссии по разным отраслям хозяйства, назначить начальника милиции. Только после этого можно было приступить к непосредственной деятельности или, как называли это сами гласные, решать задачи «культурного благосостояния города».

Почти одновременно формируется новый состав Шадринской Думы. В выборах, которые прошли 9 июля 1917 года, участвовали 55% избирателей. Активность шадринцев, таким образом, оказалась чуть выше, чем курганцев. 26 июля 1917 года состоялось первое заседание Шадринской городской Думы, которую возглавил социалист Н.М. Притыкин.