Урок 1. История развития зоологии Цели:

Ход урока

    Повторение

    1. Беседа о свойствах живых организмов, о царствах живой природы, заполнение схемы «Царства органического мира» (характеристика царств составляется на уроке 2 ):

      Царства

    2. Закончить предложения:

Ботаника – наука о … . Микробиология – наука о … . Микология – наука о … . Зоология – наука о … .

    Изучение нового материала

2.1. Постановка проблемной ситуации и её решение

Около 6 тысяч лет назад люди внешне выглядели так же, как мы с вами. Но жизнь их была совсем другой: они не знали железных ножей, топоров, огнестрельного оружия. Но они очень хорошо знали съедобные растения, грибы. Они были умелыми охотниками и рыболовами: знали повадки зверей и птиц, пути их миграции, звериные тропы. Знали, как обмануть зверя или птицу, как притвориться мертвым, чтобы подманить добычу.

С какой целью люди охотились на животных? Откуда современные люди узнали, на каких животных и как охотились в каменном веке? [рисунки в учебнике, а также статья Е.Хартенштейн « Ребята-исследователи пещер (о находках пещер с первобытными рисунками)» ]

Из опыта проведения урока

Во время беседы об обитателях Шилкинской пещеры шестиклассники вспомнили 16 видов рыб, обитающих в Шилке и известных им самим.

Современному человеку, попади он в те времена, пришлось бы очень трудно.

Послушайте отрывок из книги Сетона-Томпсона о белом мальчике, путешествующем в лесах Канады с другом-индейцем [Сетон-Томпсон Э. Рольф в лесах. – М.: Дет. лит., 1993, стр.80]:

Порох и дробь были слишком драгоценны, чтобы тратить их на месть, и Рольф собрался вскарабкаться на ёлку, но Куонеб поспешно его остановил:

Нет, нет, и не думай. Я один раз видел, как белый полез за кэком. Кэк подпустил его поближе, а потом повернулся спиной и замахал хвостом. Белый закрыл лицо локтем, но иглы вонзились ему в руку в пятидесяти местах, да и лица уберечь ему не удалось. Он полез вниз, но кэк спускался быстрее и бил его хвостом. Тут пальцы у него разжались, он упал на землю и сломал ногу. А рука распухла втрое, и опухоль держалась полгода. Иглы очень ядовитые. Он чуть не умер.

Ну так я собью его вниз! – воскликнул Рольф и схватил топор.

Ва! – остановил его Куонеб. – Нет! Мой отец говорил, что кэка просто так убивать нельзя. Только если тебе нужны иглы для каких-нибудь изделий и ты принес жертву. Убьешь кэка – быть беде».

Кто такой кэк? О каких двух правилах узнал от индейца Рольф?

Вы скажете, что современным людям необязательно знать то, о чем знали первобытные охотники. Так нужно ли изучать зоологию?

2.2. Постановка проблемной ситуации и её решение

Итак, зоология – важнейшая биологическая наука. Но как изучать животных?

Первый этап развития зоологии – донаучный, или описательный. Легко ли описать животное? Попробуем это сделать.

Лаб.раб. Описать выданный экземпляр насекомого.

(Проводится групповая работа. Без помощи учителя ученики делают описание насекомых, затем представители каждой группы читают готовое описание, а другие группы по этому описанию пытаются определить, о каком виде идет речь. Изображения всех 6 видов без названий проецируются на экране. Цель данной лаб.раб. – развитие наблюдательности, развитие речи, умения сравнивать биологические объекты. В ходе последующей беседы выясняем, на что необходимо обращать внимание при описании животных: отделы тела, количество конечностей и их особенности, другие органы на голове, груди, брюшке, особенности покровов, их окраска).

Примеры работ учащихся (биологические ошибки исправляли при обсуждении результатов)

    Гусеница непарного шелкопряда. Два глаза, длинный хвостик, брюшные и грудные лапки. Гусеница пепельного цвета, спинка черная, покрыта волосками.

    Боярышница. Четыре крыла белого цвета с жилками черного цвета. Есть голова, грудь, брюшко черного цвета. 2 уса.

    Стрекоза. У взрослой особи вытянутое брюшко, грудь, голова с большими глазами. 4 сетчатых крыла. Крылья с темными пятнами. Голова с мощными челюстями. На груди 6 ножек.

    Американская белая бабочка. Похожа на нашего мотылька. У неё маленькие белые крылья длиной около 1 см. Мохнатые усы. Черные глаза. Тело мохнатое. 4 крыла, шесть лапок.

    Кобылка. Небольшое насекомое. Имеет 2 прямых усика. Задние лапки намного больше передних. Голова с глазами, грудь, брюшко, сетчатые крылышки. 4 лапки. Умеет стрекотать. Питается травой.

    Майский жук. Голова насекомого черного цвета, покрыта маленькими волосками. 2 усика. Тело светло-коричневое. 6 лапок. Брюшко черного цвета. Нижние крылья коричневого цвета.

Гораздо труднее оказалось по данным описаниям найти насекомых, которые описывали другие учащиеся. Причина – неумение внимательно слушать то, что говорят товарищи.

      Второй этап развития зоологии – научный.

Родоначальником научной зоологии является Аристотель (384-322 г.г. до н.э.). Рассказ о работах Аристотеля – [Энциклопедия для детей. Биология. Т.2. – М.: «Аванта+», 1994, стр. 94-96] Аристотель описал около 500 видов животных. В книге «История животных» он впервые попытался дать систему животных. Он разделил животных на обладающих кровью и лишенных её. Эта система просуществовала до начала XVIII века. Даже Карл Линней не внес существенных изменений в систему Аристотеля.

Самые значительные труды Аристотеля по биологии - «История животных», «О частях животных» и «Возникновение животных». О первом из них французский биолог Жорж Кювье написал: «Это один из самых удивительных трудов, оставленных нам древностью, один из величайших памятников, созданных человеческим гением в области естествознания».

В «Истории животных» Аристотель первым в истории науки разработал систематику животных. Он разделил их на две большие группы: животные с кровью и бескровные. Это деление примерно соответствует делению на позвоночных и беспозвоночных. Животных с кровью он в свою очередь разделил на яйцекладущих и живородящих.

Человека Аристотель разместил на почётном месте - во главе животных с кровью. Аристотелю принадлежит крылатая фраза о том, что человек - это «общественное животное» (по-древнегречески - «zoon politicon»), наделённое разумом.

В труде «О частях животных» Аристотель высказал важную мысль о том, что от неживых тел к растениям, от растений к животным, вплоть до человека, идёт непрерывный ряд усложняющихся форм. Эта книга произвела неизгладимое впечатление на Чарлза Дарвина. Он писал: «Я редко читал что-нибудь более интересное. Моими богами, хотя очень по-разному, были Линней и Кювье, но они просто школьники по сравнению со стариком Аристотелем. Какой это был необыкновенный человек!»

В работе «Возникновение животных» Аристотель, в частности, изо дня в день проследил развитие куриного зародыша. Он обратил внимание, что на начальных стадиях развития зародыши самых разных животных похожи. Аристотель предположил, что зародыш живородящих животных в начале своего развития тоже представляет собой яйцо, хотя и лишённое твёрдой оболочки. Таким образом, Аристотеля можно в какой-то степени считать основателем эмбриологии (науки о зародышевом развитии), предвосхитившим многие позднейшие биологические идеи.

Аристотеля называют «отцом зоологии». Он изучил более 500 видов животных, описав их внешний вид и строение, образ жизни и поведение. Он доказал, что акулы и некоторые змеи являются живородящими, а также то, что трутни развиваются из неоплодотворённых яиц. Изучил третье веко у птиц, рудиментарные глаза у крота, жевательный аппарат морских ежей (который до сих пор зовётся «аристотелевым фонарём»), зимнюю спячку животных, перелёты птиц, миграции рыб и млекопитающих и многое другое.

Интересовала Аристотеля и проблема происхождения жизни. Он считал, что жизнь зарождается сама собой, причём даже такие сложные существа, как рыбы, могут возникать из морского ила.

С именем Аристотеля связывают и открытие некоторых биологических законов. Он разработал учение об аналогичных и гомологичных частях тела. «У животных различных родов большая часть органов имеет различную форму. Одни сходны по положению и функции, а происхождения различного. Другие одной и той же природы, но различны по форме», - утверждал учёный.

Аристотель как бы начерно сформулировал принцип корреляции органов, позже блестяще развитый Жоржем Кювье (см. ст. «Жорж Кювье»). Аристотель писал: «Природа не может направить один и тот же материал одновременно в различные места... Расщедрившись в одном направлении, она экономит в других. Изменение в одном органе вызывает перемены в другом». После себя Аристотель оставил около 300 трудов. Его идеи и сочинения распространили многочисленные ученики и последователи. До нас дошла лишь небольшая часть работ философа.

Вспомним, что такое классификация и зачем она нужна? Классификация животных – распределение всего множества животных на соподчиненные группы.

Работы Линнея . Вид – основная систематическая категория. Естественная классификация (стр.7 учебника)

Задание . Найти изображение вида, зная его систематическое положение.

Например, → → → →

Д.з. выучить названия систематических категорий животного мира; написать рассказ «Мои летние встречи с животными».

Урок 2. Современная зоология

Цели:

Отражение в конкретном содержании

Ход урока

1.Повторение и изучение нового материала

      Беседа о свойствах живых организмов, о царствах живой природы, заполнение схемы «Царства органического мира» (не характеризуя животных):

Бактерии

1.2 Демонстрация рисунка с представителями растений, животных, грибов (например, биогеоценоз луга и леса). Ученики называют, к каким царствам принадлежат изображенные виды. Отвечают на вопрос, есть ли в данном биогеоценозе бактерии.

1.3. Работа с карточками (по материалам книги Козловой Т.А. [Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 классы: справочное пособие. – М.: Дрофа, 2013]:

Определить, о представителях какого царства идет речь :

    Распространены повсеместно: в атмосфере, гидросфере, литосфере, в живых организмах. (В 1 г почвы – до 2 млрд, в 1 см 3 молока – до 1 млн, в 1 м 3 городского воздуха летом – до 25 тысяч, зимой – до 5 тысяч. Прокариоты.

    Имеют гетеротрофный тип питания путем всасывания. Есть одноклеточные и многоклеточные формы. Вегетативное тело (мицелий) представляет систему ветвящихся нитей – гифов.

    Царство эукариотических организмов, растущих всю жизнь. Их характеризуют способность к фотосинтезу и плотные клеточные оболочки, состоящие, как правило, из целлюлозы. Запасным веществом обычно служит крахмал.

    Являются поставщиками кислорода, органических веществ; очищают воздух; служат средой обитания животных; дают корм животным. Выполняют важную водоохранную функцию.

Постановка проблемной ситуации (Какими признаками обладают животные? Заполнение последней колонки в таблице)

Беседа:

    Всегда ли возможно по внешнему виду быстро определить, к какому царству относится вид?

    Посмотрите видеофрагменты «Гидра зеленая», «Актиния», «Губка». Это растения или животные? Верно ли, что все растения не могут свободно перемещаться с места на место? А все ли животные активно ползают, прыгают, бегают, летают, плавают?

Что является главным отличительным признаком? Чем же животные отличаются от других царств? Какие особенности строения и жизнедеятельности отражены на схеме? (питание, строение клетки, запасные вещества).

    Демонстрация. Строение растительной и животной клеток .

    Заполните последнюю колонку таблицы.

    Структура современной зоологии

Работа с учебником (§2) и карточками. В каких отрывках речь идёт об энтомологах, ихтиологах, орнитологах?

    Пока, ползая на четвереньках, я отмечаю прутиком найденное гнёздышко, к месту происшествия слетается несколько зуйков с соседних участков. С тревогой они перебегают с места на место, видимо стараясь всеми средствами отвлечь человека, отвести его в сторону. Тонкий писк вдруг привлекает моё внимание. Маленький птенчик, покрытый светло-коричневым пухом, не выдерживает моей близости. Неожиданно он появляется впереди меня и быстро бежит на своих длинных ножках. Я без труда нагоняю птенца и беру его в руки, а затем, осмотрев окраску, отпускаю на волю. Когда же я вновь опускаюсь на четвереньки, чтобы продолжать поиски, около десятка зуйков вертятся поблизости. Видимо преодолевая страх к человеку, буквально в пяти шагах от меня они прибегают к различным птичьим уловкам: одни беспомощно бьются на месте, другие, прихрамывая, отползают в сторону. Так вот в чем дело! Теперь мне ясно, что каспийские зуйки привыкли не бояться человека. Ведь он их не трогает. Ну разве обычный охотник будет преследовать маленького куличка ради мяса или искать его яйца? Зато страшны для них четвероногие посетители. Страшно стадо глупых баранов, под ногами которых нередко гибнут птенцы и яйца, страшна лисица.

Когда в поисках гнезд я передвигаюсь нормальным для человека способом, я не внушаю опасения птицам, но стоит мне опуститься на четвереньки, как зуйки теряют спокойствие. Страшен тот враг, кто на четырех ногах!

Спангенберг Е.П. Птицы, зайцы, лисицы и прочие… Рассказы натуралиста. – М.: «Дет.лит.», 1973, стр. 150-151

    В 1703 году леди Элинор Глэнвилль привезла прекраснейшую коллекцию бабочек, исключительно английских. Соседи же вспоминали о странном поведении Элинор: дескать, одевалась она на манер цыганки, бродила по холмам, «расстилала простыню под кустами и живыми изгородями, колотила длинным шестом по вышеуказанным кустам и собирала целые кучи червяков».

Мириам Ротшильд родилась в 1908 году. Она была дочерью Чарльза Ротшильда, который однажды, заметив из окна вагона редкую бабочку, рванул стоп-кран. Впрочем, главной страстью Чарльза Ротшильда были блохи. Его дочь подготовила и издала шеститомный каталог отцовской коллекции, насчитывавшей несколько миллионов экземпляров. В своих работах о бабочках Мириам описала, как гусеницы монарха поглощают и накапливают в своем теле яды растения молочая.

Шарман Эпт Рассел. Роман с бабочками. Как человек влюбился в насекомое. – КоЛибри, 2005.

3) Ученый захлёбывался от счастья. Он глядел на пойманную муху глазами влюбленного. Казалось, он готов был её расцеловать.

Что это такое? – спросила мистрис Уэлдон.

Это двукрылое насекомое, и какое замечательное!..

Кузен Бенедикт показал всем крупную муху с длинным хоботком и желтыми полосками на брюхе.

Ж.Верн. Пятнадцатилетний капитан .

    Там, где кораллы отсутствовали, дно было покрыто белым песком. В таких местах следовало быть начеку. Здесь, чуть зарывшись в песок, прятались скаты. Скат лежит в своей засаде совершенно неподвижно. Поэтому притаившееся животное можно не заметить и наступить на него, а это очень опасно, так как шип на хвосте ската имеет ядоносный аппарат.

Уже через несколько дней я завел "личные знакомства" с некоторыми рыбами. С одним пятнистым каменным окунем у нас завязалась настоящая дружба. Он постоянно сидел в своей норе в кораллах и очень любил, когда я почесывал ему "за ухом" - гладил по жаберным крышкам. Вообще крупные каменные окуни на удивление безобидные существа. Это, вероятно, потому, что обычно им никто не причиняет зла. Когда окунь сидит в норе, к этой большой рыбине не может подобраться ни один ее враг.

Эйбль-Эйбесфельдт И. - В царстве тысячи атоллов

    Специалист по рыбам изучает рыб не только тех, что плавают в ближайшей речке или водоёме, а часто тех обитателей морей и океанов, которые «живут» очень далеко. Вот поэтому работа эта связана с длительными командировками, проживание в которых практически происходит под открытым небом.
    Такой специалист изучает рыб, их анатомические особенности и способы размножения. Самая главная его цель – это изучение промысловых видов рыб. Ведь никто другой не сможет точно и достоверно ответить на вопросы о том, как правильно разводить те или иные виды рыб, как правильно их содержать и выращивать.
    Чаще всего для ловли рыбы используется траловая сеть. Ихтиолог поднимается на борт какого – нибудь исследовательского судна, траловая сеть закидывается в бескрайние просторы моря или простой речки и начинается ловля водных обитателей. Сама траловая сеть имеет форму сачка, поэтому рыба, которая попала в такие сети, выбраться на свободу уже не может. После того, как ученый решает, что улова достаточно, сеть поднимают на борт, а её содержимое выкладывается на брезент. И тут начинается самое интересное. Всю интересующую его рыбу ихтиолог складывает в сосуды с формалином и спиртом, чтобы законсервировать нужные экземпляры. Некоторые экземпляры пойманной рыбы фотографируются. Конечно, иногда ученый сам надевает акваланг и ласты и спускается под воду для того, чтобы вживую понаблюдать за загадочным подводным миром.


6) В прошлом году судно "Тангароа" в течение четырех недель исследовало Тасманово море, поймав 500 видов рыб. В ходе экспедиции удалось обнаружить странных и удивительных морских обитателей, например, рыб с языком, покрытым зубами, или зубами, вращающимися, как на петлях, для поглощения добычи больших размеров. Большое впечатление на исследователей произвели саблезубы - рыбы с двумя острыми зубами, которые выступают из нижней челюсти. Среди новых открытых видов есть и морская мышь, которая ходит по морскому дну. Ее плавники почти превратились в ноги, а голова - как у единорога .

    Методы зоологии: описание, наблюдение, эксперимент.

    1. Объяснение учителя.

      Работа с текстом: какие методы здесь описаны?

    В 1926 году в Калифорнии в графстве Сан-Бенито один человек увидел сороконожку толщиной в помиллиметра и длиной в три сантиметра. Когда человек пересчитал лапки, их оказалось 760! Так было открыто животное с самым большим количеством ножек на Земле.

    Группа исследователей из Франции поместили под микроскоп клещика рода Indotritia размером 0,8 мм. Клещик прыгнул назад, совершив в то же время 15 переворотов вперед. Самое удивительное – это не последовательность фигур в прыжке, а стартовая скорость клеща: он отрывается от поверхности за половину тысячной доли секунды. Чтобы рассчитать его скорость, потребовалось записать прыжок на сверхскоростную камеру, способную делать 200 кадров в секунду. Но даже и тогда момент взлета смогли зафиксировать лишь на одном-единственном кадре, где изображение «объекта» смазано - настолько быстро клещик прыгает!

    Исследователи поставили пластиковый тент на высоте 1 см от земли, помешав тем самым муравьям-листорезам тащить на спинах огромные кучки листьев. Поскольку другой дороги у муравьев не было, то, вероятно, должен был возникнуть большой затор. Но нет – насекомые быстро принялись от листьев куски меньших размеров и более округлой формы, чтобы проскользнуть с ними под искусственной крышей. Одновременно возросло количество носильщиков, что позволило колонии обеспечить прежний объем поставок листьев в муравейник. [по материалам книги Лоне Э. Падение кошки и другие зоологические сенсации. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2011. – 208 с. ( Galileo)]

      Лаб.раб . Наблюдение за поведением черепахи.

Д.з. Записать свои наблюдения за поведением опылителей садовых растений.

Тема: История развития зоологии. Современная зоология.

Цели:

1) образовательная: показать многообразие животного мира; выделить этапы развития зоологии; начать формирование представления о виде как систематической категории ;

2 ) развивающая: учить наблюдать, видеть необычное в окружающем обычном; прививать интерес к исследовательской деятельности;

3 ) воспитательная: воспитание любви к своей малой родине, научной работе на примере интересных фактов из жизни ученых и участии в археологической экспедиции.

Оборудование: учебник 7 класса «Биология. Животные» В.В. Латюшина, В.А. Шапкина,

Ход урока

1.Ориентировочно-мотивационный этап.

Актуализация знаний учащихся и постановка цели урока.

Планирование действий.

С сегодняшнего урока мы начинаем путешествие по новому миру живой природы – миру животных

(1 слайд.).

Давайте вспомним:

1) Как называется наука, изучающая живую природу?

2) Какие дисциплины составляют биологию? (2-6 слайды)

3) Раздел биологии, изучающий животных, называется зоология (греч. “зоо” - животное, “логос” - наука)

(7 слайд)

4) Как вы думаете, о чем мы будем говорить на первом уроке зоологии?

5) Корректирует ответы учащихся и направляет их к формулированию темы (слайд 8).

6) Что нового мы узнаем на сегодняшнем уроке?

7) Формулирование целей урока

(слайд 8) и составление плана работы (слайд 8)

1) Наука, изучающая живую природу, называется биологией.

2) Учащиеся называют разделы биологии

3) Запись определения “зоологии” в тетрадь.

4) Учащиеся дают свои варианты ответов.

5) Запись темы урока в тетрадь

6) Учащиеся дают свои варианты ответов.

7) Учащиеся записывают план в тетрадь

2. Операционный этап

Зоология – древнейшая наука. Пожалуй, она старше всех других наук. Животных, их образ жизни, повадки, строение тела человек начал изучать еще до того, как отделил себя от мира зверей и осознал человеком. Где бы ни селились люди, они должны были хорошо изучить окружающий их животный мир: насекомых, рыб, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. От этого зависела жизнь каждого. Задолго до появления письменности люди изображали в наскальных рисунках тех животных, на которых охотились (слайд 9-12). Наскальные рисунки обнаружены также и на территории России - в Каповой пещере в Башкортостане

(слайд 13),

а также на территории Челябинской области – в знаменитой Игнатьевской пещере (слайд 14)

Рисунки сделаны красной охрой и принадлежат они неизвестному художнику Ледникового периода. Чтобы понять, что на камне рукой древнего человека нанесен рисунок, стены пещеры пришлось отмывать от толстого слоя копоти, скопившейся здесь за сотни лет от факелов и костров, керосиновых ламп и свечей, которыми пользовались все, кто посещал пещеру. После кропотливой работы по очистке стен перед археологами предстали изображения мамонта, щерстистого носорога, лошади и быка. Летом 2006 года археологические раскопки проводились в Ашинском районе – в пещере Козья (слайд 15).

Пока наскальные рисунки не обнаружены, зато обнаружено много фрагментов костей животных, обитавших в пещерах или принесенных древним человеком

(слайд 16–18).

Таким образом, знания людей о животных постепенно накапливались и, чтобы не запутаться в этом многообразии, человек предпринял попытки деления всех животных на группы, то есть классификации .

Как вы считаете, какой этап развития зоологии начинается с этого момента? (возвращение к плану урока).

Первую попытку систематизации животных сделал Аристотель.

Шло время. Началась эпоха Великих географических открытий, которая позволила расширить знания о видовом составе животного мира, а также привнесла в зоологию много легенд и вымыслов о мифических существах. С изобретением книгопечатания начали издаваться научные труды, а, следовательно, круг лиц, изучающих зоологию, расширился. Одним из таких людей оказался голландец Антонии Ван Левенгук.

Заслуга Левенгука состоит в том, что им был изготовлен микроскоп , позволивший взглянуть на мир микроскопических организмов и начать их изучение.

Попытки описать всех известных животных и предложить их классификацию предпринималась неоднократно. Наиболее значимая из них была система Карла Линнея, предложенная в 1735 году. Его системой мы пользовались в 6 классе. Давайте вспомним. (В ходе беседы проводится уточнение по вопросам: что такое вид?

По какому признаку распределяются растения по родам и семействам?

Что вы знаете о бинарной номенклатуре?)

(слайд 21)

Вклад Карла Линнея в зоологию и ботанику неоценим

(слайд 22).

Тысячи экспедиций снаряжались во все концы света, чтобы на месте узнавать о новых животных, об их жизни. К началу прошлого столетия исследователи изучили почти всех известных к тому времени животных, собрали великое множество фактов. Вот как сказал о загадках живой природы известный астроном Шепли : (слайд 23).

Казалось бы, что все нас окружающее давно известно и не представляет ничего интересного. Но это не так, стоит только внимательнее вглядеться в знакомое, чтобы узнать это знакомое с новой стороны. “Жить – чтобы узнавать” - таким должен быть девиз юного любителя зоологии

Ответы учащихся

Историческую справку об Аристотеле дают учащиеся (слайд 19)

Сообщение учащегося об Антонии Ван Левенгуке (слайд 20)

Ответы учащихся

( Вид - основная систематическая категория в биологии.

Бинарная номенклатура - обозначение видов животных, растений и микроорганизмов двумя латинскими словами: первое - название рода, второе – вид.

За каждым видом организмов закреплено одно латинское название (из двух слов), которое применяется во всех странах, независимо от местных названий. например, видовое название льва - Panthera leo (Panthera - означает название рода , leo - видовой эпитет), тигра - Panthera tigris. Из латинских обозначений этих животных видно, что львы и тигры относятся к одному роду, но к разным видам.

3. Заключительная часть

Работа по теме ( слайд 25,26)

Отвечают на вопросы

4. Рефлексия.

1.Что нового для себя узнали? 2.Чему научились?

3. Нарисуйте свое настроение в виде смайлика.

Ответы учащихся

5.Домашнее задание

Изучить §1,2

Ответить на вопросы стр. 7,9

Животные всегда имели большое значение для человека. Жизнь древних людей полностью зависела от их знании об окружающей природе, особенно О животных. Важно было знать, где и как охотиться на зверей и птиц, ловить рыбу, как спасаться от хищников, научиться содержать и разводить животных. Наука зоология имеет длинную и интересную историю. Первые книги о животных известны из Древнего Китая и Индии. Однако научная зоология берет начало в Древней Греции и связана с трудами великого ученого Аристотеля (IV в. до и. э.).

Он описал около 500 видов животных, разделив их на две группы: имеющие красную кровь и без крови. К первой группе Аристотель относил всех высших животных: зверей, птиц, гадов (земноводных и пресмыкающихся) И рыб; ко второй группе - низших животных: насекомых, раков, моллюсков. червей и др. Так впервые были разделены животные на позвоночных и беспозвоночных. Аристотель описал строение и развитие, распространение и значение известных тогда животных. Труды Аристотеля были для своего времени зоологической энциклопедией, а ее автора теперь вполне заслуженно называют отцом зоологии. Основной труд Аристотеля, который определил дальнейшее развитие зоологии, - «История животных». Этот труд был написан во второй половине IV в. до н. э. на древнегреческом языке, а впервые переведен на русский язык и издан в России ТОЛЬКО в 1996 г.

Средние века немного прибавили к познанию животного мира. Были забыты даже многие сведения о животных, известных в античное время. В Средние века зоологическая наука развивалась в связи с конкретными практическими задачами: содержанием и разведением животных, охотой на зверей и птиц,

Интерес к изучению животных резко возрос в эпоху Возрождения в связи с развитием торговли и мореплавания.

Из многочисленных экспедиций путешественники привозили сведения о неизвестных ранее животных, накапливались данные о распространении и многообразии животного мира.

Важное значение для изучения простейших имело изобретение микроскопа. Искусство шлифовать линзы было известно давно. Неоднократно пытались рассматривать мелкие объекты при помощи нескольких линз. Наибольшего успеха добился голландец Антони ван Левенгук (1632-1723). Его конструкция микроскопа была наиболее удачной. Он открыл и описал неизвестный тогда ученым Мир простейших животных. Приезжал к Левенгуку и Петр I с целью увидеть «тайны природы».

Число изученных организмов стало так велико, что необходимо было их классифицировать. Предлагались разные классификации растений н животных.

Наибольшее значение для дальнейшего развития зоологии имели труды шведского ученого Карла Линнея, положившие начало современной классификации животного мира и современным научным названиям растений и животных.


Большое значение для изучения животного мира России имели экспедиции, организованные Академией наук, созданной и 1725 г. по указанию Петра I.

Русский академик П.С. Паллас (1741-1811) совершил экспедиции в Поволжье, на Урал, юг Сибири, исследовал Прикаспийскую низменность, Северный Кавказ, Крым. Используя сведения собственных и других академических экспедиций, Паллас создал капитальный труд «Русско-Азиатская зоография», в котором были описаны все известные к тому времени позвоночные животные России.

Новый этап в развитии зоологии, как и других биологических наук, начинается со второй половины XIX в. после издания книги Чарлза Дарвина "Происхождение видов путем естественного отбора» (1859). Ч. Дарвин убедительно доказал, что животный мир изменяется в результате естественного развития; формирование новых видов происходит в борьбе за существование и за счет выживания наиболее приспособленных.

На основе созданного Дарвином эволюционного учения зоология стала быстро развиваться. Большие успехи были достигнуты в систематике. Об этом свидетельствует описание многих новых видов животных. Если Аристотель описал только около 500 животных, то К. Линнею стало известно 4208 видов, в начале XIX в. их было описано 48 тыс., в конце XIX столетня - 400 тыс., а сейчас известно более 1 млн видов.

Основательную поддержку эволюционное учение получило в России. Большое значение для развития зоологии имели экспедиции А.Ф. Миддендорфа на север и восток Сибири, П.П. Семенова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, их учеников и последователей в Центральную Азию, исследования по сравнительной эмбриологии А.О. Ковалевского и И.И. Мечникова, по палеонтологии - В.О. Ковалевского, по физиологии - ИМ. Сеченова и И.П. Павлова.

Изучение животных имеет длительную и интересную историю. Исследованиями многих ученых создана современная зоологическая паука, имеющая важное значение. Она продолжает успешно развиваться.

Зоологическая номенклатура - совокупность правил, регламентирующих образование и изменение научных названий таксонов. Основные принципы зоологической номенклатуры - стабильность и универсальность. Важнейшие общие правила - приоритета, омонимии, координации. Из частных правил важно определение количества слов в названии таксонов разных рангов: названия надвидовых таксонов состоят из 1-го слова, названия видов - из 2-х слов, названия подвидов - из 3-х слов. Свод правил зоологической номенклатуры содержится в Международном Кодексе зоологической номенклатуры.

Номенклатура в зоологии

(способ наименования животных) - см. статью Вид. Кроме указанных там названий рода, вида и разновидности употребляется иногда еще название подрода (subgenus), которое ставится в скобках после называется рода, напр. Neptunea (Sipho) islandica Chemn. указывает, что данный вид рода Neptunea принадлежит к тем, которые составляют в этом роде особую группу, подрод, называемый Sipho. Употребляются также обозначения подвида, систематической категории, промежуточной между видом и разновидностью, и формы, категории, стоящей между разновидностью и особью и отмечаемой буквой f. (т. е. forma).

История отечественной зоологии

Одна из основных задач зоологии – составление и описание естественной системы животного мира. Многие поколения ученых и натуралистов-любителей трудились над созданием современной систематики, без которой невозможно ни представление о биологическом разнообразии, ни понимание общих закономерностей функционирования живых организмов. И биохимик, и физиолог, и генетик, и эколог, связанные в своей работе с животными, могут интерпретировать результаты экспериментов или наблюдений, лишь четко представляя себе место объектов их исследований в общей системе органического мира. Клетки и субклеточные структуры, ткани и органы также принадлежат конкретным организмам, представителям того или иного вида. От того, насколько исследователь представляет себе положение этого вида в системе животного царства, знает о степени универсальности изучаемых признаков (а по ним определяется и степень родства), зависит и уровень обобщения результатов, и их прогностическая ценность.

Но и простой любитель природы при желании узнать побольше о том или ином животном, будь то аквариумная рыбка, певчая птичка или неизвестное насекомое, губящее урожай на садовом участке, неизбежно должен коснуться вопроса систематики: узнать, как называется это животное и по каким признакам оно отличается от других сходных, видов. И если он не хочет ограничиваться названиями типа «пестрогрудка» или «краснохвостка», то придется обратиться к определителям, справочникам, атласам, мнению специалистов. Тогда выяснится, что у данного вида животных есть научное имя, присвоенное ему первоописателем, и место в общей системе, отражающее степень родства и уровень эволюционного развития.

Несмотря на многовековую историю развития систематики животных, универсальные, международные правила зоологической номенклатуры, как это ни странно, были узаконены сравнительно недавно, в конце XIX – начале XX в. Совершенствование и уточнение Кодекса зоологической номенклатуры продолжается до настоящего времени.

Из шести основных видовых номенклатурных позиций (родовое латинское название, собственно видовое название, автор первоописания, год публикации первоописания, библиографическая ссылка, место находки типового экземпляра) четыре последних тесно связаны и с историей зоологии. При этом речь идет не только о борьбе за приоритет первооткрывателя или об оценке вклада отдельного исследователя в общую копилку зоологических знаний. Открытия новых видов животных продолжаются. Особенно много находок ждет ученых в мире беспозвоночных. Но и среди позвоночных ежегодно описывается около 100 новых видов рыб, обнаруживаются новые виды птиц и млекопитающих. Совершенствование биохимических, генетических, эколого-физиологических, этологических методов современной систематики приводит к открытию видов-двойников, трудно различимых на основе традиционных – морфологических – признаков. И во всех случаях обнаружения новых видов требуется провести их сравнение с близкородственными, уже известными животными, т.е. обратиться к истории зоологии.

Среднеазиатский тигр. Рисунок Н.А. Северцова

Как бы не стремилась наука к объективности и универсальности полученных знаний, она тесно связана с историей отдельных научных школ, культурой и теми общественными условиями, в которых работают ученые. Часто важную роль играют обстоятельства, при которых было сделано описание нового вида, и даже личность первоописателя. Не менее существенным может оказаться общественно-исторический контекст, окружавший работу того или иного ученого, преемственность зоологических знаний.

Становление отечественной зоологической школы шло в русле развития мировой науки, но при этом определились и некоторые своеобразные черты: специфические объекты долговременных исследований, традиционные формы, методы, темы и районы зоологических работ, связи науки с образованием и практической деятельностью.

Российская зоология всегда была тесно связана с вопросами охотничьего и рыбного хозяйства, проблемами рационального промысла, разработкой мер по охране природных ресурсов. На протяжении нескольких столетий отечественные зоологи неоднократно обращались к изучению бобра и соболя, кабарги и выхухоли, зубра и бурого медведя, мамонта и стеллеровой коровы. Из птиц традиционными объектами стали хищные и гусеобразные нашей фауны, из рыб – осетровые и лососевые.

Своеобразный длительный и славный путь был пройден российскими зоологами-педагогами: от «Начертания естественной истории» В.Ф. Зуева (1786) – первого отечественного учебника зоологии, до таких книг, как, например, трехтомник «Систематика млекопитающих» В.Е. Соколова (1975–1979), двухтомной «Зоологии позвоночных» Н.П. Наумова и Н.Н. Карташева (1979), «Общей орнитологии» В.Д. Ильичева, Н.Н. Карташева и И.А. Шилова (1982) и целого ряда более поздних изданий.

Наконец, наше государство (в границах существовавшего СССР) обладало видовым разнообразием млекопитающих, птиц и рыб, составляющим почти 10% от разнообразия мировой фауны в каждом из этих классов. Открытие (в том числе новых для науки видов) и изучение этого разнообразия стало делом жизни нескольких поколений зоологов отечественных научных школ. Работа эта продолжается и в настоящее время.

Значение изучения истории отдельных национальных научных школ подчеркивал российский зоолог конца XIХ в. А.П. Богданов, когда писал в 1885 г.: «Действительность же у разных культурных народов во многом, а в особенности в частностях миросозерцания и практических нужд, весьма различна, а потому и частные синтезы научных фактов необходимо будут тоже различны в разных странах и имеют свой особенный, присущий им, частный характер. Это подтверждается тем, что историю науки в каждой стране может написать только сын ее, а не пришлый гость, не переживший в душе своей нравственную и умственную борьбу при историческом развитии ее племенных идеалов жизни и культуры, которые для всесторонности человеческого развития не могут и не должны облекаться в одну общемундирную, казенно-европейскую форму».

Стеллерова корова, сивуч и морской котик – рисунок со старинной карты

Однако до сих пор, несмотря на неоднократные попытки, мы не имеем полного изложения отечественной зоологии. Множество уникального, неизвестного науке материала хранится в государственных архивах и частных собраниях. Нами были подготовлены два обзора литературы, касающейся истории отечественной зоологии в целом и ее отдельных отраслей (Шишкин, 1998, 1999). Из более поздних работ по указанной теме упомянем сводки «Московские орнитологи» (1999) и «Московские териологи» (2001), а также первый том из новой серии «Руководство по зоологии» – «Протисты, часть I» (2000) с вступительными статьями, посвященными истории зоологии, в том числе российской* .

Мы также предложили периодизацию истории отечественной зоологии, выделив в ее развитии шесть этапов. На первом из них, «предварительном », был накоплен и обобщен (в немногих письменных источниках, а преимущественно – в устной традиции) многовековой опыт русского народа в постижении природы и своего места в ней, использовании разнообразных природных ресурсов, в том числе представителей животного мира. Освоение Сибири, например, шло не только под знаком открытия новых земель, важное значение имел поиск новых запасов, как тогда говорили, «мягкой рухляди» (т.е. меха соболя и других пушных зверей) и «рыбьего зуба» (клыки моржей, бивень нарвала). Сохранившиеся тексты тех времен содержат десятки русских названий рыб, птиц и зверей.

Однако к концу XVII в. европейская наука достигла таких значительных успехов, в том числе и в области зоологии (достаточно упомянуть работы В.Гарвея, А.Левенгука, Д.Рея), что потребовались революционные преобразования государственного устройства, выполненные Петром I и его сподвижниками, чтобы в России возник особый научный центр, где могли бы работать не только приглашенные западные специалисты, но и постепенно формировалась бы отечественная школа естествоиспытателей. Петр I и сам интересовался зоологией, собирал коллекции. Созданная в 1724 г. Академия наук в С.-Петербурге знаменует начало следующего этапа в развитии российской зоологии – «академического ».

Академия сразу же включилась в процесс изучения природных ресурсов страны, ее животного и растительного мира. Те времена отмечены двумя грандиозными экспедициями: Великой Северной, или 2-й Камчатской, экспедицией (1733–1743), в которую был включен отдельный академический отряд, и великими академическими экспедициями (1768–1774) эпохи Екатерины II.

Основными результатами Великой Северной экспедиции стали не только беспрецедентные по широте охвата географические описания (с картированием) побережий империи от Беломорья до Аляски и Сахалина, но и ряд монографий, написанных участниками академического отряда: Г.Ф. Миллером, И.Г. Гмелиным, Г.В. Стеллером и С.П. Крашенинниковым. Степан Петрович Крашенинников, первый русский академик биолог, дал в своей знаменитой книге о Камчатке (1755) первое для нашей страны описание региональной фауны. Работы Крашенинникова выходят за рамки одной научной дисциплины. Взятый в экспедицию в качестве академического студента, он, занимаясь в пути изучением естественной истории и другими науками под руководством Гмелина и Миллера, удивительно быстро сформировался в самостоятельного исследователя. Сопоставляя значение Крашенинникова и Ломоносова в истории отечественной науки, академик Вернадский писал: «1737 год, когда Крашенинников отправился самостоятельным ученым на Камчатку, есть памятный год в истории русской культуры. Это было первое начало самостоятельной исследовательской научной работы русского общества. В этом году Вольф писал в Академию наук барону Корфу: «Виноградов и Ломоносов начинают уже говорить по-немецки и довольно хорошо понимают то, о чем говорится... Стали они также учиться рисованию, которое им пригодится как в механике, так и в естественной истории. Зимою они будут слушать экспериментальную физику...» Два первых русских натуралиста одновременно входили в новую жизнь: один – в безлюдье девственной природы Камчатки, другой – в реформированном университете Марбурга. Когда в 1743 г. Крашенинников вернулся в Петербург, он застал в нем Ломоносова в полном расцвете научной работы и научных планов. С появлением Крашенинникова и Ломоносова подготовительный период в истории научного творчества русского народа кончился».

К сожалению, большая часть новых животных, открытых участниками академического отряда (Гмелиным, Стеллером, Крашенинниковым), не сохранила приоритета описаний, выполненных их авторами, так как по правилам зоологической номенклатуры отсчет валидных (т.е. соответствующих этим правилам) названий начинается с 1758 г. – времени выхода десятого издания «Системы природы» К.Линнея.

Удачливее в этом отношении были участники Великих академических экспедиций 1768–1774 гг., проводившие свои исследования на территории от Причерноморья до Забайкалья: П.С. Паллас, И.И. Лепехин, С.Г. Гмелин, И.А. Гильденштедт, И.Г. Георги. Особенно велик вклад П.С. Палласа. В своем выдающемся итоговом труде «Зоогеография Россо-Азиатика» он дает описание 151 вида млекопитающих, 425 видов птиц, 11 видов амфибий, 41 вид рептилий, 241 вид рыб. Значительное число из них было описано Палласом впервые. К сожалению, этот труд, за исключением небольших фрагментов, до сих пор не переведен на русский язык.

Представления об изменяемости видов, эволюции живых существ были в этот период господства теологии редкостью (работы А.Каверзнева, К.Вольфа и др.). Гениальный Паллас, поддерживавший в начале своей научной деятельности идею эволюции, позднее высказывался в пользу доминирующей доктрины о неизменности видов.

Если рассмотренный выше этап вполне заслуживает названия «академического», то следующий (от начала XIX в. до его средины) можно назвать «университетским ». Хотя и в академии со времен основания до начала XIX в. существовали свой университет и гимназия, дело подготовки научных кадров продвигалось медленно. Число же университетов в России в это время начало стремительно возрастать. В дополнение к старейшему, Московскому университету (1755), открываются университеты в Дерпте (1802), Вильно (1803), Казани (1805), Харькове (1805), Петербурге (1819), Киеве (1834). При университетах начинают организовываться музеи и кафедры натуральной истории, научные общества, например, старейшее из ныне существующих – Московское общество испытателей природы – МОИП (1805). Основателем его стал Г.И. Фишер, получивший позднее право называться Фишером фон Вальдгеймом, избранный почетным членом академии. Фишер известен также как основатель Зоологического музея Московского университета, автор многотомной «Российской энтомографии» и «Зоогнозии», включавшей обзор мировой териофауны. В «Ориктографии Московской губернии» Фишер выступает как первый отечественный палеонтолог, предпринимая попытку описания всех природных компонентов ограниченной территории. Позднее сходная концепция получила развитие в трехтомной сводке Э.А. Эверсмана «Естественная история Оренбургского края». Эверсман был соавтором Фишера по «Энтомографии», членом-корреспондентом Академии и профессором Казанского университета.

Вдохновленный идеями Ж.Кювье и личным знакомством с этим французским естествоиспытателем, Г.И. Фишер был активным пропагандистом сравнительно-анатомического метода в зоологических исследованиях. У Фишера можно обнаружить материалистические взгляды на эволюцию органического мира. Его ученик и младший коллега К.Ф. Рулье пошел дальше не только в обосновании изменяемости видов в историческом развитии (в т.ч. на основе палеонтологических свидетельств), но и в доказательстве необходимости дополнения сравнительно-анатомических исследований наблюдениями, как бы мы сейчас сказали, экологического и этологического характера. С Рулье связывают образование первой национальной зоологической школы, но это событие относится уже к следующему этапу.

Академия наук и в первой половине XIX в. продолжала вести экспедиционные исследования. Члены академии участвовали как в кругосветных экспедициях (начиная с первой российской, 1803–1806 гг.), так и в многочисленных научных путешествиях в российских пределах. Особенно богатые естественно-научные (в том числе и зоологические) сборы, кроме кругосветных плаваний, дали многолетние экспедиции Г.И. Лангсдорфа в Бразилию, И.Г. Вознесенского в Северную Америку и на Камчатку, А.Ф. Миддендорфа в Сибирь и на Дальний Восток, К.М. Бэра на Каспий, Г.И. Радде в Забайкалье и Амурский край.

В 1832 г. на базе старой Кунсткамеры создается зоологический музей академии, директором которого становится Ф.Ф. Брандт. За почти полувековой период научной работы в России академику Брандту удалось создать музей европейского уровня, опубликовать не одну сотню статей, среди которых выделялся целый ряд блестящих сравнительно-анатомических работ по нынеживущим и вымершим животным. Брандту принадлежат и важные первоописания рыб, птиц и млекопитающих российской и мировой фаун. Он первым начал издавать сводки по истории отечественной зоологии.

Наиболее известным из сложившегося в это время в академии «зоологического триумвирата» (Брандт, Бэр, Миддендорф) был, конечно, К.М. Бэр. И не только своими достижениями в области эмбриологии и антропологии, но и тщательными работами по изучению рыбных запасов России, опубликованными в многотомнике «Исследования о состоянии рыболовства в России».

Академик А.Ф. Миддендорф, младший соратник Брандта и Бэра, не только опубликовал многотомный отчет о своем сибирском путешествии, где особо выделяется часть «Сибирская фауна» с обилием экологических и зоогеографических наблюдений и построений, часто весьма современных. Занимаясь проблемой вида, его изменчивостью, в том числе и географической, Миддендорф ввел в музейную практику сбор серийных коллекций, утвердил современный тип подробной научной этикетки, что значительно увеличило объем, достоверность и разнообразие первичной информации.

Упомянутому «триумвирату» принадлежала и инициатива исследований об обстоятельствах вымирания животных по вине человека – работ, предвосхитивших мощное природоохранное направление отечественной зоологии.

К оценке эволюционных теорий, которые начали появляться к середине XIX в., Бэр, Брандт и Миддендорф относились сдержанно, больше полагаясь на авторитет Ж.Кювье, чем на энтузиазм Ж.Сент-Илера.

В 50–60-х гг. XIX в. в мире и России происходит целый ряд событий, которые не могли не отразиться на развитии науки, в том числе и зоологии. Накопленные предыдущими поколениями ученых данные привели к созданию теории эволюции, с материалистических позиций объясняющей развитие и многообразие форм жизни на Земле. Эволюционные воззрения стали появляться в сравнительно-анатомических, эмбриологических, палеонтологических, зоогеографических и других исследованиях. Начиналась специализация традиционной зоологии, зарождались генетика, экология, цитология и ряд других наук, расцвет которых наступит в XX в.

В России отмена крепостного права и некоторые другие социальные преобразования привели к демократизации многих форм общественной жизни, в том числе науки и образования. Этот период развития зоологии можно назвать «этапом научных обществ ». В дополнение к немногим уже существовавшим естественно-научным обществам (МОИП, Русское географическое общество и др.) возникают новые (например, 1859 г. – Русское энтомологическое общество, в 1863 г. – Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии, при котором А.Н. Северцов начинает в 1916 г. издание Зоологического журнала).

На I съезде русских естествоиспытателей и врачей, организованном в 1867 г. во многом по инициативе К.Ф. Кесслера, зоолога и ихтиолога, принимается решение об учреждении при российских университетах научных обществ естествоиспытателей, аналогичных МОИПу, заметим – с государственным субсидированием! Такие общества возникли в Петербурге, Казани, Киеве, Харькове, Одессе, Екатеринбурге, Астрахани. К небольшой группе профессиональных ученых (главным образом из академии) присоединяется отряд университетских преподавателей, а также натуралисты-любители из различных слоев общества: от высшего дворянства до купцов и разночинцев.

В дополнение к продолжающейся экспедиционной деятельности (в этот период свои путешествия совершили Н.А. Северцов, А.П. Федченко, Н.М. Пржевальский, Н.Н. Миклухо-Маклай, И.С. Поляков и другие) начинают возникать первые биостанции: Севастопольская (1871), Соловецкая (1881), на Глубоком озере (1891) и т.д. Интенсивно изучается морская, а также пресноводная фауна, постепенно формируются основы гидробиологии. Исследователи наземных позвоночных публикуют специальные работы, посвященные группам видов, например, копытных, грызунов, отдельных семейств птиц. Предпринимаются попытки создания обобщающих сводок по рыбам, пресмыкающимся, птицам и млекопитающим, а также по некоторым отрядам насекомых. Появляются первые карты ареалов. Обсуждаются вопросы исторической смены и происхождения локальных фаун.

Российские естествоиспытатели с энтузиазмом восприняли теорию Дарвина (достаточно упомянуть Н.А. Северцова, С.А. Усова, братьев Ковалевских, И.И. Мечникова, К.А. Тимирязева, М.А. Мензбира) и не без успеха применили ее в эмбриологических, палеонтологических и сравнительно-анатомических исследованиях.

Экология в этот период оформилась как самостоятельная наука, пройдя в России путь от пионерной работы Н.А. Северцова до исследований М.Н. Богданова, А.А. Силантьева (зоологов), В.В. Докучаева, Г.Ф. Морозова и др.

Очковая гага. Из первоописания Ф.Ф. Брандта

В начале XX в. публикуют свои эволюционные исследования А.Н. Северцов и Н.К. Кольцов.

В период «научных обществ» происходит консолидация естествоиспытателей не только в России, но и во всем мире. В 1889 г. состоялся первый международный съезд зоологов. На Первом международном орнитологическом конгрессе (1884) председательствовал российский зоолог Г.И. Радде.

Для рассматриваемого этапа развития российской зоологии характерно также усиление прикладных и педагогических аспектов науки. Создаются учебники университетского типа как по зоологии, так и по сравнительной анатомии. Печатаются атласы, определители. Прикладная тематика охватывает проблемы охраны природы, акклиматизации животных и растений, разработку научных основ рационального рыболовства (включая рыборазведение) и охотничьего промысла, пчеловодства, шелководства и т.д. Ученые определяют наиболее эффективные способы борьбы с вредителями сельского хозяйства, занимаются научными вопросами селекции. Начинаются исследования в области эпидемиологии, зарождается медицинская зоология.

Русские зоологи стали осознавать себя единым коллективом исследователей, они заботятся о преемственности научной работы. А.П. Богданов начинает публикацию материалов по истории российской зоологии (вышло 4 тома), а Ф.П. Кеппен – «Библиотеку российской зоологии» (подробнее об этих и подобных изданиях см. наш обзор 1998 г.).

«Советский период » развития зоологии заслуживает отдельного сообщения, а может быть, и нескольких, учитывая возросшее в несколько раз число отечественных исследователей, специализированных зоологических и экологическийх учреждений (в том числе в системе Академии наук), оформившуюся значительную дифференциацию зоологических дисциплин, появление новых комплексных научных направлений. Наверное, должно пройти некоторое время, для того чтобы можно было получить достаточно объективную картину этого периода, взвесить все плюсы и минусы жесткого государственного регулирования науки (в нашем случае зоологии).

Мы решили предложить деление этого периода развития отечественной зоологии на два этапа. Первый, который можно назвать «институтским », начинается с 1917 г. и длится примерно до 1960-х гг. XX в. Второй, условно названный «координационным », – этап создания научных советов, специализированных научных обществ по отдельным зоологическим дисциплинам, координации международного сотрудничества. Он обозначился со второй половины XX в. и продолжается в какой-то степени до настоящего времени, несмотря на резкое изменение общественно-политических условий в нашей стране. Ограниченность объема газетной статьи не позволяет нам сколько-нибудь подробно рассмотреть особенности этих двух этапов. Заинтересованного читателя мы отсылаем к уже упоминавшейся нашей статье (Шишкин, 1999).

Краснозобая казарка. Рисунок из описания П.С. Палласа

Подводя итог краткому описанию развития отечественной зоологии, мы хотели бы подчеркнуть высокий патриотизм большинства российских зоологов (часто несмотря на заграничное происхождение – на первых этапах многие из ученых были выходцами из немецких земель), их преданность науке, желание донести собранные знания до широких масс населения. Жизнь и труды таких людей часто оказывались достойны не только сухого исторического обзора, но и пера романиста. Их заслуги, достижения, нравственные идеалы могут стать примером, достойным подражания, и иметь большое воспитательное значение.

Литература

Мазурмович Б.Н. Выдающиеся отечественные зоологи. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1960.
Московские орнитологи. – М.: Изд-во МГУ, 1999.
Московские териологи. – М.: Изд-во КМК, 2001.
Плавильщиков Н.Н. Очерки по истории зоологии.– М.: Учпедгиз, 1941.
Протисты: Руководство по зоологии. Ч. 1. – СПб.: Наука, 2000.
Шишкин В.С. К историографии отечественной зоологии // Зоол. журн., 1998, т. 77, вып. 1.
Шишкин В.С. Зарождение, развитие и преемственность академической зоологии в России // Зоол. журн., 1999, т. 78, вып. 12.

С глубокой древности люди накапливали опыт использования естественных ресурсов, среди которых важную роль играли различные животные. Добывая их, они постепенно познавали жизнь и строение животных. Начало зоологии как науке положил знаменитый древнегреческий ученый и философ Аристотель (IV в. до н. э.). В своих работах «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных» и др. он дал описание 452 различных известных в то время животных. Значительный вклад Аристотель внес в изучение строения животных, рассматривая их части тела во взаимосвязи.

Великая эпоха Возрождения (XV-XVI вв.) была временем нового расцвета науки. Путешествия великих землепроходцев того времени - Колумба, Марко Поло, Магеллана и многих других - намного обогатили знания человечества о животном мире разных континентов.

Накопленный к концу XVI в. обширный материал о фауне различных частей Земли потребовал их систематизации и обобщения. Из подобных обобщающих зоологических работ наибольшую ценпость представляет многотомная сводка швейцарского ученого К. Геспера (1516 - 1565) «История животных» - подлинная энциклопедия для того времени данных о животном мире.

В XVII в. был создан микроскоп, который открыл перед зоологами обширный и удивительный мир мельчайших животных и позволил приступить к изучению тончайших структур органов многоклеточных животных. Из первых зоологических исследо­ваний с помощью микроскопа надо прежде всего отметить работы голландского натуралиста А. Левенгука (1632-1723), который опубликовал 4-томный труд «Тайны природы, открытые при помощи микроскопа». Им были открыты инфузории, описаны эритроциты, мышечная ткань высших животных и многое другое. Итальянский ученый М. Малышги (1628-1694) описал капилляры в кровеносной системе позвоночных животных, сделал цепные открытия в области микроскопического строения выделительных органов и покровов различных животных.

В физиологии много сделали М. Сервет (1511-1543) и особенно У. Гарвей (1578-1657), описавшие кровообращение у человека. В XVII-XVIII вв. зародились современная систематика животных и палеонтология. С именем Ж. Кювье (1769-1832) связана разработка принципа корреляции, согласно которому все части и органы животного организма находится в неразрывной связи друг с другом, и изменение одного из них влечет изменение остальных органов тела. Этим положением пользуются палеонтологи, восстанавливая целое животное на основе его останков, найденных в окаменелом состоянии.

Большие заслуги в развитии идей эволюции животных принадлежат знаменитому французскому естествоиспытателю Ж. Ламарку (1744-1829). Он развил и усовершенствовал систематику животных, предложенную К- Линнеем, проделал большую работу по изучению беспозвоночных.

Окончательно победили идеи эволюции в биологии после опубликования Ч. Дарвином (1809-1882) его основного труда «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859). В этой замечательной работе Ч. Дарвин не только доказал существование изменчивости видов и эволюции всего органического мира, но и вскрыл причины этого процесса. Он объяснил целесообразность организации и приспособленность живых существ как результат действия длительного естественного или искусственного отбора - важнейшего фактора эволюции.

Быстрое развитие зоологических исследований в конце XIX в. и особенно в XX в. было тесно связано с ростом животноводства, рыбного и охотничьего промыслов и других отраслей сельского хозяйства, использующих данные зоологии. Развитие зоологической науки во многом способствовало росту и совер­шенствованию сельского хозяйства, охране здоровья человека. Накопление огромного фактического материала и теоретических построений, о животных и их жизни повлекло разделение зоологии в XIX в. и начале XX в. на ряд отраслей - зоология стала комплексной наукой.

В нашей стране зоология имеет длительную и славную историю. Большое значение для развития русской зоологической науки имели труды профессора Московского университета К. Рулье (1814-1858), в которых он развивал идеи единства организма животного и окружающей среды, стремился показать, что изменения условий жизни вызывают изменения животных. К. Рулье выступал против метафизических взглядов Ж. Кювье, и других ученых, отстаивающих теорию неизменности видов.

Особенно быстро стала развиваться русская зоологическая наука во второй половине XIX в. после опубликования Ч. Дарвином теории эволюции органической природы. Передовые ученые России - ботаник К.А. Тимирязев (1843-1920), зоологи A.О. Ковалевский (1840-1901), И.И. Мечников (1845-1916).

1. Методы изучения животных.

Основная задача зоологии состоит во всестороннем изучении всех групп животных, начиная с самых примитивных, объединяемых в тип простейших, и кончая самыми высшими - млекопитающими. Для решения указанной задачи необходимы исследования различного рода: морфологические, физиологические, экологические, зоогеографические и др.

Морфологические исследования посвящены изучению наружного и внутреннего строения организмов. В течение многих веков исследования этого рода велись невооруженным глазом на целых и вскрытых животных. Около 300 лет назад при изучении живых существ начали применять световые микроскопы, в результате чего были впервые открыты многие организмы, о существовании которых ранее не подозревали ввиду их очень малой величины, и стали возможными исследования тонкого строения тел всех организмов.

Физиологические исследования, которые проводятся в тесной связи с биохимическими и биофизическим исследованиями, посвящены изучению функций отдельных частей тела и жизнедеятельности всего организма. Исследования этого рода позволяют выявить связь между строением и работой каждой части тела и согласованность в строении и функционировании разных частей тела между собой. В последнее время количество физиологических исследований, посвященных разным группам животных, быстро возрастает.

Экологические исследования посвящены изучению связей организмов со средой обитания, выявлению их приспособлений к характерным особенностям последней. Эта исследования проводятся в тесном взаимодействии с морфологическими и физиологическими исследованиями и основаны на всестороннем познании образа жизни изучаемых животных и условий среды обитания.

Биогеографические исследования посвящены изучению закономерностей распространения каждой группы opганизмов на земном шаре, выяснению состава флоры (т.е. совокупности всех видов растений) и фауны (т.е. совокупности всех видов животных) разных частей нашей планеты Виды, обитающие в той или иной части Земли, приспособлены к условиям окружающей их среды. Но органический мир сходных по климату и другим условиям частей земного шара может быть совершенно различен. Это объясняется тем, что условия, в которых протекала в прошлые геологические времена эволюция организмов в таких частях земли, были несходны. Таким образом, изучение географического распространения групп животных важно для выяснения эволюции этих групп, степени родства между ними.

2. Основные черты животного организма.

Жизнь на Земле зародилась очень давно - около 4 млрд. лет назад. За этот огромный промежуток времени органическая природа прошла сложный путь развития - от первичного живого вещества до современных сложнейших организмов. Эволюция живой природы на нашей планете привела к образованию двух основных групп организмов: животных и растений.

Важное отличие между ними заключается в характере обмена веществ. Животные - в основном гетеротрофные организмы, т.е. организмы, питающиеся органическими веществами, созданными другими животными и растениями. Напротив, подавляющее большинство растений - а втотрофные организмы, способные при помощи фотосинтеза и других физико-химических процессов создавать органические вещества своего те­ла из неорганических веществ внешней среды. Но эта важная черта отличия животных от растений неабсолютна. Среди растений есть некоторые группы (например, грибы), которые не могут синтезировать органические вещества из неорганических и питаются гетеротрофно. С другой стороны, у некоторых низших животных, например у обычных обитателей наших водоемов - эвглен, в теле имеются хлорофилловые зерна, что позволяет им на свету питаться подобно растениям. Но помещенные в темноту эвглены не погибают, а начинают поглощать органические вещества подобно другим животным.

Подавляющее большинство животных обладают подвижностью, могут перемещаться или совершать различные движения. Растения же, как правило, неподвижны. Но у некоторых высших растений (мимоза, росянка и др.) наблюдается движение отдельных частей (например, листьев), а многие низшие одноклеточные растения могут передвигаться в пространстве. Клетки тела животных обычно не имеют целлюлозных оболочек и не содержат вакуолей клеточного сока, весьма характерных для клеток растений. Но и эти отличия в строении клеток присущи не всем животным и растениям.

Таким образом, провести резкую границу между животными и растениями невозможно. Если высшие, сложно организованные животные и растения резко отличны, то низшие их формы обнаруживают черты сходства. На общность указывает и клеточное строение тела.

3. Виды симбиоза.

Отношения животных, обитающих в той или иной среде, характеризуются взаимовлиянием прямым, непосредственным, или косвенным. Сожительство организмов разных видов получило название симбиоз.

4. Эволюция, как постоянный процесс.

Происхождение видов живых существ - центральный вопрос науки о жизни. Отдельные попытки объяснить естественным путем возникновение одних видов от других успеха не имели. Только в начале XIX в. французский ученый Ж. Ламарк (1744-1829) в книге «Философия зоологии», вышедшей в свет в 1809 г., ясно сформулировал эволюционную идею. Суть последней заключалась в том, что самые простые группы организмов возникли из неживой материи, а потом постепенно развивались, становясь все более сложными. Только спустя 50 лет после опубликования «Философии зоологии» английский ученый Чарлз Дарвин (1809-1882) в своем труде «Происхождение видов», изданном в 1859 г., используя многочисленные данные разных биологических наук, накопленные главным образом в первой половине XIX в., и результаты своих разнообразных исследований, выполненных во время пятилетнего кругосветного путешествия, и в течение последующих лет, привел неопровержимые доказательства исторического развития органического мира и объяснил, как естественным путем возникали и постепенно совершенствовались приспособления растений и животных к их среде обитания.

Любые признаки всех организмов подвержены наследственной изменчивости. Изменения признаков совершаются в разных направлениях. Например, окраска шерсти может становиться темней или светлей, причем размах этих изменений может быть различным, например от небольшого потемнения до значительного и т.д.

Все организмы способны к усиленному размножению, источники же питания, места обитания и другие блага, необходимые для жизни, ограничены. Поэтому в природе между организмами происходит борьба за существование принимающая различные формы. Внутривидовая борьба за существование наблюдается между представителями одного и того же вида из-за пищи, мест обитания и т.д.

5. Развитие животного мира.

Палеонтологическая летопись показывает общую картину развития органической природы. Датировать точно возникновение тех или иных групп животных трудно. Палеонтология рисует эволюцию жизненных форм лишь крупными мазками. Геологическая история насчитывает около 4 млрд. лет. Ее подразделяют на эры: архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую, кайнозойскую. Эра отражает крупные этапы эволюции животных и растений. Эры подразделяются на периоды, так в палеозойской эре различают периоды: кембрийский, ордовик, силурийский, девонский, каменноугольный, пермский; в мезозойской - триасский, юрский, меловой; в кайнозойской -третичный и четвертичный (современный). Появление жизни на Земле приурочивается к архейской эре. В отложениях протерозойской эры обнаружены бактерии, водоросли и ряд низших беспозвоночных - радиолярии, губки. В палеозойскую эру животный мир достиг уже большого разнообразия. В начале эры жизнь была сосредоточена в море. Животные были представлены беспозвоночными, а растения - преимущественно водорослями. Первые наземные растения обнаружены в кембрии, в ордовике - первые позвоночные (рыбы). В девоне найдены костистые рыбы и амфибии, в каменноугольном периоде - стегоцефалы (из древних амфибий), хрящевые рыбы. Произошло разделение амфибий на хвостатых и бесхвостых. Существовали в ту поры и насекомые, и пауки. Мезозойскую эру называют веком пресмыкающихся. Первые рептилии найдены в каменноугольном периоде палеозойской эры, но массовое развитие их произошло в мезозое. Поражают разнообразие форм и нередко гигантские их размеры. Одни доминировали на суше, другие жили в водоемах, третьи были способны к полету. В мезозойскую эру появились первые птицы и млекопитающие, цветковые растения, тогда как плауновые, хвощи и папоротники постепенно теряли господствующее среди растений положение.

В кайнозойскую эру флора и фауна Земли постепенно приобрели современный состав. В растительном мире все больше преобладали покрытосеменные. Вымерли характерные для мезозоя головоногие моллюски - аммониты и белемниты. Пресмыкающиеся потеряли господствующее положение среди позвоночных, уступив место млекопитающим и птицам, которые дали большое разнообразие форм. В эту эру (2-3 млн. лет назад) появился на Земле человек разумный.

6. Система царства животных.

Всестороннее изучение животных показало, что царство животных состоит из огромного количества групп, различающихся по особенностям своей организации. При установлении этих групп применяют систему соподчиненных систематических категорий. Основной систематической категорией является вид (например, дикий кабан, пчела медоносная, аскарида свиная). Организмы, относящиеся к одному виду, легко скрещиваются друг с другом и дают плодовитое потомство. Таким образом, особи одного вида обмениваются между собой генами и поэтому очень похожи друг на друга. Каждый вид распространен на определенной территории (водной или наземной), которая называется ареалом данного вида.

Распространение особей одного вида на протяжении его ареала неравномерно, в одних местах они многочисленны, в других встречаются редко или совсем отсутствуют. Совокупность особей одного вида, обитающих на какой-нибудь части ареала, называется популяцией. Таким образом, каждый вид, как правило, состоит из множества популяций, причем даже близко обитающие популяции могут несколько отличаться друг от друга, если условия их жизни неодинаковы (например, одна популяция населяет лес, а другая - рядом расположенный луг). Если условия на протяжении ареала, достаточно большого, постепенно меняются (понижается средняя годовая температура, повышается влажность и т.п.), то признаки популяций тоже постепенно меняются. Таким образом, изучение популяций домашних животных имеет большое практическое значение.

Близкие виды объединяются в один род. Близкие роды объединяются в семейство, семейства - в отряд, отряды - в класс, классы - в тип. Часто устанавливаются промежуточные категории: подрод (между родом и видом), подсемейство (между семейством и родом), подотряд (между отрядом и семейством), подкласс (между классом и семейством), подтип (между типом и классом). Кроме того, употребляют: надкласс (между подтипом и классом), надотряд (между подклассом и отрядом), надсемейство (между отрядом и семейством).

№ 2 – Биологическая характеристика одноклеточных и многоклеточных.