Аннотация издательства: Алексей Иванович Шахурин - нарком авиационной промышленности СССР в годы Великой Отечественной войны. Его воспоминания как о своей деятельности на этом посту, так и о работе авиационной промышленности страны в целом могут прояснить некоторые вопросы воздушной войны на восточном фронте.
Неожиданное назначение
То, что было до этого
До войны - полтора года
Сделать все, чтобы успеть
Час испытаний настал
На восток
Самолеты идут на фронт
Больше и лучше
Быт авиастроителей
Испытанные в бою
Примечания
Неожиданное назначение
Назначение народным комиссаром авиационной промышленности, с чего мне хочется начать свои воспоминания, было для меня полной неожиданностью. В первых числах января 1940 года в Горький, где я работал секретарем обкома партии, позвонили из Центрального Комитета. Мне был задан один вопрос:
Товарищ Шахурин, можете ли вы сегодня выехать в Москву?
Я ответил, что сейчас идет сессия областного Совета депутатов трудящихся, я председательствую на ней, продлится она весь сегодняшний, а возможно, и завтрашний день.
Тогда, товарищ Шахурин,- сказали мне.- объясните товарищам, что вас срочно вызывают в ЦК.
А возможность выехать немедленно есть?
Через два часа отходит поезд.
Тогда выезжайте.
По опыту работы секретарем обкома в Ярославле и в Горьком я знал, что если не говорят, зачем вызывают, то выяснять нет смысла. Однако, ни о чем не спросив звонившего мне, я подумал: "Чем объяснить этот совершенно неожиданный вызов? К чему готовиться?" Начал перебирать в уме, какие вопросы могут вызвать недовольство, какие - особо заинтересовать ЦК, и ответа не нашел. Дела шли в целом неплохо, проблем, требовавших экстренного обсуждения или решения, на мой взгляд, не было.
Позвонил домой, сообщил, что срочно еду в Москву. Затем стал подбирать материалы, которые могли понадобиться для разного рода справок.
Очень хорошо,- сказали мне,- побудьте здесь. Если в
Крылья победы отделах у вас есть какие-либо дела, займитесь ими, но так, чтобы мы знали, где вы находитесь, и в любой момент могли вас разыскать.
Ничего не ясно. Значит, вопрос, по которому меня вызывали, будет решаться не здесь или же здесь, только в другое время. Но почему тогда вызов был таким срочным? Зашел в один отдел, другой, поговорил с товарищами о разных делах, но мысль о том, зачем вызвали, не давала покоя. Так прошел почти весь день. Наконец около пяти часов мне сказали, что нужно ехать в Кремль к товарищу Сталину.
Путь от Старой площади до Кремля, где работал Сталин, короток, но нетрудно представить, сколько мыслей промелькнуло у меня в голове за эти недолгие минуты.
Автомобиль нырнул в ворота Спасской башни, и мы подъехали к нужному нам зданию. Поднялись на второй этаж, вошли в приемную. Нас уже ждали и без промедления провели в кабинет. Это была длинная комната, в которой стоял большой покрытый синим сукном стол с придвинутыми стульями, а чуть поодаль еще письменный стол и столик с телефонными аппаратами. В кабинете находились Сталин, Молотов, Ворошилов и другие члены Политбюро. Все, кроме Сталина, ходившего по комнате, сидели.
Сталин предложил нам сесть и некоторое время молча продолжал ходить. Потом остановился около меня и сказал:
Мы хотим назначить вас наркомом авиационной промышленности. Нужны свежие люди, хорошие организаторы и знающие к тому же авиационное дело. Как вы на это смотрите?
Предложение было неожиданным. Я не знал, что сказать. Ответил: вряд ли справлюсь с этим делом. Тем более в Горьком я недавно, работать там интересно, есть немало планов на будущее, которые хотелось бы осуществить.
Вон какой областью руководите и тут справитесь,- добродушно заметил Ворошилов.
Молотов попросил меня уточнить, где я работал раньше, особенно интересовался работой в Военно-воздушной академии. Задавали еще вопросы. В это время к Сталину подошел его секретарь Поскребышев и что-то доложил. Сталин сказал:
Пусть заходит!
Поскребышев вышел и вернулся с молодым человеком в военной форме. Обращаясь ко мне, Сталин спросил:
Вы знакомы?
Нет,- ответил я.
Тогда познакомьтесь. Это конструктор Яковлев. И показал на меня:
А это новый нарком авиационной промышленности товарищ Шахурин.
Я понял, что вопрос о моем назначении решен. Сталин спросил меня:
Сколько вам лет?
Тридцать пять,- ответил я.
Ну вот видите,- бросил он Яковлеву.- какой молодой у вас нарком. Это хорошо.
Я заметил, что с приходом Яковлева у Сталина появился шутливый тон. До этого, как мне казалось, в его голосе слышались нотки сомнения, озабоченности.
Подойдя снова ко мне, Сталин сказал:
Товарищ Яковлев будет вашим заместителем по опытному самолетостроению. О других заместителях поговорим потом, а сейчас скажите, кого бы вы рекомендовали секретарем обкома в Горьком вместо себя?
Я назвал председателя облисполкома Михаила Ивановича Родионова, который до этого работал третьим секретарем обкома и занимался в области сельским хозяйством.
Я его хорошо знаю.
И охарактеризовал Михаила Ивановича. Коренной горьковчанин. По образованию учитель. Долго работал секретарем райкома, хорошо знает людей. Пользуется у них доверием, авторитетом. Одним словом, во всех отношениях человек для этой работы наиболее подходящий.
И я не ошибся. Всю войну Михаил Иванович был секретарем обкома, и хорошим секретарем, а после войны возглавил Совет Министров РСФСР{1}.
Разговор подошел к концу. Я попросил разрешения съездить в Горький, чтобы сдать дела. Сталин немного помедлил, а затем сказал, что сделать это вряд ли удастся:
Дела передать нужно в Москве. Работа, которая вас ждет, не терпит отлагательства. Всех, кого нужно, пригласим сюда. А в Горький мы пошлем представителя ЦК, который доложит обкому о принятом решении. Вам же нельзя терять ни одного дня и ни одного часа.
нарком авиационной промышленности
Биография
Родился 12 февраля 1904 года в селе Михайловское Подольского уезда Московской губернии (ныне Московская область). Сын крестьянина.
С 1919 года работал электромонтёром в Подольске , с 1921 года фрезеровщиком на заводе «Манометр» в Москве. Член ВКП(б) с 1925 года. В 1925 году переведён на комсомольскую работу - секретарь Бауманского райкома комсомола города Москвы, затем работал в Наркомате торговли РСФСР.
Окончил Московский инженерно-экономический институт в 1932 году. С 1933 года на военной службе. В 1933-1938 годах служил в научно-исследовательском и учебном отделе Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. С февраля 1938 года парторг на заводе Наркомата авиационной промышленности.
В 1938-1939 годах первый секретарь Ярославского областного комитета ВКП(б). Нормализовал общественно-политическую ситуацию в области, наладил партийную работу после массовых репрессий.
В 1939-1940 годах первый секретарь Горьковского областного комитета ВКП(б).
В 1940-1946 годах Нарком авиационной промышленности. Летом 1944 года Сталин поручил Шахурину обследовать всё, что можно, вместе с наступающими войсками на немецком ракетном полигоне, который предстояло захватить Красной Армии на территории Польши.
В 1946 году Шахурин репрессирован по «авиационному делу». 10-11 мая 1946 года Военная коллегия Верховного суда СССР под председательством В. В. Ульриха осудила его на 7 лет по обвинению в «превышении власти» и «выпуске нестандартной, недоброкачественной и некомплектной продукции».
В приговоре А.И.Шахурин обвинялся в следующем: "на протяжении длительного времени выпускал самолеты и моторы с большими конструктивно -производственными недоделками и по сговору с командованием Военно-Воздушных Сил постановлял их на вооружение ВВС, в результате чего в авиационных частях произошло большое количество аварий и катастроф, гибли летчики, а также скапливалось много бракованных самолетов, которые нельзя было использовать в боях с немцами...".
29 мая 1953 года реабилитирован и освобождён. 2 июня 1953 года возвращены все награды и звания.
В 1953-1957 годах Заместитель Министра авиационной промышленности СССР, первый Заместитель Министра авиационной промышленности СССР.
В 1957 - августе 1959 года заместитель председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по внешнеэкономическим связям.
Его сын Владимир (1928-1943) известен тем, что 3 июля 1943 года застрелил дочь посла Константина Уманского Нину и затем застрелился сам.
Награды
- Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1941 года за выдающиеся заслуги в производстве самолётов в трудных условиях военного времени Алексею Ивановичу Шахурину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением Золотой медали «Серп и молот» и ордена Ленина.
- Награждён двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Суворова I степени, орденом Кутузова I степени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды.
Алексей Иванович Шахурин (12 февраля 1904(19040212) 3 июля 1975 Нарком авиационной промышленности (1940 1946), Герой Социалистического Труда, генерал полковник инженерно авиационной службы. Биография В 1938 1939 годах был первым секретарём… … Википедия
Шахурин Алексей Иванович Энциклопедия «Авиация»
Шахурин Алексей Иванович - А. И. Шахурин Шахурин Алексей Иванович (19041975) советский государственный деятель, генерал полковник инженерно авиационной службы (1944), Герой Социалистического Труда (1941). После окончания Московского инженерно экономического… … Энциклопедия «Авиация»
Шахурин Алексей Иванович - А. И. Шахурин Шахурин Алексей Иванович (19041975) советский государственный деятель, генерал полковник инженерно авиационной службы (1944), Герой Социалистического Труда (1941). После окончания Московского инженерно экономического… … Энциклопедия «Авиация»
Шахурин Алексей Иванович - А. И. Шахурин Шахурин Алексей Иванович (19041975) советский государственный деятель, генерал полковник инженерно авиационной службы (1944), Герой Социалистического Труда (1941). После окончания Московского инженерно экономического… … Энциклопедия «Авиация»
ШАХУРИН Алексей Иванович - (1904 75) политический деятель, Герой Социалистического Труда (1941), генерал полковник инженерно авиационной службы (1944). С 1938 1 й секретарь Ярославского, Горьковского обкомов ВКП(б). В 1940 46 нарком, в 1953 59 заместитель министра… … Большой Энциклопедический словарь
Шахурин Алексей Иванович - (25.2. 1904, с. Михайловское, ныне Московскойобласти, ‒ 3.7.1975, Москва), советский государственный деятель, Герой Социалистического Труда (1941), генерал полковник инженер (1944). Член КПСС с 1925. Родился в крестьянской семье. С 1921 рабочий.… … Большая советская энциклопедия
Шахурин Алексей Иванович - (1904 1975) советский государственный деятель, генерал полковник инженерно авиационной службы (1944), Герой Социалистического Труда (1941). После окончания Московского инженерно экономического института (1932) работал в авиационной промышленности … Энциклопедия техники
Шахурин Алексей Иванович - (1904 1975), политический и государственный деятель, Герой Социалистического Труда (1941), генерал полковник инженерно авиационной службы (1944). С 1938 1 й секретарь Ярославского, Горьковского обкомов ВКП(б). В 1940 46 нарком, в 1953 59… … Энциклопедический словарь
Шахурин, Алексей Иванович - (25.02.1904 1975) советский государственный деятель, Герой Социалистического труда, генерал полковник инженерно авиационной службы. В 1940 1946 гг. нарком авиационной промышленности СССР. В марте 1946 года вместе с А. А. Новиковым незаконно… … Большая биографическая энциклопедия
Родился 12 февраля 1904 года в селе Михайловское Подольского уезда Московской губернии (ныне Московская область). Сын крестьянина.
С 1919 года работал электромонтёром в Подольске, с 1921 года фрезеровщиком на заводе «Манометр» в Москве. Член ВКП(б) с 1925 года. В 1925 году переведён на комсомольскую работу - секретарь Бауманского райкома комсомола города Москвы, затем работал в Наркомате торговли РСФСР.
Окончил Московский инженерно-экономический институт в 1932 году. С 1933 года на военной службе. В 1933-1938 годах служил в научно-исследовательском и учебном отделе Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. С февраля 1938 года парторг на заводе Наркомата авиационной промышленности.
В 1938-1939 годах первый секретарь Ярославского областного комитета ВКП(б). Нормализовал общественно-политическую ситуацию в области, наладил партийную работу после массовых репрессий.
В 1939-1940 годах первый секретарь Горьковского областного комитета ВКП(б).
В 1940-1946 годах Нарком авиационной промышленности. Летом 1944 года Сталин поручил Шахурину обследовать всё, что можно, вместе с наступающими войсками на немецком ракетном полигоне, который предстояло захватить Красной Армии на территории Польши.
В 1946 году Шахурин репрессирован по «авиационному делу». 10-11 мая 1946 года Военная коллегия Верховного суда СССР под председательством В. В. Ульриха осудила его на 7 лет по обвинению в «превышении власти» и «выпуске нестандартной, недоброкачественной и некомплектной продукции».
В приговоре А.И.Шахурин обвинялся в следующем: "на протяжении длительного времени выпускал самолеты и моторы с большими конструктивно -производственными недоделками и по сговору с командованием Военно-Воздушных Сил постановлял их на вооружение ВВС, в результате чего в авиационных частях произошло большое количество аварий и катастроф, гибли летчики, а также скапливалось много бракованных самолетов, которые нельзя было использовать в боях с немцами...".
29 мая 1953 года реабилитирован и освобождён. 2 июня 1953 года возвращены все награды и звания.
В 1953-1957 годах Заместитель Министра авиационной промышленности СССР, первый Заместитель Министра авиационной промышленности СССР.
В 1957 - августе 1959 года заместитель председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по внешнеэкономическим связям.
Его сын Владимир (1928-1943) известен тем, что 3 июля 1943 года застрелил дочь посла Константина Уманского Нину и затем застрелился сам.
Награды
- Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1941 года за выдающиеся заслуги в производстве самолётов в трудных условиях военного времени Алексею Ивановичу Шахурину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением Золотой медали «Серп и молот» и ордена Ленина.
- Награждён двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Суворова I степени, орденом Кутузова I степени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды.
Алексей Иванович Шахурин (12 (25 февраля) 1904 года, с. Михайловское Подольского района Московской области, - 3 июля 1975 года, г. Москва) - Нарком авиационной промышленности (1940-46), генерал-полковник инженерно-авиационной службы, Герой Социалистического Труда (1941).
Биография
Родился 12 февраля 1904 года в селе Михайловское Подольского уезда Московской губернии (ныне Московская область). Сын крестьянина.
С 1919 года работал электромонтёром в Подольске, с 1921 года фрезеровщиком на заводе «Манометр» в Москве. Член ВКП(б) с 1925 года. В 1925 году переведён на комсомольскую работу - секретарь Бауманского райкома комсомола города Москвы, затем работал в Наркомате торговли РСФСР.
Окончил Московский инженерно-экономический институт в 1932 году. С 1933 года на военной службе. В 1933-1938 годах служил в научно-исследовательском и учебном отделе Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. С февраля 1938 года парторг на заводе Наркомата авиационной промышленности.
В 1938-1939 годах первый секретарь Ярославского областного комитета ВКП(б). Нормализовал общественно-политическую ситуацию в области, наладил партийную работу после массовых репрессий. Депутат Верховного Совет РСФСР с 1938 г.
В 1939-1940 годах первый секретарь Горьковского областного комитета ВКП(б).
В 1940-1946 годах Нарком авиационной промышленности. Когда в 1943 году был создан Совет по радиолокации при ГКО, назначен его членом. Летом 1944 года Сталин поручил Шахурину обследовать всё, что можно, вместе с наступающими войсками на немецком ракетном полигоне, который предстояло захватить Красной Армии на территории Польши.
В 1946 году Шахурин репрессирован по «авиационному делу». 10-11 мая 1946 года Военная коллегия Верховного суда СССР под председательством В. В. Ульриха осудила его на 7 лет по обвинению в «превышении власти» и «выпуске нестандартной, недоброкачественной и некомплектной продукции».
В приговоре А.И.Шахурин обвинялся в следующем: «на протяжении длительного времени выпускал самолеты и моторы с большими конструктивно-производственными недоделками и по сговору с командованием Военно-Воздушных Сил постановлял их на вооружение ВВС, в результате чего в авиационных частях произошло большое количество аварий и катастроф, гибли летчики, а также скапливалось много бракованных самолетов, которые нельзя было использовать в боях с немцами…».
29 мая 1953 года реабилитирован и освобождён. 2 июня 1953 года возвращены все награды и звания.
В 1953-1957 годах Заместитель Министра авиационной промышленности СССР, первый Заместитель Министра авиационной промышленности СССР.
В 1957 - августе 1959 года заместитель председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по внешнеэкономическим связям.
Жена - Софья Мироновна Лурье (1909-1977), дочь лесопромышленника Мирона Ионовича Лурье (1874-1966), сестра инженера и учёного в области турбиностроения И. М. Лурье (1905-1967). Сын Владимир (1928-1943) известен тем, что 3 июля 1943 года застрелил дочь посла Константина Уманского Нину и затем застрелился сам.
Награды
- Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1941 года за выдающиеся заслуги в области организации и осуществления серийного производства новых типов боевых самолётов Алексею Ивановичу Шахурину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и молот».
- Награждён двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Суворова I степени, орденом Кутузова I степени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды.
Библиография
- Крылья победы. Изд. 3-е. - М., Политиздат, 1990
- Крылья победы. Изд. 2-е, доп. - М., Политиздат, 1985
- Крылья победы. - М., Политиздат, 1983
- Сокрушение люфтваффе. - М., ЭОН, 2004