Понятие качества образования

ТЕМА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

1.1. Понятие качества образования.

1.2. Диагностирование учебных достижений.

1.3. Оценочная деятельность учителя.

1.4. Самооценка. Рефлексия учебной деятельности.

Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

К основным задачам, которые должна выполнять общероссийская система оценки качества образования, относятся:

· оценка уровня образовательных достижений обучающих образовательных учреждений для их итоговой аттестации и отбора поступления на следующий уровень образования;

· оценка качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования на федеральном и международном уровнях;

· формирование системы измерителей для различных пользователей, позволяющей эффективно реализовывать основные функции оценки качества образования.

При оценке образовательных достижений также выделяются три основные задачи:

· получение информации о состоянии образовательных достижений учащихся;

· выявление тенденций изменения состояния образовательных достижений учащихся;

· выявление факторов, оказывающих влияние на состояние образовательных достижений учащихся.

Образовательные достижения в современном понимании включают:

· предметные знания и умения;

· применение предметных знаний и умений на практике (в различных ситуациях реальной жизни, не только в контексте учебной дисциплины);

· междисциплинарные умения;

· коммуникативные умения (умение ясно выражать свои мысли устно или письменно, слушать и понимать других, понимать и анализировать прочитанный текст);

· умения работать с информацией, представленной в различном виде (таблицы, графики, рисунки, чертежи и др.);

· овладение информационными технологиями (умение работать с информацией с помощью компьютера);

· умение сотрудничать и работать в группах;

· умение учиться и самосовершенствоваться;

· умение решать проблемы и др.

Одной из важнейших проблем на современном этапе является диагностирование учебных достижений обучаемых.

Под диагностированием обученности понимают выявление достигнутого на данный момент уровня (степени) реализации намеченной цели. Целью дидактического диагностирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью.

Контролирование, оценивание знаний, умений обучаемых включаются в диагностирование как необходимые составные части. Контроль означает выявление, измерение и оценивание результатов обучения.



Выявление и измерение называют проверкой. Проверка – составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимся, получение педагогом объективной информации о степени усвоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях.

Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки.

Важнейшими принципами контроля являются объективность, систематичность, наглядность (гласность).

Объективность заключается в научно-обоснованном содержании диагностических заданий, вопросов, диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым; точном адекватном установлении критериев оценивания знаний, умений.

Практически объективность означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов, осуществляющих контроль.

Требование принципа системности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса – от начального восприятия знаний до их практического применения. Системность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого до последнего дня пребывания в учебном заведении. Школьный контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Принцип системности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи, подчиняются одной цели. Такой подход исключает универсальность отдельных методов и средств диагностирования.

Принцип наглядности (гласности) заключается, прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка – это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов.

Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.

В современной дидактике выделяют три основных вида контроля:

1. Вводный (предварительный) контроль. Предназначен для выявления готовности к усвоению изучаемого материала. Позволяет своевременно провести коррекцию низкого уровня готовности. Для составления контролирующих заданий необходимо проанализировать то, что изучено на предыдущем этапе обучения, и выявить те дидактические единицы, которые будут в первую очередь востребованы на следующем этапе. Проводится в начале учебного года, в начале новой учебной темы. Вводный контроль является также средством актуализации знаний.

2. Текущий (промежуточный) контроль. Проводится с целью выявления пробелов в усвоении материала и развитии учащихся. Организуется после изучения каждого учебного элемента. Рассматривается как средство установления обратной связи ученик – учитель.

3. Итоговый контроль. Предназначен для оценки уровня усвоения темы, раздела, этапа обучения.

Выделяется также три типа по принципу лица, выполняющего контроль:

· внешний контроль учителя (для выработки систематичности и добросовестности в учебной деятельности; обучения приемам самоконтроля);

· взаимоконтроль (для выработки ответственного отношения к оценке учебной деятельности);

· самоконтроль (для формирования рефлексии собственной учебной деятельности, обнаружения и предупреждения ошибок).

На практике выделяют три формы проверки: индивидуальная, групповая и фронтальная.

При индивидуальной проверке каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся. Каждый ученик показывает результаты самостоятельной умственно-практической деятельности. Учитель выявляет правильность ответа, его последовательность, полноту и глубину, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи и т.п.

Индивидуальная проверка всегда планируется: кого, с какой целью спросить, какие для этого использовать средства.

При групповой проверке класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели проверки группам предлагаются одинаковые задания или дифференцированные: проверяются результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняли по двое, или практического, выполняемого четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания (в процессе дидактической игры) по звеньям (командам). Применяют при повторении. Оценивание в баллах при групповой работе проводится не всегда, иногда достаточно качественной вербальной оценки.

Уплотненный опрос – несколько человек отвечают устно у доски или письменно за партами.

При фронтальной проверке вопросы задаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического, символьного оформления, степень закрепления в памяти. Учителя интересует сознательность в ответах, обоснованность и доказательность. Он наблюдает за аккуратностью выполнения задания, вскрывает слабые стороны в знаниях учащихся, обнаруживает недочеты, проблемы и ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет ему вовремя наметить меры по их преодолению и предупреждению.

Среди методов проверки (способов изучения качества знаний, умений и навыков) выделяют устную проверку, проверку письменно-графических работ и проверку практических работ.

Устная проверка организуется в зависимости от ее цели и от содержания проверяемого материала. Среди целевых установок устной проверки можно выделить следующие:

· проверить выполнение домашнего задания;

· выявить подготовленность учащихся к изучению нового материала;

· проверить степень понимания и усвоения новых знаний;

· изучить уровни развития математической речи, свойств и качеств мышления;

· выявить сохранение изученного в памяти;

· проверить сформированность учебно-познавательных умений и др.

Методика устной проверки включает две основные части:

1. Составление проверочных вопросов и их задавание.

2. Ответ учащихся на поставленные вопросы и слушание его.

Качество вопросов определяется их содержанием, адекватностью выявляемого, характером выполняемых учащимися при ответе на вопросы умственных действий, а также словесной формулировкой.

Среди проверочных заданий вопросы, активизирующие память (воспроизведение изученного), мышление (задания на сравнение, сопоставление, установление причинно-следственных связей, выделение существенных признаков понятий, доказательство, обобщение, классификацию, конкретизацию и др.), речь (задания на проверку конкретных речевых навыков, умений использовать математическую терминологию) и др.

Большое значение имеют проблемные вопросы, заставляющие применять полученные знания в практической деятельности (какие факты можно доказать…; при наличии каких условий…; для каких целей…; как можно осуществить…; какие имеются возможности…; правомерность умозаключений и т.д.).

Приведем примеры заданий для устной проверки усвоения изученного из различных разделов школьного курса математики.

Краснокустовский филиал МБОУ Мучкапской СОШ

Доклад на тему:

«Современные средства диагностики учебных достижений учащихся по русскому языку и литературе».

Коровина О.В.

2016 год

С вхождением России в мировое образовательное пространство происходит постепенная адаптация образования, переход к европейским стандартам оценки результатов обучения - независимой экспертизе оценивания объема, содержания, качества и уровня подготовки обучающихся.

Важной составной частью процесса обучения является диагностика качества знаний. Она позволяет оценить достижения ученика, сравнить работу преподавателей, выявить пробелы в знаниях, достоинства и недостатки методов обучения.

Для повышения качества обучения педагогу необходимо уметь грамотно выбирать и применять существующие формы и методы диагностики, четко определять цели и функции контроля. История развития контроля знаний насчитывает столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний.

Контроль присутствует практически в любом педагогическом процессе. Каждый педагог проверяет результативность обучения и выясняет причины слабой успеваемости. Применительно к повседневному учебному процессу под «контролем» понимают выявление и оценку результатов учебной деятельности обучающихся. Под словом «оценка» имеется в виду не только конечный результат, но и процесс формирования оценки.

В понятие «диагностика» вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в понятие «контроль». Контроль лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностика включает в себя контроль, проверку, учет, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рефлексию, выявление динамики образовательных изменений и личностных приращений ученика, переопределений целей, уточнение образовательных программ, корректировку хода обучения, прогнозирование дальнейшего развития событий.

Диагностика, выполняя функции обратной связи, позволяет педагогу контролировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, строить последующие этапы обучения на основе достигнутого, дифференцировать методы и задания с учетом индивидуального продвижения и развития учащихся.

Не менее важна обратная связь и для учащихся, так как помогает видеть свои недостатки и достижения, получить оценку своей деятельности и советы по ее корректированию.

    Традиционные средства диагностики

В педагогике выделяются следующие основные виды контроля: текущий, тематический, итоговый.

Текущий контроль - это систематическая проверка и оценка

образовательных результатов ученика по конкретным темам на отдельных занятиях. Желательно, чтобы текущий контроль происходил на каждом уроке. Возможные формы такого контроля: опрос учителя, выполнение тестов, решение задач, работа с компьютерной программой, взаимоконтроль учеников в парах или группах, самоконтроль ученика и др.

Тематический контроль осуществляется по целому разделу учебного курса. Цель - диагностирование качества усвоения учеником структурных основ и взаимосвязей изученного раздела, его личностных образовательных приращений по выделенным ранее направлениям. Задача такого контроля - обучающая, поскольку ученики обучаются систематизации, обобщению, целостному видению крупного блока учебной информации и связанной с нею деятельности.

Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти или учебного года. Он может иметь форму контрольной работы, зачета, экзамена, зашиты творческой работы, тестирование. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем ключевым целям и направлениям. Не должно быть так, чтобы цели заявлялись одни, а итоговому контролю подлежали совсем другие параметры или только часть из них.

В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальный, групповой и фронтальный.

При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.

При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые или дифференцированные задания, проверяют результаты письменно - графического задания, выполненного учениками по двое, или практического, которое выполняется каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п.

При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного

материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.

Для организации диагностики важно определить содержание и методы контроля, то есть выяснить, что именно и как будет контролироваться. В практике преподавания в настоящее время используются различные методы контроля качества знаний учащихся. Чаще всего применяются разные формы устной проверки и проведение разнообразных письменных работ.

При фронтальном устном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки используется для:

    выяснения готовности класса к изучению нового материала,

    определения сформированности понятий,

    проверки домашних заданий,

    поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке,

    при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ.

Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учета, а также для отработки и развития экспериментальных умений учащихся. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке, хотя оценивать знания учеников не обязательно. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах.

В процессе устного опроса можно использовать коллективную работу класса, наиболее действенными приемами которой являются:

    обращение с вопросом ко всему классу,

    конструирование ответа,

    рецензирование ответа,

    оценка ответа и ее обоснование,

    постановка вопросов ученику самими учащимися,

    взаимопроверка,

Самопроверка.

Для устного контроля можно использовать листы контроля знаний.

Письменный контроль эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах. Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.

Диктант

Диктант используется как форма опроса для контроля за усвоением проходимого материала, его обобщения и систематизации и выявления готовности учащихся к восприятию нового. Диктант обычно проводится в самом начале урока, состоит из двух вариантов. Текст вопросов простой, легко воспринимаемый на слух, требующий краткого ответа, несложных вычислений. Пауза между следующими друг за другом вопросами должна быть достаточной для записи ответов учащимися.

Самостоятельная работа

Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся. Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи учителя.

Контрольная работа

Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата обучения по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. Целесообразно проводить контрольные работы различного вида. С помощью промежуточной контрольной работы учитель проверяет усвоение учащимися материала в период изучения темы. Итоговая контрольная работа проводится с целью проверки знаний и умений учащихся по отдельной теме, курсу. Домашняя контрольная работа дается 1-2 раза в учебном году. Она призвана систематизировать знания, позволяет повторить и закрепить материал. При

ее выполнении учащиеся не ограничены временем, могут использовать любые учебные пособия, проконсультироваться у учителя, родителей, одноклассников. Каждому ученику дается свой вариант работы, в который включаются творческие задания для формирования разносторонней развитой личности.

Практическая работа

Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач используется практическая работа, которая связана не только с заданием на компьютере, но и, например, может включать задания построения схемы, таблицы, написания программы и т.д.

Лабораторная работа

Лабораторная работа - достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Используется лабораторная работа для закрепления определенных навыков с программными средствами, когда кроме алгоритмических предписаний в задании учащийся может получать консультации учителя. Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как диктант или тест.

Зачет

Зачет проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым учащимся. Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а также дополнительными вопросами и задачами. Иногда целесообразны закрытые зачеты, когда учащиеся получают вопросы и задания непосредственно во время проведения зачета. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся. Необходимость такого тематического контроля обусловлена тем, что для каждого ученика характерен определенный темп овладения учебным материалом. А потому обычные контрольные работы, в которых трудно учесть должным образом индивидуальные особенности учащихся, могут оказаться недостаточными для того, чтобы судить, достигнуты ли планируемые результаты обучения.

Зачет - это одна из основных форм контроля в старших классах.

Тематические зачеты должны быть дифференцированными, чтобы ученик мог самостоятельно выбрать уровень зачета. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем.

Формы контроля могут быть разнообразны. Традиционные формы диагностики качества знаний основаны на непосредственном общении учителя с учеником. Это очень важно, ведь такой контроль выполняет обучающие функции, вооружает педагогов информацией об уровне знаний, о пробелах в их подготовке и даже об эмоционально-психологическом состоянии класса. Но существующие традиционные формы диагностики не позволяют учителю осуществить регулярную обратную связь в обучении, проводить оперативную обработку информации и принимать соответствующие решения по коррекции учебного процесса.

Кроме того, контроль, проводимый традиционными формами, не лишен субъективизма, несмотря на рекомендуемые общие критерии оценки, уровень требований преподавателей различен. У каждого имеется свое понимание принципов требовательности и справедливости, свои критерии качества знаний. На оценку преподавателя влияют его личностные установки по отношению к оцениваемому ученику и предыдущий процесс общения с учащимся. Поэтому возникает необходимость в новых видах проверки знаний.

В последнее время в практику преподавания активно внедряется более объективная форма контроля - тестирование.

Преподаватели неоднозначно относятся к тестированию: одни являются активными сторонниками этого метода, повсеместно внедряют его и используют, а другие – не приемлят тесты, считая их недостойным инструментом контроля. Обычно, доводы, как сторонников, так и противников тестирования не отличаются достаточной аргументацией или научным обоснованием. Чаще всего и те и другие ссылаются на опыт США, где тестирование применяется повсеместно и является основным методом контроля знаний. Сторонники отмечают высокий уровень развития американского общества и науки в частности, а противники справедливо отмечают, что в большинстве своем, качество американского образования находится на невысоком уровне.

Тестирование с учетом ограничений и условий применимости имеет ряд преимуществ: объективность, возможность тренинга, технологичность, оперативность обработки результатов, возможность автоматизации

диагностики качества знаний, обработка и накопление статистических данных, что ставит их на одно из ведущих мест в диагностике качества знаний.

Что же такое тест? В русском языке слово «тест» имеет множество оттенков значений. На простейшем уровне тест понимается как набор вопросов с вариантами ответов. Это дилетантский подход к пониманию тестов. Под «тестом» мы понимаем объективное и стандартизированное измерение. Тест в педагогике обладает специфическими особенностями, он состоит из заданий, правил их применения, оценок за выполнение и рекомендаций по интерпретации тестовых результатов.

Педагогические тесты позволяют выявить не только уровень подготовки, но и степень отклонения от идеальной структуры, планируемой педагогом на момент начала обучения. Так как один и тот же уровень подготовки может быть получен при ответах на различные по трудности задания, то можно сравнить ответы учащихся с одинаковым уровнем знаний. Общий вывод о качестве подготовки учащихся сделать довольно просто: чем меньше пробелов в ответах ученика на задания теста, тем выше качество его знаний в группе других учеников, имеющих одинаковый с ним уровень учебных достижений.

Применение тестовой методики позволяет осуществлять количественный анализ успешности обучения по различным учебным группам, классам, что невозможно в рамках традиционной школьной системы оценивания. Да, безусловно, использование тестов позволяет сэкономить массу времени, т. е. за короткий промежуток времени проверить знания большого количества учащихся по предмету, уровень сформированных навыков и умений, в то время как традиционные экзамены позволяют проводить только выборочную проверку знаний. При осуществлении тестового контроля проверяющим не требуется наличия специальных предметных знаний, что значительно упрощает организацию процедуры. Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.

Тесты также формируют навыки самоконтроля, что является одной из важнейших функций контроля. Их удобно использовать и при организации самостоятельной работы и при повторении учебного материала. Специально созданные тестовые программы в соединении с компьютерной техникой и шкалой для самооценки позволяют разгрузить преподавателей и реализовать идеи самоконтроля в условиях массового обучения.

Это связано со следующими возможностями компьютерного

тестирования:

1 . Графика (рисунок, опорная схема, фотография и т.д.) может быть включена в формулировку как вопросов, так и вариантов ответов. При этом графический вариант ответа может быть представлен выбор на экране. Истинность или ложность ответа, выбранного испытуемым, тоже может быть представлена графически. Использование анимированной графики, видеофрагментов позволяют сделать более наглядными задания на определение последовательности действий, продемонстрировать развитие ситуации в зависимости от ответа, выбранного испытуемым и т.д. использования цепных, текстовых, ситуационных заданий и даже не тестовых, например, кроссвордов, ребусов и т.п.

2. Применения подготовленного теста не только для контроля, но и для
самоконтроля знаний. В этом случае обучающийся после выполнения такого
теста получает сведения об успешности своих действий, а после окончания
самоконтроля может вновь вернуться к заданиям, на которые давал
неправильные ответы и попробовать снова ответить. Таким образом, будет
реализован элемент тренажа, использования алгоритмов адаптивного
тестирования, обусловливающих выбор очередного задания в зависимости от
ответов тестируемого на предыдущие вопросы; применения гипертекстовых
ссылок в режимах самоконтроля и тренинга; проведения тестирования в
сетевом варианте.

3. Подлинным преимуществом компьютерного представления теста
является то, что при этом становится возможным автоматическая обработка и
немедленное представление результатов, а также автоматизированное
хранение данных в любой необходимой форме, чем обеспечивается их
статистический анализ. Таким образом, с точки зрения разработчика тестов
это в значительной мере упрощает трудоемкий процесс отбора и оценивания
заданий, так как все необходимые расчеты для анализа заданий и факторного
анализа могут выполнять программы.

Перечисленные выше дополнительные возможности расширяют сферу применения систем компьютерного тестирования. В тех школах, где контроль организован в соответствии с современными требованиями, всегда выше результаты обучения. В случае отсутствия компьютеров можно разработать наборы коротких контрольных заданий в одной из тестовых форм, которые облегчат проверку знаний учащихся по отдельным темам.

Различают следующие виды тестов.

Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них школьник выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую ученик может допустить, имея определенные пробелы в знаниях.

Избирательные тесты могут быть различными:

1. Одновариантные тестовые задания предполагают на каждое задание только один верный вариант ответа и нескольких неверных. (Н-р, укажите слово, на конце которого не пишется ь: 1)дышиш… 2)тиш… 3)жгуч…

4)испеч…).

2. Многовариантные тестовые задания предполагают несколько верных и неверных ответов на вопрос, либо среди ответов может не быть верных ответов. Тогда в результате каждому номеру заданий должны быть выставлены номера правильных ответов или прочерк. Задания с множественным выбором отличаются вариативностью выбора ответа. Учащемуся необходимо подчеркнуть или отметить определенным знаком номер ответа, который он считает правильным. (Н-р, укажите звонкие согласные: 1)к 2)д 3)т 4)в) , Подчеркни верное утверждение: а) Корень - это часть слова. б) Корень - это часть речи. в) Корень - это часть предложения).

3 . Альтернативные тестовые задания предполагают наличие двух вариантов ответов (да - нет, правильно – неправильно) и способствуют выявлению уровня усвоения сложных развернутых определений, правил. (Н-р, подчеркни правильный ответ. Имя существительное - это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. (Да. Нет.) Имя существительное в предложении является только подлежащим. (Да. Нет.) Имя существительное является изменяемой частью речи. (Да. Нет.)

Задания с выбором ответа особенно ценны тем, что каждому учащемуся дается возможность четко представить себе объем обязательных требований к овладению знаниями, объективно оценить свои успехи, получить конкретные указания для дополнительной, индивидуальной работы.

4. Задания свободного изложения характеризуются отсутствием ограничений в ответах по сути задания при строгом соблюдении требования однозначности правильного ответа (в форме вписывания словосочетания, фразы, предложения. (Н-р, впиши правильный ответ. Окончание – это

изменяемая часть слова, которая служит для… . Имя существительное - это............).

5. Задания на восстановление соответствия предусматривают смысловое соединение элементов двух списков, приравнивание различных понятий. (Н-р, соедини стрелками. Имя существительное весёлый, Имя прилагательное читает, Глагол через , Предлог рабочий . В усложненном варианте возможно один столбик пронумеровать цифрами, второй столбик буквами и внести дополнительно третью графу, соответствующую цифре и букве правильного ответа.

1. Мужской род А окно В

2. Женский род Б машина 2Б

3. Средний род В каравай ЗА

6. Тестовые задания на дополнение . В этих тестах задания оформляются с пропущенными словами или символами. Пропущенное место должно быть заполнено учащимися . Задания дополнения накладывают ограничения на ответы учащихся и предполагают один возможный вариант ответа, который необходимо вписать в форме слова-ответа, символа или знака. (Н-р, а) вставь нужное слово: а) Лексика- раздел науки о языке, который изучает слово с точки зрения его …. б) Часть слова, стоящая перед корнем, называется................) .

7 . Тестовые задания по аналогии могут быть предложены учащимся в открытой форме - не имеют готовых вариантов ответов, учащиеся самостоятельно дополняют, заканчивают, предлагают свой вариант ответа (Н-р , запишите согласные, которые всегда мягкие ) - или закрытой (сделать выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов). (Н-р , вместо точек впиши правильный ответ: Слово мяч так относится к имени существительному, как слово красный к........... а) предлогу, б) имени прилагательному, в) глаголу)

8. Тестовые задания с конструированием требуют от учащегося восстановления логической последовательности в соответствии с поставленным условием. (Н-р, укажи грамматически правильную последовательность слов, поставив в скобках цифры 1,2,3,4,5. Друг придёт на верный помощь () ()()() ().

Встречаются также тесты идентификации , в которых в качестве ответов

приводятся графики, схемы, чертежи и т.д.

Наиболее доступными для школы являются избирательные тесты, позволяющие использовать контролирующие устройства.

Таким образом, правильно составленный тест имеет ряд достоинств, а именно:

1. Оперативно выявляет знания, умения и навыки учащихся, а также понимание им закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов. Это обеспечивается тем, что задачи и вопросы подбираются в результате анализа материала и, следовательно, учитывают трудности усвоения и характер возможных ошибок.

2. Позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях и помогает организовать работу по предупреждению отставания учащихся.

3. Предоставляет учителю возможность проверять знания, умения и навыки на разных уровнях и осуществлять дифференцированное обучение.

4. Способствует рациональному использованию времени на уроке.

5. Активизирует мышление школьников.

6. Дает возможность учителю критически оценить свои методы преподавания.

Итак, тестирование, как форма контроля знаний, вполне способно выполнять все основные функции педагогического контроля и при правильном сочетании с другими контрольными мероприятиями должно повысить эффективность всего образовательного процесса.

II . Современные средства оценивания результатов обучения

При современных темпах развития информации в процессе обучения возникает противоречие, заключающееся в увеличении объема информации при сохранении сроков обучения. В научной литературе все большее внимание уделяется, наряду с вопросами оптимизации процесса обучения, исследованию вопросов контроля результатов этого процесса.

В дидактике термин «контроль» определяют с точки зрения внешней структурной организации процесса обучения как часть этого процесса или его звено. «Своевременность контроля может предотвратить неполадки в обучении и учении, способствовать лучшей организации и регулированию учебного процесса» .

Г.И. Щукина так определяет назначение контроля в деятельности учителя:

Установить подготовленность учащихся к изучению и усвоению знаний;

Получить информацию о характере протекания деятельности учащихся и

выполнении ими самостоятельной работы;

Определить трудности, ошибки учащихся и обусловившие их причины;

На этой основе выявить эффективность организации, методов, средств

обучения;

Выявить степень правильности, объем, глубину, осознанность, действенность усвоенных знаний и умений .

Зависимость продуктивности обучения от количества, качества, полноты, своевременности, глубины, объективности контролирования общепризнанна как общая закономерность дидактического процесса. Для её полного практического воплощения необходимо четко очертить понятия, уяснить зависимость между факторами, обусловливающими эффективность контролирования. Нередко понятия «оценка», «контроль», «проверка» смешиваются, взаимозамещаются, употребляются как в одинаковом, так и в различных значениях.

Результат контроля деятельности учащихся – оценка их работы, выражающаяся в отметках, полученных учащимися в результате этой деятельности. По мнению Ш.А.Амонашвили, отношение учащихся к учению зависит в том числе и от системы оценивания результатов учения . В своем исследовании Амонашвили разграничивает суть понятий «оценка» и «отметка», рассматривая оценку как процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемую человеком, в то время как отметка – результат этого процесса, этой деятельности (или действия), их условно-формальное отражение. Под проверкой и оценкой знаний, умений и навыков учащихся понимается выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результата учебной деятельности с требованиями, заданными программой .

Констатировав определенный уровень знаний, умений и навыков, учитель имеет возможность скорректировать дальнейший процесс обучения, давать необходимые советы и указания учащемуся и проявлять свое отношение к его учебным стараниям .

Традиционно понятия «средства оценивания» и «результаты обучения» рассматриваются в рамках контролирующей деятельности учителя. В современных исследованиях, связанных с разработкой новых подходов к обучению, ориентированных на развитие личности учащегося средствами учебного предмета, обращается внимание на необходимость учета всех факторов, влияющих на течение процесса обучения. Важным становится то, как, какими путями ученик достигает ожидаемых результатов, как и когда происходит его переход на качественно новый уровень усвоения учебного предмета. В этих условиях традиционные рамки контроля становятся тесными, не дающими полной информации о текущих изменениях личности учащегося, о том, как происходит овладение общеучебными и специальными умениями, общелогическими, эвристическими и специфическими средствами познания.

Определяя основную тенденцию изменения приоритетных целей образования, ученые отмечают, что эти изменения должны касаться и системы контроля. Содержательную основу контроля должны составлять не только общепознавательные, общеучебные и частнопредметные знания. Подлежат контролю и способы деятельности, и опыт творческой деятельности, и опыт эмоционально-ценностного отношения человека к миру, к людям, к себе

В настоящее время поиск путей локальных изменений существующей системы контроля является частью более общей задачи – разработки такой системы проектирования, получения, обработки и анализа информации о продвижении учащихся в освоении современного содержания образования, которая стала бы реальным механизмом управления и регулирования процессом обучения учащихся.

К традиционным средствам контроля относят:

Контрольные и проверочные работы;

Диктанты и сочинения;

Зачеты и экзамены;

Выполнение чертежей, построение схем, заполнение таблиц и т.д.

Анализ существующей оценочной практики, отраженный в работах отечественных исследователей (В.С.Аванесов, В.П.Беспалько, В.М.Соколов, Б.У.Родионов и др.) показал, что традиционные средства оценивания результатов обучения не всегда бывают объективными, валидными и надежными. Субъективность оценок и невоспроизводимость (неповторимость) результатов, полученных с помощью традиционных методик, чаще всего связаны с тем, что предлагаемые материалы для их осуществления не всегда соотносятся с диагностируемыми целями обучения, с установленной нормой. Это объясняет невозможность принятия эффективных решений по совершенствованию процесса обучения, т.к. оценка в этом случае теряет функцию управления качеством обучения. Оценивание результатов контрольных работ является неточным и нестрогим, что связано, по мнению ученых, с отсутствием критериев оценки выполнения таких работ – при оценивании преподаватели исходят из различных соображений и критериев. В сложившейся практике оценивания отсутствует общепринятый алгоритм для установления однозначного соответствия и присвоения некоторого числа конкретному проявлению оцениваемого объекта (качества).

Отсутствие единой критериальной основы оценивания предметной подготовки учащихся оставляет учителю некоторую свободу в самостоятельном определении норм оценивания. Вместе с тем, относительность отметок нельзя рассматривать исключительно как следствие расплывчатости критериев оценивания, отсутствия четкой нормативной базы и т.д. Во многом она обусловлена самими принципами функционирования школы. К ним относятся: принцип положительного оценивания подавляющего большинства учащихся и принцип ориентации на внутриклассную, внутришкольную статистическую норму знаний при выставлении отметок. По мнению Г.А. Стрюкова, именно эти принципы определяют общепедагогическую закономерность: «чем ниже уровень знаний, тем мягче оценка» .

При соблюдении некоторых условий (диагностическое описание целей; определение критериев оценки; установление механизма (правила) оценивания) традиционные средства обучения могут быть преобразованы в современные средства оценивания результатов обучения.

К ним относятся:

Педагогический мониторинг (Monitor – напоминающий, надзирающий). «Под мониторингом понимается отслеживание состояния объекта и фиксация проблем, осуществляемые на основе систематизации и обработки, прежде всего, существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений прогнозирования тенденций и выработка рекомендаций по корректировке развития объекта мониторинга» . Т.о., педагогический мониторинг – система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозированием её развития. В зависимости от направленности обследования различают характер мониторинга: констатирующий или сравнительный, диагностический и пролонгированный.

Портфолио. В педагогике портфолио рассматривают как способ фиксирования, накопления и оценки достижений школьника в определенный период его обучения, т.е. портфолио – технология сбора и анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности. Для учащегося – это организатор его учебной деятельности, для учителя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности. Выделяют несколько функций портфолио: накопительная, модельная, диагностическая, рефлексивная. Цели портфолио:

Выявление объективно существующего уровня владения умениями и

навыками;

Выявление пробелов в подготовке;

Выявление трудностей усвоения;

Выявление положительных мотивов учения;

Выявление интереса к предмету;

Развитие мыслительной деятельности;

Выявление образовательного результата и динамики личного роста

(приложение 1).

Педагогический тест – система специально подобранных проверочных заданий специфической формы, позволяющая количественно оценить учебные достижения тестируемого.

Рейтинговая система оценивания. « Rating » – оценка, техническая мощность, индивидуальный коэффициент. В педагогической литературе существуют следующие трактовки этого понятия: рейтинг – метод психолого-педагогических и социологического исследований; неотъемлемый компонент модульной системы обучения; процедура определения места учащегося на основе различных данных, собранных о нем; индивидуальный показатель оценивания). Рейтинговая система оценки в отличие от традиционной позволяет учитывать все виды учебно-познавательной и творческой деятельности учащегося за счет накопления набранных им баллов (приложение 2).

Процедура начисления баллов требует серьезной подготовительной работы учителя на этапе проектирования учебно-воспитательного процесса. Сюда входят постановка целей и их описание в виде наблюдаемых результатов обучения; разработка системы заданий разного уровня сложности, охватывающих содержание изучаемой дисциплины, и оценка результатов их выполнения в баллах; описание других видов деятельности ученика по освоению учебного материала и выражение их в баллах, определение сроков выполнения различных видов заданий; построение шкалы перевода суммарного коэффициента в школьную оценку на основе экспертных методов и т.д. Осуществление рейтингового контроля требует фиксации всех видов деятельности учащихся в специальном журнале или на магнитных носителях с указанием даты, вида контроля, характера заданий (проверяемых умений) и полученных учеником баллов.

Таким образом, контроль и оценка деятельности учащихся заключаются в выявлении и сравнении на том или ином этапе обучения результатов деятельности с требованиями, заданными программой. Совершенствование оценочного компонента обучения стало одной из наиболее актуальных проблем, вокруг которой разворачиваются новые дискуссии и в связи с которой рассматривается большой круг вопросов совершенствования процесса обучения в целом.

Диагностика учебных достижений это проведение контрольных работ, срезовые работы, тестирования . Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе и путем оценки письменных работ. Основная цель педагогического контроля – это определение связи между факторами воздействия (средства, нагрузки, методы) и теми изменениями, которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья, физического развития, спортивного мастерства и т.д. (факторы изменения).

На основе анализа полученных в ходе педагогического контроля данных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий, что создает возможность при необходимости вносить коррективы в ход педагогического процесса. В практике физического воспитания используется пять видов педагогического контроля, каждый из которых имеет свое функциональное назначение. 1 . Предварительный контроль проводится обычно в начале учебного года (учебной четверти, семестра). Он предназначен для изучения состава занимающихся (состояние здоровья, физическая подготовленность, спортивная квалификация) и определения готовности учащихся к предстоящим занятиям (к усвоению нового учебного материала или выполнению нормативных требований учебной программы). Данные такого контроля позволяют уточнить учебные задачи, средства и методы их решения.2. Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия (урока) с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха. Контроль за оперативным состоянием занимающихся (например, за готовностью к выполнению очередного упражнения, очередной попытки в беге, прыжках, к повторному прохождению отрезка лыжной дистанции и т.п.) осуществляется по таким показателям, как дыхание, работоспособность, самочувствие, ЧСС и т.п. Данные оперативного контроля позволяют оперативно регулировать динамику нагрузки на занятии. 3. Текущий контроль проводится для определения реакции организма занимающихся на нагрузку после занятия. С его помощью определяют время восстановления работоспособности занимающихся после разных (по величине, направленности) физических нагрузок. Данные текущего состояния занимающихся служат основой для планирования содержания ближайших занятий и величины физических нагрузок в них.4. Этапный контроль служит для получения информации о кумулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, полученном на протяжении одной учебной четверти или семестра. С его помощью определяют правильность выбора и применения различных средств, методов, дозирования физических нагрузок занимающихся.

5. Итоговый контроль проводится в конце учебного года для определения успешности выполнения годового плана-графика учебного процесса, степени решения поставленных задач, выявления положительных и отрицательных сторон процесса физического воспитания и его составляющих. Данные итогового контроля (состояние здоровья занимающихся, успешность выполнения ими зачетных требований и учебных нормативов, уровень спортивных результатов и т.п.) являются основой для последующего планирования учебно-воспитательного процесса. Методы контроля. В практике физического воспитания применяются следующие методы контроля: педагогическое наблюдение, опросы, прием учебных нормативов, тестирование, контрольные и другие соревнования, простейшие врачебные методы (измерение ЖЕЛ – жизненной емкости легких, массы тела, становой "-.илы и др.), хронометрирование занятия, определение динамики Физической нагрузки на занятии по ЧСС и др.

Проверка и оценка знаний - составная часть процесса обучения, осуществляется путем систематического контроля за учебной деятельностью учащихся, на уроках и дома с помощью устных, письменных, графических и практических заданий и непосредственного наблюдения за их работой. Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и качество образовательного процесса. В таком случае под качеством образования следует понимать характеристику системы образования в общеобразовательном учреждении, которая отражает степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям

Критерии оценки качества образования Показатели и признаки, на основании которых оценивается качество общего образования: адекватность отражения потребности личности, общества и государства в общем образовании в основополагающей системе требований стандартов; условия реализации общеобразовательных программ начального, основного (неполного среднего) и среднего (полного) общего образования и их соответствие требованиям стандартам; ресурсное обеспечение образовательного процесса (в том числе – его кадровое обеспечение) и их соответствие требованиям стандартов; реализуемые в образовательном процессе и достигаемые учащимися результаты освоения основных общеобразовательных программ и их соответствие планируемым результатам как на уровне требований стандартов, так и на уровне его ресурсного обеспечения.

10 .Тестирование как средство контроля и оценки качества обучения в современной школе. Дидактическая характеристика ЕГЭ.

Еди́ный госуда́рственный экза́мен (ЕГЭ ) - централизованно проводимый вРоссийской Федерации экзамен в средних учебных заведениях -школах илицеях . Служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом ввузы иссузы . При проведении экзамена на всей территории России применяются однотипные задания и единые методы оценки качества выполнения работ. После сдачи экзамена всем участникам выдаются свидетельства о результатах ЕГЭ (в быту нередко называемыесертификатами ), где указаны полученные баллы по предметам. С2009 года ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы, при этом есть возможность повторной сдачи ЕГЭ в последующие годы.

11. Воспитание как социокультурный и педагогический процесс. Базовые теории воспитания и развития личности.

Социокультурный подход предполагает необходимость формирование ценностного и на его основе ответственного отношения человека к окружающему миру, как основы для «вхождения» в Культуру; организацию такого образовательного процесса и создание такой образовательной среды, чтобы формирование личности протекало в контексте общечеловеческой культуры с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности человека; определение содержания образования на уровне содержания современной мировой культуры; организацию взаимодействия ребенка с миром Культуры: на всех уровнях (микро-, мезо-, макро-); в рамках всех возрастных субкультур (сверстники, старшие, младшие).

Социокультурный подход опирается на учение о ценностях (аксиологию) и обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. На передний план выступает идея развития ребенка через присвоение общекультурных ценностей, понимание им природы и человека как величайших ценностей, желание жить в гармонии с окружающим миром в соответствии с его законами. Предполагается формирование культуросообразного содержания образования, воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм жизни. Это означает ориентацию педагогического процесса на общечеловеческие культурные ценности, мировую и национальную духовную культуру.

Рассмотрим основные признаки воспитания как педагогического явления: 1. Целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого его элемента. Имеется постановка воспитателем цели (как конечного результата педагогической деятельности), определение стратегических и тактических задач по ее реализации, переведение целей и задач во внутренний план воспитания; планирование на основе их всей жизнедеятельности воспитанников и воспитателя. 2. Воспитание - это процесс. Система компонентов воспитательного процесса самая динамичная структура, так как каждый из ее компонентов в наивысшей степени динамичен: педагог, как субъект педагогического процесса - развивающаяся личность, находящаяся во взаимодействии со стремительно меняющимся окружающим миром, воспитанник - развивающаяся личность, не только объект педагогических воздействий, но и субъект многообразных отношений с окружающей действительностью, в том числе и в педагогическом процессе его позиция активна, многочисленные внешние факторы так же динамичны. 3. Воспитание - это процесс взаимодействия педагога и воспитанников при активности обеих сторон. Причем по мере взросления и развития воспитанника его позиция как объекта педагогического воздействия со стороны взрослых уменьшается, а позиция субъекта воспитания увеличивается, превращая процесс воспитания, с точки зрения воспитанника, в процесс самопознания и на этой основе самовоспитания, саморазвития. Меняется при этом и позиция воспитателя: ему в большей степени становятся присуши функции наставника, советчика, куратора, старшего друга - что позволяет ученику, воспитаннику более экономично и эффективно решать задачи самопознания и саморазвития. 4. Одним из основополагающих направлений, является создание оптимальных условий воспитания или воспитывающей среды. Эффективность тех или иных воспитательных воздействий и процесса воспитания в целом зависит от того, в какой среде он протекает. 5. Во - первых, - это организация освоения (как учащимися, так и педагогами) социально - культурных ценностей общества: экономики, политики, науки, всех видов искусства, жизненной практики во всех видах деятельности. Самой существенной характеристикой воспитания является формирование отношения к предметам, явлениям, факторам, событиям окружающего мира. Во - вторых, развитие индивидуальности школьника на основе его взаимодействия с педагогом в воспитательном процессе. 6. Воспитание - это процесс творческий. Прежде всего, овладение культурой носит творческий характер. Во - вторых, - индивидуальность воспитанников. В - третьих, - сама личность педагога "состоявшегося" обладает большим творческим потенциалом. 7. Оно осуществляется специально подготовленными людьми: учителями, воспитателями, журналистами и писателями, руководителями кружков и секций. Воспитание должно подготовить сегодняшнего ребенка и завтрашнего гражданина к жизни и работе в демократическом обществе, где действительными, а не мнимыми регуляторами поведения будут мораль и право. Современные базовые теории воспитания и развития личности , как правило, представляют собой синтез не только педагогических, но и философских, психологических, естественнонаучных теорий. Среди наиболее известных теорий воспитания и развития личности выделяются прагматизм, неопозитивизм, неотомизм, бихевиоризм. Общая черта этих теорий – их гуманистическая ориентированность, направленность на воспитание свободной, саморазвивающейся личности.

Прагматическая теория воспитания и развития личности основывается на философии прагматизма которая признаёт в качестве главной ценности практическую пользу. Основные положения прагматической теории воспитания:

    воспитание как приспособление к жизни, связь обучения и воспитания, школы и жизни;

    опора в учебно-воспитательном процессе на собственную активность детей, поощрение и развитие их самостоятельности;

    практическая направленность и полезность деятельности, выполняемой детьми в воспитательном процессе;

Главным недостатком этой теории было пренебрежение систематическими знаниями. прагматизм трансформировался в неопрагматическую теорию воспитания, сущность которой сводится к самоутверждению личности и усиливает индивидуалистическую направленность воспитания. Неопозитивизм («новый позитивизм» или новый гуманизм) – философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить явления, вызванные научно-технической революцией. Основные положения педагогики неопозитивизма

    отказ в воспитании от устоявшихся идеологий, формирование у ребёнка рационального мышления;

    гуманизация системы воспитания, установления между педагогом и воспитанником субект-субъектных отношений;

    создание условий для свободного развития личности, отказ от манипулирования поведением ребёнка.

Неотомизм – религиозно-философское учение, получившее название от имени католического богослова и мыслителя Фомы (Томы) Аквинского (XIII в.). Основное положение неотомизма состоит в двойственной природе человека как единства его «материальной и духовной сущностей».

Педагогика неотомизма утверждает христианские и общечеловеческие ценности в воспитании (воспитание доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему и т.д.). Иначе говоря, нравственное воспитание, согласно неотомистской теории, неизбежно приобретает религиозный характер.

Бихевиоризм – психолого-педагогическая теория воспитания. Согласно этой теории, воспитание должно основываться на новейших достижениях наук о человеке. Экзистенциализм признаёт личность высшей ценностью мира и провозглашает уникальность каждого человека.

12 .Ценности и цели воспитания, динамика их развития. Педагогическое обоснование целей воспитания в современных условиях. Характеристика принципов воспитания.

Цель воспитания - это представление не о самой ценности, а о личности воспитанника, который систему суждений о ценностях принял в качестве руководства для собственной жизнедеятельности. Следовательно, цель воспитания реальна, если ей придана психологическая форма. В воспитании, основанном на трансцендентных ценностях, ориентация идёт на высшее божественное существо. В воспитании, основанном на социоцентрических ценностях, осуществляется ориентация на социальные потребности. В воспитании, основанном на антропоцентрических ценностях, происходит возвышение индивидуальности в структуре человеческих ценностей. Базовыми ценностями являются самореализация, автономность, удовольствие, польза, искренность, индивидуальность. В определении цели воспитания главенствующую роль приобретает выбор системы ценностей. Различают ценности: трансцендентные (абсолютные - в рамках религий); социоцентрические (общечеловеческие; групповые - расовые, национальные, профессиональные); антропоцентрические (индивидуальные).

По материалам моих лекций

Содержание

Диагностика учебных достижений (диагностика обученности) проводится с целью своевременное выявления, оценивания и анализа течения учебного процесса в связи с его продуктивностью. Она включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.

Контроль обучения как часть дидактического процесса и дидактическая процедура ставит проблемы о функциях проверки и ее содержании, видах, методах и формах контроля, об измерениях, а, значит, о критериях качества знаний, измерительных шкалах и средствах измерения, об успешности обучения и неуспеваемости учащихся.

Контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функцию, но главная функция - диагностическая.

Важнейшими принципами диагностирования являются объективность, систематичность, гласность.

Диагностировать, контролировать, проверять, оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.

1. Предварительное выявление уровня знаний обучаемых.

2. Текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы.

3. Повторная проверка. (Параллельно с изучением нового материала учащиеся повторяют изученный ранее. Повторная проверка способствует упрочнению знаний).

4. Периодическая проверка знаний, умений учащихся по целому разделу или теме курса.

5. Итоговая проверка и учет знаний, умений, приобретенных на всех этапах дидактического процесса.

Диагностика учебных возможностей (диагностика обучаемости) направлена на выявление учебных возможностей учеников.

Важнейшими компонентами обучаемости являются:

1) потенциальные возможности обучаемого;

2) фонд действенных знаний;

3) обобщенность мышления;

4) темпы усвоения знаний.

При диагностировании обучаемости необходимо учитывать фактор темпов .

1. Темпы усвоения знаний, умений (время усвоения эталонного понятия).

2. Темпы продвижения в обучении (время полного усвоения раздела, части курса).

3. Темпы прироста результатов (динамика обучаемости).

Технология определения обучаемости учащихся по дидактическим темпам упрощает решение многих проблем. Прежде всего она применяется для дифференцирования однородных классов обучаемых. Именно обучаемость как интегрированная характеристика безошибочно указывает на возможности каждого учащегося, пути рационализации его персонального процесса.

Диагностика воспитанности

Разработка научного содержания понятия «воспитанность» пока находится на стадии дискуссионных и еще незавершенных теоретических исследований.

По определению М.И. Шиловой, воспитанность - «свойство личности, характеризующееся совокупностью сформированных социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к обществу и коллективу, умственному и физическому труду, к людям, к самому себе».

В 90-е годы общий процесс технологизации образования придал новый импульс развитию теории воспитанности. Появились авторские концепции М.И. Шиловой и Н.К. Голубева - Б.П. Битинаса, в которых были разработаны программы изучения воспитанности. В этих программах авторские критерии воспитанности выражены через набор конкретных показателей. По характеру показателей педагог может самостоятельно определить уровень развития того или иного компонента воспитанности. После оценки заносятся в сводный лист, который помогает получить целостную качественную характеристику воспитанности.

В процессе диагностического изучения может быть определена эффективность процесса воспитания, если сопоставляются исходные характеристики воспитанности и конечные, разница между результатами и определяет эффективность. Роботу удалось вычислить, что со статьёй "Диагностика учебных достижений, учебных возможностей и воспитанности обучающихся" тематически связаны:

Диагностика достижений представляет собой одну из самых обширных областей современной психологической диагностики. Основным методическим средством здесь служат тесты достижений (они же тесты успешности, тесты академических способностей тесты успеваемости). Тесты достижений являются диагностическим инструментом объективной оценки и контроля результатов образовательной или профессиональной подготовки.

Первые тесты достижений появились уже в период возникновения метода тестирования. В американский ученый Дж. М. Райе предложил тест для измерения степени эффективности длительного (восьмилетнего) обучения навыкам письма. Для сравнительной оценки успешности учащихся в орфографии при разных методах обучения им использовались специальные таблицы слов, с которыми соотносились результаты письменных работ свыше 60 тысяч учеников .

Социально-экономическая практика начала XX столетия, связанная с активным внедрением сложных механизмов в промышленное производство и возрастающими требованиями к подготовке образованных, знающих специалистов, вызвала необходимость создания государственной массовой системы образования с обязательным контролем качества обучения. В 1900 г. в США создается Комитет по проверке знаний абитуриентов колледжей.

Повсеместное внедрение тестов в систему образования США связано с именем профессора Колумбийского университета Э. Л. Торндайка. Под его руководством и при его непосредственном участии уже к 1915 г. были разработаны и опубликованы тесты по основным школьным предметам. В разработке данного комплекта тестов приняли участие ученики и последователи Э. Л. Торндайка: С. А. Куртис, Дж. С. Стоун, С. Вуди (тесты арифметики), Б. Букингем (тесты правописания).

В первые два десятилетия XX в. тесты достижений начали использоваться в образовательной и профессиональной практике США, Германии, Великобритании, России и других стран. В 1925 г. в Москве создается особая тестовая комиссия при педагогическом отделе Института методов школьной работы. В ее задачи входила разработка стандартизированных тестов для советской школы. В апреле 1927 г. на первой Всесоюзной конференции педологов опыт массового применения тестов получил самую горячую поддержку у специалистов по детскому развитию. В 1926-1927 гг. выходят первые учебники по теории и практике тестирования, издаются методические пособия и руководства по применению школьных тестов. Но с принятием 4 июля 1936 г. известного партийного постановления от 4 июля 1936 г. "О педологических извращениях в системе наркомпросов" тесты достижений, как и другие формы тестового контроля, надолго исчезают из отечественной образовательной практики и сложившейся системы профессионального отбора.

Вместе с тем в децентрализованной, прагматически ориентированной и поступательно развивающейся системе США тесты успешности получили более широкое распространение и интенсивно разрабатывались. На сегодняшний день тестовые методики в США рассматриваются в качестве универсального средства проверки знаний, умений, профессиональной подготовки во всех областях человеческой деятельности. Так, десятки тысяч внештатных счетчиков для проведения переписи 2000 г. отбирались среди добровольцев с помощью специальных тестов, направленных на проверку элементарных канцелярских навыков, умения писать и считать. Для допуска практически к любому занятию, требующему каких-то навыков и знаний, необходимо получение сертификата. Кандидатом на большинство федеральных правительственных постов нужно обязательно сдавать государственный гражданский экзамен, который проходит в тестовой форме. Во многих школах США учителей обязывают пройти процедуру стандартизированного тестирования, по результатам которого выдаются удостоверения, подтверждающие их профессиональные компетенции.

В процессе реформирования российской системы образования и ее интеграции в мировую образовательную практику тесты достижений переживают второе рождение. В 1998 г. Центром тестирования Минобразования России был начат эксперимент по проведению централизованного абитуриентского тестирования в вузы, который стимулировал создание и внедрение итоговых тестов достижений по отдельным дисциплинам. Опыт централизованного абитуриентского и репетиционного тестирования послужил основой для перехода к следующему этапу - Единому государственному тестовому экзамену выпускников средних школ, который в порядке эксперимента начал проводиться с 2001 г. С 2009 г. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) становится основной формой итоговой аттестации выпускников российских школ. На сегодняшний день ЕГЭ включает в себя задания трех типов: А - с выбором правильного ответа из четырех предложенных (задания этого типа не представлены в тестах по математике, литературе и иностранным языкам); В - задания с кратким свободным ответом (указывается словосочетание, число или формула); С - в этих заданиях требуется дать развернутый свободный ответ (изложить доказательство, сделать математический вывод, написать эссе, дать оценку конкретной ситуации).

Результаты проходят статистическую обработку в Федеральном центре тестирования, и первичные баллы преобразуются в тестовый балл. Максимальное количество первичных баллов - 30, которые соответствуют 100 тестовым баллам. Каждый школьник может пройти тренировочные тесты ЕГЭ в онлайновом режиме. Представленные па сайте тесты по своей сложности и структуре идентичны реальным аттестационным экзаменам, проводившимся в предыдущие годы.

В современной образовательной практике тесты достижений представлены достаточно широко. Существуют и активно рекламируются компьютерные программы для разработки тестов достижений. Огромным тиражом издаются руководства и методические пособия по тестированию образовательных результатов. Для того чтобы ориентироваться в огромном массиве тестов и уметь их оценить в плане диагностической реализации, необходимо знать особенности этих тестов, подходы к их разработке и условия их обоснованного и психологически адекватного применения в школьном и профессиональном образовании.

  • Кадиевский В. М. Генезис тестирования в истории отечественного образования. Омск: Ом ГУ, 2007.