Задание 7 Среди предложенных рядов найдите два слова, которые пишутся с НН: а)бережё…ный, верчен…ый, вульканизирован… ый, вишен..ик; б) бадминтоон…ый, выветрен…ый, вишен…ый, долглждан…ый; в) довершён…ый, балован…ый, венчан…ый, разглажен…ый; г)современ…ый, гостин…ый, жасмин…ый, глушен…ый.
Задание 8 В каком ряду во всех словах удвоенная согласная? а) бестсел…ер, интел…игент, ал…егория, диалем…а; б) гал…ера, кол…едж, кирил…ица; в) ат…ракцион, нарцис…, кар…икатура, палас…; г) ил…юзион, ком…едия, идил…ия, хок…ей; д) режис…ёр, суф…икс, гал…ерея, цнл…офан.
Задание 10 Среди рядов слов найдите тот, в котором все слова пишутся с «не» раздельно: А)(не)был, (не)годуя, (не)красив, а дурен, (не)ряха; Б) (не)нависть, (не)начатое вовремя дело, (не)учила, (не)образованный, (не)кого; В) (не)сделав, (не)кожаный, (не)горячий, (не)умеха; г) (не)солёные, а жареные грибы, (не)умелый, (не)настье, (не)погода, (не)когда; Д) (не)прочитанная вчера книга, (не)стремится, (не)дорогой, а дешёвый, (не) (у)кого.
Задание 14 Определите, чем занимались люди данных профессий: стряпчий, городовой, половой, шкипер, жокей, кормчий, городничий. А)Рулевой, ведущий судно; б)строитель, архитектор в)чиновник по судебному надзору; г)слуга в трактире; д)командир несамоходного судна; лицо, ответственное за палубное имущество; е)наездник на скачках; з)начальник города.
Фонетико-орфографические игры.
Существует мнение, что фонетика – один из самых скучных разделов школьного курса русского языка. Но это не так. Фонетика предоставляет интересные возможности для организации языковых игр, составления занимательных задач и упражнений. Игры позволят разнообразить и оживить уроки русского языка.
Основными задачами фонетических игр являются:
Выявлять знания учащихся из фонетики в целях создания базы для обучения орфографии;
Закрепить знание о том, что если изменить один звук изменится слово;
Игра «Отгадай мультфильм»
Цель игры: понять классификацию согласных и гласных по акустическому принципу
Ход игры: Учитель показывает согласные буквы.
Вопрос: Какие звуки нужны для того, чтобы отгадать мультфильм?
Б-Л-СН-Ж-К- («Белоснежка»)
КР-С-В-Ц-Ч-Д-В-Щ- («Красавица и чудовище»)
М-Д-Г-СК-Р («Мадагаскар»)
Р-С-Л-ЧК- («Русалочка»)
Н-, П-Г-Д-! («Ну, погоди!»)
КР-СН--- Ш-П-ЧК- («Красная Шапочка»)
Ч-Р-П-ШК- Н-НД-З- («Черепашки Ниндзя»)
К-Н-К-Л- В ПР-СТ-КВ-Ш-Н- («Каникулы в Простоквашино»)
Игра « Чья команда победит?»
Ход игры: Учитель делит детей на две команды. Каждой команде на доске предлагается по 6 слов. Задача детей - подобрать и записать к ним парные слова, отличающиеся только глухостью или звонкостью одного или двух согласных. Кто быстрее сделает, тот и победит.
Хлеб-….(хлеба) булавка -….(булавочка) глаз -….(глаза)
Пляж-….(пляжи) блузка-….(блузочка) гриб-….(грибы)
Игра «Странное письмо»
Цель: исправить ошибки, вызванные смещением звонких и глухих согласных.
Приглашаю тебя на тень рождения точери. Том № жесть. Зелёная тверь налево. Дам будет много костей. Моя точка Дома. Шаль, что из-за тел не смогу тебя встретить. Бока.(Пока) Сахар.(Захар)
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
1.Проверьте Незнайку.
Незнайка играл в слова, составляя из двух слов одно. Проверьте, правильно ли он
составил слова?
Пол+осы=полосы
Кол+осы=колоссы
Вол+осы-волосы
Зуб+ь+я=зубья
Дуб+ь+я=дубья
2.Кто быстрее исправит ошибки. (Тема: Большая буква)
На карточках текст с ошибками.
Задание: Как можно быстрее найти и исправить все ошибки в написании прописной буквы.
3.Прочти предложение. (Тема: Падежные окончания.)
Из альбомного листа изготовляются карты, на которых записаны предложения, но вместо существительных помещены соответствующие рисунки.
Задание: читая предложение, учащиеся по рисункам называют имена существительные в соответствующем падеже, подбирая правильное окончание.
4. «Выбери три слова» (Игра используется для закрепление любых тем по русскому языку)
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор : подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.
рыбка | вьюга | чулок | подъезд | склад | ворона |
||
дубки | варенье | чучело | съемка | град | ворота |
||
гриб | ручьи | чум | подъем | клад | воробей |
5 . Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.
огород | парк | море | школа | столовая | зоопарк |
гря-ки | доро-ки | пло-цы | кни-ки | хле-цы | кле-ка |
кали-ка | бере-ки | фла-ки | обло-ки | пиро-ки | марты-ка |
реди-ка | ду-ки | ло-ки | тетра-ка | сли-ки | тра-ка |
морко-ка | ли-ки | остро-ки | промока-ка | голу-цы | реше-ка |
Задания:
Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
6. Игра «Бал»
Дидактическая задача: Повторить формулирование уточняющих вопросов и падежные окончания.
Игровая задача: Помоги предложениям попасть на Бал.
В королевстве Грамматики сегодня Бал. На него явилось много предложений. Но часовой не пропустит их во дворец до тех пор, пока у каждого существительного из явившихся не будет указано его спряжение. Помоги предложениям попасть на Бал. Какие вопросы задает часовой существительным?
Материалы:
На доске рисуется таблица, половины которой разделены часовым. Предложение разбирается одним учеником, принимаются подсказки из класса.
В мае цветет черемуха Мама подарила сыну книгу Ласточки возвращаются из Африки Заяц кормится корой дерева Сестра приехала к брату Саша написал письмо Лисица спряталась за кустом и т.д. Ч а с о в о й В (чем?) мае цветет (что?) черемуха. и т.д.
7. Игра «Найди окончание»
Дидактическая задача: Повторить падежные окончания имен существительных.
Игровая задача: Найти окончания некоторых слов в поговорках.
“Окончание – очень изменяемая, подвижная часть слова. Она легко может потеряться. Найди потерянные окончания для этих пословиц”.
Материалы:
Карточки
- Собирай по ягодк... – найдешь кузовок.
- Капля по капл... и камень долбит.
Без букваря и грамматик... не учатся и математик...
8. Игра « Клички»
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
9 . Игра «Командная игра-цепочка»
Дидактическая задача: Дописать подходящие по смыслу существительные в винительном падеже.
Игровая задача: Сделать цепочку как можно длиннее.
- Слушаю музыку, маму...
- Пишу диктант, письмо,...
- Строят башню, дом,... и т.д.
10.Игра «Твердый – мягкий»
Цель: создать условия для повторения правописания твердого и мягкого знаков.
Учащиеся делятся на две команды. Одна команда называется «Камень», другая – «Вата».Команда «Камень» встает, если я прочитаю слово с твердым знаком, если читаю слово с мягким знаком, встает команда «Вата».
Слова: съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т.п.
11.Игра: Будь внимателен.
Из предложенных стихотворений выписать с сочетаниями жи, ши:
1. Жили в хижине чижи,
Мыши, ежики, стрижи,
В гости к ним идут моржи
И жирафы и ужи.
2. Жилет, животное, живот,
Жирафы, живопись, живет,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши,
Спешить, смешить,
Шипеть и шить.
Все сочетания ЖИ и ШИ
Только с буквой И пиши!
12.Игра: Словознайкин, дай ответ.
Цель: определить уровень развития детей, развивать память, мышление, речь.
Детям предлагается за определенное время вспомнить и записать как можно больше пословиц и поговорок, загадок и четверостиший, в которых встречаются слова и заданное правило – «Правописание слов с сочетаниями жи, ши». Например:
Пословицы и поговорки:
Жизнь дана на добрые дела.
Шила в мешке не утаишь.
Поспешишь –людей насмешишь.
Жизнь прожить - не поле перейти.
Дружба как стекло, разобьешь – не склеишь.
Загадки:
Два березовых коня
Через лес несут меня.
Кони эти рыжие,
А зовут их…(лыжами).
Он высокий и пятнистый
С длинной, длинной шеей,
А питается он листьями,
Листьями деревьев (жираф)
Четверостишье:
Шила шубку – сшила юбку,
Шила шапку – сшила тапку!
Хорошая швея Наташа!
13.Игра: Замени букву.
Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать
орфографическую
и
фонетическую
зоркость, внимательность, логическое мышление.
Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов.
Дочка ручка
бочка речка
ночка свечка
кочка печка
точка почка
тучка дочка
тачка ночка
14.Игра: Назови один предмет.
Цель: отработка способов проверки безударных гласных.
Учитель говорит слово, обозначающее много одинаковых предметов, а ученики называют один такой предмет и объясняют какую гласную надо писать в корне слова. За правильный ответ ряд получает очко. Победитель выявляется по количеству очков.
Примерный материал: слова: врачи, глаза, грачи, сады, тазы, шары, бока, дожди, дворы, кроты, моря, ножи, плоды, поля, рога и т. д.
15.Игра: Большая буква.
Цель: закрепление правила написания заглавной буквы в словах.
Оборудование: у каждого ученика набор сигнальных карточек.
Учитель предлагает классу внимательно послушать стихотворение. Затем учащиеся отмечают сигнальными карточками, все правила написания большой буквы, о которых говориться в стихотворении. Далее нужно защитить каждый свой ответ, т. е. объяснить какое правило зафиксировано. Выигрывает тот, кто сумеет защитить все сигнальные карточки.
Буква обычная выросла вдруг, Ставится буква
Выросла выше букв – подруг У строчки в начале,
Смотрят с почтением Чтобы начало мы замечали.
На букву подруги, Имя, фамилия
Но почему? Пишутся с нею,
За какие заслуги? Чтобы заметнее быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Буква расти не сама захотела, Имя твое
Букве поручено важное дело: Имя улицы, города.
Ставиться в слове Буква большая -
Не зря и непросто Совсем не пустая,
Буква такого высокого роста.
В букве большой -
Уважения знак.(С. Измайлов)
16.Игра: Пол-минутки для шутки.
Цель: закрепить правописание заглавной буквы в кличках животных.
Оборудование: на доске записаны названия тех животных, которые встречаются в стихотворении Ю. Черных: собака, курица, корова, кошка, лошадь.
Учитель просит детей внимательно послушать стихотворение и сказать, что в нем не так. Правильный ответ поощряется игровым жетоном. Одни дети дописывают на доске к названиям животных - клички, а остальные выполняют эту работу в тетради.
Жили - были дед, да баба
С маленькою внучкою.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкою,
А Хохлатой они
Звали жеребенка,
А еще у них была
Курица Буренка,
Собачонка Мурка,
А еще два козла,-
Сивка и Бурка.
17.Дидактическая игра «Будь внимателен».
Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил.
Из предложенных стихотворений выписать слова с сочетаниями жи, ши:
1. Жили в хижине чижи,
Мыши, ежики, стрижи,
В гости к ним идут моржи
И жирафы и ужи.
2. Жилет, животное, живот,
Жирафы, живопись, живет,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши,
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, смешить,
Шипеть и шить.
Все сочетания ЖИ и ШИ
Только с буквой И пиши!
- Что такое орфографический словарь? Когда мы к нему обращаемся?
1. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Яснова.
Орфографический словарь
На прашлагодние ашипки прошлогодние ошибки
Сматреть Смотреть мне трудно без улыпки улыбки.
Пишу я лучче лучше многих в класе классе,
Мне падарил подарил падарок подарок Вася:
Я изучяла изучала весь енварь январь
Арфаграфичиский Орфографический славарь словарь.
- Какие ошибки допустила ученица? Попробуйте их исправить. А если не получится самостоятельно, загляните в орфографический словарь!
2. Прочитайте оглавление учебника. Назовите правила письма, с которыми вы познакомились.
7. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.
3. Вспомните эти правила. Приведите примеры слов, в которых есть орфограммы на изученные правила письма.
1. Правописание слов с безударными гласными в корне.
вода, волна, гора, закрепить, мячи, окно
2. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
флажки, гриб, глазки, лодка, прыжки, лошадка
3. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.
звёздный, радостный, солнце, пастбище, свистнуть
4. Правописание слов с удвоенными согласными.
класс, тонна, рассада, троллейбус, суббота
5. Правописание суффиксов и приставок.
полететь, прошёл, дописать, кустик, денёчек
6. Правописание приставок и предлогов.
на
конверте написал, побежал по
следам
7. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.
объезд, съехал, объяснение, разъярённый
4. Прочитайте. Какому правилу соответствует каждая группа слов?
1. Правописание слов с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.
2. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
3. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.
4. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.
2. Правописание слов с безударными гласными в корне, непроверяемыми ударением.
Выберите любое правило и составьте свой словарик слов с орфограммой на это правило. Слова можете выбрать из учебника, из рабочей тетради или из словарей. Слова записывайте по алфавиту. Подчеркните в словах орфограммы на выбранное правило письма. Подготовьтесь представить свой словарик в классе.
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
Буква Б стоит в начале алфавита. Она обозначает звонкий согласный звук. Но не всегда она так звучит. Звучание зависит от соседних звуков. Когда рядом с Б вдруг окажется тихий, глуховатый звук, Б сразу меняется. Куда девается бодрость, звонкая радость?! В этих случаях при написании слова букву Б часто путают с её дальней родственницей-буквой П. У звука,который она обозначает, со звуком б одинаковое губное происхождение.
Ф. Кривин
арбуз , берёз ка, бород ка, верблюд , вяз кий, глаз , гриб ки, дожд ь, дорож ка, ёж , жид кий, загад ка, заряд ка, игруш ки, изумруд , ког ти, круж ка, лёд , лод ка, мёд , мяг кая, назад , нож ка, обрез ки, ошиб ка, подготов ка, посад ка, рез кий, рыб ка, слад кий, сторож , трав ка, труб ка, уз кая, упаков ка, флаж ки, хлеб , холод , чаш ка, чертёж , шарф , шуб ка, ягод ка.
Создавался автоматическим слиянием нескольких толковых словарей в единую базу. В результате этого в игру попало много слов, не соответствующих правилам, да и просто с орфографическими ошибками.
Ниже описаны общие правила корректировки словаря.
В словаре допустимо использовать:
- Нарицательные имена существительные в именительном падеже в единственном числе (дерево, собака)
- Нарицательные имена существительные, в именительном падеже имеющие грамматическую форму только множественного числа в каком-либо значении (ножницы, очки, дети)
- Сложносокращенные слова, образованные из сочетаний: — усечённых слов и полных слов (спецодежда, автопарк) — одних усечённых слов (колхоз, линкор) — комбинированные сложносокращенные существительные (завуч, сельпо)
- Слова, имеющие помету "разг." (разговорное)
- Субстантивированные существительные (престо, половой, гидроидные). Субстантивация проверяется орфографическим словарем
- Устаревшие слова, если для них нет близких по написанию современных слов с тем же значением
- Имена собственные, используемые в нарицательном переносном значении (библия - главная книга для кого-н.)
- Бренды, ставшие нарицательными существительными (джакузи, кульман)
- Фамилии, ставшие единицами измерения (ампер, тесла)
- Имена, ставшие нарицательными существительными (максим, катюша)
- Топонимы, ставшие нарицательными (бермуды, бикини)
- Марки автомобилей, употребляемые как названия технических изделий (жигули, пежо)
Не разрешаются к добавлению и удаляются из словаря:
- Аббревиатуры, составленные из начальных звуков слов или названий их начальных букв (ГОСТ, ЗАГС, дот, вуз)
- Диалектные (областные, местные, народно-разговорные), просторечные, разговорно-сниженные, грубые, бранные и жаргонные слова и, соответственно, имеющие пометы: (прост.), (обл.), (местн.), (нар.-разг.), (разг.-сниж.), (вульг.), (бран.), (жарг.), (аббр.), (нар. - поэт.), (трад. - поэт.), (арго) в большинстве словарей
- Суффиксальные существительные, имеющие пометы уменьшительности, ласкательности, увеличительности, усилительности, пренебрежительности или уничижительности, если только они не используются в отдельном самостоятельном значении
- Слова, имеющие помету "предик." (предикатив) (чмок, цвирк и т.п.)
- Слова, использование которых в современном языке носит прямой вульгарный или оскорбительный характер по отношению к личности человека (кроме слов, которые в прямом значении носят нейтральный характер), его национальности (жид, и т.п.)
Если вы заметили, что в словаре игр Балда, Эрудит и Виселица нет слова, которое достойно в нем находиться, или, наоборот, в словаре присутствует слово, не соответствующее правилам, пишите о нем в , соблюдая приведенные ниже рекомендации.
Доказывать или опровергать целесообразность присутствие термина в игровом словаре возлагается на автора поста (заявки).
Помните, ПРАВОПИСАНИЕ слова следует проверять по орфографическому словарю. Современные толковые словари и энциклопедии могут содержать слова с орфографическими ошибками.
Предлагаем к использованию онлайн-словари на следующих ресурсах.