ГИПОТЕЗА КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ

В науке, обыденном мышлении мы идем от незнания к зна­нию, от неполного знания к более полному; нам приходится выдвигать и затем обосновывать различные предположения для объяснения явлений и их связи с другими явлениями. Мы выдви­гаем гипотезы, которые могут перейти при их подтверждении в научные теории или в отдельные истинные суждения, или, наоборот, будут опровергнуты и окажутся ложными суждени­ями.

Гипотеза - это научно обоснованное предположение о при­чинах или взаимосвязях каких-либо явлений или событий приро­ды, общества и мышления.

Научно обоснованные предположения (гипотезы) надо отли­чать от плодов беспочвенной фантазии в науке. В письме, об­ращенном к научной молодежи, И. П. Павлов предостерегал от выдвижения пустых гипотез. Он писал: «Никогда не пытайтесь прикрыть недостатки своих знаний хотя бы и самыми смелыми догадками и гипотезами. Как бы ни тешил ваш взор своими переливами этот мыльный пузырь - он неизбежно лопнет и ни­чего, кроме конфуза, у вас не останется» 1 .

Существуют неверные гипотезы, например существовавшая до Коперника гипотеза неподвижности Земли. Новая гелиоцент­рическая система была изложена Николаем Коперником (1473- 1543) в основном сочинении - в книге «О вращениях небесных сфер»; эта книга через 73 года после появления была внесена Ватиканом в Индекс запрещенных изданий, где она числилась до 1822 г. Рассматривая аргументы сторонников господствующей в то время геоцентрической системы, Н. Коперник писал, в част­ности, следующее: «Итак, обнаруживается, что в процессе до­казательства, которое называется μέθοδον (методом), они или пропустили что-нибудь необходимое, или допустили что-то чуждое и никак не относящееся к делу. Этого не могло бы случиться, если бы они следовали истинным началам. Дейст­вительно, если бы принятые ими гипотезы не были ложными, то, вне всякого сомнения, полученные из них следствия оправдались бы» 2 .

Гипотеза является формой развития и естественных, и обще­ственных, и технических наук; с точки зрения логической струк­туры она не сводится к какой-то одной форме мышления: поня­тию, суждению или умозаключению, - а включает в свой состав все эти формы.

В зависимости от степени общности научные гипотезы можно разделить на общие, частные и единичные.

Общая гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, законах и взаимосвязях природных и общественных явлений, а также закономерностях психической деятельности че­ловека. Общие гипотезы выдвигаются с целью объяснения всего класса описываемых явлений, выведения закономерного харак­тера их взаимосвязей во всякое время и в любом месте. Приме­ром общей гипотезы является гипотеза Демокрита об атомисти­ческом строении вещества, которая впоследствии превратилась в научную теорию; другой пример - гипотезы об органическом или неорганическом происхождении нефти и др. В случае подтве­рждения общая гипотеза становится научной теорией.



Частная гипотеза - это научно обоснованное предположе­ние о причинах, происхождении и о взаимосвязях части объектов, выделенных из класса рассматриваемых объектов природы, об­щественной жизни или психической деятельности человека.

Частные гипотезы создаются для выяснения причин возник­новения закономерностей у некоторого подмножества элементов данного множества.

Существует также несколько частных гипотез о причинах возникновения злокачественных опухолей, в том числе и гипотеза об онкогенных РНК, содеражащих вирусы.

Среди множества проблем, связанных с подготовкой длительных космических полетов, наиболее серьезной и наименее решенной, как отмечают ученые, является проблема сосуществова­ния человека с вирусами в замкнутом пространстве кораблей. Поэтому очень важным аспектом биологических работ являют­ся исследования в области вирусологии; и превращение гипотез в научно обоснованные теории будет иметь большое научное и практическое значение.

Гипотезы в области вирусологии мы называем частными, а не общими потому, что они выдвигаются для выяснения закономер­ностей отдельных, только некоторых из организмов - вирусов, а иногда даже не всех вирусов, а их отдельных разновидностей.

Единичная гипотеза - научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и взаимосвязях единичных фактов, конкретных событий или явлений. Врач строит единичные гипо­тезы в ходе лечения конкретного больного, подбирая для него индивидуально медикаменты и их дозировку.

Приведем несколько единичных гипотез, выдвигавшихся по поводу картины Рафаэля (1483-1520) «Портрет женщины под покрывалом (Донна Велата)», написанной около 1515-1516 гг. Неизвестно, кто послужил моделью этого знаменитого портрета. Еще в XVI в. родилась легенда, согласно которой «Женщина под покрывалом» - возлюбленная художника, прекрасная булочни­ца Форнарина. Назывались и другие имена: Лукреция Делла Ровере, внучка папы Юлия II; племянница кардинала Бибиены - Мария, ее прочили Рафаэлю в жены. В «Донне Велате» видели аллегорию земной любви, парную к любви небесной. Судя по великолепному одеянию, Рафаэлю позировала знатная особа. Покрывало (il velo), спускавшееся с головы на грудь, - знак замужнего положения дамы, а правая рука, прижатая к груди, - жест, выражающий супружескую верность. Неоднократно отме­чалось сходство «Донны Велаты» с «Сикстинской мадонной», «Мадонной Делла Седиа», «Фригийской Сивиллой» 5 .

В ходе доказательства общей, частной или единичной гипо­тезы люди строят рабочие гипотезы, т. е. предположения, выдви­гаемые чаще всего в начале исследования явления и не ставящие еще задачу выяснения его причин или закономерностей. Рабочая гипотеза позволяет исследователю построить определенную си­стему (группировку) результатов наблюдения и дать согласу­ющееся с ними предварительное описание изучаемого явления. Работа академика И. П. Павлова ярко характеризует способы и цели построения рабочей гипотезы. Один из его учеников и сотрудников академик П. К. Анохин вспоминает стиль работы И. П. Павлова:

«Поражало в нем то, что он не мог ни минуты работать без законченной рабочей гипотезы. Как альпинист, потерявший одну точку опоры, сейчас же заменяет ее другой, так и Павлов при разрушении одной рабочей гипотезы старался сразу же на ее развалинах создать новую, более соответствующую последним фактам... Но рабочая гипотеза была для него только этапом, через который он проходил, поднимаясь на более высокий уро­вень исследования, и поэтому он никогда не превращал ее в до­гму. Иногда, напряженно думая, он с такой быстротой менял,.. гипотезы, что трудно было поспеть за ним». 6

В судебном расследовании выдвигаемые гипотезы называют­ся версиями. Версии бывают общие, объясняющие все преступле­ние в целом, частные, объясняющие некоторые обстоятельства или моменты преступления, и единичные, объясняющие отдель­ные, индивидуальные факты: кто исполнитель, кто организатор преступления, если было несколько участников, и т. д. Напри­мер, до сих пор выдвигаются различные версии убийства амери­канского президента Джона Кеннеди. Общей версией является та, которая объясняет данное преступление в целом; частных версий может быть несколько: убил ли президента одиночка-маньяк или это был заговор против Д. Кеннеди, каковы причины убийства, как готовилось это преступление; единичные версии: из какого оружия убит президент, кто именно стрелял, из какого помещения раздался выстрел и т. д 7 .

Напомним, что гипотеза — это часть , раскрывающая условия (обстоятельства), при наличии или отсутствии которых возможно действие данной нормы, т. е она содержит указания на конкретные жизненные обстоятельства, условия, при которых данная норма права вступает в действие.

В частности, гипотеза может выражать:

  • сроки вступления в действие правовой нормы;
  • достижение определенного возраста гражданина — субъекта права;
  • время и место совершения того или иного события;
  • «принадлежность» гражданина к тому или иному государству;
  • состояние здоровья, от которого зависит возможность реализации права.

Примеры гипотез

Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет (гипотеза), может быть объявлен полностью дееспособным (диспозиция), если он работает по трудовому договору (продолжение гипотезы) (ст. 27 ГК РФ об эмансипации). В нормах семейного права имеются условия заключения брака: «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния» (п. I ст. 10 СК РФ) — условие места или органа заключения брака.

«Права и обязанности супругов возникают со дня регистрации заключения брака...» (п. 2 ст. 10 СК) — условие момента возникновения брачного правоотношения.

Классификации и виды гипотез

Гипотеза - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав и т. п.), которые определяются путем закрепления . Гипотеза — часть юридической нормы, указывающая на жизненные обстоятельства, при наличии которых определенные субъекты вступают в отношения друг с другом.

Гипотезы бывают простые и сложные. Простые гипотезы указывают на одно условие реализации нормы (ст. 242 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее — УПК РФ) — неизменность состава суда как условие рассмотрения дела или ст. 21 УПК РФ — в случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания или дознаватель принимают меры по установлению событий преступления, изобличению лица или лиц виновных в совершении преступления), сложные - на несколько условий (п. 1 ст. 72 Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ) — родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка). Сложные гипотезы могут быть кумулятивными и альтернативными.

Кумулятивная гипотеза связывает осуществление нормы с одновременным наличием нескольких условий.

Альтернативная гипотеза ставит реализацию нормы в зависимость от наступления одного из нескольких условий.

Кроме того, по степени определенности гипотезы могут быть абсолютно определенными (простая), относительно определенными (сложная) и даже неопределенными («в случае необходимости»), а по способу изложения — казуистическими и абстрактными.

Рис. 1. Виды гипотез

По степени сложности (в зависимости от структуры) гипотезы подразделяются:

  • на однородные (простые). В них указывается на одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы. Пример: «Срок действия доверенности не может превышать трех лет» (п. I ст. 186 ГК РФ);
  • составные (сложные). В них действие нормы права ставится в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств. Пример. Условия заключения брака для вступающих в брак: во-первых, взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, а также достижение брачного возраста (ст. 12 СК РФ); во-вторых, отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака (ст. 14 СК РФ — состояние в браке одного из супругов, близкое родство, а также недееспособность, признанная судом);
  • альтернативные. В них содержится несколько условий, причем при наличии любого из них данная правовая норма начинает действовать. Пример: «В случаях когда покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или договора купли-продажи не принимает товар или отказывается его принять, продавец вправе потребовать от покупателя принять товар...» (п. 3 ст. 484 ГК РФ);
  • сложно-альтернативные . В этом случае гипотезы имеют одновременно и сложность, и альтернативность.

По наличию или отсутствию юридических фактов (обстоятельств):

  • положительные - указывают на необходимость определенных условий для действия нормы;
  • отрицательные - предполагают, что применение нормы права осуществляется в случае отсутствия обозначенных в гипотезе условий. Так, неоказание помощи больному медицинским работником рассматривается в качестве отрицательной гипотезы. За это устанавливается мера юридической ответственности.

По форме выражения:

  • общие. В них указываются общие признаки, например общее условие действия всех уголовно-правовых норм — достижение возраста уголовной ответственности;
  • частные. В них указываются более конкретные признаки. Так, условием действия уголовно-правовых норм, регулирующих ответственность за должностные преступления, является наличие специального субъекта, т. е должностного лица.

По форме выражения гипотезы в литературе называют еще абстрактными и казуистическими.

Методологический раздел программы завершается описанием гипотезы.

Гипотеза (от греч. hupotesis - “основание, предположение“) - это обоснованное предположение о структуре социальных объектов, характере связей между изучаемыми социальными явлениями и возможных подходах к решению социальных проблем“ (42, с.59).

Гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа объекта. Она является своеобразным прогнозом ожидаемого решения исследовательской задачи. Выдвижение гипотез влияет на всю внутреннюю логику процесса исследования. В результате проверки гипотеза либо опровергается, либо подтверждается. Проверка гипотез при проведении социологического исследования осуществляется на основе выведения гипотез-следствий из гипотез-оснований и их эмпирической проверки.

Рассмотрим, какие бывают гипотезы. Прежде всего, гипотезы различают по степени общности предположений - гипотезы-основания игипотезы-следствия .

Гипотезы-основания - это гипотезы, доказываемые с помощью выводимых из них гипотез-следствий, они не всегда имеют прямые эмпирические признаки.

Гипотезы-следствия выводятся из гипотез-оснований и служат средством их доказательства. Для этих гипотез обязательно наличие эмпирических признаков, которые можно проверить разными средствами.

Гипотезы-основания развертываются в длинную цепочку гипотез-следствий, сформулированных в менее общих понятиях. Подтверждаемость гипотез-следствий будет доказательством обоснованности гипотез-оснований.

Если почти все выведенные из гипотез-оснований гипотезы-следствия истинны, то это говорит о высокой степени истинности самой гипотезы и является основанием для ее принятия. Маловероятно, что большинство гипотез-следствий подтвердилось случайно. Если полученные в ходе исследования данные не подтвердились гипотезами-следствиями, то гипотеза опровергается.

Чтобы повысить подтверждаемость гипотезы, необходимо стремиться к выдвижению возможно большего количества взаимосвязанных гипотез, при этом к каждой гипотезе необходимо указать как можно большее число эмпирических показателей входящих в нее переменных. Конечно, проблема истинности гипотезы таким образом не решается, но зато повышается вероятность ее обоснования.

По отношению к главным задачам исследования гипотезы подразделяются на основные и неосновные .

Основные гипотезы указывают на наличие наиболее существенных связей объектов, благодаря им решаются основные проблемы исследования.

Неосновные гипотезы указывают на побочные, но так же достаточно важные для решения основных проблем исследования связи объекта.

Основные гипотезы следуют из основных задач, неосновные гипотезы - из неосновных задач. Если гипотезы - основания и следствия логически взаимосвязаны между собой, то основные и неосновные гипотезы относятся к разным задачам и как бы сосуществуют друг с другом.

По степени разработанности и обоснованности гипотезы бывают первичные и вторичные .

Первичные гипотезы выдвигаются на начальных этапах исследования.

Вторичные гипотезы выдвигаются на основе проверки, взамен первичных гипотез, если те опровергаются эмпирическими данными.

Часто первичные гипотезы называют "рабочими", так как они являются как бы строительными лесами для выведения обоснованных гипотез.

Описательные - это или предположение о существенных свойствах изучаемых объектов, т.е. классификационные, или о характере разных связей между элементами объекта - структурные, или о степени тесноты связей взаимодействия - функциональные гипотезы.

Объяснительные (или гипотезы о причинах) - более глубокие, определяют причинно-следственные связи, выявляют причины, факты, которые были установлены в результате подтверждения описательных гипотез.

Прогнозные - помогают раскрыть объективные тенденции в функционировании и развитии изучаемых объектов. Это самые глубокие гипотезы, на практике они встречаются реже, только в масштабных социологических исследованиях.

Гипотезы обычно подтверждаются, но не всегда. Существует ряд общепризнанных требований, которым должна отвечать удачно составленная гипотеза. Вот некоторые из них.

Понятия гипотезы должны быть четко определены и оставаться адекватными на всем протяжении исследования.

Должна быть доступна проверке в ходе проведения социологического исследования (в эмпирическом исследовании проверке подвергаются не сами гипотезы, а их следствия, то есть частные положения, которые логически вытекают из гипотез).

Не должны включаться понятия, которые не получили эмпирической интерпретации, так как ее невозможно будет проверить. Гипотеза может быть очень интересной, но если ее понятия нельзя измерить, то невозможно успешно провести социологическое исследование.

Она должна быть простой, четко, кратко и ясно сформулированной. Гипотеза не должна обрастать целым лесом возможных допущений и ограничений. Не следует составлять ее с помощью нескольких придаточных предложений.

Гипотеза не должна противоречить известным уже фактам, которые относятся к изучаемому кругу явлений. Она должна их объяснять. Например, нельзя ставить гипотезу, что "чем более разнообразен труд, тем больше удовлетворенность работой", так как это противоречит имеющимся в психологии данным. Ведь известно, что при определенном психофизиологическом типе личности именно однообразная и монотонная работа доставляет человеку удовольствие, а не разнообразная.

Проверка гипотез может быть осуществлена двумя способами: эмпирическим и логическим. В первом случае путем соответствующей интерпретации входящих в ее состав понятий, а во втором случае путем восстановления полной логической формы соответствующих утверждений и рассуждений.

Если в программе не сформулирована гипотеза, то это означает, что научная ценность проводимого исследования будет низкой. После сбора информации исследователь не сможет адекватно провести интерпретацию полученных данных (таблиц, графиков, средних величин и т.д.), ведь сами по себе даже очень интересные ответы на отдельные вопросы не будут представлять большой ценности, если они не подтверждают или не опровергают какую-либо гипотезу.

Сформулируем некоторые общие требования, кото­рым должна удовлетворять удачная гипотеза, подлежа­щая прямой эмпирической проверке.

(а) Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема.

(б) Она не должна противоречить ранее установлен­ным научным фактам. Иными словами, гипотеза объяс­няет все известные факты, не допуская исключений из общего предположения

в) Из предыдущего правила вытекает требование простоты гипотезы. Она не должна обрастать целым ле­сом возможных допущений и ограничений, лучше исхо­дить из максимально простого и общего основания.

г) Это тем более важно иметь в виду, если учесть другое требование. Хорошая гипотеза приложима к бо­лее широкому кругу явлений, нежели та область, кото­рая непосредственно наблюдается в исследовании. Так, указанная в примере гипотеза была подтверждена на небольшой пробной выборке рабочих (около 250 чело­век) старше 30 лет.

(д) Гипотеза должна быть принципиально проверяе­ма при данном уровне теоретических знаний, методичес­кой оснащенности и практических возможностях иссле­дования. Хотя это требование также очевидно, оно не­редко нарушается.

(е) Наконец, рабочая гипотеза должна быть специ-физирована в том смысле, что в самой формулировке следует указать и способ ее проверки в данном исследо­вании. Это требование подводит итог всем предыдущим. Оно предполагает, что в формулировке гипотезы нет неясных терминов, четко обозначена ожидаемая связь событий, проверка предположения не вызывает трудностей со стороны методов и организационных воз­можностей. Специфическими являются выводные гипо­тезы, т. е. те частные следствия, которые мы проверяем путем прямого сопоставления с фактами.

Гипотеза как научное предположение, требующее экспериментальной проверки. Виды гипотез.

После постановки задач исследования экспериментатор переходит к формулированию гипотез. Гипотеза – это обоснованное предположение о том, как, каким путем можно получить искомый результат. Гипотеза – главный и самый важный методологический инструмент исследования. Именно с помощью ее исследователь добывает новое знание, формулирует новые идеи. Формулирование гипотез систематизирует предположения исследователя и представляет их в четком и лаконичном виде. Благодаря гипотезам исследователь не теряет путеводной нити в процессе расчетов и ему легко понять после их окончания, что, собственно, он обнаружил.

Гипотеза – это научное предположение, которое вытекает из теоретического анализа проблемы, при этом названное предположение еще не подтверждено и не опровергнуто.

Таким образом, гипотеза формулируется на основе проблемы. Многие гипотезы выводятся с помощью аналогии, следуя логическому правилу: если два предмета сходны в ряде существующих признаков, то они могут быть сходны и в другом определенном признаке, обнаруженном в одном из сравниваемых предметов.

В методологии науки различают:

- теоретические гипотезы ;

- экспериментальные гипотезы, то есть, гипотезы как эмпирические предположения, которые подлежат экспериментальной проверке.

Теоретические гипотезы входят в структуры теорий в качестве основных частей. Они выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории либо для преодоления рассогласования теории и экспериментальных результатов и являются инструментов совершенствования теоретического знания.

Научная гипотеза должна удовлетворять принципам:

1. Фальсифицируемости (т.е. гипотеза может быть опровергнута в ходе эксперимента);

2. Верифицируемости (может быть подтверждена в ходе эксперимента).

Принцип фальсифицируемости абсолютен, так как опровержение теории окончательно. Принцип верифицируемости относителен, так как всегда есть вероятность опровержения гипотезы в следующем исследовании.

Нас интересует второй тип гипотез – предположения, выдвигаемые для решения проблемы методом экспериментального исследования.

Исходя из содержания , различают три основных вида экспериментальных гипотез :

Гипотезы о наличии некоторого психологического явления (гипотезы о фактах).

Проверка гипотез данного типа - это попытка установить истину: "А был ли мальчик? Может, мальчика-то и не было?". Например, «Существуют или не существуют феномены экстрасенсорного восприятия», «Есть ли фено­мен "сдвига к риску" при групповом принятии решения?» и т.д.



- описательные гипотезы (используются в корреляционных исследованиях и направлены на изучение структуры исследуемого объекта и его функций), так называемые предположения о тесноте связей.

К таким предположениям относится, например, гипо­теза о зависимости между интеллектом детей и их родителей или же гипотеза о том, что экстраверты склонны к риску, а интроверты бо­лее осторожны. Эти гипотезы проверяются в ходе измерительного исследования, которое чаще называют корреляционным исследова­нием. Их результатом является установление линейной или нели­нейной связи между процессами или обнаружение отсутствия тако­вой.

- объяснительные гипотезы представляют собой предположение о причинно-следственных связей в изучаемом объекте.

Собственно экспериментальными гипотезами обычно считают лишь гипотезы данного типа. В такую экспе­риментальную гипотезу включаются независимая переменная, за­висимая переменная, отношение между ними и уровни дополни­тельных переменных.

Готтсданкер Р. выделяет следующие варианты экспериментальных (объяснительных) гипотез:

- контргипотеза - экспериментальная гипотеза, альтернативная к основному предположению; возникает автоматически;

- третья конкурирующая экспериментальная гипотеза - экспе­риментальная гипотеза об отсутствии влияния независимой пере­менной на зависимую; проверяется только в лабораторном экспери­менте;

- точная экспериментальная гипотеза - предположение об от­ношении между единичной независимой переменной и зависимой в лабораторном эксперименте; проверка требует выделения незави­симой переменной и "очищения" ее условий;

- экспериментальная гипотеза о максимальной (или минималь­ной) величине - предположение о том, при каком уровне независи­мой переменной зависимая принимает максимальное (или мини­мальное) значение. "Негативный" процесс, основанный на представ­лении о двух базисных процессах, оказывающих противоположное действие на зависимую переменную - при достижении определен­ного (высокого) уровня независимой переменной, становится силь­нее "позитивного"; проверяется только в многоуровневом экспери­менте;

- экспериментальная гипотеза об абсолютных и пропорциональ­ных отношениях - точное предположение о характере постепенно­го (количественного) изменения зависимой переменной с постепен­ным (количественным) изменением независимой; проверяется в многоуровневом эксперименте;

- экспериментальная гипотеза с одним отношением - предпо­ложение об отношении между одной независимой и одной зависи­мой переменными. Для проверки экспериментальной гипотезы с одним отношением может быть использован и факторный экспери­мент, но вторая независимая переменная является при этом кон­трольной:

- комбинированная экспериментальная гипотеза - предположе­ние об отношении между определенным сочетанием (комбинацией) двух (или нескольких) независимых переменных, с одной стороны, и зависимой переменной - с другой; проверяется только в фактор­ном эксперименте.

Итак, все, о чем мы говорили, касается научных гипотез, которые формируются как предполагаемое решение проблемы.

Статистические гипотезы – утверждения в отношении неизвестного параметра, сформулированные на языке математической статистики. Любая научная гипотеза требует перевода на язык математической статистики.

Для доказательства любой из закономерностей причинных связей или любого явления можно привести множество объяснений. В ходе организации эксперимента количество статистических гипотез ограничива­ют до двух: основной и альтернативной, что и воплощается в проце­дуре статистической интерпретации данных. Эта процедура своди­ма к оценке сходств и различий. При проверке статистических ги­потез используются лишь два понятия: Н1 (гипотеза о различии) и Н0 (гипотеза о сходстве). Как правило, ученый ищет различия, например, в степени выраженности признака в разных выборках. Как указывают Дж. Гласс и Дж. Стенли, подтверж­дение первой гипотезы свидетельствует о верности утверж­дения на статистически значимом уровне, а второй - об отсутствии раз­личий.

После проведения конкретного эксперимента проверяются многочисленные статистические гипотезы, поскольку в каждом пси­хологическом исследовании регистрируется не один, а множество поведенческих параметров.

Итак, экспериментальная гипотеза служит для организации экс­перимента, а статистическая - для организации процедуры сравне­ния регистрируемых параметров . То есть статистическая гипотеза необходима на этапе математической интерпретации данных эмпи­рических исследований. Эксперимен­тальная гипотеза - первична, статистическая - вторична . Правила формулирования статистических гипотез обсуждаются при чтении дисциплины «Основы математической статистики». В настоящем курсе будут обсуждаться лишь правила формулирования научных гипотез.

Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты теоретического знания о реальности: факты, законо­мерности, законы.

Процесс выдвижения и опровержения гипотез можно считать основным и наиболее творческим этапом деятельности исследователя. Установлено, что количество и качество гипотез определяется креативностью (общей творческой способностью) экспериментатора - "генератора идей".

Подведем промежуточный итог. Теорию в эксперименте непо­средственно проверить нельзя . Теоретические высказывания явля­ются универсальными; из них выводятся частные следствия, кото­рые и называют гипотезами. Они должны быть содержательными, операциональными (потенциально опровергаемыми) и формулиро­ваться в виде двух альтернатив. Теория опровергается, если выводи­мые из нее частные следствия не подтверждаются в эксперименте.

Выводы, которые позволяет сделать результат эксперимента, асимметричны: гипотеза может отвергаться, но никогда не может быть окончательно принятой. Любая гипотеза открыта для после­дующей проверки.


Важной формой теоретического мышления является гипотеза – предположение, исходящее из ряда фактов и допускающее существование объекта, его свойств, определенных отношений.

Гипотеза – это вид умозаключения, пытающегося проникнуть в сущность еще недостаточно изученной области действительности.

Гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах или закономерных связях каких-либо явлений или событий природы, общества, мышления.

Гипотеза требует проверки и доказательства, после чего приобретает характер теории – системы обобщенного знания, объяснения тех или иных сторон действительности. Например, утверждение об атомном строении материи было долгое время гипотезой. Подтвержденная опытом, эта гипотеза превратилась в достоверное знание, теорию атомного строения материи. На основании видимого, слышимого и осязаемого люди проникают в невидимое. Неслышимое и неосязаемое. Именно на таком опосредованном познании основана вся наука.

В науке, обыденном мышлении мы идем от незнания к знанию, от неполного знания к более полному. Нам приходится выдвигать и затем обосновывать различные предположения для объяснения явлений и их связи с другими явлениями. Мы выдвигаем гипотезы, которые могут перейти при их подтверждении в научные теории или в отдельные истинные суждения, или, наоборот, будут опровергнуты и окажутся ложными суждениями.

Специфика гипотезы - быть формой развития знаний - предопределяется основным свойством мышления, его постоянным движением - углублением и развитием, стремлением человека к раскрытию новых закономерностей и причинных связей, что диктуется потребностями практической жизни. Ф.Энгельс писал в своей книге "Диалектика природы" :"Наблюдение открывает какой-нибудь новый факт, делающий невозможным прежний способ объяснения фактов, относящихся к той же группе. С этого момента возникает потребность в новых способах объяснения, опирающихся сперва только на ограниченное число фактов и наблюдений. Дальнейший опытный материал приводит к очищению этих гипотез, устраняет один из них, исправляет другие, пока не будет установлен в чистом виде закон".

О познании каких бы явлений не шла речь - явлений природы или общественной жизни, единичных предметов или закономерностей, новое знание всегда возникает первоначально в форме гипотезы. Этим и объясняется необходимый и тем самым всеобщий характер гипотезы как формы развития человеческих знаний.


Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения, объясняющего исследуемое явление. Оно всегда выступает в форме отдельного суждения или системы взаимосвязанных суждений о свойствах единичных фактов или закономерных связей явлений. Суждение является проблематичным суждением, в котором выражено первоначальное предположительное знание о причинах или свойствах исследуемых явлений.

Чтобы превратиться в достоверное знание, предположение подлежит научной и практической проверке. Процесс проверки гипотезы, протекающий с использованием различных логических приемов, операций и форм вывода, приводит в итоге либо к подтверждению гипотезы, либо к ее опровержению. В связи с этим следует строго различать гипотезу и доказанные с ее помощью положения. Гипотеза всегда содержит в себе нуждающееся в поверке вероятное знание. Доказанное же с ее помощью положение уже не является собственно гипотезой, ибо содержит в себе проверенное и не вызывающее сомнений истинное знание. Возникающее при построении гипотезы предположение рождается в результате анализа фактического материала, на базе обобщения многочисленных наблюдений. Значит, гипотеза - это не любая догадка, фантазия или допущение, а лишь обоснованное, опирающееся на конкретные материалы положение. В соответствии с этим и возникновение гипотезы - это не хаотический и не подсознательный, закономерный логический процесс.

Построение гипотезы - это сложный логический процесс с участием различных форм умозаключений. В отдельных случаях гипотеза возникает как результат уподобления двух единичных явлений, т.е. ее основой выступает аналогия, в других случаях она - результат дедуктивных выводов, чаще всего ее возникновению предшествует индуктивное обобщение эмпирического материала. Любая гипотеза имеет исходные данные, или основания, и конечный результат рассуждения - предположение. Она включает также обработку исходных данных и логический подход к предположению. Завершающий этап познания - проверка гипотезы, превращающая предположение в достоверное знание или опровергающаяего.

Виды гипотез

В зависимости от степени общности научные гипотезы можно разделить на общие, частные, единичные.

Общая гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, законах и закономерностях природных и общественных явлений, а также закономерностях психической деятельности человека. Общие гипотезы выдвигаются с целью объяснения всего класса описываемых явлений, выведения закономерного характера их взаимосвязей во всякое время и в любом месте. Примерами общих гипотез могут служить: развитая в 18 веке М.В.Ломоносовым гипотеза об атомическом строении вещества, современные гипотезы акад. О.Ю.Шмидта и акад. В.Г.Фесенкова о происхождении небесных тел, гипотезы об органическом и неорганическом происхождении нефти.

Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются ценным вкладом в развитие научных знаний.

Частная гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и о закономерностях части объектов, выделенных из класса рассматриваемых объектов природы, общественной жизни или психической деятельности человека.

Частные гипотезы находят применение как в естествознании так и в общественно-исторических науках. Атхеолог, например, выдвигает частную гипотезу о времени происхождения и принадлежности обнаруженных при раскопках предметов. Историк ставит гипотезу о взаимосвязи между конкретными историческими событиями или действиями отдельных лиц.

Частными гипотезами являются и те предположения, которые применяются в судебно-следственной практике, ибо здесь приходится умозаключать о единичных событиях, поступках людей, отдельных фактах, причинно связанных с
преступлением.

Единичная гипотеза - научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и закономерностях единичных фактов, конкретных событий или явлений. Врач строит единичные гипотезы в ходе лечения конкретного больного, подбирая для него индивидуально медикаменты и их дозировку. В ходе доказательства общей, частной и единичной гипотезы люди строят рабочие гипотезы.

Рабочая гипотеза - это предположение, выдвигаемое, как правило, на первых этапах исследования. Рабочая гипотеза непосредственно не ставит задачей выяснение действительных причин исследуемых явлений, а служит лишь условным допущением, позволяющим сгруппировать и систематизировать результаты наблюдений в определенную систему и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений. В судебно-следственной практике при объяснении отдельных фактов или совокупности обстоятельств часто выдвигают ряд гипотез, по-разному объясняющих эти факты. Такие гипотезы называют версиями.

Версия в судебном исследовании - одна из возможных гипотез, объясняющих происхождение или свойства отдельных юридически значимых обстоятельств преступления или преступление в целом.

Поскольку перед судом ставится задача установить событие преступления и лиц, виновных в его совершении, обобщающая версия выдвигается по поводу главного предмета доказывания. Она объясняет всю совокупность существенных обстоятельств события, отвечая на вопросы: какое преступление совершено, кто его совершил, каковы цели, мотивы преступления, вина преступника и т.д. Версии бывают общие, объясняющие некоторые обстоятельства или моменты преступления, и единичные, объясняющие отдельные, индивидуальные факты: кто исполнитель, кто организатор преступления, если было несколько участников, и т. д.

Знания, полученные с помощью частных версий, служат основой для построения, конкретизации и уточнения общей версии, объясняющей преступное деяние в целом. В свою очередь, общая версия дает возможность наметить основные направления для выдвижения частных версий по поводу еще не выявленных обстоятельств дела.