- Вдруг над самой головой Егорушки оглушительным треском разломилось небо он нагнулся и притаил дыхание ожидая когда на его затылок и спину посыплются обломки.

Можно применить другой вариант подобного задания.

Найдите отличительные признаки предложений, представленных в виде схем:

, a . , (когда…).

Логика. Этот аналитико-синтетический мыслительный навык помогает устанавливать причинно-следственные отношения. Большие возможности для развития самостоятельного логического мышления представляет, в частности, решение упражнений определенного типа, к которым относятся, например:

· продолжите ряд понятий (составить логические цепочки)

Простое предложение может быть осложнено однородными членами,…

Продолжите ряд

-мест. сущ. ; сущ. не сущ.

· найти лишнее понятие

Найдите лишнее понятие. Почему?

-Вводные конструкции, обращения, прямая речь, косвенная речь, цитаты, диалог

Найдите лишнее предложение. Объясните почему.

-Без труда не может быть чистой и радостной жизни.

- Синий блеск молний.

- Оседлаю коня, коня быстрого.

· составить или перестроить предложения в соответствии с заданием

Составьте предложения со словами «надежный друг», используя их как…

-Алексей, надежный друг, Обособленное приложение

поддержал меня в трудной

ситуации.

.- ? Необособленное приложение

- ? Именная часть сказуемого

- ? Подлежащее

- ? Обращение

Вывод (оценка) – умение определить ценности материалов и методов, когда заданы цели, стандарты и критерии. Этот мыслительный навык наиболее успешно формируется в процессе выполнения упражнений, подобных данным.


· На основании теста сформулировать свою точку зрения и обосновать её.

-В современной синтаксической науке существует два подхода к исследованию словосочетания. Одни ученые (Виноградов и др.) рассматривают как словосочетание лишь те слова, которые соединены подчинительной связью; другие (Бабайцева и др.) называют

словосочетаниями все соединения полнознаменательных слов, которые образуются в составе предложения и вычленяются из него.

Какова твоя точка зрения на эту проблему? Обоснуй свое мнение.

- Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржание, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

Определите, с какой целью использует в своей поэме «Полтава» назывные предложения? Насколько это оправданно?

Опираясь на пример из учебника математики, оцените, насколько правомерно использование обособленных членов предложения в научной речи.

- Эта теорема доказывается методом от противного. Этот метод заключается в том, что сначала делается предположение, противоположное тому, что утверждается теоремой. Затем путем рассуждений, опираясь на аксиомы , а нередко на доказанные ранее теоремы, приходят к выводу, противоречащему либо условию теоремы, либо одной из аксиом, либо известной ранее теореме.

Проведите стилистический эксперимент, переделав бессоюзные предложения (с тире) в союзные, и сделайте вывод: в каких предложениях больше динамики, в каких стилях речи уместны бессоюзные сложные предложения.

- Впереди пробирался старшой, подавая команду осторожным движением руки: поднимет руку над головой – все тотчас же останавливались и замирали; вытянет руку в сторону с наклоном к земле – все в ту же секунду быстро и бесшумно ложились; махнет рукой вперед – все двигались вперед; покажет назад – все медленно пятились назад.

· Представить ранее изученный материал в форме таблицы, схемы.

Представьте тему «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» в виде таблицы.

IV . 2. Методика применения контрольно-измерительных материалов

Cозданные контрольно-измерительные материалы, на мой взгляд, довольно универсальны в своем применении. Они могут быть использованы как дидактический материал для развития, отработки, закрепления определенного мыслительного навыка, с одной стороны, и достижения определенного уровня обученности по конкретной теме синтаксиса, с другой стороны.

1. Закрепление изученного материала.

А). Найдите соответствие (какими частями речи может быть выражено дополнение):

- существительное Разделите десять на два.

- числительное Завтра не будет похоже на сегодня .

- наречие Старик ловил неводом рыбу.

- глагол Приплыла к нему рыбка.

- междометие Старый Тарас думал о давнем .

- причастие в роли существительного Кукушка одно свое ку-ку твердит.

- прилагат. в роли существительного Я бежал к бабушке и

спрашивал о забытом.

Б). Подчеркните грамматическую основу и дополнения, укажите, чем отличаются дополнения, встретившиеся в этом предложениях.

Облако закрыло солнце. Корни деревьев питают листья. Я привез тебе гостинец. Левинсон, оставшись наедине с Баклановым, приказал ему увеличить лошадям порцию овса.

В). Дайте ответ на вопрос:


- он обозначает предмет;

- отвечает на вопросы косвенных падежей;

- чаще всего относится к сказуемому;

-различают два вида: прямые и косвенные?

Урок русского языка в 9 классе . Тема «Сложносочиненные предложения».

1. Закрепление изученного на уроке материала. Тренировочные упражнения.

А). Найдите предложения, соответствующие схеме , и . Знаки препинания не расставлены.

- Я створки распахну и сад пущу в окно.

- Вдали темно и чащи строги.

- Как разны земли моей племена и разен язык и одежды.

- Реки широко разлились и все никак не хотели входить в берега.

- Черная река зябла и струйки пара перебегали всюду.

Б). Перестройте простые предложения с однородными членами так, чтобы получились сложносочиненные.

-Девочка подошла к ребенку и ласково улыбнулась.

- Поднялось солнце и высушило росу.

- Розы цвели чудесно и радовали маленькую хозяйку.

В). Спишите данные сложные предложения, расставьте запятые. Сделайте вывод, почему в одном из них запятая не ставится.

- Лишь изредка с внезапной звучностью плеснет бойкая рыба и прибрежный тростник зашуршит едва колеблемый набежавшей волной.

- Из калитки выходила сияющая барыня садилась в коляску и начиналась бешеная езда.

Г). Прочитав теоретический материал учебника (параграф 4), составьте таблицу «Сложносочиненные предложения», положив в ее основу группы союзов.

Д). Определите, о какой группе сочинительных союзов идет речь, если известно, что:

- простые предложения, входящие в состав сложносочиненных, указывают на то, что явления чередуются.

Е). Установите соответствие. Знаки препинания не расставлены.

- Сереже многое еще хотелось узнать С соединительными союзами.

но он не решался спросить.

- В горах всходило солнце и сизый С разделительными союзами.

устоявшийся за ночь туман над

морем редел и расползался.

- То ли жизнь становится напевней С соединительными союзами.

то ли в каждом доме соловьи.

Ж). Спишите предложения, расставьте запятые, Ответьте на вопрос: « Что общего и чем различаются эти предложения?»

-Лишь составы бегут за составами да кого-то скликают гудки.

- Зацветает степь лесами а в лесах поля цветут.

Таким образом применяя этот материал, имею возможность в ходе урока на конкретном предметном материале целенаправленно формировать умение выделять основные признаки того или иного синтаксического понятия, сравнивать, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким основаниям и т. д., то есть развивать мыслительные навыки,

которые в свою очередь способствуют значительно более успешному закреплению ЗУНов по теме.

Представленные в приложении КИМы можно использовать в ходе промежуточного или итогового контроля знаний по теме.

Урок русского языка в 8 классе. Тема урока «Дополнение».

I. Проверка домашнего задания (т. е. промежуточный контроль).

1. Назовите основные отличительные признаки второстепенного члена предложения определение.

Возможен другой вариант формулировки задания.

Дайте ответ на вопрос:

О каком второстепенном члене предложения идет речь, если известно, что:

- обозначает признак предмета;

- отвечает на вопросы «какой?», «чей?», «который?»;

- чаще всего зависит от существительного или местоимения;

- различают два вида: согласованные и несогласованные?

2. Запишите предложение, сделайте его синтаксический разбор, укажите, чем отличаются определения, встретившиеся в этом предложении.

-Под монотонный стук маятника по комнате ходила женщина пожилых лет.

Так как в данном случае одной из целей урока является определение уровня усвоения предыдущего материала каждого ученика класса, то подобная работа проводится письменно в течение 8 – 10 минут.

Не менее целесообразно использование этих КИМов в качестве итогового замера уровня ЗУНов после прохождения определенной темы.

После прохождения темы «Сложное предложение» провожу следующую работу:

1. Установите соответствие.

- Голубоглазый малыш зачарованно смотрел,

как угасают огоньки. Простое.

- Вздыхают, жалуясь, басы, и, словно в

забытьи, сидят и слушают бойцы –

товарищи мои. Сложносочиненное.

- Было темно, сеялся мелкий теплый дождичек. Сложноподчиненное.

- Потрескивая, дружно горели еловые шишки,

и со всех дорог был виден костер на бугре. Бессоюзное.

2. Определите, о каком сложном предложении в каждом случае идет речь, если известно, что оно:

Видеть сияние солнца - хорошее событие.

Видеть только что взошедшее в безоблачном небе солнце - великое счастье.

Глотаешь солнце или луну - должен родиться благородный наследник.

Кланяешься с почтением солнцу или луне - предвещает большое счастье и процветание.

Облака неожиданно закрывают солнце - тайные махинации, гнусные дела.

Облака рассеиваются, появляется солнце - разрешится несчастливая ситуация

Огнем пылают солнце или луна - поддержка большого человека.

Плыть в лодке к солнцу или луне - богатство.

Сидя в лодке, смотрите на луну или солнце - назначение на должность.

Солнце входит вам в грудь - родится благородный сын (луна - дочь).

Солнце и луна вот-вот появятся на небосклоне - получишь пост.

Солнце и луна освещают твое тело - получишь важную должность.

Солнце и луна с небес падают - горе, потеряешь родителей.

Солнце и луна скрываются за горой - слуга обманывает хозяина.

Солнце и луна соединяются - жена родит сына.

Солнце и луна тускнеют - жена понесла.

Солнце и луна, которые только что появились на небе - в семье процветание и достаток.

Солнце светит прямо в комнату - получишь хорошую должность по службе.

Толкование снов из Китайского сонника

Подпишись на канал Сонник!

Баранова М.Т Домашняя работа по русскому языку за 6 класс: Учебно-практическое пособие - М.: «Просвещение», 2000. - 126 c.
Скачать (прямая ссылка): domrabotpors2006.pdf Предыдущая 1 2 > .. >> Следующая
18. День догорел.
Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают, как будто заглядывают в лицо, летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах - звучание вечера, догоревшего дня. А вечером блеснёт, наконец, озеро, как черное, косо поставленное зеркало. Ночь уже стоит над ним и смотрит вего темную воду, -ночь, полная звезд. На западе еще тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, ина мшарах бормочут ивозятся журавли, обеспокоенные дымом костра. Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. (К. Паустовский.)
Пылает (несов. в., 1 спр.).
Старинной (ж. р., Т. п.).
У подножия (ср. р., на -ие, Р. п.).
Непонятный (м. р., И. п.).
Черное (ср. р., И. п.).
Смотрит (несов. в., 2 спр., искл.).
Ночь (ж. р., Зскл., В. п.).
Разгорается (несов. в., 1 спр.)
Тип речи - повествование, стиль речи - художественный. В лесах - сущ. (Где?) в лесах.
Лес; нариц., неодуш., 2 скл., м. р.; во мн. ч., П. п.
В.лесах
6
19. 1) существительные: речка (И. п., ед. ч.), по долине (Д. п., ед. ч.), по лугу (Д. п., ед. ч.), берега (И. п., мн. ч.), местами (Т. п., мн. ч.), лозняком (Т. п., ед. ч.), вербою (Т. п., ед. ч.), ольхой (Т.п., ед. ч.), осокой (Т. п., ед. ч.), травами (Т. п., мн. ч.), дно (И. п., ед. ч.), глубина (И. п., ед. ч.);
2) прилагательные: по ровной (ж. р., ед. ч., Д. п.), по широкому (м. р., ед. ч., Д. п.), извилистые (мн. ч., И. п.), береговыми (мн. ч., Т. п.), ровно (кратк., ед. ч., ср. р.), гладко (кратк., ед. ч., ср. р.), одинакова (кратк., ед. ч., ж. р.);
3) глаголы: бежит (несов. в., наст. вр., 3 л., ед. ч.), обрастают (не-сов., в., наст. вр., 3 л., мн. ч.).
20. Красота поздней осени.
Есть прелесть ив самой поздней осени - вэтом безнадёжном дожде, вэтих острых, одуряющих запахах тления, вэтих маленьких, сморщенных, посиневших от холода сыроежках, на ссохшихся беретиках которых лежат сосновые иголки, липнет брусничный лист и дрожит, сверкает, как слеза, дождевая капля.
Шумит над головой лес. Мягко похлюпывает под ногами сизый карельский мох. Рдяно алеют всвоей нержавеющей зелени крупные бусины брусники. Косо, невпопад, лежит рыжий, поникший папоротник. И никаких звуков - ничего, кроме шума дождя и шорохов леса. (Л. Пантелеев.)
,Поздн]ёй1 МохП
21. Вясную погоду, в необъятном просторе, на маленькой елочке, отправимся по Волге, в ярком зареве, в благородном порыве, входишь в рощу, над синим прудом, в неподвижном небе, кближ-нему лесу, в позднюю осень, от острого холодка, из лесной чащи, гонит облака, услышишь шаги.
22. Корни дерева служат ему две службы. Они кормят, питают дерево пищей, которую сосут из земли. Они прикрепляют дерево к матери-земле ислужат ему опорой против бурь и непогод. Отнимите у дерева его корни, ионоумрет.
Ствол дерева служит ему также две службы. Он несет на себе сучья с ветвями, листьями и плодами ив то же время проводит к ним пищу из земли.
7
Сучья иветви несут на себе листья, цветы иплоды и передают те соки, которые получают через ствол от корней.
(Д. Кайгородов.)
План.
1. Для чего дереву корни?
2. Для чего служит ствол дерева?
3. Зачем нужны сучья иветви?
23. 1) над туманной землей, бледным светом, влесу зеленом, по стройным кленам, влажным теплом; 2) приносит.
Влажным (теплом) - прилаг.
Теплом (каким?) влажным.
Влажный; качеств., вср. р., ед. ч., Т. п.;
Влажным.
Приносит.
24. Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром иобхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, тёплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени... Солнце село; звезда зажглась идро-жит в огнистом море заката... Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою. Пора домой, в деревню, визбу, где вы ночуете. (И. Тургенев.)
25. Сочинение.
Памятный день летних каникул.
26. Крупный дождь, влесу зеленом, по стройным кленам, по лесным цветам, влажным теплом, весенняя ночь; прошумел по кленам, прошумел по цветам, прошумел влесу, веет теплом, веет над селом, приносит сполей, приносит аромат, слабо алеет, алеет за степью.
27. 1) главное слово - сущ.: вьющееся растение, заросли ежевики, устойчивый циклон, сучья акации, на циферблате часов, киносъемка в павильоне, ребячьи пальцы, беспокойный характер, выращенный цветок;
8
2) главное слово - глагол: расположиться уручья, расфасовать продукцию, подъехать к станции, выложить из сумки, раздвигать ветки, прилагать усилия, разжечь костер.
28. Приближаться (кчему?) к аллее, ориентироваться (вчем?) в обстановке, нуждаться (вчем?) в поддержке, беспокоиться (оком?) отоварище;
опушка (чего?) рощи, книга (откуда?) из библиотеки, обложка (чего?) книги, красный (от чего?) от стыда, полезный (для чего?) для здоровья, багровый (от чего?) от натуги;
(каким?) поздним вечером, на (какой?) проезжей дороге.
29. Дорогие юные друзья! Лес входит в понятие Отечества. Све-ками все меньше становится даровых благ не земле, и, чтобы не знать горя впереди, надо разумно тратить, аиногда и возмещать всякую копейку, без расписки взятую у природы. Думы о зелени -думы о будущем. Вам бесконечно долго жить вэтой стране. Присоединяйтесь же к походу взащитузеленого друга! (Л. Леонов.) РАЗРЯД IV

ДИЧЬ ЛЕСНАЯ

Вся лесная дичь живет более или менее в лесу, некоторые же породы никогда его не покидают. Итак, я предварительно рассмотрю и определю, сколько умею, разность лесов и лесных пород.
Я сказал о воде, что она «краса природы»; почти то же можно сказать о лесе. Полная красота всякой местности состоит именно в соединении воды с лесом. Природа так и поступает: реки, речки, ручьи и озера почти всегда обрастают лесом или кустами. Исключения редки. В соединении леса с водою заключается другая великая цель природы. Леса - хранители вод: деревья закрывают землю от палящих лучей летнего солнца, от иссушительных ветров; прохлада и сырость живут в их тени и не дают иссякнуть текучей или стоячей влаге. Убыль рек, в целой России замечаемая, происходит, по общему мнению, от истребления лесов (Есть много селений, навсегда потерявших воду от истребления леса, которым некогда обрастали головы их речек или родниковых ручьев. Некоторые деревни заменили их колодцами, а некоторые переселились на другие места. Я видел пример, как значительное село, сидевшее на прекрасной родниковой речке (Большой Сююш), которая поднимала постоянно мукомольный постав, в один год лишилось воды. Это случилось очень просто: в жестокую буранную зиму крестьяне, чтобы не ездить далеко, вырубили на дрова березник и олешник (ольховый лес), густо росший около кругловидной паточины, из которой вытекало более двадцати родников, составлявших речку Сююш. Весна была сухая; все обнаженные от лесной тени родники летом иссякли, и речка пересохла. Только в третий год, когда чивая ольха опять подросла, начали вновь открываться родники, и только лет через десять потекла речка попрежнему.) .
Все породы дерев смолистых, как-то: сосна, ель, пихта и проч., называются красным лесом, или краснолесьем. Отличительное их качество состоит в том, что вместо листьев они имеют иглы, которых зимою не теряют, а переменяют их исподволь, постепенно, весною и в начале лета; осенью же они становятся полнее, свежее и зеленее, следовательно встречают зиму во всей красе и силе. Лес, состоящий исключительно из одних сосен, называется бором. Все остальные породы дерев, теряющие свои листья осенью и возобновляющие их весною, как-то: дуб, вяз, осокорь, липа, береза, осина, ольха и другие, называются черным лесом, или чернолесьем. К нему принадлежат ягодные деревья: черемуха и рябина, которые достигают иногда значительной вышины и толщины. К чернолесью же надобно причислить все породы кустов, которые также теряют зимой свои листья: калину, орешник, жимолость, волчье лыко, шиповник, чернотал, обыкновенный тальник и проч.
Красный лес любит землю глинистую, иловатую, а сосна - преимущественно песчаную; на чистом черноземе встречается она в самом малом числе, разве где-нибудь по горам, где обнажился суглинок и каменный плитник. Я не люблю красного леса, его вечной, однообразной и мрачной зелени, его песчаной или глинистой почвы, может быть, оттого, что я с малых лет привык любоваться веселым разнолистным чернолесьем и тучным черноземом. В тех уездах Оренбургской губернии, где прожил я большую половину своего века, сосна - редкость. Итак, я стану говорить об одном чернолесье.
По большей части чернолесье состоит из смешения разных древесных пород, и это смешение особенно приятно для глаз, но иногда попадаются места отдельными гривами или колками, где преобладает какая-нибудь одна порода: дуб, липа, береза или осина, растущие гораздо в большем числе в сравнении с другими древесными породами и достигающие объема строевого леса. Когда разнородные деревья растут вместе и составляют одну зеленую массу, то все кажутся равно хороши, но в отдельности одни другим уступают. Хороша развесистая, белоствольная, светлозеленая, веселая береза, но еще лучше стройная, кудрявая, круглолистая, сладко-душистая во время цвета, не ярко, а мягко-зеленая липа, прикрывающая своими лубьями и обувающая своими лыками православный русский народ. Хорош и клен с своими лапами-листами (как сказал Гоголь); высок, строен и красив бывает он, но его мало растет в знакомых мне уездах Оренбургской губернии, и не достигает он там своего огромного роста. Коренаст, крепок, высок и могуч, в несколько обхватов толщины у корня, бывает многостолетний дуб, редко попадающийся в таком величавом виде; мелкий же дубняк не имеет в себе ничего особенно привлекательного: зелень его темна или тускла, вырезные листья, плотные и добротные, выражают только признаки будущего могущества и долголетия. Осина (Народ говорит: горькая осина и употребляет эти слова в бранном смысле. Кора осины точно горька, но зайцы предпочтительно любят глодать молодой осинник.) и по наружному виду и по внутреннему достоинству считается последним из строевых дерев. Не замечаемая никем, трепетнолистная осина бывает красива и заметна только осенью: золотом и багрянцем покрываются ее рано увядающие листья, и, ярко отличаясь от зелени других дерев, придает она много прелести и разнообразия лесу во время осеннего листопада.
Зарость, или порость, то есть молодой лес приятен на взгляд, особенно издали. Зелень его листьев свежа и весела, но в нем мало тени, он тонок и так бывает част, что сквозь него не пройдешь. Со временем большая часть дерев посохнет от тесноты, и только сильнейшие овладеют всею питательностью почвы и тогда начнут расти не только в вышину, но и в толщину.
Чернея издали, стоят высокие, тенистые, старые, темны леса, но под словом старый не должно разуметь состарившийся, дряхлый, лишенный листьев: вид таких дерев во множестве был бы очень печален. В природе все идет постепенно. Большой лес всегда состоит из дерев разных возрастов: отживающие свой век и совершенно сухие во множестве других, зеленых и цветущих, незаметны. Кое-где лежат по лесу огромные стволы, сначала высохших, потом подгнивших у корня и, наконец, сломленных бурею дубов, лип, берез и осин (Дуб живет многие столетия; липа-более ста пятидесяти лет, береза - за сто, а осина - менее ста лет. Общий признак старости дерев, даже при зеленых, но уже редких листьях - повисшие книзу главные сучья; этот признак всего заметнее в березе, когда ей исполнится сто лет.) . При своем падении они согнули и поломали молодые соседние деревья, которые, несмотря на свое уродство, продолжают расти и зеленеть, живописно искривясь набок, протянувшись по земле или скорчась в дугу. Трупы лесных великанов, тлея внутри, долго сохраняют наружный вид; кора их обрастает мохом и даже травою; мне нередко случалось второпях вскочить на такой древесный труп и - провалиться ногами до земли сквозь его внутренность: облако гнилой пыли, похожей на пыль сухого дождевика, обхватывало меня на несколько секунд... Но это нисколько не нарушает общей красоты зеленого, могучего лесного царства, свободно растущего в свежести, сумраке и тишине. Отраден вид густого леса в знойный полдень, освежителен его чистый воздух, успокоительна его внутренняя тишина и приятен шелест листьев, когда ветер порой пробегает по его вершинам! Его мрак имеет что-то таинственное, неизвестное; голос зверя, птицы и человека изменяются в лесу, звучат другими, странными звуками. Это какой-то особый мир, и народная фантазия населяет его сверхъестественными существами: лешими и лесными девками, так же как речные и озерные омута - водяными чертовками, но жутко в большом лесу во время бури, хотя внизу и тихо: деревья скрипят и стонут, сучья трещат и ломаются. Невольный страх нападает на душу и заставляет человека бежать на открытое место.
На ветвях дерев, в чаще зеленых листьев и вообще в лесу живут пестрые, красивые, разноголосые, бесконечно разнообразные породы птиц: токуют глухие и простые тетерева, пищат рябчики, хрипят на тягах вальдшнепы, воркуют, каждая по-своему, все породы диких голубей, взвизгивают и чокают дрозды, заунывно, мелодически перекликаются иволги (Иволги имеют еще другой, противоположный крик или визг, пронзительный и неприятный для уха. Находя в этих звуках сходство с отвратительным криком грызущихся кошек, народ называет иволгу дикою кошкой.) , стонут рябые кукушки, постукивают, долбя деревья, разноперые дятлы, трубят желны, трещат сойки; свиристели, лесные жаворонки, дубоноски и все многочисленное крылатое, мелкое певчее племя наполняет воздух разными голосами и оживляет тишину лесов; на сучьях и в дуплах дерев птицы вьют свои гнезда, кладут яйца и выводят детей; для той же цели поселяются в дуплах куницы и белки, враждебные птицам, и шумные рои диких пчел (Дуплястое дерево, занимаемое пчелами, называется борть. Заметив отверстие, в которое лазят пчелы, его выдалбливают и обделывают должеями, чтоб можно было вынимать их и свободно доставать соты душистого зеленого меда, известного под именем липца. Бортевые промыслы в Оренбургской губернии были прежде весьма значительны, но умножившееся народонаселение и невежественная жадность при доставанье меда, который нередко вынимают весь, не оставляя запаса на зиму, губят диких пчел, которых и без того истребляют медведи, большие охотники до меда, некоторые породы птиц и жестокость зимних морозов.) . Трав и цветов мало в большом лесу: густая, постоянная тень неблагоприятна растительности, которой необходимы свет и теплота солнечных лучей; чаще других виднеются зубчатый папоротник, плотные и зеленые листья ландыша, высокие стебли отцветшего лесного левкоя да краснеет кучками зрелая костяника; сырой запах грибов носится в воздухе, но всех слышнее острый и, по-моему, очень приятный запах груздей, потому что они родятся семьями, гнездами и любят моститься (как говорят в народе) в мелком папоротнике, под согниваю-щими прошлогодними листьями.
В таком чернолесье живут, более или менее постоянно, медведи, волки, зайцы, куницы и белки (В некоторых, более лесных уездах Оренбургской губернии, где растут породы и смолистых дерев, водятся олени, рыси и росомахи; в гористых местах - дикие козы, а в камышах и камышистых уремах по Уралу - кабаны.) . Между белками попадаются очень белесоватые, почти белые, называемые почему-то горлянками, и белки-летяги: последние имеют с обеих сторон, между переднею и заднею лапкою, кожаную тонкую перепонку, которая, растягиваясь, помогает им прыгать с дерева на дерево на весьма большое расстояние. Во время такого прыжка, похожего на полет, я убил однажды летягу на воздухе, и вышло, что я застрелил зверя в лет. Хищные птицы также в лесах выводят детей, устраивая гнезда на главных сучьях у самого древесного ствола: большие и малые ястреба, луни, белохвостики, копчики и другие. В густой тени лесных трущоб таятся и плодятся совы, сычи и длинноухие филины, плачевный, странный, дикий крик которых в ночное время испугает и непугливого человека, запоздавшего в лесу. Что же мудреного, что народ считает эти крики ауканьем и хохотом лешего? Если случится ехать лесистой дорогою, через зеленые перелески и душистые поляны, только что выедешь на них, как является в вышине копчик, о котором я сейчас упомянул. Если он имеет гнездо неподалеку, то обыкновенно сопровождает всякого проезжего, даже прохожего, плавая над ним широкими, смелыми кругами в высоте небесной. Он сторожит изумительно зоркими своими глазами, не вылетит ли какая-нибудь маленькая птичка из-под ног лошади или человека. С быстротою молнии падает он из поднебесья на вспорхнувшую пташку, и если она не успеет упасть в траву, спрятаться в листьях дерева или куста, то копчик вонзит в нее острые когти и унесет в гнездо к своим детям. Если же не удастся схватить добычу, то он взмоет вверх крутой дугою, опять сделает ставку и опять упадет вниз, если снова поднимется та же птичка или будет вспугана другая. Копчик бьет сверху, черкает, как сокол, на которого совершенно похож. Иногда случается, что от больших детей вылетают на ловлю оба копчика, самка и чеглик, и тогда они могут позабавить всякого зрителя и не охотника. Нельзя без приятного удивления и невольного участия смотреть на быстроту, легкость и ловкость этой небольшой, красивой хищной птицы. Странно, но самому жалостливому человеку как-то не жаль бедных птичек, которых он ловит! Так хорош, изящен, увлекателен процесс этой ловли, что непременно желаешь успеха ловцу. Если одному копчику удастся поймать птичку, то он сейчас уносит добычу к детям, а другой остается и продолжает плавать над человеком, ожидая и себе поживы. Случается и то, что оба копчика, почти в одно время поймают по птичке и улетят с ними; но через минуту один непременно явится к человеку опять. Копчик - загадочная птица: на воле ловит чудесно, а ручной ничего не ловит. Я много раз пробовал вынашивать копчиков (то же, что дрессировать собаку), и гнездарей и слетков; выносить их весьма легко: в три-четыре дня он привыкнет совершенно и будет ходить на руку даже без вабила (кусок мяса); стоит только свистнуть да махнуть рукой, стоит копчику только завидеть охотника или заслышать его свист - он уже на руке, и если охотник не протянет руки, то копчик сядет на его плечо или голову - живой же птички никакой не берет. Эта особенность его известна всем охотникам, но я не верил, пока многими опытами не убедился, что это совершенная правда (И все-таки это неправда! Из «Книги сокольничья пути» очевидно, что копчиками травили: итак, мы не умеем только их вынашивать.- Позднейшее примечание сочинителя.) . Потеряв всякую надежду, чтобы копчик стал ловить, я обыкновенно выпускал его на волю, и долго видели его летающего около дома и слышали жалобный писк означающий, что он голоден. Получал ли копчик прежнюю способность ловить на воле, или умирал с голоду - не знаю. Лес и кусты, растущие около рек по таким местам, которые заливаются полою водою, называются уремою. Уремы бывают различны: по большим рекам и рекам средней величины, берега которых всегда песчаны, урема состоит предпочтительно из вяза, осокоря, ракиты или ветлы и изредка из дуба, достигающих огромного роста и объема; черемуха, рябина, орешник и крупный шиповник почти всегда им сопутствуют, разливая кругом во время весеннего цветения сильный ароматический запах. Вяз не так высок, но толстый, свилеватый пень его бывает в окружности до трех сажен; он живописно раскидист, и прекрасна неяркая, густая зелень овальных, как будто тисненых его листьев. Зато осокорь достигает исполинской вышины; он величав, строен и многолиствен; его бледнозеленые листья похожи на листья осины и так же легко колеблются на длинных стебельках своих при малейшем, незаметном движении воздуха. Его толстая и в то же время легкая, мягкая, красная внутри кора идет на разные мелочные поделки, всего более на наплавки к рыболовным сетям, неводам и удочкам. Такие уремы не бывают густы, имеют много глубоких заливных озер, богатых всякою рыбою и водяною дичью. Везде по берегам рек и озер, по песчаным пригоркам и косогорам, предпочтительно перед другими лесными ягодами, растет в изобилии ежевика (в некоторых губерниях ее называют куманикой), цепляясь за все своими гибкими, ползучими, слегка колючими ветками; с весны зелень ее убрана маленькими белыми цветочками, а осенью черно-голубыми или сизыми ягодами превосходного вкуса, похожими наружным об-разованьем и величиною на крупную малину. Хороша такая урема: огромные деревья любят простор, растут не часто, под ними и около них, по размеру тени, нет молодых древесных побегов, и потому вся на виду величавая красота их.
Уремы другого рода образуются по рекам, которых нельзя причислить к рекам средней величины, потому что они гораздо меньше, но в то же время быстры и многоводны; по рекам, протекающим не в бесплодных, песчаных, а в зеленых и цветущих берегах, по черноземному грунту, там редко встретишь вяз, дуб или осокорь, там растет березник, осинник и ольха (Ольха самое чивое к росту дерево; она любит почву сырую и обыкновенно густо растет по берегам небольших речек и ручьев, если же грунт болотист, то покрывает и гористые скаты. Ольха достигает довольно большого роста и толщины, но дерево ее мягко, хрупко и непрочно; однако столяры употребляют его, распилив на филенки, для обклейки разной мебели.) ; там, кроме черемухи и рябины, много всяких кустов: калины, жимолости, боярышника, тальника, смородины и других. Эти-то уремы особенно мне нравятся. Многие деревья и предпочтительно таловые кусты пронизаны, протканы и живописно обвиты до самого верха цепкими побегами дикого хмеля и обвешаны сначала его зелеными листьями, похожими на виноградные листья, а потом палевыми, золотыми шишками, похожими на виноградные кисти, внутри которых таятся мелкие, круглые, горькие на вкус, хмельные семена. Множество соловьев, варакушек и всяких певчих птичек живет в зеленых, густорастущих кустах такой уремы. Соловьи заглушают всех. День и ночь не умолкают их свисты и раскаты. Садится солнце, и ночники сменяют до утра усталых денных соловьев. Только там, при легком шуме бегущей реки, посреди цветущих и зеленеющих деревьев и кустов, теплом и благовонием дышащей ночи, имеют полный смысл и обаятельную силу соловьиные песни... но они болезненно действуют на душу, когда слышишь их на улице, в пыли и шуме экипажей, или в душной комнате, в говоре людских речей.
По небольшим рекам и речкам, особенно по низменной и болотистой почве, уремы состоят из одной ольхи и таловых кустов, по большей части сквозь проросших мелким камышом. Изредка кое-где торчат кривобокие березы, которые не боятся мокрых мест, равно как и сухих. Такие уремы бывают особенно густы, часты и болотисты, иногда имеют довольно маленьких озерков и представляют полное удобство к выводу детей для всей болотной и водяной дичи; всякие звери и зверьки находят в них также безопасное убежище (В Оренбургской губернии урему, поросшую разными мелкими кустиками, постоянно заливаемую, занимаемую весной полою водою, называют иногда займищем; а урему, состоящую исключительно из одних таловых кустов, плотно растущих,- талы.) .
И этот лес, так поверхностно, недостаточно мною описанный, эту красу земли, прохладу в зной, жилище зверей и птиц, лес, из которого мы строим дома и которым греемся в долгие жестокие зимы,- не бережем мы в высочайшей степени. Мы богаты лесами, но богатство вводит нас в мотовство, а с ним недалеко до бедности: срубить дерево без всякой причины у нас ничего не значит. Положим, что в настоящих лесных губерниях, при всем старании не так многочисленного их населения, лесу не выведут, но во многих других местах, где некогда росли леса, остались голые степи, и солома заменила дрова. То же может случиться и в Оренбургской губернии. Не говорю о том, что крестьяне вообще поступают безжалостно с лесом, что вместо валежника и бурелома, бесполезно тлеющего, за которым надобно похлопотать, потому что он толст и тяжел, крестьяне обыкновенно рубят на дрова молодой лес; что у старых дерев обрубают на топливо одни сучья и вершину, а голые стволы оставляют сохнуть и гнить; что косят траву или пасут стада без всякой необходимости там, где пошли молодые лесные побеги и даже зарости. Все это еще не в такой степени губительно, как выварка поташа и сиденье, или сидка, дегтя: для поташа пережигают в золу преимущественно ильму, липу и вяз, не щадя, впрочем, и других древесных пород, а для дегтя снимают бересту, то есть верхнюю кожу березы. Хотя эта съемка сначала кажется не так губительною, потому что береза гибнет не вдруг, а снятая осторожно, лет через десять наращает новую кожу, которую снимают вторично; но станут ли наемные работники осторожно бить бересту, то есть снимать с березы кожу? и притом ни одна, с величайшею осторожностью снятая береза не достигает уже полного развития: она хилеет постепенно и умирает, не дожив своего века.
Из всего растительного царства дерево более других представляет видимых явлений органической жизни и более возбуждает участия. Его огромный объем, его медленное возрастание, его долголетие, крепость и прочность древесного ствола, питательная сила его корней, всегда готовых к возрождению погибающих сучьев и к молодым побегам от погибшего уже пня, и, наконец, многосторонняя польза и красота его должны бы, кажется, внушать уважение и пощаду... но топор и пила промышленника не знают их, а временные выгоды увлекают и самих владельцев... Я никогда не мог равнодушно видеть не только вырубленной рощи, но даже падения одного большого подрубленного дерева; в этом падении есть что-то невыразимо грустное: сначала звонкие удары топора производят только легкое сотрясение в древесном стволе; оно становится сильнее с каждым ударом и переходит в общее содрогание каждой ветки и каждого листа; по мере того как топор прохватывает до сердцевины, звуки становятся глуше, больнее... еще удар, последний: дерево осядет, надломится, затрещит, зашумит вершиною, на несколько мгновений как будто задумается, куда упасть, и, наконец, начнет склоняться на одну сторону, сначала медленно, тихо, и потом, с возрастающей быстротою и шумом, подобным шуму сильного ветра, рухнет на землю!.. Многие десятки лет достигало оно полной силы и красоты и в несколько минут гибнет нередко от пустой прихоти человека.

50. Прочитайте. Впишите пропущенные слова.

Вот так зимушка -зима :
Не сугробы - терема !
На деревьях синий иней ,
Как густая бахрома .

Ю. Синицын

  • Подчеркните имена существительные.

Упражнение 51, с. 24

51. Прочитайте. Дополните каждую группу слов двумя именами существительными.

Явления природы: дождь, гроза, град.
Времена года: зима, лето, весна.
Люди: художник, артист, режиссёр.
Мебель: диван, стул, кровать.
Месяцы года: февраль, март, апрель.
Дни недели: среда, четверг, пятница.
Посуда: тарелка, сковорода, стакан.
Животные: заяц, лиса, волк.
Растения: сирень, калина, малина.

Упражнение 52, с. 25

52. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. В скобках перед каждым словом напишите вопрос, на который оно отвечает.

(Что?) бе рёза, (кто?) учи́те льни ца,
(что?) де кáбрь, (кто?) обе зь я́на,
(что?) ка рти́на, (кто?) са дóвник,
(что?) мéся ц, (кто?) дéво чка.

  • Обозначьте в словах ударение.
  • Подготовьтесь доказать, что вы правильно выполнили задания.

Упражнение 53, с. 25

53. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

→ ка пуста → но ябрь → саха р → ри сунок → ве те рок → ста кан → вете р

→ уче ник → зая ц → со рока → ме дведица → ме двед ь → ля гушка → сне гирь → ли сица

  • Помогите коту и собачке собрать "свои" слова.
  • Выпишите однокоренные имена существительные. Выделите в них корень.

Медвед/ ь - медвед/ ица, ветер/ ок - ветер/ .

Упражнение 54, с. 26

54. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Соедините линиями синонимы и антонимы.

  • Подчеркните неодушевлённые имена существительные. Скажите, как вы их определили.

Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос что?

Упражнение 55, с. 26

55. Прочитайте. Укажите над именами существительными часть речи (сущ.).

  • Составьте из данных слов четыре предложения так, чтобы получился текст. Озаглавьте его. Запишите заголовок и текст.

Зима

Сущ. сущ. сущ.
На небо наползла серая туча. Снежные облака
сущ. сущ. сущ.
закрыли солнце. Зашумела метелица. Густой снег
сущ. сущ.
засыпал кусты и деревья.

Упражнение 56, с. 27

56. Вспомните имена существительные на тему "Школа" из орфографического словаря. Запишите, распределяя слова по вопросам.

(Кто?) уче ник, уче ница, учите льница.
(Что?) пе нал, те традь, ка ра ндаш.

  • Подчеркните в словах непроверяемые орфограммы.
  • Как в русском языке называются имена существительные каждого ряда?

Первый ряд - одушевлённые существительные.
Второй ряд - неодушевлённые существительные.

Упражнение 57, с. 27

57. Прочитайте.

Н астя и М аша Т олмачёвы из города К урска представляли Р оссию на конкурсе детской песни "Е вровидение-2006". И победили! Они исполнили песню "В есенний джаз". Н астя и М аша занимались в эстрадной студии "С верчок".

  • Найдите имена собственные. Что обозначает каждое из них? Подчеркните заглавные буквы в именах собственных.

Настя и Маша - имена. Толмачёвы - фамилия. Курска - название города. Россию - название страны. "Евровидение" - название конкурса. "Весенний джаз" - название песни. "Сверчок" - название студии.

Упражнение 58, с. 27

58. Впишите имена собственные.

Моё имя - Иван .
Моё отчество - Сергеевич .
Моя фамилия - Никитин .

Упражнение 59, с. 28

59. Разгадайте ребусы, в которых "спрятались" имена. Запишите эти слова.

Зина Юля Игорь Роман

Упражнение 60, с. 28

60. Прочитайте. Подберите имена детям, названия реке и деревне, клички животным. Впишите их в предложения.

В деревне

Девочки А ня и К атя жили в деревне М асловка. Рядом протекала речка Р ожайка. Девочки пришли на лужок. С ними была собачка Д ружок. На лугу пастушонок В олодя пас маленьких телят. Жёлтая тёлочка М илка мычала. Чёрная тёлочка Н очка нюхала травку. Бычок Б оря жевал длинный стебелёк цветка. Конь К умир стоял у реки. Он пил воду.

  • Придумайте к тексту заголовок и запишите его.
  • Подчеркните заглавную букву в именах существительных собственных.

Упражнение 61, с. 29

61. Прочитайте. Впишите заглавную букву:

  • в названия государств:

Россия, Франция, Англия;

  • в названия городов:

Москва, Ярославль, Владимир;

  • в названия рек:

Волга, Днепр, Иртыш, Нева, Ока;

  • в названия планет:

Земля, Марс, Венера, Юпитер.

  • Составьте предложение с любым именем существительным собственным.

Земля - красивая планета .

  • В чём сходство и различие слов Земля и земля, Солнце и солнце? Устно составьте с каждым словом предложение.

Слова Земля и земля , Солнце и солнце схожи в написании, а различие в том, что слова Земля и Солнце пишутся с заглавной буквы, когда речь идёт об астрономических названиях: Земля вращается вокруг солнца , но: обработка земли, восход солнца.

Упражнение 62, с. 29

62. Прочитайте.

Наше О течество, наша Р одина - матушка Р оссия.

  • Подчеркните заглавную букву в именах собственных.
  • Выпишите из предложения синонимы.

Отечество - Родина.

Упражнение 63, с. 30

63. Прочитайте. Впишите подходящие по смыслу имена существительные.

Сам придумай

Ед. ч. ед. ч. ед. ч. ед. ч.
У слона высокий рост. У лисы пушистый хвост. У
ед. ч. мн. ч.
козлёнка крепки рожки. У цыплёнка тонки ножки. У мартышки толсты губы, а у волка остры зубы. Сам придумай про ежа, про ужа и про чижа.

А. Бродский

  • Определите число имён существительных в первых трёх предложениях.
  • Составьте своё предложение про ежа или про ужа. Запишите его.

У ежа колючки есть
Их на пальцах нам не счесть!

Упражнение 64, с. 30

64. Прочитайте. Подберите к данным словам однокоренные имена существительные. Запишите.

дал/ ёкий - дал/ ьний свист/ еть - свист/
олен/ ь - олен/ ёнок зелён/ ый - зелен/ ь

Упражнение 65, с. 31

65. Вставьте пропущенные буквы. Напишите рядом с каждым именем существительным это же имя существительное, но в другом числе.

би нты́ - бинт во робéй - воробьи́
сне гá - снег дéре во - де рéвь я
пче лá - пчёлы го ро дá - гóрод
зáйцы - зáя ц морóзы - морóз
тýчи - тýча за вóды - за вóд
уче ни́к - уче ники́ сне ги́рь - сне гири́

  • Обозначьте в словах ударение. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

Упражнение 66, с. 31

66. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

ед. ч.
Уро жай хо ро ший
ед. ч.
В нынешнем го ду.
мн. ч. ед. ч.
Ябло ки - как саха р ,
мн. ч. ед. ч.
Груши - чистый мёд .

Е. Благинина

  • Укажите число имён существительных (ед. ч., мн. ч.).
  • Подчеркните имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа.

Упражнение 67, с. 32

67. Прочитайте. Впишите пропущенные слова.

Имя существительное - это часть речи , которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? .

Упражнение 68, с. 32

68. Прочитайте выразительно. Объясните написание выделенных орфограмм.

Нелег ко снимать зве рей .
Зая ц просит: "Поско рей!"
Мышь пи щит: "Бо юсь немнож ко,
Что увидит снимок кош ка ".
"Уко лю, - гро зится ёж , -
Если снимка не пришлёшь!"

В. Берестов

  • Подчеркните имена существительные. Подготовьтесь объяснить, по каким признакам вы их определили.

(Кого?) зверей, (кто?) заяц, мышь, кошка, ёж.
(Что?) снимок, (чего?) снимка.

Упражнение 69, с. 32

69. Прочитайте. Подчеркните имена существительные.

Неодуш.
У речки на пригорке чья-то норка .
одуш.
Зовут хозяйку тоже норка
.

И. Гамазкова

  • Объясните, какое из выделенных имён существительных одушевлённое, а какое неодушевлённое. Обведите в кружок одушевлённые имена существительные.

Упражнение 70, с. 33

70. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Приметы

Как на но су высыпают ве снуш ки ,
Это примета - ВЕСНА НА НОСУ .
Если же нос поси нел у Та нюш ки -
Лето . Че рника поспела в ле су .

А. Усачёв

  • Что обозначает выделенное выражение?

Весна на носу - весна наступит совсем скоро.

  • Подчеркните имена существительные. Объясните написание выделенных букв.

Упражнение 71, с. 33

71. Прочитайте. Подчеркните имя существительное одушевлённое, нарицательное.

С колен у бабушки клубок
Упал случайно на порог.
И закрутился, и покатился...

Р. Сеф

  • Прочитайте ещё раз. А что будет дальше? Устно составьте продолжение текста.

С горы скатился -
С пути он сбился.

Упражнение 72, с. 33

72. Запишите имена существительные, которые имеют такие признаки:

Дмитрий - сущ., одуш., собств., ед. ч.
Человек - сущ., одуш., нариц., ед. ч.
Москва - сущ., неодуш., собств., ед. ч.

Имя существительное

4.3 (86.84%) от 76 голосующих