Идёт процесс урбанизации населения Земли.

Урбанизация — это социально-экономический процесс, выражающийся в росте городских поселений, концентрации населения в них, особенно в больших городах, в распространении городского образа жизни на всю сеть поселений.

Гиперурбанизация — это зоны неконтролируемого развития городских поселений и перегрузки естественного ландшафта (нарушено экологическое равновесие).

Ложная урбанизация — довольно часто применяется для характеристики ситуации в развивающихся странах. В этом случае урбанизация связана не столько с развитием городских функций, сколько с «выталкиванием» населения из сельских районов в результате относительного аграрного перенаселения.

Гиперурбанизация характерна для развитых, ложная урбанизация — для развивающихся тран.

Для России характерны обе эти проблемы (ложная урбанизация — в меньшей степени и в несколько другой форме; в России она обусловлена неспособностью городов обеспечить прибывающее население необходимой социальной инфраструктурой ).

Преимущества урбанизации

Процесс урбанизации способствует повышению производительности труда, позволяет решать многие социальные проблемы общества.

Отрицательные стороны урбанизации

В последние годы отмечается резкий рост урбанизации населения. Урбанизация сопровождается ростом крупных городов-миллионеров, загрязнением окружающей среды около промышленных центров, ухудшением условий жизни в регионах.

Техносфера была создана для:

  • Повышения комфортности
  • Обеспечения защиты от естественных негативных воздействий

Процесс урбанизации и его особенности

Город не сразу стал доминирующей формой поселения. Долгие столетия городские формы жизни были скорее исключением, чем правилом вследствие господства таких форм производства, основу которых составляли натуральное хозяйство и индивидуальный труд. Так, в эпоху классическою рабовладения город был тесно связан с земельной собственностью, с сельскохозяйственным трудом. В феодальную эпоху городская жизнь носила еще в самой себе черты своего антипода — земледелия, поэтому городские поселения были рассеяны по обширной площади и слабо связаны между собой. Преобладание деревни как формы поселения в эту эпоху обусловливалось в конечном счете слабым уровнем развития производительных сил, что не позволяло человеку сколько- нибудь далеко оторваться от земли в экономическом отношении.

Отношения между городом и деревней начинают изменяться под воздействием развития производительных сил. Объективной основой этих процессов было преобразование городского производства на базе мануфактуры, а затем и фабрики. Благодаря расширяющемуся городскому производству довольно быстро увеличивалась относительная численность городского населения. Промышленная революция в Европе в конце XVlIl-первой половине XIX в. в корне преобразовала облик городов. Наиболее типичной формой городского поселения становятся фабричные города. Именно тогда была открыта дорога к быстрому наращиванию «поселенческой» среды, искусственно создаваемой человеком в процессе его производственной жизни. Эти сдвиги в производстве вызвали в развитии расселения новую историческую фазу, характеризуемую торжеством урбанизации, которая означает рост доли населения страны, проживающего в городах и связанного главным образом с индустриализацией. Особенно высокие темпы урбанизации наблюдались в XIX в. за счет миграции населения из сельской местности.

В современном мире продолжается интенсивный процесс формирования агломераций, конурбаций, мегаполисов, урбанизованных регионов.

Агломерация — скопление населенных пунктов, объединенных в одно целое интенсивными хозяйственными, трудовыми и социально-культурными связями. Формируется вокруг крупных городов, а также в густонаселенных промышленных районах. В России в начале XXI в. сложилось около 140 крупногородских агломераций. В них проживает 2 /з населения страны, сосредоточено 2 /з промышленного и 90 % научного потенциала России.

Конурбация включает несколько срастающихся или тесно развивающихся агломераций (как правило, 3-5) с весьма развитыми крупнейшими городами. В Японии выделено 13 конурбаций, в том числе Токийская, состоящая из 7 агломераций (27,6 млн человек), Нагойская — из 5 агломераций (7,3 млн человек), Осакская и т.д. Сходным является введенный в США в 1963 г. термин «стандартный консолидированный ареал».

Мегалополис — иерархическая по сложности и масштабам система поселений, состоящая из большого числа конурбаций и агломераций. Мегалополисы появились в середине XX в. В терминологии ООН мегалополисом называют образование с населением не менее 5 млн жителей. При этом 2 /з территории ме- галополиса могут быть не застроены. Так, мегалополис Токайдо состоит из Токийской, Нагойской и Осакской конурбаций протяженностью около 800 км вдоль побережья. В число мегалопо- лисов включены межгосударственные образования, например мегалополис Великих озер (США-Канада) или Донецко-Ростовская система агломераций (Россия-Украина). В России мегалополисом можно назвать Московско-Нижегородский район расселения; зарождается Уральский мегалополис.

Урбанизированный регион , который образуется сеткой мегалополисов, считается более сложной, крупномасштабной и территориально обширной системой расселения. К числу зарождающихся урбанизированных регионов относят Лондон-Париж-Рур, атлантическое побережье Северной Америки и др.

Основанием для выделения подобных систем являются города с населением свыше 100 тыс. человек и более. Особое место среди них занимают города-«миллионеры». В 1900 г. их было всего 10, а сейчас больше 400. Именно города с миллионным населением перерастают в агломерации и способствуют созданию более сложных расселенческих и градостроительных систем — конурбаций, мегалополисов и сверхкрупных образований — урбанизированных регионов.

В настоящее время урбанизация обусловлена научно-технической революцией, изменениями в структуре производительных сил и характере труда, углублением связей между видами деятельности, а также информационных связей.

Общими чертами урбанизации в мире являются:

  • сохранение межклассовых социальных структур и групп населения, разделение труда, закрепляющего население по месту проживания;
  • интенсификация социально-пространственных связей, обусловливающих формирование сложных поселенческих систем и их структур;
  • интеграция сельской местности (как поселенческой сферы деревни) с городской и сужение функций деревни как социально-экономической подсистемы;
  • высокая концентрация таких видов деятельности, как наука, культура, информация, управление, и увеличение их роли в экономике страны;
  • усиленная региональная поляризация экономического градостроительного и, как следствие, социального развития внутри стран.

Особенности урбанизации в развитых странах проявляются в следующем:

  • замедление темпов роста и стабилизация доли городского населения в общем населении страны. Замедление наблюдается, когда доля городского населения превышает 75 %, а стабилизация — 80 %. Такой уровень урбанизации отмечается в Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Дании и ;
  • стабилизация и приток населения в отдельные регионы сельской местности;
  • прекращение демографического роста столичных агломераций, концентрирующих население, капитал, социально-культурные и управленческие функции. Более того, в последние годы в столичных агломерациях США, Великобритании, Австралии, Германии и Японии наметился процесс деконцентрации производства и населения, проявляющийся в оттоке населения из ядер агломераций в их внешние зоны и даже за пределы агломераций;
  • изменение этнического состава городов вследствие непрекращающейся ми фации из развивающихся стран. Высокая рождаемость в семьях мигрантов значительно влияет на уменьшение доли «титульного» населения городов;
  • размещение новых рабочих мест во внешних зонах агломерации и даже за их пределами.

Современная урбанизация привела к углублению социально-территориальных различий. Своего рода платой за концентрацию и экономическую эффективность производства в условиях урбанизации стали постоянно воспроизводимая в наиболее развитых странах территориально-социальная поляризация между отсталыми и передовыми районами, между центральными районами городов и пригородами; возникновение неблагоприятных экологических условий и вследствие этого ухудшение состояния здоровья городского населения, прежде всего малоимущих слоев.

Субурбанизация (бурный рост пригородной зоны вокруг больших городов), первые признаки которой появились еще перед Второй мировой войной, коснулась в первую очередь состоятельных слоев и явилась формой их бегства от социальных болезней большого города.

Урбанизация в России

В Российской империи к началу XX в. в центральном ареале было сконцентрировано 20 % городского населения страны, тогда как в Сибири и на Дальнем Востоке городское население не превышало 3 % с городами-стотысячниками Новосибирском, Иркутском и Владивостоком; научную базу огромного региона составлял Томский университет. Расселение в сельской местности, где проживало 82 % населения страны, характеризовалось крайней раздробленностью, перенаселением одних районов и принудительной военно-земледельческой колонизацией других (в основном национальных окраин). На Севере, в Казахстане и Средней Азии население вело кочевой образ жизни. В сельских поселениях полностью отсутствовало социально-культурное обслуживание, благоустроенные дороги. В итоге между большими городами, сосредоточившими почти весь потенциал культуры, и сельской местностью была огромная социальная и пространственная дистанция. В 1920 г. число грамотных составляло 44 % населения страны, в том числе женщин 32 %, среди сельского населения — соответственно 37 и 25 %.

Поселенческую основу страны к началу 1926 г. составляли 1925 городских поселений, в которых проживало 26 млн человек, или 18 % населения страны, и около 860 тыс. сельских поселений. Каркас центров расселения и культурного развития был представлен лишь 30 городами, из числа которых миллионниками были Москва и Ленинград.

Процесс урбанизации в СССР был связан с быстрой концентрацией производства в крупных городах, созданием новых многочисленных городов в районах нового освоения и соответственно с перемещением огромных масс населения из деревни в город и высокой его концентрацией в крупных и крупнейших городских поселениях.

Для этого этапа урбанизации были характерны следующие негативные черты, обусловленные тем, что расселение и организация общества происходили преимущественно на основе отраслевых экономических критериев: экстенсивный рост крупных городов, недостаточное развитие малых и средних городов; невнимание и недооценка роли сельских поселений как социальной среды; медленное преодоление социально-территориальных различий.

В современной России процесс урбанизации также связан с серьезными противоречиями. Тенденция к имущественной поляризации населения внутри городских сообществ приводит к сегрегации бедного населения, вытеснению его на «обочину» городской жизни. Экономический кризис и политическая нестабильность стимулируют безработицу и внутреннюю миграцию, вследствие чего из-за чрезмерного притока населения во многих городах живет значительно больше населения, чем они в состоянии «переварить». Рост населения в городах, значительно опережая спрос на рабочую силу, сопровождается не только абсолютным, но подчас и относительным расширением тех слоев, которые не участвуют в современном производстве. Эти процессы приводят к росту городской безработицы и развитию в городах неорганизованного сектора экономики, занятого мелким производством и обслуживанием. Кроме того, заметен рост криминального сектора, включающего и «теневую» экономику, и организованную преступность.

Как бы то ни было, городская жизнь и городская культура стали органичной средой социального обитания. В начале XXI в. большинство россиян составляют коренные горожане. Они будут задавать тон в развитии общества, и от того, как сейчас сформируются системы социального управления, как изменится социальная среда, будет зависеть жизнь новых поколений.

Одной из наиболее характерных особенностей развития современного общества является быстрый рост городов и непрерывный темп увеличения численности их жителей, то есть идет урбанизация, которая влечет за собой значительные социальные преобразования в жизни человечества.

Урбанизация (от латинского «urbanus» - городской) - исторический процесс повышения роли городов в развитии общества, который охватывает социально-профессиональную, демографическую структуру населения, его образ жизни, культуру, размещение производства, расселение населения и т.д.

В начале XIX века в городах мира проживало около 30 млн. человек (3% населения Земли); к 1900 году - почти 225 млн. (около 14%); к 1950 году - почт 730 млн. (около 30%); к 1980 году - 1 млрд. 820 млн. (более 41%), к 2010 - более 2 млрд. (более 43%).

В настоящее время большинство граждан мира рождаются горожанами. Доля городского населения в Европе составляет почт 70%, в Азии - около 40 %, в Африке - 20%, в Северной Америке - 75%, Латинской Америке - 65%, в Австралии и Океании - 76%. Особенно велика доля городского населения в развитых странах. Страна считается почти полностью урбанизированной, если 4/5 ее населения проживает в городах.

Примером является Великобритания, в которой на протяжении десятков лет наблюдается относительная стабильность городского и сельского населения. В то же время в Африке и Азии процессы урбанизации в настоящее время особенно динамичны, что связано с быстрым развитием государств этих континентов. В развивающихся странах процесс урбанизации характеризуется не только темпами, но и неоднородностью - стремительный рост самых больших городов происходит при умеренном росте средних. На урбанизации развивающихся государств, а также на ее влиянии на окружающую среду остановимся позже.

Предпосылками урбанизации являются рост в городах промышленности, развитие культурных и политических функций населения. С расширением крупных городов естественные природные ландшафты превращаются в городские асфальтово-бетонные районы, которым присущи плотная застройка территории различными зданиями и сооружениями, присущими городу, изменение вида рек и иных водоемов, находящихся на его территории, строительство новых производственных и промышленных объектов, строительство новых транспортных узлов, магистралей и т.п.

Урбанизация оказывает огромное влияние на развитие различных социально-экономических формаций и государств, ведь именно с городами связаны основные достижения цивилизации. Однако, преобразования могут быть как положительными, так и отрицательными.

Урбанизация, с одной стороны, улучшает условия жизни населения, с другой - приводит к вытеснению природных систем искусственными, загрязнению окружающей среды, повышению химической, физической и психологической, техногенной нагрузки на организм человека.

Города изменяют почти все компоненты природной среды - атмосферу, растительность, почву, рельеф, гидрографическую сеть, подземные воды, грунт и даже климат. Процесс урбанизации, обусловленный развитием общественного производства и характером социальных отношений, сам оказывает все более разносторонне влияние на развитие другой сферы деятельности общества - экологической.

Взаимосвязь урбанизации и состояния окружающей природной среды обусловлена рядом факторов в сложной системе социально-экономического развития и взаимодействия общества и природы. Понимание общих и конкретных особенностей состояния окружающей природной среды в городах важно для выработки необходимых мер для решения глобальных проблем населения и окружающей среды. Крупные центры урбанизации стали сосредоточием большинства глобальных проблем человечества. Именно они оказывают наиболее масштабное воздействие на состояние окружающей среды.

Появление и развитие крупных городов-мегалополисов ведет за собой реконструкцию больших территорий планеты. При этом страдают воздушный и водный бассейны, зеленые массивы, нарушаются транспортные связи, что приводит к дискомфорту во всех отношениях. Многие города расширяются так, что не могут уже разместиться на суше и начинают «сползать в море». Невозможно не упомянуть города-острова, городские сооружения на водной территории либо в непосредственной близости от нее. Например, в Объединенных Арабских Эмиратах, или, что далеко ходить - постройка многоэтажного здания в бухте Ласпи.

Процесс концентрации населения в городах неизбежен и в своей сущности позитивен. Но структура города, который должен развиваться, его индустриальный, «градообразующий» фактор, который включает в себя строительство и дальнейшее функционирование крупных производственных предприятий, приходят в противоречие с историческим предназначением города и его ролью в повышении жизненного уровня населения.

Современные крупные города, особенно мегалополисы, расширяются стихийно, включают в себя жилые объекты, многочисленные научные и общественные учреждения, промышленные предприятия и объекты транспорта, растут, ширятся, сливаются между собой, тесня и уничтожая живую природу. Современные крупные города представляют собой в большинстве случаев массу бетона, асфальта, гари, отравляющих выбросов.

Город - высшая форма организации пространства для человеческого общества. Неоспоримы экономические и социальные преимущества городских форм расселения. Они обладают значительным потенциалом хозяйственного развития, их жители имеют более широкие возможности для получения образования, выбора профессии, приобщения к культурным ценностям. Однако крупномасштабное строительство, концентрация и интенсификация производственной деятельности оказывают огромное влияние на окружающую среду. В городах изменяются почти все компоненты природной среды: атмосфера, рельеф, гидрографическая сеть и водный режим территории, почва, растительность, грунты, подземные воды, климат и даже геологическое строение. Причем такие действия могут привести как к повышению возможностей удовлетворения биологических и социальных потребностей современного человека, так и к их понижению, то есть к улучшению или же ухудшению его жизненных условий. В городах меняются гравитационные, термические, электрические, магнитные и другие физические поля Земли. Здесь меньше солнечной радиации, особенно ультрафиолетовых лучей, зато больше атмосферных осадков, больше облачных и туманных дней и несколько выше среднегодовая температура.

Очень неблагоприятно влияют хаотичность городской застройки, огромная скученность населения как в центральных, так и в периферийных частях городов, ограниченность комплексного городского планирования и законодательного регулирования. Весьма часты случаи непосредственного соседства застроенных и густозаселенных жилых районов и промышленных предприятий с устаревшей технологией и без очистных сооружений. Это еще более ухудшает состояние окружающей среды.

В городах чаще возникают у людей различные заболевания, в том числе и инфекционные. Городской житель отдаляется от природы, в городе плотность населения очень высока, воздух загрязнен, много различных шумов. В городах на 1 км 2 площади выпадает в сутки 500-1500 кг пыли, копоти и других веществ, тогда как вдали от городов, в сельской местности, их бывает всего 5-15 кг в сутки.

При работе промышленных предприятий, для освещения улиц, отопления квартир, зданий, учреждений и других жизненно необходимых объектов затрачивается много энергии. Энергия, в основном, вырабатывается на тепловых электростанциях, поэтому в городах зимой теплее, чем в сельской местности, но сжигание угля, нефти и газа загрязняет атмосферу выбросами различных вредных веществ, тем самым изменяет соотношение газов в атмосфере.

Город требует огромного количества воды. Какая-то малая часть ее идет на непосредственное потребление жителями, остальная - после использования на заводах, в коммунальных хозяйствах - превращается в загрязненные, сточные воды. В этих водах наличествуют примеси тяжелых металлов, нефти, различных органических соединений и других веществ. Естественно, что если не принимать мер для очистки сточных вод, то они будут загрязнять чистые природные воды и со временем приведут их в непригодное состояние.

Город ежедневно выбрасывает в окружающую среду тысячи и тысячи тонн мусора. Если просто их складывать за городом, они потребуют все новых и новых площадей, а сосредоточенные в них вредные вещества, особенно ядовитые, будут загрязнять и отравлять природные воды, а через них почву и другие компоненты природной среды.

Очень важную экологическую функцию выполняет городская растительность, в частности деревья. Их роль в очищении воздуха очень велика. Они создают в городе микроклимат, обеспечивая комфортные условия среды обитания человека.

Однако, в городах трудно сохранить экологическое равновесие. Здесь все элементы естественной экосистемы изменяются. В городской среде обмен веществ и потоки энергии в большей части контролируются человеком, его деятельность всецело посвящена поддержанию динамического равновесия в городских экосистемах.

В крупных городах переплелись как положительные, так и отрицательные стороны научно-технического прогресса и индустриализации. Создается новая экологическая среда с высокой концентрацией антропогенных факторов, то есть результатов деятельности человека, приводящих к изменению среды обитания, окружающей среды. Наиболее известные из них, такие как загрязнение атмосферного воздуха, высокий уровень шума, электромагнитные излучения, являются непосредственным продуктом урбанизации.

Здоровье людей в значительной мере зависит от качества как природной, так и антропогенной среды. В условиях большого города влияние на человека природного компонента ослаблено, а действие антропогенных факторов резко усилено. Города, в которых на сравнительно небольших территориях концентрируется большое количество людей, автотранспорта и различных предприятий, являются центрами техногенного воздействия на природу. Газовые и пылевые выбросы промышленных предприятий, сброс ими в окружающие водоемы сточных вод, коммунальные и бытовые отходы крупного города загрязняют окружающую среду разнообразными химическими элементами. В большинстве промышленных отходов содержание таких элементов, как ртуть, свинец, кадмий, цинк, олово, медь, вольфрам, сурьма, висмут в десятки тысяч раз выше, чем в природных почвах.

Загрязнением атмосферы обусловлено до 30% общих заболеваний населения промышленных центров. В связи с развитием в городах различных видов промышленности, в особенности химической, в атмосферу выбрасывается все большее количество вредных веществ.

Облака черного дыма впервые окутали многие города Европы и Америки в XIX-начале XX века. Лидер промышленной революции - Великобритания заняла первое место по загрязнению воздуха. Лондон стал известен своим густым туманом, который придал своеобразный колорит детективным историям, но сократил жизнь многих горожан. Однако на заре индустриализации степень воздействия загрязненного воздуха на здоровье не была определена, так как в этот период в результате улучшения санитарных условий и питания произошло резкое снижение смертности от инфекционных болезней, что замаскировало вред, приносимый загрязненным воздухом. В 1943 году жители Лос-Анджелеса стали жаловаться на периодическое появление в воздухе раздражающей светло-голубой дымки. Эксперты установили ее связь с присутствием сернистого газа.

Промышленный выброс этого вещества был сокращен, но дымка над городом продолжала появляться. Исследования показали, что углеводы, содержащиеся в парах бензина, взаимодействуя с другими загрязнителями, под действием солнечных лучей образуют новые соединения. Администрация города решила ликвидировать утечку газов из бензохранилищ многочисленных нефтеперегонных заводов, однако дымка над городом все не исчезала. Тогда стало ясно, что загрязнителями воздуха являются автомобили. Так мир был познакомлен с фотохимическими окислителями - соединениями озона с различными веществами, которые образуются путем взаимодействия углеводородов с окислами азота, выделяемыми автомашинами и энергетическими предприятиями, при солнечном свете.

Термин «смог» был впервые применен к облаку, нависшему над Лос-Анджелесом. С увеличением числа автомашин подобное явление стало наблюдаться и над другими городами.

В настоящее время автомобиль стоит на первом месте по абсолютному выбросу газов. Он источник почти половины загрязнителей воздуха. Главный вред причиняет угарный газ, однако негативно на организм человека влияют также углеводы, окислы азота, содержащиеся в выхлопных газах, и фотохимические окислители.

В Украине по транспортным выбросам лидирует Киев. Окислы азота при контакте с влажной поверхностью легких образуют кислоты, а те, в свою очередь - нитраты и нитриты. Как сами кислоты, так и их производные оказывают раздражающее действие на слизистые оболочки, особенно глубоких отделов дыхательных путей, что может привести к рефлекторным расстройствам дыхания и даже отеку легких.

Среди источников загрязнения, отрицательно влияющих на здоровье человека, автомобиль играет значительную, но не основную роль. Автомобили являются причиной 10-25% заболеваний, хотя, как мы уже говорили, вырабатывают почти половину всех загрязнителей воздуха. Окислы серы и разнообразные мелкие частицы (смеси сажи, пепла, пыли, капелек серной кислоты, асбестовых волокон и т.д.) вызывают больше болезней, чем выхлопные газы автомобилей. Они поступают в атмосферу от электростанций, заводов и жилых домов. Окислы серы и частицы пыли обычно концентрируются в местах наиболее интенсивного сжигания угля, они опасны, главным образом, зимой, когда сжигается больше топлива. Доказано, что высокая концентрация окислов серы и мелких частиц усугубляет течение хронических респираторных и сердечнососудистых заболеваний.

Загрязнение окружающей среды сказывается и на возникновении такого заболевания, как рак легких, хотя основная роль в патогенезе этого заболевания принадлежит курению. Для жителей крупных городов вероятность этой болезни примерно на 20-30% выше, чем для людей, живущих в деревнях или небольших городках. Установлена связь между содержанием твердых частиц в воздухе и частотой рака желудка и предстательной железы. Предполагается, что находящиеся в воздухе окислы азота, соединяясь с другими загрязнениями, образуют вещества, относящиеся к наиболее активным канцерогенам.

По-видимому, в возникновении рака легких принимают участие и радиоактивные частицы, рассеянные по всему миру в связи с испытаниями ядерного оружия и деятельностью атомных электростанций. Среди разнообразных радиоактивных веществ наиболее опасен плутоний, отличающийся очень медленным распадом. После аварии на Чернобыльской АЭС на территории Украины, Российской Федерации и Беларуси образовались обширные зоны загрязнения.

Обнаружена связь загрязнения атмосферного воздуха с ростом заболеваний генетической природы, при этом уровень врожденных пороков развития в условиях промышленных городов зависит не только от интенсивности загрязнения, но и от характера атмосферных выбросов. Ряд химических веществ обладает мутагенным действием, которое может проявляться в увеличении частоты хромосомных изменений в половых клетках, что приводит к новообразованиям, спонтанным абортам, перинатальной гибели плода, аномалиям развития и бесплодию. В загрязненных районах чаще встречаются неблагоприятно протекающие беременности и роды.

Загрязнение атмосферного воздуха пробудило в людях большую озабоченность, чем любой другой вид разрушения окружающей среды. Программы мероприятий по предотвращению загрязнения воздуха в крупных городах решались медленно, стоили дорого и часто нарушались. Тем не менее, они принесли определенные результаты. В настоящее время большинство развитых стран занялось ликвидацией основных источников загрязнения воздуха. Перевод энергетических установок на нефть и природный газ значительно уменьшил выброс окислов серы. Усовершенствование конструкции автомобилей снизило выброс газов, содержащих окись углерода и углеводороды. Там, где принимаются меры по борьбе с загрязнением воздуха, можно отметить и улучшение состояния здоровья населения.

Дополнительный источник химических веществ для организма городских жителей - сельскохозяйственная продукция. Выращиваемая вблизи городов, она загрязнена удобрениями и пестицидами (их количество часто превосходит разумный уровень). Существенное влияние на загрязнение почвы оказывают применяемые в сельском хозяйстве химикаты - пестициды, гербициды, которые занимают первое место в загрязнении окружающей среды.

Одна из особо острых проблем большого города - вода. В последнее время большинство крупных городов испытывают постоянно нарастающие трудности с водоснабжением. Хотя для удовлетворения жизненных потребностей человека достаточно 5 л воды в сутки, ему ее требуется значительно больше: только для нужд личной гигиены и бытовых потребностей необходимо расходовать не менее 40-50 л. Расход воды в городе составляет в среднем от 150 до 200 л, а в ряде промышленных центров - до 500 л в сутки на душу населения. В небольших городах вода используется в большей мере на бытовые нужды, тогда как в крупных центрах соотношение между количеством воды на промышленные и бытовые нужды прямо противоположное.

Несмотря на то, что потребление воды неуклонно увеличивается из-за роста населения Земли, главную угрозу представляет не это, а прогрессирующее загрязнение рек, озер и подземных вод. Чистота воды представляет огромную проблему здравоохранения. Опасность болезней, вызванных бактериями, передающимися через воду (к примеру, дифтерия), заключается в том, что они обладают высокой биологической активностью и участвуют во многих процессах жизнедеятельности человека. Загрязнение воды стало предметом интенсивного изучения, так как количество людей, страдающих болезнями, передающимися через загрязненную воду. исчисляется миллионами. Сейчас данная проблема интенсивно решается: более эффективно используются очистительные сооружения перед подачей её в жилые дома, население имеет возможность использовать разнообразные фильтры воды, либо покупать уже очищенную воду.

Значительную роль в жизни человека, особенно в крупных городах играет шум. Доказано отрицательное воздействие шума на центральную нервную систему человека, артериальное давление, деятельность внутренних органов. Высокий уровень шума способствует повышению различных болезней. Влияние шума и вибрации на организм человека будет рассмотрено позже.

Среди физических факторов окружающей среды, отрицательно влияющих на здоровье горожан, все большую роль также играют электромагнитные поля. Наиболее уязвимы к таким воздействиям нервная и половая системы человека.

Еще сравнительно недавно, в 60-е и 70-е годы XX-го века было распространено мнение о том, что проблемы окружающей среды (в том числе в городах) характерны лишь для промышленно развитых стран. Перелом в подходах к проблемам состояния и качества окружающей природной среды в развивающихся странах наступил в начале 70-х годов. В 1972 году Стокгольмская конференция Организации Объединенных Наций по проблемам среды охарактеризовала экологическое состояние в городах в числе наиболее кризисных проблем группы развивающихся стран.

В городах развивающихся стран с их неупорядоченной застройкой все чаще отмечается экологическое неблагополучие. Строительство различных крупных сооружений приводит к проседанию почвы, провалам и ряду других неблагополучным последствиям экологического свойства. Причины этих явлений различны, но среди них выделяется усиление давления экономики и населения на застроенную территорию. Немаловажное значение имеет и то, что новые поселения нередко создаются на неблагоприятных в инженерно-геологическом и гидрогеологическом отношениях участкам, «взбираются» на склоны холмов и высоких гор или «спускаются» в заболоченные местности.

К примеру, в агломерации Мехико, расположенной на средней высоте 2240 м. над уровнем моря, временные поселения встречаются на высотах более 3000 м. Заселение этих участков способствует распространению склоновой эрозии. На экологическую ситуацию в агломерации Мехико огромное и угрожающее воздействие оказывает оседание значительной части ее территории в результате продолжающегося использования подземных вод для водоснабжения многомиллионной столицы Мексики. При этом, несмотря на угрожающую гидрогеологическую ситуацию в центральной части города Мехико, продолжается интенсивное промышленное и жилищное строительство.

Положение усугубляется ограниченностью и отдаленностью мексиканской столицы от высокогорных ресурсов поверхностного стока воды. Многие здания и различные транспортные сооружения из-за опускания территории находятся под угрозой разрушения. Дренирование (осушение) территории на месте осушенных озер вызывает частые пыльные бури. Ежегодно отмечается до 7 таких бурь, особенно в сухое время года. В столичном районе Мексики в немалой степени из-за ухудшения условий экологии и качества окружающей среды отмечается рост онкологических заболеваний. Различным аллергическим заболеваниям подвержена 1/7 часть населения Мехико.

В Калькутте - единственном в Индии крупном речном портовом комплексе - отмечается нарушение литологической структуры - структуры осадочных пород. Такая же причина препятствует развитию Бангкока, где также наблюдается опускание территории из-за нарастающего использования подземных вод при неблагополучной гидрогеологической ситуации. Опускание территории в этом крупнейшем промышленном центре Индии и Юго-Восточной Азии усиливает опасность опустошительных наводнений.

Ухудшение качества воздушного бассейна крупных городов в развивающихся странах связано с ростом населения и промышленности, темпами производства и потребления энергии. Основой развития электроэнергетики в развивающихся странах стало строительство тепловых электростанций, как правило, без дорогостоящих устройств по защите окружающей среды.

Объем твердых отходов в городах развивающихся стран в среднем на 1 жителя в 3-4 раза меньше, чем в индустриально развитых странах, однако проблемы сбора, хранения, транспортировки и утилизации твердых отходов представляют немалые трудности и для городов в странах высокого уровня развития. В Африке лишь до 1/3 городского населения обслуживаются коммунальными службами по сбору твердых отходов. Это стало важным фактором нестабильности состояния здоровья горожан. Слабость организованной очистки городских территорий в городах развивающихся стран вызывает засорение и выводит из строя и без того недостаточные дренажные устройства. Это осложняет водоснабжение и сброс сточных вод. Проблема утилизации отходов жизнедеятельности человека также будет рассмотрена позже.

Существует и важные географические факторы, влияющие на состояние окружающей среды в городах. Это, в частности, способность атмосферы разбавлять поступающие в нее загрязняющие вещества в зависимости от метеорологических условий на различных широтах. В тропиках, где расположено большинство развивающихся стран, способность атмосферы к восприятию и разбавлению поступающих в нее загрязняющих веществ примерно в 3 раза ниже, чем в средних широтах в Западной Европе. Исследования, проведенные в ряде развивающихся стран, показали наличие в атмосфере их крупнейших городов особо опасных концентраций загрязнителей.

В крупнейших городах высокая, а нередко, и опасная степень загрязнения воздушного бассейна, в известной степени, обусловлена весьма значительной концентрацией промышленности.

Выбросы окиси углерода приводят к массовым отравлениям, что сопровождается падением содержания гемоглобина в крови и ухудшением снабжения тканей организма кислородом. Опасность для здоровья городского населения увеличивается и потому, что из индустриальных стран в регион «третьего мира» перемещаются крупные мощности химической промышленности и черной металлургии. При этом нередко крупные производственные комплексы в этих отраслях, особенно сооружаемые транснациональными корпорациями, для удешевления проектов не располагают современными и дорогостоящими очистными сооружениями.

Высокая степень загрязненности воздушного бассейна и источников водоснабжения, нерегулируемое развитие промышленности и автомобильного транспорта способствуют распространению сердечнососудистых, канцерогенных заболеваний, болезней систем дыхания, инфекционных, кишечно-желудочных, а также ряд других серьезных нарушений здоровья больших групп населения.

Очень важным обстоятельством, воздействующим на экологическое состояние обширных территорий и акваторий за пределами крупных агломераций, следует считать перенос их загрязнений. В развивающихся странах нередки случаи неблагоприятного экологического воздействия крупнейших центров на окружающую природную среду при все увеличивающихся радиусах такого воздействия. Например, следы загрязнения воздушного бассейна агломерации Сан-Паулу в Бразилии обнаруживаются и в далеко от него отстоящих речных системах во внутренних регионах Бразилии, и над Атлантическим океаном.

Тем не менее, исходя из понимания нарастающей угрозы экологической катастрофы, в развивающихся странах постепенно растет понимание особой важности и приоритетности проблем охраны и улучшения окружающей природной среды, в том числе в городах. Принимаются необходимые государственные нормативно-правовые акты, а также постановления органов местной власти, направленные на сохранение природных ресурсов, недопущение действий, направленных на отрицательное воздействие на окружающую среду, сохранность природы.

Таким образом, неоспорим тот факт, что урбанизация сопровождается отрицательным воздействием на состояние окружающей среды, которое может привести к ухудшению экологии, здоровью и жизни населения.

Характернейшее свойство города - урбанистическая концентрация , т.е. плотное до избытка сосредоточение крайне разнообразных объектов и сфер приложения деятельности на крайне ограниченной территории (в области получасовой доступности для общественного транспорта). Это резко увеличивает разнообразие сфер приложения труда, способов проведения досуга. Возникает отсутствующая на селе свобода выбора образа жизни и рода занятий. Урбанистическая концентрация - это концентрация разнообразия и взаимодействия; самим ходом городской жизни сосредоточенные в городе виды деятельности побуждаются к тесному взаимодействию, а люди - к постоянному общению и отстаиванию общих интересов. Действие рождает противодействие, в городском населении нарастают разные формы отчуждённости людей городской толпы друг от друга пропорционально плотности населения в городских кварталах, повышается частота девиантных форм поведения (алкоголизм, сквоттерство) и уличной преступности.

В близком соседстве оказываются порознь тяготеющие к городу, но плохо совместимые друг с другом объекты, предприятия и производства. Рост разнообразия на городской территории обеспечивает рост богатства городских жителей, а оно определяет “производство рисков” на городской территории, увеличивая анизотропность городского пространства на градиенте “центр (разнообразие и богатство, элементы которого диффундируют к окраинам) - периферия” (область повышенной концентрации риска, распространяющаяся к центру города, в первую очередь по транспортным магистралям).

Городу свойственно концентрическое расширение , угнетающее его развитие, в первую очередь центра. Оно вызывает чередование периодов застоя и радикальных перестроек планировочной структуры. “Волны” трансформации городского ландшафта каждые 20…40 лет пробегают от центра города к периферии. Это вызвало появление концентрации динамического города, динаполиса , способного расширяться без градостроительных трудностей - благодаря росту в одном направлении, который не препятствует развитию ни самого города, ни его центра (К.Доксиадис). Идея привлекательна, но малореалистична - город не есть самостоятельная единица, но узел с определённым назначением и функциями в сети городов на данной территории, и “линейный рост” городов означает дестабилизацию всей сети (он возможен лишь при полной урбанизации территории, на стадии мегалополисов).

Для успешно развивающегося города характерен пропорциональный рост (прежде всего его пространственных частей), появление диспропорций и противоречий тормозит развитие. Пример: в процессе роста площадь крупнейших агломераций РСФСР в период с 1950 по 1995 г. каждая выдерживает строго определённое соотношение между “ядром” (центральный город) и периферией (кольца спутников) каждой агломерации.

Город - совокупность трёх основных подсистем: население, экономическая база и сфера жизнеобеспечения. Природная среда города входит в последнюю. Она включает Природный комплекс , элементы которого (экосистемы природных территорий города) принимают непосредственное участие в оптимизации среды обитания горожан. Экологическую ситуацию в городе создаёт взаимодействие населения, городского хозяйства с природным окружением города и элементами (сильно изменёнными) природных систем внутри него - природными и озеленёнными территориями (газоны, скверы, парки, бульвары, палисадники, клумбы и пр.

Рост городов и урбанизация территории настолько закономерны, что могут описываться математическими моделями. Так плотность сети городов и среднее расстояние между соседними узлами сети прямо пропорционально не столько плотности, сколько хозяйственной активности населения (интенсивности торговых, транспортных и иных контактов). Например, верхнеокские княжества из-за сильно пересечённого рельефа и высокой лесистости были пощажены татарской конницей, в отличие от соседей они не обезлюдели, однако хозяйство было разрушено - и часть городов прекратила своё существование. Исчезавшие города всегда располагались между остающимися, никогда рядом друг с другом, так что никакая территория не оставалась необслуженной, только снижалась интенсивность обслуживания.

Правило “ранг-размер ” (Ф.Ауэрбах, 1930 г.) показывает, какова пропорция крупных, средних и малых городов, необходимых для обслуживания данной территории. При сплошной урбанизации территории (области, региона, страны, всей планеты - закономерность универсальна и в разных случаях отличается только численными коэффициентами) размер и людность города i -го ранга пропорционален размеру крупнейшего города данной территории U 0 , отнесённому к размерному рангу города U i с коэффициентом пропорциональности ln U 0 .

Ранг - порядковый номер в ряду убывания людности города. Чем круче проходит гипербола, задаваемая правилом “ранг-размер”, тем выше степень развития сети города на данной территории. Недостаток или избыток определённой категории городов по сравнению с “идеальной нормой” заданной правилом “ранг-размер”, означает неполноту урбанизации территории и ускоренный рост (либо, напротив, остановку в развитии) городов недостающей (или “избыточной”) категории в ближайшем будущем. В “выборке” городов Земного шара доля мегаполисов (городов с населением больше 1 млн человек) значительно ниже предсказанной, для всех городов Земли правило “ранг-размер” определяет более крутую гиперболу, чем наблюдающаяся лишь в выборке 20 крупнейших мегаполисов планеты - U (i )= U 0 * lnU 0 / i и U (i )= U 0 * lnU 0 /{ i + lnU 0 } соответственно. В ближайшем будущем следует ожидать опережающего роста мегаполисов по сравнению с менее крупными городами, особенно в “третьем мире”. Экстраполяция на основании правила “ранг-размер” позволяет получить цифру стабильного населения Земли после окончания роста и завершения демографического перехода во всех странах (13 млрд.) и размер самого крупного города планеты (42 млн. жителей, С.П.Капица).

Правила Кристаллера (1933 г.) описывают оптимальную структуру размещения городов - центральных мест и обслуживаемых ими поселений на территории, где, с одной стороны, урбанизация полностью завершена, с другой - размещение городов не осложнено агломерационными процессами. Основная функция городов центральных мест (ЦМ) - обслуживание (административное, рыночное, предоставление услуг и пр.) - поселений городской округи, входящих в систему данного города.

Основная функция городов противоположной категории специализированных центров - производство строго определённой продукции, востребованной далеко за пределами соответствующей системы городов, а не только на её территории. Чем обширнее национальная сеть городов, чем выше ёмкость внутреннего рынка, тем больше уровней в иерархии городов-ЦМ и больше вокруг них россыпей городов - специализированных центров (СЦ). Пространственное распределение СЦ не подчиняется правилам Кристаллера, они образуют скопления вне упорядоченной сети центральных мест, но обычно рядом с центрами агломераций, вдоль экономических и транспортных линий.

“Правильная” система городов-центральных мест и обслуживаемых ими поселений обретает вид гексагональной решётки. Центральные места находятся в центре гексагонов, а обслуживаемые поселения - на рёбрах или по углам. Этим достигается максимальная плотность “упаковки” всех обслуживаемых поселений вокруг центральных мест, минимизируются расстояния между ними, максимально возрастает доступность центральных мест.

Конкретный вариант размещения поселений в гексагональном “поле обслуживания” центральных мест определяется преобладающей функцией последнего и, соответственно, тем, какой именно вариант обслуживания оптимизируется в пространстве. Если оптимизации подлежит рыночная (торгово-промышленная) структура системы “центральное место - поселение городской округи”, то обслуживаемые поселения размещаются по углам гексагона (А ). Здесь максимизируются свобода выбора центрального места каждым подчинённым поселением - любой из 3-х соседних, и число поселений, ориентированных на данный рынок - 6.

При оптимизации транспортной структуры территории (Б ) поселения размещаются на рёбрах гексагона, так что минимизируется расстояние до 2-х ближайших центров, зато уменьшается свобода выбора. При оптимизации преимущественно административной структуры (В ) свобода выбора центрального места у жителей поселений исчезает вовсе, так как все они размещаются внутри гексагона, зато наибольшей степени достигает разграничение полномочий и раздел пространства между соседними центрами.

Вариант А оптимален для быстрого экономического развития территории; Б - для удобства управления, В - для сохранения исходного биоразнообразия региона, так как поселения сконцентрированы вокруг “своих” центральных мест, периферия и стык разных регионов остаются недоосвоенными, создавая запас малонарушенных природных территорий на дальней периферии области.

Отклонения от идеальной модели Кристаллера исследованы Лешем. Они связаны с неполным завершением урбанизационных процессов, отсутствием равномерного покрытия сетью городов или (противоположный эффект) началом процесса агломерирования. Последний сопровождается смещением центров и переориентацией поселений на то центральное место, которое лидирует среди соседних по скорости развития. Оно преобразуется в центр агломерации, ориентирующий “на себя” территориальные связи соседей.

В модели Лёша рост города-центрального места происходит звёздчато, вдоль лучей основных магистралей и оказывается резко неравномерным - в одних лучах урбанизированные полосы развиты сильней и вытягиваются дальше, чем в других. Потому размещение подчинённых поселений в каждом гексагоне строго секториальное, а не равномерное, как в модели Кристаллера. Другой вариант - по мере движения от ЦМ к периферии обслуживаемой территории происходит постепенный переход от равномерного к секториальному размещёнию подчинённых поселений).

Сектора задаются по лучам развития города и резко отличаются концентрацией подчинённых поселений, развитостью урбанизированной структуры и, соответственно, специализацией хозяйства.

Например, в Московской области восточный и северо-восточный сектора отличаются сильной урбанизацией и преимущественно промышленным развитием. Юго-Западный и Западный преимущественно сельскохозяйственные. В модели Леша обслуживаемые поселения размещены в пространстве вокруг центральных мест неравномерно, а по секторам - более урбанизированные сектора чередуются с менее урбанизированными.

Когда одно из центральных мест соседних регионов настолько лидирует в своём развитии, что становится центром агломерации, в соседних регионах сеть поселений и ЦМ испытывает эффект смещения центров . Они как бы притягиваются к растущей агломерации (и становятся “ближе” благодаря развитию транспортных магистралей именно в эту сторону), последующий рост данных городов также оказывается ориентирован на эту агломерацию.

Территориальные пределы роста городов и агломераций

При площади, большей 500 км 2 невозможно обеспечить приемлемые затраты на трудовые поездки при помощи общественного транспорта. Метрополитен поднимает этот порог до 800 км 2 . Площадь, подходящая для городской застройки - 70,6 млн./км 2 (квадрат со стороной 5300 км), подходящая для жизни по климатическим соображениям - 146 млн. км 2 (квадрат со стороной 8400 км), уже застроена городами - 28, 1 млн. км 2 (квадрат со стороной 2000 км).

Поэтому урбанизация протекает не столько в форме роста, сколько в форме мультипликации городов, соединяя города с агломерацией в более сложные системы - опорный каркас расселения (ОКР ), мегаполисы и урбанизированные полосы. ОКР формируется в момент, когда независимо растущие агломерации соприкасаются, а их центры соединяются полимагистралями настолько прочно, что возникает эффект эмплозии , то есть “сближения” взаимодействующих центров за счёт сокращения времени на поездку между ними.

В результате меняет направление процесс урбанизации во всех агломерациях, входящих в состав ОКР - рост каждой вширь сменяется преимущественным ростом агломераций навстречу друг другу, вдоль магистралей, соединяющих центры. Эффект магистрализации - ускоренное освоение примагистральных территорий в ОКР при отставании освоения остальных).

Последовательные этапы формирования ОКР:

I. Центровая (“точечная концентрация”) - нарастание числа и увеличение размеров крупных городов.

II. Агломерирование : крупный город становится ядром агломерации и формирует вокруг себя плеяду спутников.

III. Регионализация + имплозия : экономическое сближение взаимодействующих центров на основе совершенствования транспорта. “Более крупные города с течением времени больше выигрывают от усовершенствования средств коммуникаций. В результате связь между ними осуществляется быстрее, и они как бы сближаются друг с другом” (П.Хаггет. География: синтез современных знаний. М.: изд-во Мир, 1979).

Затем наступает очередь регионализации - ? устойчивого “разделения труда” между агломерациями, соединёнными в ОКР.

Возможность сэкономить на транспортных перевозках между центрами ОКР (из-за эффекта эмплозии) ещё больше сближает их и заставляет расширяться навстречу друг другу (эффект смещения центров измеряется формулой О.Д.Кудрявцева К= l ф / vSN , l ф - сумма фактических расстояний между узлами в ОКР, S - общая площадь агломерации, N - число городов в её составе).

Если узлы ОКР настолько сконцентрированы, что эффект смещения центров вызывает прямое соприкосновение и соединение соседних мегаполисов, формируется мегалополис, если преобладает эффект магистрализации - возникает сплошная урбанизированная полоса (цепочка городов) между соседними узлами ОКД.

Непосредственная причина экологических проблем городов - тот факт, что “в любой момент разнообразие” способов приложения труда и мест проведения досуга перевешивает в сознании горожан планировочные и экологические недостатки городов” (О.Н.Яницкий). Они делегируют этот риск следующим поколениям, в то время как заблаговременное предвидение этого риска - задача поколения предыдущего. Оно должно осуществляться на стадии проектирования и планировки).

Урбанизация — это исторический процесс повышения роли города в развитии общества, который охватывает изменения в размещении производства и, прежде всего, в расселении населения, его социально-профессиональной, структуре, образе жизни, культуре и т.д. — многосторонний социально-экономический, демографический и географический процесс, происходящий на основе исторически сложившихся форм общественного и территориального разделения труда. В более узком, демографо-статистическом, понимании урбанизация — это рост городов, особенно больших, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире (урбанизация населения).

Первые города появились в III-I тыс. до н.э. в , Месопотамии, Китае, а также в некоторых районах и , прилегающих к . В греко-римском мире такие города, как Афины, Рим, Карфаген играли огромную роль. С развитием индустриального общества объективная необходимость концентрации и интеграции разнообразных форм и видов материальной и духовной деятельности явилась причиной усиления процесса урбанизации, возрастания концентрации населения в городах. На современном этапе урбанизации в экономически развитых отмечается преобладание крупногородских форм поселений.

Развитие процесса урбанизации тесно связано с особенностями формирования городского населения и роста городов: самого городского населения; включением в городскую черту или отнесением в административное подчинение пригородных территорий (включая города, поселки и села); преобразованием сельских населенных пунктов в городские. Фактический рост городов происходит также за счет формирования более или менее широких пригородных зон и урбанизированных местностей. Условия жизни населения в этих районах все более сближаются с условиями жизни в больших городах — центрах тяготения этих зон.

Сравнительный анализ демографических аспектов процесса урбанизации в различных странах мира принято основывать на данных о росте урбанизированности населения — доли городского, или урбанизированного, населения. Однако в сводках по разным странам нет сведений, приведенных на одну дату (амплитуда колебаний до 10 лет), неодинаковы методы подсчета городского населения, определения границ городов. В странах мира существует три различных типа, по которым поселения классифицируются как городские:

  • когда населенные пункты подразделяются по избранному критерию (например, по типу местного управления, по числу жителей, по пропорции населения, занятого в );
  • когда административный центр сельского района причисляется к городу, а остальная его часть — к деревне;
  • когда скопления населения определенной численности относятся к городам независимо от их административной принадлежности.

Поскольку критерии выделения городских поселений значительно различаются по отдельным странам, для получения сопоставимых данных к городскому населению часто причисляют население всех поселений, достигших определенной людности. В качестве мирового статистического ценза людности города (почти не связанного с его определением по существу) предлагаются величины 2, 5, 10 и 20 тыс. жителей. Так, население пунктов с числом жителей не менее 2 тыс. нередко считается урбанизированным. Но такой ценз, будучи пригоден для определенных стран, для мирового стандарта пока еще слишком низок. Впрочем, действительная шкала урбанизации настолько сложна, что в качестве ступеней предпочтительно пользоваться несколькими критериями. При использовании национальных критериев выделения городских поселений динамика урбанизации населения выглядит следующим образом. В 1800 г. доля городского населения во всем населении земного шара составляла около 3%, в 1860 г. — 6,4, в 1900 г — 19,6, к 1990 г. она увеличилась до 43% (в 14 раз).

Опережающий рост городского и несельскохозяйственного населения по сравнению с сельским и сельскохозяйственным — наиболее характерная черта современной урбанизации. В трех частях света — и , Америке, Европе преобладают жители городов, в то же время население африканских и благодаря своей большой численности создает перевес села над городом в среднем по миру. Страны Азии и Африки располагают наибольшими резервами прироста городского населения, именно здесь и происходит в последнее время самый быстрый его рост.

Наиболее высокий процент городского населения имеют экономически . В 1990 г. городское население составляло (в%): во — 74,3; в — 78,3; — 75; — 60; — 77,5; — 77,4; — 90; Китае — 26,2; — 25,7. Когда доля городского населения превышает 70%, темп ее роста, как правило, замедляется и постепенно (при подходе к 80%) приостанавливается.

Для урбанизации характерна концентрация населения в больших и сверхбольших городах. Именно рост больших городов (100 тыс. человек), связанные с ним новые формы расселения и распространение городского образа жизни наиболее ярко отражают процесс урбанизации населения. Доля больших городов во всем населении мира увеличилась за 100 с лишним лет (с 1860 по 1980 гг.) с 1,7 до 20%. Не менее примечательно развитие крупнейших городов-«миллионеров». Если в 1800 г. был только один город с числом жителей более 1 млн. то в 1990 т. — свыше 300 таких городов.

Современный тип урбанизации в экономически развитых странах — это уже не столько быстрый темп роста доли городского населения, сколько особенно интенсивное развитие процессов субурбанизации и образование на этой основе новых пространственных форм городского расселения — мегаполисов. В этих условиях отчетливо проявились процессы территориальной деконцентрации населения. Имеется в виду не только перемещение населения из крупных городов в их пригородные зоны — процесс, широко развернувшийся еще в 50-е гг. XX в., но и преобладающий рост городов в периферийных районах по сравнению с высокоурбанизированными. В 70-е гг. в США темпы роста численности населения впервые были ниже средних по стране. Данные по Франции, подтверждают общий сдвиг населения из городских агломераций в малые и средние города в результате изменения направления . В , происходила убыль населения в крупнейших городах, причем из центров городов потоки мигрантов направлялись главным образом в их пригородные зоны. Во многих крупных городских агломерациях численность населения перестала увеличиваться или даже стала снижаться (зачастую за счет уменьшения численности населения городов-центров).

В мира, как уже отмечалось, «демографическому взрыву» сопутствовал «взрыв урбанистический». При сравнительно низких показателях урбанизированное™ населения многие из этих стран отличаются относительно высокими темпами урбанизации. Несоразмерный рост столиц ряда государств Азии и Африки связан с особым типом урбанизации, который отличает массовая тяга в большие города крестьян. Приток сельского населения в города, как правило, сильно опережает рост потребностей в рабочей силе. В развивающихся странах происходит формирование многомиллионных городских агломераций (например, Буэнос-Айрес, Сан-Паулу, Калькутта, и др.). С одной стороны, процесс урбанизации способствует прогрессу этих стран, поднимает роль городов, с другой — обостряет социально-экономические проблемы, порожденные экономической отсталостью и связанные с чрезмерным «демографическим » на большие города.

Влияние урбанизации на демографические процессы проявляется, в значительной мере, в зависимости от дифферениированности городской среды, прежде всего от различий городов по величине и экономическому профилю (функциональному типу). По мере развития процесса урбанизации городского населения по сравнению с сельским падает, в дальнейшем происходит падение рождаемости и в сельской местности. В некоторых развивающихся странах (например, в Египте) более высок уровень рождаемости в городах, что объясняется целым рядом социально-экономических, демографических и религиозных факторов, в частности тем, что в городах более сбалансированное соотношение полов. Почти во всех странах уровень рождаемости у городских жителей, недавно переехавших из сельской местности, выше, чем у давно живущих в городах (если адаптация сельских жителей в городах не сопряжена с большими трудностями).

По мере развития урбанизации роль миграции в росте городского населения постепенно снижается. Интенсивность же территориальной подвижности населения в целом растет, особенно — интенсивность маятниковых . Основную роль в формировании городского населения Российской Федерации в течение многих лет играли миграции из сельской местности в города и преобразование сел в городские поселения. Однако с течением времени значение естественного прироста в формировании населения городов увеличивается. В условиях, когда темпы естественного прироста снижаются, замедляются и темпы прироста городского населения. В начале 90-х гг. XX в. рост населения многих крупнейших городов России приостановился.

Глубокое влияние современной урбанизации на многие стороны общественной жизни приводит к появлению новых теорий, пытающихся объяснить роль урбанизации в развитии общества. Это в первую очередь социально-эволюционистская теория «урбанистической революции», согласно которой в ходе урбанизации постепенно устраняются ее противоречия, снимаются существенные антагонизмы между городом и деревней. Урбанистическая революция должна привести в конечном итоге к «постгородскому обществу». По мнению М. Вебера — теоретика урбанизации — ведет к созданию «пост гор од с кого общества» — «общества за пределами городов» — путем включения большей части населения в индустрию информационного производства, развития всеобщей пространственной подвижности.

Казахское традиционное общество знало различные формы торговли и торговых сделок. Скотоводы, во-первых, продавали “алыпсатарам” (скупщикам) свой скот и сырье, во-вторых, покупали товар в ростовщический кредит, в-третьих, постоянно практиковали натуральный обмен фабрично-заводских изделий на скот и сырье. Главной чертой торговли в этот период в казахском

ауле был ее ярко выраженный неэквивалентный характер. Торговля была свободной формой экспроприации мелких собственников.

К началу XX века в Казахстане существовали 3 формы торговли, которые в основном, соответствовали трем типам хозяйства, т.е. кочевому, полукочевому и оседлому. Это были: разъездно-меновая, ярмарочно-периодическая (ярмарки – периодически организуемые в установленном месте торги, рынки) и стационарная. Важной особенностью разъездно-меновой

торговли был ростовщический (ростовщик – лицо, использующее накопленные им денежные суммы для предоставления их в виде ссуд под определенный процент) характер – товар раздавался в долг. Широкое развитие получила меновая торговля. Главными пунктами торговли Казахстана с Россией были Оренбург, Троицк, Петропавловск, Омск, Семипалатинск и Уральск. В торговле

с Россией ввоз преобладал перед вывозом. Всеобщим эквивалентом был трехгодовалый баран. Меновая торговля развивалась и между казахами отдельных родов. Объектами обмена были скот, соль, изделия из дерева и т.п.

Начало XX века ознаменовалось ускорением формирования казахской торговой буржуазии. Это были мелкие торговцы, маклеры, алыпсатары; самостоятельными торговцами были саудагеры, они занимались разнообразными торговыми операциями: ростовщическим капиталом,

открытием скупочных пунктов и т.д. Казахский торговый капитал находился в подчинении у российских и среднеазиатских купцов. Отдельные купцы-казахи расширяли свои торговые

операции. Так, оборот верненского купца Калдыбаева составлял не менее 80 тысяч рублей. Однако казахская буржуазия росла медленно, будучи связанной со скотоводством и выполнявшая роль посредника между российским капиталом и местным рынком. В Российской империи важную роль играла ярмарочная торговля. Наиболее известными общеимперскими ярмарками являлись Нижегородская с оборотом в 200 млн. рублей в год и Ирбитская –20-30 млн. рублей в год.

В Казахстане первая ярмарка открылась в 1832 году при Ханской ставке,

что в Букеевской Орде, но большую роль в жизни края стала она играть после реформ 60-х годов. Особое развитие ярмарочная сеть получила в Акмолинской области – здесь действовали три крупных ярмарки – Тайичинская, Акмолинская, Атбасарская, всего было 50 – мелких и средних. В одном Кокчетавском уезде в 1900 году состоялось 33 осенних и зимних ярмарок с общим оборотом в 3,2 млн. рублей. В Семипалатинской области с 1848 года действовала знаменитая Кояндинская (Ботовская) ярмарка. Сюда приезжали купцы самых отдаленных территорий Средней Азии, Китая, Восточного Туркестана. В 1870 году оборот ярмарки равнялся 525 тысяч, а в 1899 году

превысил 1 млн. 700 тысяч рублей. С начала XX века обороты возросли до 4 млн. рублей; 62% рогатого скота, продаваемого на этой ярмарке, пригонялись из Семиречья, 7% из Китая. По показаниям купечества на ярмарке ежегодно продавались 200 тысяч пудов мануфактуры, 50 тысяч пудов сахара и т.д. В число крупнейших центров торговли входили Чарская в Семипалатинской области, Каркаралинская в Семиречье, Атбасарская ярмарка в Центральном Казахстане. Обороты каждой их них превышали миллионы рублей ежегодно. Ярмарки содействовали развитию товарно-денежных отношений, создавали стимул к увеличению товарности скотоводства и способствовали росту казахской торговой буржуазии, которая специализировалась на перепродаже скота и сырья.

С самого начала торговля в Казахстане сочеталась с ростовщичеством.

Торговля в степи часто выступала в форме раздачи товара в долг. При неуплате в срок сумма увеличивалась. По указу от 24 мая 1893 года местное население не привлекалось за ростовщическую деятельность к уголовной ответственности, а русские купцы действовали через подставных лиц-казахов.

Во второй половине XIX века в крупных городах открылись городские общественные банки: в Петропавловске (1871 г.), Омске (1875 г.), Уральске (1876 г.), Семипалатинске (1887 г.) и др. городах. Обороты Семипалатинского банка в 1887 году составляли 10,3, а в 1895 году – 22,3 млн. рублей, что

свидетельствует о быстром росте торговой буржуазии, – основных клиентов банка. Появляются акционерные банки. В Казахстане открыл свои отделения Сибирский торговый банк. Кредитными операциями были охвачены многие районы Казахстана. Все это усилило экономические связи со средней Азией, Сибирью, Центральной Россией.

Развитие в Казахстане капиталистической промышленности, сети железных дорог ускорило рост городов и их населения. Быстро росло население областных и уездных городов, которые становились не только административными и торговыми, но и промышленными, и культурными центрами. Население Павлодара с 1889 года за 10 лет увеличилось в 1,5 раза и достигло 7620 человек.

Развитию города в немалой степени способствовало то обстоятельство, что он служил перевалочным пунктом торговли на Иртыше. В Семипалатинске в 1900 году проживало 31 тыс. человек. На севере Казахстана быстро рос Петропавловск, в котором в 1900 году проживало 22 тыс. человек, действовало 66 различных предприятий по обработке сырья с капиталом более 1 млн.рублей. Население Кустаная, основанного в 1879 году, за 18 лет увеличилось в 2,5 раза и достигло 14,3 тыс. человек.

Центром оживленной торговли стал Акмолинск. На западе Казахстана торгово-промышленным городом был Уральск. В 1900 году в нем жило 39 тыс. человек. Росту города способствовало проведение Урало-Покровской железной дороги. В Аральске было развито мукомольное дело, имелось 93 мелких предприятия. В уездном городе Гурьеве в конце 90-х годов проживало до 10 тыс. человек. Основная часть населения занималась рыбным промыслом и торговлей с казахским кочевым населением. Ежегодный оборот осенней Гурьевской ярмарки составлял в среднем 160 тыс. рублей. Быстро стали расти города в Южном Казахстане. В Чимкенте, по переписи 1897 года, насчитывалось 11194 жителя. В городе находился санторинный завод, продукция которого вывозилась в Россию и даже за границу, а также хлопкоочистительный завод. В центре Семиреченской области, городе Верном (совр. Алматы) в 1900 году жило уже 37 тыс. человек. Росло население и других городов Казахстана. Так, к концу XIX века в Усть-Каменогорске проживало до 10 тыс. человек. Актюбинск был основан в 1869 году, а к 1900 году его население составляло 4311 человек. Зайсан возник в 1868 году, а к концу XIX века в нем было около 4 тыс. жителей.

В городах заметно росло казахское население. Расслоение аула вынуждало часть разорившегося населения уходить на заработок в город.

Вместе с тем в городах Казахстана жили и крупные казахские баи, торговцы, перекупщики. В таких городах, как Иргиз, казахи составляли треть населения, в Каркаралинске – более половины.

Большую часть населения городов составляли трудящиеся–ремесленники, рабочие промышленных предприятий и мелкие служащие.

Многие из них занимались и сельским хозяйством. Рост потребностей городского населения в предметах домашнего обихода, а также одежды и обуви способствовал развитию ремесел. Городские

ремесленники-портные, скорняки, сапожники, ткачи, столяры, бондари, кожевенники – производили все это, а также сельхозинвентарь. В 1920 году в городах Акмолинской области насчитывалось 12 тыс. ремесленников. Таким образом, характерной особенностью экономического развития

Казахстана в XVIII – начале XX веков было становление товарно-денежных отношений. Возросшая роль товарного производства способствовала формированию казахской буржуазии. Внедрявшиеся здесь капиталистические отношения оказывали все большее влияние на развитие экономики региона,

что привело к началу ломки казахского корпоративного общества.

Прогрессивное само по себе развитие промышленной индустрии в Казахстане проявилось в форме колониальной экономической экспансии российского и иностранного капитала.