Название: Конспект занятия «ФГОС ДОУ: новые нетрадиционные методы в работе музыкального руководителя»
Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ, Музыкальному руководителю, Подготовительная группа

Должность: музыкальный руководитель
Место работы: МБДОУ детский сад № 33 «Берёзка»
Месторасположение: Московская область, г.Королёв

ФГОС ДО: новые нетрадиционные методы в работе музыкального руководителя

Введение.

Метод под названием «Драмогерменевтика» появился не случайно. Этот метод на практике подтвердил свою актуальность. Он не только способствует решению задач ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт), но позволяет музыкальному руководителю выполнить программу в интересной, новой, нетрадиционной форме.

Применяя этот метод в своей работе, я ставлю перед собой цель: развивать основы музыкальной культуры, как части общей культуры посредством приобщения детей к шедеврам классического музыкального искусства. Использование драмогерменевтики, решает такие непростые задачи музыкального воспитания дошкольников:

— Формировать умение детей использовать коммуникативные навыки в сотрудничестве друг с другом.

— Учить детей анализировать, сравнивать варианты выразительной передачи образа,

— Развивать музыкальный и поэтический слух, чувство ритма, музыкальную память.

— Использовать новый метод и приёмы для удовлетворения потребности детей в творческом самовыражении

Основная часть

Автором драмогерменевтики является доктор педагогических наук, профессор Михаил Владимирович Букатов. Драмогерменевтика – наука понимания, подразумевает творческое применение полученных ранее знаний, умений, навыков.

В основе лежит социоигровой стиль обучения. Социо – означает небольшими группами, игровой – означает неформальный, увлекательный, интересный детям. Имеется ввиду сопряжение социоигровой педагогики и экзерсиса классической герменевтики. Что такое экзерсис классической герменевтики – это основа балета (различные виды ходьбы, бега, доступные детям, элементы экзерсиса – плие, батман, пике, балансе…, композиции перестроения, выполняемые в определённых позициях)

Пример. Дети слушали «Времена года. Июль, песня косаря», музыка П.И.Чайковского. Назначается, по желанию, режиссёр. Он отбирает актёров и излагает придуманный сюжет (историю), слушая музыку, определяет действия актёров в данной части музыкального произведения, или музыкальной фразы. Разыгрывается музыкальный спектакль, в котором режиссёр должен объяснить, куда идёт актёр, зачем и что делает, показать, как делать. Главное условие – действие должно длиться столько, сколько звучит музыка. Дети разыграли целый спектакль: на вступление вышли косари, взяли косы, построились ровными рядами, чётко, ритмично имитировали движения косарей, девочки вязали колоски, укладывали снопы, все действия закончились точно с окончанием произведения.

Использование этого метода невозможно без предварительной работы. Такая работа была проведена мною в сентябре месяце. Я проводила музыкальные занятия по проекту «Вот он, хлебушко душистый». Дети познакомились с тем, как растили хлеб в старину, и как растят сейчас, вместе с родителями инсценировали белорусскую сказку «Лёгкий хлеб». Дети два года занимались в хореографическом кружке, который я вела, используя экзерсис по методике Т. Ф. Кореневой.

Используя полученные знания, дети предлагали разные варианты инсценирования произведения П. И. Чайковского «Времена года. Июль». Так, по мнению другого ребёнка-режиссёра, на музыкальное вступление пьесы один из косарей должен был посмотреть на небо, потому, что если собирается дождь, то косить нельзя, сжатые колоски намокнут и сгниют.

Заключение.

Результат – произведение стало любимым, дети просили играть снова и снова. Запомнили название произведения, автора, каждую часть, каждую фразу. То есть, усвоили, предлагаемый педагогом материал, в игровой форме, без принуждения, с удовольствием, с большой заинтересованностью, с желанием. Дети научились видеть другого рядом с собой, взаимодействовать с ним, помогать, дружить. Драмогерменевтика направлена на формирование активного восприятия музыкального искусства через осознание драматургии музыкального произведения. Метод «Драмогерменевтика» развивает у детей дошкольного возраста музыкально эстетическое сознание через воспитание способности чувствовать характер музыкального произведения, через воспитание способности создавать музыкальные образы, через воспитание способности эстетически переживать музыку, излагать свои мысли, чувства.

Список использованной литературы.

  1. Журнал «Музыкальный руководитель» № 8, 2014г Статья Г. В. Кузнецовой «ФГОС ДО: новые подходы в работе музыкального руководителя»
  2. Программа О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Нетрадиционные формы работы с дошкольниками

Выполнила: Кучерова Н.С.

Организация оздоровительной работы на физкультурных занятиях

Характеристика нетрадиционных методов, используемых для сохранения и укрепления здоровья

Заключение

Литература

Введение

Здоровье детей Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. В рамках реализации программы "Образование и здоровье" (1998) особую значимость приобретает внедрение наиболее эффективных форм оздоровления детей в системе дошкольного образования.

Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития дошкольника.

В многочисленных научных исследованиях отмечается неблагоприятная динамика состояния здоровья дошкольников (Юрко Г.П., 2000; Маймулов В.Г. и соавт., 2003; Рапопорт И.К. и соавт., 2004; Симонова И.В., 2006). В настоящее время не более 10% детей старшего дошкольного возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60% детей выявляются хронические заболевания (Баранов А.А, Кучма В.Р., Тутельян В.А. и др., 2006).

Частые заболевания у детей представляют собой не только медицинскую проблему, но и имеют серьезные социальные и экономические последствия. Показано, что частые заболевания могут приводить к социальной дезадаптации ребенка из-за ограничения возможностей к его общению со сверстниками (Богина Т.Л., 2002; Timmerman A. et al, 2007).

Кроме того частая заболеваемость приводит как к большим экономическим затратам со стороны родителей, так и со стороны здравоохранения и государства в целом (Баранов А.А., 2002).

В связи с этим разработка эффективных методов профилактики заболеваемости детей дошкольного возраста, и поиск действенных способов оздоровления являются актуальными задачами не только здравоохранения, но и образовательных учреждений.

Для успешного физического развития ребенка необходимы разно образные закаливающие мероприятия (солевое, сухое, водное, воздушное закаливание), активная двигательная деятельность в течение дня, физкультурное оборудование и инвентарь. Традиционных методов работы по оздоровлению дошкольников явно не всегда бывает достаточно.

Комплексное использование и стереотипное повторение всех форм физической работы (утренняя ритмическая гимнастика, физкультурные занятия, подвижные и спортивные игры, прогулки, организация самостоятельной двигательной деятельности детей, физкультурные до суги, спортивные праздники) обеспечивают нормальное физическое развитие детей дошкольного возраста.

В условиях возрастания объемов и интенсивности учебно-познавательной деятельности особую актуальность приобретает поиск новых форм, путей и средств повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы с детьми

Таким образом, проблема может быть сформулирована как противоречие между необходимостью использования физкультурных занятий с целью оздоровления дошкольников и отсутствием методических рекомендаций по использованию нетрадиционных методик оздоровления в организации физкультурных занятий.

Организация оздоровительной работы на физкультурных занятиях

Физическое воспитание - это процесс приобщения ребенка к ценностям физической культуры как предпосылкам формирования гармонично развитой личности.

Физическое воспитание в дошкольных учреждениях проводится с учетом возрастных, психологических особенностей детей при обязательном контакте с семьей. Целью физического воспитания является высокий уровень здоровья дошкольника и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека. В процессе физического воспитания решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

В группе оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, всестороннее физическое совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

Оздоровительная роль физических упражнений весьма важна и заключается в следующем:

Повышение неспецифической устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, что способствуют снижению заболеваемости;

Стимулирование процессов роста и развития, что благоприятно сказывается на созревании и функциональном совершенствовании ведущих систем организма;

Совершенствование реакций терморегуляции, обеспечивающее устойчивость к простудным заболеваниям;

Своевременное формирование двигательного анализатора и стимулирование развития основных физических качеств (сила, быстрота, ловкость, выносливость, равновесие и координация движений), что обеспечивает оптимальную работоспособность

Нормализация нарушенной деятельности отдельных органов и функциональных систем, а также коррекция врожденных или приобретенных дефектов развития;

Повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций, что способствует охране и укреплению психического здоровья;

Выраженное положительное влияние на кровообращение растущего организма, повышение адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы, усиление кровотока.

К средствам физического воспитания детей дошкольного возраста относятся:

Физические упражнения;

Оздоровительные силы природы;

Гигиенические факторы.

В физической культуре дошкольника физические упражнения представлены следующими видами: гимнастикой, подвижными и спортивными играми, простейшим туризмом.

Основное содержание физического воспитания в дошкольных учреждениях базируется на разных вариантах ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания; некоторых видах спортивных упражнений (плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, катание на роликовых коньках); спортивных игр (футбол, хоккей, бадминтон, городки, баскетбол и др.); общеразвивающих упражнениях; подвижных играх; элементах акробатики и ритмической гимнастики. Важно приучить детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, закрепить у них положительное отношение к данному виду деятельности.

В системе физического воспитания в детском саду используются следующие организованные формыдвигательной деятельности детей:

Утренняя гимнастика;

Физкультурное занятие;

Физкультурные минутки;

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

Физкультурные праздники, дни здоровья, простейший туризм.

Примерное содержание двигательного режима для детей 2-3 лет

Утренняя гимнастика (ежедневно) 5-8 минут

Занятия физкультурой (3 раза в неделю) 15-20 минут

Подвижные игры и физические упражнения на первой и второй прогулках (ежедневно) 20-25 минут

Всего: 40-53 минуты

Организованная двигательная деятельность детей 4-5 лет

Утренняя гимнастика (ежедневно 8-10 минут);

Физкультурные занятия (3 раза в неделю) 20-25 минут;

Подвижные игры и физические упражнения на первой и второй прогулках (ежедневно 20-25 минут);

Движения на занятиях, связанных с физкультурой (ежедневно 8-10 минут);

Физкультурные досуги (2 раза в месяц);

Дни здоровья (1 раз в квартал);

Всего не менее 60-74 минут.

Организованная двигательная деятельность детей 6-7 лет.

Утренняя гимнастика (ежедневно) 10-12 минут

Занятия по физкультуре (3-5 раз в неделю) 25-30 минут

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке (ежедневно) 25-30 минут

Физкультминутки (ежедневно) 3-5 минут

Коррекционная и кружковая работа (1-2 раза в неделю) 25-30 минут

Пешеходные (лыжные) прогулки на природу (1 раз в неделю) 120-165 минут

Физкультурные досуги (2 раза в месяц)

Физкультурные праздники (2-3 раза в год)

Дни здоровья (1 раз в квартал)

Самостоятельная двигательная деятельность детей с различными физкультурными пособиями .

Утром 1-15 минут

После завтрака 5-7 минут

На первой прогулке 40-50 минут

После сна 7-10 минут

На второй прогулке 30-40 минут

Всего не менее 92-1222 минут

Бытовая и игровая деятельность 60-100 минут

В целом время двигательной деятельности должно составлять 3,5 - 4 часа в день.

Физкультурное занятие является основной формой физического воспитания детей, выполняет задачи формирования двигательных навыков и умений, мотивации физкультурной деятельности, закладывает базу физической подготовленности, необходимую для активного участия в других формах физического воспитания, развивает начальные физкультурные знания.

Два занятия проводится в спортивном зале, одно - на воздухе. По возможности занятия организуются по подгруппам (10-12 детей). Формируются подгруппы на основе показателей здоровья, особенностей физической подготовленности дошкольников.

Реализации программных задач способствуют физкультурные занятия следующих типов:

Учебно-тренировочные (типовые), содержание которых составляют доступные детям виды физических упражнений:

Основные и танцевальные движения, строевые, общеразвивающие упражнения, подвижные игры. Если позволяют условия, занятия проводятся на тренажерах, спортивном оборудовании, полосе препятствий;

Сюжетно-игровые, построенные на материале подвижных игр, по сюжету рассказа, литературного произведения.

Тематические с одним видом физического упражнения (лыжи, плавание, велосипед, коньки) или спортивной игры (баскетбол, футбол и др.)

Комплексные, с включением дополнительной задачи из других разделов программы, которая решается через движения

Двигательные навыки в условиях природного окружения.

Любой тип физкультурного занятия включает в себя три части: вводную, основную и заключительную.

В зависимости от поставленной задачи, программного материала, места проведения (в зале, на улице, в бассейне), структура и продолжительность частей занятия может меняться при условии соблюдения нагрузки физиологическим возможностям ребенка.

Физкультурные занятия организуются во всех группах детского сада. С детьми до I года они проводятся индивидуально, с детьми от 1 года до 3 лет -- небольшими подгруппами (6--12 человек) и со всей группой в целом, с детьми от 3 до 7 лет -- со всей группой одновременно.

Схема построения занятия обусловлена закономерностями изменения работоспособности организма ребенка: в начале занятия организм включается в работу и уровень работоспособности возрастает постепенно, затем он колеблется, то повышаясь, то снижаясь, и к концу занятия снижается, наступает утомление.

В основной части занятия происходит формирование двигательных навыков и воспитание физических качеств. Для этого требуется наивысший уровень работоспособности. Организм ребенка испытывает при этом наибольшую физическую на грузку. Эта часть занятия требует предварительной подготовки всего организма ребенка. Выполнение сложных упражнений без предварительной подготовки организма может привести к травме мышц, связок, суставов, отрицательно сказаться на работе сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов. Поэтому основной части предшествует подготовительная, задачей которой является общая и специальная под готовка организма ребенка к выполнению сложных физических упражнений, которые планируются в основной части занятия.

Чтобы успешно осуществить общую и специальную подготовку, необходимо организовать детей, активизировать, собрать их внимание, создать у них бодрое настроение, интерес к занятию. Это делается в вводной части.

После основной части занятия проводится заключительная. Ее назначение -- привести организм ребенка в относительно спокойное состояние, сохранив при этом бодрое настроение, и подвести итоги занятия.

Итак, выделение частей в занятии (вводная, подготовительная, основная, заключительная) соответствует закономерностям работоспособности организма и дает возможность обеспечить наилучшие условия для решения задач физического воспитания детей.

На каждом занятии должны решаться оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Готовясь к занятию, воспитатель ставит, прежде всего, образовательные задачи, так как занятие является основной фор мой обучения физическим упражнениям и отличается этим от других форм организации физического воспитания.

Но решая на занятии задачи по овладению знаниями, умениями, навыками с помощью комплекса физических упражнений, строго дозируя при этом физические нагрузки, нужно одновременно добиваться оздоровительного и воспитательного эффекта.

Если в основу классификации занятий положить образовательные задачи, то можно выделить еще несколько типов: 1) занятия, в которых проводится ознакомление с новым материалом, разучивание его, и наряду с этим закрепляются двигательные навыки (смешанный тип); 2) занятия, построенные на повторении пройденного материала с целью закрепления двигательных навыков и умений; 3) занятия контрольного, учетного характера, на которых подводятся итоги работы за определенный период, проверяются знания и двигательные навыки, физические качества и умение играть в подвижные игры.

Снижение заболеваемости;

Харак теристика нетрадиционных методов, используем ых для сохранения и укрепления здоровья

Виды

оздоровительных технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Стретчинг

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Гимнастика дыхательная

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Физкультурное занятие

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Занятия из серии "Здоровье"

1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Точечный самомассаж

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста

Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал

Биологическая обратная связь (БОС)

От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. в специальном помещении. Рекомендуется со старшего возраста

Необходимы соблюдение правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников

Арттерапия

Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы

Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

Психогимнастика

1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.

Занятия проводятся по специальным методикам

Фонетическая ритмика

2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин.

Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям. И.Д. Маханева (2000), С.Н. Дышаль, М.Н. Кузнецова (2002) указывают на то, что растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний.

В системе средств естественной профилактики ведущее место принадлежит физической культуре, обеспечивающей удовлетворение биологической потребности ребенка в двигательной активности. В работах И.И. Мастюковой (1997), С.Н. Попова (1999, 2005), С.С. Бычковой (2001), Т.И. Богиной, Е.А. Сагайдачной (2001) указывается, что дозированные физические нагрузки обладают общетонизирующим воздействием на растущий организм, что приводит к стимуляции деятельности жизненно важных систем и улучшению показателей физической подготовленности.

В разных типах ДОУ разрабатываются методики физкультурно-оздоровительной, лечебно-профилактической и реабилитационной работы с использованием новейшей медицинской техники (галокамеры, гидромассажные ванны, гипоксикаторы, аэрофитоустановки и др.).

Как свидетельствуют многочисленные данные литературы В.К. Велитченко (2000), Т.В. Антонова, Л.А. Парамонова (1997), М.Н. Кузнецова (2002), С.Н. Дышаль (2001), А.С. Галанов (2001), М.В. Антропова (2004), М.М. Безруких (2004) проблема оздоровления детей с ослабленным здоровьем требует комплексного подхода к введению новых методов физкультурно-оздоровительной работы и оценки их эффективности.

Очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Применение в работе ДОУ всех перечисленных технологий невозможно и неоправданно. Предлагаем более подробно остановиться на описании нескольких, наиболее распространенных, легко подстраиваемых для конкретных условий и специализации ДОУ.

Заключение

Рост численности дошкольников с отклонениями в физическом и нервно-психическом развитии, со сниженными функциональными возможностями и уровнем физической подготовленности, частая заболеваемость свидетельствует о неблагополучии в состоянии здоровья детей данного возраста. Поэтому, в каждом ДОУ необходимо проведение комплекса оздоровительно-коррекционных мероприятий, направленных на укрепление здоровья, нормализацию физического и нервно-психического развития детей, повышение адаптационных возможностей организма к неблагоприятным воздействиям факторов внешней среды.

В ДОУ следует стремиться создать оптимальный двигательный режим, обеспечивающий детям достаточный уровень двигательной активности, являющейся биологической потребностью ребенка, одним из главных факторов его роста и развития. Разработка оптимального двигательного режима осуществляется за счет:

Интенсификации двигательной активности (увеличение моторной плотности физкультурных занятий и др.);

Увеличения времени двигательной активности (введение различных дополнительных форм двигательной деятельности, в том числе лечебно-оздоровительной направленности; создание условий и выделение свободного времени в режиме дня для самостоятельной двигательной деятельности);

Составления дифференцированных программ физического воспитания с учетом выявленных нарушений состояния здоровья и развития детей.

Включение в двигательный режим дополнительных форм двигательной деятельности лечебно-оздоровительной направленности позволяет качественно проводить коррекционную работу с детьми. Эффективно использование корригирующих и дыхательных упражнений, оздоровительных игр, включаемых в заключительную часть физкультурного занятия.

При организации физического воспитания с детьми дошкольного возраста основной формой остаются физкультурные занятия. В эти занятия целесообразно включать физические упражнения для укрепления основных мышечных групп, формирующих правильную осанку; корригирующие упражнения для формирования свода стопы и укрепления мышц брюшного пресса; дыхательную гимнастику; релаксационные упражнения для снятия повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и гипертонуса мышц; комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств и навыков, совершенствования психомоторного развития, мелкой моторики; лечебно-оздоровительные игры.

Как свидетельствуют многочисленные данные, литературы проблема оздоровления детей с ослабленным здоровьем требует комплексного подхода к введению новых методов физкультурно-оздоровительной работы и оценки их эффективности. Современная педагогика считает возможным и необходимым применение в практике проведения физкультурных занятий сил природы (свет, цвет, вода, природные фитонциды, звук, минералы и другое). Эффективность применения этих терапевтических факторов доказана многими сотнями лет использования в нетрадиционной медицине, а наше исследование доказало возможность использования в практике ДОУ.

Организацию физического воспитания в ДОУ можно считать эффективной, если за учебно-воспитательный период отмечается:

Гармонизация физического и нервно-психического развития детей;

Улучшение функционирования органов и систем организма: хороший аппетит и сон, совершенствование процессов торможения и возбуждения центральной нервной системы, положительный эмоциональный настрой;

Положительная динамика развития двигательных навыков и качеств, повышение уровня физической подготовленности;

Формирование правильной осанки и нормального свода стопы;

Расширение функциональных возможностей организма;

Снижение заболеваемости;

Устойчивое желание заниматься физкультурой.

физкультура нетрадиционный двигательный здоровье

Литература

1. Айенгар Б. Прояснение йоги. - М., 1993.

2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. - М., 1993.

3. Алферова В.П. Как вырастить здорового ребенка.- Калининград, 1991.

4. Беззубцева Г.Г., Ермолина А.М. В дружбе со спортом.- М., 2003.

5. Борисова Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.- М., 2006.

6. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей.- М., 1987.

7. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать.- М., 1983

8. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. - М., 1983

9. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. - Ярославль, 1997.

10. Галанов А.С. Игры, которые лечат. (для детей 3-5, 5-7 лет). - М., 2005.

11. Глазырина Л.Д., Овсянник В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М., 2001.

12. Дидур М.Д., Потапчук А.А. Осанка и физическое развитие детей. - СПб., 2001.

13. Зайцев А. А., Конеева Е. В. Физическое воспитание дошкольников. - Калининград, 1997.

14. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми.- М., 1989.

16. Казьмин В. Д. Дыхательная гимнастика. - Ростов/н-Д., 2000.

17. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4, 5-6, 6-7 лет. - М., 2004.

18. Короткое В. Т. Подвижные игры детей. - М., 1987.

19. Кудрявцев В. Т., Егоров В. Б. Развивающая педагогика оздоровления. - М., 2000.

20. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка.- М., 1987.

21. Мацкешвили Т. Я. Нарушения осанки и искривления позвоночника у детей. - М., 1999.

22. Миллер Э. Б. Упражнения на растяжки. Простая йога везде и в любое время. - М.,2001.

23. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. - Владимир, 2005.

24. Муравьев В.А. Воспитание физических качеств детей дошкольного возраста. - М., 2004.

25. Назарова А.Г. Игровой стретчинг: методика работы с детьми дошкольного возраста. - СПб., 1994.

26. Нестерюк Т., Шкода А. Гимнастика маленьких волшебников. - М., 1993.

27. Потапчук А. А., Дидур М. Д. Осанка и физическое развитие детей. - М.,2001.

28. Празников В. П. Закаливание детей дошкольного возраста. - Кали нинград, 1987.

29. Полтавцева Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве.- М., 2005.

30. Программа "Детство". - СПб., 1997.

31. Программа "Радуга". - М, 2003.

32. "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. - М., 2005.

33. Сивачева Л.Н. Спортивные игры с нестандартным оборудованием.- СПб. 2005.

34. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. - М., 2005.

35. Утробина К.К. Занимательная гимнастика для дошкольников.- М.2003.

36. Хиттелмен. Йога. Путь к физическому совершенству.- Ульяновск, 1992.

37. Чистякова М. И. Психогимнастика. - М., 1995.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Определение влияния нетрадиционных методов и приемов физического воспитания на состояние здоровья дошкольников. Медико-психолого-педагогические условия оздоровления детей старшего дошкольного возраста в условиях Севера. Оздоровительное направление работы.

    дипломная работа , добавлен 13.04.2015

    Система методов укрепления состояния здоровья ослабленных детей: закаливание, эмоциональное состояние дошкольника, рациональное питание, физическое развитие и режим. Программа укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста в ДОУ "Золотой ключик".

    курсовая работа , добавлен 16.01.2012

    дипломная работа , добавлен 24.07.2011

    Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста. Понятие и критерии здоровья ребенка. Процесс сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста. Основа разработки здоровьесберегающей среды. Планирование систем здоровьесбережения.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2015

    Нетрадиционные формы обучения. Творческие работы нетрадиционных жанров. Уроки-семинары по русскому языку в старших классах. Урок – лекция, интегрированный урок, урок - дидактическая игра. Методика разработки нетрадиционных уроков русского языка в 6 классе

    курсовая работа , добавлен 12.04.2007

    Понятие "двигательная активность" детей старшего дошкольного возраста. Особенности развития устойчивого равновесия у дошкольников. Способы повышения двигательной активности детей на физкультурных занятиях. Конспект занятия по физкультуре в старшей группе.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2013

    Цели и задачи оздоровительной работы с детьми и подростками в лагере. Методы воспитательной работы в летний период. Охрана жизни и здоровья детей. Организация коллективно-творческой деятельности с учетом интересов и индивидуальных особенностей детей.

    отчет по практике , добавлен 03.09.2014

    Мотивы, познавательные интересы младших школьников. Нетрадиционные уроки как форма повышения познавательного интереса. Особенности нетрадиционных уроков. Характеристика разных видов уроков. Порядок подготовки и проведения нетрадиционных уроков в школе.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2009

    Особенности возрастного и психологического развития детей. Педагогический опыт в использовании нетрадиционных форм работы с родителями. Методы и приёмы домашнего воспитания. Тренинговые игровые упражнения. Конкурсы и спортивно-массовые мероприятия.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2015

    Значение животного мира в природе и жизни человека. Задачи и содержание работы с дошкольниками по ознакомлению с птицами. Методы и формы работы в детском саду с дошкольниками по ознакомлению с птицами. Эволюция и происхождение птиц, анатомия и полет.

Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на нелегкую, порой почти непро­ходимую дорогу. У каждого по-разному складывается судьба в профессии. Одни просто выполняют свои обязанности и не пытаются открыть ничего нового там, где, казалось бы, все от­крыто. Другие находятся в бесконечном поиске и совсем не хо­тят многократно повторять один и тот же путь с разными груп­пами детей.

В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения: занятия не только по группам, но и по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей. Они сочетаются с кружковой работой: по ручному труду, по изобразительной деятельности. Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №67 «Виктория»

Г. Смоленск

Нетрадиционные формы занятий

(Материалы из опыта работы музыкального руководителя

Баландиной Н.М.)

В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения: занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей. Они сочетаются с кружковой работой: по ручному труду, по изобразительной деятельности. Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

Метод проектов используется сегодня не только в процессе проведения занятий по экологическому воспитанию детей в ДОУ. Его использование характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса обучения и проведения занятий с детьми в ДОУ.

Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на нелегкую, порой почти непроходимую дорогу. У каждого по-разному складывается судьба в профессии. Одни просто выполняют свои обязанности и не пытаются открыть ничего нового там, где, казалось бы, все открыто. Другие находятся в бесконечном поиске и совсем не хотят многократно повторять один и тот же путь с разными группами детей.

ЗАНЯТИЯ В ДОУ. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ. КЛАССИФИКАЦИЯ

Занятие - это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).

Занятие - это:

Основная форма организации познавательной активности ребенка;

Динамическая, совершенствующаяся процессуальная система, отражающая все стороны воспитательно-образовательного процесса;

Элементарная структурообразующая единица учебною процесса, с реализацией определенной части учебной программы;

Единичное звено в системе учебно-познавательной деятельности.

Следует выделить основные признаки занятия :

Занятие - основная единица дидактического цикла и форма организации обучения;

По временному промежутку оно занимает от 10-15 минут (в младшем дошкольном возрасте) до 30-35 минут (в старшем дошкольном возрасте);

Занятие может быть интегрированным, то есть посвящено не одному виду познавательной деятельности (например: развитие речи + изобразительная деятельность);

Ведущая роль на занятии принадлежит воспитателю, который организует процесс передачи и усвоения учебного материала, отслеживая уровень развития каждого ребенка;

Группа - основная организационная форма объединения детей на занятии, все дети приблизительно одного возраста и уровня подготовки, то есть группа гомогенна (исключение составляют гетерогенные или смешанные группы), основной состав групп сохраняется на весь период пребывания в детском дошкольном учреждении;

Группа работает по единой программе, согласно сетке познавательной деятельности;

Занятие проводится в заранее определенные часы дня;

В течение года проводятся каникулы, они соответствуют временному периоду школьных каникул (что важно даже в целях преемственности ДОУ и школы);

Заканчивается год подведением итогов познавательного развития личности каждого ребенка (по результатам деятельности ребенка на занятиях).

Уровни проведения занятия:

1. Высший: прогнозирование способов перевода деятельности к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с детьми.

2. Высокий: включение детей в разрешение проблемы, предусмотренной целью занятия.

3. Средний: выявление знаний и умений детей и сообщение информации соответственно теме и задачам занятия.

4. Низкий: организация взаимодействия с детьми, объяснение нового материала по заранее составленному плану, без активизации познавательной деятельности, направленной на получение положительного результата.

Признаки высокой обучаемости (в ходе наблюдения за детьми дошкольного возраста):

Выделение и осознание проблемы, цели, вопроса, задачи;

Умение прогнозировать свою деятельность;

Умение использовать знания в различных (нестандартных) ситуациях;

Самостоятельность деятельности и преодоление затруднений (самостоятельность выбора путей решения);

Логика мышления;

Гибкость мысли;

Скорость преобразования способа деятельности в соответствии с изменившимися ситуациями;

Возможность отказа от стандартных решений (от стереотипа);

Поиск целесообразного варианта (переключение или изменение варианта).

Традиционные занятия и их классификациям

Классификацию традиционных занятий логично осуществлять на основе выбранных задач и используемых видов деятельности для их реализации. Учитывая психологические особенности дошкольника, анализируя методические рекомендации к современным программам, нецелесообразно выделять отдельным типом занятия по изучению нового материала, развитию и совершенствованию знаний и умений, так как на каждом из занятий происходит повторение, закрепление и расширение представлений детей.

Классификация занятий, представленная в «Педагогике» В. И. Логиновой, приводит к смешению типов занятий с методами и приемами обучения. Авторы современных программ представляют классификацию занятий для каждого вида деятельности.

Например, в «Радуге» познавательные занятия делятся на такие виды:

Информационные;

Практикумы;

Итоговые;

Беседы;

Познавательные рассказы;

Экскурсии;

По музыкальной деятельности:

Доминантные;

Тематические;

В программе «Из детства - в отрочество»:

Аналитические;

Творческие;

Теоретические и т. д.

Разнообразие определений не меняет решаемые задачи и структуру занятий, вариативными остаются методы, приемы и последовательность структурных компонентов.

Методы повышения познавательной активности

(проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)

Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).

Сравнение.

Метод моделирования и конструирования.

Метод вопросов.

Метод повторения.

Решение логических задач.

Экспериментирование и опыты.

Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов)

Игровые и воображаемые ситуации.

Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

Игры-драматизации.

Сюрпризные моменты.

Элементы творчества и новизны.

Юмор и шутка (учебные комиксы).

Методы обучения и развития творчества (проф. Н. Н. Поддьяков)

Эмоциональная насыщенность окружения.

Мотивирование детской деятельности.

Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование).

Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее).

Игровые приемы.

Юмор и шутка.

Экспериментирование.

Проблемные ситуации и задачи.

Неясные знания (догадки).

Предположения (гипотезы).

Представленная ниже классификация поможет определять типы проводимых занятий любого вида деятельности по любой программе, их соответствие поставленным задачам и выбранным структурам.

Нетрадиционные занятия и параметры их оценки

Виды нетрадиционных занятий.

Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).

Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).

Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).

Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).

Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).

Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»).

Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)

Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).

Занятия-путешествия.

Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)

Занятия-фантазии.

Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).

Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).

Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).

Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для читающих детей).

Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда?).

Комплексные и интегрированные занятия.

«Словарь иностранных слов»:

комплекс -

интеграция - восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей.

«Словарь русского языка» С.М. Ожегова:

комплекс - совокупность, сочетание чего-нибудь, каких-либо представлений;

интеграция - объединение в целое каких-либо частей.

«Советский энциклопедический словарь»:

комплекс - совокупность предметов или явлений, составляющих одно целое;

интеграция - понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целом, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации.

Интегрированные занятия с дошкольниками соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи).

Важно заметить, что методика проведения интегрированного занятия существенно отличается от методики проведения обычного занятия.

Наиболее эффективные методы и приемы на интегрированном занятии:

  • Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.
  • Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др.
  • Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Требования к структуре интегрированных занятий:

  • Четкость, компактность, сжатость данного материала.
  • Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии.
  • Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия.
  • Большая информационная емкость учебного материала, используемого на занятии.
  • Систематичность и доступность изложения материала.
  • Необходимость соблюдения временных рамок занятия.

При выборе темы занятия и материалов к нему необходимо опираться на основные принципы дидактики, которые лежат в основе образовательной программы ДОУ, учитывать возрастные и гендерные особенности детей, а также уровни их развития.

Бинарное занятие

Бинарный (лат. binarius). Двойной, состоящий из двух частей

Прежде всего, выясним содержание понятия: бинарным называют урок (занятие), на котором объединяется деятельность двух педагогов. По обыкновению эту технологию используют в детских садах и школах с целью повышения эффективности образовательного процесса.

Требования к занятию

1. Использование новейших достижений науки и практики.

2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.

3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.

5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания).

6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.

7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).

8. Логика построения занятия, единая линия содержания.

9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).

10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.

11. Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.

Педагог, владеющий современными подходами к нетрадиционным формам проведения занятий , сможет более эффективно применить их в своей работе для успешного воспитания и развития дошкольников .


Разделы: Работа с дошкольниками

Современное обучение должно учитывать, как специфичность современной культуры, так и специфичность мировосприятия современного ребенка.

Нетрадиционные формы организации обучения в настоящее время в практике работы дошкольных учреждений используют наиболее эффективно:

  • занятия по подгруппам (формируются с учетом возрастных особенностей детей),
  • кружковая работа (ручной труд, изодеятельность).

Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Скрытая учетная задача увлекает замыслом игры. Такие занятия помогают высвободить время ребенку, которое он использует по своему усмотрению: отдыхает или занимается тем, что ему интересно и эмоционально значимо.

Педагоги используют в работе различные формы «занятий с увлечениями», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Особенно это подходит для продуктивных видов деятельности: конструирование и лепка, рисование и аппликация. Всё это делает занятия более интересными, увлекательными и результативными.

Такие формы работы с детьми, как занятие – беседа – наблюдение в практике широко применяются. Сказотерапевтические занятия пользуются успехом в среде педагогов ДОУ, так как именно эта форма – особая, взаимодействие «взрослый - ребенок» в наибольшей степени соответствует особенностям детского возраста. Это возможность формирования нравственных ценностей осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования нужных компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка. Использование дидактических сказотерапевтических тренингов в формате дошкольного образования позволяет быстро и легко усваивать необходимые знания.

Игры соревнования, КВН, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, консультации (с другим ребенком), игры по взаимообучению (ребенок-ребенок), аукционы, игры-сомнения, игры-путешествия, диалоги, игры «Разгадай тайну» и другие, игры-схемы, игры-викторины.
Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

Метод проектов используется сегодня не только в процессе проведения занятий по экологическому воспитанию детей в ДОУ. Его использование характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса обучения и проведения занятий с детьми в ДОУ.

Метод проектов достаточно широко применяется сегодня в работе с воспитанниками разновозрастных групп, групп кратковременного пребывания детей в ДОУ. При этом, как считает Н.А.Короткова и ряд других исследователей, занятия в этом случае, в отличие от традиционного подхода, можно проводить в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, где соблюдается принцип добровольного включения в деятельность.

В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности: конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией.
Широко используются различные формы «занятий с увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.

Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили такие формы, как занятие-беседа и занятие-наблюдение. Данные формы применяются в старших группах ДОУ.

В ходе обсуждения реформирования российского образования все основные дискуссии идут вокруг полноценного образования. По словам И.Я.Лернера, важным условием полноценного обучения является разнообразие организационных форм.

На наш взгляд, инновационная деятельность преподавателей по пути совершенствования процесса обучения и привела в свое время к созданию нетрадиционных форм обучения.

Если мы говорим о формах, то имеем в виду необычные формы организации учебного процесса. Появление таковых форм обосновано развитием, совершенствованием урочной формы. Вариативность формы ведет за собой изменение временных, аудиторных рамок. Не менее интересными могут быть урок-сказка, урок-путешествие, урок-экскурсия и др. нетрадиционные формы.

Новаторская деятельность преподавателей по пути совершенствования процесса обучения, привела к созданию нетрадиционных форм обучения.
Когда педагог стремится сделать занятие эмоциональным, донести учебный материал до каждого воспитанника, опираясь на непроизвольное внимание, а самих детей активизировать на творческий процесс, тогда и возникают нетрадиционные формы.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

Сущность понятия нетрадиционного обучения у детей дошкольного возраста при формировании элементарных математических представлений

Н.Г. Белоус, Р.Л. Березина, Л.Н. Вахрушева, Е.П. Гуменникова, Т.И. Ерофеева, З.А. Михайлова, Е.В. Соловьева и др. отмечали, что успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью. Как известно, эмоции являются движущей силой, которая может активизировать или тормозить процесс познания.

С середины 70-х гг. в Отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить разными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными занятиями, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса детей к учебному процессу.

Нестандартное занятие – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру.

Взгляды педагогов на нестандартные занятия расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации ДОУ, а другие наоборот, считают такие занятия опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором незаинтересованных, не желающих и не умеющих серьезно трудиться дошкольников.

Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения педагога правильно организовать занятие и грамотно выбрать ту или иную форму его проведения.

Развитие ребенка на занятиях происходит по-разному. Все зависит от того, что именно понимается под развитием.

Если иметь ввиду, что развитие - это наращивание знаний, умений и навыков производить определенные действия (складывать, вычитать, анализировать, обобщать и развивать память, воображение и т. д.) - такое развитие обеспечивается именно традиционными занятиями. Оно может идти быстро или медленно.

Если предпочитаете быстрый вариант - тогда необходимо обратиться к нетрадиционной организации занятия.

Нетрадиционные занятия в дошкольном учреждении по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями старших дошкольников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.

При проведении открытых занятий данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость воспитанников не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.

Задания, которые получают дети на нетрадиционных занятиях, помогают им жить в атмосфере творческого поиска.

Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход занятия, и физминутка. Это зависит от профессионализма и творческого таланта педагога.

Признаки нетрадиционного занятия:

  • Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.
  • Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной.
  • Привлекаются для организации занятия люди разных профессий.
  • Эмоционального подъема учащихся через оформление помещения, доски, музыки, использование видео.
  • Организация и выполнение творческих заданий.
  • Обязательный самоанализ в период подготовки к занятию, на занятии и после его проведения.
  • Обязательное планирование занятия заранее.
  • Четко определять 3-и дидактические задачи.
  • Творчество воспитанников должно быть направлено на их развитие.

Каждый педагог вправе выбирать те педагогические технологии, которые комфортны для него и соответствуют индивидуальным особенностям дошкольников:

в) новаторские (исследователи, экспериментаторы)

г) традиционные (делай как я)

д) использовать нетрадиционные уроки.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных занятий. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных занятий:

1.Занятия «погружения»

2. Занятия- соревнования

3. Занятия типа КВН

4.Театрализованные занятия

5. Занятия с групповыми формами работы

6. Занятия творчества

7. Занятия - конкурсы

8. Занятия - обобщения

9. Занятия - фантазии

10. Занятия - игры

11. Занятия - концерты

12. Занятия - диалоги

13. Занятия «Следствие ведут знатоки»

14. Интегрированные занятия

15. Занятия - экскурсии

16. Занятия – игры «Поле чудес».

Педагоги постоянно ищут способы оживления занятия, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи.

Разумеется, никто не требует отмены традиционного занятия, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебно-воспитательной деятельности нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех детей дошкольного возраста, повышающих интерес к занятиям, и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей дошкольников.

Многие творчески работающие педагоги стали использовать необычные разновидности занятия, новые построения занятий, в корне отличающиеся от так называемых стандартных уроков классического образца.

К таким занятиям нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал. Предусматривается ход занятий с учетом уровня и особенностей как группы в целом, так и отдельных дошкольников, характера и способностей детей, получивших конкретное задание, последовательность операций.

Приведу конкретные примеры. Например, Урок- экскурсия.

В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения. Воспитанники должны уметь провести экскурсию, рассказать о самобытности русской культуры и т.д. принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны.

Учителя, сознавая стимулирующую силу, стремятся развивать у дошкольников познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.

Уроки-экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на детей.. Во время выполнения совместных заданий дошкольники учатся сотрудничать между собой.

Классифицируют занятия-экскурсии по двум признакам: по объему содержания (однотемный, многотемный) и по его месту в структуре изучения раздела (вступительный, текущий, итоговый).

Видеоурок

Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности воспитанников, и, прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ребёнок становится внимательным. Для того, чтобы понять содержание фильма, дошкольникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления учебного материала.

Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на детей дошкольного возраста способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции дошкольников.

Практика показывает, что Видеоурок является одним из типов нетрадиционного занятия.

Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению изучаемого материала, а также углубляет знание материала, поскольку при этом происходит процесс запоминания. Наряду с формированием активного словаря дошкольников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что дошкольники получают удовлетворение от такого вида работы.

Занятие – концерт

Весьма интересной и плодотворной формой проведения занятий является занятие – концерт. Эта форма занятия расширяет и развивает у дошкольников способности к общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

Интегрированное занятие

В современных условиях обучения в ДОУ все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных общедидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор воспитанников, привить им стремление овладеть знаниями шире обязательных программ. Одним из путей решения этих задач является интеграция учебных дисциплин в процессе обучения предмета. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания детей дошкольного возраста по смежным учебным предметам.

Исследования показывают, что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных предметов. Кроме того, науки гуманитарного цикла ставят предмет для разговора, повод для коммуникации.

Художественная литература играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Тексты художественных произведений являются важнейшим средством приобщения дошкольников к культуре. Знания о выдающихся представителях культуры, о конкретных произведениях искусства приобретаются в процессе чтения.

Основными целями интеграции предмета с гуманитарными дисциплинами являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний, и обмен этими знаниями в условиях речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса дошкольников.

Уроки- соревнования

Цель занятия - закрепление умений решать задачи разных типов. Заранее формируются команды и жюри. Жюри подбирает задачи, готовит оборудование для постановки экспериментальных задач и материал для кратких сообщений по теме. Начинается занятие с одного такого сообщения (делает член жюри); затем - разминка (решение командами качественных задач; демонстрируется опыт - требуется его объяснить); далее - конкурс капитанов (решение экспериментальных задач); в это время прослушивается еще один рассказ. Потом - конкурс команд: самостоятельное, «на время» решение расчетных задач. Завершается занятие подведением итогов и объявлением команды победительницы.

Значение нетрадиционных занятий в формировании личности дошкольников

Значимость указанных выше занятий в общем учебно-воспитательном процессе обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что сама по себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективом детей дошкольного возраста в целом требований основной дошкольной программы, не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью, способна, как это ни парадоксально, привести к торможению интеллектуального развития детей. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. С другой стороны, решение одних лишь типовых задач обедняет личность ребенка, поскольку в этом случае высокая самооценка дошкольников и оценка их способностей педагогами зависит, главным образом, от прилежания и старательности, и не учитывает проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу.

Таким образом, одним из основных мотивов использования развивающих упражнений является повышение творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает ее (для последних рамки стандартной программы просто тесны), так и для школьников, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными именно с недостаточным развитием базовых психических функций.

Цель обучения состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и подготовки дошкольника как субъекта своей образовательной деятельности. Но задачи остаются неизменными многие десятилетия: это все то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность. Немалая роль в формировании познавательной активности дошкольников отводится так называемым нетрадиционным формам занятий. Процесс развития современного образования требует применение различных моделей занятий и методов активного развивающего обучения. Нетрадиционные формы занятия помогают в формировании базовых понятий в формировании элементарных математических представлений, адаптировать материал к возрастным особенностям дошкольников, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор. Сегодня ДОУ должно формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных.. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления педагога, ориентирующегося на эффективное решение образовательно-воспитательных задач.

Нетрадиционные формы занятия базируются на понимании дошкольников как субъекта образовательного процесса, нацелены на развитие личности дошкольников, их творческого потенциала и мотивационно-ценностной сферы. В связи с этим учебный материал отбирается в соответствии с критериями проблемности, альтернативности, критичности, возможности интеграции знаний из различных научных дисциплин. ФЭМП имеет большое многообразие и очень трудно поддается систематизации, однако его все же можно сгруппировать по следующим позициям: занятие – игра, занятие - учебная дискусия, занятие - исследование.

В их основе лежит критерий ведущей деятельности субъектов учебного процесса. Характер же деятельности самих дошкольников на нетрадиционных занятиях (игровая, оценочно-дискуссионная, рефлективная) предполагает: использование “методов прямого доступа”; стимулирования интереса и мотивации воспитанников.

Это достигается за счет совместной, творческой работы воспитателей и детей дошкольного возраста в областях целеполагания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности. Педагог становится координатором в этой деятельности. Его задача заключается в стимулировании развития творческого потенциала дошкольников. Нетрадиционные формы занятий дают возможность реализовать качественный подход к оценке результатов. В связи с этим обязательным этапом в их организации, является анализ, благодаря которому происходит перевод внешних результатов обучения во внутренний план личности, т. е. интериоризация. Принципы, лежащие в основе концепции нетрадиционных форм занятия (субъект – субъектная позиция в системе педагог - ребенок, интерактивность, развитие творческой личности) способствуют развитию самой личности дошкольников.

Применение нетрадиционных форм занятий, в частности занятия -игры, занятия-экскурсии – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких занятий гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Ф.И. Фрадкина, исследуя мотивы участия дошкольников в играх, замечает, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п.

На нетрадиционных занятиях активизируются психические процессы дошкольников: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. В настоящее время ученые выяснили разницу функционального назначения правого и левого полушарий головного мозга. Левое полушарие специализируется на вербально – символических функциях, а правое – на пространственно – синтетических. Так, например, при активной работе правого полушария проявляется высокий уровень ассоциаций, абстрактного мышления, обобщения понятий, а при функциональном лидировании левого полушария облегчаются стереотипные двигательные операции, а ассоциации становятся конкретными, с низким уровнем обобщения понятий. Вот, что по этому поводу пишет И.И. Макарьев: “Образная память, способность сохранять длительное время впечатления от увиденного – это тоже правое полушарие, а также ориентироваться в пространстве: помнить обстановку в своей квартире, расположение районов и улиц в городе. Именно правое полушарие мозга напоминает нам, где лежит та или иная вещь, как пользоваться различными приборами и приспособлениями”.

При исследовании творческого процесса можно выделить два разных типа: аналитический, рациональный – левополушарный; интуитивный, с доминированием интуиции – правополушарный.

По мнению И.И. Макарьева: “школа переоценивает левополушарное речевое мышление в ущерб правополушарному”. Нетрадиционные же формы занятий эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких занятиях возможно вовлечение каждого в активную работу, эти занятия противостоят пассивному слушанию или чтению. В процессе обучения интеллектуально – пассивный ребенок способен выполнять такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В частности, в научно – педагогических исследованиях об игре даже появился термин «эмоциональный ускоритель» обучения.

Немаловажное значение при использовании нетрадиционных форм обучения имеет участие родителей в учебном процессе .

Опыт убеждает в том, что познавательная активность и заинтересованность детей существенно возрастают, если к организации учебной деятельности учащихся привлекаются родители.

Значимость обучения детей дошкольного возраста понимают многие родители, поэтому привлечение их к учебным делам и проблемам ребенка становится вполне естественным. Участие родителей в решении проблем обучения дошкольников позволяет взрослым стать единомышленниками, союзниками, выработать единые подходы к обучению и воспитанию ребенка.

Назовем некоторые способы взаимодействия педагогов и родителей при решении учебных проблем:

совместное изучение особенностей и способностей детей;

выявление проблем ребенка в учебе и поиск способов их решения привлечением других педагогов и самого дошкольника;

составление программы развития ребенка (на перспективу, например, подготовка к поступлению в соответствующее учебное заведение; развитие конкретного качества, например, самостоятельности и т.д.);

знакомство педагогов с учебными планами, образовательным стандартами, требованиями, которые предъявляются к детям дошкольного возраста, согласование этих требований;

изучение заказа родителей на образовательные услуги в ДОУ, введение специальных кружков, секций;

совместное обсуждение режимных моментов в организации учебного процесса.

Педагогу важно организовать совместную деятельность родителей детей. С этой целью можно использовать выполнение семейных заданий при: изучении темы или при подготовке к конкретному занятию. Результаты представляются детьми и родителями на одном из итоговых мероприятий при изучении соответствующей темы.

По итогам изучения какой-либо темы целесообразно организовать семейные конкурсы, которые предполагают выполнение творческих домашних заданий, экспромтные соревнования семейных команд на занятии, организацию выставок результатов семейного творчества.

Педагог может провести творческие отчеты, общественные смотры знаний с привлечением родителей, которые также могут участвовать в подготовке (изготовление подарков, сюрпризов детям, подбор жизненно важных вопросов для детей по данной теме, выступления родителей) и проведении этих мероприятий (оценка и обсуждение результатов деятельности детей, вручение наград, работа в жюри).

В практике используются различные способы привлечения родителей к организации учебных занятий:

Подготовка методических материалов к занятию;

Выступление на занятии родителей специалистов по изучаемой проблеме;

Организация родителями экскурсий на предприятие и т.д.

Детям могут предлагаться домашние задания, связанные с получением информации от своих родителей, бабушек и дедушек.

В практике получила распространение такая форма, как проведение открытых занятий для родителей. Цель их может быть различной: показать способы обучения дошкольников, которые целесообразно знать родителям при оказании помощи детям в обучении; привлечь внимание родителей к ребенку, его проблемам; показать достижения детей, раскрыть их лучшие стороны, заинтересовать родителей делами ребенка. В зависимости от доминирующей цели и выбирается структура занятия, но в любом случае педагог продумывает, как показать с лучшей стороны детей, особенно обратить внимание на тех, чьи родители присутствуют на занятии.

Необходимо стимулировать и пропагандировать участие родителей в учебной деятельности детей. В этой связи целесообразно оценивать результаты совместного творчества, представлять их на выставках, поощрять благодарственными письмами родителей и детей.

Значительная часть родителей осознает важность, необходимость взаимодействия с педагогами ДОУ. В то же время их реальное участие обучении и воспитании ребенка существенно зависит от профессиональных и личностных качеств самого педагога, от его желания и стремления взаимодействовать с родителями, от конкретных целенаправленных действий педагога по привлечению родителей к организации учебно-воспитательного процесса.

Данная проблема остается актуальной на протяжении многих лет. Накоплен опыт, написано множество статей и книг как Российских, так и зарубежных педагогов. Это очень помогает педагогам в осознании цели и задачи, в более рациональном и четком планировании планов, поиске новых методов и приемов для организации учебного процесса.