План лекции:

    Понятие прогноза.

    Особенности социального прогнозирования.

    Функции и стадии прогнозирования

    Методы социального прогнозирования

    Процедура прогнозирования

И.В.Бестужева-Лады, Прогноз не предусматривает решения проблем будущего. Его задача - содействовать научному обоснованию планов и программ развития. Прогнозирование характеризует возможный набор необходимых путей и средств претворения в жизнь намечаемой программы действий.

К.Шустера, Прогноз имеет конкретный характер и обязательно связан с «календарем», т.е. определенными количественными оценками. В соответствии с этим он относит ожидаемое количество преступлений в следующем календарном году к разряду прогнозов, а досрочное освобождение заключенного при известных условиях - к категории предсказаний.

А.Шмидт и Д.Смит под П рогнозом понимают количественное предсказание. Таким образом, «демаркационная линия» проводится между качественными (предсказание) и количественными (прогноз) оценками будущего.

В.Э. Бойкова под Социальным прогнозированием понимает логическую конкретизацию социального предвидения. В самом общем виде это тоже будущее, но уже в вариантах. Если предвидение предполагает достижение некоей общей цели (т.е. связано с утверждением, что это должно свершиться), то прогноз предполагает, что цель может быть достигнута несколькими возможными способами, реализация которых зависит от тех или иных условий и факторов.

Итак, социальное прогнозирование - определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию. Социальное прогнозирование - это работа с альтернативами, глубокий анализ степени вероятности и многовариантность возможных решений.

Особенности социального прогнозирования.

1. Формулировка цели носит сравнительно общий и абстрактный характер: она допускает большую степень вероятности. Цель прогнозирования - на основе анализа состояния и поведения системы в прошлом и изучения возможных тенденций изменения факторов, влияющих на рассматриваемую систему, правильно определить вероятностные количественные и качественные параметры ее развития в перспективе, раскрыть варианты ситуации, в которой окажется система.

2. Социальное прогнозирование не обладает директивным характером. Другими словами, качественное отличие вариантного прогноза от конкретного плана заключается в том, что прогноз дает информацию для обоснования решения и выбора методов планирования. Он указывает на возможность того или иного пути развития в будущем, а в плане выражено решение о том, какую из возможностей общество реализует.

3. Социальное прогнозирование обладает специфическими методами: сложной экстраполяцией, моделированием, возможностью проведения эксперимента.

Функции и стадии прогнозирования

Определяя сущность социального прогнозирования, необходимо сказать о трех основных функциях и трех его стадиях :

1) выявление тенденций (закономерностей), факторов, обуславливающих возможные перемены (исследовательская стадия);

2) выявление альтернативных вариантов развития, их динамики в результате принятия тех или иных решений (стадия обоснования управленческих решений);

3) оценка хода и последствий реализации управленческих решений, непредвиденных изменений внешней среды, ситуаций для своевременного уточнения действий в случае необходимости (стадия контроля и коррекции).

Эти функции и стадии взаимно обусловлены, являясь составными элементами прогнозной деятельности в любой сфере деятельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2. Сущность и общая характеристика социального прогнозирования

Заключение

Список литературы

Введение

социальный прогнозирование моделирование экспертиза

На современном этапе организация деятельности социальных сфер происходит под влиянием существующих социальных проблем в обществе. В основном это проблемы социально-экономической и политической нестабильности в современной России. Определение ближайших и дальнесрочных программ требуют инновационных действий и широкого современного мышления, основанного на интеграции наук. Деятельность социальных служб должна быть прогнозируемой и проектируемой на этапе становления, внедрения и развития. Прогнозирование занимает здесь особо важное место как высокотехнологичный метод научного анализа и предвидения.

Слово «прогнозирование» происходит от греческого слова, означающего предвидение или предсказание. Однако, социальное прогнозирование - не один из видов предвидения, а следующий этап, который связан с управлением процессом.

1. Возникновение социального прогнозирования

Интерес общества к социальному прогнозированию исторически связан с попытками предвидения наступления тех или иных событий, а также развития различных процессов. В условиях глобальных войн и локальных военных конфликтов, экономических и политических потрясений, которыми была насыщена вся мировая история ХХ века, обращение к социальному прогнозированию носило преимущественно чрезвычайный характер. Научная потребность в прогнозировании была сформулирована американским ученым Н.Винером в виде основ кибернетики в 40-е гг. ХХ столетия. В 1968г, когда все мировое сообщество было обеспокоено непрекращающимися угрозами начала третьей мировой войны, видным общественным деятелем и промышленником А. Печчеи был основан «Римский клуб» - международная организация ученых, политиков и предпринимателей, цель которого заключалась в привлечении внимания к стратегическим проблемам и перспективам мирового развития. Доклады, подготовленные для клуба крупнейшими учеными Дж. Форрестером, Д. Тинбергеном, Б. Гаврилишиным и другими, дали толчок развитию науки.

В развитии прогнозирования можно выделить основные временные этапы.

Начало прогностических исследований относится к 1950-м гг., когда стали широко использоваться простые прогнозные модели. В 1960 - 1970-е гг. наблюдался своеобразный «бум прогнозирования» - разработаны теоретические вопросы, новые методы, созданы сложные прогнозные модели. С конца 1970 - начала 1980-х гг. наступает следующий этап развития научного прогнозирования, достижения прогностики используются в деятельности предприятий и организаций разного профиля.

Сегодня социальное прогнозирование является важнейшей технологией социальной работы.

2. Сущность и общая характеристика социального прогнозирования

В самом общем смысле прогнозирование означает разработку прогноза в виде формулирования вероятностного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем.

В узком значении прогнозирование означает специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения этого явления.

Прогноз не предусматривает решения проблем будущего. Его задача в том, чтобы содействовать научному обоснованию планов и программ развития. Прогнозирование характеризует возможный набор необходимых путей и средств претворения в жизнь намечаемой программы действии.

Под прогнозом следует иметь в виду вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности. Его отличие от предвидения заключается в том, что последнее трактуется как невероятностное утверждение о будущем, основанное на абсолютной достоверности, или (другой подход) представляет собой логически сконструированную модель возможного будущего с пока не определенным уровнем достоверности. Легко выяснить, что в качестве основания для разграничения терминов используется степень достоверности высказываний о будущем. Вместе с этим очевидным является то, что прогнозирование исходит из многозначности развития.

Прогноз имеет конкретный характер и обязательно связан с определенными количественными оценками. В соответствии с этим автор относит ожидаемое количество преступлений в следующем календарном году к разряду прогнозов, а досрочное освобождение заключенного при известных условиях - к категории предсказаний. Можно сделать вывод, что предсказание - это качественные оценки будущего, а прогноз - количественные оценки будущего.

Социальное прогнозирование - определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию. Социальное прогнозирование - это работа с альтернативами, глубокий анализ степени вероятности и многовариантность возможных решений.

Схематически процесс социального прогнозирования может быть представлен следующим образом:

1)выбор объекта социального прогнозирования: это может быть любой социальный объект, начиная от индивида и заканчивая человечеством как составной частью ноосферы;

2)выбор направления исследования: экономическое, юридическое, собственно социальное и т.д., в разных уровнях социальной сферы очень трудно выдержать «чистую» линию прогнозного исследования, поэтому значительная часть исследований носит комплексный характер;

3)подготовка и обработка информации по прогнозной базе, соответствующая требованиям информация - одна из гарантий достоверности прогноза, а значит, ключевой момент социального прогнозирования;

4)выбор способа прогноза, одного из методов или совокупности методов в определенной последовательности, отвечает требованию научности исследования.

5)собственно прогнозное исследование;

6)обработка результатов, анализ полученной информации, относящейся к проблеме исследования;

7)определение достоверности прогноза.

Возможность дать оценку проведенному прогнозному следованию предоставляется лишь по прошествии того времени, на которое был рассчитан данный прогноз.

Вместе с этим необходимо отметить отличительные, специфические особенности социального прогнозирования. Их можно выделить следующим образом.

Во-первых, формулировка цели здесь носит сравнительно общий и абстрактный характер: она допускает большую степень вероятности. Цель прогнозирования - на основе анализа состояния и поведения системы в прошлом и изучения возможных тенденций изменения факторов, влияющих на рассматриваемую систему, правильно определить вероятностные количественные и качественные параметры ее развития в перспективе, раскрыть варианты ситуации, в которой окажется система.

Во-вторых, социальное прогнозирование не обладает директивным характером.

В заключение можно сказать, что качественное отличие вариантного прогноза от конкретного плана состоит в том, что прогноз дает информацию для обоснования решения и выбора методов планирования. Он указывает на возможность того или иного пути развития в будущем, а в плане выражено решение о том, какую из возможностей общество реализует.

Существует заметная разница между прогнозированием в рамках естественных и технических наук, с одной стороны, и в рамках общественных наук, с другой.

Прогноз погоды, например, может быть установлен с высокой степенью вероятности.

Но при этом его нельзя отменить управленческим решением. В небольших пределах человек может сознательно изменить состояние погоды (так, возможна расчистка неба от туч в связи с проведением крупного общественного праздника или стимулирование схода снежных лавин в горах), но это очень редкие случаи противодействия прогнозу. В основном человеку приходится приспосабливать свои действия к погоде (брать зонтик, если ожидается дождь; надевать вещи потеплее, если обещано похолодание, и т. д.).

Специфика же социального прогноза состоит в том, что предвидение социальных явлений и процессов и управление ими тесно связаны. Спрогнозировав нежелательный социальный процесс, мы можем его остановить или так видоизменить, что он не проявит своих отрицательных качеств. Спрогнозировав позитивный процесс, мы можем активно содействовать его развитию, способствовать его расширению по территории дей-ствия, охвату людей, длительности проявления и т. д.

Социальное нововведение обладает спецификой в ряду других нововведений: если в научно-технической, экономической сферах смысл нововведения - достижение большей эффективности, то в социальной сфере установление эффективности проблематично.

1. В социальной сфере улучшение положения одних людей может создавать напряженность (иногда - только психологическую) у других. Социальное нововведение оценивается через призму ценностно-нормативной системы.

2. Успешное решение одних социальных проблем может порождать другие проблемы или оказаться успехом не в том смысле, в котором понималась задача.

Прогноз есть многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т.д.). Целью прогноза является стремление дать ответы на круг вопросов, составляющих сущность проблемы.

Социальное прогнозирование - прогнозирование всего общественного, всего связанного с обществом, общественными отношениями, в центре чего находится человек.

В зависимости от периода времени, на который составляется прогноз, они бывают:

- краткосрочные (от 1 месяца до 1 года);

- среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

- долгосрочные (от 5 лет до 15 лет);

- дальнесрочные (свыше 15 лет).

Сам процесс прогнозирования предполагает: проведение краткого ретроспективного анализа прогнозируемого объекта; описание современного состояния объекта (сравнительный анализ наблюдаемых тенденций в отечественном и зарубежном опыте); выявление проблем:

- уже решенных, но их внедрение и реализация только начинаются;

- тех проблем, которые решены, но не нашли практического использования;

- оценки экспертов по ведущим научным исследованиям в данной области.

Таким образом, социальное прогнозирование позволяет предвидеть результаты и своевременно устранять причины возникновения социальных проблем.

3. Способы социального прогнозирования

В настоящее время насчитывается около 150 методов и процедур прогнозирования. Их подразделяют на различные группы: общенаучные, интернаучные, частнонаучные, в основе которых лежат как эмпирические, так и теоретические методы.

К общенаучным методам относятся: анализ, синтез, интерполяция, индукция, дедукция, аналогия, экспериментирование и др. Интернаучные представлены мозговой атакой, методом Дельфи, к ним же относятся утопия и фантастика. Часть методов основана на переработке научно-технической информации (прогнозирование развития науки и техники) и на различных теориях (морфологического анализа, огибающих кривых, на основе разрешающих матриц, метода проб и ошибок и т.п.). Частнонаучные методы представляют прогнозы по изобарическим картам, тестам и т.д.

Возросший интерес к познанию социального побуждает к разработке все новых и новых технологий социального прогнозирования, накопляет достаточно большой и емкий научный потенциал, раскрывающий содержание как социальных позиций, так и социологического характера проблем. Поэтапное создание парадигмы нелогично по самой своей сущности. Сложность заключается в представлении характеристики таких технологий, а не в их применении.

Существуют три основных специфических способа прогнозирования: экстраполяция, моделирование, экспертиза.

Классификация прогнозирования на экстраполяцию, моделирование и экспертизу является достаточно условной, поскольку прогностические модели предполагают экстраполяцию и экспертные оценки, последние представляют собой итоги экстраполяции и моделирования и т. д. В разработке прогнозов также используются методы аналогии, дедукции, индукции, различные статистические методы, экономические, социологические и др.

1. Метод экстраполяции.

Данный метод был одним из исторически первых методов, который стал широко использоваться в социальном прогнозировании. Экстраполяция - это распространение выводов, сделанных при изучении одной части какого-либо явления (процесса), на другую его часть, в том числе ненаблюдаемую. В социальной области это способ предвидения будущих событий и состояний, исходя из допущения, что некоторые тенденции, проявившиеся в прошлом и в настоящем, сохранятся.

Пример экстраполяции: ряд чисел 1, 4, 9, 16 подсказывает, что следующим числом будет 25, поскольку начало ряда составляют квадраты чисел 1, 2, 3, 4. Мы экстраполировали найденный принцип на ненаписанную часть ряда.

Экстраполяция широко применяется в демографии при расчетах будущей численности населения, его половозрастной и семейной структур и т. д. С помощью этого метода может быть рассчитано будущее омоложение или старение населения, дана характеристика рождаемости, смертности, брачности в периоды, которые отстоят от настоящего на несколько десятилетий.

С помощью компьютерных программ (Exel и др.) можно построить экстраполяцию в виде графика в соответствии с имеющимися формулами.

Однако в социальном прогнозировании возможности экстраполяции как метода прогнозирования в некотором роде ограничены. Это вызвано рядом причин, которые связаны с тем, что социальные процессы развиваются во времени. Это ограничивает возможности их точного моделирования. Так, до какого-то момента процесс может медленно нарастать, а затем наступает период бурного развития, который завершается этапом насыщения. После этого процесс опять стабилизируется. Если не учесть подобные особенности протекания социальных процессов, то применение метода экстраполяции может привести к ошибке.

2. Моделирование. Моделирование - это метод исследования объектов познания на их аналогах (моделях) - вещественных или мысленных.

Аналогом объекта может быть, например, его макет (уменьшенный, соразмерный или увеличенный), чертеж, схема и т.д. В социальной сфере чаще используются мысленные модели. Работа с моделями позволяет перенести экспериментирование с реального социального объекта на его мысленно сконструированный дубликат и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей управленческого решения.

Главная особенность мысленной модели и состоит в том, что она может быть подвержена каким угодно испытаниям, которые практически состоят в том, что меняются параметры ее самой и среды, в которой она (как аналог реального объекта) существует. В этом огромное достоинство модели. Она может выступить и как образец, своего рода идеальный тип, приближение к которому может быть желательно для создателей проекта.

В социальном проектировании точнее говорить, что созданная на основе замысла и предварительной информации модель позволяет выявить, уточнить и ограничить цели разрабатываемого проекта.

В то же время недостаток модели - ее упрощенность. Те или иные свойства и характеристики реального объекта в ней огрубляются или вовсе не принимаются в расчет как несущественные. Если бы этого не делалось, работа с моделью была бы крайне усложнена, а сама она не содержала уплотненную, компактную информацию об объекте. И все же здесь кроются возможные ошибки приложения моделирования к социальному проектированию и прогнозированию.

«Укоренившееся со школьных лет представление о том, что модель может быть только математической, глубоко ошибочно. Модель может быть сформулирована и на естественном языке».

Это обстоятельство важно учитывать в социальном проектировании. Приемы моделирования способны облегчить задачи проектирования, сделать проект обозримым. Многие, ведя беседу, держат перед собой лист бумаги и по ходуизложения своей точки зрения фиксируют основные пункты, обозначают стрелками и другими знаками связи между ними и т. д. Это - одна из обыденных форм визуализации, широко применяемой в моделировании. Визуализация способна более четко выявить суть проблемы и ясно обозначить, в каких направлениях она может решаться и где ждать успеха, а где провала.

Значение нематематического моделирования для социального проектирования очень велико. Модель позволяет не только выработать эффективное управленческое решение, но смоделировать конфликтные ситуации, вероятные при принятии решения, и способы достижения согласия.

Фактически моделированием являются любые разновидности деловых игр. Анализ и моделирование социальных систем в последнее время разворачиваются в автономную социологическую дисциплину с оригинальным математическим программным обеспечением.

3. Экспертиза. Особым способом прогнозирования является экспертиза. В социальном проектировании она применяется не только для решения задач прогнозного обоснования, но и везде, где приходится заниматься вопросами с низким уровнем определенности параметров, подлежащих изучению. Экспертиза в контексте исследований по искусственному интеллекту трактуется как разрешение трудноформализуемой (или плохо формализованной) задачи. Возникшее в связи с проблемами программирования, это понимание экспертизы приобрело общесистемный характер. Именно трудность формализации некой задачи делает неэффективными другие методы ее исследования, кроме экспертизы. По мере нахождения способа описания задачи формальными средствами возрастает роль точных измерений и расчетов и, напротив, уменьшается эффективность применения экспертных оценок.

Итак, экспертиза есть исследование трудноформализуемой задачи, которое осуществляется путем формирования мнения (подготовки заключения) специалиста, способного восполнить недостаток или несистемность информации по исследуемому вопросу своими знаниями, интуицией, опытом решения сходных задач и опорой на «здравый смысл».

Социальный проект подвергается экспертизе на всем протяжении его разработки и осуществления.

На стадии проработки концепции экспертно устанавливаются многие показатели, по которым предстоит измерять эффективность осуществления проекта.

Оценка жизнеспособности проекта в значительной мере основывается на экспертных заключениях как в отношении проекта, так и в отношении социальной среды, в которую он внедряется.

Диагностические и прогнозные исследования в социальной области без применения экспертных методов невозможны.

При рассмотрении подготовленного текста проекта конкурсными комиссиями, инвесторами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, другими организациями, которые принимают по проекту управленческие решения, также проводится экспертиза.

Экспертно оценивается проект в рамках текущего контроля за его реализацией.

Наконец, завершение проекта, установление того, удалось ли его воплотить в соответствии с замыслом, также предполагает экспертизу.

Заключение

Прогнозирование - один из важнейших этапов проектной деятельности. Прогнозирование в широком смысле - предвидение, вообще получение любой информации о будущем. В узком смысле - специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений.

Главная задача прогнозирования - научная разработка прогнозов. Прогноз описывает будущее состояние системы. Прогноз как познавательная модель носит дескриптивный (описательный) характер.

В основе прогнозирования лежат три взаимодополняющих источника информации о будущем:

- экстраполяция в будущее тенденций, закономерностей развития, которые хорошо известны в прошлом и настоящем;

- моделирование объектов исследования, представление их в упрощенной форме, схематическом виде, удобном для получения выводов прогнозного характера;

в) прогнозная оценка эксперта.

Практическое назначение прогнозирования - подготовка обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том:

- в каком направлении желательно развитие объектов в исследуемой области;

- как действительно может протекать развитие;

- каков механизм преодоления негативных тенденций.

В обобщенном плане можно говорить о двух типах задач: определение и мотивирование цели развития; определение средств, способов, путей достижения целей.

Полный цикл прогнозного исследования включает в себя: изучение проблемной ситуации в теории и на практике; анализ предпрогнозного и прогнозного фона; определение цели и задач; выдвижение гипотез; выбор методов и приемов исследования, обладающих необходимым прогностическим потенциалом; проведение опытно-экспериментальной проверки гипотез и верификации результатов исследования; формулирование выводов и предложений.

Список литературы

Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М., 1995

Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблемы прогностических исследований в социальной сфере. Возникновение и влияние социального прогнозирования. Основы социального прогнозирования. Методы социального прогнозирования. Принципы действия и условия надежности социального прогнозирования.

    контрольная работа , добавлен 04.02.2008

    реферат , добавлен 07.08.2010

    Социальное прогнозирование как метод научного познания. Понятие и сущность методологии социального прогнозирования. Основные способы получения прогнозной информации. Основные преимущества коллективных экспертных оценок. Метод прогнозной экстраполяции.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2016

    курсовая работа , добавлен 03.11.2010

    Основные предпосылки возникновения и сущность социального прогнозирования как инструмента обоснования социальной политики государства. Система социальных прогнозов и программ в Российской Федерации. Прогнозные расчеты показателей социального развития.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2014

    Сущность, истоки возникновения и развитие социального прогнозирования: понятия, термины, этапы и функции. СП на рубеже 19-20 столетий, Римский клуб и его роль в исследованиях. Дети-сироты как объект социальной работы, проблемы и программа их адаптации.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2010

    Методы прогнозирования. Результаты прогнозов и требования к ним. Основные недостатки процесса прогнозирования и факторы, их предопределяющие. Прогнозирование и моделирование в социальной работе. Теоретические основы социального проектирования.

    реферат , добавлен 15.03.2005

    Определение вариантов развития. Изучение потребностей и интересов различных категорий людей, их сознания и социально значимого поведения. Сущность социального прогнозирования. Этапы процедуры прогнозирования. Закономерности общественного развития.

    контрольная работа , добавлен 26.01.2013

    Методологическая несостоятельность ориентации прогнозирования в общественных науках. Роль интуиции в социальном предвидении. Сравнительное планирование и моделирование. Технологическая культура. Методы социального прогнозирования: краткая характеристика.

    контрольная работа , добавлен 29.12.2008

    Роль социального прогнозирования в качественном развитии общества в целом. Методы построения прогнозов. Экспертная оценка-значение и функции экспертной оценки и ее отличия от информации массового опроса. Ценность социального прогнозирования.

1. Понятие социального прогнозирования.

2. Глобальные проблемы современности и пути их решения.

3. Перспективы социального развития.

Человеческая деятельность в своей основе представляет собой деятельность преобразующую. Человек в своем сознании не только отражает мир, не только приспосабливается к окружающей действительности, но и преобразует мир своими практическими действиями. Вместе с тем, человек предвидит результаты своей деятельности, предвосхищает будущее. Люди не могут жить, не представляя в той или иной степени перспективу, будущее, которое придает смысл настоящему в его тесном единении с прошлым.

Проблема прогнозирования связана с изучением законов материального мира и с применением этих знаний на практике. Актуальность проблемы прогнозирования обусловлена следующими факторами: а) усложнились процессы развития общественной жизни в условиях НТП; б) усилился драматизм исторической ситуации: проблемы войны и мира, борьба с терроризмом, состояние окружающей среды, энергетические трудности, борьба со СПИДом и другими инфекционными заболеваниеми; в)расширились объем и масштабы прогностической деятельности, количественное и качественное разнообразие объектов прогнозирования; г) выросла социальная, экономическая, экологическая и информационная ценность прогнозов.

Получение социальных прогнозов в различных сферах общества имеет огромное значение для четкого ответа на вопрос о грядущей судьбе человечества. Для понимания сущности социальных прогнозов необходимо выяснить содержание таких понятий как «предвиденье», «предсказание» и «прогнозирование». В них зафиксирована способность видеть существенное в процессах и явлениях до того, как это обнаружено в опыте, на практике, способность познающего субъекта к опережающему отражению действительности. Прогнозирование (от греч. prognosis – предвидение, предсказание) – представляет собой выработку обоснованного предположения о будущем состоянии анализируемого объекта. Понятие «прогнозирование» выражает процесс получения знаний о будущем в виде прогноза на основе научного знания.

Прогноз означает предсказание, предположение, прогностическую модель, представляющую собой научно-обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущем и об альтернативных путях и сроках их достижения.

В отличие от прогнозирования понятия «предсказание» и «предвидение» относятся к знаниям о будущем, полученные любыми путями и методами, в том числе и ненаучными. Прогноз, собственно как и предсказание с предвидение, это не план или программа действий. Что-то из прогнозируемого сбывается, что-то остается не осуществленным или сбывается с принципиально иными следствиями, чем это прогнозировалось ранее.

Характерной особенностью социального прогнозирования будущего является то, что будущее в отличие от прошлого и настоящего не существует, а выступает как некоторая, далеко не единственная возможность. Графически это можно представить в виде прямой линии, протянувшейся от прошлогок некоторой точке – настоящему - и далее расходящееся во все стороны множество векторов, олицетворяющие возможные варианты будущего.

Исторически сложились следующие мировоззренческие подходы к изучению будущего: религиозный, утопический и философский.

Религиозный подход основан на вере в то, что будущее определяется сверхъестественными силами, что его можно познать путем гадания или божественного откровения. Выработанные религией идеи о конце света, о появлении в будущем мессии-спасителя оказывает мощное влияние на многие миллионы людей. Вырабатывая у них своеобразное представление о будущем.

Утопический подход отрицает настоящее, абсолютизирует будущее. Несправедливому и «неразумному» настоящему устройству общества утописты противопоставляют детально расписанные, созданные силой их воображения, порядки справедливого будущего. Абсолютизируя будущее, утописты представляют его в виде завершенного феномена или системы, в которой будущим поколениям отводится роль пассивных исполнителей некогда провозглашенных истин и скрупулезно расписанных правил поведения.

Философский подход основан на предвидении будущего как следующей стадии развития природы и общества в рамках познания общих закономерностей этого развития. Уже в древности философская мысль выработала определенные подходы к социальному прогнозированию, базирующиеся на следующих концепциях исторического процесса:

Круговороте (цикличности), повторяемости социального развития (автор Пифагор, живший VI в. до н.э);

Пессимизме (ретроспективе), утверждающем, что человеческое счастье, разумное, справедливое устройство общества осталось где-то позади. (Авторы: древнегреческий поэт Гесиод и древнеримский поэт Овидий);

Оптимизма (прогресса), верившего в постоянно совершаемый общественный прогресс. (Авторы: Протагор, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар).

Сегодня теоретической разработкой и обоснованием разных вариантов развития общества и человека в будущем занимается футурология (от лат. futurum – будущее и гр. logos - учение). Этой сфере знания посвятили себя многие выдающиеся ученые. Особенное место среди футурологических организаций занимает Римский клуб – международная неправительственная организация, которая объединила озабоченных проблемой выживания человечества ученых, политиков, бизнесменов из разных стран. Сегодня, по определению первого его президента Аурелио Печчеи, «Римский клуб» – это «невидимый колледж», цель которого «способствовать тому, чтобы люди как можно яснее и глубже осознавали трудности человечества», а так же стимулирование установлению новых отношений, политических курсов и институтов, которые бы помогали исправлению современной ситуации.

Основой научного предвиденья является познание объективных внутренних связей предметов и явлений. Это дает возможность в процессе познания переходить от известного к неизвестному, от прошлого и настоящего к будущему. Если закон развития какого-либо явления (процесса) известен, то, изучая данное явление (процесс), мы можем не только констатировать его настоящее состояние, но и сделать вывод о направлении и характере возможных изменений.

Социальное прогнозирование базируется на анализе информационного массива – совокупности данных, которые образуют определенную систему научных фактов и характеризуют объект прогнозирования. В состав информационного массива входят разные источники: масс-медиа, политические отчеты, статистические данные, радиопрограммы, данные анкетных опросов экспертов, личностные характеристики политических лидеров, оценки их мировоззренческих убеждений и т.д.

Важным в прогнозировании является учет того социального, экономического и научно-технического фона, на котором развивается объект прогнозирования. Именно этот фон как совокупность условий (внешних факторов) ограничивает развитие объекта прогноза в будущем, активно взаимодействует с ним.

Следствием прогнозирования перспектив развития общественных явлений и процессов являются поисковые, нормативные, комплексные и системные прогнозы.

Поисковый прогноз представляет собой определение возможных состояний объекта в будущем на основе тенденций, присущих ему в прошлом и настоящем. Такой прогноз отвечает на вопрос, в каком направлении происходит развитие, каким будет состояние объекта прогнозирования в определенный период будущего. Примером таких прогнозов могут быть прогнозы численности народонаселения планеты, развития коммуникаций до т ого или иного конкретного года.

Нормативный прогноз определяет пути и сроки достижения возможных, желательных состояний объекта на основе определенных социальных норм, идеалов, потребностей, целей. В отличие от поискового, нормативный прогноз строится в обратном направлении, то есть от наперед заданного состояния объекта прогнозирования к изучению современных тенденций и их возможных изменений, которые обеспечивают достижение данного состояния. Нормативное прогнозирование является начальным этапом и необходимым условием научно обоснованного планирования, прогнозирования и проектирования.

Прогнозирование может быть применено как к управляемым, так и к стихийным процессам и явлениям. Различают следующие виды прогнозов: краткосрочное – на 1-2 года; среднесрочное – 5-10 лет; долгосрочное – 15-20 лет и сверхдолгосрочное – на 50-100 лет.

Прогнозы разрабатываются с помощью определенных методов прогнозирования, которые представляют собой совокупность способов и процедур отбора и анализа эмпирической информации с целью построения прогноза. Австрийский футуролог Эрих Янч насчитывает около 200 научных методов, специальных методик, логических и технических способов познания будущего. Однако на практике используются не более 15 – 20 методов прогнозирования. Условно их можно разделить на пять групп: 1) экстраполяция; 2) экспертные оценки; 3) моделирование; 4) историческая аналогия; 5) сценарии будущего.

Метод экстраполирования основан на распространении выводов, полученных из наблюдений над одной частью явления, на другие его части. Если для заданной системы в прошлом было характерным развитие с определенной постоянной скоростью или ускорением, то есть основания считать, что эта скорость или ускорение остается неизменным и на определенный промежуток времени в будущем. Однако неправильный выбор временных интервалов прогнозирования нередко приводит к несостоятельности продолжения в будущем тенденций прошлого времени.

Экспертные оценки – метод анализа и исследования сложных проблем. Его суть заключается в проведении экспертами (ведущими специалистами в разных отраслях науки и техники) анализа проблемы с последующей формализованной обработкой результатов. Обобщенная мысль экспертов принимается как наиболее вероятное решение проблемы.

Метод моделирования позволяет с помощью модели сделать прогноз будущего состояния объекта. Существует несколько видов моделирования: предметное, физическое, математическое, логическое, имитационное или компьютерное.

Имитационное, компьютерное моделирование – экспериментальный метод исследования и прогнозирования динамики сложных систем с помощью ЭВМ. Его можно определить как процесс конструирования модели реальной системы с последующим исследованием и проведением экспериментов на этой модели. Это особенно важно при исследовании сложных социально-экономических процессов на региональном и глобальном уровнях, когда прямой эксперимент принципиально невозможен или может привести к непредвиденным последствиям.

Кроме имитационных моделей, которые сегодня являются самыми распространенными методами изучения и прогнозирования глобальных процессов, широко используются исторические модели – образы и сценарии будущего . Исторический подход заключается в определении объективных закономерностей и тенденций развития системы и опирается на принцип детерминизма будущего.

Сценарий представляет собой многовариантный прогноз, который объединяет системный и исторический подходы к изучению сложных систем; в большинстве случаев он носит описательный характер и широко используется при построении комплексных прогнозов. Сценарии выясняют: каким путем шаг за шагом может быть реализована определенная теоретическая ситуация; какие существуют варианты на каждом этапе для каждого участника событий для того, чтобы облегчить или избежать определенного развития событий.

На практике ни один из рассмотренных методов не может обеспечить высокую надежность прогноза. Поэтому обычно обращаются к комбинированным, комплексным методам. Такой подход дает возможность устранить недостатки отдельных методов, гарантировать большую точность и надежность прогнозов.

Типовая методика прогнозирования включает в себя следующие элементы: предпрогнозная ориентация (определение объекта, предмета, проблемы, целей, задач, рабочих гипотез, методов, структуры и организации исследования); построение исходной модели прогнозируемого объекта; оценка прогноза; выработка рекомендаций для принятия решений.

Итак, прогноз дает возможность выявить возможные варианты развития и разрешения проблем будущего, его взаимоисключающие варианты, стихийные и сознательные процессы, определить временные и пространственные параметры. Прогнозирование выполняет определенные функции: социально-гносеологическую, эвристическую, интегрирующую, нормативную, коммуникативную, поисковую и т.п. Оно дает понимание исторической перспективы, помогает определить направление социально-экономического и политического развития, правильно ориентироваться в международных событиях.

В конце прошлого – начале нынешнего тысячелетий человечество столкнулось с рядом глобальных проблем, от своевременного и эффективного решения которых зависит настоящее и будущее человечества.

Глобальные проблемы (лат. globus – шар; франц. global – всеобщий, охватывающий всю планету, всемирный). – это проблемы, которые затрагивают интересы всего человечества. Они представляют собой противоречия и трудности, ставящие под угрозу существование цивилизации.

Многие глобальные проблемы возникли еще в глубокой древности.

Проблемы войны и мира, воспитания молодого поколения, борьбы с голодом, эпидемическими болезнями во все века были в центре внимания человечества. К 60-м годам ХХ (уже прошлого) столетия эти проблемы не только многократно актуализировались, превратившись в универсальные, общемировые, но и стали всесторонне исследоваться, анализироваться, прогнозироваться. Сегодня глобалистика все шире охватывает все новые и новые сферы бытия. Последствия, порождаемые глобальными проблемами широко обсуждаются в отечественной и зарубежной литературе.

Исследователи сгруппировали глобальные проблемы в три основные группы. К первой группе относятся суперглобальные проблемы миропорядка (общемировые): проблемы предотвращения войны, устранение угрозы терроризма, проблема постоянного развития мира и связанная с ней проблема глобального управления, в том числе и управления научно-техническим прогрессом, установление нового экономического порядка. Вторая группа -. проблемы общепланетарного, ресурсного характера: рациональное и экономное использование природных рсурсов, проблема защиты окружающей среды, освоение мирового океана и космоса, проблема предотвращния стихийных бедствий, проблема продовольствия. Третья группа - это проблемы общечеловеческого, социокультурного характера , такие как гарантия прав человека, ликвидация социального неравенства, эпидемий, искоренение последствий урбанизации строительства городов), а так же проблемы демографические, религиозные, межнациональные здравоохранения.

Существуют и другие подходы к классификации глобальных проблем. Однако независимо от теоретических и методологических подходов ученых, продовольственная проблема всегда называется в ряду самых актуальных. Для своего решения она требует не только неустанных забот того или иного государства, но и объединения усилий всего человечества, развития науки, техники и новейших, в том числе информационных, технологий. Такое отношение к проблемам питания диктуется реальными условиями существования современного человечества.

Как свидетельствует мировой опыт человеческого общежития, продовольственную проблему, несмотря на ее глобальный характер, нельзя рассматривать как самостоятельную, в отрыве от многих других проблем, которые стоят перед человечеством. На ее решение накладывали и будут накладывать отпечаток естественные, региональные, социокультурные и другие условия и факторы. Не менее важными среди них есть религиозные, национальные и много других факторов социального развития. Как справедливо отмечают некоторые авторы, за спиной у человечества сотни тысяч лет развития культуры, и пища разных современных народов - это плод не только и даже не столько природы, сколько культуры.

Наша пища все меньше похожая на ранее употреблявшиеся виды пищи. На прилавках магазинов появляются все новые и новые виды смесей и всяческих тюбиков, которые заменяют человеку молоко, мясо и другие продукты из его традиционного рациона. Сегодня изменяется химический состав потребляемых в пищу продуктов. Во многом еще не ясно, как скажится на здоровьи человечества широкое применение генетически модифицированных продуктов, которое началось в наши дни. Больше того, производство качественной и безопасной пищи неразрывно связано с использованием новых технологий, которые само по себе предполагают эксперименты с разными продуктами и их соответствующими модификациями.

Вместе с тем, нельзя сбрасывать со счетов то, что к определенным видам пищи человек привыкал на протяжении столетий, если не тысячелетий, и это, можно сказать, у него заложенно в генах, в микрофлоре кишечника. Так, если китайцы привыкли к рисовым коржам и их пересадить на хлеб или украинский борщ, то не исключенное резкое заболевание, связанное с несвариванием желудка. Резкий переход на «чужую диету» может оказаться мало полезным, а временами и опасным.

Обострение продовольственной проблемы тесно связано с обострением демографической проблемы, которая увеличивает разрыв между богатым Севером и бедным Югом. Рост благосостояния в развитых странах происходит на фоне тотальной бедности в странах «третьего мира». Согласно расчетам футурологов, если стандарт потребления в беднейших странах поднять к уровню потребления «золотого миллиарда», что проживает в развитых странах, то за полстолетие необходимо удвоить потребление всех ресурсов и увеличить производство энергии приблизительно в 500 раз. Попытка решить проблему противостояния богатого Севера и бедного Півдня путем простого увеличения потребления, таким образом, приведет к еще большему обострению экологических проблем.

Демографическое давление со стороны бедного Юга и контраст между уровнями потребления в странах «золотого миллиарда» и странах «третьего мира» неизбежно порождают рост напряжения, которое облекается в форму политических, религиозных и этнических конфликтов. В беднейших странах распространяется влияние экстремизма, одним из следствий которого является терроризм – серьезнейшая проблема сегодняшнего дня.

Все это свидетельствует о том, что все глобальные проблемы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому их изолированное решение практически невозможно. Неспособность человечества разрешить хотя бы одну из глобальных проблем чрезвычайно негативно повлияет на возможность решения всех остальных проблем.

Система глобальных проблем носит конкретно-исторический характер. Их обострение может вызвать кризис цивилизации. Сегодня как никогда создалась возможность тотального (всеобщего) уничтожения цивилизации, необратимого нарушения механизмов биосферных процессов Земли и околоземного пространства. Человечество не может больше полагаться на стихийность в эволюции миропорядка. Современному миру нужна устойчивость, демократия, цивилизованность, ненасильственность, создающие условия для человеческого выживания.

Глобальные проблемы являются одним из объективных факторов мирового развития. Их воздействие нельзя игнорировать. Нерешенность

глобальных проблем создает угрозу для существования социума на планете. Обострение глобальных проблем вынуждает человечество искать новые способы взаимодействия и развития. Современные философы и футурологи говорят о необходимости изменения путей развития цивилизации. Во всех прогнозах главный враг человечества – оно само.

Преодоление глобальных проблем связавают: с развитием науки, техники, новейших технологий; с изменением отношения человека к природе; с целенаправленными и объединенными усилиями всего населения планеты; с трансформацией ценностных установок и изменением взаимоотношений между людьми, человеком и обществом, между государствами; поиском новых мировоззренческих ориентиров для всего человечества. В современной философии этот поиск выражается в появлении концепций «планетарного сознания» и «ноосферного понимания». Именно от человека, его сознания и воли зависит будущее.

От путей решения глобальных проблем во многом зависит каким будет в будущем общее направление социального развития, общее направление социального прогресса.Социальный прогресс – это непрерывное поступательное развитие общества, в котором достигаются новые, более высокие рубежи, уровни и лучшие качественные его состояния.

Важной особенностью социального прогресса является его необратимый характер. Научное предвидение позволяет на основе знаний определенных закономерностей и тенденций исторического развития находить практические средства для решения социальных проблем. Второй особенностью социального прогресса является возрастание его темпов, динамики, стремительности поступательного развития. Для него также характерны: насыщенность переменами и интенсивность научных открытий, технических изобретений, международного обмена в сфере науки и культуры.

Вместе с тем понятие «общественный прогресс»нельзя употреблять как вечную, абсолютную истину. То, что прогрессивно для одного исторического периода, может быть регрессом, остановкой социального развития, для другого периода. Отказ от устаревших направлений и форм и есть движением общества вперед, его непрерывным качественным обновлением.

Решение проблем ускорения социального прогресса, идей устойчивого (регулируемого) развития требует нового подхода к пониманию взаимодействия государств и общественных движений. В представлениях большинства ученых о ближайшем и отдаленном будущем нет единства. Некоторые отстаивают позицию «социально-экологического пессимизма», доказывая, что мир достиг апогея развития производства, использования ограниченных ресурсов и в недалеком будущем его ждет крах. Немало западных специалистов в области экологии (Дж.Форрестер, Д. Медоуз, Б. Пестель) считают, что человечество должно выбирать между техническим прогрессом и продолжением жизни на Земле. Российский исследователь Н.Н.Моисеев считает, например, что глобальные процессы в мире очень угрожающие, где идея устойчивого развития есть ничто иное как иллюзия. А разговоры о таком развитии напоминают поведение страуса, прячущего голову в песок. Другой россиянин Н.Н.Трубников, отвергая идею прогресса, считает его последним, пока еще не развенчаным идолом, равносильным со стойким инстинктом стада, которое движется все дальше и дальше вперед, в надежде, что там будет более сочная трава.

В отличие от такого подхода, ряд отечественных и зарубежных исследователей пытаются доказать, что ограниченность источников энергии, продовольствия и других ресурсов не абсолютна, а относительна, и человечество может решить эти проблемы. Кроме того, история свидетельствует о том, что наличие определенных «пределов роста» скорее может послужить стимулом общественного развития, нежели тормозом, ибо будущие поколения, как это было и в прошлом, найдут выход из трудностей. Как правило, представители данной точки зрения относятся к сторонникам социального прогресса. Так, в одном из последних докладов Римского клуба «Пути, которые ведут в будущее» выдвигается концепция формирования общего «мирового порядка», в рамках которого человечество может справиться с уже существующими проблемами и с теми, которые обязательно возникнут в будущем. Интеллектуальный прогресс человечества поможет разумно распорядиться знаниями и найти выход из тупиков и кризисов. Человек усилит свою мощь, как в прошлом письменностью и книгопечатаньем, сейчас – компьютерными и информационными технологиями, а в будущем – новыми изобретениями. Социальному прогрессу не грозит исчерпание интеллектуальных способностей человека.

Практика подтверждает, что ведущими тенденциями социального прогресса являются возрастание свободы человека, рост гуманистических ценностей, согласование личных и общественных интересов, интернационализация общественных отношений, стремление к справедливости, равенству, к гармонии отношений человека с природой.

Размышляя о перспективах человечества, следует подчеркнуть, что речь идет о возможном формировании какого-то единого демократического и гуманного мирового сообщества, в котором будут сосуществовать разные формы собственности, неодинаковые формы общественных отношений.

Только на этом пути возможно дальнейшее разворачивание прогрессивных процессов, расцвет новой цивилизации. Обращенность к культуре, человеку, его духовному миру диктуется необходимостью кардинального изменения производительных сил, рациональным использованием новейших достижений научно-технического прогресса.

В будущем, как уже было в прошлом, общественный прогресс не застрахован от зигзагов, скачков и, даже, от попятных движений. От научного предвидения, сознательной и активной деятельности людей, политических партий и правительств многое зависит, чтобы избежать негативные тенденции в развитии общества и ускорить социальный прогресс.

В справочной литературе по данной теме смотрите статьи:

Современный философский словарь. – М., 2004. Ст.:«Будущее»,

«Глобальность», «Постмодерн»,с «Утопия», «Футурология».

Новая философская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.:

«Глобалистика», «Глобализм», «Прогноз», «Прогресс».

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.:

«Прогнозування», «Прогрес / регрес», «Філософія глобальних проблем».

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Модуль III.

Социальное прогнозирование – представляет собой специализированный анализ о возможных шансах формирования объектов. В роли объекта могут быть, процессы, явления или состояния индивида.

Цель социального прогнозирования

Главная цель прогнозирования состоит в разработке научно-обоснованных вариантов в развитии объекта. В процессе прогнозирования разрабатываются основные цели.

  • Во-первых, определяются и мотивируются задачи вероятного развития объекта.
  • Во-вторых, назначается средство и методы решения поставленной проблемы.

Виды прогнозирования

Прогнозирование может быть различных видов:

  • социально экономическое прогнозирование.
  • юридическое.
  • социально-политическим.
  • социально-культурным и социологическим.

Прогнозирование выполняет различные виды деятельности.

  1. Во-первых, ориентирующая работа, основана на оптимизации выбора социально значимых задач и пути их разрешения.
  2. Во-вторых, нормативная функция, определяет тенденцию социальных потребностей.
  3. В-третьих, предупредительная функция, определяет и описывает возможные, негативные последствия.

В прогнозировании используются методы как:

  • анализ
  • аналогии
  • гипотеза
  • эксперимент
  • тестирование и опросы.

Этот процесс применяется в различных сферах, например, на рынке труда. Именно там анализируют сведения о свободных рабочих местах и вакантных должностях о высвобождаемых работниках.

Исследуется предполагаемая востребованность студентов в учебных заведениях различных специальностей.

Прогнозы дают возможность оценить ситуацию на рынке и принимать меры влияя на нее.

Профессиональное прогнозирование исследует рынок труда по трем передовым направлениям. Сначала производится предположение рабочей силы, затем спрос на рабочую силу и в результате распределение рабочей силы.

При прогнозировании занятости населения часто используются такие методы как анкетирование в форме интервью и опросы.

Семейное прогнозирование

Роль прогнозирования в семье и семейной политике весьма необходима. Статистика в последнее время показывает о сохраняющей негативной тенденции, то есть значительный рост разводов.

Прогноз специалистов с учетом реальных данных позволяет найти причины предкризисный состояний в семье и вырабатывает предложения разрешения конфликтных моментов.

Психологи способны дать совет конфликтующим сторонам обсудить раздоры семейной жизни и обсуждая люди находят выход. Во многих случаях возникает взаимопонимание и супруги часто осознают, что семейная жизнь – это уступки и самооценка друг друга.

Социально-этническое прогнозирование

Прогнозирование в социально-этнических отношениях. Оно является возможно сложным и деликатным вопросом социальной работы.

Роль прогнозных исследований в этой сфере возрастает по причине кризисного экономического положения и социальной нестабильности в странах. Это работа необходима где проживают много мигрантов и беженцев.

Преждевременно имеющийся прогноз, и проведенная работа позволяет обходить межнациональные конфликты с его трагическими последствиями. Благодаря прогнозированию в мире, продвигается научно-технический прогресс, решаются конфликты и повышается уровень жизни.

Видео по теме социальное прогнозирование

Реализуемые с 2006 г. приоритетные национальные проекты направлены на модернизацию и повышение эффективности отраслей социального комплекса, прежде всего здравоохранения и образования. Большое внимание уделено повышению уровня жизни населения и улучшению демографической ситуации.

На сегодняшний день целью социального прогнозирования является выявление положительных тенденций в проблемных областях социальной сферы и определение круга действий для достижения этих положительных тенденций.

Прогнозирование, стратегическое планирование и программирование социальных услуг, обеспечивающих воспроизводство и повышение качества человеческого потенциала, охватывает четыре взаимосвязанных вида деятельности (социальных услуг):

  • * здравоохранение и медицинское обслуживание населения;
  • * социальное обеспечение различных категорий населения, требующих заботы общества и государственной поддержки;
  • * образование во всех его формах;
  • * культура, отдых и туризм.

Система социальных прогнозов и программ в РФ

В Федеральном законе от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации". В нем выделены этапы кратко-, средне- и долгосрочного планирования. Прогнозы на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу подлежат опубликованию.

Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. В концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу конкретизируются варианты социально-экономического развития Российской Федерации, определяются возможные цели социально-экономического развития Российской Федерации, пути и средства достижения указанных целей. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития и порядок разработки концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу определяются Правительством Российской Федерации. В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные прогноза социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов социально-экономического развития и программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации. В ежегодном послании президента РФ содержится раздел, посвященный прогнозу на среднесрочную перспективу, где формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Российской Федерации. Исходя из положений, содержащихся в ежегодном послании президента.

Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу должны быть отражены:

оценка итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и характеристика состояния экономики Российской Федерации;

концепция программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;

макроэкономическая политика;

институциональные преобразования;

инвестиционная и структурная политика;

аграрная политика;

экологическая политика;

социальная политика;

региональная экономическая политика;

внешнеэкономическая политика.

Функция разработки прогнозов возложена на Правительство РФ. Территориальные программы разрабатываются и утверждаются органами государственной власти субъектов Федерации.

Помимо, Федерального закона от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» основанием для их разработки служат Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».