• 5. Травматизм школьников, профессиональные заболевания, причины травматизма и общие мероприятия по предупреждению травматизма.
  • 6. Несчастные случаи. Их классификация, расследование и учет.
  • 7. Государственные надзор и общественный контроль за состоянием охраны труда в учреждениях образования.
  • 8. Ответственность работников школы за нарушение законодательства о труде и правил по охране труда
  • 9. Санитарно-гигиенические требования к помещениям учреждений образования. Учебные, учебно-производственные и учебно-спортивные помещения.
  • 11. Естественное и искусственное освещение. Общие требования, предъявляемые к освещенности помещений. Факторы, влияющие на уровень естественного освещения.
  • 14. Воздушно-тепловой режим в учебных помещениях и факторы влияющие на нормализацию его параметров.
  • 15. Микроклиматические условия в учебных помещениях и способы поддержания их оптимальных условий. Приборы и методы определения микроклиматических параметров.
  • 16. Санитарно-гигиеническое воспитание учащихся. Ответственность за соблюдение санитарных правил и норм.
  • 17. Электробезопасность. Действие электрического тока на организм человека: виды электротравм, электрические удары.
  • 18. Факторы, влияющие на исход поражения человека электрическим током. Основные причины поражения.
  • 19. Основные способы и средства защиты человека от поражения электрическим током (защитное заземление, зануление, защитное отключение).
  • 20. Характеристика и конструктивные элементы защитного заземляющего и зануляющего устройства. Индивидуальные меры защиты человека от действия электрического тока.
  • 21. Оказание первой доврачебной помощи человеку, пораженному электрическим током.
  • 22. Цель и задачи пожарной охраны. Организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в школе. Обучение вопросам пожарной безопасности.
  • 23. Требования пожарной безопасности при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий и эксплуатации детских оздоровительно-образовательных лагерей.
  • 24. Основные причины возникновения пожаров. Опасные и вредные факторы, возникающие при пожаре. Действия работников учреждений образования в случае возникновения пожара.
  • 25. Общие требования к обеспечению пожарной эвакуации школьников. План эвакуации людей и имущества на случай возникновения пожара. Требования к путям эвакуации и эвакуационным выходам.
  • 26. Первичные средства пожаротушения. Их нормы, технические характеристики и способы использования (применения).
  • 27. Обеспечение безопасности детей в повседневной жизни: правила безопасности поведения на дорогах и обеспечение безопасности в транспорте.
  • 28. Соблюдение мер пожарной безопасности при возникновении пожара и правила поведения на воде во время купаний.
  • 29. Основные требования безопасности при организации и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий, общественно полезного труда, экскурсий и походов.
  • 30. Особенности обеспечения безопасности детей младшего школьного возраста в дошкольных учебных заведениях. Обязанности и ответственность работников учебных заведений за безопасность детей.
  • 9. Санитарно-гигиенические требования к помещениям учреждений образования. Учебные, учебно-производственные и учебно-спортивные помещения.

    Учебные помещения не размещаются в подвальных и цокольных этажах здания.

    Этажность здания общеобразовательного учреждения не должна превышать 3 этажей.

    Гардеробы размещаются на 1 этаже с обязательным оборудованием ячеек для каждого класса. Гардеробы оснащаются вешалками для одежды и ячейками для обуви. Не следует устраивать гардеробы в учебных помещениях и рекреациях.

    Набор помещений создает условия для изучения обязательных учебных дисциплин (с учетом национальной и региональной специфики), а также дополнительных предметов по выбору обучающихся в соответствии с их интересами и дифференциацией по направлениям для углубленного изучения одного - двух - трех предметов. Учебные классы не следует располагать вблизи помещений, являющихся источниками шума и запахов (мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблока).

    Учебные помещения включают: рабочую зону (размещение учебных столов для обучающихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно - наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО), зону для индивидуальных занятий обучающихся и возможной активной деятельности.

    Площадь кабинетов принимается из расчета 2,5 кв. м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий, 3,5 кв. м - при групповых формах работы и индивидуальных занятиях.

    Площадь и использование кабинетов информатики должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

    Оптимальные размеры рабочей зоны обучающихся зависят от угла видимости (связанного с расстоянием от доски до первых боковых рядов - парт). При каждом кабинете или группе из 2 - 3 кабинетов организуется лаборантская (наличие лаборантской обязательно в кабинетах химии, физики, биологии, информатики).

    Спортивный зал следует размещать на 1 этаже в пристройке. Его размеры предусматривают выполнение полной программы по физвоспитанию и возможность внеурочных спортивных занятий.

    Количество и типы спортивных залов предусматриваются в зависимости от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости. Площади спортивных залов приняты 9 х 18 м, 12 х24 м, 18 х 30 м при высоте не менее 6 м.

    При спортивных залах должны быть предусмотрены снарядные, площадью 16 - 32 кв. м в зависимости от площади спортзала; раздевальные для мальчиков и девочек, площадью 10,5 кв. м каждая; душевые, площадью 9 кв. м каждая; уборные для девочек и мальчиков, площадью 8 кв. м каждая; комната для инструктора, площадью 9 кв. м. В состав помещений физкультурно-спортивного назначения необходимо включать помещение (зону), оборудованное тренажерными устройствами, а также, по возможности, бассейн.

    В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные. Расстановка столов, как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов.

    Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются.

    Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

    При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:

    между рядами двухместных столов - не менее 60;

    между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;

    между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50 - 70;

    от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - не менее 100, а при наличии оборотных классов - 120;

    от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;

    от первой парты до учебной доски - 2,4 - 2,7 м;

    наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;

    высота нижнего края учебной доски над полом - 80 - 90;

    угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом) должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени и не менее 45 градусов для детей 6 - 7 лет.

    Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами, где предусмотрены пульты управления проектной аппаратурой, подача воды, электричества, канализации. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол рекомендуется устанавливать на подиум. В кабинетах физики и химии устанавливают двухместные ученические лабораторные столы (с надстройкой и без нее) с подводкой электроэнергии, сжатого воздуха (лаборатория физики). Лаборатория химии оборудуется вытяжными шкафами, расположенными у наружной стены возле стола преподавателя.

    В мастерских для трудового обучения размещение оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы, сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма. Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45 градусов к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева, расстояние между ними должно быть не менее 80 см в переднее - заднем направлении. В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков - не менее 1,0 м, двухместных - 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой, высотой 0,65 - 0,7 м. Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением. Инструменты, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту обучающихся. В слесарных и столярных мастерских и кабинетах обслуживающего труда устанавливаются умывальники и электрополотенца. В каждом кабинете (мастерской) для оказания первой медицинской помощи должны быть аптечки. Все работы выполняются обучающимися в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.

    Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.

    Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе. Полы туалетных и умывальных комнат должны выстилаться керамической или мозаичной шлифованной плиткой; не используют цементные, мраморные или другие аналогичные материалы.

    10. Требования, предъявляемые к кабинетам оборудованных техническими средствами обучения и средствами вычислительной техники. Воздействия, оказываемые компьютерной техникой и мобильной связью на здоровье учащихся.

    Помещения, в которых размещаются компьютерные учебные классы, должны оборудоваться в соответствии с Санитарными правилами и нормами. «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03». Помещения должны иметь естественное и искусственное освещение. Расположение рабочих мест с компьютерами не допускается в цокольных и подвальных помещениях.

    Окна в помещениях, где эксплуатируется вычислительная техника, преимущественно должны быть ориентированы на север и северо-восток.

    Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и т.п.

    Площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с ВДТ на базе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) в учебном классе должна быть не менее 6,0 кв. м, а при продолжительности работы менее 4-х часов в день допускается минимальная площадь 4,5кв. м.

    Помещения с ПК должны оборудоваться системами отопления, кондиционирования воздуха или эффективной приточно - вытяжной вентиляций.

    В помещениях, оборудованных ПЭВМ, проводится ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы на ПЭВМ.

    Поверхность пола в помещениях эксплуатации ПК должна быть ровной, без выбоин, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическими свойствами.

    Шумящее оборудование (печатающее устройство, сервера и т.п.), уровни шума которого превышают нормативное, должно размещаться вне помещений с ПЭВМ.

    Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки.

    При входе в учебный класс с компьютерной техникой должны быть оборудованы встроенные или пристенные шкафы (полки) для хранения портфелей, сумок студентов.

    Комплектация компьютерного класса:

    10-11 компьютеров, размещение которых соответствует санитарно- техническим нормам (из расчета 6 кв. м при высоте потолка 3 м на 1 рабочее место);

    колонки (по необходимости);

    принтер с допустимым уровнем шума (по необходимости);

    проектор (по необходимости);

    сканер (по необходимости);

    оборудование для организации локальной сети;

    программное обеспечение;

    учебно-методическая литература, необходимая для обеспечения полноценного учебного процесса;

    маркерная доска.

    Компьютерный класс должен быть оснащен

    средствами пожаротушения;

    светильниками местного освещения (по необходимости);

    стендом методической информации;

    информационным стендом (в коридоре у входа в класс);

    системой сигнализации;

    кондиционерами (по необходимости);

    медицинской аптечкой.

    В компьютерном классе на окнах устанавливается жалюзи и распашные решетки.

    Стенд методической информации должен содержать:

    инструкции по технике безопасности и о правилах работы;

    комплексы упражнений для гимнастики, физкультурных пауз, минуток, глаз;

    перечни Интернет ссылок на электронные источники (на которые разрешен доступ из класса) для получения дополнительной информации по дисциплинам, ведущихся в классе;

    ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.

    Информационный стенд должен содержать:

    расписание работы класса;

    график самостоятельной работы в классе;

    текущие объявления преподавателей;

    расписание консультаций преподавателей;

    дополнительные информационные материалы (по необходимости).

    Варианты воздействия ЭМП на биоэкосистемы, включая человека, разнообразны: непрерывное и прерывистое, общее и местное, комбинированное от нескольких источников и сочетанное с другими неблагоприятными факторами среды и т.д.

    На биологическую реакцию влияют следующие параметры ЭМП:

    интенсивность ЭМП (величина);

    частота излучения;

    продолжительность облучения;

    модуляция сигнала;

    сочетание частот ЭМП,

    периодичность действия.

    Сочетание вышеперечисленных параметров может давать существенно различающиеся последствия для реакции облучаемого биологического объекта.

    В подавляющем большинстве случаев облучение происходит полями

    относительно низких уровней, ниже перечисленные последствия относятся к

    таким случаям.

    Многочисленные исследования в области биологического действия ЭМП позволят определить наиболее чувствительные системы организма человека: нервная, иммунная, эндокринная и половая. Эти системы организма являются критическими. Реакции этих систем должны обязательно учитываться при оценке риска воздействия ЭМП на население. Биологический эффект ЭМП в условиях многолетнего длительного воздействия накапливается, в результате возможно развитие отдаленных последствий, включая дегенеративные процессы центральной нервной системы, рак крови (лейкозы), опухоли мозга, гормональные заболевания.

    Особо опасны ЭМП могут быть для детей, беременных (эмбрион), людей с заболеваниями центральной нервной, гормональной, сердечно-сосудистой системы, аллергиков, людей с ослабленным иммунитетом.

    БОУ ОО СПО «Болховский педагогический колледж»

    Реализация требований ФГОС при организации работы

    учебного кабинета или учебной мастерской

    Подготовил:

    студент 5 курса группы «Г»

    Захаров Антон Витальевич

    О б учебном кабинете в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения Учебный кабинет –это учебно-воспитательное подразделение, являющееся средством осуществления основной образовательной программы начального общего образования, обеспечивающее создание современной предметно–образовательной среды обучения начальной школы с учётом целей, устанавливаемых ФГОС ОО. Оснащение кабинета должно способствовать решению задач основных образовательных программ, обеспечивающих реализацию ФГОС второго поколения. Оснащение учебного кабинета включает в себя: книгопечатную продукцию; печатные пособия; экранно звуковые пособия, в том числе в цифровом виде, итерактивную доску; технические средства обучения (средства информационно коммуникационных технологий); игры и игрушки; учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование; натуральные объекты; допускается использование объектов, изготовленных самостоятельным способом учителем, учащимися и их родителями. К таким объектам могут быть отнесены иллюстративные материалы, видеоматериалы. Фотоальбомы, макеты и т.п. Занятия в кабинете должны способствовать: переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным; поисково-исследовательским видам работ; формированию умений работать с различными видами информации и её источниками; формированию коммуникативной культуры учащихся; формированию системы универсальных учебных действий; развитию способностей к самоконтролю, самооценке, самоанализу; воспитанию высокоорганизованной личности. Учебная нагрузка кабинета должна быть не более 36 часов в неделю. Новые требования ФГОС к учебному кабинету

    Наличие в кабинете нормативных документов (Государственный образовательный стандарт, календарные планы, измерители, требования и др.), регламентирующих деятельность по реализации Государственной программы по предмету. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебнометодическим комплексом средств обучения, необходимых для реализации учебных программ, реализуемых школой на основании «Перечня учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений» в соответствие с требованиями ФГОС НОО и ООО. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения требованиям стандарта образования и образовательным программам. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы. Наличие вариативного дидактического материала по основным темам преподаваемых учителем предметов (карточки с вариантами заданий, упражнений, вопросов и т.п.), необходимый для выполнения учебных программ, реализуемых школой в результате введения ФГОС НОО и ООО. Этот дидактический материал должен обновляться учителем по мере необходимости в соответствии с прохождением учебной программы, изменением интересов детей. Дидактический материал может храниться, в том числе, на электронных носителях. Наличие планов и отчѐтов работы учителя, планов-конспектов открытых уроков, выступлений учителя на заседаниях методических объединений, совещаниях, педсоветах, семинарах, конференциях и т.д., печатные работы учителя, мультимедийное представление (видеоматериалы, компьютерные презентации открытых уроков, родительские собрания, внеклассные мероприятия и др.) (Портфолио учителя может быть представлено в электронном формате на педагогическом сайте учителя). Соблюдение эстетических требований к оформлению кабинета: наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов. Стендовый материал учебного кабинета должен содержать: государственный образовательный стандарт по предмету (минимально необходимое содержание образования и требования к уровню обязательной подготовки); рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности (подготовка к тестированию, экзаменам, практикумам и др.); правила техники безопасности работы и поведения в кабинете; материалы, используемые в учебном процессе; выставочные работы обучающихся; рекомендации по организации и выполнению домашних заданий, по подготовке к различным формам диагностики; классный уголок. Соблюдение правил техники безопасности (журнал о проведении инструктажа по ТБ), санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете. Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными учащимися, консультации и др.

    2.9.1. В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" программы, методики и режимы воспитания и обучения, в части гигиенических требований, допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

    Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки

    Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в часах
    При 6-дневной неделе При 5-дневной неделе
    1 - 20
    2 - 4 25 22
    5 31 28
    6 32 29
    7 34 31
    8 - 9 35 32
    10 - 11 36 33

    Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки. При 35-минутной продолжительности уроков во 2 - 4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе - 25 часов.

    2.9.2. Продолжительность учебной недели для обучающихся в 5-11 классах зависит от объема недельной и определяется в соответствии с табл.

    2.9.3. Продолжительность урока не должна превышать 45 минут.

    2.9.4. В 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей. Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Прием детей в 1-е классы осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению. Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года, следует проводить в условиях или образовательного учреждения с соблюдением всех гигиенических требований по организации обучения детей с шестилетнего возраста. Обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:

    • учебные занятия проводятся только в первую смену;
    • 5-дневная учебная неделя;
    • организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;
    • проведение не более 4-х уроков в день;
    • продолжительность уроков - не более 35 минут;
    • организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
    • использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии;
    • организация дневного сна, 3-разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;
    • обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;
    • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

    2.9.5. В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1-х классах применяется "ступенчатый" метод постепенного наращивания учебной нагрузки:

    • в сентябре, октябре - 3 урока по 35 минут каждый;
    • со второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый.

    2.9.6. В начальных классах плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80%. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике (Приложения 2 и 3).

    2.9.7. В оздоровительных целях в общеобразовательных учреждениях создаются условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 ч. Такой объем двигательной активности слагается из участия обучающихся в комплексе мероприятий дня каждого учреждения (Приложение 4): в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в продленном дне, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой. С этой же целью в школьный компонент учебных планов для обучающихся I ступени рекомендуется включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и др.).

    2.9.8. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов, без проведения нулевых уроков. В общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену. В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение 1-х, 5-х, выпускных и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

    2.9.9. В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность уроков в таких классах составляет не более 40 минут. Коррекционно-развивающие занятия включаются в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающихся каждого возраста. Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день должно быть не более 5 - в начальных классах и не более 6 - в 5-11 классах. Для предупреждения утомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся в компенсирующих классах должны иметь облегченный учебный день в середине недели (среда). С целью реабилитации здоровья и сокращения сроков адаптации к требованиям общеобразовательного учреждения обучающиеся компенсирующих классов обеспечиваются в учреждении необходимой медико - психологической помощью (психолог, педиатр, логопед), специально подготовленными педагогами, техническими и наглядными пособиями, подключением родителей к процессу обучения и развития детей.

    2.9.10. В малокомплектных общеобразовательных учреждениях формирование классов - комплектов определяется конкретными условиями и зависит от числа обучающихся и учителей. Оптимальным является раздельное обучение обучающихся I ступени разного возраста. Допускается объединение обучающихся I ступени в класс - комплект, при этом следует отдавать предпочтение формированию двух совмещенных классов - комплектов. Оптимальным является объединение в один комплект обучающихся 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 - 10 мин. (кроме урока физкультуры). При необходимости объединить в один комплект обучающихся 1, 2, 3, 4 классов следует применять скользящий график учебных занятий для детей разного возраста с целью создания условий для проведения в каждом классе части уроков вне совмещения (соблюдение этого требования особенно необходимо для первоклассников) (Прилож. 5). В учреждениях, где со 2 класса применяется программированное обучение с использованием звукотехнических средств, должна соблюдаться предельно допустимая длительность работы детей с программными материалами: на уроках письма во 2 классе - не более 20 мин., в 3-м - не более 25 мин.; на уроках математики во 2 классе - не более 15 мин., в 3-м - не более 20 мин. На уроках чтения использование звукотехнических средств допустимо только в качестве звуковых наглядных пособий. Независимо от ступени обучения наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект трех - четырех классов - не более 15 детей.

    2.9.11. При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных ТСО длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно Таблице 4.

    Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения

    Классы Длительность просмотра (мин.)
    диафильмов,
    диапозитивов
    кинофильмов телепередач
    1 - 2 7 - 15 15 - 20 15
    3 - 4 15 - 20 15 - 20 20
    5 - 7 20 - 25 20 - 25 20 - 25
    8 - 11 - 25 - 30 25 - 30

    В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся I ступени 3-4, обучающихся II и III ступени - 4-6.

    2.9.12. При использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) и проведение профилактических мероприятий должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам. После занятий с ВДТ необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте (Приложение 5).

    2.9.13. На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы. Общая длительность практической работы для обучающихся в 1-2 классах - 20-25 минут, для обучающихся в 3-4 классах - 30-35 минут.

    Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для первоклассников не более 5 минут, для обучающихся в 2-3-х - 5-7 минут, для обучающихся в 4-х - 10 минут, а при работе с деревом и проволокой - не более 4-5 минут. Длительность практической работы на уроках труда для обучающихся в 5-7 классах не должна превышать 65% времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5-х классах - не более 10 минут, в 6-х - 12 минут, в 7-х - 16 минут.

    2.9.14. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут.

    2.9.15. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Для обучающихся в 5-9 классах сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5-9 классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут. В 10-11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

    2.9.16. При составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для обучающихся I ступени основные предметы с уроками , изобразительного искусства, труда, физкультуры, а для обучающихся II и III ступени обучения - предметы естественно - математического и гуманитарного циклов.

    2.9.17. Расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся (Приложение 6).

    2.9.18. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 30 минут: вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.

    2.9.19. Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) - до 1 ч, во 2-м - до 1,5 ч, в 3-4-м - до 2 ч, в 5-6-м - до 2,5 ч, в 7-8-м - до 3 ч, в 9-11-м - до 4 ч.

    2.9.20. Работа групп продленного дня строится в соответствии с действующими требованиями Минздрава России по организации и режиму работы групп продленного дня. В группах продленного дня продолжительность прогулки для обучающихся I ступени составляет не менее 2 часов, обучающихся II ступени - не менее 1,5 часа. Самоподготовку следует начинать с 16 часов. Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения соответственно п.

    2.9.20. Наилучшим сочетанием видов деятельности детей в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения), а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и прочее).

    1. Область применения

    Настоящий стандарт распространяется на разработку учебных пособий по дисциплинам любого профиля.

    Стандарт устанавливает единые требования к структуре и форме представления учебных пособий.

    Стандарт предназначен для преподавателей вузов, осуществляющих разработку учебно-теоретических изданий.

    2. Общие положения

    Учебное пособие - учебно-теоретическое издание, официально утвержденное в качестве данного вида издания, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник. Учебное пособие служит одним из основных источников знаний по конкретной учебной дисциплине и предназначено для самостоятельного усвоения их студентами.

    Цель учебного пособия - организация самостоятельной работы студентов по овладению теоретическим материалом учебной дисциплины.

    Задачи учебного пособия:

    • изложение системы знаний по учебной дисциплине (ее части, разделу)*;
    • раскрытие содержания курса в форме, удобной для изучения и усвоения;
    • управление познавательной деятельностью студентов.

    Основные функции, выполняемые учебным пособием:

    • информационно-познавательная;
    • справочная;
    • стимулирующая или мотивационная;
    • самообразования;
    • самоконтроля или закрепления знаний;
    • воспитательная.

    __________________________________________________________________
    *- в отдельных случаях (при включении в программу дисциплины новой темы, появление новых научных данных по теме) учебное пособие может быть подготовлено по одной теме. Требования к содержанию и оформлению такого пособия аналогичны приведенным требованиям.

    Требования, предъявляемые к учебному пособию:

    • систематичность, логичность и последовательность изложения знаний по конкретной учебной дисциплине;
    • научность, соответствие излагаемых сведений современному состоянию науки и культуры: раскрытие основных теорий, законов, научное объяснение явлений, фактов, причинно-следственных связей и т.п.;
    • достоверность, надежность информации, включение устоявшихся знаний основ науки;
    • точность в определении понятий и характеристике терминов;
    • соблюдение принципа преемственности: содержание учебного материала должно базироваться на основе ранее изученного, с постепенным нарастанием сложности излагаемых сведений, с демонстрацией внутридисциплинарных и междисциплинарных связей;
    • связь теории и практики;
    • единство конкретного и абстрактного;
    • четкость структуры, «порционность» излагаемого материала - деление учебной информации на части, разделы, главы, параграфы;
    • доступность изложения;
    • соответствие языка и стиля изложения нормам русской литературной речи;
    • лаконичность и выразительность;
    • ориентация на активизацию самостоятельной работы студентов;
    • обеспечение мотивации учения, формирование и поддержание внутреннего побуждения стимулирующего студента к активной творческой работе.
    • Объем учебного пособия должен быть не менее 5 п.л ., что составляет примерно 120 страниц формата А4, набранных через полуторный интервал кеглем 13-14.

    3. Структура учебного пособия

    3.1 Элементы учебного пособия: обложка, титульный лист, оборотная сторона титульного листа, основной текст, справочный аппарат, вопросы для закрепления материала (могут быть представлены отдельно, либо в основном тексте после каждого раздела).

    3.1.1. Обложка должна содержать следующие элементы:

    • заглавие;
    • место и год издания.

    3.1.2.Титульный лист должен включать следующие элементы:

    • полное наименование министерства, вуза;
    • сведения об авторе (ах): инициалы, фамилия;
    • наименование учебной дисциплины;
    • гриф, разрешающий (утверждающий, допускающий или рекомендующий) использование данного издания в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по соответствующей специальности (специальностям);
    • место и год издания.

    Оборотная сторона титульного листа включает следующие элементы:

    • сведения о рецензентах;
    • библиографическое описание;
    • аннотация на учебное пособие;
    • знак охраны авторского права с указанием Ф.И.О. автора (ов), года издания.

    3.1.3. Основной текст учебного пособия - это непосредственный результат авторского творчества; дидактически и методически обработанный и систематизированный автором словесный материал, отражающий содержание излагаемого учебного курса или его части.

    3.1.3.1. В зависимости от выполняемых функций в составе основного текста могут быть теоретико-познавательные и инструментально-практические тексты.

    3.1.3.1.1. Теоретико-познавательные тексты выполняют информационную функцию и включают в себя следующие элементы:

    • основные понятия и их определения;
    • основные термины и язык конкретной области научного познания и специализированной деятельности, которую представляет данная дисциплина;
    • основные законы, закономерности и их следствия;
    • характеристики развития ведущих идей и перспективных направлений;
    • основные факты (явления, объекты, процессы, события, опыты);
    • материалы, являющиеся основой для формирования личности специалиста, его мировоззрения;
    • выводы.

    3.1.3.1.2. Инструментально-практические тексты выполняют преобразовательные, трансформационные функции применения полученных знаний и включают следующие страницы пособия, где эти объекты рассматриваются или упоминаются. Назначение указателя - наиболее полное раскрытие содержания учебного пособия, обеспечение оперативного поиска информации (основных понятий, идей, фактов, имен и др.) в нем.

    3.1.4.Справочный аппарат может быть представлен основными видами указателей: именными, предметными, хронологическими, указателями формул, символов и других обозначений; тематическими и систематическими.

    3.1.4.1. Именной указатель (указатель имен) содержит алфавитный перечень фамилий с инициалами или другими обозначениями имен (псевдонимы, прозвища и др.) с указанием номера страниц учебного пособия, на которых эта фамилия встречается. Разновидности именного указателя: указатель авторов, указатель коллективов, указатель организаций, указатель персоналий.

    3.1.4.2. Предметный указатель (алфавитно-предметный указатель) содержит алфавитный перечень рассматриваемых в учебном пособии предметов. Разновидности предметного указателя:географический или указатель географических названий, указатель терминов, указатель минералов и другие.

    3.1.4.3. Хронологический указатель представляет материал (периоды времени: года, века, эпохи) учебного пособия во временной последовательности, с отсылкой к соответствующим страницам. Обычно в указателе дается хронология событий или даты знаменательных событий в жизни отдельных лиц.

    3.1.4.4. Указатель символов, формул и других обозначений. Различные формулы, символы и другие обозначения в этом указателе располагаются в алфавитном порядке, если они буквенные, или в порядке значимости. Если такая расстановка невозможна, их систематизируют в соответствии с порядковой нумерацией страниц, на которых они помещены.

    3.1.4.5. Тематические и систематические указатели отражают содержание учебного пособия по крупным узловым темам. Тематический указатель представляет собой алфавитный перечень тематических рубрик с отсылкой к соответствующим страницам. Систематический указатель содержит рубрики, расположенные в иерархическом, а не алфавитном порядке, и также отсылает к соответствующим страницам учебного пособия.

    3.1.4.6. Приложения - часть справочного аппарата учебного пособия, содержащая вспомогательные сведения научно-справочного характера, поясняющая, комментирующая или дополняющая основной текст.

    Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А. И. ,

    УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ, ВЕТЕРАН ТРУДА

    Наличие нормативной школьной документации на открытие и

    функционирование учебного кабинета:

      приказа об открытии учебного кабинета и его функционировании для обеспечения условий успешного выполнения образовательной программы

    (по профилю кабинета);

      приказа о назначении зав. кабинетом и лаборанта, их функциональных

    обязанностях (по профилю кабинета):

      паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения, имеющегося в нем оборудования, приборов. технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и др.;

      инвентарной и дефектной ведомости на имеющееся оборудование и инвентарь;

      правил техники безопасности при работе в кабинете;

      правил пользования учебным кабинетом учащимися;

      акта приемки учебного кабинета администрацией школы на предмет подготовки кабинета к функционированию;

      протокола решения методической комиссии школы о готовности учебного кабинета к обеспечению условий для реализации образовательной программы

    (по профилю кабинета) на конкретный учебный год;

      плана работы учебного кабинета на учебный год и перспективу;

      журнала регистрации функционирования учебного кабинета по выполнению плана работы на учебный год;

      заключения методической комиссии о готовности программно-учебно-методических комплексов средств обучения (тематическое планирование,

    дидактические материалы, опорные конспекты, схемы, кадрофильмы, слайды,

    таблицы, планы ответов и др.) в кабинете к успешному выполнению образовательной программы школы (по профилю кабинета);

      аналитического материала о выполнении образовательной программы по профилю кабинета в текущем учебном году;

      самоанализа работы кабинета учителем;

      планируемых мер по устранению выявленных недостатков в работе кабинета.

    1.2. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.

    1.3. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета:

      оптимальная целесообразность организации пространства (место педагога, ученические места, наличие трибуны, подиум для ряда предметных кабинетов и др.);

      наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов, фотоматериалов, хрестоматийных материалов и др. (по плану работы учебного кабинета).

    2. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета

    2.1. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом, комплектом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы школы.

    2.2. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекта средств обучения по профилю кабинета требованиям стандарта образования и образовательной программы.

    2.3. Наличие комплекта дидактических материалов типовых заданий(, тестов,

    контрольных работ, эссе. сочинений и др. материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса (по профилю кабинета).

    2.4. Укомплектованность средствами обучения для обеспечения вариативной программы, программы дополнительного образования в рамка x функционирования кабинета.

    3. Обеспеченность условий для успешного выполнения учащимися требований к образовательной подготовке на базе учебного кабинета

    3.1. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы.

    3.2. Открытое и наглядное предъявление учащимся минимально необходимого содержания образования и требований к уровню обязательной подготовки (стандарта образования).

    3.3. Открытое и наглядное предъявление учащимся образцов измерителей выполнения требований образовательного стандарта.

    3.4. Обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, эссе, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта.

    3.5. Стендовый материал учебного кабинета: образцы успешного выполнения учащимися требований образовательных стандартов, анализ типичных ошибок, результаты интеллектуального марафона, олимпиад, конкурсов, выполнения учащимися творческих заданий

    и др.

    3.6. Стендовый материал учебного кабинета: рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности, по выполнению программы развития общественных умений и навыков, по организации и выполнению домашней работы, по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, тестирование, зачет, коллоквиум, собеседование, экзамен и др.).

    3.7 . Экран результативности выполнения учащимися образовательного стандарта.

    3.8. Расписание работы учебного кабинета по обязательной программе , факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными. учащимися, консультации и др.

    3.9. Образцы индивидуальных учебных планов, программ учащихся, результаты и анализ их выполнения по профилю кабинета.

    3.10. Оценка деятельности учебного кабинета учащимися.

    4. Требования к планированию и организации работы

    учебного кабинета по созданию оптимальных условий

    для успешного выполнения образовательной программы школы, переводу ее в режим работы как школы развивающей и развивающейся

    4.1. Безусловное выполнение учителями и учащимися требований образовательного стандарта.

    4.2. Разработка и внедрение индивидуальной образовательной программы

    (по профилю учебного кабинета).

    4.3. Внедрение методики развивающего обучения.

    4.4. Дифференциация обучения.

    4.5. Гуманитаризация обучения.

    5.Сапитарно-гигиенические требования к учебным кабинетам

    5.1. Размещение ученических столов (парт) в кабинете. В учебных кабинетах обычной прямоугольной конфигурации СТОЛЫ размещаются в три ряда с соблюдением нужной освещенности рабочих мест, разрывов между рядами парт (столов) и стенами. При ЭТОМ должно выдерживаться следующее расстояние:

      от наружной стены до первого ряда парт (столов) - не менее 0,5 м;

      от внутренней стены до третьего ряда - 0,5 м;

      от задней стены до последних парт (столов) - 0,65 м;

      от классной доски до первых парт (столов) -2м;

      от классной доски до последней парты (стола) - не более 8 м;

      между рядами - 0,6 м.

    В каждом классе в соответствии с количеством ростовых групп необходимо ставить мебель не менее трех различных групп (номеров) Если возникает затруднение с подбором мебели, лучше посадить школьника за парту большего, чем требуется, номера.

    Для школьников принята ростовая шкала с интервалом в 15 см. В соответствии

    с этой шкалой изготавливаются парты и комплекты ученических столов со стульями шести номеров.

    Размеры парт, ученических столов и стульев

    ме

    бели

    Группа

    Группа роста, см

    Высота крышки стола, обращенного к ученику (над полом, в см)

    Высота переднего края сиденья (над полом, в см)

    Цветовая маркировка

    стола

    Группа

    столов

    стульев

    Группа

    стульев

    мебели

    Группа

    мебели

    100- 115

    46,0

    26,0

    Оранжевый

    115-130

    52,0

    54,0

    30,0

    32,0

    Фиолетовый

    Желтый

    130- 145

    58,0

    60,0

    34,0

    36,0

    Желтый

    Красный

    145- 160

    64,0

    66,0

    38,0

    40,0

    Красный

    Голубой

    160- 175

    70,0

    72,0

    42,0

    44,0

    Зеленый

    Зеленый

    От 175

    76,0

    78,0

    46,0

    48,0

    Голубой

    Учебные кабинеты для учащихся 5-П-х классов оборудуются двухместными ученическими столами, при этом количество столон каждого номера определяется количеством кабинетов на предмет. Для оборудования учебных помещений требуется более всего мебель групп Б, В и Г. Ориентировочное распределение мебели по классам представлено в таблице.

    Распределение мебели по классам

    класс

    мебели

    8 I

    Рассаживание учащихся должно проводиться учителями и классными руководителями под руководством врача (медицинском сестры) после измерения роста учащихся (в обуви) в начале каждого учебного года.

    Согласно гигиеническим требованиям рабочие места в классах к кабинетах за первыми и вторыми партами в любом ряду нужно отводить учащимся со сниженным слухом. Учащиеся с пониженной остротой зрения должны сидеть за первыми партами в ряду у окна. При хорошей коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места лучше отводить дальше от окон.

    Не менее двух раз за учебный год учащихся, сидящих в 1-м и 3-м рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номера парты их росту.

    При оборудовании учебных помещений для учащихся 6-летнего возраста рекомендуется использовать дошкольную мебель.

    При расстановке в классе мебель меньших размеров ставят ближе к классной доске, а больших размеров - дальше. В тех случаях, когда возникает необходимость поставить мебель больших номеров ближе к классной доске, ее следует ставить только первой в 1-м и 3-м (4-м)рядах.

    Поверхность классной доски должна быть ровной, без изъянов и выпуклостей, равномерно окрашенной по всей площади. Цвет покрытия может быть темно-зеленым, темно-коричневым, черным. Состояние Зрительных функций, а также работоспособность учащихся более благоприятны при чтении и списывании текста, написанного на темно-зеленой доске ярко-желтым мелом. Нижний край классной доски над полом устанавливается: для начальной школы на уровне 75-80 см. для учащихся 5-11-х классов - 80-90 см.

    5.2. Освещение учебных кабинетов.

    Естественное освещение классных комнат, учебных кабинетов. лабораторий, мастерских и других основных помещений -считается достаточным, когда коэффициент естественной освещенности на наиболее удаленном от окна месте достигает 1,75-2,0% (средняя полоса России).

    Основной поток света в учебных помещениях должен предусматриваться только с левой стороны от учащихся. Во время учебных занятий яркий свет не должен слепить глаза, поэтому световые проемы в стене, на которой расположена классная доска, не допускаются. Беспорядочное развешивание на стенах учебных помещений плакатов, стендов и др. резко снижает светоотражение поверхностей, вот почему ее пособия следует развешивать на стене, противоположной доске, так. чтобы верхний край предметов не располагался выше 1,75 см от пола. Шкафы и другое оборудование следует устанавливать у задней стены помещения.

    В кабинетах черчения и рисования оптимальной является ориентация окон на север, северо-восток, северо-запад, а в кабинетах биологии - на юг.

    Светопроемы учебных кабинетов оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами. Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются. Искусственное освещение имеет не меньшее значение, чем естественное. В средней полосе России при начале занятий в 8 ч. 30 мин. на первых двух уроках освещенность на рабочем месте естественным светом оказывается недостаточной. В связи с этим необходимо на первые два урока включать искусственное освещение.

    Классная доска освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками. Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

    Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений рекомендуется:

      не закрашивать оконные стекла;

      не расставлять на подоконниках цветы - их следует размещать в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;

      очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).

    5.3. Отделка учебных кабинетов.

    Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения:

      для потолка - 0,7-0,8;

      для стен - 0,5-0,6;

      для пола - 0,3-0,5. Следует использовать следующие цвета красок:

      для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;

      для мебели (парты, столы, шкафы) - цвета натурального

      дерева или светло-зеленый;

      для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый;

      для дверей, оконных рам - белый.

    5.4. Объем учебной информации, передаваемой аудиовизуальными средствами.

    При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных технических средств обучения (АВ ТСО) длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно таблице.

    Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения

    Классы

    Длительность просмотра 1

    мин.)

    Воспроизведение звукозаписи

    (мин.)

    Диафильмов. диапозитивов

    кино-, видеофильмов

    учебных телепередач

    1-2

    7-15

    15-20

    ДО 15

    3-4

    15-20

    15-20

    5-7

    20-25

    20-25

    20-25

    ДО 20

    8-11

    25-30

    25-30

    5 .5. Воздушно-тепловой режим.

    Площадь исправно работающих фрамуг и форточек в учебных кабинетах должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Учебные кабинеты проветриваются во время перемен.

    Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, а до начала и после занятий осуществляется сквозное проветривание.

    Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха

    Наружная Температура

    Длительность проветривания помещений (мин.

    в малые перемены