Петр I стал первым абсолютным монархом (самодержцем) в истории Российского государства. Однако в некоторых работах самодержавными считаются некоторые предшественники Петра на российском престоле. Но ни великий князь Иван III, ни Иван IV (Грозный), первый на Руси официально принявший титул царя и наиболее активно утверждавший свое могущество, ни Алексей Михайлович, не стали самодержавными (абсолютными) монархами. В силу объективных причин они не могли устранить представительные органы (прежде всего Боярскую Думу) с политической арены. Только после фактического слияния всех русских земель в единое государство, отрыва царя от старой аристократии, уменьшения политической роли последней стала возможной полная ликвидация боярской Думы и Земских соборов. Таким образом, в результате объективного вызревания внутренних и внешних объективных условий, а также благодаря благоприятному стечению субъективных факторов, в России действительно утвердилось самодержавие (абсолютизм).

После прекращения созывов Земских соборов Боярская Дума оставалась по сути единственным органом, сдерживающим власть царя. Однако по мере формирования в Российском государстве новых органов власти и управления Дума уже к началу XVIII века прекратила действовать как орган представительной власти боярства.

В 1699 г. была создана Ближняя канцелярия (учреждение, осуществлявшее административно-финансовый контроль в государстве). Формально она являлась канцелярией Боярской Думы, но ее работой руководил приближенный Петру I сановник (Никита Зотов). Заседания все более сокращавшейся Боярской Думы стали происходить в Ближней канцелярии. В 1708 г. в заседаниях Думы участвовало как правило 8 человек, все они управляли различными приказами, и это совещание получило название Консилии министров. Этот совет превратился в Верховный орган власти, который в отсутствие царя управлял не только Москвой, но и всем государством. Бояре и судьи оставшихся приказов должны были съезжаться в Ближнюю канцелярию по три раза в неделю для решения дел.

Консилия министров в отличие от Боярской Думы заседала без царя и главным образом была занята выполнением его предписаний. Это был распорядительный совет, отвечавший перед царем. В 1710 г. этот совет состоял из 8 членов. Все они управляли отдельными приказами, а бояр - думцев, ничем не управляющих, не было: одни действовали в провинции, других просто не созывали в Думу. И Дума, таким образом, к 1710 г. сама собою превратилась в довольно тесный совет министров (министрами и называются члены этого тесного совета в письмах Петра, в бумагах и актах того времени)/4/.

После образования Сената Консилия министров (1711) и Ближняя канцелярия (1719) и прекратили свое существование.

В начале XVIII века устраняется и духовный противовес единоличной власти царя. В 1700 г. десятый российский патриарх скончался, а выборы нового главы православной церкви не были назначены. 21 год патриарший престол оставался незанятым. Церковными делами руководил поставленный царем «местоблюститель», которого сменила в последствии Духовная коллегия. В Регламенте Духовной коллегии (1721) верховенство власти царя получает юридическое закрепление: «Монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться сам Бог повелевает». Следовательно, образование Духовной коллегии символизировало превращение церковного управления в одну из отраслей государственного управления и свидетельствовало о подчинении церкви царю.

Царь сохранял функции высшего судьи в государстве. Он возглавлял все вооруженные силы. Все акты органов власти, управления и суда издавались от его имени, в его исключительной компетенции было объявление войны, заключение мира, подписание договоров с иностранными государствами. Монарх рассматривался как верховный носитель законодательной и исполнительной власти.

Усиление власти монарха, свойственное абсолютизму, выразилось и в некоторых внешних атрибутах, важнейшим из которых явилось провозглашение царя императором. В 1721 г. в связи с победой России в Северной войне Сенат и Духовный Синод преподнесли Петру I титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского». Этот титул со временем был признан зарубежными державами и перешел к его преемникам.

Уставом о наследии престола (1722 г.) было отменено последнее на тот момент сохранявшееся ограничение власти монарха по назначению себе приемника.

Установление абсолютизма в России не сводилось лишь к освобождению царя от каких-то сдерживавших его сил. Переход к абсолютизму, его расцвет обуславливали необходимость перестройки всего государственного аппарата, поскольку доставшаяся Петру I от предшественников форма управления государством (царь с Боярской думой - приказы - местная администрация в уездах) не отвечала новым государственным задачам. Абсолютный монарх, сосредоточивший в своих руках всю законодательную, исполнительную и судебную власть, не мог, разумеется, выполнять все государственные функции единолично. Ему понадобилась целая система новых центральных и местных органов.

22 февраля 1711 г. Петр собственноручно написал указ о составе Сената, который начинался фразой: «Определили быть для отлучек Наших Правительствующий Сенат для управления…»/5/. Все члены Сената были назначены царем из числа его непосредственного окружения (первоначально - 8 человек). Все назначения и отставки сенаторов происходили по именным царским указам. Сенат не прерывал своей деятельности и был постоянно действующим государственным органом. Правительствующий Сенат учреждался в качестве коллегиального органа, в компетенцию которого входило: отправление правосудия, решение финансовых вопросов, общие вопросы управления торговлей и другими отраслями хозяйства.

Таким образом, Сенат был высшим судебным, управленческим и законосовещательным учреждением, которое выносило на рассмотрение различные вопросы для законодательного разрешения монархом.

Указом от 27 апреля 1722г. «О должности Сената» Петр I дал подробные предписания по важным вопросам деятельности Сената, регламентируя состав, права и обязанности сенаторов, установил правила взаимоотношений Сената с коллегиями, губернскими властями и генерал-прокурором. Издаваемые Сенатом нормативные акты не имели высшей юридической силы закона, Сенат принимал лишь участие в обсуждении законопроектов и давал толкование закона. Сенат возглавлял систему государственного управления и был по отношению ко всем другим органам высшей инстанцией.

Структура Сената складывалась постепенно. Первоначально Сенат состоял из сенаторов и канцелярии, позднее в его составе сформировалось два отделения: Расправная палата - по судебным делам (существовала в качестве особого отделения до учреждения Юстиц-коллегии) и Сенатская контора по вопросам управления.

Сенат имел свою канцелярию, которая делилась на несколько столов: секретный, губернский, разрядный, фискальный и приказный. До учреждения Сенатской конторы она была единственным исполнительным органом Сената. Определялось отделение канцелярии от присутствия, которое действовало в трех составах: общее собрание членов, Расправная палата и Сенатская контора в Москве. В состав Расправной палаты входили два сенатора и назначаемые Сенатом судьи, которые ежемесячно подавали в Сенат рапорты о текущих делах, штрафах и розысках. Приговоры Расправной палаты могли быть отменены общим присутствием Сената. Компетенцию Расправной палаты определил Сенатский приговор (1713 г.): рассмотрение жалоб на неправое решение дел губернаторами и приказами, фискальные донесения.

Сенатская контора в Москве учреждена в 1722 г. «для управления и исполнения указов». В ее состав входили: сенатор, два асессора, прокурор. Основной задачей Сенатской конторы было недопущение текущих дел московских учреждений к Правительствующему Сенату, а также исполнение непосредственно полученных из Сената указов, контроль исполнения указов, посылаемых Сенатом в губернии.

Сенат имел вспомогательные органы (должности), в составе которых не было сенаторов, такими органами были рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары.

Должность рекетмейстера была учреждена при Сенате в 1720 г., в обязанности рекетмейстера входил прием жалоб на коллегии и канцелярии. Если жаловались на волокиту - рекетмейстер лично требовал ускорения дела, если были жалобы на «неправосудие» коллегий, то, рассмотрев дело, он докладывал его Сенату.

В обязанности герольдмейстера (должность была учреждена в 1722 г.) входило составление списков всего государства, дворян, наблюдение за тем, чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской службе было не более 1/3.

Должности губернских комиссаров, которые следили за поместными, военными, финансовыми делами, набором рекрутов, содержанием полков, были введены Сенатом в марте 1711 г. Губернские комиссары занимались непосредственно исполнением указов, присылаемых Сенатом и коллегиями.

Учреждение Сената было важным шагом складывания бюрократического аппарата абсолютизма. Сенат являлся послушным орудием самодержавия: сенаторы были лично ответственны перед монархом, а в случае нарушение присяги, наказывались смертной казнью, опалой, отрешением от должности, денежными штрафами.

Однако создание Сената не могло завершить реформы управления, так как отсутствовало промежуточное звено между Сенатом и губерниями, продолжали действовать многие приказы. В 1717-1722 гг. на смену 44 приказам конца XVII в. пришли коллегии. В отличие от приказов, коллегиальная система (1717-1719 гг.) предусматривала систематическое разделение администрации на определенное количество ведомств, что само по себе создавало более высокий уровень централизации.

Указами от 11 декабря 1717 г. «О штате Коллегий и о времени открытия оных» и от 15 декабря 1717 г. «О назначении в Коллегиях Президентов и Вице - Президентов» было создано 9 коллегий: Иностранных дел, Камер, Юстиц, Ревизион, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц, Штатс-контор, Берг и Мануфактур.

В Компетенцию Коллегии иностранных дел, заменившей собой Посольскую канцелярию, по указу от 12 декабря 1718 г. входило ведать «всякими иностранными и посольскими делами», координировать деятельность дипломатических агентов, заведовать сношениями и переговорами с иностранными послами, осуществлять дипломатическую переписку. Особенностями коллегии являлось то, что в ней «никаких судных дел не судят».

Камер-коллегия осуществляла высший надзор за всеми видами сборов (таможенные пошлины, питейные сборы), наблюдала за хлебопашеством, собирала данные о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и монетное дело. Камер-коллегия имела своих представителей в губерниях.

Юстиц-коллегия осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам, возглавляла разветвленную судебную систему, состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также надворных судов. Действовала как суд первой инстанции по спорным делам. Ее решения могли быть обжалованы в Сенате.

Ревизион-коллегии предписывалось осуществлять финансовый контроль за использованием государственных средств центральными и местными органами «ради порядочного в приходе и расходе исправления и ревизии всех счетных дел». Ежегодно все коллегии и канцелярии присылали в коллегию счетные выписки по составленным ими приходным и расходным книгам, и в случае несходства Ревизион-коллегия судила и наказывала чиновников за преступления по доходам и счетам. В 1722 г. функции коллегии были переданы Сенату.

На Воинскую коллегию возлагалось управление «всеми воинскими делами»: комплектование регулярной армии, управление делами казачества, устройство госпиталей, обеспечение армии. В системе Военной коллегии находилась военная юстиция, состоящая из полковых и генеральных кригсрехтов.

Адмиралтейская коллегия ведала «флот со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями» В ее состав входили Военно-морская и Адмиралтейская канцелярии, а также Мундирная, Вальдмайстерская, Академическая, Канальная конторы и Партикулярная верфь.

Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли, особенно внешней. Коллегия осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов, занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные функции.

Штатс-контор-коллегия осуществляла контроль за государственными расходами, составляла государственный штат (штат императора, штаты всех коллегий, губерний, провинций). Она имела свои провинциальные органы - рентереи, которые являлись местными казначействами.

В круг обязанностей Берг-коллегии входили вопросы металлургической промышленности, управление монетными и денежными дворами, закупка золота и серебра за границей, судебные функции в пределах ее компетенции. Была создана сеть местных органов. Берг-коллегия была объединена с другой - Мануфактур-коллегией «по сходству их дел и обязанностей» и как одно учреждение просуществовало до 1722 г. Мануфактур коллегия занималась вопросами всей промышленности, исключая горнодобывающую, и управляла мануфактурами Московской губернии, центральной и северо-восточной части Поволжья и Сибири. Коллегия давала разрешение на открытие мануфактур, обеспечивала выполнение государственных заказов, предоставляла различные льготы промышленникам. Также в ее компетенцию входило: ссылка осужденных по уголовным делам на мануфактуры, контроль технологии производства, снабжение заводов материалами. В отличие от других коллегий она не имела своих органов в провинциях и губерниях.

В 1721 году была образована Вотчинная коллегия, которая была призвана разрешать земельные споры и тяжбы, оформляла новые пожалования земель, рассматривала жалобы на спорные решения по поместным и вотчиным делам.

Также в 1721 году была образована Духовная коллегия, преобразованная затем в 1722 г. в Святейший правительствующий синод, который уравнивался в правах с Сенатом и подчинялся непосредственно царю. Синод был главным центральным учреждением по церковным вопросам. Он назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении таких преступлений, как ересь, богохульство, раскол и т.д. Особо важные решения принимались общим собранием - конференцией.

Малороссийская коллегия была образована указом от 27 апреля 1722 г. с целью «Ограждать малороссийский народ» от «неправедных судов» и «утеснений» налогами на территории Украины. Она осуществляла судебную власть, ведала сборами податей на Украине.

Всего к концу первой четверти ХVIII в. существовало 13 коллегий, которые стали центральными государственными учреждениями, формируемыми по функциональному принципу. Кроме того, существовали и другие центральные учреждения (например, образованная в 1718 г. Тайная канцелярия, ведавшая сыском и преследованиями по политическим преступлениям, Главный магистрат, образованный в 1720 г. и управлявший городским сословием, Медицинская канцелярия).

В отличие от приказов, действовавших на основании обычая и прецедента, коллегии должны были руководствоваться четкими правовыми нормами и должностными инструкциями.

Наиболее общим законодательным актом в этой области был Генеральный регламент (1720), представлявший собой устав деятельности государственных коллегий, канцелярий и контор и определявший состав их членов, компетенцию, функции, порядок деятельности. Последующее развитие принципа чиновной, бюрократической выслуги нашло отражение в петровской «Табели о рангах» (1722). Новый закон разделил службу на гражданскую и военную. В нем было определено 14 классов, или рангов, чиновников. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-й тоже давали дворянство, но только личное.

Принятие «Табели о рангах» свидетельствовало о том, что бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило начало аристократическое. Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по службе. Признаком бюрократии как системы управления являются вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции.

Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными - его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.

В результате реформ государственного управления образовалась огромная армия чиновников. И чем больше и многочисленней был этот аппарат, тем в большей мере он был подвержен болезни, которая свойственна любой бюрократии - коррупции (взяточничеству и казнокрадству), которая особенно разрастается в условиях бесконтрольности и безнаказанности.

Для контроля за деятельностью госаппарата Петр I своими указами от 2 и 5 марта 1711 г. создал фискалатат (от лат. fiscus - государственная казна) как особую отрасль сенатского управления («учинить фискалов во всяких делах»). Глава фискалов - обер-фискал - состоял при Сенате, который «ведал фискалов». Одновременно фискалы были и доверенными лицами царя. Последний назначал обер-фискала, который приносил присягу царю и был ответственен перед ним. Указ от 17 марта 1714 г. наметил компетенцию фискалов: проведывать про все, что «ко вреду государственному интересу быть может»; докладывать «о злом умысле против персоны его величества или измене, о возмущении или бунте», «не вкрадываются ли в государство шпионы», а также борьба со взяточничеством и казнокрадством. Основной принцип определения их компетенции - «взыскание всех безгласных дел».

Сеть фискалов расширялась и постепенно выделились два принципа формирования фискальства: территориальный и ведомственный. Указом 17 марта 1714 г. предписывалось в каждой губернии «быть по 4 человека в том числе провинциал-фискалам из каких чинов достойно, также и из купечества». Провинциал-фискал наблюдал за городовыми фискалами и один раз в год «учинял» контроль за ними. В духовном ведомстве во главе организации фискалов стоял протоинквизитор, в епархиях - провинциал-фискалы, в монастырях - инквизиторы.

Со временем предполагалось ввести фискальство во всех ведомствах. После учреждения Юстиц-коллегии фискальские дела перешли в ее ведение и попадали под контроль Сената, а с учреждением должности генерал-прокурора фискалы стали подчиняться ему. В 1723 г. был назначен генерал-фискал, который был высшим органом для фискалов. В соответствии с указами (1724 и 1725гг.) он имел право требовать к себе любое дело. Его помощником был обер-фискал.

Надежды, возлагаемые Петром I на фискалов, оправдались не полностью. Кроме того, оставался без постоянного контроля высший государственный орган -- Правительствующий Сенат. Император понимал, что нужно создать новое учреждение, стоящее как бы над Сенатом и над всеми другими государственными учреждениями. Таким органом стала прокуратура. Первым законодательным актом о прокуратуре был указ от 12 января 1722 г.: «быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору...». А указом от 18 января 1722г. учреждены прокуроры в провинциях и надворных судах.

Если фискалы находились частично в ведении Сената, то генерал-прокурор и обер-прокуроры отчитывались только перед императором. Прокурорский надзор распространялся даже на Сенат. Указ от 27 апреля 1722г. «О должности генерал-прокурора» устанавливал его компетенцию, в которую входило: присутствие в Сенате и осуществление контроля за фискалами. Генерал-прокурор имел право: ставить вопрос перед Сенатом для выработки проекта решения, представляемого императору на утверждение, выносить протест и приостанавливать дело, сообщая об этом императору.

Поскольку генерал-прокурору был подчинен институт фискалов, то прокуратура руководила и негласным агентурным надзором.

Прокурор коллегии должен был присутствовать на заседаниях коллегий, осуществлял надзор за работой учреждения, контролировал финансы, рассматривал донесения фискалов, проверял протоколы и другую документацию коллегии.

Дополняла систему надзирающих и контролирующих государственных органов Тайная канцелярия, в обязанность которой входил надзор за работой всех учреждений, в том числе Сената, Синода, фискалов и прокуроров.

Создавая «новую» Российскую империю, Петр 1 осуществил множество реформ, одной из которых стала ликвидация неподходящих государственных органов. Так, император ликвидировал устаревшую систему приказов (они же - палаты, органы центрального государственного управления), заменив ее новыми центральными органами отраслевого управления - Коллегиями .

Образец для учреждения Коллегий Петр позаимствовал у Европы - государственных структур Швеции и Германии. Регламенты были составлены на основе законодательных актов Швеции, разумеется, с оглядкой на российскую действительность.

Реформа началась еще в 1712 году попыткой учредить Торговую коллегию. Но окончательный реестр (список) был утвержден только в 1718 году. Согласно ему, были учреждены девять Коллегий: Военная, Адмиралтейств-коллегия, Иностранных дел, Коммерц-коллегия, Камер-коллегия, или Коллегия казенных сборов, Берг-Мануфактур-коллегия, Юстиц-коллегия, Ревизион-коллегия, Штатс-контора.

Позже были учреждены и другие: Юстиц-коллегия Лифляндских и Эстляндских дел (1720), Вотчинная коллегия (1721), Коллегия экономии (1726). Кроме того, в 1720 году был учрежден Главный магистрат, а в 1721 году - Духовная Коллегия, или Святейший Синод.

Функции Коллегий при Петре 1

Коллегия

Что контролировала

Адмиралтейств

Иностранных дел

Внешняя политика

Коммерц-коллегия

Торговля

Берг-Мануфактур-коллегия

Промышленность и добыча полезных ископаемых

Юстиц-коллегия

Местные суды

Ревизион-коллегия

Средства госбюджета

Штатс-контора

Государственные расходы

Юстиц-коллегия Лифляндских и Эстляндских дел

  • § Деятельность протестантских церквей на территории Российской империи
  • § Административно-судебные вопросы провинций Швеции, присоединенных к Российской империи

Вотчинная

Земельные владения

Экономии

Земельные владения духовных лиц и учреждений

Главный магистрат

Работа магистратов

Удобная навигация по статье:

Создание коллегий Петром I

Петровскими коллегиями историки называют центральные органы управления в России, которые были сформированы в период правления Петра Первого вместо устаревшей системы приказов. Размещались коллегии в специально отстроенном для них колоссальном здании, которое так и прозвали дом Двенадцати коллегий. В 1802 году они были встроены в обновлённую систему министерств, а после её стремительного развития были вовсе упразднены.

Причины появления коллегий

В 1718 и 1719 годах происходит ликвидация прежних основных государственных органов и их последующая подмена более подходящими. Формирование Сената в 1711 году, согласно утверждениям современных историков, являлось главным сигналом к разработке коллегий, представляющих собой совершенно отличные органы отраслевого управления. По плану самого государя, данные коллегии должны были не только полностью вытеснить систему приказов, но и внести в существующую систему государственного управления следующие два начала:

  • Совещательный порядок рассмотрения и решения дел.
  • Систематическое разделение ведомств (чаще всего, приказы лишь подменяли друг друга и выполняли одну и ту же работу, что вносило непонимание в систему управления).

При этом, царь Пётр Первый решает выбрать в качестве основы форму управления центральных органов, которая на тот момент функционировала в европейских странах. В частности, в Германии и Швеции. Законодательной базой для управления коллегиями послужила позаимствованное у Швеции законодательство.

Так, уже в 1712 году делается первая попытка правителя Российской империи (при участии иностранцев) учредить Торговую коллегию. Для этого царь нашёл опытных чиновников и юристов, которые до этого осуществляли деятельность в развитых европейских странах. Стоит отметить, что в этот период самыми квалифицированными работниками данной сферы считались шведы. Вот почему Пётр старался заполучить такие кадры и взял за образец для своей Торговой коллегии шведские органы управления.

Однако, сама система коллегий сложилась лишь к 1717 году, ведь как оказалось, довольно непросто заменить одну систему управления другой в одночасье. Таким образом, приказы либо подчинялись коллегиям, либо постепенно поглощались ими.

Реестр коллегий Российской империи

К 1718 году в России был принят реестр коллегий в который входили:

  • Адмиралтейств-коллегия;
  • Военная коллегия;
  • Иностранных дел;
  • Ревизион-коллегия;
  • Берг-Мануфактур-коллегия;
  • Штатс-контора;
  • Коммерц-коллегия;
  • и Юстиц-коллегия.

Спустя два года был сформирован Главный магистрат, координировавший функционирование каждого магистрата и являющийся для них судебной апелляционной инстанцией.

В этом же году появляется так называемая Юстиц-коллегия Эстляндских и Лифляндских дел, которая впоследствии (с 1762 года) именуется Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел и занимается судебными и административными вопросами работы протестантских церквей.

В 1721 году формируется Вотчинная коллегия, которая заменяет Поместный приказ, а спустя год Берг-Мануфактур-коллегия разделяется на Мануфактур-коллегию и Берг-коллегию. В этом же году учреждается Малороссийская коллегия, поглотившая со временем Малороссийский приказ.

Создание коллегий завершило процесс бюрократизации и централизации государственного аппарата Российской империи. Чёткое разграничение всех ведомственных функций, а также общие нормы осуществления деятельности, регулируемые Генеральным регламентом – все эти нововведения существенно возвышали коллегии над приказами.

Данный Генеральный регламент был составлен при участи самого Петра Первого и издан двадцать восьмого февраля 1720 года и являлся документом. Данный документ определял порядок, взаимоотношение и организацию коллегий и их отношения с местными органами власти и Сенатом.

Кроме этого, появление коллегий нанесло сокрушительный удар по системе местничества, которая хотя и была упразднена в 1682 году, но существовала неофициально.

Необходимо отметить, что замысел царя Петра Первого полностью разграничить ведомственные функции и передать каждому чиновнику собственный порядок действий, был претворён не в полной мере. Как правило, коллегии продолжали подменять друг друга, как и приказы. К примеру Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии фактически выполняли одну и ту же работу.

При этом, вне сферы контроля петровских коллегий довольно долго оставались почта, просвещение, медицина, а также полиция. Однако, со временем, в системе коллегий появлялись новые отраслевые органы или же канцелярии. Например, Аптекарский приказ, осуществляющий деятельность в Петербурге с 1721 года стал Медицинской канцелярией.

Такие канцелярии могли быть как коллегиальными, так и единоначальными. Канцелярии не имели чёткого регламентирования, как коллегии, но были приближены к ним по значению и структуре.

Историческая таблица: основные функций коллегий

Название Компетенции
1.Военная коллегия Армия
2.Адмиралтейств-коллегия Флот
3.Коллегия иностранных дел Внешняя политика
4.Берг-коллегия Тяжелая промышленность
5.Мануфактур-коллегия Легкая промышленность
6.Комерц-коллегия Торговля
7.Камер-коллегия Государственные доходы
8.Штатс-контр-коллегия Государственные расходы
9.Ревизион-коллегия Контроль за финансами
10.Юстиц-коллегия Контроль за судопроизводством
11.Вотчинная коллегия Землевладение
12.Главный магистрат Городское управление


Видео-лекция: Реформы Петра I. Создание коллегий.

Государственная система управления в России требовала обновлений. В результате был сформирован дворянско-чиновничий централизованный аппарат. Постепенно Боярская дума начала терять свою значимость, пока полностью не прекратила своего существования, и тогда вся законодательная, судебная и исполнительная власти перешли к Петру 1. Специальными царскими указами были введены принципиально новые системы управления государством - состоялось учреждение сената и коллегий. В этой статье будет рассказано об их назначении, структуре и координации.

Создание сената

22 февраля 1711 г. Петр 1 своим указом учредил государственный орган нового образца – Правительствующий сенат. Изначально в него входило 8 человек из числа ближайшего окружения царя. Это были крупнейшие политические деятели той эпохи. Сенаторов назначали и снимали согласно именным указам Петра. Этот высший орган управления должен был действовать постоянно и никогда не прерывать своей работы.

Сенат – это коллегиальный совет, который занимался отправлением правосудия, решением финансовых и иных вопросов, связанных с различными отраслями хозяйствования. Это было учреждение совещательного, судебного и управленческого характера. Его члены подавали на рассмотрение монарху различные вопросы, касающиеся законодательного процесса.

Те нормативные акты, которые издавал сенат, не имели юридической силы. На заседаниях законопроекты только обсуждали и давали им толкование. Сенат стоял во главе системы, и ему подчинялись все коллегии, которые ежемесячно подавали ведомости обо всех исходящих и входящих делах.

В 1711 г. некий офицер Иоганн Фридрих Блигерь составил свой проект относительно дальнейшего развития в России горного дела и подал его Петру 1 на рассмотрение. Автор назвал свой документ коллегиумом. На следующий год другой немецкий офицер заинтересовал царя своим предложением. Оно касалось организации коммерческого и ревизионного коллегиумов. Петр оценил эти пропозиции по достоинству, и началось учреждение первых коллегий. Дата сигнального указа - 12 февраля 1712 г. Он касался создания Коммерс-коллегии, которая занималась вопросами таможни, судоходства, а также внешней торговли.

Согласно царскому указу, была составлена комиссия, в которую вошли трое иноземных и несколько московских купцов, а также шестеро слободских жителей. Им было поручено выработать основные правила и пункты о коллегии коммерции. Эта комиссия проработала почти два года и составила документ о торговле. После этого она занялась таможенным уставом. К сожалению, о дальнейшей ее работе никаких сведений не сохранилось.

С этого времени началось создание коллегий, уставов и целая череда иных преобразований, после чего они постепенно стали заменять уже устаревшую систему приказов. Именно в это время обозначились название и характер будущих учреждений новой системы власти.

Дальнейшее развитие

Надо сказать, что учреждение коллегий Петром 1 и замещение ими приказов шло очень медленно и вяло. Но когда в 1715 г. царю стал ясен исход военных действий со Швецией, он более активно начал интересоваться внутренними делами государства. Известно, что в его книжке для записей под датой 14 января того же года была внесена заметка о трех коллегиях, а к 23 марта их насчитывалось уже шесть. Предполагается, что к этому Петра подтолкнуло чтение проекта о переустройстве государственного управленческого аппарата теперь уже неизвестного автора.

В документе предлагалось ввести учреждение коллегий в России, которые бы сосредоточили в себе все дела по обустройству страны. В проекте упоминалось о семи отделах, касающихся юстиции, торговли, иностранных дел, горнодобывающих разработок, армии, налогов и расходов государства. Управление структурами предполагалось отдать в руки отдельным сенаторам. Автор этого проекта приводил в пример Швецию, где уже существовала данная система, считавшаяся наилучшей в Европе.

Поручение Петра

В апреле 1715 г. он отдает приказ князю В. Долгорукову, тогдашнему русскому послу в Дании, каким-то образом достать письменные или печатные уставы тамошних коллегий. В следующем году царь принимает на службу некоего Фика, хорошо разбиравшегося в органах юстиции, экономике и полицейских делах. К тому же он отлично знал гражданское и государственное право. Именно его Петр 1 и отправляет за границу, чтобы он уже на месте досконально изучил все устройство управления.

Другой царский приказ получил венский резидент Абрам Веселовский. Он должен был найти за границей и пригласить на службу в Россию приказных людей со знанием языков. Надо сказать, что Петр 1 не скупился и платил иностранным чиновникам приличное вознаграждение в обмен на ценные сведения об их учреждениях. Такие знания он ценил больше, чем книжные.

Подготовка

В последующие два года царь провел за границей, и казалось, что без него учреждение коллегий и вовсе прекратилось. Но это было не так. Подготовка к организации новой системы шла полным ходом. Все, кто был задействован в этой работе, трудились не покладая рук, включая и самого Петра, который иногда присутствовал в датских коллегиях, просматривая дела и переписывая правила делопроизводства.

В начале 1717 г. Фик приехал в Амстердам к царю сообщить, что он закончил изучать шведское государственное устройство. Петр посылает его к Брюсу с тем, чтобы он объявил через губернское руководство и сенат, что шведские пленники, знающие гражданскую службу, могут поступить, если захотят, на русские должности в коллегии. Арестантам в России жилось несладко, поэтому многие приняли приглашение, к тому же им было обещано приличное вознаграждение.

Реестр коллегий

Все наработки, касающиеся преобразования государственного устройства, были собраны Фиком и переданы Брюсу. Активное участие в этом деле принимали и Шафиров с Ягужинским. В октябре в Россию вернулся сам Петр 1 и начался следующий этап работы – непосредственное учреждение коллегий. Год 1717 стал решающим, так как на основании всех собранных материалов был, наконец, составлен реестр, а также штат всех подразделений, которые царь утвердил 1 декабря того же года. Уже 15 числа Петр 1 подписал указ о назначении президентов и их заместителей.

Сколько было коллегий при Петре 1? Сначала 9. Адмирал Апраксин, канцлер Головкин и фельдмаршал Меньшиков так и остались возглавлять свои канцелярии, которые с этого момента стали называться по-новому. Первый из них остался во главе адмиралтейской, второй – иностранных дел, а третий – воинской коллегий. Из бывших поместного, земского и сыскного судных приказов образовалась Юстиц-коллегия, управлять которой было поручено А. Матвееву. Президентом Камер-коллегии стал князь Д. Голицын, Штатс-коллегии – И. Мусин-Пушкин, Ревизион-коллегии – Я. Долгорукий, Коммерс-коллегии – П. Толстой, Мануфактур- и Берг-коллегии - Я. Брюсов. Все эти подразделения должны были устраиваться и формироваться заново.

Но на этом не закончилось учреждение коллегий. Дата 18 января 1722 г. ознаменовалась выходом нового указа о создании уже 10-й по счету, вотчинной, в ведении которой было землеустройство и все остальные сопутствующие вопросы.

Структура

Новые подразделения должны были состоять не только из отечественных, но и из иноземных членов. Русским были отданы посты президентов и их заместителей – вице-президентов, а также по 4 должности советников и асессоров, по одному – секретаря, нотариуса, актуария, регистратора, переводчика и подьячих трех статей. Иностранцам же отводилось по одному месту асессора или советника и секретаря.

Учреждения коллегий должны были начать свою работу только в 1719 г., а до этого срока составлялись все необходимые документы, правила и т. д. Кроме того, нужно было подыскать персонал. В царском указе, который был передан президентам, говорилось, что на должности они не могут принять ни своих родственников, ни друзей. Для этого предлагалось выбрать по 2 или 3 кандидата на место и представить их в коллегиях, а там уже выбрать кого-то из них путем баллотировки шарами.

Трудности устройства

Петр дал своим подчиненным, поставленным во главе коллегий, всего год на формирование вверенных им подразделений, ну а пока все управления работали в старом режиме. Учреждение коллегий шло очень вяло, пока царь был в отъезде. Когда же он возвратился, то понял, что некоторые президенты сделали очень мало, а иные и вовсе не приступали к своей работе. Петр был очень зол и даже угрожал им дубинкой. Видя такой поворот событий, Брюс вскоре отказался от устройства новых органов. Его заменил Фик.

Начало работы

В 1718 г. штат низших чинов коллегий был практически укомплектован. Большинство из них были взяты из старых приказов. Через год закончили с составом и утверждением всех должностей и регламентов большей части коллегий. Наконец, в 1720 г. работа по устройству была закончена. Увидел свет генеральный регламент, в котором были прописаны общие правила коллегий.

С созданием нового органа заполнился тот пробел в госучреждениях, благодаря которому сенат был освобожден от рассмотрения мелких дел, поступающих от частных лиц и занялся только законодательными вопросами и чрезвычайными государственными делами, не терпящими отлагательства.

Учреждение министерств

Со временем коллегии стали тормозить развитие государства, так как бюрократизм в них достиг своего апогея. Наконец, 8 сентября 1802 г. по инициативе Александра I был издан Манифест «Об учреждении министерств». Всего было создано 8 таких подразделений, каждое из которых отвечало за свою сферу деятельности: военно-морских сил, военно-сухопутных сил, внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции, иностранных дел и народного просвещения.

У всех министерств были свои структурные подразделения, которые выстраивались по функциональному принципу. Первоначально их называли экспедициями, а затем переименовали в департаменты. Для их слаженной деятельности собирались специальные совещания, называемые «Комитетом министров», где довольно часто присутствовал и сам император.

Права и обязанности руководителей

Учреждение министерств вместо коллегий положило начало единоличной власти и такой же ответственности. Это означало, что высокопоставленный чиновник сам управлял вверенным ему ведомством при помощи канцелярии и учреждений, находящихся у него в непосредственном подчинении. Кроме того, за все ошибки, допущенные в его министерстве, он также отвечал самолично.

Кроме того, для обсуждения дел государственной важности был создан еще и «Совет непременный», куда входило 12 членов правительства. Он заменил временные и случайные совещания, устраиваемые во времена правления Екатерины 2 и Павла 1.

Через 9 лет после учреждения министерств были установлены их права и порядок деятельности. Каждый руководитель своего ведомства имел от одного до нескольких заместителей (товарищей), которые являлись членами Государственного совета и Комитета министров. Также в число их обязанностей входило и обязательное присутствие в сенате. Каждое профильное делопроизводство велось в министерских канцеляриях. Такой порядок сохранялся вплоть до свершения Октябрьской революции 1917 г. При советской власти на базе имперских министерств создали народные комиссариаты.

  • Вопрос 9. Регулирование имущественных отношений по Псковской судной грамоте.
  • Вопрос 10. Понятие преступления и система наказания, суд и процесс по Псковкой судной грамоте.
  • Вопрос 11. Особенности формирования Московского централизованного государства, его общественно-политический строй.
  • Общественный строй Московского государства
  • Государственный строй Московской Руси
  • Вопрос 12. Форма собственности, обязательства, наследственное право в период Московского централизованного государства (по Судебнику 1497 г.)
  • Вопрос 13. Уголовное право, суд и процесс по Судебнику 1497 и 1550 гг.
  • Вопрос 14. Государственный строй России периода сословно-представительной монархии.
  • Вопрос 15. Соборное уложение 1649 г. Общая характеристика. Правовое положение различных сословий.
  • Общественный строй Московского государства
  • Вопрос 16. Правовое регулирование собственности на землю по Соборному уложению 1649 г. Вотчины. Поместья.
  • Вопрос 17. Развитие уголовного права. Преступления и наказания по Соборному уложению 1649 г.
  • 1. Физическим (содействие, практическая помощь, совершение тех же действий, что совершал главный субъект преступления),
  • Вопрос 18. Суд и судебный процесс по Соборному уложению 1649 г.
  • Вопрос 19. Предпосылки возникновения абсолютизма в России, его особенности.
  • Вопрос 20. Государственные реформы Петра 1.
  • 3. Реформы местного и городского управления
  • Вопрос 21. Сословные реформы Петра 1 (дворянство, духовенство, крестьянство, горожане).
  • Вопрос 22. Судебные и прокурорские органы России в 18 веке. Попытка отделения суда от администрации. Создание сословных судов (по губернской реформе 1775 г.)
  • Вопрос 23. Право собственности, обязательства, право наследования в 18 веке.
  • Вопрос 24. Изменения в общественном строе России во второй половине 18 веке. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.
  • Вопрос 25. Уголовное право и процесс по Воинскому уставу 1716 г.
  • Вопрос 26. Государственный строй России в первой половине 19 веке. Изменения в центральных и местных органах власти и управления.
  • Вопрос 27. Изменения в правовом положении населения России в первой полови 19 века. Законы о состояниях.
  • Вопрос 28. Кодификация русского законодательства в первой половине 19 века. Роль м.М. Сперанского.
  • Вопрос 29. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
  • Вопрос 30. Крестьянская реформа 1861 г
  • Проведение реформы.
  • Вопрос 31. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г. Их роль в становлении местного самоуправления.
  • Вопрос 32. Военная реформа 1864-1874 г.
  • Вопрос 33. Учреждение судебных установлений (новая система судоустройства по судебной реформе 1864 г.)
  • Вопрос 34. Уголовный и гражданский процесс (по судебным уставам 1864 г.)
  • Вопрос 35. Контрреформы 1880-1890 г.
  • 1. Чрезвычайные меры правительства.
  • Вопрос 36. Социальные изменения в начале 20 века. Аграрная реформа п.А. Столыпина.
  • Вопрос 37. Государственная Дума и Государственный совет в начале 20 века. (порядок выборов, структура, функции).
  • Вопрос 38. Изменения в государственном строе России в 1905-1907 г. Основные государственные законы в редакции 1906 г.
  • Вопрос 39. Третьеиньский государственный переворот: суть и значения.
  • Вопрос 40. Милитаризация государственного аппарата в годы первой мировой войны. Особые совещания, «земгор», военно-промышленные комитеты.
  • Вопрос 41. Февральская буржуазная – демократическая республика в России. Центральные и местные органы власти и управления.
  • Вопрос 42. Высшие органы власти и управления в октябре 1917-1918 г. Установление большевистской однопартийной диктатуры.
  • Вопрос 43. Перестройка государственного аппарата в годы гражданкой войны.
  • Вопрос 44. Конституция рсфср 1918 г. (разработка, структура, избирательная система, права и обязанности).
  • Вопрос 45. Создание основ гражданского права в 1917-1920 гг.
  • Вопрос 46. Создание основ семейного права в 1917-1918гг. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве рсфср 1918 г.
  • Вопрос 47. Развитие трудового права в 1917-1920 г.
  • Вопрос 48. Создание основ земельного права в 1917-1918 гг.
  • Вопрос 49. Развитие уголовного права в 1917-1920 гг. Руководящие начала по уголовному праву рсфср 1919 г.
  • Вопрос 50. Создание судебных органов в1917-1920 гг. Декреты о суде.
  • Вопрос 51. Перестройка государственного аппарата в 1921-1929 гг. Реорганизация управления народным хозяйством.
  • Вопрос 52. Судебная реформа 1922 г. Учреждение прокуратуры и адвокатуры.
  • Вопрос 53. Военная реформа 1924- 1925 гг.
  • 1.Улучшение руководства и совершенствование качества подготовки командного состава,
  • 2.Создание новой системы комплектования Вооруженных Сил,
  • 3.Организацию стройной системы прохождения воинской службы гражданами страны.
  • Вопрос 54. Разработка и принятие Конституции ссср 1924 г. Её основные положения и структурные особенности.
  • Вопрос 55. Развитие гражданского права в 1921-1929 гг. Гражданский кодекс рсфср 1922 г.
  • Вопрос 56. Развитие трудового права в 1921-1929 гг. Кодекс законов о труде рсфср 1922 г.
  • Вопрос 57. Развитие уголовного права в 1921-1921 гг. Уголовные кодексы рсфср 1922 г и 1926 г.
  • Вопрос 58. Развитие семейного права в 1921-1929 гг. Кодекс законов о браке, семье и опеке рсфср 1926 г.
  • Вопрос 59. Развитие земельного права в 1921-1929 гг. Земельный кодекс рсфср 1922 гг.
  • Вопрос 60. Гражданский процессуальный и Уголовно- процессуальный кодексы рсфср 1923 гг.
  • Вопрос 61. Конституция ссср 1936 г: структура и особенности.
  • Вопрос 62. Уголовное право и процесс в 1930-1940 гг. Изменения в законодательстве о государственных и имущественных преступлениях.
  • Вопрос 63. Развитие трудового права в 1930 -1941 гг.
  • Вопрос 64. Развитие гражданского права в 1930-1941 гг.
  • §6. Право
  • Вопрос 65. Развитие земельного и колхозного права в 1930-1941 гг.
  • Вопрос 66. Перестройка государственного аппарата и изменения в праве в период вов.
  • Вопрос 67. Изменения в государственном аппарате и праве в 1945-1953 гг.
  • Вопрос 68. Развитие права 1953-начала 60-х гг.
  • Вопрос 69. Конституция ссср 1977 г.
  • Вопрос 70. Общесоюзное и российское право в 70-80-е гг. 20 века.
  • Вопрос 71. Развал ссср и образование снг в 1990-1991 гг.
  • Вопрос 20. Государственные реформы Петра 1.

    Реформы центральных органов власти и управления: царская власть, Сенат, коллегии

    Петр I стал первым абсолютным монархом (самодержцем) в истории Российского государства. Однако в некоторых работах самодержавными считаются некоторые предшественники Петра на российском престоле. Но ни великий князь Иван III, ни Иван IV (Грозный), первый на Руси официально принявший титул царя и наиболее активно утверждавший свое могущество, ни Алексей Михайлович, не стали самодержавными (абсолютными) монархами. В силу объективных причин они не могли устранить представительные органы (прежде всего Боярскую Думу) с политической арены. Только после фактического слияния всех русских земель в единое государство, отрыва царя от старой аристократии, уменьшения политической роли последней стала возможной полная ликвидация боярской Думы и Земских соборов. Таким образом, в результате объективного вызревания внутренних и внешних объективных условий, а также благодаря благоприятному стечению субъективных факторов, в России действительно утвердилось самодержавие (абсолютизм).

    После прекращения созывов Земских соборов Боярская Дума оставалась по сути единственным органом, сдерживающим власть царя. Однако по мере формирования в Российском государстве новых органов власти и управления Дума уже к началу XVIII века прекратила действовать как орган представительной власти боярства.

    В 1699 г. была создана Ближняя канцелярия (учреждение, осуществлявшее административно-финансовый контроль в государстве). Формально она являлась канцелярией Боярской Думы, но ее работой руководил приближенный Петру I сановник (Никита Зотов). Заседания все более сокращавшейся Боярской Думы стали происходить в Ближней канцелярии. В 1708 г. в заседаниях Думы участвовало как правило 8 человек, все они управляли различными приказами, и это совещание получило название Консилии министров. Этот совет превратился в Верховный орган власти, который в отсутствие царя управлял не только Москвой, но и всем государством. Бояре и судьи оставшихся приказов должны были съезжаться в Ближнюю канцелярию по три раза в неделю для решения дел.

    Консилия министров в отличие от Боярской Думы заседала без царя и главным образом была занята выполнением его предписаний. Это был распорядительный совет, отвечавший перед царем. В 1710 г. этот совет состоял из 8 членов. Все они управляли отдельными приказами, а бояр – думцев, ничем не управляющих, не было: одни действовали в провинции, других просто не созывали в Думу. И Дума, таким образом, к 1710 г. сама собою превратилась в довольно тесный совет министров (министрами и называются члены этого тесного совета в письмах Петра, в бумагах и актах того времени).

    После образования Сената Консилия министров (1711) и Ближняя канцелярия (1719) и прекратили свое существование.

    В начале XVIII века устраняется и духовный противовес единоличной власти царя. В 1700 г. десятый российский патриарх скончался, а выборы нового главы православной церкви не были назначены. 21 год патриарший престол оставался незанятым. Церковными делами руководил поставленный царем «местоблюститель», которого сменила в последствии Духовная коллегия. В Регламенте Духовной коллегии (1721) верховенство власти царя получает юридическое закрепление: «Монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться сам Бог повелевает». Следовательно, образование Духовной коллегии символизировало превращение церковного управления в одну из отраслей государственного управления и свидетельствовало о подчинении церкви царю.

    Царь сохранял функции высшего судьи в государстве. Он возглавлял все вооруженные силы. Все акты органов власти, управления и суда издавались от его имени, в его исключительной компетенции было объявление войны, заключение мира, подписание договоров с иностранными государствами. Монарх рассматривался как верховный носитель законодательной и исполнительной власти.

    Усиление власти монарха, свойственное абсолютизму, выразилось и в некоторых внешних атрибутах, важнейшим из которых явилось провозглашение царя императором. В 1721 г. в связи с победой России в Северной войне Сенат и Духовный Синод преподнесли Петру I титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского». Этот титул со временем был признан зарубежными державами и перешел к его преемникам.

    22 февраля 1711 г. Петр собственноручно написал указ о составе Сената, который начинался фразой: «Определили быть для отлучек Наших Правительствующий Сенат для управления…». Все члены Сената были назначены царем из числа его непосредственного окружения (первоначально - 8 человек). Все назначения и отставки сенаторов происходили по именным царским указам. Сенат не прерывал своей деятельности и был постоянно действующим государственным органом. Правительствующий Сенат учреждался в качестве коллегиального органа, в компетенцию которого входило: отправление правосудия, решение финансовых вопросов, общие вопросы управления торговлей и другими отраслями хозяйства.

    Таким образом, Сенат был высшим судебным, управленческим и законосовещательным учреждением, которое выносило на рассмотрение различные вопросы для законодательного разрешения монархом.

    Указом от 27 апреля 1722г. «О должности Сената» Петр I дал подробные предписания по важным вопросам деятельности Сената, регламентируя состав, права и обязанности сенаторов, установил правила взаимоотношений Сената с коллегиями, губернскими властями и генерал-прокурором. Издаваемые Сенатом нормативные акты не имели высшей юридической силы закона, Сенат принимал лишь участие в обсуждении законопроектов и давал толкование закона. Сенат возглавлял систему государственного управления и был по отношению ко всем другим органам высшей инстанцией.

    Структура Сената складывалась постепенно. Первоначально Сенат состоял из сенаторов и канцелярии, позднее в его составе сформировалось два отделения: Расправная палата - по судебным делам (существовала в качестве особого отделения до учреждения Юстиц-коллегии) и Сенатская контора по вопросам управления.

    Сенат имел свою канцелярию, которая делилась на несколько столов: секретный, губернский, разрядный, фискальный и приказный. До учреждения Сенатской конторы она была единственным исполнительным органом Сената. Определялось отделение канцелярии от присутствия, которое действовало в трех составах: общее собрание членов, Расправная палата и Сенатская контора в Москве. В состав Расправной палаты входили два сенатора и назначаемые Сенатом судьи, которые ежемесячно подавали в Сенат рапорты о текущих делах, штрафах и розысках. Приговоры Расправной палаты могли быть отменены общим присутствием Сената. Компетенцию Расправной палаты определил Сенатский приговор (1713 г.): рассмотрение жалоб на неправое решение дел губернаторами и приказами, фискальные донесения.

    Сенат имел вспомогательные органы (должности), в составе которых не было сенаторов, такими органами были рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары.

    Должность рекетмейстера была учреждена при Сенате в 1720 г., в обязанности рекетмейстера входил прием жалоб на коллегии и канцелярии. Если жаловались на волокиту - рекетмейстер лично требовал ускорения дела, если были жалобы на «неправосудие» коллегий, то, рассмотрев дело, он докладывал его Сенату.

    В обязанности герольдмейстера (должность была учреждена в 1722 г.) входило составление списков всего государства, дворян, наблюдение за тем, чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской службе было не более 1/3.

    Должности губернских комиссаров, которые следили за поместными, военными, финансовыми делами, набором рекрутов, содержанием полков, были введены Сенатом в марте 1711 г. Губернские комиссары занимались непосредственно исполнением указов, присылаемых Сенатом и коллегиями.

    Указами от 11 декабря 1717 г. «О штате Коллегий и о времени открытия оных» и от 15 декабря 1717 г. «О назначении в Коллегиях Президентов и Вице – Президентов» было создано 9 коллегий: Иностранных дел, Камер, Юстиц, Ревизион, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц, Штатс-контор, Берг и Мануфактур.

    В Компетенцию Коллегии иностранных дел, заменившей собой Посольскую канцелярию, по указу от 12 декабря 1718 г. входило ведать «всякими иностранными и посольскими делами», координировать деятельность дипломатических агентов, заведовать сношениями и переговорами с иностранными послами, осуществлять дипломатическую переписку. Особенностями коллегии являлось то, что в ней «никаких судных дел не судят».

    Камер-коллегия осуществляла высший надзор за всеми видами сборов (таможенные пошлины, питейные сборы), наблюдала за хлебопашеством, собирала данные о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и монетное дело. Камер-коллегия имела своих представителей в губерниях.

    Юстиц-коллегия осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам, возглавляла разветвленную судебную систему, состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также надворных судов. Действовала как суд первой инстанции по спорным делам. Ее решения могли быть обжалованы в Сенате.

    Ревизион-коллегии предписывалось осуществлять финансовый контроль за использованием государственных средств центральными и местными органами «ради порядочного в приходе и расходе исправления и ревизии всех счетных дел». Ежегодно все коллегии и канцелярии присылали в коллегию счетные выписки по составленным ими приходным и расходным книгам, и в случае несходства Ревизион-коллегия судила и наказывала чиновников за преступления по доходам и счетам. В 1722 г. функции коллегии были переданы Сенату.

    На Воинскую коллегию возлагалось управление «всеми воинскими делами»: комплектование регулярной армии, управление делами казачества, устройство госпиталей, обеспечение армии. В системе Военной коллегии находилась военная юстиция, состоящая из полковых и генеральных кригсрехтов.

    Адмиралтейская коллегия ведала «флот со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями» В ее состав входили Военно-морская и Адмиралтейская канцелярии, а также Мундирная, Вальдмайстерская, Академическая, Канальная конторы и Партикулярная верфь.

    Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли, особенно внешней. Коллегия осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов, занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные функции.

    Штатс-контор-коллегия осуществляла контроль за государственными расходами, составляла государственный штат (штат императора, штаты всех коллегий, губерний, провинций). Она имела свои провинциальные органы - рентереи, которые являлись местными казначействами.

    В круг обязанностей Берг-коллегии входили вопросы металлургической промышленности, управление монетными и денежными дворами, закупка золота и серебра за границей, судебные функции в пределах ее компетенции. Была создана сеть местных органов. Берг-коллегия была объединена с другой - Мануфактур-коллегией «по сходству их дел и обязанностей» и как одно учреждение просуществовало до 1722 г. Мануфактур коллегия занималась вопросами всей промышленности, исключая горнодобывающую, и управляла мануфактурами Московской губернии, центральной и северо-восточной части Поволжья и Сибири. Коллегия давала разрешение на открытие мануфактур, обеспечивала выполнение государственных заказов, предоставляла различные льготы промышленникам. Также в ее компетенцию входило: ссылка осужденных по уголовным делам на мануфактуры, контроль технологии производства, снабжение заводов материалами. В отличие от других коллегий она не имела своих органов в провинциях и губерниях.

    Также в 1721 году была образована Духовная коллегия, преобразованная затем в 1722 г. в Святейший правительствующий синод, который уравнивался в правах с Сенатом и подчинялся непосредственно царю. Синод был главным центральным учреждением по церковным вопросам. Он назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении таких преступлений, как ересь, богохульство, раскол и т.д. Особо важные решения принимались общим собранием - конференцией.

    Малороссийская коллегия была образована указом от 27 апреля 1722 г. с целью «Ограждать малороссийский народ» от «неправедных судов» и «утеснений» налогами на территории Украины. Она осуществляла судебную власть, ведала сборами податей на Украине.

    Всего к концу первой четверти ХVIII в. существовало 13 коллегий, которые стали центральными государственными учреждениями, формируемыми по функциональному принципу. Кроме того, существовали и другие центральные учреждения (например, образованная в 1718 г. Тайная канцелярия, ведавшая сыском и преследованиями по политическим преступлениям, Главный магистрат, образованный в 1720 г. и управлявший городским сословием, Медицинская канцелярия).

    В отличие от приказов, действовавших на основании обычая и прецедента, коллегии должны были руководствоваться четкими правовыми нормами и должностными инструкциями.

    Наиболее общим законодательным актом в этой области был Генеральный регламент (1720), представлявший собой устав деятельности государственных коллегий, канцелярий и контор и определявший состав их членов, компетенцию, функции, порядок деятельности. Последующее развитие принципа чиновной, бюрократической выслуги нашло отражение в петровской «Табели о рангах» (1722). Новый закон разделил службу на гражданскую и военную. В нем было определено 14 классов, или рангов, чиновников. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-й тоже давали дворянство, но только личное.

    Принятие «Табели о рангах» свидетельствовало о том, что бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило начало аристократическое. Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по службе. Признаком бюрократии как системы управления являются вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции.

    Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными - его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.

    Для контроля за деятельностью госаппарата Петр I своими указами от 2 и 5 марта 1711 г. создал фискалатат (от лат. fiscus - государственная казна) как особую отрасль сенатского управления («учинить фискалов во всяких делах»). Глава фискалов - обер-фискал - состоял при Сенате, который «ведал фискалов». Одновременно фискалы были и доверенными лицами царя. Последний назначал обер-фискала, который приносил присягу царю и был ответственен перед ним. Указ от 17 марта 1714 г. наметил компетенцию фискалов: проведывать про все, что «ко вреду государственному интересу быть может»; докладывать «о злом умысле против персоны его величества или измене, о возмущении или бунте», «не вкрадываются ли в государство шпионы», а также борьба со взяточничеством и казнокрадством. Основной принцип определения их компетенции – «взыскание всех безгласных дел».

    Сеть фискалов расширялась и постепенно выделились два принципа формирования фискальства: территориальный и ведомственный. Указом 17 марта 1714 г. предписывалось в каждой губернии «быть по 4 человека в том числе провинциал-фискалам из каких чинов достойно, также и из купечества». Провинциал-фискал наблюдал за городовыми фискалами и один раз в год «учинял» контроль за ними. В духовном ведомстве во главе организации фискалов стоял протоинквизитор, в епархиях - провинциал-фискалы, в монастырях - инквизиторы.

    Со временем предполагалось ввести фискальство во всех ведомствах. После учреждения Юстиц-коллегии фискальские дела перешли в ее ведение и попадали под контроль Сената, а с учреждением должности генерал-прокурора фискалы стали подчиняться ему. В 1723 г. был назначен генерал-фискал, который был высшим органом для фискалов. В соответствии с указами (1724 и 1725гг.) он имел право требовать к себе любое дело. Его помощником был обер-фискал.

    Если фискалы находились частично в ведении Сената, то генерал-прокурор и обер-прокуроры отчитывались только перед императором. Прокурорский надзор распространялся даже на Сенат. Указ от 27 апреля 1722г. «О должности генерал-прокурора» устанавливал его компетенцию, в которую входило: присутствие в Сенате и осуществление контроля за фискалами. Генерал-прокурор имел право: ставить вопрос перед Сенатом для выработки проекта решения, представляемого императору на утверждение, выносить протест и приостанавливать дело, сообщая об этом императору.

    Поскольку генерал-прокурору был подчинен институт фискалов, то прокуратура руководила и негласным агентурным надзором.

    Прокурор коллегии должен был присутствовать на заседаниях коллегий, осуществлял надзор за работой учреждения, контролировал финансы, рассматривал донесения фискалов, проверял протоколы и другую документацию коллегии.

    Дополняла систему надзирающих и контролирующих государственных органов Тайная канцелярия, в обязанность которой входил надзор за работой всех учреждений, в том числе Сената, Синода, фискалов и прокуроров.