Творения Величковский Паисий

Слово 1. Краткое изложение мыслей, располагающих к покаянию

Вспомни душа моя, ужасное и страшное чудо, что твой Творец ради тебя стал человеком, изволил пострадать ради твоего спасение. Его ангелы трепещут, Херувимы ужасаются, Серафимы страшатся и все небесные непрестанно славословят, а ты несчастная душа остаешься в лености; хотя от сего времени восстань и не отлагай душа моя любезная, святаго покаяния, сердечного сокрушения и удовлетворения (эпитимии) за твои грехи. Отлагая же год за годом, месяц за месяцем, день за днем, совсем не захочешь от сердца покаятися и не найдешь сострадающего себе; о, с каковым терзанием начнешь каяться, но без успеха. Имея возможность сегодня сделать какое-либо добро, не отлагай, любезная душа моя, на завтрашний день святаго покаяния, потому что не знаешь, что породит сегодняшний день, или, какая беда случится с тобою в эту ночь; ибо не знаешь, что тебе принесет день или ночь: долгая ли жизнь тебе предстоит, или вдруг неожиданно получишь бедственную и скорую смерть? Ныне, любезная душа моя, время терпения; ныне - время скорби терпеть; ныне - время хранить заповеди и добродетели исполнять; ныне - время плача сладостного и слезного рыдания. Если истинно хочешь спастись, душа моя, возлюби скорби, стенания, как прежде любила покой; живи как бы ежедневно умирая; скоро пройдет жизнь твоя, как обычная тень пред солнцем и останешься без вести; дни нашей жизни как бы на воздухе разливаются; не уступай и пред самою тяжелою скорбью. В отношении к людям, не говоря уже о неразумной, но и в разумной скорби, не предавайся печали, не смущайся, не убегай; но считай себя как за прах под ногами их. Без этого не можешь спастись и избежать вечной муки. Ибо скоро жизнь наша оканчивается, как один день проходит. Если человек не сокрушит себя благочестно чрез добродетели, или не пожертвует своею жизнью для исполнение заповедей Божиих и отеческих преданий, не может спастись. Итак, любезная душа моя, вспомни всех святых пророков, апостолов, мучеников, святителей, преподобных и праведных, юродивых и всех от века благоугодивших Богу. Где ты нашла святых, которые не покорили бы плоть духу, или не пострадали бы в тяжелых бедствиях

Из книги Сектоведение автора Дворкин Александр Леонидович

9. “Очисти полностью голову от своих собственных мыслей и наполни ее словом Божиим! А затем провозгласи это слово, и случится чудо!” “Слово Жизни” восприняло от “Нового мышления” идею, что устное слово обладает громадной творческой силой, нужно лишь научиться эту силу

Из книги Душа после смерти автора Серафим Иеромонах

X. Краткое изложение Православного учения о посмертной судьбе души В первых девяти книгах этой книги мы попытались изложить некоторые основные аспекты православного христианского взгляда на жизнь после смерти, противопоставляя их широко распространенному

Из книги Майя. Быт, религия, культура автора Уитлок Ральф

Краткое изложение истории майя Занимающиеся историей майя ученые разделяют ее на следующие периоды:Период формирования, длившийся с 1500-го или 1000 года до нашей эры до приблизительно 150 года нашей эры. В течение этого времени шло наиболее бурное развитие племен майя,

Из книги ПСС. Том 24. Произведения, 1880-1884 автора Толстой Лев Николаевич

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

Из книги Творения автора Кипрский Епифаний

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ Евангелие есть откровение истинного блага Иисусом Христом (сыном

Из книги Святой Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский. Его жизнь, творения, богословие автора Сагарда Николай Иванович

Из книги Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II автора Автор неизвестен

Краткое истинное слово о вере вселенской и апостольской Церкви. Гл. 1. Разобравши в сочинении нашем многоразличныя, многообразныя, разделенныя на много частей, исходящия из дурных намерений и безразсудныя учения противников, и разделивши их по видам и родам, силою Божиею

Из книги Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться автора Феофан Затворник

Из книги Нравоучительные сочинения автора Грек Максим

Факрасиса протостратора краткое изложение диспута святейшего Фессалоникийского кир Григория и Григоры философа, который состоялся в палатах перед лицом императора (фрагменты). Текст и комментарии (пер. Д А. Поспелова)-(тексты и комментарии) 333–338 (Candal):6. Философ

Из книги Бхагавад-гита как она есть автора

31. Как поддерживать начавшееся стремление к доброй жизни. Духовное чтение и размышление. Записывание добрых мыслей. Как избегать блуждания мыслей при чтении и молитве. Непрестанное памятование о Боге и смерти. Самоукорение Вот и слава Богу! Пишете, что имеете сильное

Из книги Творения. Часть III. Книга 2. О Святом Духе к святому Амфилохию автора Великий Василий

Слово 17. Побуждение к покаянию Огонь и постоянно грызущий червь, и плач непрестанный, и тьма, и мрак, и страшный скрежет зубов ожидает нас, душа, по отшествии отсюда, в преисподних и мрачных земных пропастях, если живем беззаконно. Убоимся же, восплачем, отстанем от злых

Из книги Путь Освобождения. Практическое руководство для духовного просветления. автора

ГЛАВА ВТОРАЯ: Краткое изложение «Бхагавад-гиты» Арджуна принимает Господа Кришну своим духовным учителем, и Кришна начинает наставлять его, объясняя разницу между бренным материальным телом и вечной душой. Господь описывает процесс переселения души, природу

Из книги Небесные книги в Апокалипсисе Иоанна Богослова автора Андросова Вероника Александровна

Глава 17: Ответ утверждающим, что Дух Святый не сочисляется со Отцем и Сыном, но только подчисляется Им, и вместе краткое изложение веры о благочестном сочислении Не легко и понять, что разумеют они под сим подчислением (???????????), и какое значение дают сему слову. Ибо всякому

Из книги Национальная идея Руси – Жить Хорошо. Цивилизация Славян в действительной истории автора Ершов Владимир В.

Краткое изложение учения. Будь тих. Ставь под вопрос каждую мысль. Рассматривай источник Реальности. И держи свои глаза открытыми. Ты не знаешь когда что-то, что кажется совершенно незначительным, разобьёт весь твой мир, широко раскрываясь навстречу вечной радости.

Из книги автора

5.3.1. Краткое изложение повествования Откр 11 Как было упомянуто, в Откр 11: 1-2 Тайнозрителю дается следующее повеление: «Встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать

Блез Паскаль
Мысли
“Пусть же человек знает, чего он стоит. Пусть любит себя, ибо он способен к добру”, “пусть презирает себя, ибо способность к добру остается в нем втуне”…
“Ум сугубо математический будет правильно работать, только если ему заранее известны все определения и начала, в противном случае он сбивается с толку и становится невыносимым”. “Ум, познающий непосредственно, не способен терпеливо доискиваться первичных начал, лежащих в основе чисто спекулятивных, отвлеченных понятий, с которыми он не сталкивается в обыденной жизни и ему “непривычных”. “Бывает тaк, что человек, здраво рассуждающий о явлениях определенного порядка, несет вздор, когда вопрос касается явлений другого порядка”. “Кто привык судить и оценивать по подсказке чувств, тот ничего не смыслит в логических умозаключениях, потому что стремится проникнуть в предмет исследования с первого взгляда и не желает исследовать начала, на которых он зиждется. Напротив, кто привык изучать начала, тот ничего не смыслит в доводах чувства, потому что ищет, на чем же они основываются,

И не способен охватить предмет единым взглядом”. “Чувство так же легко развратить, как ум”. “Чем умнее человек, тем больше своеобычности он находит во всяком, с кем сообщается. Для человека заурядного все люди на одно лицо”.
“Красноречие – это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием”. “Надо сохранять простоту и естественность, не преувеличивать мелочей, не преуменьшать значительного”. “Форма должна быть изящна”, “соответствовать содержанию и заключать в себе все необходимое”. “Иначе расставленные слова обретают другой смысл, иначе расставленные мысли производят другое впечатление”.
“Отвлекать ум от начатого труда следует, только чтобы дать ему отдых, да и то не когда вздумается, а когда нужно”: “отдых не вовремя утомляет, а утомление отвлекает от труда”.
“Когда читаешь произведение, написанное простым, натуральным слогом, невольно радуешься”.
“Хорошо, когда кого-нибудь называют” “просто порядочным человеком”.
“Мы не способны ни к всеобъемлющему познанию, ни к полному неведению”. “Середина, данная нам в удел, одинаково удалена от обеих крайностей, так имеет ли значение – знает человек немного больше или меньше?”
“Воображение” – “людская способность, вводящая в обман, сеющая ошибки и заблуждения”. “Поставьте мудрейшего философа на широкую доску над пропастью; сколько бы разум ни твердил ему, что он в безопасности, все равно воображение возьмет верх”. “Воображение распоряжается всем – красотой, справедливостью, счастьем, всем, что ценится в этом мире”.
“Когда человек здоров, ему непонятно, как это живут больные люди, а когда расхварывается”, “у него другие страсти и желания”. “По самой своей натуре мы несчастны всегда и при всех обстоятельствах”. “Человек до того несчастен, что томится тоской даже без всякой причины, просто в силу особого своего положения в мире”. “Состояние человека: непостоянство, тоска, тревога”. “Суть человеческого естества – в движении. Полный покой означает смерть”. “Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние”. “Мы поймем смысл всех людских занятий, если вникнем в суть развлечения”.
“Из всех положений” “положение монарха наизавиднейшее”. “Он ублаготворен во всех своих желаниях, но попробуйте лишить его развлечений, предоставить думам и размышлениям о том, что он такое”, – “и это счастье рухнет”, “он невольно погрузится в мысли об угрозах судьбы, о возможных мятежах”, “о смерти и неизбежных недугах”. “И окажется, что лишенный развлечений монарх” “несчастнее, чем самый жалкий его подданный, который предается играм и другим развлечениям”. “Вот почему люди так ценят игры и болтовню с женщинами, так стремятся попасть на войну или занять высокую должность. Не в том дело, что они рассчитывают найти в этом счастье”: “мы ищем” “треволнений, развлекающих нас и уводящих прочь от мучительных раздумий”. “Преимущество монарха в том и состоит, что его наперебой стараются развлечь и доставить ему все существующие на свете удовольствия”.
“Развлечение – единственная наша утеха в горе”. “Человека с самого детства” “обременяют занятиями, изучением языков, телесными упражнениями, неустанно внушая, что не быть ему счастливым, если он” не сумеет сохранить “здоровье, доброе имя, имущество”, и “малейшая нужда в чем-нибудь сделает его несчастным”. “И на него обрушивается столько дел и обязанностей, что от зари до зари он в суете и заботах”. “Отнимите у него эти заботы, и он качнет думать, что он такое, откуда пришел, куда идет, – вот почему его необходимо с головой окунуть в дела, отвратив от мыслей”.
“Как пусто человеческое сердце и сколько нечистот в этой пустыне!”
“Люди живут в таком полном непонимании суетности всей человеческой жизни, что приходят в полное недоумение, когда им говорят о бессмысленности погони за почестями. Ну, не поразительно ли это!”
“Мы так жалки, что сперва радуемся удаче”, а потом “терзаемся, когда она изменяет нам”. “Кто научился бы радоваться удаче и не горевать из-за неудачи, тот сделал бы удивительное открытие, – все равно что изобрел бы вечный двигатель”.
“Мы беспечно устремляемся к пропасти, заслонив глаза чем попало, чтобы не видеть, куда бежим”. Но даже осознавая “всю горестность нашего бытия, несущего нам беды”, мы “все-таки не утрачиваем некоего инстинкта, неистребимого и нас возвышающего”.
“Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чем не знать нужды”.
“Человек не ангел и не животное”, несчастье же его в том, “что чем больше он стремится уподобиться ангелу, тем больше превращается в животное”. “Человек так устроен, что не может всегда идти вперед, – он то идет, то возвращается”. “Величие человека – в его способности мыслить”. “Человек – всего лишь тростник, слабейший из творений природы, но он – тростник мыслящий”.
“Сила разума в том, что он признает существование множества явлений”. “Ничто так не согласно с разумом, как его недоверие к себе”. “Мы должны повиноваться разуму беспрекословней, чем любому владыке, ибо кто перечит разуму, тот несчастен, а кто перечит владыке – только глуп”. “Разум всегда и во всем прибегает к помощи памяти”. “Душа не удерживается на высотах, которых в едином порыве порой достигает разум: она поднимается туда не как на престол, не навечно, а лишь на короткое мгновение”.
“Мы постигаем существование и природу конечного, ибо сами конечны и протяженны, как оно. Мы постигаем существование бесконечного, но не ведаем его природы, ибо оно протяженно, как мы, но не имеет границ. Но мы не постигаем ни существования, ни природы Бога, ибо он не имеет ни протяженности, ни границ. Только вера открывает нам его существование, только благодать – его природу”. “Вера говорит иное, чем наши чувства, но никогда не противоречит их свидетельствам. Она выше чувств, но не противостоит им”.
“Справедливо подчиняться справедливости, нельзя не подчиняться силе. Справедливость, не поддержанная силой, немощна, сила, не поддержанная справедливостью, тиранична. Бессильной справедливости всегда будут противоборствовать, потому что дурные люди не переводятся, несправедливой силой всегда будут возмущаться. Значит, надо объединить силу со справедливостью”. Однако “понятие справедливости так же подвержено моде, как женские украшения”.
“Почему люди следуют за большинством? Потому ли, что оно право? Нет, потому что сильно”. “Почему следуют стародавним законам и взглядам? Потому что они здравы? Нет, потому что общеприняты и не дают прорасти семенам раздора”. “Умеющие изобретать новое малочисленны, а большинство хочет следовать лишь общепринятому”. “Не хвалитесь же своей способностью к нововведениям, довольствуйтесь сознанием, что она у вас есть”.
“Кто не любит истину, тот отворачивается от нее под предлогом, что она оспорима, что большинство ее отрицает. Значит, его заблуждение сознательное, оно проистекает из нелюбви к истине и добру, и этому человеку нет прощения”.
“Людям не наскучивает каждый день есть и спать, потому что желание есть и спать каждый день возобновляется, а не будь этого, без сомнения, наскучило бы. Поэтому тяготится духовной пищей тот, кто не испытывает голода, Алкание правды: высшее блаженство”. “Я утруждаю себя ради него” – в этом суть уважения к другому человеку, и это “глубоко справедливо”.
“Человеческая слабость – источник многих прекрасных вещей”.
“Величие человека так несомненно, что подтверждается даже его ничтожеством. Ибо ничтожеством мы именуем в человеке то, что в животных считается естеством, тем самым подтверждая, что если теперь его натура мало чем отличается от животной, то некогда, пока он не спал, она была непорочна”.
“Своекорыстие и сила – источник всех наших поступков: своекорыстие – источник поступков сознательных, сила – бессознательных”. “Человек велик даже в своем своекорыстии, ибо это свойство научило его соблюдать образцовый порядок в делах”.
“Величие человека тем и велико, что он сознает свое ничтожество. Дерево своего ничтожества не сознает”.
“Люди безумны, и это столь общее правило, что не быть безумцем было бы тоже своего рода безумием”.
“Могущество мух: они выигрывают сражения, отупляют наши души, терзают тела”.

Схожі твори:

  1. Любовь – большое и прекрасное чувство. О нем написано множество книг. Но все равно оно остается для каждого неизвестным, неизведанным, каждый открывает его для себя по-своему. Тимко, например, открыл для...
  2. Свои мысли о Человеке и его назначении Горький с большой силой развил в романтико-философском этюде – поэме “Человек” (903) – произведении остро полемическом. Великий пролетарский писатель развенчивает здесь декадентские идейки...
  3. Если оставить в стороне схоластические рассуждения о “драматическом” роде басен, идею, которая Хвостову казалась оригинальной и плодотворной, то увидим, что по существу он отстаивает сугубо моралистическое направление в басне. “Урок...
  4. Максим Горький Голубая жизнь Мещанин Константин Миронов живет в глухом провинциальном городе. Когда он был ребенком, его родители пили и часто скандалили. В то же время мать была религиозным человеком...
  5. Ч. Т. Айтматов Плаха Действующими лицами книги становятся собиратели анаши, молодой человек, изгнанный из духовной семинарии за ересь, бывшие зеки, “кулаки”. В романе “Плаха” можно выделить три основные сюжетные линии,...
  6. Ю. П. Казаков Двое в декабре Он долго ждал ее на вокзале. Был морозный солнечный день, и ему нравилось обилие лыжников, скрип свежего снега и предстоящие им два дня: сначала...
  7. В. М. Гаршин Ночь Бедный господин, слушая тиканье часов, думает о самоубийстве. В нем борятся несколько голосов; самый ясный “бичевал его определенными, даже красивыми фразами”. Так он сидит с 8...
  8. Рассказ ” Старуха Изергиль ” (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения более сложна, чем композиция других ранних рассказов писателя. Повествование много повидавшей на своем веку...
  9. Рассказ Н. С. Лескова “Человек на часах” был написан и впервые опубликован в 1887 году под названием “Спасение погибавшего”. Произведение создано в рамках литературного направления реализм. Рассказ “Человек на часах”...
  10. А. И. Куприн Сапсан Рассказ ведется от имени самого пса Сапсана: “Я Сапсан Тридцать Шестой большой и сильный пес редкой породы, красно-песочной масти, четырех лет от роду и вешу около...
  11. Мать маленького рассказчика Василия умерла, когда ему было шесть лет. Отец скучал, не обращал внимания на сына. Из совсем малой сестрой Соней еще играл, потому что она была похожа на...
  12. В. С. Токарева День без вранья Двадцатипятилетний Валентин, учитель средней школы, однажды утром просыпается с ощущением счастья, потому что ему приснилась радуга. Валентин опаздывает на работу – он преподает французский...
  13. В море после катастрофы упал самолет. На острове оказались подростки. Толстяк в очках, больной астмой; стройный искусный Ральф. А еще Джек знает охоте. И с ними множество малышей. Дети решили...
  14. А. П. Платонов Ювенильное море Пять дней человек идет в глубину юго-восточной степи Советского Союза. По дороге он представляет себя то машинистом паровоза, то геологом-разведчиком, то “другим организованным профессиональным существом,...
  15. А. Серафимович Воробьиная ночь На берегу, возле парома, стоял маленький дощатый домик. В комнате спали паромщик Кирилл и мальчик лет 10 Вася (подручный Кирилла). Еще ранней весной привела мать Васю...
  16. Давно, в старинное время, жил в одном городе старый на вид человек. Он работал в кузнице недалеко от московской дороги подручным у главного кузнеца, потому что плохо видел и был...
  17. С. Топелиус Человек и слон В старом замке Або (Финляндия) жил старый домовой. Дружил он лишь с домовым из кафедрального собора и старым привратником замка Маттсом Мурстеном, с которым познакомился,...
  18. А. фон Шамиссо Удивительная история Петера Шлемиля Германия, начало XIX в. После долгого плавания Петер Шлемиль прибывает в Гамбург с рекомендательным письмом к господину Томасу Джону. В числе гостей он...
  19. Р. Акутагава В чаще Рассказ японского писателя Акутагавы Рюноскэ считается самым лучшим в мире рассказом из когда-либо написанных. Несколько человек рассказывают о произошедшем убийстве, все по-разному, и читателю трудно установить,...
  20. В шесть лет мальчик прочитал о том, как удав глотает свою жертву, и нарисовал змею, проглотившую слона. Это был рисунок удава снаружи, однако взрослые утверждали, что это шляпа. Взрослым всегда...

.
Краткое изложение Мысли

Привет, с вами снова Павел Ямб!

Если вы пишете статьи, значит, нужно уметь излагать свои мысли ясно и по сути. Как достигнуть необходимой ясности, из каких трех важных составляющих состоит качественный текст, мы и поговорим сегодня.

Главное — идея

Чтобы четко сформулировать идею, нужно либо быть ребенком, либо иметь серьезную базу знаний. Незамутненный ум ребенка сразу и часто без привычной взрослым дипломатичности выхватывает суть происходящего. Истории из жизни, когда малыши ставят родителей или других людей в неловкое положение, наверняка вам знакомы.

Отец и ребенок лет пяти едут в набитом троллейбусе. Холодная погода, окна запотели. Мальчик начинает тереть стекло так, что оно визжит под пальцами. Отец делает замечание, ребенок не реагирует.

— Сколько раз тебе можно говорить?! – взрывается он. — Говорю, говорю, а ты все равно не слушаешь!

— А мама тебе сколько говорит в ванну не писать, а ты все равно писаешь! – громко парирует мальчик.

Образованный и начитанный человек точно так же проводит аналогии и выхватывает суть событий – правда, он уже различает, что и когда можно говорить, а от чего лучше воздержаться.

Поэтому первое и самое главное условие успешного формулирования мысли – основная идея. Без нее это будет просто поток сознания.

Бывает так, что даже идея есть, однако проблема в подаче. В этом случае три необходимых условия – три кита», – помогут донести ее до читателя или слушателя:

  • четкость и простота мысли;
  • структурированность;
  • факты.
  • Мирру мир и …

Проясняем при помощи слов

Четкость выражения на пустом месте не возникнет. Чтобы правильно подобрать слова, нужно знать их достаточное количество. Синонимы, смысловые оттенки – все это приходит в нашу речь с наличием достаточного словарного запаса.

Для сравнения: толковый словарь Даля состоит из 200 тыс. слов. Словарь человека с высшим образованием примерно равен 10 тыс. слов, а эрудит использует не более 50 тыс. Пассивный словарный запас, конечно, больше. Вот интересный тест: http://www.myvocab.info/ Мой пассивный словарный запас составляет, согласно этому опроснику, 58 тыс. слов. А ваш?

Уверенность в собственном знании тоже немаловажный фактор. Человек неуверенный и неграмотный будет стараться скрыть пробелы в знаниях заумными фразами. Тот, кто знает и уверен, наоборот заинтересован в доступности и понятности своих идей. Однако следует остерегаться путать простоту с примитивизмом, а элементарное владение материалом с заумностью. Даже объясняя основы квантовой физики детям, едва ли можно избежать какого-то количества терминов:

Хотя идея подана изящно: наглядно и просто.

Структура – основа для понимания

Важность структурированной подачи мыслей, надеюсь, объяснять не нужно. Как научиться структурировать свои мысли? Составляйте план сообщения, которое хотите сделать. Определяйте, о чем говорить или писать в первую очередь, как развивать мысль в дальнейшем. От простого к сложному или от сложного к простому – как вам больше нравится. Однако последовательная подача информации – наш «второй кит» ясного и четкого изложения своих мыслей. Потом, когда придет опыт, этот план можно просто держать в голове. Четкая структура сообщения сразу покажет, что его делает мастер, который умеет грамотно преподнести идею.

Факты на стол

«Третий кит», на котором держится ясное мышление – факты. Придавайте вес своим сообщениям подтвержденными фактами, реальными примерами, они вызывают доверие. Например, книги Дейла Карнеги наполнены примерами из жизни разных людей – от выдающихся личностей до никому не известных его учеников, друзей, родственников и знакомых. А он давно стал настоящим классиком методик самосовершенствования.

Кроме того, благодаря фактам становится яснее, какую идею автор хочет донести до читателя или слушателя.

Нужно ли это умение в повседневной жизни? Конечно, если вы хотите повысить качество общения с другими людьми.

Если спор заканчивается ссорой или дракой, значит, никто из участников не смог четко и ясно выразить свою мысль. Мастерству дискуссии, как и многому другому, можно и нужно учиться. Однако все нам подвластно, если мы только ставим такую задачу. И я уверен, у вас все получится!

По способу передачи содержания текста различают три вида изложений: подробное (развёрнутое, близкое к тексту), сжатое и выборочное .

Подробное изложение текста предполагает последовательный его пересказ с сохранением языковых особенностей автора: характерных изобразительных средств, деталей, фразеологии и синтаксиса.

Сжатое изложение текста – это краткий пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла, опуская подробности. Необходимо сохранить только самое главное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей. Умение пересказывать содержание кратко – это необходимый навык для работы над текстом.

При написании выборочного изложения необходимо пересказать в соответствии с заданием не весь текст, а только выбранную часть, то есть воспроизвести какую-нибудь выбранную тему исходного текста: материал, связанный с определённым персонажем, событием, явлением.

При выборочном изложении нужно выделить в тексте отдельные темы, вычленить материал, относящийся к той или иной теме, построить высказывание на основе собранного материала и передать его подробно.

C1 ГИА 2012 – сжатое изложение

В настоящее время в контрольные измерительные материалы экзамена за курс основной школы включено задание С1, которое предполагает написание сжатого изложения содержания прослушанного текста. Экзаменуемые слушают аудиозапись прочтения текста (количество слов и в исходном тексте около 130). Объём сжатого изложения – не менее 70 слов. На выполнение данной работы, включая прослушивание исходного текста, отводится 90 минут. Из них 2,5-3 минуты (в соответствии с длительностью аудиозаписи) выделяется на первое чтение и прослушивание текста, 3-4 минуты – на осмысление выпускниками текста, 2,5-3 минуты – на второе чтение и слушание текста. Остальное время даётся на написание сжатого изложения. Рекомендуется оставить 15-20 минут отведённого времени на переписывание изложения в чистовик с черновика. За 10 минут до завершения работы напоминается о необходимости завершения написания изложения. По истечении 90 минут все выпускники сдают отдельные подписанные листы.

Как написать сжатое изложение

Выпускникам необходимо передать главное содержание каждой микротемы и всего текста в целом, сохраняя смысловую последовательность.

Микротема – тема каждой смысловой части текста, которая отражает часть общей темы, единой для всего текста.

Количество микротем в задании С1 ГИА по русскому языку – три. Важно помнить, что число микротем в исходном тексте должно совпадать с их количеством в сжатом изложении. Чтобы успешно справиться с заданием С1 ГИА по русскому языку, выполняйте следующие требования.

Как слушать текст первый раз

Во время первого чтения внимательно и сосредоточенно слушайте текст, выделяйте самое важное, мысленно делите его на смысловые части, чтобы понять, о чем говорится в каждой из них. Определить общий тему текста, его основную мысль, в соответствии с которой написаны отдельные части и весь текст, чтобы понять, зачем он написан.

Обратите внимание на опорные слова, обратите внимание на особенности повествования автора: какие слова являются определяющими, как в них отражается индивидуальный стиль автора.

Писать во время первого прослушивания текста не рекомендуется.

После первого чтения текста

После прочтения можно записать на черновике ключевые слова, оставляя между ними большие расстояния, чтобы позже дополнить свои записи.

Определите стиль текста и тип речи, обратите внимание на особенности построения текста, выделите его композиционный части: для повествования – начало событий, кульминацию, развязку; для описания – предмет речи и его значимые, существенные признаки; для рассуждения – тезис, доказательства, вывод.

Составьте подробный план текста. Необходимо выделить микротемы каждой части и озаглавить их. Запишите названия пунктов плана, оставляя место для записи опорных слов.

Как слушать текст второй раз

Во время второго слушания конкретизируйте первые впечатления от текста, по возможности внесите письменные исправления и дополнения в составленную схему текста. Определитесь с количеством абзацев в будущем тексте: необходимо соотнести отдельные части с опорными словами по смыслу для создания целого текста. Обратите внимание на логику авторского рассуждения и сравните её с составленным планом текста.

После второго чтения текста

Напишите черновой вариант сжатого изложения в соответствии с выделенными микротемами по отработанной схеме. Проверьте взаимосвязь микротем в частях текста.

Перечитайте текст, при необходимости подумайте над тем, что можно ещё сократить. Сделайте окончательные исправления и дополнения. Проверьте черновик два раза.

Перепишите сжатое изложение в чистовик. Проверьте не менее двух раз.

Краткий алгоритм написания сжатого изложения выглядит так:

1) делим текст на части;

2) выделяем те предложения, без которых нельзя обойтись, отсутствие которых приведёт к искажению смысла или его непониманию;

3) опускаем несущественный материал, без которого можно обойтись, отсутствие которого не отразится на понимании смысла текста;

4) при необходимости перестраиваем некоторые предложения: из нескольких предложений составляем одно (то есть сжать их).

Существует несколько способов сжатия текста:

1) исключение подробностей, деталей;

2) обобщение конкретных, единичных явлений;

3) сочетание исключения и обобщения.

Для сжатия текста обычно используются следующие приёмы:

1) исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения; сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

2) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты, предложений с описаниями и рассуждениями;

3) замена однородных членов обобщающим словом;

3) замена прямой речи косвенной;

4) разделение сложного предложения на сокращенные простые;

5) замена предложения или его части указательным местоимением;

6) образование сложного предложения путем слияния семантически схожих простых предложений.

Итак, главное, чему должен научится выпускник для успешного написания сжатого изложения, – кратко, в обобщенной форме пересказывать описанные в тексте факты, явления или события, глубоко вдумываться в содержание произведения, вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции.

Остались вопросы? Необходима помощь при подготовке к ГИА?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Красноречивость и высказывание мыслей «по делу» заставляет людей задумываться о вашей правоте, тем самым приближая вас к признанию общественностью.

Научиться правильно излагать свои мысли может любой желающий. Для этого, необходимо следить за витиеватостью слога, грамотностью и даже за интонированием своих высказываний.

Строим предложения правильно

Первым кирпичиком в фундаменте здания под названием «как научиться красиво говорить» лежит четкое и грамматически верное построение предложений. После освоения данной премудрости, новоиспеченный оратор сможет производить стилистически правильные предложения, при этом, не задумываясь, каким образом это получается.

Скорее всего, в начале обучения, генерировать семантически верные конструкции на лету будет немного затруднительно. Поэтому, прежде чем выступить с запланированным докладом, лучше записать базовые сентенции на бумаге – таким образом, вам будет проще генерировать свой спич.
Занимаясь подготовкой речи, проанализируйте:

  • интересные мысли,
  • выражения и словоформы, которые приходят вам на ум.

Законспектируйте полученную информацию, это облегчит вам дальнейшую работу.

Так, одним из рабочих методов выработки навыка красивой устной речи является ведение дневника. В него записываются события, произошедшие с человеком за день. С одной стороны, данный метод помогает упорядочивать мысли, с другой – учит красиво их выражать и, в следствии, помогает научиться красиво говорить.

Совершенствование тезауруса

Больше общайтесь с разными людьми

В том случае, если научиться красиво говорить – ваша цель, вам необходимо раз и навсегда осознать – чем шире ваш словарный запас, тем более витиеватой и интересной будет ваша речь. Для того, чтобы ваш тезаурус постоянно пополнялся, рекомендуется читать больше книг и, черпая из них незнакомые слова, изучать и запоминать их значение. То же самое можно проделывать и во время общения с людьми.

Чем больше слов вы знаете, тем разнообразнее станет ваш круг общения, ведь вы сможете поддерживать беседу с представителями разных профессий и социальных слоев. Именно так, благодаря практике общения и чтению вы значительно расширите свой лексикон и сделаете спич более витиеватым.

Для пополнения словарного запаса, специалисты рекомендуют читать сложные книги с обилием незнакомых слов. Таким образом, можно добиться потрясающих результатов в довольно короткий срок.

Чтение классических произведений – залог грамотной и красивой речи

Читайте книжки

Всем давно известно, что научиться красиво говорить людям помогают классические литературные произведения – не зря ими восхищается весь мир. Помните, что не каждое чтиво полезно для формирования грамотной речи. Так, читая бульварную прессу или посредственные женские романы, вам никогда не овладеть Вергилиевским слогом. И наоборот, читая классическую литературу – Пушкина, Достоевского, Толстого – человек складывает в копилку драгоценные речевые обороты, которые наверняка пригодятся при ведении беседы или декламации речи.

Помните, что писатели и поэты призваны не только развлекать людей и дарить им ощущение прекрасного. Именно им под силу сделать из косноязычного человека оратора мирового масштаба. Запомните, что грамотно поставленная речь напрямую зависит от чтения.

Тем не менее, не стоит замыкаться исключительно на классике – на сегодняшний день, существует огромное количество современных писателей, внедряющих в письменное слово свой, неповторимый и ни на что не похожий стиль. Милорад Павич, Борис Виан, Ричард Бротиган – их творчество пронизано сказкой, их слог буквально можно ощутить. Читая качественную литературу, вы заметите, что, со временем, ваш спич станет более интересным, насыщенным синонимами и метафорами. Теперь уже к вам потянутся люди с просьбой научить их красиво разговаривать.

Техника ведения публичных диспутов

Чтобы научиться красиво разговаривать, следует определить для себя несколько моментов. Во-первых, для чего вам необходим красивый, поставленный разговор? Хотите ли вы просто соответствовать своим друзьям, общаясь с ними на равных, или же ваша цель – стать профессиональным оратором, способным завести толпу?

Разные цели требуют разных средств. Так, общение с несколькими друзьями никогда не сравнится с ораторской работой для огромных аудиторий. Даже будучи человеком с прекрасно поставленным спичем, прежде чем идти на встречу с большим количеством людей, будь то митинг или концерт, необходимо продумать каждую фразу до мелочей и записать результат, на случай, если вы поддадитесь волнению или забудете, что хотели сказать.

Конечно, планировать выступления такого рода необходимо заблаговременно. К тому же, после создания идеальной зарисовки, следует периодически ее перечитывать – возможно, вам захочется что-то добавить или поменять. Помимо прочего, занимаясь вычиткой своего спича, вы, наверняка, отыщете в нем несколько ошибок, которые стоит исправить.

Роль жестикуляции и мимики в построении монолога

Поняв, как красиво общаться, вы, непременно, заметите, что даже самый красивый спич будет сухим и неинтересным без использования мимики и жестов. Так, чтобы быть уверенным в том, что ваши ораторские данные действительно хороши, стоит попрактиковаться возле зеркала и понять, в чем ваши сильные стороны, а что вы, наоборот, делаете не так.

Вначале ваши жесты будут выглядеть несколько смешно, но, оттачивая практику, вы поймете, что стоит убрать из процесса, а какие моменты выглядят ярко – их лучше оставить. Не стоит считать, что идеальным решением станет неправдоподобная, натянутая улыбка, которая станет вашим спутником на протяжении всего монолога. Помните, что люди чувствуют фальшь, и чем естественнее вы будете выглядеть, тем лучше вас воспримут. Практикуясь у зеркала достаточно долго, вы, непременно добьетесь ощутимых результатов.

Как и в любом деле, в ораторском искусстве важна мотивация. Будьте настойчивы, помните, что разу техникой грамотного изложения мыслей вам не овладеть.

Красота речи – в ее уверенности

Некоторые люди не могут четко и ясно излагать свои мысли не по причине нехватки знаний или недостаточной словарной базы, иногда причина кроется в банальной стеснительности. Если вы заметили, что данная проблема касается вас, стоит, в первую очередь переступить внутренний барьер и перестать бояться людей. Если вы уже научились излагать свои мысли в семейном кругу или своему зеркальному отражению, это не означает, что вы не стушуетесь перед большим количеством людей. Практикуйте самоконтроль и, со временем, вы сможете .

Выделяйте главные моменты

Конечно, разнообразие деталей в вашем монологе – момент положительный, однако, иногда, ваш собеседник просто может потерять нить. Вспомните слишком затянутые литературные произведения – не возникало ли у вас желания отложить книгу на дальнюю полку только из-за того, что кульминация никак не настанет? Так обстоят дела и при построении монолога.

Помните, что даже самая интересная информация, поданная занудно, лишается всякого смысла и лишает собеседника интереса. При создании речи, руководствуйтесь главным правилом – оговаривайте самые важные и интересные постулаты, опуская, при этом, незначительные подробности, о которых собеседник, при желании, спросит сам.

  • в общем,
  • как бы,
  • это самое,
  • типа,
  • короче.

Избавится от них поможет диктофон, на который вы можете записать часть своего монолога и, прослушав ее, выделить собственные вставные слова, которые вас преследуют.

Не имеет значения, что именно вы подвергнете записи, ведь наша цель – выявление лишних слов в самом процессе. Многие люди, начав записывать себя на диктофон, просто поражаются количеству ненужного мусора, вылетающего из их уст.

Помните – человек, выражающий свои мысли красиво и правильно, всегда выделяется из масс, ему начинают подражать, он буквально становится идеалом в плане коммуникации.

Не стоит забывать и о том, что высокопарное общение – прекрасный процесс, но уместен он далеко не всегда. Стоит разграничивать круги общения, понимая, где вы находитесь в конкретный момент времени и с кем ведете диалог. Иногда, для того, чтобы добиться понимания, стоит начать общение с людьми на том языке, который им понятен в большей мере.

Также, запомните два необходимых момента, которые должны присутствовать при ведении дискуссии или простой дружеской беседы. Речь идет о самоконтроле и сохранении самообладания.