Мы не сможем понять, что такое аскезы в благости – если не начнем осознавать, а что такое аскетизм вообще.

Вы знаете, еще не так давно, я относился к этому понятию и словосочетанию очень насторожено и с высокой долей иронии.

Наверное, в Вашей голове тоже предстают разные образы из кинофильмов, в которых монахи проводят аскезы в благости. Но, что же это на самом деле такое.

Все дело в том, что не важно, как вы сейчас относитесь к понятию «аскезы в благости» — вся суть в том, что вы постоянно их практикуете. Правда, не всегда в благости. Ну например, как это может отразится на Вас и повлиять на .

Вас попросили помыть посуду или накрыть стол для гостей или еще что – то. А Вы так не хотите этого делать, что Вас просто передергивает от мысли, что Вы сейчас должны будете потратить свои усилия и свое время на то, чтоб все таки пойти и сделать то, о чем Вас попросили.

И, наконец, собрав свои силы, вы все таки идете и, скрипя зубами, делаете порученное Вам дело. Таким образом, Вы боритесь с Вашим внутренним «Я», в результате чего приносите пользу окружению. Да плюс еще и труд всегда облагораживает каждого человека.

В результате, можно сказать, что любое Ваше действие, которое выводит Вас из чувства равновесия или комфорта и есть проявление аскез. И хочу Вас заверить, что большинство из Вас в разной степени проводит их над собой.

Теперь давайте разберем, что же такое аскезы в благости и зачем и кому они нужны? Скажу сразу, что это деятельность, которая направлена на максимально быстрое ваше развитие как духовной и полноценной личности.

Также, эта деятельность очень сильно влияет на . Это означает, что делая определенные действия – человек может развить в себе такие качества характера, что все люди будут хотеть общения и дружбы с ним.

К примеру, если правильно начать такую деятельность, со временем, человек может развить в себе такой положительный характер, что даже если он придет устраиваться на работу – его возьмут не потому что он хорошо разбирается по своей специальности, а потому что он просто хороший человек.

И, если Вы не один раз устраивались на работу, Вы могли заметить, что некоторых людей берут на работу просто с ними поговорив и даже не читая особо его резюме и не смотря на уровень его знаний.

И нам, чтобы начать двигаться в правильном направлении – необходимо начать аскезы в благости, в основном, состоящие из трех практик. Первая практика – это постоянная внутренняя работа.

Она направлена на то, что Вы учитесь полноценно уважать и внутренне поклоняться своим родителям, своему духовному наставнику, а также выполнять молитвенную практику. Следующая практика – это серьезный контроль над своими мыслями и словами.

В первобытные времена нашим предкам приходилось прикладывать колоссальные усилия для выживания, что внедрило в человеческую природу многие негативные черты, например, ненасытность. Сегодня для подавляющего большинства вопрос выживания утратил свою прежнюю значимость, однако оно продолжает мыслить пороком безмерности, который на заре человечества спасал наш вид от вымирания, позже наращивал жирок на боках его представителей, а сейчас сковывает свободу мышления устаревшими инстинктами.

Чтобы сбросить эти оковы и переформатировать мировосприятие на современный лад, нужно сознательно себя ограничивать до обретения полной самостоятельности, чего может вовсе не произойти, однако именно аскетическое воздержание от избытка делает нашу жизнь осмысленной, организовывая отношения с действительностью должным образом и развивая умственный потенциал. Разумный аскетизм в жизни имеет много плюсов и практически не одного минуса.

Материальные ценности и вредные привычки

Аскетическое мировоззрение строится вокруг внутреннего мира, а не внешнего, однако они прочно связаны между собой, например, временем. Люди, которое интегрированы в современный темп жизни, не могут позволить себе времязатратный старомодный быт, благо, прогресс перенял большинство хлопот столетней давности на себя. Несмотря на несомненную пользу одной техники, другая норовит нас подчинить. Если зависимость от стиральной машины или пароварки избавляют вас от чисто механической работы, то что вам дает зависимость от интернета? Она мастерски пускает вашу жизнь по ветру.

Вы замечали, сколько времени вы проводите перед экраном монитора? Вряд ли, поскольку компьютер стал обыденностью, на которую трудно обратить внимание. Попробуйте подсчитать, какую часть дня он забирает, и вы сами удивитесь, но дело не в этом. Если вы попытаетесь вспомнить, что вы делали, бороздя виртуальные просторы, вы наверняка разочаруетесь, поскольку вы не задумывались о продуктивности работы с компьютером.

Для того чтобы улучшить качество жизни, каждое занятие должно приносить максимальную выгоду, которая является сочетанием положительных впечатлений и интеллектуальной активности; в случае с непродуктивным расходованием времени первые вытесняют вторую, остатки которой замещаются глупым бездействием. Видео с котиками приносят массу положительных эмоций, однако польза от их просмотра оканчивается тогда, когда они забирают время на чтение. А как насчет общения? Вы действительно общаетесь с «друзьями» в социальных сетях или просто часами перестреливаетесь бессмысленными фразами после двух минут нормального диалога? Может, лучше воспользоваться телефоном?

Баланс качества жизни поможет привести в норму аскетизм, конечно, не без жертв с вашей стороны. Неконтролируемое взаимодействие с объектом увлечения, а другим оно практически никогда не бывает, оборачивается зависимостью, и если вы считаете, что вас это не коснулось, попробуйте обойтись без любимого занятия хотя бы неделю.

Аскетизм в жизни не рвет связь с материальным миром, он повышает ее полезность до предела, однако совершенно точно он ратует за независимость от мира, в чем и заключается идея максимальной продуктивности. Это произойдет сразу же после того, как вы преодолеете свои зависимости, и как бы ни была сильна помощь со стороны, главный стимул исходит изнутри. Набравшись смелости, выбирайте себе врага, без которого вы уже не представляете своего существования, и старайтесь его преодолеть. Быстрый результат в этом деле почти невозможен, поэтому не отчаивайтесь, если вредная привычка положит вас на лопатки, главное, чтобы вы не перестали сопротивляться. Представьте себе конечную цель – ни одна вещь больше не властвует над вами, наоборот, это он покоряется вашей воли: вы можете потратить на видеоигры три дня по семь часов, после чего не будете возвращаться к ним несколько недель, вы не грызете локти, когда проходите мимо ларька с сигаретами, вы будете просыпаться в соответствии с требованиями окружения и здоровья, а не засиживаться допоздна.

Так же, как мы угнетаем интеллектуальный механизм бездействием и непотребным топливом, страдает наша психологическая сущность, которая не избавляется от своих недостатков самостоятельно. Характер поддается формированию, поэтому в наших же интересах очистить его от негативных проявлений и усилить положительные черты, в чем снова поможет аскетизм.

Для того чтобы побудить себя к переменам в лучшую сторону, нужно посмотреть на себя со стороны, поскольку человек далек от объективных оценок собственной личности, поэтому, самоограничивая себя, он очень удивляется тому, как много заставляет действовать его против воле логики, в том числе характер, который со стороны кажется нерациональным, если не парадоксальным.

Психологический аскетизм ставит такую же задачу, как и материальный: добиться максимально результативного взаимоотношения с окружением посредством очищения и улучшений деталей механизмов мировосприятия. Отстранитесь от вашей личности на определенное время и понаблюдайте за тем, как проявляется ваш характер. Большинство его негативных черт будет легко заметно на контрастном фоне положительных результатов воздействия с окружением, например, если вас что-то разозлит, вы потеряете самообладание и еще долго не сможете прийти в себя, что явно не вписывается в картину продуктивности. Однако не все из них очевидны. Чтобы распознать остальные, посмотрите на свое поведение глазами других людей и напрямую спрашивайте их о том, какие недостатки они замечают, если вы найдете смелость их признать. После этого вы передаете контроль над собой силе воле, которая попытается искоренить пороки мышления по старой схеме – 1) вы предотвращаете момент несдержанности; 2) спрашиваете себя, правильно ли вы поступаете; 3) вступаете борьбу с зависимостью или привычкой, которые противятся рациональному решению; 4) повторяете предыдущие пункты до избавления от зависимости, после чего принимаетесь за новую.

Выводы

Аскетизм учит трем вещам: как ценить то, что имеешь, как им пользоваться и к чему нужно стремиться. Напишите в одну колонку все, что вы хотите, а во вторую то, без чего не можете жить, что делает вас счастливым прямо сейчас и что вам нужно для работы – это противопоставление раскроет глаза на то, чем вы богаты и чего не хотите замечать. Составьте список пороков – он покажет то, что мешает вам жить так, как вам хочется, и если вы избавитесь от них, вы научитесь обращаться со здоровьем, временем, мыслями, деньгами и прочими ресурсами как подобает. Но быть аскетом не вынуждает отказываться от всего, просто такой образ жизнь помогает сконцентрироваться на духе; многие миллионеры пользуются «мыльницами» вместо ювелирных телефонов или смартфонов и обедают дома, а не в дорогих ресторанах. Вернитесь к колонке ваших желаний и напишите напротив каждого альтернативу, например, дорогой машине соответствует посредственная, зато карьеру мечты трудно заменить чем-то. Так вы четко обрисуете объективные цели, но как их достичь – это уже совершенно другая история.

АСКЕТИЗМ (греч. askeo - упражняюсь) - принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельно возможной воздержанностью в удовлетворении потребностей, «умерщвлением плоти», отказом от земных благ в целях достижения морального или религиозного идеала. Первоначально, в Древней Греции, аскетизмом называли упражнение в добродетели. Теоретическое обоснование аскетизма получил в религиозных учениях Древнего Востока, особенно в Индии, затем у Пифагора. В раннем христианстве аскетами именовали тех, кто проводил жизнь в уединении и самоистязании, в постах и молитвах. Раннехристианский и средневековый идеал аскетизма изменился в период Реформации. Протестантизм выдвинул требование «мирского аскетизма». К аскетизму призывали ранние крестьянские и пролетарские движения. Это было формой протеста против роскоши и праздности господствующих классов. Марксистская этика рассматривает аскетизм как неразумную и неоправданную крайность, как следствие неверных представлений о моральном идеале и пути к нему. Однако марксизм осуждает и другая крайность - невоздержанность в удовлетворении потребностей, сведение жизни к погоне за наслаждениями...

Аскетизм (Василенко, 1996)

АСКЕТИЗМ (от греч. askesis-упражнение) - термин стоиков и других древних философов для обозначения системы практических мер, направленных на обуздание порока и укрепления добродетели. Это меры самоограничения и воздержания, благодаря которым человек преодолевает себя, духовно возрастает в познании Высшего и достигает полнокровной духовной жизни. Цель аскезы-бесстрастие (апафея), но критики философского аскетизма отмечали, что главная страсть-гордость (гордыня)-остается незатронутой, что аскетизм, не просветленный христианской любовью, может соблазниться ожесточением сердца.

Аскетизм (СИЭ, 1961)

АСКЕТИЗМ (от греч. askntns - приобретший навыки). Стал известен в древности как воздержание, полное или частичное, от удовлетворения некоторых потребностей человека - в пище, одежде, сне, половой жизни, отказ от развлечений, опьяняющих напитков и т. д. В Древней Греции такое воздержание широко практиковалось атлетами в период состязаний в целях воспитания большей физической выносливости организма. В дальнейшем аскетические требования часто выдвигались угнетенными классами в их борьбе против богатых, эксплуататоров.

Аскетизм (Маслин, 2014)

АСКЕТИЗМ (аскеза, от греч. ackesis - упражнение, подвижничество) - принцип поведения, основанный на ограничении пользования земными благами для достижения христианского нравственно-религиозного идеала, а также связанная с ним система взглядов, духовно-телесных упражнений. В Киевской и Московской Руси аскетизм определил развитие отечественного любомудрия, что дало повод Бердяеву признать «аскетически-монашеское православие» одним из кардинальных начал «формирования русской души».

Аскетизм (НФЭ, 2010)

АСКЕТИЗМ (от греч. ἀσκητής – упражняющийся, подвижник) – метод нравственного совершенствования и духовного возвышения человека посредством регуляции им своих телесных и душевных побуждений, а также соответствующая практика, т.е. собственно аскеза. Как нравственный принцип аскетизм противоположен гедонизму. Слово «аскетизм» восходит к греческому ἀσκήσω, означавшему искусную обработку грубых материалов, их украшение; производное от него ἀσκησις означало упражнение, первоначально атлетическое, приготовление к определенной деятельности. Соответственно «аскетами» называли атлетов.

Аскетизм (КСА, 1987)

АСКЕТИЗМ (от греч. askesis - упражнение, подвиг) - отказ, отречение от жизненных благ, удовольствий, искусственное подавление в себе естественных желаний и побуждений. Проповедь аскетизма характерна для большинства религий. По утверждению православных авторов, аскетизм - „основной закон жизни христианина", без чего немыслимо „нравственное христианское совершенство". Именно поэтому „подвиг" отшельничества, монашества, бегства „от мира", подавления „плотских вожделений" всегда рассматривался в христианстве как „высочайший из подвигов".

Аскетизм мирской

АСКЕТИЗМ МИРСКОЙ - нравственный идеал, специфичный для протестантизма и вытекающий из учения о мирском призвании верующего. Аскетический идеал средневекового католицизма прославлял как высшие добродетели уход от мира в монастырь, истязание плоти и т. д. Напротив, согласно учению М. Лютера, Ж. Кальвина и др. реформаторов, для того чтобы спастись, нужно жить в мире, доказывая своей практической деятельностью свое избрание, и одновременно чувствовать себя внутренне отчужденным от мира.

Аскетический идеал

АСКЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ (ASCETIQUE, IDEAL -). По Ницше, порождаемый злобой и недобросовестностью идеал реакционных сил, способных существовать только против кого-то или чего-то. Аскетический идеал преображает страдание в кару, существование в виновность, смерть в спасение, наконец, волю к власти в «волю к уничтожению». Это триумф нигилизма - стремление спасти жизнь путем ее отрицания. По мнению Ницше, именно этот идеал торжествует в христианстве, а также во всех бледных атеистах и духовных рахитах, которые «все еще верят в истину» («К генеалогии морали», III).

Прежде чем заняться духовной практикой, необходимо понять, что такое аскеза. Это инструмент осознанного самоограничения, благодаря которому человек достигает нравственной, эмоциональной и телесной чистоты. Ее цель – укрепление связей с Божественным началом.

Виды аскезы

Духовные практики, основанные на жестком контроле своих мыслей и действий, существуют во всех религиях мира. Условно их можно разделить на три вида:

Аскеза тела

Человек соблюдает посты и сознательно ограничивает себя в пище, делая выбор в пользу простых продуктов. Необходимы посильные физические нагрузки, участие в паломнических турах, содержание в чистоте тела и одежды, укрощение различного рода телесных страстей и чрезмерных желаний. Важно помнить, что главная цель этой аскезы – не физические муки ради духовной идеи или славы, а выработка силы воли и навыков самоконтроля. Изнурительные диеты, которыми часто злоупотребляют женщины ради стройной фигуры и увлечение мужчин тренажерами только с целью накачки мышц, также не имеют ничего общего с аскетизмом.

Аскеза речи

Быть правдивым, воздерживаться от критики и осуждения, ни злословить, ни шептаться за чужой спиной, терпеливо выслушивать собеседников и оппонентов. Совершать аскезу речи – означает научиться уходить от скандалов и споров, а также не докучать своими нравоучениями и привычкой навязывать разговор тем, кто не готов выслушать и принять сказанное. Особенно стоит воздерживаться от желания обратить собеседника в свою веру, подчеркивая личностное преимущество или обретение более высокой духовности.

Уход от чрезмерного многословия – важный урок для женщины.

Аскеза ума

Аскеза ума усиливает контроль в эмоциональной сфере, усмирение гордыни. Совершать эту аскезу помогает анализ личных поступков и их трансформация. Непревзойденным инструментом для этой цели является – система Турбо-Суслик. Ее можно . Эта система экологично очищает ментальное пространство практикующего, устраняя все не нужное, старое и мешающее.

Например, избавляет от: негативных эмоций и состояний, ограничивающих убеждений, эмоциональных травм, комплексов, вредных установок и многого другого. Такая зачистка положительно отражается на внутре

Как совершаются аскезы?

  • Уважительное отношение к родителям и старшим людям – первое условие благости.

В древних духовных практиках говорится, что человеку, нарушающему этот закон, трудно достичь успеха в обществе. Здесь огромную роль играют установленные взаимосвязи. Мать не может рассчитывать на хорошее отношение к себе дочери, если она плохо относилась к своей матери. Женщины не достигнут должного внимания мужчин, если не почитают отца. Как сын относился к матери, так точно с ним будет обращаться жена. Нелюбовь к отцу приводит к проблемам с начальством.

  • Соблюдение внешней и внутренней чистоты – еще одна грань аскетической жизни.

Первое условие выполнить несложно. Для этого достаточно ежедневно принимать прохладный душ, который приводит в порядок мысли и следить за опрятностью одежды. В то же время ледяное омовение и все формы длительного закаливания могут привести к постепенному истощению организма.

Сохранение на должном уровне внутренней чистоты – непростая задача, поскольку избавиться от разного рода осуждений и злословия очень непросто. Совершать эту аскезу следует путем освобождения от негативных мыслей, касающихся и конкретных людей, и жизненных ситуаций в целом. Если человеку не хватает желания или силы воли сознательно избавиться от такого рода скверны, то в его душе остается тяжелый осадок, который будет постоянно подталкивать к разговорам о плохом.

Решить эту проблему помогает простая тренировка. Желание негативно высказаться о ком-то, следует отложить на завтра. И так до тех пор, пока соблазн не исчезнет совсем. Неумение совершать аскезу приведет к потере репутации в обществе, даже если человек внешне кажется благонравным.

  • К позитивным формам проявления аскезы относится и такое качество, как простота.

Это особая благость, когда мудрый образованный человек остается доступным и не выставляет напоказ свои знания, подчеркивая преимущество над другими. Только доступность позволяет нам видеть свои недостатки, накопление которых способствует деградации личности. Приобретенные знания обнуляются отсутствием простоты, потому что разум в невежестве базируется на гордыне и ложном эго.

Стоит также помнить, что простота умного и примитивизм глупца – разные вещи. Если человек навязчив, ведет себя напыщенно в дружеской компании или фривольно в деловой обстановке, то такое поведение вряд ли можно назвать позитивным.

  • Целомудрие, исключающее сексуальную жизнь вне брака, – также важный аспект аскезы.

Его нарушение приводит к безвольности. Вступив с кем-то в сексуальные отношения, мы автоматически принимаем на себя часть его судьбы и кармы. Очистится от неблагонравного поступка можно, но для этого потребуется немало усилий и времени. Знание последствий остужает такого рода помыслы.

  • Неприменение насилия – путь к духовной жизни.

Бывает три типа проявления такого рода негатива – действием, словом и в мыслях. Все они приводят к потере свободы выбора. То есть человек попадает в рамки определенных ограничений и не может из них вырваться, становясь ведомым судьбой. Совершать такого рода аскезу, значит предоставить легко, без обиды и с любовью свободу действия другому человеку. Только так можно позитивно повлиять на его разум, подтолкнув к пересмотру личностного поведения и жизненной позиции. Причем этот процесс обоюдный. Позволяя другому быть свободным в выборе, мы очищаем свое сердце, становясь более авторитетным советчиком для того, кто раньше не разделял нашу позицию.

Аскеза, предназначенная для женщин

Астрологи утверждают, что на жизнь женщины оказывает заметное воздействие Луна, а на поведение мужчин – Солнце. Отсюда их разность. В первом случае речь идет об эмоциональной и психической сфере, во втором – об активной энергии физического плана, где ярко проявляется действие, страсть, грубая сила. Совершая аскезы, предназначенные для мужчин, женщины вряд ли будут чувствовать себя комфортно. И наоборот, усиление утонченной женской природы через определенные ограничения принесет им большую пользу.

К аскезам женщины должны относить осторожно. Продолжительное голодание может привести не только к потере внешней привлекательности, но и здоровья, потому что есть риск получить сбой в работе гормональной сферы. К аналогичному эффекту приводят и чрезмерные физические нагрузки, включая силовую гимнастику и обливание холодной водой. Умеренность во всем – главное условие аскезы для женщины.

Забота о своей семье и родителях, помощь тем, кто в ней нуждается, содержание дома в чистоте и порядке, – ежедневный женский труд. Но к аскезе он может быть причислен только в том случае, если все эти действия женщины совершают с удовольствием и любовью.

Целомудрие – одно из главных проявлений женской благости.

Как совершать мужские аскезы?

Аскезы для мужчин направлены на формирование характера. Им периодически необходимо практиковать сон на полу, строгий режим дня, голодание. Полезно принуждать себя к аскетическому образу жизни и бороться с собой, если не хватает силы воли. Аскеза для мужчин включает в себя обливание ледяной водой на улице в любую погоду, ранний подъем, силовые физические упражнения.

Благоприятной для мужчин считается привычка ходить пешком, добровольное лишение себя различного рода материальных вещей, постоянная работа. Можно также направить аскезу на свою деятельность в целом. Занятие мужчин физической работой целесообразно дополнять утренней гимнастикой, а интеллектуальные занятия хорошо сочетать с дыхательными упражнениями, способствующими концентрации ума.

Истинные и ложные цели самоограничения

Аскеза – это средство, с помощью которого человек познает в себе Божественное начало. Однако, не все формы добровольного ограничения приносят пользу. Существует мнение, что определенное количество страданий, в рамках действия законов кармы, могут быть компенсированы равнозначной долей счастья. У мужчин, к примеру, нередко появляется желание карьерного и материального роста, а женщины подсознательно рассчитывают на выгодное замужество.

Совершать аскезы человека нередко толкает и гордыня. Главная опасность здесь состоит в том, что развив свои способности и умения до высочайшего уровня, практики могут ощутить себя обладателями силы и энергии божества. В результате обуреваемые страстью, они совершают аскетические подвиги ради самолюбования, славы и ложного геройства. Гордыня и эго берут верх, заставляя забыть главное предназначение духовного роста.

Чтобы избежать таких проблем, все достигнутые результаты следует посвящать Богу. А также осознанно подходить к пониманию того, что аскезы, совершаемые для собственного очищения, рано или поздно принесут пользу многим. Благостное состояние всегда притягательно и служит примером для других людей. Поэтому совсем необязательно обсуждать свои достижения с кем-либо, потому что конечный результат духовного и телесного очищения будет виден и так.

Решившись соблюдать аскезу, человек должен заранее определить ее временные рамки. Это очень важно, потому что желание ее продлить может свидетельствовать об укрепления эго, а соблазн завершить раньше отведенного первоначально срока, – об отсутствии силы воли. Одержимая фанатичность, как и потакание слабости, – яркий показатель аскезы не в благости.

Что дает на практике аскетизм?

Если аскезы совершать регулярно, то со временем можно прийти к впечатляющим результатам. Специалисты утверждают:

  • Умеренность является надежным механизмом сжигания кармы. Люди, совершившие грехи, получают шанс очиститься путем осознанного самоограничения и глубокого покаяния;
  • Аскеза в благости помогает накопить энергию тонкого плана, что приводит к развитию наших возможностей в широком понимании этого слова;
  • Прямым следствием внутренней дисциплины является получение различных благ – хорошая семья, достаток, успешная карьера, уважение, власть и т.д.

Лучшая аскеза – постоянное соблюдение Высших Законов и налаживание гармоничных отношений с Богом. Форму проявления такого рода благости каждый выбирает самостоятельно. Главное, чтобы подобная практика стала не разовой «акцией», а образом жизни. Только в таком случае аскетические подвиги принесут позитивные результаты и выведут на более высокий уровень духовного развития.

А скетизм - это инструмент саморазвития. Для правильного его использования важно понимать, как он работает, какие аскезы, как и когда практиковать, чтобы результат шёл во благо. Я начала соблюдать аскезы задолго до практики йоги, но не понимала, чем именно я пользуюсь, и что мне это даёт. Став преподавателем, и увидев аскетизм под новым для себя углом, я поняла, что , а никак не были инструментами развития. В данной статье я постараюсь разобраться в этом вопросе и обозначить важные моменты осознанной и ответственной работы с аскезами, ибо, как за любое действие в этой жизни за совершение аскез и наше отношение к ним, мы также несём ответственность.

Что такое аскеза?

Аскеза - это добровольное принятие дискомфорта (физического, психологического или любого другого), а также определённые усилия, которые мы к этому прикладываем. Важный акцент на слова «добровольное» и «принятие». То есть мы не страдаем и не рассчитываем на то, что это «зачтётся». Более того, мы спокойно и смиренно это принимаем.

Какими бывают аскезы?

Аскезы бывают разными. Йоги и буддисты выделяют 3 типа: аскезы Тела; аскезы Речи и аскезы Ума.

Аскезы Тела:

  • питание, способствующее духовному росту (саттвичное, неубойное, без интоксикаций),
  • умеренные физические нагрузки,
  • паломничества,
  • нахождения только в благостных местах,
  • чистота тела и одежды,
  • простота,
  • ненасилие (может быть аскезой речи и ума тоже), контроль страстей и пр.

Совершая аскезы для тела, важно помнить, что цель ни в коем случае не навредить телу и пострадать, а через аскезу научиться контролировать свои желания и чувства. Фанатизм и садо-мазохизм неуместны, более того, самоистязание не имеет с аскезой ничего общего. Здесь можно возразить и вспомнить массу примеров из жизнеописаний йогов, которые вытворяли со своими телами, с нашей точки зрения, именно садо-мазо. Я это объясняю разными уровнями духовного развития: что для нас аскеза, для них - естественное состояние, поэтому для действенного неудобства нужно что-то более изощрённое.

Аскезы Речи:

  • сатья (правдивость),
  • не критиковать,
  • не обсуждать,
  • не злословить,
  • не говорить плохо о ком-либо за спиной,
  • не перебивать,
  • не кричать,
  • не «насиловать» речью тех, кто не хочет слушать или не готов принять сказанное,
  • избегать споров,
  • не переубеждать никого ни в чём и не стремиться «перетянуть в свою веру, йога-кружок и т.д.».

Аскезы Ума:

  • контроль чувств и эмоций,
  • чтение Писаний и размышления,
  • джняна-йога,
  • самоанализ,
  • обуздание чувств,
  • усмирение гордыни,
  • покаяние (раскаяние),
  • почтительное отношение к людям,
  • проявление уважения и тому подобное.

Аскезы могут делиться на вынужденные и добровольные. Хотя, это не совсем верно. То, что можно назвать вынужденной аскезой - «отработка» кармы, и аскезой не является. Вынужденный дискомфорт и боль напоминают о неизбежности страданий в этом мире и необходимости работы над собой, добровольные помогают отработать или уменьшить долги будущего. Интересно, что не все добровольные пойдут на благо. Аскезы желательно совершать предписанные.

На мой взгляд, весьма показательной является история Гандхари - жены Дхритараштры из Махабхараты.

Образ царицы очень благочестив и скромен, как и предписано женщине, но страшная аскеза, на которую она себя обрекла, не была предписанной. Женщине надлежит спрашивать совета и разрешения у отца или мужа, ибо она находится под их защитой и пожинает плоды их деятельности. Гандхари из самых благих побуждений сострадания и желания понять слепого от рождения мужа обрекла себя на добровольную слепоту. Муж это воспринял как насмешку. Мудрецы также не одобрили сей поступок, ибо в писаниях он не упоминался и доселе не использовался, но, тем не менее, принимая во внимание благие мотивы, аскеза была разрешена Гуру династии, хотя и против воли мужа. Кармические связи трудны для понимания, так как нелинейны. Точно сказать, к чему привела данная аскеза, трудно. Но счастья в том воплощении у Гандхари не было - 100 сыновей родились с демоническими наклонностями, мужа не оставляла ни на мгновение и туманила его ум жажда власти, принося массу страданий его жене и подданным. А брат Шакуни считается главным зачинщиком боя на Курукшетре. Конечно, причиной не является одна лишь аскеза, но в непонятной до конца «многоходовке» всё играет роль.

В любом случае, аскеза - дело серьёзное и требует чёткого понимания цели и инструментария. Лучше пользоваться предписанными, по крайней мере, до тех пор, пока уровень личной практики и духовного роста не позволит видеть вещи глубже и сопоставлять действие с последствием.

Как и любой поступок, аскеза может совершаться в разных гунах - в страсти (раджас), невежестве (тамас) или благости (саттва). Зависит это, в первую очередь, от цели аскезы. Аскезы с целью духовного развития - это , с целью получения для себя материальных благ - в страсти, и аскезы с целью получения энергии для проклятия других - это уже невежество. Нужно различать аскезы для своего блага и на благо других. Это совершенно разные категории, однако, последовательность выполнения должна быть такой - сначала очищаем внутренним огнём себя, затем работаем на благо других.

Какие плоды от аскез мы можем получить?

  1. Сжигание кармы («Совершившие великий грех и остальные, совершающие недостойные дела, освобождаются от греха хорошо исполненным аскетическим подвигом» Ману-смрити, XI 240).
  2. Накопление тонкой энергии шакти (или тапаса) переработкой грубой энергии накопленных заслуг, что увеличивает жизненную энергию и повышает наш потенциал.
  3. Получение материальных или духовных благ - удачное замужество, благословение богов, деньги, сиддхи, могущество, власть, уважение и многое другое.

В соответствии с законом кармы, все события в мире сбалансированы между тем, что мы получаем и тем, что отдаём простым механизмом. Механизм этот известен как 3-ий закон Ньютона: «Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе, взаимодействия двух тел друг на друга равны и направлены в противоположные стороны». И если мы переживаем аскезы, то, согласно механизму кармы, это страдание должно быть компенсировано неким количеством «счастья», чаще всего исполнением желаний (выздороветь, выйти замуж, получить много денег и т.д.). «Вознаграждение» во многом зависит от уровня развития аскета.

Цель аскезы.

Цель должна быть чёткой и ясной. Иначе легко попасться на удочку Эго, и совершать аскезы ради самих аскез. При этом взращивая чувство собственного Я, параллельно «просвещая» всех и вся вокруг, и наблюдая за взлетом чувства важности, как собственной, так и совершаемых действий, привязываясь к результату и ещё крепче сжимая руки кармы на своей шее.

Видеть и понимать цель очень важно. Нам неизвестно, почему йоги Индии подолгу морят себя голодом, холодом и Бог знает ещё чем. Это другой уровень. И нет смысла практиковать такие вещи во имя Эго. Например, мы решаем совершить аскезу и 10 дней не мыться. Это серьёзная аскеза. Но какова цель? Ведёт ли это к повышению уровня сознания и духовному росту? В качестве примера приведу такую притчу:

Умер человек и попал на Божий суд и спрашивает Бога:
- Господи, что с долей моей? Я заслужил царствие небесное? Я ведь страдал! - с достоинством заявил человек.
- А с каких это пор, - удивился Бог, - страдания стали считаться заслугой?
- Я носил власяницу и вервие, - упрямо нахмурился человек. - Вкушал отруби и сухой горох, не пил ничего, кроме воды, не притрагивался к женщинам. Я изнурял своё тело постом и молитвами...
- Ну и что? - заметил Бог. - Я понимаю, что ты страдал - но за что именно ты страдал?
- Во славу твою, - не раздумывая, ответил человек.
- Хорошенькая же у меня получается слава! - усмехнулся грустно Господь. - Я, значит, морю людей голодом, заставляю носить всякую рвань и лишаю радостей любви?
Повисло молчание... Бог всё так же задумчиво взирал на человека.
- Так что с моей долей? - напомнил о себе человек.
- Страдал, говоришь, - тихо произнёс Бог. - Как тебе объяснить, чтобы понял... Вот, например, плотник, что был перед тобой. Он всю жизнь строил дома для людей, в жару и холод, и голодал порой, и часто попадал себе по пальцам, через это и страдал. Но он всё-таки строил дома. И потом получал свою честно заработанную плату. А ты, получается, всю жизнь только и делал, что долбил себе молотком по пальцам.
Бог на мгновение замолчал...
- А где же дом? Дом где, Я спрашиваю?!

Как совершать аскезы?

Кришна в Бхагавад-Гите говорит: «Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, что бы ни приносил в жертву или в дар, какой бы подвиг ты ни совершал, о Каунтея, - всё это совершай как приношение Мне!» (БГ 9.27). «Знай, что свершающие не предписанные святыми Писаниями жестокие аскетические подвиги ради самолюбования и с гордостью, в то же время одолеваемые половой страстью, привязанностями и насильственностью, неразумные, терзающие элементы, из которых состоят их тела, а также Меня, находящегося внутри их тел, - знай, что их решения демонические!» (БГ 17.5-6).

Самая главная опасность, подстерегающая любого аскета, состоит в том, что, получая шакти (тапас) посредством аскез, гордыня начинает «зашкаливать». Благодаря аскезам уважение к практику в социуме автоматически повышается, и Эго радостно потирает ручки. Без веры и без Бога внутри, аскезы превращаются в палача. Все результаты следует предлагать Богу и делать на благо всех живых существ (даже совершая аскезы для своего собственного очищения и духовного роста, необходимо понимать, что в долгосрочной перспективе это должно принести благо всем).

Поэтому важно не обсуждать аскезу с другими, не хвастаться, не выставлять напоказ, а лучше не говорить вообще про неё ни с кем, кроме как с Учителем (Наставником), если таковой имеется. На этот счёт есть замечательная притча:

Во времена Будды Шакьямуни жил один богатый царь, вознамерившийся поднести Будде и сотням сопровождающих его монахов несметные дары. Он пригласил их всех на особый праздник, который проходил в его саду. Много недель подряд царь подносил всем собравшимся бесчисленные дары в виде вкуснейшей еды, одежды и денег. По традиции того времени после совершения благого действия выполнялось посвящение заслуг, так что человек получал награду за свои дела. Когда грандиозное торжество подходило к концу, царь попросил о посвящении заслуг последних нескольких недель. Будда согласился выполнить его просьбу, но прежде чем сделать это, задал очень необычный вопрос: «Должен ли я за все твои материальные подношения и подарки совершить посвящение в твою пользу или в пользу того человека, который в действительности накопил наибольшую заслугу?».

Царь был сбит с толку. Он думал, что самая большая заслуга принадлежит ему, ведь это он организовал праздник и был столь щедр со всеми, однако ответил: «Разумеется, ты должен посвятить заслугу тому, кто её заслужил».

Тогда Будда посвятил заслугу старухе-нищенке, сидевшей у ворот сада. Собравшиеся были потрясены. Спутник Будды Ананда спросил его: «Почему ты посвятил заслугу от этого праздника нищенке, которая совершенно ничего не сделала, а не царю, который всё это оплатил?» Будда ответил: «Деньги потратил царь, а у нищенки нет и рупии, но она радовалась, что совершаются такие обильные подношения. Поскольку сама она ничего не давала, она не испытывала гордости. Царь был щедр, но самодоволен, восхищаясь собственными благими поступками. Заслуга старухи оказалась больше заслуги царя благодаря тому, что она была искренней и скромной».

Собираясь соблюдать аскезу, необходимо заранее спланировать продолжительность аскезы и следовать плану. Если появляется соблазн соблюдать дольше - вероятно, Эго укрепилось; если же наоборот появилось желание быстрее покончить с ней это показатель того, что сила воли слабая или внешние силы мешают. Фанатичность, равно как и потакание слабостям, показатель неблагой аскезы. Предписанные аскезы имеют определённое время входа-выхода согласно писаниям. Например, жительницы Индии соблюдают пост на Навратри - 9 дней и 9 ночей ограничений. И эти дни определены весенним и осенним равноденствием (существует летнее и зимнее Навратри, но их меньше празднуют). Также на постящегося может оказывать влияние планета, соответствующая конкретному дню недели во время соблюдения поста и других аскез. Например, экадаши выпадают на 11-ые лунные сутки, и время выхода чётко обозначено. Православные посты тоже имеют временные рамки и другие условия. То есть временной фактор важен как с точки зрения продолжительности, так и начала-окончания аскезы. Для себя я поняла, что хорошо бы следовать уже существующим предписаниям и не изобретать велосипед.

«Пост как приносит пользу тем, которые разумно к нему приступают, так и вредит неразумно его начинающим. Посему заботящиеся о пользе поста, должны беречься вреда его, то есть тщеславия». (Преподобный Марк Подвижник)

«Правила» выполнения аскез, которые я вывела для себя:

Во-первых, постоянство (признак саттвы). Как и любой другой аспект садханы, аскеза должна быть постоянной, если не предусмотрен конкретный период её выполнения.

Во-вторых, предложение результатов аскез Богу, и изначально делать это для Бога, другими словами, не привязываться к плодам. Стоит быть благодарными просто за возможность совершить аскезу, служить людям и двигаться на пути самосовершенствования.

В завершение хотелось бы сказать. Лучшая аскеза - следовать своей дхарме и налаживать отношения с Богом, каждое действие совершать беЗкорыстно и подносить плоды Всевышнему. Тогда кармические узелки будут постепенно уменьшаться, и жизнь будет проходить в благих аскезах. Вот что говорится в Ману-смрити про дхарму «Аскетизм для брахмана - приобретение священного знания, аскетизм для кшатрия - охрана народа, аскетизм для вайшу - хозяйственная деятельность, аскетизм для шудры - служение» (XI 236).

Пусть все живые существа будут счастливы!