Человек бессмертен благодаря познанию.
Г егель
Знание нужно, чтобы действие стало сокровищем.
Шихаб ад-дин
Знание - одна из немногих ценностей, которые присущи субъектам различных эпох и типов социальных обществ, несмотря на существенные расхождения в оценке других феноменов бытия. Это не означает, что само знание понимается всем человечеством в едином общезначимом смысле. Однако все эти смыслы проистекают из единого стремления привести в соответствие или гармонию внутренние образы и идеи с внешней реальностью. Для одних социальных групп знание может выступать инструментальной ценностью, дающей необходимые источники решения проблемы свободы, спасения, власти и проч., для других - оно выступает самоценностью или ценностью-целью как собственное воплощение Истины.
а) дуализм знаний и ценностей
Следует остановиться на рассмотрении одной методологической особенности этого вопроса. Традиционно знания определяются как важнейший компонент мировоззрения, составляющий некую «альтернативу» ценностям. Особенностью данного исследования является рассмотрение знания как ценности. Правомерно ли это? Если рассуждать с позиции этико-эстетической аксиологии, то - нет. Однако в рамках онтологического и экзистенциального подхода к пониманию аксиологических проблем такой анализ не только возможен, но и необходим. Знание выступает одной из ключевых ценностей индивидуального существования, позволяющих соединится онтологическому внешнему и онтологическому внутреннему бы-

тию, через поиск и усмотрение смысла. Знание - это, с одной стороны, присутствие мира в субъекте, а с другой - смысл, полагаемый субъектом в мире. Ценность, в отличие от знания, традиционно понимается как субъективность в негативном аспекте искажение реальности через индивидуальную заинтересованность, тенденциозность, эмоциональность. Это разделение является строгим, если ценность понимается сугубо как значимость, обусловленная переживанием. А.А. Ивин, например, различает споры о ценностях и споры об истине, показывая, что целью первых является победа собственного мнения, оценки, а целью второго - обнаружение истины, соответствие описания реальности. Автор поясняет это тем, что «споры об оценках, направляющих действие, не относятся к спорам об истине, поскольку оценки не являются ни истинными, ни ложными». Следует согласиться с тем, что споры об истине существенно различаются от мировоззренческих споров о ценностях, так как последние неизбежно опираются на субъективность аргументов. А если ценностью выступает сама Истина и она, в свою очередь, является целью спора?
Наш подход отличается обоснованием триединой сущности ценности, в структуру которой, помимо названных компонентов, входит и смысл (подробнее см. раздел «Структура ценности»), поэтому знание здесь выступает как поиск смысла внешней реальности и может быть рассмотрено с позиции отнесения к ценности. Следует отметить, что знание сущности процессов и явлений мира не рассматривается нами как тождественное их смыслу, однако первое служит основанием для обоснования второго. То есть знание природы света или структуры атома как ценности не является сопоставимыми с ценностями счастья или любви, так как лишены субъективного переживания. Но и эти знания о мире, тем не менее, являются ценностями для внутреннего бытия индивида, так как подводят его к пониманию смысла мировой целостности. Строго говоря, знания субъекта о мире выступают онтологической ценностью, позволяющей усматривать сущее и определять смысл, и, с другой стороны, знания оказывают влияние на этико-эстетические и социальные ценности, что замыкает этот своеобразный понятийный круг. Знание и истина выступают не этическими или эстетическими, но экзистенциальными и гносеологическими ценностями индивидуального бытия личности, позволяющими связывать внутреннее субъективное переживание с фактами внешней реальности. Выявление соответствия между ними или обнаружение истины становится моментом высшей значимости, даже для субъекта, мыслящего обыденно.
Наиболее близкими такому подходу являются аксиологические исследования Г. Риккерта. Изучение этой проблемы привело его к необходимости разъяснения дуализма научного знания, который состоит в «противоположности формы и содержания и субъекта и объекта». Всякое научное высказывание, в котором обнаруживается ценность истины, по его мнению, необходимо принимает вид суждения, утверждающего сопринадлежность формы и содержания. Аналогично обстоит дело с невозможностью снятия дуализма субъекта и объекта («субъект всегда должен противостоять независимому от него объекту, раз он вообще объективно позна- ет»). Таким образом, заключает Г. Риккерт, теоретическое созерцание никогда не достигает полного завершения, но остается в своеобразном отдалении от материала, который оно стремится постичь. Следовательно, субъект «переживает» свое единство с объектом, в котором и сосредоточена ценность. Ценности знания и истины Г. Риккерт называет логическими, которые отличаются от нравственных, эстетических и социальных тем, что в их «созерцании» субъект стремится к «овладению целостностью». Позиция Г. Риккерта характерна для неокантианства в целом и в то же время по-своему оригинальна. Ему удается увидеть не только ценностное основание научной философии, но и самой науки, которое сами ученые последовательно отвергают. Наука выступает в его определениях как область «между бесконечной целостностью и совершенной частичностью».
Отталкиваясь от традиции платонизма и полемизируя с Кантом, М. Шелер, в свою очередь, продолжает углублять проблему дуализма ценности и знания. Целью его рассуждений является доказательство априоризма эмоциональной жизни и, следовательно, ценностной сферы, которую он связывает исключительно с чувственностью и переживанием. Если Кант обосновывал априорность рационализма, то Шелер стремится доказать, что и область морали не является эмпирической по своей природе, но и не сводится к логике: «А именно, вся наша духовная жизнь, а не только предметное познание и мышление в смысле познания бытия - обладает «чистыми» - в их сущности и содержании независимыми от факта человеческой организации - актами и закономерностями актов. И эмоциональная составляющая духа, то есть чувства, предпочтения, любовь, ненависть и воля имеют изначальное априорное содержание, которое у них нет нужды одалживать у «мышления» и которое этика должна раскрыть совершенно независимо от логики». Хотя Шелер и упоминает «ценности познания», главное внимание он уделяет этическим ценностям, в основании которых видит трансцендентный априорный источник. Таким образом, несмотря на внешнее различение логического и ценностного суждения, Шелер показывает, что последнее лишено своей субъективной природы, которая и являлась причиной дуализма знания и ценности. Не разделяя в целом стремления Шелера найти трансцендентный источник высших нравственных ценностей и истины, позволим себе в дальнейшем опираться на предло-

женные им аргументы и выводы, касающиеся специфики духовной деятельности.
Если знания, с позиции традиционного мнения, выступают альтернативой ценности, то истина рассматривается как высшая ценность человечества, уже начиная с Конфуция и Сократа. Это противоречие имеет свое решение в контексте предлагаемого нами подхода. Истина обладает статусом ценностного абсолюта, поскольку дает власть субъекту над объектом, указывает на доступность реальности познанию. Знания же могут быть истинные, ошибочные и ложные, поэтому далеко не все они обладают ценностным статусом. С другой стороны, истина как символ и цель, а также знания как феномен и конкретность выступают выражением всеобщего и отдельного, целого и части, где первое стремится к пониманию смысла сущего в целостности и взаимосвязи, а второе - к соответствию реальности частных представлений и выводов. Целое - истина, большее, чем сумма его частей, характеризуется значимостью, которой могли быть лишены отдельные части - знания отдельных явлений и процессов. Так, если знание процесса дыхания или питания организма может быть лишено для исследователя исключительной субъективной значимости, то знание о жизнедеятельности в целом и возможность его использования приобретают не только индивидуальную, но и общественную значимость, становясь ценностью. Знания отдельных сторон реальности, не имеющие значимости, не вызывающие внутреннего переживания субъектом могут рассматриваться вне их отнесения к ценности до тех пор, пока они не соединяются в целостную картину бытия, позволяющую обнаружить смысл всех частных процессов. Обобщение знания, являясь одним из источников достижения истины, приобретает собственную ценность как для индивида, так и для социума. В этом смысле правомерно заключить, что философствование как поиск высших смыслов и есть воплощение ценностного отношения к знанию. Выявление смысла объясняет значение того или иного процесса в его взаимосвязи с мировым целым, что неизбежно окажется сопряженным с интеллектуальным, нравственным и эмоциональным отношением к нему со стороны субъекта.
Ценность знания и истины, как об этом говорит Г. Зиммель, выступает не только логической ценностью, но и принимает этические аспекты «благодаря своему соответствию идее, содержанию требования долженствования, которое поэтому, чтобы его жизненность не распалась на то, что лишено ценности, также должно повторить внутреннюю форму и непрерывность жизни»172. Г. Зиммель разъясняет возможности решения проблемы присутствия должного в теоретическом знании и истине. Если принимать долженствование как идеальный ряд жизни, рассуждает он, то над каждым бытием и событием возвышается идеал, образ того, каким он должен быть. Тогда все сущее «должно быть именно таковым, каким бы

ни была его действительность, и только посредством неизбежного извлечения отдельных элементов можно на практике и в рефлексии» сопоставить элементы между собой и сказать, что первый должен быть таким как второй. «Лишь из подобного внутренне единого, хотя и не формулируемого в единственном понятии или вообще в понятии установления норм тотальности жизни, могут вообще образоваться долженствования, .которые в своей целостности и нюансировке могут быть лишь пережиты.», - полагает Г. Зиммель, показывая, что целостное знание и закон приобретают характер ценностнозначимых переживаний для индивидуальности. Интересно то обстоятельство, что, рассуждая о всеобщности, он имеет в виду не «всеобщность всех людей, а данного, определенного индивида», понимаемого как целостность, не сводимую к совокупности отдельных функций и способностей. Несмотря на этот нюанс, общий ход его рассуждений созвучен предлагаемому нами подходу и подтверждает, что дуализм долженствования и действительности может быть разрешен через освещение проблемы с позиции диалектики всеобщности, особенности и единичности.

Роль знаний в жизни человека

План

1. «Знание - сила» (Ф. Бэкон).

2. Что значит быть образованным?

а) потребность человека в образовании;

б) титаны эпохи Возрождения.

3. Стремитесь узнать больше!

Мудр не тот, кто знает, а тот, чьи знания полезны. Эсхил

Каждый из нас мечтает стать образованным человеком. Мы хотим закончить высшее учебное заведение, устроиться на хорошую работу, чтобы применить полученные знания на практике. В наш век компьютеризации, век научно-технического прогресса знания необходимы каждому из нас. Разум человека творит чудеса. Еще в семнадцатом веке английский философ Ф. Бэкон утверждал: «Знание - сила».

Для чего же нужны знания человеку? Конечно, чтобы получить профессию и заниматься любимым делом. Но знания должны обязательно найти область применения, иначе они никакой пользы не принесут. Знать необходимо не для того, чтобы только знать, а для того, чтобы научиться что-то делать. Кто приобретает знания, но не пользуется ими, подобен тому, кто пашет, но не сеет. Со знанием должны быть обязательно связаны умения. Ведь зачастую бывает так, что человек обладает определенными знаниями, но этих знаний он нигде не применял, потому что не научился их применять. О таком человеке можно сказать, что он что-то знает, но ничего не умеет. Мы, к примеру, можем выучить правила правописания, но быть безграмотными людьми, потому что не умеем эти правила применять.

Кого же можно считать образованным? Бывает так, что человек закончил вуз, но образованным его назвать нельзя. Такой молодой человек получил поверхностные, «удовлетворительные» знания, да и высшее учебное заведение ему нужно было только для получения диплома. А иногда встречаются люди, которые по каким-то причинам не получили высшего образования, но намного эрудированнее, умнее специалиста с дипломом. Правы те, которые считают, что настоящее образование достигается путем самообразования. Если человек захочет, то он самостоятельно сможет овладеть многим, он сможет за короткое время изучить то, на что другому понадобятся годы. Человек может быть всесторонне развитым, а может быть хорошим специалистом только в какой-либо области. Начитанность - одна из примет образованного человека. Интересно общаться с людьми, которые много читают. Если человек не любит читать, он не может достигнуть высот духовного совершенства. Ведь читать - это не только узнавать о каких-то фактах, сведениях. Читать - это вырабатывать свой вкус, постигать прекрасное.

В истории человечества были люди, которые показали нам, каких высот можно достичь благодаря знаниям. Вспомните эпоху Возрождения, давшую миру титанов мысли, энциклопедичность знаний которых никто до сих пор не превзошел. Кто не слышал об ученом, художнике, музыканте, скульпторе, архитекторе Микеланджело Буонарроти, который вошел в историю еще и как поэт, высоко ценивший Данте? А величайший живописец, скульптор, поэт Леонардо да Винчи был еще и гениальным инженером, ученым, который предвосхитил многие изобретения нашего времени. Перед талантом таких гениев будет преклоняться еще не одно поколение людей.

Жизнь не стоит на месте. Мы уверены, что завтра в области науки и техники откроются еще большие перспективы. Главное, чтобы великие научные достижения XXI века служили на благо человека. И если жизнь человека не вечна, то наука и знания переступают пороги столетий. Всего знать никто не может. Но человек устроен так, что он всю жизнь стремится что-то узнать, расширить свои познания. Самое благоприятное время для учения - это молодость. Не будем терять время! К. Станиславский утверждал, что «каждый день, в который бы вы не пополнили своего образования, хотя бы маленьким, но новым для вас куском знаний... считайте бесплодно и безвозвратно для вас погибшим». Останавливаться на достигнутом никогда нельзя. И мы уверены, что наши знания принесут пользу стране,

потому что, как считал М. В. Ломоносов, «может собственных Платонов и быстрых разумов Невтонов Российская земля рождать».

Основные понятия и ключевые термины: БИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. Здоровье. Болезнь.

Вспомните! Что изучает биология?

Знакомьтесь!

Рене Декарт (1596-1650) - французский математик, философ, физик и физиолог. Этому учёному принадлежат такие высказывания: «Cogito, ergo sum (Когито, эрго сум) - Я мыслю, следовательно, я существую», «Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ваш ум работал правильно». Подумайте над смыслом высказываний и предложите ответ на вопрос о том, какое значение имеют знания об организме человека в нашей жизни.

Как и для чего изучают организм человека?

БИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА - наука, изучающая строение, жизнедеятельность и поведение человека с целью применения знаний в различных областях его деятельности. Для изучения организма человека используются знания многих наук. Это, в первую очередь, естественные (химия, физика, география), биологические (эмбриология, генетика), общественные (философия, история), медицинские (кардиология, неврология), технические (кибернетика, информатика) науки. Фундаментом для биологии человека служат древнейшие науки о нашем организме - анатомия и физиология. Анатомия изучает строение организма человека, а физиология -его жизненные функции. Знания организма человека применяются в самых различных областях человеческой деятельности.

Таблица 1. ПРИМЕНЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Примеры применения биологических знаний

Сельское

хозяйство

Для выращивания растений, разведения животных, борьбы с вредителями, предотвращения отравлений пестицидами

ленность

Для получения пищевых продуктов, натуральных тканей, антибиотиков

Медицина

Для лечения и профилактики болезней, сохранения и укрепления здоровья человека, увеличения продолжительности жизни

Психология

Для познания особенностей поведения человека

Для создания устройств, аппаратов для хирургии, протезирования, кибернетики

Искусство

Для создания художественных картин, скульптур

Для развития физических возможностей организма человека

Организма человека изучают с помощью наблюдений и экспериментов. Выводы о состоянии организма делают на основании антро

пометрических (например, рост, масса), физиологических (например, артериальное давление) и биохимических (например, содержание гемоглобина в крови) исследований. Многие процессы в организме являются биоэлектрическими, что обусловило возникновение таких методов, как электроэнцефалография (исследование электрической активности мозга), электрокардиография (исследование активности сердца) и др. Для исследования строения организма человека используют микроскопию, ультразвуковое исследование, рентгенографию. Современными методами исследования организма человека являются метод ядерного магнитного резонанса, позитронно-эмиссионная томография, сканирующая электронная микроскопия и др.

Основы современной биологии человека были заложены такими выдающимися учёными, как Гиппократ, Авиценна, Парацельс, А. Везалий,

В. Гарвей, И. Павлов, К. Бернар и многие другие.

Значительный вклад в развитие биологии человека сделали украинские учёные А. Шумлянский,

И. Мечников, Н. Пирогов А. Богомолец, В. Филатов, В. Чаговец, Н. Амосов, П. Костюк и другие.

Итак, биологические знания о человеке применяются в самых различных областях человеческой деятельности.

Какова направленность современных биологических исследований организма человека?

Современная биология человека направляет свои исследования на решение многих проблем XXI века, среди которых важнейшими являются: перенаселение Земли в целом и сокращение численности населения в отдельных регионах, распространение инфекционных заболеваний (например, СПИДа, прионных инфекций), лечение заболеваний, определение возможностей использования генетически модифицированных организмов (ГМО) и др.

Основными направлениями современных биологических исследований организма человека являются: 1) исследование про

цессов жизнедеятельности с целью создания биотехнологий (например, для лечения бесплодия, получение тканей и органов для трансплантации); 2) изучение наследственности и изменчивости с целью разработки методов диагностики, лечения наследственных болезней человека; 3) изучение закономерностей старения для увеличения продолжительности жизни; 4) исследование механизмов деятельности мозга (например, для создания биокибернетических систем восприятия и сохранения информации); 5) изучение влияния на организм человека космоса (например, для создания новых материалов, защищающих от воздействия космических факторов); 6) исследование организма с целью конструирования новых технических систем (например, для создания роботов-андроидов, нанотранзисторов, следящих за здоровьем человека, систем искусственного интеллекта).

Итак, биологические исследования организма человека чрезвычайно разнообразны, но определяющей является направленность на изучение строения, физиологических функций и поведения с целью сохранения здоровья и увеличения продолжительности жизни.


Какое значение имеют знания о человеке для сохранения его здоровья?

Как вы знаете, здоровье человека - это состояние физического, психического и социального благополучия, которое обусловливает высокую работоспособность и социальную активность человека.

Здоровье человека является предметом изучения науки валеологии (от греч. валео - здоровье, логос - учение) и области медицины - гигиены (от греч. гигиенос - целебный).

Валеологические исследования касаются здоровья, а санитарной гигиены - среды обитания и условий жизнедеятельности человека.

Познайте свой организм

Живите в согласии с природой

Будьте добрыми и милосердными

Укрепляйте уверенность, что вы здоровы

Желайте здоровья всем, кто вас окружает

Закаливайтесь

Правильно питайтесь

Давайте организму нагрузку

Ограничьте употребление «искусственных» лекарств

Найдите в себе веру

В случае несоблюдения рекомендаций по сохранению здоровья могут развиваться заболевания. Болезнь - это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, в результате чего снижаются его приспособительные возможности. Болезни классифицируют по различным критериям: по причинам возникновения - инфекционные (вирусные, бактериальные) и неинфекционные, по физиологическим функциям -болезни дыхания, кровообращения, пищеварения и др., по признакам пола и возраста - женские, детские болезни, болезни старости и др. Основными причинами болезней человека является гиподинамия,

стрессы, вредные привычки, неправильное питание, нарушение режима труда и отдыха, состояние окружающей среды, влияние болезнетворных организмов и др.

Возникновение болезней вызывают самые разнообразные факторы, но подсчитано, что в 50 % случаев возникновение болезни связано с образом жизни самого человека. Поэтому каждый из вас должен знать свой организм и заботиться о своем здоровье, что является первейшей потребностью человека.

Итак, биологические знания об организме человека помогут каждому из вас понять свои возможности, вести здоровый образ жизни и достичь вершин в определённой области.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Учимся познавать

Сопоставьте науки, изучающие организм человека, и их определения. Если вы правильно ответите, то получите фамилию выдающегося учёного - одного из основоположников космической биологии.

1 Цитология

В Наука о зародышевом развитии человека

2 Гистология

Е Наука о процессах жизнедеятельности организма человека

3 Анатомия

И т Наука о строении и функциях тканей

4 Физиология

И 2 Наука о взаимосвязи организмов между собой и с окружающей средой

5 Эмбриология

Й Наука, изучающая мозг человека

6 Генетика

Ж Наука о строении организма, его органов и систем

7 Валеология

К Наука о здоровье человека

8 Экология

С Наука о закономерностях наследственности и изменчивости

9 Нейробиология

Ч Наука о строении и функциях клеток

Биология + Физика

Закончив работу, он погасил лампу и вдруг замер от удивления. В полной темноте виднелось лёгкое зеленоватое свечение. На столе стояла баночка с флюоресцентным веществом, и от которого исходило это красивое сияние. Но сияние должно возникать под действием света! Оглянувшись, учёный увидел, что забыл выключить один прибор — электронную вакуумную трубку. Он выключил ток — свечение исчезло, включил — появилось. Итак, решил учёный, от прибора исходит какое-то неизвестное излучение». Подготовьте сообщение о методе исследования организма человека, использующего эти лучи.

Биология + Культура

Леонардо да Винчи (1452-1519) - великий итальянский художник и учёный, яркий представитель типа «универсального человека» (лат. homo universale). «Следует понять, что такое человек, жизнь, здоровье и как равновесие, согласованность стихий поддерживают здоровье, а их раздор его разрушает и губит», — писал он. Сравните выражение Л. да Винчи с определением здоровья и предложите свои суждения о значении знаний о человеке для сохранения его здоровья.

РЕЗУЛЬТАТ

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает биология человека? 2. В каких сферах жизни применяются биологические знания об организме человека? 3. Назовите науки, изучающие организм человека. 4. Назовите направления современных биологических исследований человека. 5. Каково значение знаний о человеке для сохранения его здоровья? 6. Что такое болезнь?

7. Как и для чего изучают организм человека? 8. Расскажите о направленности современных биологических исследований организма человека. 9. Назовите основные рекомендации по сохранению и укреплению здоровья человека.

10. Докажите значение биологических знаний о человеке для сохранения здоровья.

Организм, а вместе с ним и каждая живая клетка, ткань и органы постоянно приспосабливаются к изменению условий существования.

Из учебника биологии

Обобщение темы «ВВЕДЕНИЕ»

ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА -

это целостная открытая биологическая система, в которой выделяют молекулярный, клеточный, тканевый, органный и системный уровни организации и которой свойственны обмен веществ, энергии и информации, саморегуляция, самообновление и самовоспроизведение.

Таблица 2. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Жизненные функции

Череп, позвоночник, грудная клетка, пояса конечностей, свободные конечности. Скелетные и мышцы внутренних органов

Соединительные (костная, хрящевая, плотная волокнистая) и мышечные (поперечно-полосатая и гладкая)

Опора тела, защита, движение, кровообразование

Четырёхкамерное сердце. Артерии, вены, капилляры

Соединительные (плотная и рыхлая волокнистая), мышечные (поперечно-полосатая и гладкая), эндотелий

Транспорт веществ и тепла

Носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие

Эпителиальные (плоский и реснитчатый эпителий), соединительные (плотная волокнистая, хрящевая), гладкая мышечная

Газообмен, выделение СО 2 , терморегуляция, звукообразование

Рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень, поджелудочная и слюнные железы

Эпителиальные (железистый, покровный), соединительные (рыхлая и плотная волокнистые, хрящевая), гладкая мышечная

Переваривание, всасывание переваренной пищи и удаление остатков

Эпидермис, собственно кожа, подкожная жировая клетчатка

Эпителиальные (покровный), гладкая мышечная, соединительные (рыхлая и плотная волокнистые)

Защитная, барьерная, терморегуляторная, выделительная, чувственная

Почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал

Эпителиальные (покровный), соединительные (рыхлая и плотная волокнистые), гладкая мышечная

Выделительная, защитная, гормональная, кроветворная

Внутренние и наружные половые органы

Покровный эпителий. Гладкая мышечная. Рыхлая и плотная волокнистые

Образование гамет и гормонов

Гипофиз, эпифиз, щитовидная, паращитовидные, тимус, надпочечники, поджелудочная, половые железы

Железистый эпителий

Гуморальная регуляция функций организма

Головной и спинной мозг, нервы, нервные узлы

Нервная ткань

Связь со средой. Нервная регуляция функций

Органы зрения, обоняния, вкуса, слуха, осязания

Эпителий, нервная, соединительная ткани

Восприятие раздражений


Самоконтроль знаний

Тест-конструирование 1. ВВЕДЕНИЕ

I. Выберите один правильный ответ из предложенных.

1. В организме человека постоянно поддерживается температура +36,6 °С. Назовите совокупность процессов, обеспечивающих эту устойчивость:

Р самообновление С саморегуляция Т самовоспроизведение

2. К какому классу относится органическое соединение СаСО 3 , входящее в состав костей?

И соли К основы Й кислоты

3. Назовите физиологические системы, участвующие в регуляции работы желудка: Л эндокринная, иммунная, выделительная

М иммунная, половая, пищеварительная Н нервная, эндокринная, иммунная

4. Как называется функция расщепления питательных веществ?

А пищеварение Б питание В выделение

5. Какие органеллы клетки обеспечивают синтез белков в организме человека?

Л митохондрии Н рибосомы М лизосомы

6. Какая система осуществляет транспорт веществ в теле шимпанзе и человека?

С дыхательная Т кровеносная У выделительная

7. Укажите признак, по которому человек подобен бактериям, растениям, грибам и животным:

О активное движение П гетеротрофное питание Р клеточное строение

8. Укажите название веществ, участвующих в эндокринной регуляции:

М антибиотики Н ферменты О гормоны

9. Укажите науку, изучающую зародышевое развитие человека:

О цитология П эмбриология Р гистология

II. Сконструируйте правильный ответ.

10. Укажите правильные варианты ответов на задания 1-9 и получите название изображенного на рисунке ископаемого человека, жившего на территории Китая:

11. Сконструируйте правильную последовательность из букв, которыми ниже обозначены уровни организации организма человека и получите название выдающегося врача, основателя военно-полевой хирургии: п - атомарный; г - органный; о 1 - тканевый; о 2 - системный; в - организменный; и - молекулярный; р - клеточный.

12. Сопоставьте названия частей клетки с их функциями и получите латинское название органа, изображённого на рисунке.

Элементы строения клетки: 1 - митохондрии; 2 - клеточный центр; 3 - ядро; 4 - лизосомы; 5 - эндоплазматическая сетка.

Функции элементов строения: p - сохранение наследственной информации; a - расщепление сложных веществ на простые; r - транспорт веществ в клетке; h -клеточное дыхание; e - участие в делении клеток.

Это материал учебника

На вопрос Роль знаний в жизни человека! заданный автором Арина лучший ответ это Роль знаний в жизни человека
Вопрос о месте знаний в жизни человека, об их важности, значимости очень актуален в современной обстановке. С одной стороны, специалисты, знающие свое дело, востребованы нашим обществом; с другой же, ставится вопрос об истинности знаний человека, о его профессионализме.
Нужны ли знания? Этим вопросом задавались мыслители различных эпох и поколений. Вспомним комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума» , само название которой уже говорит само за себя. Просвещенный молодой человек оказывается во враждебной ему среде, которая не приемлет знания. И истинное понимание хода вещей не помогает герою в решении конфликтов. Разочарованный, он убегает из этого мира, восклицая: «Карету мне! Карету! »
Но я считаю, что знания необходимы человеку на сложном жизненном пути.
Они представляют собой тот строительный материал, из которого складывается опыт человека. Это и необходимое условие существования личности в определенной общественной среде. Без различного рода знаний и умений человек просто не сможет жить и реализовываться в современной обстановке.
Знания – это не просто заученный по требованию учителя урок в школе. Они направлены на развитие умственных способностей человека, его логики, умений говорить, размышлять, делать выводы, на выявление его скрытых способностей. Личность, обладающая определенным пониманием, представлением о каком-либо явлении, никогда не остановится на достигнутом. Она не заключит себя в рамки, ограничивающие познание. Человек с пытливым умом постарается узнать больше, понять это и применить в своей жизни. Мы всегда развиваемся при получении новой информации. И в этом отношении важную роль играют такие способности, как умение анализировать и делать выводы. То есть, можно говорить о том, что знания и их качество формируют культуру личности, степень ее развития.
Но важно отметить и то, что знание – это колоссальный труд. Сколько усилий необходимо затратить человеку, чтобы понять что-либо новое! И этот труд посилен не любому из нас. Многих пугает, отталкивает сам процесс получения знаний, многим трудно заставить себя сидеть за книгой или слушать учителя. Поиск истины – это творческий процесс, требующий эмоционального и интеллектуального напряжения. Многие просто не видят смысл в занятиях подобного рода, не понимают их важность для каждого из нас.
В современных условиях можно говорить не только о роли знаний в жизни человека, но и об их истинности. Часто школьный аттестат или диплом о высшем образовании не говорят о профессионализме человека, о его реальных знаниях и понимании какого-либо вопроса.
Бесспорно, знания необходимы человеку для жизни, нравственного развития и культурного воспитания. Но это сложный путь, на который встает не каждый, осознавая необходимость познания чего-либо нового.