Цель: обобщить и закрепить знания детей, полученные на занятиях по обучению грамоте в течение года.

Задачи.

Обучающие.

    Закрепить представления о терминах «звук», «слово», «предложение», «буквы».

    Закрепить знание букв русского алфавита. Учить соотносить звук и букву, дифференцировать их.

    Закрепить представление об ударении.

    Упражнять в делении слов на слоги.

    Закрепить умение производить аналитико- синтетический разбор предложения, подбирать к данному предложению соответствующую схему.

    Продолжать учить разгадывать ребусы.

Развивающие.

    Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие.

    Развивать мыслительные операции, сообразительность, быстроту реакции, связную речь

    Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику.

    Развивать интерес к решению проблемных задач.

Воспитательные.

    Воспитывать умение выслушивать педагога и товарищей.

    Воспитывать стремление помогать тем, кто нуждается в помощи.

Формирование общеучебных умений и навыков.

    Умение понимать поставленную задачу и решать её в соответствии с заданными правилами.

    Умение работать самостоятельно, находить и исправлять ошибки.

Оборудование и материалы.

    Изображения космоса, планет, космического корабля, инопланетянина, весёлых человечков, инопланетных растений, робота, шкафчика с маслёнкой.

    Ребусы.

    Магнитные буквы, «чудесный мешочек».

    Карточки с предложениями и их схемами.

    Магниты красного, синего, зелёного цвета.

    Тетради в линейку, простые и цветные карандаши, стёрки.

    Карточка с пословицей написанной полубуковкой.

    Карточка со словом маслёнка.

    Проигрыватель, аудиозаписи.

Вводная часть.

(Столы расставлены в форме ракеты. Дети стоят у доски полукругом).

Ребята, посмотрите, какой космический корабль приземлился у нас.(Выставляются картинки космического корабля и инопланетянина).

Кто к нам прилетел? (Инопланетянин). Почему его так называют? (Он прилетел к нам с другой планеты). Имя инопланетянина написано на его корабле. Прочитайте, как зовут нашего гостя. (Лолик).

Лолик приглашает вас в космическое путешествие. Но, прежде чем подняться на космический корабль, вы должны ответить на его вопросы.

    Оно состоит из слов и выражает законченную мысль. (Предложение).

    Оно состоит из звуков.(Слово).

    Их произносят и слышат.(Звуки).

    Какие бывают звуки?(Гласные и согласные).

    Какие звуки называются гласными?

    Какие звуки называются согласными?

    Какие бывают согласные звуки?

Основная часть.

На все вопросы Лолика вы ответили, проходите на космический корабль, рассаживайтесь в кресла, пристегните ремни, наденьте шлемы. Начинаем обратный отсчёт: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.Пуск! (Звучит музыка. Выставляются картинки космоса).

Окрашен космос в чёрный цвет,

Поскольку атмосферы нет,

Ни ночи нет, ни дня.

Здесь нет земной голубизны,

Здесь виды странны и чудны:

И звёзды сразу все видны,

И Солнце и Луна.

(Выставляются картинки Фиолетовой планеты и её жителей.)

Ребята, посмотрите, мы прилетели на Фиолетовую планету. Нас встречают жители этой планеты – маленькие весёлые человечки. Они предлагают вам разгадать ребусы и узнать, как их зовут. Что такое ребусы? (Загадки в картинках). (Раздать детям ребусы). На ваших карточках изображены предметы. Вам нужно в клеточке под каждым предметом записать буквой звук, на который начинается название предмета, потом прочитать имя человечка. (Дети читают имена: Ушастик, Фантик, Добряк, Лапочка, Кнопка, Мила, Розочка, Модница).

Ребята, маленькие человечки учатся в школе. Им учительница задала трудное задание: подобрать соответствующие схемы к предложениям. Маленькие человечки растерялись, давайте поможем им сделать домашнюю работу. (Детям раздаются карточки с предложениями.) Давайте вспомним, как мы зарисовываем на схеме первое слово в предложении? (Уголком). Остальные слова? (Чертой). Маленькие слова-помощники? (Треугольником). Какие знаки препинания могут стоять в конце предложения? (Показать карточку с. ? !). Подойдите к столу, здесь разложены схемы. Читайте своё предложение и ищите схему, которая к нему подходит. (Дети рассаживаются на места. Идёт проверка выполнения задания).

Ребята, Лолик говорит, что вы помогли маленьким человечкам выполнить домашнее задание и нам пора лететь дальше. Пристёгиваем ремни. Начинаем обратный отсчёт: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Старт! (Звучит музыка. Выставляется картинка Зелёной планеты. Звучит загадочная музыка).

Ребята, мы на Зелёной планете. Её жители растения. Что вы заметили в них необычного? (У них есть глаза, на них растут буквы). Жители Зелёной планеты предлагают поиграть вам в игру «Умные ручки». У меня в мешочке лежат буквы. Вам нужно будет опустить руку в мешочек, взять букву, ощупать её и, не вынимая угадать. Затем вынуть букву и назвать любое слово, которое начинается на эту букву.

Ребята, Лолик говорит, что нам пора в путь. Пристёгиваем ремни. Начинаем обратный отсчёт:10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Пуск!

(Звучит музыка. Выставляется картинка Синей планеты.)

Впереди Синяя планета! Идём на посадку!

(Звучит музыка с шумом океана).

Ребята, слышите, как плещутся волны? Синяя планета вся покрыта океаном. Этот океан – разумное существо, как и мы с вами. Планета – океан предлагает вам поиграть в игру «Волны». Выходим, берёмся за руки, встаём в круг. Сейчас я назову слово. Вы делите его на слоги. Каждый из вас произносит по порядку один слог и приседает. У нас получатся волны. (Даются слова: планеты, космос, взлёт, кометы, небо, ракета, старт, звёзды, космонавт, луноход, пуск.)

(Звучит музыка с короткими сигналами).

Ребята, слышите сигнал? Лолик говорит, что это сигнал SOS , сигнал бедствия. Он идёт с оранжевой планеты. Там что-то случилось. Нам нужно срочно отправляться туда. Садимся в космический корабль, пристёгиваем ремни. Начинаем обратный отсчёт: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Старт!

(Выставляется картинка оранжевой планеты).

Впереди оранжевая планета! Идём на посадку!

(Выставляется картинка с изображением роботов).

Ребята, посмотрите, кто нас встречает? (Роботы). Да, это роботы посылали сигнал бедствия. Оказывается над красной планетой прошёл дождь, роботы намокли и заржавели. Как же нам починить роботов? (Смазать маслом).

(Выставляется картинка маслёнки и шкафчика).

Роботы говорят, что маслёнка с маслом стоит в этом шкафчике, но открыть его можно, разобрав по звукам и поставив ударение в слове «маслёнка». Открываем тетради, находим последнюю запись - слово «маслёнка», самостоятельно разбираем его по звукам, ставим ударение. (Вызвать к доске ребёнка для разбора слова. Выполнить проверку задания, исправить ошибки).

Посмотрите, шкафчик открылся, а вот и маслёнка с маслом. Смажем роботов. Смотрите, они опять стали здоровыми и весёлыми. Сейчас они предлагают вам потанцевать. Смотрите на меня и повторяйте движения.

(Звучит энергичная музыка).

Танец роботов.

Садимся на стулья, проверяем посадку. Что ж, ребята, роботам мы помогли, и нам пора возвращаться на нашу родную планету. Как она называется? (Земля). Лолик хочет нам напомнить известную пословицу. Давайте прочитаем её: «В гостях хорошо, а дома лучше». (Чтение по полубуковке).

Пристёгиваем ремни, начинаем обратный отсчёт: 10, 9, 8, 7, 6,5,4,3,2,1. Пуск!

Заключительная часть.

(Звучит музыка. Выставляется картинка Земли).

Впереди Земля! Идём на посадку. Вот, ребята, мы и дома. Лолик хочет узнать, понравилось вам наше космическое путешествие? Давайте вспомним, на каких планетах мы побывали, что там делали? Какие задания показались вам самыми интересными? Что было трудным?

(Выставляется картинка космического корабля).

Ребята, нам пора прощаться с Лоликом. Ему нужно возвращаться на свою планету. Он говорит, что сегодня вы были отважными космонавтами, не сдавались перед трудностями, помогали всем, кто нуждался в помощи. На прощанье Лолик дарит вам контейнер с сюрпризом. Его мы откроем чуть позже, а сейчас давайте попрощаемся с Лоликом и пожелаем ему «Счастливого пути!»

(Звучит песня «Космическая романтика» Ярослава Сафонова).

Пришло время открыть контейнер и посмотреть, что нам подарил Лолик. (Раздача подарков детям). На этом наше занятие закончено.

« Космическое путешествие» - обучение грамоте с элементами логики

(Старшая группа)

Цели:

Продолжать развивать умение проводить звуковой анализ слова, различать гласные,

Твердые и мягкие согласные звуки, делить слова на слоги; подбирать однокоренные

Слова (к словам «звезда», «земля»);

Упражнять в построении графической модели звуков в форме кругов Эйлера;

Расширять представления о планетах солнечной системы и созвездиях;

Воспитывать умение сотрудничать на занятиях, адекватно оценивать свои действия и

Действия товарищей.

Словарная работа: уточнение и расширение словаря: звук – гласный, согласный; твердый,

мягкий; слог, модель, солнечная система, планета. Созвездия: Нептун, Венера, Марс, Земля, Плутон, Уран, Сатурн, Рак, Ле6бедь, Медведица.

Материал:

Демонстрационный: макет Солнечной системы; панно с изображениями созвездий; два

Больших обруча, два средних, два маленьких; квадраты красного, синего, зеленого цветов, длинная веревка. Карта – схема «Марс»; указка, фишки красного, синего,

Зеленого цветов; аудиозапись «Спей-с»; мяч;

Раздаточный; картинки – схемы « Марс»; указки, пеналы с фишками тех же цветов.

Ход занятия

Дети стоят вокруг макета Солнечной системы, воспитатель читает стихотворение «Земля»;

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нет!

Воспитатель:

Отгадайте, про какую планету здесь говорится?

Как можно назвать нас, живущих на планете Земля? (Земляне.)

Какие слова можно придумать от слова «земля»? (Земляки, земляника, землетрясение, земелюшка, землекоп, земляной…)

Воспитатель: Ребята, давайте совершим небольшое путешествие в космос. Занимайте места в нашем космическом корабле. Пристегните ремни. Приготовьтесь к старту! 3…2…1… Пуск! Звучит музыка «Спей-с».

Посмотрите на небо в иллюминатор – что вы там видите? (Звезды, созвездия.)

Какие слова можно придумать от слова «звезда»? (Звездочет, звездолет, звездочка, звездопад …)

А теперь давайте назовем созвездия на нашем звездном небе и определим количество слогов в каждом слове. (Ле - бедь, О - рел, Дра - кон, Лев, Пе – гас, Гер – ку- лес, Мед – ве – ди – ца.)

Воспитатель: Ребята, наш корабль пролетает мимо планет. Название начинаются: со звука с «с»; с «м»; с «у». Назовите их. (Венера, Нептун, Сатурн, Марс, Уран.)

Какие еще планеты вы знаете?

Определите в названиях первый звук.

Много неизведанных планет, много неоткрытых звезд, еще много загадок в жизни предстоит вам разгадать. Но для этого надо…что? Учиться! Поэтому я предлагаю вернуться на Землю и продолжить подготовку к школе.

Физкультурная пауза:

Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас.

И матросский наш отряд

Заниматься спортом рад!

Ножки накрест – опускайся

И команды дожидайся.

И когда скажу: «Вставай!» -

Им рукой не помогай.

Ножки вместе, ножки врозь.

Ножки прямо, ножки вкось.

Ножки здесь и ножки там.

Что за шум и что за гам?

После нее дети садятся в кружок на ковре.

Воспитатель : Вспомним все, что мы знаем о звуках. (Построение модели с помощью кругов Эйлера.) Большой круг – это все звуки. Все звуки можно разделить на две группы. Какие?

Звуки гласные мы знаем,

Без труда их различаем.

Нет нигде для них преграды –

Петь мы эти звуки рады.

(Гласные звуки дети обозначают средним кругом с красным квадратиком внутри.)

Воспитатель: Кроме гласных есть другие,

Вы не знаете, какие? (Согласные.)

Много трудностей в пути

Предстоит им всем пройти!

Им преграды строят губы,

Щеки, язычок и зубы.

(Согласные звуки дети обозначают средним кругом с серым квадратиком внутри.)

Воспитатель : На какие две группы в свою очередь, делятся согласные звуки? (Мягкие и твердые.) Внутри квадрата с согласными два меньших кружка с синим и зеленым квадратиком.

Артикуляционная гимнастика:

Очень любит наш роток – улыбаться (улыбка)

А подвижный язычок, работой заниматься

Наш язык лопату сделал, раз и два (лопата)

А потом забор построил - красота! (забор)

Рядом с новеньким забором – желобок, (желоб)

По нему несется воздуха поток, (дуть)

Мясорубку надо сделать не спеша (мясорубка)

Физкультура получилась – хороша!

«Буки – Буки – Закорюки»

Изобразите буквы «Г», «Л», «Ф», «К», «Ч», «Я», «Р», «Х» с помощью рук, ног, туловища.

«Живая модель»

а) Все звуки – хоровод детей. На полу из веревки круг. Девочки – гласные звуки – образуют внутри веревочного круга меньший круг; Мальчики – согласные звуки – другой круг. Затем мальчики образуют еще два круга поменьше – твердые и мягкие согласные.

Б) Работа за столами: выбор слова для анализа (разгадка);

Для звездочета я загадка,

И начинаюсь я на «М»,

Но только я не шоколадка,

Хотя я тоже нравлюсь всем.

(Марс)

Звуковой анализ слова «Марс». Один ребенок работает у доски, остальные – за столами.

Составление модели слова; проверка.

«Живые звуки»

Дети – «звуки» составляются в слово «Марс», затем остальные дети дают детям – «звукам» задания типа: «Второму кругу подпрыгнуть на одной ножке 7 раз» и т.п.

«Назови пару»

Воспитатель бросает ребенку мяч и называет твердый звук, ребенок называет парный мягкий и возвращает мяч. И наоборот.

«Что чем (кто кем) может быть?

Воспитатель называет предмет (мука) или живое существо (девочка) и бросает мяч ребенку. Ребенок говорит в ответ, чем этот предмет может стать (пирог, тесто, блин, сухарь и т.д.). Или кем может стать девочка (мамой, сестрой, балериной и т.д.).

Подведение итогов занятия: В какие игры мы с вами играли? Какая игра понравилась больше? Какая показалась трудной? Чему мы учились в играх? Вы все сегодня были молодцы, похвалите друг друга. Предлагаю взяться за руки и дружно сказать « Мы все молодцы!». Воспитатель хвалит детей за их активность на занятии и раздает «похвалы»

В виде разных картинок.


ГУ СШ № 35

Конспект занятия по обучению грамоте

в предшкольном классе
«ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС»

Воспитатель:Рыбальченко.Л.Н.

АКТОБЕ 2016

Тема: Путешествие в космос.
Цель:
расширить представление о космосе

Задачи:

*продолжить обучать звуковому анализу слов, учить детей читать слова по первым буквам.
* закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в умении составлять слова из слогов, подбирать родственные слова; развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память;

*воспитывать аккуратность, отзывчивость, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование : ракеты красного, синего и зеленого цветов; звёзды с буквами К,О,С,М,О,С; звёзды со слогами;предметные картинки; карточки с цветными буквами.
Ход занятия:

В:– Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Д: – Хорошее, радостное, веселое.

В: – Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей.
Давайте поздороваемся с гостями и с солнышком.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Очень рад вас видеть я!
«Мозговой штурм»
Из чего состоит речь?
Из чего состоит предложение?
Из чего состоят слова?
Чем отличаются звуки от букв?
Какие бывают звуки?
Согласные делятся на..
В: – Ребята, какое время года наступило?

Д: – Наступила весна.

В: – Весна какая?

Д : –Тёплая, красивая,ароматная (когда цветут деревья),долгожданная, солнечная.

В: – Какие весенние месяцы вы знаете?

Д: – Март, апрель, май.

В: – Какой сейчас месяц?

Д: – Сейчас месяц апрель
В-: Какой праздник отмечают в апреле?
Д:- День космонавтики

В: – Сегодня у нас будет необычное занятие:мы отправимся в путешествие, а куда, узнаем, когда отгадаем загадки.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар.

Ответ: земля
Ты весь мир обогреваешь.
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все.
Ответ: солнце
Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
Ответ: космонавт
Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилунится.
Ответ: луноход
Чудо-птица – алый хвост
Прилетела в стаю звезд.
Ответ: ракета

В чёрном небе до зари
Тускло светят Фонари.
Фонари – Фонарики
Меньше, чем комарики.
Ответ: звезды
(За каждый ответ на загадку дети получают звезду.)
- Какое слово получилось?
Д: КОСМОС.
На чем мы отправимся в полет? Отгадайте загадку:
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая …

Д (хором): – Ракета.
В: – Правильно, ребята, мы полетим на ракете.
Деление на группы
(по цвету букв и ракет).
На столе изображение ракет трех цветов:
(синяя ракета – твердые согласные;зеленая ракета – мягкие согласные;красная ракета – гласные).У детей карточки с цветными буквами.
-Ребята, чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.
Артикуляционная гимнастика (выполняется хором) .

Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.

Им – им – им, на ракете полетим.

Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.
Задание №1
«Прочитай по первым буквам».
(для каждой команды дается одно слово)
На доске картинки : 1 слово :зонт, ежонок,машина, лимон, яблоко.(ЗЕМЛЯ)
2 слово: виноград, ель, ножницы, ель, рыбка, ананас.(ВЕНЕРА)
3 слово: мяч, арбуз, ракета, собака(МАРС).
Прочитайте полученные слова, запишите их, сделайте звуковой анализ слова.
Задание № 2 Пришло загадочное письмо.Нужно поделить слова на слоги.
ШАР, КОМЕТА, РАКЕТА, ПЛАНЕТА, ЛУНОХОД, МАРС.
Задание №3
Игра «Доскажи словечко»

Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам … (Луна)

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется… (Земля)

Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный (телескоп)
Физминутка.
В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)

Космонавт летит в ракете. (наклоны в стороны)

А внизу леса, поля – (наклоны вперёд)

Расстилается земля. (дети разводят руки в стороны)

Задание № 4

Игра «Подбери семейку слов» к слову «звезда»
1.Человек, который считает звезды?(Звездочет)
2. Космический корабль, летящий к звездам (Звездолет)
3.Момент, когда падают звезды? (звездопад)
4.Небо, на котором много звезд?(звездное)
5.Бывает большая звезда, и маленькая (звездочка)
Задание №5
Найди две одинаковые звезды и прочитай слово.
На звездах слоги: НЕ, БО, ВО, ДА, ЛУ,НА,
Задание №6
«Сложи картинку»
Из частей сложите картинку и прочитайте предложение.
РАКЕТА, ЛЕТИТ, НА ЛУНУ.

В: Молодцы, все задания выполнили, а теперь нам пора возвращаться домой. Закройте глаза и скажите волшебные слова:

Дети хором: Из полёта возвратились

И на Землю приземлились.

(звучит запуск ракеты)

Подведение итогов.

В: Вот мы и вернулись домой. Чем мы занимались сегодня на занятии?

Д: Составляли слова из букв, делали звуковой анализ слов, подбирали родственные слова, определяли количество слогов в слове, отгадывали загадки.

Воспитатель: На этом наше занятие окончено, у вас на столе нераскрашенные звездочки.Если вам понравилось занятие- раскрасьте звездочку в зеленый цвет;если было трудно –раскрасьте в синий цвет;если не понравилось – закрасьте звездочку в красный цвет. Попрощайтесь с гостями.





Цель: Подготовка детей к школе.

Коррекционные задачи:

Развивающие задачи:

  • формировать навыки фонематического анализа и синтеза слова КАП
  • закреплять умение дифференцировать звуки: гласные, твердые согласные, глухие
  • развивать слуховое внимание
  • упражнять в образовании существительных родительного падежа множественного числа
  • развивать память, зрительное восприятие, логическое мышление, общую моторику, активизировать словарь.
  • развивать быстроту и ловкость ориентировки в игровых ситуациях.
  • развивать быстроту двигательной реакции.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать желание активно работать на занятии
  • воспитывать чувство сопереживание.
  • воспитывать у детей трудиться сообща в парах.

Предварительная работа:

  • Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты»
  • рассматривание иллюстраций в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники.
  • создание мини - музея по теме «Космос» .
  • раскрашивание картинок с космической тематикой.
  • разучивание подвижной игры «Космонавты»

Оборудование:

Демонстрационное оборудование: Мультимедийное оборудование, экран, столы, обручи, звезды для украшения зала,

Раздаточный материал для индивидуальной работы: схемы для звукового анализа слова КАП, тарелочки, прищепки (1 красная и 2 синих) , разрезные картинки (ракета, телескоп, космонавт, спутник) , звездочки (красные и синие) , картинки – раскраски для развития зрительного восприятия.

I.Организационный момент.

Логопед предлагает встать детям в круг:

Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)
Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)
Скорей становитесь со мною в кружок!
Давай улыбнёмся и скажем: "Привет!"

Солнцу: "Привет!"

Гостям всем: "Привет!"

Создание мотивации.

Раздается сигнал SOS. (Слайд 2)

Это наши друзья Алиса и её папа просят помощи, они отправились в космическую экспедицию на Третью планету. (Алиса в видеообращении) . (Слайд 3)

На жителей Третьей планеты напали космические пираты, они захватили их планету, нам одним не справиться. Помогите им.

Поможем друзьям?

Для этого мы с должны полететь в космос.

II. Создание проблемной ситуации.

Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.

На объекте воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на... (ракете)

А как по-другому назовем ракету – космический корабль.

Назовите первый звук в слове корабль. (К)

Как вы думаете, с каким сегодня звуком мы будем знакомиться?

III. Сообщение темы занятия.

Будем работать со звуком К,будем учиться слушать и находить этот звук словах.

Наш космический корабль будет стартовать с космодрома. А можем мы полетим в космос в наших костюмах? Нет, нам нужен специальный костюм – скафандр. Вот теперь мы готовы.

Внимание, приготовьтесь к полету. 5,4, 3, 2, 1. Пуск! (Слайд 4) Мы летим с огромной скоростью на нашем корабле. - Вот мы и оказались на Третьей планете, кто это? (Слайд 5)

Пират: Я – главный пират. Что, прибыли на помощь?

Пират: Для начала выполните мои задания, они очень сложные.

Логопед: Дети попробуем выполнить задания главного пирата.

IV. Развитие зрительного восприятия. (зашумованная картинка – спутник, комета, космонавт, космический корабль, телескоп.)

1 задание: Определите, какие предметы захватили пираты? (Слайд 6)

Посмотрите на картинку и назовите, что захватили пираты.

Назовите все одним словом, к чему все отнесем. (Космос) .

Если задание выполним правильно, пират исчезнет. Проверим, правильно мы выполнили.

2 задание: Определите, какой один звук встречается в каждом слове. (К) (Слайд 7)

V. Характеристика звука по схеме.

3 задание: Дайте характеристику звука К по схеме. (Слайд 8)

  • Посмотрите друг на друга и произнесите звук К-К-К.
  • Когда мы произносим звук К губы сомкнуты или разомкнуты (разомкнуты) ;
  • Язык опускается или поднимается (опускается) и задняя часть спинки языка отодвигается и смыкается с нёбом;
  • воздушная струя идет спокойно или ей что-то мешает (язычок мешает, т.к. он отодвинулся к горлышку и закрыл проход воздуху)
  • воздушная струя разрывает эту преграду, если воздух встречает преграду, то звук какой? (Согласный)
  • Попробуем его спеть. Поется? (нет)
  • Тянется? (нет)
  • Руку тыльной стороной приложите к горлышку, определите, горлышко спит или работает. (спит) Если горлышко спит, значит звук какой звонкий или глухой. (глухой)

Вывод: Звук К – согласный, глухой.

Молодцы, с этим заданием справились.

VI. Развитие фонематического слуха.

А сейчас трудноевам задание.

4 задание: Игра «Сигнальщики» . Поднять руку, когда услышите звук К. (Слайд 9)

А) Звуковые цепочки.

Б) Слоговые цепочки.

5 задание: Определите, какой предмет лишний. Обратите внимание, в каком слове нет звука К. (Слайд 10)

Космонавт, комета, телескоп, солнце.

Спутник, космический корабль, скафандр, инопланетянин.

VII. Физминутка. (Слайд 11)

Мы пойдём на космодром, (Шагают)
Дружно в ногу мы идём,
Ждёт нас быстрая ракета (Руки над головой, продолжают шагать)
Для полёта на планету.

Отправляемся на Марс (Руки в сторону)
Звёзды неба, ждите нас.
Чтобы сильным стать и ловким
Начинаем тренировку: (остановиться и выполнять движения по тексту)

Руки вверх, руки вниз,
Вправо- влево наклонись,
Головою покрути
И лопатки разведи.

Вправо шаг и влево шаг,
А теперь прыжком вот так.

VIII. Развитие фонематического восприятия.

6 задание: Определите место звука М в словах. (Слайд 12)

Приготовим левую руку, начало кисти – начало слова, середина кисти – середина слова, кончики пальцев – это конец слова. Указательным пальцем правой руки двигаемся до тех пор, пока не услышим звук К. (комета, спутник, телескоп)

7 задание: Составить звуковой анализ слова КАП. (Слайд 13)

Смотрите, пошел дождь, капли стучат – кап-кап. Подойдите к столу, на тарелочках у каждого лежит схема и прищепки синего и красного цвета, с их помощью будем составлять звуковой анализ слова КАП.

IX. Развитие грамматического строя речи.

Посмотрите, остался последний пират, он предлагает вам игру «Определите, чего много» .

8 задание: Я назову один предмет, а вы определите чего много. (Слайды 14-15)

Космический корабль – космических кораблей

Комета - комет
Скафандр - скафандров
Телескоп - телескопов
Спутник - спутников

Посмотрите, со всеми заданиями пиратов мы справились. С каким звуком работали? Смотрите, к нам идет Алиса. (Слайд 16)

(Выходит Алиса) Инструктор по ФК

X.Развитиедвигательной реакции.

Ребята, какие вы молодцы, вы помогли спасти третью планету от пиратов. Вы настоящие космонавты, а хотите полетать на ракетах.

Ответ детей: да.

Давайте поиграем в игру.

П/Игра «Космонавты» .

По краям площадки раскладываются обручи-ракеты. Играющих на несколько человек больше, чем ракет. Дети встают в круг и берутся за руки. Идут по кругу, проговаривая текст:

Ждут нас быстрые ракеты.
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!

Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!

После последних слов дети разбегаются и занимают ракеты по двое.

В паре повернуться спиной друг к другу, плотно прижавшись спинами и затылками, принять красивую позу с правильной осанкой.

А кто опоздал на ракету, тот выполняет задание, в парах собирает разрезные картинки.

ХI. Релаксация. «Возвращение домой» (Выполняется на мягких ковриках) , используем музыкальное сопровождение.

ХII. Рефлексия.

Кем вы сегодня были?
-Кому вы сегодня помогали?
-Какой звук изучали?

А сейчас при помощи звезд определим, кому занятие понравилось. Если занятие понравилось, берем красную звезду, если не понравилось – синюю звезду. Вы молодцы мне понравилось сегодняшнее путешествие, я вижу вы настоящие космонавты.

Чтобы вы не забыли наше сегодняшнее путешествие я даю вам картинку, для того чтобы вы её раскрасили.

Спасибо за занятие.

НАТАЛЬЯ КОТЕНКОВА
Занятие по обучению грамоте «Космическое путешествие»

Цель : формирование фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематических представлений.

Оборудование : флэшка с презентацией, телеграмма , зеркала, звезды зеленая и красная, картинки – банан, альбом, картинки светофора и 12 фишек, картинки со звуком т, наклейки, картинки- буквы спрятаны, мальберт, цветок и лепестки.

Ход занятия

1. Орг. момент- заходим и встаем полукругом

Круг приветствия (говорим вместе с детьми) .

Вместе с солнышком встаем,

Вместе с птичками поем,

С добрым утром, с ясным днем,

Вот как славно мы живем.

Здравствуйте, говорим мы человеку,

Здравствуйте слышим мы в ответ.

К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

2. А вы, ребята, заметили, что на стене что-то необычное. - (инопланетянин появляется».

Ой, кто-это.

я думаю, неспроста здесь он появился..

А как вы думаете с какой он планеты.

Зачем он сюда прилетел.

А вот и письмо - сейчас мы и узнаем все о нашем госте.

Воспитатель читает письмо :

3. «Здравствуйте ребята! Я инопланетянин Развивайка с планеты Грамоты …У нас случилось несчастье. Космические пираты звукоедики перепутали и похитили все звуки, если вы не поможете, может случиться беда. Без вашей помощи мы не справимся. Ведь известно, что вы уже многому научились. я очень прошу вас о помощи.

Ребята, поможем---

А на чем же мы полетим. (на ракете) .

А вот и наша ракета (картинка)

4. Прежде чем занять места в ракете . мы должны пройти проверку. для этого мы должны проговорить чист оговорки по очереди красиво и громко___(проговариваем и передаем мяч)

та-то-та- у нас в ракете чистота.

5. итак все космонавты на местах . Пристегнули ремни. Проверим правильно ли работают ваши моторы- ррррррррр. готовимся к старту с песенки гласных---а-о-и- ы- у-у- .летим. у-у-у. взлетели.

6. пока мы летим нам нужно изучить язык жестов, как мы будем общаться с инопланетянами. звуки –то у них похищены. Поставьте перед собой зеркала, помогите мне рассказать историю про инопланетянина Развивайку, который отправились на отдых к бабушке и дедушке.

В гости к бабушке и дедушке приехал Развивайка. Бабушка и дедушка очень обрадовались и поцеловали внука (Улыбочка - Трубочка) . Бабушка стала месить тесто (Месим тесто) и печь блины (Блинчик) . Блинчики были очень горячие (подуть на язычок) . Ну вот они остыли и Развивайка с удовольствием стал есть блинчики с вареньем (Вкусное варенье) . Потом он побежал гулять и стал играть с друзьями в футбол (Футбол) . А потом качался на качелях (Качели) .

6. Прежде чем высадиться на планете Грамоты мы должны быть уверены в своих знаниях, а на ведь еще надо и назад вернуться….для этого наш экипаж выполнит задание, которое приготовил нам центр управления полетом…

Я читаю вам стихотворные строки, а вы должны выбрать одно слово из трех предложенных, чтобы в стихотворении была рифма.

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные (перина, подушка, рубашка)

Ой, ребята, верь, не верь –

От меня сбежала… (кошка, дверь, стенка)

Сказала дверь : «Мой дорогой!

Не открывай меня … (плечом, коленом, ногой)

Белокрылые хозяйки над волной летают (чайки, шайки, сайки)

Лежит лентяй на раскладушке, грызет посвистывая сушки, душки, пушки)

7. посмотрите ребята на в иллюминатор- что вы там видите.

да, ребята, перед нами преграда- скопление звезд, наверно, пираты постарались. Какже их нам преодолеть. ой, я знаю как. мы должны выполнить следующее задание…Я буду называть картинки то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Если я называю правильное название то вы поднимаете зеленую звезду, неправильную- красную…

Бамам, ваван, паман, даван, банан, баван, банам, ванан.

альпом, айбом, альмом,альбом, аньбом, альном.

8. Ребята, вы слушите звук. (стучу по столу)

Это метеоритный дождь. будьте внимательны. это все пираты нам хотят помешать. как только мы правильно выполним задание, метеориты разлетятся в разны стороны и путь нам будет свободен.

Послушайте слова и поднимите карточку с той буквой, которую услышали. (

10. посмотрите на картину. всезнайка нам сигнализирует. что мы должны набраться сил и отдохнуть.

физ-ка Мы с вами оказались на лесной поляне

Паровоз привез нас в лес – чух – чух – чух

Там полным - полно чудес м – м – м – на выдохе

Вот и бабочки – сестрицы, крылышками машут

и с ромашки на ромашку весело порхают (дуют на бабочку)

Вот идет сердитый ёж п – ф – ф – ф

Где же носик? Не поймешь ф-р-р! Ф-р-р!

Вот зеленая пчела детям мёда принесла з-з-з, села нам на локоток з-з-з, полетела на носок з-з-з

Пчелку ослик испугал й-а-а! й-а-а! на весь лес он закричал й-а-а! й-а-а!

Гуси по небу летят, гуси ослику гудят : г-у-у! г-у-у! г-у-у!

Устали? Нужно отдыхать, сесть и сладко позевать.

отдохнули. продолжаем. полет. к нам на орбиту поступила зашифрованная телеграмма . нам надо ее прослушать и назвать, какой звук чаще всего встречается в нем.

тут мышка. У мышки мышата. мышка шумит. мышата шуршат.

Но что я слышу. какой-то сигнал. бедствия кто-то передает. ничего не могу понять. мешают помехи, но какие -то звуки я слышу. я буду вам произносить ряды слогов. а вы должны хлопнуть. когда услышите другой звук.

па-па-па-ба-па

фа-фа-фа-ва-фа.

Мы уже. скоро будем на планете Грамотейка . но вот незадача, прямо на нас летят другие космические корабли . это. пираты нас встречают….чтобы не произошло столкновение вам нужно опять выполнить задание ….

я буду произносить слово, а вы назовите слово, отличающееся от других.

минута, монета, минута, минута

винт, винт, винт, бинт.

Дудка, будка, будка, будка.

итак. вот мы и на планете. грамоты . ой, посмотрите, опять послание.

Привет,земляне. Если вы читаете это письмо, то вы все-таки добрались до планеты Грамоты . Но просто так звуки мы вам не отдадим. Выполняйте наши задания, а мы будем за вами следить.

Светофор.. я называю слова, а вы ставите фишки на красную, желтую или зеленую часть, в зависимости от того, где слышите звук. м.

(макароны, карман, дом, мышь, ромашка, ком)

Молодцы. С заданиями справились. Пираты вернули инопланетянам с планеты грамота все звуки . и развивайка дарит вам за подарок, который вы получите, когда прилетите на землю.

Может мы тоже сделаем подарок всезнайке о нас на память….давайте соберем цветок. Из предложенных лепестков с избражениями различных предметов мы должны выбрать только те, где есть звук Т.

молодцы, теперь мы можем спокойно возвращаться домой.

Но посмотрите на борту корабля обнаружены неполадки : на пульту управляния кто-то спрятал буквы. нам надо их разгадать. (на букве нарисован пират- ее отгадать) .

Молодцы…теперь все в порядке

Возвращаться нам пора,

по местам мои друзья.

Экипаж слушай мою команду.

Занять кресло .

Пристегнуть ремни.

Завели моторы. рррррр. Закреваем глаза. мы взлетем. а-о-у-ы-и -у-у-у. летим. ну вот мы и прилетели. можно немного расслабиться и поговорить.

Давайте подведем итог нашего путешествия .

чем мы занимались во время путешествия .

Вам интересно было.

давайте встанем в круг, возьмемся за плечи и скажем друг другу. спасибо за приятное занятие .

Публикации по теме:

«Путешествие в сказку» Интегрированное занятие логопеда и воспитателя по обучению грамоте Цели: Систематизировать знания о гласных и согласных звуках; Развивать фонематический слух; фонематическое восприятие; Воспитывать.

Интегрированное занятие по развитию речи и обучению грамоте в средней группе «Путешествие в волшебный лес» Автор: Ярикова Наталья Васильевна, воспитатель второй квалификационной категории МАДОУ № 163 г. Кемерово, Кемеровская область Цель: Закрепление.

Интегрированное занятие в подготовительной группе по обучению грамоте «Путешествие в весенний лес» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие», «Речевое.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе ДОУ «Путешествие в Африку» Дети входят в зал,берут игрушки,под музыку из фильма "Красная шапочка" дети играют игрушками (мяч,машины,куклы)Произносят слова -приветствия.