Эдуард Клапаред (фр. douard Claparde; 24 марта 1873, Женева - 29 сентября 1940, там же) - швейцарский врач-невролог, психолог, один из пионеров детской психологии, представитель функционализма. Один из основателей Института Руссо - международного центра экспериментальных исследований в области детской психологии, а также основатель «Международного общества психотехники».

Биография

Окончил Университет Женевы в 1892 году, получив степень бакалавра, а в 1897 году защищает степень доктора медицины. В течение года занимался клинической и экспериментальной работой в госпитале Сальпетриер в Париже. Вслед за изучением естественных наук и медицины, он посвятил себя психологии, которую изучал у Теодора Флурнуа, своего близкого родственника.

В 1901 году Э. Клапаред и Т. Флурнуа основали журнал «Психологический архив» («Archives de Psychologie»), редактором которого Э. Клапаред оставался до конца жизни. В 1904 году Э. Клапаред стал руководителем основанной Т. Флурнуа психологической лаборатории, в 1915 унаследовал от него должность профессора.

Э. Клапаред внес весомый вклад в международное сотрудничество психологов благодаря деятельности Международного психологического конгресса. В 1908 году Э. Клапаред принимал участие в первом Международном психоаналитическом конгрессе в Зальцбурге, а в 1912 году лично познакомился с З. Фрейдом.

В 1912 году Э. Клапаред основал Институт Руссо, задуманный им как центр инновационных исследований и практических разработок в сфере образования. Позднее здесь были выполнены многие работы Ж. Пиаже. В 1920 году Э. Клапаред основывает «Международное общество психотехники».

Э. Клапаред занимался проблемами экспериментальной психологии (особенно проблемами сна), клинической неврологией, зоопсихологией. Впоследствии интересы Э. Клапареда всё больше сосредоточивались на проблемах психического развития ребёнка. Наиболее известная работа Клапареда, «Психология ребёнка и экспериментальная педагогика», вышедшая в 1905 году, была переведена на десять языков.

Э. Клапаред постоянно настаивал на важности функционального подхода. Его всегда отличала непредвзятость суждений, он всегда пытался выявить гибкость реакций человека в его взаимодействиях с окружающей средой.

Эдуард Клапаред был женат на Елене Шпир (1873-1955), дочери русского философа А. А. Шпира.

Научная деятельность

Публикации на русском языке

  • Клапаред Э. Психология ребёнка и экспериментальная педагогика. - М.: ЛКИ, 2007.
(1940-09-29 ) (67 лет)

Биография

Э. Клапаред внес весомый вклад в международное сотрудничество психологов благодаря деятельности Международного психологического конгресса . В 1908 году Э. Клапаред принимал участие в первом Международном психоаналитическом конгрессе в Зальцбурге , а в 1912 году лично познакомился с З. Фрейдом .

Э. Клапаред занимался проблемами экспериментальной психологии (особенно проблемами сна), клинической неврологией , зоопсихологией . Впоследствии интересы Э. Клапареда всё больше сосредоточивались на проблемах психического развития ребёнка. Наиболее известная работа Клапареда, «Психология ребёнка и экспериментальная педагогика », вышедшая в 1905 году , была переведена на десять языков .

Э. Клапаред постоянно настаивал на важности функционального подхода . Его всегда отличала непредвзятость суждений, он всегда пытался выявить гибкость реакций человека в его взаимодействиях с окружающей средой .

Эдуард Клапаред был женат на Елене Шпир (1873-1955), дочери русского философа А. А. Шпира .

Умер Эдуард Клапаред 29 сентября 1940 года в Женеве.

Научная деятельность

Публикации на русском языке

  • Клапаред Э. Психология ребёнка и экспериментальная педагогика. - М .: ЛКИ, 2007.

См. также

Напишите отзыв о статье "Клапаред, Эдуард"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Клапаред, Эдуард

– Ах, ты только всё портишь мне. Ну, иди, иди.
Опять всё замолкло, но князь Андрей знал, что она всё еще сидит тут, он слышал иногда тихое шевеленье, иногда вздохи.
– Ах… Боже мой! Боже мой! что ж это такое! – вдруг вскрикнула она. – Спать так спать! – и захлопнула окно.
«И дела нет до моего существования!» подумал князь Андрей в то время, как он прислушивался к ее говору, почему то ожидая и боясь, что она скажет что нибудь про него. – «И опять она! И как нарочно!» думал он. В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул.

На другой день простившись только с одним графом, не дождавшись выхода дам, князь Андрей поехал домой.
Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад; всё было полно, тенисто и густо; и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами.
Целый день был жаркий, где то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. Левая сторона леса была темна, в тени; правая мокрая, глянцовитая блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. Всё было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко.
«Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны», подумал князь Андрей. «Да где он», подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, – ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. «Да, это тот самый дуб», подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое, укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна, – и всё это вдруг вспомнилось ему.
«Нет, жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Возвратившись из своей поездки, князь Андрей решился осенью ехать в Петербург и придумал разные причины этого решенья. Целый ряд разумных, логических доводов, почему ему необходимо ехать в Петербург и даже служить, ежеминутно был готов к его услугам. Он даже теперь не понимал, как мог он когда нибудь сомневаться в необходимости принять деятельное участие в жизни, точно так же как месяц тому назад он не понимал, как могла бы ему притти мысль уехать из деревни. Ему казалось ясно, что все его опыты жизни должны были пропасть даром и быть бессмыслицей, ежели бы он не приложил их к делу и не принял опять деятельного участия в жизни. Он даже не понимал того, как на основании таких же бедных разумных доводов прежде очевидно было, что он бы унизился, ежели бы теперь после своих уроков жизни опять бы поверил в возможность приносить пользу и в возможность счастия и любви. Теперь разум подсказывал совсем другое. После этой поездки князь Андрей стал скучать в деревне, прежние занятия не интересовали его, и часто, сидя один в своем кабинете, он вставал, подходил к зеркалу и долго смотрел на свое лицо. Потом он отворачивался и смотрел на портрет покойницы Лизы, которая с взбитыми a la grecque [по гречески] буклями нежно и весело смотрела на него из золотой рамки. Она уже не говорила мужу прежних страшных слов, она просто и весело с любопытством смотрела на него. И князь Андрей, заложив назад руки, долго ходил по комнате, то хмурясь, то улыбаясь, передумывая те неразумные, невыразимые словом, тайные как преступление мысли, связанные с Пьером, с славой, с девушкой на окне, с дубом, с женской красотой и любовью, которые изменили всю его жизнь. И в эти то минуты, когда кто входил к нему, он бывал особенно сух, строго решителен и в особенности неприятно логичен.

швейцарский психолог, профессор Женевского университета (1908). Один из основателей педагогического института им. Ж.Ж. Руссо в Женеве (1912) и журнала "Архивы психологии" (1902). Продолжатель традиций французской школы эмпирической психологии. Автор трудов, посвященных связи психологии с клинической и педагогической практикой, вопросам профориентации и др. Известность получила выдвинутая К. теория игры ребенка, близкая к биологической концепции К. Гроса, но с большей опорой на психологическое содержание (например, в оценке потребностей).

Отличное определение

Неполное определение ↓

КЛАПАРЕД Эдуар

24.3. 1873, Женева, - 29.9.1940, там же), швейц. психолог, проф. Женевского ун-та (с 1908). Один из основателей пед, ин-та им. Ж. Ж. Руссо в Женеве (1912) и журн. «Archives de Psychologie» («Архивы психологии», 1902). Продолжатель традиций франц. школы эмпирич. психологии (Т. Рибо, П. Жане, А. Бинеи др.). К. утверждал активность сознания, выделяя в поведении роль интересов, мотивов и потребностей. В работах, посвященных связи психологии с клинич. и пед. практикой, К. показал важность знания психологии и для успешного воспитат. воздействия на характер, волю и др. стороны личности, и для организации процесса обучения. К. ввел в пед. практику метод т. н. мышления вслух, при к-ром ученик, решая сложную для себя задачу, рассказывает о ходе поисков решения. К. занимался вопросами профориентации, предостерегая против излишнего доверия тестам при прогнозировании результатов обучения. Уделяя большое внимание изучению психики ребенка, К. выдвинул ряд важных идей о качественно разных уровнях в онтогенезе процесса обобщения, о соотношении осознания различий и осознания сходства и др. Эти идеи оказали Значит. влияние на совр. заруб. гене-тич. психологию, в частности на теорию Ж. Пиаже. Известность получила выдвинутая К. теория игры ребенка, близкая к биол. концепции К. Гроса, но с большей опорой на психол. содержание (напр., в оценке потребностей).

Соч.: Lassociation des idees, Р., 1903; Leducation fonctionnelle, Nchat. - Р., П931]; Le sentiment dinferiorite chez lenfant. Cahi-ers de pedagogie experimentale et de Psychologie de lenfant, Gen., 1934; в рус. пер. - Психология ребенка и эксперим. педагогика, СПБ, 1911; Проф. ориентация, ее проблемы и методы, М., 1925; Как определять умственные способности школьников, Л., 1927.


Спецификой психического положения детей занимались учёные ещё в классический период. Но особенно большую заинтересованность в этом проявили учёные конца XIX в. В этот период возрастная психология начала осознаваться как независимая область психологической науки. Одним из учёных, занимавшихся проблемами в этой сфере, был Э. Клапаред.

– швейцарский врач-невролог, психолог, педагог, представитель функционализма. Появился на свет 24 марта 1873 г. в Женеве. Учился в Женевском университете, стал доктором медицины. После этого начал осваивать психологию. Второе образование получил в университете своего родственника Теодора Флерноя. Совместно с Флерноем в 1901 году он создал журнал «Психологический архив». Клапаред являлся редактором этого журнала до 1940 г. .

В 1904 Э. Клапаред руководил психологической лабораторией. После смерти Т. Флерноя стал профессором .

Клапаред занимался экспериментальной психологией, клинической неврологией, зоопсихологией. В итоге его внимание всё больше сосредоточивалось на проблемах психоразвития ребёнка.

Эдуард Клапаред создал свою теорию саморазвития. Разделяя замыслы Стенли Холла о необходимости создания педологии, Клапаред не принимал его объяснения биогенетического закона. Он думал, что распространённая сходность между видовым и индивидуальным развитием психики существуют потому, что существует всеобщая логика расширение психики в филогении и онтогении. Собственно, эта совместимая логика развития распознаёт сходность процессов (а не их тождество!). Благодаря этому не существует неминуемой предопределённости в воспитании ребёнка, и наружные причины (например, обучение) могут поторопить его развитие и даже наполовину деформировать направление.

Э. Клапаред советовал разграничить детскую психологию на теоретическую и практическую (прикладную), предполагая, что у них разный круг проблем. Установление законов психологической жизни и этапов психологического развития детей являлось основной целью теоретической детской психологии. Прикладная детская психология, в свою очередь, подразделялась на психогностику и психотехнику. Главной целью психогностики была диагностика, распознавание психического онтогенеза детей, целью психотехники было создание средств обучения и воспитания.
Считая, что психологический онтогенез не нуждается во вспомогательных побуждениях или обстоятельствах, которые бы его побуждали, Клапаред совершенствовал идею о саморазвитии, самопоявление тех зачатков, которые имеются у чада уже при появлении на свет. Игра и подражание являются механизмами этого развития.

Из всех проблем, интересовавших Клапареда, он уделял больше внимания мышлению и стадиям его онтогенеза у детей. Клапаред практически отождествлял онтогенез мышления с психологическим развитием, поэтому критерием разделения детства на этапы для него служило перерождении от одной формы мышления к другой. Он выделил 4 этапа в психологическом онтогенезе.

1-й этап - от рождения до 2-х лет. На этом этапе у детей господствует любопытство к внешней стороне предметов, а поэтому умственное развитие связано важным образом с онтогенезом восприятия.

2-й этап начинается в 2 года и продолжался до 3-х лет, в это время у детей улучшается речь, и поэтому их когнитивные интересы сосредоточены на словах и их смыслах.

3-й этап – с 3 до 7 лет – связан с началом собственно умственного развития, при этом у детей преобладают совместные умственные интересы.

4-й этап длится с 7 до 12 лет, в этом периоде начинают проявляться и развиваться индивидуальные особенности и наклонности детей, т.к. их умственное развитие объединено с формированием особенных объективных интересов.

Анализируя формирование умственной сферы детей, Клапаред обнаружил одно из важнейших свойств пуэрильного мышления. Этим свойством является синкретизм, т.е. не раздробленность, единство детских пониманий о мире. Клапаред утверждал, что психологический онтогенез продвигается от улавливания внешнего вида к именованию объекта (словесная стадия), а следом к усвоению его роли, что уже есть результат онтогенеза логического мышления. О таком же направлении в развитии мышления детей – от слитности к расчлененности – говорил позднее Л.С. Выготский, оспаривая утверждение В. Штерна о том, что ребенок сначала понимает часть (единичный предмет) и лишь затем начинает соединять отдельные части в целостный образ мира .

В результате того, что онтогенез способностей определён унаследованными факторами. Клапаред выделял совокупную и специальную одарённость, притом общая одарённость обнаруживается, по его мнению, в незрелом возрасте и объединена с единым (высоким) уровнем всех интеллектуальных особенностей ребёнка. Одарённость в одностороннем смысле Клапаред относил к развитому возрасту и объединял с талантом человека решать непривычные проблемы.

Подводя итог, можно сказать, что Эдуард Клапаред заложил основы возрастной психологии как особого раздела психологической науки, обеспечивающего тесную связь психологии с педагогикой. Тем самым он оказал большое влияние на понимание области применения психологических знаний в обучении и воспитании ребёнка.

Список источников
1. История психологии в лицах: персоналии, под общей ред. А.В.Петровского, ред.-сост. Л.А. Карпенко. - М.: ПЕР СЭ, 2005.
2. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.
3. Эдуард Клапаред // Календарь событий. – URL: http://www.calend.ru/person/4002/ (дата обращения: 15.12.2013).

А вот ещё несколько ссылок, которые выбраны наугад из лучших материалов сайта:

Эдуард Клапаред
Родился:1873, Женева, Швейцария.
Умер: 1940, Женева, Швейцария.
Интересы: прикладная психология, психология развития, психология образования, задержки умственного развития.
Образование: доктор медицины, Женевский университет; 1897.
Эдуард Клапаред родился и провел большую часть жизни в Женеве. Вслед за изучением естественных наук и медицины он посвятил себя психологии, обучаясь у Теодора Флерноя, своего близкого родственника, а впоследствии, и сотрудничая с ним. Клапаред сменил Флерноя на посту профессора психолгогии Женевского университета в 1915 и занимал этот пост вплоть до своей смерти. В области психологии его отличала широта интересов, включающих такие темы, как сон, работа интеллекта, решение задач и образование. Помимо этого его интересовали неврология и психиатрия. Кроме теоретической, экспериментальной и прикладной работы по психологии, Клапаред уделял много времени своим профессиональным и административным обязанностям. Совместно с Флерноем он основал журнал Archives de Psychologie и внес весомый вклад в международное сотрудничество психологов благодаря деятельности Международного Психологического Конгресса. Кроме того, в 1912 он основал Институт Ж. Ж. Руссо, задуманный им как центр инновационных исследований и практических разработок в сфере образования. Позднее здесь были выполнены многие работы Жана Пиаже.

Клапаред всегда настаивал на важности функционального подхода. Например, занимаясь проблемами сна, он рассматривал его как функциональное состояние, отвечающее потребностям организма и защищающее его от утомления. Клапаред доказал, что сон должен сопровождаться активным торможением, осуществляющимся благодаря контролю со стороны нервной системы. Отказ от контактов с внешним миром (а именно эта ситуция наблюдается, как предполагал Клапаред , и в случае истерии) должна иметь функциональные причины. Соответственно, представление о контакте между организмом и окружающей средой занимало центральное место в мировоззрении Клапареда и концептуально сближало его с прагматизмом, что наглядно продемонстрировано в его "Law of Becoming Conscious" - "законе сознательного развития". Закон Клапареда влечет за собой целый ряд следствий. Из него вытекает, что психическая активность не затрагивает сознание до тех пор, пока организм успешно осуществляет свои функции. Подобно инстинктам, когнитивная обработка также может эффективно осуществляться без привлечения сознания. Только в том случае, если окружающая среда выдвигает новые требования, психические процессы будут "перехвачены" знанием. Приобретаемый опыт впоследствии может использоваться для решения задач и адекватной оценки выполненного действия. Этот динамический подход к сознанию возник благодаря объединению психоанализа и сравнительной психологии. Он породил экспериментальный метод, при котором испытуемый должен рассказать схему решения задачи. Благодаря этому методу, исследованиям Клапареда присущи некоторые черты когнитивной психологии, возникшей гораздо позднее.

Второй аспект закона Клапареда - это проблема развития. Клапаред утверждает, что процессы, присущие самым ранним стадиям развития, осознание которых не является необходимым, позже всего "перехватываются" сознанием. Он писал: "Чем раньше начинает использоваться связь, и чем дольше она используется, тем позднее происходит ее сознательное восприятие". В качестве главного примера он приводил восприятие сходства, Так, действия ребенка основаны на сходстве объектов и ситуаций, но осознание сходства происходит значительно позже, чем осознание различий. Эта гипотеза, равно как и другие аспекты закона Клапареда и других его теорий, привлекла пристальное внимание Пиаже. Ее следствия кажутся в некоторой степени провокационными, поскольку если бы мы могли прийти к соглашению о том, какие фазы развития являются самыми поздними (и самыми зрелыми), это дало бы соблазнительные возможности для понимания феномена детства. Подключение логики, например, можно было бы расценивать как последний этап пробуждения сознания. Если это так, то, согласно следствиям закона Клапареда , неосознанное использование логических механизмов должно относиться к самым ранним когнитивным способностям. Следует подчеркнуть, что работы Пиаже не исчерпывают полностью ни закона развивающегося сознания Клапареда , ни остальных его предположений. Действительно, Клапаред использует более динамичный, открытый подход к проблеме развития когнитивных способностей, чем его более молодой коллега. Клапареда всегда отличала непредвзятость суждений, он всегда пытался выявить гибкость реакций человека в его взаимодействиях с окружающей средой.