Рецензенты:

Ф. Е. Василюк, доктор психологических наук, профессор, факультет психологического консультирования Московского городского психолого-педагогического университета;

А. Ш. Тхостов, доктор психологических наук, профессор, факультет психологии Московского государственного университета.

© А. Хорошилова, фото, 2004

© ООО Издательство «Питер», 2017

© Серия «Учебник для вузов», 2017

Предисловие ко второму изданию

Этика стремится перевести идеальность в действительность, но не действительность в идеальность.

С. Кьеркегор

Социальная работа черпает свои знания из науки, но свой дух – из философии, религии, этики, моральных ценностей, а свой метод, по крайней мере частично, – из непостигнутых (или непостижимых) нюансов человеческих отношений. Совершенно очевидно, что в социальной работе есть место искусству, потому что не вся она есть наука; и, хотя мы должны постоянно стремиться развивать научную базу нашей работы, мы не должны (даже если бы мы могли) умалять значение эстетического или этического компонента.

Во второе, переработанное и дополненное, издание вошли новые методы, разработанные и внедренные в практику психологической и социальной помощи специалистами – авторами учебника. Использование этих методов требует наличия психологической квалификации, и они с успехом могут быть использованы профессиональными психологами, работающими в сфере социальной и психологической помощи.

Развитие социальной работы как государственно организованных программ помощи наименее защищенным слоям населения в нашей стране началось сравнительно недавно: менее 20 лет назад, хотя традиции попечительской и благотворительной деятельности были достаточно глубокими в дореволюционной России. Рождением или институализацией социальной работы как профессиональной области можно считать 1870 г.: время первой национальной конференции социальных работников США. В настоящее время за рубежом социальная работа – отдельная научная область, в которой проводятся обширные исследования, защищаются диссертации и присваивается ученое звание Professor of Social Work ; практически каждый зарубежный университет имеет в своем составе отдельный факультет социальной работы, где требования к профессиональным навыкам выпускников очень высоки. Развитие социальной работы в нашей стране даже в сравнительно короткий срок со всей очевидностью показало такую же необходимость профессионализации этой одной из самых гуманных практик.

Это, в свою очередь, невозможно без развития психологии социальной работы, так как профессионализация социальной работы связана именно с пониманием психологических механизмов и возможных последствий – как положительных, так и отрицательных – действий социальных работников, психологов, психиатров, социальных педагогов, работников приютов, служащих собесов, пенитенциарных и других подобных учреждений, занятых в различных социальных программах.

В главах учебника, посвященных общим теоретическим и методологическим вопросам, большое внимание уделено динамике представлений о предмете социальной работы. Если довоенный период характеризовался большим вниманием к прагматическим проблемам, с которыми сталкивались социальные работники, то в послевоенный период, параллельно с бурным развитием альтернативных психоанализу направлений в психологии личности и психотерапии, социальная работа стала приобретать все более психологическое содержание как практика, и все более часто психологические концепции стали привлекаться для интерпретации накапливаемого опыта. Эта тенденция психологизации социальной работы в ее определенных разделах простирается вплоть до современного периода, когда пишутся труды по «лечению в социальной работе» (например, книга F. Turner «Social Work Treatment», впервые изданная в 1979 г.), а практическая подготовка социальных работников складывается из разнообразных тренингов по навыкам вмешательства в ситуацию, требующую помощи (intervention skills ), по умению слушать клиента и т. д. Так, уже в 50-е гг. ХХ в. предметом социальной работы стало считаться предотвращение и снижение социально и психологически опасных эффектов кризисных ситуаций; акцент также ставился на развитие этичных гармоничных и эффективных взаимоотношений между индивидуумом и обществом и сообществом, в которых он находится. Ведущими в социальной работе стали 3 крупных блока методов: консультирование, поиск ресурсов и создание сети вокруг клиента. Стало ясно, что в отличие от других практик целью социальной работы должно быть самоусиление человека, которому оказывается помощь.

Над теорией социальной работы в послевоенной Европе и Америке работала целая плеяда крупных теоретиков, часть из них видела функции социальной работы в помощи людям достичь таких взаимоотношений, которые способствуют реализации их потенциала как человеческих существ в соответствии с их культурными обычаями и ценностями. Замечательное по своей лаконичности определение дал американский ученый Г. Херн, который в 1958 г. писал, что «взаимоотношения являются сущностью социальной работы, будучи как ее целью, так и ее средствами». Интересно, что по времени это очень близко к периоду разработки в советской психологии В. Н. Мясищевым его концепции, где сходным образом была определена сущность психотерапии.

Социальная работа в истории развития своего предмета претерпела ряд радикальных изменений фокуса исследования. Самым серьезным из таких изменений является смещение внимания от причин к функции: от поиска и излечения причин дисфункций к созданию работающей адекватной программы, в которой общество несет ответственность за данную дисфункцию. Прежние модели «помощи нуждающимся» становятся все менее популярными: практика социальной работы отражает все более развивающуюся демократическую этику , что проявляется в понимании социального благополучия как «права» всех и каждого, а не «дара» привилегированных непривилегированным, хотя верно и то, что социальные работники и по сей день отождествляют себя с давней традицией беспокойства и ответственности за нужды людей и социальные стрессы.

Первая в России специализация «Психология социальной работы» была создана на факультете психологии СПбГУ в 1999 г. Именно синтез психологического и социального понимания причин страдания людей стал главным принципом работы специалистов этого нового для нашей страны профиля. Основным направлением учебной работы специализации стала подготовка психологов (как теоретиков и исследователей, так и практиков) для сферы оказания неклинической психологической помощи всем слоям населения, особенно наименее защищенной его части: это, например, дети – социальные сироты; люди, пережившие острую утрату или находящиеся в посттравматическом состоянии; дисфункциональные семьи или семьи в периоды кризисов, миграций и т. п.

Все авторы учебника – практикующие в своей области специалисты, все – выпускники факультета психологии СПбГУ. Учебник представляет собой интеграцию сложившихся законов социальной, психотерапевтической и консультативной работы за рубежом с актуальным опытом, накопленным российскими специалистами-практиками за последние годы. Этическое осмысление приобретенного авторами опыта делает работу с учебником особенно важной для становления и формирования специалистов помогающего профиля.

От редакции

Марина Анатольевна Гулина – доктор психологических наук, профессор СПбГУ и СИТИ Университета (CITY University, London ); организатор первой в России специализации «Психология социальной работы»; автор более 140 научных работ, из которых около 30 опубликованы за рубежом. М. А. Гулина является международно сертифицированным специалистом в области психоанализа (International Psychoanalytic Association, British Psychoanalytical Society ), гештальт-терапии и рационально-эмотивной терапии. Состоит членом профессиональных психологических обществ России (РПО), Санкт-Петербурга (СПбПО), США (APA, IATA ), Великобритании (British Psychological Society ); член редакционного совета «Московского психотерапевтического журнала» и журнала The British Journal of Social Work . Является руководителем ряда проектов социальной и психологической помощи, организатор и директор общероссийской волонтерской организации помощи семьям «Home-Start».

Counselling Psychology

Марина Гулина

Т ерапевтическая

и консультативная

психология

ИЗДАТЕЛЬСТВО

Санкт-Петербург 2001

Книга издана при участии Торгового Дома «Гуманитарная Академия*

"Гулина М. А.

Терапевтическая и консультативная психология. СПб.: Издательство «Речь», 2001. - 352 с, ил.

ISBN 5-9268-0049-8

Эта книга предоставляет российским психологам ценную воз­ можность знакомства с консультативной психологией. В ней опи­ сываются различные подходы и предлагаются новые возможности для развития психологии как помогающей профессии. Психотера­ пия и консультирование рассматриваются как процессы, приводя­ щие к личностным изменениям. Книга содержит сравнение и систе­ матическое описание трех основных подходов в психотерапии и консультировании: психодинамического, когнитивно-бихевиораль- ного и гуманистического.

Книга предназначена для психологов, психотерапевтов и всех, кто интересуется вопросами консультирования.

The book concerns comparative and systematic descriptions of three main approaches in psychotherapy and counselling: psychodynamic, cognitive-behavioural and humanistic. The main conceptual and processrelated issues are extracted. Differences are discussed between medical and psychological approaches toward counselling and psychotherapy in Russia, also the relevance of theories and models developed outside Russia for the Russian situation. Counselling is treated as a field of psychology: one which requires theoretical development and research within psychology. The book takes counselling beyond purely the application of procedures and its evaluation according to client satisfaction, toward an understanding of counselling as a series of psychological processes resulting in personality change. New for Russian psychology is the discussion of counselling in terms of social work applications, counselling as discourse, and the ethical and philosophical underpinnings of counselling as a developing professional field.

Глава 2. ПСИХОТЕРАПИЯ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ТЕОРИЯ ИЗМЕНЕНИЙ ЛИЧНОСТИ

«Там, где мы мыслим, мы не существуем» (Психоаналитические модели). 48 Отказ от «внутренних факторов» (Когнитивно-бихевиоральные модели).. 93

«Болезнь - это недоношенное произведение художника»

(Гуманистическая психология в консультировании и психотерапии)

Глава 3. ПСИХОТЕРАПИЯ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ПРОЦЕСС

Пациент и психоаналитик: 100 лет одиночества вдвоем

«Нас расстраивают не вещи, а...» (Когнитивно-бихевиоральная

парадигма)

«Эмпатия, но не идентификация» (Гуманистические процессуальные

Глава 4. ПСИХОТЕРАПИЯ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ЯЗЫК

Символическая функция бессознательного с точки зрения

современного психоанализа

Бихевиоральный подход к знаковым коммуникациям

Проблема языка в гуманистической психологии

Глава 5. ОПЫТЫ ЭКЛЕКТИКИ

В ПСИХОТЕРАПИИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Что «синтезирует» психосинтез?

Транзактный анализ после Э. Берна

«Две вещи несовместные»: когнитивно-аналитическая психотерапия

Глава 6. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

В СОЦИАЛЬНЫХ МИКРО- И МАКРОСИСТЕМАХ

(ГРУППА, СЕМЬЯ, СОЦИУМ)

От индивидуальной к групповой терапевтической психологии

Семья: группа или гештальт?

Психологическое консультирование в социуме

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

A. THERAPEUTIC PSYCHOLOGY:

THEORY OR PRACTICE? SCIENCE OR ART?

1. The theory of practice, and practical theory

2. Systematic approach toward the development of psychotherapeutic

3. The place of psychological counselling in therapeutic psychology

B. PSYCHOTHERAPY AND COUNSELLING

AS THEORETICAL MODELS OF PERSONALITY CHANGE

1. «When we think that we do not exist» (psychoanalytical models)

2. Denying «inner factors» (cognitive-behavioural models)

3. «Illness - is a pre-completed work of art» (humanistic psychology in

counselling and psychotherapy)

С PSYCHOTHERAPY AND COUNSELLING

1. Patient and psychoanalyst: 100 years of aloneness together

2. «We are upset not by things but by...» (the cognitive-behavioural

3. «Empathy but not identification» (humanistic process models)

D. PSYCHOTHERAPY AND COUNSELLING

1. The symbolic function of the uncounscious from the point of view

of modern psychoanalysis

2. The behavioural approach toward sign communication

3. The problem of language in humanistic psychology

E. ECLECTICISM IN PSYCHOTHERAPY

1. What does psychosynthesis «synthesise»?

2. Transactional analysis after e. berne

3. «Two incompatible things»: cognitive-analytical therapy

F. COUNSELLING THE SOCIAL MICROAND MACROSYSTEMS

(group, family, society)

1. From the individual, toward group therapeutic psychology

2. Family: is it group or gestalt?

3. Psychological counselling within society

Как странно! Думал я, с трудом пости­ гая опыт, с легкостью усваивая вывод.

Траектория научной мысли напоминала мне хаотический полет моли... Способность человека знать иную природу кажется мне катастрофически малой, но нет ничего бла­ городнее и необходимее для человеческого сознания, чем это буксующее усилие.

А. Битов. Птицы, или Новые сведения о человеке

Отечественная психология входит в третье тысячелетие в состоянии, которое можно было бы определить, как «многоликость». С одной стороны, чертой нашего времени являет­ ся тяготение к глобальным теориям в человекознании, на что противники метатеорий справедливо возражают, что в данный момент отечественная психология страдает от отсутствия те­ ории практики. Действительно, профессиональных психоло­ гов, работающих с людьми в сфере оказания психологической помощи, чрезвычайно тревожит поспешное практикование частных, локальных методов консультирования и психотера­ пии: по аналогии с народной медициной «народная психоте­ рапия» - российская, итальянская, индийская и др. - «ши­ роко простирает руки в дела человеческие» на гостеприимной российской почве. Следует подчеркнуть, что профессиональ­ ных психологов во всем мире, безусловно, не устраивает та­ кое решение проблемы «теории практики», когда авторы-са­ мородки, не потрудясь заглянуть в книги, создают «новую» концепцию, а их ученики и последователи придерживаются этой обычно очень компактной теории и уже не интересуются идеями великих предшественников своего учителя.

Без научной интеграции разнородного отечественного и за­ рубежного опыта психологической (психотерапевтической и консультативной) помощи, без работы над созданием общей теории терапевтической психологии все имеющие в настоящее время место профессиональные дискуссии обречены на неус­ пех даже внутри самой психологической науки. Кроме того, без достаточно осмысленной теории практики психологической

помощи поспешная трансплантация идей и методов может со­ здавать почву для искажений, опасных не только для престижа психологической науки, но, главное, для людей, которым ока­ зывается помощь, и для общества, на которое всегда оказывают влияние профессиональные этические ценности, исповедуемые учеными как теоретиками, так и профессиональными практи­ ками, даже если это влияние внешне кажется незначительным.

Э. Берн в процессе обучения психотерапии советовал своим ученикам: «Говорите так, чтобы вас понял пятилетний ребенок ». Данная книга является «взрослым» ответом, который я, следуя совету Э. Берна, сформулировала бы так: «Понимаешь, не важ­ но, какой теории ты придерживаешься, но она должна быть ». Взрослые отличаются от детей мерой собственной ответствен­ ности за то, что они делают, поэтому я хочу напомнить о разни­ це между частной идеей и целостной психологической теорией. За последней всегда должны стоять собственная философия (а следовательно, и этика), она должна быть основана на сопо­ ставлении экспериментальных данных и систематических на­ блюдений, она должна в равной мере пытаться описать как нор­ мальные процессы психики, так и их искажения; она должна отражать процесс развития человеческой психики. Кроме того, терапевтическая психологическая теория должна отвечать на вопросы не только «что?» и «почему?», но и «как?». Она имеет дело не только с объяснением, но и с интерпретацией, а созда­ ние интерпретации возможно только в диалоге; в диалоге, где субъектно-объектные отношения становятся как целью изме­ нений, так и средством этих изменений.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ

ПСИХОЛОГИЯ:

ТЕОРИЯ ИЛИ ПРАКТИКА? НАУКА ИЛИ ИСКУССТВО?

ТЕОРИЯ ПРАКТИКИ И ПРАКТИЧНАЯ ТЕОРИЯ

Что вы можете доказать себе и своему времени силой разума, логики, науки - того хочет время.

Ф. Лассаль

Наиболее драматичным изменением в российской психо­ логии последнего десятилетия явилось то, что отечественным профессиональным психологам наше общество второй раз после периода педологии (1920-1930-е гг.) предложило раз­ вивать новый вид или даже тип знаний о человеке как о лично­ сти и индивидуальности, - условно назовем его терапевтичес­ ким психологическим знанием или используем термин, предложенный Л. Бреммером и Э. Шостромом (Brammer, Shostrom, 1968), - «терапевтическая психология». Этот новый этап ознаменовался тем, что, в отличие от традиционного для академической науки психологического знания о человеке как объекте познания, где акцент ставится на поиск общих зако­ нов развития психики, представленного, например, в диффе­ ренциальной психологии или психологии личности, - в обла­ сти терапевтической психологии или, в частности, в теории психологической помощи в новом свете предстает проблема психологического познания человека: ПОНИМАНИЯ его как личности и индивидуальности и объяснения внутренних при­ чин его индивидуального поведения.

Принципиальное отличие этого этапа, свидетелями которого все мы являемся, заключается в смещении акцента с естествен­ нонаучной традиции в психологии на гуманитарную. Эта внутринаучная дилемма для психологии не нова, и существуют раз­ личные философские пути ее рассмотрения. Одна из крайних точек зрения, принадлежащая Д. Ньюброу (Newbrough, 1997),

Социальная адаптация как механизм социализации личности
Представления о социальной адаптации в различных психологических школах
Дезадаптация личности
Стратегии социальной адаптации
Контрольные вопросы
Глава
2. Общая теория социальной работы (М. А. Гулина)

Теория социальной работы с точки зрения общей теории систем
Развитие профессиональных стандартов в социальной работе
Этические правила деятельности психолога
Психологическое консультирование в социальной работе
Контрольные вопросы
Глава
3. Психологические основы методологии социальной работы (М. АН. Гулина)

Современный структурный подход в социальной работе
Диагностический и функциональный подходы в современной социальной работе
Психоаналитический подход в современной социальной работе
Современная теория процесса психоаналитического консультирования
Когнитивно-бихевиоральные модели в социальной работе

Терапевтическая когнитивная оценка
Мультимодальная терапия
Принципы гуманистической психологии в социальной работе

Контрольные вопросы
Глава
4. Психологическая и социальная помощь семье и ребенку

Социально-психологическая помощь младенцам и детям раннего возраста; программы раннего вмешательства (Р. Ж. Мухамедрахимов)
Поддержка родителей детей с особыми потребностями (Р. Ж. Мухамедрахимов, О. И. Пальмов)
Психодинамические механизмы эмоциональных и поведенческих расстройств у детей и подростков (Н. Л. Васильева)
Общие принципы и развитие семейного консультирования (М. АН. Гулина, Ю. Л. Чупахина)
Семейная психотерапия (Н, Л. Васильева)
Психология социальной работы с детьми, пережившими насилие в семье (М. АН. Гулина, О. Н. Боголюбова)
Психологические особенности детей - социальных сирот (М. АН. Гулина, А. Л. Козлова)
Основы групповой терапевтической социальной работы (Ю. Т. Ковалев, М. Ал. Гулина)
Контрольные вопросы
Глава
5. Кризисная помощь

Психологические особенности проживания кризиса и утраты (М. АН. Гулина, И. Ю. Налимова-Большакова)
Феномен посттравматического стрессового расстройства (М. АН. Гулина, О. П. Вихрева)
Проблема суицида и суицидального поведения (М. АН. Гулина, С. Ф. Левин)
Психологическое воздействие безработицы (С. Ф. Левин, И. Ю. Налимова-Большакова)
Психологические особенности людей пожилого возраста (М. АН. Гулина, Л. Б. Духновская)
Психологическая помощь подросткам (М. АН. Гулина, С. Ф. Левин)
Психологические проблемы гомосексуальных отношений (М. АН. Гулина, О. Н. Александрова)
Психологическая помощь в местах лишения свободы (М. АН. Гулина, С. Ф. Левин)
Контрольные вопросы
Приложение. Примеры упражнений по групповой психотерапии (М. Ал. Гулина)
Чтобы "лед тронулся"
Самые большие ожидания и самые большие опасения
Пища для размышлений: незаконченные предложения
Роли выживания в семье: психодрама
Альтернативы гневу
Игры со стыдом
Слова, которые ранят

Список использованной литературы
Список рекомендуемой литературы
Предметный указатель

Скачать файл

  • 1.38 МБ
  • добавлен 25.09.2010

Издательство: Питер.
Год: 2008
Страниц: 400
ISBN: 978-5-469-00450-9

Перед вами первое российское издание, в котором удалось объединить российский и зарубежный опыт практики оказания социальной и психологической помощи населению. Автором убедительно продемонстрирован междисциплина...

  • 180.6 КБ
  • добавлен 07.11.2009

Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 с. - 192 с.
В учебном пособии впервые в отечественной учебной литературе показаны основные тенденции развития психосоциальной практики, прослежено влияние психо...

  • 3.21 МБ
  • добавлен 23.04.2011

М.: Дашков и Ко, 2007. - 224 с. ISBN: 978-5-91131-407-1
На основе анализа проблем, с которыми чаще всего сталкиваются специалисты, работающие с семьей, - врачи, педагоги, психологи, социальные работники, сотрудники правоохранительных органов, предлагается концепция социальной работы с семьей как с социальной группой. Для сту...

  • 1.3 МБ
  • добавлен 26.01.2010

Учебное пособие. Владивосток Изд-во ДВГТУ 2006 г.

Социальная работа как вид практической деятельности.
Взаимодействия в пространстве социальной работы.
Основные понятия теории социальной работы.
Методологические основания теории социальной работы.
Теории социального действия и социальных изменений в мет...

  • 1.1 МБ
  • добавлен 06.05.2009

Учебное пособие. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. 86 с

Данное учебное пособие раскрывает теоретико-методологические и практические вопросы психологии социальной работы, необходимые для подготовки студентов по специальностям «Социальная работа», а также «Психология». Пособие включает 4 модуля, 9 глав,
30 параграфов. В...

  • 447 КБ
  • добавлен 26.11.2011

Учебное пособие. Новосибирск 1999 - 69 стр.

Социальная работа как общественное явление
Методологические проблемы теории социальной работы
Социальная работа в структуре общественных наук
Нравственно-гуманистический характер социальной работы
Основные научные подходы в социальной работе
Социальная ра...

  • 1.86 МБ
  • добавлен 19.07.2010

Учебное пособие для студентов. Оглавление.
«Теория социальной работы» как наука и учебная дисциплина
Социальная работа как особый вид деятельности.
Философия социальной работы
Принципы социальной работы
Профессиональная «Я-концепция» социального работника
Взаимодействие социального работника и клиент...

Учебник является первым в России изданием такого рода и содержит полное и систематическое изложение основных теоретических принципов и моделей психологической и социальной помощи. В нем представлены базовые современные методы неклинической психотерапевтической и консультативной помощи и психологические механизмы адаптации и дезадаптации здорового человека в обществе, а также рассмотрены новейшие разработки в этой области.Все авторы учебника являются практикующими психологами, работающими в конкретной сфере психологической и социальной помощи, что позволило им обобщить как свой собственный, так и зарубежный опыт работы с конкретными группами людей и характерными для них проблемами. Ряд авторов являются признанными как в России, так и за рубежом специалистами в данной области практической психологии.Учебник предназначен для студентов и слушателей факультетов психологии, педагогики, социологии, социальной работы, а также для психологов-консультантов, социальных работников и государственных служащих, работающих в сфере оказания психологической и социальной помощи населению.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Психология социальной работы" Гулина Марина бесплатно и без регистрации в формате doc, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

М. А. ГУЛИНОЙ

ІНШІ! СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специаль­ностям психологии

О. Н. Александрова, О. Н. Боголюбова, Н. Л. Васильева, О. П. Вихрева, М. Ан. Гулина,

М. Ал. Гулина, Л. Б. Духновская, Ю. Т. Ковалев, Ю. Л. Ковалева, А. Л. Козлова,

С. Ф. Левин, Р. Ж. Мухамедрахимов, И. Ю. Налимова-Большакова,

О. И. Пальмов, Ю. Л. Чупахина

Психология социальной работы

Под общей редакцией М. А. Гулиной Серия «Учебник нового века»

Главный редактор Е. Строганова

Заведующий редакцией Л. Винокуров

Руководитель проекта Н. Римицан

Выпускающий редактор А. Борин

Литературный редактор Ю. Чекмарева

Художник К. Радзевич Корректоры М. Одинакова, Л. Комарова

Верстка А. Борин

ББК 88.4я7+65.272я7 УДК (075)

П86 Психология социальной работы / О. Н. Александрова, О. Н. Боголюбова,

Н. Л. Васильева и др.; Под общей ред. М. А. Гулиной. - СПб.: Питер, 2002. - 352 с: ил. - (Серия «Учебник нового века»).

ISBN 5-94723-339-8

Учебник является первым в России изданием такого рода и содержит полное и систематическое изложение основных теоретических принципов и моделей психологической и социальной помощи. В нем представлены базовые современные методы неклинической психотерапевтической и консультативной помощи и психологические механизмы адаптации и дезадаптации здорового человека в обществе, а также рассмотрены новейшие разработки в этой области. Все авторы учебника являются практикующими психо­логами, работающими в конкретной сфере психологической и социальной помощи, что позволило им обобщить как свой собственный, так и зарубежный опыт работы с конкретными группами людей и харак­терными для них проблемами. Ряд авторов являются признанными как в России, так и за рубежом специа­листами в данной области практической психологии. Учебник предназначен для студентов и слушателей факультетов психологии, педагогики, социологии, социальной работы, а также для психологов-консультантов, социальных работников и государственных служащих, работающих в сфере оказания пси­хологической и социальной помощи населению.

© ЗАО Издательский дом «Питер», 2002

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-94723-339-8

ООО «Питер Принт». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д. 67в.

Лицензия ИД № 05784 от 07.09.01.

Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 953005 - литература учебная. Подписано в печать 25.09.02. Формат 70x100/16. Усл. п. л. 28,38. Тираж 4500 экз. Заказ № 1448.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП «Печатный двор» им. А. М. Горького

Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.

Предисловие.....................................................5

Глава 1. Психология социальной адаптации и дезадаптации личности

(М. Ан. Гулина, Ю. Л. Ковалева) .............................9

Социальная адаптация как механизм социализации личности...........9

Представления о социальной адаптации в различных психологических

школах......................................................10

Дезадаптация личности...........................................15

Стратегии социальной адаптации..................................16

Контрольные вопросы............................................23

Глава 2. Общая теория социальной работы (М. Ан. Гулина) ...........25

Теория социальной работы с точки зрения общей теории систем........25

Развитие профессиональных стандартов в социальной работе..........28

Этические правила деятельности психолога.........................37

Психологическое консультирование в социальной работе..............40

Контрольные вопросы............................................52

Глава 3. Психологические основы методологии социальной работы

(М. Ан. Гулина) .........................................55

Современный структурный подход в социальной работе...............55

Диагностический и функциональный подходы в современной

социальной работе............................................58

Психоаналитический подход в современной социальной работе.........60

Современная теория процесса психоаналитического консультирования... 63

Когнитивно-бихевиоральные модели в социальной работе.............70

Терапевтическая когнитивная оценка...............................78

Мультимодальная терапия........................................84

Принципы гуманистической психологии в социальной работе..........90

Контрольные вопросы...........................................101

Глава 4. Психологическая и социальная помощь семье и ребенку ......103

Социально-психологическая помощь младенцам и детям раннего

возраста; программы раннего вмешательства

(Р. Ж. Мухамедрахимов)......................................103

Поддержка родителей детей с особыми потребностями

(Р. Ж. Мухамедрахимов, О. И. Пальмов) ........................125

Психодинамические механизмы эмоциональных и поведенческих

расстройств у детей и подростков (Н. Л. Васильева)...............134

Общие принципы и развитие семейного консультирования

(М. Ан. Гулина, Ю. Л. Чупахина) ..............................154

Семейная психотерапия (Н. Л. Васильева) .........................167

Психология социальной работы с детьми, пережившими насилие

в семье {М. Ан. Гулина, О. Н. Боголюбова) ......................181

Психологические особенности детей - социальных сирот

(М. Ан. Гулина, А. Л. Козлова).................................201

Основы групповой терапевтической социальной работы

(Ю. Т. Ковалев, М. Ал. Гулина) ................................215

Контрольные вопросы...........................................220

Глава 5. Кризисная помощь ..................................223

Психологические особенности проживания кризиса и утраты

(М. Ан. Гулина, И. Ю. Налимова-Большакова) ...................223

Феномен посттравматического стрессового расстройства

(М. Ан. Гулина, О. П. Вихрева)................................231

Проблема суицида и суицидального поведения

(М. Ан. Гулина, С. Ф. Левин)..................................236

Психологическое воздействие безработицы (С. Ф. Левин,

И. Ю. Налимова-Большакова).................................251

Психологические особенности людей пожилого возраста

(М. Ан. Гулина, Л. Б. Духновская)..............................271

Психологическая помощь подросткам (М. Ан. Гулина, С. Ф. Левин) .... 277 Психологические проблемы гомосексуальных отношений

(М. Ан. Гулина, О. Н. Александрова)............................292

Психологическая помощь в местах лишения свободы (М. Ан. Гулина,

С. Ф. Левин).................................................301

Контрольные вопросы...........................................321