Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ГБПОУ ВО «Бутурлиновский педагогический техникум» Педагогика в системе наук о человеке Кузнецова Вера Павловна

Основные вопросы Педагогика как антропологическая наука Возникновение и развитие педагогической науки Отрасли педагогической науки Связь педагогики с другими науками Общекультурное значение педагогики. Анализ образовательных парадигм в мировой педагогической практике Методологические подходы и их значение в социально-профессиональной деятельности Методы и виды педагогических исследований

Педагогика относится к антропологическим наукам Объект педагогики –реальности жизни государства и общества, всех их сфер, структур, учреждений, семьи и отдельных лиц, оказывающие влияние на образованность, воспитанность, обученность и развитость граждан, обеспечивающие их самореализацию и самоутверждение в жизни Предмет педагогики – педагогические реальности в государстве и обществе, их структурах, специальных педагогических учреждениях, труде и жизни людей, каждого человека и существующие в виде закономерностей, фактов, механизмов образования, воспитания, обучения и развития

Основные категории (понятия) педагогики Обучение – специально организованное и целенаправленное взаимодействие педагогов и обучаемых по усвоению знаний, умений и навыков, развитию способностей обучаемых и формированию их мировоззрения Воспитание (в широком смысле) – функция человеческого общества по передаче новым поколениям накопленного опыта (научных знаний, умений, навыков, трудовых операций, морали, религии, искусства). Воспитание (в узком смысле) – специально организованное и целенаправленное формирование личности, профессиональная деятельность педагога Образование – процесс и результат передачи и присвоения человеком системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, отношений. Образование различается по уровню (начальное, среднее, высшее) и по содержанию (общее и специальное, профессиональное: например, техническое, гуманитарное, педагогическое)

Педагогическая наука возникла в XVII веке Основоположником педагогики является великий чешский педагог Ян Амос Коменский Основные педагогические принципы и закономерности он изложил в книге «Великая Дидактика».

Классики мировой педагогики Сократ (469 – 399 до н.э.) - древнегреческий философ, автор эвристической беседы как метода обучения, побуждающего человека к осознанию противоречий и самопознанию Я. А. Коменский (1592 – 1670) - чешский педагог, мыслитель-гуманист, основатель педагогики как науки, создатель классно-урочной системы обучения Дж. Локк (1632 – 1704) - английский философ и педагог, создатель теории воспитания джентльмена Ж. Ж. Руссо (1712 – 1778) - французский писатель и философ, создатель теории естественного и свободного воспитания И. Г. Песталоцци (1746 – 1827) - швейцарский педагог, создатель теории развивающего элементарного начального обучения и нравственного воспитания И. Ф. Гербарт (1776 – 1841) - немецкий философ, психолог, педагог, создатель теории воспитывающего обучения и многостороннего интереса как педагогической цели

Классики мировой педагогики А. Дистервег (1790 – 1866) - немецкий педагог-демократ, создатель теории развивающего и воспитывающего обучения К. Д. Ушинский (1824 – 1870/71) - русский педагог, основатель научной педагогики в России, сторонник единства национального и общечеловеческого в воспитании П. Ф. Лесгафт (1837 – 1909) - русский педагог, создатель системы физического воспитания детей и взрослых Дж. Дьюи (1859 – 1952) - американский философ и педагог, основатель прагматической педагогики А. С. Макаренко (1888 – 1939) - советский педагог и писатель, создатель теории детского коллектива В. А. Сухомлинский (1918 – 1970) - советский педагог, исследователь проблем семейного, нравственного и гражданского воспитания

Педагогические источники Народная педагогика Педагогический опыт Научно-педагогическая литература Учебная и учебно-методическая литература Художественная и мемуарная литература Произведения изобразительного искусства Видео- и аудиоисточники Педагогическая периодическая печать и др.

Основные отрасли педагогики Общая педагогика изучает общие закономерности воспитания, образования и обучения человека. Имеет разделы: 1) дидактика – теория обучения и образования; 2) теория воспитания История педагогики изучает развитие педагогических учений и практики с древнейших времен до наших дней Философия образования разрабатывает методологию (основные идеи, принципы, методы) педагогической науки Частные методики исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин Сравнительная педагогика занимается анализом воспитания, образования и обучения в разных странах Профессиональная педагогика изучает вопросы воспитания, образования и обучения людей разных профессий

Основные отрасли педагогики Специальная педагогика изучает воспитание, образование о обучение людей с отклонениями в развитии (например, глухих, слепых, умственно отсталых) Социальная педагогика изучает воспитание человека в среде проживания. Имеет разделы: - семейная педагогика; - внешкольное воспитание и образование; - перевоспитание правонарушителей Возрастная педагогика изучает закономерности воспитания, образования и обучения человека в различном возрасте. Имеет разделы: - дошкольная педагогика; - школьная педагогика (педагогика начальной, средней, высшей школ); - андрогогика – педагогика взрослых

Межпредметные связи педагогики Философия Психология Физиология История Генетика Кибернетика Социология Экономика Политология

Образовательные парадигмы в мировой педагогической практике знаниевая и культурологическая технократическая и гуманистическая социетарная и человеко-ориентированная педоцентристская и детоцентристская

Функции методологии педагогической науки гносеологическая (познавательная) праксеологическая (преобразовательная) аксиологическая (оценочная) или функция критики рефлексивная нормативного предписания эвристическая (творческая)

Основные методологические подходы в педагогике системный личностный деятельностный полисубъектный (диалогический) аксиологический культурологический антропологический этнопедагогический

Методы научно-педагогических исследований Теоретические (анализ литературных источников; контент-анализ; моделирование педагогических ситуаций и др.) Эмпирические (беседа, наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, моделирование, изучение школьной и вузовской документации и др.) Математические (шкалирование, регистрация, ранжирование)

Виды научно-педагогических исследований Фундаментальные Опытно-экспериментальные Прикладные Методические разработки


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Общее представление о педагогике Содержание Возникновение и становление педагогической профессии Связь педагогики с другими науками Образование как социальный феномен Образование как педагогический процесс Понятийный аппарат педагогики

2 слайд

Описание слайда:

Ролевая игра «Самопрезентация: Я – педагог» Почему я выбрал эту профессию? Я – педагог, мои достоинства и недостатки? Чего я хочу достигнуть и чего избежать в своей педагогической деятельности? Мой идеал учителя

3 слайд

Описание слайда:

Меня мало беспокоит прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и эти знания устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, чтобы приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь Джон Гриллос

4 слайд

Описание слайда:

Возникновение и становление педагогической профессии Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» («пайд» - дитя. «гогос» – веду), которое означает «детоводство» или «дитяведение» Учителями были: в дородовой общине - старые члены общины; старейшины рода образовали первую социальную группу людей – воспитателей; в древнем Вавилоне, Египте, Сирии – жрицы; в древней Греции – умные, талантливые вольнонаемные горожане- педономы; в древнем Риме – государственные чиновники; в древних китайских хрониках упоминается, что еще вXXв. до н.э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, учителя – мудрейшие представители общества; в средние века педагогами были монахи; в Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя, учителей называли мастерами;

5 слайд

Описание слайда:

Возникновение и становление педагогической профессии Ян Амос Коменский (1592-1670 г.г.) чешский педагог –гуманист. Разработал педагогику как самостоятельную науку, отрасль теоретического знания. Иоганном Генрихом Песталоцци (1746- 1827г.г.) - швейцарский педагог-гуманистов конца XVIII - начала XIX века (теория элементарного природосообразного воспитания и обучения, первым высказал мысль о необходимости параллельного и гармоничного развития всех задатков человеческой личности - интеллектуальных, физических, нравственных. Идея развивающего обучения - великое открытие Песталоцци. Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870г.г.) Основа его педагогической системы - требование демократизации народного образования и идея народности воспитания.

6 слайд

Описание слайда:

Возникновение и становление педагогической профессии Антон Семенович Макаренко (1888 – 1939г.г.) -советский педагог и писатель. Создал теорию детского коллектива, которая органично включает методику индивидуализации воспитания. «Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома». «Отказаться от риска - значит отказаться от творчества». «Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство». Лев Семенович Выготский (1896-1934г.г.) - психолог Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979г.г.) – психолог, филосов педагог Петр Яковлевич Гальперин (1902-1988г.г.) – психолог Даниил Борисович Эльконин (1904-1984г.г.) – психолог Василий Васильевич Давыдов (1930-1998г.г.) – педагог психолог Леонид Владимирович Занков (1901 -1977г.г.) – психолог Александр Григорьевич Асмолов (1949 г.рожд.) – психолог, академик РАО Мирза Исмаилович Махмутов (1926-2008) – педагог Евгения Васильевна Бондаревская (1931 г.рожд.) педагог, академик РАО

7 слайд

Описание слайда:

Связь педагогики с другими науками философия педагогика психология социология биология антропология и медицина экономика политология

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Образование как социальный феномен Социализация предполагает и развитие, самоопределение, и самореализацию личности Специально организованный процесс управления социализацией называется образованием, которое представляет которое представляет собой сложнейший социально-исторический феномен со множеством сторон и аспектов, исследованием которых, как уже отмечалось, занимается ряд наук. Понятие "образование" (аналогичное немецкому "bildung") происходит от слова "образ". Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть прежде всего социальное явление.

13 слайд

Описание слайда:

Образование как педагогический процесс Для педагогики стержневое понятие выполняет "педагогический процесс". обозначает весь комплекс явлений, которые изучаются педагогикой, выражает сущность этих явлений. Педагогический процесс - это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Сущностной характеристикой педагогического процесса поэтому является целостность как внутреннее единство его компонентов, относительная их автономность. Педагогический процесс как целостность может быть рассмотрен с позиций системного подхода, который позволяет увидеть в нем прежде всего педагогическую систему (Ю. К. Бабанский). Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. Структурные компоненты педагогической системы в своей основе адекватны компонентам педагогического процесса, рассматриваемого тоже как система. Педагогический процесс с этой точки зрения представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

14 слайд

Описание слайда:

Образование как педагогический процесс Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе она есть результат педагогического взаимодействия. Именно поэтому педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. Педагогическое взаимодействие, представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Педагогическое взаимодействие заключается в единстве педагогического влияния, его активного восприятия и усвоения воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Понятие "педагогическое взаимодействие" поэтому шире, чем "педагогическое воздействие", "педагогическое влияние" и даже "педагогическое отношение", которое является следствием взаимодействия педагогов и воспитуемых (Ю. К. Бабанский). Активность участников педагогического взаимодействия (педагогов и воспитанников) позволяет говорить о них как о субъектах педагогического процесса, влияющих на его ход и результаты.

15 слайд

Описание слайда:

Образование как педагогический процесс Традиционный подход отождествляет педагогический процесс с деятельностью педагога, педагогической деятельностью - особым видом социальной (профессиональной) деятельности, направленной на реализацию целей образования: передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Такой подход закрепляет субъект-объектные отношения в педагогическом процессе. Но если ученик - это объект, то не педагогического процесса, а лишь педагогических воздействий, т.е. внешней, направленной на него деятельности. Признавая воспитанника субъектом педагогического процесса, гуманистическая педагогика утверждает тем самым приоритет субъект-субъектных отношений в его структуре. Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны прежде всего с содержанием и технологией педагогического взаимодействия. Таким образом, выделяются еще два компонента педагогического процесса и системы: - содержание образования - средства образования (материально-технические и педагогические - формы, методы, приемы).

16 слайд

Описание слайда:

Образование как педагогический процесс Взаимосвязи таких компонентов системы, как педагоги и воспитанники, содержание образования и его средства, порождают реальный педагогический процесс как динамическую систему. Они необходимы и достаточны для возникновения любой педагогической системы. Детерминантой (предпосылкой) возникновения педагогических систем является цель образования как совокупность требований общества в сфере духовного воспроизводства, как социальный заказ. Цель, будучи выражением заказа общества и интерпретированная в педагогических терминах, выступает в роли системо-образующего фактора, а не элемента педагогической системы, т.е. внешней силы по отношению к ней. Педагогическая система создается с ориентацией на цель. Способами (механизмами) функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются обучение и воспитание. От их педагогической инструментовки зависят те внутренние изменения, которые происходят как в самой педагогической системе, так и в ее субъектах - педагогах и воспитанниках.

17 слайд

Описание слайда:

Образование как педагогический процесс Воспитание - это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Обучение - специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогического процесса, нормативными предписаниями как содержательного, так и организационно-технического плана. Воспитание и обучение как способы осуществления педагогического процесса характеризуют технологии образования (или педагогические технологии), в которых фиксируются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени достижения выдвинутых целей образования. Педагогическая технология - это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирования и конкретизации целей педагогического процесса; преобразования содержания образования и учебный материал; анализа межпредметных и внутрипредметных связей; выбора методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т.д.

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Народная педагогика сказки скороговорки былины считалки колядки предания приметы частушки загадки хороводные песни прибаутки колыбельные пословицы

Cлайд 4

Ян Амос Коменский В работе «Великая дидактика» впервые разработаны основы классно-урочной системы - исповедовал свободный урок, - определил границы учебного года - ввел четверти и промежуточные испытания, - определил количество учащихся в классе, - открыл дифференцированный подход. - был убежден в том, что в классе должен быть одновозрастной состав учащихся. Главное - четко ставить цель. Возрастная периодизация и система воспитания: - до 6 лет - детство - Воспитание в семье. "Руководство по воспитанию в семье". - с 6 до 12 лет - школа родного языка. "Чувственный мир в картинках". Следует использовать наглядный метод. - с 12 до 18 лет - юность – обучение в латинской школе, практическая подготовка ребенка. "Открытая дверь к языкам". - с 18 до 24 лет - возмужалость - академии и университеты.

Cлайд 5

Педагогика наука о законах и закономерностях воспитания. (И.П. Подласый) наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности. (Н.В. Бордовская, А.А. Реан)

Cлайд 6

Объект педагогики - Предмет педагогики - педагогический процесс педагогический факт (явление) Категории педагогики

Cлайд 7

Обучение Обучение – это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников. Преподавание– организация учебного труда обучаемых, формирование у учащихся мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования. Учение - усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования.

Cлайд 8

Образование Как процесс Как система Как результат Освоение в учреждениях образования и в результате самообразования системы знаний, умений, навыков. Достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений Совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

Cлайд 9

Воспитание Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком педагогическом значении – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых. В узком значении – специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека Цель воспитания - помощь личности в разностороннем развитии

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА Вопросы 1. Сущность, объект, предмет, основные категории и задачи педагогики 2. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Структура современной педагогической науки

Литература: Реан, А. А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов: гриф УМО / - СПб. 2007. - 432 с. : ил. Подласый И. П. Педагогика. В 2 кн. – М. 2002. – 576 с. Сластенин В. А. и др. Педагогика: учебное пособие для вузов. – М. : Академия, 2008.

Объект и предмет науки Объект науки – та сторона действительности, на изучение которой направлена данная наука. Предмет науки – та сторона или стороны, какими объект науки в ней представлен.

Объект педагогики ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКТ (ЯВЛЕНИЕ) Явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества

Предмет педагогики ОБРАЗОВАНИЕ как целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных институтах (образовательных и культурно-воспитательных учреждениях, семье)

Педагогика как наука Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни

Обучение совместная деятельность учителя и ученика, обеспечивающая усвоение знаний и овладение способами приобретения знаний

Воспитание целенаправленный процесс освоения социокультурного опыта новым поколением с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду.

Педагогическая (образовательная) система – Множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленный на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии

Задачи педагогики выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами; изучение и распространение педагогического опыта; прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем; разработка новых методов, средств и форм обучения и воспитания; внедрение результатов педагогических исследований в практику образования

Основные вопросы и проблемы педагогики Проблема соотношения обучения и развития Проблема соотношения обучения и воспитания Проблема целей и содержания образования Проблема учета индивидуальных особенностей в учебном процессе Разработка и внедрение в учебный процесс инноваций Психологическая поддержка учителей

ОпределениеПедагогика – это наука о воспитании человека;
Это прикладная наука, направляющая свои усилия
на оперативное решение возникающих в обществе
проблем воспитания, образования и обучения;
Это наука о том, как воспитать человека, как
помочь ему стать духовно богатым, творчески
активным;
Изучает закономерности, принципы, содержание,
методы, формы образования, воспитания и
обучения
Название от греч.слов
«пайдос» - дитя; «аго» - вести
Дословно - «пайдагогос» - детоводитель;

Педагогика как наука и как искусство

Когда
речь идет о воспитании – оно имеет 2
аспекта:
Теоретический аспект – является предметом
научно-педагогического исследования. Это
совокупность теоретических и методических
идей по вопросам воспитания;
Практическая
воспитательная
деятельность – от педагога требует овладения
воспитательными умениями и навыками;
различная степень совершенства

Проблемы, которые исследует педагогика

Изучение
сущности
и
закономерностей
развития
и
формирования личности и их влияние
на воспитание;
Определение целей воспитания;
Разработка содержания воспитания;
Исследование и разработка методов
воспитания

Объект педагогики

Объект
- это область действительности,
которую исследует данная наука;
Объектом педагогики – выступают явления
действительности, которые обуславливают
развитие
человеческого
индивида
в
процессе целенаправленной деятельности
общества
Объект педагогики – это образование –
целенаправленный процесс обучения и
воспитания в интересах человека, общества,
государства

Предмет педагогики

Предмет
– это способ видения объекта с
позиций данной науки;
Предметом
педагогики
является
сознательно
и
целенаправленно
организованный педагогический процесс

Задачи педагогики

Вскрытие закономерностей в областях воспитания,
образования,
управления
образовательными
и
воспитательными системами;
Изучение и обобщение практики, опыта педагогической
деятельности;
Разработка новых методов, средств, форм, систем
обучения, воспитания, управления образовательными
системами;
Прогнозирование образования на ближайщее и
отдаленное будущее;
Управление
функционированием
педагогической
системы и управления её развитием;
Внедрение результатов исследования в практику;
Разработка теоретических и методических основ
инновационных процессов

Функции педагогики

Научно-теоретическая
– теоретический
анализ закономерностей педагогического
процесса;
Прогностическая – предвидение развития
педагогической реальности;
Конструктивно-техническая – разработка
методик и технологий;
Практическая
(преобразовательная,
прикладная)

усовершенствование
педагогической практики

Связь педагогики с другими науками

Философия,
Этика, эстетика;
История;
Литература;
География;
Антропология;
Медицина;
Экология;
Экономика;
Археология;
Математика;
Социология и др.;
Психология;
Анатомия и физиология

Система педагогических наук (1)

-
-
Общая педагогика:
Общие основы педагогики;
Теория обучения (дидактика);
Теория воспитания;
Управление образовательными процессами;
Возрастная педагогика:
Преддошкольная (ясельная) педагогика;
Дошкольная педагогика;
Педагогика школы;
Педагогика высшей школы;
Педагогика взрослых;
Андрогогика (педагогика пожилых людей)

Система педагогических наук (2)

Социальная педагогика (семейная педагогика,
перевоспитание правонарушителей);
Специальная педагогика:
- Сурдопедагогика (слабослышащие, глухие);
- Тифлопедагогика (слепые);
- Олигофренопедагогика (умственноотсталые);
- Логопедия (нарушение речи)
Сравнительная педагогика;
Этнопедагогика;
История педагогики;
Профессиональная педагогика (военная, инженерная,
медицинская и др.)
Лечебная педагогика;
Исправительно-трудовая педагогика;
Частные и предметные методики