Проблема влияния войны на мировосприятие и характер человека. По В. П. Астафьеву

Как война меняет мировосприятие и характер человека? Как изменяется человек под влиянием войны? Можно ли утверждать, что под воздействием этого трагического и бесчеловечного, жестокого события происходит переоценка ценностей, внутреннее изменение человека? Именно эти вопросы возникают при чтении текста известного советского русского писателя В. П. Астафьева.

Раскрывая проблему влияния войны на мировосприятие и характер человека, автор даёт описание разбитого войной небольшого польского городка. Все детали в описании говорят о разрушительном влиянии войны: запах гари, трупов, пыли, изуродованные дома, улицы, заваленные «ломью», купол пожара над городом. Рассказчику, стоявшему на посту возле пушек, чудилось, что он один в этом догорающем городе, что ничего живого не осталось на земле. Особенное сочувствие вызывают люди, появившиеся к вечеру с узлами в городе, бездомные, плачущие у развалин, переживающие неимоверные страдания.

Чтобы показать, как меняет война мировосприятие человека, автор приводит эпизод, где рассказчик слышит музыку польского композитора Огинского, которую слышал когда-то в детстве. Но теперь он по-новому воспринимает знакомую мелодию. Если в детстве ему от этой музыки хотелось умереть от непонятной печали и восторга, то теперь эта мелодия звала его на бой, заставляла что-то делать, чтобы не горели мирные города, чтобы не страдали от войны люди.
Автор подводит своих читателей к мысли о том, что война изменяет человека, заставляет переосмыслить прежние ценности, занимать в жизни более активную позицию, сострадать людям и делать всё, чтобы война не повторилась.
Мне близка позиция автора, и я тоже считаю, что война не проходит для человека бесследно, она заставляет пересмотреть свои прежние идеалы. Война делает человека более восприимчивым к чужой боли и страданию, заставляет переживать горе окружающих людей глубоко лично.

В русской советской литературе тема войны и человека раскрывается во многих произведениях. В повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие» война во многом изменила героинь, девушек-зенитчиц, которые в конце этого произведения гибнут в неравной схватке с фашистскими диверсантами. Рита Осянина до войны вышла замуж за пограничника, родила сына. Муж погиб в первый же день войны. Это полностью изменило Риту, и она поставила себе целью месть врагам за разрушенное счастье. У каждой из девушек был свой, личный счёт к врагам, но главное - они любили Родину и отдали жизнь за неё.

Таким образом, война не может не повлиять на сознание, характер и мировосприятие человека.

Текст В. П. Астафьева

(1)Последней военной осенью я стоял на посту возле пушек в небольшом разбитом польском городе. (2)Это был первый иностранный город, который я видел в своей жизни. (3)Он ничем не отличался от разрушенных городов России. (4)И пахло в нём так же: гарью, трупами, пылью. (5)Меж изуродованных домов по улицам, заваленным ломью, кружило листву, бумагу, сажу. (6)Над городом мрачно стоял купол пожара. (7)Он слабел, опускался к домам, проваливался в улицы и переулки, дробился на усталые кострища. (8)Но раздавался долгий, глухой взрыв, купол подбрасывало в тёмное небо, и всё вокруг озарялось тяжёлым багровым светом. (9)Листья с деревьев срывало, кружило жаром вверху, и там они истлевали.
(10)На горящие развалины то и дело обрушивался артиллерийский или миномётный налёт, нудили в высоте самолёты, неровно вычерчивали линию фронта немецкие ракеты за городом, искрами осыпаясь из темноты в бушующий огненный котёл, где корчилось в последних судорогах человеческое прибежище.
(11) Мне чудилось: я один в этом догорающем городе и ничего живого не осталось
на земле. (12)Это ощущение постоянно бывает в ночи, но особенно гнетуще оно
при виде разора и смерти. (13)Но я-то узнал, что совсем неподалёку — только
перескочить через зелёную изгородь, обжаленную огнём, — в пустой избе спят наши расчёты, и это немного меня успокаивало.
(14)Днём мы заняли город, а к вечеру откуда-то, словно из-под земли, начали появляться люди с узлами, с чемоданами, с тележками, чаще с ребятишками
на руках. (15)Они плакали у развалин, вытаскивали что-то из пожарищ. (16)Ночь
укрыла бездомных людей с их горем и страданиями. (17)И только пожары укрыть не смогла.
(18 (Неожиданно в доме, стоявшем через улицу от меня, разлились звуки органа. (19)От дома этого при бомбёжке отвалился угол, обнажив стены с нарисованными на них сухощёкими святыми и мадоннами, глядящими сквозь копоть голубыми скорбными глазами. (20)Неловко мне было за себя, за людей, под укоряющими взглядами святых, и ночью нет-нет да выхватывало отблесками пожаров лики с повреждёнными головами на длинных шеях.

(21)Я сидел на лафете пушки с зажатым в коленях карабином и покачивал головой, слушая одинокий среди войны орган. (22)Когда-то, после того как я послушал скрипку, мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга. (23)Глупый был. (24)Малый был. (25)Я так много увидел потом смертей, что не было для меня более ненавистного, проклятого слова, чем «смерть». (26)И потому, должно быть, музыка, которую я слушал в детстве, переломилась во мне, и то, что пугало в детстве, было вовсе и не страшно, жизнь припасла для нас такие ужасы, такие страхи...
(27)Да-а, музыка та же, и я вроде бы тот же, и горло моё сдавило, стиснуло, но нет слёз, нет детского восторга и жалости чистой, детской жалости. (28)Музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома, обнажая то святых на стене, то кровать, то качалку, то рояль, то тряпки бедняка, убогое жилище нищего, скрытые от глаз людских — бедность и святость, — всё-всё обнажилось, со всего сорваны одежды, всё подвергнуто унижению, всё вывернуто грязной изнанкой, и оттого-то, видимо, старая музыка повернулась иной ко мне стороною, звучала древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они в свой дом, под крышу, к близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо, не подбрасывало взрывами и не сжигало адовым огнём.
(29)Музыка гремела над городом, глушила разрывы снарядов, гул самолётов, треск и шорох горящих деревьев. (ЗО)Музыка властвовала над оцепенелыми развалинами, та самая музыка, какую, словно вздох родной земли, хранил в сердце человек, который никогда не видел своей родины, но всю жизнь тосковал о ней.

(По В. П. Астафьеву)

Леонид Андреев – яркий представитель русской литературы Серебряного века, знаменитый русский писатель. В своем произведении автор поднимает вопрос отношения человека к войне.

Обдумывая данную тему, писатель говорит читателю, «ум человека отказывается осознать и объяснить то, что безумно в своей основе». Леонид Андреев пишет, что война не способна принести ничего, кроме страданий, выжженных земель, на которых еще совсем недавно располагались дома. Пишет он и о беспощадности, жестокости, изображает для читателя все «безумие» войны: люди, которые «друг друга убивают», «прикрываясь правильность своих действий».

Это настоящее сумасшествие. Ведь люди, которых так ждут родные, близкие, со всей злобой и лютой ненавистью губят друг друга. Только в том случае, если человек осознает, что война приносит исключительно душевное опустошение и боль, он сможет прекратить воевать!

Я совершенно согласен с такой позицией, я уверен, что война – это антигуманный, наиболее жестокий метод устранения противоречий. Очень не просто осознавать, какое количество жизней она забрала.

Такую проблему ранее поднимали многие российские классики. Хороший пример – это роман «Живые и Мертвые» Константина Симонова. Писатель рассказывает для нас невероятную историю Ивана Синцова. Сразу же после начала войны он оказывается на фронте, погружается в ужасную атмосферу войны: он становится свидетелем многих смертей, страданий, боли, бомбежки ближайших деревень. Кроме того он наблюдает за ужасными жизненными условиями советских солдат, по факту, они проживали в окопе. Иван, за весь период нахождения на фронте, отчетливо видит душевные и физические страдания солдат, которые воюют с ним плечо к плечу. Писатель демонстрирует читателю, что война беспощадна и неумолима.

Представлю еще один яркий литературный пример, в котором также встречается подобная тема. В произведении «Прокляты и убиты» Виктора Астафьева изображена вся трагичность войны. И все же солдаты бесстрашно справляются с любыми сложностями: с внутренними конфликтами, с нехваткой пищи, с сыростью, холодом, голодом. Автор демонстрирует нам антигуманность, боль войны, ведая читателю, что миллионы человеческих жизней были потрачены напрасно.

В заключение хочу добавить, война – это ужасы и жестокость, она разрушает города и села, и самое важное - она отнимает многие жизни, разбивает судьбы. Я уверен, человечество обязано извлекать полезные уроки из прошлых ошибок, дабы в будущем не допустить новых ужасных и фатальных событий!

Любовь к родине

1) Горячую любовь к Родине, гордость за ее красоту чувствуем мы в произведениях классиков.
Тема героического подвига в борьбе с врагами Родины звучит и в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Бородино”, посвященном одной из славных страниц исторического прошлого нашей страны.

2) Тема Родины поднимается в произведениях С.Есенина. О чём бы ни писал Есенин: о переживаниях, об исторических переломах, о судьбах России в "суровые грозные годы" , - каждый есенинский образ и строка согреты чувством безграничной любви к родине: Но более всего. Любовь к родному краю

3) Известный писатель рассказал историю декабриста Сухинова, который после разгрома восстания смог скрыться от полицейских ищеек и после мучительных скита-ний, наконец, выбрался к границе. Еще минута - и он обретет свободу. Но беглец посмотрел на поле, лес, небо и понял, что не сможет жить на чужбине, вдали от родины. Он сдался поли-ции, его заковали в кандалы и отправили на каторгу.

4) Выдающийся русский певец Федор Шаляпин, вынужден-ный уехать из России, все время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится. Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и в горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли.

5) Фашисты, оккупировав Францию, предложили генералу Деникину, воевавшему против Красной Армии во время граж-данской войны, сотрудничать с ними в борьбе против Советского Союза. Но генерал ответил резким отказом, потому что родина для него была дороже политических разногласий.

6) Африканские невольники , вывезенные в Америку, тос-ковали о родной земле. В отчаянии они убивали себя, надеясь на то, что душа, сбросив тело, сможет, будто птица, унестись домой.

7) Самым страшным наказанием в древности считалось изгнание человека из племени, города или страны. За пределами своего дома - чужбина: чужая земля, чужое небо, чужой язык... Там ты совсем один, там ты никто, существо без прав и без имени. Вот почему покинуть родину значило для человека утратить все.

8) Выдающемуся русскому хоккеисту В. Третьяку предло-жили переехать в Канаду. Пообещали купить ему дом, платить большую зарплату. Третьяк показал рукой на небо, землю и спросил: «А это вы тоже для меня купите?». Ответ знаменитого спортсмена привел всех в замешательство, и больше никто к этому предложению не возвращался.

9) Когда в середине 19 века английская эскадра осадила сто-лицу Турции Стамбул, все население встало на защиту своего города. Горожане разрушали собственные дома, если они ме-шали турецким пушкам вести прицельный огонь по вражес-ким кораблям.

10) Однажды ветер решил свалить могучий дуб, который рос на холме. Но дуб только гнулся под ударами ветра. Спросил тогда ветер у величественного дуба: «Почему я не могу побе-дить тебя?».

11) Дуб отвечал , что не ствол его держит. Сила его в том, что он в землю врос, корнями за нее держится. В этой бесхитростной истории выражена мысль о том, что любовь к родине, глубин-ная связь с национальной историей, с культурным опытом предков делает народ непобедимым.

12) Когда над Англией нависла угроза страшной и опусто-шительной войны с Испанией, то все население, доселе разди-раемое враждой, сплотил ось вокруг своей королевы. Купцы и дворяне на свои деньги снаряжали армию, люди простого зва-ния записывались в ополчение. Даже пираты вспомнили о своей родине и привели свои корабли, чтобы спасти ее от врага. И «непобедимая армада» испанцев была разгромлена.

13) Турки во время своих военных походов захватывали пленных мальчиков и юношей. Детей насильно обращали в ислам, превращали в воинов, которых называли янычарами. Турки надеялись на то, что лишенные духовных корней, забывшие свою родину, воспитанные в страхе и покорности, новые вои-ны станут надежным оплотом государства.

Введение

Война – это страшные картины борьбы одних людей против таких же людей. Это явление, которое разрушает все общечеловеческие ценности: любовь, дружбу, мир, доброту. Война облачена злыми поступками, которые проявляются в жестокости, равнодушии, злобе. Убийства и ранения – это основные понятия на войне. Для человека становится важнее всего только одно – выжить. Поэтому часто люди поступают очень эгоистично. Война показывает истинное лицо человека. Кто-то предает Родину при первой же возможности, так как боится за собственную жизнь, а кто-то до последних минут жизни борется за спасение Отчизны. Несмотря на различные поступки со стороны людей, война никогда не сделает жизнь прежней, она полностью изменит мировоззрение человека, который собственными глазами увидел, что такое война.

Тема войны интересовала русских и зарубежных писателей и поэтов во все времена, так как, к сожалению, войны были всегда. Авторы произведений демонстрировали трудности войны, ее бесчеловечность и жестокость, а также то, как война раскрывает характеры людей.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Тема войны является одной из основных в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Это видно даже в самом названии произведения. Война становится не только фоном повествования, но и одним из действующих персонажей. Она раскрывает образы персонажей романа: князь Андрей стремится на войну, чтобы быть причастным к событиям, чтобы совершить подвиг и обрести славу, Пьер пытался понять самого себя, хотел приблизиться к русскому народу, быть наравне с простыми солдатами. В ходе повествования позиция Андрея Болконского меняется, теперь их с Пьером объединяет то, что ими двигали патриотические чувства и желание помочь своей Родине в борьбе против врага. Однако с войной связаны не только образы князя Андрея и Пьера Безухова. Тема семьи тесно переплетается с военной проблематикой. Простые люди всячески стремились к победе, поэтому делали для Родины все возможное. Таким примером может послужить поступок Наташи Ростовой, которая отдала предназначенные для перевозки вещей подводы раненым. Этот поступок говорит о единении всего русского народа в годы войны. Именно это позволило победить врагов. Л. Н. Толстой ярко описывает всех своих любимых персонажей, которые не похожи друг на друга, однако у них есть общее – дух патриотизма.

А.Т. Твардовский «Василий Теркин»

Война стала действующим лицом и в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Автор не только рассуждает по поводу военных действий и их влияния на человека в главах-лирических отступлениях, но и демонстрирует то, как простые русские солдаты участвуют в войне. Главный герой Василий Теркин – человек, искренне любящий свою Родину. Он делает все, чтобы защитить ее от врага. Василий Теркин не боится отдать собственную жизнь ради спасения Отчизны, поэтому его поступки отличаются смелостью, храбростью и героизмом. Василий Теркин стреляет в самолет врага, он вступает в поединок с немцем, берет на себя ответственность вести за собой целый взвод. Василий Теркин поддерживает своих товарищей, поднимает им настроение с помощью шуток и песен. Автор поэмы на протяжении всего повествования подчеркивает то, что Василий Теркин – человек «обыкновенный», он «свой среди своих», значит, такие героические поступки совершали все солдаты, а не только Василий Теркин. Данный образ является олицетворением целого народа, который и явился главным героем «Василия Теркина». А.Т. Твардовский показывает, что благодаря единству и героизму русского народа удалось победить противника.

Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие»

Тема войны поднимается и в повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие». В центре повествования находятся судьбы пятерых девушек, которым было суждено пойти на войну. С помощью такого сюжета автору удалось показать всю жестокость и беспощадность войны: в ней приходится участвовать даже молодым девушкам, которые даже не успели познать жизнь. Несмотря на молодость и неопытность, героиням удается внести определенный вклад в общее дело по борьбе с противником. Действия девушек можно назвать по-настоящему героическими поступками. Лиза Бричкина погибает при выполнении приказа: тонет в болоте, пытаясь добраться до подмоги. Соня Гурвич принимает смерть, когда пытается вернуть командиру Васкову кисет. Галя Четвертак умирает из-за боязни войны и смерти. Храбрая и смелая Женя Комелькова погибает тогда, когда пытается увести немцев от своего отряда. Рита Осянина во время борьбы с противниками получает ранение, после чего выстреливает себе в висок, не желая, чтобы она была обузой для Васкова. Все девушки отдали собственные жизни в борьбе за свою Отчизну. Б.Л. Васильев показывает жестокость войны и в то же время храбрость молодых девушек. Автор поднял важную проблему: война равнодушна к тому, кому погибать от ее руки: зрелые мужчины, молодые девушки, старики и старухи – у всех одинаковый шанс на жизнь и на смерть. Простые русские девушки погибают от рук фашистов, их жизнь обрывается раз и навсегда.

М.А. Шолохов «Тихий дон»

О жестокости войны писал и М.А. Шолохов. В романе-эпопее «Тихий дон» он продемонстрировал по-настоящему страшные картины, которые связаны и со смертью, и с нравственными ценностями: гражданская война стала причиной того, что родные и близкие люди становятся друг другу настоящими врагами. Сын встает против собственного отца, враждуют между собой братья. М.А. Шолохов показал, как такая война делает людей жестокими и злыми. Война – это то, что поменяло мировоззрение людей и их привычный уклад жизни. Теперь любовь, мир в доме, семья, дружба отошли на задний план, эгоизм, равнодушие и жестокость – оказываются превыше всего. Гражданская война фактически разрушает все семейные и нравственные ценности, превращая людей в животных. Автор показывает, что жизнь людей, участвовавших в Гражданской войне, уже никогда не будет прежней. Главный герой Григорий Мелехов навсегда запомнил свое первое убийство. Он понимал, что война бессмысленна, что против людей воюют такие же люди. М.А. Шолохов показывает, что любая война – и гражданская, и против вражеских войск – приносит человечеству боль и страдания. Автор призывает больше никогда не возвращаться к братоубийственной войне.

В. Быков «Сотников»

Человек на войне – основная проблема повести В. Быкова «Сотников». В центре повествования два персонажа-антипода: Сотников и Рыбак. Война показывает их истинные лица. Рыбак, оказавшись перед лицом смерти, не боится предать свою Родину, чтобы сохранить себе жизнь. Сотников же до самых последних минут своей жизни остается верным Отчизне и верным самому себе. Он не готов предать свою Родину, поэтому погибает, но принимает смерть смело и храбро. Сотников отказывается давать какую-либо информацию, понимая, что смерть намного лучше предательства. Этот поступок можно назвать настоящим подвигом. Нездоровый Сотников оказывается сильнее Рыбака в нравственном плане. Рыбаку остается жить и помнить о своем безнравственном поступке.

Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»

Страшные картины войны отразились и в романе Э.М. Ремарка «На западном фронте без перемен». В центре внимания лежат судьбы представителей «потерянного поколения». Это те люди, жизнь которых разрушили военные действия. Герои способны понять то, что война сделала их равнодушными к собственному существованию. Теперь они жестоки – а все из-за того, что какие-то люди захотели войну. Герои стали игрушками в руках других людей, которым была на руку война. Обычные же солдаты понимают, что война бессмысленна, она не сможет принести ни одному из них никакой пользы. Черствость и жестокость – вот чему их научила война. Те люди, которые развязали эту беспощадную войну, по мнению главного героя Пауля Боймера, фактически отправляют людей на смерть, при этом сами они не принимают участия в действиях. Автор романа показывает эгоистичность поступков таких людей. Э.М. Ремарк демонстрирует то, что власти, отправляющие собственный народ на гибель, совершают настоящее преступление. Война оказывает негативное влияние на всех участников событий: кто-то погибает, кто-то оказывается раненным. Но главное – это то, что раненной оказывается сама душа. Человек никогда не станет прежним после того, что он увидел своими глазами на войне: гибель товарищей, взрывы и выстрелы над головой.

М. Зусак «Книжный вор»

Тема войны отображена в романе М. Зусака «Книжный вор». Действие происходит в годы правления фашистов, а также в годы Второй мировой войны. Автор со смелостью рассказывает о том, как нацистская партия начинает преследование евреев. Показано, насколько семья главной героини Лизель находилась в опасности, когда приняла решение прятать в подвале еврея Макса. Ганс Хуберман оказывался в еще большей опасности, потому что отказался вступать в партию. От каждого шага и каждого стука в дверь зависела жизнь многих людей. М. Зусак показывает, что у людей не было выбора, потому что все хотели сохранить свою жизнь. Автор романа демонстрирует то, что в обществе царствует насилие в любом его проявлении. Преследовалась человеческая жизнь, сжигались книги, запрещалось высказывание собственного мнения. В «Книжном воре» раскрылась суть фашизма, который оказал влияние на весь мир в целом.

Вывод

Таким образом, война – это то, что разрушает человеческие судьбы. Но главное заключено в том, что она разрушает нравственные ценности, которые были главенствующими на протяжении многих веков. Жизнь человека, который находился на войне, никогда не будет прежней. Равнодушие и жестокость – вот чему учит война. Однако добрые поступки все же были на войне. Именно она показывает истинное лицо человека. Многие и русские, и зарубежные писатели писали о жестокости на войне, о ее губительном начале. Все эти произведения были направлены не только для того, чтобы рассказать правду, но и для того, чтобы призвать человечество больше не развязывать войны.