Лев Толстой, сказка "Как мужик гусей делил"

Жанр: литературная бытовая сказка

Главные герои сказки "Как мужик гусей делил" и их характеристика

  1. Бедняк. Бедный, но хитрый.
  2. Барин. Веселый, добродушный, щедрый.
  3. Богач. Скупой и завистливый.
План пересказа сказки "Как мужик гусей делил"
  1. Последний гусь бедняка
  2. Семейство барина
  3. Справедливый дележ
  4. Награда
  5. Пять гусей богача
  6. Затруднение богача
  7. Раздел гусей
  8. Еще награда.
Кратчайшее содержание сказки "Как мужик гусей делил" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Когда у мужика кончился хлеб, он зажарил гуся и отнес его барину
  2. Барин попросил разделить гуся на шесть человек
  3. Бедняк разделил гуся, а большую часть себе забрал
  4. Богач, узнав про это, отнес барину пять гусей
  5. Барин попросил богача разделить пять гусей на шесть человек и тот не смог
  6. Бедняк дал по одному гусю на пару человек и себе забрал два гуся.
Главная мысль сказки "Как мужик гусей делил"
Добрая шутка всегда поможет и пользу принесет.

Чему учит сказка "Как мужик гусей делил"
Эта сказка учит подходить к решению проблем нетрадиционным способом, учит уметь шутить, учит тому, что зависть и жадность плохие качества человека. Учит тому, что смех делает человека добрее.

Отзыв на сказку "Как мужик гусей делил"
Очень смешная и поучительная история про бедняка и гусей мне очень понравилась. Бедняк показал, что он обладает хорошим воображением и острым умом, а ум во многом гораздо важнее богатства. Мне понравился раздел гусей от бедного мужика и я считаю, что он заслужил и гусей, и награду.

Пословицы к сказке "Как мужик гусей делил"
Голь на выдумку хитра.
Хитрый всегда лазейку найдет.
Завистливый по чужому счастью сохнет.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Как мужик гусей делил"
Однажды у бедного мужика совсем кончился хлеб, нечего стало сеять, нечего было есть. Решил мужик попросить помощи у барина, а чтобы не идти с пустыми руками, забил и зажарил последнего гуся.
Приносит мужик гуся барину, хлеба просит. А барин и говорит ему, что вот у него два сына, две дочери, да жена. Как на всех одного гуся разделить?
Мужик не долго думая отдает голову барину, как главе семейства, задок отдает барыне, как сидящей дома. Ножки отдает сыновьям, ведь им путь в жизни выбирать, а крылышки отдает дочерям - выйдут замуж, улетят из отчего дома. Ну а остальное мужик себе забирает.
Посмеялся барин. Понравился ему такой раздел. Дал он бедняку и хлеба, и денег.
Узнал про то богатый сосед, обзавидовался. Зажарил сразу пять гусей, к барину отнес. А барин снова свою семью перечисляет и спрашивает, как пять гусей на шесть человек разделить?
Богач ничего не может придумать, только голову чешет.
Послал барин за бедняком. Тот пришел и сразу делить начал. Одного гуся отдал барину с барыней и сказал, что их теперь трое. Одного гуся отдал сыновьям, их тоже трое стало. Еще одного гуся дочерям отдал - и тех трое стало. Ну а двух себе забрал - тоже их трое оказалось.
Долго смеялся барин, снова денег бедному дал, а богатого прогнал со двора палками.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Как мужик гусей делил"

Главный герой сказки Толстого «Как мужик гусей делил» — бедный мужик. Мужик был до того неимущий, что однажды у него не стало хлеба. Решил он у барина хлеба попросить, а чтобы не с пустыми руками идти, поймал гуся и зажарил его.

Барину подарок понравился, но решил он мужику задачу дать – как того гуся поделить между членами барской семьи. Мужик подумал, да и предложил такое решение, которое и барину понравилось, и мужик в накладе не остался. Довольный барин дал мужику хлеба, да еще и денег добавил.

Историю с гусем узнал богатый мужик. Он тоже пришел к барину и принес несколько гусей ему в подарок. Барин и ему задал вопрос, как гусей делить? Но богатый мужик не смог эту задачу осилить. Тогда позвали к барину бедного мужика. Тот снова гусей по хитрому разделил – одного гуся барину с барыней, другого — двум сыновьям барина, третьего – двум дочерям барина. А себе мужик взял двух гусей, пояснив при этом, что теперь всех по трое получилось.

Опять барину понравилось, как бедный мужик делить умеет. Барин наградил его деньгами и хлебом, а богатого мужика выгнал.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки Толстого «Как мужик гусей делил» заключается в том, что умный и смекалистый человек всегда найдет возможность решить проблему с пользой для себя. Бедный мужик пошел к барину хлеба просить, а в итоге не только хлебом разжился, а еще и деньгами и гусями. И уважение барина сумел завоевать.

Сказка Толстого учит не теряться в трудных ситуациях, проявлять сообразительность и смекалку.

В сказке «Как мужик гусей делил» мне понравился главный герой, бедный мужик. Собираясь к барину просить хлеба, он приготовил подарок в виде жареного гуся. А когда барин задал ему хитрую задачу, мужик сумел решить ее так, что и сам с выгодой остался.

Какие пословицы подходят к сказке «Как мужик гусей делил»?

Голь на выдумки хитра.
Глупый киснет, а умный все промыслит.
Нужда смекает делом.
Находчивого не озадачишь.

Жил когда-то один старый крестьянин. Изба у него совсем сгнила, и надумал он поставить новую, да лесу нет. Ломает голову, где бы достать. А в те времена крестьяне лес на новые постройки только у барина могли получить. Вот он и думает, как бы ему к барину подъехать. Понес он своего гуся барину с барыней на угощенье. Допустил его к себе барин. Рассказывает крестьянин, что, мол, лесу ему на новую избу надо, старая, дескать, совсем сгнила. Потом вспоминает про гуся, что с собой принес, подает его барину. А барин поглядел и говорит:
- Нас ведь пятеро, как же мы разделим одного гуся на всех?
- Ничего, барин, велите мне, я разделю.
- Ну-ка покажи, как это делается!
Когда гуся ощипали, взялся старый за дележку: отрезал голову с шеей и подает самому хозяину:
- Вам, как главе всех почтенных господ, - всю мудрость и власть над этой малой тварью.
Потом отрезал оба крыла, дает их барыне с дочкой и говорит:
- А это вам с красавицей-дочкой, чтобы ваши душеньки могли в небесах порхать.
Потом отрезает обе ноги и дает обоим барчукам:
- А это сыновьям барина, чтобы были прилежными да ловкими. А остаток мне за дележ.
Барин с барыней только дивятся - до чего ловко разделил старик гуся! И на радостях дают ему леса сколько угодно. Крестьянин - не будь дурак - закатил себе избу, что твой господский дворец: две трубы, окна высокие, двери широкие. Соседи глядят и допытываются, как он смог такие хоромы выстроить, когда у самого гроша ломаного за душой не было. Оказалось, все это добыто за одного гуся. Вот одному старикашке тоже взбрело в голову: “Постой, а у меня-то ведь шесть гусей, ежели их снести, то и мне барин лесу даст”.
Принес он к барину всех своих гусей и просит леса на новый хлев.
- Ладно, ладно, да только как же нам быть, милейший? У тебя шесть гусей, а нас-то пятеро!
Задумался старик, не знает, бедняга, что ему делать. А барин вспомнил, что был у него недавно один крестьянин,. который так чудно делил гуся, однако все довольны были. Велел призвать его к себе. Вот приходит тот старик, и велят ему шесть гусей разделить поровну на пятерых человек. Поглядел крестьянин, долго раздумывать не стал и говорит:
- Подсоблю, коли нужда в том есть. Вот как будем их делить! Разберем все по тройкам. Вы, барин с барыней и один гусь - тройка. Вы, оба сына и опять же один гусь - тройка, и эти оба гуся с барышней - тоже тройка. Только два гуся осталось! Сделаем так! Я да их двое - тоже тройка. Вот всем поровну и досталось.
Все рты поразевали. За такую ловкость дал барин леса не тому, кто просил, а тому, кто делил, - за смекалку. Теперь этот мужик и хлев себе новый выстроил, а другой так и остался ни с чем.

На этой странице находится сказка написанная Львом Николаевичем Толстым "Как мужик гусей делил" . Сказка "Как мужик гусей делил" Льва Николаевича Толстого, имеет сходство с небольшими рассказами. В этой сказке заложена мудрость Славянского народа, и много всего поучительного.

У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина. Чтобы было с чем идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понёс. Барин принял гуся и говорит мужику:

Спасибо, мужик, тебе за гуся, только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына да две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды?

Мужик говорит:

Я разделю.

Взял ножик, отрезал голову и говорит барину:

Ты всему дому голова - тебе голову.

Потом отрезал задок, подаёт барыне:

Тебе,- говорит,- дома сидеть, за домом смотреть,- тебе задок.

Потом отрезал лапки и подаёт сыновьям:

Вам,- говорит,- ножки -- топтать отцовские дорожки.

А дочерям дал крылья:

Вы,- говорит,- скоро иг дома улетите, вот вам по крылышку. А остаточки себе возьму!

И взял себе всего гуся.

Барин посмеялся, дал мужику хлеба и денег.

Услыхал богатый мужик, что барин за гуся наградил бедного мужика хлебом и деньгами, зажарил пять гусей и понёс к барину.

Барин говорит:

Спасибо за гусей. Да вот у меня жена, два сына, две дочки - всех шестеро. Как бы нам поровну разделить твоих гусей?

Стал богатый мужик думать и ничего не придумал.

Послал барин за бедным мужиком и велел делить.

Бедный мужик взял одного гуся, дал барину с барыней и говорит:

Вот вас трое с гусем.

Одного дал сыновьям:

И вас,-говорит,- трое.

Одного дал дочерям:

И вас трое. А себе взял двух гусей:

Вот,-говорит,- и нас трое с гусями,- всё поровну.

Барин посмеялся и дал бедному мужику ещё денег и хлеба, а богатого прогнал.

Выше представлена сказка Льва Николаевича Толстого "Как мужик гусей делил" . Желаем вам с наслаждением прочитать эту прекрасную сказку Льва Николаевича Толстого "Как мужик гусей делил". Пусть мудрость сопутствует вашей жизни!

Тема:

Цели урока:

    Продолжить формировать у учащихся приёмы понимания прочитанного: обучать прогнозированию содержания текста на основе иллюстрации и заглавия.

    Совершенствовать навыки чтения учеников.

    Развивать у школьников умение делить текст на части по готовому плану.

    Развивать речь, мышление детей.

    Воспитывать у учащихся нравственные чувства.

Ход урока.

Ι Оргмомент.

ΙΙ. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Как называется раздел, который мы с вами изучаем?

«И кот учёный свои мне сказки говорил…»

Посмотрите на доску. У нас есть крыша, окно, но нет дома. Давайте построим дом сказок.

Что такое сказка? (Жанр устного народного творчества.)

Кто умело рассказывал сказки? (Сказители.)

Какие виды сказок вы знаете? (Волшебная, бытовая, анималистическая, богатырская.)

литературные.)

Что объединяет сказки разных народов?

(Главная тема – борьба добра со злом.)

Вспомните сказочные «приметы» и назовите их.

(Зачин, «троекратный» повтор, волшебные герои, волшебные события, концовка, устойчивые выражения.)

Проверка д/з.

Какую сказку мы прочитали?

(«Никита Кожемяка».)

К какому виду сказок относится эта сказка?

(Богатырская.) Почему? (Описывается историческое событие, главный герой - богатырь).

Какими чертами характера обладал Никита Кожемяка?

(Сильный, смелый, защитник, находчивым, мужественный, уверенный в своей правоте, хитрый, скромный, ).

Расскажите как Никита Кожемяка поборол змея.

Впереди нас ждёт новая встреча с интересной сказкой.

ΙΙΙ. Работа с текстом до чтения.

1. Работа с заглавием. Фронтальная беседа.

Прочитайте название сказки. («Как мужик гусей делил».) Что оно подсказывает? (Тему сказки.)

Назовите тему урока. (Тема: Какие ещё бывают сказки? (Сказка «Как мужик гусей делил»)

2. Работа с иллюстрацией.

Рассмотрите иллюстрацию.

Кого вы видите? (Мужик отдыхает на печи, женщина с детьми.)

Как вы предполагаете, к какому виду сказок можно отнести эту сказку? (Бытовая.) Почему? (действуют реальные герои: муж, жена)

Можно ли по названию сказки и иллюстрации предположить,

о чём пойдёт речь? (Мужик отдыхал. Жена занималась с детьми.

Кто- то попросил его разделить гусей.)

Зачем нужно делить гусей?

Как вы думаете, можно ли на всех разделить одного гуся? Как?

(Нельзя разделить. Можно.)

Давайте прочитаем, как же мужик делил гусей в сказке.

ΙV. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение.

Часть 1 дети читают вслух (комментированное чтение).

«… попросил у барина острый ножик » (Как бы вы разделили гуся на шесть частей и чтобы никто не обиделся? (Варианты детей.) Интересно, как же разделил мужик?)

«… оставшая туша будет моя » (Интересно разделил: б о льшую часть себе оставил! Рассердится помещик, как вы думаете?)

«…и пополнил все недостатки бедного крестьянина » (То есть? (Дал достаточно денег.) А почему, за что, по-вашему?)

Вопросы после чтения:

Кто герой сказки? Кто такой помещик? (Богатый человек, владеющий землёй.) Крестьянин? (Сельский житель, который работает на земле, выращивает скот.)

Нашли ли вы ответ, как мужик гусей делил? (Да, но пока узнали, как одного разделил.)

Выборочное чтение. Прочитайте, как он это сделал?

За что барин одарил Степана? (За сообразительность, оригинальность.)

Что можно сказать о Степане?

На доске.

Степан

находчивый

смекалистый

хитрый

умный

сообразительный

(Степан будет помогать соседу делить гусей.)

Чтение «вслух» по плану 2 части сказки.

План.

1)В гостях у бедного крестьянина.

2)Гостинец барину.

3) ?

Давайте разделим при чтении текст на части по плану.

Прочитайте 1 заголовок плана. О чём будет 1 часть?

Давайте её отыщем. Начнём читать сказку и как только, по вашему мнению, часть закончится, поднимите сигнал.

Почему богатый крестьянин сам не пошёл к соседу, а отправил свою жену? (Он не хочет показаться заинтересованным, на Степана смотрит свысока.)

Всё ли рассказала жена Степана? (Нет, она не рассказала, за что именно был щедро награждён Степан.)

Как вы думаете, как поступит богатый крестьянин?

(Пойдёт к помещику с подарком, понесёт много гусей.)

Прочитайте название 2 части плана.

Покажите сигнал во время чтения, когда часть закончится.

Чтение «вслух» отрывка до предложения «Когда зашёл богатый мужик к помещику».

Ответы на вопросы:

Как вы понимаете «богатый мужик и его жена были очень завидливые? Карточка (завидливые). Как сейчас мы называем таких людей? (завистливые).

(Завидовали соседу.)

Значит, они какие? (Жадные.)

Что же можно сказать про Евдокима?

На доске:

(Евдоким)

жадный

завистливый

Сколько гусей принёс Евдоким помещику?

(Пять гусей.)

Почему не одного, а пять гусей?

(Хотел, чтобы барин его щедро наградил, больше соседа.)

Как вы думаете, что произойдёт дальше?

(Помещик попросит его разделить гусей на всех.)

Как вы считаете, барин наградит богатого крестьянина?

Осталась ещё одна часть. Прочитаем её.

Чтение «вслух» последнего отрывка.

Наградил ли барин богатого крестьянина?

(Нет, мы не узнали, он не разделил гусей.)

Что можно сказать про Евдокима? (Дополним его характеристику.)

Евдоким

жадный

Глуповатый (недостаточно умный)

несообразительный

- Качества характера какого героя вам бы могли пригодиться в жизни?

Как можно озаглавить 3 часть плана? (Как разделить гусей?)

Кто будет помогать делить гусей? (Степан.)

Как вы считаете, справится ли Степан с заданием?

Как бы вы разделили 5 гусей на шестерых?

  1. Чтение «про себя» 3 части. Работа в парах.

Прочитайте 3 часть сказки и подготовьте 1 вопрос по содержанию для своего соседа.

(Дети читают часть, задают вопросы друг другу.)

2. Проверка. (Учитель спрашивает у ученика: - Какой вопрос ты задала своему соседу? Как ты ответил?)

Как мужик разделил 5 гусей?

(Отдал 1 гуся барину с женой – их стало трое.

Отдал 1 гуся их сыновьям – их стало трое.

Отдал 1 гуся дочкам барина – их стало двое.

Оставшихся 2 гусей взял себе – их стало трое.)

V. Работа с текстом после чтения.

Чем закончилась сказка?

(Барин щедро наградил Степана.)

За что он его одарил?

(За ум, смекалку.)

Дополнительно:

Прочитайте на доске высказывание английского философа( любитель мудрости) XVΙ века ФрЕнсиса БЕкона, который писал:

«Глупость одного человека – удача для другого».

Согласны ли вы с этим высказыванием?

Кого в сказке можно назвать глуповатым? (Евдокима.)

Почему? (не смог разделить гусей.)

Кому сопутствовала удача? (Степану.)

Почему? (Барин его щедро наградил.)

За что его наградил помещик? (За ум, сообразительность.)

Можно ли сказать, что «глупость одного – удача для другого?»

Народная сказка – источник мудрости. Чему учит нас эта сказка?

(Быть находчивыми, смекалистыми.) Доброму человеку всегда смекалка в пользу. Сделать всё и ничего всегда можно.

И тогда удача будет на вашей стороне.

VΙ. Итог урока. Рефлексия.

- Понравилась ли вам сказка? Кто из героев вам понравился? Почему? Что вызвало затруднение? У кого всё получилось?

Сегодня на уроке мы ещё раз убедились, как необходима в жизни смекалка, ум и мудрость. Они помогают найти выход из трудной ситуации, позволяют решить даже нерешаемые задачи.

Поднимите руки, кто хотел быть похожим на нашего героя? Да, почти всем хочется стать таким же умным, находчивым и мудрым, как бедный мужик.

VΙΙ. Домашнее задание.

Творческое задание. Подготовиться к инсценированию сказки.