Урок по теме: Познание и способности человека.

Цель урока : раскрыть сущность и различные стороны процесса социализации младших подростков: условия становления личности, потребности и способности, проявление личностных свойств в основных видах деятельности.
Задача урока: раскрыть учащимся роль знаний о собственных способностях и возможностях, их правильной оценки для успешной самореализации личности.

Оборудование урока: АРМ

Ход урока:

    Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.

Что такое личность?

Какие потребности и способности есть у человека?

Какие черты подросткового возраста наиболее заметны и отличают его от других периодов?

2.Новая тема.

    Познание мира и себя.

    Самосознание.

    Способности человека.

    Многогранность человеческой жизни.

Объяснение учителем нового материала опираясь на текст учебного пособия.

Познание окружающего мира через процессы различной деятельности: труд учеба, общение, игра. Приведите примеры, как вы знакомились в детстве с окружающей вас обстановкой, что вам больше всего запомнилось?

«Познание мира и себя», дается дополнительная информация и сосредотачивается внимание учащихся на различных аспектах познания человеком самого себя:
- исследование способностей и возможностей, поиск вида деятельности, который в наибольшей мере будет им соответствовать;
- изучение себя как части природы, выявление своих биологических особенностей и потребностей;
- понимание себя как части общества, группы (осознание своего духовного и нравственного «я»).

Познание человеком самого себя. Оценка цели, своих возможностей, способностей, результатов.

Проявление интереса к своему «я».- начало проявления с самого раннего возраста. 1. «Я сам»,

2.подростковый возраст «кто я?», «каков я?», «чем отличаюсь от других?», «что я могу?». Подростковый возраст это один из главных периодов определяющих всю оставшуюся жизнь.

Главное: правильно оценить себя, принять правильное решение, разобраться в себе, твои отношения с окружающими.

В подростковом возрасте происходит накопление знаний и опыта.

« Познай себя» изречение, начертанное на храме Аполлона в Дельфах. Познание самого себя предполагает исследование человеком своих способностей и возможностей, поиск того вида деятельности, который в наибольшей мере будет им соответствовать и помогать ему реализовать себя как личности.

Работа с текстом учебника с 38 « Путешествие в прошлое»

Новое понятие:

Инициация- древний обряд посвящения во взрослых.

Самосознание- сознание направленное на самого себя.

Самооценка- важная сторона самосонания.

Оценка своих качеств,

Своей деятельности,

Правильная самооценка помогает поверить в свои силы, выделить ту деятельность, в которой ты сможешь достичь высоких результатов.

Работа с рисунком с 39.

Чья самооценка явно занижена?

Кто переоценивает себя?

Как вы думаете смогут ли Марина и Владимир достичь больших результатов в своей деятельности?

Размести на таких же ступеньках себя и своих друзей, объясни свой выбор.

Важно оценивать себя и сравнивать не только с другими, но и с самим собой. Сравни перемены, произошедшие в тебе с прошлого года. Как обрести большую уверенность в себе?

Обсуждение последнего вопроса завершаю практическими рекомендациями учащимся по использованию такого известного метода, как самовнушение. (практическая работа по изготовлению четок из бусин ) Упражнение с четками.

Так, во многих странах мира известны упражнения с четками на самовнушение как попытка дать самому себе нужные команды. Сделать четки несложно: нанижите на нитку деревянные, пластмассовые или стеклянные бусинки, каждая из которых отделена от других узелком. Их число 25. Перебирая каждую бусинку, нужно произносить важное для себя в данный момент высказывание.

Например: «Я радуюсь контрольной работе. У меня все получится. Я докажу, что многое умею». И так 25 раз по числу бусинок. Постепенно можно заметить, как положительно влияет проговаривание фраз на поведение и состояние, главное - не делать данные упражнения «на ходу», в это время надо быть сосредоточенным и спокойным.
Предлагаю учащимся придумать для себя формулы самовнушения .

Например: «Я с каждым днем все лучше владею собой», «Физика - мой любимый предмет», «Я могу быть внимательным» или др. Убедить в результативности этого метода поможет следующий факт: в 1920-е годы метод внушения был применен при лечении больных. Вместо лекарств французский аптекарь Эмиль Куэ стал рекомендовать своим пациентам самовнушение. По утрам и вечерам они произносили: «С каждым днем я чувствую себя все лучше и лучше». Метод оказался очень действенным, особенно для тех людей, которые в него верили.

Твои способности: - склонность каждого к тому или иному виду деятельности.

Каждый человек от рождения талантлив.

Спутники таланта- любознательность, воля, длительный труд.

« Гений – это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота» (Т. Эдисон).

Главное найти в детстве свое призвание- в какой области тебе хотелось бы работать. Что может быть твоим любимым занятием, а что увлечением, хобби. « Дорогу осилит идщий».

Практическая часть урока основана на работе с рубрикой «Учимся узнавать и оценивать себя». Выполнение заданий поможет закрепить полученные знания. Так, работа учащихся со схемой с.45. «Мои способности» и с рисунками на с. 47 заставляет задуматься о своем месте среди окружающих (родные, друзья), оценить себя и свои отношения с близкими, выделить себя среди других.

После разбора рисунков учащиеся работают методом комментированного чтения. Предлагаю им привести примеры из жизни, проанализировать влияние отступления от этих правил на поведение человека, отношения с окружающими.

Рефлексия содержания учебного материала
закреплению способствует участие школьников в выполнении практических заданий рубрики «В классе и дома». Добиться наибольшей активности и самостоятельности при их выполнении можно, используя различные варианты работы.
Задания 1, 3 предлагаю выполнить индивидуально в классе, записав ответы в тетрадях, с последующим сопоставлением и обсуждением их.

Задания 2, 5 лучше выполнить дома с последующим обсуждением результатов их выполнения в классе.

Выполнение задания 4 предполагает формулировку учащимися устного ответа, проведение анализа причин выбора и их обсуждение.

Домашнее задание: п 4. написать рассказ к картине художника А.А.Дейнеки «Будущие летчики». (иллюстрация на с.43)

Подготовить сообщение о М.В. Ломоносове. (уч-ся по выбору)

Размышление о

Самопознание Самооценка включает

_________________

_________________

Начинается с того

________________

Данная работа написана в качестве вступительного и программного материала к открытию интернет клуба - семинара "Способности и возможности человека" (Яндекс Гайдпарк Сообщества Способности и возможности человека") и практической школы по исследованию, освоению и развитию тонкочувственных восприятий и энергоинформационных взаимодействий в природе и обществе при этом семинаре.

Дорогие Со-Товарища! Ждем Ваши пожелания, теоритические и практические наработки и выкладки, дополнения и конструктивные замечания.

В,Н.Молчанов

Способности и возможности человека.

От Бога, от Природы ли, каждому из нас по рождению даны некоторые пожизненные Дары и способности по их реализации. Мы видим следующие группы:

1. Дар жизни (ЖИЗНЕННАЯ ЭНЕРГИЯ,ци, чи, ки, янь и т.д.) "Человек - проекция пересечения многих сил Вселенной."В.П.Гоч. "Каждый человек наделен запасом творческих сил. Пробудить эти силы и есть наша главная задача. Анатолий Харлампиев. Мастер единоборств.

Способности к энергообмену со средой. ГРУППА "А".

Начальный запас энергии.

Прием энергии нужного качества и оличества.

Накопление и последовательное расходование.

Вывод энергитических избытков, загрязнений, шлаков. (3% через дефикацию; 7% через уринацию; 20% через кожу и 70% с дыханием). Примечание. Вполне логично, что поступление энергии в организм, для его питания, происходит в аналогичных пропорциях и с НЕКОТОРЫМ слаборефлексируемым избытком при нормальном функционировании организма.

Перевод различных видов энергии в механическое, химическое и др. движение клеток, органов и мышц тела.

2. Дар РАЗУМНОСТИ, Сознания (органы чувств)."Ум - память и способность оперировать тем, что в памяти находится." Локк. "Сознание - это место встречи души с земной жизнью." Виктор Гаврилович Кротов "Массаж мысли", М., 1997г.

Способности познания явлений, нахождения связи между ними, установления последовательности причин и следствий. Способность к работе с образами. ГРУППА "Б".

Способность чувствовать (ощущение, осприятие энергопотоков и их направленности (Диагностика по "теплу". "покалыванию". "силовым потокам", "идеомоторным проявлениям и др. Практическое освоение 2 -3 недели!).

Способность ориентироваться в силовых потоках. Способность распределять и перераспределять энерго-информационные потоки по объектам. (Диагностика "полевая". "Каузальное" целительство.)

Способность ВООБРАЖАТЬ, т.е переводить энергоинформационные потоки в ОБРАЗЫ - голографические, информационные слепки (копии) объектов, проецируемые через органы чувств в наше сознание.

Способность запоминать ОБРАЗЫ и оперировать ими (анализировать, ситсематизировать, синтезировать, реконструировать, развивать и т.д.).

Способность создавать "ОБРАЗЫ-МОДЕЛИ" реальных объектов, процессов, явлений, соотносить их с действительностью и экстрополировать в пространство и время.

Способность выводить на "ВНУТРЕННЕ-ВНЕШНИЙ ЭКРАН" и проецировать ВО ВНЕ энергоинформационные образы, являющиеся, одновременно, РЕЗОНАНСНЫМИ МАТРИЦАМИ для МОДУЛИРОВАНИЯ внутринних и внешних информационно-энергитических потоков - так называемая "Экстрасенсорика".

3. Дар СВОБОДНОЙ ВОЛИ. (Проповедь Будды)

Способности сознательно работать с энергопотоками. ГРУППА "В".

Способность энерго-информационного вхождения и работы в любом потоке, в любой точке пространства и времени и ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ (в той или иной форме) о прошлом, настоящем, будущем (энерго-информационный РЕЗОНАНСНЫЙ НАСТРОЙ в психометрии, биолокации, ясновидении и др.).

Способность к сознательной работе в энергоинформационных потоках (концентрация, изменение движения, выделение необходимых количественных и качественных компонентов и их аккомуляция в пространстве, времени и на объектах; телепсихия).

Способность к сознательной обратной информационной модуляции Энергопотоков и изменение их состояния в любой точке пространства и времени; настоящего, прошлого и будущего. (Целительство).

Способность к сознательному регулированию энергоинформационного и взаимодействия своего организма со средой (Самоисцеление).

Способность к ОЦЕНОЧНО-ЦЕННОСТНОМУ определению целей, задач и возможностей их реализации (предвосхищение - "экстраполяция").

Способность к СВОБОДЕ в выборе вариантов (вплоть до физического самоуничтожения) и коррекция причин и следствий на основе работы с образами.

4.Дар БЕССМЕРТНОЙ ДУШИ. Органы чувств. "Человек -частица Мирового Разума" - Василий Павлович Гоч.

Способности постигать истину. ГРУППА "Г".

Способность целостного и системного восприятия мира; способность постигать истину.

Спосбность чувствовать истину, выходить на причины процессов, явлений по энергоинформационному ЗАПРОСУ и НАСТРОЮ. (Интуиция, ясновидение, каузальная диагностика; способности ответственного отношения к мыслям, соовам, ситуациям, действиям и предчувствие их последствий.

Способности входить во всеобщее информационное поле и контактировать с энергоинформационными сферами, сущностями и объектами (субъектами) разного уровня.(Контатерство).

5. Исходя из первых четырех позиций:

Способности физически воздействовать на мир и изменять его ("...Соучстие в эволюции бытия" - Антонио Менегетти..).

Способности энергоинформационно воздействовать на мир и изменять его. (СО-ТВОРЧЕСТВО. "Через человека природа должна раскрыть свой творческий потенциал" - В.П.Гоч).

Наиважнейшая способность - СПОСОБНОСТЬ РАЗВИВАТЬ СПОСОБНОСТИ!. Любое свойство, качество, спсособность, данные человеку изначально, он может проявлять, развивать и совершенствовать по своей воле и силам. Практика показывает, что среднее время проявления и уверенной рефлексии составляет 3 - 4 недели самостоятельных занятий по 30 минут, 3 - 4 раза в день.

Дорогие Друзья! Эта работа, в качестве исходного материала, предлагается Вашему вниманию для его конструктивных корректировки, исправлений, дополнений. Администрация будет выступать, лишь, в качестве некоторого систематизирующего и обобщающего центра с указанием на Ваши мысли и наработки под Вашим именем.

Готовится, также, сайт с аналогичным названием "Способности и возможности человека", который будет являться также публикационной базой нашего семинара.

С Богом, в добрый ПУТЬ!!!


КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ

(к 90-летию Бориса Михайловича Теплова)

Э. А. ГОЛУБЕВА

Время поможет понять и в полной мере оценить все значение трудов Б.М. Теплова как основателя новой отрасли науки о человеке — дифференциальной психофизиологии.

В.Д. НЕБЫЛИЦЫН

В концепции и стратегии ускорения социально-экономического развития нашей страны, обоснованной на XXVII съезде КПСС, подчеркнуто значение личности, человеческого фактора в системе общественных отношений. «Должны быть созданы такие социально-экономические, нравственные и психологические условия, которые могли бы максимально содействовать реализации всех способностей и талантов человека. Говоря словами К. Маркса и Ф. Энгельса, «каждый, в ком сидит Рафаэль, должен иметь возможность беспрепятственно развиваться» . Рассмотрение принципов, лежащих в основе анализа психологических условий становления способностей, предполагает обращение к наследию выдающегося ученого — Б.М. Теплова, классика отечественной психологии. Б.М. Теплов внес неоценимый вклад в разработку проблем способностей и одаренности, полагая, что общая теория одаренности «...должна создаваться в результате большой работы по изучению конкретных фактов и частных закономерностей» .

В настоящей статье сделана попытка представить один из этапов теоретической и экспериментальной работы лаборатории психофизиологии индивидуальных различий и способностей школьников НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР . В целом эта работа была связана с решением и реализацией задачи, сформулированной в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы: «...выявлять психофизиологические особенности, способности и наклонности учащихся к определенным видам деятельности и разрабатывать на этой основе соответствующие практические рекомендации» .

Содержание понятия «способность», которым оперирует марксистско-ленинская философия и психология, включает в себя понимание способности как действительности, как результата реализации определенных возможностей, но оно включает в себя и понимание способностей как возможностей, т. е. объективных тенденций, заключенных в явлении, которые могут стать, но могут и не стать фактами действительности. Если использовать предлагаемое философией различие абстрактной (формальной) и реальной (конкретной) возможностей , для психологии особенно актуальным является изучение реальных возможностей каждого человека.

В числе разнообразных возможностей, в частности потенциальных, могут быть и задатки способностей. Их выявление, распознание — сложная научная проблема. Сложность ее обусловлена тем, что, по определению Б.М. Теплова (вошедшему во многие учебники и словари), способности — это такие «идивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения одной или нескольких деятельностей» и, не сводясь «к наличным навыкам, умениям или знаниям, могут объяснять легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков» . Способности — результат развития, задатки же — врожденные анатомо-физиологические особенности, которые лежат в основе развития способностей. Реально исследователь способностей имеет дело со «сплавом» врожденного и приобретенного; и для него, и для человека, носителя потенциальных возможностей, последние могут остаться скрытыми.

Рассмотрение научного творчества Б.М. Теплова позволило В.Д. Небылицыну высказать предположение, что, занимаясь первоначально индивидуальными различиями в способностях и одаренности, «Б.М. Теплов не мог остановиться на характеристике и анализе одних лишь психологических явлений. Сама логика научного поиска неизбежно вела его к изучению деятельности той, особым образом организованной материи, функцией которой является психика,— деятельности мозга и специально индивидуальных ее особенностей» . Лучшей экспериментально-теоретической основой для изучения физиологических механизмов индивидуально-психологических различий оказалась концепция И. П. Павлова о типах и свойствах нервной системы.

«Использование объяснительных принципов учения И.П. Павлова применительно к изучению природных задатков имело органическую связь с концепцией способностей Б.М. Теплова» . Как показано этими исследователями, а также учениками и последователями Б.М. Теплова, его научная школа и сформировавшееся в отечественной науке направление психофизиологии индивидуальных различий — дифференциальная психофизиология — открывают весьма продуктивный экспериментальный путь распознания природных предпосылок способностей.

Взяв в качестве центральной проблему изучения природных предпосылок индивидуальных различий в способностях, мы не могли ограничиться только физиологическими опытами потому, что способности определяются через очень сложный, в том числе социальный, критерий успешности деятельности. Последняя же зависит и от методов обучения, и от условий в семье и школе, и от многих других, как непсихологических, так и собственно психологических, факторов, относящихся, например, к чертам характера, темперамента и др. Соответственно, изучение предпосылок способностей, связываемых с успешностью деятельности, с необходимостью предполагает не только психофизиологический, но и иные уровни исследования, т. е. оно должно быть комплексным.

Если рассматривать способности в качестве одной из подструктур личности и индивида, в этом случае нужны по крайней мере три уровня исследования: психофизиологический, психологический и социально-психологический. Наш общий подход, обосновывающий возможность и необходимость комплексного экспериментального изучения способностей, отражен ранее . Для наглядности изложения и для определения нашей позиции приведем соответствующую схему.

Рассмотрение понятия «индивид» (в этом смысле оно является синонимом понятий «человек» и даже «индивидуальность») как более широкого по объему, нежели понятие «личность», устраняет не только многие логические противоречия, но и неправомерное противопоставление природного и социального в человеке, против которого возражают многие исследователи , , , . Личность рассматривается как «целостная индивидуальность в ее социальном развитии» .

В личности главной и наиболее общей категорией является направленность . Четыре класса отношений — к миру, труду, другим людям и себе (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов) — охватывают существенные характеристики в социальном и психическом развитии личности. Они являются и важнейшим нравственным «вектором» при оценке реализации тех или иных способностей. «Значительность личности определяется не столько свойствами, которыми она, взятая сама по себе, обладает, сколько значительностью тех общественно-исторических сил, носителем которых она выступает, тех реальных дел, которые она благодаря им осуществляет» .

Конечно, способности могут изучаться на каждом из трех обозначенных уровней, но построение целостной психологической теории способностей, без учета данных, полученных для каждого уровня, невозможно. Хотя эти уровни и связаны между собой, они имеют существенные качественные различия, именно поэтому раскрытие их взаимоотношений требовало комплексного экспериментального исследования с применением соответствующих статистических методов.

Наряду с использованием методов дифференциальной психологии, основываясь на ее достижениях, мы пытались подойти к диагностике способностей не только как к определенной состоявшейся действительности, но также и со стороны скрытых потенциальных возможностей. В учете возможностей и природных предпосылок развития заключено принципиальное отличие гуманистической направленности такого подхода от тестирования наличного уровня способностей самого по себе. На примере решения проблем профессиональной пригодности это было показано К.М. Гуревичем .

Отсюда вовсе не следует, что мы отказываемся от использования надежных тестов и от новых исследовательских методик. Напротив, в работах сотрудников лаборатории применяется целый ряд таких тестов и методик, но все они проходят проверку на содержательную «психофизиологическую валидность», сопоставляясь с типологическими особенностями высшей нервной деятельности.

Другой путь валидизации методик — их сопоставление с успешностью учения школьников и студентов. Благодаря системе бесплатного образования в нашей стране, открывающей разнообразные пути реализации потенциальных возможностей, критерий успешности учения (экспертами являлись учителя и преподаватели вузов) становится важной интегральной характеристикой учебного труда школьников и студентов. При прочих равных условиях он выступает как дополнительный к комплексу психологических и психофизиологических характеристик способностей. Задача была бы слишком простой, если бы одаренность, талант, творческие способности можно было однозначно увидеть в успешности обучения. В контексте же многообразных характеристик информация, заключенная в оценках успешности учебного труда, оказывается значимой.

РАЗВИТИЕ ТОПОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ

Исходная для нас типологическая концепция И.П. Павлова включала два больших раздела:

1. Учение о свойствах ВНД, общих у животных и человека,— силе, уравновешенности, подвижности.

2. Концепция специально человеческих типов ВНД — «художниках», «мыслителях» и «среднем типе».

Эти две типологии постоянно соотносились друг с другом И.П. Павловым и его сотрудниками при анализе конкретных форм поведения здоровых и больных людей. При дальнейшей экспериментальной разработке типологической теории эти ее разделы были в известной мере разобщены в связи с некоторыми объективными трудностями: систематизация по общим свойствам была осуществлена в терминах описывающих физиологическую реальность — соотношение процессов возбуждения и торможения; их совокупность рассматривалась как генотип.

Систематизация по специальным свойствам описывала психологическую реальность, обозначенную как фенотип.

Систематизация по свойствам позволяла осуществлять изучение людей, согласно А. Анастази, в соответствии с «измерительной» системой классификации, а систематизация по типам — с «классификацией людей по резко отграниченным друг от друга группам» .

Б.М. Теплов, комментируя эти два подхода в дифференциальной психологии, отмечает, что они имеют непосредственное отношение к поставленной им проблеме в физиологии ВНД: свойства или типы. Именно Б.М. Теплов показал, что, с одной стороны, прогресс в типологической концепции И.П. Павлова шел в направлении от раскрытия типа как картины поведения к его пониманию как совокупности свойств, а с другой — что «учение о типах как комплексах свойств нервной системы, в конечном счете, нужно именно для того, чтобы научно разобраться в картинах поведения» .

1. Обоснование значения электрофизиологических методов для диагностики индивидуально-типических особенностей ВНД человека. На этом вопросе нет необходимости останавливаться, поскольку в дифференциальной психофизиологии показана надежность и валидность многих ЭЭГ-методик и параметров вызванных потенциалов (ВП) , , и др. А.М. Иваницким сформулирована гипотеза, прямо относящаяся к возможным индивидуальным различиям в ВП в связи с павловской классификацией специально человеческих типов ВНД . Она подтверждена , , .

2. Уточнение и обогащение содержания понятий гено- и фенотип благодаря исследованиям в области генетической психофизиологии человека Применение близнецового метода позволило установить, какие из параметров, используемых для диагностики типологических свойств, являются в большей мере врожденными, а какие — приобретенными. Эти работы дали возможность вычленить безусловнорефлекторный компонент из «сплава» врожденного и приобретенного не только при изучении детей, но и взрослых. А раскрытие индивидуального своеобразия врожденного, безусловнорефлекторного фонда различных реакций необходимо для понимания задатков способностей. Конечно, при анализе условий развития способностей оно необходимо, но недостаточно .

3. Изучение функциональной симметрии-асимметрии полушарий головного мозга и латерализации психофизиологических функций. «Вряд ли И.П. Павлов, выдвигая свою идею о наличии среди людей представителей «художественного» и «мыслительного» типов, мог предполагать, что в ближайшем будущем эта идея получит подтверждение в морфофизиологическом аспекте» .

В нашей лаборатории была экспериментально изучена проблема индивидуально-типических особенностей латерализации мозговых функций и доминантности полушарий головного мозга на модели зрительного восприятия , а также проблема латерализации речевых функций в связи с параметром «вербальность-невербальность» в познавательных процессах .

Исследование соотношений общих свойств и специально человеческих типов ВНД позволило сблизить измерительный и типологический подходы в пределах самой типологической концепции. Такое сближение имело место прежде всего в отношении полюсов основных свойств нервной системы. В.В. Печенковым было обнаружено, что сочетание слабости, инертности, инактивированности (т. е. преобладания торможения), соответствующее на физиологическом уровне формированию меланхолического темперамента, чаще соотносится с формированием «мыслительного» типа; «холерическое» сочетание силы, лабильности, активированности (т. е. преобладания возбуждения) способствует формированию «художественного» типа. Найдены параметры вызванных потенциалов, главным образом латентные периоды компонентов ВП вертекса, оказавшиеся информативными с точки зрения соотношения сигнальных систем: эти латентные периоды короче у «художников» и длиннее у «мыслителей».

Полученные данные вносят уточнения в картину протекания информационных процессов у лиц, различающихся по выраженности типологических свойств ВНД. Однако изучение конкретных соотношений общих свойств и специально человеческих типов ВНД требует дальнейших экспериментов. Мы коснулись лишь того аспекта этой проблемы, который выступил при анализе природных предпосылок способностей. В число последних входят свойства нервной системы, общие человеку и животным,— сила, подвижность, уравновешенность, являющиеся природной основой способностей и особенно темперамента (см. схему). Но наиболее тесно способности связаны со специально человеческими свойствами, обусловленными характером взаимодействия первой и второй сигнальных систем. Природной основой различных способностей могут быть неодинаковые и многообразные сочетания общих и специальных типологических свойств.

КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОБЩИХ КОМПОНЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Одной из традиционных дихотомий, принятых при классификации способностей, является их деление на «более общие и более специальные» .

Прежде чем перейти к результатам, полученным при комплексном экспериментальном исследовании этих способностей, рассмотрим наиболее обобщенные характеристики и тех, и других в аспекте их типологических предпосылок. К числу таких сквозных, глобальных параметров принадлежат работоспособность, активность и саморегуляция, непроизвольный и произвольный уровни регуляции.

Изучая одаренных детей, Н.С. Лейтес обнаружил, что они являются «настоящими маленькими тружениками», отличающимися «тягой к труду» и испытывающими «удовольствие трудясь» . Это позволило сформулировать важное положение: «Склонность к труду выступает как проявление самой одаренности» (там же).

Дальнейшее аналитическое изучение общей работоспособности в различных условиях, но уже главным образом на взрослых испытуемых показало, что она зависит от динамической характеристики — развития функциональных состояний: разных видов монотоний, психического пресыщения и утомления, стресса, продуктивной и непродуктивной напряженности , , . Индивидуальные же различия в степени подверженности такого рода состояниям оказались связанными с различиями по типологическим свойствам нервной системы и с условиями деятельности.

Из основных свойств с работоспособностью наиболее часто коррелировали показатели силы и активированности нервной системы, характеризующие устойчивые особенности функционирования «энергетического блока» (по А.Р. Лурия). В экстремальных условиях преимущество имеют лица с более сильной нервной системой, в некоторых монотонных — с более слабой , .

При изучении работоспособности и обучаемости у школьников было обнаружено, что в случае неправильной организации учебного процесса состояния монотоний и пресыщения часто развивались у школьников, имевших высокую обучаемость (З.И. Калмыкова).

Типологические свойства нервной системы вошли в комплексы физиологических особенностей, лежащих в основе двух самых общих, по Н.С. Лейтесу, предпосылок способностей — активности и саморегуляции. Установлено, что один из плюсов типологического свойства уравновешенности — активированность (преобладание возбуждения) — оказался связанным с показателями психической активности, непосредственно зависящими от энергетической базы: это разнообразие действий; выполнение заданий, требующих быстрого темпа, напряженности; внеучебная активность. Но и другой полюс этого свойства — инактивированность (преобладание торможения) — также оказался связанным с показателями психической активности, но имеющими более сложный, опосредованный характер: это методичность, организованность в действиях, систематичность и также внеучебная активность. Этот полюс соотносится с комплексом тормозно-регуляторных механизмов, на основе которого формируются различные типы саморегуляции, в том числе саморегулируемая активность компенсаторного характера , , ).

Говоря о природных предпосылках психической активности, в частности свойстве активированности, нельзя не отметить, что его характеристики, связанные с системой ориентировочного рефлекса (Е.Н. Соколов), коррелировали с параметрами успешности нескольких видов деятельности. Их можно рассматривать, в соответствии с данными мировой литературы, как один из факторов, определяющих некоторые условия становления различных форм любознательности, ориентировочно-исследовательской и творческой активности , .

И более общие, и более специальные способности характеризуются также параметром непроизвольность-произвольность, обнаруживающим в своих полюсах разные типологические предпосылки: большее тяготение непроизвольных реакций, к преобладанию первосигнальных функций и связи с «энергетическим блоком» и, соответственно, произвольных реакций — к преобладанию второсигнальных функций и связи с «регуляторным блоком» и тормозными влияниями.

Сопоставление психофизиологических зависимостей между успешностью деятельности и соотношением непроизвольных и произвольных функций оказалось весьма информативным. С помощью коэффициента произвольности (непроизвольности) установлено, что многие лица с преобладанием первосигнальных функций — «художники» — часто более успешно, по сравнению с «мыслителями», решают задачи, условия которых предполагают значительную «долю» участия непроизвольно регулируемых действий. Такие условия могут быть и при запоминании различной информации, и при осуществлении сенсомоторных реакций разной степени сложности , , , в то время как задачи, требующие вербально-логических средств преобразования материала и участия произвольно регулируемых действий, более успешно решают «мыслители».

Поскольку «мы осознаем не больше одной тысячной входной информации» и имеется «множество бессознательных информационных процессов» , , проблема соотношения непроизвольного и произвольного уровней в отражении действительности и в регуляции действий оказывается при изучении способностей отдельных людей весьма актуальной.

Таким образом, обращение к самым универсальным предпосылкам становления способностей свидетельствует о том, что не может быть оценочного, однозначного решения в пользу того или иного нервного склада. В одной деятельности более успешными могут быть люди, обладающие опосредованным типом активности и непосредственным уровнем саморегуляции, умеющие произвольно управлять процессом деятельности, даже если она является монотонной; в другой — более успешны люди, обладающие непосредственным типом активности и опосредованной саморегуляцией, умеющие работать на уровне преимущественно неосознаваемых реакций, в экстремальных условиях.

КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Предметом экспериментального анализа в нашей работе были познавательные способности .

Дихотомия, наиболее четко выявляемая в индивидуально-типических особенностях познавательных функций,— это невербальность-вербальность. Ведущее значение этой глобальной психологической характеристики познавательных способностей подтверждается на физиологическом уровне: наиболее «релевантной» природной основой их становления оказались специально человеческие типы ВНД (см. схему). Однако благодаря полушарной дифференциации свойства, общие человеку и животным, выступающие чаще как «релевантная» природная основа темперамента, также могут «обслуживать» преимущественно невербальные или вербальные функции, определяемые главным образом с помощью тестов Д. Векслера.

Соотношение невербальных и вербальных функций в познавательных способностях различно для разных возрастных групп. У детей 6 лет характеристики познавательных способностей положительно связаны с преобладанием невербальных функций, образностью и эмоциональностью восприятия, памяти, мышления, доминированием правого полушария и большей слабостью (чувствительностью) и лабильностью нервной системы. Качественный и количественный анализ данных субтеста А. Керна «рисунок человеческой фигуры» свидетельствует о том, что дети с наиболее выраженными показателями слабости нервной системы имели более высокие оценки по выполнению этого субтеста, а также по математике, трудовым умениям и рисованию как учебному предмету (Е.П. Гусева, 1986) .

У детей 9—10 лет характеристики познавательных способностей также связаны с преобладанием невербальных функций, образностью и эмоциональностью восприятия, памяти и мышления, большей латерализацией зрения, по сравнению со слухом, преимущественно правополушарным типом локализации речи (М.А. Матова, З.Г. Туровская, 1985).

В 13—14 лет больший удельный вес приобретают вербальные компоненты мнемических и интеллектуальных способностей, но весьма существенным фактором остается и невербальный. Причем наибольшее число положительных корреляций невербальных компонентов памяти и мышления — с усвоением предметов естественного цикла, а вербальных — с усвоением предметов гуманитарного цикла. В психофизиологических соотношениях эта зависимость подтверждается косвенным образом: число значимых корреляций показателей основных свойств нервной системы с успешностью усвоения предметов естественного цикла практически одинаково для правого и левого полушарий, а предметов гуманитарного цикла различно — для правого полушария таких корреляций в два раза меньше, нежели для левого (С.А. Изюмова, М.К. Кабардов, В.В. Печенков, 1986).

Комплексное изучение мнемических способностей и их природных предпосылок в сопоставлении с успешностью учебной деятельности осуществлено С.А. Изюмовой . С помощью тестов, охватывающих широкий диапазон явлений, относящихся к памяти (от следовых процессов и до сложных видов запоминания с применением алгоритмов), выделены два основных вида мнемических способностей: а) проявляющихся в лучшем запечатлении; б) проявляющихся в лучшем смысловом кодировании информации. Первые в большей степени — невербальные, вторые — вербальные.

Наиболее многочисленными соотношениями мнемические способности первого типа связаны с показателями свойства активированности, отражающем, как уже указывалось, функционирование энергетического блока. Свойства силы и инертности также в известной мере обусловливают способности к запечатлению, но лишь тогда, когда они относятся к информационному блоку. Другие зависимости характерны для мнемических способностей второго типа: их коррелятом являются противоположные значения этих свойств — слабость и лабильность нервной системы, относимые к регуляторному блоку.

Исследования, проведенные со школьниками, говорят о важном значении памяти как компоненте общих способностей, проявляющихся в успешности учения и уровне усвоения знаний. Мнемические способности, связанные со смысловым кодированием информации, сказываются на усвоении практически всех школьных предметов. Но и способности, проявляющиеся в лучшем запечатлении, также важны, особенно при усвоении русского языка, химии, географии, геометрии.

В исследовании познавательных способностей большой акцент сделан на возрастных особенностях их развития. Н.С. Лейтесом был всесторонне обоснован тезис о том, что «предпосылки развития способностей, специфичные для отдельных детских возрастов,— та почва, на которой вырастают индивидуальные способности» . Это положение нашло экспериментальное подтверждение при сопоставлении возрастных и индивидуальных особенностей детей 6 и 14—16 лет в исследовании Е.П. Гусевой (1986).

У шестилеток именно слабость нервной системы выступила как свойство, обусловливающее яркость восприятия, впечатлительность . У подростков в качестве ведущего выступает свойство активированности и ориентировочный рефлекс; с их показателями чаще всего коррелировали характеристики успешности учебной деятельности. При этом обнаружена и специфика полушарных отношений: у шестилеток успешность учебной и мнемической деятельности в большей мере связана с функционированием правого полушария и в меньшей — левого. У подростков — наоборот.

Сравнение этих возрастов конкретизировало проблему, поставленную Н.С. Лейтесом и В.Э. Чудновским о «сложении» и «вычитании» возрастного и типологического. В 6 лет, когда возрастная слабость и инертность усугубляются этими же типологическими свойствами детей, снижается успешность деятельности в ситуациях дефицита времени и повышенных требований к их скоростным возможностям; у подростков происходит «сложение» возрастной и типологической активации: яркое преобладание возбуждения может сказаться в большой результативности учебной и других видов деятельности, но оно может быть и причиной утраты самоконтроля, срывов.

Не только познавательные способности, но и стиль познавательной деятельности, диагностируемый с помощью широко известного в мировой литературе параметра полезависимости-поленезависимости, был сопоставлен с выраженностью типологических свойств нервной системы и успешностью учебной деятельности подростков и взрослых (И.В. Тихомирова, 1986). Смысл такого сопоставления — поиск общих компонентов в природной основе индивидуального когнитивного стиля и познавательных способностей. Этим общим компонентом снова оказались параметры свойства активированности, особенно такой его индикатор, как частота альфа-ритма, положительно коррелирующая с поленезависимостью, успешностью обучения и некоторыми характеристиками интеллекта. Анализ других показателей свойства активированности, с которыми коррелируют особенности когнитивного стиля и способностей, позволил установить, что их общим компонентом является ориентировочный рефлекс и формирующиеся на его основе те или иные типы ориентировочно-исследовательской деятельности. Это вполне согласуется с данными о большом значении ориентировочного рефлекса как природного фактора становления способностей. Наличие этого же фактора в составе природных предпосылок когнитивного стиля расширяет наши представления о рациональных способах его формирования.

Большая роль познавательных функций в структуре общих способностей отражает, вероятно, то обстоятельство, что информационные процессы составляют основу многих человеческих способностей .

КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Те виды специальных способностей, которые экспериментально исследовались в лаборатории, относятся главным образом к коммуникативным способностям . В них также выступила характеристика невербальности-вербальности, но значение ее не было ведущим.

В исследовании коммуникативных и лингвистических способностей при интенсивном обучении взрослых иностранному языку (М.К. Кабардов, 1986) изучались два типа овладения иностранным языком — коммуникативный, или интуитивно-чувственный, и некоммуникативный, или рационально-логический (по Б.В. Беляеву). Первый тип овладения языком оказался в большей мере связанным с преобладанием первосигнальных функций, с выраженностью непроизвольных видов запоминания и интеллектуальной деятельности и с более лабильной нервной системой. Коммуникативный тип более благоприятен для речевой деятельности в условиях суггестопедической методики. Второй тип овладения языком связан с более инертной нервной системой, с относительным преобладанием второсигнальных функций. Можно считать установленным, что только для лиц с первым типом овладения иностранным языком интенсивные методы являются адекватными; для лиц же со вторым типом эти методы не столь эффективны, так как не полностью реализуют их склонности к «аналитическому», лингвистическому овладению языком. Возможно, для этого контингента лиц более подходящие — традиционные методы.

Исследованы также природные предпосылки специальных музыкальных способностей (И.А. Левочкина, 1986). Для музыкально одаренных подростков (учащихся хорового училища им. А.В. Свешникова) одной из природных предпосылок музыкальности оказалась слабость — чувствительность нервной системы; определенная связь обнаружена с лабильностью и активированностью. Весьма существенной является зависимость между успешностью музыкальной деятельности в этом возрасте и четким доминированием непроизвольного уровня регуляции, который, как уже указывалось, может быть одной из природных предпосылок для успешного осуществления некоторых видов мнемических, интеллектуальных и, что особенно важно в данном контексте, сенсомоторных действий.

Мы не склонны абсолютизировать эту зависимость, так как она проявилась лишь для выборки подростков-вокалистов. Для детей 6 лет (подготовительная группа учащихся общеобразовательных школ) высокий уровень развития музыкальности оказался связанным с лабильностью нервной системы, несмотря на выраженную возрастную инертность .

В выборке же взрослых студентов-инструменталистов успешность музыкальной деятельности коррелировала с силой нервной системы, с работоспособностью нервных клеток, причем для правого полушария значимых корреляций в три раза больше, нежели для левого . Обнаружены также значимые корреляции успешности обучения в музыкальном вузе с лабильностью и активированностью.

Интересно, что для всех изученных возрастных групп свойство лабильности выступает, наряду с другими, как фактор, с которым оказывается связанной успешность музыкальной деятельности разных видов. В пользу особого значения этого параметра говорят и данные других авторов.

При рассмотрении проблем педагогического мастерства и педагогических способностей последние также включаются в класс специальных способностей . Среди важных признаков педагогических способностей отмечается наличие особой чувствительности, проявляющейся, в частности, в педагогическом такте.

В исследовании индивидуальных особенностей общительности школьников педагогических классов получены корреляции некоторых коммуникативных умений со слабостью — чувствительностью нервной системы (Н.А. Аминов, Е.П. Гусева, И.А. Левочкина, 1986). Они оказались статистически сопряженными с выраженностью социального интеллекта, определяемого с помощью соответствующих тестов. Мы также не склонны абсолютизировать эти данные, особенно в связи со спецификой контингента, на котором получены статистические зависимости: это еще не состоявшиеся учителя, да и педагогическое мастерство не сводится к какому-либо одному качеству. Но, возможно, знание некоторых конкретных особенностей своего нервного и психического склада поможет будущим учителям в формировании необходимых профессиональных качеств.

Комплексное исследование специальных способностей выявило следующую тенденцию — природные предпосылки этих способностей выступают в составе сложных системокомплексов . Для коммуникативных языковых способностей это не только лабильность, но и слуховая память и преобладание первосигнальных функций; для лингвистических способностей это не только инертность, но и преобладание зрительной памяти и второсигнальных функций. Для педагогических способностей это сопряженность высокой чувствительности нервной системы и особенностей социального интеллекта. Для музыкальных способностей это лабильность в разных возрастах, высокая чувствительность и доминирование непроизвольного уровня регуляции у подростков. Иначе говоря, проблема способностей, даже в пределах ограниченного числа исследованных характеристик, особенно проблема специальных способностей, выступает как проблема качественная .

Большая роль коммуникативных функций в структуре специальных способностей отражает, вероятно, то обстоятельство, что общение, будучи важнейшим фактором формирования различных способностей и других особенностей личности , , , имеет особое значение для способностей, связанных с реализацией коммуникативных потребностей и умений,— языковых, педагогических, музыкальных.

В психологии выделено три основных вида преобразующей человеческой деятельности: труд, познание, общение (Б.Г. Ананьев). Мы полагаем, что в соответствии с ними может быть предложена классификация способностей .

Самый глобальный фактор, обусловливающий развитие практически всех видов способностей,— труд и связанная с ним трудоспособность как фактор одаренности. Экспериментально в комплексных исследованиях, включавших психофизиологический уровень, частично изучены три составляющих этого универсального фактора: работоспособность, активность и саморегуляция, соотношение непроизвольных и произвольных функций. Установлены многочисленные связи их характеристик с показателями общих и специальных типологических свойств.

Менее глобальными, но также достаточно общими являются познавательные способности и когнитивный стиль . Экспериментально в разных возрастах исследованы мнемические и учебные способности. Объединяющей линией их анализа выступила невербальность-вербальность, связанная с индивидуально типическими особенностями переработки информации, обусловленными характером взаимодействия двух сигнальных систем и функциональной симметрии-асимметрии головного мозга. Для этого вида способностей, а также когнитивного стиля найдены корреляты с параметрами не только специальных, но и общих типологических свойств нервной системы.

И наконец, частично изучены коммуникативные способности , связанные со сферой общения: языковые, педагогические, музыкальные. Для них в составе сложных системокомплексов также найдены природные предпосылки в виде общих и специальных свойств нервной системы и особенностей функционирования анализаторов.

Таким образом, в проведенных исследованиях получило развитие положение Б.М Теплова о том, что типологические свойства нервной системы входят «...в состав природных основ развития способностей, в состав так называемых задатков. Вероятно, они даже занимают важнейшее место в структуре этих природных предпосылок способностей» .

Опыт практического применения результатов комплексного изучения индивидуальных различий школьников и студентов, их способностей и склонностей со всей очевидностью показал, что такое исследование наиболее продуктивно, если возможности, способности и склонности учащихся рассматриваются в целостности подструктур индивидуальности и личности (см. схему).

Наиболее детально исследовательская и консультационная работа была проведена со школьниками VIII класса 175-й специальной биологической школы Москвы (М.А. Матова, Э.А. Голубева, Н.А. Аминов, С.А. Изюмова, Б.Р. Кадыров, М.К. Кабардов, В.В. Печенков, В.В. Суворова, И.В. Тихомирова, З.Г. Туровская, Е.Д. Юсим; 1986). Характеристики, полученные в исследовании и при анализе учебных и жизненных показателей, относились к трем перечисленным уровням: психофизиологическому (общие и специальные типологические свойства нервной системы, особенности функционирования зрительного, слухового и двигательного анализаторов, особенности взаимодействия полушарий головного мозга), психологическому (главным образом особенности познавательных процессов — восприятия, памяти, мышления и речи) и социально-психологическому (успешность учебной деятельности, некоторые характерологические особенности, уровень самооценки). Кроме того, по анкетам Е.А. Климова и А.Е. Голомштока анализировались склонности учащихся (Б.Р. Кадыров, 1986).

По ранговым оценкам каждого признака (а их более двухсот) были составлены индивидуальные «портреты» учеников.

Консультационная работа, проведенная на их основе сотрудниками лаборатории, имела очевидный практический результат: психологи помогли в ряде случаев предотвратить ошибки в выборе жизненного пути; уже состоявшееся самоопределение 40 % учеников, решивших приобрести различные рабочие специальности, также было более осознанным. Те ученики, которые хотели остаться в этой специальной биологической школе (а некоторые и остались в ней, имея на то формальные основания, но по мотивам, внешним по отношению к специализации школы: нравятся подруги и учителя, школа рядом с домом и т. п.), также получили помощь психологов-консультантов в анализе их порой скрытых возможностей.

Рассматривая научно-теоретическое значение комплексного изучения способностей, целесообразно выделить, как нам кажется, важный аспект — косвенную конкретизацию проблемы формирования типов личности и характера, обозначенных В.Г. Норакидзе как гармоничный, конфликтный, вариабельный . Эта проблема необычайно сложна: достаточно напомнить, что В.Г. Норакидзе всесторонне наблюдал своих испытуемых в течение 10— 15 лет.

Для каждой из обозначенных на схеме подструктур индивидуальности и личности могут складываться и гармоничные, и конфликтные взаимозависимости. В результатах, представленных в настоящей статье, целесообразно выделить лишь одну конкретную и четко обозначившуюся линию: возможности — способности — склонности. Комплексное изучение способностей и особенно консультационная работа показали, что в пределах только этих реалий тип складывающихся взаимозависимостей — гармоничный или конфликтный — может оказаться существенным фактором, влияющим на жизненный путь личности.

В наших исследованиях не была затронута проблема развития способностей. Но опыт, осуществленный Б.М. Тепловым в отношении музыкальных способностей, позволил сформулировать важнейшие положения, имеющие общее значение. Знание конкретного типа музыкальности каждого ребенка, в том числе его врожденных природных особенностей, соотношения отдельных музыкальных способностей, понимание личности ребенка, истории его воспитания — условия продуманной педагогической работы; без этого развитие способностей идет «самотеком». Иначе говоря «...обоснование стратегии и тактики по руководству развитием способностей человека таким образом, чтобы не утрачивалась их неповторимость и чтобы, сохраняя всю социальную ценность этой неповторимости, вести их развитие до возможно высокого уровня» , предполагает развертывание работы и по комплексному изучению индивидуальных различий, способностей в частности.

Удивительно актуальны в наше время мысли Б.М. Теплова о том, что нахождение объективных законов на основе конкретных методик и общих принципов, характеризующих объективность методов, помогут «...ответить на те требования, которые предъявляет нам практика, и дать полноценные научные исследования жизненно важных вопросов» .

1. Съезд стратегических решений // Коммунист. 1986. № 5. С. 5—21.

2. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. М., 1984. 112 с.

3. Ананьев Б. Г . Структура личности и трудоспособность // Вопросы современной психоневрологии. Л., 1966. С. 33—50.

4. Бодалев А. А . Личность в общении. М., 1983.

5. Бодалев А. А . О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Проблемы способностей в советской психологии. М., 1984. С. 5—18.

6. Большунова Н. Я., Дерюгина Г. Н . Выявление индивидуальных различий по соотношению сигнальных систем как условие формирования профессиональной направленности // Условия формирования профессиональной направленности молодежи. Новосибирск, 1982. С. 27—39.

7. Брушлинский А. В . О природных предпосылках психического развития человека. М., 1977. 64 с.

8. Голубева Э. А . Индивидуальные особенности памяти человека (психофизиологическое исследование). М., 1980. 150 с.

9. Голубева Э. А . Об изучении психофизиологическими методами проблемы соотношения общих и специально человеческих свойств высшей нервной деятельности // Психол. журн. 1982. Т. 3. № 2. С. 89—99.

10. Голубева Э. А . Ориентировочный рефлекс в структуре природных предпосылок общих способностей // Проблемы психологии личности. М., 1982. С. 213—223.

11. Голубева Э. А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий / Вопр. психол. 1983. № 3. С. 16—28.

12. Голубева Э., Тихомирова И., Печенков В., Аминов Н . Изучение психофизиологических предпосылок музыкальной деятельности студентов / Вопросы методики отбора на исполнительские отделения музыкальных вузов страны (тезисы докладов). Клайпеда, 1985. С. 65—68.

13. Гусева Е., Медянников А . Связь психофизиологических особенностей с музыкальностью на начальных этапах обучения // Вопросы методики отбора на исполнительские отделения музыкальных вузов страны (тезисы докладов). Клайпеда, 1985. С. 68—70.

14. Гуревич К. М . Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. 271 с.

15. Данилова Н. Н . Функциональные состояния: механизмы и диагностика. М., 1985. 286 с.

16. Иваницкий А. М . Мозговые механизмы оценки сигналов. М., 1976. 262 с.

17. К диагностике способностей и темперамента. М., 1986. В печати.

18. Кепалайте А. П . Знак эмоциональности и особенности интеллекта в плане межполушарных отношений: Автореф. канд. дис. М., 1982. 23 с.

19. Клингберг Ф., Бранкачи Ю . Детерминизм и проблемы взаимоотношений между сознательным и бессознательным, доминантным и недоминантным информационными процессами в мозгу в связи с обучением и памятью // Методологические аспекты изучения деятельности мозга. М., 1986. С. 37—44.

Основные свойства нервной системы человека. М., 1966. 382 с.

Издавна люди придают огромное значение своему развитию и оценке собственных способностей. Столетия назад бытовало мнение, согласно которому человек выбрал неправильный вектор развития. В каком смысле? Вместо того чтобы прикладывать усилия и заниматься саморазвитием, люди не перестают трудиться над тем, что их окружает. Почти или абсолютно не занимаясь собой, человек старается сделать условия вокруг себя максимально комфортными. С другой стороны, не все люди имеют материалистическое мышление. Многие и дорожат вещами, которые не купить за деньги. Важно осознавать, что наилучшими «инвестициями» являются усилия, приложенные, чтобы усовершенствовать духовные, социальные и физические возможности человека.

Есть ли у тебя потенциал?

Один известный философ и психолог Уильям Джеймс, живший в XX веке, пришёл к выводу, что большинство людей не реализовывают тот потенциал, который в них изначально заложен. По его словам, каждый младенец обладает такими перспективами, о которых его родители даже не задумываются. Именно поэтому большинство людей так и остаются на низком уровне развития своих талантов - они не осознают, насколько широк горизонт их способностей.

Рассмотрим примеры того, как происходит развитие возможностей человека. Новые социальные навыки формируются довольно быстро. Если бы люди понимали, что могут так скоро чему-то научиться, то их жизнь сложилась бы совершенно по-другому. К примеру, чтобы уметь хорошо играть на музыкальном инструменте и слыть мастером своего дела, среднестатистическому индивидууму потребуется около одного года. Много ли это? Совсем нет! Возможности и настолько невероятны, что даже в такой короткий промежуток времени он может научиться чему-то поистине прекрасному. Поэтому мысли о том, что вам не достичь определённого уровня развития или какой-то конкретной цели, часто формируются на основе стереотипов ленивых людей. Чтобы увидеть, насколько поразительны достаточно просто поставить перед собой цель и преследовать её. Но что поможет добиваться целей и раскрыть новые возможности человека?

Важность систематических стараний

Большинству людей так и не удаётся добиться успеха потому, что они не проявляют достаточно настойчивости в своих устремлениях.

Терпение и труд всё перетрут. Эта пословица точно подчёркивает важность систематических усилий. Даже если в стремлении развить в себе какой-то талант или качество попытки выглядят неубедительными, а результаты не назовёшь победными, важно изо дня в день продолжать пробивать дорогу в задуманном направлении и не сдаваться.

Многие люди считают, что особые свойственны ему с рождения.

Так, люди отмечают талантливых личностей. Тем же самым многие оправдывают себя. Не стоит думать, что талантливые люди таковыми родились. В большинстве случаев мы видим не столько одарённых людей, сколько трудолюбивых и целеустремлённых. Важно прилагать все усилия, чтобы заниматься развитием своей личности. Такие старания приносят огромное внутреннее удовлетворение.

Физические возможности человека развиваются по тому же принципу. В этом отношении, кончено, многое от нас не зависит. Например, человек, рост которого - 160 сантиметров, не сможет стать профессиональным баскетболистом, как бы он ни старался. Однако преуспеть в этом деле он всё же способен, если будет настойчиво стремиться к цели.

Концентрация

Чтобы стимулировать развитие возможностей человека, важно делать правильный выбор и уметь концентрировать усилия. Снова вспомним пословицу: «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». Чтобы развить индивидуальные способности и таланты, важно не только идти своим путём, несмотря ни на что, но и правильно этот путь выбрать, полностью сосредоточиваясь на нём.

Вернёмся к примеру с человеком невысокого роста, уверенному, что возможности человека безграничны. Он поставил перед собой цель стать профессиональным игроком в баскетбол. Что в этой ситуации можно отметить с положительной стороны? Во-первых, тот факт, что человек не боится ставить амбициозные задачи. Во-вторых, он прилагает все усилия и не сдаётся, несмотря на трудности, с которыми ему обязательно придётся столкнуться. Однако достичь своей цели и стать профессиональным игроком в баскетбол человеку всё же не удастся. Что не так? Всё дело в неправильно выбранной дороге.

Людям для наилучшей реализации возможностей следует трезво оценивать свои способности и обстоятельства, чтобы ставить достижимые цели. В то же время важно не отвлекаться на посторонние задачи, попутное решение которых может останавливать развитие и мешать покорению вершин.

Мотивация

Возможности и могут быть раскрыты только в том случае, если он сумеет побороть такие качества любой личности, как лень, инерция. Справиться с подобными препятствиями на пути к развитию своей личности поможет осознание ценности поставленной задачи - мотивация. В спорте людей мотивирует желание быть победителем, завоевать славу, известность, иметь богатство. Всё это помогает им постоянно улучшаться и становиться более уверенными в себе.

Необычный потенциал

Большинству окружающих гораздо интереснее видеть не социальные возможности человека, а его необычные таланты и способности тела. Это происходит потому, что незаурядные умственные качества не бросаются в глаза, в то время как феноменальные возможности человеческого тела заметит каждый.

Люди привыкли считать, что у них есть свой предел. По словам учёных, отчасти именно по этой причине человек порой не может преодолеть какую-то преграду или высоту, хотя потенциал у него для этого есть. Предел человеческих возможностей может быть проверен в стрессовых ситуациях, когда умственный рубеж - то, что сдерживает -перестаёт действовать в привычном режиме. Это доказывает множество примеров. Наверняка вы не раз слышали о людях, которые от страха перед опасностью в секунды преодолевали высоту больше двух метров или проявляли силу, превышающую их обычную в десятки раз. Всё это говорит о том, что человеческие возможности гораздо более масштабны, чем мы привыкли считать. Помня об этом, не стоит думать, что нам что-либо не по плечу.

Рассмотрим, какие возможности человека были продемонстрированы в разных сферах. Эти реальные случаи подтверждают, что достижимо практически всё.

Нахождение в холодной среде

Время, которое человек может провести в воде, - час или полтора. В течение этого небольшого периода наступает смерть вследствие шока, затруднённой функции дыхания или остановки сердца. Казалось бы, физические возможности человека просто не позволяют расширить этот рубеж. Но есть другие факты.

Во время ВОВ сержант советских войск проплыл в холодной воде 20 километров, выполнив тем самым своё боевое задание. На преодоление такой дистанции у солдата ушло 9 часов! Не говорит ли это, что мир возможностей человека гораздо более велик, чем мы себе представляем?!

Доказывает этот факт и один британский рыбак. В течение 10 минут после кораблекрушения в холодной воде из-за гипотермии погибли все его товарищи, но этот человек продержался около пяти часов. А после того как он добрался до берега, шёл ещё три часа босиком. Действительно, что касается холодной среды, возможности человека намного шире, чем принято считать. А что можно сказать о других сферах?

Чувство голода, или Сколько можно прожить без пищи

Существует общее мнение специалистов, что человек без пищи выдержит около двух недель. Однако медики некоторых стран стали свидетелями поразительных рекордов, помогающих осознать фантастический потенциал человеческого организма.

Например, одна женщина голодала на протяжении 119 дней. В течение этого периода она ежедневно получала дозу витаминов для поддержания работы внутренних органов. Но такая 119-дневная голодовка - ещё не предел человеческих возможностей.

В Шотландии две женщины зарегистрировались в клинике и начали голодать с целью избавления от лишнего веса. В это сложно поверить, но одна из них не употребляла пищу в течение 236, а вторая - в течение 249 суток. Второй показатель ещё никем не был превзойдён до сих пор. Ресурсы нашего организма действительно очень богаты. Но если человек так долго может не есть, возникает вопрос о том, сколько он может не пить.

Вода - жизнь?

Говорят, что без воды человек сможет протянуть не больше 2-3 дней. На самом деле этот показатель зависит от индивидуальных возможностей человека, его физической активности и температуры окружающей среды. Учёные утверждают, что в оптимальных обстоятельствах без воды максимально можно прожить только в течение 9-10 дней. Так ли это? Таков ли предел?

В пятидесятых годах в городе Фрунзе был найден мужчина, получивший травму головы и пролежавший без помощи 20 дней в холодном и безлюдном месте. Когда его обнаружили, он не двигался, а его пульс едва прощупывался. Однако на следующий день 53-летний мужчина уже мог свободно говорить.

И ещё случай. В Англии в период окончания Второй мировой войны затонул пароход. судна, потерпевшего крушение в Атлантическом океане, спасся на шлюпке и пробыл на ней четыре с половиной месяца!

Другие фантастические рекорды

Люди могут достигать гораздо более великих результатов, чем те, которые принято считать нормой, а порой и невероятным достижением. Всё дело в нашем мозге, который на подсознательном уровне указывает человеку на его предел. Такой механизм, несомненно, приносит нашему организму пользу. Однако, понимая, как работает такая система, мы можем достигать гораздо больших успехов в той области, в которой приняли решение развиваться.

Не перечислить всех рекордов, показывающих, что возможности человека невероятно велики. Такие достижения сделаны в спорте, в том числе и в сфере силовых нагрузок. Также есть люди, которые очень долго могут не дышать. Неординарные способности свидетельствуют о широчайших возможностях и перспективах.

То, что потенциал человека больше, чем ему кажется, показывает одна категория людей, к которой многие, к сожалению, не относятся с должным уважением. Это люди с ограниченными возможностями. Как такие личности подтверждают, что у человеческого тела есть огромный потенциал?

Проявление сильных качеств

Многие люди с ограниченными возможностями являются достойным в том, как преследовать поставленные цели и не сдаваться, несмотря на большие препятствия. Развитие человека в таких сложных условиях не только даёт свои результаты, но и закаляет характер. Так, среди инвалидов находится огромное число отличных писателей, поэтов, художников, музыкантов, спортсменов и так далее. Все эти таланты - во многом результат наследственности, но именно характер, который проявляют люди с определёнными особенностями, делает из них профессионалов своего дела.

История знает много великих людей, добившихся успеха в разных сферах деятельности, хотя их порой и считали неполноценными. Вот лишь один пример. Полина Горенштейн была балериной. После того как она заболела энцефалитом, её парализовало. Женщина потеряла зрение. Несмотря на все беды, возникшие в связи с тяжёлым заболеванием, женщина стала заниматься художественной лепкой. В результате её немногочисленные работы до сих пор находятся среди экспонатов Третьяковской галереи.

Где предел возможностей?

Мы можем небезосновательно верить в то, что наши возможности поистине безграничны как в физическом отношении, так и в умственном. Поэтому уровень развития, на котором человек находится в данный момент времени, зависит исключительно от его желания и стараний. Важно во что бы то ни стало стремиться к совершенству, несмотря на возникающие препятствия.

Людей всегда интересовало то, что лежит за пределами обычного восприятия, то, что недоступно для большинства. Однако вместе с интересом присутствовал и страх из-за отсутствия достоверной информации и неизвестности.

С недавних пор паранормальные или необычные способности людей стали предметом социальных и научных исследований, обывательских пересудов и газетных публикаций. Что же это за способности? Откуда они берутся?

Несмотря на то, что человеческий организм уже хорошо изучен медиками и учеными, все же...

... остаются загадки, которые неподвластны нашему пониманию.

Известно множество удивительных случаев, произошедших с обычными людьми и опубликованных в прессе. Некоторые события просто нельзя объяснить при помощи современной науки.

Так, пожалуй, самый известный случай произошел, когда мама гуляла со своим маленьким сыном и отвлеклась. Ребенок выбежал на дорогу, и попал под машину. Увидев эту картину, мама малыша бросилась ему на помощь и приподняла машину. Именно этот случай в наше время чаще всего описывается учеными как доказательство того, что организм человека обладает скрытыми способностями.

Еще один довольно известный случай произошел во время войны. У летчика из-за попавшего в механизм болта заклинило рулевое управление. Под страхом смерти летчик стал со всей силы тянуть ручку и чудом смог выправить самолет. После приземления механики тщательно осмотрели управление, и нашли срезанный болт. В результате проведенной экспертизы, выяснилось, что для того чтобы срезать подобный болт потребовалось бы усилие 500 килограмм.

Один мужчина прогуливался по лесу и случайно наткнулся на спящего медведя. Со страху он схватил бревно, лежащее рядом и бросился бежать в сторону близлежащей деревни. Когда опасность миновала, он бросил на землю бревно, отдышался и оглядел его. Это оказался огромный ствол дерева, которой он потом не смог один оттащить с дороги. Мужчина даже не смог объяснить самому себе – зачем он схватил это бревно.

Но такие невероятные истории случаются не только когда речь идет о собственном спасении.

Есть и другой случай. Когда ребенок вывалился из окна 7 этажа, его мать успела схватить одной рукой, а другой сама держалась за кирпич карниза, причем только двумя пальцами – указательным и средним. Держалась она так до приезда спасателей, который потом с трудом разжали ее пальцы.

70 летняя женщина 13 километров пронесла на спине своего 40 летнего сына, попавшего в аварию, ни разу не останавливаясь и не опуская его на землю.

Некоторые исследователи утверждают, что человек пользуется своими способностями лишь на 10%. И это относится как к телу, так и к мозгу.

Удивительную способность демонстрировал врач гипнолог Вуль - он обладал способностью внушать на расстоянии. Вуль посылал письмо по почте, в котором его почерком было написано слово: «Спать!» Если до этого пациент бывал уже на приеме этого врача, то при получении письма он сразу же погружался в сон.

Поразительной способностью обладал эстрадный артист из Франции Мишель Лотито - он может съесть все, что увидит. Когда он был еще ребенком, он «съел» телевизор, а с 15-ти лет начал за деньги развлекать народ, поедая резину, стекло и металл. За то, что Мишель съел самолет (правда на его поедание ушло около 2-х лет), его внесли в книгу рекордов Гиннеса. Биолог К. Ричардсон может провести в клетке со львами, целую ночь. По неизвестным причинам львы принимают Ричардсона за своего. Тай Нгок из Вьетнама с 1973 года вообще не спит - это началось после того как он переболел лихорадкой.

Феномен Моники Техада

Подобных необъяснимых феноменов в нашем мире множество. Удивительный феномен ученым демонстрирует Моника Техада из Испании. Под ее пристальным взглядом гнутся даже предметы из металла.

Никаких фокусов тут нет. В стеклянный запаянный сосуд ученые помещали стальную проволоку. Однако Монике это не мешало изогнуть твердую нить в форму динозавра с закрытой пастью. Приборы во время этого процесса зафиксировали повышение температуры тела девочки и снижение ее кровяного давления. Это сочетание приводит врачей в тупик. При этом электроэнцефалограф показывал характерные для спящего человека биотоки. У Моники есть еще один дар - она может диагностировать заболевания.

В штате Нью-Джерси на окраине Трентона в 40-е годы жил 90-летний старик по имени Ал Херпин. В его лачуге не было ни топчана, ни кровати - за всю свою жизнь Ал Херпин ни разу не спал. Старик, доживший до такого возраста, пережил врачей, которые его обследовали. Аппетит и здоровье Ал Херпина были хорошими, умственные способности средними. Конечно, после дневного труда он уставал, но спать не мог. Старик просто садился в кресло и читал, пока не чувствовал себя отдохнувшим. После восстановления физических сил, он вновь принимался за работу. Объяснить хроническую бессонницу своего пациента врачи так и не смогли, как не смогли объяснить и источник его долголетия.




Известен случай, который произошел в одной российской деревушке. Там жила старая больная женщина по имени Матрена. Она плохо слышала, не видела и почти не ходила. Однажды ночью ее дом загорелся. Вся деревня сбежалась на пожар. Каково же было удивление людей, когда они увидели, как эта старушка перелезает через высокий забор. Причем в руках она держала большой сундук, который позже не могли поднять несколько мужчин. Где же границы человеческих возможностей? И есть ли они вообще?

В Мехико на Олимпийских играх в 1968 году легкоатлет по имени Роберт Бимон смог прыгнуть почти на 9 метров. Конечно, это кажется невозможным, однако рекорд Роберта был побит. А рекорд, который был установлен в 500 году до нашей эры в Древней Греции, выглядит совершенно фантастическим - атлет Фаил тогда прыгнул почти на 17 метров в длину.

В Нью-Йорке в 1935 году родился абсолютно нормальный на вид ребенок. Однако прожил он лишь 26 дней. После вскрытия выяснилось, что у ребенка отсутствовал мозг. Хотя известно, что даже самое незначительное повреждение коры головного мозга может привести к смерти.

То, что в мире существуют люди, живущие с посторонними предметами в организме, никого сейчас не удивляет. Но вот случай, произошедший в одной из больниц Нью-Йорка, кажется просто невероятным. В больницу обратился человек с легким недомоганием. Врачи провели обследование и обнаружили в его теле более 250 предметов. Только ключей в теле пациента оказалось 26 штук. О том, откуда в его теле столько предметов, человек не рассказал.

Не менее поразительный случай произошел с 12-летним российским мальчиком, который обратился в больницу одного маленького городка с жалобами на головокружение и слабость. При осмотре врачи обнаружили в области сердца пулевое ранение. Неизвестно, как мальчик получил подобное ранение, а самое главное - как выжил после этого. Рентген установил, что пуля находится в солнечной артерии. Мальчика срочно отправили в Москву, где пулю и извлекли из организма. Она совершила невероятное путешествие в теле - пробила легкое и попала в сердце, вытолкнувшее ее в аорту. По сосуду пуля двигалась до тех пор, пока не попала в солнечную артерию.

Знаменитый психиатр и невропатолог Чезаре Ломброзо обладал весьма солидной репутацией в научном мире. В своей книге «А что после смерти» он рассказал случай, произошедший с 14-летней девочкой. Она ослепла, но при этом у нее появилась абсолютно новая и поразительная способность видеть.

Доктором Ломброзо были проведены исследования, в результате которых выяснилось, что девочка видит мочкой левого уха и носом. Чтобы исключить малейшую возможность участия глаз девочки, при проведении эксперимента врачи закрывали их повязкой так, чтобы подглядывание полностью исключалось. Однако, несмотря на принятые меры, девочка с легкостью читала с завязанными глазами и прекрасно различала цвета.

Когда рядом с мочкой уха вспыхивал яркий свет, она моргала, а когда врач хотел поднести палец к кончику ее носа, она отскочила с криками, что он хочет ее ослепить. Произошло поразительное перемещение органов чувств, которое затронуло не только зрение. Когда экспериментатор поднес раствор нашатырного спирта к носу девочки, она не отреагировала. Но как только он поднес раствор к подбородку, она дернулась от боли. Она различала запахи подбородком.

Надо сказать, что некоторые люди умеют полностью контролировать способности своего организма. К таким относятся в первую очередь индийские йоги. Наверно, самой поразительной способностью йогов является то, что они умеют останавливать биение собственного сердца. Йоги могут вводить себя в состояние «смерти» - работа сердца и дыхание замедляются, и иные процессы жизнедеятельности останавливаются.

Йог может достаточно долго находиться в таком состоянии. Так какие же силы скрыты в человеке? Исходя из вышесказанного, можно предположить, что возможности человеческого организма безграничны. Нужно только научиться их контролировать.

Бриллиантовые слёзы

Женщина по имени Ханума, живущая в Африке, получила прозвище «бриллиантовая» своим необычным способностям плакать алмазами. С детства Ханума не плакала. Первый раз это случилось в девять лет, когда девочка первый раз чистила лук. Каково же было удивление родителей девочки, когда из её глаз начали падать твёрдые кристаллики вместо слёз.

Папа девочки был ювелиром и подвергнув маленькие кристаллы без труда определил, что они являются настоящими алмазами. Родители решили держать в тайне необычные способности Ханумы и папа использовал кристаллы дочери для изготовления ювелирных украшений, пользовавшихся большим спросом. Один из клиентов заподозрил неладное и сдал бриллиант на экспертизу, в результате которой выяснилось, что камень имеет органическое происхождение. Девочка стала знаменита на весь мир. Но учёным так и не удалось до сих пор раскрыть тайну бриллиантовых слёз.

Человек - лёд

Не чувствителен к любому холоду житель Голландии Вим Хоф. Благодаря своим необычным способностям голландец покорял горные вершины в одном нижнем белье, плавал длительное время в ледяной воде и совершал много подобных подвигов.

Врачи проводили обследования организма удивительного человека, но результаты исследований не показали никаких отклонений от нормы в организме Вима после холодных процедур. Необычные способности голландца позволяют ему комфортно себя чувствовать в тех условиях, которые для любого другого человека окажутся смертельными.

«Вечный двигатель»

Малыш, по имени Рет Ламба, которому три года, ещё ни разу в жизни не спал. Он бодрствует круглые сутки. Родители Рета конечно, не в восторге от таких способностей сына, но больше всего их беспокоил вопрос здоровья ребёнка. Однако, как показали неоднократные медицинские обследования, отсутствие сна никак не сказывается на здоровье Рета, мальчик абсолютно здоров.

Последние исследования немного прояснили картину. Оказалось, что мозг и нервная система удивительного ребёнка устроены особым образом, благодаря чему мальчик не нуждается в сне, его мозг отдыхает во время бодрствования.

Человек - рептилия

Истории известны случаи, когда люди имели способность заменять свой кожный покров на новый, так же, как это делают рептилии. Родившийся в 1851 году в штате Миссури С. Баскирк уже в детстве начал менять кожу. Самое удивительное, что происходило это всегда в один день – 27 июня. Кожа начинала грубеть, а потом отваливалась большими кусками. С рук и с ног она слезала подобно перчаткам или носкам.

После того, как с него спадала старая кожа, можно было на её месте наблюдать молодую розовую и нежную кожу, наподобие той, которую имеют новорождённые младенцы. За несколько лет господин Баскирк собрал «кожанную» коллекцию.

Светящаяся пациентка

Страдавшая от астмы Анна Монаро, в 1934 году стала похожа на люминесцентную лампу. Во время болезни от её груди исходило голубоватое свечение. Этот феномен длился несколько недель и был задокументирован врачами. Иногда цвет свечения менялся на красный и зелёный. Объяснения этому явлению дать никто так и не смог.

Один психиатр предположил, что «явление вызвано электрическими и магнетическими организмами, которые получили достаточно сильное развитие в теле этой женщины и посему испускают сияние», - другими словами, еще один способ сказать: «Я не знаю». Другой врач предложил теорию электромагнитной радиации, связав ее с определенными химическими компонентами, находящимися в коже больной, что было близко к модной тогда теории биолюминесценции.

Доктор Протти, который сделал пространное заявление относительно своих наблюдений над синьорой Монаро, предположил, что ее слабое здоровье вместе с голоданием и набожностью увеличили количество сульфидов в крови. Человеческая кровь испускает лучи в ультрафиолетовом диапазоне, а сульфиды можно заставить люминесцировать ультрафиолетовым облучением,- это и объясняет сияние, исходящее от груди синьоры Монаро («Таймc», 5 мая 1934 г.).

Анна Монаро

Предложенная теория не объясняла странной периодичности или локализации синеватых вспышек, и вскоре сбитые с толку исследователи окончательно умолкли.

Книга Гулда и Пайла «Аномалии и курьезы в медицине» за 1937 год описывает случай с женщиной, страдавшей раком молочной железы. Исходящий из больного участка груди свет был достаточен для того, чтобы увидеть циферблат часов, находившихся на расстоянии нескольких футов...

В книге Хэреварда Каррингтона «Смерть: ее причины и связанные с ней явления» есть упоминание о ребенке, умершем от несварения желудка. После смерти тело мальчика стало испускать голубоватое сияние и распространять тепло. Попытки погасить это сияние ни к чему не привели, но вскоре оно прекратилось само по себе. Когда тело подняли с кровати, обнаружилось, что простыня под ним обожжена... Единственный случай излучения света практически здоровым человеком (не считая, конечно, святых) описан в журнале «Английский механик» от 24 сентября 1869 г.:

«Одна американка, ложась спать, обнаружила свечение верхней части четвертого пальца ее правой ноги. Когда она терла ногу, свечение увеличивалось и какая-то неведомая сила раздвигала пальцы на ней. От ноги исходило зловоние, и как светоизлучение, так и запах не прекращались даже тогда, когда нога была погружена в таз с водой. Даже мыло не могло погасить или уменьшить свечения. Длилось это явление три четверти часа, и наблюдал его муж этой женщины».

Церковь относится к феномену «людей-светляков» одобрительно. Папа Бенедикт ХIV писал: «...Следует признать фактом - наличие естественного пламени, которое иногда становится видимым вокруг человеческой головы, и также похоже на правду, что иногда от всего тела человека может исходить огонь, однако не как костер, устремляющийся кверху, а скорее в виде искр, летящих во все стороны».

Люди - молнии

Организм обычного человека способен генерировать в небольших количествах, но не накапливать электричество. Однако, существуют люди, необычные способности которых заключаются в том, что они могут накапливать электричество в себе, а при удобном случае сбрасывать его на окружающие объекты.

Так, например, в журнале «Предикшн» была опубликована статья в 1953 году, в которой рассказывалось о младенце, ударившем электрическим током врачей. В течение ещё целых суток он сохранял в себе напряжение и был опасен для окружающих.

Но бывает и так, что необычные способности просыпаются в людях лишь с возрастом. Китайский рабочий в 1988 году начал замечать в своём теле какие-то изменения, но не мог понять, что это, до тех пор, пока нечаянно не ударил током своего коллегу, свалив его разрядом с ног.

Риф Мухарянов – один из тех людей, которые смогли выжить после удара молнии.

В далеком 1965, в Рифа ударила шаровая молния, и он чудом остался жив. Со временем, он начал видеть странные сны, которые вскоре начали сбываться – у него начали просыпаться экстрасенсорные способности.

Когда он совсем оправился от болезни, тяжело заболел его хороший друг. Врачи не знали что делать, и лишь разводили руками, и именно тогда Риф решил воспользоваться своими новыми возможностями. Буквально через две недели друг крепко стоял на ногах.

Живой магнит

Существуют и люди, обладающие магнетизмом. Самый удивительный случай проявления магнетических способностей – случай американца Френка Маккинстри. Его тело притягивалось к земле. Особенно сильно магнетизм проявлял себя по утрам. Френку приходилось передвигаться очень быстро, без остановок, потому, что его тело прилипало к земле, остановись он на пару секунд, и тогда без посторонней помощи мужчина уже не мог продолжить движения.

Зачастую люди не догадываются о том, что имеют какие-то необычные способности. Жительница Германии Эрика Цур Стринберг обнаружила магнетические способности своего организма после просмотра телепередачи, в которой рассказывали о магнетизме россиянки, Натальи Петрасовой.

Ради интереса немка приложила к груди ложку и та «прилипла» к женщине. Затем Эрика повесили на себя почти все столовые приборы, чтобы удостовериться в наличии необычной способности.

Необычные способности ещё предстоит разгадать

Многие учёные сходятся во мнении, что такого рода способности потенциально заложены в каждом человеке, но проявляются они лишь в экстремальных ситуациях или после тяжёлых жизненных потрясений. Примером этой гипотезы служит предсказательница Ванга, которая потеряв зрение обрела способность к предвидению будущего, настоящего людей и их прошлого.

Так же знаменитый немецкий ясновидящий Вольф Мессинг стал обладателем своих необычных способностей после того, как пробыл долгое время в состоянии клинической смерти. Случилось это, когда Мессингу было одиннадцать лет.

Известно множество случаев, когда люди выйдя из клинической смерти, обретали способность читать мысли, разговаривать на неизвестных им ранее или даже мёртвых языках. Удивительный случай произошёл с лётчиком-полярником Григорием Поповым. Занимаясь ремонтом самолёта, Григорий услышал позади себя какой-то шорох, обернувшись, он увидел белого медведя – одного из самых опасных хищников. Лётчик не успел ничего понять, как уже оказался на двухметровой высоте – на крыле самолёта. Забрался он туда одним прыжком.





Метки: