Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости.

Давайте повернемся к ним, улыбнемся и поприветствуем.

И вам ребята, доброго дня и хорошего настроения.

Наш настрой:

Давайте поприветствуем друг друга.

Проверим готовность к работе:

Начинаем наш урок

Возьми лист Самооценки, в левом верхнем углу отметь свое настроение в начале урока. Презентуй соседу. Отложи.

Мы снова встречаемся с нашими друзьями Машей и Мишей. Чтобы узнать их настроение, мы должны преодолеть препятствие: проложить мостик из дощечке каждой команде и добраться до Маши или Миши

Они пришли очень сердитые, не разговаривали друг с другом., что же произошло. Выяснилось вот, что. Они собрались на рыбалку и взяли с собой эти предметы:

(картинки: удочка, ведро, банка с червями, книга, крючки). И тут же завязался спор. Маша утверждала, что один предмет здесь точно лишний, но Миша с ней не согласился и сказал, что он мальчик и лучше нее знает, что нужно для рыбалки. И все, на этом брат с сестрой разошлись по углам и перестали разговаривать. Ребята, как вы думаете, нужно ли помочь этим ребятам помериться, решить спор? Или лучше займемся своими делами, и не будем вмешиваться?

А как вы думаете, какие правила общения нарушили ребята?

Ведь очень плохо, когда ребята не дружат. Конечно, помирим ребят и восстановим справедливость.

Какой же предмет лишний для ловли рыбы и почему? Давайте не просто назовем его, а докажем Мише, что он не прав и зря обидел свою сестру.

А вдруг книга нужна для мамы, которая не будет ловить рыбу, а почитает ее в палатке?

Можем ли мы обобщить и сказать, что книга всегда ненужный предмет?

Но в жизни любого человека книга – первый друг и помощник. Проблема решена.

На рыбалке Миша поймал 5 рыбок, а Маша 3 рыбки. Кто поймал больше рыбок и на сколько? Докажи, что 5 больше 3.

Сколько всего рыбок поймали ребята? Покажите на числовом веере. Как узнали?

Маша и Миша опять устроили спор. Миша утверждает, что верное решение 5+3, а Маша что – 3+5. Кто же прав?

Покажи на веере значение суммы 5+3, значение суммы 3+5.

Что заметили?

Подумайте, что изменилось?

А можно ли так поступать в математике?

Проверим!

Постановка проблемы.

Итак, нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование. Согласны?

Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь Мы все равны. Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи по работе. Как будем работать?

Какую цель для себя поставили?

Работаем в парах

Каждая пара получает кружочки, звездочки, квадраты, треугольники двух цветов

1гр - 3красных и 4 зеленых, 2гр группа – 2синих и6 желтых, 3гр группа – 5 красных треугольников и 3 синих, 4 гр-1 белую и 4 красных звездочки

Все группы получают план иследования,

(Слайд с планом действий)

1.Составьте два примера на сложение, используя все данные вам фигуры.

2. Сравните результаты.

3. Сделайте вывод.

Договоритесь между собой, кто будет отвечать.

Итак, коллеги, приступаем к работе. Помните о взаимопомощи

А я предлагаю вам, ребята, сладкое правило. Можно яблоко (показ) разрезать пополам. Соединяю половинки, получаю целое яблоко. Поменяю половинки местами – это же яблоко. Вывод?

Давайте откроем учебник на нужной странице. 26 .Назовите страницу. Найдите номер 2 . Что означает условный значок? Выполним.

Совпадают ли наши правила?

Эту особенность ученые заметили давно. Они даже назвали ее математическим законом. Потому что закон выполняется всегда. Получается, что мы с вами, без посторонней помощи сделали научное открытие! Какие мы молодцы!

Кто же из ребят прав?

Докажите.

Сформулируйте вывод.

А в обычной жизни, где мы можем встретиться с этим правилом?

Найди и соедини пару

5+3 7+2 5+2 19+76

3+5 2+7 2+5 76+19

Кто быстрее перенесет мячи Миша или Маша

На что указывают стрелки?

Итак, ваш ответ..

Составь математические записи к рисункам

Сделайте вывод.

Найдите значение сумм, применяя правила, которые мы открыли на уроке.

Открываем рабочую тетрадь.стр37 №2

Выполняем только 1 столбик (2 мин)

Сравни с образцом. Оцени свою работу. Молодцы.

Найди №4. Обрати внимание на соседа, помоги ему найти нужное задание, если он затрудняется.

Стр.№9 №4 (Фишки)

Взаимопроверка. Похвали, если все выполнено верно. Помоги, если товарищ затрудняется

Наш урок подошел к концу.

Какое у вас настроение в конце урока? Отметьте в правом нижнем углу.

У кого настроение улучшилось? У кого ухудшилось? - Почему?

Кто уверен, что сегодняшний материал он усвоил?

В середине листка Оценки нарисуй горку и покажи, куда ты сумел сегодня подняться, добывая знания. Презентуй классу.

Теперь оцени себя с помощью кружков

– Зеленый “Я – молодец! Справился сам”.

– Желтый – “Я молодец! Мне сегодня было трудно, но я справился”.

– красный-Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся”.

Ребята, наш урок окончен. Вы хорошо поработали, поаплодируем своим одноклассникам и себе, конечно

Давайте встанем и обратим свое внимание на наших гостей.

Дорогие гости, у нас есть для вас подарки, каждый ученик нарисовал для вас золотую рыбку, что бы все Ваши желания исполнялись.


Которое является условием формирования интересов, потребности в деятельности, которое является условием формирования интересов, потребности в деятельности, способствует более успешной социализации школьника, способствует более успешной социализации школьника, определяет успешность его в познании, специфику овладения им компонентами учебной деятельности. определяет успешность его в познании, специфику овладения им компонентами учебной деятельности.




Эврика – поиск, находка в ходе приобретения знаний приносят успех и удовлетворение обучаемому в получении даже малого результата. Эврика – поиск, находка в ходе приобретения знаний приносят успех и удовлетворение обучаемому в получении даже малого результата.


Урок-исследование включает следующие структурные компоненты, которые одновременно становятся этапами урока: Урок-исследование включает следующие структурные компоненты, которые одновременно становятся этапами урока: 1. Сначала следует найти предмет учебного исследования. Дети должны ясно представлять, что они будут исследовать, что будут искать. 1. Сначала следует найти предмет учебного исследования. Дети должны ясно представлять, что они будут исследовать, что будут искать. 2. Предмет исследования позволит сформулировать суть проблемы скорее всего в проблемного вопроса. Этот вопрос станет основой той учебной задачи, которую ребята будут решать на уроке. 2. Предмет исследования позволит сформулировать суть проблемы скорее всего в проблемного вопроса. Этот вопрос станет основой той учебной задачи, которую ребята будут решать на уроке. З. Далее следует выработать план исследования, определить пути решения проблемы, ход дальнейших действий. З. Далее следует выработать план исследования, определить пути решения проблемы, ход дальнейших действий. 4. Проведение


На уроке математики учитель может ставить перед обучаемыми эвристическую задачу при таком виде деятельности, как решение задачи несколькими способами. На уроке математики учитель может ставить перед обучаемыми эвристическую задачу при таком виде деятельности, как решение задачи несколькими способами. Это приучает детей делать предположения, составлять гипотезы и проверять их, сравнивать математические результаты, делать выводы, т.е. учит правильно мыслить. Это приучает детей делать предположения, составлять гипотезы и проверять их, сравнивать математические результаты, делать выводы, т.е. учит правильно мыслить.


Задача: Задача: «Один теплоход за 8 часов прошёл 312 км. За сколько часов пройдёт 231 км другой теплоход, если его скорость будет на 6 км меньше скорости первого?» «Один теплоход за 8 часов прошёл 312 км. За сколько часов пройдёт 231 км другой теплоход, если его скорость будет на 6 км меньше скорости первого?»




2 способ 2 способ 1) На сколько км меньше пройдёт второй теплоход за 8 час, чем первый за такое же время? 6 x 8 = 48 (км) 2) Какое расстояние пройдёт второй теплоход за 8 часов? 312 – 48 = 264 (км) 3) Чему равна скорость второго теплохода? 264: 8 = 33 (км в час) 4) За сколько часов пройдёт 231 км второй теплоход? 231: 33 = 7 (час)


3 способ 3 способ 1) Чему равна скорость первого теплохода? 312: 8 = 39 (км в час) 2) Чему равна скорость второго теплохода? 39 – 6 = 33 (км в час) 39 – 6 = 33 (км в час) 3) Какое расстояние прошёл бы второй теплоход за 8 часов? 33 x 8 = 264 (км) 4) Какое расстояние прошёл бы второй теплоход за 8 часов плюс неизвестное время? = 495 (км) 5) Сколько времени потратил бы второй теплоход, пройдя этот путь? 495: 33 = 15 (час) 6) Сколько времени затратил второй теплоход, пройдя 231 км? 15 – 8 = 7 (час)


На уроках русского языка приёмов исследования огромное количество: На уроках русского языка приёмов исследования огромное количество: это поиск закономерностей; нахождение вывода, исходя от частных примеров к общему или наоборот, применяя знания научной информации, это поиск закономерностей; нахождение вывода, исходя от частных примеров к общему или наоборот, применяя знания научной информации, подбор частных примеров; самостоятельный подбор информации. подбор частных примеров; самостоятельный подбор информации.


На уроках окружающего мира, экологии, познания окружающего мира огромный простор применению эвристических задач. Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. На уроках окружающего мира, экологии, познания окружающего мира огромный простор применению эвристических задач. Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы.




При изучении учебного материала после формирования базовых знаний, умений и навыков необходимо провести работу по решению проблемных задач, требующих применения эвристических приемов. А это ведёт к поисковой работе: При изучении учебного материала после формирования базовых знаний, умений и навыков необходимо провести работу по решению проблемных задач, требующих применения эвристических приемов. А это ведёт к поисковой работе: Поиск творческого характера Поиск творческого характера Поиск закономерностей Поиск закономерностей Поиск истины Поиск истины Метод проблемного обучения Метод проблемного обучения Исследовательский метод Исследовательский метод Метод эвристического обучения Метод эвристического обучения




Признаки эвристической беседы: а) каждый вопрос представляет логический шаг поиска; б) все вопросы взаимосвязаны; в) поиск протекает при частичной самостоятельности учащихся под руководством учителя: учитель направляет путь поиска, а учащиеся решают частичные задачи, то учителя: учитель направляет путь поиска, а учащиеся решают частичные задачи, то есть шаги целостной задачи; есть шаги целостной задачи; г) поиск ориентирован на получение знаний и способов получения знаний либо на доказательство истинности последних; на доказательство истинности последних; д) успех поиска обеспечивается наличным запасом исходных знаний.


Эвристические приёмы переформулировка задачи, т.е. замена ее равносильной, но более простой задачей; переформулировка задачи, т.е. замена ее равносильной, но более простой задачей; привести контрпример (для задач на доказательство); привести контрпример (для задач на доказательство); произвести проверку по размерности; произвести проверку по размерности; найти сходную задачу из ранее решенных; найти сходную задачу из ранее решенных; сформулировать какую-нибудь частную вспомогательную задачу (подзадачу); сформулировать какую-нибудь частную вспомогательную задачу (подзадачу); индукция (лат; – наведение); рассмотрение частных случаев наводит на решение задачи в общем случае; индукция (лат; – наведение); рассмотрение частных случаев наводит на решение задачи в общем случае;


Сформулировать более простую задачу; сформулировать более простую задачу; найти закономерность; найти закономерность; умозаключение по аналогии; умозаключение по аналогии; прием малых шевелений; для задач, в которых требуется выбрать из некоторого множества фигур ту, которая является наилучшей; берем произвольную фигуру и пытаемся малыми шевелениями ее улучшить, т.е. из нескольких ее свойств изменяем только одно, стараясь сохранить остальные; прием малых шевелений; для задач, в которых требуется выбрать из некоторого множества фигур ту, которая является наилучшей; берем произвольную фигуру и пытаемся малыми шевелениями ее улучшить, т.е. из нескольких ее свойств изменяем только одно, стараясь сохранить остальные; использовать непрерывность (для задач на оценку); использовать непрерывность (для задач на оценку);


Обратиться к предельному случаю; рассмотреть вспомогательную задачу, у которой условие или какие-то данные получаются из условия или данных исходной задачи путем предельного перехода; обратиться к предельному случаю; рассмотреть вспомогательную задачу, у которой условие или какие-то данные получаются из условия или данных исходной задачи путем предельного перехода; перевести задачу с одного языка на другой; например, с языка геометрии на язык алгебры или физики; перевести задачу с одного языка на другой; например, с языка геометрии на язык алгебры или физики; ввести вспомогательную фигуру (вспомогательные неизвестные). ввести вспомогательную фигуру (вспомогательные неизвестные).


Метод эвристического диалога позволяет усилить роль ученика в учебном познании, повысить его познавательную самостоятельность и творческую самореализацию при усвоении нового материала, поскольку обладает следующими необходимыми и достаточными для этого функциональными особенностями: Метод эвристического диалога позволяет усилить роль ученика в учебном познании, повысить его познавательную самостоятельность и творческую самореализацию при усвоении нового материала, поскольку обладает следующими необходимыми и достаточными для этого функциональными особенностями:



Конспект проблемно-эвристического урока.

Тема урока: Жанры станковой живописи

Учебно-методическое обеспечение: компьютер; проектор; экран; интернет и энциклопедии по искусству, учебник Л. А. Неменская, Изобразительное искусство, Искусство в жизни человека, 6 класс.

Время реализации занятия: 45 минут

Цель урока: расширить понятие о жанрах в изобразительном искусстве

Задачи урока:

Развитиие познавательных и творческих интересов у учащихся,

Активизация художественно-творческой деятельности учащихся;

Воспитание нравственно-эстетических чувств учащихся через знакомство с шедеврами мирового искусства.

Занятие проводится с использованием кейс-метода.

На уроке учитель исполняет роль ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли тьютора процесса сотворчества.

Ход урока

    Организация класса

    Основная часть

    Постановка цели урока:

Тема нашего урока «Жанры станковой живописи», мы вспомним известные вам жанры и их виды, познакомимся с новыми жанрами, а также создадим свою картинную галерею.

    Повторение прошлого материала:

Объяснение значения слов «станковая» , «живопись».

Станко́вая жи́вопись - род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Буквально - живопись, созданная на станке (мольберте).

Термин «Живопись» произошел от старинного русского выражения «писать с живства»

Как вы думаете, что означает выражение «писать с живства»?

Писать с Живства, то есть писать с натуры. Художник переносит на полотно черты позирующего ему человека или окружающей природы, и заметьте, что каждый художник по-своему видит окружающий мир, и все что ни есть, может стать предметом изображения, кроме реального мира это могут быть сказочные события, фантазии, состояние души, музыка. В связи с тематическим разнообразием картин их подразделяют на жанры.

    Работа обучающихся с кейсом: (Приложение № 1. Кейс)

Изучив материал кейса, мы должны ответить на вопрос: «На каком основании выделяются жанры в изобразительном искусстве?»

1). Изучение материалов кейса;

Лист № 1. Пейзаж и его виды.

Пейзаж – это изображение природы, вида местности, ландшафта.

Лист № 2. Портрет и его виды.

Портрет это изображение одного человека или группы людей. Название этого жанра произошло от старо-французского выражения – воспроизводить что-либо точно, черта в черту, но живописец не только переносит на холст черты человека, с которого пишет портрет, для художника важно не только выражение лица, но и состояние души, внутренний облик портретируемого.

Подумай. Почему один и тот же человек изображается разными художниками по- разному?

Что мы называем автопортретом?

Автопортрет позволяет взглянуть на человека его же глазами. Рисуя автопортрет, художник никогда не лукавит, не льстит себе – ведь он тут и заказчик, и исполнитель.

Лист № 3. Натюрморт.

Натюрморт – это изображение вещей, своеобразный «портрет» вещи.

Что еще может изображаться в натюрморте?

Лист № 4. Анималистический жанр это изображение животных. Это один из самых древнейших жанров в истории изобразительного искусства. В этом жанре работали такие знаменитые художники, как Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Петр Карлович Клодт.

Лист № 5. Бытовой жанр - жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику

Исторический жанр. « Дела давно минувших дней» и герои прошлого оживают перед нами в произведениях этого жанра. Народ всегда славил своих защитников, об их подвигах еще в древности сложены песни и былины и в искусстве они так же нашли свое отражение. Таким образом, появился еще один жанр.

Батальный жанр. Его можно назвать «старшим братом» исторического жанра. Название произошло от французского слова «батай», что означает «битва» Что изображают картины батального жанра?

Лист № 6. Мифологичекие, библейские жанры.

Мифологический жанр. Издавна люди поклонялись богам, приписывая их воле все, что не могли объяснить сами. Так рождались мифы. Чтобы выразить богам признательность, люди строили в их честь храмы, которые украшались фресками, мозаиками, скульптурами. Так в изобразительном искусстве возник мифологический жанр.

Библейский жанр. Он тесно связан с предыдущим – ведь в основе его темы сюжеты Библии, священной книги христиан.

2). Формулировка проблемы

Для чего же нужно деление искусства на жанры?

Ответ, к которому нужно подвести:

Понятие жанра в изобразительном искусстве помогает нам сравнить произведения между собой по содержанию, размышлять о них.

3). Выработка пути решения как правильно определить жанр станковой живописи.

Определить, что изображено;

Вспомнить классификацию жанров станковой живописи.

Физминутка

Упражнения для улучшения осанки и упражнения для глаз.

Игра. Представьте, что вы хранители музейных ценностей. Необходимо картину, которая лежит у вас на столе, поместить в соответствующий зал. Название залов на магнитной доске (Пейзажи, Натюрморты. Портреты, Анималистический жанр, Бытовой жанр, Исторический жанр, Батальный жанр, Мифологический жанр, Библейский жанр). Репродукции, раздаются каждому учащемуся.

Учащиеся проверяют правильность размещения картин, дискутируют, доказывают свою правоту. Учитель должен подвести учащихся к мысли, что надо воспользоваться интернетом, энциклопедиями для справок, чтобы уточнить содержание картины.

Решение к которому нужно подвести учащихся:

Границы между всеми жанрами условны, и всегда существуют произведения, определение жанров которых носит условный характер.

Практическое задание:

Сегодня мы вспомнили основные жанры станковой живописи. И уяснили разницу между тем, что изображено, и содержанием произведения?

Какой жанр вам понравился, запомнился, заинтересовал больше всех?

Используя в практическом задании этот жанров станковой живописи, как художник расскажите нам о любимом времени года.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы, контролирует организацию рабочего места, правильность выполнения приёмов работы, её объём и качество.

Рефлексия:

Что дает нам деление искусства на жанры?

Что для вас было самым важным на этом уроке?

Нарисовать смайлик, какое у тебя настроение в конце нашего урока.

Используемые источники для разработки урока:

Власов В. Г., Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства, т. 1, М., Лита, 2000, 864

Ф.С. Капица, Т.М. Колядич., Справочник школьника. История мировой культуры. АСТ, Слово, Полиграфиздат, 2010, 608

Учебник Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. М., Просвещение, 2009, 175

Поисковые системы: Яндекс

Творческая работа - это прекрасный, необычайно тяжелый

и изумительно радостный труд.
Н. Островский

Современность меняется с геометрической прогрессией. Порою, даже имея хорошие знания, люди не могут приспособиться, найти пути решения проблем, не могут преодолевать трудности. Для решения насущно важных вопросов необходимо воспитывать креативно мыслящих, творческих, смело выражающих свое мнение людей. Сегодня становится важнее креативно думать, чем много говорить. Такая ситуация в жизни заставляет нас обновлять содержание и технологии образования. В стандартах второго поколения одной из первостепенных выдвинута задача достижения нового, современного качества образования, выражающегося в необходимости развития творческих созидательных способностей личности . Развитие творческого воображения и мышления - процесс длительный, поэтому чтобы добиться удовлетворительных результатов, надо начинать с детских лет . Большое количество педагогов стремятся решить данную задачу, освоив ТРИЗ-педагогику и технологию РКМ. Именно эти методы и приемы способствуют формированию у детей креативности, активности и коммуникативности.

Современные педагоги учат детей использовать мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, проводить синтез и анализ, использовать алгоритм, строить умозаключения, рассуждать и делать выводы.

Чтобы воспитать детей с такими умениями, необходимо решать следующие задачи:

  1. развивать речь, внимание, логическое мышление, память;
  2. активизировать творческую познавательную деятельность;
  3. вызывать интерес к учебному процессу;
  4. воспитывать умения общаться в группах, в парах;
  5. учить находчивости, сообразительности, умению преодолевать трудности;
  6. развивать креативность через использование приёмов ТРИЗ и РКМ.

Привлекательность ТРИЗ и РКМ, заключается в том, что в них практически отсутствуют готовые варианты поиска решения, а основное внимание уделено на осознание операций мышления.

Применение технологий ТРИЗ и РКМ дают возможность не только умело овладеть информацией, но и критически её осмыслить, оценить, применить.

При изучении новой темы на уроках окружающего мира регулярно использую приём «Инсерт». Например, по теме «Путешествие по материкам земли. Как открывали Австралию », в 4 классе был применён этот способ.

Во время самостоятельного знакомства с учебным материалом учащиеся делали на полях пометки:

«V» - знаю;

«+» - новое для меня;

«-» - думал иначе;

«?» - не понял, есть вопросы.

Результаты этой работы обсуждаются всеми учениками. Этот приём помогает устранить пробелы в знаниях учащихся, развивает речь, учит общаться, высказывать и выслушивать другие мнения.

Приём «Верные - неверные утверждения» заставляет учащихся вдумчиво и критически рассматривать информацию, делать выводы о точности и ценности данных сведений. Полученные результаты школьники совместно обсуждают.

Очень важно умение компактно представлять изученный материал. Такое умение можно развивать использованием приёма «Кластер», который представляет собой выделение смысловых слов текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди. Такая система кластеров охватывает больший объём информации, чем мы бы могли получить при любой другой работе. Использую приём «Кластер» и на стадии осмысления, для полного изучения материала, и на стадии рефлексии (как итог знакомства с каким-либо разделом). Например, был составлен «Кластер» на уроке окружающего мира по теме «Путешествие по материкам земли. Как открывали Австралию».

Использование приёма «Синквейн» позволяет высказать свою точку зрения на заданный предмет. Дети с интересом составляют текст из пяти строк, который строится по правилам:

  1. В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).
  2. Вторая строка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  3. Третья строка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
  4. Четвёртая строка - это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
  5. Последняя строка - это синоним из одного слова (или словосочетание), который повторяет суть темы.

Так, после изучения темы «Путешествие по материкам земли. Как открывали Австралию», дети представили эту страну следующим образом:

Австралия

Жаркий, маленький

Удивляет, пугает, зовет

Хотелось бы увидеть сумчатых!

Одиночка.

Однако, как показывает практика, «Синквейн» можно успешно применять и на других уроках. (Литература, история, русский язык и т. д.)

На любом этапе урока можно использовать методы научного творчества, развивая у детей творческое мышление и воображение, креативность .

Для развития креативного мышления и фантазии, часто создаю на уроках проблемную ситуацию. Тогда ученики встают перед обоснованным выбором, это и способствует развитию аналитико-синтезирующего мышления: развитию умения сгруппировать факты, сделать обобщающие выводы.

Хорошие результаты при усвоении учебного материала даёт регулярное использование разных приемов ТРИЗ и РКМ, основанных на принципах и деятельности обратной связи, позволяющей контролировать процесс образования. Одним из таких приёмов считается приём «Да - нет».Ребята задают друг другу вопросы, на которые отвечают, используя только слова «да» или «нет». Если вопрос задан некорректно, т.е. не позволяет дать ответ «да» или «нет», то вправе отказаться от ответа .

На уроке «Путешествие по материкам земли. Как открывали Австралию» можно было использовать такие вопросы:

Австралия находится на полуострове? Нет.

Эту страну открыл Христофор Колумб? Нет.

В Австралии развито сельское хозяйство? Да.

Осмысление нового материала проводится в командах, так как включаетзадачи поискового характера. Командам даётся задание, для ответа на которое они должны поработать с текстом, отобрать необходимые факты, сопоставить детали и сделать выводы. Общая тема - Австралия.

1 команда - узнает об открытии Австралии.

История открытия и исследования Австралии.

Открытию Австралии препятствовали отдаленность ее от Европы. Еще древние ученые предполагали, что к югу от Южного тропика существует земля. Эту землю первыми открыли голландцы еще в первой половине 17 века. Голландский мореплаватель Абель Тасман исследовал северные и северо-западные берега материка. Восточное побережье Австралии было открыто во второй половине 18 века. Честь открытия принадлежит английскому капитану Джеймсу Куку. Трижды этот неутолимый путешественник отправлялся в океанские плавания. В 1770 году Кук высадился на восточном побережье Австралии, которая оказалась материком разных чудес. Именно Кук доказал, что Австралия - это самостоятельный материк, и нанес его на географическую карту.

Но до XVII в. Австралия существовала как мифический Южный материк, который должен занимать большую часть Южного полушария. Его называли «Неведомая Южная земля» (Terra Australia inkognita) и поисками именно этого материка занимались многие мореплаватели.

1 команда - о климате, реках, пустынях
2. Прочитайте внимательно текст учебника на странице 142-143.

Растения Австралии

  1. Прочитайте внимательно текст учебника на странице 142-143.
  2. Прочитайте дополнительную информацию:

У эвкалипта твердая древесина - хороший строительный материал. А листья его используют для производства масел, красок, лекарств.

В лесах Австралии среди высоких трав растут пальмы, фикусы, древовидные папоротники.

4 команда - о животном мире

Животный мир Австралии.

  1. Прочитайте внимательно текст учебника на странице 142-144.
  2. Прочитайте дополнительную информацию:

Утконос, чтобы уберечься от врагов, поражает их ядовитыми шпорами на задних лапах.

Тело ехидны покрыто длинной грубой шерстью и колючими иглами
по 6-8 сантиметров. С помощью своего длинного языка она добывает корм

В дикой природе коала спит до 80% времени, активна только в ночное время. Эти животные ведут древесный образ жизни, так как питаются только листьями эвкалиптов.

5 команда - о населении

Население Австралии

  1. Прочитайте внимательно текст учебника на странице 142-143.
  2. Прочитай внимательно текст.

Современное население Австралии состоит из коренных жителей (их меньшинство) и переселенцев, которые теперь составляют основную часть страны. Коренное население - аборигены - имеют темно-коричневый цвет кожи, волнистые черные волосы, широкий нос, сильно выступающее надбровье. К пришлому населению относятся англичане, англо-австралийцы, говорящие на английском языке.

Аборигены живут в нищенских условиях. Часть аборигенов работают на фермах батраками в качестве пастухов за нищенскую зарплату. Другие продолжают вести образ жизни полубродячих охотников и собирателей.

В стране развито машиностроение, химическая и пищевая промышленности, сельское хозяйство. Ведущее место принадлежит овцеводству. Австралия занимает первое место в мире по количеству овец и настригу шерсти.

В дальнейшем каждая команда действует согласно инструктажу.

Инструктаж:

  1. Внимательно самостоятельно изучите текст.
  2. Обсудите в команде.
  3. Полученные сведения кратко запишите в 3-й столбик своего журнала.
  4. Выберите докладчика. Доложите.
  5. Выступления команд.

Обучающим моментом является прием, когда дети, работая в командах, самостоятельно составляют вопросы, адресованные учителю или другой команде.

Большое значение уделяю в своей работе развитию речи учащихся. Это очень сложная и кропотливая работа, которая должна проводиться постоянно, а не только на специальных уроках.

Развивать речь можно разными способами: написать сочинение, изложение, сообщение, характеризующие явления от 1 лица или от 3 лица, дать сравнительную характеристику героям, предметам, явлениям и т. д.

«Письма другу», «Дневниковые записи» также направлены на развитие речи, внимания, наблюдательности детей. Задания такого характера ребята выполняют без затруднений, что и было сделано на уроке.

Эффективные результаты развития речи наблюдается при использовании приема ТРИЗ «Другая точка зрения». Суть его в том, что ученики пытаются представить и описать увиденное с точки зрения любого другого человека или предмета.

Педагогика, как и сама жизнь, постоянно меняется. Вводятся новые технологии, приемы и методы работы. К учителю и ученику предъявляются высокие требования, поэтому педагог должен постоянно самосовершенствоваться. Технология ТРИЗ и РКМ помогает субъектам образовательного процесса быть мобильными, творческими, решительными, динамичными, способными мыслить нестандартно. ТРИЗ - это с одной стороны занимательная игра, с другой - развитие умственной активности ребенка через творчество. А творчество ребенку дает возможность проявить себя, получать новую информацию об окружающем, дает возможность созидать, творить, развивать и доказывать свою точку зрения.

В процессе применения этих технологий создаются условия для вариативности, креативности, дифференциации обучения, развиваются навыки и способы мышления, происходит обучение обобщенным знаниям и умениям. Новые приемы и методы воспринимаются учениками как красивый праздник и вызывают стремление к творческой мыслительной деятельности.

«Истинно то, что выдерживает проверку практикой» - писал Альберт Эйнштейн. В своей статье я также изложила некоторые приемы и методы, которые проверены временем и практикой.

Желание идти вперёд, интересно, доходчиво преподать детям знания, облегчить им путь освоения нового толкает меня шагать со временем в ногу.

Именно в приемах ТРИЗ и КРМ нахожу много интересных материалов, которые перерабатываю и внедряю в свою педагогическую деятельность. А в последнее время приемы ТРИЗ стали незаменимыми помощниками в достижении главной цели - обучение и воспитание успешного, востребованного подрастающего поколения, отвечающего запросам общества.

Конспект урока по окружающему миру с элементами ТРИЗ в 4-м классе.

Тема «Путешествие по материкам земли. Как открывали Австралию»

Тема урока: Путешествие по материкам земли. Как открывали Австралию.

Цель урока: познакомить с периодом открытия Австралии, её особенностями местоположения, флорой и фауной.

Задачи урока: активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации; развивать умения учащихся самостоятельно определять свои знания - незнания по изучаемой теме; работать в парах, группах; сравнивать, анализировать, формулировать вопросы; развивать мышление, творческие способности и познавательный интерес к окружающему миру; воспитывать внимание, навыки сотрудничества.

Структура урока: урок по ТРИЗ и РКМ.

Условия проведения: 5 групп по 5 человек.

Ход урока

I. Стадия вызова.

1) Актуализация знаний. Мотивация. (ТРИЗ)

Учитель демонстрирует действие макета корабля. (Можно показать слайд - корабль.) Дети наблюдают и высказывают свои мнения: какие бывают корабли, для чего они нужны.

2) Повторение изученного.

Мы с вами сегодня продолжим путешествие по материкам Земли.

На каких материках уже побывали?

Прочитайте имена этих людей. Что их объединяет? (Слайд 2)

На какие две группы можно их распределить?

В какую группу войдет каждое имя?

Соедините имена путешественников с географическими объектами, в честь которых они названы. Покажите эти объекты на карте. (Слайд 3)

3) Кроссворд.

Разгадав кроссворд, вы узнаете, какой уникальный материк называли в средние века «Неведомая южная земля». (ТРИЗ. Слайд 4)

1) Континент, открытый Христофором Колумбом? (Америка)

2) Имя путешественника Беринга? (Витус)

3) Край, покоренный Ермаком? (Сибирь)

4) Прогрессивный царь, во время правления которого развивались наука, флот? (Петр I)

5) Кто исследовал берега реки Амур? (Хабаров)

6) Море, носящее имя двоюродных братьев путешественников? (Лаптевых)

8) Фамилия путешественника, именем которого назван пролив между Америкой и Азией? (Беринг)

9) Часть материка восточнее уральских гор? (Азия)

10) Куда же лежит наш путь? (В Австралию.)

4) Работа с картой.

Ребята, я приглашаю вас в путешествие на этот материк.

Покажите на карте Австралию. Что вы можете сказать об этом материке?

(Австралия на карте мира, вид из космоса. Слайды 5-7.)

Как вы думаете, на чем удобнее отправиться в путешествие с нашего материка, чтобы ничего не упустить, все заметить? (на корабле) (Слайд 10.)

И так, представьте мы на борту корабля « АВСТРАЛИЯ» (на доске название).

Для слаженной работы мы разделимся на 5 команд. Выберите капитанов.

Все путешественники ведут дневники, куда заносят свои наблюдения. У каждой группы есть тоже такой дневник.

5) Мозговой штурм. (ТРИЗ)

А так ли уж эта Земля неведома для нас?

Что уже знаете об этом материке, запишите в 1 столбик дневника. Обсудите в команде.

(Австралия - материк. Расположен в Восточном полушарии. Омывается водами Индийского и Тихого океана. Самый маленький материк. Там тепло. В Австралии живут кенгуру).

Дневник путешественника

Хочу узнать

Много ли знаем?

А что бы хотели узнать?

Запишите вопросы во 2-й столбик журнала. Обсудите в команде.

6) Составление кластера.

Что же вас интересует? Составим кластер.


II. Стадия осмысления (ТРИЗ)

1) Работа с текстом учебника с.140, 142 (фронтальная работа)

Перед тем, как отправиться в путешествие, каждый пытается заранее что-нибудь узнать об этой местности.

Про Австралию говорят - «этот материк самый-самый».

Поработайте, пожалуйста, с текстом в учебнике и найдите подтверждения.

2) Анализ текста. (ТРИЗ)

Так почему же материк этот «самый-самый»? Зачитайте доказательства.

Какая информация вас заинтересовала?

3) ФИЗМИНУТКА (ТРИЗ)

Игра «Робинзон Крузо»

4) Работа в командах.

Т. к. времени у нас на путешествие немного, каждая команда получает свое задание.

Учебник с.140-145 (Тексты на листочках)

1 команда - узнает об открытии Австралии

2 команда - о климате, реках, пустынях

3 команда - о растительном мире

4 команда - о животном мире

5 команда - о населении.
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • формировать знания о том, что вода в природе никуда не исчезает, она путешествует, переходя из одного состояния в другое;
  • контролировать усвоение знаний учащимися;
  • приблизить детей к пониманию научной картины мира;
  • развивать ценностное отношение к природе, понимание её уникальности;
  • мотивировать действия детей на целенаправленную экспериментальную деятельность – утверждение или отрицание выдвинутой гипотезы.

Проблемный вопрос: обнаружение доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы: «Изменяется ли количество воды на планете?»

Необходимое оборудование и материалы для урока:

ОС Windows 2007, мультимедийный проектор, наглядная презентация. На двери компьютерного класса таблички: «Тихо! Идёт исследование!», «Научная лаборатория»;
лабораторное оборудование: штатив, две тарелки, стекло, спиртовка, вещество для опыта: вода, лёд, кусковой сахар, комочки земли;
стаканы с водой по количеству детей, глобус с внутренней подсветкой; карточки для самостоятельной работы: «Круговорот воды в природе; «Три состояния воды», «Свойства воды»;
иллюстрации с изображением водных стихий, с изображением планеты Земля (вид из Космоса); речевые карточки, ручки, простые карандаши, фонетический экран, индивидуальные слуховые аппараты.

Целесообразность использования медиапродукта на уроке:

  • необходимый материал в существующих учебно-методических пособиях недостаточно освещён (в учебниках нет определённых иллюстраций, схем);
  • эффективность индивидуального подхода к работе учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе всего урока (продуктивная самостоятельная контрольно-коррекционная деятельность, развитие интеллектуальных способностей, индивидуальная траектория закрепления материала);
  • повышение эффективности усвоения учебного материала учащимися с особенностями в развитии за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и показ демонстрационных фрагментов (опора на зрительный анализатор);
  • подача нового красочного, иллюстрированного материала через экран монитора, с целью повышения мотивации, активизации познавательных способностей школьников, имеющих нарушения функций слухового анализатора.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (слайд 1)

Учитель: (далее У.) Здравствуйте, дорогие ребята. Наша научная лаборатория вновь открыла двери. Сегодня мы проведём ещё одно исследование – определим, изменяется ли количество воды на нашей планете Земля. Вы готовы к сотрудничеству?
Д. Да!

Вниманию учащихся представляется глобус с внутренней подсветкой.

У. Что это?
Дети: (далее Д.) Это глобус. Это модель земли. Это наша планета.
У. Какого цвета больше?
Д. Голубого цвета.
У. Давайте посмотрим на нашу планету из космоса. Обратите внимание, наша планета голубая-голубая. Почему, как вы думаете?

Учащиеся рассматривают иллюстрации нашей планеты, выполненные из Космоса.

Д. Потому что воды на планете Земля больше, чем суши. Голубой цвет – это водное пространство.

II. Введение в тему

У. Послушайте загадку (слайд 2)
Я и туча, и туман, и ручей и океан, я летаю и бегу, и стеклянной быть могу (Капелька).
У. Сегодня я расскажу вам удивительную историю, которая приключилась с Капелькой. Посмотрите, пожалуйста, где живёт Капелька (слайд 3).
Д. Капелька живёт в океане, в море, в озере, в водопаде, в реке, в облаке.
У. Капелька живёт в туче, в тумане, в луже, и даже в водопроводном кране, т.е. там, где есть вода, верно? Вы согласны со мной?
Д. Да!
У. С маленькой Капелькой мы совершим путешествие – «Круговорот воды на земле», при этом постараемся выяснить, изменяется ли количество воды на земле?

Дети считывают информацию с экрана «Круговорот – обмен влагой между атмосферой и земной поверхностью» (слайд 4).

У. Круговороту, или по-другому можно сказать влагообороту, мы посвятим наше исследование. Что мы должны определить? Какую проблему будем решать?

Д. Изменяется ли количество воды на нашей планете Земля? (Слайд 5).
У. Итак, проблема, которую мы постараемся решить, есть. А что мы будем исследовать? Каков предмет исследования? (Слайд 5).
Д. Вода.
У. Давайте выдвинем предположение: больше становится воды, меньше или количество воды остаётся неизменным? (Слайд 5).
1) Да, изменяется (воды становится больше или меньше);
2) Нет, не изменяется.
Ну что ж, отправляемся вслед за Капелькой. Думаю, вам будет интересно проследить её путь, а он не простой, и в этом вы убедитесь сегодня. Итак, тема нашего урока «Вода на планете Земля» (Слайд 6).

III. Повторение изученного материала (слайды 7-10)

Закрепление познавательной задачи через инсценирование стихотворения.

Ребёнок-ведущий. Спросил на днях малыш-сосед у Капельки из крана:
Ребёнок-малыш. Откуда ты?
Ребёнок-ведущий. Она в ответ:
Ребёнок-Капелька. Я здесь из океана!
Ребёнок-ведущий. Потом малыш гулял в лесу, увидел Капельку-Росу.
Ребёнок-малыш. Откуда ты?
Ребёнок-ведущий. Спросил Росу.
Ребёнок-Капелька. Я, с облака упала!
Ребёнок-ведущий. На поле лёг туман седой, малыш увидел Капельку в тумане:
Ребёнок-малыш. Откуда ты?
Ребёнок-ведущий. Она в ответ:
Ребёнок-Капелька. А это мой секрет.
У. Думаю, что секрет Капельки вы сегодня разгадаете, это будет не сложно. Ребята, вода в природе встречается в разных состояниях. Предлагаю вам подумать и ответить на вопрос, в каких состояниях встречается вода в природе?
Д. Вода в природе бывает в жидком состоянии (слайд 7).
У. Посмотрите, молекулы воды – это маленькие-маленькие частицы, они находятся в движении. Когда падает с гор вода – это явление называется водопадом.

Учащиеся считывают слово «Водопад» с карточки.

У. Ещё, в каких состояниях бывает вода?
Д. Вода бывает в твёрдом состоянии (слайд 8).
У. Посмотрите, молекулы воды застыли, они скованы, связаны друг с другом, поэтому не могут свободно передвигаться. Вода при замерзании переходит в другое состояние, она превращается в лёд. Ещё, в каком состоянии бывает вода?
Д. Вода бывает в газообразном состоянии (слайд 9).

Детям, испытывающим трудности в проговаривании слов, предложить речевые карточки, либо помочь дактилированием.

У. Молодцы! А теперь вспомните свойства воды. На прошлом уроке мы определили, что вода не имеет запаха, она прозрачная …

У. Внимательно посмотрите, хорошо подумайте, вспомните и соедините стрелками составляющие свойства воды.
У. (слайд 10)Сравните свои результаты с результатами на экране. Ребята, самое главное свойство воды, это то, что она растворяет твёрдые вещества. Как вы думаете, сахар – это твёрдое вещество? Может ли его растворить вода?

Учащимся представляются кусочки комкового сахара разных размеров.

Д. Да! Нет. Не знаю. Забыл. Думаю, что может, а может быть, и нет?
У. Проведём опыт. Опустите кусочек сахара в стакан с водой. Что происходит?
Д. Сахар растворяется, он исчезает, его не видно. Вода растворила сахар. Я так и знал!
У. А теперь опустите комочек земли в стакан с водой. Что произошло?
Д. Вода растворила землю. Вода стала серой, грязной.
У. Вы убедились, что вода – это растворитель?
Д. Да.
У. Зачем вам это надо знать?

Произвольные ответы детей.

У. Запомните, вода растворяет твёрдые вещества – это самое главное свойство воды. А если в воду попадёт плохое вещество – яд? Как вы думаете, вода растворит яд? А что может быть, если эту воду выпьет человек, или какое либо животное?
Д. Если выпить эту воду, заболит живот или голова, можно погибнуть или даже умереть. Можно попасть в больницу. Можно долго болеть (произвольные ответы детей).
У. Ребята, подумайте, отравленная вода вредна только для человека и для животных? А если отравленная вода попадёт в землю? Что может случиться?

Через свободные размышления подвести детей к пониманию того, что отравленная вода вредна как для животного, так и для растительного мира. Если дети будут это знать, они всегда будут проявлять осторожность, предусмотрительность.

У. Сделайте вывод. Что вы приобретёте, если это будете хорошо знать?
Д. Пресная вода нужна для животных, для растений, для человека. Её надо беречь, следить, чтобы в неё не попадали ядовитые вещества, вредные отходы заводов и фабрик. Воду ещё надо кипятить, чтобы вредные вещества исчезли. Воду надо беречь.

Некоторым учащимся, испытывающим трудности при формулировке ответа, предлагаются в помощь карточки с готовыми ответами для считывания.

У. В ваших силах экономно расходовать воду в школе и дома, следить, чтобы краны с водой были закрыты. Вы не забыли, что сегодня мы совершаем путешествие с Капелькой? Перед дальней дорогой поиграем.

IV. Динамическая игра «Капельки»

На полу мелом обозначается круг – облако. В руках у каждого ребёнка символ капельки. Все дети – капельки в облаке. Ведущий играет роль облака, читает стихотворение «Кап-кап».

У. Капелькам подставь ладошки, пусть помоют их немножко,
С капельками подружись, поиграй и покружись.

Под музыку ведущий командует: «Идёт дождик». Капельки разбегаются в разные стороны. Когда музыка затихает, ведущий командует: «Капельки домой». Капельки должны собраться назад в облачко. Игру повторить 2 раза.

V. Постановка проблемы, поиск её решения (восприятие «лекционного» материала)

(слайды 11-19)

У. Послушайте историю одной Капельки. В большом Океане жила-была маленькая Капелька. Однажды Капелька стала подниматься вверх (слайд 11) и оказалась на гребне Волны (слайд 12). Она почувствовала что-то новое – воздух и увидела свет. Это был совершенно новый мир. Солнце блестело на волнах, вдалеке плыли облака, и казалось, что так будет всегда. Солнце грело всё сильнее и сильнее, и Капелька превратилась в маленькое Облачко пара (слайд 13) но не испугалась, она поняла, что перешла в другое состояние. Но тут солнце закрыла большая Туча (слайд 14). – Наконец-то, – сказала Туча.– Мы заждались тебя. Теперь можно отправляться в путь. Ветер понес Тучу всё дальше и дальше от Океана. Через какое-то время Капелька увидела впереди Землю (слайд 15)
– Вот тут полю пшеницы нужна вода, – громко сказала Туча. Ветер тут же с облегчением остановился, и наша Капелька дождиком стремительно полетела вниз (слайд 15). Она напоили пшеницу, потом растеклась Лужицей (слайд 16). Скатившись с откоса, Капелька попала в Ручеёк (слайд 17).
– Куда ты бежишь? – спросила Капелька.
– Я бегу к Большой Реке, которая течёт к Могучему Океану, – ответил Ручеёк.
– Тогда нам по пути, – обрадовалась Капелька.
– Это долгий путь, выдержишь ли ты? Если луч солнца согреет тебя и превратит в пар, ты улетишь обратно на небо. Там ты снова будешь жить в Облаке, пока не вырастешь, а потом опять опустишься сюда, на Землю. Так вода в природе совершает круг. Этот великий закон воды называется КРУГОВОРОТОМ, – объяснил Ручеёк.
– Я всё выдержу, я очень сильная – сказала Капелька и вместе с Ручейком
они побежали навстречу Большой Реке (слайд 18). Вскоре Большая Река добежала до Океана (слайд 19).
– Как я рад снова увидеть тебя, – обнял Океан свою капельку. – Ты очень добрая, очень смелая, очень сильная и для всего живого – настоящий друг.– Много капелек объединены в одно целое, наша сила – в единстве, и вместе мы – Могучий Океан. А теперь отдохни, ведь ты утомилась в пути. И Капелька растворилась в Могучем Океане.
У. Вам понравилось путешествие маленькой Капельки? Эта история поможет нам в исследовании. Итак, вспомните, какая проблема встала перед нами в начале урока?
Д. Изменяется ли количество воды на планете?
У. Какое вещество мы выбрали как предмет исследования?
Д. Воду.
У. Какие выдвинули предположения?
Д. Да, изменяется.
– Нет, не изменяется.
У. Сейчас проведём опыт. Над тарелкой с водой я закрепляю тарелочку со льдом и нагреваю воду до кипения. Что мы видим под верхней тарелкой?

Учащиеся считывают информацию с речевой карточки.

Д. Тарелка отпотела.
У. Что происходит через некоторое время?
Д. Появились капельки.
У. Наблюдаем дальше. Смотрите, капельки становятся всё более крупными и больше не могут удерживаться на дне, падают обратно, в нижнюю тарелочку. Ребята, как капли появились на дне тарелки?
Д. Они испарились с поверхности воды.
У. Вспомните, как солнышко пригрело, и наша Капелька превратилась в маленькое облачко пара. Какую работу в этом процессе выполняет лёд?
Д. Он охлаждает пар, пар превращается в маленькие капельки, потом капельки становятся тяжёлыми, не могут удержаться на дне тарелки и падают в тарелку.
У. Как происходит движение капель?
Д. По кругу.
У. Получился круговорот воды, по-другому можно сказать – водооборот . Прочитайте хором эти два слова и сделайте вывод.

Под дирижирование учащиеся считывают заданную информацию с речевой карточки, далее свободно рассуждают.

Д. Вода в виде пара поднимается вверх, остывает, пар превращается в капельки воды, они снова падают вниз.
У. Таким образом, вода совершила круговорот, как наша Капелька. Каков же результат исследования? Количество воды изменилось?
Д. Нет, так как происходит круговорот.
У. Пар поднимается от земли и образует облака. Затем облака охлаждаются, превращаются в воду, капли падают на землю. Подведём итог нашей работы. Какое из предположений подтвердилось?
Д. Количество воды на земле не меняется.
У. Совершенно верно, благодаря круговороту или водообороту воды в природе её количество не меняется. Запишите результат исследования: нет.

VI. Слухоречевая работа (коррекция слуха)

У. Сейчас я «уйду» за фонетический экран. Слушайте внимательно.

Учитель произносит слова и словосочетания: охлаждение, нагревание, круговорот, испарение, образование облаков, выпадение осадков. Учащиеся, ориентируясь на слух, имея зрительную подсказку на экране монитора, считывают индивидуально, хором, в сопряжённой, либо в сопряжено-отражённой форме выделяя ударную позицию.

VII. Закрепление нового материала

У. Покажите, насколько хорошо вы поняли, как происходит круговорот воды в природе. Выполните задания.

Дети работают со схемой «Модель круговорота». На доске учителя схема закрыта.

У. Укажите стрелочками круговорот воды. Соедините прямой линией слово и соответствующее изображение на картинке. Посоветуйтесь друг с другом. Можете помогать друг другу.

У. Сумели ли вы правильно составить схему? Используя опорные слова, составьте модель круговорота воды в природе. Расскажите, как происходит путешествие Капельки.
Д. Под действием температуры вода испаряется с поверхности земли, образуются облака, когда пар охлаждается, вода в виде дождя падает обратно на землю. Вода поступает в землю и попадает в различные водоёмы.

Некоторым учащимся, испытывающим трудности при формулировке ответа, предлагаются в помощь карточки с готовыми ответами для считывания.

У. Капелька воды выпадает из тучи на землю в виде чистой дождевой воды. Но стоит ей попасть на землю, она начинает насыщаться различными веществами, почему?
Д. Потому что вода – растворитель – это её основное свойство.
У. Молодцы, с заданием справились, а сейчасзаполните таблицу, отметьте, в каких состояниях вода встречается в природе? Если вам трудно, обратитесь за помощью к товарищу.

Дети работают со схемой «Состояния воды». На доске учителя схема закрыта.

У. Запишите составляющие в соответствующую колонку. Посоветуйтесь друг с другом. Можете помогать друг другу.

Дети получают карточки для самостоятельной работы. Взаимопроверка выполняется в паре.

VIII. Охрана воды

У. Расскажите, как и почему надо беречь воду?
Д. Воду надо беречь потому, что она нужна всем живым организмам. Мы не должны бросать мусор в водоёмы, экономно расходовать воду, следить, чтобы краны с водой были закрыты.

Для правильного построения предложений, детям, испытывающим определённые трудности в процессе речевой деятельности предложить готовые речевые образцы.

IX. Релаксация «Путь Капельки» (слайд 21)

Звучит расслабляющая музыка.

У. Закройте глаза, представьте, что вы как Капелька качаетесь на волнах океана. Солнышко греет всё сильнее и сильнее, вы превращаетесь в маленькое облачко пара и поднимаетесь вверх. Вас несёт белое Облачко, внизу видна земля. Облачко становится тяжелее и тяжелее, и вот много-много Капелек выпадают из Облачка и чистым дождём проливаются на землю …

X. Рефлексия (взгляд в себя)

У. Вам понравилось быть Капелькой? Все смогли представить Солнышко, Облачко, Дождик? Вы увидели землю? Молодцы! Вам понравилось путешествие Капельки?
Д. Да, очень!
У. А как вы справились с поставленной задачей на уроке? Вы решили проблему?
Д. Да, мы определили, что количество воды на земле не изменяется.
У. Может ли Капелька быть снежинкой?
Д. Когда в атмосфере становится холодно, капельки замерзают и становятся снежинками.
У. Перечислите состояния воды.
Д. Жидкое, твёрдое, газообразное.
У. Какое самое главное свойство воды?
Д. Вода – это растворитель, она растворяет твёрдые вещества.
У. Что показало нам исследование? Каков результат нашего исследования? Количество воды изменилось?
Д. Нет, так как происходит круговорот воды в природе.
У. Как можно сказать слово круговорот по-другому?
Д. Водооборот.

XI. Итог урока (слайд 22)

У. Вы сегодня все молодцы! Отлично сотрудничали! Провели целое исследование, определили, что вода не исчезает, она совершает круговорот, по-другому водооборот. Наша научная лаборатория закрывает двери, но не на долго.В заключение мне хотелось бы сказать: вода – наше богатство, а сберечь это богатство – наша задача и долг.
1 реб. Удивительно, не так ли?
2 реб. В супе, в чае, в каждой капле,
3. реб. В звонкой льдинке, и в слезинке,
4. реб. И в дождинке, и в росинке –
5 реб. Нам откликнется всегда
6. реб. Океанская вода!
У. Океаны, моря, реки и озёра прекрасны и удивительны. Нам надо познавать и беречь, этот загадочный мир. Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит, и человека!

XII. Домашнее задание (слайд 23)

У. Подготовьте сообщения индивидуально.Какие водоёмы есть в нашей области?Где берёт воду наш город Томск?Как очищается питьевая вода в нашем городе?
Нарисуйте свою Капельку, какую вы себе можете представить. Желаю творческих успехов! На следующем уроке мы поговорим об источниках загрязнении воды. Спасибо! (слайд 24).

Список использованной литературы :

1. А. Лопатина, М. Скребцова. Активная ссылка на сайт: Добрые Сказки – http://www.DobrieSkazki.ru .
2. Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы: лекции 1-4 (68с), 5-8 (72 с.) – М.: Пед. университет «Первое сентября» 2008 г.
3. Журнал “Вестник НЛП” №8. Авторский проект Ирины Гавриловой. Активная ссылка на сайт: "http://www.irinagavrilova.ru" .
4. Начальная школа: Естествознание: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002. – С.109-116. (Я иду на урок).