пн., 27.04.2015

Воспитатель первой квалификационной

Что же такое семья? Семья. Слово это понятно всем, как слова «хлеб» и «вода». Семья – это дом, это мама и папа, дедушка и бабушка, это любовь и забота, труд и радость, несчастья и печали, привычки, традиции и реликвии. Я расскажу вам одну легенду. В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово – «ПОНИМАНИЕ». И действительно в семьях царит любовь и мир, когда есть взаимопонимание.

В семейном кругу мы с вами растем

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

Когда появилось слово семья? Когда-то о нём не слыхала Земля. Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

– Сейчас я тебе семь вопросов задам. Кто деток родит мне, богиня моя?

Ева тихонько ответила:

– Кто их воспитает, царица моя?

Ева покорно ответила:

– Кто есть приготовит, о радость моя?

Ева всё также ответила:

– Кто платье сошьёт, постирает бельё, меня приласкает, украсит жильё?

Я, я, – тихо молвила Ева.

«Я, я»,- сказала она знаменитых семь «Я». Вот так на земле появилась семья.

Слова «отчий дом», «семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья - это великий дар. Семья - один из шедевров природы. Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества.

Когда-то Лев Толстой оказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Каждая семья по-своему уникальна. В каждой семье есть свои устои, традиции, имеющие глубокие исторические корни, реликвии, передающие из поколения в поколение. Семейные реликвии являются уникальным материальным носителем, отображающим конкретные исторические события эпохи. Эти события необходимо не только сохранить, но и донести до следующих поколений, чтобы сберечь в них память о предках.

Память и знание прошлого, заполняя мир, делают его более интересным и значительным. Без прошлого мир пуст для людей, без прошлого нет и будущего. В каждой семье, в каждом доме есть своя семейная реликвия. Реликвия - это вещь, которая нам досталась в наследство от уже ушедших предков и хранящая светлую память о них. Реликвии - это предметы, особо чтимые и хранимые как память о прошлом. Семейные реликвии ценны вдвойне. Они помогают понять, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки, позволяют прикоснуться к истории семьи и почувствовать, что она нам близка, что она затрагивает и нашу жизнь, влияет на всё происходящее сегодня.

Реликвия (от латинского глагола relinquere - «оставаться») - свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого.

Семейные реликвии - документы, предметы, принадлежащие семье или роду и передающиеся по наследству из поколения в поколение.

Семейные реликвии – это частицы семейного единения, связующие звенья между поколениями. Соприкосновение с семейной реликвией даёт ощущение опоры времени. Практически в каждой семье есть картина, статуэтка, старинный шкаф или пианино, которые передавались из поколения в поколение. Мы храним семейные реликвии и порой даже не представляем себе истинную ценность «бабушкиного наследства».

У хозяев в каждом доме

Есть что-то такое, что всем дорогое.

О прошлом семьи расскажет оно,

О том, что в семье это было давно.

Семейной реликвией это зовётся,

И память о ней мы свято храним.

Чтоб в будущем все поколения наши

Могли бы гордиться предком своим!

С чего начать?

Прошлое рода.

Отправляясь в прошлое своего рода, нам хочется узнать больше и больше. Очень жаль, что жизнь не стоит на месте и время смывает на своем пути многое, оставляя лишь яркие воспоминания. В наш век высоких технологий можно запечатлеть фрагменты жизни в фотографиях, видеосъемках, что невозможно было сделать раньше. Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти. Не следует забывать о своем вечном долге перед родителями, что они подарили нам жизнь, воспитали нас. И тогда фундамент нашего уважения к старшим, станет ничуть не меньше, чем некогда у предков. Где бы мы ни были, мы всегда помним о доме, он словно притягивает своим теплом. Родительский дом начало начал, не стоит забывать об этом.

Семейные реликвии.

В качестве семейных реликвий могут выступать самые различные вещи: фамильные драгоценности, часы, ордена, боевое оружие, документы, посуда, предметы быта, книги, дневники, письма, открытки, игрушки, срезанные детские локоны, браслеты из роддома и многое другое. Это любая вещь, доставшаяся нам от предков и хранящая память о них. Хранить семейные реликвии – это замечательная традиция, которая есть во многих семья

Существуют ли в вашей семье какие-либо реликвии, передаваемые из поколения в поколение? И если да, то как к ним относятся ваши дети, знают ли они историю этих памятных вещей? Что чувствуете вы сами, держа в руках семейную реликвию? Это может быть письмо прадеда с фронта, или старинная семейная икона, кольцо вашей прабабушки или пожелтевшая от времени фотография. Главное, что эти вещи наполнены смыслом, они помнят руки ваших предков и могут многое поведать вам о них, но лишь в том случае, если вам это интересно.

Вот мальчишка шести-семи лет держит в руках орден прадеда за Отвагу в бою… Вот маленькая девочка примеряет старинную шляпку с вуалью. Их глаза светятся любопытством, дети в восторге от того, что им дали прикоснуться к таким интересным и важным вещам, они обязательно выслушают ваш занимательный рассказ об их ушедших владельцах – их предках. Но отношение детей к семейным реликвиям полностью зависит от родителей. Если в семье не ценят, не соблюдают традиций и не уважают память ушедших родных, то все эти вещи будут для подрастающего поколения не более, чем ненужным, пыльным хламом, который кто-то там зачем-то хранил, забивая место на антресолях. И тогда орден прадеда очень скоро окажется на прилавке антикварного магазина, а прабабушкина модная шляпка с вуалью - на помойке. В мусорный бак отправятся и многочисленные старые фотоальбомы, письма, открытки многое другое, не оставив от семейной памяти камня на камне. К сожалению, я сама нередко наблюдала как из мусорного бака обреченно выглядывали углы старинных выпускных альбомов, и советских поздравительных открыток, написанных выцветшими от времени чернилами.

Для того, чтобы семья была богата не только материально, чтобы в ней росли неравнодушные, духовно здоровые люди необходимо:

  • поддерживать семейные традиции, а если их нет, то придумать свои, новые и нескучные, направленные на то, чтобы объединить всех членов семьи;
  • рассказывать детям историю вашей семьи, вместе с ними пытаться узнать что-то новое, интересоваться своими предками (например, можно составить красочное генеалогическое древо – обычно такое задание дают ученикам средней школы);
  • вместе с детьми рассматривать старые фотоальбомы, по возможности рассказывая им о людях, изображенных на фотографиях, их жизни и судьбе;
  • прививать подрастающему поколению бережное отношение к семейным реликвиям, интересоваться историей этих вещей;
  • тараться развивать в детях чувство гордости за своих предков, любовь к родине, гуманизм и неравнодушие к окружающему миру.

Всего этого можно достичь, только подавая своим детям собственный пример. Я думаю, что это не трудно, если действовать от души.

На первом подготовительном этапе я предлагаю подобрать одну или несколько семейных реликвий, наиболее значимых для человека сейчас. Это не простая задача.

Во - первых, большинство российских семей очень бережно относятся к старым вещам, которые, даже перестав быть нужными, ещё много лет хранятся на антресолях. Сделать выбор из такого многообразия очень сложно. Возможна и обратная ситуация, когда семья, переезжая на новое место жительства, берёт с собой лишь минимум вещей. И тогда все напоминания о прошлом остаются в этом самом прошлом.

Во – вторых, подчас реликвии оказываются или слишком громоздкими (бабушкин буфет или прабабушкин сундук), или слишком хрупкими (фарфор, старинные книги), или слишком ценными (бриллиантовая диадема). И тогда почти не реально показать эту вещь.

В – третьих, реликвии могут быть весьма интимного свойства (любовные письма, предметы туалета и т. п.), и представление их публике также нежелательно.

Однако трудности эти преодолимы, и на первом этапе работы с реликвиями происходит погружение в семейную историю, мифы и традиции. Тогда надо начинать собирать информацию у родственников о хранящихся в семье вещах и их первых хозяевах, размышлять о предках и их роли в твоей судьбе. Всё это помогает формированию запроса.

На втором этапе работа продолжается по прояснению и уточнению информации, когда отобранные реликвии хранятся. Как правило, рассматривание реликвий и рассказ о них создают в семье атмосферу благоговейного трепета и уважения, что, безусловно, благотворно сказывается на состояние ребенка, наполняя его гордостью и уважению к собственным корням.

Задача родителей на этом этапе состоит в прояснении запроса. Для этого используют следующие вопросы:

1. Чья это вещь? Что значит этот человек в вашей судьбе и для вашей семьи?

2. У кого хранится эта вещь? Как с ней обращаются? Принято ли демонстрировать её гостям?

3. Какие мысли и чувства рождает в Вас соприкосновение с этой вещью? Какие воспоминания навевает?

4. Знаете ли Вы историю этой вещи и её обладателя достаточно полно или эта история полна загадок и тайн, «белых пятен»?

5. Если Вы являетесь хранителем этой вещи, то кому и когда Вы передадите её для дальнейшего хранения? Зачем? Как бы Вы хотели, чтобы с ней обращались?

Всё глубже погружаясь в контакт с «материальным свидетельством» семейной истории, ощущая интерес и поддержку взрослых, ребенок испытывает всё меньше тревоги и всё больше чувствует уверенность в своих силах. На этом этапе запускается процесс примирения и принятия своих корней такими, каковы они есть.

В заключении хочется отметить, что подобная работа является не только эффективным способом переработки семейной истории, но и увлекательнейшим процессом, дающим практически неограниченное пространство для творческой активности.

Каждая реликвия – это прикосновение к живущей в памяти людей истории Великой Отечественной войны. Расспросите взрослых о реликвиях, хранящихся в вашем доме. Оживите страницы истории рассказами о дорогих вам предметах. Семейные реликвии – это огоньки нашей памяти. Сегодня зажигаем их мы с вами. Он и Она. Ты и Я. Пусть через много лет дети скажут: «Мы знаем. Мы помним. Мы сохраним».

Семейная реликвия – это дорогая по воспоминаниям вещь, оставленная по наследству родными людьми. Семейная реликвия – это лицо семьи или целого рода.

Какой будет семья завтра?

Ученые строят прогнозы, а создавать семью нам. Но, чтобы каждый был счастлив у себя дома, нужно, чтобы все мы вместе и каждый в отдельности тоже взяли под защиту тот мир, в котором живем, - мир семьи. Мы стоим на пороге жизни. Перед нами множество дорог. Выбирая свой путь, знай, что он будет нелегким. Приведет ли он к счастью? Это зависит в первую очередь от нас!

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Савельева Олеся

МКОУ СОШ №6 г.Острогожска, 6 «В» класс

Руководитель — Лахина Тамара Николаевна

Рассказ семейной реликвии.


Я очень люблю рассматривать вещи, которые в нашей семье считаются семейными реликвиями. Мне кажется, что все они ведут неслышный рассказ о тех людях, с которыми они были связаны, о тех событиях, немыми свидетелями

которых они стали. С особым волнением пересматриваю документы времен Великой Отечественной войны. События тех страшных лет оставили неизгладимый след в истории каждой русской семьи. И моя семья не исключение.

С трепетом беру в руки маленькую, потрёпанную от времени красную книжечку с надписью «Военный билет» и пятиконечной звездой на обложке. Этот документ, ставший теперь семейной реликвией, принадлежал когда-то моему прадедушке по маминой линии Сотникову Ивану Петровичу. К сожалению, мне не довелось увидеть его живым, потому что прадедушка умер задолго до моего рождения, но в нашей семье бережно хранится память о нем и его военном пути. Перелистывая страницы «Военного билета», я будто слышу его шелестящий тихий голос и мысленно погружаюсь в историю жизни родного мне человека.

Мой прадед, Сотников Иван Петрович, родился 20 августа 1913 года в небольшом селе Терновое Острогожского (в то время Коротоякского) района Воронежской области в крестьянской семье. Родители были простыми людьми,

держали небольшое хозяйство, работали в поле. Кроме Ивана, в семье было еще трое сыновей: Степан, Егор и Федор. Прадедушка был самым старшим из них, поэтому с ранних лет помогал родителям во всем. Жизнь была очень трудной, особенно после революции 1917 года и в годы Гражданской войны. Но постепенно все налаживалось: отец вступил в колхоз, дети пошли учиться. В 1927 году прадедушка окончил 4 класса сельской школы, хотя в то время ему было уже 14 лет. Сразу пошел работать в колхоз, так как родителям трудно было содержать большую семью. 2 сентября 1935 году был призван на действительную службу Острогожским РВК и зачислен в запас. В 1936 году в жизни прадедушки случилось важное событие: он привел в родительский дом молодую жену, Дарью Ивановну. Через два года у них родилась дочь Евдокия. Началась счастливая семейная жизнь, которая была прервана 30 мая 1941 года. В этот день прадедушку призвали на военную переподготовку, которую он проходил в селе Петропавловка Острогожского района в 57 стрелковом полку.

22 июня 1941 года, в день, когда военные сборы заканчивались, прадедушка узнал, что началась война. Домой он так и не вернулся. Успел лишь сообщить, что отправляют на фронт. Ему было очень трудно расставаться с женой, ждущей второго ребенка, до рождения которого было всего несколько месяцев. Разве мог прадедушка предположить, что даже о том, кто у него родился, он узнает почти через пять лет?! А еще он понимал, что кроме него в ближайшие дни отправятся защищать Родину и его братья. Старшим в семье останется Федор.

57 стрелковый полк был преобразован в149 стрелковую дивизию, в составе которой Сотников Иван Петрович 26 июня 1941 года был направлен на Смоленский фронт. Дивизия перемещалась по маршруту Острогожск - Воронеж - Елец - Ефремов - Волово - Горбачёво - Сухиничи. В начале июля 1941 года заняла оборону на левом берегу р.Десны, потом отражала наступление врага в направлении Ельни. До конца июля дивизия вела тяжёлые наступательные бои под Смоленском, с трудом продвигаясь вперёд. 2 августа танковые дивизии противника атаковали части 149 стрелковой дивизии и, фактически смяв их, стали продвигаться на юг, к Рославлю. К 3 августа дивизия оказалась в окружении вместе со 145-й стрелковой дивизией и 104-й танковой дивизией. Во время страшного боя 4 августа 1941 года при попытке прорыва

окружения под городом Рославлем мой прадедушка оказался в немецком плену, а потом в концлагере.

Это был пересыльный лагерь для советских военнопленных на окраине Рославля. Территория лагеря была обнесена двумя рядами изгороди из колючей проволоки. Люди жили под открытым небом и в бараках. Был страшный голод: Кормили один раз в день, еда состояла из отрубей, размоченных в холодной воде, да и тех давали не больше 70 граммов. Колонны за пищей выстраивались за час-полтора до начала раздачи, которая длилась в среднем четыре часа. Все это время приходилось стоять под открытым небом в любую погоду. Спать приходилось прямо на холодной земле, даже под дождем. За любую провинность избивали и лишали пищи. Люди доходили до того, что пытались есть свои вещи. Условия жизни военнопленных были невыносимыми.

К сожалению, прадедушка почти ничего не рассказывал об этом страшном периоде своей жизни, говорил, что родным не надо знать о том ужасе. Он всегда плакал, как только его начинали расспрашивать о концлагере. Не сохранилось точных данных, куда он был отправлен после этого лагеря. Точно известно только то, что из плена он был освобожден лишь 25 марта 1945 года войсками 3 Армии. После фильтрационной проверки был направлен в 18 армейский запасный стрелковый полк (по данным списка освобожденных военнопленных), а затем в 1174 стрелковый полк, в составе которого автоматчик Сотников Иван Петрович принимал участие в боевых действиях по окружению и ликвидации группы немецких войск юго-восточнее Берлина, за что 2 мая 1945 года получил благодарность за отличные боевые действия в приказе №357 Верховного Главнокомандующего маршала Советского Союза тов.Сталина.

После Победы над фашистской Германией прадедушка продолжал служить до октября 1945 года, а потом вернулся в родное село, к своей семье. Ему суждено было прожить еще много счастливых мирных дней, воспитать пятерых детей, понянчить внуков. Но память о страшной войне навсегда осталась незаживающей раной в сердце и душе солдата Сотникова Ивана Петровича.

Я закрываю «Военный билет» и понимаю, что Великая Победа нашей Родины над страшным врагом складывалась из судеб таких простых русских солдат, каким был мой прадедушка, Сотников Иван Петрович. Ему я посвящаю

эти строки:

Спасибо, мой родной, спасибо, дорогой,

За то, что воевал и жертвовал собой,

Чтоб я сейчас жила, училась и спала

Спокойно потому, что ты прошёл войну.

Длинный текст, но реально зацепило...

В детстве бабушка любила повторять мне одну фразу: «Запомни, внученька, золото и украшения, которые хранятся в семье, можно продавать только в случае крайней необходимости. И никакого обмена на тряпки или модные вещи – это исключено!»

Пережившая две мировые войны и одну мировую революцию, бабушка знала о свойствах драгоценностей всё! Она отлично помнила, как в середине двадцатых с мамой ходила в магазин, похожий на большой склад, где за роскошное жемчужное ожерелье им выдали бутылку постного масла, небольшой мешок муки, пакет перловой крупы и несколько кусков хозяйственного мыла. Склад принадлежал американскому бизнесмену Арманду Хаммеру, который бойко выменивал у голодных жителей разорённой страны бесценные предметы искусства, антиквариат, меха и уникальные драгоценности на минимальный набор продуктов питания. Этот ловкий заокеанский «благодетель» стал при жизни почётным доктором 25 университетов и отошёл в мир иной с французским орденом Почётного легиона на груди.

В начале прошлого века, когда японцы ещё не научились выращивать жемчуг искусственно, а за каждым драгоценным зёрнышком полуголым ловцам приходилось нырять на изрядную глубину, – такое украшение стоило целое состояние. Но в ту страшную зиму прабабушкино ожерелье помогло спасти от голодной смерти всю семью.

«Украшения можно не только обменять на хлеб. В критической ситуации можно выкупить себе жизнь!» – учила меня бабушка. В подтверждение своих слов она рассказала историю, которая произошла на её глазах в послевоенные годы.

У бабушки была близкая подруга Лиля. Та скромно жила в крошечной квартирке на Молдаванке вместе с отцом и полуслепой сестрой Полиной, которую все звали тётя Поля. Ах, эти прелестные молдаванские дворики, так подробно описанные Бабелем и воспетые Паустовским! Представьте себе небольшой двухэтажный дом буквой «П» из медово-жёлтого пиленого ракушника, с крышей из тёмно-красной «марсельской» черепицы и ажурными коваными воротами, которые закрывались ночью на огромный амбарный засов. По всему внутреннему периметру второго этажа шла просторная деревянная галерея, густо увитая виноградом, куда выходили не только окна, но и двери всех квартир. Попадали туда по старинной чугунной лестнице, такой музыкально-гулкой, что бесшумно подняться наверх было практически невозможно.

Летом вся жизнь дома сосредотачивалась именно на этой галерее и во дворе. Душными летними ночами жильцы дружно покидали свои комнаты, чтобы спать на ватных матрасах на галерее или на скрипучих, порыжевших от времени раскладушках посреди двора. Днём хозяйки выставляли на галерею грубо сколоченные табуретки. С утра и до позднего вечера там шипели медные примусы. Варить летом борщ, уху или жарить бычков «у помещении» было не принято!

Словом, не двор, а огромная коммунальная квартира, где все обитатели – невольные свидетели самых интимных подробностей жизни соседей.

В глубине двора имелись обширные погреба – «мины», вырытые ещё в те легендарные времена, когда контрабандисты прятали там бочки с итальянским вином и греческим оливковым маслом, тюки турецкого табака и французских кружев. Бандиты, доморощенные революционеры и анархисты устраивали в погребах склады с оружием и боеприпасами. Сложная система ходов и тоннелей соединяла «мины» с городскими катакомбами. Зная их расположение, можно было без труда пробраться на морское побережье или выйти далеко за город в безлюдную степь.

Вот в таком молдаванском дворике родилась и выросла Лиля.

Она с успехом окончила медицинское училище и поступила на работу в одну из городских больниц. В самом начале войны молодую медсестру перевели работать в военный госпиталь. Когда немцы стали бомбить город, а в окопы на линии обороны можно было доехать на трамвае, Лиля вместе с коллегами-медиками сутками вывозила тяжелораненых бойцов в порт. Оттуда суда уходили в Крым и Новороссийск.

Сама Лиля уезжать не собиралась. Ей было страшно оставлять беспомощную Полину и спивавшегося отца-художника. Это была официальная версия её отказа эвакуироваться на восток вместе с отступавшей армией. Но существовала ещё одна серьёзная причина, по которой Лиля осталась в городе. Но об этом знали всего несколько человек.

Буквально с первых дней оккупации в Одессе начал действовать подпольный штаб антифашистского сопротивления. Лиля как ни в чём не бывало вернулась на работу в больницу. Полина по мере сил занялась домашним хозяйством, а отец неожиданно бросил пить и с головой погрузился в творчество. Он рисовал неплохие копии с полотен известных художников, вроде Куинджи «Дарьяльское ущелье. Лунная ночь» или «Большая вода» Левитана. Румыны охотно меняли его картины на мясные консервы из солдатских пайков и ворованный на немецких складах керосин.

Тот холодный октябрьский день 1941 года Лиля запомнила на всю жизнь. Оккупанты гнали по городу длинную колонну серых от страха полуодетых людей. Женщины, старики, дети шли молча. Тишину нарушало только зловещее шарканье тысяч ног да бряцание оружия румынских конвоиров, которые сопровождали колонну. Жители домов, мимо которых текла эта немая человеческая река, с ужасом смотрели на нескончаемый поток людей, обречённых на смерть. Евреев вели за город, где их расстреливали и сбрасывали в противотанковые рвы, вырытые в середине лета во время обороны города. Многих загоняли в сараи, обливали керосином и сжигали заживо.

Вместе с двумя соседками Лиля стояла на обочине, не в силах повернуться и уйти. Вдруг в этой скорбной людской толпе она заметила молодую рыжеволосую женщину с девочкой лет семи. На лице несчастной матери было такое дикое отчаяние, что Лиля содрогнулась от жалости и собственного бессилия. Внезапно шедший впереди старик споткнулся и упал. Движение колонны приостановилось. К старику тут же подскочили конвоиры. Солдаты начали избивать беднягу прикладами винтовок, заставляя подняться.

Всё произошло в считаные мгновения. Рыжеволосая женщина с силой толкнула девочку прямо Лиле в руки и, не оглядываясь, быстро пошла вперёд. Лиля инстинктивно прижала дрожавшего ребёнка к себе, ловко закрыв краем широкой шали. А обе соседки, не сговариваясь, сделали шаг вперёд, загородив собой Лилю и малышку.

С величайшей предосторожностью Лиля привела ребёнка домой. Вместе с Полей они решили сначала выкупать девочку и переодеть в чистое, ведь на ней были жалкие обноски. Румыны отбирали у обречённых на смерть всё, включая одежду. И тут женщин ждал сюрприз. На шее у ребёнка на прочном шнурке висел маленький кожаный мешочек. Лиля высыпала содержимое на стол – несколько массивных золотых колец, тяжёлая витая цепочка от часов, три золотые царские монеты и шестиконечная Звезда Давида, украшенная россыпью мелких бриллиантов.

– Несчастная мать заплатила тебе, чтобы ты спасла её дитя, – тихо сказала тётя Поля, и обе женщины расплакались.

Всем, кто осмелился прятать евреев, грозил расстрел. К чести соседей, на Лилю не донёс никто, хотя в городе было предостаточно негодяев, которые регулярно «стучали» в румынскую сигуранцу. Ради возможности занять чужую комнату, поживиться имуществом или отомстить за старую обиду. Спасённая девочка осталась в семье Лили. Для всех она была дочерью погибшей при бомбёжке двоюродной сестры из Аккермана, о чём имелась искусно изготовленная в подпольной типографии справка. Все звали девочку Рита, хотя настоящее имя её было Рахель.

– Запомни, детка, – твердила Лиля, – тебя зовут Ри-и-та!.. А я – твоя тётя Лиля.

Как выжить в оккупированном городе – тема отдельного рассказа. Работая в больнице, Лиля доставала продукты, медикаменты, гражданскую одежду и передавала подпольщикам, прятала в глубине двора партизанского связного и помогала известному в городе хирургу оперировать раненых советских солдат, которых прятали в катакомбах.

А потом наступил апрель 1944 года. Жизнь в освобождённом от фашистов городе стала постепенно входить в мирную колею. Возвращались из эвакуации соседи, на улицах города появились раненые бойцы, приехавшие в санатории для лечения, спешно восстанавливали разрушенные причалы порта. В том году удивительно рано зацвела знаменитая белая акация. Её хмельной аромат кружил голову, наполнял городские улицы душевным праздничным настроением.

Лиля решила в свой выходной день вымыть окна и постирать шторы. А тётя Поля вместе с Ритой устроилась на галерее, чтобы почистить на обед картошку. Сосед инвалид, опершись на костыль, грелся на солнышке и неторопливо играл сам с собой в шахматы.

Лиля не сразу заметила коренастого молодого офицера с пыльным вещмешком на плече. С потерянным видом военный вошёл во двор, огляделся, тяжело вздохнул…

– Товарищ капитан, вы кого-то ищете? – участливо спросил сосед. Офицер не успел ответить. На весь двор прозвучал детский крик:
– Папа!!!

Громко стуча босыми пятками по чугунной лестнице, к капитану кинулась маленькая Рита-Рахель. Офицер рывком сбросил вещмешок на землю и подхватил девочку на руки. Они замерли посреди двора, крепко обхватив друг друга руками, словно альпинисты, зависшие над бездонной пропастью, в которую рухнула и исчезла навсегда их довоенная, спокойная и счастливая жизнь.

Капитана накормили жареной картошкой, напоили чаем. Рита сидела рядом, вцепившись в рукав отцовской гимнастёрки, словно боялась, что тот может внезапно исчезнуть.

– Как вы нас нашли? – не скрывая удивления, спросила Полина.

Капитан помолчал, вытащил из кармана пачку папирос, повертел в руках, сунул обратно, смущённо кашлянул, прикрыл глаза ладонью и наконец ответил:
– Можете не верить, но несколько раз мне снилась жена… Она уверяла, что ей удалось спасти нашу дочь. Откровенно говоря, я не надеялся… мистика какая-то… Простите, я выйду… покурю…

На следующий день капитан возвращался на фронт. Его короткий отпуск заканчивался. Перед отъездом он записал Лиле адрес своей сестры, которая до войны жила в Виннице, но летом сорок первого успела эвакуироваться в Ташкент.

– Спасибо вам за всё, – прощаясь, сказал капитан. – Даже не знаю, смогу ли отблагодарить вас.

Осенью сорок пятого за Ритой приехала её родная тётка из Винницы. Она привезла скорбную весть – отец девочки погиб в конце мая под Веной. Лиля попыталась уговорить женщину не забирать Риту. Но та со слезами на глазах объяснила:
– Этот ребёнок – всё, что у меня осталось. Обещаю вам, мы никогда не забудем вашу доброту.

Лиля перестирала и тщательно погладила Ритины вещички, аккуратно сложила всё в узелок и неожиданно засуетилась.

– Постойте! Заберите ещё вот это.

Достала кожаный мешочек, принялась смущённо объяснять:
– Пришлось продать одно кольцо, чтобы купить дрова. Уж очень холодная зима выдалась в сорок втором.
– Нет-нет, что вы! Оставьте себе… Вы заслужили.

В женский спор неожиданно вмешался Лилин отец.

– Мадам, – торжественно сказал старик, – за кого вы нас имеете? Заберите ваши сокровища. Это же семейные реликвии. Риточка скоро невестой станет. Для девочки это память о матери и готовое приданое.

Рита уехала, и жизнь Лили потекла своим чередом.

Вскоре в соседнюю пустовавшую комнату на втором этаже вселился новый постоялец Аркадий Степанович, солидный мужчина лет сорока, с нашивкой за ранение и широкой орденской планкой на полувоенном кителе. С собой он привёз две подводы серьёзного имущества – железную кровать, резной комод, массивный стол, ящики с книгами и посудой, трофейный патефон и портрет Сталина в тяжёлой резной раме. Любопытные соседки выяснили, что Аркадий Степанович холост и работает завхозом в одном из санаториев города. Новый жилец был обаятелен, подтянут, охотно угощал соседей папиросами, утром благоухал одеколоном «Шипр», а по воскресеньям любил сидеть на галерее и читать свежую газету. Словом, положительный во всех отношениях персонаж и завидный жених. Впрочем, новый сосед имел одно увлечение, заинтриговавшее всех.

Как-то раз тётя Поля, осторожно спускаясь по лестнице, столкнулась с Аркадием Степановичем, за которым робко шла незнакомая молодая женщина.

– Вот, встретил старинную приятельницу, пригласил на чай, – объяснил Аркадий Степанович, помогая женщине преодолеть последнюю ступеньку.

Закрыв за собой дверь, Аркадий Степанович включил патефон. Старый молдаванский двор наполнился популярной мелодией танго «Брызги шампанского».

Потом в гости к нему заходили бывшая одноклассница, коллега, подруга детства, троюродная сестра из Киева… Три-четыре раза в неделю соседи получали бесплатный концерт и богатую пищу для сплетен. Блондинки, брюнетки, в основном молодые женщины – у Аркадия Степановича был отменный вкус! Кстати, ни одна женщина не приходила дважды. У жителей двора время от времени возникали серьёзные дискуссии на тему морали. Неутомимый Аркадий Степанович имел яростных сторонников, которые приводили аргументы в его защиту. После войны молодых неженатых мужчин катастрофически не хватало. Для одиноких женщин такой мимолётный «санаторный роман» – единственный способ получить крошечную порцию женского счастья.

В самом конце лета у Аркадия Степановича появилась новая пассия. Симочка была из породы тех женщин, которые привлекают внимание абсолютно всех мужчин, включая грудных младенцев и парализованных старцев. Длинноногая, с отличной фигурой, атласной кожей и копной смоляных кудрей, она благодаря острому на язык соседу инвалиду получила прозвище Кармен. К всеобщему удивлению, Кармен пришла и на следующий день. А потом стала являться регулярно. Она угощала детишек во дворе леденцами, а к Лиле прониклась особой симпатией, подарив французский шёлковый шарфик и плитку настоящего шоколада Московской фабрики имени Бабаева.

Тёплым воскресным утром, когда все жители дома неспешно занимались домашними делами, Аркадий Степанович вместе с Симочкой вышел на галерею. Его белоснежная рубашка и тщательно отутюженные брюки привлекли всеобщее внимание. Сиявшая Сима в новом крепдешиновом платье была неотразима.

– Внимание, товарищи! – громко сказал Аркадий Степанович. – Хочу в вашем присутствии сделать важное заявление!

Тут он по-гусарски опустился на одно колено, взял узкую руку Кармен в свои широкие сильные ладони и торжественно объявил:
– Многоуважаемая Серафима Юрьевна! Предлагаю вам свою руку и сердце. Я люблю вас и не мыслю своей жизни без вас…

Все закричали «Ура!» и зааплодировали. Аркадий Степанович вытащил из кармана маленькую коробочку и торжественно вручил розовой от смущения невесте.

В коробочке лежала роскошная брошь. Золотой жук-скарабей с бирюзовой спинкой держал в золотых лапках шарик из бледно-розового коралла.

– Семейная реликвия, – потупившись, объяснил Аркадий Степанович. – Единственная память о покойной матушке. Вещь уникальная!

Соседки восхищённо заохали, а Симочка почему-то побледнела и, сославшись на неотложные дела по случаю предстоящей свадьбы, вскоре ушла.

Аркадий Степанович, казалось, не заметил стремительного бегства своей возлюбленной. Он был занят организацией традиционного мальчишника, с домашним вином, обильной закуской и, конечно же, танцами под патефон. Праздник длился до глубокой ночи. А рано утром к Аркадию Степановичу пришли с обыском.

Лилю и соседа инвалида пригласили в качестве понятых. В тот же день бледная Лиля прибежала к моей бабушке. Всхлипывая и вытирая слёзы, Лиля залпом выпила стакан воды с валерьянкой и начала свой рассказ.

Их было четверо – рослый мужчина в штатском, местный участковый и ещё два милиционера, один из которых остался на галерее, загородив входную дверь.

– Вчера в присутствии свидетелей вы подарили это ювелирное изделие гражданке Полянской? – спросил человек в штатском, вытаскивая из кармана скарабея.

Аркадий Степанович в шёлковой пижаме, слегка опухший от вчерашнего застолья, спокойно кивнул головой.

– Всё верно. Эта семейная реликвия принадлежала моей покойной матери.
– Как её звали?
– Пелагея Васильевна… Я не понимаю, к чему эти странные вопросы?

Мужчина повертел жука в руках, ловко поддел что-то пальцем. С тихим щелчком зеленовато-голубая спинка скарабея раскрылась, словно два крошечных лепестка.

– Здесь написано «Ребекка», – насмешливо сообщил мужчина в штатском и показал надпись понятым.
– Ну да… Так звали мамину подругу, которая сделала ей этот подарок, – не моргнув глазом нашёлся Аркадий Степанович.
– Начинайте обыск! – последовала команда.

Лиля отвернулась к окну. Ей было мучительно неловко смотреть, как выворачивают ящики комода, роются в чемоданах, простукивают подоконники и внимательно изучают крашенный коричневой краской пол. Аркадий Степанович сидел на стуле под портретом Сталина и невозмутимо наблюдал за происходившим.

– Встаньте и отойдите в угол! – вдруг скомандовал ему человек в штатском.

Только тут Лиля заметила, что у внешне спокойного соседа на висках выступили капли пота. Участковый осторожно снял портрет, а человек в штатском подошёл к стене и стал пристально рассматривать обои.

– За портретом в стене нашли тайник. В нём было спрятано семнадцать мешочков, около килограмма золота! – прошептала Лиля и опять заплакала. – Семнадцать! Ровно столько малышей загубил этот мерзавец.

Позже участковый рассказал, что такие, как Аркадий, специально охотились за детьми с мешочками на шее. Они отбирали золото, а ребёнка толкали назад в колонну или приводили на следующее утро в сигуранцу. Прошлой зимой прямо на улице Аркадия опознала женщина, но ему удалось выпутаться. Он понял, что нужно срочно уезжать из города. Однако получить легальную прописку в другом месте по тем временам было невозможно. И тогда этот подлец придумал простой, как всё гениальное, план. Решил срочно найти себе жену. Причём женщину из уважаемой семьи, со связями и особым статусом.

Сима Полянская, дочь московского профессора, казалась идеальной кандидатурой. Одного не мог знать Аркадий. Её дед был известным до революции одесским ювелиром, который на совершеннолетие каждой дочери, а их у него было пять, изготавливал особый подарок-талисман. Жук-скарабей достался Ребекке – самой младшей, которая изучала историю и мечтала стать египтологом.

Каждое лето Сима специально приезжала в Одессу. В семье очень надеялись, что хоть кому-то из одесской родни удалось спастись…

– А если бы этот гад подарил Симе банальную цепочку? Спокойно бы уехал, затерялся в столице, – покачала головой моя бабушка.
– Да, но желание произвести на невесту впечатление сыграло с Аркадием злую шутку. Кстати, мы так и не узнали его настоящего имени. У него всё было фальшивое – и награды, и нашивка за ранение…

В конце шестидесятых, после смерти отца и тёти Поли, Лиля осталась совсем одна. И тут в старом дворе на Молдаванке появилась Рита, которую жизнь занесла в далёкий Новосибирск.

– Тётя Лиля, собирайся! – решительно заявила молодая женщина. – Будешь жить с нами. Мне невыносимо думать, что ты в четырёх стенах здесь сидишь. У вас же тут даже телефона нет! Про горячую воду я вообще молчу.
– Риточка! – с сомнением покачала головой Лиля. – Не хочу быть тебе обузой на старости лет.

У Риты в глазах заблестели слёзы.

– Тётечка, родная, ближе тебя у меня никого нет! Я так и сказала детям – ждите, скоро привезу вашу одесскую бабушку.

Перед отъездом Лиля принесла нам подарок – копию с картины Куинджи «Дарьяльское ущелье. Лунная ночь».

– Понимаю, что картина никакой ценности не представляет. Просто будете смотреть на неё и иногда вспоминать обо мне.

Теперь «Лунная ночь» висит над моим рабочим столом. Некоторое время назад я обнаружила, что поверхность картины стала как-то странно выгибаться. Пришлось тащить её к знакомому художнику-реставратору.

К моему удивлению, Толик позвонил в тот же вечер и возбуждённо проорал в трубку:
– Слушай, подруга. Продай мне Куинджи! За любые деньги!
– С чего это вдруг? – насторожилась я.
– Это же уникальная картина! Я такого никогда не видел! Представляешь, она написана не на холсте, а на куске медицинской марли, на которую мучным клейстером наклеены одесские газеты времён немецкой оккупации. За большие деньги показывать её буду.
– Не могу! – твёрдо ответила я.
– Почему?
– Это семейная реликвия.

Галина КОРОТКОВА,
г. Одесса, Украина

Память - основа нравственности, беречь

память - это наш нравственный долг перед

самим собой и потомками. Память - наше

богатство.

Д.С. Лихачев

Многие задаются вопросом: «А что такое реликвия?» Слово реликвия происходит от латинского глагола «оставаться» - это свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого. К реликвиям может относиться любой предмет, передаваемый из поколения в поколение.

Но семейная реликвия-это не просто вещь, а ещё и предмет, который может многое рассказать об истории семьи. Хранить семейные реликвии – это замечательная традиция, которая есть во многих семьях, в том числе и нашей.

Вот уже 70 лет бережно и трепетно храним мы в своём архиве фронтовые письма моего прадедушки Соловьёва Василия Кузьмича. Их сохранилось всего 159. Это пожелтевшие, истлевшие от времени листочки, в которых - трагическая судьба молодой советской семьи, ничем не отличающейся от миллионов других, которые были втянуты в пекло войны.

Во время Великой Отечественной войны письма были порой единственной возможностью узнать что-то о близких. По статистике военных лет, с 1941 по 1945 год в армию и на флот их ежегодно доставлялось до 70 миллионов и примерно столько же шло с фронта родным и близким. Солдаты в часы отдыха, а иногда и во время боёв, писали письма на листочке бумаги, а затем складывали их особым образом, чтобы получался треугольник. Такие треугольники отдавали на военную почту. Они были без марок, а только с печатью полевой почты. Это связано не только с нехваткой конвертов, но и с тем, что военной цензуре намного легче было развернуть « треугольник ». Популярным было стихотворение:

Так лети с приветом жарким

На заветное крыльцо,

Треугольное, без марки,

Фронтовое письмецо!

На письмах и на открытках ставились специальные штемпели: «Проверено цензурой». Пройдут годы, но солдатское письмо, долгожданный гость времен Великой Отечественной войны, навсегда останется в памяти истории нашей страны.

Моя бабушка с душевным трепетом познакомила меня с письмами моего прадедушки. Они очень заинтересовали меня, и я изучила его биографию.

Мой прадедушка родился 15 сентября 1912 года в городе Барнауле. Семья большая – отец, мать, пятеро детей – сыновья.

Время было непростое: революция, гражданская война. Во время гражданской войны погиб их отец. Мама и старшие братья, уже подростки начинают работать и учиться, а младшие учиться в школе – это мой прадедушка и его младший брат. Прадедушка, окончив школу, работает и учится в политехническом институте в Ленинграде. Его призывают в армию с 3-его курса института, направляют на курсы Красных командиров. Наступает время финской войны – прадедушка участвует в этой войне.

В городе Белостоке он начинает свой боевой путь – путь Великой Отечественной войны.

С первых дней и до 1944 года он на передовой позиции, участвует в боях на Ленинградском фронте, на 2-ом Украинском фронте.

Прадедушка был не одиножды ранен и контужен. Когда его направляли в тыл, в госпиталь, то он, не долечиваясь, возвращался к себе в полк. На войне людям очень тяжело: вокруг грязь, боль, кровь, смерть! Но несмотря на это, дедушка всегда находил время написать письмо своей жене и дочери: подбодрить их весёлым словом, успокоить, пообещать, что война скоро закончится и он вернётся. Эти письма помогали бабушке не отчаиваться даже в самые трудные минуты жизни: когда потерялись родственники, когда не хватало еды, и когда от голода умирала семимесячная дочь. Именно

поэтому каждое письмо становилось реликвией и бережно хранилось.

До 1955 года дедушка служил в рядах советской армии, потом вышел на пенсию и переехал в Псков. Работал в профкоме предприятия, был заместителем начальника совета ветеранов Великой Отечественной войны. Он помогал очень многим людям в решении бытовых и жилищных вопросов. И люди были очень благодарны ему.

Я не один раз перечитывала письма моего прадедушки. Они вызывают у меня сильные чувства: чувство гордости за людей, которые выстояли и победили в этой войне, чувство радости – потому что близкие и родные вернулись с фронта живыми, чувство счастья – потому что, несмотря на все трудности, которые пришлось пережить бабушке с дедушкой, им удалось сохранить любовь и бережное отношение друг к другу.

Я обязательно буду дорожить этими письмами, хранить историю своего рода, своей семьи для будущих поколений.

Семейная реликвия.

Семейная реликвия - это дорогая по воспоминаниям вещь, оставленная по наследству родными людьми. Семейная реликвия - это лицо семьи или целого рода. В своем сочинении я хочу рассказать о реликвии нашей семьи, которая осталась нам на память от наших предков.

Реликвией может быть любая вещь, от обычной фотографии до драгоценного камня. Хранить семейные реликвии - это замечательная традиция, которая есть во многих семьях, в том числе и нашей.

Мама мне рассказала, что у моей прабабушки, в хате, где она жила, был святой угол, и в нем висело много икон, которые после смерти маминой прабабушки Агафьи остались у ее дочери, моей прабабушки Гончаровой Веры Михайловны. Прабабушка сумела сохранить эти иконы, несмотря ни на что. Особенно очень трудно пришлось во время войны, когда немцы приходили в деревню. Она их прятала, переживала, чтобы их не нашли и не забрали, потому что очень дорожила ими. По преданию, эти иконы появились в нашем роду на свадьбе, и считалось, что они несут мир и добро в семью. Прабабушка Вера передала иконы своим детям: моей бабушке Оле и ее брату. Когда прабабушка была очень старенькая, она строго наказывала своим детям сохранять традицию: передавать иконы по наследству своим детям, чтобы в семьях было спокойствие и благополучие.

Моей маме досталась самая большая икона. Она на вид очень старая, но красивая. Это икона Святой Марии. Иконе очень много лет. Она написана на деревянной доске. Несмотря на то, что прошло столько лет, она хорошо сохранилась. Лик Святой Марии словно живой, особенно выразительны глаза. Они смотрят, излучая свет и доброту. Сколько лет этой иконе остается только догадываться, но моей прабабушке 30 сентября исполнилось бы сто лет.

Когда мы привезли икону домой, папа решил ее немного обновить и сделать ей рамку, чтобы наша реликвия хранилась еще много лет. Эта икона стоит у нас в детской комнате. Может быть, когда-то мама передаст эту икону мне, а я своим детям, и они тоже будут свято хранить эту реликвию.

Муниципальное образовательное учреждение

«Данковская средняя общеобразовательная школа»

Номинация

Семейная реликвия

Тема сочинения

Семейные реликвии о многом могут рассказать.

Учитель (руководитель) :

Токарь Катасонов

Ольга Анатольевна Александр Сергеевич

учитель начальных классов учащийся 4 класса

В нашей семье есть много интересных вещей, которые хранятся в бабушкиной ракушечной шкатулке. Чего там только не найдешь! Это и старинные необычные украшения, и старые деньги, разные документы… Там хранится и трубка, которую я видел в энциклопедии в руках у великого императора - Петра первого. Однажды я заинтересовался: откуда же появилась эта трубка в нашей семье? Я спросил об этом у моей бабушки - хранительнице этой шкатулки. Она сказала мне, что эта трубка принадлежала моему прапрадедушке Кузину Петру Павловичу. Он был заядлым курильщиком и практически никогда не расставался со своей трубкой. Только в двух случаях он не брал ее с собой, когда шел на охоту и когда фотографировался. Он работал мастером на ситценабивной фабрике Коншина. Петр Павлович считался одним из лучших мастеров на фабрике. Рабочие уважали его за знания и справедливость. Они определяли его настроение по тому, как он шел по цеху. Если с трубкой во рту - значит настроение хорошее. Если трубка в руках - значит что-то не так. Трубка была всегда погашена, в цеху он никогда не курил.

А однажды во время революции с ним приключился такой случай. Он сам был очень трудолюбив и не любил, когда рабочее время тратят попусту. Революцию он принял сразу, но в это время работа на фабрике часто прерывалась митингами. И на одном таком митинге он сказал: “Воевать - так воевать, работать - так работать, а лясы точить нечего”. За что рабочие вывезли его на тачке за ворота фабрики. Мой прапрадедушка остался без работы, которой посвятил всю свою жизнь. Но Петр Павлович был очень гордый человек и никогда не ходил просить за себя. Семья осталась без средств к существованию. В это время его мать жила в деревне на даче. Рядом снимала дачу Мария Ильинична Ульянова, мама вождя революции Владимира Ильича Ленина, который часто приезжал к ней. Мать моего прапрадедушки дождалась приезда Владимира Ильича, пошла и рассказала ему всю эту историю, на что он сказал: ”Неужели на месте сами не могут разобраться кто враг, а кто нет”, и написал записку руководителю рабочего комитета. По этой записке Петра Павловича восстановили на фабрике, и он до самой старости проработал там мастером.

Я, конечно, понимаю, что курение - это вред, но в данном случае я хотел рассказать не только о реликвии нашей семьи, которая передается из поколения в поколение, но и о замечательном человеке, который является моим предком по маминой линии. А рассказала мне об этом моя бабушка, Карнаухова Наталья Евгеньевна, внучка Кузина Петра Павловича. Она в нашей школе руководитель школьного краеведческого музея и знает много интересного как о нашей семье, так и об истории нашего района. И теперь наши семейные реликвии - печной изразец, старинная книга, которой уже 100 лет и многие другие хранятся в нашем школьном музее.

Приезжайте в наш музей и вы узнаете много интересного об истории нашего рода и нашего Серпуховского района!

Муниципальное общеобразовательное учреждение-

Средняя общеобразовательная школа №13

141600, Московская область, Клинский муниципальный район,

Бородинский проезд, д. 23, телефон 8-496-2-74-06

«Семейные реликвии»

«Колечко»

Учитель (руководитель):

Арсентьева Елена Владимировна Кулигина Ксения

учитель начальных классов, Константиновна

телефон 8-903-241-71- 14 ученица 4 - б класса

(27.11.2001 год рождения)

В нашей семье есть реликвия. Это маленькое золотое колечко с голубым топазом. Не дорогое в цене, но дорогое сердцу кольцо оказалось достаточно старым. Ему насчитывается около ста пятидесяти лет. Грани камня изрядно затерты. По форме он напоминает каплю дождя, обрамленную маленькими золотыми рожками, как у улитки. Ничего особенного в нем нет, только когда берешь его в руки и надеваешь на палец, по телу пробегает дрожь. Всматриваясь в камень, начинаешь ощущать его глубину и неисчерпаемую энергию прошлых поколений. Эта тонкая энергетическая ниточка соединяет меня с моими предками. От осознания этого начинает захватывать дух. Я с вожделением жду того момента, когда смогу надеть его на свой пальчик и стать полноправной его хозяйкой. Но этот момент еще не настал. Я получу его в день моего рождения, когда мне исполнится шестнадцать лет, как и моя мама. Оно досталось ей от двоюродной бабушки, моей прабабушки, которая, к счастью, еще жива. Это она рассказала маме историю этого кольца, а мама передала ее мне.

Мою двоюродную прабабушку зовут Валентина Ивановна Чаброва. Среди своих мы называем ее «Лелька». Родилась она в деревне Тетерино, Клинского района и провела там все свое детство и юность. Потом вышла замуж и переехала жить в Москву. Родила сына и ютилась в маленькой однокомнатной квартирке на десятом этаже вместе со своей семьей. Рано потеряла мужа и растила сына одна. Сейчас они переехали в город Электросталь. Лелька помогает растить внуков, занимается нехитрыми домашними делами, ходит в церковь. Иногда приезжает на свою историческую родину. Долгими вечерами мы собираемся вокруг нее, пьем чай и слушаем рассказы о прежних временах, о наших предках.

В один из таких редких вечеров она еще раз рассказала уже мне историю нашей семейной реликвии. Я слушала ее, затаив дыхание. Слова лились из ее уст, а я погружалась сквозь толщу времен назад, когда Лелька была совсем еще маленькой девочкой.

Досталось ей это колечко от своей тетки, родной сестры ее отца. Звали ее тетя Дора. Родилась она в 1887 году, тоже в деревне Тетерино Клинского уезда Тверской губернии в многодетной семье зажиточного крестьянина. С детских лет девочке приходилось много трудиться. Ведь в достатке жили только те, которые вели хозяйство и много работали. Будучи еще совсем маленькой девочкой, в возрасте семи лет, Дора активно помогала семье. Вместе со своими братьями и сестрами вставала с первыми петухами, пропалывала сорняки, собирала поспевающие на огороде ягоды, ухаживала за скотиной. Ей даже доверяли доить корову. В ее обязанности входило нарвать травы для кроликов и рассыпать зерно курам. Времени для игр оставалось немного. Приходилось еще обучаться грамоте. В школу тетя Дора не ходила, тогда ее просто не было. Читать и писать ее обучали старшие братья. Грамоту тетя Дора освоила быстро, только доучиться не пришлось.

Родители выдали ее замуж в возрасте шестнадцати лет. После венчания, когда пришло время разбирать подарки, среди резных коромысел, хомутов и различной кухонной утвари оказалась маленькая берестяная коробочка. Внутри на атласной голубой подушечке лежал маленький перстенек, его голубой топаз разливался прозрачными голубыми гранями, как утренняя роса под первыми лучами солнца. Кто подарил его, осталось для нашей семьи загадкой. Известно только, что это была не молодая женщина, у которой не было детей. Она посоветовала тете Доре подарить это колечко только своей дочери. Случилось так, что у тети Доры своих детей не было, и когда у младшего брата родилась дочь, она полюбила ее как свою родную. Этой девочкой была Лелька.

Когда Лельке исполнялось шестнадцать лет она в качестве подарка преподнесла ей это кольцо. Рассказала ей о том, как оно к ней попало, кто эта женщина и велела подарить это колечко, только своей дочери. К сожалению, история той женщины, которая подарила кольцо тете Доре не дошла до нас, известно только, что она тоже получила его в подарок. Скончалась тетя Дора в 1952 году в возрасте шестидесяти пяти лет. Спустя тринадцать лет у Лельки родился сын, он был единственным ребенком в этой семье. Кольцо было подарено моей маме, когда ей исполнилось шестнадцать лет.

По рассказам мамы, в юности она не расставалась с этим кольцом ни днем, ни ночью. Она считала, что колечко придает ей силы и поднимает настроение. Мама иногда достает это колечко и с удовольствием носит его, напоминая мне о значимости этого кольца для нашей семьи. Не далек тот день, когда оно станет моим, и я стану полноправной его хозяйкой.

Я с гордостью приму этот дар из глубины столетий и постараюсь, чтобы история этого кольца на мне не закончилась.