Тема урока: Анализ геометрической формы предмета.

Цели урока:

  • Освоить практические навыки анализа геометрических форм предметов на основе их характерных признаков.
  • Научить выделять простейшие геометрические тела в реальных деталях.

Задачи урока:

  • Образовательные
    • приступить к формированию новых понятий геометрическое тело, анализ геометрической формы;
    • продолжить формировать у учащихся умение выполнять чертежи деталей.
  • Воспитательные
    • воспитывать потребность трудиться и добиваться наилучших результатов в учебе.
  • Развивающие
    • продолжить формирование приемов логического мышления (сравнение, анализ, синтез).

Оборудование:

  • для учителя – объемные деревянные модели геометрических тел: куб, призма, пирамида, шар, цилиндр, конус; таблица с наглядным изображением детали «опора». Фотография Невьянской башни.
  • для учащихся – раздаточный материал в виде карточек-заданий, содержащих наглядные изображения геометрических тел; деталей, состоящих из геометрических тел.

Структура урока:

  1. Организационная часть урока 1–2 мин.
  2. Актуализация знаний 3–5 мин.
  3. Изучение нового материала 10 мин.
  4. Чтение чертежей (устная работа) 5 мин.
  5. Индивидуальная графическая работа 10 мин.
  6. Обобщение изученного 5 мин.
  7. Домашнее задание 3 мин.

ХОД УРОКА

Объявить тему, цели урока.

– Хочу начать урок с информации, которая на первый взгляд, не имеет отношения к черчению. Чтобы церкви не терялись в пространстве и были отчетливо видны издалека, для них нужно было отыскать выразительный силуэт. Поиски его привели зодчих к композиционному решению храмов с ярусным верхом из ряда уменьшающихся восьмериков.
Прототипом старинных колоколен была сторожевая военно-оборонительная башня, которая строилась по традиционной схеме – восьмерик на четверике.
Ведущую роль в архитектурном облике уральского города Невьянска, расположенного в нашей области, играет знаменитая «падающая» башня <Приложение 1 >. Она была построена в 1725 году, ее видно с любой улицы города. Считают, что первоначально она была дозорной вышкой. Высота башни 57,5 метра. Башня состоит из четырех частей: «четверик», который занимает половину высоты. На четверике, один на другом, стоят три «восьмерика». Венчает башню «шатер». Говоря языком черчения, башня представляет собой сочетание геометрических тел. А вот каких – мы должны выяснить к концу урока.
(Записать тему урока в тетрадь)

Геометрическое тело – это замкнутая часть пространства, ограниченная плоскими и кривыми поверхностями.

Форма каждого тела имеет свои характерные признаки.
На партах у вас лежат карточки с описанием этих геометрических тел. Давайте познакомимся с ними поближе. <Приложение 2 >

(Учитель показывает макет геометрического тела, один из учащихся зачитывает определение и существенные признаки тела из карточки)

  • Упр. 4 из рабочей тетради <Приложение 3 >. Используя данные геометрические тела, напиши и нарисуй предметы быта, которые имеют форму указанных геометрических тел и их сочетаний.

В технике часто сравнивают форму детали с более простыми формами – геометрическими телами, а также используют формы геометрических тел для описания формы более сложных деталей.
Любая простая форма технической детали может быть представлена как форма геометрического тела (например, форма технической детали «ось» может быть представлена как форма цилиндра – см. рисунок 73 в учебнике), а форма сложного изделия – как сочетание форм геометрических тел (например, деталь «вилка» – см. рис.73 в учебнике, …, башня, о которой мы говорили в начале урока). В основу рассмотренного подхода к изучению деталей положен анализ его геометрической формы.

Анализ геометрической формы предмета – это мысленное рассечение предмета на составляющие его геометрические тела. (Записать в тетради)

Рассмотрим, как осуществляется анализ геометрической формы предмета по наглядному изображению детали. Деталь мысленно расчленяем на простые геометрические тела, называем их и рассказываем, как они расположены относительно друг друга в пространстве.
Например, деталь «Опора» (плакат на доске) состоит из прямоугольного параллелепипеда (1) с пятью сквозными цилиндрическими отверстиями. В центре верхней грани прямоугольного параллелепипеда расположена четырёхугольная призма (2) со сквозным цилиндрическим отверстием, ось и диаметр которого совпадают с осью и диаметром отверстия детали (1). Параллелепипеды соединены между собой двумя ребрами жесткости (3), имеющими форму треугольных призм, что обеспечивает устойчивое их крепление.

Применяя способ расчленения детали на простые геометрические тела, можно научиться быстро, правильно читать чертежи и грамотно их выполнять.

Задание: по наглядному изображению детали проанализируйте ее форму (наглядное изображение детали – плакат на доске) .

Ответ: в основании детали лежит прямоугольный параллелепипед со сквозным цилиндрическим отверстием в центре. С торцов к нему примыкают еще два прямоугольных параллелепипеда. Один имеет сквозное цилиндрическое отверстие, другой – прямоугольный вырез.

  • Упр. 6 из рабочей тетради <Приложение 4 >. Мысленно расчленить данные предметы на геометрические тела и записать их названия.

Названия элементов геометрических тел. Основание, грани, ребра, вершина, образующая (учитель показывает на макетах геометрических тел, см. рисунок в учебнике).

  • Упр. 7 из рабочей тетради <Приложение 5 >. Перечислить и записать названия геометрических тел, составляющих форму детали.

– А теперь давайте вернемся к началу урока. Как отмечают исследовали, Невьянская башня «родственна ярусным башням и колокольням Древней Руси, но отличается подчеркнутой суровостью». Я напомню вам о ней (зачитать информацию с доски) . <Приложение 6 >

– Познакомимся с определениями «четверик», «восьмерик», «шатёр» – я давала задание нескольким ребятам, найти значения этих слов в словарях. (зачитать, вывесить на доску)
Так как же сейчас, познакомившись с геометрическими телами, можно сделать анализ геометрической формы Невьянской башни?

Ответ: башня состоит из четырех частей – правильной четырехугольной призмы и трех восьмиугольных призм, стоящих одна на другой. Венчает башню восьмигранная пирамида.

– С какими еще геометрическими телами вы сегодня познакомились? (Шар, куб, конус, цилиндр)

– Для чего нужен анализ геометрической формы предмета? (Чтобы быстро и правильно читать и выполнять).

Домашнее задание: в учебнике §10, стр. 58 – 61. Придумать и выполнить наглядное изображение игрушки, форма которой состоит из простых геометрических тел (образец показать). Если трудно выполнить рисунок, можно вылепить игрушку из пластилина.

Литература :

  1. Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С. Вышнепольский.
  2. Рабочая тетрадь №3 по черчению для 7 класса, авторы: Н.Г.Преображенская, Т.В.Кучукова, И.А.Беляева.

Анализ геометрической формы предметов. Тела вращения. Группа геометрических тел

Оборудование для ученика:

Принадлежности, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова §10, 11, 16, цветные карандаши.

    Правила выполнения чертежей геометрических тел.

    Последовательность чтения группы геометрических тел.

Закрепление материала

Работа по карточкам

Закрепление материала

Используя цветные карандаши, выполните задание по карточке.

Анализом геометрической формы-

Чертеж детали по двум данным видам

Оборудование для ученика:

инструменты,

ф А4, инструменты

Анализировать чертежи, давать точную словесную характеристику изображенного на чертеже предмета.

Получение аксонометрических проекций плоских фигур

Домашнее задание:

Повторить п. 7-7.2; завершить построение таблицы 1.

Оборудование для учеников:

учебник «Черчение» под ред. Ботвинникова А. Д., рабочая тетрадь, чертежные принадлежности.

Квадрат в диметрической проекции

Задание:

Построить квадрат в изометрической проекции

Треугольник в диметрии Треугольник в изометрии

Шестиугольник в диметрии и в изометрии

Задание:

Построить шестиугольник в изометрической проекции

Задание:

Аксонометрические проекции объемных тел

Оборудование для ученика:

Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, тетрадь, инструменты.

Принадлежности, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова стр. 49 таблица №2, §7-8.

Правила построения аксонометрических проекций. Способы построения объемной детали в изометрии.

Строить изображения в аксонометрии начиная с плоских фигур, лежащих в основании детали. Учить анализировать полученные изображения.

Задание на повторение:

Построить на горизонтальной плоскости проекции геометрическую фигуру.

Сумма (наращивание)

Отсечение

Задание на закрепление

Аксонометрическая проекция детали с цилиндрическими элементами

Оборудование для ученика:

Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности, тетрадь.

Принадлежности, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова § 7-8.

Правила построения детали с кривой поверхностью. Общее понятие «аксонометрия детали».

Анализировать форму детали, полученное изображение.

Эллипс –

Овал -


Алгоритм построения овала

1. Построим изометрическую проекцию квадрата – ромб ABCD

2. Обозначим точки пересечения окружности с квадратом 1 2 3 4

3. Из вершины ромба (D ) проводим прямую до точки 4 (3). Получим отрезок D 4, который будет равен радиусу дуги R .

4. Проведем дугу, которая соединит точки 3 и 4 .

5. При пересечении отрезка В2 и АС получим точку О1.

При пересечении отрезка D 4 и АС получим точку О2.

6. Из полученных центров О1 и О2 проведем дуги R 1 , которые соединят точки 2 и 3, 4 и 1.

Закрепление нового материала

! работа в рабочей тетради

Выполнить изометрические проекции окружности параллельные фронтальной и профильной плоскостей проекции.

Чертеж и наглядное изображение детали

Оборудование для ученика:

Ф А4, инструменты, учебник

§12, калька

Анализировать форму детали, построить 3 вида детали и нанести размеры.

Технический рисунок

Оборудование для ученика:

Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова§9 , принадлежности, тетрадь.

Принадлежности, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова § 9

Правила выполнения технического рисунка и приемы выполнения детали.

Выполнять аксонометрические проекции с изображением плоских фигур. Выполнять технический рисунок.

Технический рисунок

Способы штриховки:

Закрепление материала

Выполните технический рисунок детали, два вида которой даны на рис. 62

Проекции вершин, ребер и граней предмета

Оборудование для ученика:

Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности, тетрадь, цветные карандаши.

Принадлежности, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова §12, фА4, цветные карандаши.

Способы выделения точки на плоскости. Принципы построения ребер и граней.

Строить проекции точки и грани.

? Проблема

Что такое ребро?

Что называется вершиной предмета?

Что такое грань предмета?

Проекция точки

Практическая работа:

Расставьте буквенные обозначения проекций

точек на чертеже детали, отмеченных на наглядном изображении.

Графическая работа №9

Эскиз детали и технический рисунок

Оборудование для ученика:

Инструменты, миллиметровка, фА4, § 18

Что такое эскиз. Правила выполнения эскиза

Выполнить эскиз в необходимом количестве видов. По эскизу выполнить чертеж.

    Что называется эскизом ?

Закрепление материала

Задания для упражнений

Нанесение размеров с учетом формы предмета

Оборудование для ученика:

инструменты, учебник, тетрадь, калька.

Рис. 113 (1, 2, 3, 5, 8, 9)

Общее правило нанесения размеров на чертеже.

Повторение и закрепление пройденного материала.

Устное упражнение


Практическая работа:

Вырезы и срезы на геометрических телах

Элементы деталей

    ШЛИЦ – паз в виде прорези или канавки на деталях машин. Например, прорезь в головке винта или шурупа, в которую вставляется конец отвертки при их завинчивании.

    ПАЗ – продолговатое углубление или отверстие на поверхности детали, ограниченное с боков параллельными плоскостями.

    ЛЫСКА – плоский срез с одной или с двух сторон цилиндрических, конических или сферических участков детали. Лыски предназначены для захвата гаечным ключом и др.

    ПРОТОЧКА - это кольцевая канавка на стержне, технологически необходимая для выхода резьбонарезанного инструмента при изготовлении детали или других целей.

    ПАЗ ШПОНОЧНЫЙ – прорезь в виде канавки, служащая для установки шпонки, которая передает вращение от вала к втулке и наоборот.

    ОТВЕРСТИЕ ЦЕНТРОВОЕ – элемент детали, служащий для уменьшения ее массы, подачи смазки к трущимся поверхностям, соединения деталей и др. Отверстия могут быть сквозными и глухими.

    ФАСКА – обточка на усеченный конус цилиндрической кромки детали.

Задание: Вместо цифр напишите названия элементов детали

Задание: Выполнить аксонометрическую проекцию детали

Практическая работа №7

«Чтение чертежей»

Оборудование для ученика:

Учебник, тетрадь, лист.

Миллиметровка, §17

Усвоить способы построения 3-х видов, анализ геометрической формы предмета, знать названия элементов детали.

Анализировать чертеж, определять размеры, давать точную словесную характеристику

Графический диктант

«Чертеж и технический рисунок детали по словесному описанию»

Оборудование для ученика:

Формат (тетрадь), инструменты

Инструменты, миллиметровка.

Правила выполнения эскизов

Определять необходимое и достаточное количество видов для данной детали. Выбирать главный вид. Проставлять размеры.

Вариант №1

Корпус представляет собой сочетание двух параллелепипедов, из которых меньший поставлен большим основанием в центре верхнего основания другого параллелепипеда. Через центры параллелепипедов вертикально проходит сквозное ступенчатое отверстие.

Общая высота детали 30 мм.

Высота нижнего параллелепипеда 10 мм, длина 70 мм, ширина 50 мм.

Второй параллелепипед имеет длину 50 мм, ширину 40 мм.

Диаметр нижней ступени отверстия 35 мм, высота 10 мм; диаметр второй ступени 20 мм.

Примечание:

Вариант № 2

Опора представляет собой прямоугольный параллелепипед, к левой (наименьшей) грани которого присоединен полуцилиндр, имеющий с параллелепипедом общее нижнее основание. По центру верхней (наибольшей) грани параллелепипеда, вдоль ее длинной стороны, проходит паз призматической формы. В основании детали находится сквозное отверстие призматической формы. Его ось совпадает на виде сверху с осью паза.

Высота параллелепипеда 30 мм, длина 65 мм, ширина 40 мм.

Высота полуцилиндра 15 мм, основание R 20 мм.

Ширина паза призматической формы 20 мм, глубина 15 мм.

Ширина отверстия 10 мм, длина 60 мм. Находится отверстие на расстоянии 15 мм от правой грани опоры.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант № 3

Корпус представляет собой сочетание квадратной призмы и усеченного конуса, который стоит большим основанием в центре верхнего основания призмы. Вдоль оси конуса проходит сквозное ступенчатое отверстие.

Общая высота детали 65 мм.

Высота призмы 15 мм, размер сторон основания 70x70 мм.

Высота конуса 50 мм, нижнее основание Ǿ 50 мм, верхнее - Ǿ 30 мм.

Диаметр нижней части отверстия 25 мм, высота 40 мм.

Диаметр верхней части отверстия 15 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант № 4

Втулка представляет собой сочетание двух цилиндров со ступенчатым сквозным отверстием, которое проходит вдоль оси детали.

Общая высота детали 60 мм.

Высота нижнего цилиндра 15 мм, основание Ǿ 70 мм.

Основание второго цилиндра Ǿ 45 мм.

Отверстие снизу Ǿ 50 мм, высота 8 мм.

Верхняя часть отверстия Ǿ 30 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант № 5

Основание представляет собой параллелепипед. По центру верхней (наибольшей) грани параллелепипеда, вдоль ее длинной стороны, проходит паз призматической формы. В пазу имеются два сквозных цилиндрических отверстия. Центры отверстий отстоят от торцов детали на расстоянии 25 мм.

Высота параллелепипеда 30 мм, длина 100 мм, ширина 50 мм.

Глубина паза 15 мм, ширина 30 мм.

Диаметры отверстий 20 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант № 6

Корпус представляет собой куб, вдоль вертикальной оси которого проходит сквозное отверстие: сверху полуконическое, а затем переходящее в ступенчатое цилиндрическое.

Ребро куба 60 мм.

Глубина отверстия полуконической формы 35 мм, верхнее основание Ǿ 40 мм, нижнее - Ǿ 20 мм.

Высота нижней ступени отверстия 20 мм, основание Ǿ 50 мм. Диаметр средней части отверстия 20 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант №7

Опора представляет собой сочетание параллелепипеда и усеченного конуса. Конус большим основанием поставлен в центре верхнего основания параллелепипеда. По центру меньших боковых граней параллелепипеда проходят два выреза призматической формы. Вдоль оси конуса просверлено сквозное отверстие цилиндрической формы Ǿ 15 мм.

Общая высота детали 60 мм.

Высота параллелепипеда 15 мм, длина 90 мм, ширина 55 мм.

Диаметры оснований конуса 40 мм (нижнее) и 30 мм (верхнее).

Длина выреза призматической формы 20 мм, ширина 10 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант № 8

Корпус представляет собой полый прямоугольный параллелепипед. В центре верхнего и нижнего основания корпуса имеются два прилива конической формы. Через центры приливов проходит сквозное отверстие цилиндрической формы Ǿ 10 мм.

Общая высота детали 59 мм.

Высота параллелепипеда 45 мм, длина 90 мм, ширина 40 мм. Толщина стенок параллелепипеда 10 мм.

Высота конусов по 7 мм, основания Ǿ 30 мм и Ǿ 20 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант № 9

Опора представляет собой сочетание двух цилиндров с одной общей осью. Вдоль оси проходит сквозное отверстие: сверху призматической формы с квадратным основанием, а затем цилиндрической формы.

Общая высота детали 50 мм.

Высота нижнего цилиндра 10 мм, основание Ǿ 70 мм. Диаметр основания второго цилиндра 30 мм.

Высота цилиндрического отверстия 25 мм, основание Ǿ 24 мм.

Сторона основания призматического отверстия 10 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Контрольная работа

Графическая работа №11

«Чертеж и наглядное изображение детали»

По аксонометрической проекции постройте чертеж детали в необходимом количестве видов в масштабе 1:1. Нанесите размеры.

Графическая работа №10

«Эскиз детали с элементами конструирования»

Оборудование для ученика:

инструменты, учебник, миллиметровка

Инструменты, миллиметровка.

Правила выполнения эскиза

Выполнить эскиз, правильно проставлять размеры

Выполните чертеж детали, у которой удалены части по нанесенной разметке. Направление проецирования для построения главного вида указано стрелкой.

Графическая работа №8

«Чертеж детали c преобразованием ее формы»

Оборудование для ученика:

инструменты, фА4, учебник

Инструменты, миллиметровка.

Выполнить чертеж

Общее понятие на преобразование формы. Связь чертежа с разметкой

Оборудование для ученика:

Учебник, тетрадь, миллиметровка, принадлежности

Учебник рис. 151 (познакомиться), фА4

Анализировать форму. Выполнить чертеж в ортогональном прямоугольном проецировании.

Графическая работа

Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета)

Выполните технический рисунок детали, сделав вместо выступов, отмеченных стрелками, выемки такой же формы и размеров на том же месте.

Задание на логическое мышление

Тема «Оформление чертежей»

Тема «Чертежные инструменты и принадлежности»

Кроссворд «Проецирование»

1.Точка, из которой исходят проецирующие лучи при центральном проецировании.

2. То, что получается в результате моделирования.

3. Грань куба.

4. Изображение, получаемое при проецировании.

5. В данной аксонометрической проекции оси располагаются под углом 120° друг к другу.

6. По–гречески это слово означает «двойное измерение».

7. Вид сбоку лица, предмета.

8. Кривая, изометрическая проекция окружности.

9. Изображение на профильной плоскости проекций – это вид…

Ребус по теме «Вид»

Ребус

Тема «Развертки геометрических тел»

Кроссворд «Аксонометрия»

По вертикали:

    В переводе с французского языка «вид спереди».

    Понятие в черчении на чем получается проекция точки или предмета.

    Граница между половинками симметричной детали на чертеже.

    Геометрическое тело.

    Чертежный инструмент.

    В переводе с латинского языка «бросать, отбрасывать вперед».

    Геометрическое тело.

    Наука о графических изображениях.

    Единица измерения.

    В переводе с греческого языка «двойное измерение».

    В переводе с французского языка «вид сбоку».

    На чертеже « она» бывает толстой, тонкой, волнистой и т. д.

    Рабочая программа

    От «____» _________ 2014 Рабочая программа по черчению 8,9 классы Модифицированная на основе программы... отдельных листах формата А4, упражнения в тетрадях .) 1. Эскиз детали с выполнением необходимого разреза...

Тема. Анализ геометрической формы предмета.

Цель урока. Научить учащихся уверенно различать модели геометрических тел, правильно называть их, а также мысленно расчленять предмет на составляющие его геометрические тела с последующим выполнением чертежей и наглядных изображений этих тел.

План урока . 1. Организационная часть – 2 мин.

2. Изложение нового материала -30 мин.

3. Графическая работа – 12 мин.

4. Домашнее задание – 1 мин.

Оборудование. 1 Модели геометрических тел.

2.Модели деталей.

3.Презентация «Геометрические тела»

На предыдущих уроках мы узнали, что в зависимости от сложности геометрической формы предмета, на чертеже он может быть представлен 1 проекцией(плоская деталь), 2 проекциями или 3 проекциями (прямоугольный параллелепипед). Но прямоугольный параллелепипед – это простое геометрическое тело и выполнение его чертежа не представляло трудностей.

В. Как мы строили чертеж прямоугольного параллелепипеда?

О. При помощи прямоугольного проецирования. Мысленно располагали параллелепипед в трехгранный угол так. чтобы грани параллелепипеда были параллельны соответствующим граням трехгранного угла и из вершин параллелограмма проводили перпендикулярно плоскостям проекций проецирующие лучи. Соединив полученные на плоскостях проекций точки, получили чертеж прямоугольного параллелепипеда в 3 видах.

А если нам нужно построить чертеж стола, стула, телевизора, других окружающих нас предметов? Или чертеж одной из представленных перед вали деталей? (демонстрируются детали). Нужно вначале определить, из каких простых геометрических тел состоит эта деталь, т.е. проанализировать ее геометрическую форму.

Учащиеся открывают тетради и записывают число и тему урока «Анализ геометрической формы детали ».

В. Какие простые геометрические тела вам известны?

О. Прямоугольный параллелепипед, шар, конус и т. д.

Рассмотрим прямую призму . (демонстрируется модель призмы). Это многогранник у которого 2 грани – многоугольники (основания призмы), а остальные грани – прямоугольники, расположенные перпендикулярно основанию. Если в основании лежит правильный многоугольник, у которого все стороны равны и все внутренние углы равны, то призма называется правильной.

Существуют различные виды призм, но в школьном курсе черчения мы будем рассматривать правильную прямую призму. В зависимости от того, какой многоугольник лежит в основании призмы, и называться она будет соответственно. (демонстрируются модели правильной треугольной, шестиугольной призм).

Хорошо вам известный прямоугольный параллелепипед – это частный случай призмы.(демонстрируется модель прямоугольного параллелепипеда).

В. Какие геометрические фигуры являются его гранями?

О. Прямоугольники.

Значит, прямоугольный параллелепипед – это шестигранник, все грани которого прямоугольники и противоположные грани попарно параллельны. Он имеет 8 вершин, 12 ребер, 6 граней.

Куб – прямоугольный параллелепипед, все грани которого равны. ( демонстрируется модель куба).

Это многогранник, одной из граней которого является многоугольник (основание пирамиды) , а остальные грани –равнобедренные треугольники с общей вершиной. Мы будем рассматривать правильную пирамиду.

В. Почему она правильная?

О. 1. В основании лежит правильный многоугольник. 2. Высота пирамиды (перпендикуляр, опущенный из вершины пирамиды на основание) проходит через центр основания. 3. Боковые грани – равнобедренные треугольники.

В зависимости от того, какой многоугольник лежит в основании, соответственно называется и пирамида.(демонстритуются правильная треугольная и четырехугольная пирамиды) .

Если верхушку пирамиды отсечь плоскостью. параллельной основанию, то получим усеченную пирамиду.(демонстрируется модель усеченной пирамиды).

Итак, рассмотренные геометрические тела (призмы и пирамиды) – это многогранники.

Мы рассмотрели модели многогранников, а вот как выглядят их наглядные изображенияУчащиеся называют многогранники, представленные на слайде.

Рассмотрим другую группу геометрических тел: цилиндр, конус, шар.

Цилиндр – геометрическое тело, ограниченное замкнутой цилиндрической поверхностью и двумя секущими ее параллельными плоскостями (основания цилиндра).

В. Какие фигуры являются основаниями цилиндра?

(демонстрируется цилиндр)

Конус – геометрическое тело, ограниченное поверхностью круглого конуса и плоскостью, содержащей направляющую окружность. У прямого конуса перпендикуляр из вершины конуса на основание проходит через центр окружности (демонстрация конуса).

Усеченный конус (демонстрация усеченного конуса).

Шар – геометрическое тело, ограниченное сферической поверхностью. (демонстрация шара).

Конус, цилиндр и шар – это тела вращения т.к. все они получаются путем вращения плоских фигур вокруг оси: прямоугольного треугольника вокруг одного из катетов, прямоугольника вокруг одной из осей симметрии, круга вокруг своего диаметра соответственно.

Запись в тетради: (слайд №4)

Геометрические тела.

Многогранники Тела вращения

1. Призма (прямоугольный параллелепипед 1. Конус

2. Пирамида 2. Цилиндр

Геометрические тела находятся не только в окружающих нас предметах, но и в основе формы деталей машин Учащиеся определяют форму оси, ролика, шпонки, прокладки.

Но не все детали имеют такую простую форму. Большинство из них имеют более сложные очертания и их форма не определяется одним геометрическим телом Ученики анализируют геометрическую форму валика и и втулки.

Труднее разобраться в форме более сложной детали. Учащиеся анализируют геометрическую форму представленной на слайде детали.

В. Как мы определяли геометрическую форму детали?

О. Мысленно расчленяли деталь на простые геометрические тела.

Запись в тетради: анализ геометрической формы предмета – это мысленное расчленение предмета на составляющие его геометрические тела.

Учащимся предлагается проанализировать геометрическую форму деталей, представленных на рисунке в учебнике.

Итак, мы научились анализировать геометрическую форму предметов. Но для того, чтобы выполнить чертеж этого предмета, надо знать, как выполняются чертежи геометрических тел. В тетради: чертежи и наглядные изображения геометрических тел.

В. Что называется чертежом детали?

О. Это проекция детали на плоскость.

В. Какие виды наглядных изображений вам известны?

О. Аксонометрическая проекция и технический рисунок. (учащиеся дают их определение, отмечают их общие черты и различие).

В тетради:

1. Куб (а=40).

2. Прямоугольный параллелепипед (40 х 20 х 70).

Перед выполнением графической работы проводится «физкультминутка» (гимнастика для глаз).

Подведение итогов урока. На сегодняшнем уроке мы с вами познакомились с различными моделями геометрических тел, научились правильно называть их, а также научились анализировать геометрическую форму детали и начали выполнять чертежи и наглядные изображения этих тел.

1. В. «Это» можно получить, если вращать прямоугольник вокруг оси. Оно похоже на бидончик или на бочку.

О. Цилиндр.

2. В. «Это» можно получить, вращая прямоугольный треугольник вокруг оси. Оно похоже на колпак звездочета.

3. В. Много «этого» можно получить, купив «Рондо» - свежее дыхание и сняв упаковку.

О. Цилиндры.

4. В. «Это» можно получить, вращая половинку круга вокруг оси. «Этим» любят играть все дети, да и не только дети.

Домашнее задание. Выполнить чертеж и наглядное изображение прямоугольного параллелепипеда.

>>Черчение: Анализ геометрической формы предмета

В технике часто сравнивают форму детали с более простыми формами - геометрическими телами , а также используют формы геометрических тел для описания формы более сложных деталей.

Любая простая форма технической детали может быть представлена как форма геометрического тела (например, форма технической детали «Ось» может быть представлена как форма цилиндра), а форма сложного изделия - как сочетание форм геометрических тел (например, форма детали «Отвес» представляет собой сочетание цилиндра и конуса). В основу рассмотренного подхода к изучению деталей положен анализ его геометрической формы.

Анализ геометрической формы предмета - это мысленное расчленение предмета на составляющие его геометрические тела.

Рассмотрим, как осуществляется анализ геометрической формы предмета по наглядному изображению детали «Опора» (рис. 141).

Деталь мысленно расчленяем на простые геометрические тела, называем их и рассказываем, как они расположены относительно друг друга в пространстве. Например, деталь «Опора» состоит из прямоугольного параллелепипеда (1) с пятью сквозными цилиндрическими отверстиями. В центре верхней грани прямоугольного параллелепипеда расположена четырехугольная призма (2) со сквозным цилиндрическим отверстием, ось и диаметр которого совпадают с осью и диаметром отверстия детали (1). Параллелепипеды соединены между собой двумя ребрами жесткости (3), имеющими форму треугольных призм , что обеспечивает устойчивое их крепление.

Применяя способ расчленения детали на простые геометрические тела, можно научиться быстро, правильно читать чертежи и грамотно их выполнять.

Вопросы и задания
1. В чем заключается анализ геометрической формы предметов? Каково его значение?
2. По наглядному изображению детали (рис. 142) проанализируйте ее форму.
3. Определите, какие геометрические тела составили форму детали «Шток», изображенной на рис. 143.
4. По чертежу детали (рис. 144) проанализируйте ее форму. Ответьте на дополнительные вопросы:
- Что означают тонкие пересекающиеся линии на проекции изделия?
- К какому элементу (части) изделия относится запись 2x45°?
- Чему равны габаритные размеры детали?

Н.А.Гордеенко, В.В.Степакова - Черчение.,9 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Подготовила :

2005 – 06 учебный год

Тема: Анализ геометрической формы предмета

Цели : вспомнить геометрические тела, дать понятие об анализе формы предмета; научить учащихся в любой технической детали находить простые геометрические тела, читать и строить их чертежи; развивать пространственные представления и мышление; воспитывать чувство времени, ответственности в коллективе .

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы проведения: викторина, беседа, чтение и выполнение чертежей, упражнения, работа с учебником.

Материальное обеспечение: модели геометрических тел, образование геометрических тел, технические детали.

Х О Д У Р О К А.

I. Организационная часть.

II. Сообщение темы, целей урока

Тема урока: «Анализ геометрической формы предмета». Мы должны вспомнить основные геометрические тела, узнать, как строиться их проекции, использовать эти сведения при чтении чертежа. (слайд № 1)

III. Изучение нового материала.

1. Проведение викторины « Вспомни геометрические тела ».

Учитель: Прежде чем рассматривать новую тему, организуем между тремя командами (рядами) викторину «Вспомни геометрические тела».

Задача – вспомнить геометрические тела. Я буду опираться. ребята, на ваши знания из курса геометрии, рисования технологии. Чья команда даст больше правильных ответов, та и одержит победу. Готовы?.

Начинаю викторину.

Вопрос 1 команде: Как называется это геометрическое тело? (Демонстрация куба). Вывод. (слайд № 2)

Вопрос 11 команде : Назовите это геометрическое тело. (Демонстрация шестиугольной призмы). Вывод. (слайд № 3)

Вопрос 111 команде: Какое название имеет это геометрическое тело? (Демонстрация четырехугольной пирамиды.) Вывод. (слайд № 4)

Вопрос 1 команде: Какое геометрическое тело образуется при вращение прямоугольника? Вывод. (слайд № 5)

Вопрос 11 команде : Какое геометрическое тело образуется при вращение треугольника? Вывод. (слайд № 6)

Вопрос 111 команде: Какое геометрическое тело образуется при вращение трапеции? Вывод. (слайд № 7)

Вопрос для всех: Показаны лыжные палки с остриями в виде конуса, призмы и пирамиды. Фронтальные проекции их одинаковы, а горизонтальные?

1 команда – 1 рис.

2 команда – 2 рис.

3 команда – 3 рис.

Выводы. (слайд № 8)

Все команды справились с вопросами викторины, показали неплохие знания геометрических тел.

2. Беседы об анализе геометрической формы предметов.

Названия геометрических тел первоначально были названиями конкретных предметов, имеющих форму, более или менее близкую к форме данного тела. Так слово «цилиндр » означало валик, каток, слово «конус » - сосновая шишка, слово «призма » – опиленная (имеется в виду опиленное бревно), «пирамида » происходит от слова «пюрами с », которым греки называли египетские пирамиды. Некоторые ученые предполагают, что форма пирамиды, в свою очередь, была подсказана египтянами перспективным сближением солнечных лучей. Такой световой эффект можно иногда наблюдать при появлении солнца в разрыве облаков. Шар ограничен поверхностью, которая называется сферой, от греческого слова «сфейра » - мяч. (слайд № 9-10)

Человек изучал форму предметов в процессе своей практической деятельности.

Присмотритесь к геометрическим телам, форма каждого тела имеют свои характерные признаки, по которым мы отличаем цилиндр от конуса, а конус от пирамиды. Мы говорим «куб » и каждый представляет себе его форму. Говорим «шар », и опять у нас возникает вполне конкретный образ.

Рассмотрим некоторые особенности геометрических тел.

Геометрические тела делятся на тела вращения и многогранники

Какие тела вращения вы знаете? Вывод.

Цилиндр, конус и усеченный конус имеют следующие элементы:

ось вращения, основание, образующую, цилиндр – цилиндрическую поверхность, конус - коническую поверхность, конус еще имеет вершину. (слайд № 11-12)

Шар - ось вращения, центр, экватор, меридиан. (слайд № 13)

Какие геометрические тела из многогранников вы знаете? Вывод.

Параллелепипед : прямоугольный, куб имеют вершины, грань, ребро. (слайд №14

Призма : основание, вершина, ребро, грань. (слайд № 15)

Пирамида, усеченная пирамида -вершина, ребро, грань. (слайд № 16)

Какие элементы являются общими у данных геометрических тел? Вывод.

И так, мы разобрали с вами элементы геометрических тел по которым мы отличаем их друг от друга.

В зависимости от основания призма и пирамида может быть различной. Если в основание шестиугольник, то призму и пирамиду называем шестиугольной; если треугольник, то треугольной призмой или пирамидой.

Вопрос: Присмотритесь к окружающим нас предметам. Что вы можете заметить? (Ответы учащихся)

Обобщение. Правильно, предметы имеют форму геометрических тел или представляют их сочетание.

Параллелепипед, призмы – жилой многоэтажный дом, деревенский дом;

Шар – мяч;

Цилиндр – барабан;

Конус – пожарное ведро;

Усеченный конус – цветочный горшок, ведро; (слайд № 17)

В основе формы деталей машин и механизмов также находятся геометрические тела.

Взгляните на таблицу. (слайд № 18)

Здесь изображены различные детали. Часть из них самой простой формы.

Вопрос: кукую форму имеют ось и ролик? А какова форма прокладки?

(Ответы учащихся).

Обобщение. О таких деталях, как ось и ролик, мы скажем, что они цилиндрические, а о прокладке - она призматическая.

Другие детали имеют более сложную форму, они представляют собой совокупность геометрических тел. Например: валик образуется в результате добавления к цилиндру другого цилиндра меньших размеров. А втулка – цилиндрическая, из которой удален другой цилиндр меньшего диаметра.

Труднее понять по чертежу форму более сложной детали, например вилка.

Вопрос: Как легче определить форму предметов по чертежу? (Ответы учащихся).

Обобщение. Для этого сложную по форме деталь мысленно расчленяют на отдельные составляющие ее части, имеющие форму различных геометрических тел.

Определение: мысленное расчленение предмета на составляющие его геометрические тела называют анализом геометрической формы. (слайд № 19)

Дано изображение опоры. Какова его форма? (слайд № 20)

Она слагается из прямоугольного параллелепипеда, двух полуцилиндров и усеченного конуса. В детали имеется цилиндрическое сквозное отверстие. После такого «расчленения» форму детали определить легче.

3.Первичное закрепление: устный опрос.

Вопросы и задания для закрепления:

Рисунок 1 (слайд № 21)

Какие геометрические тела изображены?

Есть ли на изображение тела вращения

Если есть, назовите их.

Какое геометрическое тело расположено ближе всех к нам?

Какие геометрические тела касаются друг друга.

Рисунок 2 (слайд № 22)

Из каких геометрических тел состоит эта композиция.

Определите вид сверху данной композиции.

IV. Закрепление изученного материала. (слайд № 23)

Практическое упражнение

Задание: по наглядному изображению детали выполните ее чертеж в необходимом количестве видов.

V. Домашнее задание (слайд № 24)

VI. Заключительная часть. (слайд № 25)

Подведем итоги урока, заполняя пустые графы текста нужными словами и терминами.

1. Каждую деталь можно мысленно ________________

на отдельные _____________

2. Такой процесс называется ___________________

3. Одинаковыми проекциями отличаются только два геометрических тела – это __________________ и ____________________