Суть гипотезы палеоконтакта с внеземными цивилизациями состоит в том, что происхождение современного человека – это результат визита «добрых» инопланетян, прилетевших когда-то давно на Землю и научивших древних людей сеять пшеницу, лепить горшки, строить дома и т.д. Сам же человек, согласно теории палеоконтакта – продукт генетических опытов пришельцев, изменивших ход эволюции древней обезьяны.

Идея чрезвычайно популярна и взлелеяна СМИ и телевидением на ровне с и ГМО. Так откуда же растут корни у этой заманчивой гипотезы?

История теории палеоконтакта и ее сторонники

Еще в трудах мистиков 19 века (госпожа Блаватская) начинается история идеи палеоконтакта. В 20 столетии многие советские деятели вроде писателя-фантаста Александра Казанцева также увлекались данной гипотезой.

Во всём же мире теория древних космонавтов обязана своей популярностью прежде всего швейцарскому писателю Эриху фон Дэникену. В прошлом он являлся владельцем сети отелей, но благодаря успеху своей первой книги «Колесница богов», ставшей бестселлером, решил заняться писательской карьерой и в итоге написал более 30 произведений.

«Колесница богов» позже обзавелась экранизацией под названием «Воспоминания о будущем». В 1972 году в Советском союзе на премьеру кинокартины выстраивались очереди, в кинотеатрах билеты раскупались в считанные часы. Советские граждане с удовольствием смотрели фантастику за неимением канала РЕН ТВ.

Сам Эрих фон Дэникен чрезвычайно жизнерадостный открытый человек. Например, в интервью он не стесняется признаваться, что не является ученым и исследователем. Но зато его книги всегда имеют яркие обложки и много юмора:

«Диву даёшься, какими только псевдоаргументами не пытаются оперировать авторы школьных и университетских учебников, чтобы обосновывать свои учения, вызывающие зевоту»

То есть Дэникену и не нравятся, так как являются скучными. Зато писатель нашел способ внести живительную струю в научное болото: он находит в древнейшей истории какой-либо непонятный факт, и затем произносит заклинание «Aliens did it!». Готово, теорема доказана.

Вторая звезда на небосводе палеокосмонавтики – Захария Ситчин. Американский фантаст подарил нам Нибиру – загадочную , которую невидно ни в один телескоп. По его словам, раз в 3600 лет Нибиру подлетает к Земле, и именно в это время происходят технологические прорывы земной цивилизации. Например, на изобретение керамики и сельского хозяйства, по мнению Ситчина, человечество натолкнули добрые анунаки.

Факты палеоконтакта с внеземными цивилизациями

Во-первых, сторонники палеокосмонавтики приводят в качестве неопровержимого доказательства факт неравномерности научно-технического и культурного прогресса:

«Как древний человек, занимавшийся охотой и собирательством, в мгновение ока стал выдающимся мореплавателем, архитектором, астрономом? Это же всё неспроста!».

Тут авторы, как правило, начинают путаться в исторических деталях, так как плохо разбираются в данной теме. К примеру, Дэникен пытается рассказывать о невероятных достижениях неандертальцев, при этом упоминая памятники времен неолита, когда самих неандертальцев уже как несколько тысяч лет на планете не было.

Вообще, прогресс не обязан быть равномерным. Прямо сейчас на наших глазах наблюдается мощнейший технологический рывок, изобретаются 3d-принтеры, готовится пилотируемый полёт на Марс и экспедиции к спутнику Юпитера Европе в поисках настоящей внеземной жизни. Но сторонников теории древних космонавтов такие аналогии не убеждают.

Во-вторых, так называемые «неуместные артефакты» — изделие, сооружение или конструкция, которая не могла появиться в то время с тем уровнем технологий. Классический пример: древние египтяне, не способные сверлить гранит при помощи медных инструментов. Или огромные изображения животных в пустыне Наска. Или мегалитические постройки с их «огромными» размерами и «точностью» граней.

В-третьих, анализ древних текстов: эпосов, сказаний, религиозных писаний и легенд. В данных произведениях любители палеокосмонавтики усматривают рассказы о космических перелётах, сверхточные описания Солнечной системы и т.п.

Почти в любом эпосе божество живет на небесах, периодически спускаясь на Землю. Что это? Конечно, это посадка космического корабля! Божество гневается, испепеляет целые города – свидетельство древней ядерной войны. Боги кого-то исцеляют – демонстрация возможностей инопланетной медицины.

Таким образом, инопланетяне появляются в Библии, шумерских мифах, скандинавских сказаниях и китайских летописях. Мастер по чтению между строк – Захария Ситчин. Виртуоз и король интерпретаций.

Например, Ситчин берёт Библию и говорит: «Смотрите, вот это слово в Библии обычно переводится как «имя». Мне кажется, его можно перевести как «небесный корабль». Давайте везде в тексте заменим значение слова, и посмотрите-ка, какой интересный смысл получается!».

Еще один пример: шумерский миф о сотворении человека из глины и крови божества. «Не всё так просто!» — говорит нам Ситчин. Слово «глина» он предлагает заменить на «яйцо». Яйцо – это почти что яйцеклетка. Получается, что инопланетяне взяли яйцеклетку древней обезьяны и оплодотворили ее спермой Бога.

В-четвертых, древние изображения. Если долго на них смотреть, то можно разглядеть невероятные вещи. К примеру, что представлено на рисунке выше? Разумеется, древний рентген. У шумеров были томографы. Доказано.

На данной скульптуре девушка с кувшином? Нет, это космонавт со шлемом и наушниками. Правда, Ситчин не упоминает, что из под платья у женщины видны босые ноги. Но это же мелочи.

Что обозначают данные знаки шумерской письменности? Да это же Аполлон-11 – трехступенчатый космолёт со спускаемым аппаратом.

Авторы книг про палеоконтакт забывают про принцип бритвы Оккама: не стоит плодить сущности без необходимости. Гипотеза о древних пришельцах требует огромного количества произвольных допущений. При этом игнорируются гораздо более простые, порой банальные объяснения.

Например, «небесная колесница» может быть метафорой, описанием галлюцинаций, атмосферным явлением, пролётом кометы и, наконец, выдумкой автора.

Мегалиты и невероятные технологии древних

Приверженцы гипотезы палеоконтакта с внеземными цивилизациями плохо знают историю и палеонтологию. Давно экспериментально было доказано, что если взять медную трубку, абразив (кварцевый песок) и сделать ручной коловорот, то гранит прекрасно не спеша сверлится. Такие опыты проводились даже любителями в домашних условиях, подробных отчетов в интернете несметное количество.

Обошлись без гуманоидов строители Великой китайской стены длиной 10 000 км. Не помогали пришельцы при вырубке в скале огромной 70-метровой статуи Будды в Китае (8 век), строительстве храма Святого Стефана в Вене высотой более 130 метров (15 век).

Да зачем далеко за примерами ходить, гром-камень, на котором стоит Медный всадник в Санкт-Петербурге. Он весит 1500 тонн, а заготовка весила 2000 тонн. Тем не менее, его приволокли с другого берега финского залива и установили в нужном месте.

Любители теории древних космонавтов гордятся тем, что их гипотеза позволяет объяснить множество сложных вопросов истории, начиная с и заканчивая чудесами из Ветхого завета.

На самом деле, сверхуниверсальность и отсутствие границ применимости – характерная черта многочисленных всевдонаучных фантазий. Адепты палеокосмонавтики ведут себя так же, как и религиозные сектанты, которым всюду мерещится рука Творца.

Фактически, это новая религия 21 века. Традиционные религии уже не в моде, Дарвин и теория абиогенеза скучные, а инопланетяне — самое то, в духе современных фантастических фильмов и сериалов.

Лучше давайте вспомним слова Карла Сагана, продюсера : «Экстраординарные заявления требуют экстраординарных доказательств». Любите науку, читайте ВикиНауку!

Видео с опровержением доказательств теории палеоконтакта смотреть онлайн:

Инопланетяне – довод отчаяния. Их стоит вызывать лишь тогда, когда все рациональные объяснения закончатся.
Карл Саган. Мир, полный демонов: Наука – как свеча во тьме
Любой достаточно развитый внеземной разум неотличим от Бога.
Последний закон Шермера{107}

Александр Борисович Соколов - «Учёные скрывают?» («Альпина-нон-фикшн», 2017).

Критиковать лженаучные идеи бывает непросто по причине, которую американский психолог Джонатан Смит выразил двумя словами: «лоскутное одеяло»{108} . Представления и доводы адептов какой-нибудь лженаучной концепции, в отличие от науки нормальной, не образуют системы. Это хаотичный набор отдельных утверждений, порой слабо связанных друг с другом. Чтобы опровергать такое, вам придется самому собирать из обрывков некое подобие «теории». И тщетно вы будете искать намеки на научные публикации. Авторитетные источники здесь – книжки с залихватскими названиями, популярные блоги и фильмы.

Теория «палеоконтакта» – именно такой случай, хотя когда-то этой будоражившей воображение гипотезой увлекались даже серьезные ученые (правда, все как-то не историки и не археологи). А популярность идее обеспечили во второй половине XX века писатели-фантасты и соответствующее кино.

Вспомним «Космическую одиссею» Кларка – Кубрика, которая открывается сценой этого самого палеоконтакта. С высоты XXI века в фильме несложно найти фактические нестыковки. Руками инопланетян автор пытался научить наших предков – питекантропов, аморфных и бестолковых – делать орудия и охотиться. Сейчас мы знаем, что и на первое, и на второе способны шимпанзе. Так что пришельцам пришлось бы проводить мастер-классы не только перед австралопитеками, но учить уму-разуму всю человекообразную братию в африканских джунглях (а еще капуцинов в Южной Америке, которые мастерски управляются с камнями).

Однако сторонники популярной версии палеоконтакта считают «старт» палеолита недостаточно масштабным делом для пришельцев. Инопланетяне имели на нашу планету гораздо более серьезные виды. Чего же они хотели? Спасти человечество от эпидемий? Открыть людям секрет вечной молодости? Нет, лучше! Застроить всю планету сооружениями из каменных глыб.

В нашей стране движение «палеоконтактеров» имеет давнюю историю. Еще в 1987 году в журнале «Техника – молодежи» вышла статья «Баллада о космических "ушельцах"»{109} , авторы которой – Лев Фомин и Алексей Арефьев – разбирали (и разносили в пух и прах) основные доводы в пользу палеоконтакта. А в 1988 году советские ученые – филолог Александр Кондратов и археолог Константин Шилик – написали книгу «Как рождаются мифы XX века»{110} , целый раздел которой посвятили «древним астронавтам». Анализируя причины популярности идеи палеоконтакта, авторы рассматривали ее как своего рода современную религию.

Увы, по прошествии почти 30 лет число сторонников этой псевдонаучной концепции только возросло.

Пожалуй, наиболее известный проповедник «палеоконтакта» в мире – швейцарский писатель и кинорежиссер Эрих фон Деникен. Этот чрезвычайно активный персонаж произвел на свет более 30 книг, которые вышли общим тиражом десятки миллионов экземпляров. Веселый и энергичный, Эрих не пишет научной нудятины, его произведения отличает иной стиль – разухабистый, с шуточками и постоянными атаками на «академическую науку». Непосредственность и прямота Деникена подкупают. «Меня сложно назвать ученым, ведь я никогда не участвовал в научной работе», – простодушно признается «исследователь древних цивилизаций» в интервью немецкому журналу Focus{111} . И это правда! А в одной из книг Деникен рассказывает, как пытался узнать у знакомого, «кто такой этот Омар Хайям», чье имя только что прочитал на этикетке винной бутылки{112} .

«Право, иной раз диву даешься, какими только псевдоаргументами не пытаются оперировать авторы школьных и университетских учебников, чтобы обосновать свои учения, вызывающие зевоту»{113} – еще одно характерное высказывание Деникена.

Видимо, именно зевота оттолкнула жизнерадостного швейцарца от занятий наукой. Зато он в совершенстве овладел формулой «aliensdidit» («этосделалипришельцы»). Как ею пользоваться? Надо найти в прошлом что-то непонятное (для фон Деникена с его кругозором это пара пустяков), а затем – aliensdidit! «Кто? Кто построил эти сооружения / высек в скале эти великолепные статуи / запихнул в гробницы эти мумии / постиг движение планет / изобрел календарь? Как думаете, а? – подмигивает нам автор. – Что за загадочные существа? Неужели кто-то всерьез считает, что люди были на такое способны? Куда им, убогим! А что, если на минутку предположить, что это были инопланетяне?» На этом теорему можно считать доказанной.

Вторая знаковая фигура на небосклоне палеоконтакта – американский писатель Захария Ситчин, подаривший миру планету Нибиру и всемогущих аннунаков. Раз в 3600 лет таинственная планета сближалась с Землей. И именно в эти моменты истории с человечеством что-то случалось! Люди изобретали то сельское хозяйство, то керамику, то письменность. Неужели просто совпадение? Едва ли! Всему виной аннунаки – боги, создатели шумерской цивилизации. В отличие от юмориста Деникена, Ситчин крайне серьезен и даже зануден. Очередной визит Нибиру писатель назначил на 2012 год. Но то ли «закончился ихний бензин, а может, заглохнул мотор», как пел Высоцкий. Нибируане не прилетели.

Рассмотрим основные доводы сторонников палеоконтакта.

1. Во-первых, неравномерность технического и культурного прогресса. «Скачки» в развитии человечества – например, внезапное появление искусства, стремительное распространение земледелия – объявляются результатом «гуманитарной помощи» извне.

Как мог человек, спрашивают палеоконтактеры, который до этого миллионы лет влачил практически животное существование, «бродил по лесам в поисках ягод» и не использовал ничего, кроме грубо отесанных камней, в один момент стать творцом великолепных произведений искусства, строителем городов, звездочетом, врачевателем, завоевателем мира?

Увы, рассуждая о внезапных древних инновациях, палеоконтактеры быстро садятся в лужу. Потому что, во-первых, явно черпают сведения только из популярной литературы. Во-вторых, путаются в хронологии событий (которую плохо знают).

Так, Эрих фон Деникен в книге «Каменный век был иным» пишет о достижениях неандертальского человека:

«Помимо громадного объема мозга, что само по себе говорит о многом, неандерталец воздвиг поразительные для своего времени сооружения. Он сумел сотворить столь совершенные шедевры, что его потомки-кроманьонцы, жившие спустя 35 000 лет после него, так и не создали ничего, достойного встать в один ряд с ними»{114} .

Сразу после такого интригующего пассажа Деникен начинает рассказывать о кремневых шахтах в местечке Рийкхолт. Все хорошо, только возраст этого памятника – 5000 лет, неандертальцы уже 30 000 лет как вымерли.

«Несмотря на то что между появлением австралопитека и неандертальца прошло более 2 млн лет, и тот и другой пользовались схожими орудиями труда – заостренными камнями – и внешностью (как мы их себе представляем) мало чем отличались друг от друга, – а это уже Захария Ситчин. – Затем, неожиданно и необъяснимо, как бы совершенно ниоткуда, около 35 000 лет назад на Земле появилась новая раса людей – Homo sapiens («человек разумный»), которая смела неандертальца с лица нашей планеты»{115} . Сравните описание австралопитека и неандертальца хотя бы из «Википедии» и сосчитайте сами, сколько ошибок Ситчин допустил в этом коротком тексте.

Но даже если закрыть глаза на фактические ошибки, остается вопрос: обязан ли прогресс идти равномерно? Мы и сами живем в эпоху небывалого технологического скачка. Однако такие примеры на сторонников палеоконтакта не действуют.

2. «Неуместные артефакты» – то есть некие древние объекты (изделия, скульптуры, сооружения), чье появление невозможно в «ту эпоху», при «том развитии технологий». Предполагается, что палеоконтактер «ту эпоху» хорошо знает.

Среди неуместных артефактов – и гигантские изображения в пустыне Наска, и воспетые Голливудом фальшивки – «хрустальные черепа ацтеков», и периодически всплывающие сенсационные находки помельче, вроде румынской «детали от НЛО возрастом 250 000 лет», оказавшейся зубом ковша экскаватора{116} .

«Посмотрите на эти грандиозные памятники! – восклицает сторонник палеоконтакта. – На их размеры, точность обработки. Оцените, на какое расстояние их перетащили. Разве под силу такое жалким людишкам каменного века, этим полуживотным в звериных шкурах, только-только слезшим с деревьев? Сколько тысяч человек должно было положить жизни на возведение бессмысленных монументов, если принять традиционную версию? Им что, делать больше нечего было? Да и жило ли столько народа в ту эпоху?»

Уверенно отметая земное происхождение мегалитических построек, палеоконтактер считает, что для пришельцев выпиливание известняковых блоков в каменоломнях – любимое развлечение.

3. Древние мифы, легенды, эпосы, религиозные тексты. В них авторы теорий о пришельцах ищут и находят упоминания космических кораблей, роботов, инопланетных чудовищ, «невероятно точные» описания Солнечной системы.

Было бы желание, а пришелец в тексте найдется. Особенно если документ написан на мертвом языке, с использованием чужой для нас системы письменности. По поводу его трактовок годами спорят признанные мэтры лингвистики. Древние сказания поэтичны, наполнены метафорами, аллегориями, чудесами. Какое поле для интерпретаций!

В приличном мифе боги живут на небесах и периодически спускаются на Землю. Много ли нужно фантазии, чтобы небо заменить на космос, а богов – на всемогущих гуманоидов? Боги демонстрируют свой гнев – испепеляют людей и целые города. Разве это не прямое указание на использование ядерного оружия? А когда божество исцеляет калек или воскрешает мертвых – очевидно, речь идет о чудесах нибируанской медицины. Так появляются инопланетяне в Библии и «Махабхарате», китайских хрониках, исландских сагах, в древнеегипетской и шумерской мифологии.

Непревзойденный мастер по поиску пришельцев в древних текстах, настоящий король интерпретаций – Захария Ситчин. Вот пример его подхода, который я предлагаю вам применить на практике. Слово «шем», встречающееся в Библии, обычно переводят с иврита как «имя». Однако этим же термином, утверждает Ситчин, в Писании называли мемориальную стелу с овальной верхушкой. А само слово происходит от корня «шама», означающего «то, что находится вверху». Что же это, как не космическая ракета? Если теперь слово «шем» в Библии всякий раз переводить как «небесный корабль», то Священное Писание приобретет совсем иной смысл{117} . Попробуйте и убедитесь – Ситчин, черт возьми, прав!

А о чем на самом деле повествует библейский рассказ о сотворении мира? «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так».

Ситчин считает этот отрывок точным описанием последовательности окультуривания растений{118} . Ведь, согласно данным историков, «этот процесс начался с диких трав, за которыми последовали дикие злаки, а потом плодово-ягодные породы деревьев и кустарников», – пишет Ситчин.

Шумерский эпос о Гильгамеше, безусловно, описывает «воздушно-космические путешествия», для которых герою требуется шем (ну, вы поняли уже – космическая ракета).

Даже в значках письменности шумеров Ситчин разглядел изображение космического корабля со спускаемым аппаратом – в точности как «Аполлон-11» с лунным модулем! Взгляните на рисунок: настоящая трехступенчатая ракета с плотно пригнанными друг к другу частями{119} .

В самом деле, на чем еще было летать аннунакам с Нибиру тысячи лет назад, как не на трехступенчатых «Аполлонах».

Мы подошли к следующему пункту.

4. Древние изображения. Теперь поиграем в увлекательную игру «найди пришельца на картинке».

Чем хороши древние рисунки и скульптуры? Тем, что нередко схематичны, условны – например, в них нарушаются, а то и вообще игнорируются законы перспективы. Так, в рисунках древних египтян размер человеческой фигуры означает не расстояние до человека, а его статус. В старинных произведениях искусства может использоваться язык незнакомых нам символов. К тому же сохранились они далеко не идеально.

Как и в случае древних текстов, интерпретаторам есть где развернуться. При некоторой сноровке космонавты и межпланетные корабли обнаруживаются не только на наскальных рисунках и в творениях древних скульпторов, но даже на православных иконах.

Допустим, вот это, по мнению Захарии Ситчина, – голова в шлеме с ремнями и в защитных очках (Израиль, IX тысячелетие до нашей эры) (см. рис. ниже, слева){120} .

А вот эта каменная богиня возрастом 4000 лет одета в костюм летчика или астронавта со «специальным шлемом, с обеих сторон которого спускаются плотно охватывающие уши предметы, напоминающие наушники пилота…»{121} (см. рис. выше, справа).

Правда, из-под платья у пилота торчат босые ноги, но это такие мелочи.

А вот и неопровержимое доказательство того, что шумеры использовали радиоактивные вещества в медицине: «…на цилиндрической печати, датируемой самым ранним периодом шумерской цивилизации… вне всякого сомнения, изображен человек, лежащий на специальной кровати; его лицо защищено маской, и он подвергается воздействию какого-то излучения»{122} (см. рис. ниже).

Ничуть не беднее фантазия фон Деникена. Любое существо, изображенное в головном уборе или с чем-то вокруг головы, кажется неутомимому швейцарцу астронавтом в шлеме. Рогатый шлем? Однозначно радиоантенны. Что-либо летящее – будь то «колеса с глазами» из книги пророка Иезекииля или колесница Ханумана из «Рамаяны» – не что иное, как летающая тарелка.

Сторонники палеоконтакта всерьез считают, что такие игры что-то доказывают. И громоздят интерпретации на интерпретации безо всякой осторожности, позабыв про лезвие Оккама. Но вы-то помните? Не стоит плодить сущности сверх необходимого. Фон Деникен и Ко раз за разом выхватывают из-за пазухи требующую множества произвольных допущений гипотезу «древних инопланетян», даже не удосужившись рассмотреть более простые, часто тривиальные объяснения.

Например, «небесная колесница» из мифа может быть:

Аллегорией, метафорой;

Впечатлением от некого атмосферного явления (пролет кометы);

Описанием галлюцинаций;

Но ведь очень хочется, чтобы это был космический корабль!

Нечто, охватывающее голову человечка на рисунке, может быть схематически изображенным головным убором, ритуальной маской шамана, необычной прической, орнаментом «просто для красоты».

Но ведь очень хочется, чтобы это был шлем астронавта!

Сформулирую несколько вопросов, которые я задал бы любому адепту палеоконтакта:

Почему пришельцы, владевшие сверхтехнологиями, тратили время на сооружения из каменных глыб? Обработка камня – это здорово, но для инопланетян, преодолевших межзвездные расстояния, не слабовато ли? К слову, в России уже в конце XIX века перестали строить фортификационные сооружения из камня, поскольку те больше не служили надежной защитой от активно совершенствовавшейся артиллерии{123} .

В продолжение предыдущего: зачем пришельцам (или людям, овладевшим технологиями пришельцев) строить «древние обсерватории» из грубо отесанных валунов, указывавших в определенные моменты времени на небесные светила? Стоунхендж – это предел нибируанских технологий? Нормальных астрономических приборов у наших небесных гостей не было?

Почему «древние посадочные площадки» (в пустыне Наска) должны выглядеть как гигантские изображения земных животных – обезьян, пауков, птиц или ящериц? Иначе инопланетяне не догадаются, куда приземлить звездолет? Зачем вообще сверхцивилизации какие-либо знаки для посадки? Даже наши посадочные модули на Луне и Марсе обходились без них. И какая сверхцивилизация размечает будущий космодром путем забивания деревянных кольев (их остатки найдены в угловых точках изображений Наска)?{124}

Почему пришельцы с далеких звезд, посещавшие нашу планету тысячи лет назад, должны выглядеть как земные космонавты XX века, то есть как человечки в скафандре, в шлеме «с антенками»? Такими инопланетян рисует ребенок, насмотревшийся мультиков, но мы вроде бы взрослые люди.

Как далеко можно зайти в интерпретациях легенд и мифов? Не оказывается ли ступа с Бабой-ягой из русских народных сказок космическим летательным аппаратом, Колобок – сфероидальным кибернетическим организмом, Кащей Бессмертный – роботом-терминатором, Щука из проруби – представителем подводной цивилизации ихтиоидов?

Где кончается здравый смысл при трактовке изображений? Например, на рисунке моей дочери Алены (см. рис. ниже) космическая ракета и гуманоид со щупальцами? Или все-таки домик с крышей и девочка?

Что еще добавить? Палеоконтактер очень гордится тем, что его концепция дает объяснение широкому кругу вопросов, на которые не может ответить «никакая другая теория». «И лишь гипотеза о вмешательстве представителей инопланетного разума дает ответ сразу на все вопросы и обладает универсальной применимостью, объясняя все – от возникновения жизни на Земле и разума до причин библейских чудес»{125} , – гордо пишет Деникен. На деле же универсальность, то есть отсутствие границ применимости, – характерная черта псевдонаучной фантазии. Перед нами классическая «всеобщая теория всего, которая все объясняет». В этом смысле логика палеоконтактеров ничем не отличается от подхода религиозного фанатика, которому всюду видится «рука творца». Вместо попытки разобраться нечто непонятное (требующее объяснений) заменяется другим, не менее непонятным, но уже никаких объяснений не требующим. На то воля божья, аминь… То есть Aliensdidit! Похоже, теория палеоконтакта – отличная замена религии для современного обывателя, которого по каким-то причинам не устраивает классический Всевышний. Надоел традиционный Господь? Заменим его всесильными инопланетянами (причем буквально: у ортодоксальных «палеоконтактеров» и Иисус, и Будда – посланники иных миров). Заветы даны нам свыше, только не Творцом, а зелеными человечками из летающей тарелки. Мы не одиноки – за нами постоянно наблюдают. И когда-нибудь прилетят снова, чтобы «все исправить».

Секрет популярности идеи палеоконтакта прост: инопланетяне – это захватывающе! А школьный учебник истории – скучно. Подростку, выросшему на фантастических фильмах, остается лишь поверить в реальность происходящего на экране. А как не поверить, когда голос телеведущего звучит так уверенно, а «исследователи древних цивилизаций» авторитетно сверкают очками. Как выразилась одна творческая особа, «мне нравится верить в инопланетян!». Нравится верить. Идеальная формулировка взгляда на мир, прямо противоположного научному.

Можно ли назвать теории палеоконтактеров наукой? Для сравнения откройте любую статью в приличном научном журнале, посвященную доказательству какой-нибудь прозаической археологической гипотезы. Идет ли речь о способах охоты древних людей, или о наличии у них жилищ, или об использовании огня, или об оказании помощи друг другу при травмах, или об их рационе, или, допустим, о причинах остеоартрита у древних ремесленников – вы увидите, как тщательно исследователи обосновывают каждый свой тезис, как осторожны они в формулировках. Сравните с уровнем аргументации сторонников палеоконтакта. Почувствуйте разницу между наукой и «благоглупостями», маскирующимися под науку.

Пирамиды, средневековый космонавт и лень. Космонавта на барельефе собора в Испании и другие артефакты - разбирает научный журналист Александр Соколов

Александр Соколов. Наука против древних астронавтов

Кто построил пирамиды – атланты или марсиане? Открыли ли шумерам гости с Нибиру тайные технологии богов? Где хранятся мумии древних пришельцев? Правда ли, что человек – продукт инопланетной генной инженерии? Почему историки не верят в палеоконтакт?

Палеоконтакт. Древние инопланетяне. Мифы об эволюции человека.

Огромные рисунки на плато Наска в Перу, мегалиты по всему миру и таинственные намеки в древних текстах. Не доказывает ли все это, что в древности Землю посещали могущественные инопланетяне? А может, и сам человек - результат генетических опытов пришельцев? Какими доказательствами оперируют приверженцы палеоконтакта, и стоит ли серьезно относиться к этой версии происхождения человека?

Человечество или НЛО? Евгений Гиря.

В лекции вы узнаете об археологии как о науке, которая занимается реконструкцией и доказательной интерпретацией поведения человека в далёком прошлом.

Легендарный археолог, историк и очень харизматичный популяризатор археологии Евгений Гиря. О Евгении ходят легенды: то он с коллегами разделывал каменными рубилами слона в Ленинградском зоопарке, то по палеолитической технологии распрямлял бивни мамонтов… Правда ли это?

Евгений рассказывает о том, что древний человек оставил после себя множество объектов материальной культуры: орудия, кострища, лабиринты, наскальные рисунки… Следы сознательной деятельности можно найти в самых неожиданных местах. Так, на кости верблюда возрастом 2.1 млн лет были найдены надрубы и надпилы. Похоже, что какая-то древняя обезьяна уже экспериментировала с орудиями! Как отличить естественные повреждения от искусственных следов обработки, сделанных разумным или уже почти разумным существом? Исследованием следов деятельности древних людей занимается наука трасология. Она используется как в криминалистике, так и в археологии.

Разоблачение козлорогих пришельцев (Инопланетные... козлы)

05.12.2013 - 12:12

Теория палеоконтактов, которая утверждает, что на Земле в незапамятные времена побывали представители высокоразвитых цивилизаций, становится все более популярной. Почему-то большинство ее приверженцев считает, что ее создатель - исследователь из Швейцарии Эрих фон Дэникен. Но на самом деле он воспользовался идеями советских ученых - именно в СССР палеоконтакты чуть было не стали объектом научного изучения, однако помешал ряд роковых случайностей...

Перельман против!

У истоков теории палеоконтактов, точнее, мысли о множественности разумных миров во Вселенной, стоял отец космонавтики Константин Циолковский. Еще в начале XX века гений из Калуги рассуждал о других планетах, о возможных населенных мирах, к которым полетят люди. В своей работе «Воля Вселенной» он писал: «Ранее никто не допускал возможности небесных сношений, в особенности путешествий вне Земли. Поэтому устанавливалось мнение, что они невозможны. А если так, то все факты, доказывающие эти сношения, если они и были, беспощадно отрицались людьми науки».

Действительно, долгие годы возможность посещения Земли представителями каких-либо других цивилизаций вообще никому не приходила в голову. Во многом потому, что люди сами были привязаны к Земле и не представляли, что люди могут летать на самом деле, а не в сказках. Однако шло время, человечество изобрело самолеты, фантасты и отдельные ученые начали задумываться о полетах в дальний космос, и вот тогда-то у людей стали появляться мысли о других населенных мирах…

В 1930 году в советском журнале «Вестник знания» появилось письмо-вопрос анонимного читателя: «Если во Вселенной, без сомнения, есть и более развитые культуры, нежели земная, то почему Землю до сих пор не посетили жители иных миров?».

Редакция попросила прокомментировать этот вопрос авторитетных советских ученых, и их дискуссия, бесспорно, серьезная веха в исследовании теории палеоконтактов.

Правда, известный ученый и популяризатор науки Яков Перельман высказался тогда в том смысле, что подобное посещение представителями других цивилизаций маловероятно. Зато Циолковский заявил: «В нашем распоряжении только факт непосещения Земли в течение нескольких тысячелетий сознательной жизни человечества. А прошедшие и будущие времена!..»

А профессор Николай Рынин высказался вполне определенно: «Утверждение, что жители иных миров не посещали нашей планеты, действительно подтверждается официальной историей всех стран. Однако, если мы обратимся к сказаниям седой старины, то заметим странное совпадение в легендах стран, разъединенных между собой океанами и пустынями. Это совпадение заключается в том, что во многих легендах говорится о помещении земли в незапамятные времена жителями иных миров. Почему не допустить, что в основе этих легенд лежит какое-либо зерно истины?».

Профессор Рынин знал, о чем говорил. Многие годы он собирал в мифах всех времен и народов любые упоминания о полетах – а затем опубликовал в многотомной энциклопедии «Межпланетные путешествия». В этих мифах говорится о том, что еще в глубокой древности люди летали на удивительных летающих машинах, которые во многом превосходят современные…

Александр Казнцев: они были!

Но несмотря на то, что столь авторитетные ученые не отрицали возможности посещения Земли инопланетянами, все же объектом научного изучения палеоконтакты (их в СССР называли палеовизитами) не стали. Во многом, конечно, этому мешали объективные трудности советского государства – наука решала насущные задачи, и вопрос пришельцев из прошлого мало кого интересовал всерьез. Затем началась Отечественная война, после которой еще долгое время всем было не до этой проблемы.

Однако еще в 1945 году знаменитый писатель-фантаст Александр Казанцев выдвинул предположение о том, что Тунгусский метеорит был в действительности космическим управляемым кораблем, который взорвался в результате ядерного взрыва. Позже Казанцев стал утверждать, что само человечество появилось в результате посещения планеты представителями других цивилизаций.

Правда, он заявлял об этом не в научных статьях, а в фантастических произведениях. Но его идеи находили отклик и в научном мире, потому что Казанцев рассказывал в своих книгах о реально существующих научных загадках, например, гибели планеты Фаэтон. – исследователи уже давно бились на ее загадкой.

В 1974 году он написал роман «Фаэты». По версии фантаста, таинственная планета погибла из-за ядерного взрыва, случившегося во время войны между ее обитателями, причем несколько ее обитателей очутились на Земле и стали прародителями людей.

Интересно, что «благословил» писателя на создание «Фаэтов» Нобелевский лауреат Нильс Бор, который в начале 70-х годов приезжал в Москву. Казанцев во время на встрече великого физика с московскими писателями задал тому вопрос - может ли взрыв сверхмощного ядерного устройства вызвать взрыв всей планеты?

Нильс Бор ответил так: «Я не исключаю возможности такого взрыва. Но если бы это и было не так, все равно ядерное оружие надо запретить».

Казанцев писал в своих мемуарах: «Ответ Нильса Бора оказался тем толчком, который побудил меня написать трилогию "Фаэты", где высказана гипотеза о том, что человечество может происходить от космических переселенцев, в силу обстоятельств не вернувшихся на родную планету".

Писатель в этом романе озвучил и по-своему интерпретировал и другие действительно существующие загадки – упоминание в древнеиндийских эпосах о летающих колесницах и таинственном оружии, загадочные японские статуэтки, напоминающие космонавтов, таинственные боги инков и ацтеков и т.д.

Можно было бы считать все это фантастикой, но сам Казанцев был убежден в том, что в прошлом на нашей планете побывали внеземные гости. В 1984 году во время интервью ему задали вопрос, верит ли он в то, что что звездные пришельцы бывали на нашей планете?

Писатель высказался однозначно и определенно:

«Я не понимаю такой постановки вопроса: верить – не верить! Я просто знаю: они были. Знаю, так как имею решающие доказательства. Теперь необходимо, чтобы наука не отмахивалась от «курьезов» природы и истории, а занялась обстоятельной разработкой не только радиоастрономического, но и исторического направления поисков».

Матест Агрест: следы ведут в космос!

Однако именно с историческим направлением поисков и были проблемы. Теория палеоконтактов почему-то вызывала живой интерес у представителей точных наук и совершенно игнорировалась гуманитариями – историками и филологами, хотя именно в различных устных и письменных древних источниках имеются описания посещения Земли представителями развитых цивилизаций.

Как написал известный советский ученый-филолог, исследователь теории палеонтактов Юрий Морозов: «Причина была проста. Исторические науки всегда имели дело исключительно с земными явлениями, и даже начало космической эры не поколебало сосредоточенности этих наук на сугубо "домашних" вопросах. Таким образом, ситуация сложилась парадоксальная: проблема палеовизита сформулирована, ее научная актуальность достаточно очевидна - а исследовать проблему в конкретно-историческом плане вроде бы некому».

А вот физики пытались как раз исследователь теорию палеоконтактов. Доктор физико-математических науки Матест Агрест был уверен, что Землю посещали пришельцы. Причем доказывал он это именно с помощью точных наук – изучал строение загадочных тектитов, утверждая, что они образовались в результате ядерного взрыва.

Также Агрест поднимал вопрос – почему в древних источниках так много говорится о явлениях, которые были открыты совсем недавно? Например, в древних легендах есть точные сведения о спутниках Марса, открытых только в XIX веке.

Физик подготовил статью, в которой поднимал эти вопросы, для публикации в сборнике «Доклады Академии наук СССР». Его научным куратором был Игорь Курчатов, который порекомендовал Академии наук труд Агреста.

Однако, внезапная смерть Курчатова помешала этой публикации - научное сообщество посчитало эту гипотезу слишком смелой (имена ученых, запретивших эту публикацию, вряд ли кто-то теперь даже вспомнит – так как ничем особенным они не прославились и ничего не открыли). Тогда Агрест отправил свой труд в «Литературную газету», и 1960 году там вышла его статья под названием «Следы ведут в космос?»

Так как после смерти Курчатова Агрест остался без авторитетной поддержки, его публикация была очень холодно встречена научным миром. Зато западная пресса тут же перепечатала труд Агреста, после чего теория палеоконтактов стала излюбленной темой западных исследователей, первый среди которых Эрик фон Дэникен.

Следы древних космонавтов

Впрочем, в СССР из-за железного занавеса Деэникен был мало известен (хотя позже в Советском Союзе с большим успехом прошел его фильм «Колесницы богов»), и поэтому у нас какое-то время теорию палеовизитов пытались изучать с научной точки зрения.

Труд Агреста был напечатан в сборнике «На суше и на море», и редколлегией было отмечено, что: «Гипотеза Агреста, вне зависимости от отношения к ней, построена на материалистической основе и заслуживает внимания».

В советских газетах и журналах начали появляться статьи, посвященные теории палеовизитов.
Занимался этой теорией геолог Владимир Авинский – и не случайно, ведь именно гелогам приходится сталкиваться с загадками прошлых времен, например находить в пластах угля, которым миллионы лет, загадочные предметы.

В 1981 году издательство «Наука» выпустило сборник «Поиск внеземных цивилизаций» со статьей востоковеда Игоря Лисевича «Древние мифы глазами человека космической эры». Исследователь задавался вопросам - почему в древних китайских источниках имеются описания существ, очень похожих на роботов, а так же загадочных серебристых повозках, которые могут летать?

Вопросам таинственных летающих колесниц были посвящены и статьи харьковского инженера Владимира Рубцова, печатавшегося в «Технике – молодежи». Например, в своей статье «Астравидья – миф или реальность?» он с технической точки зрения рассматривал летающие колесницы из древних индийских эпосов и утверждал, что это описание механизмов.

Рубцов сотрудничал с филологом Юрием Морозовым, который так же изучал палеовизиты. В начале 1991 года в популярной серии «Знак вопроса» вышла работа Юрия Морозова «Следы древних космонавтов». В ней он рассказывал о истории изучения палеоконтактов и о тех проблемах, которые стоят перед исследователями.

Работа кончалась на оптимистической ноте – ученый утверждал, что создана инициативная группа, состоящая из ученых нескольких стран, готовится выпуск «Журнала палеовизитологии», и исследование палеовизитов встанет на научные рельсы. Но… вскоре развалился СССР, научное сообщество все эти годы переживает множество серьезнейших проблем, и вот уже много лет ученым не до пришельцев с далеких планет, когда-то оставивших следы на Земле…

  • 7559 просмотров
Без заголовка

Гипотеза палеоконтакта предполагает, что совершенствование нашей цивилизации происходило благодаря более развитым существам внеземного происхождения, прилетавшим на Землю. Их знания и опыт сыграли огромную роль в становлении человечества. Помимо всего прочего, есть вероятность того, что инопланетные пришельцы (теория палеоконтакта) стоят у истоков рода людского. В различных священных писаниях встречается множество косвенных намеков, указывающих на это.


Впервые с такими мыслями выступил ученый К. Циолковский, именно поэтому он является основателем теории палеоконтакта. Широкую известность теории придал М. Агрест, когда в середине прошлого столетия свет увидела написанная им статья «Следы ведут в космос». В данной статье различные предания и мифы предстали в форме доказательства многочисленных визитов представителей внеземных рас на нашу планету.

Дальнейшим развитием гипотезы занялся швейцарский археолог и писатель Эрих фон Дэникен. Поначалу его главным родом деятельности было предпринимательство, но особого успеха он в этой сфере не добился. Впоследствии Э. фон Дэникен всерьез занялся археологией. Позже он привлек большую аудиторию к размышлениям о палеоконтакте, опубликовав книгу «Воспоминания о будущем» и сняв одноименный документальный фильм.

Еще одним представителем данной теории является ученый З. Ситчин, изучавший историю Ближнего Востока, археологию и древние языки. По его мнению, пирамиды в Древнем Египте исполняли роль стартовых площадок для взлета космических кораблей, а люди в то время верили, что инопланетные пришельцы - это боги, создатели всего сущего на Земле. Он считал, что существовала Двенадцатая планета под названием «Нибиру», обитатели которой имели тесный контакт с древним народом Ассирии и Вавилона. Эта точка зрения ясно прослеживается в его книгах «Двенадцатая планета» и «Колыбели цивилизации».

Важно упомянуть, что уже в древности египетские жрецы верили в существование других миров и населяющих их существ, имеющих контакты с землянами. Эти гипотезы переняли некоторые греческие философы. Мыслители Анаксимандр и Эпикур придерживались той же точки зрения, что и египетские жрецы, считая, что космос имеет множество миров, зарождающихся и умирающих, и в каждом из них обитают живые существа. Еще один греческий философ Анаксагор предполагал, что так называемые «зародыши жизни» переносятся в космическом пространстве. Известный физик Исаак Ньютон допускал наличие внеземной жизни и в своих записях отмечал, что инопланетные жители способны достигать других миров для общения с их обитателями. Если брать во внимание все исследования и умозаключения в данной области, то становится ясно, что главная проблема палеовизитов исходит из убежденности в разумности существ, населяющих космос.

В один прекрасный момент, когда люди поняли, что Земля - всего лишь шар, и каждый уголок этого шара уже исследован, их взгляд обратился в космос. Тогда человечество поверило в бесконечность Вселенной, появилось множество фантастических рассказов о полетах в космос. И тут же стало понятно, что если люди имеют возможность отправиться в космическое путешествие, то и жители других планет могут прилететь на Землю. Это стало началом гипотезы палеовизитов. Но при таких визитах имела место возможность образования конкретных отношений между людьми и пришельцами извне, что уже подразумевает под собой палеоконтакт.

В 1952 году ученые в джунглях Южной Америки в ходе экспедиции обнаружили странную вещь: в племени индейцев, кайяпо, поклоняются необычному божеству. Согласно древним легендам племени, однажды среди них появился чужак. Облаченный в одежду, полностью покрывавшую его тело, в руках он держал мощное оружие. Только самые отважные вступили с ним в схватку, остальные же, испугавшись, спрятались. Но атаки аборигенов не возымели никакого эффекта, так как их оружие рассыпалось прямо в руках. Чужак решил остаться жить с индейцами. Они дали ему имя - Бел Коророти. Он благотворно повлиял на жизнь аборигенов, научил их многим полезным вещам. Одна девушка из племени стала его женой и родила ему детей, которые росли очень способными и умными. Но пришел момент, когда пришелец решил вернуться туда, откуда он пришел. Стоя на самой высокой горе, он смотрел вверх, пока на него не опустилось облако со сверкающими молниями, которое забрало его с собой. Уже прошло много времени, но индейцы до сих пор чтят Бела Коророти, «посланника небес». И в честь него устраивают праздник, на который они одевают специально сплетенные из пальмовых листьев костюмы, очень сильно напоминающие скафандры космонавтов.

Множество похожих преданий можно найти и в других племенах. Например, в Бразилии есть племя тупанимба, в котором сохранилась легенда о боге Мо-нано, о создании им Вселенной и человека. В этой легенде рассказывается, как бог разгневался на людей, переставших его уважать. Он удалился на небо, откуда послал на них праведный огонь в наказание за грехи. Выжил только один человек из всех, звали его Ирин-Маге. Бог пощадил мужчину и женил на одной из своих дочерей. Позже у них появилось потомство, которое стало продолжателем человеческого рода.

Еще одно интересное предание бытует в племени, живущем на берегу реки Хингу, которая является притоком Амазонки. Оно повествует о том, что в древности все люди жили на звезде. Но однажды им пришлось созвать совет, чтобы выбрать новый дом. Один из жителей вышел вперед и предложил в качестве нового места обитания замечательную планету, которую он уже исследовал. Все согласились с ним и стали плести длинную нить, которая связала бы их мир с Землей. Некоторые индейцы остались на звезде, большинство же перебралось в новый мир, однако, благодаря нити они общались между собой. Но однажды пришел демон и оборвал эту нить, после чего связь со звездой навсегда была потеряна.

Большое количество древних преданий несет в себе указания на то, что в далеком прошлом Землю посещали представители других планет, но, что более важно, имеются многочисленные материальные свидетельства их визитов. Различные памятники истории, содержащие рисунки необычных существ гуманоидного типа, можно найти по всему свету.

Например, в Сибири археологи обнаружили предметы, датированные 700 годом до н.э., с изображенными на них странными созданиями. Так, на одном из них, имеется рисунок существа с вытянутым лицом и огромными глазами. На Алтае было найдено множество подобных вещей в захоронениях, благодаря чему они очень хорошо сохранились, так как находились глубоко под землей в условиях постоянной температуры. Различные артефакты с вырезанными на них лицами существ, похожих на птиц, были обнаружены в Коста-Рике. Голова существ покрыта чем-то, напоминающим шлем, а вместо носа у них изображен клюв.

В Китае в ходе экспедиций в провинциях Шаньси и Гуанчжоу было найдено много фигурок из нефрита, относящихся ко второму тысячелетию до н.э. Фигурки выполнены в форме людей с длинными зубами, похожими на клыки. Ученые теряются в догадках, для чего служили эти фигурки, но выдвигают теорию о том, что эти фигурки являют собой прототип людей, которые в древности населяли Китай.

Подобные фигурки, изображающие странных гуманоидов, были обнаружены и в Японии. Эти фигурки вылеплены из глины в виде существ с очень длинными руками и огромными выпученными глазами. Во рту у них имеется трубка, похожая на трубку аквалангиста, а на груди - большая пластина. Некоторые исследователи имеют гипотезу, что данные фигуры, называемые догу, существовали в качестве инструмента для шаманов. Представители внеземных рас обучили шаманов забирать у человека боль, перенося её на фигурку, которую впоследствии нужно было разбить. Это помогало излечить человека.

В Сирии археологическими находками стали фигурки из камня, имеющие несколько пар глаз. Каменные фигурки датированы 3500 годом до н.э., и на некоторых из них вырезаны более мелкие фигурки, напоминающие ребенка в утробе. Ученые предполагают, что каменные идолы представляют собой инопланетных существ.

Кроме материальных доказательств имеется еще множество свидетельств посещения Земли представителями внеземных цивилизаций. В частности, существуют племена, обладающие феноменальными знаниями в той или иной области. Индейцы племени майя, к примеру, располагали обширными астрономическими вычислениями. Именно это позволило им создать достаточно точный календарь. Помимо этого, огромные каменные строения, сооруженные индейцами племени, до сих пор таят в себе загадку, так как были построены без специальных инструментов. Похожая ситуация обстоит и с племенем догонов, которое обитает в Мали. Знания племени уникальны: они хорошо знакомы с астрономией, знают, что рядом с Сириусом есть невидимая звезда, а ведь на самом деле так и есть - Сириус является двойной звездой, рядом с ним располагается белый карлик. Среди легенд племени имеются истории о визитах существ с неба, напоминающих амфибий. Может это и есть объяснение необычных знаний, которыми обладает племя.

Еще одним доказательством визитов пришельцев являются находки археологов в ходе экспедиции к горам Баян-Кара-Ула, которая проходила в 1937-1938 годах. Исследователи нашли огромное количество пещер с захоронениями в них. Найденные в могилах скелеты не были похожи на людские, наоборот, их строение разительно отличалось от строения скелета человека: огромная голова при наличии хрупких суставов и тонких костей, рост существ составлял всего 1,3 метра. Очевидцы, которых похищали пришельцы, давали именно такие описания внешности инопланетян.

Ученые посчитали, что это скелеты вымерших обезьян. Эти умозаключения подверглись жестокой критике со стороны общественности, отрицающей возможность развития обезьян до такого уровня, что они делали упорядоченные захоронения умерших.

В этих пещерах над могилами исследователи обнаружили странные рисунки, изображающие Луну и Солнце, а под ними - маленькие существа в шлемах. Если верить местным преданиям, то эти создания - желтые дропы, пришедшие на Землю с небес.


Но самая важная находка в этих пещерах - огромное количество каменных дисков, на которых вырезаны странные знаки. Многие брались за расшифровку этих знаков, но их действия не увенчались успехом. Но в 1962 году китайские лингвисты расшифровали некоторые части посланий, в которых рассказывалось о том, что 12 тыс. лет назад космический корабль пришельцев попал на Землю. Неисправность на корабле вынудила их остаться. Но выжить им не удалось, земной климат оказался слишком чуждым для пришельцев. Согласно записям, именно их тела похоронены в тех могилах.

Таких поразительных фактов, найденных по всему миру, еще великое множество. Все они содержат информацию о том, что на нашу планету прилетали представители внеземных рас, но ни один из них не дает ответа на вопрос: зачем они это делали? Впрочем, есть одна гипотеза, которая объясняет такие визиты тем фактом, что инопланетяне прилетали в поисках генетических образцов. И, вдобавок, есть предположение, что они обучили людей возвращать к жизни мертвых, т.е. создавать зомби. Если брать во внимание африканскую религию Вуду, то в ней зомби - оживленный колдуном труп человека, который находится всецело во власти того, кто его вернул к жизни, и выполняет его приказания. Появление этого понятия можно отнести к 500 году до н.э. Легенды, содержащие упоминания об оживленных мертвецах, имеются и в других странах. Например, в Китае существуют предания о существах Джанг ши, дословно это значит «окоченевший труп». По описанию, эти создания не наделены какими-либо умственными способностями, но имеют отличный нюх, хорошее зрение и длинные когти. В скандинавской культуре тоже есть такие создания, они называются Драугры.

Помимо этого, ученые подозревают, что кровь человека вызывала большой интерес у пришельцев, так как она являлась источником жизненных сил, носителем сущности человеческого существования.

Индейцы считали, что кровь является связующим элементом между миром мертвых и миром живых. Кровь содержала в себе смысл бытия человека, который передавался в загробный мир после смерти. Поэтому она была очень значима, и древние люди проводили специальные обряды, задействующие кровопускание.

Многие древние культуры содержат истории о созданиях, напоминающих вампиров. Так, например, у индейцев чероки была богиня Утлунта, которая преображалась в женщину и пила кровь. А в религиозном культе Вуду - богиня Кали и злобные духи виталы. Богиня Кали несла разрушение и смерть, а её облик был ужасен: синяя кожа в сочетании с длинным языком. Однако, вампиры, в некотором роде, имели существенные отличия от зомби, потому что вампиры, хоть и были мертвецами, но имели душу. Люди в древности считали, что вампиры - это сильно согрешившие при жизни люди.

В любом случае, исследователи до сих пор строят догадки, являлось ли кровопускание верным способом стать ближе к богу, или все эти предания и легенды древних людей - средство, чтобы донести до нас информацию о посещениях Земли пришельцами извне.

На рубеже 50–60-х годов тема палеовизита получила реальный шанс быть включенной в сферу нормальных научных исследований.


С одной стороны, в этот период произошел подлинный переворот в восприятии всей проблематики внеземных цивилизаций (ВЦ). Радиоастрономия и техника связи достигли к тому времени такого уровня развития, что стало ясно: уже сегодня осуществима радиосвязь между человечеством и его предполагаемыми "братьями по разуму" из ближайших звездных систем. Началось прослушивание космоса в поисках осмысленных сигналов, потоком хлынули статьи и монографии о ВЦ и способах контакта с ними, словом, вопрос об инопланетном разуме, доселе казавшийся несколько отвлеченным, сделался наконец-то предметом практических забот науки.


С другой стороны, глубокое воздействие на научную мысль, да и на все общество, оказало вступление человечества в космическую эру. Завоевание околоземного пространства, бурный прогресс космонавтики, ее безграничные (как многим тогда верилось) перспективы – все это, помимо прочего, создавало и солидную основу для предположения, что более развитые цивилизации Галактики могли уже давно приступить к межзвездным экспедициям.


И не случаен тот факт, что одновременно с проработкой первых экспериментов, нацеленных на обнаружение разумных сигналов из космоса, в научной среде прозвучал призыв к развертыванию поисков и по совершенно другому адресу – в анналах земной истории. С такой идеей выступил советский математик М.М. Агрест.


Любопытны некоторые подробности тех давних событий, положивших начало регулярному обсуждению проблемы палеовизита. Как сообщил мне М.М. Агрест, его статью намеревался рекомендовать к публикации в "Докладах Академии Наук СССР" академик И.В.Курчатов, Однако смерть Игоря Васильевича нарушила эти планы. Еще раньше работу Агреста отклонил, признав ее "слишком смелой", журнал "Природа". 9 февраля 1960 года "Литературная газета" поместила изложение гипотезы Агреста, и, лишь спустя год, когда в прессе и на публичных диспутах вовсю бушевали страсти по поводу его предположений, читатели смогли узнать о них из первоисточника: статья М.М. Агреста "Космонавты древности" была напечатана в альманахе "На суше и на море".


Обосновав возможность неоднократного посещения Земли посланцами иных миров, ученый призвал к поиску соответствующих свидетельств в мифах, легендах, памятниках письменности и материальной культуры. Он обратил внимание на ряд фактов, относящихся, преимущественно, к Ближнему Востоку и соседним регионам: библейские тексты о пришествии на Землю небесных существ, гигантскую каменную террасу, неизвестно кем и с какой целью воздвигнутую в Баальбеке (Ливан), рисунок "космонавта" на скалах Тассилин-Аджера (Северная Африка) и т. д. Предполагая в этих фактах следы палеовизита, Агрест, однако, подчеркивал, что все сказанное им в статье – только гипотеза, требующая тщательной проверки. "Полностью решить этот вопрос можно лишь экспериментальными исследованиями по хорошо продуманной программе с применением всех современных методов анализа".


Той же темы коснулся в статье, увидевшей свет в мае 1963 года, американский астрофизик Карл Саган. Бесспорно, побудительным толчком для него послужила гипотеза Агреста, ставшая широко известной и за рубежом, но во многом американский ученый шел от собственных размышлений о космических полетах и контактах. В частности, Саган подверг критике распространенное в те годы мнение, будто радиосвязь – самый эффективный способ общения между цивилизациями Вселенной. У переговоров на сверхдальних расстояниях есть много недостатков: трудности взаимопонимания, долгое ожидание ответа (исчисляемое десятилетиями, а то и веками) и т.д. Кроме того, уповая лишь на дистанционный обмен сигналами, не пообщаешься с разумными существами, еще не открывшими радио, – а такие культуры, справедливо указал Саган, тоже представляют немалый интерес для высокоразвитых цивилизаций космоса. В этом случае реален только один способ контакта: межзвездная экспедиция и непосредственное знакомство со слаборазвитым обществом на его родной планете.


Объектом прямого наблюдения, естественно, могла стать и культура, зародившаяся на Земле, причем по мере своего "взросления" человечество делалось бы все более интересным для его "старших братьев" из космоса, и "частота исследовательских посещений нашей планеты" постепенно бы возрастала, заметил Саган. По поводу же доказательств таких визитов ученый был чрезвычайно осторожен. Вавилонская письменная традиция повествует о странных существах, давших начало шумерской цивилизации. Не исключено, говорит Саган, что этими наставниками были инопланетяне, однако для выяснения истины нужны специальные исследования. Вообще самое ценное в его статье – это мысль, что установить реальность палеовизита по историческим источникам будет весьма и весьма непросто. Опасения Сагана, как мы увидим дальше, оказались пророческими.


Итак, на смену робким догадкам и полуфантастическим предположениям в начале 60-х годов пришла четкая, по-научному основательная постановка проблемы палеовизита. Хотя и советский ученый, и его американский коллега назвали несколько возможных следов посещения Земли, главное все же было в другом. Оба исследователя сознавали: пусть эти интерпретации приведенных ими фактов не подтвердятся, выявление аналогичных (и более определенных) свидетельств нужно продолжать – ведь проблема-то объективно стоит перед наукой и требует решения! В сущности, своими статьями М.М. Агрест и К. Саган внесли "заявку" на формирование в науке еще одного поискового направления, параллельного поискам ВЦ в космосе. Казалось, эта новая область исследований уже начинает складываться. В действительности, однако, все получилось иначе.


Мысль о возможности палеовизита нашла положительный (хотя и сдержанный) отклик в основном у тех ученых, кто уже занимался тематикой ВЦ. Но пойти дальше общего признания необходимости серьезно исследовать этот вопрос они, естественно, не решались, ибо прекрасно понимали, что на практике искать следы палеовизита и определять степень их доказательности надлежит историкам, археологам, фольклористам, искусствоведам, палеонтологам – короче, людям, профессионально изучающим земное прошлое. А вот среди специалистов этого профиля "призыв" Агреста и Сагана как раз и не получил должной поддержки. Причина была проста. Исторические науки всегда имели дело исключительно с земными явлениями, и даже начало космической эры не поколебало сосредоточенности этих наук на сугубо "домашних" вопросах. Таким образом, ситуация сложилась парадоксальная: проблема палеовизита сформулирована, ее научная актуальность достаточно очевидна – а исследовать проблему в конкретно-историческом плане вроде бы некому.


В результате тема пришельцев оказалась отданной на откуп любителям. Авторы многочисленных статей и книг, написанных в 60–70-е годы в поддержку идеи о посещении Земли, как правило, не были специалистами в затрагиваемых ими областях исторического знания, да и к науке вообще зачастую имели весьма отдаленное отношение, однако ни самих пишущих, ни широкого читателя данное обстоятельство не смущало. Поиск следов космического визита представлялся делом, доступным любому желающему.


На такой почве сформировался классический вариант "гипотезы о пришельцах" (или, как называют ее за рубежом, "теории древних астронавтов"), в котором изначально осторожный вопрос: "А может, они были на Земле?" – давно заменен убежденным ответом: "Конечно, были!"


Среди тех, кто создавал и пропагандировал эту "теорию", особый успех выпал на долю швейцарца Эриха фон Деникена. Каждая новая его книга автоматически становится бестселлером; на его лекции трудно попасть; по его книгам снято несколько не менее популярных фильмов (один из них, "Воспоминания о будущем", шел в свое время в нашем кинопрокате). Деникен является идейным лидером международного Древнеастронавтического общества, созданного 14 сентября 1973 года и объединившего сторонников "теории", как занимающихся собственными разысканиями, так и просто "сочувствующих". Для миллионов читателей в различных странах он сделался ведущим авторитетом в этой области. "Рекомендовано Деникеном", "с предисловием Деникена" – подобные уведомления, красующиеся на многих книгах его единомышленников, служат им лучшей рекламой...


В чем причина такого успеха? Отчасти ему способствовали личные качества автора, проявившиеся (точнее, умело поданные) в его книгах. Деникен весьма начитан; не имея научной квалификации, он смело оперирует данными самых разных наук, ориентируется в новейших открытиях и гипотезах. Его энергия заразительна. В поисках следов пришельцев швейцарский "писатель-исследователь" (так он сам себя характеризует) объездил весь земной шар. Недаром на фотографиях, иллюстрирующих его книги, так часто присутствуют личностные мотивы: Деникен на острове Пасхи, Деникин измеряет каменный монолит, Деникен беседует с именитым ученым... Все эти детали создают привлекательный для широкой публики имидж талантливого самоучки, который благодаря своей целеустремленности и поисковой активности сумел бросить вызов устоявшимся научным взглядам.


Сам Деникен уверен, что для полноценного исторического исследования вовсе не обязательны профессиональная подготовка и специальные знания, напротив, они даже мешают "пустить фантазию в свободный полет". Соответственно этому вся конкретная аргументация автора "Воспоминаний о будущем" строится в расчете на мышление неспециалиста, апеллирует к его житейскому "здравому смыслу".


"Не правда ли, очень похоже на астронавта?" – спрашивает Деникен, помещая репродукцию какого-нибудь наскального изображения. "И в самом деле, похоже", – изумляется читатель, не раз видевший космонавтов в массовой печати и на экранах телевизоров. "А могли ли люди, не имевшие совершенной техники, воздвигнуть такой колосс?" – предлагает Деникен новый вопрос-аргумент. "Не могли", – убежденно качает головой читатель, разглядывая снимок древнего сооружения, один только блок которого в несколько раз превосходит человеческий рост. Что же касается мифов и религиозных сказаний, то Деникен советует: "Подставляйте на место слова "Бог" слово "астронавт", вместо слова "ангел" читайте "робот" – и вам все станет ясно". Читатель с увлечением подхватывает эту игру в "общедоступную науку", на каждом шагу проникаясь верой, что решать научные загадки, интерпретировать исторические памятники – не намного сложнее, чем разгадывать шараду или кроссворд.


Проявляя неистощимую изобретательность в поиске все новых и новых "следов пришельцев", Деникен складывает из их яркой мозаики свою картину земного прошлого, которая для непосвященных людей притягательнее "скучных" и "туманных" концепций ученых. В самом общем виде его "теория" такова.


Посланцы космических цивилизаций прилетали на Землю неоднократно. В свой первый визит они – ни много, ни мало – создали на нашей планете "по образу и подобию своему" человека разумного. С этой целью пришельцы внесли целенаправленные изменения в наследственность гоминид, к тому времени уже выделившихся из обезьяньего стада. Чем аргументировано сие более чем смелое утверждение? Ссылками на перспективы генной инженерии, нашумевшие публикации о "детях из пробирки" и мифы о божественном сотворении человека. Вот, например, как расшифровывает Деникен "истинную историю Адама и Евы".


Чужепланетные астронавты (тут автор напоминает, что в библейском повествовании о божественном сотворении людей исконно шла речь не о боге, а о богах, "элохим") начали с искусственного выращивания мужской особи. Затем у первого земного мужчины взяли "клеточную культуру", чтобы вырастить из нее первую женщину – впоследствии это обстоятельство трансформировалось в мотив сотворения Евы из ребра Адама. Желая изолировать первых земных людей от контактов с окружающим миром, "элохим" содержали их в "резервации", память о которой сохранилась в представлении об утраченном "рае".


Хотя появившийся таким путем новый вид земных существ обладал уже разумом и речью, инопланетяне сочли свой эксперимент не во всем удавшимся. Во время второго визита им пришлось даже уничтожить большинство людей (вот откуда легенды о Всемирном потопе!), а у оставшихся вызвать еще одну "искусственную мутацию". Только с этого момента, считает Деникен, начался ощутимый прогресс человеческой культуры: появились письменность, математика, техника, искусство, мораль. Из суеверного преклонения перед своими творцами и наставниками люди стали почитать их за богов, сделали главными персонажами религий.


Более того, Деникен убежден, что все дальнейшее развитие человечества осуществлялось и будет осуществляться по "плану", заложенному в людях "богами-астронавтами". К примеру, авторы открытий, изобретений, новых идей только мнят себя творцами, в действительности же, сами того не ведая, извлекают из глубин своей генетической памяти информацию, унаследованную от "богов". Неслучайно даже то, что догадка о пришельцах из космоса одновременно родилась в сознании многих людей: появление этой идеи наверняка было запрограммировано с момента сотворения человека.


По существу, Деникен превратил "гипотезу о пришельцах" в мировоззрение, которое в рамках массовой культуры способно заменить для миллионов людей научную, как, впрочем, и религиозную, картину мира. Стоит ли после этого удивляться, что некоторые единомышленники автора "Воспоминаний о будущем" сравнивают его с Коперником и Дарвином, а один даже заявил в восторге: "На мой взгляд, Эрих фон Деникен выявил больше фактов относительно древнего человека и деятельности людей на Земле, чем все ученые, когда-либо жившие".


Массовый успех "теории" Деникена не на шутку обеспокоил многих ученых и популяризаторов науки. В печати поднялась ответная волна критических публикаций. Вот, кстати, еще один грустный парадокса судьбе идеи палеовизита: "большая" наука, проигнорировавшая взвешенную постановку вопроса в работах М.М.Агреста, К.Сагана и некоторых других ученых, по-настоящему "заметила" тему палеовизита только после того, как она расцвела пышным пустоцветом в книгах Деникена и компании.


Будем объективны. Далеко не все из написанного против "деникенизма" можно признать удовлетворительным. К сожалению, в "разгромных" статьях эмоции и стремление подавить оппонента "авторитетом науки" частенько брали верх над основательностью контраргументов. И все же недостатки "теории древних астронавтов" в ее нынешнем виде настолько сильны и очевидны, что даже говорить о ней, как о теории мы не имеем права. Подтвердилась старая истина: дилетант способен высказать свежие идеи, увидеть привычные вещи в новом свете, обратить внимание на факты, по каким-либо причинам недооцененные наукой, но квалифицированно исследовать факты и создать на их основе строгую, критически выверенную концепцию он не в состоянии.


Должен признаться, что даже изложить общий взгляд Деникена на историю человечества было нелегко. "Сценарий" палеовизита от одной его публикации к другой постоянно меняется и полон внутренних противоречий. Скажем, в книге "Посев и космос" Деникен красочно описал, как в космосе завязалась битва "между двумя враждебными партиями" инопланетян, как побежденная сторона нашла себе прибежище на Земле и с помощью генной инженерии положила начало виду гомо сапиенс. А в следующих своих книгах Деникен эту версию... забыл. Не отверг, не заменил более обоснованным вариантом, а просто опустил без всяких на то объяснений. Великанов, о которых повествуют некоторые мифы, швейцарский автор объявляет то пришельцами с Марса, то первыми, малоудачными творениями "богов", то потомством, появившимся от связей инопланетян с земными женщинами. Трудно понять, в какой мере прогресс нашей культуры обязан, по Деникену, генетической программе человека, а в какой – "урокам" инопланетян; да и вообще неясно, зачем "богам-астронавтам" понадобилось еще и обучать землян, коли все необходимые знания и так "всплывут" из глубин генной памяти людей в предначертанный срок... Подобных несуразиц в многотомной эпопее Деникена – масса. Похоже, сам автор, завороженный фейерверком своих догадок и сногсшибательных "сценариев", не в силах контролировать их логическую согласованность. Нет, теорией здесь и не пахнет!


Замечу, что все критические оценки, адресуемые в этой главе Деникену, могут быть распространены и на его коллег по Древнеастронавтическощу обществу. Книги, скажем, Робера Шарру, Петера Крассы или Робина Коллинза несколько отличаются от деникеновских набором аргументов, но не их, качеством и системностью. В частности, никто так и не попытался сложить все предполагаемые "следы древних астронавтов" в логически и хронологически цельную картину палеовизита; да вряд ли это и возможно в принципе – так разноречив материал.


Отсутств ие у исследователя-любителя навыков научного мышления обычно делает весьма легковесным и его анализ конкретных фактов. Решив, что "шар – идеальная форма для космических кораблей", Деникен затем механически, без каких-либо дополнительных доводов, связывает с воспоминаниями о таких кораблях и культовую игру в мяч у индейцев майя, и мифы о мировом яйце, и находимые в разных местах каменные шары, и кружочки на наскальных рисунках... Или совсем уж курьезный случай. Однажды Деникен привел фото древнего каменного изваяния человеческой фигуры с "точным числом ребер", многозначительно напомнив: рентгеновские лучи открыты только в 1895 году. Не берусь судить, все ли читатели успешно выдержали этот тест на сообразительность; во всяком случае, печатно никто не растолковал "писателю-исследователю", каким образом можно без рентгена и подсказки инопланетян узнать число ребер у человека...


Разумеется, было бы несправедливо утверждать, что книги Деникена сплошь состоят из подобных нелепостей. Но на каждый аргумент, с которым можно если не соглашаться, то хотя бы серьезно спорить, у него приходится с десяток таких, что вызывают лишь улыбку – причем для самого автора все они одинаково приемлемы! Когда один из его ученых критиков заметил, что простое накопление фактов, каждый из которых лишен доказательной силы, не прибавляет веса гипотезе, Деникен парировал: "Для меня, нормального обывателя, десять косвенных данных в пользу какого-нибудь утверждения всегда имеют больше доказательности, чем одно!" Действительно, у, обывателя и ученого – разные представления о доказательствах...


Вряд ли есть смысл повторять все возражения против "гипотезы о пришельцах", высказанные специалистами – как по поводу интерпретации памятников прошлого, так и по вопросу о происхождении человечества. Сейчас важнее сформулировать общий итог печатной полемики. Он малоутешителен. Если подходить к оценке ситуации с максимальной научной строгостью, следует признать: "кавалерийская атака" на проблему, предпринятая энтузиастами-непрофессионалами, не удалась. Ни одним по-настоящему убедительным свидетельством палеовизита мы не располагаем.


Значит ли это, что на "теории древних астронавтов" можно поставить крест, а все вопросы и предположения ее сторонников с легкой душой отбросить в область "лженауки"? Нередко так и поступают. Между тем на деле все обстоит гораздо сложнее.


Юрий Николаевич Морозов


"Знак вопроса" #2, 1991 М. "Знание"


Использованы материалы сайта: paranormal-news.ru