В декабре 2012 Российским законодательством был принят Федеральный Он считается основным нормативно-правовым актом в сфере образования.

Общее образование в России

Образование в нашей стране направлено на развитие личности. А также в процессе обучения ребёнок должен усвоить основные знания, умения и навыки, которые в дальнейшем пригодятся ему для адаптации среди людей и правильного выбора профессии.

Ступени общего образования:

  • дошкольное;
  • общее начальное (1-4 классы);
  • основное общее (5-9 классы);
  • общее среднее (10-11 класс).

Тем самым, становится понятно, что образование в России делится на 2 вида:

  • дошкольное - дети получают его в детских садах и школах;
  • школьное - с 1 по 11 класс, дети обучаются в учебных заведениях, школах, лицеях, гимназиях.

Многие дети, приходя в 1 класс, начинают учиться по образовательной программе "Перспектива начальная школа". Отзывы о ней имеются разные, учителя и родители обсуждают программу на различных форумах.

Основные положения программы включают в себя все требования государственных стандартов о начальном общем образовании. Основой стал системно-деятельный подход к развитию личности ребёнка.

Программа "Перспективная начальная школа" в 1 классе

Отзывы родителей и педагогов в начальной школе о программе "Перспектива" разносторонние, но чтобы понять всю её суть, необходимо познакомиться с ней подробнее.

Что изучает программа:

  • филологию;
  • математику;
  • информатику;
  • обществознание;
  • искусство;
  • музыку.

Ребёнок, изучая программу, в целом может составить своё мнение об окружающей среде и получить полную научную картину мира.
В программе "Перспектива" имеется ряд учебников. Среди них:

  • русский язык - азбука;
  • литературное чтение;
  • математика;
  • информатика и ИКТ;
  • окружающий мир;
  • основы религиозных культур и светской этики;
  • изобразительное искусство;
  • музыка;
  • технология;
  • английский язык.

Все учебники, входящие в состав учебной программы "Перспективная начальная школа", прошли аттестацию на соответствие ФГОС НОО. И были рекомендованы Министерством образования и науки к использованию для обучения детей в общеобразовательных учреждениях.

Главной задачей всей программы "Перспективная начальная школа" является полноценное развитие ребёнка на основе поддержки педагогами его индивидуальных особенностей. При этом программа рассчитана на то, что каждый ученик сможет побывать в разных ролях. Таким образом, одно время он будет обучающимся, в другое - обучающим, а в определённые моменты - и организатором учебного процесса.

Как и у любой программы, у "Перспективной начальной школы" имеются свои принципы в обучении детей. Основные из них:

  • развитие каждого отдельного ребёнка должно быть непрерывным;
  • в любой ситуации у ребёнка должна быть сформулирована целостная картина мира;
  • педагог должен учитывать особенности каждого ученика;
  • учитель охраняет и укрепляет физическое и психическое состояние ребёнка;
  • школьник для воспитания должен получать наглядный пример.

Основные свойства программы "Перспектива"

  1. Комплектность - в момент обучения ребёнок учится находить данные из разных источников. Таких как учебник, справочник, простейшее оборудование. У детей вырабатываются навыки делового общения, так как программой разработаны совместные задания, работа в паре, решение задач малым и большим коллективом. Педагог во время разъяснения нового материала пользуется несколькими точками зрения по поводу одной задачи, это помогает ребёнку рассмотреть ситуацию с разных сторон. В учебниках имеются основные герои, которые помогают детям научиться воспринимать информацию играя.
  2. Инструментальность - специальные разработанные механизмы для детей, которые помогают на практике применять приобретённые знания. Сделана она для того чтобы ребёнок мог без посторонней помощи искать необходимую информацию не только в учебнике и словарях, но и за их пределами, в различных методических пособиях.
  3. Интерактивность - в каждом учебнике имеется свой интернет-адрес, благодаря которому ученик может обмениваться письмами с героями учебников. Используется эта программа в основном в школах, где широко используются компьютеры.
  4. Интеграция - программа разработана так, чтобы школьник мог получать общую картину мира. Например, на занятиях окружающего мира ребёнок сможет получить необходимые знания из разных областей. Таких как естествознание, обществознание, география, астрономия, ОБЖ. А также интегрированный курс ребёнок получает на уроках литературного чтения, так как там в основу обучения включено обучение языку, литературе и искусству.

Главные особенности программы "Перспектива"

Для учителей разработанные методические пособия стали большими помощниками, так как в них подробно расписаны планы уроков. Большая часть родителей и учителей остаются довольны программой.

Особенности:

  • помимо учебников по каждому предмету прилагаются хрестоматия, рабочая тетрадь, дополнительное методическое пособие для учителя;
  • курс обучения школьников состоит из двух частей. В первой части учителю предлагаются теоретические занятия, вторая же часть помогает педагогу выстроить план занятий отдельно для каждого урока. А также в методическом пособии имеются ответы на все вопросы, которые заданы в учебнике.

Стоит понимать, что образование в начальной школе - это очень важный процесс, при котором у ребёнка строится фундамент для всего последующего обучения. Учебная программа "Перспектива начальная школа", отзывы это подтверждают, имеет много положительных моментов. Ребёнку довольно интересно получать новые знания.

Как авторы видят перспективу своей программы?

Разрабатывая программу авторы стремились в неё внести все ключевые моменты, которые помогут ребёнку в дальнейшей жизни. Ведь как раз в начальной школе дети должны научиться осмысливать правильность своих действий, получать более полную картину окружающего мира.

В наше время фактически все школьные программы направлены на развитие личности. "Перспектива" стала не исключением. Поэтому, как говорят учителя, которые столкнулись с работой по этой программе, ничего сложного в ней нет. Главное, чтобы ребёнок занимался не только в школе, но и дома.


Стоит ли учиться по данной системе?

Идти в школу с программой "Перспективная начальная школа" или нет, решает для себя каждый родитель самостоятельно. В любом случае начальное образование ребёнок получить должен.

Учителя стараются не оставлять отрицательных отзывов о программе "Перспективная начальная школа", так как им и дальше с ней работать. А вот мнения родителей неоднозначные, кому-то нравится, кому-то нет.

Что нужно знать о программе "Перспектива":

  • программа разработана очень близко к традиционной;
  • должна помочь ребёнку стать самостоятельным;
  • родителям расслабиться не получится, на протяжении всего обучения ребёнку будет требоваться их помощь.

Немного о "Перспективной начальной школе"

Если ученик идёт учиться в начальную школу по программе "Перспектива", отзывы для родителей очень часто становятся весомым аргументом задуматься о том, сможет ли он понять все аспекты обучения.

Вся программа представляет собой одну большую систему взаимосвязанных подпрограмм. В то же время каждая дисциплина является отдельным звеном и отвечает за определённое направление в деятельности. Для многих родителей отзывы об учебной программе "Перспектива начальная школа" помогают правильно оценить свои возможности и способности ребёнка.

  • ребёнок должен быть готов самостоятельно развиваться;
  • ребёнок должен осмыслить и понять основные ценности в жизни;
  • необходимо мотивировать ребёнка на обучение и познание.

Для многих родителей кажутся эти цели неуместными и довольно сложными для учеников первого класса. Именно поэтому отзывы о программе обучения "Перспектива" (начальная школа) далеко не однозначны. Кому-то нравятся учебники и изложенный в них материал, кому-то нет. Но это справедливо для всех обучающих программ. У каждой из них есть свои минусы и плюсы, и задача родителей - понять, чего же больше.

Если рассматривать программ1 "Перспективная начальная школа", 1 класс, отзывы авторов помогут понять принципы, по которым строится весь учебный процесс. На что надеются создатели?

  1. Развитию личности в этой программе уделено наибольшее внимание. Ребёнок должен понять какие из человеческих ценностей должны быть превыше всего.
  2. Воспитание патриотизма. Ребёнок с детских лет должен быть трудолюбивым, уважающим права и свободы человека, проявлять любовь к окружающим, природе, семье, Родине.
  3. Объединение культурного и образовательного процесса. Защита национальной культуры и понимание значимости всех культур, различных наций для всего государства в целом.
  4. Самореализация личности. Ребёнок должен уметь самостоятельно развиваться и участвовать в различных творческих заданиях.
  5. Формирование правильной точки зрения и общей картины мира.
  6. Одна из главных целей - помочь ребёнку научиться жить в обществе с другими людьми.

Из отзывов о программе "Перспектива начальная школа" можно понять, как совершенно разные дети усваивают информацию и как проходит адаптация в школе. Следует отметить, что во многом это зависит от учителя (порой гораздо больше, чем от программы).

Достижения школьников

Начальная школа по программе "Перспектива", отзывы работников Министерства образования это подтверждают, способствует гармоничному развитию учеников.

Достижения:

  1. В метапредметных результатах - ученики довольно легко справляются с освоением
  2. В предметных результатах - дети усваивают новые знания и стараются применять их исходя из общей картины мира.
  3. Личностные результаты - ученики легко самостоятельно изучают и находят необходимый материал.

Это основные достижения, на которые направлена начальная школа с программой "Перспектива". Отзывы о проекте чаще положительные, так как родители замечают изменения в детях в лучшую сторону. Многие становятся намного более самостоятельными.

Школьная программа "Перспектива начальная школа": отзывы учителей

Несмотря на то, что программа "Перспектива" появилась сравнительно недавно, многие учителя уже работают по ней.

Очень важное значение для родителей имеют отзывы о программе "Перспективная начальная школа" (1 класс) именно от учителей. Так как они работают с ней и знают все подводные камни, с которыми придётся столкнуться.

С появлением в процессе обучения большого количества школьных программ для начальной школы нельзя однозначно сказать, какая будет лучше. Так и в "Перспективе" имеются и свои минусы, и плюсы.

К плюсам учителя относят методические пособия для проведения уроков. Они разделены на две части, В одной из которых имеется теоретический материал, в другой - подробный план ведения уроков по школьной программе "Перспектива начальная школа".

Анализ УМК «Перспективная начальная школа»

Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» - развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности . В этой деятельности ученик как равноправный участник образовательного процесса выступает в роли обучаемого, то – обучающего, то в роли организатора этого процесса. Образовательная программа каждого предмета УМК базируется на интегрированной основе содержания и организационных форм аудиторных занятий и внеурочной деятельности, отражая единство и целостность научной картины мира и образовательной деятельности.

УМК «Перспективная начальная школа» системно учитывает современные особенности учебно – воспитательного процесса в общеобразовательной начальной школе.

Комплектность УМК обеспечивает единство его установки на формирование личностных и универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.

Кроме того, к комплектности относится: общий подход к проектной деятельности учащихся; демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала; выход за пределы учебников в зону ближайших словарей, справочников, отсылок в Интернет; обмен информацией между учебниками путем перекрестных взаимных ссылок; наличие сквозной внешней интриги, герои которой сверстники учащихся – брат и сестра (Миша и Маша) высказывают разные точки зрения при решении проблемных ситуаций; единая система обозначений во всех учебникам УМК.


Инструментальность - предметно – методические механизмы УМК, способствующие практическому применению получаемых знаний. Это не только включение словарей различного назначения во всех учебники комплекта, но и создание условий необходимости их применения как при решении конкретных учебных и практических задач, так и в качестве дополнительного источника информации. Инструментальность - это постоянная организация специальной работы обучающихся по поиску информации в учебнике и за его пределами. Кроме того, требуется применение в учебном процессе простейших инструментов (фишек, рамок, лупы, лабораторного оборудования) и изготовления некоторых на уроках технологии для использования на других уроках и во внеурочной деятельности.

Инструментальность предусматривает перенос формируемых у обучающихся УУД непосредственно в жизненную ситуацию с использованием самостоятельно изготовленных инструментов и поделок. Для этого разработана единая система практических задач, в которой взаимно увязываются знания из областей естествознания, математики и технологии.

Интерактивность обеспечивает организацию учебной деятельности ребенка за рамками урока методом прямого диалогового общения со взрослыми посредством переписки или обращения к Интернет-адресам, которые даются в учебниках - комплекта.

Интеграция – является основой разворачивания учебного материала в рамках каждой предметной области. Каждый учебник создает не только свою предметную, но и общую «картину мира»: математических или языковых закономерностей, доступных пониманию младших школьников; картину взаимосвязи и взаимозависимости живой и неживой природы, природы и культуры; картину сосуществования и взаимопонимания разных жанров фольклора; картину взаимосвязи разных техник и технологий прикладного творчества.

Интеграция затрагивает методику каждого предмета, решающего не только своими средствами, но и средствами других предметов задачи по формированию личностных результатов и УУД (познавательных, регулятивных и коммуникативных)

Основные принципы развивающей, личностно-ориентированной системы «Перспективная начальная школа»

Принцип непрерывного общего развития каждого обучаемого (ода­ренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья) предполагает ориентацию содержания начального образования на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающих принятие ими моральных норм, нравствен­ных установок, национальных ценностей; на формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельно­сти - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учеб­ной (внеурочной) деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педаго­гом и сверстниками в образовательном процессе.

Принцип целостности картины мира предполагает отбор интегри­рованного содержания образования, которое поможет обучаемому удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осо­знание разнообразных связей между его объектами и явлениями. Одним из основных путей реализации этого требования является учет межпредметных связей и разработка интегрированных курсов по русскому языку , развитию речи, литературному чтению и окру­жающему миру, математике, технологии.

Принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающе­гося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возмож­ностями здоровья) ориентирован на педагогическую поддержку всех детей в образовательном процессе с целью обеспечения роста их творческого потенциала, познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познава­тельной деятельности; усвоения учебного материала.


Реализация этого требования стала возможной в условиях рабо­ты школы по Стандарту. В соответствии с требованиями Стандар­та в системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий для после­дующего обучения. Задаваемый в Стандарте базовый уровень об­разовательных результатов («Выпускник научится») включает систему таких знаний, умений и учебных действий, которые крайне необходимы для успешного обучения. Кроме того, при наличии целенаправленной специальной работы учителя базовый уровень может быть достигнут подавляющим большинством детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Более высокий (по сравнению с базовым) уровень образова­тельных результатов («Выпускник получит возможность научить­ся») характеризуется системой учебных действий в отношении знаний, умений и навыков, расширяющих и углубляющих опор­ную систему, и достигается группой одаренных детей.

Принципы прочности и наглядности реализуют ведущую идею УМК через рассмотрение частного (конкретного наблюдения) к пониманию общего (постижению закономерности), и от обще­го, т. е. от постигнутой закономерности, к частному, т. е. к преоб­разованию и применению усвоенной закономерности.

Само репродуцирование этой двухступенчатости, превращение ее в механизм учебной деятельности в условиях наглядного обуче­ния является основой для реализации принципа прочности.

Принцип прочности предполагает жестко продуманную систе­му повторения через неоднократное возвращение к пройденному материалу. Однако реализация этого требования на основе деятель-ностного подхода приводит к принципиально новой организации процесса усвоения, преобразования и применения нового знания. Этап обобщения предшествует каждому возвращению к частному. Именно он дает обучающемуся в руки инструмент (сформирован­ное УУД) для очередного возвращения к частному.

Принцип практической направленности предусматривает фор­мирование средствами всех предметов универсальных учебных действий; способности их применять в условиях решения учеб­ных задач и практической деятельности; умений работать с раз­ными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь, словари, научно-популярные и художественные книги , журналы и газеты, Интернет); умений работать в сотрудничестве в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной дея­тельности); способности работать самостоятельно (понимается не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самооб­разованию).

Принцип охраны и укрепления психического и физического здоро­вья. Это требование базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня. Предполагается также создание условий для активного уча­стия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеуроч­ных): утренняя гимнастика, динамические паузы, экскурсии на природу.

Реализуя принцип деятельностного подхода, учебно-методический комплект в развивающей личностно-ориентированной системе «Перспективная начальная школа» рассматривает процесс учения не только как усвоение системы предметных ЗУНов, составляющих инструментальную основу компетентности учащихся, но и как процесс познавательного раз­вития и развития личности учащихся через организацию системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий. В связи с этим предметное содержание и пла­нируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозависимости через систему во­просов и заданий.

Проблемный характер изложения учебных текстов в учебниках достигается посредством:

Демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;

Выходом за пределы учебника в зону словарей, справочников

и Интернет;

Системой наблюдений, опытных и экспериментальных ис­следований явлений окружающего мира;

Специальным местоположением вопросов-заданий, на­целивающих учеников на творческую работу исследователей-открывателей закономерностей и правил;

Иллюстративным материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения живописи и др.).

Система разнообразных форм организации учебной деятельно­сти обеспечивается межпредметными связями содержания и спо­собов действий, направленных на личностное, социальное, позна­вательное и коммуникативное развитие детей.

Например, для формирования у школьников общеучебного умения «поиск (проверка) необходимой информации в словарях и справочниках» недостаточно того, чтобы словари и справочни­ки разного толка были включены во все учебники. В связи с этим в учебниках 1-4 классов системно создаются ситуации, когда при­менение словарей, справочников, Интернета действительно не­обходимо (без их использования изучение нового материала или решение конкретной проблемной ситуации невозможно).

На выбор источники дополнительной информации;

Участие в работе научного клуба, проектную деятельность, или выход в Интернет (внеурочная деятельность);

Социальные игры на уроках (роль консультанта, эксперимен­татора, докладчика, председателя заседания научного клуба млад­шего школьника и др);

Учебные тексты учебников комплекта построены с учетом воз­можности оценки наличных учебных достижений (как учеником, так и учителем). Это прежде всего:

Задания на самопроверку и взаимопроверку (работа в парах);

Задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания и контрольные задания для членов науч­ного клуба младших школьников.

Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специаль­ных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, председатель), то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива .

В 2011-12 учебном году первые классы МБОУ ООШ №3 начнут обучение по УМК «Перспективная начальная школа» т. к., концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения, системно-деятельностный подход в обучении соотнесены с требованиями ФГОС НОО. Учебный материал излагается в доступной форме, много интересных системных заданий на формирование УУД.

1. Обучение грамоте и письму. ,

2. Русский язык,

3. Литературное чтение. .

4. Математика.

5. Окружающий мир. ,

Каким образом данный УМК реализует принципы деятельностного подхода?

Оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности.

В учебнике «Азбука» и рабочей тетради присутствуют упражнения на моделирование предложений, конструирование букв, проговаривание, создание проблемной ситуации.

В учебнике «Математика» прослеживается система упражнений по развитию произвольности внимания (заключи в красную рамку, обведи синим карандашом), по развитию мелкой моторики (раскрась, обведи, нарисуй). Имеются задачи практического характера (нарисуй…, продолжи…), творческого характера.

Формирование инструментария для анализа художественных произведений, создание текстов определенного жанра; практический и творческий характер заданий; познания посредством предъявления системы экспериментальных заданий ориентировано направленных на наблюдение и практическое взаимодействие.

Проведение уроков – практикумов по окружающему миру позволяют детям наблюдать, рассуждать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Имеет ли УМК проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода?

В соответствии с технологией проблемного диалога, ученики на уроке участвуют в совместном открытии знаний, ориентируясь на цель, формулируемую самими учениками. Имеется достаточное количество заданий проблемного характера, требующие деятельностного подхода.

УМК имеет экспериментальный подход, проблемный характер, задания сделай сам, опыты и сравнения живой и неживой природы

Как структура отдельного учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности?

Сочетание продуктивных и репродуктивных методов и приемов обучения; коллективных, групповых, индивидуальных форм работы; создание условий для психологической комфортности.

С учетом возрастных особенностей обучающихся в структуру уроков включен игровой и занимательный материал: загадки, стихи, игры и веселые задачи в стихах, работа со словарями (орфографическим , орфоэпическим , толковым, этимологическим).

Учебники ориентированы работать в паре, группе, меняться ролями. Порядок, при котором изучаются звуки и буквы, формирует у детей четкое представление о дифференциальных признаках согласных.

Видите ли вы систему в разнообразии форм организации учебной деятельности, представленных в УМК? В чем она заключается?

Особое место уделяется деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Опираясь на навыки, полученные на предыдущем уроке, учащиеся расширяют и закрепляют свои знания.

Задания по литературному чтению, нацеленные на перечитывание текста по разным содержательным основаниям; для выполнения определенных организационных требований.

Задания подобраны разного вида. Много интересных творческих заданий, игровых, заданий на сравнение звуков, слов, работа с текстом.

Задания по математике нацелены на развитие логического мышления, отработку вычислительных навыков.

Задания по окружающему миру нацелены на интегрированный курс образовательной области «человек», «окружающая среда»; на повторение, умение делать выводы, самостоятельная экспериментальная деятельность.

Обеспечивает ли УМК сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы?

Формирует образное и логическое мышление; предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования; стремление использовать знания в повседневной жизни.

Тексты «Азбуки», иллюстративный и словарный материал, специально разработанные задания позволяют системно решать задачи формирования всего комплекса УУД.

УМК решает общие задачи гуманитарного развития: воспитания сознания, способного обнаруживать смысл и красоту в окружающем мире. Решает задачи математического развития ребенка, учит логическому мышлению, развивает зрительную память.

Решает общие задания естественно-математического цикла сознательного отношения к окружающей действительности, практическое взаимодействие с объектами живой и неживой природы.

Отражает ли данный УМК интересы и потребности современного ребенка? В чем это выражается?

Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка выдвигает на первый план проблему соотношения обучения и развития.

У учащихся формируются умения и навыки устного и письменного общения; поиска информации внутри одного источника знаний; поиска информации в разных источниках; практическое применение знаний и умений в жизненных ситуациях. Для создания условий выживания в мире информации в УМК продумана система работы, побуждающая школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею (работа со словарями).

Тексты подобраны разных жанров и стилей, несут интересную для ребенка информацию. Имеется достаточное количество текстов, вызывающих интерес и ярко выраженные положительные эмоции; преимущество текстов, содержащих нравственные проблемы, актуальные для ребят 6-7 лет.

УМК отражает интересы и потребности современного ребенка, воспитывает умение наблюдать мир вокруг себя, открывать его тайны, радоваться общению с ним.

Предлагает ли УМК механизм оценивания, который позволяет отследить динамику личных достижений учеников? Если – да, то в чем это выражается?

Предлагаемый УМК механизм оценивания позволяет отследить динамику личных достижений учащихся в последовательности заданий: результат предыдущего задания является началом следующего; в разнообразии форм выполнения упражнений;

«Подумай», «Сделай сам»: задания на сопоставление фольклорных произведений, различение рифм, на опыт, проведение эксперимента, самооценка.

Задания по окр. миру «Покажи другу…», «Дополни своими примерами», «А знаешь ли ты…» помогают ребенку оценивать свои возможности, осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение.

Приведите примеры учебных заданий, которые обеспечивают формирование УУД. Представьте в примерах все группы УУД.

Задания и упражнения учебников УМК обеспечивают формирование УУД: личностных, регулятивных, общепознавательных и коммуникативных.

Работа со словарями, моделирование букв и предложений, установление причинно-следственных связей, сравнение с образцом, развитие диалогической речи при работе в парах и мини-группах, извлечение из прослушанных текстов необходимой информации, обучение способам самооценки и взаимооценки, задания, направленные на осознание ребенка в социальных ролях и межличностных отношениях.

Формирование потребности и мотива чтения начальных умений и навыков чтения (стихотворная форма, короткая строка, рифма, ритм, повторы), осознанного чтения, короткого устного высказывания.

Формирование осознанной потребности самостоятельных работ, опытнической деятельности. Задания построены в игровой форме, ориентируют детей на наблюдения и практическое взаимодействие с окружающей средой, заставляет применять свои знания на практике. Материал дифференцирован.

Личностные УУД:

Система заданий ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше и Мише), если внимательно посмотришь на рисунок и …» Уч. «Математика» (ч.1)- стр. 8,16, 36, 39, 40, 52, 93;

Литер. чтение : «Помоги Маше (Мише) объяснить (подтвердить, доказать, определить, ответить на этот вопрос»: с. 5.9,13,22, 41, 46-48, 67;

Рус. яз. задания типа: « А если не в букве, а в слитном или раздельном написании, это тоже называется орфограммой? – спросила Маша. Как ты ответишь Маше? «Помоги ребятам ответить на этот вопрос»; «Почему у твоего соседа по парте на один пример меньше?»; «Объясни соседу по парте, почему во всех этих словах пишется удвоенная согласная буква Н».

Окр. мир: личностные УУД обеспечиваются сюжетной основой курса и диалоговым характером учебных текстов. В процессе диалога задаются вопросы: «В чем причина ошибки рассуждения героя?», «Сравните и оцените два подхода»;умение соотносить свои поступки, результаты своей деятельности с поступками и результатами деятельности своих сверстников.

Коммуникативные УУД : рус. яз .: задания, требующие распределения работы с соседом по парте: с.8,11, 28, 30, 44, 46, 48, 61, 67;

Обучение работе с информацией, представленной в графической форме: с. 42, 52, 60, 65, 72.

Лит. чтение: чтение по цепочке или по ролям: докучная сказка (с.9), считалки (с. 10-11), скороговорки (с.23), Н Носов «Приключения Незнайки2 (с.28-31), А. Дмитриев «Шлагбаум» (с.33), Б. Заходер «Приятная встреча» (с.55), С. Воронин «Необыкновенная ромашка» (с.60-63).

«Некоторые загадки чуть-чуть похожи на дразнилки», - сказал Миша. Ты сумеешь подтвердить его мнение?» (с.16); Маша уверена: «Это прибаутки и небылица!», А как ты думаешь «Можешь объяснить ответ Маши» (с. 67); с. 34, 37, 38, 47, 69-70.

Математика Ч.1: задания типа «Запиши ответ задачи, которую ты придумал и решил. Предложи соседу по парте придумать задачу, при решении которой получился бы этот же ответ. Сверьте решение своих задач» с. 6,11, 14-16, 19-20, 27, 31, 48-49. Ч.2 с. 8, 13, 17, 19, 32, 46, 49.

Окр. мир: задания на умение планировать свою деятельность, оценивать свои действия, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Диалог учащегося с героями заседания школьного клуба;

Познавательные УУД:

Обучение работе с разными видами информации:

1)формирование умения поиска начала урока по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради: с. 5, 7,8-9

Математика ч.1 : формулировка правила на основе выделения существенных признаков с. 6,7, 65, 71, 77, 83, 90; ч.2 с. 4-5, 8, 14, 10, 77, 20, 22, 38, 39; выполнять задания с использованием материальных объектов, рисунков, схем (с. 14, 24-25. 30, 41, 59, 62,64); выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно (с.5,8.11-12.14,30,38); проводить сравнение, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ) с. 83, 90-92; 10, 26, 39, 33, 52; использовать (строить) таблицы, проверять по таблице (с.28-30, 42,; строить логическую цепь рассуждений (с. 29, 34, 49, 71, 74);

Окр. мир: использование иллюстративного материала учебника как план, как этапы постановки опытов или выполнения заданий (с.52-53, 28-29);готовые модели (условные знаки, глобус, план, карту для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов («Наблюдение», «Опыт», «Выскажи предложение», «Работа в парах», «Будь осторожен»). Тема «Проверь себя» (с.77, 76, 6-7, 18-19, 20-23).

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей деятельности: (математика) выполнение заданий контроля своей деятельности по ходу или результатам выполнения заданий. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков (ч.1 с.9,83,89,90; ч.2 с. 14,10,11, 26-27, 39-40, 52-53). «Проверь свое решение», «Какое правило поможет тебе выполнить это задание?»

Понимание и преобразование информации: «Как правильно говорить: как в первом или во втором предложении?», «Подтверди» «Докажи»,(Р. яз. ч.1 с. 9-10,30, 40, 44, 47-48); оценка достоверности получаемой информации: «Маша решила, что эти слова надо искать на букву - Д. Права ли Маша»; Проверь свою догадку: найди слово в Толковом словаре» (Р. яз.,ч.1 с. 8, 13, 56, 59, 70, 74).

Каким образом в данном УМК формируется детская самостоятельность?

Ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то в роли организатора учебной ситуации.

Максимальное размещение методического аппарата в самом учебнике: система вопросов, организация формы учебной деятельности; система заданий различного характера по темам, словесные формулировки и значки-пиктограммы.

Моделирование и конструирование букв, предложений, работа со справочной литературой , словарями, понимание общей закономерности через рассмотрение частностей. Наблюдая и сравнивания под руководством учителя, школьник делает первые самостоятельные выводы. Используется система приемов, формирующая фонема тический слух (лит. чтение).

Система вопросов, организация формы учебной деятельности, приобщение к всесоюзному школьному клубу «Мы и окружающий мир», задания формирующие чувство патриотизма и гордости за свою страну, за свою планету (окр. мир).

Каким образом в УМК формируются действия контроля?

Действие контроля формируется в разнообразных формах обучения, предложенных УМК (задания в тетрадях для самостоятельных работ, клубная работа, тестирование).

Задания на определение различий малых жанров фольклора, отличий фольклора от литературного текста, поэтического текста от прозаического, особенностей стихотворных фольклорных текстов. Чтение в паре. Сравнение с образцом, обсуждение в парах, группах, формулирование выводов, система самооценки и взаимооценки, обмен мнениями.

Задания направлены на применение теоретических знаний в практической деятельности. («Отгадай», «наклей», «вырежи», «соедини линиями»).

Каким образом в УМК представлено учебное сотрудничество с целью «Достижения личностного, социального и познавательного развития обучающихся»?

Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта; последовательное формирование у ребенка обобщенных умений, основанных на способности наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение специальных умений – работы с научно-популярной, справочной литературой.

«Подумай» (с.53): «Эти дети похожи на вас? Маме вправду весело? Обращение к личному опыту учащихся. Несовпадение мнений сквозных героев Маши и Миши: отыскивая аргументы, ученик определяется сам.

Задания, направленные на личностную заинтересованность в полученном знании (знание своего почтового адреса); проблемный диалог, с помощью которого дети учатся ставить цель, находить пути решения; задания направленные на самостоятельное достраивание, восполнение недостающего компонента, классификации объектов ; вопросы, требующие осмысления и обобщения знаний

Окр. мир. Стр. 8-9. Мы познаем окружающий мир с помощью чувств.

Стр.26-27. «Подумай, какие растения мы видим с вертолета . Какого цвета осень? Обращение к личному опыту учащихся, мнению других учеников, умению делать выводы, давать характеристику, ученик определяется сам.

Считаете ли вы, что данный УМК действительно создает условия для мотивации ученика к учению? Если – да, то каким образом это делается?

УМК создает условия для мотивации ученика к учению. Формирование УУД у учащихся: разнообразие форм обучения, требования учебников в выполнении заданий.

Формирование мотива чтения: отобранные тексты вызывают ярко выраженные положительные эмоции, носят игровой характер, ориентированы на формирование чувства юмора.

Включение в учебник произведений различных жанров способствует развитию познавательного интереса учащихся.

Задачи вызывают положительные эмоции, носят игровой характер, ориентированы на формирование логического мышления.

Наблюдая и сравнивая, дети делают самостоятельные выводы и постепенно продвигаются по пути познания. Деятельность является продуктивной.

Каким образом данный УМК обеспечивает условия для индивидуального развития всех обучающихся?

Формы обучения предложенные УМК позволяют школьникам самостоятельно делать выбор, принимать решения, объяснять и доказывать собственное мнение, излагать свои мысли.

Создание ситуации успеха, доступность возрасту малых жанров фольклора, предпочтение стихотворной форме, наличие многочисленных текстовых повторов.

Подобраны интересные творческие задания. Грамотно подобраны иллюстрации, по ним легко проводить словарную работу и давать индивидуальные задания.

В достаточном количестве заданий, направленных на самостоятельное извлечение информации и оперирование ею.

Задания позволяют детям общаться, высказывать свое личное мнение, выбирать правильное решение, доказывать свой выбор. Создание ситуации успеха, доступность возрасту.

Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности .

Есть ли у Вас потребность в смене УМК в связи с переходом на ФГОС НОО?

Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарт).

Все нижеперечисленные положения нашли свое развитие в дидактических принципах развивающей личностно-ориентированной системе обучения «Перспективная начальная школа» и в типических свойствах учебно-методического комплекта (УМК), реализующего эту систему.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества на основе уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
  • ориентацию на результаты образования как системнообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения окружающего мира составляет цель и основной результат образования;
  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательного процесса и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности (см. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010, с. 4).

Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.

Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий - личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт.

Предлагаемый учебно-методический комплект (УМК) «Перспективная начальная школа» исходит из того, что ОПЫТ ребенка - это не только его возраст, но также и тот образ мира, который определяется его укорененностью в природно-предметной среде. ОПЫТ ребенка (адресата УМК), который важно учитывать, - это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой, разнообразными источниками информации, но и опыт сельской жизни - с естественно-природным ритмом жизни, сохранением целостной картины мира, удаленностью от крупных культурных объектов.

Младший школьник, живущий в селе, должен чувствовать, что тот мир, который его окружает, учитывается авторами УМК, что каждое пособие этого комплекта адресовано лично ему.

Концепция, которая лежит в основе создания комплекта учебников для 1–4-го классов, безусловно, не могла бы появиться без обобщения опыта функционирования тех комплектов, которые сегодня популярны и результативны в начальной школе. Это, прежде всего, комплекты учебников по развивающим системам обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, комплект учебников «Школа XXI века» под редакцией академика Н.Ф. Виноградовой, комплект учебников «Гармония». Только с учетом сильных сторон всех направлений стала возможна разработка концепции УМК «Перспективная начальная школа» и создание нового учебно-методического комплекта.

Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.

Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.
  • формирование познавательных интересов школьников и их готовности к самообразовательной деятельности на основе учета индивидуальных склонностей к изучению той или иной предметной области; развитие умственных способностей, творческого мышления; воспитание чувства уважения к эрудиции и предметной компетентности;
  • воспитание социально-психологической адаптированности к учебно-воспитательному процессу и к жизни в коллективе: готовности брать ответственность на себя, принимать решение и действовать, работать в коллективе ведомым и ведущим, общаться как в коллективе сверстников, так и со старшими, критиковать и не обижаться на критику, оказывать помощь другим, объяснять и доказывать собственное мнение;
  • воспитание физической культуры младшего школьника: осознание ценности здорового образа жизни, понимание вреда алкоголя и наркотиков, повышение осведомленности в разных областях физической культуры, обеспечение безопасности жизнедеятельности;
  • формирование эстетического сознания младших школьников и художественного вкуса: эстетической способности чувствовать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту произведений художественной культуры; воспитание эстетического чувства;
  • социально-нравственное воспитание школьников: развитие природных задатков сочувствовать и сопереживать ближнему, формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и состояния и переживания других людей; воспитание уважения к чужому мнению, развитие умений общаться в обществе и семье, знакомство с этическими нормами и их культурно-исторической обусловленностью, осознание их ценности и необходимости.

Основное содержание УМК «Перспективная начальная школа» складывается из таких образовательных областей, как филология, математика, информатика, естествознание и обществознание, искусство, музыкальное образование.

Учебная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира.

Авторский коллектив проекта поставил перед собой задачу создания такого УМК, который системно учитывает современные ТРУДНОСТИ и ПРЕИМУЩЕСТВА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА в НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Причем, как уже говорилось выше, имеется в виду, что это не только городская школа, но и школа, расположенная в сельской местности.

При отборе учебного материала, разработке языка изложения материала, разработке методического аппарата комплекта учитывались следующие положения :

  1. возраст школьника (первоклассник может быть как шести, так и семи-восьми лет);
  2. разный уровень его развития (школьник, не посещавший детского сада, часто приходит в школу с несформированными сенсорными эталонами);
  3. топографическая принадлежность школьника. Это не только городской, но и сельский школьник. Следовательно, необходим учет опыта жизни школьника, проживающего как в городской, так и в сельской местности. Целесообразен такой подбор материала, который учитывает не только то, чего лишен сельский школьник по сравнению с городским, но и те преимущества, которые дает жизнь в сельской местности: богатейшее природное окружение, целостный образ мира, укорененность в природно-предметной среде, естественно-природный ритм жизни, народные традиции и семейный уклад жизни, а также высокая степень социального контроля;
  4. разный уровень владения русским языком. Это не всегда школьник, являющийся носителем московской нормы произношения и не всегда школьник, у которого русский язык - единственный язык общения. Это, как правило, школьник с большим количеством логопедических проблем;
  5. особенности мировосприятия школьника, который часто общается с одним носителем знаний - своей учительницей. Учитывалась и разная наполняемость класса. Этот учебно-методический комплект предназначен не только для школьника, обучающегося в классе с полной наполняемостью, но и для школьника малокомплектной и малочисленной школы.

Основные принципы концепции «перспективная начальная школа»

Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка предполагает ориентацию содержания начального образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка.

Необходимо создать такие условия обучения, которые предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах учебной или клубной деятельности.

Принцип целостности картины мира предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет школьнику удерживать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями.

Одним из основных путей реализации этого принципа является учет межпредметных связей и разработка интегрированных курсов по русскому языку и литературному чтению, окружающему миру и технологии.

Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников ориентирован на постоянную педагогическую поддержку всех учащихся (в том числе и тех, которые по тем или другим причинам не могут усвоить все представленное содержание образования). Следовательно, необходимо сохранение разноуровневого представления знаний в течение всех лет начального обучения. Выполнение этого требования стало возможным в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Стандарт предоставляет каждому ребенку возможность освоить все содержание образования на уровне обязательного минимума. Вместе с тем определены «Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу», которые фиксируют удовлетворительный уровень обученности.

Принципы прочности и наглядности. Эти принципы, на которых столетиями базируется традиционная школа, реализуют ведущую идею учебно-методического комплекта: ЧЕРЕЗ рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижению закономерности), от ОБЩЕГО, т. е. от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, т. е. к способу решения конкретной учебной задачи. Само репродуцирование этой двуступенчатости, превращение ее в механизм учебной деятельности в условиях НАГЛЯДНОГО обучения является основанием для реализации принципа ПРОЧНОСТИ.

Принцип прочности предполагает жестко продуманную систему повторения, т. е. неоднократное возвращение к уже пройденному материалу. Однако реализация этого положения на основах постоянного развития школьника приводит к принципиально новой особой структуре учебников УМК.

Реализация принципов прочности и развивающего обучения требует продуманного механизма, отвечающего ведущей идеи: каждое очередное возвращение к частному продуктивно только в том случае, если пройден этап обобщения, который дал школьникам в руки инструмент для очередного возвращения к частному.

Например, алгоритмы вычитания, сложения, умножения, деления столбиком сначала «открываются» школьниками на основании соответствующих действий с числами в строчку. Затем они формулируются как закономерности и, наконец, используются как механизмы соответствующих математических операций. В «Окружающем мире»: из множества животных (растений) по тем или другим основаниям выделяются отдельные группы, затем каждое вновь изучаемое животное (растение) соотносится с известными группами. В «Литературном чтении»: выделяется тот или другой литературный жанр, а затем при чтении каждого нового текста определяется его принадлежность к одному из жанров литературы и т. д.

Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей. Реализация этого принципа связана с формированием привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня, к созданию условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, динамические паузы во время занятий в школе, экскурсии на природу и др.).

Практическая реализация принципов РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ и принципов ПРОЧНОСТИ и НАГЛЯДНОСТИ становится возможной через методическую систему, которая представляет собой единство типических свойств, присущих как методике обучения грамоте, русскому языку, литературному чтению, математике, так и всем остальным предметам. Эти типические свойства, в свою очередь, определяют и особую структуру учебника, единую для всего комплект.

Типические свойства методической системы: комплектность, инструментальность, интерактивность и интеграция

КОМПЛЕКТНОСТЬ как типическое свойство УМК предусматривает прежде всего единство установки формирования таких общих учебных умений, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием), умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом). Кроме того, методический аппарат всех учебников отвечает системе единых требований. Это обмен информацией между учебниками. Демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала. Выход за пределы учебника в зону словарей. Наличие внешней интриги, героями которой часто являются брат и сестра (Миша и Маша). Общий метод ПРОЕКТОВ.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОСТЬ - это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний. Это не только включение словарей разного назначения во все учебники, но и создание условий необходимости их применения при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации. Это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами.

Кроме того, инструментальность - это еще и требование применения в учебном процессе простейших инструментов (лупы, рамочки, линейки, компаса, термометра, цветных карандашей в качестве маркеров и пр.) для решения конкретных учебных задач. Инструментальность - это не только организация использования школьником различных инструментов на всех уроках, но и подготовка «инструментов» на уроках технологии для других.

Инструментальность - это и инструмент восприятия действительности (создание условий для выражения детьми двух равноправных точек зрения, для работы с несколькими источниками информации).

Инструментальность - это и максимальное размещение методического аппарата в корпусе учебника, рассчитанного как на индивидуальное выполнение заданий, так и на парную или групповую работу; дифференциация учебных заданий, сориентированных на разноуровневое развитие школьников. Это единая система специальных выделений учебного материала во всех учебниках.

ИНТЕРАКТИВНОСТЬ - новое требование методической системы современного учебного комплекта. Интерактивность понимается как прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. Internet-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах и возможностей школьников обращаться и к этим современным источникам информации. Однако, поскольку для многих школ использование Internet-адресов является перспективой, УМК выстраивает систему интерактивного общения со школьниками посредством систематического обмена письмами между героями учебников и школьниками.

Психологические характеристики, которыми отличаются герои учебников, настолько убедительны, что вызывают доверие учащихся и стремление общаться (переписываться) с ними. Вступают в клуб и ведут активную переписку с героями учебников те ученики, которые испытывают дефицит впечатлений и общения, нуждаются в дополнительной эмоциональной поддержке. Это, как показал эксперимент, каждый четвертый ученик в классе.

Интерактивность - это еще и требование реализации интерактивных проектов внутри таких образовательных областей, как «Язык и литературное чтение» и «Естествознание. Обществознание» и «Технология».

ИНТЕГРАЦИЯ - важнейшее основание единства методической системы. Это прежде всего понимание условности строгого деления естественно-научного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области, стремление к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира. Именно это типическое педагогическое свойство стало основой разработки интегрированного курса «Окружающий мир», в котором органично сосуществуют и взаимно увязываются представления и понятия из таких образовательных областей, как естествознание, обществоведение, география, астрономия, ОБЖ. Этому же требованию подчиняется современный курс литературного чтения, где интегрируются такие образовательные области, как язык, литература и искусство. Курс «Литературное чтение» выстраивается как синтетический: предполагающий знакомство с литературой как с искусством слова, как с одним из видов искусства в ряду других (живопись, графика, музыка), как с явлением художественной культуры, выросшим из мифа и фольклора.

Интеграция является принципом разворачивания предметного материала в рамках каждой предметной области. Каждый учебник создает не только свою, но и общую «картину мира» - картину математических или языковых закономерностей, доступных пониманию младшего школьника; картину взаимосвязи и взаимозависимости живой и неживой природы, природы и культуры; картину сосуществования и взаимовлияния разных жанров фольклора; картину взаимосвязи разных техник и технологий прикладного творчества и т. д.

Интеграция затрагивает методику каждого предмета, решающего как общими, так и своими средствами общепредметные задачи по усвоению младшими школьниками сенсорных эталонов и формированию интеллектуальных умений (деятельности наблюдения, мыслительной деятельности, учебных действий, совместной коллективной деятельности).

Так, например, интрига в учебнике по окружающему миру является способом интеграции материала по биологии, географии и истории. Герои - брат и сестра - являются конкретными детьми, имеющими конкретных родителей и конкретное место проживания. По мере взросления героев осуществляется их выход за границы конкретного места проживания в более масштабную природную, социальную и историческую среду. Интрига в учебниках русского языка и литературного чтения позволяет практически осваивать сюжетно-композиционные особенности жанра волшебной сказки; побуждает учащихся постоянно удерживать в сознании два плана - план интриги и план решения учебной задачи, что является важным и полезным психологическим тренингом. Интеграция позволяет установить связь между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельностью учащихся по применению этих знаний. То есть практически реализовать одно из требований стандарта начального образования (раздел «Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни») ко всем предметам.

К отличительным особенностям УМК следует отнести и максимальное размещение методического аппарата, включая организационные формы работы, в корпусе самого учебника; использование единой системы условных обозначений во всем УМК; систему перекрестных взаимных ссылок между учебниками; использование единых сквозных героев (брата и сестры); пошаговое введение терминологии и мотивированное ее использование.

Учет того, что в нашей стране большое количество малокомплектных школ, потребовал максимального размещения методического аппарата на страницах учебника. Развернутые формулировки заданий вместе с указанием организационных форм выполнения работы (самостоятельно, в паре и т. д.) позволяют школьнику достаточно продолжительное время не отвлекать учителя, который может быть занят с другой возрастной группой учащихся. Малокомплектная школа вызвала необходимость создания единого образовательного поля для учащихся 2–4-го классов.

В нашем комплекте эту задачу решает единая для всех учебников комплекта внешняя интрига. Это позволяет школьникам разных учебных возрастов, сидящим в одном помещении, находиться в одном и том же поле интриги (общие герои, которые с ними общаются на протяжении 4-х лет) и заниматься сходными видами учебной деятельности (использование словарной части учебника в каждом классе для решения разнообразных учебных задач).

Малочисленная и малокомплектная школа имеет возможность использовать героев учебников для «пополнения класса», поскольку они представляют собой еще несколько точек зрения.

Именно ориентация на учащихся малокомплектной начальной школы побудила разработчиков комплекта сделать упор на повышение роли и статуса самостоятельной работы учащихся. На протяжении всех 4-х лет обучения по всем базовым предметам (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир) предусмотрена работа учащихся в «Тетрадях для самостоятельной работы» на печатной основе.

Основные методические особенности УМК

УМК по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя учебник, хрестоматию, Тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя (методиста).

Каждое методическое пособие состоит из двух частей:

  1. Теоретическая, которая может быть использована учителем как теоретическое основание повышения его квалификации.
  2. Непосредственно поурочно-тематическое планирование, где расписан ход каждого урока, сформулированы его цели и задачи, а также содержатся идеи ответов на ВСЕ заданные в учебнике вопросы.

работающих по УМК «Перспектива»

Основная образовательная программа начального общего образования для ОУ, работающих по УМК «Перспектива» (Научный руководитель д. п.н., директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО, лауреат Премии Президента РФ в области образования ), разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 000); на основе анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей Учебно-методического комплекса «Перспектива».

Образовательная программа «Перспектива» представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающая определенное направление деятельности образовательного учреждения. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития конкретного образовательного учреждения.

Образовательная программа «Перспектива» в соответствии с требованиями ФГОС содержит следующие разделы:

    пояснительная записка ; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК «Перспектива»; примерный учебный план УМК «Перспектива»; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК «Перспектива»; программы отдельных учебных предметов, курсов, включенных в УМК «Перспектива»; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК «Перспектива»; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на основе ФГОС и с учетом УМК «Перспектива»*; программа коррекционной работы на основе принципов деятельности в УМК «Перспектива»**; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования , изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:

    гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников; обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Целью реализации образовательной программы «Перспектива» является:

    создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования; достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе УМК «Перспектива».

Задачи реализации образовательной программы «Перспектива»:

    Достижение личностных результатов учащихся:
      готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию; осмысление и принятие основных базовых ценностей.
    Достижение метапредметных результатов обучающихся: Освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных). Достижение предметных результатов: Освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.

На основании общих требований к программам каждое ОУ вносит в Пояснительную записку индивидуальные особенности, обусловленные спецификой данного конкретного учреждения. Эти особенности отражаются в следующих положения анализа деятельности:

    Полное название ОУ в соответствии с Уставом; время создания его; регистрация его как юридического лица
    ; сроки прохождения лицензирования и аттестации; получение Свидетельства о Государственной аккредитации и статуса учреждения (гимназия, лицей, школа с углубленным изучением… и т. д.). Структура образовательной среды: взаимодействие данного конкретного учреждения с учреждениями основного и дополнительного образования : сетевое взаимодействие. Характеристика контингента учащихся: количество классов, групп продленного дня. Характеристика образовательных потребностей родителей. Режим работы ОУ: количество смен, продолжительность учебных занятий. Характеристика кадрового состава: общее число педагогов. Средний возраст преподавателей, их образовательный ценз, наличие ученых степеней, званий, категорий и т. д.) Творческие достижения учеников и учителей: участие в конкурсах, семинарах, конференциях. Материально-техническая база ОУ. Традиции ОУ: вахта памяти, съезд выпускников, чествование ветеранов и т. д.

УМК «Перспектива» представляет собой целостную информационно-образовательную среду для начальной школы, сконструированную на основе единых идеологических, дидактических и методических принципов, адекватных требованиям ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Такой подход позволяет реализовать на практике ключевое положение ФГОС: «Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой? системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия для реализации основной образовательной программы образовательного учреждения».


Идеологической основой УМК «Перспектива» является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны.

Дидактической основой УМК «Перспектива» является дидактическая система деятельностного метода (), синтезирующая на основе методологического системно-деятельностного подхода неконфликтующие между собой идеи из современных концепций развивающего образования с позиций преемственности научных взглядов с традиционной школой (Заключение РАО от 01.01.2001 года, Премия Президента РФ в области образования за 2002 год).

Методической основой является совокупность современных методов и приемов обучения и воспитания, реализуемых в УМК «Перспектива» (проектная деятельность, работа с информацией, мир деятельности и пр.). Учебники эффективно дополняют рабочие и творческие тетради, словари, книги для чтения, методические рекомендации для учителей, дидактические материалы, мультимедийные приложения (DVD-видео; DVD-диски со сценариями уроков, реализующих деятельностный метод обучения; CD-ROM диски; презентационные материалы для мультимедийных проекторов; программное обеспечение для интерактивной доски и др.), Интернет-поддержка и другие ресурсы по всем предметным областям учебного плана ФГОС (ФГОС, раздел III, п.19.3.).

Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ №27»

Департамента образования местной администрации г. о. Нальчик

Образовательная программа

УМК «ПЕРСПЕКТИВА»»

Принято на педагогическом совете

Введение.

Важность и актуальность проблемы методического обеспечения образовательного процесса в начальной школе в связи с переходом на ФГОС.

Начальная школа - важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».

Как организационная форма обучения; все познавательные и учебные задачи решаются учащимся в условиях совместной деятельности, кооперации и сотрудничества с учителем и сверстниками.

4. Принцип творческой активности предполагает:

Стимулирование и поощрение творческой активности учащихся, инициирование постановки новых познавательных и художественно-творческих задач;

Участие в проектных коллективных формах работы;

Создание благоприятной атмосферы для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка на основе межличностных отношений, построенных на модели равноправия, уважения и признания самоценности каждого учащегося.

Деятельностная парадигма образования

как важнейшее условие реализации ФГОС.

Говоря о деятельностной парадигме необходимо отметить, что ее реализация зависит в большей степени от учителя. В учебниках УМК «Перспектива», методических рекомендациях и «Технологических картах» (новом инновационном методическом пособии) предлагаются материалы, способы и приемы, которые помогут учителю организовать образовательный процесс в соответствии с требований ФГОС.

Системно-деятельностный подход, положенный в основу УМК «Перспектива» предполагает:

Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического, гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

Переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

Ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

Признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

Разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Все эти направления отражены в содержании «Технологических карт». С ними можно познакомиться на сайте Издательства «Просвещение» по ссылке: http://www. *****/umk/perspektiva рубрика ««Перспектива» учителю».

Технологическая карта позволяет:

· реализовать стандарт образования;

· понять и в системе применить предложенную технологию по формированию у учащихся универсальных учебных действий;

· сформировать целостную картину мира за счет реального использования «межпредметных связей»;

· полностью использовать воспитательный потенциал УМК «Перспектива»;

· определить уровень раскрытия материала и соотнести его с изучаемым материалом в последующих классах;

· реализовывать региональный и школьный материал, основываясь на материале УМК «Перспектива»

· реализовать свой творческий потенциал (в технологической карте даются готовые разработки всех тем предметов учебного плана,

· педагог освобождается от рутинной непродуктивной работы по подготовке к урокам);

· индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс.

Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, обязательных для работы с ней. «Технологическая карта» – новый вид методической продукции, обеспечивающей учителю эффективное и качественное освоение нового учебного курса путем перехода от планирования урока к проектированию учебного процесса по темам. В технологической карте дается описание процесса обучения в определенной структуре и в заданной последовательности.

Конструирование универсального инструментария (технологической карты) направлено на достижение результатов, заявленных в стандартах второго поколения. Стандарты отвечают на вопрос: «Чему учить?», технологическая карта – «Как учить », как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов.

По сравнению с традиционными «методичками» в технологической карте раскрывается тема изучения материала, а не один урок, что дает возможность системно освоить содержание от цели до результата, поставить и решить задачи достижения не только предметных результатов, но и личностных, и метапредметных результатов.

Технологическая карта включает в себя:

· название темы;

· число часов, отведенное на ее изучение;

· цель освоения учебного содержания;

· планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные);

· основные понятия темы;

· межпредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

· технологию изучения указанной темы;

· систему диагностических заданий, определяющих уровень усвоения материала на каждом этапе его изучения;

· контрольные задания по теме, определяющие достижение планируемых результатов в рамах изучения заявленной темы

Раздел «Технология изучения» разбит на этапы обучения. На каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания по отработке материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения, в конце темы - контрольное задание, проверяющее достижение планируемых результатов. В описании каждого этапа указываются цель учебной деятельности и учебные задания.

На первом этапе обучения «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания. Этап предполагает следующие шаги:

Мотивацию как стимулирование интереса;

Определение потребностей как личностно значимого компонента изучения данной темы;

Выявление того, что отсутствует в знании и умении для решения ситуативного задания и определение цели учебной деятельности на следующем этапе.

На этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержательных блоков темы. Для освоения учебного содержания предлагаются учебные задания на «знание», «понимание», «умение».

На этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» учащимся предлагается выполнить практические задания:

· информативное, где учащиеся работают, используя образец на доске;

· импровизационное, где учащиеся используют задание, которые отличаются от образца по содержанию или форме;

· эвристическое, где учащиеся выполняют свой вариант задания.

Выполнение задания предполагает самоорганизацию школьников, которая содержит: подготовку к выполнению (планирование) деятельности, выполнение и представление работы.

Результатом этого этапа является:

Ориентация школьника в разных видах задания (познавательное действие);

Самоорганизация учащегося при выполнении задания (регулятивное действие);

Использование учеником адекватных речевых высказываний для представления результата (познавательное, коммуникативное действие);

Проявление своего отношения (благодарности) к героям учебника и учителю (личностное действие);

Умение школьника решать поставленную задачу (познавательное, регулятивное действие), т. е. использовать приобретенные знания и умения в конкретной практической деятельности.

На этапе рефлексивной деятельности учащихся соотносят полученный результат с поставленной целью (самоанализ – регулятивное действие) и оценивают деятельность (самооценка – личностное действие) по освоению темы.

В отличие от других методических пособий, при использовании карты на каждом этапе обучения учитель может уверенно сказать, достиг он результата или нет. И если в соответствии с прогнозируемым учителем результатом диагностическую работу на конкретном этапе выполнили более 60% учащихся класса, то можно с уверенностью сказать, что материал понят, освоен, и можно переходить дальше. Если задание правильно выполнено менее чем 60% учащихся, то учителю необходимо еще раз вернуться к пройденному материалу и завершить его полноценное освоение. Только после этого можно перейти к следующему этапу.

Несколько простых правил работы с технологической картой.

1. Используйте технологические карты для работы по теме или разделу курса.

2. Внимательно ознакомьтесь с темой, по которой будете работать.

3. Найдите ее в учебнике того предмета, который изучаете, и подготовьте учебники, которые отмечены в разделе «межпредметные связи».

4. Познакомьтесь с целями изучения темы, соотнесите с планируемыми результатами, определите задачи, которые помогут добиться поставленной цели, (Соотнесите цели с пройденным ранее материалом).

5. Прочитайте выделенные основные понятия изучаемой темы, посмотрите, в каких предметах они еще изучаются (межпредметные связи).

6. Проанализируйте смысл планируемых результатов, особенно в части универсальных учебных действий

7. Подберите «свои» формы работы в соответствии с целями и условиями обучения: для подвижной работы или спокойных занятий, для поиска информации или демонстрации достижений и т. д. Это поможет расширить границы использования ресурсов, к которым относятся УМК «Перспектива», имеющиеся в школе наглядные пособия, интерактивные или просто дополнительные рабочие доски, выставки, стенды и так далее.

8. В разделе «Технология обучения» придерживайтесь алгоритма, предложенного в карте. Это поможет не пропустить ни один элемент в достижении поставленной на этапе цели, а главное, добиться эффективного и качественного освоения темы

9. На первом этапе, мотивируя учащихся на изучение темы, можете использовать задание, данное в карте, взять из учебника, или предложить свое.

10. Фиксируйте в карте изменения, которые вы вносите и соотносите с дальнейшим алгоритмом прохождения темы.

11. Убедитесь, что именно ученик знает, понимает, умеет в изучаемом материале, каким способом выполняет, т. е. выполните задание, предложенное в одноименной графе, и только после этого переходите к следующему этапу.

12. Постарайтесь выполнить все предложенные диагностические и контрольное задание. Тогда с уверенностью можете сказать: «Эта тема пройдена, планируемые результаты достигнуты. Двигаемся дальше».

Сопоставьте этапы, шаги технологической карты с поурочным планом, которым вы пользуетесь, и выберите для себя оптимальный способ организации работы.

При использовании технологической карты поурочное планирование может и не понадобиться.

Структура «Технологической карты»:

Технологическая карта изучения темы (название темы)

Цель темы

Планируемый результат:

Предметные умения, УУД

Личностные УУД:

Познавательные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

I этап. Мотивация к деятельности

Проблемная ситуация.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Последовательность изучения

Диагностическое задание

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Репродуктивное задание

Импровизационное задание

Эвристическое задание

Самоорганизация в деятельности

VI этап. Контроль и оценка результатов деятельности.

Формы контроля; контрольное задание.

Оценка результатов деятельности

Если сложно или непривычно проектировать тему, то можно ограничиться проектированием одним урока. В данную структуру могут быть внесены изменения или дополнения.

Концептуальные положения программы «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), в основе которого лежит системно - деятельностный подход.

Основное содержание системы обучения «Перспективная начальная школа» складывается из таких образовательных областей, как филология, математика, информатика, естествознание и обществознание, искусство, музыкальное образование. Учебная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира.

Основные принципы концепции «Перспективная начальная школа»:
- Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка.
- Принцип целостности картины мира.
- Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников.
- Принципы прочности и наглядности.
- Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.

Типические свойства программы «Перспективная начальная школа»:
- Комплектность предусматривает единство установки формирования таких общих учебных умений, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием), умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом). Кроме того, это обмен информацией между учебниками. Демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала. Выход за пределы учебника в зону словарей. Наличие внешней интриги, героями которой часто являются брат и сестра (Миша и Маша).
- Инструментальность – это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний. Это не только включение словарей разного назначения во все учебники, но и создание условий необходимости их применения при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации. Это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами.
- Интерактивность – Internet-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах. Однако, поскольку для многих школ использование Internet-адресов является перспективой, УМК выстраивает систему интерактивного общения со школьниками посредством систематического обмена письмами между героями учебников и школьниками.
- Интеграция – это стремление к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира. Разработан интегрированный курс «Окружающий мир», в котором органично сосуществуют представления и понятия из таких образовательных областей, как естествознание, обществоведение, география, астрономия, ОБЖ. Этому же требованию подчиняется современный курс литературного чтения, где интегрируются такие образовательные области, как язык, литература и искусство.

УМК «Перспективная начальная школа» включает в себя следующие завершенные предметные линии учебников:

- Русский язык.
Азбука. Авторы: Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.
Русский язык. Авторы: Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.
- Литературное чтение. Автор : Чуракова Н.А.
- Математика. Чекин А.Л.
- Окружающий мир. Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А.
- Технология. Авторы: Рагозина Т.М., Гринева А.А., Голованова И.Л., Мылова И.Б.
Все учебники УМК «Перспективная начальная школа» успешно прошли экспертизу на соответствие ФГОС НОО и были включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.

Учебные пособия УМК «ПНШ» учат ребенка работать со всеми источниками информации: справочниками, словарями, библиотекой, окружающими людьми, компьютером и Интернетом В них много рисунков, иллюстраций и схем дидактического характера. Все продумано, нет ничего лишнего

Математика сложна, построена очень строго, решает традиционные вопросы нетрадиционными методами. Авторы рекомендуют ни на шаг не отступать от методики преподавания предмета и считают, что благодаря данной системе подачи материала у учеников будет складываться истинно математическое мышление.

Учебники обучения грамоте , русского языка и литературного чтения учитывают логопедические проблемы учащихся начальной школы. В учебниках продумана система работы, побуждающая школьника самого добывать информацию и оперировать ею. Уже со 2 класса дети на уроках русского языка знакомятся с пятью видами словарей и постоянно используют эти словари на других уроках.

Для построения целостной картины мира и по развитию речи в УМК размещена система работы с живописными произведениями, имеются репродукции картин известных художников.

Очень нравится детям предмет окружающий мир . Они всегда ждут этот урок и готовятся к нему с желанием. К концу года даже очень скованные и зажатые дети стали чувствовать себя комфортно. Не меньший интерес вызывает у детей предмет – технология , где ребята могут готовить самые разные поделки своими руками.

Проект «ПНШ» интересен как педагогам, так и ученикам тем, что в нем имеются межпредметные связи. Все учебники связаны между собой единой интригой. В центре «ПНШ» стоит предмет «окружающий мир». Он прорастает корнями во все другие предметы. Ребенка «нужно «опрокинуть» в окружающий мир, чтобы он стал грамотным и развитым человеком», - считают авторы проекта.

Рядом с учащимися разворачивается жизнь их сверстников (старшей сестры и младшего брата Маши и Миши Ивановых). У героев УМК есть конкретное место проживания с названием, историей, родителями, школой, учителями, одноклассниками и друзьями.

Миша и Маша растут, меняются, выполняют различные образцы заданий. Вслед за ними это делают наши учащиеся, развивают общественные навыки. Детям это очень интересно.