Пиратство в современном мире совсем не редкость. Ущерб от их деятельности по всему миру в год достигает 40 млрд $. Современные корсары нападают на торговые корабли, частные яхты, рыболовецкие суда. Настоящий «джекпот» для них – завладеть нефтяным танкером или круизным лайнером.

География действия пиратов XXI века

Учитывая сегодняшнюю известность сомалийских пиратов, нетрудно назвать самый популярный район нападения. Это прибрежные воды Западной и Восточной Африки. Здесь нет исторических предпосылок для появления пиратства. Причины распространения морских разбойников – географические и экономические. Всё дело в Аденском заливе, расположенном близ Йемена и Сомали. Это основной морской путь для перевозки грузов между Европой и Африкой. Естественно, об этом знают пираты, которые не прочь поживиться в этих водах.

Что касается западного побережья этого континента, то здесь господствуют нигерийские пираты, которые промышляют вблизи Гвинейского залива. Почему же многие люди в Африке занимаются пиратством? Ответ очевиден: бедность и невозможность найти работу.

Опасным из-за пиратства считаются воды Юго-Восточной Азии и Южно-Китайского моря. Особенно Малаккский пролив, соединяющий воды Тихого и Индийского океанов. В отличие от своих «коллег» из Сомали, здешние пираты отличаются особой жестокостью. В Малаккском проливе совершают морские набеги и грабежи около сотни вооружённых банд. Все они имеют отличные и быстроходные суда, а также качественное навигационное оборудование. Захват крупных грузовых кораблей для пиратов этих мест почти обыденное дело.

В водах Латинской Америки (Бразилия, Колумбия, Венесуэла, Эквадор, Никарагуа) также регулярно фиксируются случаи пиратства. Береговая линия занимает сотни километров, на которых расположено много заливов и устьев рек, где легко могут укрыться бандиты и спланировать очередной захват судна.

Источник: get.whotrades.com

Быть моряком – опасная профессия

Современные моряки постоянно подвергают себя опасности. Во многом по причине оказаться в плену у пиратов, пострадать при их нападении на судно. Встреча с морскими разбойниками вполне может закончиться летальным исходом или ранением. За подобный риск морякам положена доплата.Если курс лежит через потенциально опасные воды, где замечена активная деятельность пиратов, то денежное довольствие экипажу судна увеличивается.

Большинство европейских стран до сих пор придерживаются договора, заключённого в Сингапуре в 2008 году. Согласно ему бонус морякам за прохождение пиратоопасных районов составляет 100% от месячной заработной платы. В России далеко не все организации готовы на такие траты. Чаще всего размер выплат за риск повстречаться с пиратами определяется договорённостью между судоходными компаниями и профсоюзами рабочих.

Российские моряки, которые входят в команду иностранных судов или кораблей, действующих под «удобным флагом», вправе рассчитывать на двойное увеличение жалованья.

Как можно защититься от пиратов?

Обезопасить судно от набегов морских разбойников довольно непросто. Предугадать действия пиратов удаётся не каждому экипажу и капитану. Дело вот в чём: «Пираты непредсказуемые. Попутно они занимаются контрабандой и продажей наркотических веществ, которые также употребляют сами. Будучи в состоянии наркотического опьянения они не чувствуют боли, готовы на безумные и отчаянные поступки. Например, после боя один из пиратов был сильно ранен. Пуля задела шею и переднюю часть лица, оголив зубы и скулы. Кровь шла фонтаном. Однако он вёл себя так, будто абсолютно ничего не случилось. Ходил и пытался почесать себе зубы» , – рассказывает подполковник Андрей Ежов, командир группы морской пехоты Тихоокеанского флота. Современные джентльмены удачи действуют быстро, атакуют корабль неожиданно, обстреливают его из автоматов или гранатомётов. Их цель – напугать капитана, заставить снизить скорость или остановиться. Поэтому при встрече с пиратами, необходимо дать максимальный ход и маневрировать, чтобы не позволить лодкам подойти вплотную к борту.

Неплохо помогает колючая проволока, устанавливаемая по периметру судна. На неё подаётся высокое напряжение, которое не даёт взобраться на палубу морским бандитам при абордаже. В последнее время многие владельцы кораблей обращаются к услугам охранных предприятий, чьи сотрудники будут сопровождать судно весь путь и применять оружие для его защиты.

Пираты в наше время не миф и не вымысел — это реальность. Буквально несколько лет назад у берегов Сомали пираты захватывали около 300 судов в год и за каждым захватом стояли большие трагедии и человеческие жизни. Многие заранее пасовали перед пиратами, даже не веря в то, что им можно противостоять, а уж от сумм выкупов, которые приходилось выплачивать пиратам за освобождение, голова шла кругом!



Кто?

Сомалийские пираты - это вооружённые группировки, захватывающие с целью выкупа морские суда у берегов Сомали. Сомалийские пираты - это в основном молодые люди 18-35 лет. Пунтленд - самопровозглашенная сомалийская автономия, на данный момент является центром пиратства, управляется она местными кланами и никаких законов в ней практически не существует.

Есть несколько видов пиратских банд, в которые входит около 1 000 вооружённых боевиков. Пираты делятся на несколько категорий:

  • Местные рыбаки, включившиеся в пиратство, отлично знающие морские условия.
  • Бывшие военные, принимавшие участие во внутренних войнах Сомали в составе местных кланов с отличным боевым опытом.
  • Эксперты, умеющие работать с техникой, особенно с GPS-оборудованием.

Где?

Регион вблизи побережья Сомали и Кении, а также Аденский залив, известный как «Аллея пиратов» - является самым опасным местом в мире, здесь произошло боле 111 инцидентов нападения пиратов... Путь через Суэцкий канал, через Аденский залив, является главным путем следования судов, направляющихся из Азии в Европу и Восточное побережье США. Эти судоходные маршруты отвечают за 1/10 часть мировой торговли. Район является одним из самых главных морских судоходных путей мира, именно здесь проходят нефтяные танкеры и другие торговые суда с грузом на миллиарды долларов. В год через Аденский залив проходит до 20 000 судов, в сутки - до 250. Добычи для пиратов много, гораздо больше, чем самих пиратов! Практически все нападения, которые случились, произошли на суда, связанные с нефтяной отраслью.

Почему в Сомали процветает пиратство?

Причина пиратства до боли проста - молодые люди не знают, как заработать и ищут легкой добычи. Беззаконный хаос в Сомали наступил, когда силы США помогли изгнать исламистских правителей из боязни, что страна станет пристанищем террористов. В результате хаоса в стране более 1 миллиона человек потеряли кров, более трети населения нуждается в гуманитарной помощи. Такая тревожная обстановка распространилась и на морские судоходные пути, проходящие рядом со страной. Сами жители Сомали считают, что пиратство началось в ответ на незаконный вылов рыбы, сброс токсичных и ядерных отходов западными судами вблизи побережья Сомали. Сами сомалийцы считают, что именно эти действия иностранных судов повлекли за собой проблемы. Жители ощутили загрязнения вод, бедность по всей стране, рыбаки стали пиратами, охотящимися на суда тех стран, которые сбрасывали отходы и вылавливали рыбу у их берегов.

Как действуют пираты?

Пираты передвигаются на малотоннажных кораблях - катера, моторные лодки, рыболовецкие суда. Из вооружения используют автоматическое оружие и гранатомёты. Сомалийские пираты имеют очень качественную подготовку и хорошее снаряжение, для отслеживания судов они используют спутниковые телефоны и GPS навигаторы. Полевые командиры регионов иногда закрывают глаза на пиратский промысел, а некоторые с большим удовольствием участвуют в нём и сами. Технически процесс захвата судов не сильно изменился со времен капитанов Блада. Быстроходное плавсредство с вооруженными до зубов пиратами на борту подходит вплотную к мирному торговому или рыболовному судну, и берет на абордаж. Пираты взбираются на борт различными путями в зависимости от размеров атакуемого судна. Если судно небольшое или с низкой посадкой (например, танкер), на его борт можно просто перепрыгнуть, так же в ход идут веревки с крючками или специальными якорями. При нападении пираты обстреливают судно из автоматов и гранатометов, а экипаж судна пытается сбить пиратов водой из пожарных шлангов.

В среднем атака пиратов продолжается 10-20 минут. За это время либо захват удается, либо пираты прекращают атаку. Как только пираты вскарабкиваются на судно, оно уже в их руках - как правило, никто не идет с голой грудью на автоматы. Лучший способ почти гарантировано уцелеть при захвате судна сомалийскими пиратами - это не оказывать пиратам сопротивление и не геройствовать.

Самые крупные нападения пиратов

Самым крупным захватом пиратов был танкер из Саудовской Аравии с названием SiriusStar. Судно было освобождено почти после 2-х месяцев с момента его захвата вблизи побережья Сомали с грузом в 2 миллиона баррелей нефти. Пираты, которые захватили нефтяной танкер, получили выкуп, сброшенный с парашютом на судно.

Так же одним из нашумевших случаев захвата была атака на судно США Maersk Alabama. Пятеро суток сомалийские пираты удерживали в заложниках капитана судна Ричарда Филипса и требовали за него выкуп в 2 миллиона долларов. Обстановка достигла высшей степени напряженности после того, как капитан, попытался накануне бежать, но ему это не удалось. Переговоры зашли в тупик, а на море начал подниматься сильный шторм. Американцы не стали ждать, было принято решение уничтожить сомалийцев.

Однажды пиратами был атакован роскошный океанский круизный лайнер Seaborn Spirit. Нападение произошло всего в 130 километрах от побережья Сомали. На борту лайнеру была лишь акустическая пушка (данные устройства обычно используют для разгона демонстрантов). Испускаемый пушкой звук достигает 150 децибелов, что при длительном воздействии может не только повлиять на слуховой аппарат, но и серьезно повлиять на внутренние органы. Ее применение оглушило пиратов и на какое-то время внесло в их ряды смятение. Этого промедления было достаточно для того, чтобы капитан корабля приказал изменить направление и направил лайнер в открытое море. Преследовать дальше лайнер пираты не стали.

Иранский балкер Iran Deyanat с 29 членами интернационального экипажа и грузом химического и стрелкового оружия так же стал очередной жертвой сомалийских пиратов и освободился только после уплаты затребованной суммы выкупа.

Так же сомалийские разбойники захватили российский танкер «Московский университет». Не известно как развивались события, ясно только, что в финале освобождения танкера пираты были уничтожены.

В последнее время активность сомалийских пиратов значительно упала. На протяжении целого года морским разбойникам не удается захватить ни одного корабля. После многочисленных захватов международное сообщество сосредоточило своё внимание на мерах по борьбе с пиратством в море, таких, как расширение военно-морского патрулирования и защитное оснащение судов, что сократить количество захватов.

  • Сомали - экономически отсталая и бедная страна на северо-востоке Африки. Экономика страны базируется на животноводстве, сельском хозяйстве и промысле акул.
  • В качестве выкупа за один корабль пираты требуют не менее 5 миллионов долларов, но зачастую разбойники соглашаются на выкуп всего в несколько сотен долларов.
  • Иностранные корабли проходят через территориальные воды Сомали и не платят никаких пошлин. Пираты считают, что захват таких короблей с целью выкупа восстанавливает справедливость.
  • Предприимчивые капитаны кораблей устанавливают колючую проволоку под высоким напряжением по всему периметру судна. Были случаи, когда именно такое «колючее напряжение» спасало команду от захвата судна.
  • Каждый гражданин Сомали носит при себе боевое оружие, как минимум пистолет. Пираты предпочитают автоматы Калашникова и гранатометы, женщины используют холодное оружие - ножи и кинжалы. Детей приучают к оружию с самого рождения.
  • Бытует мнение, что следующей целью нападения пиратов могут стать роскошные яхты миллионеров. Будьте внимательны и аккуратны в территориальных водах Сомали.

Морское пиратство - разбой на море, захват торговых судов с целью получения выкупа либо продажи захваченного груза. В массовом сознании ассоциируется больше с событиями средневековья, однако в реальности эта проблема чрезвычайно актуальна и сегодня. В наибольшей степени известны сейчас действия сомалийских пиратов, однако на самом деле это далеко не единственный район их активных действий…

Морское пиратство известно ещё с античности (наиболее знамениты в этом плане финикийские пираты, сделавшие заодно множество географических открытий). Чрезвычайно развито было пиратство в средневековье и в Новое время, причём оно охватывало многие регионы мира. Кроме собственно пиратства, считавшегося прямым бандитизмом, имело место такое явление, как каперство, - тоже пиратство, но с наличием официального патента от правительства какой-либо страны.

Например, каперы с британским патентом грабили французские и испанские суда и наоборот. В Восточной Азии очень активны были китайские пираты. В годы двух мировых войн действия, сходные с каперскими, вели немецкие рейдеры (вспомогательные крейсеры).

В настоящее время основными зонами активности морских пиратов являются Гвинейский и Аденский заливы, Малаккский пролив, Южно-Китайское море. Их действиям способствует политическая нестабильность в странах, прилегающих к побережью указанных акваторий, наличие многочисленных удобных убежищ на берегу, интенсивное судоходство в этих районах. Значительные доходы, получаемые пиратами от выкупа за суда, их экипажи и грузы, позволяет им приобретать скоростные лодки и катера, оружие, средства связи, что делает их действия ещё более эффективными.

Военные флоты мира не приспособлены для борьбы с морским пиратством, поскольку пиратские лодки - очень многочисленные, скоростные и чрезвычайно малоразмерные цели. Боевые корабли не приспособлены для борьбы с подобными целями. Кроме того, борьба с морским пиратством крайне затруднена по причинам юридического характера.

Во-первых, неясно, в чьей юрисдикции находятся пираты, захваченные в нейтральных водах. Если средневековых пиратов, не имевших каперского патента, вешали на реях, то современных пиратов, особенно если они успели выбросить оружие за борт, либо просто отпускают, либо передают властям своей страны, где они, как правило, сразу оказываются на свободе (самый яркий пример - Сомали).


Во-вторых, очень часто непонятна юрисдикция захваченных пиратами судов. Современное торговое судоходство интернационализировано, как, видимо, никакая другая отрасль мировой экономики. Суда, как правило, ходят под удобными флагами (Панамы, Либерии, Монголии, Камбоджи и т.д.), их команды почти всегда состоят из представителей нескольких стран. В итоге очень часто бывает неясно, кто именно должен защищать каждое конкретное судно.

Страна, коей судно формально принадлежит, в реальности не имеет к нему никакого отношения, кроме того, не располагает силами и средствами для освобождения судов. Поэтому захват судна пиратами становится, как правило, проблемой только и исключительно компании-судовладельца, которая нередко не имеет ни средств, ни желания спасать судно и моряков (причём моряки, как уже было сказано, могут не иметь никакого отношения ни к стране, флаг которой развевается над судном, ни к стране, где «прописана» компания-судовладелец). Выплата выкупа оказывается очень часто единственно возможным вариантом.

В итоге, хотя, например, в западной части Индийского океана сегодня с целью борьбы с морским пиратством находятся соединение ВМС НАТО, эскадра Евросоюза (отдельно от НАТО), оперативное соединение ВМС США (также отдельно от НАТО), боевые корабли России, Японии, Китая, Индии, Южной Кореи, Ирана, количество захваченных пиратами судов и сумма выкупов за них продолжают расти.


Некоторые факты о современном пиратстве:

Сумма выкупов, полученных сомалийскими пиратами близ Африканского Рога в 2005–2012 годах, оценивается в $339–413 млн. Средний куш – $2,7 млн.

Рядовые пираты за успешную операцию получают по $30–75 тысяч, причем первому, кто взберется на борт захваченного судна, а равно тем, кто пришел с собственным оружием или лестницей, – полагается бонус $10 тысяч.

Кат , который беспрестанно жуют в том числе в Сомали, часто поставляется пиратам в кредит. Его количество строго учитывается, и после операции пират получает свою долю наживы за вычетом стоимости ката, которая в море втрое выше, чем на материке.

Из жалованья пирата также удерживают за питание плюс штрафы: например, за жестокость по отношению к команде судна можно недополучить $5 тысяч – пиратский кодекс, как в старые добрые времена. В результате особенно несдержанные порой не зарабатывают на рейде ничего или оказываются в долгах.

Часть добычи уходит поварам, посредникам, счастливым обладателям детекторов валют (для проверки подлинности купюр) и адвокатам (спрос на которых постоянно высок) за их услуги. Также платят местным защитникам правопорядка и террористам (группировка «Аш-Шабааб», например, берет с пиратов 20% в качестве «налога на развитие»), чтобы не трогали.

Бывшие пираты, как могут, устраиваются на суше. Зачастую они зарабатывают на жизнь сервисом для настоящих и потенциальных жертв своих недавних коллег – становятся «консультантами» или переговорщиками.

Финансирование пиратских экспедиций – не такое дорогое удовольствие, как можно было бы подумать. Стандартная вылазка может стоить всего несколько сотен долларов, так что участники вполне могут скинуться на предприятие самостоятельно. Крупные походы на нескольких судах обходятся до $30 тысяч и требуют профессионального финансирования. В качестве финансистов тогда выступают военные или гражданские, торговцы катом, рыбаки и бывшие пираты. За свои услуги они требуют от 30% до 75% выкупа.

В среднестатистическую операцию вкладываются 3»5 инвесторов. Поскольку порядочные сомалийцы держат деньги подальше от родины, им приходится изобретать отмывочные схемы, чтобы вернуть средства в Сомали.

Финансовый сектор страны на удивление хорошо себя чувствует и растет быстрее, чем правительственные институты. В частности, развивается система интернет-платежей, в том числе в совсем неспокойных частях государства.

Доходы от пиратской деятельности утекают из Сомали в основном через Республику Джибути, Кению и ОАЭ.

Треть финансистов от пиратства тратят свои деньги на формирование подобия «народного ополчения» и собственное политическое влияние. Многие инвестируют в торговлю катом – это крупный и к тому же легальный бизнес.


Карта морского пиратства

Острова зеленого мыса.

Эти острова находятся вблизи африканского континента, и многие жители этого материка, стремятся добраться до них, в поисках более лучших рабочих мест. Поэтому в том районе нередки попытки захвата яхт частных лиц. А на сами острова, лучше не высаживаться, там процветает контрабанда наркотиков, и по данным моряков побывавших там, такое количество наркоманов они ни где не видели. Вы можете подвергнуться нападению в любой момент, ну а кражи там – вполне обычное дело. Нередки случаи нападений преступников, на яхты, находящиеся на приколе недалеко от берега.

Бразилия.

В Бразилии периодически, происходят спонтанные нападения на суда организованных банд. Эта страна, наравне с Сомали являются, единственными странами мира, где пираты не боятся нападать не только на малоразмерные яхты, но и на торговые суда. Недавно бандиты напали на яхту ” Seamaster ” англичанина Питера Блэйка, ни побоявшись ни размера судна (36 м), ни 10 отлично обученных членов экипажа.

А чуть ранее нападению подверглись еще две яхты, обе большого размера, одна немецкая, другая роскошная французкая яхта ” Jongert “. И не смотря на попытки сопротивления экипажа, все три были полностью разграблены. Береговая линия Бразилии протянулась на сотни км, и изобилует небольшими заливами и устьями рек, где бандиты могут быстро скрыться после нападения. Самыми опасными считаются, устье Амазонки и области Сантос и Фортелеза, там современное пиратство особенно процветает.


Венесуэла

В памяти многих моряков, территориальные воды этой страны, оставили мрачные воспоминания. Еще совсем недавно, нападения пиратов происходили очень часто, особенно в восточном регионе. Хотя в основном, пиратством там занимаются бедные рыбаки, вынужденные идти на это из-за нехватки средств к существованию.

Также мировой общественности стал известен вопиющий случай попытки захвата немецкой яхты, членами венесуэльской береговой охраны! Хотя правительство страны этот факт категорически отрицает, заявляя что это были просто разборки местных наркодилеров, ну да, охотно верим. Особенно опасны области вокруг островов Пуэрто-Ла-Крус, и Маргарита. Также особо внимательным надо быть возле полуострова Пария и Арайя, недалеко от устья реки Амакуро и Педерналес.

Тринидад

Еще недавно эти места считались безопасными для плавания, но все изменилось к худшему в прошлом году. Особенно в области Чагуарамас участились случаи попыток захвата судов, бандитами на лодках с подвесными моторами. Не стоит выходить на берег, есть все шансы быть ограбленным или даже убитым.


Колумбия

Здесь случаи пиратства довольно редки, несмотря на плохой имидж самой страны. Последний серьезный случай нападения морских разбойников произошел 29 сентября 2002 года, когда три американских яхты были атакованы в районе Пуэрто-Эрмоса, в 50 км к северо-востоку от границы с Венесуэлой. А правительства этих стран тычут пальцами друг в друга, утверждая, что это с территорий соседа, налетчики совершают свои набеги на суда.

Самая опасная область, где можно подвергнуться нападению корсаров – это южная часть залива Гольфо -де-Ураба, где на лодках, контрабандным путем переправляются наркотики.

Никарагуа и Гондурас

Обе эти страны сильно пострадали от урагана Митч и землетрясения. Из-за политической нестабильности, в эти странах процветает бандитизм и насилие. Кроме того, правительства этих государств ведут постоянные споры о границах своих стран. На побережьях очень мало полицейских и военных, поэтому часты случаи нападений на туристов, как и на берегу, так и на море. Современное пиратство , здесь не редкость.

Сомали

Эта страна прославилась на весь мир, благодаря постоянным нападениям пиратов.Уже много лет в Сомали идет гражданская война, в этом государстве царят беззаконие и анархия. Сомалийские пираты славятся своей жестокостью, они хорошо вооружены и организованны. Каждая банда подчиняется лидеру клана,а все побережье Сомали, налетчики поделили межу собой, и на каждом участке орудует своя банда разбойников.

Передвигаются они на малоразмерных судах, численностью в 5-8 человек, заходят далеко в море, в поисках коммерческих судов. Кораблям, находящимся в Аденском заливе, не рекомендуется приближаться к береговой линии, ближе чем на 100 морских миль. И не смотря на постоянное патрулирование в этих водах американских, французких, немецких военных кораблей, ситуация лучше не становиться. Несомненно, Сомали – главная вотчина в мире, морских разбойников.

компиляция материала – Fox

Закройте глаза и представьте пирата. Носит ли он повязку на глазу, зарывает ли золото и злоупотррребляет буквой «Р»? Если да, то спешим вам сообщить, что образ пиратов, каким рисует его для нас Голливуд, не просто ошибочен — в реальности они иногда даже ещё более живописны.

6. Пираты разговаривают… ну, как пираты

Миф:

Рррычание пиратов вошло в жизнь благодаря десятилетиям мультфильмов и художественных фильмов, где каждому пирату полагалось рычать, имитируя кровожадного бармалея. За исключением случаев, когда вас угораздило быть Джонни Деппом. В этом случае вам полагается говорить с интонациями Деппа.

Конечно, мы понимаем, что «пиратский акцент», который мы слышим во всех этих пиратских фильмах, несколько преувеличен, но ведь он же на чём-то основан, верно?

Правда:

Такие фразы, как «черт меня подери» и традиционные песни, вроде пиратской «Пятнадцать человек на Сундук мертвеца» были придуманы Робертом Луисом Стивенсоном для его романа «Остров сокровищ», опубликованного в 1883 году — через 150 лет после окончания Золотого века пиратства. Кстати, более 90 процентов всех мифов о пиратах происходят из той же самой книги: одноногие пираты, пронзительно кричащие попугаи, пьяные потасовки… все они берут своё начало из книги Остров сокровищ.

Да, пираты конечно иногда теряли в бою конечности, но Стивенсон был первым, кто соединил все элементы вместе, создав популярный образ пирата.

А как насчёт рычащего голоса? В действительности он происходит от акцента из юго-западной части Англии. В 1950 году Дисней адаптировал Остров сокровищ, где Роберт Ньютон сыграл пирата, несколько переусердствовав с раскатистым «р». Двумя годами позже Ньютон использовал тот же акцент в Чёрной бороде, что положило начало теперь распространённому стереотипу.

Так как же в действительности звучал «говор пирата»? В реальности не было никакого «пиратского говора». Пиратские команды состояли из настолько разношёрстной публики и отребья из разных стран, которые говорили на самых разных языках, не говоря уже о множестве говоров и акцентов, что совершенно невозможно было создать какой-то особенный, «пиратский говор».

5. Вместо отсутствующего глаза, пираты носили повязку

Миф:

Глазная повязка является самой узнаваемой особенностью пирата. В каждом фильме о пиратах хоть один член команды обязательно будет носить такую повязку. Как тот придурошный пират с деревянным глазом в Пиратах Карибского моря.

Со всеми эти повязками, ногами-колышками и руками с крючьями, фильмы о пиратах пытаются убедить нас в том, что, будучи пиратом, вам обязательно улыбнётся удача потерять глаз или как минимум одну из конечностей. Иногда сценаристы так переусердствуют в создании образа пирата, что тот становится похож на ходячую табуретку.

С пиратами лучше не спорить

Но почему у пиратов шанс потерять, например, глаз, больше, чем, скажем, у викинга?

Правда:

Похоже, единственной причиной того, почему пираты носили повязку на втором глазу, было то, что они таким образом держали один из глаз постоянно приспособленным к темноте, когда швартовались к другому кораблю. Если эта теория верна, то носили повязки они только перед, и во время налёта.

Сами посудите: пирату необходимо было сражаться и грабить лут как на палубе, так и под ней, а поскольку искусственное освещение тогда было явлением редким, в трюме было довольно темно. И чтобы привыкнуть к полумраку трюма, человеческому глазу может понадобиться несколько минут, что в горячке боя, согласитесь, не совсем удобно.

Конечно, мы не знаем, является ли это главной причиной такого обилия повязок среди пиратской братии, но это предположение имеет гораздо больше смысла, чем просто «и вот как-то в одной из заварушек он потерял глаз», или «они любили распивать чаи, и иногда забывали вытаскивать ложку из стакана». Гораздо правдоподобнее для пирата было бы пожертвовать своим периферийным зрением, чем лишиться зрения вообще. Можете сами попробовать, наложите повязку на глаз на следующие полчаса, а потом, представляя себя лезущим в трюм пиратом, сходите в сортир.

В действительности, этот метод настолько удобен, что до сих пор используется американскими военными. Инструкции при действиях в ночное время рекомендуют при ярком свете держать один глаз закрытым, чтобы в потёмках сохранять способность видеть.

4. На всех пиратских кораблях есть флаг с черепом и костями

Миф:

Классический Весёлый Роджер стал настолько ассоциироваться с пиратством, что даже не обязательно писать само слово «пират», и так всё понятно. Этот пиратский атрибут обязательно используется буквально в каждом фильме про пиратов.

Иногда кости заменены двумя скрещенными саблями, как, например, у Барбоссы в Пиратах Карибского моря, но по большей части, это всегда череп и скрещённые кости (сабли).

Изображение: Флагопромышленность во времена Барбоссы была на удивление высокотехнологичной

Но это же имеет смысл, верно? Цель пиратов была в том, чтобы запугать моряков до усрачки, и пока те вытряхивают подливу из обфурыканных подштанников, беспрепятственно попятить их драгоценный лут.

Правда:

На самом деле, если вы видите, как к вам приближается пиратский корабль, и видите развевающийся чёрный флаг, считайте, что вам повезло — пираты склонны вас пощадить. Настоящий «боевой флаг» носил явно более минималистичный дизайн «просто красного». Историки считают, что термин Весёлый Роджер (англ. «Jolly Roger») происходит от «jolie rouge», что в переводе с французского означает «красный» или «красноватый».

Кроме того, дизайн чёрного флага от корабля к кораблю сильно разнился: всего несколько капитанов использовали череп и скрещённые кости, в частности, Эдвард Ингленд и Кристофер Кондент. А, например, пират Чёрная борода использовал странный флаг со скелетом, держащим песочные часы, и прокалывающий истекающее кровью сердце.

Вообще, песочные часы были весьма распространённым элементом на пиратских флагах, поскольку они символизируют неизбежность смерти. Капитаны Уолтер Кеннеди и Жан Дюлайен так же использовали часы, правда, в их случае часы держал голый человек, держащий в другой руке меч:

А некоторые, вроде Томаса Тью, ленились изображать на флагах таинственные знаки, удовлетворившись плохо намалёванной рукой, держащей кортик:

Однако большинство пиратов не занимались подобными художествами вообще, ограничиваясь или полностью чёрными, или полностью красными флагами.

Кстати, в музее Флориды есть один из всего двух сохранившихся до нашего времени подлинных пиратских флагов. В этом случае он выглядит, как ему и положено в соответствии с нашими представлениями:

3. В пираты идут разочаровавшиеся в честном образе жизни моряки

Миф:

Если судить по популярным источникам, рассказывающим о жизни пиратов, то вся их жизнь представляла из себя грабежи, битвы и накапливание трофеев, так что решение о том, чтобы вступить в их партию целиком основывалось на вашей склонности к такому образу жизни.

Правда:

На самом деле, подавляющая часть пиратов состояла из честных моряков, которые забросили свою работу, потому что условия были ужасающими. Лишь небольшая часть их стала пиратами потому, что им нравилось быть вне закона. Работа моряка во времена пиратов была одной из самых отвратительных, какие только можно себе представить, а если они жили под британскими законами, большинству из них не обязательно было даже подписываться на неё — королевский флот их банально похищал.

Серьёзно, в какой-то момент половина британского флота состояла из людей, принудительно завербованных нанятыми для этого головорезами, которые рыскали по портам, выискивая тех, у кого был полный набор конечностей. Насильно завербованным платили меньше, чем добровольцам (если вообще платили), и они были прикованы к судну на то время, когда оно заходило в порт.

То есть это помимо штормов, большой плотности населения на квадратный метр палубы и тропических болезней, которые делали и без того несладкую жизнь моряков ещё менее привлекательной. В результате, 75 процентов завербованных погибали в течение следующих двух лет. Так что когда пираты захватывали их судно, и в качестве альтернативы смерти и постоянного унижения предлагали им пиратскую жизнь, большинство из них, говорили, «к чёрту, согласен!». В пиратских фильмах всегда существует чёткая разница между чистыми и законопослушными моряками, и отвратительными, грязными и ущербными пиратами. В жизни же, они по существу являлись одним и тем же.

Институт салабонства у пиратов развит не был, так что если вы достаточно сообразительны, то очень скоро могли сделать карьеру успешного пирата, как, например, в случае Чёрного Барта, моряка, которого захватили пираты, а всего через 6 недель он стал их капитаном.

2. Пираты предпочитали закапывать свои сокровища

Миф:

Это кажется, основное занятие, которым занимаются пираты, верно? Награбить сокровищ, схоронить в сундук, зарыть его где-нибудь, а затем нарисовать карту, чтобы не забыть, где они их закопали. Если верить играм жанра RPG, то весь мир завален сундуками с сокровищами, о которых владельцы забыли.

Пираты Карибского моря продемонстрировали нам, что пиратская жизнь не ограничивалась лишь закапыванием и дальнейшим поиском сокровищ, но, тем не менее, они всё равно были довольно важной частью сюжета. Ну не могли же они совсем игнорировать краеугольный камень пиратского существования, потому что пираты в реальной жизни действительно этим занимались.

Правда:

Да, пираты закапывали свои сокровища… целых три раза. Но никто из них не озаботился рисованием карты, что означает, что таких карт не существует в природе.

Мало того, что карт сокровищ не существует — они просто не были необходимы, поскольку награбленное добро находили почти сразу же. Первый пират, который, как мы точно знаем, закопал свои сокровища, был сэр Френсис Дрейк, который в 1573 году ограбил испанский вьючный караван, перевозивший золото и серебро, и закопал часть награбленного вдоль дороги, поскольку за одну ходку его было слишком тяжело перевозить. По всей видимости, сокровища были не очень тщательно спрятаны, поскольку к моменту прибытия за остатками, Дрейк с командой обнаружили, что испанцы нашли и выкопали бо́льшую часть драгоценной заначки.

Внутри была записка, «Фига тебе, Дрейк»

Другой известный пират по имени Рош Базильяно под пытками Испанской инквизиции признался в том, что закопал более ста тысяч песо недалеко от Кубы. Поблагодарив за наводку, мучители его убили. Капитан Уильям Кидд, как говорят, закопал часть сокровищ возле Лонг-Айленда (остров в штате Нью-Йорк; прим. mixednews) в 1699 году, но опять таки, почти сразу после припрятывания клад был найден властями, и использовался против него в качестве доказательства. Вот и всё. Если и были ещё захороненные сокровища, то нет и не было никого, кто мог бы это доказать.

Однако продолжают существовать слухи о том, что сокровища капитана Кидда так и не были найдены, а этого достаточно, чтобы захватить воображение писателей и художников во всем мире.

Легенда Кидда вдохновила Вашингтона Ирвинга на его «Путешественника» в 1824 году, и Эдгара Аллана По с его «Золотым Жуком», написанным в 1843-м, где среди прочего обсасывалась идея с пиратской картой сокровищ. Работа Ирвинга оказала влияние на «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона, и так это заблуждение стало гулять по миру.

Мой мем будет жить в веках

1. Пираты грабили в основном золото

Миф:

Практически в каждом пиратском фильме обязательно присутствуют горы пиратского золота (вспомните золотые россыпи первых «Карибских пиратов).

Часто весь сюжет крутится вокруг получения или сохранения золота, как, например, в «Пиратах», Полански, или в «Острове Головорезов».

Но пираты действительно совершали налёты на корабли, и грабили золото: это исторический факт. Зачем бы ещё им грабить корабли? Что для пирата может быть ещё более важным, чем богатство?

Правда:

Как насчет мыла? Или еды? Свеч, швейных инструментов и других до безобразия пошлых предметов обихода? Когда пираты захватывали корабль, награбленным зачастую оказывалась банальная солёная рыба, или товары для колоний. Но им этого было вполне достаточно.

Богатство не спасёт от голода

Пираты являются большими поклонниками золота и серебра, но ещё больше им нравится не помереть с голоду посреди океана, или потонуть, потому что у них не было необходимого оборудования для ремонтных работ на своих кораблях. Будучи вне закона, они не могли просто зайти в первый попавшийся порт, и загрузиться всем необходимым. Так же они совершали налёты с целью пограбить что-то скучное вроде пороха и навигационных инструментов. А для тех, кто обретался в водах тропического климата, настоящим сокровищем был сундук с медикаментами.

А если они натыкались на кучу денег (что иногда всё же происходило), то предпочитали немедленно разбазаривать их в пиратских бухтах вроде Порт-Ройял, нежели с умом их во что-то инвестировать.

Отнесу в инвестиционный фонд Дейви Джонса

Вопреки общему мнению, жизнь пиратов была строго регламентирована. На судне запрещались азартные игры, драки, пьянство. Невыполнение приказов строго каралось. За появление на борту женщины виновника ждало повешение. Самовольно покинувший корабль или своё место во время сражения, приговаривался к смерти или высадке на необитаемый остров.

При наборе команды капитан составлял договор, где прописывались все аспекты совместного промысла. Базировались пираты на островах, часто создавая своеобразные «республики», наиболее известная из которых – Тортуга. Действовал неписаный кодекс поведения и на суше, регулировавший жизнь морских разбойников. Своих денег пираты не чеканили, предпочитая пользоваться награбленными, не только пиастрами.

Известный пират и писать Александр Эксквемелин, "подрабатывающий" морским разбоем в 1667 - 1672 годах в книге «Пирaты Америки», писал, что джентльмены удачи помогают друг другу. Если у пирата ничего нет, его снабжают необходимым, ожидая оплаты длительное время. Суд над членами пиратского братства вершили сами, рассматривая каждый случай индивидуально. Капитан корабля был фигурой неприкосновенной, его власть была абсолютной, до тех пор, пока он не допускал ошибку в глазах команды, которая могла и жизни за это лишить.

Равенство и братство не распространялось на делёж добычи. Не участвовавшие непосредственно в битве члены команды получали меньше собратьев. Владелец судна получал половину всей добычи. Капитану полагалось 2-3 доли, его помощники получали по 1,75 доли; новички, впервые участвовавшие в бою, довольствовались четвертью доли. Причём, сначала добычу складывали в общую кучу. После чего капитан проводил распределение, учитывая необходимость иметь деньги на ремонт судна, пополнение запасов провизии, пороха, пуль и ядер.

Трофейного оружия делёж не касался – всё, что взял в бою, твоё. За тяжёлые ранения полагалась компенсация, порядка 400 дукатов. Известный английский мореплаватель и пират Генри Морган диверсифицировал выплаты: правая рука стоила 600 песо, левая рука или правая нога - 500 песо, за потерю левой ноги полагалось 400 песо, глаза - 100 песо. В 1600 году один песо был равен примерно 50 современных фунтов стерлингов. Медикаменты и врачебная помощь ценились очень высоко. Даже беспощадный к противникам Чёрная Борода для своей команды добыл трёх врачей.

Желавший «завязать» с пиратством должен был выплатить команде 10 000 в любой валюте.