70 лет подвигу Виктора Талалихина

В эти дни исполняется 70 лет подвигу легендарного летчика Виктора Талалихина. Он первым решился в воздушном бою пойти на таран самолета противника. Об этом написано много книг, имя Талалихина знает почти каждый школьник.

То, что сделал Талалихин в 1941 году, даже спустя семьдесят лет кажется невероятным. В ночь с 6 на 7 августа немецкие бомбардировщики попытались прорваться к Москве. Задача советских летчиков была не дать им до нее долететь. Вражеский «Хейнкель-111» Талалихин встретил на высоте четыре с половиной тысячи метров. На своем И-16 он зашел ему «в хвост» и сразу атаковал. Противник с уже подбитым правым двигателем резко развернулся со снижением и полетел в другую сторону.

Продолжая обстрел, Талалихин летел за ним. Но когда он нагнал врага, закончились боеприпасы. Тогда летчик решил винтом своего самолета отрубить бомбардировщику хвост. Он подлетел совсем близко и получил очередь из крупнокалиберного пулемета. Талалихину обожгло руку, но он смог направить машину на таран, а затем выпрыгнуть из нее.

Почти километр он летел в затяжном прыжке, затем раскрыл парашют, увидев, как сбитый «Хейнкель» рухнул на землю. Место, куда приземлился Виктор Талалихин, известно точно — он угодил прямо в реку Северку. Люди увидели летящего парашютиста и подоспели ему на помощь.

Вот что рассказывал сам Виктор Талалихин об обстоятельствах боя и мотивах, побудивших пойти на беспримерный подвиг, обессмертивший его имя:

"В ночь на 7 августа, когда фашистские бомбардировщики пытались прорваться к Москве, я по приказу командования поднялся в воздух на своем истребителе. Зайдя со стороны луны, я стал выискивать самолеты противника и на высоте 4800 метров увидел "хейкель-111". Он летел надо мною и направлялся к Москве. Я зашел ему в хвост и атаковал. Мне удалось подбить правый мотор бомбардировщика. Враг резко развернулся, изменил курс и со снижением полетел обратно...

Вместе с противником я снизился до высоты примерно 2500 метров. И тут у меня кончились боеприпасы... Оставалось одно - таранить. "Если я погибну, так один, - подумал я, - а фашистов в бомбардировщике четверо". Решив винтом обрубить противнику хвост, я стал вплотную подбираться к нему. Вот нас разделяют каких-нибудь девять-десять метров. Я вижу бронированное брюхо вражеского самолета.

В это время враг пустил очередь из крупнокалиберного пулемета. Обожгло правую руку. Сразу дал газ и уже не винтом, а сразу всей своей машиной протаранил противника. Раздался страшный треск. Мой "ястребок" перевернулся вверх колесами. Надо было поскорее выбрасываться с парашютом".

Утром Талалихин вместе с товарищами побывал на месте падения бомбардировщика. Среди обломков самолета валялись трупы награжденного железным крестом подполковника и трех летчиков.

В этот же день радио по всей стране разнесло весть о подвиге Виктора Талалихина. В столичных газетах за 9 августа был опубликован его портрет и Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении отважному летчику звания Героя Советского Союза.

Талалихин Виктор Васильевич - заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка 6-го истребительного авиационного корпуса войск ПВО территории страны, младший лейтенант.

Родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка ныне Вольского района Саратовской области. Русский. После окончания фабрично-заводского училища работал на Московском мясокомбинате, одновременно учился в аэроклубе. Окончил Борисоглебокое военное авиационное училище летчиков. Принимал участие в советско-финской войне 1939-40 годов. Совершил 47 боевых вылетов, сбил 4 финских самолёта, за что награждён орденом Красной Звезды (1940).

В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Произвёл более 60-и боевых вылетов. Летом и осенью 1941 года, сражался под Москвой. За боевые отличия был награждён орденами Красного Знамени (1941) и орденом Ленина.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 347) младшему лейтенанту Талалихину Виктору Васильевичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 августа 1941 года за первый в истории авиации ночной таран вражеского бомбардировщика.

Вскоре Талалихин был назначен командиром эскадрильи, ему было присвоено звание лейтенанта. Славный летчик участвовал во многих воздушных боях под Москвой, сбил еще пять вражеских самолетов лично и один в группе. Погиб смертью храбрых в неравной схватке с фашистскими истребителями 27 октября 1941 года.

Похоронен В.В. Талалихин с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 5). Приказом Народного Комиссара Обороны СССР от 30 августа 1948 года навечно зачислен в списки первой эскадрильи истребительного авиационного полка, в составе которою он сражался с врагом под Москвой.

Памятник Виктору Талалихину в Центральном городском парке Подольска.

Именем Талалихина были названы улицы в Москве, Калининграде, Волгограде, Красноярске, Владивостоке, Борисоглебске Воронежской области и других городах, морское судно, ГПТУ № 100 в Москве, ряд школ. На 43-м километре Варшавского шоссе, над которым произошел беспримерный ночной поединок, поставлен обелиск. В районе города Подольск установлен памятник, в городе-герое Москве и самом Подольске — бюсты Героя. Мемориальная доска установлена на памятной стеле напротив здания средней школы № 1 в городе Вольск Саратовской области.

Талалихин Виктор Васильевич (18.9. 1918, с. Тепловка, ныне Вольского р-на Саратовской обл.,- 27.10.1941, ок. Подольска), лётчик-истребитель, один из первых совершивший таран вражеского самолёта в ночном воздушном бою во время Великой Отечественной войны, Герой Сов. Союза (8.8.1941), младший лейтенант (1938). Чл. ВЛКСМ с 1938. В Сов. Армии с 1937. Окончил Борисоглебскую воен. авиац. школу лётчиков (1938). Участвовал в сов.-финл. войне 1939-40, совершил 47 боевых вылетов, за что был награждён орденом Красной Звезды. В Великую Отечеств, войну ком-р звена, затем зам. ком-pa эскадрильи истр. авиаполка. Проявлял высокое летное мастерство и творчество в тактике возд. боя, показывал пример ратной доблести и товарищеской взаимовыручки. В ночь на 7 авг. 1941 совершил возд. таран, сбив на подступах к Москве немецко-фашистский бомбардировщик «Не-111». В последующих боях уничтожил ещё 5 самолётов пр-ка. За образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом мужество и героизм Т. было присвоено звание Героя Сов. Союза. 27 окт. 1941 Т. погиб в возд. бою. В 1948 Т. зачислен навечно в списки 1-й эскадрильи истр. авиаполка, в к-ром он служил. В 1960 в г. Подольск ему установлен памятник. Его именем названа улица в Москве. Награждён орденом Ленина, орденами Красного Знамени и Красной Звезды. Похоронен на Новодевичьом кладбище в Москве.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8 томах, т. 6

Сочинения:

Как я протаранил немецкий самолет под Москвой.- В кн.: Огненные годы. М., 1971.

Литература:

Андреев С. А. Совершенное ими бессмертно. М., 1976, с. 59-62;

Герои огненных лет. Кн. 1. М., 1975, с. 121-130,

Молодые герои Великой Отечественной войны. М., 1970, с. 68-89;

Утехин С. Г. Виктор Талалихин. Изд. 2-е. М., 1965.

    Талалихин Виктор Васильевич Энциклопедия «Авиация»

    Талалихин Виктор Васильевич - В. В. Талалихин Талалихин Виктор Васильевич (1918—1941) — советский лётчик, младший лейтенант, Герой Советского Союза (1941). В Красной Армии с 1937. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков (1938). Участник советско… … Энциклопедия «Авиация»

    Талалихин Виктор Васильевич - В. В. Талалихин Талалихин Виктор Васильевич (1918—1941) — советский лётчик, младший лейтенант, Герой Советского Союза (1941). В Красной Армии с 1937. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков (1938). Участник советско… … Энциклопедия «Авиация»

    Талалихин Виктор Васильевич - В. В. Талалихин Талалихин Виктор Васильевич (1918—1941) — советский лётчик, младший лейтенант, Герой Советского Союза (1941). В Красной Армии с 1937. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков (1938). Участник советско… … Энциклопедия «Авиация»

    - (18.9.1918, с. Тепловка Вольского района Саратовской области, 27.10.1941, около Подольска), советский лётчик, младший лейтенант (1938), Герой Советского Союза (8.8.1941). Сын рабочего. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков… … Большая советская энциклопедия

    - (1918 4..1) летчик, Герой Советского Союза (194..1), младший лейтенант (1938). В Великую Отечественную войну в истребительном авиационном полку. 7.8.1941 одним из первых применил ночной таран. Сбил 6 самолетов. Погиб в бою под Москвой … Большой Энциклопедический словарь

    - (1918 1941) советский лётчик, младший лейтенант, Герой Советского Союза (1941). В Красной Армии с 1937. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков (1938). Участник советско финляндской войны; сбил 4 самолёта противника. С начала… … Энциклопедия техники

    - (1918 1941), лётчик, Герой Советского Союза (1941), младший лейтенант (1938). В Великую Отечественную войну в истребительном авиационном полку. 7 августа 1941 одним из первых применил ночной таран. Сбил 6 самолётов. Погиб в воздушном бою под… … Энциклопедический словарь

    - (1918, село Тепловка Саратовской губернии 1941), лётчик, Герой Советского Союза (1941), младший лейтенант. С 1933 в Москве, работал на Московском мясокомбинате. Окончил военную авиационную школу (1938). В ночь на 7 августа 1941 совершил первый в … Москва (энциклопедия)

    - (18.09.1918 27.10.1941) летчик истребитель, Герой Советского Союза, младший лейтенант. Участник советско финской войны. Во время Великой Отечественной войны воевал в составе 177 иап (6 иак ПВО). В ночь на 7 августа 1941 г. на подступах к Москве… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Великая Победа. Герои войны (демонстрационные картинки) , . Комплект`Герои войны` посвящен 16 отважным -и мужественным людям, совершившим подвиг ради своей страны и отдавшим все силы на борьбу с захватчиками в годы Великой Отечественной войны…

Герой Советского Союза Виктор Васильевич Талалихин родился в Саратовской области, в селе Тепловка, 18 сентября 1918 года в обычной крестьянской семье. Когда Виктору исполнилось 6 лет, семья переехала в районный центр Вольск. Отец, Василий Талалихин, стал рабочим на строящемся цементном заводе. Здесь прошли детские годы Виктора, и здесь впервые он столкнулся с бурным развитием советской авиации, когда стал встречать на улицах городка курсантов военной авиатехнической школы, открывшейся в Вольске.

В 1933 году семья Талалихиных переезжает в Москву. Пятнадцатилетний Виктор идёт учиться в училище при мясном комбинате, после окончания которого устраивается на работу в один из цехов комбината. Всё свободное время Виктор Талалихин посвящает планерно-лётной школе. Тем временем, два его старших брата уже посвятили свою жизнь с авиацией: Александр – бортовой механик, Николай - морской пилот. Отважному Виктору всегда хотелось совершить что-то героическое - и он решил стать лётчиком.

По направлению ВЛКСМ, Виктор Талалихин в 1937 году на время прохождения армейской службы был зачислен в авиационное училище в Борисоглебске (Воронежская область). После успешного завершения учёбы, ему присвоено звание младшего лейтенанта.

В составе третей эскадрильи 27 – ого истребительного авиаполка В.В. Талалихин участвовал в советско - финской войне 1939-1940 годов. За это время он проявил себя смелым, самостоятельным и умеющим владеть собой лётчиком. Талалихин осуществил полсотни боевых вылетов, сбил четыре вражеских самолёта, за что был награждён орденом Красного Знамени.

После завершения войны с Финляндией, Виктор Талалихин окончил курсы командиров авиационных звеньев и вступил в новый подмосковный полк истребителей. В этом 177-ом авиационном полку и застало Талалихина 22 июня 1941 года. Лётчикам была поставлена цель охранять Москву с Юго - запада. С июля 1941 Виктор Талалихин становится заместителем начальника, а потом и исполняющим обязанности начальника первой эскадрильи авиаполка. Он проявляет себя как очень требовательный, но и, в тоже время, чуткий и ответственный командир.

Ночной таран Виктора Талалихина

Ночью 7 августа 1941 года Виктор Талалихин совершает подвиг, за который уже на следующий день ему присвоено звание Героя Советского Союза. При полёте на истребителе И-16 над деревней Кузнечики под Подольском, Виктор Васильевич в ночном бое в воздухе одним из первых среди лётчиков Красной армии применяет таран против вражеского самолёта. Пилот немецкого "Хейнкеля-111" попытался остановить нашего лётчика пулемётным огнём и даже серьёзно ранил, но Талалихин сумел довести дело до конца и сбил немецкую машину, направив на неё свой истребитель. Сам Виктор успел покинуть с парашютом падающий самолёт.

Таран в воздушной битве сродни самопожертвованию лётчика, так как шансов выбраться живым из искорёженного самолёта у решившегося на таран крайне мало. Желание остановить бомбардировщик врага любым способом, заставило Талалихина решиться на этот подвиг. В тот раз ему удалось спастись и войти в историю ВОВ первым лётчиком, применившим таран. Позже, в годы войны, у героя были более шестисот последователей, рискующих жизнью ради победы над фашистами. В сентябре-октябре 1941 года лётчик лично сбивает ещё 3 вражеских бомбардировщика.

Виктор Талалихин погиб 27 октября 1941 году, сражаясь в воздушном бою возле Каменки (в 80 км от Москвы). В этой последней в своей жизни битве Виктор Николаевич лично сбил один немецкий истребитель и ещё один в составе группы. Получив ранение в голову, Талалихин потерял контроль над управлением, и истребитель упал на землю. Погибшему лётчику едва исполнилось 23 года. Героя с воинскими почестями похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище.

В центральной части города Вольска, недалеко от рынка, стоит скромный деревянный одноэтажный домик, каких здесь много. В нем живут люди, но на ограде прикреплена табличка, извещающая прохожих о том, что именно в этом доме вырос Виктор Васильевич Талалихин. Подвиг, кратко называемый отрывистым словом «таран», был неоднократно повторен другими пилотами. После решающего перелома в войне этот прием воздушного боя даже запретил сам товарищ Сталин. И в самом деле, таранить - значит подвергать смертельному риску летчика, и почти наверняка терять Но летом 1941 года была такая обстановка, что средства годились любые.

Детство героя

Подвиг Виктора Талалихина, описанный во многих учебниках и популярных изданиях, назвать случайным невозможно: к такому событию человек идет всю свою жизнь, пусть иногда и недолгую. Этот миг становится звездным, даже если никто не может узнать его подробностей. Но Виктору повезло: он, уничтожив вражеский бомбовоз ударом своего истребителя, выжил и даже прославился. Невысокий (рост 1 м 55 см), обаятельный (сегодня его улыбку назвали бы, наверное, гагаринской) и до невозможности отчаянный парень просто не мог иначе поступить.

Родился будущий герой на Волге, в Тепловке - селе Вольского уезда, в 1918 году. Рос, как все. Семья была большая, отец, трудившийся везде, где только можно заработать, старался прокормить троих сыновей. К слову, все они стали пилотами, так уж сложилось. Всего их было четверо, но старший погиб в Гражданскую. В 1924 году Василий Иванович Талалихин устроился работать на цементный завод в Вольске и перевез в город свою семью.

Мечта о небе

Сегодня это трудно представить, но мама Виктора, Вера Ивановна, вовсе не хотела переезжать в Москву, ей вполне нравилось в провинциальном Вольске. Однако отец настоял: в столице строился мясокомбинат, и его пригласили на эту работу. Шел семья поселилась в рабочем бараке, но это обстоятельство не удручало юношу, он был занят учебой в ремесленном училище, а затем работал на построенном с участием отца предприятии. Воздушный праздник в Тушино стал переломным моментом в жизни Виктора, он понял, что это - его. Парень проявляет разнообразные таланты: играет роли в драмкружке, участвует в общественной жизни, но теперь мечтает стать только пилотом. Тем более что по этой стезе пошли оба брата - Александр (он учится на бортмеханика) и Николай (проходит подготовку в Ейской школе морской авиации).

Учеба в Борисоглебском училище

В прославленное уже тогда Борисоглебское училище парень поступил, имея за плечами летный опыт, полученный в аэроклубе. Отсюда вышли знаменитые на всю страну герои: Каманин, Чкалов, Коккинаки и многие другие. В 1937 году И-16, прозванный «ишачком», был машиной современной, скоростной и хорошо вооруженной, на ней и летал курсант - летчик Виктор Талалихин. Подвиг свой, кстати, совершит он через четыре года именно на этом самолете.

Обучение велось на высоком уровне, полетов было много, квалификация пилотов вполне позволяла рассчитывать на успешность их действий. Уже прогрохотал Халхин-Гол, все ждали новых потрясений, в воздухе буквально витал запах пороха. Летчики понимали, что их готовят серьезно, и относились к своим обязанностям соответственно. Вскоре их мастерство пригодилось.

Финская зимняя война

Зима 1940 года, насквозь промерзший Карельский перешеек. Мороз под 40. В таких условиях воевать трудно, особенно учитывая, что и у И-16, и у «Чайки» И-153 кабины открытые и продуваются всеми ветрами. Тогда же состоялся первый подвиг Виктора Талалихина. Финская авиация стремилась нанести бомбовые удары по наступающим колоннам советских войск. Задача третьей эскадрильи состояла в том, чтобы не дать вражеским бомбардировщикам сделать это. В первом же бою молодой выпускник летного училища сбил самолет и открыл свой боевой счет.

К концу кампании на счету пилота было 47 вылетов, число сбитых им самолетов назвать трудно (тогда подтверждение воздушных побед было задачей непростой), но их, по всей видимости, несколько. Не удивительно поэтому, что на груди его уже в 1940 году сверкал орден Красной звезды.

Какой подвиг совершил Виктор Талалихин

Первые месяцы войны проходили трагически. Немецкие бомбардировщики рвались к Москве, пытаясь деморализовать народ и руководство страны; их было много - «Хенкелей», «Дорнье», «Юнкерсов»... Советская авиация стремилась отбить атаки, летчики понимали, что каждый прорвавшийся вражеский самолет несет смерть сотням мирных людей. Подвиг Виктора Талалихина по своей сути мало отличался от боевой работы других пилотов. С одной лишь разницей: он первым в Великой Отечественной войне совершил таран, а для этого требовалось особое мастерство и отвага, граничащая с безрассудством. Пилот подвел свой истребитель вплотную к хвосту «Хе-111» и рубанул по нему винтом, несмотря на то, что сам был ранен в руку (велся интенсивный заградительный огонь).

Затем он покинул практически полностью разрушенную машину и благополучно приземлился с парашютом. События происходили ночью, точнее, пополуночи, 7 августа, и днем страна узнала имя героя. Подвиг Виктора Талалихина кратко был изложен в центральных газетах, а статьи иллюстрировались фотографией летчика. На хроникальных кадрах запечатлена встреча героя с матерью. Она очень волновалась за сына и была счастлива, что он остался жив.

Память

Жизнь пилота на войне зачастую была недолгой. Ожесточенность воздушных боев достигала невиданного в истории накала, но справедливости ради следует отметить, что подвиг Виктора Талалихина не был единственным, более того, это был не первый в истории таран. Русский авиатор Нестеров ударил своим аэропланом в австро-венгерский «Альбатрос» в 1914 году. В 1937-м сделал то же, протаранив итальянскую «Савою». И все же слава Виктора Васильевича от этого не становится менее заслуженной.

Свой последний бой пилот дал 27 октября 1941 года. Тогда пришлось сражаться с превосходящими силами, и герой получил смертельное ранение. Наутро страна узнала о том, что погиб Талалихин Виктор Васильевич, подвиг которого стал символом несгибаемой стойкости всего советского народа. С Героем Советского Союза прощались в клубе Микояновского мясокомбината - предприятия, на котором он трудился до военной службы.

Память о прославленном земляке чтят в Вольске, где именем его названа улица и школа № 1. Похоронен летчик в Москве, а в Подольске с 1960 года установлен монумент из бронзы - стоящий в полный рост Виктор Талалихин. Подвиг и памятник ему почитаются жителями города, его гостями и всеми, кому дорога слава наших героев.