Князь или «лодочник»
— Считается, что Кий реально существовал, а вот его родственников Щека, Хорива и Лыбидь уже додумали, чтобы приукрасить легенду, — говорит Наталья Попова, киевовед. — Кроме того были споры о том, был ли Кий князем или перевозчиком через Днепр. Историки пришли к выводу, что все-таки это был князь, ведь в хрониках упоминается о его поездках в Византию.

До сих пор сохранилось и то место, откуда, по преданию, пошел современный Киев. Это гора Кияница, находится она на Подоле, сейчас там расположен фундамент Десятинной церкви и Исторический музей: «В летописи сказано, что Кий пришел и сел княжить на горе, а она получила название Киевица, остальные братья княжили соответственно на горах Щековица и Хоревица», — продолжила Наталья Яновна.

Индус или божество
Гипотез, кем был Кий до своего княжества, — множество. Его имя отождествляют с охотником, «новгородским разбойником» и даже с «греческим царем». Еще больше дискуссий вызывает национальность Кия, а точнее, принадлежность его к определенному народу. Существуют десятки четко отработанных «версий», согласно которым основатель города был антом, готом, гунном, сарматом, аварцем, хазарином, поляком, персом, индусом, евреем…

Есть мнения, что легендарные основатели Киева и людьми-то не были. Мол, Кий, Щек и Хорив являлись праславянскими божествами грома, огня и солнца. Например, имя Хорив созвучно имени языческого бога солнца Хорса.

Евреи-старожилы
Одним из старейших известных нам документов, в котором упоминается Киев — является письмо, которое было обнаружено в древней синагоге в Египте, написанное на куске пергамента на древнееврейском языке. Отсюда идет версия, что столицу если и не основали, то основательно заселяли с давних времен евреи.

— В письме, написанном во второй половине ІХ века, говорится, что киевская еврейская община просит единоверцев помочь Иоакову, который был поручителем своего брата, — пояснила Наталья Яновна. — Один брат взял деньги в долг, а поручителем выступил другой. Заемщик умер и его брату пришлось искать деньги, чтоб вернуть долг. Он пособирал средства с киевской общины, соседних общин, а когда закончились добрые люди, то обратился к евреям за границей. И вот это письмо пошло через Хазарский каганат, попало в египетскую синагогу, где и сохранилось.

А Лыбидь кто?
Предполагают, что единственная женщина в квартете основателей Лыбидь была братьям вовсе не сестрой, а наложницей. Поскольку она любила всех троих, ее решили назвать сестрой. Если это действительно так, то в истории древнего Киева был пример первой шведской семьи.

Потомки Кия
Как мы выяснили, в Киеве сейчас живет пять семей с фамилией Кий. Одни — на пр. 40-летия Октября, как раз на территории, где якобы обитал Соловей-разбойник.

Празднуем 25 лет
В этом году мы официально отметили юбилей —1525-й день рождения Киева. Традиция появилась только в 1982 году. Как рассказал нам кандидат исторических наук Виктор Червинский, поступила «установка» из ЦК КПСС праздновать юбилей 1500-летия города. «Это партийные прихоти и своевольное установление даты. Никто не знает, когда именно был основан Киев, существует много версий. Партийцы хотели приблизить юбилеи дня города и крещения Руси. В 1988 году было тысячелетие», — говорит г-н Червинский.

Историки считают, что столица намного древнее. По одной версии, основанной на легендах, Киеву как минимум на 300 лет больше. По другой гипотезе, столице около 5 тысяч лет и она — ровесница египетских пирамид. «То, что наш город якобы основали в 482 году, — условная дата, просто этим временем датируется первое письменное упоминание о Киеве», — пояснила киевовед Наталья Попова.

Почему день города отмечаем именно в последние выходные мая? В 1983 году, когда впервые праздновали день города, вовсю цвели каштаны. Этот символ красовался на гербе города, вот и решили основать традицию, чтобы время совпадало с буйством свечек.

Кстати, раньше гуляли один день, а не так давно захватили еще и субботу — нарекли ее Днем cтолицы.

От легендарных основателей города в Киеве осталась горка Кияница, улица Хорива, гора Щекавица, на которой было кладбище, а сейчас там жарят шашлыки и «речка-вонючка» Лыбидь.

Ладью хотели установить на Московском мосту
Киевляне уже не представляют своего города без памятника-ладьи с князьями Кием, Щеком, Хоривом и сестрой их Лыбедью, расположенному на берегу Днепра около моста Потона. К нему приезжают молодожены и буквально забрасывают ладью букетами цветов. Этой традицией брачующихся пользуются предприимчивые горожане, которые дежурят в кустах у памятника и вытягивают из медной лодки еще не увядшие розы, герберы и лилии, чтобы продать в переходах по-соседству.

Не там поставили
Как только жители Киева не называют ладью — и «ковчегом Ноя», и «корытом», и «лодкой с пиратами», и «Титаником». Впрочем, мало кто из них знает историю появления изваяния на берегу Славутича. Оказывается, изначально эту скульптурную композицию хотели установить на пилоне Московского моста. В начале 70-х годов известный украинский скульптор Василий Бородай («отец» Родины-матери) подарил по небольшому настольному варианту своего произведения — ладьи с основателями города — Леониду Брежневу и Владимиру Щербицкому. Скульптура так понравилась государственным мужам, что они дали указание проектировщикам моста наТроещину установить большую ладью на пилоне переправы. А ведь это высота 35-этажного дома — там постоянно дуют сильные ветры, поэтому надежно закрепить столь крупную скульптуру было бы невероятно сложно. К тому же снизу ее плохо видно. К счастью, все это понимал один из секретарей тогдашнего Киевского горкома партии Александр Ботвин. Он предложил провести эксперимент и водрузить на пилон фанерный муляж скульптуры. Смотрелось ужасно. Благодаря этому все смогли воочию убедиться, что от затеи с ладьей и князьями следует отказаться.

После этого нынешний символ Киева, официально именуемый памятником «Парящей Лыбеди», установили в парке возле моста Патона и открыли его в честь 1500-летия со дня основания города 22 мая 1982 года.

Река Лыбидь стала ручейком-вонючкой
У древних славян была пословица «Женщина будет править на Руси не раньше, чем ссохнется речка Лыбидь». Тогда в нее вкладывался смысл, мол, после княгини Ольги, женщина никогда не сядет на престол. Ведь речка была полноводная, по ней ходили большие торговые суда. Сейчас в это трудно поверить. От реки остались зловонные ручейки, которые протекают нынче в пяти районах города. По словам специалистов, чтобы река исчезла совсем, любди могут ее прикончить лет за 10… Возможно, к этому времени найдется женщина, которая «взойдет на киевский трон».

Сейчас главная функция Лыбиди, по словам специалистов, — служить в Киеве одной из основных систем водоотвода. Речку давно собирались очистить и привести в порядок, да так и не осуществили задуманное. Последний раз «реконструкция» речки проходила в конце 50-х - начале 60-х, но с тех пор ситуация в городе изменилась, и сейчасЛыбидь просто не справляется с той нагрузкой, которая на нее ложится, особенно после дождей. К ней со всех сторон подходит бесчисленное множество коллекторов, питающих ее водой. Во время половодья или обильных дождей «вонючка» переполняется и выходит из берегов. Участок от Московской площади до Южного моста в конце 80-х годов, когда строилась сквозная магистраль, спрятали под землю в коллектор.

В Лыбиди ловили лещей
Но не всегда речка была в таком плачевном состоянии. Многие киевляне, которым уже за 50, помнят в районе Караваевых дач широкую и более-менее чистую Лыбидь. В ней купались и даже ловили рыбу. До сих пор люди вспоминают о неплохих уловах карасей, лещей и судаков.

У речки два истока. Один находится в парке «Отрадный», второй на Кардачах, за радиорынком. В парке есть участок, в нем и сейчас купаются киевляне, правда самые отважные. Поплавать в зацветшей воде, среди пустых пластиковых бутылок и прочего мусора, желающих немного. Большинство отдыхающих парка справляют в речку малую нужду. Отдельные личности моют машины. На берегу располагаются дешевые пивные кафешки. Течет речка и возле центрального железнодорожного вокзала. Древний водоем встречает гостей столицы. Многие из них неприятно удивлены плачевным видом ручейка. Для некоторых киевлян Лыбидь — зона отдыха, на берегу часто пристраиваются на солнышке бомжи. Рядом промышленные трубы. В холодное время года тут погреться можно, и даже постирушку устроить.

Название реки используют в столице только для заманивания туристов. Многие приезжие были в ресторане «Лыбидь», кафе, магазине. Остатки реки мало кто из них видел. Эту «достопримечательность» экскурсоводы стараются не показывать.

Второй памятник основателям Киеву не нужен?
Еще один памятник основателям Киева стоит на Майданеу основания Монумента Незалежности. Изваяние представляет собой камень, на котором стоят вооруженные луками Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбедь с двумя взлетающими лебедями. Основателей окружают брызги фонтана. Появилась эта композиция вместе с ненавистыми многим киевлянам стекляными теплицами на главной площади страны в 2000 году, когда Майдан открылся после глобальной реконструкукции. Горожане до сих пор неудоумевают, зачем столице два памятника основателям Киева — мол, есть же ладья на берегу Днепра, так зачем загромождать место на Майдане.

«Еще точно не доказано, что именно они основали город. Лучше бы парки облагородили. И зачем столько памятников братьям и Лыбеди?» — высказалась Эмма Дмитриевна, коренная кивлянка, проживающая на Крещатике.

«На этот залазить легче», — тут же ответил ей проходивший мимо молодой парень.

12 правителей — лишние
Этот памятник основателям был запроектрован вместе с Монументом Незалежности с еще 12-ю фигурами выдающихся деятелей. Все это вместе должно было отражать историю Украины от зарождения до сегодняшнего дня. По словам Анатолия Куща, автора этого памятника основателям и всех изваяний на Майдане, по проекту реконструкции главной площади страны, за Монументом Незалежности должна была разместиться колоннада с фигурами Вещего Олега, княгини Ольги, Святослава Завоевателя, Владимира Крестителя, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Даниила Галицкого, Байды Вишневецкого, Петра Сагайдачного, Богдана Хмельницкого, Ивана Мазепы и Михаила Грушевского. Впрочем, городские власти посчитали лишней эту колоннаду.

Гора Щекавица — «город мертвых»
Щекавица — гора, на которой, по легендам, правил киевский князь Щек. Расположена она между Татаркой и Подолом. Тот, кто хоть раз бывал здесь, может подтвердить, насколько прекрасный и несвойственный для города там ландшафт — зелень, деревья, овраги. А еще на Щекавице как правило тихо и безлюдно — большая часть поселений исчезли с горы еще после монгольского нашествия.

Охота ведьмы
Похоронные традиции на горе культивировались со времен князя Олега — это практически сплошное старообрядческое кладбище, местами — мусульманское. Улицы Олеговскаяи Мирная раньше носили названия, говорящие сами за себя — Погребальная и Черный Яр. По некоторым версиям, захоронения тут идут в три «этажа», за что Щекавицу прозвали «городом мертвых». Последний ветхий деревянный крест завалился здесь лет 7 назад. Впрочем, эти страхи вовсе не пугают киевлян, которые с началом весны оккупируют зеленую гору, чтобы пожарить шашлыки и позагорать. А выпив за душистым мяском 100 граммов 40-градусной, начинают рассказывать друг другу страшные истории о происшествиях на Щекавице. Например, что на горе живет привидение ведьмы, которая ужасала народ еще при Олеге — мол, каждую ночь она выходит на охоту: ищет прогуливающихся красивых девушек, чтобы «отобрать» у них красоту.

История в мусоре
Гора Щекавица также хороша тем, что с нее Киев виден на 360 градусов. Лучше на столицу смотреть ночью — огни большого города выглядят куда лучше, чем расположенная у подножия горы промзона с кучей заводов. Да и сама Щекавица в темноте смотрится привлекательней — не видно ям с мусором, который оставляют в историческом месте после гулянок отдыхающие.

ОСНОВАНИЕ КИЕВА

На землях будущей южной Украины в III в. сложилось готское королевство во главе с конунгом Эрманарихом. Его власть простиралась далеко на север, вплоть до Прибалтики. С 239 по 269 гг. этот союз совершает ряд сокрушительных грабительских походов, что привело к гибели многих античных центров на побережье моря, скифского царства в Крыму, позднескифских нижнеднепровских городищ, прекращению чеканки монет в Ольвии и Тире.

Гунны, явившиеся с Урала, принимались русами за дивьих людей, запечатанных в давние годы Сварогом в Уральских горах, которые явились, когда настал Конец Старого Коло Сварога. Древнейшие тексты "Книги Велеса" (Троян Ш 3, 2) наполнены ожиданием этого времени: "И мы ждём Время Это, когда завращаются Сварожьи Колеса. Это Время по песне Матери Сва наступит".
И вот сие время наступило. И многими оно было принято за Конец Света. Но тогда князь русов, сам Кий, сказал: "Мы должны идти в воинство ясуней, дабы охранять от вражьих набегов страну. А Последние Времена будут позже" (Бус IV, 4:2).

Из Приэльбрусья тогда двинулись к Днепру роды белогоров, белояров и новояров (те, что уцелели после войн с готами и гуннами). Князь Кий, согласно "Книге Велеса" (Бус IV, 1:2), вёл русичей к Днепру от Cap-града или Белой Вежи (потом сей город либо его наследник на Дону, был назван Саркелом). Князь Кий был преемником Буса Белояра.
Так в Приднепровье и по берегам Роси родилась Скуфь Киевская. Кий на месте древнего поселения построил град Киев-на-Днепре , основание которого Новгородская летопись из собрания Е.В. Барсова (копия XVII в.) относит к 430 г., что вполне совпадает с датировкой "Книги Велеса", в коей говорится о заложении Киева-на-Днепре во времена Аттилы.

В первые два десятилетия V в. гунны продвигались по степям Северного Причерноморья. Судя по всему, они не смогли преодолеть "Змиевы валы" и оставили в покое Русь Голуньскую. По "Книге Велеса" (Бус IV, 5), Голунь берут не гунны, а сам князь Кий, "уйдя из Донских земель".
Вначале князь Кий пошёл с Дона на гуннов-болгар (Бус IV, 5). Об этом же походе рассказывает Никоновская летопись. Согласно "Книге Велеса", после похода на болгар Кий зашёл в Воронежец, где присоединил к своему войску воинов-полян. Потом он обрёл Голунь и взял будущий Киев.

Кий, Щек и Хорив в Радзивиловской летописи

"Братья Кий, Щёк и Хорив, с сестрою Лыбедью, жили между полянами на трёх горах, из коих две слывут по имени двух меньших братьев, Щековицею и Хоривицею; а старший жил там, где ныне (ХI в.) Зборичев взвоз. Они были мужи знающие и разумные... построили город и назвали оный именем старшего брата Киевым".
История основания Киева в Начальной летописи следующая: «Жили каждый с родом своим, на своих местах и сторонах, владея каждый родом своим. И были три брата: одному имя Кий (Кый), второму же имя Щек, третьему же имя Хорив, а сестра их Лыбедь. И сел Кий на горе, где ныне увоз Боричев, и был с родом своим. А брат его Щек на другой горе, от него же прозвалась Щековица. А третий Хорив, от него же прозвалась Хоривица. И сотворили градок во имя брата своего старшего и нарекли имя Киев (Кыев). И был около них лес и бор великий, и ловили зверя. И были мужи мудрые и смышленые, нареклись поляне, и до сего дня по ним же кияне – поляне; были же поганые, жертвуя озерам и источникам, и рощам, как прочие поганые».
Археологические исследования, проведенные на Замковой горе , убедительно подтвердили реальность описываемых в летописи событий. Кроме того, найденные здесь монеты византийских императоров Анастасия І (491 – 518) и Юстиниана І (527 – 565) датируемые кон. V – нач. V І вв. свидетельствуют о возникновении Киева именно в этот период или чуть ранее. Вероятно здесь размещалась резиденция Кия до того, как было построено на Старокиевской горе укрепленное городище - предтеча города Киева.
Как центр своего рода братья основывают поблизости от двора Кия, на Старокиевской горе , куда в X в. вел с реки Боричев увоз , небольшой «градок». Он и получил название Киев. Используя природные условия (с трех сторон Старокиевская гора имеет крутые, неприступные склоны), поляне соорудили с северной стороны высокий земляной вал с частоколом и выкопали глубокий ров. Посередине городища находилось языческое капище, исследованное в 1908 г. Викентием Хвойко.
Разрозненные дотоле роды объединились вокруг него и получили от них общее имя «поляне» , но также и «кияне» – киевляне, «люди Кия». Вновь упоминается и княжеская охота в «лесу и бору великом» около града, важная составная часть древнеславянского гощенья.

Академик Б.А. Рыбаков пишет: "Ярко выраженная притяжательная форма названия города Киева ("город Кия", "Киев город") заставляет допустить существование человека по имени Кий, владевшего этим городом или построившим его". Рассказ об основании Киева повторяется почти без изменений в двух летописях - Киевской, известной под названием "Повесть временных лет", и Новгородской. Разница лишь в датировке.
Киевский летописец Нестор относит время основания города к VII в., а новгородский - к IX в.
Киев и Новгород издавна соперничали между собой. Поэтому новгородский летописец указывает более позднюю дату, не желая признавать, что Киев древнее Новгорода. Кроме того, он не признает Кия князем, а называет его лодочником, державшим перевоз через Днепр.
Нестор вступает в полемику с новгородским летописцем и в свою летопись включает дополнительное разъяснение: «Иные же, не ведущие, говорят, что Кий перевозчиком был. У Киева ведь был перевоз тогда с той стороны Днепра. Оттого говорили: «на перевоз на Киев». Но ведь если бы Кий перевозчик был, то не ходил бы ко Царюгороду. Но сей Кий княжил в роде своем, и приходил он к царю неведомому, но о том только ведаем, как сказывают, что великую честь приял от царя, которого не ведаем и при котором приходил царе. Когда же шел он назад, пришел к Дунаю, и возлюбил место, и срубил городок малый, и хотел сесть с родом своим, и не дали ему там близ живущие. Оттого и доныне называют дунайцы городище Киевец». По словам Нестора, на Дунае был городок Киевец, постройку которого также приписывали Кию во время его похода в Константинополь, где он был принят с почётом.
В этом разъяснении Нестор сообщает новые, очень важные сведения: Царь-градом тогда на Руси называли столицу Византии Константинополь, а царем - византийского императора, значит, Кий посетил Византию и был с почётом принят императором. Б.А. Рыбаков, сопоставив эти сведения с другими летописными данными, выдвинул убедительную гипотезу о времени, к которому относится деятельность Кия. Рыбаков пишет: "Это сказание (...) очень хорошо укладывается в историческую действительность VI века". Имя Кий, возможно, означает "кузнец". Исследователи славянской мифологии В.В. Иванов и В.Н. Топоров отождествляют Кия с героем древнего предания о создании Змиевых валов - земляных укреплений, протянувшихся вдоль Днепра на сотни километров. Их происхождение и время возведения не установлены. Змиевы и Трояновы валы расположены по границе . В эпоху Киевской Руси они служили оборонной линией против печенегов.
Предание гласит, что в стародавние времена прилетел из-за моря крылатый змей - и стал пожирать людей. Гибли люди, "как трава под ногами скота, как просо на солнце". Кузнец - "Божий коваль" - победил змея, запряг его в плуг - и пропахал борозду до самого моря. Борозда, заполнившаяся водой, стала Днепром, а вывороченная земля - Змиевыми валами, существующими и поныне.
Это – вариант общеславянского мифа о божественном кузнеце Свароге, победителе Змея Трояна, родоначальнике власти славянских князей. Итак, полянский Кий – очередная ипостась этого божества-первопредка. Причем сохранившая одно из его первоначальных мифологических имён.
Полянский и северский миф о Ковале совпадает в основном с волынским, привязанным к имени тамошнего легендарного князя Радара. Согласно преданиям Поднепровья, Коваль – победитель чудовищного Змея. Змей нападал на земли, в которых поселился Коваль, разорял их, пожирал людей. Коваль выстроил себе огромную каменную кузницу за тремя железными дверями и в ней выковал первый, исполинский плуг с железным лемехом. Когда Змей снова прилетел за добычей, кузнец увлек его в погоню за собой, заманил к кузне и посулил – если тот языком пролижет насквозь все железные двери, позволить съесть себя. Змей поддался на уловку и, пролизав насквозь три заслона, проник в кузню языком. Коваль этого и ждал. Он схватил змеиный язык клещами и бил Змея по голове многопудовым молотом, пока сбежавшиеся люди впрягали схваченное чудовище в соху. Наконец, Змей был обуздан и сдался. Коваль велел ему пропахать межу до моря – между землями славянского народа и вражеским, «змеиным» краем. Змей вынужден был покориться, а Коваль сам пошел за плугом. Так славянская земля оказалась отделена от вражеской глубокой рекой, а по ее берегам воздвиглись высокие валы, след богатырской пахоты Божьего Коваля. Это Змиевы валы по берегам Днепра, на границе со степью. У устья Днепра Змей лопнул, напившись морской воды. В древности Змиевы валы звались Трояновыми . Значит, Змей, враг Сварога, – трехголовый бог преисподней Троян, известный восточным и южным славянам.
Мифологические предания о Ковале бытовали еще в XIX в., в том числе и в самих окрестностях Киева. Должны были рассказывать о битве Кия со Змеем-Трояном и в Средние века. Тем не менее в летописях этот чисто мифологический «пласт» предания о Кие отражения не нашел. Неудивительно – в пору ожесточенной борьбы с пережитками язычества он казался неуместным. Да летописцы, в отличие от «двоеверов», и не верили ни в Сварога, ни в Трояна, ни в других древних богов. Кий для них имел смысл лишь как исторический основатель Киева, а не как мифический герой. Тем более что тогда вряд ли забылось изначальное тождество основоположника княжеской власти, кузнеца - «создателя молний» Кия-Сварога с верховным богом Перуном. А Трояна – с его противником, богом-змеем Велесом. Ни тому, ни другому места в реальной истории после крещения Руси не осталось. Христианский летописец переосмысливал доставшуюся традицию с точки зрения разумной достоверности. Приводило это к двойственному результату. С одной стороны, из языческого предания вычленялась «историческая» основа. С другой – это производилось просто за счет отсева «мифологического». Путь к рациональному научному знанию прокладывался за века до постижения его метода.

По мотивам «недостоверности» с научной христианской точки зрения осталось за пределами летописного текста предание о Лыбеди . Происхождение названия реки «Лыбедь» неясно. Была выдвинута и обоснована убедительная версия. Название реки происходит от личного женского имени «Улыба». Лыбедь - одно из имён богини Живы.
См.


Лыбедь - богиня Жива.

Официальная украинская дата основания Киева - 482 год .

430- 460 гг. правление Кия .
При всей своей «мудрости» братья оставались язычниками. Летописец подчеркивает это в поучение современникам, которые, разделяя суеверия предков, нередко уступали им в доблести. Нестор сразу же поправляет своего предшественника: «Поляне жили особо по горам сим, ведь и до сих братьев были поляне…» Выходит братья не были полянами, а лишь ассимилировали старое население. Название «поляне» появилось ещё до Кия. Лишь название «кияне» появилось со времен Кия, как подчеркивает летописец.

Полянский племенной союз сложился на основе двух племенных групп – пришлой с запада, словен-дулебов , и местной, . Наследие тех и других сохранялось еще в раннее средневековье Руси. Основание же укрепленного «града» Киева связано с вторжением «волынцевских» племен Левобережья0000==. В результате племенных групп стало три – дулебы, анты, включая пришлую северу, и пришедшие вместе с ней кочевники. Присутствие «салтовцев» (см. ) в Киеве VIII в. сомнений не вызывает. Власть в таком племенном объединении могла быть триальной. Каждому из соправительствующих «родов» соответствовал особый племенной компонент союза. Являлись ли исторические прообразы Кия, Щека и Хорива «братьями» в буквальном смысле, изначально? В любом случае они стали таковыми, основав общий град и создав единый полянский племенной союз . Позднее, как свидетельствуют летописи, этим союзом совместно правили их «роды». Тройственное соправительство сохранялось до IX в. включительно. Оно и составляло суть заключенного при вторжении северы договора. Кий в этом раскладе – вождь вторжения ант. Именно в этом смысле он оказывается «перевозчиком» «с той стороны Днепра». «Киев перевоз» – не унижение достоинства полянского князя, как полагал летописец XII в., а память о переправе его и его людей.
Именно от антов распространялся миф о Кие-Свароге и связанные с ним представления о княжеской власти. Волынцевская аристократия, в жилах которой текла и антская кровь, восстановила их в новом «княжении» на Левобережье. Её предводители, подобно хорватским князьям в Чехии и Польше, приняли в качестве титула одно из имен бога-родоначальника. Верховные князья Киева считались земными проявлениями или потомками божества.

Первоначально волынцевские племена вынужденно признавали зависимость от воздвигшегося в Степи Хазарского каганата . Хазары селились в Левобережье, да и алано-болгарские «салтовцы» подчинились кагану. Без союза с каганатом невозможно было бы расселение волынцевских племен на восток, к Северскому Донцу и Дону. А осевшие на Дону волынцевцы, являлись союзниками и данниками каганата. Однако по мере усиления славянского начала зависимость от чуждой Степи становилась все более тягостной. Тем более, что Хазарию уже в VIII в. потрясло несколько кризисов. Арабы добивались от беспокоивших их набегами хазар принятия ислама – и однажды даже смогли его навязать. Но сами хазарские каганы и особенно их военные соправители-беки склонялись к иудаизму. Столь неожиданный, на первый взгляд, выбор позволял утвердить свою независимость и от Халифата, и от Византии. Принятие иудаизма, свершившееся в два приема на протяжении VIII в., способствовало расцвету городской жизни и торговли в центрах каганата. Но оно же привело к безнадежному отрыву правящей верхушки от разноплеменной кочевой массы.

Что касается братьев Кия, то они соотносятся с дулебской и кочевой составляющими союза.
На Щекавице с VIII в. существовал двор или поселение – как и на других Киевских горах, Киселевке и Детинке. Из них Киселевка (Замковая), на коей прежде размещался антский град, стоит ближе к Старокиевской и могла бы быть Хоривицей.
Вопрос о происхождении названия «Хоривица» неоднозначен. Оно явно неславянское. В нём трудно не увидеть отражение имени ветхозаветной горы Хорив. Тогда это след присутствия в Киеве хазар.
Около 730 г. часть хазарской знати приняла иудаизм, положив начало обращению соплеменников. При этом ранее хазары склонялись к христианству – так что были знакомы с библейской образностью и до иудейских наставников.
Итак, название происходит прямо от библейской горы, а «Хорив» – производное от него, славянское прозвище севшего на горе хазарского предводителя. Пришедший с Кием «брат» Хорив возглавлял кочевников. Ославянившийся «род Хорива» правил в Киеве вместе с двумя другими «родами». Его чужеродное происхождение – как и корень названия – забылись. Ни о каком постоянном присутствии хазар-иудеев в Киеве говорить в тот век не приходится.
Менее вероятно видеть в Хоривице Лысую гору, Юрковицу, на которой размещалось древнейшее киевское капище («Лысая» гора – значит «священная»). Разве что славяне-язычники устроили капище на Хоривице намеренно, из очистительных соображений. Любопытно, что и Лысая, тем не менее, оказывается связана с хазарским «иудейским» началом в Древнем Киеве. В Х в. на ней размещалась приречная крепость Самватас, чье название происходит от легендарной реки Самбатион. За этой рекой на краю света будто бы обитали «потерянные» десять колен Израиля.
Таковыми жившие к востоку от Днепра новообращенные хазары мнили самих себя. Название «Самватас», однако, как и сам град на Лысой горе, контролировавший пристань-зимовку на речке Почайне, появляется много позднее Киева.
Стремление хазар к «Самбатиону» имело как религиозные, так и осязаемые экономические причины. С одной стороны, вдохновляемые обращавшими их дагестанскими иудеями кочевники стремились навстречу своей потерянной «родне» – западноевропейским и балканским евреям. С другой стороны, уже в IX в. через Поднепровье прошел торговый путь, связавший поволжское и кавказское еврейство с западными сородичами. Он сыграл немалую роль в экономическом развитии Хазарии и соседних земель. Поиски в этом направлении могли вестись уже с VIII столетия. Как раз в середине VIII в. наладились связи полянской земли с аварским Средним Подунавьем или славянской Моравией.

Что касается Лысой Горы, то ассоциации с киевским Капищем, на месте которого был воздвигнут в Х в. Самватас, оказываются гораздо убедительнее поисков здесь Хоривицы. На священной для язычников, «Лысой» горе в позднем средневековье помещали – наверное, не без оснований, – место шабаша ведьм. Не являлось ли не оставившее заметных следов, погибшее к началу Х в. Капище местом поклонения Матери-Земле? Тогда святилище ведьм на Лысой горе вступает в своеобразную перекличку с двором Лыбеди на Девич-горе. Лыбедь-Улыба упорно отказывалась от замужества. Так и должна себя вести ведьма, жрица женского божества. Не есть ли это еще один след сопротивления ведьм наступающему на них патриархальному порядку?

После Кия и Хорива Щеку «остаются» только поляне-дулебы. Имя его с наибольшей вероятностью происходит от примыкающей к Старокиевской горы – Щекавицы. Название этой горы славянское и вполне прозрачное. Но появилось оно именно тогда, когда возник главный град на Старокиевской. На Щекавице стоял двор вождя местных дулебов, заключившего союз с пришельцами. Если же мы хотим видеть «братьев» пришедшими вместе «из диких полей» «той стороны», то возможен иной вариант. Один из вожаков вторжения, славянин, вступил в свойство с местной знатью и взялся представлять ее интересы перед своими соплеменниками. Так или иначе, Щек соотносится с дулебским началом в союзе. Имя его, кстати, тоже может оказаться вполне реальным прозвищем исторического лица. Как Щекавица располагалась обок древнейшего Киева, так и ее правитель стоял обок верховного князя Полей, Кия.

ПОЛЯНЕ

На месте Киева жило славянское племя - поляне.
Начальный летописец рисует картину объединения ранее разрозненных «родов» вокруг построенного племенного центра в единую общность – полянский союз. Из его слов следует, что киевлян именовали «полянами» ещё во второй половине XI в. Происхождение самого имени «поляне» он связывает с Кием и «братьями». Позднее это опровергает Нестор, подтверждая, впрочем, сам факт объединения. Действительно, название «поляне» должно быть старше Киева.
Судя по летописным известиям и новейшим археологическим исследованиям, территория земли полян (поли) перед христианской эпохой ограничивалась течением Днепра, Роси и Ирпеня, на западе она прилегала к диверской земле, на северо-западе - к южным поселениям дреговичей, на юго-западе - к тиверцам, на юге - к уличам. Называя поселившихся здесь славян полянами, летописец прибавляет: «занеже в поле седяху».
Поляне, по словам летописца Нестора, резко отличались от соседних славянских племён и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: «Поляне бо своих отец обычаи имяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим... брачные обычаи имеяху», тогда как древляне, радимичи и вятичи жили в лесах, «подобно зверям», и браков у них не было. Это описание явно преукрашено Нестором, как монахом Киево-Печёрской лавры.
История застает полян уже на довольно поздней ступени политического развития: общественный строй слагается из двух элементов - общинного и княжеско-дружинного, причём первый в сильной степени подавлен последним. При обычных и древнейших занятиях славян - охоте, рыболовстве и бортничестве - у полян более чем у других славян были распространены скотоводство, земледелие, «древоделие» и торговля. О её обширности и контактах с другими народами существуют различные теории. Академик Пётр Толочко по монетным кладам делает вывод, что торговля с Востоком началась ещё в VIII в. - прекратилась же во время усобиц удельных князей. Однако историк Э. Мюле возражает, что эти монеты попали в землю не ранее Х в. - то бишь уже после установления в Киеве варяжской власти в качестве дополнительного доказательства указывает на нумизматические исследования В. Л. Янина. Сначала, около половины VIII в. они платили дань хазарам.


Славяне и их соседи в VII-VIII вв.

После Кия (430-460 гг.) правил его сын Лебедян , коего также звали Славером. Он, как говорит "Книга Велеса" (Бус IV, 5), "сидел у града Киева близ горы, и был разумен, и правил от храма". Он властвовал двадцать лет (460-480 гг.). Он же был воеводой торчин (или торков, тиверцев-тавров, они же потом туровцы, тверяки).
Затем Киевский престол перешёл к князю Верену , приглашённому из Великограда: то есть из Велеграда, будущей столицы Моравии, либо из ободритского Великограда-Мекленбурга (маловероятно). По "Книге Велеса", земли рода Щека (а значит и град чехов Велеград) в те годы входили в Русь Киевскую, ибо чехи только-только переселились из Киева и заняли те земли. Верен правил Киевской Русью также двадцать лет (480-500 гг.).
После Верена десять лет правил князь Сережень (500-510 гг.), но о нём более ничего не известно.
Последним из Киевичей был князь Святояр (предпол. 510-543 гг.). Его избрали князем на вече объединившиеся Борусия и Русколань (очевидно, в 510 г.).

В кон. V в. при императоре Византии Аспаре, имевшем гото-аланское происхождение, сложился союз Византии и Антии. Аспар окружил себя антами (его полководцем был ант Анагаст ). В это же время Византия расселяла антов в нижнем Дунае. Но потом, при императорах Зеноне и Анастасии, отношение Византии к антам стало меняться. Фракийцы и анты восставали против власти империи. Эти восстания (по сути бывшие гражданской войной за власть внутри империи) возглавлял Виталиан . Есть основания считать его внуком императора Аспара, и даже славянином.
Виталиан во главе солдат, среди коих были готы, гунны и скифы (то есть славяне-анты) трижды осаждал Константинополь. Дважды он получал требуемое (наместничество во Фракии и выкуп), а на третий раз, в 516 г., его разбил полководец Юстин. В 517 г. многочисленные племена славян (коих византийцы именовали "гетами", но в гето-фракийских землях уже давно обосновались анты-славяне) вторглись в Иллирию и Македонию. Тогда Юстин стал императором (517-527 гг.) и изгнал славян и фракийцев за Дунай. Особенно усилился натиск славян при императоре Юстиниане. После восхождения императора на трон, в 527 г., он начал войну на всех границах своей империи, стремясь воскресить мощь и величие Древнего Рима. Но его воинственности был положен предел на севере.
При Юстиниане (и при княжении Святояра) славяне много раз разрушали оборонительные сооружения на Дунае и вторгались во Фракию, Македонию и Северную Грецию, истребляя и изгоняя византийцев. А потом они расселились на опустевших землях. Так рождалась южная ветвь славянских народов: сербы, словенцы, хорваты, болгары.
Историк Прокопий писал в своей "Секретной Истории" о вторжениях 20-х и 30-х гг.: "Иллирия и Фракия полностью, охватывая всю территорию от Ионийского залива до окраин Византии, включая Грецию и фракийский Херсонес, захлестывались практически каждый год гуннами, склавенами и антами со времени воцарения Юстиниана в Римской империи, и они творили ужасный хаос среди жителей региона. Во время каждого вторжения более двухсот тысяч римлян, как мне кажется, уничтожалось и обращалось в рабство..."
Императору Юстиниану ничего не оставалось, как признавать антов своими подданными (поступая таким образом, он надеялся разделить и перессорить славяно-антские племена). С тех пор анты сами стали охранять границы империи от новых набегов как своих соплеменников, так и болгар, утигуров и кутигуров. Но они защищали границы империи неохотно, вторжения продолжались.
Византия в свою очередь стала усиливать живших в горах Тавриды остроготов, которые питали давнюю вражду к славянам. Поскольку интересы готов и Византии совпали, готы признали над собой господство императора и дали обязательство поставлять по его требованию три тысячи воинов в войска империи (Прокопий. "О постройках", III, 7-14).
Также среди готов Тавриды во время правления Юстиниана империя усиленно распространяла христианство византийского обряда (в противоположность бытовавшему у готов арианству). Этому весьма препятствовало отсутствие у готов городов, ибо они предпочитали сельскую жизнь. Юстиниан посылал в Готию инженеров и архитекторов для строительства крепостей на северных склонах Крымских гор, а также для возведения стен и церквей в рождающемся готском городе Доре (Дорасе).
Также укреплял Юстиниан и таманских готов (к ним в 547 году был послан епископ).
О главных событиях тех лет, о гото-славянской войне, скудные византийские источники, дошедшие до нас из той эпохи, не сообщают ровным счетом ничего. Тем более бесценны сведения, которые донесли до нас дощечки новгородских волхвов.

По "Книге Велеса" (Лют I, 4:2 и 2:1), вначале "готы усилились" под Воронежцем. В Воронежце тогда находился небольшой отряд боярина Гордыни, который принял неравный бой. Это была славная битва: "И от этого Воронежца слава течёт по Руси, и её Сварог имеет!" В "Книге Велеса" названа дата сей битвы: "сто тринадцать лет от Карпатского исхода". То есть речь идёт о 543 г. н.э.
Тогда воины Гордыни разбили готов, и их подвиг сравнили с подвигом Сегени и Болорева, разбивших сына Германареха и отрока Гулареха под стенами Воронежца семьдесят лет назад. Однако после битвы от города осталось пепелище. Горстка русских воинов, так и непобежденных, покинула его. Перед уходом воины дали клятву не забывать родину и освободить "блаженную русскую землю".
В тот же год готы во главе с конунгом Теодорихом III (Теудис) нанесли удар по Голуни и Киеву. "И многие русы кости свои сложили у Голуни" (Лют I, 4). А потом в Киеве готы повесили Святояра (Лют I, 1:1). Так закончилась династия Киевичей. Последний князь этой династии Святояр правил Русью с 510 по 543 год (если он начал править сразу после Верена).
Тогда из Киева ушла "небольшая часть людей", которые собрались в "лесах ильмерских". И потом с севера стала создаваться Великая Русь, ибо "не было у нас иной возможности". К ним потом добавились словене, бежавшие от аваров, русы, бежавшие от хазар, венеды, бежавшие от германцев. Новгородские летописи добавляют, что в Новгороде в те же годы стал править род Владимира Древнего (Из русского эпоса, проигравший войну в V в. Аттиле. Он княжил - за девять колен до .).
Киевляне бежали не просто в лес, а к поселениям новгородцев-словен ("охотников и рыболовов"), которые жили здесь с незапамятных времен.
Дальнейшее описание событий в "Книге Велеса" позволяет заключить, что часть русколан тогда же бежала на Дон и Кубань, под защиту донских русов и асов (в дощечках описаны войны с готами и хазарами на Дону).
В "Книге Велеса" упомянут Белояр Криворог , современник Скотеня и Белояра Гордыни (Новгородский князь упоминается в 543 г.).
О русах и асах Подонья сообщают многие древние источники. Так, в сирийской хронике Захария Милетского, написанной в 555 г., среди народов, живущих около Азовского моря, упомянут: "Соседний с ними (амазонками) народ "хрос" (hros), мужчины с огромными конечностями, у которых нет оружия и которых не могут носить кони из-за их конечностей". Речь идёт, очевидно, о большом росте русов, предков донских казаков.
Известно также, что в сер. V в. на Тамани и у устья Дона жили кроме готов, утигуров и касогов (черкесов) также и алано-русы ("рухс-асы", то есть "светлые асы", они же анты). Местом их расселения называют таманский город или остров Рус (анонимный географ VII века из Раввены указывает, что в устье Кубани находился город Мал-и-Рос (Rav. An. IV, 3). Правил таманскими асами князь Саросий (согласно Менандру Протиктору). Имя князя может быть просто титулом "царь асов", "sar-i-os" (ср. с Сарусом-Бусом). Саросий поддерживал дипломатические связи с византийским двором.
В те же годы среди русов, алан и готов Тамани продолжало укрепляться христианство. Первые христианские общины здесь были основаны ещё апостолом Андреем. Известно, что в IV-ом в. сии земли входили в Боспорскую епархию (епископ Боспора Кадм участвовал в Никейском соборе). Скифские епископы были и на последующих соборах. А при Юстиниане в 547 г. была утверждена отдельная епископская кафедра в земле таманских готов и чигов (то есть чаркасов), а значит и таманских русов.
И надо сказать, что не все русы и асы и соседние племена приветствовали распространение византийского влияния. В 550 г. здесь разгорелось восстание против власти готов и императора Юстиниана. Восстали прежде всего "абасги", то есть абхазы (по сообщению Прокопия Кесарийского, VI в.), а также "асы", "хаскуны" (по сообщению Джуаншена Джуаншериани, XI в.). Подавил восстание сам император Юстиниан, опустошивший страну асов и русов. Прокопий Кесарийский писал: "Римляне взяли в плен жен начальников со всем их потомством, стены укрепления они разрушили до основания и всю страну опустошили жестоко".
После погрома 550 г. на земле асов и чигов была установлена дружественная Византии власть. Видимо, тогда и стал царем аланов и русов царь Саросий. И тем не менее на Кавказский поход Юстиниана был дан ответ уже в следующем 551 г. Пройдя без препятствий антские земли, во Фракию тогда ворвались кутигуры, пришедшие из Тамани и Причерноморских степей.
Нашествие было отражено. Византийцы усилили своё давление на народы Северного Кавказа. На Константинопольском соборе в 553 г. присутствовал "епископ народа чигов" Домециан. Однако война на славяно-антских границах не прекращалась.
В 558 г. булгары и славяне, во главе с ханом Заберганом, в очередной раз разграбили Фракию и Македонию. Потом славяне из армии Забергана атаковали Константинополь с моря, а булгары с суши. Отступить, приняв предварительно богатую дань, Забергана принудило известие о том, что в Донских степях появилась новая орда, которая грозила ударить на булгар с тыла.
Это были авары хана Байана (Баяна), явившиеся из-за Каспия и Волги, из тюркской и монгольской пустыни. В 540-х гг. тюрки Алтая изгнали их (а частью истребили). Остатки разгромленных орд тогда побежали на запад и к 558 г. достигли Северного Кавказа.
Аланский царь Саросий, ставленник Византии, сообщил императору Юстиниану о появлении аваров, а затем он также приказал охранять послов Византии, шедших к аварам. Византия решила использовать аварскую орду против гуннов и славян, досаждавших империи.
Алано-русы также пропустили авар через свои земли к Воронежцу, захваченному готами, а затем и в землю гуннов (утигуров и кутигуров) своих врагов.
Судя по "Книге Велеса", к аварам тогда присоединились дружины алано-русов (полагаю, возглавляемые Гордыней). Авары в 559 г. прошли по землям северян (сабиров) к Воронежцу. Согласно "Книге Велеса" II 46 (Лют I, 1:3), к стенам града, занятого готами, подошло "сто тысяч отборнейшей конницы" хана Байана (Баяна). "И была сеча злой, и кровь лилась как сурина-мёд, и к вечеру Баян поразил готов".
В 560 г. авары вторглись в страну утигуров на востоке Азовского моря, а потом разгромили на Дону кутигуров. Хан кутигуров (видимо, Заберган, который осаждал Константинополь в 558 г.) стал данником Байана. Тогда же Байан принял титул кагана. И затем, в 561 г., аваро-кутигурская орда потекла к реке Днестр, в Антию.
Ни в одном из древних источников не сообщается о войнах авар в Приднепровье. Авары, как и ранее гунны, не рискнули преодолевать "Змиевы валы". В Киев и Голунь тогда пошли русские дружины Гордыни и аланские-иронские дружины Скотеня . И тогда Гордыня вновь "поразил готов", и изгнал их из Киевской Руси. В Киеве установилась власть славяно-аланской династии Скотеня .
Затем Киевская Русь вошла в Аланское царство (названное вновь Русколанью). В "Книге Велеса" сообщается, что "иронцы (аланы) издревле с нас не брали дань и разрешали русичам жить по-русски", а также то, что и сам князь "боярин Скотень" "жил своим трудом", то есть не брал ругу-дань, положенную князю (Лют II, 3).

Волынское княжество

Тем временем, обойдя "Змиевы валы" с юга, авары и кутигуры хана Байана вторглись в земли дулебов и антов, на Волынь. Сама Волынь располагалась у истоков Буга, Припяти и Днестра. Антия, частью входившая в Волынское княжество, прилегала к берегам Чёрного моря.
В Волынском княжестве жили дулебы - один из древнейших славянских родов. Они прославились тем, что отразили нападение императора Траяна. Никогда враги не могли их покорить и принудить платить дань.
В IV в., после падения Русколани, дулебы приняли в свои земли антов и москов (мосохов), бежавших от гуннов с Кавказа. И земля дулебов стала именоваться Волынью в честь богини антов и москов Волыни, супруги Солнца и владычицы Волынского (Каспийского) моря.
Два столетия волыняне вели борьбу с готами и гуннами и не подчинились ни тем, ни другим. Никогда их земли не входили в империи Германареха и Аттилы.
В сер. VI в. Волынским княжеством правил князь Мезамир . В"Книге Велеса" (Лют I, 4) говорится, что он вначале воевал с готами, победил и "развеял их во все стороны". Затем воинам Мазамира пришлось отражать нашествие гуннов (очевидно, булгар Забергана). А затем анты сражались с объединёнными силами гуннов и готов. И вновь противники были разбиты, благодаря берендеям, которые подоспели на помощь русам.
И в это время, когда анты были ослаблены долгими и кровопролитными войнами, с востока пришла свежая рать хана Байана. Об этом сообщает также "Книга Велеса" (Лют I, 3): "Это обры (авары), которых было как песка морского, решили закабалить Русь. И мы обров остановили и бились с ними, но не было лада на Руси, и потому обры одержали победу".
Победы авары одерживали потому, что в эти годы из-за политики Византии анты стали воевать между собой ("не было лада"). Русы-анты, осевшие по правому берегу Дуная, сражались на стороне Византии против приходивших из-за Дуная своих же сородичей (так было во время нашествия на Византию хана Забергана и антов).
Не могли помочь Мезамиру и Гордыня со Скотичем, и не потому что какое-то время были союзниками Байана (благодаря сему союзу они поразили готов в Воронежце и Киеве), а потому что они продолжали вести бои с крымскими готами.

Династия Святояра тогда не была пресечена, ибо его сыновья Пирогощ, Радогощ и Моска княжили в землях Дунайской и Карпатской Руси, то есть на Волыни.
Впоследствии Пирогощ стал родоначальником князей южных славян (сербов и хорват).

Обогнув Карпаты с юга, крупные массы славянского населения - носителей пражско-корчакской (склавинской) и пеньковской культур - проникают в VI в. в нижнее Подунавье и междуречье Дуная и Днестра. Смешавшись с местным дако-романским населением, они образовали Ипотешти-кындештскую культуру. Тут славяне столкнулись с Византийской империей и с этого времени непрерывно фигурируют в текстах византийских историков.
Ипотешти-кындештская культура (Ипотешти-Кындешти-Чурел; рум. Ipoteşti-Cândeşti-Ciurel, Ипотешть-Кындешть-Чурел) - археологическая культура ранних славян V-VII вв. в Нижнем Подунавье, на территории современных Румынии и Молдавии.
Ипотешти-кындештская культура был сформирована антами - носителями , совместно с местным романизированным населением и просочившимися в регион нижнего Дуная славянами пражско-корчакской группы.
При наличии структурного сходства и отдельных форм горшков, культуру Ипотешти-Кындешти-Чурел трудно причислить к той или иной из раннеславянских культур, что не снимает, однако, возможности славянской атрибуции памятников этой культуры. На территории современной Румынии достаточно устойчивыми оказались традиции позднеримского-ранневизантийского времени. Продолжалось, хотя и в сильно сокращённых масштабах, производство кружальной кухонной посуды, формы которой зачастую воспроизводились и в сосудах, сделанных вручную. Этническая специфика форм горшков здесь оказалась в результате утраченной. Основываясь на этом, румынские археологи усматривают в памятниках культур Ипотешти-Кындешти-Чурел и Костиша-Ботошана не славянское, а автохтонное романизированное население, в которое позднее влились славяне. Среди румынских исследователей существует гипотеза, что после перемещения части славян на южный берег Дуная эти культуры продолжили своё развитие, в результате чего к кон. VII в. возникла культура Хлинча в Молдавии, а к нач. VIII в. культура Дриду в Мунтении.
В VIII в. на территории Ипотешти-кындештской культуры была создана Великая Болгария.

О князьях Радогоще и Моске писал также византийский историк Феофилакт Симокатта, он назвал их Ардагастом и Мусокием. Согласно «Истории» Феофилакта, Радогощ (Ардагаст) был смертельно ранен в 597 г. во время войны славян с византийскими войсками, возглавляемыми стратигом Приском. Его гибель оплакивал брат Моска (Мусокий). Приск воспользовался тем, что славяне справляли тризну по Ардагасту (Радогощу) и были пьяны. После поминального пира и тризны ромеи напали на лагерь Мусокия-Моска и «продолжили поминальный пир, совершая возляния кровью». На следующий день, протрезвев, славяне отплатили за набег и освободили пленных. Об этом же говорит и «Книга Велеса» (Лют II, 6): «И вот он (Моск) пил о брате своём умершем, который отошёл к Богам. И был он убит волохами, ибо Радогощ тот был Святояричем. И вот после тризны мы не должны были спать, но заснули. И тогда волохи-воины напали на нас, и мы не могли противиться. И так отступили. А затем вернулись. И решили: волохи много едят и пьют, и сего ради мы также придём и будем пить братское вино… И так ромеям было отплачено за зло их». После сих событий Моска Святоярич был избран «единым князем» (Лют II, 6:2) и стал заботиться о единстве славян. И было это в 597 г. Это год начала правления князя Моска и год исхода славян с Дуная. См.

Древняя Русь стала культурным учителем Европы. Ее наукой, стилем правления, этикетом и архитектурой восхищались далеко за пределами государства. Недаром князья были в почете, и каждый из правителей имел честь дружить и породниться с ними.

Призрачный основатель города

Все слова - это послания. Сообщение, которое оставили для будущих поколений предки. И история древнего Киева скрывается в его названии.

Наиболее известная легенда об основании города - рассказ о трех отважных братьях: Кие, Щеке, Хориве и их прекрасной сестре Лыбидь. По преданию, именно эта семья в конце V века закладывала первые камни для будущего города. В честь старшего брата и назвали поселение. Но мнение ученых разделяется по правдивости этой теории. Первые считают, что реальной исторической фигурой был только Кий, а его братья - фантазия народа. Вторые ставят под сомнение существование даже старшего брата. В общем, древний Киев не единственный город, что построили три брата. Также на территории Европы разбросано более сотни других старинных городков с похожим корнем. Поэтому исследователи и критикуют эту концепцию.

Происхождение названия

Отклонив миф о Кие, ученые нашли другие объяснения. Так, в тюркском языке есть слово «ков», что переводится как "берег реки". «Киви» на сарматском диалекте означает горы. Существует и совсем далекая версия. По ней город взял свое имя от пракрита где слово «коява» переводится как "место трона". Учитывая то, что Киев - - расположен в гористой местности на берегу Днепра и со дня основания был центром политической элиты, каждое из объяснений имеет право на существование.

Самой родной является славянская трактовка. Она ведет название города от слова «кий» - то есть палка, посох. Таким предметом владели волхвы и князья, и Киевом называли каждый город, в котором были эти люди. Это объясняет десятки городов-тезок по Европе.

Сердце Руси

На самом деле Киевской Руси как государства не существовало. Термин был придуман учеными для того, чтобы не путаться между Русью, сформировавшейся в IX веке и Московским царством, которое на пять веков старше.

В то время одно из крупнейших государств средневековой Европы, центром которого был древний Киев, называли просто Русь. Территорию населяли восточные славяне, которые впоследствии дали начало украинцам, белорусам и россиянам. Много сделала на пути к установлению государственности торговля. Страна возникла на транспортном пути из Скандинавии по Днепру вниз через Черное море в Византию. Эта дорога получила название «путь из варяг в греки».

В середине IX века в Новгород был призван княжить варяг Рюрик. Это было сделано с определенной целью. Иностранец должен был навести порядок. Но других достоверных источников, подтверждающих слова из «Повести временных лет» (в летописи упоминается об этих событиях) нет. Представитель новой власти пришел со своим народом, который назывался русы. Именно от варяга и пошло слово «русь».

Первые князья

В 862 году прибывшие вместе с Рюриком подчинили себе древний Киев. По другим источникам - эти мужчины были потомками знаменитого Кия, основавшего город.

882 год стал переломным в истории. К Киеву подошел князь Олег. Он был из рода Рюриковичей. После смерти последнего стал регентом при его сыне Игоре и начал княжить на новгородской земле. Во время своих походов он приблизился к Киеву и узнал о том, кто там властвует. Тогда спрятал свое войско и вызвал правителей к себе, назвавшись купцом. Аскольд и Дир повелись на приманку и впоследствии были казнены войском Олега. Регент Игоря заметил, что они не княжеского рода, поэтому не имеют права сидеть на троне.

С тех пор древний Киев стал новой столицей, тем самым объединив два центра славян. Именно князя Олега ученые считают родоначальником Киевской Руси.

Языческая культура

Задолго до прихода правителей-христиан земли Киева населяли язычники, которые имели свою культуру и архитектуру.

Восточные славяне верили в силы природы, боготворили их. Местами поклонения становились энергетические точки, где ощущались сильные мистические энергии. Как правило, это были холмы. На них наши предки устраивали капища. Это была первая архитектура древнего Киева. Обычно по центру стояла фигура деревянного или каменного идола. Был жертвенник, к которому верующие возносили дары. Такие капища были найдены на Благовещенской горе, которая была святым местом для бога молнии Перуна.

Большое значение придавали горам, хотя жили они преимущественно на берегах рек. На холмах они молились и приносили жертвы. До сих пор в Киеве сохранились места их поклонения. Обычно это каменный круг с выступами на четыре стороны света. Вместе с тем капища были политическими центрами, где решались важные вопросы. Общая географическая карта древнего Киева открывает все места поклонения староверов. Каждая гора была центром ритуала жертвоприношения.

Существуют утверждения, что язычники возводили храмы за несколько лет до принятия христианства.

Жемчужина христианства

С приходом князей популяризировалось христианство. Оно было основой архитектуры Руси и дало новое направление в развитии духовного строительства.

Ранее религиозные объекты строились из дерева. Первым каменным центром поклонения стала которая прославила древний Киев. Фото-реконструкция этого архитектурного шедевра учитывает описание летописей. Ознакомиться с ней можно в Историческом

Это было чудо, которое поражало своим богатством и великолепием. Построена она была около 989 года за счет налогов. Для ее сооружения были привезены лучшие мастера из Византии. Также она была пышно украшена изнутри. Количество мозаик, фресок и икон до сих пор не берутся подсчитать. стала началом ее краха.

Современная киевская архитектура

История древнего Киева сохранилась в архитектуре и до сегодняшнего дня. Самым ярким примером является Софийский собор. Первые камни были заложены в 1037 году. Над ним работали константинопольские и славянские зодчие. В XVII-XVIII столетии собор был перестроен в стиле украинского барокко. В 1934 году стал музеем - Софийским заповедником.

Ученые до сих пор спорят о том, кто был инициатором идеи построения храма - Владимир или его сын Ярослав.

Золотые ворота - еще один памятник архитектуры Руси, который радует и сегодня. Кроме культурного смысла, построение несло охранное назначение. Город активно строился и требовал оборонительных укреплений. Название происходит от аналога в Константинополе.

Архитектура - машина времени, которая покажет древний Киев. Фото объектов можно найти в статье, но лучше всего увидеть все своими глазами.

До сих пор историки выдвигают различные теории насчет возникновения Киевской Руси в качестве государства. Уже долгое время за основу взята официальная версия, по которой датой зарождения называется 862 год. Но ведь государство не возникает «на голом месте»! Невозможно себе представить, что до указанной даты на территории проживания славян были одни дикари, которые без помощи «со стороны» не могли создать свою собственную державу. Ведь, как известно, история движется по эволюционному пути. Для возникновения государства должны быть определенные предпосылки. Попробуем разобраться в истории Киевской Руси. Каким образом это государство было создано? Почему пришло в упадок?

Возникновение Киевской Руси

В данный момент отечественные историки придерживаются 2-х основных версий возникновения Киевской Руси.

  1. Норманнская. Она опирается на один весомый исторический документ, а именно на «Повесть временных лет». Согласно этой теории, древние племена для создания и управления своим государством призвали варягов (Рюрика, Синеуса и Трувора). Таким образом, самостоятельно они не могли создать свое государственное образование. Им понадобилась помощь извне.
  2. Русская (антинорманнская). Впервые зачатки теории сформулировал знаменитый русский ученый Михаил Ломоносов. Он утверждал, что всю историю древнерусского государства написали иностранцы. Ломоносов был уверены, что в истории этой отсутствует логика, не раскрывается важный вопрос о национальной принадлежности варягов.

К сожалению, до конца IX столетия никаких упоминаний о славянах в летописях нет. Подозрительно, что Рюрик «пришел править русским государством», когда в нем уже были свои традиции, обычаи, собственный язык, города и корабли. То есть Русь не возникала на пустом месте. Древнерусские города были очень хорошо развиты (в том числе и с военной точки зрения).

Согласно общепризнанным источникам, датой основания древнерусского государства считают 862 год. Именно тогда в Новгороде стал править Рюрик. В 864 году его сподвижники Аскольд и Дир захватили княжескую власть в Киеве. Спустя восемнадцать лет, в 882 году, Олег, которого принято называть Вещим, захватил Киев и стал великим князем. Он сумел объединить разрозненные славянские земли, и именно в его правление был совершен поход на Византию. К великокняжеским землям присоединялись все новые и новые территории и города. В период правления Олега между Новгородом и Киевом не было крупных столкновений. Во многом это происходило по причине кровных уз и родства.

Становление и расцвет Киевской Руси

Киевская Русь была могущественным и развитым государством. Ее столица была укрепленным форпостом, расположенным на берегу Днепра. Взять власть в Киеве означало стать во главе огромных территорий. Именно Киев сравнили с «матерью городов русских» (хотя такого титула вполне был достоин и Новгород, откуда в Киев прибыли Аскольд и Дир). Статус столицы древнерусских земель город сохранял вплоть до периода татаро-монгольского нашествия.

  • Среди ключевых событий периода расцвета Киевской Руси можно назвать Крещение в 988 году, когда страна отказалась от идолопоклонничества в пользу христианства.
  • Правление князя Ярослава Мудрого привело к тому, что в начале XI века появился первый русский судебник (свод законов) под названием «Русская правда».
  • Киевский князь породнился с многими известными правящими европейскими династиями. Также при Ярославе Мудром навсегда превратились набеги печенегов, которые приносили Киевской Руси много бед и страданий.
  • Также с конца X века на территории Киевской Руси началось свое собственное монетное производство. Появились серебряные и золотые монеты.

Период междоусобиц и распада Киевской Руси

К сожалению, в Киевской Руси не была выработана понятная и однообразная система престолонаследия. Различные великокняжеские земли за военные и другие заслуги раздавались дружинникам.

Лишь после окончания правления Ярослава Мудрого был установлен такой принцип наследования, который предполагал передачу старшему в роде власти над Киевом. Все другие земли делились между членами рода Рюриковичей в соответствии с принципом старшинства (но и это не могло убрать все противоречия и проблемы). После смерти правителя оставались десятки наследников, претендующих на «трон» (начиная от братьев, сыновей, а заканчивая племянниками). Несмотря на определенные правила наследования, верховная власть зачастую утверждалась с помощью силы: через кровопролитные столкновения и войны. Лишь немногие самостоятельно отказывались от управления Киевской Русью.

Претенденты на титул великого киевского князя не чурались самых страшных деяний. В литературе и истории описывается страшный пример со Святополком Окаянным. Он пошел на братоубийство только ради того, чтобы получить власть над Киевом.

Многие историки приходят к выводу о том, что именно междоусобные войны и стали тем фактором, который привел к распаду Киевской Руси. Осложняло положение и то, что XIII веке активно стали нападать татаро-монголы. «Мелкие правители с большими амбициями» могли объединиться против врага, но нет. Князья занимались внутренними проблемами «на своем участке», не шли на компромиссы и отчаянно отстаивали собственные интересы в ущерб другим. В результате Русь на пару столетий попала в полную зависимость от Золотой Орды, а правители были вынуждены платить дань татаро-монголам.

Предпосылки грядущего распада Киевской Руси сформировались еще при Владимире Великом, который решил дать каждому из 12 сыновей свой город. Началом же распада Киевской Руси называют 1132 год, когда скончался Мстислав Великий. Тогда сразу 2 мощных центра отказались признавать великокняжескую власть в Киеве (Полоцк и Новгород).

В XII в. наблюдалось соперничество 4 основных земель: Волынской, Суздальской, Черниговской и Смоленской. В результате же междоусобных столкновений Киев периодически разграбляли, сжигали храмы. В 1240 году город был сожжен татаро-монголами. Влияние постепенно ослабевало, в 1299 году резиденция митрополита была перенесена во Владимир. Для управления русскими землями больше не надо было занимать Киев

Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы - сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен.

Согласно летописям, в 862 году сразу несколько племен – ильменьские словене, чудь, кривич – призвали троих братьев-варяг Рюрика, Трувора и Синеуса княжить в Новгороде. Это событие получило название «призвание варягов». Согласно мнению историков, призвание произошло потому, что племена, жившие на территории будущей Руси постоянно одолевали междоусобные войны, и они никак не могли решить, кому стоит править. И только с приходов трех братьев междоусобицы прекратились и русские земли стали постепенно объединяться, а племена превращались в подобие государства.

До призвания варяг на русских землях жили многочисленные разрозненные племена, которые не имели собственного государства и системы управления. С приходом братьев племена стали объединяться под властью Рюрика, который вместе с собой привел и весь свой род. Именно Рюрик стал основателем будущей княжеской династии, которой суждено было ни один век править на Руси.

Несмотря на то, что первым представителем династии является сам Рюрик, очень часто в летописях род Рюриковичей ведут от князя Игоря, сына Рюрика, так как именно Игорь был не призванным, а первым истинно русским князем. Споры о происхождении самого Рюрика и этимологии его имени ведутся до сих пор.

Династия Рюриковичей управляла русским государством более 700 лет. Первые князья из рода Рюриковичей (Игорь Рюрикович, Олег Рюрикович, княгиня Ольга, Святослав Рюрикович) положили начало процессу формирования централизованного государства на русских землях.

В 882 году при князе Олеге город Киев стал столицей нового государства – Киевской Руси.

В 944 году во время правления князя Игоря Русь впервые заключила мирный договор с Византией, прекратила военные походы и получила возможность развиваться.

В 945 году княгиня Ольга впервые ввела фиксированный размер оброка – дани, что положило начало формированию налоговой системы государства. В 947 году новгородские земли подверглись административно-территориальному делению.

В 969 году князь Святослав ввел систему наместничества, что помогло развитию местного самоуправления, в 963 году Киевская Русь смогла подчинить себе ряд значительных территорий Тмутараканского княжества – государство расширялось.

Сформировавшееся государство пришло к феодализму и феодальной системе управления во времена правления Ярославичей и Владимира Мономаха (вторая половина 11-первая половина 12 века). Многочисленные междоусобные войны привели к ослаблению власти Киева и Киевского князя, к усилению местных княжеств и значительному разделению территорий в рамках одного государства. Феодализм продержался довольно долго и серьезно ослабил Русь.


Начиная со второй половины 12 века и до середины 13 на Руси правили следующие представители Рюриковичей – Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо. В этот период, хоть и продолжались княжеские междоусобицы, начала развиваться торговля, отдельные княжества сильно выросли в экономическом плане, развивалось христианство.

Со второй половины 13 века и до конца 14 века Русь оказалась под гнетом татаро-монгольского ига (начало периода Золотой Орды). Правящие князья ни раз пытались сбросить с себя гнет татаро-монгол, однако это им не удавалось, и Русь постепенно приходила к упадку из-за постоянных набегов и разорений. Лишь в 1380 году удалось разгромить войско татаро-монгол во время Куликовской битвы, что стало началом процесса освобождения Руси от гнета захватчиков.

После свержения гнета монголо-татар государство начало восстанавливаться. Столица была перенесена в Москву во время правления Ивана Калиты, при Дмитрии Донском был построен Московский Кремль, государство активно развивалось. Василий 2 окончательно объединил земли вокруг Москвы и установил практически нерушимую и единоличную власть московского князя на всех русских землях.

Последние представители рода Рюриковичей также немало сделали для развития государства. Во время правления Ивана 3, Василия 3 и Ивана Грозного началось становление нового централизованного государства с совершенно иным укладом жизни и политико-административным строем по типу сословно-представительской монархии. Однако династия Рюриковичей прервалась на Иване Грозном и вскоре на Руси наступило «Смутное время», когда было неизвестно, кто встанет на пост правителя.

4. Расцвет и упадок Древнерусского государства. Период феодальной раздробленности.

Древнерусское государство, или Киевская Русь, - первое крупное устойчивое объединение восточных славян. Его образование стало возможным со становлением феодальных (поземельных) отношений. В состав государства вошли 15 крупных областей - территорий племенных объединений (полян, древлян, дреговичей, ильменских словен, радимичей, вятичей, северян и др.). Наиболее развитыми в экономическом и политическом отношениях были земли ильменских словен (Новгород) и полян (Киев), объединение которых новгородским князем Олегом подвело экономическую базу под складывавшееся государство.

800-882 гг. - начальный этап объединения восточно-славянских племен, образование двух центров государственности (Киев и Новгород) и объединение их Олегом;

882-912 гг. - укрепление Древнерусского государства Олегом, включение в его состав соседних восточно-славянских племен. Первые торговые договоры Олега с Византией (907 и 911);

912-1054 гг. - расцвет раннефеодальной монархии, подъем производительных сил, развитие феодальных отношений, борьба с кочевниками, значительный рост территории за счет вхождения в государство всех восточно-славянских племен. Установление тесных отношений с Византией. Принятие христианства (988-989). Создание первого свода законов - «Правда Ярослава» (1016). Наиболее крупные политические деятели этого периода - Игорь, Ольга, Святослав, Владимир I, Ярослав Мудрый;

1054-1093 гг. - первые ощутимые явления распада раннефеодального государства, удельные княжества наследников Ярослава Мудрого, усиление межкняжеской борьбы; на киевском великом княжении сменяют друг друга Изяслав, Святослав, Всеволод - триумвират Ярославичей. Дальнейшее развитие феодальных отношений. Рост народных восстаний. Появление нового свода законов - «Правда Ярославичей» (1072), который дополнил «Правду Ярослава» и стал называться «Русская Правда»;

1093-1132 гг. - новое усиление феодальной монархии. Натиск половцев заставил удельных князей объединить свои усилия под властью великого киевского князя. Совершенствование правовых и политических отношений. Новый законодательный свод - «Устав Владимира Мономаха» (1113) - вошел составной частью в «Русскую Правду», которую принято считать отныне «Пространной Русской Правдой». После исчезновения половецкой угрозы государство распадается. Наиболее видные политические деятели - Владимир II Мономах и Мстислав Великий.

Во второй половине 11 в. на Руси все отчетливее проявляются признаки усиления феодальной раздробленности.

Князь Ярослав Мудрый обрел отеческий престол в жесточайшей междоусобной борьбе. Памятуя об этом, он оставил завещание, в котором четко определил наследственные права своих сыновей. Всю русскую землю он поделил на пять «уездов» и определил, кому из братьев в каком княжить. Братья Ярославичи (Изяслав, Святослав, Всеволод, Игорь, Вячеслав) два десятилетия совместно боролись против нашествий и сохраняли единство Русской земли.

Однако в 1073 г. Святослав изгнал из Киева своего брата Изяслава, решив стать единоличным правителем. Изяслав, потеряв свои владения, долго скитался и смог вернуться на Русь только после смерти Святослава в 1076 г. С этого времени началась кровопролитная борьба за власть.

В основе кровавых смут лежало несовершенство созданной Ярославом удельной системы, которая не могла удовлетворять разросшийся род Рюриковичей. Не было четкого порядка в распределении уделов и наследовании. По старинному обычаю наследовать княжение должен был старший в роде. Но пришедшее с принятием христианства византийское право признавало наследование только прямыми потомками. Противоречивость наследственных прав, неопределенность границ уделов порождали все новые междоусобицы.

Кровавые распри усугублялись непрерывными набегами половцев, которые умело использовали разобщенность русских князей. Иные князья брали половцев в союзники и приводили их на Русь.

В 1097 г. по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха, сына Всеволода Ярославовича в Любече состоялся съезд князей. На нем для прекращения междоусобиц было решено установить новый порядок организации власти на Руси. В соответствии с новым принципом каждое княжество становилось наследственной собственностью местного княжеского рода.

Принятый закон стал основной причиной феодальной раздробленности и разрушил целостность древнерусского государства. Он стал поворотным, так как произошел перелом в распределении земельной собственности на Руси.

Пагубная ошибка в законотворчестве дала о себе знать не сразу. Необходимость совместной борьбы против половцев, сильная власть и патриотизм Владимира Мономаха (1113-1125) на время отодвинули неизбежное. Его дело продолжил сын Мстислав Великий (1125-1132). Однако с 1132 г. прежние уезды, став наследственными «отчинами», постепенно превращались в самостоятельные княжества.

В середине 12 в. междоусобицы достигли невиданной остроты, число их участников возросло вследствие дробления княжеских владений. В то время на Руси было 15 княжеств, в последующем столетии - 50, а в годы правления Ивана Калиты - 250. Многие историки считают одной из причин, лежащих в основе этих событий, многодетность княжеских семей (раздавая земли по наследству, они умножали количество княжеств).

Наиболее крупными государственными образованиями были:

К иевское княжество (несмотря на утрату общерусского статуса, борьба за его обладание продолжалась до нашествия монголо-татар);

В ладимиро-Суздальское княжество (в 12-13 вв. начался экономический подъем, возникли города Владимир, Дмитров Переяславль-Залесский, Городец, Кострома, Тверь, Нижний Новгород);

Ч ерниговское и Смоленское княжества (важнейшие торговые пути в верховья Волги и Днепра);

Г алицко-Волынское княжество (находилось в междуречье Буга и Днестра, очаг пашенной землевладельческой культуры);

П олоцко-Минская земля (имела выгодное расположение на перекрестке торговых путей).

Феодальная раздробленность характерна для истории многих государств Средневековья. Уникальность и тяжелые последствия для Древнерусского государства заключались в ее продолжительности - около 3,5 столетий.