Паршуткина Н. Ф., учитель истории и обществознания

МОУ «Лицей № 43»

Саранск, 2005

«Ученик – это не кувшин, который надо наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь»

«Идеальная дидактика – это ее отсутствие. Ученик сам стремиться к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет – он будет читать при свечах.»

Концепция.

В современном российском обществе, переходящем на стадию постиндустриального развития, поток информации все более усиливается. Сейчас уже ясно, что главная задача современного педагога – это не дать максимально большее количество знаний, а научить ребенка ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать и анализировать информацию. Человек, как существо, идущее по пути наименьшего сопротивления, естественно легче усваивает уже готовые знания, но это тупиковый путь, готовящий исполнителя, но не исследователя, серую массу, но не активную личность. Путь поиска, исследования труден, многих он отталкивает именно своей трудностью, огромными усилиями, которые нужно потратить, чтобы получить крупицу знаний. Достаточно редко встречаются дети, в которых «инстинкт познания» настолько хорошо развит, что подталкивать его не надо – он сам пробьет себе дорогу. Таких детей мы называем гениями, одаренными детьми. Но есть масса других, в которых исследователь либо «спит», либо задавлен вечными «нельзя», «не трогай», «не твоего ума дело». Как разбудить врожденную потребность в познании в таких детях? Как заинтересовать их постоянном поиске, радости своего маленького открытия? Как сформировать устойчивые позитивные мотивы познавательной деятельности? Поистине вечная проблема, стоящая перед педагогикой. Перспектива заманчива – ребенок будет учиться хорошо не потому, что за плохую «оценку» ругают родители, но потому, что ему это станет необходимо, приятно и интересно. И как результат, мы будем иметь активную личность, активно стремящуюся к самореализации.

Именно поэтому, необходимо в первую очередь так построить образовательный процесс, чтобы заинтересовать ребенка трудной, но интересной «дорогой» познания, показать ему направление пути, затем, вооружить всеми необходимыми навыками для активного исследования, анализа и преобразования действительности.

2. Использование игр на уроках истории.

Применение такого вида деятельности, как игра в процессе образования, опосредовано тем, что ребенок получает удовольствие не только от позитивного результата, но и от самого процесса. Применение игр возможно для всех школьных возрастов. Для того, чтобы заинтересовать ребенка необязательно организовывать целое театральное действо, можно включать элементы игры в любую часть урока, многие игры не требуют особой подготовки и их использование не сложно. Необходимыми условиями являются знание особенностей детей, настрой педагога, четко поставленные цели и умение учителя контролировать ситуацию, чтобы не «заиграться».

В процессе моей педагогической деятельности были опробованы некоторые игры, собранные Анатолием Гином в «Приемах педагогической техники». М. Вита-Пресс. 1999.

Использование игровых методик на уроках истории дало следующие результаты:

Игра «Отсроченная отгадка» - позволяет заинтересовать детей на весь урок, активизирует внимание;

игра «Да - нетка» - дети с большим успехом стали выстраивать вопросы;

игра «Компетентность» - успешно применение в старших классах для развития навыков формулирования собственной точки зрения и ее доказательства;

игра «Чистая доска» - более результативно применение этой игры на уроках обобщения и повторения пройденного материала в слабых классах, поскольку позволяет в полном объеме, на доступном уровне повторить весь пройденный материал. Частое использование нежелательно, поскольку расслабляет детей, позволяя надеется на сильных учеников при повторении.

игра «Лови ошибку» - позволяет держать внимание включенным, способствует развитию способности анализировать полученную информацию.

3. Постановка проблемных задач.

Психологи различают два типа мышления: конвергентное (закрытое, нетворческое) и дивергентное (открытое, творческое). Тип личности с преобладание конвергентного мышления называют «интеллектуальным», дивергентного – «креативным». Интеллектуал готов решать задачи, уже кем-то до него поставленные и имеющие известные технологии решения, - так называемые «закрытые задачи». Креатив же способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узко поставленного условия. Это настоящий исследователь. «Почемучка» присутствует в каждом ребенке от рождения, но с возрастом это явление затухает, и не потому, что человек все узнал. Не в этом исследовании следует задаваться вопросом о причинах затухания. Педагоги сталкиваются с детской пассивностью, отсутствием самостоятельности, готовностью к единственно правильным ответам как с данностью. Необходимо, поэтому, приложить все усилия для возрождения активного «почемучки».

Осуществление этого процесса не так трудоемко, как кажется на первый взгляд. Во многом здесь может помочь правильно подобранный учебник. Систематическое применение элементов проблемных задач с многовариантными решениями, изложенных в учебной книге, будет способствовать и развитию креативного мышления у детей, и не так трудоемко для реализации педагогом. Главным успехом в данном опыте можно считать повышение активности детей, шквал вопросов, нестандартные ответы.

Начинать использовать такие учебники необходимо как можно раньше.

В рамках этого исследования я участвую в Российской апробации экспериментального учебника для 7 класса Захаровой Е. Н. «Новая истории. Мир с конца XV по XVIII век». М. Мнемозина. 2002.

На момент начала апробации предполагалось, не только повышение степени интереса к предмету, поскольку учебник насыщен реальными подробностями из бытовой жизни всех слоев населения, экскурсиями в мир архитектуры и моды, но развитие у детей навыков анализа полученной информации, стремления самостоятельно расширить познавательное поле, выработку умений находить и решать задачи творческого характера.

Несмотря на некоторые сложности, возникшие в ходе эксперимента, связанные с несоответствием уровня навыков для изучения материала с уровнем подготовки детей, апробация дала положительные результаты. Хотя приходилось «по ходу» вооружать детей необходимыми навыками, их непосредственное использование от темы к теме становилось все успешнее. Особо необходимо подчеркнуть вопросы автора, помещенные непосредственно в тексте – с одной стороны это создает ощущение «разорванности» текста, но эффективность прохождения материала (повышение уровня успеваемости и интереса к изучаемому) показала, что применение этого метода постоянно «подстегивает» детей, не дает отвлечься от информации, обеспечивает смену видов деятельности (почитал, подумал),. Создает высокий уровень «проблемности», что способствует развитию познавательной активности.

4. Использование медиа и компьютерных технологий в образовательном процессе.

Компьютерные технологии с каждым днем все более прочно обосновываются в образовательном процессе. Это уже не эксклюзивное новшество, а жизненная необходимость. Историческая наука, как одна из немногих наук, где возможности научного эксперимента ограничены самим предметом изучения, всегда нуждалась в красочном воспроизведении событийного материала. Учителю, вынужденному опираться, в лучшем случае на тематическую карту, альбомы с репродукциями и старые кинофильмы, приходилось в большей степени полагаться на свои лекторские способности. Появление различных образовательных ресурсов посвященных истории существенно облегчило и разнообразило работу учителя. Особо следует остановиться на расширении возможностей в изучении тем касающихся культуры. Только с помощью медиа- и компьютерных технологий у нас появилась возможность в полной мере приобщить детей к сокровищам не только российской, но и мировой культуры, показать шедевры мировой архитектуры, скульптуры, зодчества, которые многим не доведется увидеть в реальной жизни.

Безусловно, интерес представляет и попытка смоделировать исторические события, великие битвы. Используя желание детей смотреть мультипликационные фильмы, можно ненавязчиво вызвать их интерес к теме или вообще истории, показать, что материал урока может быть легко усвояемым, а затем на этой базе строить ситуацию успеха ребенка. Особенно это актуально для школ с углубленным изучением естественно-технического цикла предметов.

Несомненно, следует обратить внимание и на некоторые сложности, возникающие в процессе применения компьютерных технологий. Если с нерабочим настроем детей и фразами «Ура! Сейчас кино будем смотреть!» удается справиться ко второму-третьему уроку, то вскоре появляются проблемы иного рода. Они во многом связаны с тем, что интерактивные ресурсы созданы для усредненных школьников, но мы имеем дело с личностями. Кто-то из детей просто не успевает вникать в суть происходящего на экране, потому что вынужден вслушиваться и привыкать к голосу диктора, ведь у каждого учителя своя манера говорить, а нужно еще что-то запомнить! Мы корректируем фразы и подстраиваемся под ритм жизни, дыхания каждого класса, каждого ребенка, делая паузы и варьируя темп речи, диктор, же этого не делает. Именно поэтому, на наш взгляд, компьютер никогда не заменит живого учителя, способного чувствовать настрой и настроение ученика. Но не использовать возможности веб-ресурсов в современном образовании просто преступно. Важно использовать их правильно, максимально адаптировано, в необходимых количествах и наилучшего качества. Отдельного разговора заслуживает вопрос о качестве ресурса. Скорее всего наилучшим является тот, который учитель делает для себя сам, ориентируясь на конкретных детей.

Повышение мотивации обучения

на уроках истории

учитель МОУ «Журавлёвская СОШ»

Старченко Светлана Викторовна

Важным условием освоения знаний на уроках истории является повышение мотивации обучения. Учитель способен добиться строжайшей дисциплины, но без пробуждения интереса и внутренней мотивации эффективного освоения знаний не произойдёт. Как же пробудить у детей желание учиться и получать знания? Существует много способов внешней мотивации. Но успешность учебной деятельности в большей степени зависит от внутренней мотивации.

Как же найти истоки учебной мотивации? К каким внутренним источникам активности ребенка необходимо подключиться, чтобы побудить его к учебному труду?

Важным источником внутренней мотивации, безусловно, является интерес к информации. Исторический материал нужно подать детям так, чтобы он вызвал интерес, отклик в их душе. Изложение материала в 5-6 классах существенно отличается от подачи материала в 9-11 классах. Для обучающихся 5-6 классов - это эмоционально окрашенный рассказ учителя, обязательный просмотр картинок в учебнике. И, конечно же, дополнительная информация. На сегодняшний день учитель, чтобы заинтересовать ребёнка, должен знать гораздо больше, чем написано в учебнике, то есть необходимо привлекать дополнительные источники знаний. В своей работе я привлекаю материал, который собираю, путешествуя по стране. Это, конечно же, фотографии и открытки. Например, изучая в 5 классе источники исторических знаний и говоря об археологических раскопках, я показала фотографии археологического музея в г. Анапа, рассказала об истории раскопанного города. Было видно как оживились лица детей, они стали задавать массу вопросов. Или изучая тему по культуре России XVIII века, я предложила детям фотографии дворцов Санкт-Петербурга. Учащиеся оживились и активно включились в беседу. Такая связь истории с сегодняшним днём является важным инструментов в побуждении интереса к предмету.

Важным средством мотивации обучения является и выбор способа действий на уроке. Каким бы не был интересным рассказ учителя о различных событиях истории, это утомляет учеников. Необходимо разнообразить формы учебной деятельности, предложить варианты работы, действительно интересные ученику. Учащимся можно предложить составление конспекта темы по учебнику, подготовку тестовых заданий по теме, работу по модулю, работу с документами, решение проблемного вопроса. Большими возможностями обладает также лекция с элементами беседы. Когда детям в ходе лекции задаёшь вопросы по теме, это акцентирует их внимание, способствует лучшему запоминанию материала.

Большими возможностями обладает групповая и парная работа. Главное правило групповой деятельности - не разбивать учеников на сильных и слабых, а организовать взаимообучение детей. Необходимые условия групповой работы – состав группы 3-5 человек, добровольность создания групп, четкое распределение ролей в группе. Функциональные роли в группе определяются перед началом выполнения задания, а коммуникационные роли после выполнения задания.

Групповая работа способствует формированию коммуникативных компетенций, т.к. учащимся приходится работать в группе, выполнять разные роли: быть лидером, ведомым, организатором, исполнителем; афишировать результаты деятельности группы, выступая перед классом. Учащиеся отмечают, что благодаря таким занятиям “научились выступать публично”, “дискутировать”, “быстро думать”.

Групповая работа используется как при изучении нового материала, так и во время повторительно-обобщающих или уроков-игр.

Для активации познавательной деятельности можно предложить ученикам работу над презентациями и проектами. Например, в 8-ом классе при изучении темы «Внешняя политика во второй половине XIX века», можно предложить работу над проектами по темам: «Политика России в Средней Азии», «Европейское направление внешней политики России во второй половине XIX», «Дальневосточная политика», «Сравнительная характеристика политики Александра II и Александра III», «Балканский кризис во второй половине XIX».

По истории России в 7 классе учащимся можно предложить подготовить презентации по основным вехам, изученным в 7-м классе: «Деятельность Ивана Грозного», «Смутное время в России», «Первые Романовы», «Эпоха дворцовых переворотов», «Екатерина Великая».

Важным мотивационным моментом является предоставление свободы выбора. Например, при изучении темы урока: «Экономическое развитие СССР в 30-е годы» учащимся предлагаются задания на выбор: подготовка тестовых заданий по теме, составление конспекта темы по учебнику, работа с документами, работа по модулю, решение проблемного вопроса. Таким образом, создается ситуация выбора при изучения нового материала, что повышает мотивацию обучения.

При этом контроль знаний будет осуществляться при помощи разноуровневых заданий. Первый уровень – обязательный минимум: тест. Главное свойство этого задания: оно должно быть посильно любому ученику. Первый уровень будет обязателен для всех. Второй уровень: тест с элементами логического мышления. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и проявляют интерес к предмету. Третий уровень это – творческое задание. Это может быть сочинение, работа с документами, логические задания. Обычно оно выполняется на добровольных началах. Возможно и другое применение разноуровневых заданий: учащиеся сами выбирают уровень, и могут отказаться от первого уровня.

Групповая работа может использоваться и на лабораторных занятиях, при этом

группа учащихся работает над пакетом документов по определенной тематике или вопросу. Например, в 8-м классе можно провести лабораторное занятие

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Белова Валентина Ивановна,

преподаватель истории и обществознания

ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум»

Проблема мотивации учебно-познавательной деятельности студентов на дисциплинах гуманитарного цикла, таких как история и обществознание, в технических образовательных организациях очень актуальна. Мотивация - процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, превращает внешне заданные цели во внутренние потребности личности. Уроки у будущих трактористов, автомехаников, сварщиков, технологов, механизаторов, как правило, начинаются со стихийной дискуссии на тему: а зачем будущим профессионалам изучение истории и обществознания? И приходится оппонировать, начиная с призыва к гражданственности и патриотизму, заканчивая тем, что история каждой из наших семей составляет историю России и мира в целом и поэтому изучать эти дисциплины необходимо. Дискуссия заканчивается, в силу опыта преподаватель выходит победителем, но проблема мотивации остается. Чисто внешне студент кажется замотивированным, но внутренне – очень часто нет. Есть такая расхожая фраза «Можно привести коня к водопою, но вот заставить его напиться - нельзя». Так и со студентами – для мотивации учебно-познавательной деятельности нужен ежедневный кропотливый труд. Причем мотивация необходима на каждом этапе урока.

Для возникновения интереса студентов очень важен организационный момент, то есть, то, как мы начнем урок – здесь я считаю важным создать интригу для возбуждения интереса у обучающихся, так как все люди по своей сути любопытные. Интрига может быть создана картинкой - загадкой, выведенной на экран, еще в перемену, например при изучении темы «Этнические общности», был составлен коллаж из картинок, которые рассказывают о различных народах и народностях, населяющих территорию нашей России – и ребята всю перемену пытаются разгадать – кто это, зачем это? Очень важным моментом является самостоятельная формулировка темы студентами и выявление предмета или объекта изучения. При изучении из курса «Истории» темы «Россия в правление Ивана Грозного» ребятам представляется коллаж, сделанный из портретов исторических личностей, причем портрета Ивана Грозного на нем может и не быть – и ребята по косвенным признакам начинают рассуждать, что это за эпоха, и что это за люди, и к началу урока доходят до сути. Кроме коллажей - загадок, используются также картины известных художников исторического жанра, фотографии известных событий.

Очень интригующим являются небольшие видеосюжеты, желательно без слов, сопровождаемые музыкой, благодаря которым студентам становится ясным объект будущего изучения, например, при изучении темы «Глобальные проблемы современности» используется видео, посвященное красоте земли и загрязнению окружающей среды, при изучении темы «Мораль», начиная с перемены, включается мультфильм «Добро пожаловать!», 1986 года по мотивам сказки Доктора Сьюза, к началу урока он заканчивается, и начинаются рассуждения, сводимые к теме нашего урока. Используются также фрагменты из исторических фильмов об исторических личностях.

Кроме того очень мотивирующим эффектом является использование музыки в начале урока. Например, тема «СССР в годы перестройки», начинается с песни В. Цоя «Перемен требуют наши сердца», тема «Великая Отечественная война» с песни «Священная война» муз. А.Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача. А если еще к тексту песен поставить проблемные вопросы, придумать интересные задания – успех начала урока обеспечен, и время сэкономили на формулировке цели занятия. Вот вопросы, которые обычно задаются после такого начала:
О каком историческом событии идет речь?
Какое значение имело данное событие в истории нашей Родины?
Что бы ты хотел узнать о данном событии?

«Конверт с секретом» - еще один из видов мотивации студентов, в конверте находится изображение или документ, прямо относящееся к теме урока, перед вопросом: Что в этом конверте?- дается краткое описание этого изображения или документа. Например, к теме «Роль образования в жизни современного человека» в конверте «диплом о высшем образовании», его описание – официальный документ, свидетельствующий об уровне образования и присвоении соответствующей квалификации. И отсюда начинаются рассуждения о теме урока.

На этапах актуализации знаний и изучения нового материала мотивация не менее важна, чем на этапе организационного момента. На этом этапе важно использование чередования различных видов деятельности, материала различной степени трудности, создание ситуаций успеха. Кроме того важно активизировать интерес через поисковую деятельность самих студентов.

Первый урок дисциплины «история» «История как наука» содержит такой вид работы как составление своего генеалогического древа, но очень немногие могут закончить эту работу на уроке, так как не знают историю своей семьи, эта работа дается на дом, и ребята, включившись в работу по изучению своей собственной семьи, начинают активно интересоваться и событиями истории и России и мира, в которых участвовали их родственники. Нередко этот интерес выливается в научно-исследовательские проекты.

На уроках обществознания и истории очень часто используется форма подготовки групповых проектов, когда группа из 3-5 человек готовит свой проект, презентацию его для последующий защиты, каждый хочет, чтобы его проект был лучшим, что мотивирует ребят на учебно-познавательную деятельность.

Для более успешного усвоения обществоведческих и исторических понятий используется следующая групповая форма работы на уроке - создаются группы по 3-5 человек, каждой дается конверт, в котором определения понятий даны в форме отдельных слов, из которых нужно составить определения, ребята составляя и проверяя потом эти определения – чувствуют себя учеными – обществоведами в дальнейшем сами формулируют тему урока. Например, понятия «род», «племя», «народность», «нация», «этнос», «межнациональные отношения», «межнациональный конфликт» - определяют тему «Этнические общности». Кроме того, сама групповая работа мотивирует и заставляет работать даже тех, кто обычно «скучает».

Очень эффективно для мотивации использование в процессе работы различные элементы игровых технологий. Применение такого вида деятельности, как игра в процессе образования, опосредовано тем, что ребенок получает удовольствие не только от позитивного результата, но и от самого процесса. Например, при характеристике какой-либо личности, используется игра «снежный ком» - по порядку, по предложению характеризуется личность – последний должен назвать все названные характеристики. Очень успешно проходят элементы «Своей игры», например, перед изучением темы «Смутное время», мы отвечаем на вопросы игры «Подвиг во имя Отечества», что дает повод познакомится с персоналиями, событиями, хронологией периода – и на уроке мы беседуем, структурируя уже полученные знания.

Мотивации учебно-познавательной деятельности также способствуют различные проблемные вопросы, которые заставляют нестандартно отнестись к давно уже известным событиям, вызвать дискуссию. Например, проблемным вопросом, вызывающим дискуссии, являются: на уроке «Россия в эпоху петровских преобразований» - «Петр I – чудо или чудовище для России?», на уроке «Раздробленность на Руси» - «Политическая раздробленность: расцвет Руси или упадок?», на уроке «Монгольское завоевание и его последствия» - «А было ли на Руси монголо-татарское иго?», на уроке «Советское государство и общество в 1920-1930гг.» - «Сталин: кровавый тиран или верный продолжатель дела Ленина?».

1.Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И.. активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории и обществознания//Преподавание истории и обществознания в школе.-2008.-№4.-с.13-19.

2.Балабакина Л. Методика анализа отношений школьников к учению// Школьный психолог.-2000.-№ 23.-с.1-3.

3.Ведута О.В. Становление учебной мотивации студентов технического среднего специального учебного заведения//Инновационные проекты и программы в образовании.-2014.-№4.-с.62-67.

4.Курочкина Н.А. Развитие познавательных интересов школьников на уроках истории и обществознания.-Великий Новгород, 2007.-с.77.

5.Маркова А.П. и др. Формирование мотивации учения.- М.:Просвещение,1990

6.Никифорова Ф.В. Развитие и формирование мотивации учения//Эксперимент и инновации в школе.-2011.-№3.-с.53-56.

7.Овчаренко Л.С. Мотивация обучающихся на уроках обществознания// Эксперимент и инновации в школе.-№1.- с.17-19.

8.Сидорова И.В., Ананьева А.В. Развитие мотивации учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности// Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2011.-№ 1.-с.32-35

9.Четвертак С.В. Учебная деятельность школьников: из практики мотивации.// муниципальное образование: инновации и экперимент.2012.-№1.-с.13-17.

интересные методы и приемы работы на уроках, которые помогут сделать уроки более интересными, увлекательными и помогут повысить качество знаний обучающихся.

«Мотивация учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках истории, обществознания»

Все школьники по своей природе любопытны и маленькие, и взрослые, это стоит использовать.

А) Вход в класс под музыку. Музыка обязательно подбирается к теме урока. Например, тема «Индустриализация в СССР» - «Марш индустриализации», тема «Начало Великой Отечественной войны» - «Песня защитников Москвы», тема «Культ личности Сталина» - песня «Да здравствует Сталин!» и др.
Слыша еще на перемене песню, дети начинают спрашивать: «А что это? А зачем это? А что мы будем делать? А какая тема?»

Интрига создана, обучающиеся в нетерпении.
К некоторым песням можно распечатать текст, один, два куплета, раздать каждому на парту до начала урока. На перемене они прочитают текст и уже могут сформулировать если не тему урока, то некоторые моменты, которые будут рассматриваться на данном занятии.
А если еще к тексту песен поставить проблемные вопросы, придумать интересные задания - успех начала урока обеспечен, и время сэкономили на формулировке цели занятия.
Пример: отрывок из «Песни защитников Москвы»
(для детей лучше не указывать название данной песни)
В атаку стальными рядами
Мы поступью твердой идем.
Родная столица за нами,
Рубеж наш назначен Вождем.
На марше равняются взводы
Гудит под ногами земля,
За нами родные заводы
И красные звезды Кремля.
Вопросы:
О каком историческом событии идет речь?
Какое значение имело данное событие в истории нашей Родины?
Что бы ты хотел узнать о данном событии?

Б) «Черный ящик».
Таким же интригующим моментом в начале урока может выступать тематический предмет. На парту ставится любая коробка, желательно размера побольше, в ней спрятан предмет, относящийся к теме урока.

Например, по обществознанию, тема «Семья» - вырезанные из бумаги три фигурки человека разного размера; можно положить тематическое фото в теме «Глобальные проблемы» - фото ядерного взрыва, террористического акта, мусорной свалки; по праву, начиная изучение отдельной отрасли права - кодексы семейный, уголовный, трудовой и т.д., по истории это может быть фигура египетской пирамиды, монеты и банкноты разных периодов, небольшие бюсты Сталина, Ленина, портреты политических лидеров, предметы быта и другие вещественные исторические источники.

Для того, чтобы открыть коробку, нужно угадать по наводящим вопросам, что в ней спрятано.
А когда предмет стал известен, учитель задает серию вопросов: Как вы считаете, почему был спрятан именно этот предмет? Какую информацию он нам может дать? И т.д.

В) Игра в метеорологов. Данную игру я использую на своих уроках регулярно. Причем у меня ученики выступают не метеорологами, а экономистами, банкирами, политологами, историками. На уроках экономики, изучаю темы «Биржы», «Деньги», «Банковская система» школьники предсказывают курс доллара, евро, драгоценных металлов. В начале урока каждый на листке бумаги пишет сегодняшний курс денежной единицы и прогнозирует его изменение за неделю (так как урок экономики у нас раз в неделю). Учащиеся с нетерпение ждут следующего урока, чтобы узнать сбылся ли прогноз.
Такие же прогнозы мы строим во время предвыборных кампаний. Какие партии на парламентских выборах попадут в Государственную думу, какого будет соотношение полученных голосов. Кто победит на выборах в президенты США. Темы могут быть различные. Данная игра не только способствует повышению мотивации обучающихся, так еще и стимулирует их познавательную активность вне уроков.
Г) «Здравствуйте, садитесь!» Банальная фраза, с которой у большинства учителей начинается урок. Предлагаю попробовать сесть за парту разными способами.

Присядет те, кто считает, что архитектор Тон К.А. был автором Храма Христа Спасителя;

Присядут те, кто считает, что Храм Христа Спасителя расположен в Новногоде;

Это могут быть даты, термины, события, люди, высказыкания (лучше вопросы выводить на экран и сопровождать изображениями.

И таких вариантов «Здравствуйте, садитесь!» может быть множество, разные картины, карты, схемы, даты, вопросы. Можно использовать видео ряд, загадывать устные загадки. Такая игра дает несколько эффектов: актуализация знаний, выяснение западающих вопросов, активизация интереса, тренировка.

Современный урок должен меняться и внешне, и внутренне.
Простая перестановка парт меняет отношение ребенка к уроку. У меня в кабинете парты стоят не рядами, когда буквой «П», когда по две парты вместе, когда одним большим столом. Школьники очень радуются этой мелочи, они все мотивированы на урок и готовы к работе, ожидая чего-то интересного (в данных условиях должны быть правила работы, с которыми знакомы все, чтобы избежать возможных рисков).

Что же касается форм работы на уроке, то исходя из новых требований к результатам образования, преобладает групповая форма работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик имеет возможность высказать своё мнение, спорить, доказывать свою точку зрения. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения. Школьники учатся обсуждать задачи, искать пути решения, распределять обязанности в соответствии со способностями, представлять совместный результат.

В группе любая работа, даже самая скучная, становится интересной, особенно если добавить состязательный момент.
Не стану углублять в технологию групповой работы, а приведу примеры.

Обществознание. Тема урока «Типология обществ».

Группы по 3-4 человека наглядно представляли разные типы обществ, а затем на основе представленных результатов проводили сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов.
Работа в группах помогла быстро освоить большой объем материала, легко выделить сходства и различия между данными подходами и всем учащимся получить оценки.
В качестве закрепления по теме «Менеджмент» (экономика), учащиеся отвечали на вопрос «Кто такой современный менеджер?»

При этом, перед началом работы школьники самостоятельно выработали критерии оценки данной работы:
1. Степень раскрытие задания (информативность)
2. Логичность, точность, корректность выступления.
3. Творческий подход (креативность).
Баллы
«0» - критерий не раскрыт,
«1» - есть замечания,
«2» - критерий раскрыт полностью.
И каждая группа оценивала по данным критериям работу одноклассников, на основании набранных баллов выставлялись оценки.

Домашнее задание.

Возможно, для многих учителей нет проблем с выполнением домашнего задания, но в нашей школе такая проблема возникла уже давно. Большая часть учащихся не выполняют домашние задания и родители не могут, а часто и не хотят, заниматься этим вопросом, считая это не важным.
Один методист сказал: «Домашнее задание должно быть таким, чтобы ребенок сделал его за одну перемену на школьном подоконнике» (конечно, речь не идет о всех предметах, всех темах). Наверно, от части, он был прав. Если ученик успел за перемену сделать домашнее задание, значит на уроке вся тема была пройдена, ученик все усвоил, у него не возникло сложностей. Я бы добавила к этим словам: «Домашнее задание должно быть таким, чтобы ребенок захотел его сделать». Конечно, не все домашние задания могут быть интересными, но по возможности, я использую форму выполнения домашнего задания, как мотив к изучению темы.

Приэтом, если в видеосюжете допущена ошибка, то ролик становиться для учителя еще и заданием классу. (Укажите на неточности, допущенные автором; найдите ошибочное суждение или противоречие).

Но самым мощным стимулом для школьников, является успешность. Именно поэтому необходимо как на уроке, так и в домашнем задании давать возможность посильного выбора. Ребенок должен иметь возможность выбрать для себя форму работы, ее объем и сложность.

Нина Ивановна Подопригора,

учитель истории,

МБОУ СОШ №76, п. Гигант,

Ростовская область.

Мотивация учения как условие активной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания.

Успех в освоении основ наук зависит, прежде всего, от желания самого ребенка приобретать эти основы. Компьютеризация общества вместе с новыми возможностями породила новые проблемы, одной из которых является падение интереса к обучению. Намного проще и легче детям найти готовые ответы в интернете, чем продумать и проанализировать источник, не имеет смысла внимательное поведение школьника на уроке, так как содержание материала можно найти на сайте. Ребята перестали мыслить, потерялся интерес к предмету, что привело к снижению качества знаний. Удивляют ответы школьников в социальных сетях по историческим событиям, личностям, хронологии. Вяземский в оценке результатов знаний приводил примеры ответов студентов на детские вопросы по истории, которые демонстрировали полную безграмотность, отсутствие фактических знаний. Любой гражданин Отечества должен знать основные вехи развития своего государства и общества, исторических личностей – государственных деятелей, полководцев, деятелей культуры. К сожалению, сегодня интерес к истории угас, общество все больше воспринимает сенсационные события, причем не всегда истинные. Для ликвидации этого пробела в процессе становления личности необходимо усилить внимание к побуждению, интересу изучения истории. Большинство обучаю­щихся не склонно посвящать себя непрерывному процес­су обучения, ориентируясь только на свое желание поз­нать практически непознава­емый мир. Важно выявить истоки инициативы обучающихся, обратившихся к дополни­тельному обучению.

Основным фактором я считаю, определяющим качество обучения, является моти­вация. Это звено, которое соеди­няет элементы, определяющие дееспособность и мощность личностного интеллектуаль­ного запаса формирования знаний, умений, навыков.

Мотив в переводе с латинского обозначает проводить движение, толкать.

Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотив - аван­гардная, несущая основную нагрузку функции «деятель­ности».

Мотивация – это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность.

Мотивация - совокупность побуждений к деятельности.

Мотивация описывает характеристики элементов, располагающихся в самом начале последо­вательности элементов учеб­ного процесса, т.е. мотива­цией задается образ, схема стимулированного целепо­лагания процесса обучения, его структура. Под мотивацией следует по­нимать стрем­ление человека к самореали­зации в соответствии с его врожденными способностя­ми к определенным видам де­ятельности и настойчивость в овладении ими на творчес­ком уровне. Мотивация оп­ределяет направленность и степень целесообразности и продуктивности учебной де­ятельности. Её влияние всегда при­сутствует и отслеживается практически на всех этапах обучения. Мотивация в обучении рассматривается как условие активности и как предмет, на который эта активность направлена. Сильный, эмоционально яркий мотив существенно влияет на цель деятельности, при этом происходит явление сдвига мотива на цель. Отсюда следует, что нужна глубокая мотивация учения, устойчивые познавательные интересы, долг и ответственность обучающихся за успехи в учении.

Для того чтобы ребёнок успешно развивался, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые. Что побуждает его совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе обучения? Иными словами, что мотивирует, т.е. побуждает и направляет деятельность ученика? Педагог должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. И если мы не сможем этого, то «все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у обучающегося не появится желание учиться» (В.А. Сухомлинский). Учитель должен уметь вызвать у ребёнка это желание, а это значит, что он должен формировать у него соответствующую мотивацию.

Именно этот фактор необходимо учитывать педагогу при подготовке к уроку. Первые минуты общения учителя и ученика должны вызвать неподдельный интерес у последнего к изучаемому материалу и процессу обучения в целом. Системная работа в таком направлении приведет к ожидаемому результату. Стимулировать желание школьника нужно на основе сочетания жизненной ситуации, его опыта, задач урока, учитывая психологические особенности ученика.

Важно почувствовать увлечения и кругозор детей и через них перейти к мотивации. Доступность решения поставленной проблемы порождает радость и желание лидировать в ходе всего урока. К примеру, при изучении темы «Олимпийские игры» в 5 классе я вошла в класс с мячом, диском, скакалкой и задала вопрос: « Что у меня в руках? Как вы думаете, почему сегодня я принесла спортивный инвентарь? Какое главное спортивное событие ожидает наша страна и весь мир? Где и когда пройдут Зимние олимпийские игры? Хотите узнать, откуда берут свое начало олимпийские игры?» Такое начало урока побудило детей к дальнейшей активной деятельности в ходе урока.

Урок обществознания в 6 классе по теме «Правила и нормы поведения в обществе», который проводился в декабре, начался хоровода под новогоднюю песню. Затем я поставила перед ребятами проблему: « Какой праздник мы будем вскоре встречать? Как вы готовитесь к нему? Существуют ли отличия в поведении на школьном утреннике и в повседневной жизни? Хотите составить правила поведения в общественных местах?»

Чувственное восприятие всегда вызывает эмоциональный интерес у обучающихся, а вслед за ним порождаются логичные рассуждения, которые перерастают в определение целей урока, его задач самими учениками. Такая системная работа позволяет формировать навыки проектной деятельности. Очень важно учителю определить главное, существенное, так сказать, ключевую компетенцию урока, ассоциировать ее с определенным предметом, вещью, и тогда познавательный интерес будет направлен в нужное русло, приведет к ожидаемому результату.

На уроке истории в 8 классе при изучении реформы отмены крепостного права я использовала маленький упаковочный мешочек золотистого цвета и с первой минуты урока спросила ребят: «Как вы думаете, что я положила в этот мешочек и принесла сегодня на урок?» Ответы были разные, прозвучал и правильный - земля. «Почему я поместила ее в золотой мешочек?» - вопрос сразу же был обоснован учениками. Ключевое слово названо, ценность ее определена и можно приступать к решению проблемы: на каких условиях крестьяне получали землю.

Такое нестандартное начало урока проводится не только на средней ступени обучения, но и в старшей школе. В 10 классе на уроке обществознания по теме « В чем смысл жизни» впервые минуты урока ребята из пластилина лепили цветы. «Легко ли было изменить форму пластилина? Легко ли изменить взгляды человека, его мировоззрение?» Поставленная проблема вызвала интерес к дискуссии, которая постепенно переросла в активную проектную деятельность.

Применяя различные технологии и операции при изучении нового материала необходимо поддерживать познавательный интерес. На этом этапе урока активизация осуществляется через индивидуальные, коллективные и групповые формы работы. Этому моменту учитель всегда уделяет много внимания, специфика его зависит от сложности темы, от поставленных целей и задач, от уровня подготовки класса и опыта учителя. Стимулирование познавательной активности учащихся осуществляю через дидактические игры (сюжетные, ролевые) наглядность (И К Т), творческие работы, познавательные задачи, ребусы, индивидуализацию(учет не только способностей, но и интересов), дифференциацию (разноуровневые задания), использование игровых, личностно – ориентированных, развивающих, проблемных педагогических технологий.

Завершающий этап урока предполагает самооценочный характер работы ученика на уроке. В психологии это называется рефлексией – размышлением человека, направленным на анализ самого себя. Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. Для осуществления компетентного подхода в обучении очень важно подводить ученика к самоанализу его деятельности на уроке. В зависимости от возраста и изучаемой темы рефлексия проводится разными способами. Можно предложить школьникам традиционно дать ответы на вопросы: что узнал нового на уроке, какие термины усвоил, что вызвало сложность усвоения, почему. Я предлагаю более сложный вариант рефлексии: составить график по оценочной шкале своих знаний. В 5 классе для самооценки даю незаконченные предложения следующего характера: на уроке я узнал, что…, я хотел бы узнать…, для этого мне нужно…, эти знания мне пригодятся …., мне не понятно….. Для оценки себя на уроке широко использую смайлики, ребята их рисуют в зависимости от своих ощущений. Применяю психологический метод отображать свою деятельность цветовой гаммой. Учителю предоставляется возможность увидеть уровень знаний и уровень интереса детей на уроке. Мониторинг результата позволяет учителю перспективно определять задачи обучения, выявлять пробелы в знаниях и возможности устранения их.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.

Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод:

1.Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности.

2. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучающихся.

3. Через мотивацию формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного развития.

4. Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов, а это приоритетная задача, которая сегодня должна реализоваться в педагогической деятельности.

Библиографический список:

1.Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. пособие/ Ростов н/Д: Феникс, 2007.

2.Р.С.Немов. Психология образования.// М. Владос 2001г.

3.Н.Г.Лусканова. Диагностика школьной дезадаптации.// ВНИК 1993г.

4.Н.В.Немова. Мотивация учебных достижений.// М.2001г.