«Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что от мастера доброго»
____________


Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами - одаренными людьми, творившими яркое, самобытное искусство. Это и зодчие каменных храмов, и создатели народных песен и сказок, и вышивальщицы, и кузнецы, и гончары, и резчики по дереву, и живописцы... В творчестве своем они отражали чаяния и мечты крестьянина, его видение мира, его духовную жизнь, добро и справедливость, высокие нравственные начала. Потому-то их работы не утратили ценности и по прошествии многих лет.

У некоторых видов народного искусства счастливая судьба. Это устюжская чернь по серебру, и миниатюры, ... Но богатство художественного творчества народа не исчерпывается известными ремеслами. Многие самобытные промыслы почти было заглохли, иные вовсе не дожили до наших дней. Не секрет, что старые мастера покидают эту землю и порой некому подхватить их дело.

Страницы, на которых вы сейчас находитесь, рассказывают об истинных подвижниках, не давших погибнуть многим старинным ремеслам, о характерах и судьбах увлеченных своим трудом людей, о мастерах, посвятивших любимому делу всю жизнь и много сделавших для сохранения самобытного искусства.

Народные промыслы складывались на протяжении столетий. Поэтому особое место отведено биографии старинных ремесел, истории возникновения и нелегким путям их развития. От матери к дочери, от отца к сыну передавалось мастерство. И в каждом ремесле за века его существования выработались особые приемы и секреты подготовки материала, своя технология изготовления.

Здесь есть очерки и об энтузиастах, которых вроде бы нельзя причислить к народным мастерам. Но эти люди так много сделали для спасения народного искусства, что им следует низко поклониться. Это и - реконструктор древних музыкальных инструментов, остатки которых археологи находят в новгородских раскопах. Это и лесовод Сергей Николаевич Багаев, возродивший карельскую березу. Благодаря его подвижническому труду не погиб знаменитый вятский каповый промысел. Это и - землеустроитель, спасший уникальные росписи уральских изб и создавший в деревне Нижняя Синячиха народный музей.

Отрадно, что свой вклад в восстановление угасающих промыслов вносит и молодежь. Тут вы прочтёте о замечательных молодых мастерах, не только продолжающих дело отцов, но и идущих своим путем в искусстве.


Конон Лебедев городецкий художник, 1991
Фото: Николай Мошков


В русских сказках славилось перо жар-птицы. Его волшебный свет наполнял мир красотой и радостью. Не в сказке, а наяву красоту и радость творили руки народных умельцев. Все, к чему они прикасались, преображалось:береста с обломленной бурей березы превращалась в очаровательный туесок, а ком глины - в веселый печной горшок, в праздничную кринку, в забавную игрушку-свистульку.

В народном искусстве непроизвольно и любовно воплощались нравственная чистота и душевная красота людей.

«Необходимые в быту вещи: ковши, братины, рукомои, рубеля, прялки, полотенца, мужской и женский костюм, - когда их касалась рука безымянного крестьянского художника, превращались в подлинные произведения искусства, не теряя присущей им простоты и выразительности», - писал известный советский искусствовед В. М. Василенко, отмечая коренную особенность творчества крестьянского умельца. «В основе народного искусства всегда лежала глубокая связь с материалом, тонкое понимание его художественных качеств и свойств. Можно утверждать, что вне материала не существует декоративного искусства. Декоративность, по существу, и есть, прежде всего, полное раскрытие красоты материала как изначальной, так и той, которая возникает в результате разнообразной художественной обработки».

Русские умельцы отменно знали материал и использовали его, достигая естественной слитности красоты и прочности, декоративности и уместности каждой вещи в крестьянском быту. Все здесь ладило друг с другом - и отлично выкованная коса, и резной наличник.

Понимание искусства, владение навыками ремесла передавалось от дедов к правнукам. Целые деревни и села славились как горшечники, резчики, вышивальщицы, игрушечники. Здесь складывались промыслы. Крестьяне возами везли на базары и ярмарки то, что делалось по избам длинными зимними вечерами под девичью песню, под дедушкину сказку, под мужицкую поговорку.

Эти промыслы частенько становились собственностью владетельных бояр, монастырей. Хозяева «крещеной собственности» порой заводили свои производства - ювелирные, литейные. Но и в них неизменно проявлялись народное представление о красоте и гармонии, тонкое чувство материала, изумительное владение им. 

Судьба народного искусства, народных и частновладельческих промыслов была сложной и трудной. Искусство нередко искажалось в угоду низким вкусам заказчиков и покупателей, в безжалостной конкурентной борьбе оно пыталось имитировать промышленные изделия. Благородные и героические усилия одиночек интеллигентов, стремившихся помочь народному творчеству, приносили лишь частные и кратковременные результаты, хотя, по-своему, и замечательные.

Подлинное возрождение народного творчества началось при Советской власти. Великая Октябрьская социалистическая революция пробудила в народе творца, широко открыла богатства культуры, накопленные человечеством, и сделала трудящихся их настоящим хозяином.

Мастера ряда промыслов объединились в 1920-1930-е годы в артели, их изделия вошли в экспозиции крупнейших отечественных и зарубежных выставок, нашли путь к новому народному покупателю и ценителю, пополнили музейные коллекции, стали предметом всестороннего и систематического научного исследования.

На основе этих артелей в дальнейшем были созданы фабрики, продолжалось также развитие художественных производств, связанных с изделиями ювелирного искусства, керамики, художественного литья, художественной обработки камня.

И ныне в разных уголках России живут и работают умельцы, чьи произведения чаще всего создаются для души - для подарка знакомым, на радость детишкам и по заказам Союза художников. В последнее время подобных самодеятельных гончаров, резчиков, игрушечников, вышивальщиц, плетенщиков становится все больше. Это и пенсионеры, нашедшие доброе занятие на старости лет, и люди среднего возраста, и молодежь, что особенно отрадно.

Если представить себе художественную карту России, то, пожалуй, она засверкает, как чудотворные перья сказочной жар-птицы. О художественной промышленности республики, о современном народном искусстве, о творчестве самодеятельных умельцев-художников написаны научные труды и многочисленные специальные исследования, им посвящены и популярные издания.

Наш сайт не ставит своей задачей дать строго систематизированное представление о художественной промышленности и народных художественных промыслах Российской Федерации или подробно рассказать о некоторых из них, родственных друг другу по виду изобразительного искусства, материалу. Он знакомит нас лишь с несколькими из них.

Откуда приходит к нам красота, кто и как ее создает - вот главные вопросы, которые попытаемся здесь рассмотреть.












Гайтан (шейное украшение). Фрагмент. Конец XIX в. Смоленская губерния
Махры (украшение в косу). Конец XIX в. Воронежская губерния





Эта статья поможет желающим освоить плетение трех видов корзин (рис. 1) для овощей, фруктов и даров леса лентами, изготовленными из ивовых прутьев (лозы).

Донышко для изделий, имеющих квадратное или прямоугольное дно, выполняется способом простого переплетения камышин под прямым углом друг к другу ("в клеточку"). Кроме простого плетения используется плетение "в шахматку", когда переплетают между собой не отдельные стебли, а сразу по несколько стеблей.…

В декоративных чехлах простые керамические (терракотовые) горшки для цветов выглядят гораздо симпатичнее. Главное отличие данных чехлов от подставок, блюд и других подобных изделий в том, что в донышках чехлов предусматривают специальные отверстия для стока воды. Поэтому донышко чехла цветочного горшка…

Нарядная одежда из камыша и ситника не только предохраняет стеклянную посуду от ударов, но и благодаря пористости природного материала служит бутылкам и банкам надежной теплоизоляцией.

Когда-то на Руси плетение из камыша, рогоза, тростника и других подобных растительных материалов было процветающим промыслом. Мастера-рогожники в рогожных избах делали и циновки, и кули, и паруса, и сиденья для стульев, и многое, многое другое.

Плетение "в клеточку" - один из самых распространенных и простых видов плетения. Оно представляет собой обычное переплетение стеблей камыша под прямым углом друг к другу (рис. 4). Плетево, полученное этим способом, не отличается высокой прочностью, поэтому оно годится для тех участков плетеного изделия,…

Исстари на Руси для плетения самых различных вещей применялись растения: рогоз, камыш, ситник, аир. Все эти растения предпочитают селиться в увлажненных местах, по берегам водоемов и в самих водоемах. Часто образуют обширные заросли и распространены на территории нашей страны повсеместно. Возьмем, например,…

Как только Вы собрали все сырье для изготовления свечей, необходимо подготовить место для работы. Все должно быть под рукой. Рабочий участок покрываем газетами, так как капли воска сложно удалить с поверхности. Следующий этап - топим воск. Измельчаем воск на маленькие кусочки. Чем меньше кусочки, тем…

Народный художественный промысел - это не только история, но и современность. Бижутерия ручной работы, повязка в технике «шитья по бели», сделают вас неповторимыми.

Народный художественный промысел - что это?

Народный художественный промысел или декоративно-прикладное искусство - многогранное понятие. Оно относится к области декоративного искусства, включает в себя:

  • сотворение художественных изделий, которыми пользуются в частном быту в обществе;
  • художественную обработку утилитарных предметов (мебели, утвари, ткани, средств передвижения, орудий труда, игрушек, украшений и т. д.).
Народное декоративно прикладное искусство использует различные материалы:
  • керамику;
  • металл;
  • стекло;
  • дерево;
  • текстиль и т. д.
Работы выполняются при помощи литья, ковки, инкрустации, чеканки, резьбы, росписи, гравирования, вышивки и т. д.

Народное декоративно прикладное искусство возникло очень давно. Это одна из главных областей творчества народа. В наше время интерес к такому виду самовыражения не только не снизился, но и повысился. Придумано много видов рукоделия, которые также являются частью декоративно-прикладного искусства, ознакомьтесь с некоторыми из них.

Бижутерия ручной работы: мастер-класс


Современное декоративно-прикладное искусство - это и создание украшений. Сделав такую миниатюру, вы будете уверены, что она выполнена в одном экземпляре и второй точно такой же ни у кого не будет.

На ней, на белом фоне, нарисован розовый тюльпан. Чтобы сделать миниатюру, потребуются:

  • акриловые краски следующих цветов: охра, кармин, светло-зеленая, черная, титановые белила;
  • заготовка из пластики;
  • кисточка (из колонка);
  • палитра;
  • баночка с водой.

В данном случае, мастерица изготовила бижутерию из пластики фирмы Cernit, взяв белый цвет Blanco Opaco - из него получаются красивые сияющие изделия.


Для формы была взята круглая латунная основа. Пластику нужно раскатать скалкой на этой форме, запечь при 110° С в духовом шкафу 15 мин. Затем вынуть оттуда, когда остынет, достать и отшлифовать наждачной бумагой зернистостью 600 - тогда краска лучше ляжет.

Теперь нужно положить перед собой все необходимое для росписи и можно начинать.


Выдавите на палитру немного каждой краски. На кончике кисти смешайте белую с карминной, чтобы получить нужный оттенок и консистенцию, разведите небольшим количеством воды. Этим цветом изобразите очертания будущего цветка.

Легкими мазками вы наметите места расположения двух крайних лепестков, третий - центральный и стебелька. Вот как далее делается предмет современного народного декоративного прикладного искусства.

Смешав белую и охру, каптинете чуть розовой краски, смешайте. Этим нежно-персиковым цветом окрасьте нижний слой лепестков. Теперь в эту же смесь краски капните зеленого, смешайте, нарисуйте очертания стебля.


Вот как делается бижутерия ручной работы дальше. Смешайте на палитре белый и карминный цвет, чтобы получить более насыщенный розовый. Им окрасьте лепестки. При этом необходимо повторить рисунок прожилок в центре цветка и на краях лепестков. На следующем этапе нужно повторить данную процедуру, но уже добавить лишь чуть воды.


Далее, смешайте охру и зеленый акрил, добавьте воды, нанесите эту субстанцию на листья. Но они не должны быть чересчур яркими, чтобы основное внимание досталось цветку. Внизу лепестки чуть более насыщенного окраса, вверху - менее.

Взяв карминный и чёрный в одинаковых пропорциях, добавьте немного воды. Перемешав, обозначьте этой смесью оттенки листьев и лепестков.


Чтобы еще больше оттенить лепестки внизу по центру, грань стебля, также смешайте карминный и черный, но уже добавьте лишь чуть воды. Положите в эту палитру зеленого, зарисуйте листочки у основания.

В чёрную акриловую краску капните чуть воды, нанесите микромазками несколько горизонтальных штрихов на прожилки внизу лепестков, у основания.


Осталось добавить к белесой смеси буквально каплю зеленой краски, прорисовать прожилки внизу среднего центрального и немного на листочке.

Вот какая бижутерия ручной работы получится.


Теперь ознакомьтесь с тем, как в старину украшали свои головы девушки. Следующий мастер-класс поможет изготовить повязку «Архангельская».

Как сделать праздничный головной убор русских девушек?


Такая деталь старинной одежды мастерится в технике «шитья по бели». Оно предполагает вышивку по х/б шнуру жемчугом в 2–3 ряда. Его пришивают на основу поперечными стежками, а в образовавшуюся ложбину укладывают жемчуг (сейчас чаще используют бисер). В результате чего, жемчуг или бисер «ляжет» ровно и аккуратно. А контуры узора декорируют золотым или серебряным шнуром.

Вот что потребуется, для того, чтобы сделать старинную повязку на голову:

  • белая х/б ткань;
  • голубой и белый шелк;
  • белый шнур (сутаж);
  • холст;
  • мелкий белый бисер;
  • крупные стразы - 2 белых и 3 голубые, средние: 2 голубых и 3 светло-желтых;
  • маленькие стразы - 9 голубых, 3 желтых и 3 зеленых;
  • картон;
  • бисерные иглы;
  • 2 жемчужные нити по 30 см;
  • белые нитки;
  • большие пяльцы или деревянный подрамник;
  • ножницы.

Подобный народный художественный промысел характерен для северных народов, именно там зародилось «шитье по бели».


Натяните холст на пяльцы или подрамник. Сверху на него наложите белую х/б ткань.
Поверх нее накладывается и закрепляется слой шелковой материи голубого цвета – это прямоугольник 21х40 см. Пришейте его на это хлопковое полотно наметочным швом, который по окончании работы нужно будет убрать.

На этом шелковом голубом полотне тонким мелком или специальным водораствопримым маркером начертите контуры орнамента. Можно это сделать при помощи простого карандаша, так как все равно данный набросок вы прикроете шнуром (сутажем), его притачайте, используя шов «вперед иголка».


Стежки должны быть мелкими. Декорируйте шнур внизу двумя белыми и тремя голубыми крупными стразами, а вверху пришейте три желтые и две голубые.

Притачайте сутаж по контуру страз. А по ореолу белых поместите жемчуг. Им же окаймите стразы по кругу, расположенные в розетках. А нижние розетки старинного головного убора заполните шнуром.


Остались незаполненными две розетки, их нужно выложить лепестками стилизованных цветов. Чтобы оформить верхнюю часть головного убора, вокруг страз среднего размера выложите цветы сутажем. Затем также при помощи шнура, сделайте из него ветви и листочки.


Орнамент оформлен сутажем, теперь нужно пришить по нему бисер. Для этого нанижите пять-шесть штук на нить, укладывайте такие фрагменты на шнуре. А закреплять нужно поперечными стежками по две-три бисерины. Это делается так: после того как вы прикрепили шесть-семь штук, проденьте иглу через пару последних пришитых бисерин.

Следите за ровностью рядов, выполняйте их строго шнуру. Нужно хорошо натягивать нить, чтобы бисерины хорошо прилегали друг к другу.



Когда закончите оформлять орнамент, снимите работу с пялец или с подрамника. Нужно вырезать трехслойный кокошник, прибавив 5 см на швы, чтобы готовый убор имел размеры 40х21 см.


Низ головного убора вырежьте по рисунку полукругами. К верху и к низу украшения пришейте выкроенную подкладку из шелка голубого цвета. При этом бока остаются свободными. В этот просвет вставьте прямоугольник картона, чтобы придать конструкции жесткости.

Из белой шелковой ткани выкраиваются две ленты 18 на 90 см, обрабатываем их края обметочным швом.

На лицевую часть, к бокам, притачайте две шелковые ленты размером 18х90 см (предварительно обметав их края). Эти элементы закладывают в складки, прикрепляют при помощи шва «вперед иголка».

На низ повязки, под каждую розетку из пяти, пришивают бисерные нити.


Теперь вы имеется представление о том, как народное декоративно прикладное искусство выработало принцип изготовления и украшения головного убора. Недаром такие повязки называют «Архангельскими», так как сутажное шитье характерно для этих северных мест.

Хохломская роспись своими руками

Это также народный художественный промысел, возник он примерно 300 лет назад. Тогда в селе Хохлома, в Нижегородской области мастера создали промысел. Они делали деревянную посуду и расписывали ее определенным образом. Растительный орнамент в золотых и красных тонах наносится на чёрный фон. Эта роспись стала называться «хохломской».

Как украсить доску на кухню?


Попробуйте окунуться в этот народный художественный промысел, изготовив доску для кухни, но которая будет расписана под хохлому современным способом. Для этого используется техника декупажа.

Для воплощения этой идеи купите салфетки с рисунком под хохлому или бумагу для декупажа с изображением такого типа, можно скачать из интернета. Заготовки для досточек берут готовые неокрашенные или делают их своим руками, лобзиком из фанеры толщиной 3–4 мм.

Вот список необходимого:

  • заготовка для досок;
  • карандаш;
  • копирка;
  • шило;
  • ножницы;
  • наждачная бумага;
  • клей ПВА;
  • мебельный лак.
С салфеток снимите только верхнюю часть, понадобится лишь она. Если распечатали изображение, используйте для этого тонкую бумагу, перед наклеиванием на доску ее края с обратной стороны нужно ошкурить для лучшего прилегания.

Если используете салфетку, тогда смажьте клеем досточку. Если взяли бумагу, тогда промажьте ее. Приклейте любую из этих заготовок к лицевой стороне доски. Когда клей высохнет, промажьте бумажную основу лаком в 2 слоя.

Когда он высохнет, можно повесить доску на самое видное место на кухне, чтобы любоваться этим произведением искусства.

Хохломская роспись позволит создать и шкатулку.

Роспись шкатулки

Почувствуйте себя настоящими мастерами, которым близко народное декоративно-прикладное искусство. Распишите деревянную шкатулку под хохлому. Для такого творчества будут нужны:

  • акриловые краски, предназначенные для работы с деревом;
  • малярный скотч - узкий;
  • деревянная шкатулка;
  • фоновая бронзовая или золотая краска;
  • лак для дерева;
  • три беличьи кисти - № 1–3;
  • мягкая кисть для нанесения лака;
  • карандаш;
  • наждачная бумага;
  • калька.

Краску для дерева можно приобрести в художественном салоне, как и лак, который наносят кистью или в аэрозоли.


Если деревянная шкатулка не новая, на ней есть неровности, пройдитесь по ним мелкой наждачной бумагой.


Теперь нанесите на всю шкатулку фоновую краску в 2 слой. Но сначала подождите, пока высохнет первый. На следующий этап переходите только тогда, когда и второй слой полностью высохнет.

Не теряйте времени, пока это происходит, вы успеете нарисовать понравившийся или придуманный вами рисунок на кальке. Нужно изобразить основные детали, мелкие вы нанесете прямо на шкатулку.

Когда фоновая краска на ней до конца высохнет, прикрепите сверху кальку с изображением растительного орнамента, взяв скотч. Тогда этот шаблон закрепится и не станет съезжать. Чтобы перенести очертания на шкатулку, водите по линиям рисунка на кальке, слегка нажимая. Тогда изображение отпечатается на шкатулке.

Взяв кисточку под номером один и черную краску, обводите на шкатулке изображение.


Приклейте по периметру крышки скотч, он не даст заходить сюда черной краске. А ею вы закрасите фон. Его вы сделаете кисточкой под номером 3.

Скотч отклейте лишь тогда, когда краска высохнет. Тогда можно приступать к творческой части, рисовать цветы и ягоды.


Чтобы нарисовать смородины ровно, окуните обратную сторону карандаша с круглыми гранями в краску, приложите, как печать, к поверхности шкатулки.


Осталось изобразить траву, где-то дорисовать цветочки, усики, капельки, точки на клубнике, блики. Когда все это высохнет, покройте двумя или тремя слоями лака, давая каждому высохнуть.


Шкатулка готова! Вот какой красивой она получится. Если вам понравилось мастерить шкатулки, оформлять их, посмотрите, как сделать шкатулку из конфет. Заодно и перекусите сладким, чтобы повысить работоспособность, захотеть прямо сейчас сделать своими руками красивые предметы. Такое народное творчество более современное, но создавать подобные предметы не менее интересно.

Шкатулка из конфет

Если вам понравилось делать шкатулку, в качестве бонуса - ещё одно изделие, но съедобное. Для его изготовления берутся:

  • креповая бумага;
  • деревянная шпажка;
  • цветной картон;
  • конфеты;
  • клей ПВА;
  • двусторонний скотч;
  • ножницы.


Сначала нужно спрятать хвостики конфет, чтобы съедобные элементы хорошо смотрелись. Уберите эти детали, подклеив те к основанию скотчем.

От картона отрежьте полосу. Её высота - это высота конфет без «хвостиков». Диаметр - произвольный. Если он около 8 см, тогда потребуется 300 г конфет.

Сверните эту заготовку в цилиндр, закрепите степлером. Приложите её к картону, обведите, вырежьте круг, который нужно приклеить к цилиндру.


Прикрепите к шкатулке двусторонний скотч, но пока верхнюю предохранительную пленку не снимайте. Будете убирать ее постепенно, приклеивая конфеты.


Когда все их прикрепите, останется обкрутить эту красоту лентой, оставить изделие в таком виде или декорировать, розами из бумаги. Для этого отрежьте от креповой бумаги поперек волокон полосу шириной 5 см. С одной стороны накрутите ее на шпажку. Чтобы придать форму лепестка, растяните по центру.

Вложите в него карамель, обкрутите бумагой, прихватив «хвостик» фантика, чтобы сформировать розу. Зафиксируйте ее флористической лентой, завязав ту у основания. Трех розочек будет достаточно.


Такой современный народный художественный промысел непременно порадует ребенка или взрослую сластену, станет оригинальным подарком.

Если вы хотите воочию увидеть, как сделать шкатулку под хохлому в старинных традициях, тогда предлагаем посмотреть видео-урок.


А вот как смастерить деревянную круглую шкатулку.

Хорошая серия красочных пособий от Мозаики-Синтез - альбомы по народной росписи и народному искусству, темы альбомов - самые разные.

Книги небольшие, недорогие, очень хороши для занятий с детьми.

В тех изданиях, что чуть подороже, помимо самого альбома прилагается ещё и.

Гжель и хохлома, городец, филимоновские свистульки, роспись матрёшек, мезенская роспись, жостовские подносы, дымковская игрушка, и многое другое.

Пособия очень хороши для занятий по технологии в младших классах.

Издания этой серии предназначены для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста основам изобразительного искусства и художественного труда.

Каждый выпуск - красочный альбом, цикл занятий по определенной теме с игровыми, подробно иллюстрированными заданиями для детей и методическими рекомендациями для педагогов и родителей. Сначала лучше освоить пособие родителю, а потом уже преподавать своим детям.

Издание поможет педагогам начальных классов, воспитателям старших групп дошкольных образовательных учреждений, преподавателям художественных школ, руководителям кружков и различных студий, а также родителям организовать интересные занятия и полезный досуг детей.

Народные промыслы детям

Мезенская роспись

Лепим народную игрушку. Рабочая тетрадь для занятий с детьми 5-9 лет. Данное пособие из серии "Искусство - детям" посвящено лепке из глины народной игрушки, а именно Каргопольской игрушки.


Жостовский букет (+ форма для росписи). Диаметр формы для росписи: 190 мм.

Рабочая тетрадь по основам народного искусства рекомендуется для занятий с детьми 8-10 лет на уроках труда и изобразительного искусства.


Цветочные узоры Полхов-Майдана (+ форма для росписи). Размер формы для росписи: 100 мм x 200 мм.


Филимоновские свистульки (+ форма для росписи)


Размер формы для росписи: 120 мм x 190 мм.


Узоры Северной Двины (+ форма для росписи)

В представленный комплект входят рабочая тетрадь и форма для росписи. Форму с лицевой стороны можно раскрасить по готовому рисунку, а с оборотной - расписать самостоятельно. Форму можно использовать и как трафарет. Для работы понадобятся кисти (№2 и №3), акриловые или гуашевые краски и бесцветный лак.
Размер формы для росписи: 125 мм x 200 мм.

Рисование - пособие для детей.

Дымковская игрушка - учимся росписи.


Альбом - обучение городецкой росписи.

Каргопольская игрушка


Гжель - с формой для росписи.

Гжель. Пособие по росписи.

Народные промыслы – это раздел о работе педагогов с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по обучению традициям народного декоративно-прикладного искусства. Здесь размещаются конспекты занятий по художественному творчеству, мастер-классы, материалы для ознакомления детей с народными ремеслами, исследовательские проекты по русской истории.

Декоративно-прикладное искусство

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:

Показаны публикации 1-10 из 5463 .
Все разделы | Народные промыслы

Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей! В ней нету цвету дымного, Что серости серей. В ней что-то есть от радуги, От капелек росы, В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы! Она глядит не прянично – Ликующие и празднично. В ней молодость – изюминка, В ней удаль и размах…...

Консультация для родителей «Промыслы Дона» Мы, зимовниковцы, живем в краю донском, в центре обширных сальских степей. Древняя, древняя, степная земля! Рельеф наших мест особо не затейлив, но тем и красив, что позволяет увидеть нашу степь на много-много верст кругом. Широко, привольно, и все как на огромной ладони...

Народные промыслы - Дидактический материал «Матрешки» как уникальное средство обеспечения занимательности детей

Публикация «Дидактический материал «Матрешки» как уникальное средство обеспечения...»
Возраст: старшая и подготовительная группа - 5-7 лет Дидактический материал "Матрешки" - это уникальное средство обеспечения занимательности детей во время организованно-образовательной деятельности и в самостоятельной (игровой) деятельности. Занимаясь с этим материалом,...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

b]Структура конспекта совместной образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода 1 .Цель: познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно - прикладного искусства. 2.Задачи: - учить расписывать...

Патриотическое воспитание юного поколения – одна из главных задач нашего времени. За последние годы произошли глобальные изменения в нашей стране. Особенно это коснулось нравственных ценностей и отношения людей к Родине. Зачастую материальные ценности в наше время доминируют над...

Непосредственная организованная деятельность по конструированию «Домик для матрешки» во второй младшей группе Программное содержание: Обучающая: Познакомить детей с основными частями конструкции домика: полом, потолком, крышей, стенами, в них окна, а также пространственным расположением этих частей относительно друг друга; показать способ конструирования домика и объяснить, какая...

Народные промыслы - Урок литературного чтения в 3-м классе по технологии развития критического мышления «В. Ю. Драгунский «Дымка и Антон»

Усачёва Марина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №11 г. Новосибирск В. Ю. Драгунский «Дымка и Антон» Цель: - Создать условия для изучения произведения В. Драгунского "Дымка и Антон". - Способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в...


Цель игры: Обучать группировке предметов по цвету, соотнесению предметов по форме методом наложения, активизировать в речи детей слова «большой», «маленький», закрепить знание цветовой палитры основных цветов, познакомить детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат,...


Цель: - Учить детей расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи. Учить выделять элементы росписи, их композиционное расположение, колорит. - Развивать чувство ритма, цвета, композиции, развивать умения детей в смешивании цвета. - Воспитывать интерес к изделиям городецких...

Конспект занятия по лепке «Барашек» по образцу филимоновской игрушки Лепка «Барашек»(по образцу филимоновской игрушки) Цель:Познакомить с филимоновскими игрушками(птицами, животсными, вызвать к ним интерес, желание вылепить игрушку;учить выделять отличительные особенности игрушек(красивая плавная форма,яркие, нарядные полосы. Средства...

Русская культура не мыслится без народных художественных промыслов – декоративно-прикладное искусство, передаваемое из поколения в поколение, несет историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа. И не только! Продукция русских народных ремесел – это настоящие произведения искусства, представляющие эстетическую и культурологическую ценность.

Филимоновская игрушка, хохломская роспись, гжель и другие промыслы нравятся детям. Они с удовольствием берутся за роспись, лепку, плетение, вышивку. Творческая работа в традиционных народных техниках учит быть терпеливыми – чтобы создать самостоятельное изделие, нужен кропотливый труд. Знакомство с народными ремеслами дает представление о разных материалах, способах их обработки, художественных приемах украшения предметов быта, интерьера, одежды, игрушек.

Дошкольники чаще познают народное творчество через стилизованные поделки. Однако такая деятельность не уменьшает эстетического воздействия на ребенка. Народные промыслы позволяют ребенку выразить собственное отношение к игрушке, тарелочке, матрешке или другому предмету, которое создается своими руками. Развитие мелкой моторики, цветовосприятия, воображения, навыков работы с инструментами – народные промыслы дают широкий простор для развития и воспитания.