Адрес: Cathédrale Notre-Dame de Paris 6 Parvis Notre Dame - Place Jean-Paul II, 75004 Paris, France. Как добраться: станция метро "Cité". Стоимость посещение: посещение собора бесплатное; Стоимость посещение сокровещницы собора: взрослые - 3 € , студенты - 2 €, дети до 12 лет - 1 €. Время работы сбора: понедельник - пятница с 08:00 до 18:45, выходные дни с 08:00 до 19:15. Время работы сокровещницы: понедельник - пятница с 09:30 до 18:00, суббота с 09:30 до 18:30, воскресенье с 13:30 до 18:30.

Собор Парижской Богоматери - духовный центр Парижа

Вселенная держится на гармонии, любви и взаимопонимании. Созданный Творцом мир уникален, прекрасен, непостижим. Человек - венец творения, находится в центре всего сущего на Земле, но далеко не всегда осознает свое предназначение. Часто не благодаря любви к окружающему, а через горечь, страдания, боль идет тернистой дорогой к Богу, моля о защите, прося помощи. Ищет посредника, умеющего возвести мосты понимания между ним и Отцом Небесным. И тогда самой близкой, дорогой становится женщина, мать, сумевшая объять необъятное, вместить невместимое, преподнести неоценимый подарок человечеству - родить сына Господа. Не зря по всей планете выстроены храмы в ее честь. И один из них, овеянный таинственностью и романтикой, располагается в Париже - собор Парижской Богоматери , привлекающий к себе потоки верующих и неверующих, праведников и грешников.

Нелегкая судьба кафедрального собора

Окутанный изысканными каменными кружевами, из-под которых выглядывают жутко-фантастические фигуры химер, насмешливо наблюдающие за толпами паломников и туристов, гордо возвышается на острове Сите легендарный собор Богоматери - сакральное сердце Парижа.
Во времена Римской империи там стоял храм Юпитера. На его месте возвели две базилики, посвященные Пречистой и Св. Стефану, но в XII ст. они обветшали, как и скромная часовенка Архангела Михаила (в ее честь нарекли проспект Сен-Мишель). В ней в 1165 г. епископ Морис окрестил будущего французского монарха Филиппа-Дьедоне-Августа, сделавшего все возможное, чтобы Париж стал столицей.
Выходец из очень бедной семьи Морис де Сюлли, глубоко верующий человек, ведя праведную жизнь, добился назначения в 1160 г. сана епископа. Этот пост он занимал 36 лет. Глядя на удручающий вид церквей в центре города, задумал вместо них воздвигнуть дом Божий, превышающий величием все святыни, построенные до этого. Он понимал, что на осуществление грандиозного плана потребуется не одно столетие, и ему не доведется увидеть результат, но это не пугало, ведь хотелось установить его во славу Пресвятой Девы. Пригласили десятки архитекторов, но история упоминает нескольких, внесших наибольший вклад в великое дело: Жана де Шеля, Жана Рави и Пьера де Монтрея. План строения в форме латинского креста выбран не случайно, он служит напоминанием о том, что распятый на кресте Иисус избавил человечество от власти дьявола. В 1163 г. в столицу приехал папа римский Александр III для заложения с самодержцем Людовиком VII первого камня в фундамент будущего величественного строения.
Деньги собирали всем людом, их жертвовали даже местные куртизанки, попросив разрешения у духовных лиц. Люди, не имевшие возможности помочь финансово, принимали непосредственное участие, трудясь столярами, плотниками, каменотесами. Работали по 12 часов, только в зимнее время рабочий день сокращался до 9.
Могущественные сооружения, как высокие горы - творения веков. На строительство, завершившееся в 1345 г., ушло практически 2 столетия. Пятинефная церковь, вмещающая до 9 тыс. человек, возведенная в стиле готики, где вертикальные линии преобладают над горизонтальными, была наибольшей постройкой того времени.
Если бы камни умели говорить, они бы поведали о великих событиях и множественных потрясениях, переживших собором за свою многовековую историю. Его стены помнят крестоносцев, взывающих молитвой к Богу перед отбытием на священную войну, коленопреклоненных королей и озверевших бунтарей, видели похороны, блестящие свадьбы. В 1422 г. здесь венчался Франциск II с Марией Стюарт, а через полтора века (1572 г.) - Генрих Наваррский с Маргаритой Валуа, восходил на трон Генрих VI.
Нотр-Дам всегда был в гуще всех событий Франции. Никакие природные катаклизмы не действуют настолько разрушительно, как человеческая злоба и ненависть. Здание сильно пострадало в 1789 г. во время французской революции. Обезумевшие от вдохновленных речей революционеров парижане, ворвавшись в храм, громили все на своем пути. Полетели головы статуй библейских царей, которых приняли за французских королей, разноцветными слезами осколков разлетались витражи, опустела сокровищница. Бунтовщики хотели взорвать Божью обитель, но, очевидно, высшие силы не допустили: у мятежников закончился запас пороха. Растерявшись, затем, поостыв немного, оставили затею взрыва, решив обустроить здесь склад для хранения провиантов.

Лишь при Наполеоне в1812 г. церковь возвратили приходу, освятив повторно. 2 декабря 1804 г. здесь короновался Наполеон Бонапарт. Находящийся в Лувре огромный холст Давида знакомит с коронацией Жозефины, проводимой Бонапартом. Но все течет и меняется. Спустя несколько лет произошло торжественное бракосочетание императора с Марией-Луизой, подарившей ему в 1811 г. сына - наследника престола.
Развернувшееся строительство в наполеоновский период не помогло Нотр-Даму, он выглядел запущенным и жалким. Разоренная революцией страна не имела средств на его возрождение. Написанный 28-летним прозаиком Гюго замечательный роман "Собор Парижской Богоматери" задел струны души тысячи людей. Молодой писатель хотел замечательным произведением вызвать у народа любовь к своей архитектуре, о чем писал он в предисловии. И это получилось. В 1832 г. власти создали комиссию по реставрации, поручив ее талантливому архитектору Виолле-ле-Дюку. Возрождение длилось на протяжении 23 лет. За эти годы заменили уничтоженные скульптуры, возвели высокий шпиль, полностью восстановили разбитые витражи. Расчистив территорию от примыкающих строений, выложили небольшую площадь перед центральным входом. На верхней площадке в знаменитой галерее поселили химер.

Впечатление от внешнего облика

Вызывает трепет в душе уникальность архитектуры здания, не зря его ежегодно посещают порядка 14 млн. человек, не иссякает сюда поток паломников. Внушительное, громоздкое сооружение одновременно кажется невероятно воздушным, легким, напоминая, по словам Гюго, "огромную каменную симфонию". И это, действительно, так. Оно, подобно египетским пирамидам или Парфенону в Афинах, своим величием открыло новые изумительные странички в культуре французской нации. Глядя на это чудо, начинаешь невольно верить в причастность к его созданию потусторонних сил. Чего стоят одни только створки ворот, находящихся перед входом, сложно поверить, что этот шедевр - результат творения рук человеческих.

Загадка, ушедшая с мастером

Легенда гласит, что ворота поручили выполнить кузнецу Бискорне. Они должны были по красоте соответствовать величию постройки. Взявшись за столь ответственное задание, он с ужасом понял, что для его реализации недостаточно одного имеющегося мастерства. И тогда в отчаянии он обратился за помощью к сверхъестественным силам.
Каноник, пришедший проверить утром, как продвигается дело, застал его лежащим в кузнице без чувств. Увидев готовую работу, человек не мог поверить глазам: филигранная тонкая работа из витиеватых замысловатых орнаментов представляла собой нереальную, сказочную композицию. Очнувшийся автор отказался от объяснений, только стал мрачнее тучи, ушел в себя.
Неладное заподозрили лишь после установки. Закрепив ворота на замки, оказалось, что никому не под силу их открыть. Не смог справиться с этим даже Бискорне. Служители, испугавшись, окропили их святой водой. Тогда они смогли зайти в храм. А сотворивший их гений, лишившись речи, вскоре умер, навеки унеся с собой тайну.

Величественная архитектура собора

Величавый западный фасад шириной 41 м, смотрящий на площадь, по вертикальной линии разграничен пилястрами. По горизонтали разделен на три части. Вверху - башни в форме прямоугольника, возвышающиеся на 69 м. Средний ярус сделан в виде галереи с 28 изваяниями иудейских царей высотой более 3 м и окон-розеток (XIII в.). Нижний состоит из 3 разных порталов. Скульптурное оформление центрального входа изображает картину Страшного Суда. На престоле восседает Иисус, под ним - град небесный. Справа - праведники и Архангел Михаил. Слева - безбожники, направляемые чертями в пекло к последнему возмездию. Внизу - сцена Воскресения. С обеих сторон окружают Господа ангелы с орудиями Страстей и Пречистая с Иоанном Крестителем, молящиеся за грешников. Выступ, разделяющий створки двери, декорирован статуей Христа, по бокам - по 6 апостолов. Под ними - медальоны с человеческими пороками.
Левая часть портала посвящена Св. Деве. Ее украшают скульптуры XII - XIII вв. В центре - Мадонна с младенцем на руках. Здесь можно познакомиться с завершением ее земного пути. Возле умирающей женщины стоят 12 апостолов. Показана сцена коронации после воскресения. Боковые пилястры отделаны символическими фигурами 12-ти месяцев.
Правая сторона, посвященная матери Богородицы, отображает жизнь Анны и Иоакима. Родительница восседает на троне в окружении Св. Мориса и коленопреклоненного императора Людовика VII. Его склоненная фигура подчеркивает превосходство небесного над земным.
Находясь здесь, вспоминается сюжет из замечательного романа Гюго. Невольно перед глазами всплывают ясла, стоящие у входа, куда нерадивые мамочки подбрасывали нежеланных рожденных детей. Именно в них Клод Фролло, заметив, подобрал подкидыша - горбатого, кривоногого уродца, названного Квазимодо, которого сложно было назвать человеком, хотя человечности в изуродованном теле оказалось больше, чем у многих других.
Ярким цветом привлекают внимание красные врата, позволяющие быстро проходить в собор каноникам и хористам, их восстановили в 2012 г. Над ними видится картина коронования Марии, которую наблюдают монарх Людовик IX и королева Маргарет Прованская. Здесь же воспроизведены детские годы Творца. На дуге, обрамляющей арочный проем, - чудеса, происходившие с Марселем и Феофилом.
В южном направлении, смотрящем на Сену, - портал великомученика Св. Стефана, защитника собора, некогда стоявшего на этом месте. Пройдя мимо заступника, можно было легко попасть в резиденцию епископа. На тимпане - жизненные страдания праведника: его проповеди христианской морали, избиение камнями, суд, похороны.
Основание остроконечного шпиля, устремленного ввысь на 90 м, украшены изваяниями божьих посланников, которые будто бы спускаются с небесной обители на грешную землю, пристально всматриваясь в нее. Только один обернулся в направлении небес.

Чудо-окна

Установленный с юга оконный проем диаметром 13 м напоминает розу, состоящую из 84 лепестков. На них можно разглядеть эпизоды Нового и Ветхого Заветов, 20 ангелочков с венками и свечками, Христа, окруженного святыми, великомучениками. По центру - сюжет второго пришествия. Цветок лежит на поясе, оформленном стрельчатыми окошечками (автор Альфред Жерент 1861 г.).
В северной части фасада, поднятый на высоту 21 м, расположен настоящий готический шедевр - окно-розетка диаметром 13 м, сохранившее после перенесенных бед 85% мозаичных рисунков. По центру - юная Мария с новорожденным, слугами Божьими, судьями, пророками, королями, написанными на многочисленных медальонах. Лиловый и фиолетовый тон, преобладающий в цветовой гамме, говорит о тревоге в ожидании рождения Мессии.
Центральное витражное окно со скульптурой Девы с маленьким сыном в окружении серафимов, самое старинное(1220 г.), находится с запада. Хоть оно и кажется громадным, но его диаметр всего 9, 6 м. Состоит из трех кругов. В ближайшем от центральной части - 12 пророков, далее показаны сезонные виды сельскохозяйственных работ, соответствующие зодиакальным знакам. За ними располагаются воины-добродетели с копьями, выступающие против пороков.

Внутреннее убранство

Зайдя в собор, захватывает дух от грандиозности размеров (130 х 50 х 35 м). Цилиндрические колонны 5-ти метрового диаметра, поддерживающие свод, облегчены резными капителями с лиственным орнаментом, напоминающим Эдемский сад. Они делят церковное пространство на 5 нефов. Помещение освещается бронзовыми люстрами, через витражные окна проникают солнечные лучи, посылая серым стенам радугу оттенков, горят свечи, но и этого не вполне достаточно для такой громадной территории. Присутствующий внутри полумрак придает ощущение таинственности.
В глубине главного нефа обустроен алтарь с целой цепочкой резных фигурок, представляющих некую перегородку, отделяющую хоры от нефа (работа Жана Рави). 9 сцен из Библии (XIV в.), разделенных между собой столбиками, представлены на южной стороне. На них изображено явление воскресшего Иисуса пред Марией Магдалиной, женами-мироносицами, Петром, Иоанном, Фомой, встреча с последователями на Тивериадском озере.
В северной преграде - 14 резных картин (XIII в.), подробно рассказывающих о жизни сына Божьего от рождения, не включая трагические события, происшедшие после окончания Тайной вечери. Это 50-ти летний труд гениальных резчиков: Жана Рави, непревзойденного Пьера де Шеля, талантливого Жана Ле Бутейлера.
Невозможно пропустить уникальное творение, принадлежащее Н. Кусту - "Пьету". Резной цоколь делал Франсуа Жирардон. На руках Богоматери лежит бездыханное тело ее единственного ребенка - сына, снятого с креста. В материнских глазах застыла нечеловеческая боль.
Ее взгляд направлен в небеса, ища там поддержку, надежду на воскрешение, обещанное высшими силами. Рядом стоят два самодержца - Людовик XIII, предлагающий королевские регалии, и его наследник. Их окружают 6 вылитых из бронзы ангелов, удерживающих орудия, которыми убили Христа.
Страстно мечтавший о продолжении рода Людовик XIII взывал молитвой к Деве, послать ему наследника, обещая в благодарность произвести украшение Пьеты. Молитвы были услышаны. В 1635 г. родился его первенец. Однако, через 5 лет монарх скончался, не успев исполнить обещанное. Прошло 60 лет, прежде чем преемник смог исполнить волю отца. .

Основная сокровищница

Толпы паломников прибывают сюда преклонить колени перед святынями, находящимися в капелле рыцарей Гроба Господнего: священного венца из веток терновника, лежащего ныне в хрустальном кольце с золотой оправой, одного из гвоздей, пронзившего тело Спасителя. В период соблюдения Великого поста (по пятницам) их выносят к верующим, чтобы те имели возможность поклониться. Реликварий расположен в сердце прославленного костела, открыт официально в 2009 г. Позади него - изваяние Девы Марии, держащей гвозди, изранившие ее сына.

Музыка, проникающая в душу

Кого оставляют равнодушным звуки органа, наполняющие все естество возвышенными чувствами? Он состоит из нескольких клавиатур, мануалов. Их количество зависит от величины инструмента. Первый орган установили в 1402 г. Не единожды его перестраивали, реконструировали. Нынешний снабжен целым рядом рычагов и 5-тью мануалами. Его полностью компьютеризировали в 1992г. Сегодня служба сопровождается видеоэффектами: на прозрачном экране появляется молитвенный текст на английском и французском, проплывают медленно библейские сюжеты, через которые просматриваются изумительные витражи. Все это сопровождается чарующими звуками наибольшего во Франции органа.

Необыкновенный голос Нотр-Дама

Ежедневно утром и вечером разрывает тишину колокольный перезвон, зовущий к службе. Сначала соборные башни вмещали 4 колокола, в честь 850-летия костела к ним прибавились еще 9. Каждый колокол звучит своим неповторимым голосом, имеет собственное имя. Самый старинный из них - Белль (1631 г.), наибольший наречен Эммануэлем. Вес его составляет 13 т, язык весит 500 кг. Огромнейшее везение услышать его прекрасный звон, раздающийся только в особо торжественных случаях. Раскачать его не так просто, нужна немалая сила. Романтик Гюго описывает, как легко справлялся с этим Квазимодо. Он до безумия любил все колокола, относясь к ним трепетно и нежно, а ведь именно они сделали его глухим. Но звучание главного он все же слышал, обожая его больше всех. Горбун наполнялся неистовым восторгом, когда надо было его разбудить. Минутку он с благоговением на него смотрел, что-то шептал, нежно поглаживая. Когда раздавался удар медного языка о могучие стенки, его тело начинало вибрировать в унисон с гигантским колоколом. Звонарь купался в этом звуке, подобно птице в ласковых лучах солнца.

Молчаливые стражники храма

Никому не удается избежать соблазна побывать на галерее, преодолев при этом 387 ступеней. Мистические существа, прописавшиеся здесь, притягивают посетителей невероятной силой. Автор наделил их туловищем обезьяны, крыльями летучей мыши, змеиной головой. Страшно и интересно, хочется понять, зачем они здесь, от кого охраняют, кого отпугивают. Заселили их сюда в разное время, наделив различным предназначением.
Сначала, еще в Средневековье, появились горгульи - стражи тьмы, похожие на драконов, означающие в переводе с французского желоб. В их обязанность входит извергать из чудовищных пастей потоки воды во время дождя, уберегая таким способом от разрушения фундамент и стены здания.
А вот присутствие химер на христианском храме вызывает удивление. Но все объяснимо, ведь еще в старину люди были уверены, что всякую нечисть может отпугнуть лишь подобное. Вот и поселились здесь эти необычные каменные создания, но гораздо позже горгулий, при реконструкции, проводимой Виоллем-ле-Дюком для воссоздания загадочной атмосферы средних веков.
При входе в галерею, обращает на себя внимание фигура химеры, которая как бы задумалась о чем-то. Опершись головой на лапы, наблюдает за переменчивой столицей, вечно суматошной толпой, удивляясь людской суете.
Особый интерес вызывает ночной крылатый демон Стрикс - полуженщина-полуптица. Согласно преданию, основной ее пищей есть кровь новорожденных, которых она похищает, унося в лапах с длинными когтями. Древнеримским писателем-эрудитом Плинием Старшим в "Естественной истории" описан миф об этих монстрах, отравлявших младенцев во время кормления, ибо молоко их было ядовито. Римлянам, боявшимся этих чудовищ, они напоминали вампиров.
Находясь наверху, поражаешься, как одно и то же место могло соединить в себе несочетаемые вещи: добро со злом, святость с пороком, святую обитель со злыми духами на колокольне. И все это, сливаясь в единой архитектурной симфонии, представляет застывшую в камне музыку.
Оказавшись здесь, теряешься, не понимая, чему отдать предпочтение: каменным чудовищам или расстилающейся внизу ошеломительно красивой панораме Парижа, представшего во всем великолепии. Отсюда прекрасно просматривается Гревская площадь, где, по описанию Гюго, на брошенном под ноги персидском ковре танцевала под бубен юная цыганочка ангельской внешности. Огненный, взрывной, безудержный и в то же время такой грациозный танец завораживал. Разинув рты, смотрела на уличную плясунью восхищенная толпа. Не отрывая взгляд, с разных сторон наблюдали за ней три пары глаз, принадлежащих мужчинам, готовым продать душу дьяволу за ночь, проведенную с ней, но только один из них любил ее больше жизни.
Пронизанный тишиной столетий собор обладает неземной энергетической силой великой женщины, Богоматери, не дрогнувшей перед тяжелейшими испытаниями, посланными ей Небесами. Поклонитесь ей, от всего человечества попросите прошения. И пусть ее божественная искра разгорится в вашем сердце огнем любви ко всему сущему на земле.

Нотр-Дам-де-Пари благодаря роману Виктора Гюго известен всеми миру. Мало кто знает, но одна из известнейших парижских достопримечательностей обязана писателю еще и спасением от разрушения.

К тому моменту как был отправлен в 1832 году в печать роман Гюго, еще не столь знаменитый Собор Богоматери пребывал в весьма печальном состоянии - годы не пощадили его. При том, что сооружению было уже более 500 лет, история достопримечательности мало волновала французов. И сам писатель утверждал, что одна из задач, которые он ставил перед собой, состоит в том, чтобы научить парижан любить архитектуру.

Собор Нотр-Дам-де-Пари вид с Сены
Вид на Собор Нотр-Дам-де-Пари
Собор Нотр-Дам-де-Пари - горгульи

А архитектура этого собора действительно заслуживает внимания. На строительство Нотр-Дам-де-Пари ушло более двух столетий - здание в готическом стиле возводили с 1163 по 1345 год. К процессу подошли фундаментально: было снесено несколько зданий, построена новая дорога. Интересно, что сооружение освятили и начали использовать еще на этапе возведения - в 1182 был освящен алтарь, хотя сама архитектурная конструкция к тому моменту не приобрела своих окончательных очертаний. При всем этом, неф собора закончили только к 1196, когда появились деньги на строительство крыши.

Не удивительно, что за время работ к строительству было привлечено несколько десятков архитекторов. Однако в итоге они сумели построить уникальное сооружение, которое сегодня претендует на звание одно из самых известных христианских храмов в мире (ежегодно его посещает до 14 миллионов туристов). Но стремление реализовать в общем детище собственные идеи все же можно обнаружить, присмотревшись к этому ансамблю. Если рассматривать его пристально, то становится понятно, что западная стена и башни отличаются стилистически и габаритами.

Собор Нотр-Дам-де-Пари - фасад
Собор Нотр-Дам-де-Пари - стены
Собор Нотр-Дам-де-Пари - вечером

Отделочные работы завершили к 1345, и можно сказать, что до XVIII века Нотр-Дам-де-Пари дожил не тронутым руками строителей. А вот 18 столетие подарило ему множество испытаний и обновлений.

В 1708 - 1725 годах под управлением Робера де Кота был значительно переделан соборный хор. Эти работы стали частью выполнения мероприятий по обновлению собора, обещанных ему за роды Анны Австрийской, которая смогла забеременеть после данного Богородице обета. В процессе реконструкции из фундамента извлекли фрагменты колонн, бывших частью здания, стоявшего здесь ранее. Они оказались украшены богатым орнаментом, а создали их еще в IX веке.

На этом обновление собора завершилось. В 1789 году во Франции разгорелась революция, возглавляемая Робеспьером. Революционер объявил Нотр-Дам-де-Пари «Храмом Разума», а еще через четыре года издал указ лишить голов «каменных королей, украшающих церкви». Тогда же был уничтожен шпиль XIII века.

В 1802 году, во врем правления Наполеона, разрушающееся здание вернули церкви. А после того, как произведение Гюго снискало популярность, вопрос о сносе строения уже не стоял. И в 1841 году начались реставрационные работы, возглавленные Виолле-ле-Дюком, уже популярным в то время архитектором. За 23 года было восстановлено само строение, заменены покалеченные статуи, сооружен новый шпиль высотой в 96 метров. Благодаря Виолле-ле-Дюку появились фигуры химер на фасаде и статуи чудовищ у подножия башен.

Собор Нотр-Дам-де-Пари - внутри
Собор Нотр-Дам-де-Пари
Собор Нотр-Дам-де-Пари

Экстерьер здания, благодаря минимуму реставраций, сохранился практически в своей первозданной красоте. В частности, три узнаваемых стрельчатых портала, скрывающих в себе входы, над которыми возвышается панно с евангельскими сюжетами. Кстати, мало кто знает, что выше порталов изображены скульптуры царей из Ветхого завета - те, что были обезглавлены революционерами.

Во внешней архитектуре собора стоит отметить еще и тот факт, что северная башня более габаритная, чем южная. И изначально только в ней находились колокола. В частности, самый большой (тот, что звучит реже всех и имеет тональность фа-диез). В XV столетии колокола появились и в южной башне. Сегодня все они, кроме гиганта Эммануэль, звучат дважды в день. А самый знаменитый колокол (и самый старый), носит имя «Белль».


Point Zero - Нулевой километр

Совсем рядом с Нотр-Дам-де-Пари находится Крипта паперти Нотр-Дам - музей, в котором собраны экспонаты, связанные с собором. В частности, элементы зданий, стоявших здесь ранее, и обнаруженных в ходе раскопок 65 - 72 годов прошлого века. А еще на площади перед храмом можно найти начало всех дорог в стране - французский нулевой километр.

Собор Нотр-Дам-де-Пари часы работы:
Открыт каждый день с 8:00 до 18:45 (19:15 суббота и воскресенье).

Вход свободный и бесплатный
Проход с сумками и чемоданами - запрещен.

Экскурсии
Экскурсии на русском языке проводятся волонтерами во вторник и в среду с 14:00, в субботу 14:30
Место встречи находится в нижней части собора, под органом.
Эти экскурсии являются бесплатными.

Собор Нотр-Дам-де-Пари в цифрах

Около 13 миллионов паломников и посетителей со всего мира в год или в среднем более 30 000 человек в день. В некоторые дни, более 50 000 посетителей в день.

Здание
– Площадь 4800 м2
– Высота свода 33 метра
– Высота под крышей 43 метров
– Высота междурядьями 10 метров
- Высота башен 69 метров
– Ступеньки 380
– Высота шпиля 96 метров

– Длина нефа 60 метров
– Длина трансепта 14 метров
– Длина хора 36 метров
– Общая Длина 128 метров
– Длина Западного фасада 43 метра

– Ширина нефа 12 метров
– Ширина хора 12 метров
– Общая Ширина 40 метров
– Ширина поперечного нефа 48 метров
– Ширина Западного фасада 40 метров

– Диаметр розы на северном и южном 13,10 метров
– Диаметр розовый запад 9,70 метров

Колокола

В северной башне восемь колоколов, отлитых в 2012 году:
– Габриэль, #2, 4162 кг, диаметр 182,8 см
– Анн-Женевьев, si2, 3477 кг, диаметр 172,5 см
– Дени, do#3, 2502 кг, диаметр 153,6 см
– Марсель, ре#3, 1925 кг, диаметр 139,3 см
– Этьен, mi#3, 1494 кг, диаметр 123,7 см
– Benoît-Joseph, фа#3, 1309 кг, диаметр 120,7 см
– Морис, пол#3, 1011 кг, диаметр 109,7 см
– Жан-Мари, #3, 782 кг, диаметр 99,7 см

В южной башне, два колокола:
– Эммануэль, отлит в 1686 году, фа#2, 13230 кг, диаметр 262 см
– Мари, отлит в 2012 году, пол#2, 6023 кг, диаметр 206,5 см

Орган
Большой Орган: 5 клавиатур, 111 регистров и 7374 труб.
Орган Хора: состоит из двух клавиатур и педалей и 1840 труб.

Видео:

Адрес: 6 Parvis Notre-Dame - Pl. Jean-Paul II, 75004 Paris

Собор Парижской Богоматери, или Нотр Дам де Пари, – пожалуй, самый узнаваемый образец готической архитектуры. Его облик знаком практически каждому, как его название, ведь собор увековечен во множестве произведений искусства. Наряду с Монмартром, собор Нотр Дам является одной из главных , пропустить которую не позволяет себе практически ни один турист. Ежегодно собор посещает примерно 13,5 миллионов (!) человек. Нотр Дам притягивает путешественников не только своей уникальной архитектурой – собор окутан мистическим ореолом, полон тайн, легенд и удивительных историй.

Нотр Дам через века: история знаменитого собора

На месте дошедшего до наших дней собора Нотр-Дам с античных времен возводили святилища. Еще во времена римлян здесь стоял храм Юпитера. Затем здесь появилась первая христианская базилика Парижа, возведенная на фундаменте римского храма. А в 1163 году было начато строительство того величественного собора Нотр-Дам, который мы знаем.

На протяжении веков Нотр-Дам играл важнейшую роль в жизни Парижа и всей Франции. Здесь короновали и венчали французских королей. Здесь отпевали выдающихся сынов Франции.

Но во время Великой французской революции эта богатая история стала почти приговором собору: здание чудом уцелело! Якобинцы жаждали снести «твердыню мракобесия», но за свою главную святыню вступились сами парижане, собрав за него огромный выкуп. Здание сохранили, но изрядно над ним «поиздевались»: в частности, Нотр-Дам лишился своего знаменитого шпиля, размещенного на крыше, почти все его колокола переплавили на пушки, разрушили множество скульптур. Особенно пострадали скульптуры иудейских царей, размещенные над тремя порталами фасада: статуи обезглавили. А сам собор объявили Храмом Разума.

С 1802 года в Нотр-Даме снова стали проходить богослужения, а тремя годами позже именно здесь было совершена коронация Наполеона Бонапарта и Жозефины. Впрочем, несмотря на значимость собора, Нотр-Дам пребывал в крайне ветхом состоянии и отчаянно нуждался в реставрации. Кто знает, сохранилось бы это здание до наших дней, если бы не… Виктор Гюго и его знаменитый роман «Собор Парижской Богоматери»!

После публикации книги в 1830 году парижане вспомнили о своем архитектурном и историческом сокровище и наконец, задумались о его сохранении и реставрации. К тому времени возраст здания составлял уже почти 7 веков! В XIX веке под умелым руководством архитектора Дюка была проведена первая серьезная реставрация собора. Тогда же Нотр-Дам обрел и знаменитую галерею химер, которая сегодня так впечатляет гостей Парижа.

А в 2013 году Париж отмечал 850-летие Нотр-Дама. В качестве подарка собор получил новые колокола и отреставрированный орган.

В Нотр-Дам-де-Пари хранятся две христианские реликвии: один из фрагментов Тернового венца, который по преданию был водружен на голову Иисуса Христа, а также один из гвоздей, которыми римские легионеры прибивали Христа к кресту.

«Каменная симфония»: архитектура собора Нотр Дам

Величественное и монументальное здание собора является подлинным шедевром ранней готики. Особое впечатление производят его стрельчатые крестовые своды, прекрасные витражи и окна-розы, украшенные скульптурами входные порталы. В этом сооружении восхищает и архитектурная гармония, и дыхание истории, которое ощущается во всем его облике. Не зря Виктор Гюго называл собор Парижской Богоматери «каменной симфонией».

Нотр-Дам де Пари снаружи

Наибольшее внимание привлекает главный, западный фасад собора – он является одним из самых узнаваемых архитектурных образов. Визуально фасад разделен на три части, как по вертикали, так и по горизонтали. В нижней части находятся три портала (монументальных входа), каждый из которых имеет свое название: портал Страшного суда (центральный), портал Богоматери (левый) и портал Святой Анны (правый). Названия соответствуют сюжетам, которые изображены в удивительно красивых скульптурных композициях на сводах порталов.

В центре портала Страшного суда – фигура Христа. Под ним – встающие из могил мертвецы, разбуженные зовом ангельских труб. По левую руку Христа – грешники, отправляющиеся в ад. По правую – праведники, идущие в Рай.

Над порталами расположена так называемая “галерея царей “, представленная 28 статуями иудейских правителей. Она пострадала сильнее всего во время революции, и в процессе большой реставрации в XIX веке все разрушенные статуи были заменены на новые.

Любопытно, что уже 1977 году, во время строительных работ под одним из парижских домов, были найдены оригинальные скульптуры, утраченные в годы революции. Впоследствии выяснилось, что будущий владелец дома в разгар революционных волнений выкупил несколько статуй, заявив, что они нужны ему для фундамента. В действительности этот человек сохранил изваяния под своим домом – видимо, “до лучших времен”. Сегодня эти статуи хранятся в музее Клуни.

Со стороны западного фасада можно и рассмотреть две колокольные башни , взмывающие ввысь. Кстати, хотя на первый взгляд они кажутся симметричными, присмотревшись можно заметить легкую, едва уловимую асимметрию: левая башня несколько массивнее правой.

Если будет возможность, обойдите собор по периметру, чтобы увидеть и боковые фасады , их впечатляющие входные порталы с виртуозно выполненными рельефами, а также рассмотреть восточную апсиду храма (алтарный выступ) с удивительно красивыми резными сводчатыми арками.

Внутреннее пространство

Первое, что бросается в глаза внутри собора – необычное освещение. Свет проникает внутрь здания через многочисленные разноцветные витражи, создавая причудливую игру света на сводах центрального нефа. При этом больше всего света попадает на алтарь. Такая продуманная система освещения создает особую мистическую атмосферу.

Вместо массивных стен внутри собора Нотр-Дам – сводчатые арки и колонны. Такая организация пространства стала настоящим открытием готического стиля и позволила украсить собор множество цветных витражей.

Центральный неф Нотр-Дама кажется огромным. Масштабность собора связана с его изначальным предназначением – ведь по задумке создателей, он должен был вмещать в себя все население Парижа! И Нотр-Дам действительно прекрасно справлялся с этой задачей в то время, когда количество жителей французской столицы не превышало 10 тысяч человек. И все это население проживало на острове Сите, где находится собор.

Узнать много интересного об истории острова Сите, где и зародился Париж, можно в нашей аудиоэкскурсии “ “, доступной в приложении Travelry.

На что обратить внимание в соборе Нотр Дам

С западной стороны собора находится гордость Нотр-Дам – большой старинный орган , созданный еще в XV веке! А за ним виднеется и одно из трех витражных окон в форме розы , которые являются настоящими готическими шедеврами и украшают собор с XII столетия.

Перед алтарем находится отгороженное пространство, предназначавшееся для священников и церковных певчих и называемое хОрами . Отдельного внимания заслуживает ограда хоров – она искусно украшена цветными скульптурными композициями с изображением евангельских сюжетов, созданными еще в XIII-XIV веках! Их цветовое оформление было восстановлено при реставрации в XIX веке.

Ваше внимание привлекут и многочисленные интересные скульптуры , украшающие собор Нотр Дам. В частности, барочная скульптура «Пьета» за главным алтарем.

В нашей мы пройдемся по собору Нотр-Дам, обращая внимание на самое интересное и узнавая об истории и оформлении здания.

Сокровищница

Со стороны реки к Нотр-Даму примыкает небольшая пристройка, которая заслуживает особого внимания. Ведь именно в ней находится храмовая сокровищница, где хранятся важнейшие христианские реликвии (в том числе легендарный Терновый венец, попавший в Париж, по преданию, еще в 1239 году!), а также ценные предметы церковного обихода, представляющие собой изящные произведения искусства. Коллекция очень богата и разнообразна.

Интересные факты о соборе Нотр Дам

  • В 1572 году в соборе Нотр Дам состоялась очень необычная церемония венчания. Генрих Наваррский (будущий король Генрих IV) вступал в брак с Маргаритой де Валуа. Невеста была католичкой, и ничто не мешало ей быть в храме, а вот Генрих в то время был гугенотом, а потому был вынужден провести собственное венчание… на паперти, перед входом в храм.
  • Именно в соборе Нотр Дам де Пари начался легендарный судебный процесс над Жанной Д’Арк, который проходил уже после ее казни и полностью оправдал французскую героиню.
  • Знаменитые горгульи, которые украшают собор, имеют не только декоративное, но и вполне практическое значение: они являются частью водостоков, защищающих строение от воздействия дождевой воды. Собственно, само их название произошло от французского gargouille – «водосточная труба, желоб». Оформленные в виде гротескных персонажей, горгульи и химеры также символизируют человеческие грехи и злых духов, которые изгнаны их храма.
  • Если будете рассматривать высокий шпиль, который взмывает ввысь над собором Нотр Дам, можете заметить фигуры двенадцати апостолов, расположенных у основания шпиля. Любопытная деталь: все апостолы смотрят вокруг, и лишь апостол Фома повернулся к шпилю. Еще со Средних веков он считался покровителем строителей и архитекторов, и в его образе архитектор Дюк, проводивший реставрацию в XIX веке и восстановивший шпиль, изобразил самого себя! Именно поэтому апостол Фома так внимательно рассматривает сооружение.
  • На крыше его ризницы собора Нотр Дам (это небольшая пристройка с южной стороны) размещены пчелиные Также на площади перед собором находится археологическая крипта (Крипта Нотр-Да де Пари ), представляющая собой музей археологических артефактов, найденных в окрестностях Нотр-Дама во время раскопок. Экспонаты охватывают широчайший отрезок истории – почти 20 веков, начиная с античности и заканчивая XIX веком.
  • В южной части площади перед собором Нотр Дам восседает верхом на коне король Карл Великий , правивший франками в VIII и начале IX века. Памятник ему появился здесь во второй половине XIX века.
  • Восточная апсида Собора Парижской Богоматери выходит в уютный тенистый сад на берегу Сены, называемый сквером Иоанна XXIII . Именно отсюда можно рассмотреть прекрасные ажурные готические арки апсиды собора и его шпиль.
  • Чуть дальше, на самой восточной оконечности острова Сите, притаился еще один крошечный сквер – Иль де Франс . В нем находится Мемориал мученикам депортации, в память 200 000 французов, отправленных фашистами в концлагеря. А возле мемориала разбит красивый и ухоженный розовый сад.
  • Недалеко от собора, на живописной набережной О-Флер, стоит дом, в котором когда-то жили прославленные влюбленные Пьер Абеляр и Элоиза (дом №9).

Как видите, не только в самом соборе Нотр Дам, но и вокруг него можно провести много насыщенных и познавательных часов, рассматривая окружающие его сооружения, изучая памятники старины и отдыхая в близлежащих скверах. Ну а если пройти чуть дальше, то перед Вами откроются и другие исторические и архитектурные сокровища острова Сите: часовня Сен-Шапель, Дворец Правосудия, замок Консьержери и другие интересные достопримечательности. Они входят в маршрут нашей , в которой Вас ждет много увлекательных историй и интересных рассказов.

Нотр Дам: практическая информация

Как добраться

Из отдаленных районов Парижа добраться до Собора Парижской Богоматери удобнее всего на метро – неподалеку от собора расположены станции Cite и Saint-Michel – Notre-Dame .

А из близлежащих районов (например, 1, 2, 5, 6 округов) вполне удобно дойти пешком. Остров Сите, на котором расположен собор Нотр Дам де Пари, соединяется как с правым, так и с левым берегами Сены старинными мостами.

Собор закрыт на реконструкцию после пожара, случившегося в апреле 2019 года и серьезно повредившего сооружение.

Собор Парижской Богоматери возведен на месте, где когда-то стоял древнеримский храм, а позднее – христианская базилика. Этот собор – олицетворение классической готики, поражающий величием, богатством, красотой главного фасада и легкостью выполненных с восточной стороны ажурных аркбутанов. Величественный и прекрасный Собор Парижской Богоматери на протяжение многих столетий играл роль «сердца» столицы Франции. Здесь проводились императорские коронации и национальные похороны. В 1429 году состоялся благодарственный молебен, после того как Карл VII был коронован в Реймсе. В этом соборе венчались французские короли и королевы, в частности, Генрих IV c Маргаритой де Валуа.

Строительство Нотр-Дам-де-Пари началось в 1163 году во времена правления Людовика VII Французского. Историки расходятся во мнении, кому принадлежит честь заложить первый камень в основании собора – епископу Морису де Сюлли или папе Александру III. Достоверно известно только, что ранее на этом месте существовал гало-римский храм Юпитеру, а позднее – базилика Св.Стефана. Строительство длилось 182 года, и было завершено в 1345 году.

Здание имеет традиционную для католических соборов форму вытянутого креста. Начало строительства пришлось на время, когда готика только входила в свои права как стиль в архитектуре, поэтому, несмотря на доминирование вертикали, горизонталь ещё успешно с ней соперничает. Благодаря этому во всем облике здания прослеживается несравненная четкость. Главный фасад с горделивой высотой башен мощный и одновременно изящный. По горизонтали он разделен галереями на три яруса. В нижнем ярусе имеется три портала – Богородицы, Страшного суда и святой Анны. Между нижним и средним ярусом с главным витражом-розой находится Галерея Королей, которую составляют 28 статуй царей из Ветхого Завета.

Изначальный облик Нотр-Дама искажался временем и бесконечными войнами, приносящими разрушения. В частности, при Людовике XIV были разрушены могилы и витражи, а во время Великой французской революции по приказу Робеспьера – обезглавлены статуи, изображавшие французских королей. Позже выяснилось, что их выкупил один парижанин, якобы планируя использовать в качестве строительного материала. На самом деле новый владелец спрятал статуи под своим домом, где они и были обнаружены в 1977 году.

С 1844 по 1861 год архитектор Виолле-ле-Дюк осуществил реставрацию храма. Кроме стандартных для средневековых базилик эркеров, арок и колоннад, он дополнил здание множеством скульптурных изображений демонов, химер, чудовищ, диковинных птиц, гротескных фигурок злых монстров, которые, выглядывая из самых неожиданных мест фасада, иронично созерцают город с высоты. Кажется, что эти каменные изваяния, взгроможденные на готический пинакль, повисшие над выступом стены, или спрятавшиеся за шпилем, существуют целую вечность, погруженные в свои мысли о судьбах людей, копошащихся далеко внизу. В частности, прообразом для химер послужили средневековые горгульи. К созданию скульптур Виолле-ле-Дюк привлёк 15 скульпторов во главе с Жоффруа Дешоме.


Во время реставрации собор также получил новый дубовый, обшитый свинцом шпиль, высота которого составила 96 метров. Его предшественник был разобран в 1786 году. У подножия шпиля расположились четыре скульптурные группы работы Дешмо. Помимо бронзовых статуй апостолов в каждой группе присутствует животное, символизирующее одного из евангелистов. Поэтому рядом со святым Марком находится лев, Лукой – бык, Иоанном – орёл, а возле святого Матфея – ангел. Лики всех статуй обращены к Парижу, кроме Фомы, который смотрит на шпиль, вероятно, по той причине, что этот святой покровительствует архитекторам.

Одной из наиболее примечательных особенностей в облике Нотр-Дам-де-Пари являются витражи. Помимо своего прямого назначения – обеспечивать естественное освещение в соборе, витражи дополняют внутреннее убранство, заменяя, таким образом, настенную роспись. Большинство витражей были созданы в середине XIXв во время реконструкции. Интересно, что первоначально их предполагалось собрать из прозрачного стекла. Но известный французский писатель Проспер Мериме, который на тот момент был главным инспектором исторических памятников Франции, настоял на том, чтобы их выполнили похожими на средневековые, то есть разноцветными. Что касается витража над главным входом, то он достаточно хорошо сохранился от Средних веков, поэтому его отреставрировали, частично заменив недостающие элементы. В центре розы находится богородица, а на «лепестках» изображены всевозможные сценки из повседневной жизни крестьян, добродетели и пороки, знаки зодиака. Диаметр главного витража составляет 9,6 метров, а двух боковых роз – 13 метров, что делает их самыми большими в Европе.



Собор Парижской Богоматери славится своими колоколами. Самый большой из них звучит в тоне фа-диез, но его используют крайне редко. Четыре других колокола, каждый из которых имеет своё имя (Denise David (фа-диез), Hyacinthe Jeanne (фа), Antoinette Charlotte (ре-диез) и Angelique Francoise (до-диез)) радуют парижан и гостей столицы Франции дважды в день – в 8 и 19 часов.

В Нотр-Дам-де-Пари находится великолепный орган. Первый такой инструмент собор получил в 1402 году. Для этого в новый готический корпус поместили старый орган. В дальнейшем инструмент многократно перестраивали и реконструировали. Значительный вклад в усовершенствование органа в 1733 году внёс Тьерри, после чего в инструменте насчитывалось уже 46 регистров, разместившихся на пяти мануалах. Кроме того орган поместили в новый корпус, фасад которого был выполнен в стиле Людовика XVI. Следующую важную реставрацию провел в 1788 году Франсуа-Анри Клико.

Под руководством выдающегося французского органостроителя Аритида Кавайе-Колля в 1864-1867 годах произошла полная модернизация инструмента. В результате орган получил 86 регистров и механическую трактуру, оборудованную рычагами Баркера. Кроме того несколько изменилось звучание, которое приобрело традиционное для инструментов Кавайе-Колля мягкость.

С 1902 по 1932 год инструмент был в очередной раз расширен, а трактуру заменили на электро-пневматическую. Инициатором нововведений стал Луи Вьерн, который с 1900 по 1937 года служил титулярным органистом собора Парижской Богоматери.

Во время реконструкции 1959 года в органе заменили консоль на американскую, а трактуру – на электрическую. Для последнего усовершенствования было использовано порядка 700 км кабеля. Тем не менее, система оказалась ненадежной и часто выходила из строя, вследствие чего в 1992 году медный кабель заменили на оптический, а консоль компьютеризировали. На сегодняшний день орган является самым большим по числу регистров (111). Он состоит из 8000 труб, более 900 из которых были установлены ещё во времена Тьерри и Клико.

Титулярную должность органиста Нотр-Дам-де-Пари, которая является одной из самых престижных во Франции, сейчас занимают три музыканта: Филипп Лефевр, Оливье Латри, Жан-Пьер Лёгю.

То Собор Парижской Богоматери - «сердце» Парижа. Увековеченный Виктором Гюго, величественной громадиной Нотр-Дам-де-Пари возвышается над домами «Колыбели Парижа» - острова Сите - в центре города. Это одна из самых посещаемых достопримечательностей мира - 13 миллионов туристов в год.

Собор Парижской Богоматери - шедевр мировой готической архитектуры, несущий в себе элементы романского стиля, он возносится ввысь, как океанский лайнер удерживаемый на якоре мощными контрфорсами. Причина смешения архитектурных стилей в соборе кроется в продолжительности строительства собора, продолжавшееся около 200 лет за которые старые стили в архитектуре уступали место набирающим популярность новым. Собор заслуженно входит в список наивысших гениальных проявлений европейской цивилизации.

С XIII века Парижский собор на несколько столетий стал главным духовным очагом не только Парижа, но и всей страны и был называн «Приходом истории Франции», поскольку под его сводами произошли величайшие события истории государства. Напомним некоторые из них:

  • 1430 год - Генрих VI Английский одевает здесь Французскую корону
  • 1447 год - Карл VII Французский празднует в Соборе избавление от английского гнёта
  • 1572 год - Маргарита Валуа венчалась здесь с Генрихом Наваррским, бракосочетание было крайне странным: невеста - католичка стояла у алтаря, в жених протестант давал торжественные обеты, оставаясь на пороге храма
  • 1789 год - на месте статуи Пресвятой Девы Марии была посажена на трон певица мадемуазель Майяр, как богиня истины
  • 2 декабря 1804 года - в присутствии Папы Римского Пия VII Наполеон короновался императором Франции
  • 1853 год - бракосочетание императора Наполеон III и Евгении Монтийской
  • 26 августа 1944 года - генерал Де Голль празднует освобождение Парижа от фашистской оккупации, длившейся четыре года.

Саша Митрахович 29.11.2015 17:03

В античные времена на месте собора Парижской Богоматери находился галло - римский храм, посвящённый богу Юпитеру, с приходом христианства храм уступил место базилике. В 1163 году епископ Парижа Мориса де Сулли на этом месте начал строительство Собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари). Сначала были построены хоры, а затем, между 1180 и 1245 годами, были добавлены главный фасад и. . .


Саша Митрахович 20.12.2015 13:40


Каждая часть Собора Парижской Богоматери поражает своим великолепием, но над всем доминирует его готический фасад и две башни-близнеца. Собор расчленен на три части пилястрами вертикально и на три полосы горизонтально. В нижней части открываются три грандиозных портала: портал Пресвятой Девы, портал Страшного Суда, портала Св. Анны. Над главным входом помещается огромное круглое кружевное ок. . .


Саша Митрахович 20.12.2015 14:44


Интерьер собора Парижской Богоматери представляет собой чудо равновесия и пропорций, поражает изяществом орнамента и нежностью форм. Собор строили с расчетом на 10 000 человек, столько жителей было в средние века в , его длина достигает 130 метра а ширина и высота 48 и 35 метров соответственно.

Готические каноны не предусматривают росписи и в соборе нет фресок, но это открывает свободу для творчества проникающему через цветные витражи свету, он рисует прекрасные узоры в соборе.

Внутри собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) царит удивительный контраст между мраком центрального нефа и светом, падающим на первую большую колонну хора - этим как бы подчеркивается святость алтаря.

Этот свет попадает через дальние стены трансептов, которые на две трети состоят из стекла, включая великолепные пурпурные окна-розы. Все это, включая свод и парящие колонны, достигающие начала сводов, типично готические архитектурные элементы, тогда как простор вокруг колонн нефа и общее стремление к квадратному пространству характерно для романского стиля.

Великолепная роза, расположенная над главным входом, сохранила фрагментарно витражи 1225 года. Сквозь его цветные стекла, изображающие месяцы, знаки зодиака, добродетели и пороки, и Деву Марию в центре, проникают лучи солнца и освещают пять разделенных колоннами (диаметр 5 м) нефов и окружающие их двойную галерею. Над арками нефов, трансепта и хоров тянутся разделенные колонками окна трибуны, над которыми расположены другие большие окна.


Саша Митрахович 20.12.2015 15:25


Собор просто окутан многочисленными мифами и легендами, он утопает в них, нет уголка в храме за которым не числится хоть маленькая чудесная история. Легенды Нотр-Дама затмевают даже славу Версальского дворца Франции. Местом «невероятной силы» называют собор парижские гиды, которые знакомят людей с его историей и архитектурой. И ощущение силы этого места не пропадает никогда. Для мно. . .


Саша Митрахович 20.12.2015 15:30


Достопримечательности Нотр-Дам исчисляются десятками, осветить их все в одном формате сложно. Самые главные, основные достопримечательности Собора Парижской Богоматери выделены в отдельную статью.


Саша Митрахович 20.12.2015 17:01

В соборе проводятся бесплатные экскурсии; сбор при входе у экскурсионного стола. Можно также объединить осмотр интерьера с органными концертами (вход свободный), которые проходят каждое воскресенье в 16.00 или 17.00.

Экскурсия в сокровищницу предвидит знакомство с разными золотыми и серебряными драгоценностями, священнической одеждой, атрибутами религиозных ритуалов, но самым большим сокровищем Нотр-Дама-де-Пари в Париже есть терновый венец Иисуса Христа и гвоздь с креста на котором Он был распят. Крупнейший французский орган также размещен здесь.

Выбрав панорамную экскурсию, придется преодолеть винтовые лестницы, ведущие на вершину башен - на обзорную площадку. Преодолев 422 ступеньки вы получите свою награду - невероятный вид на остров Сите. Самый большой колокол собора находится здесь. Эмануэль (так называется этот колокол) весит более 13 тонн, но ее звучание можно услышать не часто, а только в дни крупнейших литургических праздников. Интересно будет посетить археологическую крипту. Это музей с раскопками. Находится он в подвальной части собора.


Саша Митрахович 20.12.2015 17:51

Собор в наши дни

Во Франции вы найдёте множество соборов, посвящённых Богоматери. Но Нотр-Дам де Пари занимает особое место в истории как Франции, так и мирового искусства.

В 2013 году Нотр-Дам отмечал свое 850-летие. К праздничным мероприятиям в честь этой даты были отлиты 9 новых колоколов. Кроме этого, специалисты реконструировали церковный орган, который является самым крупным во Франции. Его первый вариант появился в храме еще в начале XV века. Сейчас этот инструмент полностью компьютеризирован, при этом его корпус выполнен в стиле Людовика XVI.

В дальнейшем планируется создать особый «Маршрут паломника». Следуя по этому «пути», посетители смогут познакомиться с малоизвестной информацией о соборе и прилегающих к нему территориях.

На сегодняшний день Нотр-Дам-де-Пари является действующей церковью. Здесь постоянно проходят богослужения, во время которых используются современные видеоэффекты. Ежедневно в 8 часов утра и в 7 часов вечера можно услышать звон колоколов. Наряду с верующими в собор допускаются и туристы. У всех посетителей есть уникальная возможность осмотреть священные реликвии, а также ценные вещи, которые скопились в соборе за его долгую историю.

Как добраться

Адрес Собора Нотр-Дам

  • 6 pl. du Parvis Notre-Dame
  • Метро: Cite или St-Michel RER: St-Michel

Расположение на карте Парижа:

Время работы Собора

  • 8.00 — 18.45 (суббота и воскресенье: до 19.15)

Время работы башен и Галлереи химер (может отличаться от времени работы самого Собора)

  • 1 октября — 31 марта: 10.00 — 17.30
  • 1 апреля — 30 сентября: 10.00 — 18.30 (по субботам и воскресеньям в июне, июле и августе до 23.00)
  • Вход прекращается за четверть часа до закрытия
  • Собор закрыт: 1 января, 1 мая и 25 декабря

Вход в собор бесплатный. В башни — платный для взрослых, до 18 лет бесплатно.