Одним из первых женских высших учебных заведений в Российской империи стали Бестужевские высшие женские курсы. Созданы они были в 1878 году, а своё существование прекратили в 1918 году. В общей сложности просуществовали они 40 лет, а окончили их почти 7 тыс. женщин. Учредителем и первым директором курсов стал историк и тайный советник Константин Николаевич Бестужев-Рюмин (1829-1897). Официально курсы назывались – Высшие женские курсы в Санкт-Петербурге. А неофициально их именовали «бестужевские». Открыли их для учениц 20 сентября 1978 года.

Данное событие стало завершающим штрихом долгой эпопеи, начавшейся в середине XIX века. Ещё в 1856 году император Александр II распорядился создать в губернских городах женские школы, соответствующие по уровню образования гимназиям. В 1858 году при Павловском институте в Санкт-Петербурге открылось Мариинское женское училище. В 1859 году таких училищ в столице насчитывалось уже 5. Появились они и в других городах империи.

Вопрос о высшем женском образовании получил широкое обсуждение в начале 60-х годов. В 1868 году 400 женщин, большинство которых относилось к высшим кругам, написали письмо ректору Санкт-Петербургского университета с просьбой создания специальных курсов или лекций для женщин. Было также подано прошение о создании соответствующих курсов министру народного просвещения. Результатом этого и стали Бестужевские высшие женские курсы. При этом надо отметить, что появился и ряд других аналогичных учебных заведений.

Обучение на курсах было платным. Брали туда женщин, окончивших гимназию и политически благонадёжных. Зачисление производилось по конкурсу аттестатов без вступительных экзаменов. Помимо денежных средств от учащихся, поступали финансовые вливания от Министерства народного просвещения. Также практиковались добровольные пожертвования. Всем финансированием заведовало специальное общество, избираемое на 3 года.

До 1881 года курсы были 3-годичными, а затем стали 4-годичными. Имелось 3 отделения: физико-математическое, специально-математическое и словесно-историческое. В 1906 году добавили юридическое отделение. Помимо лекций практиковались практические занятия. Для этого имелись лаборатории и специальные кабинеты. Преподавательский состав не был постоянным. Преподавателей приглашали на время из университета и иных высших учебных заведений столицы.

Учащиеся изучали богословие, историю педагогики, психологию, новую и древнюю философию, латинский, французский, немецкий, английский языки. Те, кто учился на физико-математическом отделении, получали знания по математике, физике, химии, физической географии. При этом слушательницам разрешалось менять отделения, но только при условии сдачи соответствующих экзаменов.

Надо отметить, что конец XIX века в Российской империи характеризовался революционными настроениями. В результате этого людей делили на благонадёжных и неблагонадёжных. Данная тенденция отразилась и на Бестужевских высших женских курсах. В 1886 году набор на курсы был прекращён из-за неблагонадёжности отдельных учениц. Только в 1889 году набор возобновился. Но при этом плату за обучение повысили, а для зачисления стали требовать письменное согласие родителей либо опекунов и справку о наличии достаточных финансовых средств.

В 1906 году ввели новую систему преподавания и обучения. Теперь слушательницы могли по собственному усмотрению выбирать лекционные курсы, а преподаватели получили возможность уделять больше времени практическим занятиям. Но, несмотря на то, что курсы существовали с 1878 года, только в 1910 году свидетельство об окончании стали приравнивать к диплому университета.

В 1914 году, когда началась Первая мировая война, финансовая ситуация высших женских курсов резко ухудшилась. Значительная часть собственности была отдана под доходные дома, чтобы хоть как-то свести концы с концами. В 1918 году курсы были закрыты и преобразованы в Третий Петроградский университет. В 1919 году он влился в состав единого Петроградского университета. Тот с 1991 года является Санкт-Петербургским государственным университетом.

Находились Бестужевские высшие женские курсы вначале в частном доме Боткиной на Сергиевской улице. В 1885 году было построено здание на 10-й линии Васильевского острова. В дальнейшем оно разрослось за счёт новых корпусов и общежитий. В 1909 году образовался единый комплекс построек. В 1914 году было построено ещё одно новое здание, но с началом войны его отдали под госпиталь.

Известными слушательницами курсов были: Любовь Дмитриевна Блок (жена поэта Блока), Надежда Константинова Крупская, Анна Ильинична Ульянова (сестра Ленина), советская писательница Ольга Дмитриевна Форш, русская революционерка Аполлинария Александровна Якубова, поэтесса Анна Дмитриевна Радлова и другие .

Первый период (1872-1888)

В начале 1871 года сверхштатный профессор всеобщей истории Московского университета В. И. Герье направил попечителю Московского учебного округа князю П. А. Ширинскому-Шихматову записку о целесообразности открытия в Москве высших женских курсов, к которой присовокупил проект «Положения о высших женских курсах», в котором изложил цель и программу создаваемых курсов. В мае 1872 года министр народного просвещения граф Д. А. Толстой дал согласие на открытие в Москве высших женских курсов как частного учебного заведения и утвердил «Положение о высших женских курсах».

В 1872-1873 годах курсы располагались в помещении на Волхонке, в 1873-1876 годах - в помещении Музея прикладных знаний на Пречистенке , 32 и в 1877-1888 годах - в здании, специально выстроенном для Политехнического музея.

Постоянные слушательницы должны были при вступлении предоставить документ о среднем образовании или выдержать вступительные экзамены по русской и всеобщей истории, русской и всеобщей литературе. Слушательницы также представляли автобиографию, свидетельство генерал-губернатора о нравственном поведении и политической благонадёжности, две фотографии и, в обязательном порядке, разрешение старшего мужчины в семье или супруга.

Численность слушательниц на курсах была по тем временам довольно высокой: в первый год по открытии курсов она доходила до 70 (большая часть слушательниц перешла с Лубенских курсов), затем до 1878 года она колебалась между 103-107, а с 1879 года численность слушательниц постепенно возрастала, достигнув в 1884/85 учебном году 256.

В 1881 году на курсах была введена новая гуманитарная дисциплина - история философии.

Лекции на курсах читали известные профессора Московского университета (в Уставе было специально оговорено, что в качестве преподавателей будут приглашаться преимущественно профессора университета). Среди первых преподавателей были: профессор Ф. А. Бредихин (физика, астрономия), профессор А. Н. Веселовский (русская литература), профессор П. Г. Виноградов (история средних веков), профессор В. О. Ключевский (русская история), ректор Московского университета, профессор В. С. Соловьёв и Л. М. Лопатин (история философии), В. И. Герье (история), профессор Н. И. Стороженко (всеобщая литература), профессор Н. С. Тихонравов (древняя русская литература) , Ф. И. Буслаев (история искусств). С 1877 года историю русского языка и древнерусскую литературу преподавал В. Ф. Миллер . Позже политэкономию преподавал А. И. Чупров , физику - А. Г. Столетов , историю зарубежной литературы - профессор А. А. Шахов .

Руководил работой курсов педагогический совет, возглавляемый профессором С. М. Соловьёвым. В попечительный комитет курсов входили Е. К. Станкевич (в девичестве - Бодиско (1824-1904), жена А. В. Станкевича), К. Т. Солдатенков , Е. И. Герье.

За 16 лет курсы выдали 41 диплом, который давал право на преподавание в старших классах женских гимназий, кроме того, 322 студентки сдали выпускные экзамены, что давало им право на преподавание в младших классах гимназий .

В 1882-1885 годах на курсах училась Мария Павловна Чехова , после окончания которых 18 лет преподавала историю и географию в частной московской женской гимназии Л. Ф. Ржевской. Выпускницами Высших женских курсов этого периода были: Зинаида Иванова (Н. Мирович) и Екатерина Клетнова . В разное время на курсах учились: Вера Муромцева, будущая жена И. А. Бунина, переводчица, публицист; близкий друг А. П. Чехова Лидия Мизинова, актриса, переводчица, мемуарист, литературный и театральный критик, ставшая прототипом Нины Заречной в пьесе «Чайка»; Надежда Афанасьевна Булгакова, родная сестра М. А. Булгакова .

Слабоумные люди, заправлявшие в 80-х годах, полагали, что одержали большой успех над революцией, запретив приём девиц на Высшие женские курсы. Но десять лет спустя сами убедились в своей ошибке и стали думать о восстановлении курсов.

Второй период (1900-1918)

В 1900 на курсы поступили выпускницы средних учебных заведений из 41 губернии. Новые курсы уже не были частным заведением, получая часть средств от Министерства народного просвещения .

На курсах преподавали такие выдающиеся учёные, как В. И. Вернадский (со своим учеником В. В. Карандеевым), С. А. Чаплыгин, С. С. Намёткин , Н. Д. Зелинский , А. А. Эйхенвальд , Б. К. Млодзиевский , А. Н. Реформатский , И. А. Ильин , А. В. Цингер , Б. А. Кистяковский и др. Одной из первых женщин-профессоров стала выпускница курсов О. Н. Цубербиллер , автор многократно переиздававшегося учебника по аналитической геометрии «Задачи и упражнения по аналитической геометрии».

С 1910 года профессор Н. Д. Виноградов стал читать курс истории педагогических учений .

В 1915/16 учебном году Московским высшим женским курсам было предоставлено право проведения выпускных экзаменов и выдачи дипломов о высшем образовании. К 1918 году курсы насчитывали 8,3 тысячи слушательниц, уступая в этом только МГУ .

По инициативе бывших слушательниц было учреждено «Общество для доставления средств московским высшим женским курсам».

За 1900-1913 годы численность курсисток увеличилось с 223 до 7155 . МВЖК стали одним из крупнейших вузов Российской империи .

В этот период окончила курсы Вера Степановна Нечаева , в будущем известная исследовательница творчества Ф. М. Достоевского , автор самой полной научной биографии В. Г. Белинского . В 1910 году естественное отделение окончила Надежда Николаевна Сушкина (1889-1975), почвовед-микробиолог, впервые давшая оценку влияния микроорганизмов на состав природных образований. В 1907-1914 годах на курсах училась Белла Розенфельд, первая жена Марка Шагала . В 1917 году курсы окончила Лидия Карловна Лепинь (1891-1985), специалист по физической и коллоидной химии, будущий академик АН Латвийской ССР.

Согласно протокола комиссии Наркомпроса РСФСР от 16 октября 1918 года МВЖК были преобразованы во 2-й Московский государственный университет .

Примечания

  1. Положение о Высших женских курсах в Москве и речи, произнесённые при открытии Курсов 1 ноября 1872 года профессорами Московского университета св. А. М. Иванцовым-Платоновым, С. М. Соловьевым и В. И. Герье. - М. : Универ. тип., 1872. - 32 с.

Сегодня купил на Вернисаже у бабульки. Зацепило.
Отличная сохранность, четкое фото.
В Интернете подобного билета пока не нашел, так что возможно раритет.
Про Королеву Марию Матвеевну тоже пока информации к сожалению нет, так что если у кого есть доступы в архивы, буду признателен!

Министерство Народного Просвещения.
Московские Высшие Женские Курсы.

(IMG: http://s9.image1.org/images/2014/01/12/1/e6f05098cb4234a6997b9d51d9918654.jpg)

И о самих курсах краткий экскурс в историю.

Московские высшие женские курсы (МЖВК)

Нужно уделить внимание зданию, где размещались Московские высшие женские курсы (МЖВК). В мае 1872г. министр народного просвещения граф Д.А.Толстой согласился открыть в Москве высшие женские курсы как частное учебное заведение и утвердил «Положение о курсах», и 1 ноября 1872г. на Волхонке в здании Первой мужской гимназии состоялось торжественное открытие Московских высших женских курсов. Надо отметить, что долгое время считалось, что высшее образование приносит женщинам только вред, женщины в университеты не допускались, и многие сферы деятельности были для них закрыты.
Первоначально обучение было рассчитано на 2 года, а с 1879г. - на 3 года. Московские курсы имели историко-филологическую направленность, а основными предметами были русская и всеобщая история, русская и всемирная литература, история цивилизации и история искусств. Физика, астрономия, математика, гигиена с 1879г. преподавались по сокращенной программе. Обучение стоило 30 рублей в год за весь курс для студенток и 10 рублей в год за отдельный предмет для вольноопределяемых.
Слушательниц на курсах было по тем временам довольно много: в первый год после открытия МВЖК доходило до 70, а затем колебалось между 103 и 107, и постепенно возросло до 256 в 1885г.
Но в 1886г. прием на курсы был запрещен, и в 1888г. МВЖК закрылись.
"Слабоумные люди, заправлявшие в 80-х годах, полагали, что одержали большой успех над революцией, запретив прием девиц на Высшие женские курсы. Но десять лет спустя сами убедились в своей ошибке и стали думать о восстановлении курсов "- писал В.И.Герье.
(IMG: http://s9.image1.org/images/2014/01/12/1/221908c122f92c5d2986dbc484db3191.jpg)
Новые курсы после открытия уже не были частным учебным заведением, и получали часть средств от Министерства народного просвещения. Срок обучения в 1900г. увеличился до 4 лет . Было два отделения - историко-филологическое и физико-математическое, а в 1906г. открылся медицинский факультет (сейчас РГМУ).
До 1905г. директором МВЖК был В.И.Герье, а потом, в отсутствии находившегося за границей В.И.Герье, директором был выбран В.И.Вернадский. Но так как он одновременно стал помощником ректора Московского университета, В.И.Вернадский к исполнению своих обязанностей так и не приступил, и на новых выборах директором курсов был выбран С.А.Чаплыгин.

В 1905г. Московская городская управа решила бесплатно передать высшим женским курсам земельный участок на Девичьем поле по Малой Царицынской улице (сейчас Малая Пироговская) . 3 июня 1907г. было заложено здание учебных корпусов по проекту C.У.Соловьева, а уже в 1908г. открылись корпуса физико-химического факультета и анатомического театра, украшенные барельефами работы Ф.Ф.Кенигсэдера, в 1913г. - Аудиторный корпус МВЖК (сейчас главный корпус МПГУ).
В 1911г. из-за конфликта между Московским университетом и министром народного просвещения Л.А.Кассо, Московский университет покинула большая группа преподавателей, большинство из которых начали преподавать на МВЖК . А в 1913г. для курсов была куплена зоологическая коллекция профессора А.Ф.Котса, которая положила начало Дарвиновскому музею на улице Вавилова.
В 1915-1916 учебном году Московские высшие женские курсы получили право проводить выпускные экзамены и выдавать дипломы о высшем образовании. К 1918г. курсы насчитывали 8 300 учащихся и по численности уступали только МГУ. То есть МВЖК стали одним из крупнейших вузов Российской империи.
В сентябре 1918г. МВЖК были преобразованы во 2-й Московский государственный университет, а в 1930 - в Педагогический институт.

История МПГУ

Московский педагогический государственный университет (МПГУ) – одно из старейших учебных заведений России. Став в 70-е годы XIX века первым и ведущим учебным заведением в России, созданным поддержать стремление женщин посвятить себя науке и предоставить им возможность получения высшего образования, МПГУ в течение всего XX столетия и в начале нового тысячелетия сохранял и продолжает сохранять и укреплять лидирующие позиции в системе образования России. МВЖК – 2-ой МГУ – МГПИ – МПГУ – таковы исторические вехи в становлении университета, которые определили развитие отечественной и мировой теории и практики образования, а также внесли весомый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Создателям вуза во второй трети XIX века удалось решить вопрос, предопределивший развитие не толь­ко образования, но и общества России в целом на все последующие годы . С созданием МВЖК женщины любого сословия в России смогли получить высшее образование на ро­дине, тогда как ранее незначительная часть девушек из привилегированных слоев об­щества получала его в зарубежных университетах. Это событие стало выдающимся завое­ванием демократической общественности России. За многие десятилетия своего существования университет прошел славный путь от Московских высших женских курсов, основанных в 1872 г. членом Государственного совета, профессором истории В.И. Герье, до крупнейшего, первого в отечественной истории педагогического вуза, который по праву входит в элиту российской высшей школы.

Вся история МПГУ – от Московских высших женских курсов до сегодняшнего дня – убедительно свидетельствует, что даже в самые сложные периоды жизни страны университет был и остается уникальным центром отечественного образования, науки и культуры. Традиции университета, основу его научных школ, высокое качество подготовки педагогических кадров для системы образовательных учреждений заложили корифеи отечественной науки, осуществлявшие преподавательскую и исследовательскую деятельность в стенах МПГУ. Каждый из исторических этапов развития университета отличался блестящим профессорско-преподавательским составом . Здесь читали лекции и вели практические занятия выдающиеся ученые, которые заложили прочные основы и традиции университетского преподавания, неотрывно связанные с научно-исследовательской деятельностью преподавателей и студентов.

Основателями ведущих научных школ по разным направлениям были выдающиеся деятели науки и культуры. На МВЖК курс астрономии читал профессор Московского университета Ф.А. Бредихин, возглавивший знаменитую Пулковскую обсерваторию . За разработанную теорию кометных форм и теорию происхождения метеорных потоков он был удостоен почетного звания академика Петербургской Академии наук. Долгое время на курсах работал астроном П.К. Штернберг – специалист в области гравиметрии и фотографической астрономии, основатель астрономического института , названного впоследствии его именем. Физику преподавал курсисткам МВЖК профессор А.Г. Столетов – выдающийся русский физик и электротехник , один из организаторов физической науки в Москве. Лекции по общему землеведению читал еще один будущий академик – географ, антрополог, этнолог и археолог, основатель российской научной географической школы – Д.Н. Анучин . Прочный фундамент знаний по истории и литературоведению обеспечивали профессора В.И. Герье, С.Ф. Фортунатов, П.Г. Виноградов, М.С. Корелин, М.М. Богословский. Бессменным преподавателем истории России на МВЖК являлся В.О. Ключевский – звезда русской исторической науки, профессор Московской духовной академии, располагавшейся в Троице-Сергиевой лавре . Среди профессоров, преподавателей, лекторов и ассистентов МВЖК имена многих известны не только специалистам в области истории образования и науки. Достаточно вспомнить химиков: А.Н. Реформатского – специалиста в области синтеза спиртов и Н.Д. Зелинского – одного из крупнейших исследователей соединений углеводорода, разработавшего методологию изучения состава и способов преобразования нефти и изобретателя угольного противогаза , благодаря которому в годы первой и второй мировых войн были спасены сотни тысяч жизней русских солдат ; математика и физика С.А. Чаплыгина – академика АН СССР, одного из основоположников современной гидроаэродинамики ; академика АН СССР, кристаллографа и минеролога В.И. Вернадского , читавшего курс минералогии и создавшего минералогический музей МВЖК; биологов М.А. Мензбира – автора классических исследований по географии животного мира, впервые систематизировавшего орнитологическую фауну России, и Н.К. Кольцова – одного из основателей генетики в России ; физиолога М.Н. Шатерникова – основоположника физиологии питания , знаменитого своими исследованиями процесса обмена веществ; философов Л.М. Лопатина, П.И. Новгородцева и С.Н. Трубецкого; историков М.К. Любавского, Ю.В. Готье, И.В. Цветаева – основателя Музея изящных искусств в Москве. Математик Б.К. Млодзеевский , занимавшийся проблемами дифференциальной и алгебраической геометрии и математического анализа, стал одним из наиболее активных организаторов работы физико-математического факультета МВЖК. В обсерватории МВЖК начал свою работу будущий академик А.А. Михайлов, создавший звездный атлас, который студенты используют на занятиях и сегодня.

В 20-30-е годы всемирную известность приобрели такие ученые физико-технического отделения педагогического факультета 2-го МГУ, как покоритель Арктики, автор трудов по высшей алгебре (теории групп), разработчик гипотезы образования тел Солнечной системы в результате конденсации осколочного газово-пылевого облака О.Ю. Шмидт ; три будущих академика – один из основателей отечественной астрофизики, автор многочисленных трудов по физике звезд В.Г. Фесенков ; основатель научной школы по спектроскопии и спектральному анализу, первооткрыватель селективного рассеивания света Г.С. Ландсберг ; будущий лауреат Нобелевской премии и Государственных премий СССР, академик АН СССР, автор трудов по ядерной физике, теории излучения, теории твердого тела, по проблемам управляемости термоядерного синтеза И.Е. Тамм ; один из основателей советской школы теории чисел и теории вероятностей А.Я. Хинчин ; лауреат Ленинской премии, академик АН СССР, математик, основатель научной школы по топологии, автор многочисленных трудов по теории множеств и теории функций П.С. Новиков ; специалист по физической географии и геоморфологии Б.Ф. Добрынин; В.Ф. Каган , создавший школу дифференциальной геометрии.

Важные достижения в области наук о природе принадлежали профессорам и преподавателям естественного отделения педагогического факультета. Среди них можно выделить автора классических трудов по неорганической и органической химии профессора А.Н. Реформатского ; выдающегося советского зоолога, основателя московской школы териологов, автора трудов по систематике млекопитающих, географии животных, одного из родоначальников отечественного экологического движения и экологической науки С.И. Огнева . В этом ряду следует назвать профессора С.С. Наметкина – академика АН СССР, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, химика-органика, одного из разработчиков методов каталитической переработки нефти, автора трудов по теоретической химии углеводородов. Существенный вклад в развитие географической науки внесли профессора и преподаватели географического отделения. Н.Н. Баранский стал основоположником экономической географии в Советском Союзе.

В 1925 г. была открыта аспирантура.

В 1926 г. создан НИИ педагогики.

В здании главного корпуса 2-ого МГУ выступали общественные и политические деятели: М.И. Калинин, А.В. Луначарский, Н.А. Семашко, Н.В. Крыленко . Часто встречались со студентами герои гражданской войны М.Н. Тухачевский, Г.Г. Гай, Р.П. Эйдеман, И.О. Кутяков.

Большую помощь студентам оказывали артисты, писатели и поэты, принимая участие в концертах, сборы от которых поступали в студенческие кассы (В.И. Качалов, И.М. Москвин, Н.А. Нежданова, Н.А. Обухова, И.Е. Козловский, И. Эренбург).

20 сентября (2 октября) 1878 г. в Санкт-Петербурге в здании Александровской гимназии на Гороховой улице состоялось торжественное открытие первого высшего учебного заведения для женщин в России.

Их организаторами были известные общественные деятели А.П.Философова, Н.В.Стасова, О.А.Мордвинова, В.П.Тарновская, Н.А.Белозерская, Е.И.Конради, М.А.Менжинская, а также профессора С.-Петербургского университета А.Н.Бекетов, Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов, А.М.Бутлеров, К.Н.Бестужев-Рюмин. Первым директором курсов стал историк К. Н. Бестужев-Рюмин, впоследствии это заведение стало называться в его честь.

На курсы записалось 814 человек (постоянные слушательницы и вольнослушательницы). Бестужевские курсы были частным учебным заведением, Министерство народного просвещения и Санкт-Петербургская Городская Дума выделяли лишь 3 тысячи рублей в год, в основном курсы содержались на средства Общества для доставления средств Высшим женским курсам.

В 1885 г. для Высших женских курсов на 10-й линии Васильевского Острова было построено собственное здание по проекту академика архитектуры А. Ф. Красовского при участии В. Р. Курзанова. В дальнейшем здание ВЖК стало разрастаться за счёт пристраивания к главному зданию флигелей и корпусов.

На курсах существовало три факультета: историко-филологический, физико-математический (первоначально разделённый на физико-математическое и специально-математическое отделения) и юридический (открыт в 1906 г.).

После революции 1905 г. курсы получили автономию. Совету профессоров было разрешено выбирать директора из своей среды. Был реорганизован и учебный процесс. На Бестужевских курсах была введена новая система, названная предметной, позволившая слушательницам выбирать по желанию лекционные курсы, а преподавателям - разнообразить и расширить систему практических занятий и курсов. В 1910 г. Государственный Совет признал Петербургские Высшие женские (Бестужевские) курсы высшим учебным заведением с объёмом преподавания, равным университету. Свидетельства об окончании ВЖК были приравнены к дипломам университета.

Бестужевские курсы просуществовали 40 лет, с 1878 по 1918 год, а в 1918-ом курсы, в качестве Третьего Петроградского университета, были соединены с Первым Петроградским университетом. Высшие женские курсы вошли в историю русского просвещения как единственное высшее женское учебное заведение, пережившее реформы 1880-х годов (остальные - с середины 1880-х годов были закрыты, и в начале ХХ столетия лишь некоторые из них смогли возродиться).

Бестужевские курсы в русской культуре - это уникальное явление. За 32 выпуска - (1882 г. до в 1916 г.) Высшие женские курсы окончило 6933 человека. Наибольшее количество получило образование на историко-филологическом факультете (4311 человек), физико-математический факультет окончило 2385 человек и юридический - 237. Основная часть выпускниц стали преподавателями в средней школе, многие стали сотрудницами библиотек и других просветительских учреждений. Бестужевские курсы воспитали немало выдающихся учёных, писательниц, деятелей общественного движения.

Бестужевские курсы вошли в историю русского просвещения как первое высшее женское учебное заведение университетского типа.

Расстановка ударений: ВЫ`СШИЕ ЖЕ`НСКИЕ КУ`РСЫ

ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ КУРСЫ - высшие женские учебные заведения в дореволюционной России. Возникли под влиянием революционно-демократич. движения 60-х гг. 19 в.

В 1863 в ответ на запрос Мин-ва нар. просвещения большинство ун-тов, за исключением Московского и Дерптского, высказалось за предоставление женщинам права на высшее образование. Несмотря на это, по университетскому уставу 1863 доступ в ун-ты женщинам не был разрешён.

Многие рус. женщины получали высшее образование в Цюрихе (Швейцария), где с 1867 был открыт приём женщин в ун-т и политехнич. ин-т. Царское пр-во, встревоженное тем, что женщины, получившие высшее образование в Швейцарии, "не могут возвращаться обратно иначе, как с идеями и направлением, не соответствующим строю", создало комиссию для обсуждения вопроса "о мерах, вызываемых постоянно возрастающим приливом русских женщин в Цюрихский университет и некоторыми прискорбными явлениями в их среде",

Организации В. ж. к. в России предшествовала более чем десятилетняя борьба за создание женских ун-тов, в к-рой приняли участие широкие круги рус. общественности.

Первые В. ж. к. с разрешения пр-ва были открыты в 1869 (Аларчинские в Петербурге н Лубянские в Москве), Одним из этапов борьбы за женский ун-т была организация в Петербурге в 1870 систематических "Публичных лекций" для мужчин и женщин. Эти лекции получили название "Владимирских курсов" по имени Владимирского уч-ща, где они помещались За деятельностью В. ж. к. был установлен надзор.

В 1872 были открыты Высшие женские мед. курсы при Медико-хирургич. академии в Петербурге и В. ж. к. проф. Моск. ун-та В. Н. Герье в Москве. Открывшиеся в 1876 в Казани и в 1878 в Киеве В, ж. к. имели по 2 ф-та: физико-математический и историко-филологический. В 1878 в Петербурге кружком прогрессивной интеллигенции во главе с учёным и общественным деятелем А. К. Бекетовым были учреждены Бестужевские В. ж. к. (названы по имени проф. рус. истории К. Н. Бестужева-Рюмина, к-рый по требованию Мин-ва нар. просвещения был их официальным учредителем и возглавлял курсы в 1878 - 82).

Подавив революционно-демократич. движение 70-х гг., царское пр-во в 1881 предрешило закрытие всех В. ж. к. В 1886 по распоряжению Мин-ва нар. просвещения приём на В. ж. к. был прекращён, и несколько позже они были закрыты. Возрождение В. ж. к. связано с революционным движением конца 19 - нач. 20 вв. В Петербурге и в Москве были восстановлены нек-рые В. ж. к., стали открываться новые, однако с целым рядом ограничений. В Петербурге в 1904 открылись Стебутовские высшие женские с.-х. курсы, в 1906 - Женский политехникум, Историко-литературные и юридич. женские курсы Раева, Юридпч. курсы Песковской, Естественно-научные курсы Лохвицкой. В Москве были организованы: Историко-филологич. и юридич. курсы Полторацкой, Высшие женские пед. курсы, Высшие женские мед. курсы, Высшие женские с.-х. курсы. В течение 1905 - 16 В. ж, к. были созданы в Одессе, Харькове, Киеве, Варшаве, Дерпте, Казани, Тифлисе, Новочеркасске, Томске. Курсы не финансировались правительством и существовали на благотворительные средства и плату за обучение.

Значительную роль в развитии женского образования в России сыграли курсы Герье и особенно Бестужевские курсы. Общеобразовательные курсы Герье вначале были двухгодичными, с 1879 был введён трёхлетний, а затем и четырёхлетний срок обучения. Преподавали на курсах профессора Моск. ун-та, в т. ч. выдающиеся рус. учёные В. О. Ключевский, Ф. А. Бредихин, Ф. И. Буслаев, Д. Н. Анучин и др. Попытка добиться для оканчивающих курсы права преподавания во всех классах женских гимназий была отклонена правительством. Хотя курсы да вали знания в объёме историко-филологич. ф-та ун-та, выпускницам не присваивалось никакого звания. Как и другие В. ж. к., курсы Герье в конце 80-х гг. были закрыты. В 1900 они открылись в составе трёх ф-тов: историко-филологического, физико-математического и специально математического; в 1906 был создан мед. ф-т.

Бестужевские курсы были первым женским ун-том в России. В состав курсов входили 3 ф-та: словесно-исторический, физико-математический и специально математический, в 1906 открылся 4-й ф-т - юридический. Срок обучения на курсах до 1881 был 3-годичный, а затем 4-годичный. Лекции читали профессора Петербургского ун-та, в частности Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Д. Н. Овсянико-Куликовский, О. Ф. Миллер и др. Менее других уч. заведений связанные опекой Мин-ва нар. просвещения курсы имели возможность применять передовые методы преподавания, основанные на самостоятельной работе слушательниц. В 1886 - 89 приём на курсы был прекращён, но они были единственными В. ж. к., к-рые продолжали работать в эти годы благодаря широкой общественной поддержке. В 1889 пр-во было вынуждено разрешить новый приём слушательниц на курсы, но лишило их автономии, к-рой они пользовались в первые годы; была повышена плата за обучение, слушательницам разрешено проживание только у родных или в общежитии и т. д. После 1905 на курсах была введена предметная система обучения. Число слушательниц на Бестужевских курсах в год их организации - св.880 чел. (в т. ч. 348 вольнослушательниц), в 1914 - ок. 7 тыс. Выпускницы курсов получали право преподавать в женских ср. уч. заведениях и в младших классах мужских ср. школ.

На В. ж. к. учились многие деятельницы революционного движения, напр., на Бестужевских курсах - Н. К. Крупская, А. И. Елизарова-Ульянова, П. Ф. Кудели, К. Н. Самойлова, участница трёх революций Л. А. Фотиева, один из организаторов Болгарской компартии Н. Благоева и др. Многие курсистки участвовали в народовольческом движении и в первых марксистских кружках. Из среды слушательниц В. ж. к. вышло немало замечательных деятелей науки и искусства, в т. ч. действительный член АН СССР П. Н. Полубояринова-Кочина, чл.-корр. АН СССР В. Пигулевская, писательница А. Караваева и др.

После Вел. Окт. социалистич. революции, когда женщины получили широкий доступ во все вузы, В. ж. к. как особый тип вуза перестали существовать.

Лит.: Лихачева., Материалы для истории женского образования в России, [кн.] 2. СПБ, 1893; Некрасова В., Из прошлого женских курсов, М, 1886; Высшие женские курсы в С.-Петербурге Краткая историч. записка 1878 - 1903 гг., 3 изд., [СПБ], 1903; Мижуев П. Г., Женский вопрос и женское движение, СПБ. 1906; Кудрявцева А. А. и Цветаева Е. М., Высшие женские Голицинские сельскохозяйственные курсы, "Вестник высшей школы", 1958, № 10, Боброва Л. А., "Высшие женские курсы проф. Герье" в Москве (1872 - 1888), в кн.: Труды Моск. историко-архивного ин-та, М., 1961, № 16.


Источники:

  1. Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., "Советская Энциклопедия", 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.